Меню Рубрики

Загрязнение и охрана окружающей среды. Конспект урока "загрязнение и охрана окружающей среды"

Светлана Владимировна , учитель географии, МБОУ СОШ №12 г. Красногорска

ЦЕЛИ УРОКА : 1.Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; 2. Рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды; 3. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.

ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, учебники, схемы и таблицы по теме (наглядный материал), презентация.

ТИП УРОКА : урок-семинар с использованием

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока - “Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы”. Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем. (Слайд №1). К концу нашего урока вы должны будете заполнить таблицу (Слайд №2).

III. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» - говорит народная пословица. Загрязнение окружающей среды - это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. (Слайд № 4).

Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

2. Доклады учащихся.

Отдельные учащиеся делают сообщения о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы. Остальные ученики кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради (Приложение№2)

Обсуждение вопросов семинарского занятия после чтения сообщения о загрязнении гидросферы (слайд №7 - 12)

1. Расскажите, об опасности загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.

Нефть - основной загрязняющий компонент, который попадает в воду с нефтеочистительных заводов, при разгрузке, очистке или аварии танкеров. В марте 1989г. американский танкер “Эксон Валдиз” сел на мель у побережья Аляски, разлив 240000 баррелей нефти (более 40000 тонн), которая уничтожила все живое на сотни километров вокруг. Основная опасность загрязнения нефтью заключается в том, что разливаясь на сотни километров маслянистой тонкой пленкой по поверхности воды, она перекрывает доступ кислорода в слои воды, снижает испарение, угнетает развитие планктона и это приводит к гибели живых организмов.

2. Как можно решить проблему обеспечения пресной водой населения Земли?

Инженерами разработаны полуфантастические проекты перекачки пресной воды по трансокеанским трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки - в Африку. Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов (длина - 1000 м, ширина - 600 м, высота - 300 м). Для этого потребуется пять-шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковым материалом должна предохранить его от таяния. Даже если за время такой транспортировки айсберг сильно “похудеет” и потеряет большую часть своей массы, она все же окажется экономически оправданной. Таяние же айсберга в месте назначения может продолжаться примерно год.

3. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.

Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.

После прослушивания сообщения о загрязнении атмосферы (слайд № 14 - 16) учащиеся отвечают на вопросы семинарского занятия, полученные заранее:

1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле? Воздух является важнейшим условием жизни на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Основные загрязнители атмосферы - окись углерода (СО) и сернистый газ (SO 2 ). Из уроков химии мы знаем, что он образуется при сжигании минерального топлива.

Углекислый газ (СО 2 ) естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами:

Транспорт выделяет 70,6% углекислого газа;

Сброс отходов, распыление химикатов и т.д. - 12,3%;

Сжигание топлива - 10,3%;

Промышленность - 6,8%.

Сернистый газ служит главным источником кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Химические вещества смешиваются в воздухе с водяными парами и кислородом. Так образуются губительные для всего живого кислотные дожди. Ветер быстро гонит облака, поэтому кислотный дождь может пролиться далеко от промышленной зоны. Существует огромное количество и других видов загрязнителей атмосферы. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

Что значит термин “парниковый эффект”? Что является причиной этого явления? В естественном составе атмосферы содержатся углекислый газ, метан и окись азота, играющие в жизни планеты важную роль. Задерживая часть теплового излучения Солнца, они нагревают земную поверхность. При отсутствии такого парникового эффекта температура у поверхности планеты в среднем была бы -20?С, и жизнь на Земле оказалась бы практически невозможна. Усиление парникового эффекта в виде увеличения количества задерживаемого тепла связано с повышением концентрации этих газов в атмосфере. За последние 150 лет она возросла на 25%. Главными причинами, скорее всего, стали сжигание промышленными предприятиями и транспортом огромного количества горючего топлива. Правда, у природы есть свои способы снижения концентрации углекислого газа в атмосфере. Во-первых, растения используют его в процессе фотосинтеза, производя питательные вещества для себя и кислород для атмосферы. Во-вторых, углекислый газ растворяется в водах Мирового океана. А вот справятся ли эти естественные регуляторы с повышенной нагрузкой, зависит от бережного отношения к ним людей.

Расскажите, каковы причины и возможные последствия разрушения озонового слоя.

Содержащийся в атмосфере озон концентрируется на высоте 20-30 км от Земли. Он задерживает и рассеивает большую часть жестокого космического излучения, гибельного для всего живого. Такое излучение вызывает рак кожи и уничтожает планктон - основу пищевой цепи моря. В 1970-х гг. над Антарктидой была обнаружена зона резкого уменьшения озонового слоя - озоновая дыра. Основной причиной этого считается выброс в атмосферу фреонов (хлорфторуглеродов), используемых в холодильниках и аэрозольных баллончиках. Эти соединения разрушают озон, превращая его в кислород. Одна молекула хлорпфторуглерода способна разрушить до 100 тыс. молекул озона. В 1990 году 92 страны подписали в Лондоне документ о полном прекращении производства фреонов к 2000 году. Но восстановление озонового слоя - длительный процесс, поскольку фреоны способны сохраняться в атмосфере 50-100 лет, и лишь через 5-10 лет они достигнут ее верхних слоев, где начнется их распад.

После чтения сообщения о загрязнении литосферы (Слайд №17 - 22) , обсуждаются следующие вопросы семинарского занятия:

1. Какие “грязные” производства вы знаете? Наиболее “грязными” отраслями промышленности являются - энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель площадью 12-15 млн. га. Страны, развивающие тяжелую индустрию, как правило, больше остальных загрязняют окружающую среду. Например, в Китае находятся пять самых загрязненных городов мира: Ланьчжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Сиань и Шэньян. Подсчитано, что последствия загрязнения для здоровья населения обходятся этому государству в размере 3-8% валового внутреннего продукта (ВВП).

2. Объясните термин “мусорная цивилизация”. В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы - 150-300 кг, США - 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.

3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.

В 1986 году взорвался ядерный реактор на атомной электростанции, расположенной в городе Чернобыле на Украине. Тысячи людей погибли при ликвидации аварии и в результате радиоактивного заражения. Радиоактивные осадки привели к заражению земной поверхности, некоторые земли по-прежнему чересчур радиоактивны, чтобы можно было безопасно пользоваться ими.

В 1987 году в бразильском городе Гояния была случайно обнаружена поврежденная украденная емкость с радиоактивными материалами. Радиоактивному заражению подвергся обширный район, и многих людей пришлось госпитализировать. Это уже второй после чернобыльской катастрофы 1986 года крупный случай радиоактивного заражения в мирное время.

4. Расскажите об основных путях решения природоохранных проблем.

Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной (“чистой”) технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых “грязных” производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

IV. Закрепление изученного материала:

Тестирование по изученному материалу (Приложение 1)

V. Подведение итогов.

Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично. Пословица, записанная на доске, полностью соответствует истине.

Проверка заполнения таблицы (Приложение 2)

VI. Домашнее задание:

С. 41 - 46

Задание в блоке добывания знаний и умений № 9.

Приложение 1.

1. Главным виновником химического загрязнения воды является:

1) водная эрозия;

2) ветровая эрозия;

3) человек;

4) гниение растений.

2. Причиной обмеления малых рек является:

1) севообороты;

2) глубокая вспашка;

3) вырубка лесов;

4) строительство дорог

3. Научно-технический прогресс:

1) должен развиваться с учетом законов природы;

2) должен устанавливать новые законы развития природы;

3) не должен учитывать законы природы;

4) развивается вне зависимости от развития природы. .

4. В крупных городах основным источником загрязнения воздуха являются:

1) тепловые электростанции;

2) предприятия нефтехимии;

3) предприятия строительных материалов;

4) автотранспорт.

5. Экологически чистые источники энергии:

1) тепловые электростанции;

2) дизельные двигатели;

3) атомные электростанции;

4) солнечные батареи.

6. Самые крупные экологические катастрофы связаны с авариями в промышленности:

1) атомной;

2) нефтедобывающей;

3) химической;

4) металлургической.

7. Главный виновник уничтожения озонового слоя:

1) угарный газ; 2) фреон;

3) углекислый газ; 4) сернистый газ. .

8. Основная причина кислотных дождей - наличие в атмосфере Земли:

1) угарного газа; 2) углекислого газа;

3) сернистого газа; 4) аэрозолей. .

9. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли:

1) углекислого газа; 2) сернистого газа;

3) фреона; 4) аэрозолей. .

10. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:

1) световой энергии; 2) кислорода;

3) углекислого газа; 4) солености. .

Приложение 2.

Загрязнение географических оболочек Земли.

Проблема загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

Загрязнение атмосферы

ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транс-порт, радиоактивное загрязнение.

Аэрозольное загрязнение - туман и смог. Газы серы и азота - кислотные дожди. Соединения углерода - парниковый эффект. Повышение радиоактивного фона планеты.

1. Сокращение самых вредных выбросов, т.е. повышение требований к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти.

2. Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии.

Загрязнение литосферы

Твердые отходы, грязные отрасли промышленности- энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная; горные выработки. Токсичные и радиоактивные отходы.

Свалки, нарушение земель, повышение уровня Радиации, токсичные отходы накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием.

1. Уменьшение материалоемкости производства.

2. Переработка от-ходов.

3. Рекультивация земель.

Загрязнение гидросферы

Промышленность (черная и цветная металлургия, энергетика, нефтепереработка и нефтехимия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная), транспорт, коммунальное хозяйство.

Превышение пре-дельно-допусти-мой концентрации загрязнений. Физическое, химическое и биологическое загрязнение. Опасность для живых организмов, затруднение работы транспорта, рыболовства и ухудшение качества ландшафта.

1. Методы очистки: механический, биологический, физико-химический.

2. Использование новых методов: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии.

Предварительный просмотр:

ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ХИМИЧЕСКОЕ ТЕПЛОВОЕ РАДИОАКТИВНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ШУМОВОЕ

В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ПРОБЛЕМУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ЗЕМЛЕ? КАКИЕ «ГРЯЗНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА ВЫ ЗНАЕТЕ? ЧТО ЗНАЧИТ ТЕРМИН «ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ»? ЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТДАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ: УРОВНЮ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ СТРАНЫ ИЛИ СОСТОЯНИЮ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ?

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ

ГЛАВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ТРАНСПОРТ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ГОДОВОЙ ОБЪЕМ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД СТРАНЫ И РЕГИОНЫ КОММУНАЛЬНЫЕ СБРОСЫ (КМ 3 /ГОД) ПРОМЫШЛЕННЫЕ СТОЧНЫЕ ВОДЫ (КМ 3 /ГОД) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СТОЧНЫЕ ВОДЫ (КМ 3 /ГОД) СЕВЕРНАЯ АФРИКА 3 4,5 35 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 46 265 115 ЮЖНАЯ АМЕРИКА 10 24 15 АЗИЯ 35 88 320 ЕВРОПА 38 174 15 СССР (БЫВШЕЕ) 18 105 80

НАИБОЛЕЕ ЗАГРЯЗНЕННЫЕ МОРЯ СРЕДИЗЕМНОЕ СЕВЕРНОЕ КРАСНОЕ ЖЕЛТОЕ МЕКСИКАНСКИЙ И ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВЫ

МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ГИДРОСФЕРЫ МЕХАНИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ВОДЫ ПРИМЕНЕНИЕ МАЛООТХОДНЫХ И БЕЗОТХОДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Источники загрязнения атмосферы Естественные Извержение вулканов Пыльные бури Антропогенные ТЭС Металлургия Химическая и нефтехимическаяотрасли Целлюлозно-бумажная отрасль Автомобильный транспорт

МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРЫ СОКРАЩЕНИЕ САМЫХ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЛНЕЧНОЙ, ВЕТРОВОЙ, ВОДНОЙ ЭНЕРГИИ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЛИТОСФЕРЫ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЛИТОСФЕРЫ ТВЕРДЫЕ ОТХОДЫ ТОКСИЧНЫЕ ОТХОДЫ ЗАХОРОНЕНИЕ РАДИАКТИВНЫХ ОТХОДОВ НАРУШЕНИЕ ГОРНЫМИ ВЫРАБОТКАМИ ЗЕМЕЛЬ

НАИБОЛЕЕ «ГРЯЗНЫЕ» ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА ЭНЕРГЕТИКА МЕТАЛЛУРГИЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЛИТОСФЕРЫ УМЕНЬШЕНИЕ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ


В данном уроке «Загрязнение и охрана окружающей среды» изложена информация об экологической ситуации в отдельных регионах и в мире в целом. Вы узнаете об основных антропогенных загрязнениях окружающей среды, их причинах и последствиях. В ходе урока вы поймете, чем отличаются качественные загрязнения от количественных, и как правильно и важно сохранить то, что дала нам природа.

Тема: География природных ресурсов мира

Урок: Загрязнение и охрана окружающей среды

Загрязнение окружающей среды - нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на оболочки Земли и на самого человека. С каждым годом количество веществ и соединений антропогенного происхождения, поступающих в окружающую среду, увеличивается.

Виды загрязнений :

1. Количественные (увеличение в окружающей среде тех веществ и соединений, которые уже встречаются в естественном состоянии).

2. Качественные (увеличение в окружающей среде веществ и соединений, созданных человеком).

Загрязнение литосферы - нежелательное изменение верхней части земной коры в результате поступления различных веществ и соединений антропогенного характера.

Загрязнение литосферы характеризуется в первую очередь загрязнением твердыми бытовыми отходами (ТБО). Твердые бытовые отходы - совокупность твердых отходов и отбросов, образующихся в бытовых условиях. Обычно они состоят из бумаги, картона, пластмасс, металлов, текстиля, пищевых компонентов. Таким образом образуются свалки, хвостохранилища.

Хвостохранилище - комплекс, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых хвостами.

Рис. 1. Свалка

Виды твердых отходов:

1. Бытовые

2. Промышленные

3. Сельскохозяйственные

К странам-рекордсменам по объемам бытового мусора на 1 человека относятся: США, Австралия, Канада, Финляндия, Исландия.

В США ежегодно производится около 230 млн тонн ТБО (в среднем 760 кг на человека), около 30% перерабатывается, а также производится компост, 15% сжигается, 55% захоранивается. В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов. Количество ТБО составляет 63 млн тонн/год (в среднем - 445 кг на человека. В среднем, перерабатывается 10% - 15% мусора. Твердые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3% - 4%, промышленные - на 35%. В основном, мусор свозится на свалки - их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд тонн отходов.

Кроме того, существенную опасность представляет загрязнение отходами промышленного производства.

Всё вышеперечисленное ведет к глобальным изменениям в литосфере: радиационные загрязнения, эрозия почв, засоление, опустынивание, токсикация полей пестицидами, гербицидами, нитратами.

Рис. 2. Опустынивание земель

Загрязнение гидросферы - негативное изменение состояния водных объектов.

Главные источники загрязнения гидросферы :

1. Промышленность.

2. Транспорт.

3. Сельское хозяйство.

4. Коммунальное хозяйство.

5. Непроизводственная сфера.

В наибольшей степени воды загрязняют промышленные производства, в первую очередь целлюлозно-бумажные комбинаты, металлургические комбинаты, химические предприятия, сельское и коммунальное хозяйство.

Виды загрязнения гидросферы :

1. Физическое (загрязнение твердыми отходами).

2. Химическое (загрязнение химическими веществами).

3. Биологическое (загрязнение веществами биологического происхождения).

К наиболее загрязненным рекам и озерам мира относят: Рейн, Дунай, Миссисипи, Сунгари, Балхаш, Ладожское.

К наиболее загрязненным частям Мирового океана относят: Персидский залив, Мексиканский залив, Северное море, Южно-Китайское море.

3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» ().

4. Бенедиктов А.А. Насекомые - жертвы нашей беспечности. - «Экология и жизнь», 2007. - N 2: 60-61.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. - СПб.: Паритет, 2005. - 112 с.

2. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

4. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

6. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

7. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

8. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

9. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

10. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

11. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

12. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

13. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

5. United Nations Framework Convention on Climate Change ().


Загрязнение окружающей среды Нежелательное изменение среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Нежелательное изменение среды в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека.














Годовой объём сброса сточных вод. (км/год) Регионы Коммунальные сбросы Промышленн ые сточные воды С/х сточные воды Северная Африка 34,535 Северная Америка Южная Америка Азия Европа






Последствия загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы затрагивают все стороны жизни человечества и не признают государственных границ. Они могут быть решены только при широком международном сотрудничестве. Высвобождение средств от гонки вооружений сделало бы решение экологических проблем более реальным.


Вопросы для обсуждения. Почему проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер? Почему проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер? Какова роль России в загрязнении Мирового океана? Какова роль России в загрязнении Мирового океана? Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить. Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить.

Класс: 10

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; Рассмотреть главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
  2. Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем правильной природоохранной деятельностью и экологической политикой. Формировать культуру общения, умение отстаивать свою точку зрения. Способствовать воспитанию экологической культуры личности;
  3. Развивать навыки работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формировать навыки работы с дополнительной литературой и статистическим материалом.

Оборудование: политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, учебники, дополнительная литература, презентация

Ход урока

I . Организационный момент

II . Вводное слово учителя

Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»

Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Тема нашего урока «Загрязнение и охрана окружающей среды». «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.

III . Этап усвоения нового материала:

Учитель: загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?

Учитель : различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу.

Сообщения учащихся:

I группа «Атмосфера »: Воздух – важнейшее условие жизни на Земле. Воздух влияет на человека, на растения, на животных, на здания и многое другое. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Все источники загрязнения атмосферы подразделяют на естественные и антропогенные. Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате извержения вулканов, пыльных бурь. Самым сильным за всю историю человечества было извержение вулкана Кракатау в 1883 году. Взрыв этого вулкана был слышен на расстоянии 4800 км. Вулканическая пыль поднялась на высоту более 20 км. Этот пепел опоясал весь земной шар в течение нескольких месяцев. Естественным поставщиком пыли является пустыня Сахара. Пылевые облака, возникающие над Сахарой, переносятся пассатами над всей Западной Африкой. Антропогенное загрязнение атмосферы имеет очень много источников и наносит более ощутимый вред. Главными источниками загрязнения атмосферы являются: ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транспорт. Аэрозольное загрязнение – это загрязнение атмосферы пылью и жидкими частицами. Аэрозоли образуют в атмосфере туман и смог. Смог крайне отрицательно влияет на организм человека. Крупным и опасным источником аэрозолей являются лесные пожары, дымовые облака от которых тянутся на тысячи километров. Газообразное загрязнение представляет повышенную опасность. На него приходится 80-90% всех выбросов в атмосферу. Это соединения серы, азота, хлора, углерода. Попадая в атмосферу, соединения серы и азота соединяются с капельками воды и образуют серную и азотную кислоты. Затем с дождями они выпадают на Землю, нарушая нормы кислотности почвы, способствуя высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озера, они уничтожают флору и фауну водоемов. Кислотные дожди приводят к разрушению конструкций, памятников. Главные районы распространения кислотных дождей – США, зарубежная Европа. Район образования кислотных дождей и район их выпадения часто расположены на расстоянии тысяч километров друг от друга. Например, главный виновник кислотных дождей в южной части Скандинавии – промышленные районы Великобритании, Бельгии, ФРГ. В Канаду кислотные дожди приносятся из США. Еще большее внимание ученых привлекают последствия попадания в атмосферу соединений углерода: углекислый газ, угарный газ и метан. Среди них преобладает углекислый газ. Он не ядовит, но, накапливаясь, приводит к образованию парникового эффекта. Поступление этих соединений в атмосферу связано со сгоранием топлива и утечками метана из нефтяных и газовых скважин. Если в 1950 году в атмосферу Земли поступало 1520 млн тонн углерода, то в 2000 году – 6200 млн тонн, то есть объем поступления углерода увеличился в четыре раза. Наиболее сильное загрязнение углекислым газом происходит в северном полушарии между 40-50 параллелями. По размерам выбросов на душу населения стоят на первых местах нефтедобывающие страны – Кувейт, ОАЭ, Сингапур.Другая группа газов – фреоны – имеют антропогенное происхождение. Фреоны используют в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах, в виде растворителей, распылителей, моющих средств. Радиоактивное загрязнение атмосферы связано с испытанием атомного оружия (до 90-х годов США и СССР произвели более 500 ядерных взрывов, в результате чего радиоактивный фон планеты повысился на 2%. В настоящее время надземные испытания ядерного оружия запрещены. Но радиационное заражение может происходить при авариях на АЭС)

Меры по борьбе с загрязнением атмосферы: 1.Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2.Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение атмосферы – глобальная проблема, и решение ее может быть осуществлено только международными усилиями.

Вопросы I группы классу:

  1. Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы
  2. Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
  3. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

Сообщения учащихся

II группа «Литосфера»: Литосфера загрязняется в первую очередь твердыми отходами, которые накапливаются в отвалах, на свалках и являются опасными источниками загрязнения земной поверхности. Твердые отходы, как правило, сжигают, захоранивают или складируют. Бытовой мусор состоит из бумаги, металла, древесины, стекла, полимеров и др. Рекордсмен по объему мусора на душу населения является США. Промышленных отходов больше, чем бытового мусора. Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель, общая площадь которых составляет 12-15 млн га. Экологически наиболее опасными являются токсичные отходы, которые хранят в хранилищах, могильниках, на складах. К ним относятся тяжелые металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть), которые накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. 9/10 токсичных отходов приходится на развитые страны. На первом месте по их объему находится США, а на втором – Россия.Особую проблему составляет захоронение радиоактивных отходов. Это отходы, образующиеся при работе атомных станций, атомоходов, предприятий военной промышленности. Больше всего радиоактивных отходов образуется в США, России, Канаде, во Франции и в Великобритании.Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах. Часто отходы служат вторичным сырьем, например, для производства строительных материалов.Для облагораживания земель, нарушенных горными выработками, применяют рекультивацию.

Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.

Вопросы II группы классу:

  1. Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?
  2. Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «Мусорная цивилизация»
  3. Какие вы знаете наиболее «грязные» отрасли промышленности?

Сообщения учащихся

III группа «Гидросфера»: Огромную отрицательную роль играет антропогенное загрязнение вод суши. Главными источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство. В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сельское хозяйство, являясь крупным источником загрязнения, сбрасывает во внутренние водоемы химические удобрения, ядохимикаты, отходы животноводческих ферм. Водный транспорт сбрасывает в реки и озера большое количество отходов и нефтепродуктов. Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое. К физическому загрязнению относят загрязнение твердыми отходами – мусором, потерями леса при молевом сплаве. Такое загрязнение не создает опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта.Химическое загрязнение вызывает попадание в водоемы кислот, щелочей, тяжелых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и нефтепродуктов.Биологическое загрязнение – это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностей, а также стоков коммунального хозяйства городов. Во многих районах загрязнение превышает возможности самоочищения водоемов. В сточные канавы превратились реки Темза, Рейн, Миссисипи, Огайо и многие реки России и стран СНГ. Для спасения водоемов необходимы меры очистки – механической, биологической и физико-химической. Любая очистка не дает 100% результата, поэтому для вторичного использования вод, необходимо разбавлять очищенные воды чистыми русловыми водами. При этом на единицу объема обычно требуется 10-12-кратное разбавление, а иногда и в 100-кратном объеме. В будущем необходимо основное внимание уделить мерам по предупреждению загрязнения вод. Для этого используются новые методы: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии. В России только 2/3 стоков подвергаются очистке. На многих реках ПДК загрязнений привышена в 10, а иногда в 100 раз. Наиболее загрязнен бассейн реки Волги. Источниками загрязнения вод Мирового океана являются: нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды, радиоактивные вещества, а также огромное количество твердых и жидких коммунально-бытовых отходов. 70% загрязнений связано с наземными источниками: большие города, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Наиболее загрязненные моря: Средиземное, Северное, Красное, Желтое, Мексиканский и Персидский заливы. Наиболее опасно нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Больше всего нефтью загрязнен Атлантический океан. Движение поверхностных водв Океане приводит к распространению загрязнений на большие расстояния. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, которые приводят к «залповым» выбросам нефти.

Вопросы III группы классу:

  1. Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?
  2. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
  3. Какое загрязнение представляет особую опасность для океана и почему?

Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

– Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?

Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику . Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.

Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?

Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России?

И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».

IV . Подведение итогов урока /выставление оценок за урок/

V . Домашнее задание: П. 3 стр.41-46

VI . Рефлексия.

  1. Что вам понравилось на уроке?
  2. Какие трудности вы испытывали при подготовке проекта?
  3. Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?
  4. Какие новые навыки приобрели?

Загрязнение окружающей среды - нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит или может привести в будущем к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы, на самого человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

Загрязнение окружающей среды человеком имеет длительную историю. Еще жители Древнего Рима жаловались на загрязненность вод реки Тибр. Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта Пирей. Уже в средние века появились законы об охране окружающей среды.

Главный источник загрязнения - возвращение в природу той огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Уже в 1970 г. они составили 40 млрд. т, а к концу XX в. возросли до 100 млрд. т. При этом следует различать количественное и качественное загрязнение.

Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (например, это соединения железа и других металлов).

Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза.

Загрязнение литосферы (почвенного покрова) происходит в результате промышленной, строительной и сельскохозяйственной деятельности. При этом в роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, концентрация которых приводит к изменению химического состава почв. Все более сложной становится и проблема накопления бытового мусора; не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин "мусорная цивилизация".

И это не говоря уже о полном разрушении почвенного покрова в результате, прежде всего, открытых горных разработок, глубина которых - в том числе и в России - иногда достигает 500 м и даже большей. Так называемые бедленды ("дурные земли"), полностью или почти полностью потерявшие свою продуктивность, занимают уже 1 % поверхности суши.

Загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод. К концу 90-х гг. общий мировой объем сточных вод приблизился к 5 тыс. км3 в год, или к 25% от "водного пайка" Земли. Но поскольку для разбавления этих вод требуется в среднем в 10 раз больший объем чистой воды, фактически они загрязняют гораздо больший объем русловых вод. Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не только в росте непосредственного водозабора - главная причина обострения проблемы пресной воды.

К числу сильно загрязнённых относятся многие реки - Рейн, Дунай, Сена, Темза, Тибр, Миссисипи. Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр. Нил, Ганг и др. Растет и загрязнение Мирового океана, "здоровью" которого угрожают одновременно с побережья, с поверхности, со дна, из рек и атмосферы. Ежегодно в Океан попадает огромное количество отходов. Наиболее загрязнены внутренние и окраинные моря - Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Черное, Азовское, внутреннее Японское, Яванское, Карибское, а также Бискайский, Персидский, Мексиканский и Гвинейский заливы.

Средиземное море - самое крупное внутреннее море на Земле, колыбель нескольких великих цивилизаций. На его берегах расположено 18 стран, живут 130 млн. человек, расположено 260 портов. Кроме того, Средиземное море - одна из главных зон мирового судоходства: в нем одновременно находятся 2,5 тыс. судов дальнего плавания и 5 тыс. каботажных. По его трассам ежегодно проходит 300-350 млн. т нефти. В результате это море в 60-70-х гг. превратилось едва ли не в главную "помойную яму" Европы.

Загрязнение коснулось не только внутренних морей, но и центральных частей океанов. Возрастает угроза для глубоководных впадин: имели место случаи захоронения в них токсичных веществ и радиоактивных материалов.

Но особую опасность для Океана представляет нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает (по разным источникам) от 3 до 10 млн.т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Больше всего загрязнен нефтью Атлантический океан. Движение поверхностных вод в Океане приводит к распространению загрязнения на большие расстояния.

Загрязнение атмосферы происходит в результате работы промышленности, транспорта, а также различных топок, которые в совокупности ежегодно выбрасывают "на ветер" миллиарды тонн твердых и газообразных частиц. Основные загрязнители атмосферы - окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2), образующиеся, прежде всего, при сжигании минерального топлива, а также оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и другие металлы.

Сернистый газ служит главным источником так называемых кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Кислотные осадки снижают урожайность, губят леса и другую растительность, уничтожают жизнь в речных водоемах, разрушают здания, отрицательно сказываются на здоровье людей.

В Скандинавии, которая получает кислотные осадки в основном из Великобритании и ФРГ, погибла жизнь в 20тыс. озер, в них исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы происходит катастрофическая гибель лесов. Такая же гибель лесов началась и в России.

Воздействия кислотных осадков не выдерживают не только живые организмы, но и камень.

Особую проблему создает увеличение выбросов в атмосферу диоксида углерода (СО2). Если в середине XX в. во всем мире эмиссия СО2 составляла примерно 6 млрд.т, то в конце века она превысила 25 млрд.т. Основную ответственность за эти выбросы несут экономически развитые страны северного полушария. Но в последнее время выбросы углерода значительно возросли также в некоторых развивающихся странах в связи с развитием промышленности и особенно энергетики. Вы знаете, что такие выбросы угрожают человечеству так называемым парниковым эффектом и глобальным потеплением климата. А растущая эмиссия хлорфторуглеродов (фреонов) уже привела к образованию огромных "озоновых дыр" и частичному разрушению "озонового барьера". Авария на Чернобыльской АЭС в 1986г. свидетельствует о том, что случаи радиоактивного загрязнения атмосферы также нельзя полностью исключить.

В 2015 году Компания продолжила реализовывать мероприятия 5-ой корпоративной Программы экологической безопасности организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на 2014-2018 годы. В прошедшем году на природоохранные цели было направлено около 48,2млрд.руб.

Наиболее значительные финансовые средства в 2015 году были направлены организациями Группы «ЛУКОЙЛ» на:

  • · охрану атмосферного воздуха (27,4 млрд. рублей, более 57% от общей суммы затрат на ООС), в т.ч. 18,23млрд.руб. - на повышение уровня использования ПНГ, около 8млрд.руб. - на строительство установок очистки продукции (нефти и нефтепродуктов) и отходящих газов от соединений, загрязняющих атмосферный воздух, установок по рекуперации паров нефтепродуктов;
  • · предупреждение и ликвидацию последствий аварийных ситуаций, в т.ч. диагностику и замену трубопроводов, их ингибиторную защиту (12,9млрд.рублей, 27%);
  • · мероприятия по утилизации отходов производства (1,1млрд.рублей, более мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов (4млрд.руб, 8%).

СТРУКТУРА ПРИРОДООХРАННЫХ ЗАТРАТ В 2015 ГОДУ

Чистый воздух (в т.ч. ПНГ-проекты)-57.00%

Предотвращение аварий-27.00

Прочие-6.00%

Чистые воды-8.00%

Отходы-2.00%

Основные мероприятия в 2015 году

Рациональное использование водных ресурсов, предотвращение загрязнения водных объектов

  • · диагностика и капитальный ремонт трубопроводного транспорта, а также осуществление его ингибиторной защиты;
  • · строительство систем предварительного сброса и утилизации пластовой воды;
  • · ревизия переходов трубопроводов через водные объекты;
  • · очистка загрязненных грунтовых вод из дренажных систем;
  • · модернизация действующих и строительство новых очистных сооружений.

Сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

  • · модернизация и строительство объектов, повышающих уровень использования ПНГ;
  • · модернизация и строительство новых генерирующих мощностей на объектах электроэнергетики с улучшенными экологическими характеристиками и высоким КПД;
  • · замена и модернизация оборудования на объектах Компании (сальниковые уплотнители, технологические печи, насосное оборудование), направленная на сокращение выбросов загрязняющих веществ;
  • · оптимизация применяемых технологий - своевременная регулировка режимов горения печей, котлов и др.

Утилизация накопленных нефтесодержащих отходов

  • · увеличение объемов работ по обезвреживанию отходов;
  • · вывод на проектную мощность комплекса по переработке нефтесодержащих отходов в Перми;
  • · строительство полигонов утилизации промышленных отходов.

Предотвращение загрязнений и рациональное использование земельных ресурсов

  • · рекультивация нарушенных и загрязненных нефтью земель;
  • · отношение площади загрязненных земель на конец года к началу году составило: 2013 год - 0,76, 2014 год - 0,81; 2015 год - 0,8;
  • · отношение площади нарушенных земель на конец года к началу году составило: 2013 год - 1,23, 2014 год - 1,08, 2015 год - 1,15. Нарушение почвенного покрова происходит на землях, арендуемых для разведки и разработки месторождений. Возврат же данной категории земель предполагается лишь по окончании разработки месторождения;
  • · диагностика и капитальный ремонт трубопроводного транспорта, его ингибиторная защита.

Сохранение биоразнообразия

  • · финансирование компенсационных работ по воспроизводству рыбных ресурсов;
  • · проведение целевого мониторинга компонентов окружающей среды.

ЗАТРАТЫ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Рост доли сверхнормативных платежей в 2012 году обусловлен законодательными нововведениями. С 2012 года взимается повышенная плата за сверхнормативное сжигание ПНГ (см. раздел «Утилизация ПНГ»). С 2013 года затраты на мероприятия по полезному использованию ПНГ были признаны природоохранными.

В 2015 году зафиксировано снижение ключевых удельных показателей воздействия на окружающую среду, а по остальным наблюдается стабилизация. Динамику удельных показателей воздействия на окружающую среду по всем бизнес-секторам Компании см. в Отчете о деятельности в области устойчивого развития Группы «ЛУКОЙЛ».

Основная доля выбросов загрязнений в атмосферный воздух Группы «ЛУКОЙЛ» приходится на нефтегазодобывающие общества Группы «ЛУКОЙЛ» (далее также НГДО) (85%), в свою очередь при текущем уровне использования ПНГ продукты его сжигания обуславливают до 65% всего объема выбросов НГДО.

В 2015 году уровень использования ПНГ в целом по Группе «ЛУКОЙЛ» вырос почти на 2 процентных пункта с 90,1% до 92,0%, при этом плановый показатель уровня использования ПНГ 2015 года - 90,9% значительно превышен.

По месторождениям Компании в Западной Сибири, на Балтике и в Нижнем Поволжье, включая Северный Каспий, уровень использования ПНГ уже достиг установленного Правительством Российской Федерации показателя - 95%. Выход на 95%-ный уровень использования ПНГ в целом по Группе «ЛУКОЙЛ» прогнозируется в 2019 году.

В целях сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нефтеперерабатывающими предприятиями Компании в России в 2015 году реализованы следующие основные мероприятия: строительство комбинированной установки производства серы с секциями регенерации амина, отпарки кислых стоков, очистки хвостовых газов, грануляции серы в ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и реконструкция установки сероочистки газа от сероводорода и технологических печей в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».

Существенное внимание всеми заинтересованными сторонами уделяется охране водных ресурсов. Доля загрязненных или недостаточно очищенных сточных вод (это воды, прошедшие предварительную очистку, но по некоторым показателем не достигшие нормативов, определенных для водоемов рыбохозяйственного назначения) в общем объеме стоков организаций Группы «ЛУКОЙЛ» составляет менее 1%. В 2015 году объем загрязненных/недостаточно очищенных сточных вод сократился на 8%.

Консолидированный показатель отношения утилизации отходов к их образованию в 2015 году равен 0,9.

Последствия аварий за последние три года: 2013 год - 56,8 тонн; 2014 год - 106,6 тонн; 2015 год - 25,3 тонн нефти и нефтепродуктов, собранных и утилизированных в результате проведенных работ по ликвидации аварийных разливов.

Работы по диагностике и капитальный ремонт трубопроводного транспорта, его ингибиторная защита позволяют удерживать удельный показатель порывов трубопроводов (штук на км в год) приблизительно на одном уровне: 2013 год - 0,156, 2014 год - 0,147, 2015 год - 0,150.

Доля ежегодно заменяемых трубопроводов Группы «ЛУКОЙЛ» в 2015 году составила 2,4% от их общей протяженности.