Меню Рубрики

Мечта кэмерона. Российский проект погружения в марианскую впадину тихого океана Самое глубокое погружение в марианскую впадину

Многие знают, что самая высокая точка – это (8848 м). Если же вас спросят, где находится самая глубокая точка океана, что вы ответите? Марианская впадина – это то самое место, о котором мы хотим вам рассказать.

Но прежде хочется заметить, что не перестают удивлять нас своими загадками. Описываемое место также до сих пор как следует не изучено по вполне объективным причинам.

Итак, предлагаем вам или, как ее еще называют, Марианский желоб. Ниже представлены ценные фотографии с таинственными обитателями этой бездны.

Расположена она в западной части Тихого океана. Это самое глубокое место в мире, из всех известных на сегодняшний день.

Имея V-образную форму, впадина проходит вдоль Марианских островов на протяжении 1500 км.

Марианская впадина на карте

Интересен факт, что Марианская впадина находится на стыке : Тихоокеанской и Филиппинской.

Давление на дне желоба достигает 108,6 МПа, что почти в 1072 выше нормального давления.

Наверное, теперь вы понимаете, что из-за таких условий исследовать таинственное дно мира, как еще называют это место, чрезвычайно сложно. Тем не менее, научное сообщество, начиная с конца 19 века, не перестает шаг за шагом изучать эту загадку природы.

Исследования Марианской впадины

В 1875 году впервые была предпринята попытка глобально исследовать Марианскую впадину. Английская экспедиция «Челленджер» осуществила замеры и анализ желоба. Именно эта группа ученых установила первичную отметку в 8184 метров.

Разумеется, это была не полная глубина, так как возможности того времени были существенно скромнее сегодняшних измерительных систем.

Советские ученые также внесли огромный вклад в исследования. Экспедиция во главе с научно-исследовательским судном «Витязь» в 1957 году начала собственные изучения и выявила, что на глубине превышающей 7000 метров имеется жизнь.

До этого времени существовало стойкое убеждение, что на такой глубине жизнь просто невозможна.

Предлагаем вам посмотреть любопытное изображение Марианской впадины в масштабе:

Погружение на дно Марианской впадины

1960 год стал одним из наиболее плодотворных, в плане исследования Марианской впадины. Исследовательский батискаф «Триест» совершил рекордное погружение на глубину 10915 метров.

Вот тут и началось нечто таинственное и необъяснимое. Специальные приборы, регистрирующие подводный звук, стали передавать на поверхность жуткие шумы, напоминающие скрежет пилы по металлу.

Мониторы зарегистрировали мистические тени, которые по форме напоминали сказочных драконов с несколькими головами. В течение часа ученые пытались зафиксировать как можно больше данных, но потом ситуация стала выходить из-под контроля.

Было принято решение немедленно поднимать батискаф на поверхность, так как появились обоснованные опасения в том, что если повременить еще немного, батискаф навсегда останется в таинственной бездне Марианской впадины.

На протяжении более 8 часов специалисты извлекали со дна уникальное оборудование, изготовленное из сверхпрочных материалов.

Разумеется, все приборы, и сам батискаф были осторожно помещены на специальную платформу для изучения поверхности.

Каково же было удивление ученых, когда выяснилось, что практически все элементы уникального аппарата, изготовленные из самых прочных на то время , были сильно деформированы и искорежены.

Трос, диметром 20 см, опускавший батискаф на дно Марианской впадины, был наполовину перепиленным. Кто и зачем пытался его перерезать – осталось загадкой до сих пор.

Интересен факт, что только в 1996 году американская газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала подробности этого уникального исследования.

Ящер из Марианской впадины

Немецкая экспедиция «Хайфиш» также столкнулась с необъяснимыми тайнами Марианской впадины. Погружая исследовательский аппарат на дно, перед учеными возникли неожиданные трудности.

Находясь на глубине 7 километров под водой, они решили поднимать оборудование.

Но техника отказалась подчиняться. Тогда были включены специальные инфракрасные камеры, чтобы выяснить причину сбоев. Однако то, что они увидели на мониторах, повергло их в неописуемый ужас.

На экране отчетливо был виден фантастический ящер гигантских размеров, который пытался разгрызть батискаф, словно белка орех.

Находясь в шоковом состоянии, гидронавты активировали так называемую электрическую пушку. Получив мощнейший разряд тока, ящер скрылся в бездне.

Что это было, фантазия одержимых исследовательской работой ученых, массовый гипноз, бред уставших от колоссального напряжения людей или просто чья-то шутка – неизвестно до сих пор.

Самое глубокое место Марианской впадины

7 декабря 2011, исследователи Нью-Гемпширского университета погрузили уникальный робот на дно исследуемого желоба.

Благодаря современному оборудованию удалось зарегистрировать глубину равную 10 994 м (+/- 40 м). Это место назвали по имени первой экспедиции (1875 года), о которой мы писали выше: «Бездна Челленджера ».

Обитатели Марианской впадины

Разумеется, после этих необъяснимых и даже мистических тайн, стали возникать закономерные вопросы: какие чудовища живут на дне Марианской впадины? Ведь долгое время считалось, что ниже 6000 метров существование живых существ в принципе невозможно.

Однако позднейшие исследования Тихого океана вообще, и Марианской впадины в частности подтвердили тот факт, что на глубине гораздо большей, в непроглядном мраке, под чудовищным давлением и температурой воды близкой к 0 градусов живет огромное количество невиданных существ.

Несомненно, без современной техники, выполненной из самых прочных материалов и оснащенной уникальными по своим свойствам камерами, такое исследование было бы просто невозможно.


Полуметровый осьминог-мутант


Полутораметровый монстр

В качестве обобщающих итогов можно уверено говорить, что на дне Марианской впадины, между 6000 и 11000 метров под водой достоверно обнаружены: черви (размерами до 1,5 метров), раки, самые разные , бокоплавы, брюхоногие , -мутанты, загадочные , не идентифицированные мягкотелые существа двухметрового размера и т.п.

Питаются эти обитатели, в основном, бактериями и так называемым «трупным дождем», то есть умершими организмами, медленно погружаемыми на дно.

Едва ли кто-то сомневается в том, что Марианская впадина хранит еще множество . Однако человек не оставляет попыток исследовать это уникальное место планеты.

Таким образом, единственными людьми, отважившимися погрузиться на «дно земли», были американский морской специалист Дон Уолш и швейцарский ученый Жак Пикар. На том же самом батискафе «Триест» они 23 января 1960 года достигли дна, опустившись на глубину 10915 метров.

Однако 26 марта 2012 года Джеймс Кэмерон, американский режиссер, совершил одиночное погружение на дно самой глубокой точки Мирового океана. Батискаф собрал все нужные образцы и совершил ценную фото и видео съемку. Таким образом, теперь мы знаем, что всего лишь три человека побывали в «Бездне Челленджера».

Сумели ли они ответить хотя бы на половину вопросов? Разумеется, нет, так как таинственных и необъяснимых вещей Марианская впадина по-прежнему скрывает гораздо больше.

К слову сказать, Джеймс Кэмерон заявлял, что после погружения на дно он чувствовал себя полностью отрезанным от мира людей. Более того, он уверял, что никаких монстров на дне Марианской впадины просто не существует.

Но тут можно вспомнить примитивное советское утверждение, после полета в космос: «Гагарин в космос летал – Бога не видал». Из этого делался вывод, что Бога нет.

Точно так и здесь, мы не можем однозначно говорить о том, что гигантский ящер и другие существа, которых видели ученые в процессе предыдущих исследований, были следствием чьей-то больной фантазии.

Важно понимать, что исследуемый географический объект имеет протяженность более 1000 километров. Поэтому потенциальные монстры, обитатели Марианской впадины, вполне могли находиться за много сотен километров от места исследования.

Тем не менее, это всего лишь гипотезы.

Панорама Марианской впадины на Яндекс Карте

Еще один интересный факт может заинтриговать вас. На 1 апреля 2012 года компания «Яндекс» опубликовала шуточную панораму Марианской впадины. На ней можно увидеть затонувший корабль, сливы воды и даже светящиеся глаза загадочного подводного чудовища.

Несмотря на юмористическую задумку, эта панорама привязана к реальному месту и доступна для пользователей до сих пор.

Чтобы посмотреть ее, скопируйте в адресную строку браузера этот код:

https://yandex.ua/maps/-/CZX6401a

Бездна умеет хранить свои тайны, а наша цивилизация пока не достигла такого развития, чтобы «взламывать» природные загадки. Однако кто знает, может один из читателей этой статьи в будущем станет тем самым гением, который сумеет решить эту задачу?

Подписывайтесь на , — с нами интересные факты сделают Ваш досуг чрезвычайно увлекательным и полезным для интеллекта!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Утром 23 января 1960 года Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш начали историческое погружение в Марианскую впадину.

Огюст Пикар: от небес до глубин

История покорения самой глубокой точки Мирового океана неразрывно связана с именем швейцарского учёного Огюста Пикара, физика и изобретателя .

Огюст Пикар, родившийся в семье профессора химии, в 1930-х годах увлекся аэронавтикой и разработал первый в мире стратостат — воздушный шар со сферической герметичной гондолой из алюминия, позволяющей совершать полёты в верхних слоях атмосферы при сохранении нормального давления внутри.

На своем аппарате Пикар, которому к тому моменту было уже 47 лет, совершил 27 полетов, достигнув высоты в 23000 метров.

Швейцарский ученый, физик и изобретатель Огюст Пикар, 1931 год. Фото: www.globallookpress.com

В ходе экспериментов со стратостатом Пикар понял, что те же принципы можно использовать и для покорения морских глубин. Так швейцарский ученый начал работать над созданием аппарата, способного погружаться на большие глубины.

Вторая Мировая война прервала работы Огюста Пикара. Несмотря на то, что Швейцария оставалась нейтральной страной, научная деятельность в это время была серьёзно осложнена и там.

Тем не менее, в 1945 году Огюст Пикар закончил строительство глубоководного аппарата, получившего название батискаф.

Батискаф Пикара представлял собой высокопрочную герметичную стальную гондолу для экипажа, которая прикреплялась к большому поплавку, наполненному бензином для обеспечения положительной плавучести. Для погружения использовалось несколько тонн стального или чугунного балласта в виде дроби, удерживаемого в бункерахэлектромагнитами. Для уменьшения скорости погружения и для всплытия электрический ток в электромагнитах отключался, и часть дроби высыпалась. Такой механизм обеспечивал всплытие даже в случае отказа оборудования, через определённое время просто разряжались аккумуляторы — и вся дробь высыпалась.

Батискаф получил название FNRS-2. FNRS означало аббревиатуру Бельгийского Национального Фонда Научных Исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique), который финансировал работы Пикара.

Любопытно, что название FNRS-1 носил… стратостат Пикара. Сам учёный на сей счет шутил: «Эти аппараты чрезвычайно сходны между собой, хотя их назначение противоположно. Возможно, судьбе было угодно создать это сходство именно для того, чтобы работать над созданием обоих аппаратов мог один учёный».

Создание «Триеста»

Первое испытательное погружение FNRS-2 состоялось в Дакаре 25 октября 1948 года, и пилотом батискафа был, разумеется, сам его создатель. Правда, никаких рекордов в тот раз поставлено не было — аппарат погрузился всего на 25 метров.

Дальнейшие работы с батискафом оказались осложнены тем, что бельгийский фонд прекратил финансирование. Огюст Пикар в итоге продал FNRS-2 ВМФ Франции, специалисты которого пригласили ученого для строительства новой модели батискафа, получившего название FNRS-3.

Идеи батискафов, тем временем, захватывали мир, и новую модель намеревались строить в Италии. В 1952 году Огюст Пикар, оставив FNRS-3 на французских инженеров, отправляется в Италию, чтобы заняться разработкой и строительством батискафа, получившего название «Триест».

Батискаф «Триест». Фото: www.globallookpress.com

«Триест» был спущен на воду в августе 1953 года. В работах по строительству батискафа Огюсту Пикару помогал его сын, Жак Пикар , которому и предстояло стать главным пилотом нового глубоководного аппарата.

В 1953-1957 годах «Триест» проводит серию успешных погружений в Средиземном море, и даже достигает фантастической по тем временам глубины в 3100 метров. В первых погружениях «Триеста» наравне с Жаком Пикаром участвует и сам создатель батискафа Огюст Пикар, которому исполнилось к тому времени 69 лет.

Проект «Нектон»

Исследовательские работы «Триеста» требовали серьёзных капиталовложений. Каждый спуск аппарата необходимо было обеспечивать поддержкой нескольких судов сопровождения. Батискаф Пикара к месту погружения необходимо было буксировать, поскольку своего горизонтального хода он не имел.

В 1958 году «Триест» был приобретен ВМФ США, проявившим интерес к исследованию морских глубин. Вместе с аппаратом в Америку отправился и Жак Пикар, которому предстояло обучать управлению батискафом американских специалистов.

Прочность, заложенная в конструкции «Триеста», позволяла погружаться на максимальные глубины, известные в Мировом океане. При этом сам Жак Пикар отмечал, что для большинства исследований этого просто не требуется, поскольку 99 процентов дна Мирового океана расположено на глубинах не более 6000 метров. Правоту Пикара подтвердила последующая история — более поздние глубоководные аппараты, включая известные российские «Мир-1» и «Мир-2», строились именно с расчётом на глубину около 6000 метров.

Однако человечество любит ставить перед собой максимальные задачи, поэтому «Триест» решено было направить для покорения самой глубокой точки Мирового океана — Марианской впадины в Тихом океане, глубина которой достигает 11 км.

Батискаф «Триест» перед погружением, 23 января 1960 года. Фото: Public Domain

Эта операция, в которой были задействованы силы ВМФ США, получила кодовое название «Проект «Нектон». Для её осуществления были проведены серьёзные доработки аппарата, в частности, в Германии на заводе Круппа была изготовлена новая, более прочная гондола.

В конце 1959 года «Триест» был доставлен на военно-морскую базу США на тихоокеанском острове Гуам. В годы Второй Мировой войны остров был ареной кровопролитных сражений, а к моменту проведения «Проекта «Нектон» в джунглях продолжал скрываться как минимум , не считавший войну оконченной.

Впрочем, это никак не отразилось на подготовке исторического погружения. После нескольких пробных спусков на 5 км и 7 км (что уже было рекордом для того времени), было дано «добро» на так называемое «Большое погружение».

«Большое погружение»

Тут, правда, возникло непонимание между Пикаром и американской стороной. Американцы заявили, что в «Большом погружении» Пикар принимать участия не будет. Возможно, в ВМФ США посчитали, что историческое достижение должно быть чисто американским, а не американо-швейцарским.

Не сумев переубедить коллег, Пикар привел последний аргумент — достал контракт и показал пункт, в котором указывалось, что он имеет право участвовать в «особых погружениях». То, что нырок на 11 км — особый случай, американские представители оспаривать не стали, и допустили Пикара до погружения.

Марианская впадина. Фото: wikipedia.org / wallace

Сам Пикар потом вспоминал, что упорствовал не просто из желания установить рекорд — он нырял на «Триесте» более 60 раз, в то время как у его коллег из США было минимальное количество самостоятельных погружений.

На точку спуска «Триест» был отбуксирован в ночь на 23 января 1960 года. Стояла тяжелая, штормовая погода, батискаф был потрепан из-за волнения на море, и решать, идти на погружение или нет, предстояло Пикару. Швейцарец дал «добро».

Утром 23 января 1960 года Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш начали историческое погружение. Пикар писал, что из-за особенностей верхних слоев вод в этом месте они очень много времени потратили на то, чтобы погрузиться на глубину 300 метров. Скорость, с которой они погружались, говорила о том, что погружение продлится 30 часов, что было абсолютно нереально. К счастью, затем скорость вышла на расчетные показатели.

В 13:06 23 января 1960 года, после пяти часов погружения Пикар и Уолш достигли дна Марианской впадины на отметке 10919 метров. По словам Пикара, точность измерений равнялась плюс минус несколько десятков метров.

Исторический спуск «Триеста» решил вопрос, мучивший ученых-океанологов: могут ли жить на такой глубине сложные организмы. Как только аппарат достиг дна, Пикара и Уолша «приветствовала» рыба, внешне походившая на ската, оказавшаяся в лучах прожектора батискафа. Хотя впоследствии заявление Пикара было подвергнуто сомнению ввиду отсутствия документальных доказательств.

Исследователи пробыли на дне 20 минут, после чего аппарат в течение трех часов возвращался на поверхность. Там Пикар и Уолш попали в объятия других участников исторического проекта.

Третьим в бездне стал создатель «Аватара»

Погодные условия и технические сложности привели к тому, что погружение Пикара и Уолша на дно Марианской впадины стало единственным в рамках «Проекта «Нектон». А для самого Жака Пикара оно получилось и прощальным — с этого момента «Триест» окончательно перешел в руки специалистов ВМС США, и швейцарец с ним больше не работал.

Жак Пикар в книге, посвящённой историческому погружению, писал, что с достижением дна Марианской впадины человеку больше негде будет устанавливать подобные рекорды — останется только отправиться в космос. Ученый не ошибся: чуть больше, чем через год, 12 апреля 1961 года .

Семейная тяга Пикаров к изобретениям передалась и сыну Жака, Бертрану Пикару . В 1999 году он стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на аэростате.

Батискаф «Триест» до 1963 года входил в состав ВМФ США, а ныне является экспонатом военно-морского исторического центра в Вашингтоне.

В 2012 году на одноместном батискафе Deepsea Challenger дна Марианской впадины достиг режиссер Джеймс Кэмерон. Фото: www.globallookpress.com

С 1960 по 2012 год ни один человек, кроме Пикара и Уолша, не опускался на дно Марианской впадины. В 2012 году на одноместном батискафе Deepsea Challenger дна Марианской впадины Джеймс Кэмерон , создатель «Титаника» и «Аватара». Именно на съёмках «Титаника», ныряя на российских аппаратах «Мир» к погибшему судну, режиссер и увлёкся глубоководными погружениями. А в подготовке покорения Кэмероном дна Марианской впадины участвовал не кто иной, как напарник Пикара по историческому погружению Дон Уолш.

На Земле есть место, о котором мы знаем гораздо меньше, чем о далеком космосе - таинственное дно океана . Считается, что мировая наука по-настоящему еще даже не приступала к его изучению.

26 марта 2012 года, спустя 50 лет после первого погружения человек вновь опустился на дно глубочайшей впадины на Земле: батискаф Deepsea Challenge с канадским режиссером Джеймсом Кэмероном опустился на дно Марианской впадины . Кэмерон стал третьим человеком, достигшим глубочайшей точки океана и первым, кто сделал это в одиночку.

Марианская впадина - самый глубокий на земле желоб на западе Тихого океана. Он протянулся вдоль Марианских островов на 2 500 км. Самая глубокая точка Марианской впадины называется «Бездна Челленджера» . Согласно последним исследованиям 2011 года, ее глубина 10 994 метра (±40 м) ниже уровня моря. К слову говоря, высочайшая вершина мира - Эверест поднимается на высоту «всего» 8 848 метров.

На дне Марианской впадины давление воды достигает 1 072 атмосфер, т.е. в 1 072 раза больше нормального атмосферного давления. (Инфографика ria.ru):

Полвека назад. Батискаф «Триест» , сконструированный швейцарским учёным Огюстом Пикаром, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину:



23 января 1960 Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш совершили погружение в Марианскую впадину на глубину 10 920 метров на батискафе «Триест». Погружение заняло около 5 часов, а время пребывания на дне составило 12 минут. Это был абсолютный рекорд глубины для пилотируемых и беспилотных аппаратов.

Двое исследователей тогда обнаружили на страшной глубине всего 6 видов живых существ, в том числе плоских рыб размером до 30 см:

Вернемся в наши дни. Это Глубоководный батискаф Deepsea Challenge , на котором Джеймс Кэмерон погрузился на дно океана. Был разработан в австралийской лаборатории, весит 11 тонн и имеет длину более 7 метров:

Погружение началось 26 марта в 05:15 утра по местному времени. Последними словами Джеймса Кэмерона были: «Опускайте, опускайте, опускайте».

При погружении на дно океана, батискаф переворачивается и вертикально опускается вниз:

Это настоящая вертикальная торпеда, которая скользит сквозь огромную толщу воды на большой скорости:

Отсек, в котором во время погружения находился Камерон, представляет собой металлическую сферу диаметром 109 см с толстыми стенками, способными выдерживать давление более 1 000 атмосфер:

На фотографии, слева от режиссера виден люк, закрывающий сферу:

HD-видео . Погружение:

Джеймс Камерон провел на дне Марианской впадины более 3 часов, в течение которых вел фото- и видеосъемку подводного мира. Итогом этого подводного путешествия станет совместный с National Geographic фильм. На фотографии видны манипуляторы с камерами:

На глубине 11 километров:

3D-камера:

Однако, подводная экспедиция прошла не совсем удачно. Из-за неисправности металлических «рук» , управляющихся гидравликой, Джеймс Кэмерон не смог взять образцы со дна океана, которые нужны ученым для изучения геологии:

Многих мучил вопрос о животных, которые обитают на такой чудовищной глубине. «Наверное, всем, хотелось бы услышать, что я видел какое-нибудь морское чудовище, но его там не было...Не было ничего живого, более 2-2.5 см».

Спустя несколько часов после погружения, батискаф Deepsea Challenge с 57-летним режиссером успешно вернулся со дна Марианской впадины.

Подъем батискафа:

Джеймс Камерон - первый в мире человек, совершивший одиночное погружение в бездну - на дно Марианской. В ближайшие недели он опустится на глубину еще 4 раза.

11°22" СЕВЕРНОЙ ШИРОТЫ, 142°35" ВОСТОЧНОЙ ДОЛГОТЫ

ЮГО-ЗАПАД ГУАМА, ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ ТИХОГО ОКЕАНА

Утро, еще не рассвело. Мой батискаф Deepsea Challenger бросает из стороны в сторону в гигантских волнах Тихого океана. С полуночи мы все уже на ногах и после пары часов беспокойного сна начинаем готовить оборудование к погружению. Сегодня условия для погружения не самые благоприятные.

Кабина пилота - стальной шар диаметром 109 сантиметров. Я упакован в нее, как грецкий орех в скорлупу. Сижу, согнув колени и упираясь головой в потолок. Я вынужден буду сохранять это положение в течение следующих восьми часов. Мои голые пятки упираются в 180-килограммовую крышку люка, задраенную снаружи. Меня часто спрашивают, не бывает ли у меня в батискафе приступов клаустрофобии. Отнюдь, мне здесь удобно и приятно. Перед глазами у меня три видеомонитора, передающих изображение от внешних камер, и сенсорная панель управления.

Ярко-зеленый батискаф завис в волнах, как вертикальная торпеда, нацеленная в центр Земли. Я поворачиваю свою 3D-камеру, закрепленную на конце 1,8-метрового гидравлического манипулятора, чтобы увидеть, что происходит над аппаратом. Водолазы приготовились к отсоединению батискафа от плавучего баллона, удерживающего аппарат на поверхности воды.

Я долго ждал этого момента и в последние несколько недель много думал о том, что будет, если все пойдет не по плану. Но сейчас я на удивление спокоен. Ни тревог, ни опасений – лишь решимость сделать то, что мы задумали, и детское нетерпение. Я внутри батискафа... Я принимал участие в проектировании этого аппарата и досконально знаю все его возможности и слабые места. После недель тренировок моя рука уже безошибочно тянется к нужным переключателям.

Пора начинать. Я делаю глубокий вдох и включаю микрофон: "ОК, готов к погружению. Отпускай, отпускай, отпускай!"

Главный водолаз дергает трос и отсоединяет плавучий баллон. Батискаф камнем падает вниз, и уже через несколько секунд водолазы кажутся игрушечными фигурками далеко наверху. Они стремительно уменьшаются и исчезают; остается лишь темнота. Я бросаю взгляд на приборы и вижу, что опускаюсь со скоростью около 150 метров в минуту. После мечтаний длиной в жизнь, семи лет проектирования батискафа, трудных месяцев его строительства, напряжения и волнения я наконец приближаюсь к впадине Челленджер, самой глубокой точке Мирового океана.

05:50, ГЛУБИНА 3810 МЕТРОВ, СКОРОСТЬ ПОГРУЖЕНИЯ 1,8 М/C

Всего через 35 минут я прохожу глубину, на которой лежит "Титаник", в четыре раза быстрее, чем на российском батискафе "Мир", который мы в 1995-м использовали для съемок остатков знаменитого судна. В то время мне казалось, что "Титаник" лежит на невообразимой глубине и отправиться к нему - примерно как полететь на Луну.

Еще через 15 минут я прохожу 4760 метров, глубину, на которой лежит линкор "Бисмарк". Когда в 2002 году я исследовал остатки этого корабля, лампа прожектора взорвалась прямо над обшивкой нашего батискафа. Тогда я впервые стал свидетелем подводного взрыва. Температура воды снаружи опустилась с тридцати градусов Цельсия до двух. Моя кабина пилота стремительно остывает, ее стенки покрылись большими каплями конденсата. Голые ноги, упирающиеся в металлическую крышку люка, начинают замерзать; на то, чтобы надеть шерстяные носки и водонепроницаемые ботинки, в этом тесном пространстве у меня уходит несколько минут. Затем я натягиваю шерстяную шапку, чтобы закрыть голову от холодной влажной стали, давящей сверху. В окружающей меня темноте единственные намеки на движение - частички планктона, мелькающие в свете прожектора, как будто я еду на машине в снежную бурю.

06:33, ГЛУБИНА 7070 МЕТРОВ, СКОРОСТЬ ПОГРУЖЕНИЯ 1,4 М/C

Я только что прошел максимальную глубину, на которую когда-либо погружался человек, - уровень китайского "Чжаолонга". Несколько минут назад я миновал глубины, на которые опускались русский "Мир", французский "Наутилус" и японский "Шинкаи" - шесть с половиной тысяч метров.

06:46, ГЛУБИНА 8230 МЕТРОВ, СКОРОСТЬ ПОГРУЖЕНИЯ 1,3 М/C

Я только что побил свой собственный рекорд одиночного погружения, поставленный три недели назад в Новобританском желобе, рядом с Папуа-Новой Гвинеей. Трудно поверить, что мне нужно пройти еще 2740 метров. Я миновал все пункты на своей контрольной таблице спусков, и теперь, во время этого долгого и тихого падения, мне остается только наблюдать, как увеличиваются цифры на индикаторе глубины. Единственный звук, который я слышу, - редкое шипение кислородного соленоида. Если батискаф даст течь, вода выстрелит с силой лазерного луча, разрезая все на своем пути, включая толстые стальные стенки моей кабины и меня...

07:43, ГЛУБИНА 10 850 МЕТРОВ, СКОРОСТЬ ПОГРУЖЕНИЯ 0,26 М/C

Прошел еще час. На последних 2740 метрах батискаф замедлил ход. Я сбросил несколько металлических пластинок-балластов, удерживаемых на корпусе электромагнитами, чтобы выровнять аппарат. Я опускаюсь очень медленно, под действием одного лишь давления. Судя по показаниям альтиметра, до дна еще 46 метров. Все камеры работают, прожекторы направлены вниз. Я вцепился в рычаги управления и вглядываюсь в черные мониторы. 30 метров… 27… 24… 21… 18… Наконец я вижу свет, отражающийся от дна. Само дно выглядит гладким, как яичная скорлупа, никаких неровностей, ничего, что помогло бы определить расстояние. Я слегка торможу с помощью вертикальных рычагов. Через пять секунд батискаф ударяется о дно.

Я пока не уверен, что это твердая поверхность. Вода прозрачна как стекло. Я смотрю далеко вперед - ничего. Дно абсолютно ровное. Совершив более 80 погружений, я видел разное морское дно. Но такого - никогда!

07:46, ГЛУБИНА 10 898,5 МЕТРА

Я направляю батискаф еще ниже. С внешней камеры, закрепленной на гидравлическом манипуляторе, я вижу, как опора батискафа проваливается еще сантиметров на 10, прежде чем он останавливается. Спуск занял два с половиной часа. Сверху надо мной раздается голос: "Deepsea Challenger, это суша. Проверка связи". Голос слышится слабо, но очень отчетливо. А мы-то беспокоились, что на такой глубине голосовая связь работать не будет!

Я включаю микрофон. "Суша, это Deepsea Challenger. Я на дне. Глубина - 10898 метров, системы жизнеобеспечения работают нормально, все в порядке".

Проходит несколько секунд, прежде чем мои слова со скоростью звука поднимаются вверх из подводного мира, и до меня доходит ответ: "Повторите". Большинство тех, кто строил батискаф, сейчас в диспетчерской, и пока еще они не до конца осознают, что мы сделали... Десять тысяч восемьсот девяносто восемь с половиной…

Но сейчас мне нужно забыть о первом успехе и приниматься за работу. Мы запланировали, что я проведу на дне пять часов, и нужно еще многое успеть. Я поворачиваю батискаф и через камеры пытаюсь оглядеть мир, в который прибыл. Дно плоское. Я завожу моторы, открываю внешний люк научного отделения и разворачиваю манипулятор, чтобы взять первую пробу осадка со дна. Если через десять минут все оборудование выйдет из строя, по крайней мере я привезу образцы для ученых.

Проба ила на борту. Я улучаю момент, чтобы сфотографировать крупным планом часы Rolex Deepsea швейцарской фирмы - партнера нашей экспедиции. Закрепленные на рычаге манипулятора, они все еще тикают, несмотря на давление в 1147 килограммов на квадратный сантиметр. В 1960 году в рамках проекта лейтенант военно-воздушных сил США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар в массивном батискафе "Триест" опустились на ту же глубину, это единственные два человека, которым когда-либо удалось сделать то, что мне сегодня. Они тоже взяли с собой специально изготовленный для экспедиции Rolex, и он отлично выдержал давление.

Но не все работает столь безупречно. Через несколько мгновений после того, как я сделал снимок часов, взгляд мой падает на плывущие желтые масляные шарики. Гидравлическая система протекает. Спустя несколько минут я теряю управление краном-манипулятором для сбора образцов и люком научного отсека. Я больше не могу забирать пробы, но камеры пока работают, и я продолжаю исследование.

09:10, ГЛУБИНА 10 897 МЕТРОВ, СКОРОСТЬ 0,26 М/С

С помощью толкателей я двигаюсь на север через ровную плоскость, запруженную осадочными отложениями. Поверхность напоминает пустую автостоянку, на которой только что выпал снег. Я не вижу на дне признаков бурной жизни, лишь время от времени мимо проплывают редкие амфиподы, крошечные, как снежинки. Скоро я должен наткнуться на "стену" впадины. Из наших гидролокационных карт я знаю, что это не совсем стена, скорее - довольно пологий холм.

Пока я наблюдаю все через камеры. Затем у меня уходит пара минут на то, чтобы немного отодвинуть оборудование и принять положение, в котором я смогу смотреть прямо в иллюминатор. Это место раньше никто и никогда не видел: хотя Уолш и Пикар достигли такой же глубины, они погружались в 37 километрах к западу от впадины Челленджер, в точку, которая впоследствии была названа впадиной Витязь-1.

Все другие поверхности морского дна, на которых мне довелось побывать, даже на глубине 8230 метров в Новобританском желобе, хранили следы червяков и морских огурцов. Здесь же ни единого признака развитых - не примитивных - форм жизни. Я понимаю, что на самом деле поверхность впадины не безжизненна, в пробе, которую я взял, мы почти наверняка обнаружим новые виды бактерий. Но меня не покидает чувство, что я спустился на границу самой жизни.

Я чувствую себя ничтожно малым перед бесконечностью всего того, что нам не известно. Я понимаю, как мала свеча, которую я зажег здесь за эти несколько минут, и как много еще остается сделать для познания нашего огромного мира.

10:25, ГЛУБИНА 10 877 МЕТРОВ, СКОРОСТЬ 0,26 М/С

Я нашел северный склон и осторожно поднимаюсь по его волнистому гребню. Я почти в полутора километрах к северу от места своей посадки. Пока что никаких обнажений горных пород. В путешествии по плоскому дну впадины я нашел и сфотографировал два возможных признака жизни: лежащий на дне студенистый шарик размером меньше детского кулачка и темную полосу в полтора метра длиной, которая может оказаться домом какого-нибудь подземного червя. Обе находки загадочны и не похожи ни на что из того, что мне приходилось видеть во время прежних погружений. Я сделал фотографии в высоком разрешении и предоставлю ученым возможность поломать над ними голову.

Но тем временем пара батарей, питающих батискаф, разряжается, неисправен компас, а гидролокатор и вовсе не работает. К тому же я лишился двух из трех двигателей по правому борту, поэтому батискаф движется медленно и управлять им стало сложнее. Все это последствия сильнейшего давления. Я тороплюсь, понимая, что времени осталось мало, но надеюсь добраться до крутых обрывов - что-то подобное я наблюдал в Новобританском желобе: там их населяла популяция живых организмов, совершенно отличных от тех, что обитали на пологой поверхности впадины.

Внезапно я чувствую, что батискаф клонится вправо, и проверяю, что происходит с двигателями. Отказал последний двигатель правого борта. Теперь я не могу собирать образцы и делать снимки, поэтому оставаться здесь бесполезно. Я провел на дне менее трех часов. Неохотно я вызываю сушу и говорю команде, что готов к подъему.

10:30, ГЛУБИНА 10 877 МЕТРОВ, СКОРОСТЬ 3 М/C

Всегда чуть медлишь перед тем, как нажать на переключатель, отвечающий за сброс балласта. Если грузы не упадут, ты не вернешься домой. Я несколько лет проектировал механизм высвобождения грузов, и инженеры, которые построили и протестировали его, поработали основательно: пожалуй, это самая надежная система во всем батискафе.

Щелчок. Раздается знакомое "бух", как только два 243-килограммовых груза соскальзывают по колее и падают на дно, батискаф кренится - и дно тут же пропадает в полной темноте.

Я чувствую, как батискаф сопротивляется и раскачивается на пути вверх. Я двигаюсь со скоростью более трех метров в секунду - быстрее не поднимался еще ни один батискаф, я буду на поверхности максимум через полтора часа. Я представляю, как давление выталкивает батискаф, словно огромный питон, который не смог раздавить добычу и теперь медленно ослабляет хватку. Цифры на индикаторе глубины уменьшаются, и мне становится легче.

Через восемь месяцев, после того как Deepsea Challenger завершил свою экспедицию, команда объявила о предварительных результатах научных исследований. Анализ фотографий и проб, собранных во время погружения в Марианский желоб, выявил различные формы жизни. Со дна впадины Челленджер было поднято 20 тысяч микроорганизмов. Среди собранной фауны были изоподы и шесть видов креветкообразных амфиподов. Один амфипод из впадины Челленджер производит химическое соединение, которое в данный момент тестируют как лекарство от болезни Альцгеймера. Дальнейший анализ данных экспедиции может пролить свет на теорию адаптации организмов к высокому давлению.

Еще одним сюрпризом стал перерасчет глубины погружения Кэмерона. Точные вычисления показывают, что батискаф достиг глубины 10 908 метров, а не 10 898, – глубины, зафиксированной прибором во время погружения. Для сравнения: "Триест" в 1960 году достиг глубины 10 912 метров.

National Geographic

26 марта 2012 года глубоководный батискаф Deepsea Challenger, сконструированный Джеймсом Кэмероном и Роном Айленом и названный в честь Бездны Челленджера, самой глубокой точки Мирового океана, опустился в воды Тихого океана, чтобы достичь дна Марианской впадины. На карту поставлена жизнь и годы подготовки. Что предшествовало этому дню и что произошло на недосягаемой доселе глубине, которая никогда не видела солнечного света?

ПЕРВЫЕ В БЕЗДНЕ

История изучения Марианского желоба началась в 1875 году с экспедиции научно-исследовательского судна «Челленджер». Измеряли глубину вручную, диплотом, основу которого составляют свинцовая гиря и трос. Первый замер показал 8184 метра и стал отправной точкой для последующих открытий.

Шагая в ногу с техническим прогрессом, с годами ученые достигали новых и новых глубин. В 1957 году советские исследователи на научном судне «Витязь» при помощи эхолота определили глубочайшую отметку Бездны Челленджера — 11 034 метра. Однако из-за несовершенства прибора эта цифра не признана точной, ведь с увеличением давления меняются электромагнитные и акустические свойства воды, что вносит помехи в работу приборов. Впрочем, «Витязь» все же сделал свое открытие, обнаружив ниже 7 тысяч метров жизнь в виде барофильных бактерий, приспособленных к существованию на глубинах с высоким давлением.

По официальным данным на сегодняшний день, максимальная глубина Марианской впадины составляет 10 994 метра. Эта цифра может превышать отметку 11 километров, так как сложный рельеф океанского дна, состоящий из подводных хребтов и расщелин, нуждается в более детальном картографировании. Однако неоспорим тот факт, что горы (если считать от уровня моря) не настолько высоки, насколько глубок океан. Высочайшая точка поверхности Земли, гора Джомолунгма, — всего лишь 8848 метров.

Реально ли погрузиться человеку на дно глубоководной бездны, где давление воды более чем в тысячу раз превышает нормальное атмосферное? Единственными до Кэмерона исследователями Марианской впадины были лейтенант ВМС США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар. 23 января 1960 года в батискафе «Триест» они опустились на 10 916 метров, доказав человечеству, что даже самые опасные глубины могут приоткрыть завесу своих тайн. По существу батискаф представлял собой небольшую металлическую сферу с иллюминаторами, присоединенную к огромному баку с горючим. Аппарат не был оборудован ни камерами, ни приборами для глубоководных исследований, на дне Тихого океана он провел не более 20 минут, однако этого хватило, чтобы убедиться в существовании жизни в бездне.

«Чтобы в должной мере продемонстрировать всю значимость этого погружения, «Триест» опустился на дно в нескольких футах от рыбы — настоящей рыбы! — к которой в ее непознанном мире присоединился этот железный монстр, пожирающий бензин и рассекающий темноту мощным лучом света. Наша рыба стала мгновенным ответом на вопрос, которым тысячи океанологов задавались не один десяток лет», — вспоминал Пикар в отчете о погружении.

Сегодня мало кого удивишь стартом очередного космического корабля и пребыванием человека в невесомости за пределами Земли. Глубоководное погружение по сложности сравнимо с полетом в космос, однако должно было пройти более полувека, чтобы человек вновь рискнул покорить загадочную бездну Тихого океана.


РЕКОРД КЭМЕРОНА

Знаменитому режиссеру понадобились десятилетия, чтобы взрастить мечту, семь лет, чтобы спроектировать батискаф, месяцы напряженной работы, чтобы построить уникальный глубоководный аппарат, недели тренировок и один день, чтобы отправить Deepsea Challenger в самое глубокое и, пожалуй, самое труднодоступное место на планете.

Кэмерон с детства был всерьез увлечен физикой. Неизгладимое впечатление на 16-летнего Джеймса произвел фильм об экспериментах голландского доктора Иоханнеса Килстра, во время которых подопытные мыши «дышали» жидкостью, обогащенной кислородом. Вдохновленный Кэмерон написал рассказ о подводных исследованиях и назвал его «Бездна». Так родилась мечта о погружении в неизведанные глубины.

Спустя 19 лет фильм «Бездна», основанный на рассказе подростка, получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, а Кэмерон был признан лучшим режиссером по мнению Академии научной фантастики. В фильме все по-настоящему — актеры, участвовавшие в подводных съемках, были обязаны пройти курс обучения у квалифицированных ныряльщиков. До съемок фильма Кэмерон многие годы занимался дайвингом — испытывая в первую очередь все на себе, режиссер показывал актерам, как работать в непривычной для человека среде. В результате практически все сцены были сняты без участия каскадеров.

Во время работы над «Титаником» Кэмерон совершил 33 погружения к затонувшему лайнеру и в общей сложности провел на нем (конечно, в батискафе) больше времени, чем Эдвард Смит, капитан погибшего судна. Чтобы снять документальный фильм «Экспедиция «Бисмарк», Кэмерону потребовались год подготовки, два батискафа и команда из 32 специалистов российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». Но и этого режиссеру недостаточно — после «Бисмарка» Джеймс Кэмерон решает выйти на новую и неизученную глубину Бездны Челленджера.

Джеймс Кэмерон и его команда четко осознавали, какие опасности сопровождают погружение на дно Марианской впадины.

Взрыв батискафа при соприкосновении со дном, вызванный просчетом конструкции, — самое простое, что может произойти. Пилот не успеет даже вскрикнуть. Если в батискафе образуется течь, вода, словно лазерный луч, за доли секунды разрежет стенки кабины и все, что находится внутри нее. Если откажет система сброса балласта и батискаф застрянет на дне, человека ждет смерть либо от недостатка кислорода, либо от холода. Вероятность замерзнуть выше, ведь кислорода хватит на 60 часов, а температура воды на глубине 11 километров не превышает нуля градусов. Если сбросить часть балласта, батискаф немного поднимется, а затем течения отнесут его на мили от судна сопровождения, оборвав всякую связь с миром.


ГЛУБИНА 10 898

Ранним весенним утром, до восхода солнца, в западной части Тихого океана команда Кэмерона готовит батискаф к спуску. Условия для погружения не самые благоприятные, но Deepsea Challenger попадает в водную стихию и стремительно, со средней скоростью 1,8 метра в секунду, уже через 35 минут приближается к первой значимой отметке. 3800 метров — на такой глубине 100 лет назад затонул «Титаник». Еще 15 минут, и Кэмерон преодолевает глубину, на которой покоится линкор «Бисмарк» — 4760 метров. Вот уже счетчик показывает 6500 метров — эта отметка покорилась русскому батискафу «Мир», французскому «Наутилусу» и японскому «Синкай 6500». Скорость погружения снижается. Кэмерон преодолевает максимальную глубину, на которую погружался обитаемый китайский глубоководный аппарат «Цзяолун» — 7062 метра.

На стенках батискафа уже давно образовались крупные капли конденсата — показатель того, что температура воды упала с 30 до 2 ºС.

Водяной пар, образованный дыханием пилота и его потом, конденсируется на холодных металлических стенках сферы и затем накапливается в пластиковой бутылке. В чрезвычайной ситуации пилот может пить эту воду.

Датчики батискафа передают на поверхность сообщения с точными данными о содержании в кабине кислорода, углекислого газа и температуре, чтобы врач на корабле сопровождения мог контролировать самочувствие пилота. До дна Марианской впадины еще около четырех километров.

Когда луч прожектора батискафа отражается от поверхности, до дна остаются считаные метры. Кэмерон снижает скорость и плавно приземляет аппарат. Как, по-вашему, должна выглядеть настоящая бездна? Остроконечные камни, неровности и опасности на каждом шагу? Отнюдь нет. Бездна Челленджера, по рассказам Кэмерона, гладкая, как яичная скорлупа, и почти безжизненная. Ни рыб, ни других живых существ, за исключением креветкообразных донных обитателей не более дюйма в длину.

Перемещаясь по пустынному дну, Кэмерон берет несколько проб грунта, в котором позже были найдены новые виды бактерий. Из-за неисправных двигателей правого борта батискаф двигается по склону крайне медленно. Еще несколько метров — и из-за поломки гидравлической системы сбор грунта становится невозможен. Колоссальное давление воды выводит из строя последний двигатель, и режиссер оказывается не в силах делать съемку. Максимальная глубина, на которую погрузился Кэмерон, составила 10 898,5 метра.

Три часа на дне Марианского желоба и 70 минут подъема — безусловно рекордные показатели. Впрочем, для Кэмерона погружение не было погоней за рекордом — это была мечта исследователя, мечта фантастически смелого человека, в которую поверили десятки единомышленников.

Каково это — уйти под воду на 11 километров? «Наконец я в самом отдаленном месте на планете Земля, для достижения которого потребовались все это время, энергия и технологии. Я чувствовал себя отрезанным от всего остального мира, без единой возможности на спасение, в месте, которое никогда прежде не видело человечество. И… мне позвонила жена. Конечно, было приятно, однако пусть это станет уроком для всех мужчин. Вы можете думать, что в силах сбежать, но у вас ничего не получится», — говорит в одном из интервью Джеймс Кэмерон.

На этом режиссер не планирует завершать карьеру глубоководного исследователя. Впереди еще слишком много тайн и открытий. Ведь до сих пор невозможно со стопроцентной уверенностью сказать, насколько глубока Бездна Челленджера.

Преодолев более десятка километров к центру планеты, человек почувствует себя в полном уединении, но никогда не будет одинок. Океан напомнит о своем присутствии холодными и теплыми течениями, рыбами и скатами, расплывчатым солнцем над водой или манящей бездной. Океан — живой организм, который не отпустит, пока ноги не ступят на твердую землю, и который обязательно приоткроет человечеству еще не одну тайну.

НОВЫЕ МОРСКИЕ ДЕРЖАВЫ

Когда-то мы все — не люди, нет, а наши далекие эволюционные предки, будущие земноводные, — вышли из воды. Последнюю сотню лет, а то и больше, если отсчитывать с фантастических подводных плаваний героев великого мечтателя Жюля Верна, человечество ищет предлоги, чтобы вернуться в океанскую стихию. И если не чувствовать себя как рыбы в воде — так по крайней мере не быть только опасливыми наблюдателями.

ПОДВОДНЫЙ МУШКЕТЕР И ЕГО «КАЛИПСО»

Многие годы ученые мужи критиковали его за «недостаточную глубину» — и называли профаном, ступившим на стезю науки, чтобы превратить ее в шоу. И все же за семь десятилетий, прошедших с тех пор, как Жак-Ив Кусто впервые испытал акваланг, не появилось другого человека, который бы сделал так много для освоения подводного мира.

НАСЛЕДНИКИ КАПИТАНА

«Я часто забывал о боге и был грешен, но если бы он подарил мне вторую жизнь, я прожил бы ее так же», — признавался капитан Кусто на склоне лет. Второй жизни ему, простому смертному, понятно, не досталось — зато первая послужила примером его собственным детям и многочисленным подводным исследователям. Discovery выбрал четыре ключевые подводные эпопеи последних десятилетий.

В ДВУХ СТИХИЯХ

«Все это еще Жюль Верн придумал!» — невозможно не воскликнуть так, когда слышишь о плавучей лаборатории SeaOrbiter, строительство которой наконец началось этой весной. Создатели футуристического (без всякого преувеличения) проекта не стесняются научно-фантастического родства и помещают портрет автора «Двадцати тысяч лье» среди изображений людей и аппаратов, стоявших у истоков SeaOrbiter.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ / МУСОРНАЯ АТЛАНТИДА

Пока любители эзотерики искали в Мировом океане затонувший континент атлантов, упомянутый в текстах мудрого грека Платона, в океанских водах обнаружился еще один, прежде неизвестный «континент». В его существование сначала отказывались верить — а теперь не знают, что делать с этой пугающей реальностью.