Меню Рубрики

Интегрированное занятие для детей средней группы с использованием блоков дьенеша. Приключения в сказочном лесу конспект средняя группа с блоками дьенеша Занятия по блокам дьенеша в средней группе

Современным родителям доступно множество дидактических пособий, с помощью которых они могут развивать своих деток с самого раннего возраста. Большой популярностью пользуются логические блоки Дьенеша – игра с картинками, схемами и специальными альбомами. Занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики. Узнайте, что из себя представляет материал и как с ним работать.

Что такое блоки Дьенеша

Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

  1. Цвет. Синие, красные, желтые.
  2. Размер. Маленькие, большие.
  3. Толщина. Толстые, тонкие.
  4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Методика

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:

  1. Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
  2. Логически мыслить.
  3. Лучше разговаривать.
  4. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
  5. Осознавать пространство.
  6. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
  7. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
  8. Выполнять мыслительные операции.
  9. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.

Как работать с блоками Дьенеша

Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

  1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
  2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
  5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

  1. Цвет обозначается пятном.
  2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
  3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
  4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
  5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Альбомы

Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

Блоки Дьенеша для самых маленьких

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выборки

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

  1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
  2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

  1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
  2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
  3. Выбери тонкие круглые блоки.
  4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Конструирование

Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

  • домик;
  • стол;
  • домик с окошкам;
  • елочка;
  • лавка;
  • табурет;
  • диван;
  • стул;
  • ступеньки;
  • кресло;
  • машинка.

Продолжи ряд

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

  1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
  2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
  3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

Поиск

Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

  1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
  2. Первый делает ход любой фигурой.
  3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
  4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
  5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
  6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

  1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
  2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
  3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

  1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
  2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
  3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
  4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

  1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
  2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
  3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

  1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
  2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
  3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

  1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
  2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
  3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

Елена Вельгорецкая
Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа

Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа .

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах.

Задачи : 1. Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша . Учить различать и по форме, цвету, размеру и толщине.

2. Совершенствовать навыкк счета в пределах 10.

3. Воспитывать любознательность и интерес к новому.

4. Развивать логическое мышление, внимание, воображение.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Ребята, сделайте круг :

Я твой друг и ты мой друг

крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся

Я улыбнулась вам, а

вы улыбнитесь друг другу

чтобы у нас было

хорошее настроение.

Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну «Игралочку» .

Направо и налево-

Везде лежит она-

Игралочка, Игралочка-

Волшебная страна.

Здесь всем ребятам рады,

Не бойся,заходи,

И за руку друзей своих

Сюда же приводи!

Какая знакомая музыка! Откуда она, ребята?

Из мультфильмов про смешариков.

Правильно.

Интересно, неужели к нам в гости на занятие придут смешарики?

(включается слайд с изображением смешариков)

Уже пришли. Сегодня помогать проводить занятие мне будут всем известные мультипликационнные персонажи.

Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин)

Я желаю, чтобы мои глазки вес видели (поглаживание глаз)

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы)

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук)

Я желаю,чтобы мое тело было здоровым.

Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.

(Слайд Смешарик и цифры перемешаны)

В волшебной стране Игралочке постоянно происходят какие-то истории. Сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой. Давайте расскажем о них, где они встречаются.

Я цифра 1- одно солнышко, одна мама, один папа;

Я цифра 5- я отличная оценка в школе, на руке пять пальцев;

Я цифра 4- у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла;

А какие четыре времени года вы знаете?

Я цифра 2- у человека все по паре : два глаза, два уха, две ноги, две руки;

Я цифра 3- я встречаюсь в сказках «Три медведя» , «Три поросенка» ;

Я цифра 7- у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят» , «Белоснежка и семь гномов» ;

А в неделе сколько дней? Перечислите их.

Ребята, назовите все цифры по порядку (хорошо)

Назовите цифры в обратном порядке (хор.)

Оля, посчитай от пяти до семи

Саша, посчитай от трех до шести

Даша, пять, а ты считай обратно

Оля, назови соседей числа три

Молодцы, ребята. Теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку.

(Слайд цифры по порядку)

В волшебной стране Игралочке живут и геометрические фигуры.

(Слайд Смешарик с загадками)

Загадки о геометрических фигурах :

1. Нет углов у меня и похож на блюдце я,

На тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг.)

2. Три угла, три стороны могут разной быть длины. (Треугольник.)

3. Четыре угла и четыре сторонки,

похожи точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобой не пустится вскачь.

(Квадрат.)

(Слайд Смешарик с блоками Дьенеша )

Посмотрите, пожалуйста, дети, какие фигуры живут в стране Игралочке. Хотите с ними подружиться! А друга вы себе найдете с помощью карточек-символов, возьмите вот эти карточки-символы, посмотрите на них внимательно и найдите своего друга.

В волшебной стране Игралочке все необычно. Посмотрите, вот какие необычные клумбы здесь. Какой они формы (круглые, какого размера (большого, какого они цвета (красного и желтого? Ребята, какое сейчас время года (весна) да, сейчас наступила весна, пора посадки разных растений и, конечно же, цветов. На клумбах в стране Игралочке растут необычные цветы- блоки Дьенеша . Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Обручи- клумбы. Садовник решил в красную клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка-символ-синее пятно, а в желтую клумбу вот такие (карточка-символ-треугольник) . Приступаем, ребята, к посадке цветов.

Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам? (в красном обруче (клумбе) растут только синее цветы-любой геометрической формы, а в желтом-цветы треугольной формы, там, где пересекаются-красные и желтые обручи, растут только синие треугольники).

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели-встали, сели-встали,

И на месте побежали.

Вы побегали немножко

И у вас устали ножки

А теперь приятель мой,

Поработай головой!

(Слайд модница Нюша)

Модница Нюша просит вас помочь ей с обновкой-сделать красивые бусы из пяти разных фигур.

(слайд Бараш)

Бараш хочет с вами порисовать! Он приготовил для вас необычные рисунки.

(Рисунки блоки Дьенеша «Художник» )

Следующее задание вас ждет от Пина.

(Слайд Пин и рядом с ним лежат кусочки пазлов) .

Он любит собирать пазлы, но вот беда, сильный ветер перемешал все кусочки картинки и теперь от вас Пину требуется помощь. Давайте соберем пазл. У вас на столе лежат карточки. Они имеют разные цвета и формы. Дети выясняют какие карточки имеют форму треугольника, какие квадрата или прямоугольника.

Ваша задача собрать 2 картинки - они будут синего и красного цвета. Как только вы их соберете, мы сразу узнаем, какой пазл собирал Пин.

Какие картинки у вас получились?

Ребята : на картинках изображены цифры 2 и 3 (говорят какие цифры получились у ребят)

Правильно. А давайте попробуем их сложить.

Ребята : Если к двум прибавить три, то получится пять.

А сейчас попробуем сделать вычитание

Ребята : Если от трех отнять два, то получится один.

Физкультминутка для глаз.

Мой веселый звонкий мяч

Еще хочет поиграть.

Вы глазами проследите,

Головою не вертите.

Куда мяч-туда глаза

Будем двигать не спеша.

Мяч поднялся вверх,

Все глаза-наверх.

Мяч скатился вниз

И глаза все- вниз.

Мяч-направо, мяч-налево,

А теперь наискасок :

Сверху вниз по диагонали

И еще один разок.

Все по кругу побежали

И вернулись мы опять.

И фигурку «бесконечность»

Нарисуем мы на пять!

(Слайд Смешарик с загадками)

1. На полянке у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать, кто успех из сосчитать(4)

2. На полянке у дубка крот увидел два грибка, А подальше у сосны он нашел еще один.

3. Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят, сколько было всех утят? (4)

4. В снег упал Сережка, а за ним Алешка, а за ним Маринка, а за ней Иринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5)

5. У маленькой Светы четыре конфеты. Еще дала три Алла. Сколько конфет стало? (7)

6. Пять грибов нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос, сколько он грибов принес? (6)

7. У стула 4 ножки, сколько ножек у 2х стульев? (8)

8. Сколько рогов у 2х коров? (4)

9. Сколько концов у одной палки, ау двух(4)

10. Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего? (2)

11. Сколько пальцев на правой руке? (5)

12. Сколько глаз у светофора? (3)

(Слайд все смешарики)

Ребята. Мы с вами успешно выполнили все задания. Смешарики говорят,что вы молодцы! Давайте поблагодарим их за визит и скажем им»Спасибо».

Жители волшебной страны Игралочки очень рады, что вы любите ее, знаете очень много о фигурах, числах, умеете считать и думать. Поэтому они дарят вам математическую игру для математического уголка в группу . На этом наше путешествие закончилось. Нам пора в детский сад. А пока мы в пути, давайте вспомним, какие препятствия вам больше всего понравились и почему?

План и конспект занятия по математике в средней группе

Путешествие с Микки – Маусом в волшебную страну

Программное содержание

1. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине).

2. Упражнять в отсчете предметов из большего множества в пределах шести.

3. Упражнять в количественном счете в пределах шести.

4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

1. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства.

2. Приучать использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения.

1. Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.

2. Развивать восприятие, внимание, умение анали­зировать и сравнивать предметы по самостоятельно выде­ленным свойствам, обобщать.

3. Развивать комбинаторику, пространственное мышление.

4. Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.

Методические приемы

Внесение посылки от Микки-Мауса

Чтение письма с приглашением в волшебную страну.

Полет на ковре-самолете.

Задачи № 1,4

На дверях в зал изображение замка с 4 геометрическими фигурами, одна из которых отличается цветом и величиной. Детям предлагается найти лишнюю фигуру на кодовом замке, открыть его.

Дети попадают в город Геометрических фигур.

Задача №1

На полу схематическое изображение города геометрических фигур: с помощью цветных ленточек выложено логическое древо. Блоки Дьенеша разделены по размеру, цвету и форме. Под каждым блоком помещена картинка-зверушка.

Детям рассказывается о принципе классификации фигур, условном обозначении их свойств, затем предлагается найти домик- блок по названным свойствам или самим назвать свойства указанного блока.

Дети отправляются в Город Мастеров. Их встречает Палочкин-Считалочкин.

Физминутка:

Дети плывут на лодке по реке, делают наклоны.

Дети приплывают в таинственный лес, встречают Сороку с блестящим мешочком в клюве.

Задача 3,4

В мешочке письмо от мишки и лисички с просьбой собрать их из фигур, которые рассыпал по всему лесу злой колдун,готовые изображения зверей. 2 магнитные доски.

Дети собирают фигуры, классифицируют их по цвету, размещают в ряд на магнитной доске, пересчитывают количество фигур на «фотографии» и на доске, составляют изображения медведя и лисы.

Итог занятия.

Анализ работы детей от имени Микки-Мауса.

Полет на ковре-самолете в д/сад.

Конспект занятия

Воспитатель вносит в группу посылку. Дети играют на ковре.

Нам Микки – Маус прислал посылку! А в ней еще есть письмо.

Давайте прочитаем его:

«Ребята, приглашаю вас к себе в гости - волшебную страну. Я покажу Вам много интересного»

Примем приглашение Микки-Мауса?

Встанем, возьмемся за ковер-самолет, скажем заклинание:

О ковер-самолет!

Отправляйся в полет!

Музыка-полетели.

Пролетаем город, над полями мы летим. Держим ковер крепко. Можно упасть, если мы его отпустим.

Подходят к музыкальному залу.

Вот попали мы в волшебную страну. Давайте ковер рядом аккуратно положим.

Ой! На двери замок. Волшебный.

Наверное, чтобы его открыть тоже нужно заклинание сказать. Но нам Микки-Маус ничего не написал.

Давайте подумаем, как его открыть?

*предложения детей.

Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? А одним словом?

Давайте подумаем, наверное, нужно нажать на какую-то фигуру, чтоб открылся замочек? А какую?

Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все другие?

*Лишняя маленькая фигура! Все фигура большие, а эта фигура маленькая.

Какая это фигура?

*Маленький красный круг!

Или все фигура желтые, а эта фигура красная. Она отличается от других цветом. А еще чем?

* Величиной. Она маленькая, а другие фигуры большие.

Нажимай, Катя, скорее!

Вот дверь и открылась!

Заходите в волшебную страну! А вот и Микки-Маус вас встречает!

М: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что сумели открыть дверь в волшебную страну! Догадались! Наверное волшебниками будете.

М:Я хочу вас пригласить в город геометрических фигур.

Как вы думаете, почему этот город так называется?

Что вы здесь видите:

Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур?

Маленьких или больших?(показывает условный знак:маленький, потом большой)

Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят:

Эта какая улица? Цветом?

*Синяя, желтая и красные.

Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая? Покажите указатель на желтой улице.

На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики – это разные геометрические фигуры. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру?

*большие!

На красной улице стоят фигуры – домики какого цвета?

*красные.

А на желтой? Синей?(показываю указкой)

А кто же живет в этих домиках? Хотите узнать? Вот послушайте, я вам скажу.

Саша, найди мне домик круглый, стоит он на желтой улице в районе больших домов. Где такой домик?

Подними эту фигурку. Кто там живет?

Закрой домик, пусть он там отдыхает.

А теперь, найдет домик Анечка.

Синий квадрат, на синей улице в районе маленьких домов.

Кто там живет?

Наташа, в районе маленьких домов на красной улице найди прямоугольный домик.

Кто здесь живет?

Открой любой домик. Кто там живет? Объясни, где домик находится. На какой улице? В районе каких домов? Какой формы домик? Треугольный.

М:А хотите узнать где я живу?

Микки-Маус живет в районе больших домиков на красной улице, в квадратном домике.

*Никого нет.

Правильно, потому что Микки-Маус сейчас с нами.

Понравилось вам городе геометрических фигур? Пойдемте дальше - в город Мастеров. К Палочкину-Считалочкину.

(Размещаю детей вокруг столов, на которых в подносах лежат счетные палочки).

Надо взять ножовку и фанеру,

гвозди взять и молоток.

Не беда, что мы не инженеры,

час прошел и дом уже готов!

П-С: Здравствуйте ребята, я рад видеть вас в нашем городе. На столе лежат палочки. Отсчитайте по 6 палочек и положите их перед собой. А я посмотрю, как вы считаете. 6 палочек лежит у всех на столе. Лишние палочки положите обратно в поднос.

У меня вчера был день рождения. Мне подарили подарки: письмо, бантик и телевизор.

Сделайте из своих палочек мои подарки: письмо, бантик и телевизор.

Что у тебя, получилось?

*телевизор.

Получился бантик?

(Дети конструируют по представлению. Образец может быть показан, лишь в случае затруднения отдельных детей.)

П-С:А у меня для вас есть тоже подарок. Берет 6 больших гимнастических палок.

П-С: Сколько у меня палочек? Какие они по размеру? Вот из этих больших палочек я сделаю лодку. И вы поплывете по реке.

Вот какая большая получилась лодка.

Давайте встанем в лодочку. Попрощаемся с Палочкиным-Считалочкиным!

Звучит фонограмма течения реки.

Быстрая река, сильное течение. Качает нашу лодочку. Наклонились вправо, влево!

Вот, мы приплыли в таинственный лес. Выйдем из лодочки и погуляем по лесной опушке.

Посмотрите, сорока прилетела! Сорока, сорока-белобока, что ты нам принесла?(у сороки в клюве блестящий мешочек)

Достаю письмо:

Я мишка косолапый, веселый и лохматый

В лесу спокойно жил

С лисичкою дружил.

А злой колдун однажды

всех нас погубил.

Вы, ребята, помогите,

из фигур нас соберите!

Вот фотография мишки и лисички. (достаю из мешочка)

Походите – ка по лесу и поищите фигурки. Расколдовать нужно лисичку и мишку!

Дети размещают фигуры на магнитную доску. В 2 ряда. -Садитесь вокруг на поляночку, смотрите на фотографию.

Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении мишки.

Какого цвета фигурки?

* коричневые

А как называются эти фигуры?

*квадраты и прямоугольники.

А сколько фигур мы нашли?

*6. Все 6 фигур нашли.

Давайте по фотографии сделаем мишку.

А теперь посчитайте, сколько фигур в изображении лисички?

Показывает фигурки пониже. Сколько мы нашли? Все нашли или еще надо искать? Давайте поищем 1 фигурку. А кто увидел, какой фигурки не хватает?** Ищем оранжевый треугольник.

Ну вот, расколдовали мы лесных зверюшек, молодцы!

Ребята, а нам ведь уже пора возвращаться в д/сад. Погостили мы в волшебной стране. Давайте попрощаемся с Микки-Маусом!

*До свидания!

М-М: До свидания! С вами было интересно. Вы знаете фигуры, умеете считать, даже как настоящие волшебники расколдовали зверюшек. Молодцы! Прилетайте еще! Пишите мне письма и рисуйте картинки!

Полетим домой на нашем ковре – самолете. Пойдемте. Беритесь за ковер.

Скажем заклинание:

О ковер-самолет!

Отправляйся в полет!

Музыка - полетели в группу.

Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками. К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша. Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Цель, задачи методики

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

История создания

Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

Лучший возраст

Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.

  • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
  • Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
  • Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
  • Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.

Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.

Положительное воздействие

Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • умение мыслить логически;
  • внимание;
  • аналитические способности;
  • настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

Как использовать блоки?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

  1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  3. Математические игры.
  4. Знакомство с числами.
  5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

Переход на новый этап должен быть постепенным, происходить в тот период, когда ребенок к нему готов.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

Чтобы постепенно усложнять задачу, стоящую перед крохой, на первых этапах можно разрешить ему пользоваться схемой с готовыми вариантами, а после – предложить пофантазировать или попробовать вспомнить. И то, и другое будет полезно для получения важнейших навыков.


Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Занятия в среднем дошкольном возрасте

В 4-5 лет можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.

«Магазин»

Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

Постепенно критерии выбора могут усложняться – например, мишка будет стоить не просто треугольник, а именно красный большой или два маленьких – синий и желтый.

Играть в «Магазин» можно с несколькими детьми, так им будет гораздо интереснее.

«Что изменилось?»

Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме.

Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

Есть два варианта игры.

  1. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место.
  2. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.

Постепенно можно усложнять задание, поменяв местами несколько блоков или включая в последовательность сразу 2-3 новые фигуры.

«Второй ряд»

Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора.

  1. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его.
  2. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.

Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

«Заселяем в домик»

Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)

«Украсим елку»

Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить.

Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.

Занятия с областями

Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга. Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи».

Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.

Для развития логического мышления можно формулировать задания с частицей «Не». Например, говорить не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».

Цепочка усложненная

Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак:

  1. первым кладется желтый круг;
  2. второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат.

Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

  1. желтый круг – первая фигура;
  2. вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.
  3. третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше.

Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.

Прежде чем предлагать ребенку такое задание, следует самим проверить, имеет ли оно решение, то есть родителям необходимо предварительно собрать весь ряд.

Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять. В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.

Программное содержание:

Закреплять представления о геометрических фигурах, умение различать и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Закреплять представление о том, что геометрические фигуры могут быть разных размеров (большие – маленькие).

Закреплять умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Совершенствовать умение определять направление от себя.

Совершенствовать умение различать правую и левую руки.

Закреплять счет в пределах 5.

Закреплять умение группировать предметы по 2 признакам (количество, размер)

Закреплять умение понимать условные обозначения.

Закреплять умение декодировать информацию, изображенную на карточке.

Закреплять умение делать простейшие выводы, логические умозаключения.

Развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения.

Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными.

Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.

Развивать фразовую речь при ответах на вопросы.

Закрепление в речи прилагательных, обозначающих цвета, размеры, толщину.

Координация речи с движением.

Развитие общей и тонкой моторики.

Воспитывать умение слышать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду.

Материал:

Пособие «Машинки» – маленькая машинка за ниточку привязана к карандашу.

Наматывая ниточку на карандаш, ребенок двигает машинку. На каждого ребенка.

Пособие «Речка» – голубые ленточки (речка), карточки с изображением предметов различной геометрической формы, блоки Дьенеша, контейнеры под блоки.

Пособие «Дерево» – дерево с голыми ветками, на стволе которого нарисовано грустное лицо, которое в конце сменяется на веселое; рядом с голыми ветками нарисованы большие и маленькие кружки в пределах 5 в различном сочетании (3 больших и 2 маленьких, 4 маленьких и 1 большой и т.п.); карточки с листочками в таких же сочетаниях, что и кружочки.

Пособие «Лес» – пластины для обозначения дорожек; знаки к блокам Дьенеша (2 цвета и их зачеркнутые варианты); блоки Дьенеша круглой формы по количеству детей; елочки.

Пособие «Животные» – конверты формата А4 из черного картона; желтые прищепки; изображение животных по количеству детей, выполненные по аналогии с пособием «Нелепицы» к блокам Дьенеша; блоки Дьенеша;

Желтый круг, желтые прищепки.

Письмо, конверт с грустным лицом.

Воздушный шарик.

Угощение, корзинка.

Ход занятия:

Д ети заходят в группу и замечают воздушный шарик с привязанным к веревочке конвертом.

Да этот шарик принес письмо! Как вы думаете, как узнать, откуда оно пришло и кому адресовано? (Прочитать адрес).

Воспитатель читает адрес: «Детям 5 группы от зверей из Сказочного леса».

Ребята, как вы думаете, какие новости в этом письме? Как вы догадались? (У конверта грустное лицо). Давайте скорее откроем и узнаем, что же случилось в Сказочном лесу!

Воспитатель открывает конверт и читает письмо:

Мы – лесные звери,

Жили – не тужили.

В Сказочном лесу

Хоровод водили!

Но злая Бабка-Ёжка

Всех заколдовала,

И теперь в лесу

Скучно, грустно стало…

Дорогие дети,

Вы нам помогите,

Из фигур волшебных

Скорее соберите!

Что же нам делать? (Нужно помочь; победить Бабу-Ягу; отправиться в Сказочный лес; …)

Как вы думаете, Баба-Яга разрешит нам так легко добраться до леса? (Нет). Я тоже думаю, что она будет строить нам по дороге различные препятствия. Но я открою вам небольшой секрет: каждый раз, когда мы будем проходить ее препятствие, она будет терять часть своей силы, и после того, как мы найдем и соберем зверей из волшебных фигур, она совсем исчезнет!

Так что, вы готовы отправиться в Сказочный лес и освободить его от колдовства Бабы-Яги? (Да!).

2. На чем же нам добраться до Сказочного леса? (На машине). Так как мы отправляемся в Сказочный лес, то и машины у нас будут волшебные – машины-скороходы, маленькие, но очень быстрые!

Заводите моторы и отправляемся в путь!

Качу, лучу во весь опор,

Я сам шофер, я сам – мотор!

Нажимаю на педаль,

И машина мчится вдаль!

3. Приехали! Мы с вами на машинках-скороходах проехали уже половину пути, но дальше они не пройдут – впереди река. Как же нам ее перейти? (… , по мосту) Как вы думаете, что произошло со всеми мостами: они совсем непрочные, сделаны не из кирпичей, а из предметов! Кто же превратил кирпичи в предметы? (Баба-Яга заколдовала). Что же случится, если мы пройдем по такому непрочному мосту? (…) Это первое препятствие Бабы-Яги – она не хочет, чтобы мы перебрались на другой берег реки, и поэтому заколдовала все мосты! Кто же их расколдует? (Мы сами!) Как же нам это сделать? (Подобрать кирпичики, подходящие по форме предмету, и положить его сверху).

Дети строят каждый свой мост.

Вот мосты и готовы! Как вы думаете, они прочные? (Да, т.к. все ГФ соответствуют форме предмета). Тогда переходим на другой берег! Мы с вами прошли первое препятствие Бабы-Яги – расколдовали мосты – и ее сила уменьшилась!

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился. Вращательные движения руками перед собой.

К облакам поднялись Руки вверх.

И шасси убрались. Поочередное поднимание коленей.

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет! Бег по группе.

Вот мы тут приготовили парашют. Имитация одевания парашюта.

Толчок! Прыжок! Приседание, выпрыгивание вверх.

Летим, дружок! Руки-ноги в стороны.

Парашюты раскрылись, Руки над головой соединить.

Дети мягко приземлились. Приседание.

5. Вот мы и в Сказочном лесу! Здесь действительно грустно! Как вы думаете, почему это дерево грустит? (Нет листочков). Что же здесь случилось, почему все деревья уже оделись в листочки, а в Сказочном лесу деревья все еще голые? (Проделки Бабы-Яги). Что же делать, как помочь дереву? (Подобрать веточки с листочками). Кто догадался, как правильно подобрать? (Сосчитать количество больших/маленьких кружочков и найти веточку с таким же количеством больших/маленьких листочков).

Дети выполняют задание.

Молодцы! Какое красивое стало дерево! Посмотрите, оно больше не грустит, а улыбается и благодарит вас! Мы с вами справились с еще одним колдовством Бабы-Яги и ее сила еще уменьшилась!

6. Теперь пойдемте в лес искать зверей! Но нужно быть осторожными, на дорожках Баба-Яга расставила ловушки! Не попасться в них нам помогут вот эти волшебные клубочки (блоки Дьенеша круглой формы). Как они будут нам помогать? (Показывать, где нужно повернуть – направо или налево).

Дети проходят по тропинкам в соответствии с выбранной фигурой-клубочком.

Молодцы! Мы обошли еще одно препятствие Бабы-Яги – не попались в ее ловушки – и у нее осталось совсем мало сил!

7. Воспитатель показывает на черные конверты с прищепками:

Ой, ребята, а что это такое? (Здесь заперты звери!) Я тоже так думаю, что здесь на прищепки-замочки заперты звери! Кто вспомнит, что нам нужно сделать, чтобы расколдовать их? (Собрать из волшебных фигур). Вот здесь у нас есть волшебные фигуры. Но как же мы узнаем, где какой зверь? (Торчат заячьи уши, медвежья лапа, …)

Дети снимают прищепки, достают изображения зверей и выкладывают блоки Дьенеша в соответствии со значками. Звучит короткий звук овой сигнал, изображающий исчез н овен ие Бабы-Яги.

Молодцы! Мы расколдовали зверей и Баба-Яга совсем потеряла свою силу и исчезла! Теперь Сказочный лес свободен от ее чар!

8. А давайте подарим жителям Сказочного леса что-нибудь доброе и теплое?! Например, у меня есть вот такой круг. Во что мы можем его превратить? (В солнышко). А что нам поможет превратить круг в солнышко? (Прищепки)

Дети делают солнышко. Воспитатель убирает зверей и на их место крадет угощение в корзинке.

Давайте повесим солнышко над лесом, чтобы там никогда больше не было грустно. (Воспитатель вешает солнышко на штору на окне). Давайте покажем наше красивое солнышко зверям! Ой, а куда же они делись? (Убежали в лес, спрятались в норку, …). А в благодарность за спасение Сказочного леса от Бабы-Яги они оставили вам угощение!

Ребята, а пойдемте, расскажем Марии Ивановне о нашем приключении?!