Меню Рубрики

Логопедическое занятие на тему дифференциация г к. Логопедическое занятие «Дифференциация К - Г














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: “легкая” или “умеренная” степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности. Особенно явно эти нарушения прослеживаются в речевом развитии детей данной категории. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Наиболее сложными для коррекционной работы являются дисграфия и дислексия. Главная задача логопеда состоит в том, чтобы развить у ребенка познавательный интерес к занятиям, что позволит максимально эффективно провести коррекционную работу.

Считаю, что данное обучение не должно быть простым “натаскиванием”, поэтому весь материал, используемый на занятиях, строится на основе игровых технологий и направлен на развитие мышления, памяти, внимания, логики и т.д. Кроме того неоценимую услугу в этом оказывают мультимедиа презентации. Их использование в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем. Яркие картинки, анимация, музыкальные фрагменты привлекают внимание учащихся и позволяют на протяжении всего занятия поддерживать интерес к упражнениям.

Раздел программы: Дифференциация парных звонких и глухих согласных

Темы урока:

  • Коррекционная – “Дифференциация звуков “К ” - “Г ” в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Грамматическая – “Согласные звуки “К ” - “Г ”, правописание слов со звонкими и глухими согласными на конце слов.
  • Лексическая – “Птицы”
  • Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  • Формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова
  • Активизировать словарь по теме “Птицы”
  • Развивать пространственную ориентировку, цветовое восприятие
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, настойчивость в достижении поставленных целей

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, “пирамидки” для характеристики звука, тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сейчас у всех нас в разное настроение. Посмотрите внимательно на слайд и выберите птицу того цвета, который соответствует вашему настроению в данный момент. (Слайд 2 )

Учащиеся рассматривают изображение птиц. Называют цвет выбранной птицы. В зависимости от выбранного цвета педагог оценивает состояние ребенка на первом этапе занятия.

II. Основная часть

Определение темы занятия

Ребята, догадайтесь о ком я говорю:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)

О ком говорится в следующем стихотворении:

У мохнатых хулиганов
Неуемный аппетит,
Раз листочек, два листочек,
Третий в дырочку висит.

Совершенно верно это гусеницы.

Ребята, назовите шестой звук в имени Лунтик (звук К) Какой буквой на письме обозначается звук К? (буква К).

Назовите первый звук в слове гусеницы.

(звук Г) Какой буквой на письме обозначается звук Г? (буква Г).

Сообщение темы и цели занятия

Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия “Звуки “К” - “Г”. Мы будем учиться различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях и помогут нам в этом Лунтик и гусеницы.

Повторение характеристик звуков

Дайте характеристику звуку

“К” - согласный, глухой, твердый

Дайте характеристику звуку “Г”

“Г” - согласный, звонкий, твердый

Что общего у этих звуков?

Чем они различаются?

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  • пирамидка - красный и синий круги
  • пирамидка - колокольчик зачеркнутый, колокольчик не зачеркнутый
  • пирамидка – камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков “_К_ ” - “_Г _” и проговаривают свой ответ.

Игра “Прятки” (слайд 4)

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (Много клеток. В клетках записаны числа). Наши герои предлагаю поиграть в “Прятки”. Сейчас они появятся в одной из клеток, и исчезнут. А вы назовите номер клеточки. (клик по числу)

(Ответ №24)

Сейчас я назову маршрут передвижения Лунтика и гусениц, а вы определите, в какой клеточке они находятся сейчас.

От клетки с числом 24 - 1 клетка вверх, 2 вправо, 1 вверх

Назовите номер, за которым скрываются наши герои. (22)

Проверим. Вот наши герои и первое задание под №22. (для перехода на слайд кликнуть по появившемуся квадрату с числом)

Упражнения на определение наличия звуков “К” - “Г” в словах. (слайд 5)

На слайде будут появляться картинки. Если в названии предмета, изображенного на картинке, есть звук “К” поднимаете правую руку, если звук “Г” - левую, а если “К” и “Г” вместе то обе руки. Будьте внимательны.

С первым заданием справились. И снова определяем маршрут Лунтика и гусениц: от №22 - 1 клетка вверх, 1 влево, 2 вниз. Как вы думаете, за каким числом находятся Лунтик и гусеницы? (№9)

Второе задание.

Упражнения на определения места звука в названиях картинок

Перед вами четыре группы картинок. Внимательно рассмотрите картинки. Определите позицию звука “К” в словах.

Назовите номер группы картинок, в которой звук “К” всегда стоит первым по счету (Слайд 6).

1. кастрюля, каска, стакан

2. курица, утка, белка

3. карандаш, конфета, колокольчик

4. книги, линейка, скрепка

В какой группе картинок звук “Г” всегда стоит третьим по счету? (Слайд 7)

вагон, виноград, глобус

радуга, груша, горох

лягушка, снеговик, иголки

пуговица, магнитофон, рога

При правильном ответе при клике на цифру, ее цвет меняется, при неправильном -нет.

И вновь ищем героев. От №9 - 1 клетка вправо, 3 вверх, 2 влево. Назовите номер клеточки. (№10)

Посмотрим, какое задание скрывается за ним.

Закрепление правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова Игра “Не ошибись” (слайд 8).

Гусеницы вставили в слова пропущенные буквы. Проверьте, правильно ли они справились с заданием. Запишите слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Проводится проверка выполнения задания, закрепляется правило правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова. Подбираются проверочные слова

Здоровьесберегающая минутка для глаз “Уточки”. (слайд 9)

А сейчас Лунтик и гусеницы предлагаю вам немного отдохнуть. Внимательно смотрите на слайд и следите глазами за движущимися предметами.

Составление словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде числе и падеже.

Наши друзья уже переместились в другое место. Давайте их найдем. От №10 – 2 клетки вниз, 1 влево, 2 вниз. Назовите номер клеточки. (№7)

Задание: Составьте словосочетания, подбирая к картинкам подходящие слова.

  • Домашние (гуси)
  • Электрический (чайник)
  • Полосатый (тигр)
  • Спелые (ягоды)
  • Клетчатая (рубашка)
  • Разноцветная (радуга)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите слова, отвечающее на вопрос “Кто?” (гуси, тигр). Вспомните и назовите птиц в названиях, которых есть звуки “К” или “Г” (Грач, скворец, кукушка, ласточка, жаворонок, глухарь, голубь и т.д.).

Составление предложений

Из предложенных слов и картинок составьте предложения. И запишите их в тетрадь.

Девочка гонит гусей к реке.

Весной в скворечнике поселились скворцы.

Под крышей нашего дома ласточки построили гнездо.

Пластические этюды

У каждой птицы свои повадки. Изобразите птиц (гусь, курица, пингвин, попугай...)

Домашнее задание

Сегодня на занятии мы с вами много говорили о птицах. Вспомнили названия птиц, составляли предложения, показывали пантомиму.

Домашнее задание. Составьте три предложения о птицах и запишите их в тетрадь

III. Итог урока.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какова тема нашего занятия?

Встаньте и поднимите руки вверх те, кто считает, что понял тему полностью.

Встаньте те, кто считает, что над этой темой надо еще поработать

  • Сундук http://www.eduscapes.com/sessions/smartboard/treasure2.jpg
  • Остальные картинки с
  • В помощь начинающему логопеду.

    «Эти глухие звонкие»

    Не секрет, что одно из самых распространенных нарушений при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у ребенка это трудности дифференциации согласных на глухие и звонкие. Ребенок может правильно произносить слова с парными согласными, но в речи другого человека выделяет их с трудом.

    Самый простой тест на повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками сразу обнаруживает эту проблему.

    Коррекция этого дефекта может быть затруднена и минимальными дизартрическими расстройствами, при которых страдает голосовая функция.

    Для работы с таким нарушением логопеду приходится подбирать много лексического материала для дифференциации оппозиционных звуков, использовать разнообразные игровые приемы для поддержания у ребенка интереса к занятию.

    Надеюсь, что предлагаемый мной конспект поможет коллегам при подготовке подгруппового, группового и индивидуального занятия по этой теме.

    Конспект занятия.

    Тема: «Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений».

    Цели:

    1. Развитие фонематического слуха: научить детей на слух дифференцировать звуки К и Г.
    2. Формирование операций фонемного анализа: осознание позиции фонемы в слове.
    3. Научить детей на практике применять правило написания согласных К и Г в конце слова.
    4. Развитие психологической базы речи: развитие зрительной линейной памяти.

    Оборудование:

    • предметные картинки: кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, игла, книга, мальчик, девочка, коньки, глобус, карандаши, кубики, гирлянда, настольная игра, гладиолусы; картинки с изображением мальчика, картинка с изображением девочки;
    • карточки со словами, в которых пропущены буквы К и Г;
    • карточки с парами слов для завершения предложений;
    • сюжетная картинка «Дети в лесу собирают грибы и ягоды».

    Ход занятия.

    1. Организационный этап.

    Задача: на примере слов-паронимов показать значение правильного произношения звуков.

    Мой племянник Илюша живет в другом городе, учится, как и вы, во втором классе. Вчера звонит мне и говорит:

    «Я хожу во второй глаз. Этот учебный кот очень трудный. Недавно получил гол. Приезжай в кости, будем ходить на корку».

    Кто из вас понял, о чем говорил Илюша?

    Как надо было сказать правильно?

    Какие же звуки Илюша путает? (К и Г)

    А что произошло со словами, когда он неправильно произносил звуки? (Они поменяли свое значение, свой смысл.)

    Кто теперь скажет, для чего нужно произносить звуки правильно? (Чтобы нас понимали, и мы могли передать свою мысль).

    2 этап: Ориентировочный.

    Цель: Уточнить артикуляцию звуков К и Г, показать их сходство и различие.

    Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться сравнивать и различать звуки, которые путал Илюша.

    Но сначала вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

    Чем они отличаются друг от друга?

    Какие звуки мы будем сравнивать и различать? (К и Г).

    Давайте вспомним, что мы знаем о звуке К. (Это звук согласный).

    А почему? (Есть преграда во рту)

    Давайте все вместе произнесем этот звук и почувствуем, в каком положении находятся губы и язык. (Произносят дети и логопед вслух.)

    Что мешает воздуху выходить свободно, что образует преграду на его пути? (Спинка языка выгибается, смыкается с небом, мешая воздуху выходить. Поэтому воздух прорывается с шумом).

    Послушайте, как я произнесу этот звук. Голос кто-нибудь услышал? (Нет).

    Значит, какой это звук? (Глухой)

    Давайте все вместе произнесем звук Г и дадим ему характеристику. (Звук Г огласный. Есть преграда во рту – спинка языка выгибается, смыкается с небом и мешает воздуху проходить).

    Чем похожи звуки К и Г? (Оба звука — согласные, при произнесении обоих звуков преграда – язык)

    А чем отличаются? (Звук Г – звонкий).

    3. Фонемный анализ: выделение звуков К и Г и определение их позиции в слове.

    У близнецов Коли и Гали день рождения. Им принесли подарки, а ребята их перепутали. Поможем ребятам разобрать подарки! Если в названии есть звук Г – это подарок для Гали, а если К — для Коли.

    Дети разбирают предметные картинки – коньки, глобус, книга, книга, карандаши, настольная игра, гладиолусы, кубики.

    4. Упражнение для развития линейной памяти.

    А) — Назовите, что получил в подарок Коля? (коньки, книга, карандаши, кубики.)

    Что получила в подарок Галя? (глобус, книга, настольная игра, гладиолусы).

    Б) — Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть звуки К и Г

    На доску выставляется сюжетная картинка: Дети в лесу собирают грибы и ягоды.

    Назовите все предметы, в названии которых есть звук К.

    Назовите все предметы, в названии которых есть звук Г.

    4. Дифференциация звуков К и Г в словах.

    Какие звуки мы искали, разбирая подарки? (К и Г)

    А как мы записываем звуки? (Буквами Ка и Гэ)

    А) По предметным картинкам: Напишите по слогам названия изображенных предметов (кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, книга, игла).

    Формирование операций фонемного анализа.

    Назовите первую картинку. Какой звук вы произносите? Где вы произнесли этот звук? (в начале, в конце, в середине слова)

    Результаты проверяются вместе с подгруппой вслух.

    Б) По карточкам: вставить в словах пропущенные буквы.

    Угадайте, какое слово из четырех лишнее (например, все со звуком К, а одно со звуком Г).

    Клубника, виноград, курица, кукла.
    Игла, голуби, картинка, гуси.
    Ягнята, корова, гирлянда, гимнасты.
    Снегирь, корзина, бумага, гора.
    Радуга, рука, пуговицы, снеговик.
    Кукушка, ягоды, попугай, горох.

    В) — Я скажу слова, а вы повторите только те, где услышите звук К:

    Георгин, лягушка, педагог, записывать, скоро, картофель, курица, бумага, кинотеатр.

    Г) Повторить слова, в которых есть звук Г:

    Ягода, песня, смеяться, нагрузить, сорока, горчица, пригорюниться.

    Д) Мы будем играть в игру: «Замени звук».

    Запишите в тетрадь слова, меняя звуки К на Г и наоборот.

    Что будете делать? (Дети должны повторить инструкцию, таким образом логопед проверяет, понятна ли инструкция).

    Калька – галька, грот – крот, икра – игла, Галина — калина, голос – колос.

    Скажите, что получилось. Объясните значение слов.

    Е) Запишите отгадки:

    Много платьев, много хруста.
    Как зовут ее?
    (Капуста)

    Без головы, а в шляпе.
    Одна нога, и та без сапога.
    (Гриб)

    Красные лапки
    Щиплют за пятки,
    Беги без оглядки.
    (Гусь)

    Ж) Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова:

    Футболист забил в ворота …
    В землю вбили острый …
    (Гол, кол)

    Тащит мышонок в норку огромную хлебную …

    Зимой в парке заливают снежную … (Корка, горка)

    Раздался детский …

    Пристают к заставе …

    Собака грызла … (Гости, кости)

    5. Правило произношения:

    Звук «Г» в конце слова оглушается, и слышится звук «К».

    Оказывается, надо не только хорошо слышать, но и правило знать! И не только знать, но и научиться его применять.

    1) Измените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный звук (устно):

    утюг – утюги
    овраг – овраги
    галстук – галстуки
    стог – стога
    берег – берега
    сапог – сапоги

    2) Какую букву напишем в словах?

    Падал снег на порог.
    Кот испек себе пирог.
    А пока лепил и пек,
    Ручейком пирог утек.
    Пирожки себе лепи
    Не из снега – из муки.

    3) Игра «Кто первый придет к финишу?»

    На доске два ученика должны вставить пропущенные в конце слов буквы К и Г, объяснить правило и подобрать проверочное слово.

    Итог логопедического занятия.

    Наше занятие тоже подошло к финишу. Кто скажет, чем мы сегодня занимались на уроке?

    Для чего нужно правильно произносить звуки? (Чтобы правильно понимать и передавать словами смысл, то есть свою мысль).

    Какие звуки мы сегодня сравнивали и различали? (К и Г).

    Дайте характеристику звуку «К» (согласный, глухой)

    Дайте характеристику звуку «Г» (согласный, звонкий)

    Как проверить букву в конце слова?

    Оценка работы детей на занятии.

    Е.М.Топоркова,
    учитель-логопед высшей квалификации,
    ГБОУ СОШ № 1995 г. Москва

    Занятие 1

    Цели занятия:

    § развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г;

    § развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г;

    § развивать фонематический слух;

    § расширять словарный запас;

    § развивать внимание, логическое мышление;

    § воспитывать самоконтроль.

    Материал к занятию

    1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г? Найдите слово с мягким звуком Г.

    Между собой уже века

    Живут в согласье Г и К

    И не впадает К в обиду,

    Когда ее сменяет Г,

    Что схожа с цаплею по виду

    И на одной стоит ноге.

    Г запомним наизусть -

    Это - гордость, это грусть.

    Все слова на Г нужны -

    В речи так они нужны!

    Думаю, не ошибусь -

    Г - как голубь,

    Г - как гусь.

    Г - грибы, горох, галеты,

    город, газ, графин, газета.

    Сколько раз в стихотворении встретился звук К? Назовите слова с мягким звуком К.

    К - кино, компот, котлета,

    Книга, краски и конфета,

    Кружева, корабль, кит - Слышишь,

    К - везде звучит!

    Кролик, куры, кот и кошка,

    И капуста, и картошка,

    Клевер, кактусы и клены,

    Кипарис вечнозеленый.

    Куст калины, роща кедров,

    Ах, какой язык наш щедрый!

    Т. Синицина

    Напоминаем!

    Звук Г - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку - чувствуется вибрация.

    2. Проверь себя! Сравни звуки:

    § Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание - это звонкий звук, если дрожания нет - глухой.

    § Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Г и глухой К.

    Логопедическое занятие в 3 классе

    Тема. Дифференциация Г-К в словах, предложении.

    Цели:

    1.

    2.

    3.

    4. Развитие связной речи;

    5.

    Задачи:

    Образовательные:

    учить различать звуки [Г] - [К];

    выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов;

    учить дифференцировать буквы Г - К на письме.

    Коррекционные:

    Развивающие:

    1. Организационный момент.

    Отгадайте загадки:

    Звук [К]:

    Я пеструшка, я хохлатка.
    Куд-куда! - кричу я кратко.
    Кричу, и слышит улица:
    Снесла яичко...(Курица)

    Звук [Г]:

    Норовит щипнуть за ноги,
    Я гоню его с дороги:
    "Прочь! Тебя я не боюсь!"
    "Га-га-га!" - смеётся… (гусь)

    Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

    Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

    На какие звуки начинаются слова?

    Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

    II. Основная часть.

    Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

    Давайте сравним звуки Г -К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

    Положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

    Звук Г - согласный, твердый, звонкий.

    Произнесите звук К.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

    Звук К - согласный, твердый, глухой.

    Значит звуки [Г] - [К] являются парными.

    Работа в тетрадях: записать число.

    Логопед проговаривает обучающимся, слог со звонким звуком. Ребята должены назватьи записать слог с глухим согласным звуком.

    Га - ка, го - ко, гу - ку, ги - ки

    Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К.

    Га-га-га - вышли гуси на луга.

    КА-ка-ка - наша елка высока.

    Го-го-го - не увижу никого.

    Ко-ко-ко - по теченью плыть легко

    Гу-гу-гу - много пчелок на лугу

    Ку-ку-ку - Катя сыпала муку.

    Вставить пропущенный слог ГА или КА. Запиши в тетрадь.

    ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ

    Физминутка.

    Закончите предложения, используя слова для справок, подчеркнуть к -г.

    Молоко жидкое, а сметана ……………..

    Малина сладкая, а калина ……………..

    Ручей узкий, а река ……………..

    Петь хорошо вместе, а …………….. отдельно.

    Слова для справок: _устая, _орькая, широ_ая,_оворить.

    Подберите на дисках слова, противоположные по значению.

    Запиши слова парами вставляя г или к.

    горе - радость

    чистота - грязь

    богатый - бедный

    восход - закат

    громко - тихо

    Вставь в слова буквы г или к.

    Составь слова парами на доске.

    кора - гора

    кол - гол

    горка - корка

    калька - галька

    Дифференциация звуков на уровне текста.

    Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы Г или К.

    Собака грызет …ости. В четверг к нам придут …ости. Гриша любит хлебную …орку. В понедельник весь класс ходил на …орку. Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра. В саду цветет …алина. Катину подругу зовут…алина.

    III Итог занятия.

    С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

    Дайте характеристику данным звукам.

    Дополнительное задание

    1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

    б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

    2. Запишите слоги с буквами г и к.

    а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

    б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

    в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери

    г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, ветки, клетка

    3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

    горка — корка гости — кости кол — гол калька — галька

    трот — крот икра — игла Галина — калина голос — колос

    4. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите букву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответствующее ей слово.

    куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблу-ки, голуби, сапоги, скакалка, каблук.

    6. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

    7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

    город — городок, игла — ..., газета — ..., гриб — …, голос - …, графин - …, кора — ..., голова—..., голубь—..., губы - …, гармонь — ...

    8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    нит... ...зета ру… но... ро-… лу... ре…

    кочер... соба... баран... лопат... бере... ма...зинру...ва

    ро…тыйма…роныбо...тый бит... сем... вет... нор...

    Ражи...рета...питан...чели

    9. Закончите слова, добавив слог га или ка.

    но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро...

    ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад...

    10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

    у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с…аз…а, я…од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил

    11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к. появился гласный.

    утюг—... молоток—... когти—... листок—... берег—... ногти—...

    овраг — ... полог — ... локти — ... галстук — ... сапог — ... легкий — ...

    стог—... клубок—... мягкий—...

    12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите про-верочное слово.

    сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дуршла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу…, клубо..., лу..., четвер...

    13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

    Вопросы: Что на спине у верблюда? (Или характерный признак верблюда.)

    Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

    Что остается на столе после разрезанного хлеба?

    Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

    Что грохочет во время грозы?

    Как называется зеленый массив в городе?

    Где устанавливают общую телевизионную антенну?

    Чем измеряют температуру?

    Слова для справок: горб, гамак, крошки, погре-мушка, гром, парк, на крыше, градусником.

    14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к. разными

    карандашами.

    Что за зверь зимой холодной

    Ходит по лесу голодный?

    Пять мальчиков,

    Пять чуланчиков;

    Разошлись мальчики

    В темные чуланчики,

    Каждый мальчик

    В свой чуланчик.

    Без головы, а в шляпе.

    Одна нога, и та без сапога.

    Всегда шагаем мы вдвоем,

    Похожие, как братья.

    Мы за обедом — под столом,

    А ночью — под кроватью.

    Красные лапки

    Щиплют за пятки,

    Беги без оглядки.

    Черный, проворный

    Кричит: «крак!»

    Червякам враг.

    Он качалка и кровать.

    Хорошо на нем лежать.

    Он в саду или в лесу

    Покачает на весу.

    Маленький, удаленький

    Сквозь землю прошел,

    Красную шапочку нашел.

    Голубочка бела

    В дом прилетела.

    Что, где видала,

    Про все рассказала.

    Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

    15. Диктанты.

    Предупредительный диктант

    Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствую-щим словом надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске .

    главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, геогра-фия, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, карандашик, гадюка, галстуки.

    Послоговой диктант (с проговариванием слогов)

    гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, колхозники, кружечка, белка, лук, горе, горький

    Проверочный диктант

    буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, каль-ка, глубокий, галька, крыжовник, сапог, пирог, мак, гамак, рогатый, рог

    Дифференциация г — к в предложениях

    1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

    гости - кости Собака грызет....

    В четверг к нам придут....

    горка — корка Гриша любит хлебную....

    В понедельник весь класс ходил на

    гол — кол Галкин Коля забил в ворота....

    Строители вбили первый....

    галька — калька На море много... .

    У копировщицы много... .

    Галина — калина В саду цветет....

    Катину подругу зовут....

    икра — игра Во дворе шла интересная....

    Очень полезна черная... .

    2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

    а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий

    б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец

    3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голу-бей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

    4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните буквы г, к.

    грозди калины кисти винограда мешок картошки

    горсть крупы высоко прыгнул скакал галопом

    громко говорили кормила голубей грызла кость

    копал грядки кивнул головой раскрасил гуашью

    загадал загадку купил гармошку грелся на солнышке

    катился с горки скакал по дороге качался в гамаке

    играл на скрипке скрылся за горизонтом прыгнул через канаву

    5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

    Сегодня на уроке мы отгадывали... . Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует... . На доме развевался красный... . Галя сма-тывает нитки в... . Замяукал маленький, серенький... . Машина еха-ла по асфальтовой... . Галя раскрашивает картинку цветными... . В лесу ребята собрали белые... и спелые... . Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с... .

    6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните согласные г, к.

    Летнее утро.

    Небо...олубое. Бри...ада работала на лу...у. ...олхозни...и во-зили душистое сено и с...ладывали его в сто...а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачествомоло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода...олхозни...и получают дру...иепроду...ты.

    Кабачок.

    Абачо…-толстячо...

    Ле... на...ряд...у —

    И молчо... .

    Он лежит на...ряд...е

    С мая,

    Оловы не поднимая.

    Маленькое и большое.

    Малень...ая Маня

    Малень...ой лопат...ой

    Бережно вс...опала

    Малень...ую...ряд...у.

    Малень...ое семя

    В...ряд...у посадила,

    Малень...им забором

    Е...о о...ородила.

    Я подумал, ...лядя

    На ее работу:

    «Вырастет, наверное,

    Малень...ое что-то».

    Но ошибся...реп...о

    Я в своей до...ад...е:

    Вели...ан арбузище

    Вырос тут на...ряд...е.

    На школьном участке.

    Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ручей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. О...тябрятапомо...ают пионерам.

    7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишитеих. Подчеркните в них буквы г, к.

    Вопросы: Какие птицы прилетают весной?

    Где растут овощи?

    Какой город-герой находится на реке Неве?

    Куда выезжают пионеры летом?

    Кто воркует, а кто гогочет?

    Чем сгребают сено?

    Какая птица кукует в лесу?

    Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

    8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

    Грызть, под, кость, собака, крыльцом. Грелась, на, гадюка, солнышко. Колхозники, в, складывать, сено, стог. Покрыто, кругом, снегом, всё. Под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев. Класс, наш, ходил, выставка, картины, на , графики, и. Скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются. Дорога, усыпана, вся, галькой. Отправились, на, гурьбой, октябрята, про-гулка.

    Тема. Дифференциация З-С в словах, предложении.

    Цели:

    1. Учить различать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;

    2. Развитие фонематического восприятия;

    3. Совершенствование грамматического строя;

    4. Развитие связной речи;

    5. Развитие внимания, памяти, мышления.

    Задачи:

    Образовательные:

    учить различать звуки [З] - [С];

    выделять звуки [З] - [С] в ряду других звуков, слогов, слов;

    уточнить акустико - артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове;

    учить дифференцировать буквы З - С на письме.

    Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

    Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

    1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

    зуб — суп, роза — роса, коза — коса, Зоя — соя

    2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук

    с или з.

    сок, зонт, сук; зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, васи-лек, пузырек

    3. Определите наличие и место звуков с, з: в словах

    Приблизительный перечень слов: выставка, кра-сота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весенние, стакан, забор.

    слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

    4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конеч-ный"слог.

    а) сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны

    б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези

    5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вто-рую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыду-щих заданий.)

    6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

    Такан, ...акон, ...покойно, ...ладкий, ...лой, ...абота, ...лово, ...доровье, ...оловей, ...а...лонка, ...драв...твуй, ...па...ибо, ...анаве...ка, ...о...нательный, ...али...ать, ...о...тавить, ...а...тавить, ...ано...а

    7. Допишите недостающий слог с буквой з или с.

    та..., ко..., ко..., ва..., у..., ро..., бу..., ро..., ва...

    Слова не должны повторяться, при затруднении логопед может дать картин-ки:

    тазы, косы, козы, ваза, вазы, усы, розы, бусы, росы.

    8. Закончите и запишите слово, добавив слоги:

    а) за или са:

    ли… …пог …бота пи...тель

    Ли… …мок …гадка вя…ли

    ко… …хар …погипи…ла

    мимо… …жег …веса ли…ла

    б) зы или сьг.

    но... воло... зано... на…вать

    ва... моро... занаве... на…пать

    ро... стреко... капри... по…пать

    9. К данным словам присоедините приставку за, назовите и запишите получившеся слова.

    Образец: нести — занести.

    вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить

    10. Составьте схемы слов, звуки з, с запишите над соответствующим слогом.

    Образец: забор з, записка з с.

    сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть.

    11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы з, с. Запишите слова, разделите на слоги.

    Приблизительный перечень: зана-веска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо.

    12. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, под-черкните и назовите последний слог.

    Образец: вяз — вя зы , лес — ле са .

    глаз — … нос — … мороз - … овес — … грязь - …

    пояс — … арбуз — груз - … компас - … заказ — …

    насос — ... водолаз — ... вкус — ...

    автобус — ... занос — … трус— ... воз — ...

    13. Измените, слово так, чтобы после согласных з, с появилась гласная. Подчеркните эту гласную. Объясните, как проверить звонкий согласный в середине слова.

    Образец: низко — низ о к, коляска — коляс о чка.

    низко — ... узкий — ... близко — ... скользко — …

    сказка - … березка - … коляска - … указка - …

    замазка — ... повязка — ... краска — ... маска — ...

    стамеска — ... просьба — ... дерзкий — ... редиска — ...

    14.Вставьте пропущенную букву з или с. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы проверили эти согласные.

    Образец: у...кий (уз е нький), кра...ка (крас о чка).

    кра...ка, совхо..., тру..., зака..., дер...кки, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку.... водола..., автобу..., троллеибу..., сколь...кии, ни...ко, повя...ка, свя... ка

    15. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте проверочные слова к словам раз,ваз. Выпишите слова парами. Подберите проверочное слово к слову таз.

    Ни разу!

    Можно двадцать тысяч раз

    Уронить железный таз.

    А фарфоровую вазу

    Уронить нельзя ни разу.

    Ведь на двадцать тысяч раз

    Надо двадцать тысяч ваз. (А. Кондратьев.)

    16. Запишите слова в три колонки: с буквой з — в первую, с буквой с — во вторую, с буквами з, с — в третью. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим. К звонким согласным подберите проверочное слово. Выделенные слова пишите по слогам.

    санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка , стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, запис-ка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада, зазевался.

    17. Словарный диктант (с опорой на графическую схему слова).

    Методические указания:

    а) логопед произносит слово, Обучающиеся дают графическое изображение этого слова, надписывают буквы з, с, затем пишут слово целиком.

    резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень

    заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы

    Приблизительный перечень: глаза, волосы, санки, сосна, костер, земляника, капуста, корзина.

    18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите выделенные слова по слогам.

    Методическое указание. Логопед выписывает загадку на доску или индивидуаль-ные карточки. Оучающиеся читают загадку и выполняют данное задание. Правиль-ность выполненного задания проверяется по ходу работы.

    Летом серый, зимой белый. Эта хищница болтлива.

    Воровата, суетлива,

    Серебристые подвески - Стрекотунья белобока.

    След январского мороза - А зовут ее … .

    Белоствольная … . Слово для объяснения: суетлива.

    Слова для объяснения:

    подвески, перлески.

    Бел как снег, Дом открыт со всех сторон,

    В чести у всех. В доме - тысячи колонн.

    В рот попал - Над колоннами шатры,

    Там и пропал. Под колоннами - ковры.

    Тут живут и на коврах,

    Объяснить выражение: И в колоннах,

    «в чести у всех». И в шатрах.

    Слово для объяснения: шатер.

    Золотое решето Тает снежок,

    Черных домиков полно. Ожил лужок.

    Сколько черненьких домков, День прибывает.

    Столько беленьких жильцов. Когда это бывает.

    Снег на полях, Иней сверкает,

    Лёд на реках. Когда это бывает?

    Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, зи-мой, весной.

    Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.

    зуб — суп У Зои разболелся коренной … .

    Бабушка сварила вкусный … .

    коза — коса У Зины красивая, пышная … .

    В огород забрела … .

    зыбь — сыпь У больного высыпала красная … .

    На болоте страшная … .

    солить — залить Огурцы надо … рассолом.

    Надо … на зиму огурцы.

    сев — зев У больного красный … .

    Начался весенний … .

    злить - слить Не надо … собаку.

    Остатки воды можно … .

    2. 3акончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.

    Образец: Вязать носок.

    Нести... . Занести... . Везти... . Завезти... . Вязать... . Завя-зать... .

    Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.

    3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.

    а) морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая. Крем-левские, высокий, знойная, зыбкая

    б) сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина

    4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строчки подходящие по смыслу из второй. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.

    а) самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея

    б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, застреко-тал, зазвенел

    5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения.

    Спелый арбуз. Сильный мороз. Зимняя спячка.

    Загорелая спина. Злая собака. Здоровые зубы.

    Старый зонтик. Морозный воздух. Спелый колос.

    Заботливая сестра. Смелый поступок. Звездное небо.

    6. Выпишите из текстов слова с буквами з, с. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим.

    Ждите нас.

    Улыбнись, луна, засмейся.

    Мягкий свет, вокруг разлейся.

    Два луча пусть перед нами

    Лягут словно рельсы.

    Оторвемся от земли мы.

    Так взлетим, что только звезды

    Пронесутся мимо!

    Вы не бойтесь — мы вернемся

    Живы, невредимы.

    Зарядка.

    По порядку

    Стройся в ряд!

    На зарядку

    Все подряд!

    Мы растем смелыми,

    На солнце

    Загорелыми.

    Ноги наши

    Быстрые.

    Метки

    Наши выстрелы.

    Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды. Поздно приходит рассвет.

    Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быстро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на колхозный ры-нок. Колхозники вовремя скосили спелый овес.

    Золотой луг.

    Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво.

    Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрыл-ся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.

    Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрыва-ются и как луг становится опять золотым.

    Какие интересные цветы, одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

    (По М. Пришвину.)

    7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

    Зазвенел... , и ученики вошли в.... Пошел дождь, люди раск-рыли.... Самолет набрал... и.... После... наступает весна. На елку к детям пришел Дед... . Солнце... мало. Вот пришли... и зима... .

    8. Составьте предложения из данных слов.

    За, собака, забором, залаяла. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно. За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след. Оборва-лась, песня, внезапно, звонкая. В, стог, змея, сена, уползла. Звон-ко, в, запел, саду, соловей. Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз. На, засверкала, кустах, роса.

    розы и ваза, стрекоза и кузнечик, таз и кастрюля, слон и зебра, змея и ман-густа.

    Дифференциация з — с в связных текстах

    Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

    Зима.

    На...тупила...има. Были...ильные моро...ы. ...ина в...яла...анки и пошла на горку. Она катала...ь на...анках с горки. За ней бегала...обакаТре...ор. Не боит...я...инаморо...а.

    Березка.

    В...аду бере...ка. Бере...ка была...ухая. На бере...кегне...до...яблика. ...яблик та...кал в гне…до ли…тики.

    Гвоздика.

    Погляди-ка, погляди-ка, Все бере…ы - …еркала

    Что за кра…ный огонек? Из …еленого …текла.

    Это дикаягво…дика

    Новый пра…днует денек. Белка пе…енки поет

    Да орешки в…е гры…ет,

    имним утром от моро…а А орешки не про…тые

    На …аре …венятбере…ы. В…е …корлупки …олотые.

    Тема. Дифференциация З-Ж в словах, предложении.

    Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.

    Задачи:

    Образовательные

    • различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах;
    • закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К;
    • дифференциация звуков по звонкости-глухости;
    • закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

    Развивающие

    • развитие мелкой, общей моторики, согласования движений и речи,
    • развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,
    • развитие фонематических процессов.

    Воспитательные

    • создание ситуации успеха,
    • стимулирование речевой активности.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, карточки с заданиями, су-джок массажеры, массажеры “чудо-пальчики”, магнитофон.

    Ход занятия

    I. Организационный момент – психогимнастика с элементами массажа. Звучит релакс. музыка.

    Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать.

    Показ 1-го слайда.

    Протянуло солнышко нам свои ладошки,
    Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
    С солнцем мы покружимся
    Со звуками подружимся!

    Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы лица и ладошек:

    “Солнышко” (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение).

    Солнце с неба посылает
    Лучик, лучик, лучик
    (движения по лбу от середины к вискам)
    И им смело разгоняет
    Тучи, тучи, тучи
    (плавные зигзагообразные движения оп лбу)
    Лучик нежно согревает
    Щёчки, щёчки, щёчки
    (потирают щёчки)
    Солнышко на носик ставит
    Точки, точки, точки
    (постукивают пальцем по носу и щёчкам)
    Золотят веснушки деток
    Очень нравится им это.
    (спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

    Возьмите в руки массажные шарики, выполним упражнение.

    1. “Шарик”

    В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.
    Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.
    Пальцы будут сильными, буквы все красивыми.

    Достали пружинку.

    Палец толстый и большой, в лес за сливами пошел.
    Указательный с порога, указал ему дорогу.
    Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
    Безымянный поедает. А мизинчик-господинчик,
    В землю косточки сажает.

    2. “Обезьянка”.

    Обезьянка мыла мылом лапку
    Каждый пальчик оп порядку.
    Вот намылила БОЛЬШОЙ,
    Сполоснув его водой.

    Не забыла и УКАЗКУ,
    Смыв с него и пыль и краску.
    СРЕДНИЙ мылила усердно:
    Самый грязный был наверно.

    БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –
    Кожа стала сразу красной.
    А МИЗИНЧИК быстро мыла:
    Видно, он боялся мыла.

    Молодцы.

    II. Основная часть.

    1. Развитие логического, невербального мышления, зрительного восприятия.

    Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, вам необходимо собрать ее в единое целое.

    Скажите, кого вы видите на картинке. (ГНОМ)

    Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и приготовил для вас много интересных заданий. Показ 2-го слайда.

    2. Введение в тему.

    Однажды Звуковичок попал на птичий двор. Вот, что там он увидел. Посмотрите, а после подумайте и скажите, какова тема нашего занятия? Над чем мы будем работать? Показ 3-го слайда.

    Ранним утром стая гусей направлялась к воде важно крича: “Га-га-га”.

    А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье: “Ко-ко-ко”.

    Скажите, кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)

    Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

    Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

    Кто же скажет. Какова тема нашего занятия? Как определили? (гусь – звук г, куры – к)

    Показ 4-го слайда.

    Правильно, мы будем работать со звуками г и к, будем учиться их различать на слух, обозначать эти звуки буквами Г-К и различать их на письме.

    3. Сравнительная характеристика звуков Г-К.

    Расскажите все, что вы знаете об этих звуках, сравните звуки Г – К и скажите, чем они похожи и чем отличаются.

    Возьмите зеркала и положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.

    Показ 5-го слайда.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

    Звук Г – согласный, звонкий, в слове может быть твердым и мягким.

    Произнесите звук К. Показ 5-го слайда.

    Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

    Звук К – согласный, глухой, в слове может быть твердым и мягким.

    4. Обозначение звуков г – буквами на письме и при чтении.

    Показ 6-го слайда.

    А как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)

    А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)

    5. Слоговая зарядка. Показ 7-го слайда.

    А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.

    • ГА-ГО-КА-КО
    • ГУ-ГИ-КУ-КИ
    • КО-ГО-ГО-КО
    • КУ-ГУ-КУ-ГУ
    • КА-ГА-КА-ГА
    • ГО-КО-КО-ГО
    • ГУ-ГУ-КУ-КУ

    6. “Отгадай загадки”.

    А еще Звуковичок приготовил вам загадки.

    Отгадайте загадки, назовите слово-отгадку и определите на какой звук оно начинается. Показ 8-го слайда.

    Черный, проворный,
    Кричит “крак” -
    Червякам враг (Грач)

    Кто сидит на ёлке, на суку,
    Счет ведет: “Ку-ку-ку-ку” (Кукушка)

    Шипит, гогочет,
    Ущипнуть меня хочет.
    Я иду, не боюсь.
    Кто же это? Это... (Гусь)

    Клохчет, клохчет,
    Детей созовет,
    Всех под крылья соберет. (Курица)

    Мордочка усатая,
    Шубка полосатая,
    Часто умывается,
    А с водой не знается. (Кошка)

    Посмотрите на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка; все птицы, а она животное).

    III. Физминутка.

    Показ 9-го слайда.

    А теперь немного отдохнем и покажем Звуковичку как мы умеем рассказывать стихи руками. Встаньте все.

    На горе мы видим дом.
    Много зелени кругом.
    Вот деревья, вот кусты
    Вот душистые цветы.
    Кистями рук сложить “домик”
    Волнообразные движения рук
    Изобразить руками деревья, кусты
    Пальцами показать бутон, который распускается
    Окружает все забор
    За забором – птичий двор.
    Мы ворота открываем
    К дому быстро подбегаем
    В дверь стучимся: “тук-тук-тук”
    Кто-то к нам идет на стук
    Изобразить пальцами забор
    Погладить ладонями стол
    Кистями рук показать ворота
    Пальцами пробежать по столу
    Постучать кулаком по столу
    Ладонь к уху – прислушаться.

    В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли. Руки вперед, ладонями кверху.

    7. Работа в тетрадях.

    А пришел на наш стук Звуковичок, он предлагает открыть тетради и поработать в них. Показ 10-го слайда.

    Запишем дату, тему.

    8. “Слоговая мозаика”

    Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги Показ 10-го слайда:

    Каждому ученику дается индивидуальная карточка с заданием.

    (после выполнения задания взаимопроверка)

    9. Упражнения для глаз.

    Показ 11-го слайда.

    А теперь наш приятель Звуковичок очутился в лесу.

    Проследите глазами за движущимися предметами.

    11. Автоматизация звуков р – рь в слогах, словах и фразах.

    Покажите Звуковичку, как вы выполняете гимнастику для язычка.

    Показ 12-го слайда.

    Бегемотик;

    Лягушка;

    Чистим зубы;

    Лошадка.

    Автоматизация звуков в словах.

    Произнесите четко, какой предмет изображен.

    Показ 13-го слайда.

    12. Игра “ловушка”.

    Звуковичок предлагает поиграть с ним в игру “ловушка”. Кто в нее попадет, тот выбывает из игры. Поиграем? Задание такое, повторить правильно предложение.

    Трава косит Романа.

    У гривы густой конь.

    Гиря поднимает Борю.

    Трава заросла тропинкой.

    Ватрушка на завтрак ела Риту.

    Чему учились, выполняя это упражнение?

    IV. Итог занятия.

    Показ 14-го слайда.

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Вывод (что делали, какие звуки учились различать)

    Приходил Звуковичок
    Приносил нам сундучок.
    Угощайтесь, наслаждайтесь,
    И во вторник возвращайтесь.