Меню Рубрики

Урок по литературе и обществознанию на тему «Жить по совести и чести. Урок по литературе и обществознанию на тему «Жить по совести и чести Как же проводить такое воспитание

Престижная губернская Акция «Благородство» в шестнадцатый раз объявила имена лауреатов.

2 декабря, на церемонии награждения во Дворце культуры железнодорожников им. А.С. Пушкина мы вновь услышали рассказы о благородных поступках, героических подвигах, удивительных людях.

Ассоциация творческих Союзов и областной Союз журналистов при многолетней поддержке министерства культуры Самарской области разыскивают во всех уголках губернии людей неравнодушных, сострадательных и благородных. Эти люди - особенные. Они не проходят мимо чужой беды, поступая по чести и совести и неся в этот мир добро и свет.

Девиз Акции «Благородство-2013» – «С любовью к губернии!». Конечно, любой благородный поступок продиктован любовью – к детям, ветеранам, инвалидам, природе, и совершались они все во благо и в помощь тем, кто живёт рядом, к жителям Самарской области.

В оргкомитет Акции в этом году поступило более 200 заявок из 8 городов и 17 районов области. Помогали в поиске номинантов областные министерства и ведомства, общественные организации, средства массовой информации, а также жители губернии.

Лауреатов Акции 2013 года по традиции определил Общественный совет, который возглавили сопредседатели – почётный гражданин Самары, ветеран ВОВ Н. Фоменко; лауреат Акции «Благородство» В. Яковлев, Герой России, председатель Самарской областной организации «Герои Отечества» И. Станкевич. В состав Совета также вошли многие уважаемые и известные в губернии люди. Среди них – И. Цветкова, М. Левянт, Л. Ерошина, Ш. Керимов, А. Колесников, О. Король, В. Лихачёв, А. Сергеев, И. Скупова, Р. Алмазов, Е. Богдан, Ю. Галочкина, М. Федосеев, Л. Курган, Е. Хегай, О. Яковлев, Е. Крылова, Н. Камбарова, А. Русаков, Е. Орлова, И. Тулгаева, О. Кочубей, Д. Сазонов, Е. Решетова и другие.

По итогам пяти заседаний Общественный совет Акции отобрал для награждения всего 43 человека. Лауреатами Акции ежегодно становятся люди разных возрастов, так и в этом году разница между младшим и старшим по возрасту лауреатом составила почти 80 лет.

Традиционная для Акции номинация «Люди в погонах» с этого года стала именной. Теперь она посвящена памяти генерал-лейтенанта полиции Александра Сенопальникова. Участник контртеррористических операций, ветеран боевых действий, за свои заслуги перед Родиной он был награждён рядом высоких государственных и ведомственных наград, в числе которых – орден Мужества, орден Почёта, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медали «За воинскую доблесть», «За доблесть в службе».

Лауреатами в номинации «Люди в погонах» стали сразу 10 человек – все они, безусловно, достойны памяти боевого генерала. Среди них – сотрудники МЧС и МВД, принимавшие активное участие в спасении людей в посёлке Нагорный этим летом, когда произошла детонация боевых снарядов, складированных на военном полигоне близ Чапаевска.

Впервые в этом году один номинант был представлен сразу несколькими жителями разных городов и районов губернии. В письмах говорили о добрых делах, об отзывчивости и чуткости к любому вопросу, чужой беде. Таким образом лауреатом в номинации «С любовью к людям» стал губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин.

В числе лауреатов нынешней церемонии – актёр Самарского театра драмы Олег Белов. Совсем недавно вся губерния переживала за здоровье артиста. А Олег, невзирая на тяжёлый недуг, стал заниматься благотворительностью. Он организовал музыкальные спектакли, в которых принимают участие дети с ограниченными возможностями.

Потрясают также поступки двух других лауреатов – Саламаддина Нагиева и Марата Рахметова. Ценой своей жизни каждый из них спас тонущих девочек. Как говорится, у благородного поступка нет места прописки. Так и в случае с нашими лауреатами – пусть эти молодые ребята и не были жителям нашей губернии, но члены Общественного совета не могли пройти мимо таких героических поступков. Молодые ребята, а им было чуть больше 20, безусловно, являются для всех нас примером настоящего мужества.

Миша Сидоров, Дима Ведёхин и Дима Феденёв – самые юные лауреаты нынешней Акции – делают свои первые шаги по жизни, но их поступки заставляют нас верить, что ещё долго на земле самарской не переведутся настоящие герои.

Благодарим партнёров Акции «Благородство-2013»: Русфинанс банк, ФК «Жигули», филиал ООО «Нестле Россия» в г. Самара (КО «Россия»), Самарский БКК, «Садовый центр Веры Глуховой», ГТРК «Самара», ТРК «СКАТ», ТРК «ТЕРРА», телеканалы «Губерния» и «Самара ГИС», радио «Самара Максимум», «Авторадио-Самара», «Русское радио в Самаре».

Также благодарим за поддержку: аппарат Уполномоченного по правам человека в Самарской области, Ротари клуб «Самара», департамент по делам молодёжи Самарской области, министерство здравоохранения Самарской области, министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГУ МЧС РФ по Самарской области, ГУФСИН по Самарской области, ГУ МВД РФ по Самарской области, УФСКН по Самарской области, галерею «Вавилон», Областной журнал «Самара и Губерния», СГУ, Ассоциацию районных и городских газет, газету «Волжская коммуна», «Самарскую газету», радио «Россия», «Социальную газету».

Ирина Цветкова, председатель Самарской областной организации Союза журналистов России, организатор Акции:

В этом году Акция «Благородство» проходит под девизом «С любовью к губернии!». И я тоже хочу сказать, почему я люблю нашу Самарскую область. Потому что здесь живут удивительные, неравнодушные люди. За годы существования Акции её лауреатами стали более четырёхсот человек, и сегодня в зале находятся настоящие герои. Я рада, что с годами их не становится меньше, так же, как не уменьшается число тех, кто поддерживает Акцию. Многие из присутствующих здесь стояли у истоков «Благородства» и сейчас, по прошествии стольких лет, остаются её неизменными друзьями и партнёрами! Спасибо Вам всем огромное!

Мобильный урок на тему:

«Жить по совести и чести»

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Доброта, любовь и сострадание, милосердие и понимание

Русскому присуще человеку. Ценность не теряют век от веку.

Для людей, живущих в нашей школе, нет чужой тревоги, грусти, боли.

Эти свойства праведной натуры в нашу жизнь несет литература:

Пушкина божественное слово, Чехова тоска, обет Толстого,

Салтыкова едкие сатиры и Некрасова к борьбе призывы

В нашем сердце вечно будут живы.

Цели урока:

Проанализировать такие понятия, как взяточничество и коррупция, и показать их негативные последствия для общества;

Познакомить с М.Е. Салтыковым-Щедриным как видным политическим деятелем;

Ознакомить с наказанием за коррупционные деяния;

Мотивировать учащихся жить по нормам морали и нравственности.

Задачи урока:

Демонстрация учащимся поведения, не нарушающего законодательных и общепринятых норм;

Формирование потребности соблюдать нормы и правила;

Изложение последствий нарушения закона;

Расширение знаний в области законодательства РФ по борьбе с коррупцией.

Как вы думаете, о ком из этих великих писателей мы будем сегодня говорить и почему?

Мы будем говорить о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине, потому что здание, в котором мы находимся названо в его честь.

Совершенно верно. Давайте обратимся к фотографиям и документам, которые вы видите на стенде. В этом здании в далеком 19 веке жил и работал великий литературный деятель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В Рязани имя русского писателя носят улицы и библиотека, а недавно поставлен памятник. В историю Рязанской губернии писатель-сатирик вошел как видный политический деятель.

- Давайте вспомним, что же связывало его с Рязанским краем?

На экране слайд с фотографиями писателя.

- В 1858 году Александр II подписал указ о назначении Салтыкова-Щедрина вице-губернатором Рязани. В городе тогда было около 50 улиц. Салтыков-Щедрин знал людей и их адреса настолько хорошо, что о его осведомленности до сих пор ходят легенды. По словам краеведа Игоря Канаева, известен случай, когда курьер не мог найти человека, и Михаил Евграфович послал его в церковь. Там и нашли разыскиваемого.

По воспоминаниям рязанских чиновников, при первом же приёме служащих Губернского правления, «Салтыков-Щедрин, нахмурившись и обводя всех глазами, сказал: «Брать взяток, господа, я не позволю, и с более обеспеченных жалованьем я буду взыскивать строже. Кто хочет служить со мною - пусть оставит эту манеру и служит честно...». Примечательно, что многим закоренелым «подьячим» со своими местами в Губернском правлении пришлось расстаться. Сам же вице-губернатор в дружеской переписке жаловался: «Подобного скопища всякого рода противозаконий и бессмыслия вряд ли можно найти, и вятское плутовство есть не более как добродушие по сравнению с плутовством рязанским». За непримиримое отношение ко всяким злоупотреблениям рязанские обыватели прозвали Салтыкова-Щедрина «Вице-Робеспьером». За два года активной деятельности великий сатирик так достал местную чиновничью братию, что из жалоб и кляуз, написанных на него, собралась пухлая папка. Венцом была жалоба… самого рязанского губернатора. В 1860 году смутьяна убрали с должности вице-губернатора от греха подальше и перевели в Тверь.

В 1867-1868 годы М.Е. Салтыков-Щедрин вновь был направлен в наш город на должность председателя Казённой палаты. В те годы он жил в скромных апартаментах в старинном одноэтажном доме Стародубских (дом №49 на перекрёстке современных улиц Свободы и Щедрина).

Именно в Рязанский период жизни Салтыков-Щедрин впервые получил официальное признание как писатель. Будучи вице-губернатором, а позднее управляющим Рязанской казенной палатой, он уделял внимание просвещению населения: занимался изданием газеты «Рязанские губернские ведомости», был попечителем местной библиотеки. Между прочим, именно Салтыков-Щедрин был инициатором строительства театра в Рязани.

Скажите, пожалуйста, с чем же не переставал бороться Михаил Евграфович и как сейчас мы называем это понятие?

Работая вице-губернатором в Рязани с 1858 по 1860 годы, он всегда боролся со взяточничеством. "Вице-губернатор Салтыков. Сведущ, деятелен, бескорыстен, требователен относительно сотрудников, взыскателен относительно подчиненных; этими качествами приобрел особенное доверие и внимание начальника губернии; таким же вниманием встречен был и от лиц здешнего избранного общества, сколько по значительности занимаемого им места, столько и по литературной его известности... Он искренно желает уничтожения крепостного права и деятельно преследует злоупотребления оного, о чем свидетельствует значительное число следствий, бывших в минувшем году, о жестоком обращении помещиков с крепостными людьми по важным и маловажным поводам, устранение некоторых из них от управления имением и вызов их на жительство в губернский город".

Давайте сейчас обратимся к нашим учебникам по литературной Рязани и прочитаем о тех злоупотреблениях, которые описывает автор. Это является реальным комментарием к позднейшему рассказу Салтыкова "Миша и Ваня». Дело происходило в Рязани, в конце 1859 года. Совместно жившие в Рязани отставной майор Вельяшев и жена ротмистра Кислинская жестоко обращались со своими крепостными. В сентябре 1859 года два крепостных мальчика Кислинской, Иван - 14 лет и Гаврила - 11 лет, родные братья, не вытерпев истязаний, решили покончить с собой и зарезались в соседнем саду столовым ножом. Младший погиб, старшего удалось вылечить. Узнав об этом самоубийстве, Салтыков написал "весьма нужную" официальную бумагу, в которой сообщал: "Вчера 27 сентября, два мальчика, находящиеся в услужении у полковницы Кислинской, проживающей в Рязани у

г.Вельяшева, покусились на собственную жизнь. При этом в городе существует молва, что покушение это произошло от многократно повторявшихся жестоких истязаний как со стороны владелицы их, так и со стороны г. Вельяшева... А посему предписываю вам о происшествии этом произвести строжайшее формальное следствие, по окончании представив оное ко мне". Кроме этого дела известно и еще одно, тесно связанное с готовящейся реформой по крестьянскому делу и с попытками местных рязанских помещиков разными махинациями обойти приближавшееся освобождение крестьян. Это дело фабрикантов братьев Хлудовых так запомнилось Салтыкову, что ровно тридцать лет спустя он в "Мелочах жизни" рассказал о нем, как о типичном деле эпохи начала эмансипации.

Итак, как же сейчас называется взяточничество?

На современном этапе мы также сталкиваемся с этим понятием, и называется оно «коррупция».

На экране слайд о коррупции .

1) «Богопротивное лакомство» Петр1

2) «Произвольное самовознаграждение» С.С.Уваров

3) «Служебные сладости» М.Е.Салтыков – Щедрин

Как вы поняли, это общественное явление возникло давным-давно, но существует до сих пор. Давайте обратимся к презентации и поработаем с раздаточным материалом (Приложение №1 пословицы о коррупции ). Подумайте, о какой противоправной деятельности идет речь в пословицах и поговорках?

О коррупции.

Совершенно верно. Мы изучаем право, участвуем в региональном проекте «Знакомьтесь, судебная система РФ» и знаем, что такое коррупция. Как у всякого сложного явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Данное понятие в научном мире и в практической сфере до сих пор не имеет однозначной трактовки, общепринятой характеристики. Разночтения определяются различием позиций, с которых рассматривается это явление: политическое, экономическое, правовое, нравственное, бытовое.

На ваших раздаточных листах есть разные подходы к определению « коррупция», прочитайте (Приложение №2 ). Проанализируйте все определения и выделите главные признаки, которые присутствуют во всех определениях. Назовите их.

Злоупотребление служебным положением;

В целях личного обогащения;

Кража, хищение, присвоение государственной собственности должностным лицом.

Считается, что в коррупции виноват только жадный взяточник, а тот, кто дает взятку, невинная жертва. Как вы думаете, так ли это?

Нет. У любой коррупционной сделки две стороны: тот, кто дает взятку(подкупает), и тот, кто ее получает(кого подкупают).

Давайте рассмотрим уголовный кодекс РФ. Статью 290 (получение взятки), статью 291 (дача взятки). Что такое взятка?

- Взятка - это принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги), или какая-либо имущественная выгода, или услуги за действие (или, наоборот, бездействие).

Какие же четыре группы получателя взятки выделены в статье?

Должностное лицо, действия которого входят в должностные полномочия.

Должностное лицо за незаконные действия (бездействия).

Должностное лицо, занимающее государственную должность РФ.

Государственная должность субъекта РФ или глава местного самоуправления.

Какое максимальное наказание определяется У.К.РФ за получение взятки каждой из групп? Разберем для этого статью 291(дача взятки). Какое здесь максимальное наказание? (Приложение №3) .

Проанализируйте уровень коррупции в разных странах. Каковы, на ваш взгляд, причины живучести коррупции?

Желание чиновников обогатиться за счет государства.

Недостаточно эффективна правовая база и механизм выполнения антикоррупционных законов.

Психологический фактор и мораль (безнравственное антиобщественное явление).

Какие же шаги предпринимает наше государство в борьбе с коррупцией. Я предлагаю рассмотреть законодательную базу РФ (Приложение №4 ). Перед вами раздаточный материал законов, указов, постановлений, вся законодательная база в борьбе с коррупцией. Примечательно, что в основе многих документов лежит опыт стран, которые эффективно борются с этим злом. Предлагаю познакомиться с опытом Японии, Южной Кореи.

Слушаем сообщения учащихся.

Итак, первый шаг сделан, есть государственная законодательная программа, создана целая система исполнительной власти в борьбе с коррупцией, совет по борьбе с коррупцией, рабочая группа по налаживанию взаимодействия между правительством и бизнес-группами. Но, к сожалению, в обществе бытует мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно и простой гражданин не имеет возможности каким-либо способом противостоять ее проявлениям. Так ли это? (Приложение №5 ). Предлагаю вам проанализировать следующие ситуации, связанные с каким – либо проявлением коррупции в повседневной жизни:

Досмотр пассажира и его багажа в аэропорту не произведен работником по установленным правилам;

Водительские права получены при неудовлетворительной оценке на экзамене;

В медицинский ВУЗ зачислен менее способный абитуриент за взятку.

- А теперь подумайте и ответьте на вопросы:

Какими мотивами руководствовались непосредственные участники коррупционных действий?

Какие личные корыстные выгоды хотели получить?

К каким общественно – опасным последствиям может привести подобная ситуация?

Итак, какой же вывод можно сделать из того, что мы сейчас проанализировали?

- Все зависит от воспитания человека, необходимо формировать антикоррупционное мировоззрение, антикоррупционное поведение как образ жизни.

Незадолго до своей кончины Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сказал: «Мне хотелось бы перед смертью напомнить всем о когда-то ценных и веских словах: стыд, совесть, честь, которые ныне забыты и ни на кого не действуют»...

Дорогие наши выпускники, каждый из вас скоро вступит во взрослую жизнь. Очень хочется, чтобы вы не забывали о том, что сказал великий русский писатель в таком далеком от нас 19 веке. Но его слова актуальны и сейчас. Хочется, чтобы они всегда помогали вам в жизни выбирать правильный путь и принимать верное решение. Хочется, чтобы вы никогда не проходили мимо несправедливости и по возможности с ней боролись. На вас мы возлагаем большие надежды. Вы наше будущее.

В современном мире имеет место тенденция обесценивания духовных ценностей. Особенно это касается таких понятий, как честь и совесть. Примечательно, что многие люди даже до конца не понимают, что такое честь, а что такое совесть? Они знакомы с этими понятиями лишь на словах, забывая, что их нужно использовать на деле. Как же трактуют эти два понятия словами, и как их понимают современные люди?

Словари дают довольно пространные определения этим категориям. Например, совесть согласно Большой Советской энциклопедии обозначает этическую категорию, характеризующуюся нравственным самоконтролем. То есть, человек чувствует моральные угрызения совести, связанные с тем или иным его поступком. Угрызения совести знакомы нам, людям, с детства. Например, ребенок, совравший первый раз родителям, может испытывать угрызения совести, и это нормально. Вот только в будущем, эти самые совестливые порывы будто усыхают в человеке, а голос совести становится все тише и тише.

Честь же связана с оценкой благородства и справедливости личности. По словарю Даля, честь, прежде всего, связана с чувством собственного достоинства. Таким образом, честь – категория более сложная, она подразумевает право человека оценивать самого себя в рамках самоуважения, защищать свою личность от притеснений со стороны. С древнейших времен, считалось, что человек, вне зависимости от его пола должен обладать честью и никогда не забывать про нее. Честь могла подвигнуть мужчину на подвиг на поле сражения, а женщину на верность своему супругу.

Эти два понятия глубоко взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Представим себе мир без чести и без совести, мир, в котором эти два понятия даже не существуют. Можно с уверенностью сказать, что уровень преступности взлетит до небес, ведь человеку не будет стыдно и совестливо за то, что он убил или украл что-то. Без чести же, люди будут готовы пойти на все ради достижения собственной цели, перепрыгивая через нормы морали и права, будто их и вовсе не существует.

Для того чтобы лучше понять место этих двух понятий в жизни современного человека, необходимо найти связь между ними и узнать, как воспитывать честь и совесть в условиях сегодняшнего дня?

Как взаимосвязаны эти понятия?

  1. внутреннее благородство;
  2. справедливость;
  3. чувство собственного достоинства;
  4. чистота совести

Человек, отличающийся благородством, должен придерживаться своих убеждений, говорить правду и жить по совести, не предавая идеалов общества. Если личность испытывает угрызения совести, значит, она понимает, что произошло событие, противоречащее нормам современного общества, событие которое может продемонстрировать негативные черты характера человека.

Например, ребенок украл у своего друга игрушку и испытывает угрызения совести при этом. Разумеется, для родителя это тревожный звонок, ведь чадо совершило хоть и мелкий, но все равно аморальный поступок, который может иметь свои последствия. Если ребенок самостоятельно признается в подобном действии, то необходимо выяснить причины совершения кражи и особенности тех эмоций, что испытал ребенок. Если в его еще юной душевной организации уже присутствует такое понятие как совесть, то значит, процесс воспитания идет в нужном направлении. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он вернул игрушку, извинился и разрешил проблемную ситуацию. В таком случае, совесть поможет в будущем родиться чести, которая никогда не оставит ребенка. Говорить о чести можно лишь в том случае, если ребенок исправит содеянное, ведь иначе он сам не сможет испытывать к себе уважения, являющееся неотъемлемой частью появления достоинства.

Разумеется, эти два понятия являются неотъемлемой частью современной общественной системы. Так, например, часто мелькает выражение «человек чести» . Оно обозначает кого-то, способного держать слово, вступаться за слабого, защитника справедливости. Это выражение в России всегда было одним из самых больших комплиментов. Благородный джентльмен обязан подходить под данный критерий. Человек чести далеко не всегда оказывается в выигрыше по жизни, поскольку бесчестному гораздо легче нарушить догматы общества. И все же, человек чести пребывает в гармонии с собой и с собственным внутренним миром, а значит и угрызения совести ему не страшны.

Совесть линейна, а честь многогранна. И честь, и совесть напрямую связаны с . Честь не позволяет даже думать о недобродетельных поступках, совесть контролирует действия при их возможном осуществлении. Человек без чести и совести определенно эгоист. Его эгоизм проявляется абсолютно во всем: в отношении к обществу, близким, родным, знакомым, жизни в целом. Совестливые люди по большей части альтруистичны: они готовы прийти на помощь ближнему, предоставив ему все, что нужно, они боятся сделать то, что опорочит их честь или нарушит моральные нормы, существующие в их голове. Человек – глубоко социальное существо. Если его круг считает правильными те или иные нормы поведения, он психологически будет стремиться к выполнению его требований.

Какова роль этих этических категорий для жизни современного человека?

1. Они помогают преодолевать препятствия. Иногда для того, чтобы добиться успеха, люди теряют свое лицо, переступая через нормы морали и других членов общества. Честь и совесть дают возможность остаться человеком несмотря ни на что. Личные выгоды переходят на второй план, когда понимаешь, что из-за них можно потерять самого себя.

Например, эгоист, человек без чести и без совести способен оговорить своего коллегу ради новой должности и переступить через чужие интересы. Человек чести так никогда не поступит. Возможно, его путь к карьерным успехам будет более тернистым, но зато честным и совестливым.

2. Честь и совесть связывают с уважением. Они способствуют росту авторитета в любых кругах. Особенно это актуально сейчас, когда «людей чести» становится все меньше.

К примеру, в бизнесе очень сложно стать успешным без чести. Можно заключить одну сделку и обмануть своего партнера, получить, так называемую, мгновенную прибыль. Однако слух о бесчестности бизнесмена быстро распространится, и в будущем, сотрудничать с ним вряд ли кто-то захочет, опасаясь обмана и подлости.

3. Моральные категории дают свободу и спокойствие от неискренности, лжи и низости. Человек, уверенный в своей чистоте и правоте, гораздо счастливее тех, кто грязными методами добивается поставленных целей.

4. Честь и совесть обеспечивают надежность. Проверенный на прочность человек получает огромный «кредит доверия». В дальнейшем это выгодно ему самому за счет взаимовыручки за проявленную честность. Ему готовы поручить любое важное дело в рабочем коллективе, доверить большой проект или управленческие вопросы. Честь – лучшая рекомендация в любой сфере.

Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время?

1. Рост карьеризма.

Современный мир – это мир денег и карьерных свершений. Зачастую, чтобы выжить в таких условиях, приходится становиться жестче и циничнее. Фраза «идти по головам» уже давно не воспринимается столь критично, как 50 лет назад. Люди теперь не только идут против совести, нарушая обещания и используя ложь и хитрость как средство борьбы, но и не защищают свою честь. Например, под гнетом начальства большинство младших сотрудников готовы прогнуться и надеть маску лицемерия, потому что иначе они потеряют работу, а, следовательно, им не на что будет кормить семью.
Более того, совестливый человек часто остается без работы и средств к существованию лишь из-за того, что не способен на подлый поступок по отношению к другим людям.

2. Влияние современного кинематографа и литературы.

Люди давно отошли от классического искусства, искренне полюбив альтернативу как жанр. Во многих современных фильмах герой не обязан быть честным, положительные персонажи давно перестали вызывать любовь зрителя, в моде асоциальность, нигилизм и способность выходить из сложных ситуаций при помощи холодного цинизма и логики. Разумеется, многим хочется походить на любимых героев, брать с них пример, быть эффектнее и интереснее. Часто это ведет к утрированию и ненужной зацикленности на выдуманных идеалах эгоизма. Резкие и сложные отрицательные персонажи создают ложные представления о том, как стоит себя вести. Например, очень умный и интересный сериал «Доктор Хаус» показывает нам персонажа абсолютно циничного и способного обойти стороной любые привычные социальные нормы. В некоторых моментах он все же ведет себя благородно, но его популярность велика не из-за таких «просветов». То же можно сказать о новом фильме «Шерлок Холмс», где социопатичный Шерлок имеет признание и уважение не за идеалы чести, которые он может игнорировать, а за логику и холодный рационализм.

3. Семейное неблагополучие.

Дети из неблагополучных семей и детских домов растут «по законам улицы», где понятия чести и совести искажены. Дело не в том, что они должны вырасти и стать асоциальными людьми, а в их эмоциональной жесткости. Если такой ребенок смог выбиться, стать обеспеченным человеком, это не значит, что он забыл свое прошлое. У половины таких детей чувство справедливости наоборот будет обостренным, они станут полноценными членами общества, заведут семью и будут рьяно защищать свою честь и ячейки общества, но вторая половина застрянет в яме антиморали, где побеждает сильнейший, а не тот, кто прав.

4. Отсутствие должного этического воспитания.

Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.

Как воспитать у ребенка понятие о чести и совести?

Для начала необходимо ответить на вопрос о том, зачем воспитывать в ребенке честь и совесть с самого детства? Выше неоднократно подмечалось, что совестливому человеку живется гораздо труднее, ведь он не способен переступить через моральные и этические нормы общества. Однако воспитание совести и чести у ребенка должно проявляться по нескольким причинам.

  1. воспитанный по всем морально-этическим правилам ребенок уважительнее будет относиться к родителям;
  2. такой человек будет меньше склонен к преступной деятельности, поскольку будет считать ее аморальной;
  3. человек, ориентирующийся, в первую очередь, на понятия о чести и совести сможет гораздо легче выстраивать свои собственные семейные и дружеские отношения;
  4. ребенок, воспитанный по таким правилам, сможет быстрее и легче найти дело своей жизни, которым будет заниматься не ради удовольствия, а ради денег.

Как часто можно услышать от кого-то фразу о том, что, мол «совести у тебя нет». На самом деле, это глобальная проблема современного мира, которую нужно решать в срочном порядке. Отсутствие совести и чести среди ценностей современного человека приводит к повышению уровня преступности, к увеличению процента развода и элементарному одиночеству. Человек, готовый переступать через все правила и нормы ради своего личного удовольствия с легкостью изменит супругу, переступит через интересы друга и пойдет на преступление ради обогащения. Я такого человека нет будущего, ведь он морально разлагает и уничтожает общество.

Именно поэтому сейчас родители должны воспитывать детей в ключе совестливости, чтобы создать совершенно новое общество, в котором гаранты свободы и чести были бы не пустым звуком.

Как же проводить такое воспитание?

Прежде всего, сами родители должны иметь четкое понимание того, что обозначают эти категории и чего они ожидают от ребенка в дальнейшем. Нельзя требовать от маленького члена общества того, во что сам не веришь.

Методы для привития гражданских и моральных норм разнообразны.

Во-первых, это телевидение . Поучительные мультфильмы и передачи могут помочь ребенку в распознавании положительных и отрицательных поступков.

Во-вторых, литература . Сказки и повести зачастую рождают гораздо больше рефлексии, чем иные визуальные носители. Ребенок сопереживает на протяжении всего прочтения, формируя свое мнение по поводу их действий.

В-третьих, метод беседы . Наверно это самый важный способ для прививания понятий чести и совести. Через семью ребенок познает мир и учится быть его частью. Родители могут обсудить книги, которые были прочитаны чадом, или попросту завести ненавязчивый разговор касательно нравственности. Простота изложения и достойные примеры приведут к желательному результату. Сейчас существуют также многочисленные игры, способствующие развитию у дошкольников моральных основ, в том числе чести и совести.

В-четвертых, личный пример родителей, которые живут по совести . С самого детства ребенку объясняют, почему ложь – это плохо, но сами родители не брезгуют использовать ложь в общении с ребенком. Более того, родители, часто не задумываясь, подают дурной пример подрастающему поколению. Например, как отец, поднимающий руку на мать в присутствии детей, может рассуждать о совести и чести, если сам он с этими понятиями никогда не был знаком? Чтобы, в таком случае, не говорил родитель, ребенок будет ориентироваться на его действия. В результате, в будущем, повзрослевший ребенок будет считать абсолютно нормальным поднять руку на того, кто слабее и наврать тому, кто тебе искренно верит.

Конечно, методы воспитания чести и совести существуют разные, но начинать взрослый человек должен с самоанализа . Обладает ли он теми качествами, которые хочет взрастить в ребенке? Может ли он как-то приобрести их?

Возможно, ли воспитать честь и совесть у взрослого человека?

Возвращаясь к проблемам современности, стоит подчеркнуть факт существования целого пласта людей, разочаровавшихся в старых идеалах и отрицающих моральные ценности. Нигилизм словно болезнь поразил общество. Как вернуть такого человека на путь жизни по чести и совести? Статистика показывает, что это возможно лишь с помощью длительного убеждения и мотивирования. То есть, если человек, не боящийся запятнать свою честь и обходящийся без угрызений совести попадет в компанию благородных людей, чтящих эти качества, есть шанс на «исправление». Но в основном, у взрослых личностей уже сформировалось мировоззрение, поэтому менять их уже поздно.

Если же человек внезапно понимает, что его бессовестность и эгоизм отравляют все вокруг, он в силах изменить собственную жизнь. Для этого достаточно лишь задумываться на каждым свои поступком. Следует найти духовный и моральный пример для подражания. У каждого человека должен быть такой пример, им может стать ближайший родственник или друг с обостренным чувством справедливости и совестливости. При совершении любого поступка, эгоист должен думать, как бы поступил его моральный пример в данном случае? При опоре на такого духовного лидера, можно с легкостью изменить и себя самого.

И все же, податливый детский мозг впитывает идеи как губка. Например, рассказанная поучительная история взрослому человеку может никак не отразиться на его мышлении, растворившись в потоке сознания. Но если рассказать ребенку простую ситуацию о человеке, обронившем кошелек посреди улицы, который поднял и вернул прохожий, похвалив такой честный поступок, ребенок надолго запомнит этот пример. Ему захочется, чтобы родители испытывали гордость за него, а сам факт того, что можно не вернуть потерянную вещь станет для него неприемлемым, ведь это действие против чести, вызывающее угрызения совести. Взрослый же человек придумывает для себя миллионы причин, почему оставить кошелек себе – это выгодно и хорошо, а вернуть его – глупо и неосмотрительно в столь тяжелые времена. Будет ли вас мучить совесть, если вы не подадите мелочь старушке? Или же вы пройдете мимо нее, спеша по своим делам, думая, что она обманывает людей или отдает выручку кому-то еще? В мире, где материальные ценности превалируют над духовными, сложно найти опору для возвращения старых истин.

Таким образом, понятия чести и совести – камень преткновения и базис моральных принципов. Честь рождает совесть, а совесть служит соблюдению идеалов чести. При обесценивании этих категорий мир ждет засилье несправедливости и лжи, ведущих к разложению общества. Уже несколько последних лет СМИ говорят об обнищании культуры и ценностей. Это происходит не случайно. Отсутствие работы над собой, самоконтроля, поиск простых решений проблем, неверное воспитание – все это неизбежно ведет к тому, что слова «честь» и «совесть» превращаются для большинства в пустой звук.

Люди не понимают, что рано или поздно, цепь подлых и бессовестных поступков приведет их к одиночеству. В этот самый момент придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению предоставляется великолепный шанс не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищалости общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений и угнетений.

Стоит помнить, что если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.

Совесть и честь — это нравственные категории, отличающиеся друг от друга. Поэтому они могут быть использованы в этическом этикете.

Что отличает нас, людей, от животных? Психо-эмоциональная сфера, конечно. Человек обременен нравственными категориями – совестью, честью, достоинством. Совесть столь тонкая категория, что трудно дать единственно верное определение этому понятию. Совесть как внутренний маркер, отделяющий правильное от неправильного. Идея совести основана во многом на христианских традициях, в первую очередь как моральная идея, во-вторых, идея исповеди греха, и, наконец, идея вины и покаяния за грехи.

В разные времена совесть обозначали различным образом. Оно и врожденное свойство человека, которое не подлежит изменению. Оно и внутренний голос человека. Оно и «часовой» людской души. Оно и «святилище» человека.

Совесть — это то, без чего человек не может существовать. Человек бессовестный может прожить жизнь ни разу не испытав моральные угрызения совести за свои действия. Повсюду обязательно будут находиться льстецы и притворщики, воспевающие его воображаемые достоинства. Но никто из подобных людей не подставит человеку плечо в сложную минуту. Наличие совести предполагает, что человек должен сам отвечать за свои поступки, действия, слова. Он сам принимает оценочную категорию, чтобы потом самому определиться, что он сделал хорошего, а где допустил просчёты, то есть сделал плохо. Например, надо уступать место бабушкам, дедушкам, беременным женщинам, маленьким детям в транспорте. Делаем мы это не потому, чтобы заслужить похвалу от этих людей, услышать слова благодарности.

А потому, что это есть наша внутренняя потребность – потребность совестливого человека. В первую очередь это нужно нам, а не им.
Компромисс с совестью, припрятывающий до некоторого момента бессовестные поступки, в будущем неприменимо закончиться весьма плачевным образом. Во всякое время сыщется кто-то более изобретательный, жуликоватый плут, более искусный и вывертливый, который под предлогом подложного низкопоклонства сбросит тебя в пучину провала, чтобы заместить собой то мeсто, котoрое отобрал ты у другого.

Совестливый человек ощущает себя вольготно, твердым и уверенным в себе. Поступая честно, справедливо, он не марает свою душу безнравственностью. Ему не свойственны своекорыстие, жадность, гнев и зависть. Человек просто живет и получает удовольствие от каждого дня, дарованного ему свыше.

Еще пример, это пример личного эгоизма. Это поступки не по совести, а по личной выгоде – что-то в первую очередь для себя, для других – во вторую по остаточному принципу. Подобное бессовестное эгоистичное поведение разрушает самого человека в первую очередь.

Умение делать выводы из своего поведения, из своих поступков, слов – это тоже примеры поступков по совести, чтобы не допускать в будущем бесчестных поступков.

Такая этическая моральная норма как совесть заключается в том, что правила должны соблюдаться обществом в целом. Этика как наука, которую можно изучать до бесконечности.

Перейдем к чести. Честь как нравственную категорию различают по сословному признаку – честь дворянина, по профессиональному – честь офицера. А еще есть понятия как честь страны, честь мундира, береги честь с молоду и т.д.
Само слово «честь» связано с частью: в приобретении данной группой как материального, так и морального – славы и доброго имени. В уважении, которое вызывает группа, каждый ее член имеет свою часть. Отсюда и непосредственная связь категории чести с категорией репутации – общее отношение, которое формируется в обществе к моральному облику конкретной персоны или коллективной группы людей. Человек чести должен заботиться как про репутацию группы, к которой он относится, так и про собственную свою репутацию.

Исторически понятие чести рождается в первую очередь как отражение родовой идентификации людских сообществ: человек, следуя изначальным установкам про честь, не надобно делать того, что унижает достоинство данного рода.
Позднее понятие чести человека увязывается с его зависимостью от социального положения, но значительное внимание уделяется собственным заслугам личности — ее работа, навыки, нравственные качества. Развитие и осуществление моральных сторон личности является своего рода установлением собственного достоинства человека. В случае, если о достоинстве человека отзываются другие люди – появляется признание, внимание и почтение. Именно этот феномен почтения и признания называется честью.

Честь как образец нравственной самосознательности взаимосвязана с совестью. Как сказал А.Шопенгауэр: «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь».

Резюмирую: степени, которые обозначают нравственные свойства и качества личности, несомненно позволяют нам обратить пристальное внимание на довольно сложные и чуткие свойства людской морали. Знание сущности этих категорий призывает не только предоставить нам ориентиры в подxодах к морально-нравственной стороне жизни, но и разумно приспосабливать свои поступки ради активности в плане собственного нравственного совершенствования.

Выборы как общественный институт существуют с давних пор. Отношение к ним всегда было неоднозначным. В наше время, к сожалению, для некоторых обывателей-избирателей выборы – это всего лишь досадная процедура, отнимающая личное время. Совсем другая ситуация сложилась в дореволюционной России. В те времена о всеобщем избирательном праве можно было только мечтать. Но те, кто имел право участвовать в выборах, относились к ним весьма и весьма ответственно. В Российской империи во второй половине XIX – начале XX века наибольшее распространение получили выборы гласных в городские думы, проходившие раз в четыре года.

По «Городовому положению», принятому 16 июня 1870 года, учреждалась всесословная система городского самоуправления. Городские думы - выборные органы. Они получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Например, заведовали городскими сборами, капиталами и имуществом, попечением о благоустройстве (дороги и мостовые, водоснабжение, освещение, пожарное дело), о здоровье жителей, призрении бедных, развитии народного образования.

Городская реформа повлекла за собой значительные изменения в российском избирательном праве. В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей, но не все.

Избиратель должен был быть мужчиной не моложе 25 лет, владеть в пределах города недвижимостью, содержать торговлю или промышленное заведение, налоговый сбор с которых поступал в пользу города. Не платившие налоги в городскую казну лишались избирательных прав.

Все избиратели делились на три разряда: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждый разряд платил треть городских налогов и избирал треть гласных. На первые две трети всех избирателей по имущественному положению приходился максимальный процент избранных гласных. Это и определяло доминирующую роль крупных и средних предпринимателей в городской думе.

Осенью 1870 года выборы во Владимире начались с составления списков лиц, имевших право участия в голосовании. После исправлений и утверждения списки избирателей опубликовали во «Владимирских губернских ведомостях». Губернатор Струков назначил выборы на 4, 5 и 7 декабря. В итоге прошедших выборов большинство во Владимирской городской думе (43 из 72 гласных) получила торгово-промышленная часть населения.

Путаница с шарами

27 декабря 1870 года гласные Владимирской думы выбирали городского голову и членов городской управы. Перед началом выборов они давали клятву, что будут голосовать по чистой совести и чести, без пристрастия и собственной корысти, устраняя вражду и связи родства и дружбы; избирать из своих собратий достойнейших.

В целом ответственное мероприятие прошло нормально, за исключением казуса, происшедшего с купеческим племянником - гласным Николаем Васильевичем Боровецким. Во время процедуры его избрания шары вынули из урны и перемешали, не посчитав отдельно избирательные и неизбирательные. При второй попытке голосования вообще одного шара не досчитались. Это обстоятельство и отсутствие Боровецкого в зале вызвали прения, а затем третью баллотировку, в ходе которой Николай Васильевич не был избран в члены управы.

Такой ход событий сильно возмутил Боровецкого. Он пожаловался в вышестоявший орган - Владимирское губернское по городским делам присутствие. На заседании 7 января 1871 года Николай Васильевич просил прошедшие выборы в городскую управу «как сопровождавшиеся явным уклонением от законного порядка уничтожить, назначив новые». При последовавшем затем обсуждении инцидента гласный Ранг уточнил, что при избрании членов управы шаров постоянно не досчитывались. После заслушивания всех заинтересованных лиц члены губернского присутствия постановили признать баллотировку Боровецкого в члены управы проведённой неправильно и предоставить ему право новой «буде он пожелает».

Николай Васильевич, недовольный принятым решением, отправил жалобу в Сенат. Сенат «не нашёл оснований к какому-либо изменению принятого постановления». Новые выборы на городские должности, как того требовал обиженный Боровецкий, не состоялись.

Интриги купца Тарасова

3 декабря 1890 года в городской управе проходили выборы гласных во Владимирскую думу на очередное четырехлетие. Поведение на них купца Тарасова возмутило многих избирателей. Девять человек обратились с письменным заявлением к городскому голове Шилову. В письме к градоначальнику недовольные граждане писали, что Тарасов на прошедших выборах имел партию и был её агитатором. Перед выборами купец ходил по городу и собрал «на имя членов своей партии» до 20 доверенностей на право голоса, которые и были представлены на выборах. За оформление этих доверенностей у нотариуса деньги платились, по всей вероятности и имевшимся слухам, Тарасовым из собственных.

Непосредственно на самих выборах купец совместно со своими приказчиками Фроловым, Шалфеевым и Селецким показывали «партизанам» (то есть членам собранной партии), куда класть шары. Пантомима была заметна всем. Если нужно было избрать кандидата, то Тарасов засовывал руки в карманы, если не избирать - закладывал руки назад. Когда его «партизаны» подходили к ящику, то прежде чем положить шар, бросали свой взор на стоявшего близ него Тарасова или на одного из его помощников и тогда голосовали.

О действиях Тарасова и его «способников» было донесено губернатору и прокурору Владимирского окружного суда. 6 февраля 1891 года владимирский голова на заседании Владимирского губернского по городским делам присутствия, представляя поданное ему заявление, объяснил, что ни до начала выборов, ни во время них ни о каких нарушениях законом установленного для выборов порядка ему заявлено не было, а потому таковые своевременно проверены быть не могли. Со своей стороны, исполнявший должность прокурора Владимирского окружного суда уведомил губернатора накануне, что возбужденное по заявлению дело предложено прекратить. Заявление оставили без последствий.

Будни или праздники?

4 декабря 1912 года гласные Владимирской думы среди прочих выборных вопросов рассматривали и такой: когда сподручнее проводить голосование - в будни или в выходной?

Гласными Овчининским, Смирновым, Молитвослововым и некоторыми другими высказано было пожелание, чтобы избирательное собрание для выбора гласных было назначено на праздничный день, так как в будний многие, особенно те, кто состоял на службе или занимался торговлей, были лишены возможности участвовать в выборах.

Другие же гласные находили удобным назначить выборы на буднее время. По их мнению, уделить один рабочий день для участия в выборах не могло встретить затруднений у избирателей, к какому бы классу они ни принадлежали, тем более что в прежнее время избирательные собрания обыкновенно проходили в будни. Подачей голосов посредством вставания, большинством 25 против 6 было решено просить Владимирскую управу назначить выборы на будний день.

День выборов

Участие в выборах требовало от избирателей и времени, и терпения. В среду, 9 января 1913 года, выборы гласных во Владимирскую думу проходили весь день. С утра толпа избирателей заполнила зал городской думы, коридор, помещение управы. К 11 часам проверили документы, раздался звонок, и все собрались в зале, где рядами уже были расставлены стулья.

Секретарь управы зачитал список 243 явившихся избирателей. Им принадлежало 266 голосов, так как некоторые присутствовавшие голосовали за себя и по доверенности. Перед началом процедуры городской голова Николай Сомов познакомил впервые участвовавших в выборах с устройством баллотированных ящиков. Их в количестве восьми штук поставили у стены зала.

Ровно в полдень начался первый тур баллотировки. Избиратели опускали шары или в правую часть ящика (за), или в левую (против), а затем переходили к следующей «урне» для голосования. Волеизъявление проходило сериями: в первом туре баллотировались восемь человек из начала списка кандидатов, затем следующие по списку и так далее. Первый тур закончился через 40 минут. После подсчёта шаров объявили результаты. Кандидат, набравший большинство голосов избирателей, считался избранным в гласные.

Закончились выборы в 9 часов вечера. За весь прошедший день 91 избиратель покинул помещение. Всего за время выборной процедуры в избирательные урны было опущено 20920 шаров. Это были последние выборы гласных во Владимирскую городскую думу, проработавшую весь положенный срок. Революционный 1917 год круто изменил всю жизнь российских обывателей, в том числе и закон о выборах.

^

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.