Меню Рубрики

Тестовая работа по обществозанию. Тестовая работа по обществозанию Группа школьников под руководством учителя проводила социологическое

Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.

Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.

Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.

К общим формам организации обучения относятся урочная и внеурочная, в каждой из которых используют фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации учебной работы. Критерием такого деления является н не количество учащихся, а характер связей между ними в процессе познавательной деятельности.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач. Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты, это способствует формированию доверительных отношений между педагогом и школьниками, устойчивых познавательных интересов. Фронтальная форма может быть реализована в процессе проблемного или объяснительно-иллюстративного изложения материала, выполнения репродуктивных или творческих заданий. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не нацеливаться на абстрактного идеального ученика. Исследованиями в данной области занимались: Р.И.Малафеев, В.А.Буров и другие.

Индивидуальная форма организации учебной работы предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебной и методической литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями, написание эссе, сочинений, рефератов, докладов. В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную формы и организации обучения. Индивидуальная характеризуется тем, что ученик выполняет общее для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная форма направлена на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника. Важными функциями учителя является стимулирование познавательной деятельности, постоянный контроль за выполнением заданий, своевременная помощь в преодолении учебных затруднений. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, формирование умений и навыков, обобщения и повторения учебного материала, контроля знаний. Но, несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы, их недостатком является ограничение общения между учениками, взаимопомощи в обучении.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач. Исследованиями в области организации групповой работы в России занимались Х.И.Лийметс, Б.И.Первин, М.Д.Виноградова и др.

При разделении на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должно составлять 3-6 человек, так как продуктивность их работы значительно выше продуктивности работы группы из 8-10 человек. Важно также четное или нечетное количество человек в группе, так как в случае, если в группе четное количество человек, мнения могут разделиться и группе будет сложнее прийти к единому решению. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.

Результаты совместной работы в группах зависят от умелого руководства учителя. Стимулирование познавательной деятельности детей всегда значительно выше по сравнению с выполнением этой задачи каждым учеником самостоятельно. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Групповая форма работы целесообразна при формировании навыков устной речи на уроках родного и иностранного языков. Однако при организации групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные ученики иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не могут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны учителя, работа в группах во время урока иногда нарушает ритм и четкую организацию занятий.

Групповая работа, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

Класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и -получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;

Организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;

Действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

Есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

Использование групповых форм обучения имеет ряд преимуществ:

1. Позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя.

2. Готовит к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды путем развития их сознания.

3. Обеспечивает высокое качество знаний по предмету, многократное повторение изучаемого материала, обучение друг друга, опорные конспекты - это только некоторые приемы, повышающие качество знаний.

4. Максимально развивает индивидуальные способности каждого и различные умения:

· коммуникативные (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать);

· познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).

Разнообразие форм позволяет учащимся осваивать новые для них роли: учителя, консультанта, участника групповой работы и готовит их к самоуправлению.

Формирует мотивы, потребности, жизненные цели с гуманистическим содержанием. Формируются качества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой личности.

Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Однако наблюдения показывают, что при ее организации допускаются серьезные ошибки. Например, часто за групповую работу выдают работу по вариантам. Поэтому стоит определить дидактические условия, с учетом которых и должна строиться эта форма обучения.

Групповая работа строится на следующих принципах:

1. Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).

2. Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

3. Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

4. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

5. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Какие же существуют требования к учебному материалу?

По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп.

В расчет нужно брать два признака:

· Уровень учебных успехов учащихся.

· Характер межличностных отношений.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учащихся разного уровня знаний и умений, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Сами учащиеся свою работу в группе могут организовать следующим образом:

Знакомство с материалом, планирование работы в группе;

Распределение заданий внутри группы;

Индивидуальное выполнение задания;

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

Подведение итогов группового задания.

Заключительная часть:

Сообщение о результатах работы в группах;

Анализ проблемной ситуации, рефлексия;

Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он предает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:

ь Объяснение цели предстоящей работы.

ь Разбивка учащихся на группы.

ь Раздача заданий для групп.

ь Контроль за ходом групповой работы.

ь Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.

ь После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

Групповые формы работы ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в отечественной школе групповая работа.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

1) способности, 2) мировоззрение, 3) характер, 4) интересы, 5) личность.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «налоговая политика».

1) доход, 2) ставка, 3) рынок, 4) платежи, 5) льготы, 6) конкуренция

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.

2. В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.

3. Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.

4. Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

5. Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

5

Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6

Группа школьников под руководством учителя проводила социологическое исследование. Какие из приведённых фактов свидетельствует о том, что, в исследовании были использованы теоретические методы познания? Запишите цифры, под которыми указаны эти факты.

1. Школьники сформулировали и обосновали выводы.

2. Промежуточные результаты исследования фиксировались в журнале наблюдений.

3. Школьники выдвинули гипотезу исследования.

4. Перед началом исследования были сформулированы прогнозируемые результаты.

5. Школьники описывали наблюдаемые явления.

6. В ходе исследования был проведён опрос учащихся школы.

7

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

2. Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.

3. Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4. В рыночной экономике государство защищает законные интересы собственников.

5. В рыночной экономике государство директивно устанавливает цены на все товары и услуги.

8

Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

2. Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.

3. В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.

4. Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

5. Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.

6. В стране Z существует конкуренция производителей.

10

На рисунке отражено изменение спроса на биологически активные добавки к пище для улучшения зрения на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение -D 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

1. массовые положительные отзывы покупателей

2. пропаганда профилактики глазных болезней

3. повышение безопасности компьютерной техники для здоровья человека

4. уменьшение объёмов производства биологически активных добавок к пище

5. снижение доходов населения

11

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование.

2. Учёные выделяют прогрессивную и регрессивную социальную стратификацию.

3. Социальная стратификация отражает строение общества.

4. Любые изменения в обществе вызваны социальной стратификацией.

5. Стратификационная структура общества отражает социальное неравенство людей.

12

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье прежде всего нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.

2. Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.

3. Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.

4. Равным долям опрошенных сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.

5. Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.

13

Выберите верные суждения о политических партиях и движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. По способу организации различают партии правящие и оппозиционные.

2. Политические партии принимают участие в разработке программ развития общества и государства.

3. Кадровые партии, как правило, отстаивают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства.

4. Общественно-политические организации - негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на государственную власть.

5. Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

14

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z - парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Парламент принимает законы.

2. Полномочия президента ограничены законом.

3. Правительство ответственно перед парламентом.

4. Главой государства является президент.

5. Президент избирается законодательным собранием.

6. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.

16

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на социальное обеспечение

2. право на жизнь

3. право на жилище

4. право на защиту чести и доброго имени

5. право на свободу и личную неприкосновенность

17

Выберите верные суждения о семейном праве. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В основе законодательства принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины.

2. Нормы права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.

3. Пример нормы права: супруг обязан уведомлять своего кредитора (кредиторов) о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора.

4. За совершение проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор.

5. Пример нормы права: защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

18

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работодателя в РФ

19

Коммерческое предприятие производит кондитерские изделия. Какие признаки свидетельствуют о том, что организационно-правовая форма этого предприятия - акционерное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. уставный капитал делится на определённое количество ценных бумаг

2. своей главной целью предприятие имеет извлечение прибыли

3. заключение трудового договора с работниками

4. деятельность предприятия регулируется Гражданским Кодексом РФ

5. ценные бумаги выдаются в обмен на вклад

6. владельцы ценных бумаг могут участвовать в управлении предприятием

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Социальная _____ (А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе _____ (Б) было незначительным. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____ (В), уровня образования, доступа к власти, ____ (Г) занимаемой позиции. Так возникли касты, затем - сословия, а позже - классы.В некоторых обществах переход из одной социальной _____ (Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной ____ (Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. мобильность

2. привилегии

3. обязанности

7. расслоение

9. стратификация

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Капитализм, т.е. рыночная экономика, - это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т.е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли его в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли...

Действительными хозяевами рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых - бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них - собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу; в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определённого товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдёт на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли - тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства - это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры - уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки - вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

(Л. Мизес)

Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором.

Показать ответ

Могут быть указаны следующие черты:

1) частная собственность на средства производства;

2) свобода предпринимательства (производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры).

Черты могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Используя текст, приведите три объяснения идеи автора о том, что хозяин рынка - потребитель. Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «потребитель».

Показать ответ

Могут быть приведены следующие элементы:

1) выбор потребителя выливается в прибыли либо убытки для предпринимателя:

Потребители определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества;

Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления;

Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь;

Капиталистическая система производства - это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса;

Прибыли и убытки - вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

2) раскрытие смысла, например:

элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Какой неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два неценовых фактора и один из них проиллюстрируйте конкретным примером.

Показать ответ

Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. Предположите, в каких ситуациях это может быть целесообразно. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите две ситуации и кратко поясните своё мнение.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть указаны ситуации и даны пояснения, например:

1) ситуация, когда убыточное предприятие является градообразующим (так государство пытается предотвратить массовую безработицу при невозможности найти другую работу, рост социального недовольства и преступности);

2) ситуация, когда убыточное предприятие производит социально значимую продукцию (государство участвует в решении социальных задач);

3) ситуация, когда убыточное предприятие задействует людей с ограниченными возможностями здоровья (государство вкладывает средства в улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья);

4) ситуация, когда убыточное предприятие представляет редкий/исторический промысел (государство сохраняет историко-культурные традиции).

Могут быть указаны другие ситуации, даны иные пояснения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия, например: глобализация - процесс становления единого человечества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в экономической сфере, опирающейся на знания курса, например: Глобализация экономики проявляется в мировом разделении труда, формировании глобальных стандартов потребления, развитии мировых товарных и финансовых рынков.

Примеры , допустим:

1) осознание социальной необходимости соблюдения законов (например, владелец фирмы честно уплачивает налоги, поскольку убеждён, что налоговые поступления в бюджет обеспечивают функционирование образования, здравоохранения и удовлетворяют нужды общества);

2) осознание собственных прав (например, гражданин выразил готовность к реализации своих избирательных прав и принял участие в выборах главы государства);

3) осознанная защита групповых интересов (например, общество потребителей обратилось в суд с иском к фирме - производителю услуг для защиты нарушенных прав);

4) наличие у индивида потребности в соблюдении законов, нравственных убеждений (например, гражданка, нашедшая пакет с крупной суммой денег, передала их в полицию, так как считала неприемлемым присваивать чужие ценности).

Могут быть названы другие мотивы правомерного поведения, приведены другие примеры

б) позиции рационалистов.

5. Особенности чувственного познания:

а) непосредственное взаимодействие с объектом познания;

б) наглядность и предметность;

в) воспроизведение отдельных сторон и свойств предметов.

6. Особенности рационального познания:

а) опора на результаты чувственного познания;

б) абстрактность и обобщённость;

в) отражение сущности предмета, его внутренних закономерных связей.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Знание - сокровищница, но ключ к ней - практика». (Т. Фуллер)

29.2. Экономика «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С. Канарейкин)

29.3. Социология, социальная психология «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». (И. Шевелёв)

29.4. Политология «Главным принципом любой конституции является положение о том, что верховная власть не может принимать закона без одобрения представителей народа». (А.Ф. Керенский)

29.5. Правоведение «Право - это искусство добра и справедливости». (Изречение римского права)

Тестовая работа по обществознанию – 10 класс. Вариант 2.

1. Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) достоверность результатов 2) образность 3) устремленность к поиску объективных знаний 4) эмоциональность 5) наглядность 6) творческая деятельность

2. Общество является сложной системой. Какие его признаки позволяют сделать соответствующие выводы?

1. обособление от природы

2. способы взаимодействия людей

3. сохранение связи с природой

4. часть материального мира

5. наличие определенных традиций

6. иерархия социальных позиций

3. Установите соответствие между социальным фактом (обозначено буквами) и сферой общественной жизни, к которой этот факт относится (обозначено цифрами).

Социальный факт

Сфера общественной жизни

А) документальный фильм об известном писателе

1) духовная

Б) увеличение прибыли предприятия

2) социальная

В) партийное собрание

3) политическая

Г) оформление льгот на проезд в общественном транспорте

4) экономическая

Д) публикация статьи с критикой исполнительной власти

14323

4.Деятельность является важной формой активности личности. Какие суждения о деятельности соответствуют действительности?

1. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческим, преобразующим подходом к окружающему миру.

2. Деятельность человека предполагает, прежде всего, подчинение инстинктам.

3. Основными видами деятельности являются игра, учение и труд.

4. Содержание деятельности целиком определяется потребностью, которая ее породила.

5. Деятельность является способом приспособления к условиям окружающей среды.

6. Аффекты и традиционные действия составляют основу деятельности.

5.Установите соответствие между определением (обозначено буквами) и формой познания (обозначено цифрами).

Определение

Форма познания

А) чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании

1) ощущение

Б) чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств

2) понятие

В) отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств

3) представление

Г) мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления

4) умозаключение

Д) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения

5) восприятие

35124

6. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.

2. В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.

3. Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.

4. Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

5. Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

7.Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и уровнем научного познания (обозначено цифрами).

Признак

Уровень научного познания

А) сравнение разных фактов

1) теоретический

Б) формулирование научной концепции

2) эмпирический

В) наблюдение за изучением предметов

Г) выдвижение гипотез

Д) описание результатов наблюдения или эксперимента

21212

8. Группа школьников под руководством учителя проводила социологическое исследование. Какие из приведённых фактов свидетельствует о том, что, в исследовании были использованы теоретические методы познания? Запишите цифры, под которыми указаны эти факты.

1. Школьники сформулировали и обосновали выводы.

2. Промежуточные результаты исследования фиксировались в журнале наблюдений.

3. Школьники выдвинули гипотезу исследования.

4. Перед началом исследования были сформулированы прогнозируемые результаты.

5. Школьники описывали наблюдаемые явления.

6. В ходе исследования был проведён опрос учащихся школы.

9.Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность, 2) пробуждение фантазии и воображения, 3) достоверность и проверяемость результатов, 4) нацеленность на получение объективной истины , 5) эмоциональность восприятия, 6) наглядность.

10.Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.

2. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3. В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.

5. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

11.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

1) непосредственное наблюдение, 2) распространение мнения, 3) социальная стратификация , 4) мысленное моделирование, 5) проведение эксперимента, 6) эмпирическое описание.

12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Познаваем ли мир?». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Исторический аспект потребности в познании мира:

а) мифологическое объяснение бытия;

б) религиозное объяснение бытия;

в) научное объяснение бытия.

2. Различные взгляды на познаваемость мира:

а) гносеологический оптимизм;

б) скептицизм;

в) агностицизм.

3. Уровни (ступени) познания:

а) чувственное;

б) рациональное.

4. Спор о критериях истины:

а) позиции эмпириков;

б) позиции рационалистов.

5. Особенности чувственного познания:

а) непосредственное взаимодействие с объектом познания;

б) наглядность и предметность;

в) воспроизведение отдельных сторон и свойств предметов.

6. Особенности рационального познания:

а) опора на результаты чувственного познания;

б) абстрактность и обобщённость;

в) отражение сущности предмета, его внутренних закономерных связей.

способы дифференциации
учебной работы школьников

Сущность и критерии дифференциации обучения

Термин дифференциация (от лат. differentia – различие) означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени. Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся. Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников.

1. В н е ш н я я д и ф ф е р е н ц и а ц и я (дифференцированное обучение).

Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.

Школы особого типа ориентированы на учащихся:

– имеющих определенные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости и т. д. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);

– с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).

Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учетом предполагаемой профессии, интересов, склонностей учащихся и др. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении, например: классы компенсирующего обучения (ККО), классы коррекционно-развивающего обучения (КРО).

Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная дифференциация означает создание профиля обучения, уровневая – учет уровня развития учащихся.

2. В н у т р е н н я я д и ф ф е р е н ц и а ц и я (дифференциация учебной работы).

Предполагает организацию работы внутри класса по группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3. Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики.

4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Рассмотрим каждый этап внутриклассной дифференциации.

Определение критериев дифференциации.

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку дети не отбираются в них специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «средние» и «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость школьников, другие – способности учащихся.

Выделим основные критерии деления учеников на группы, которые целесообразно использовать в начальных классах.

1. Г о т о в н о с т ь к о б у ч е н и ю.

Этот критерий используется для деления на группы детей, только поступивших в школу. Важно учитывать как предметную готовность, то есть наличие определенных знаний и умений (например, умение ребенка читать), так и психологическую готовность.

2. О б у ч е н н о с т ь.

«Обученность – это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения… это определенный итог предыдущего обучения… прошлого опыта» 1 .

Обученность включает «как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучили» 2 .

Умение учиться связано с уровнем сформированности различных компонентов учебной деятельности.

Для изучения состояния знаний учителю важно определить, чего именно в знаниях ученика не хватает, какого уровня усвоения знаний он достиг, каковы качества знаний.

В практической деятельности удобно ориентироваться на следующие уровни усвоения знаний:

– нулевой уровень – узнавание;

– первый уровень – репродукция (воспроизведение) знаний;

– второй уровень – применение знаний в знакомой ситуации;

– третий уровень – применение знаний в измененной и новой ситуации.

Важно также учитывать, какого этапа развития навыка или умения достиг ученик.

Выделяют четыре этапа развития навыка 3 :

Ознакомительный (ориентировочный) этап – ознакомление с приемами выполнения действия, общее осмысливание действий и их представление, то есть общая ориентация в задании.

Аналитический (подготовительный) этап – овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения. Для этого этапа характерно сознательное, но неумелое выполнение действия.

Синтетический (стандартизирующий) этап – сочетание и объединение отдельных элементов в единое целое, автоматизация элементов действия.

Варьирующий (ситуативный) этап – овладение произвольным регулированием характера действия. Достигается гибкое, целесообразное выполнение действия, пластическая приспособляемость действия к ситуации.

3. Обучаемость 4 .

Обучаемость – это восприимчивость школьника к обучению, то есть «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» 5 .

Если обученность является характеристикой актуального развития, то есть того, чем уже располагает ученик, то обучаемость – характеристикой его потенциального развития. С этой точки зрения понятие обучаемость близко к понятию «зона ближайшего развития», предложенному Л. С. Выготским.

Обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств человека, от которой при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения, те особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости.

Уровень обучаемости определяется степенью сформированности различных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. К таким качествам относятся глубина, гибкость, осознанность, самостоятельность ума, обобщенность и экономичность мыслительной деятельности.

Показателями обучаемости также являются:

– активность ориентировки в новых условиях;

– самостоятельное обращение к более трудным заданиям;

– настойчивость в достижении учебной цели;

– умение работать в ситуациях помех, препятствий;

– восприимчивость к помощи другого человека;

– способность к самообучению;

– работоспособность, выносливость и др.

«Для высокого уровня обучаемости характерны: умение действовать в уме, осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения.

Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности» 6 .

Кроме общей выделяют специальную обучаемость.

Соотношение обученности и обучаемости бывает разным.

Как правило, высокая обученность является результатом высокого уровня обучаемости и наоборот. Но у педагогически запущенных детей обученность может быть низкой, а обучаемость достаточно высокой. Про такого ученика учителя обычно говорят: «Он учится не в полную меру своих сил».

Кроме основных критериев дифференциации – готовности к обучению, обученности и обучаемости, могут использоваться и другие, например: отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности и др. Но все они взаимосвязаны с тремя основными критериями и являются частными по отношению к ним.

– первая группа – с низким уровнем обучаемости;

– вторая группа – со средним уровнем обучаемости;

– третья группа – с высоким уровнем обучаемости.

Учитель в своей практической деятельности выбирает критерии дифференциации в зависимости от особенностей класса, целей, задач и содержания конкретного урока и других факторов.

Проведение диагностики.

Учитель может использовать в своей работе результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но зачастую ему приходится самому проводить диагностические процедуры. Их характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях и т. д. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы. Для них специально подбираются задания на разный уровень усвоения знаний, например репродуктивные и творческие.

Диагностические задания, помогающие определить уровень обучаемости, могут быть включены в обычный урок. Например, для диагностики восприимчивости к помощи используется модифицированная методика З. И. Калмыковой. Детям дается для самостоятельного выполнения новое задание или задание творческого характера. При этом предлагается помощь (чаще всего в виде карточек-помощниц), от самой минимальной до максимальной, если потребуется. Школьники с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданием только с большой помощью или вообще не выполняют его.

Если проведение диагностики по каким-либо причинам затруднено, то учитель может использовать результаты наблюдений за учащимися и анализ их деятельности, на основе чего делается вывод об уровне развития и обученности школьников.

Распределение учащихся по группам.

На основе результатов диагностики учитель распределяет детей по группам (уровням). Открытое выделение групп часто приводит к отрицательным последствиям. Это, в основном, явления социального характера, например негатив во взаимоотношениях учащихся. Не рекомендуется рассаживать детей по рядам в соответствии с выделенными группами, так как могут быть даны различные прозвища слабым ученикам, сидящим на одном ряду, или возникнет недоброжелательное отношение к ним. Рассаживать детей за парты нужно в соответствии с их ростом, состоянием здоровья и т. д.

Важно соблюдать педагогический такт при распределении по группам. Учитель зачитывает состав групп, дает им нейтральные названия и предупреждает, что каждая группа (команда) будет получать свои задания на уроках.

Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы (вложить их под обложку тетради), которые соответствуют названиеям разных групп, например «Ромашки», «Васильки», «Колокольчики». Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами. Каждый ученик сможет легко определить, какое задание предназначено для него. Символы периодически меняются, например, вместо цветов используются различные геометрические фигуры.

Некоторые способы дифференциации (дифференциация по степени самостоятельности, по уровню помощи и др.) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами определяют, нужна ли им помощь учителя, самостоятельно выбирают задания.

Дифференциация помогает избежать усреднения, ориентации только на одну группу учеников, дает возможность осуществлять индивидуальный подход к школьникам.

Определение способов дифференциации.

Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.

Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.

Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т. д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.

Реализация дифференцированного подхода к учащимся.

Учитель предлагает школьникам дифференцированные задания на тех этапах урока, где это необходимо. В некоторых случаях ученикам даются индивидуализированные задания, проводится индивидуальная работа с некоторыми из них.

Дифференциация учебной работы школьников не должна быть самоцелью. Главное – это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, психологический комфорт детей на уроке.

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трех и более вариантах, устные указания 7 .

«Осуществляя на уроке дифференциал учебной работы, необходимо заботиться о том, чтобы в классе не нарушался нормальный характер детских взаимоотношений… Следует создавать условия для взаимодействия учащихся различных групп, привлечения их к оказанию помощи друг другу. Этому содействует – и это является характерным для осуществления дифференциации учебной работы – систематическое проведение в различных (оптимальных) сочетаниях фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы» 8 . Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе.

Таким образом, все учащиеся класса знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.

Диагностический контроль за результатами работы учащихся.

При использовании дифференциации важна оперативная обратная связь. На основе диагностического контроля учитель проводит тщательный учет выполнения работы учащимися (фиксацию ошибок, затруднений и др.), определяет динамику их развития.

В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий. Если учет покажет, например, что ученик из второй группы легко справляется с репродуктивными заданиями, на следующем уроке ему можно предложить задание с элементами творчества, то есть то упражнение, которое выполняют ученики третьей группы.

Иногда возможен и обратный процесс: ученик не справляется с заданиями своей группы, и его временно переводят в более слабую группу. Это происходит по разным причинам: пропуск уроков по болезни, недостаточно точное определение учителем уровня обучаемости ученика и др.

Распределение школьников по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овладения знаниями и умениями, продвигаются вперед.

Способы дифференциации учебной работы школьников.

Дифференциация осуществляется чаще всего при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Поэтому подробнее рассмотрим те способы дифференциации, которые используются на уроке на этапе закрепления.

Способы дифференциации предполагают:

  1. Дифференциацию содержания учебных заданий:

– по уровню творчества;

– по уровню трудности;

– по объему.

  1. Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, работа дифференцируется:

– по степени самостоятельности учащихся;

– по степени и характеру помощи учащимся;

– по характеру учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться ученикам на выбор.

Рассмотрим каждый способ. При этом дадим общедидактическую характеристику способа и покажем особенности его применения при обучении младших школьников математике.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).

К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения, например, решение арифметических задач знакомых видов, вычисление значений выражений, то есть решение примеров на изученные вычислительные приемы, решение простых уравнений и т. д.

От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой, ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т. д.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Выделяют следующие черты творческой деятельности 9 :

  1. самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  2. умение видеть новую проблему в знакомой ситуации;
  3. умение видеть новую функцию объекта;
  4. самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
  5. способность видеть структуру объекта;
  6. альтернативное мышление, то есть умение видеть возможные решения проблемы, различные способы решения.

С учетом этих характеристик на уроках математики чаще всего используются следующие виды продуктивных, творческих заданий:

  1. поиск закономерностей;
  2. задания на классификацию математических объектов;
  3. задания с недостающими и лишними данными;
  4. преобразование данного математического объекта в новый;
  5. исследовательские задания;
  6. выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  7. самостоятельное составление задач, математических выражений и т. д., то есть создание нового продукта;
  8. нестандартные задачи и задания.

Во всех этих дифференцированных работах учащимся второй и третьей групп необходимо выйти на обобщение способа действия (способа сравнения чисел, способа вычисления), то есть им предлагается задание более высокого теоретического уровня.

Н а п р и м е р:

1-я группа

2, 3-я группы

От двух пристаней, расстояние между которыми 120 км, одновременно отправились навстречу друг другу два теплохода.

От двух пристаней, расстояние между которыми a км, одновременно оправились навстречу друг другу два теплохода.

Один из них шел со скоростью 22 км/ч, другой – 18 км/ч.

Один из них шел со скоростью b км/ч, другой – c км/ч.

Через сколько часов теплоходы встретились?

Запишите решение задачи в виде выражения

Задачи с буквенными данными более трудны для учащихся, поскольку они не дают возможности ориентироваться на числовые данные при выборе арифметических действий.

Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительные.

В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Например, основное задание: найти значения выражений в трех столбиках. Дополнительное задание: два столбика выражений на тот же вычислительный прием.

Необходимость использования дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают полностью выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, поэтому им требуется дополнительное время на выполнение задания.

Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и дается дополнительное задание. Обычно оно выполняется по желанию детей, но учитель специально стимулирует учащихся, чтобы они захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов используются различные поощрения.

Как правило, дифференциацию заданий по объему учителя сочетают с другими способами дифференциации. Например, в качестве дополнительных предлагаются творческие упражнения или более трудные 10 .

Дополнительные задания можно индивидуализировать, к примеру, предложить их ученикам в виде индивидуальных карточек или перфокарт. Можно подобрать упражнения из альтернативных учебников или тетрадей с печатной основой. Если дополнительное задание дается группе учащихся, то его подбирают из основного учебника или записывают на доске.

В качестве дополнительных могут предлагаться репродуктивные или продуктивные задания, не связанные по содержанию с основным.

Схематично представлены наиболее распространенные типы индивидуальных дополнительных заданий.

Дифференциация дополнительных заданий

Многие учителя, пользующиеся такой формой работы постоянно, прикрепляют к доске специальный условный знак (например, красный кружок), рядом с ним записывают дополнительное задание. Те ученики, которые выполнили основное задание раньше, приступают к работе над дополнительным, не обращаясь к учителю за заданием. А он в это время помогает тем детям, которые испытывают затруднение при выполнении основного задания.

Учитель может подобрать несколько дополнительных заданий разного типа и предложить их учащимся на выбор.

Другим вариантом дифференциации является подбор нескольких взаимосвязанных заданий нарастающей трудности. Обычно наиболее трудные задания выполняют самые сильные ученики, которые за отведенное время успевают сделать наибольшее количество упражнений.

Применение на уроках дифференциации по объему материала требует ознакомления детей со определенными правилами организации работы.

Правила организации работы по выполнению

дополнительных заданий:

  1. не приступайте к выполнению дополнительного задания, пока не проверите основное задание;
  2. дополнительное задание не является обязательным, поэтому можно выполнить его частично, не полностью;
  3. если в классе проводится проверка основного задания, то следует отложить выполнение дополнительного задания и работать вместе с учителем;
  4. к выполнению дополнительного задания можно вернуться на других этапах урока.

Для выполнения дополнительных заданий целесообразно использовать специальные тетради или отдельные листы, карточки. Это позволит упорядочить записи решений.

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся 11 .

Дифференциация работы по степени самостоятельности проявляется на организационном, а не на содержательном уровне, то есть не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно.

Обычно работа строится следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого часть детей, чаще всего это третья группа (школьники с высоким уровнем обучаемости и обученности), приступает в самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы вторая группа детей (школьники со средним уровнем обучаемости и обученности) начала работать самостоятельно. Те дети, которые испытывают затруднения, чаще всего это первая группа (школьники с низким уровнем обучаемости), все задание полностью выполняют под руководством учителя. Этап проверки может быть проведен фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учеников различна. Для третьей группы предусмотрена самостоятельная работа, для второй – полусамостоятельная, для первой – фронтальная работа под руководством учителя. При этом школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Схематически дифференциацию по степени самостоятельности можно представить так:

Преимущества такой организации работы очевидны.

Традиционно учитель предпочитает на этапе закрепления проводить фронтальную работу, особенно в тех случаях, когда новый материал был изучен недавно. Анализ образца или способа выполнения задания обычно проводится с опорой на сильных учащихся. Они умеют рассуждать, обосновывать свои действия, правильно отвечают на вопросы. У учителя создается впечатление, что материал хорошо усвоен всеми школьниками. Подобная практика работы приводит к тому, что дети с низкой обучаемостью пассивны в процессе разбора задания, не получают необходимой помощи от учителя, не пробуют рассуждать и отвечать самостоятельно. Такая работа не приносит пользы и детям с высокой обучаемостью. Они готовы работать самостоятельно, но им приходится вновь возвращаться к разбору задания.

Дифференциация по степени самостоятельности позволяет избежать этих недостатков. Сильные ученики могут сразу приступить к самостоятельной работе, выполнить кроме основного задания еще и дополнительные, а остальные получают от учителя необходимую помощь, имеют возможность более активно участвовать в анализе материала, более осознанно выполнять задания.

При использовании дифференциации по степени самостоятельности учитель встречается с несколькими проблемами. Некоторые дети не могут определить, сумеют ли они сами справиться с заданием или им необходима помощь учителя и участие во фронтальной работе. В этом случае учитель помогает ученикам сделать необходимый выбор. Например, после ориентировочного этапа он просит поднять руки тех, кто готов работать самостоятельно. Если среди учеников, поднявших руки, окажутся дети с низкой обучаемостью, учитель предлагает им поработать вместе с классом.

Другой проблемой является неумение младших школьников распределять и концентрировать свое внимание. Им трудно работать самостоятельно в то время, когда идет фронтальный анализ задания. Но поскольку самостоятельная работа предлагается ученикам с высоким и средним уровнем обучаемости, то они быстро привыкают сосредоточенно выполнять упражнения и не отвлекаться, так как у них чаще всего уровень саморегуляции более высокий.

Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся.

Такой способ дифференциации, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Возможны три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая 12 .

Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в самостоятельную работу. Учитель его ободряет, разъясняет задание, помогает в организации деятельности. Стимулирующая помощь также оказывается ученику, допустившему ошибку. Учитель указывает на ошибку и предлагает выполнить проверку.

Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки, то есть дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнить задания.

Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель раскрывает перед учеником путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать. Например: «Нужно 23 ? 4. Замени число 23 суммой разрядных слагаемых. Какие это будут слагаемые?» И т. д.

Обучающую помощь целесообразно строить в виде беседы, в которой учитель намечает в общем виде последовательность действий, а ученик осуществляет их на конкретном материале. Оказание любой помощи должно прекращаться, как только ученик делает попытку выполнить задание самостоятельно.

Дифференциация по степени помощи позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Ученику предлагаются задания с учетом зоны ближайшего развития. Л. С. Выготский писал, что зона ближайшего развития определяется тем кругом задач, которые ребенок может решить под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами» 13 , то есть не самостоятельно, а с некоторой помощью. Это определяет перспективы развития каждого ученика. «Что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно» 14 .

Таким образом, оказывая ученикам дозированную помощь, уменьшая или увеличивая ее объем и варьируя ее характер, можно учесть темп продвижения каждого ребенка, его собственную траекторию развития и усвоения учебного материала.

Наиболее полно отвечает всем этим требованиям направляющая помощь. Выделяют два основных типа такой помощи.

Первый тип помощи – в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений 15 .

Учащимся с низкой обучаемостью сначала предлагаются более простые задания, выполнение которых дает возможность подготовиться к решению основного задания.

Ученикам с высокой обучаемостью сразу дается основное задание, и, если они быстро справятся с ним, может быть предложено дополнительное задание.

Схематично это выглядит следующим образом:

Так, при работе над составной задачей в качестве вспомогательного задания может быть предложена простая задача, помогающая решить составную. Простая задача, как правило, является частью составной.

Вспомогательное задание.

Решите задачу. Для клуба купили два куска ткани, чтобы сшить на окна шторы. Во втором куске было на 9 м ткани больше, и из него сшили на 3 шторы больше. Сколько ткани расходовали на одну штору?

Основное задание (задача на нахождение неизвестного по двум разностям).

Решите задачу. Для клуба купили два куска ткани, чтобы сшить на окна шторы. В первом куске было 27 м ткани, а во вто-
ром – 36 м. Из второго куска сшили на 3 шторы больше, чем из первого. Сколько штор сшили из каждого куска?

Второй тип помощи – в виде «подсказок»: карточек- помощниц, карточек-консультаций.

Учащимся третьей группы (с высокой обучаемостью) предлагается выполнить задание самостоятельно. А учащимся первой и второй групп оказывается помощь различного уровня. Карточки-помощницы либо являются одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально.

Методика работы с карточками может быть различной.

В а р и а н т 1.

Ученик получает несколько карточек-помощниц при выполнении одного задания. Сначала предлагается карточка с небольшой степенью помощи. Если такая подсказка не помогла, то предлагается следующая карточка уже с большей помощью и т. д. Помощь увеличивается до тех пор, пока ученик не сможет выполнить задание самостоятельно.

В а р и а н т 2.

Ученику предлагается карточка с необходимым уровнем помощи. В этом случае учитель должен хорошо ориентироваться в том, какая помощь нужна каждому ученику.

При любом варианте методики важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику должна уменьшаться. В итоге ученик научится выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи. Подсказки можно предлагать не только в виде карточек, но и в виде записей на доске, а также подбирать необходимый материал в учебнике.

Используется также работа в паре. В этом случае один ученик является помощником, консультантом для другого.



Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к
понятию «налоговая политика».

1) доход, 2) ставка, 3) рынок, 4) платежи, 5) льготы, 6) конкуренция.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: А Б В Г Д

Выберите верные суждения о роли государства в экономике и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование производства и потребления.

2) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.

3) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

4) В рыночной экономике государство защищает законные интересы собственников.

5) В рыночной экономике государство директивно устанавливает цены на все товары и услуги.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

2) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.

3) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.

4) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

5) Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.

6) В стране Z существует конкуренция производителей.

Ответ:____________________________ .

Ответ:_____________________________ .

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье прежде всего нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.

2) Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.

3) Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.

4) Равным долям опрошенных сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.

5) Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.

Ответ:____________________________.

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ?Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) право на социальное обеспечение

2) право на жизнь

3) право на жилище

4) право на защиту чести и доброго имени

5) право на свободу и личную Неприкосновенность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Семейное право»? Запишите цифры , под которыми указаны соответствующие положения.

1) К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят ограничение свободы, обязательные работы.

2) Нормы права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.

3) Пример нормы права: супруг обязан уведомлять своего кредитора (кредиторов) о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора.

4) За совершение проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор.

5) Пример нормы права: защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

6) В основе законодательства принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины.

Ответ:_______________________ .

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социальный контроль представляет собой механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. (Б) Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. (В) Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что почти 50% респондентов не нарушают норм из-за боязни наказания. (Г) Вызывает недоумение, что почти четверть опрошенных ждёт поощрений за следование нормам. (Д) Думается, социальный контроль эффективен лишь в том случае, когда граждане сознательно следуют принятым нормам.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ: А Б В Г Д

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под функциями__________ (А) принято понимать основные направления его деятельности. К ним относится обеспечение__________ (Б), защита конституционного строя, реализация волеизъявления народа. Приоритетной функцией является обеспечение__________ (В). В современном мире эта функция выступает как один из критериев развития__________ (Г). Она переросла из внутреннего дела каждого государства в __________ (Д) международной политики. Выполнение этой функции обеспечивается судом и системой (Е): органами внутренних дел, прокуратурой».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) социальный институт

2) демократия

3) правоохранительные органы

4) государственный суверенитет

5) республика

7) права человека

8) экономика

9) государство

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

Ответ: А Б В Г Д Е

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.