Меню Рубрики

Контрольная работа по истории средних веков. Изобретения для военных, о которых стоит знать Изобретение немцев

Кто-то ругает нашу страну за отсутствие собственных в мире электроники. Кому-то не нравится, что мы не умеем делать iPhone. Есть те, которые недовольны отечественными автомобилями. Так что, нашей стране нечем похвастаться перед миром?

На самом деле есть. Ведь когда речь идет о танках, самолетах, пушках и т. п., то наша страна традиционно впереди планеты всей. Особенно это касается различных военных технологий. Давайте вспомним о самых смелых, неординарных и , которые удивили и даже напугали весь мир.


Все мы знаем, что перед серийным выпуском любого транспортного средства требуется тщательная разработка и множество экспериментов над концептами. Это же касается и военной техники. Правда, в отличие от обычных гражданских автомобилей военная техника требует от конструкторов более кропотливой работы. Именно поэтому при разработке военных машин необходимы неортодоксальные концепции. Но и этого мало.

Для того чтобы создать поистине невероятную , нужно уметь воплощать в жизнь самые безумные идеи. С этим у нас, как вы знаете, нет проблем. В нашей стране никогда не было недостатка в неординарных конструкторах и инженерах. В итоге в ХХ веке наша страна создала множество странных огромных танков, самолетов, кораблей, поездов, подводных лодок и оружия.

Примечательно, что российские военные инженеры всегда любили создавать летающую технику. Именно поэтому в нашей стране были построены летающие танки, летающие , летающие корабли и т. д.

Многие военные проекты, к сожалению, так и не получили своего продолжения, оставшись только в стадии разработки. Хотя некоторые изобретения можно было увидеть в действии во время Великой Отечественной войны. И это неудивительно. Ведь когда нашему народу угрожает опасность, мы традиционно объединяемся и начинаем удивлять весь мир. Так получилось и в период Второй мировой войны. Ведь именно в те годы наши военные инженеры создали множество удивительных военных технологий и техники.

Но, увы, на сегодняшний день многие невероятные изобретения забыты. К счастью, не все.

Давайте вспомним о самых невероятных ХХ века.

«Царь-бомба»


30 октября 1961 года Советский Союз провел ядерные испытания, в рамках которых было взорвано самое мощное и разрушительное оружие из всех когда-либо созданных человечеством. Это была водородная бомба AN602, получившая прозвище «Царь-бомба». Мощность взрыва составила от 50 до 60 мегатонн. Это эквивалентно более чем 1500 бомбам, сброшенным на Хиросиму и Нагасаки.


Также мощность «Царь-бомбы» в 10 раз превышала общую мощность всех веществ, используемых во Второй мировой войне. Во время испытания «Царь-бомбы» были полностью уничтожены близлежащие деревни (были предварительно эвакуированы). Также от взрыва на расстоянии 100 километров начались пожары. В том числе даже на расстоянии 1126 км в зданиях вылетели окна. Бомба была протестирована всего один раз.

«Объект 279»


Российским инженерам часто приходилось разрабатывать транспортные средства для экстремальных условий, в которых должен выжить экипаж. Вершиной этого военного инженерного искусства был экспериментальный , получивший кодовое имя «Объект 279». Этот тяжелый танк был создан для того, чтобы противостоять ядерной взрывной волне.

Также танк должен был сохранять боеспособность после ядерного взрыва и сражаться на поле боя, пропитанном радиоактивными осадками. Танк весил 60 тонн. Экипаж боевой машины составлял 4 человека. Танк был способен проезжать любую местность и имел невероятную защиту от химических и биологических нападений.

В 1959 году было создано два прототипа.

Танки прошли испытания, в результате которых было установлено, что они слишком тяжелые и громоздкие для современного поля битвы. Кроме того, танк был очень дорогостоящим и уязвимым для атаки с воздуха. Позднее Никита Хрущев заявил, что наша страна будет производить танки весом не более 37 тонн. В итоге танк «Объект 279» попал в музей.

Тяжелый танк Т-42


В довоенные годы в мире наблюдалась бешеная гонка танковых вооружений. Каждая страна старалась сделать самые большие и мощные супертанки. Не стала исключением и наша страна. В 1931 году под руководством немецкого инженера Эдварда Гротта в конструкторском бюро завода «Большевик» был разработан супертяжелый танк Т-42.

Танк Т-42 весил 100 тонн и вмещал в себя 14 членов экипажа.

Также этот «зверь» имел три башни с различными тяжелыми и легкими пушками. К сожалению, для такого тяжелого танка требовался какой-то особо мощный двигатель, который так и не был изобретен. С существующими же тогда моторами Т-42 был слишком медленным, что, естественно, потенциально делало его уязвимым на любом поле боя. Так что этот танк так и не стал реальным, оставшись только в виде проекта.

Противотанковые собаки


Во время Второй мировой войны многие страны, чтобы получить преимущество на поле боя, использовали животных. Но это не новая идея. История войн уже с таким сталкивалась. Например, еще в конце 1300-х годов монгольские вожди использовали горящих верблюдов, чтобы победить врага на поле боя. И, что удивительно, это имело стратегический успех. Напомним, что верблюдов покрывали соломой, пропитанной маслом, поджигали и гнали в сторону врага.

Великая Отечественная война была еще одной попыткой вооружить животных с целью получения преимущества в военных действиях. Так, наше военное ведомство использовало специально обученных собак, задача которых была проходить с прикрепленными к ним минами под немецкими танками и активировать заряд.

По некоторым данным, собаки уничтожили таким образом более 300 немецких танков. Тем не менее от четвероногих помощников решено было отказаться в связи с тем, что их трудно было заставить бежать в нужном направлении. Дело в том, что собаки уничтожали первый танк, который встречался им на пути. Конечно, на поле боя подобное недопустимо. И все-таки отважные собаки внесли свой неоценимый вклад в победу над фашизмом.

Летающий танк А-40


Танк А-40 предназначен для воздушной перевозки и для ведения партизанской войны. Это был легкий танк с прикрепленными к нему крыльями. Нет, конечно, танк не летал самостоятельно. Но благодаря крыльям танк мог быть сброшен с самолета и спланировать в желаемую зону высадки.


Всего был построен один прототип. К сожалению, этот экземпляр получился слишком громоздким и его невозможно было, как планировалось, загрузить в небольшой самолет. Также не было никакой уверенности, что экипаж танка благополучно приземлится без угрозы для жизни, поскольку существовал риск повреждения . В итоге проект был свернут. Хотя, признаем, это была потрясающая идея на тот момент. Ведь многие страны до нас пытались сделать что-то подобное, но ни у кого не получилось создать даже прототип.

Кстати, на тот момент наши войска уже применяли десантуру танков с грузовых самолетов, но для этого использовались парашюты. Проект же должен был упростить десантуру танковой техники. Увы.

Невидимый самолет Козлова


Российский профессор Сергей Козлов разрабатывал невидимый на базе «Яковлев ЯК-4». Для этого был проведен необычный эксперимент. Самолет был оснащен фюзеляжем и крыльями из прозрачного пластикового материала, изобретенного ученым. Затем профессор нанес на пластиковые детали непрозрачную структуру из смеси белой краски и алюминиевой пыли. Это должно было сделать самолет буквально невидимым.

Удивительно, но задумка профессора Козлова реально работала. Хотя и недолго, так как краска притягивала грязь и пыль, что уменьшало эффект невидимости. Также были опасения, что пластиковый материал недостаточно прочный. К тому же из-за алюминия от самолета при определенном угле падения солнечных лучей шел блеск. К сожалению, несмотря на то что эксперименты продолжились, самолет Козлова так никогда и не стал серийным.

Система частично-орбитального бомбометания


В 1960-е годы наша страна разработала программу «Система частично-орбитального бомбометания ». Это были специальные ракеты, которые выходили на низкую околоземную орбиту, а затем поражали объект на Земле. Траектория полета ракеты не позволяла противнику вычислить точку прицеливания. Теоретически ракета в полете могла поразить цель в любой момент.

В 1967 году наша страна подписала договор о космосе, в котором обязалась не размещать ядерное оружие на околоземной орбите. Правда, это обязательство не коснулось доставки самого оружия на орбиту. Так что теоретически вместо ядерного заряда наша страна вправе была в этом комплексе использовать доставку на орбиту других видов оружия. В рамках этой программы было разработано три проекта. Один проект - 8К69 - был введен в эксплуатацию. Всего было создано 18 пусковых установок.

Танк на воздушной подушке L-1

В 1934 году инженер Левков разработал невероятный танк L-1 , который в документах обозначался как «Земноводный подлетающий танк». В 1937 году инженер с командой Московского авиационного завода № 84 построил макет танка 1:4. Машина была оснащена двумя авиадвигателями М-25 общей мощностью 1450 л. с., которые поднимали танк над поверхностью на 200-250 мм, что позволяло бронемашине разогнаться до скорости 120 км/час. Башня комплектовалась одним пулеметом калибра 7,62 мм.

К сожалению, проект не получил продолжения. Чем это было вызвано, не известно. Но, по слухам, причиной прекращения финансирования разработки танка на воздушной подушке стало недовольство дизайном одного высокопоставленного чиновника то ли из министерства, то ли из правительства. По другой версии, проект был закрыт в связи со сложностями в надежности конструкции танка.

Царский танк


В 1914-1915 годах Николай Лебеденко разработал Царь-танк, который, по сути, танком и не был. На самом деле эта машина представляла собой гигантский трехколесный бронированный велосипед. Танк оснащался 30-дюймовыми передними колесами и задним колесом для баланса машины.

Этот танк разрабатывался для того, чтобы он мог .

Однако по результатам испытаний Царского танка выяснилось, что он совершенно не предназначен для применения на поле боя. Так, танк во время испытаний показал себя медленной машиной, подверженной разрушениям. Главная проблема заключалась в заднем колесе. Также из-за особенностей формы и размеров танк был прекрасной мишенью для противника. Вдобавок он не имел возможности перевозить защиту. Например, колеса танка не были защищены.

Ядерный бомбардировщик Ту-95ЛА


Гонка вооружений между США и Советским Союзом не заканчивалась на ракетах и космических кораблях. Во времена «холодной войны» гонка вооружений распространилась и на экспериментальные самолеты, которые, по сути, не имели практического применения.

Так, наша страна в ответ на разрабатываемый США атомный бомбардировщик Convair NB-36H Crusader решила создать отечественный самолет Ту-95ЛА. Эта модификация самолета предназначалась для транспортировки ядерных боеприпасов. Самолет обеспечивал транспортировку первых серийных российских ядерных бомб РДС-3, РДС-4 и термоядерных бомб типа РДС-6С (РДС-37). Позднее самолет перевозил более совершенные бомбы новых поколений.

Танк «Штопор»


Во времена «холодной войны» военные инженеры искали способ переброски войск по непроходимым дорогам. Затем российские конструкторы наткнулись на идею зарубежных инженеров использовать для этих целей специальный приводной винт, выполненный в виде штопора. В итоге на свет появился мини-танк, который прозвали «Штопор».

Во время испытаний танк показал потрясающую проходимость по бездорожью. Однако подобное транспортное средство совершенно бесполезно на обычных дорогах или плоской и твердой почве. Также этот танк мог двигаться только вперед и назад и не мог поворачиваться. В том числе танк был невероятно медленным и ненадежным. Тем не менее он вошел в малую серию и поставлялся для нужд армии в арктических районах, где подобное транспортное средство действительно полезно.

Воздушный авианосец: Проект «Звено»


Речь идет о воздушном судне, несущем на себе (внутри - на борту либо снаружи - на внешней подвеске) другую авиатехнику. Вам кажется, что мы говорим о каком-то фантастическом фильме? На самом деле нет. Был в нашей стране и такой проект, который получил название «Звено».

Он предполагал перевозку небольших самолетов более крупным авианосцем. Это позволяло увеличить радиус действия военной авиации.

В рамках проекта «Звено» было построено 10 самолетов на базе огромных бомбардировщиков ТБ-3. Экспериментальные авианосцы были предназначены для перевозки самолетов малых размеров, которые могли стартовать прямо с авианосца.

Примечательно, что эти авианосцы совершили около 30 боевых вылетов на раннем этапе Второй мировой войны.

Экраноплан «КМ» («Лунь»)


Экраноплан «КМ» представляет собой наземное транспортное средство. Удивлены? На самом деле, несмотря на внешний вид, экраноплан не является воздушным судном. Он классифицируется как корабль. Экраноплан «Лунь» был самым большим из многочисленных российских экранопланов, выпускаемых во времена СССР.


Три экраноплана были построены для военных. Эти модификации оснащались мощными противокорабельными ракетами. На вооружение экранопланы встали в 1987 году. В настоящий момент российские инженеры и конструкторы разрабатывают новое поколение этих удивительных наземных транспортных средств.

Длина - 100 метров, вес - 544 т, 10 турбореактивных двигателей.

Летающая подводная лодка Ушакова

Российский инженер Борис Ушаков разработал уникальную подводную лодку, которая могла летать. Или это был самолет, который мог погружаться в воду. Изначально проект начал разрабатываться еще до 1940-х годов, но в 1939 году его свернули. В 1943 году проект был перезапущен в связи с военной необходимостью. Первый прототип появился в 1947 году. Но к тому времени Великая Отечественная война уже закончилась, в результате чего проект так и не дошел до серийного выпуска. Российские военные инженеры сосредоточили свои усилия в других направлениях. Так что мир никогда не увидел летающую подводную лодку. Жаль. Согласитесь, проект был перспективным и потрясающим.

Проект орбитальной платформы «Полюс» / «Скиф» (Космический аппарат «Полюс»)


С развитием системы противоракетной обороны США SDI («Звездные войны») нашей стране пришлось срочно придумывать контрмеры. В итоге был создан прототип орбитальной платформы «Полюс» , оснащенный мегаваттным углекислым лазером.

Планировалось, что «Полюс» будет запущен в 1987 году. Но 15 мая 1987 года при запуске комплекс не вышел на заданную орбиту и упал в Тихий океан.

Далее Михаил Горбачев запретил запускать в космос вооружения. В итоге программа «Полюс» была свернута. Правда, многие компоненты комплекса все-таки пригодились в различных российских космических программах.

Газодинамический тральщик «Прогрев-Т»


Российские инженеры создали во времена СССР на базе платформы танка Т-54 газодинамический тральщик «Прогрев-Т», оснащенный реактивными двигателями МиГ-15. При выхлопе авиационного двигателя газодинамическая струя воздействовала на поверхность дороги, разрушая ее. Благодаря этому саперам удавалось обнаружить мины, скрытые под асфальтом или земляным покровом. Таким образом, «Прогрев-Т» мог бы помочь саперам разминировать минные поля. К сожалению, все это было в теории. В действительности тральщик «Прогрев-Т» весил 37 тонн и был очень уязвим в зоне военных действий из-за отсутствия вооружения и должной бронезащиты.

Лазерный танк 1К17 «Сжатие»


Но из всей техники, которую мы вам представили, наиболее поразительным является секретный дорогой танк 1К17 «Сжатие», оснащенный лазерами. Эта машина была разработана в конце 1980-х годов в качестве мобильной военной лазерной установки, предназначенной во время боевых действий для уничтожения оптического электрооборудования на самолетах, транспортных средствах и ракетах противника.

Наши власти в те годы делали большую ставку на этот танк с лазерными установками. Это был один из самых секретных военных объектов, разрабатываемых нашей страной. Тем не менее нашим спецслужбам не удалось удержать в секрете этот проект. В итоге рабочие рисунки лазерного танка попали на Запад.


Главное в танке, конечно, лазер, работа которого зависела от 30 килограммов дорогих искусственных рубинов, необходимых для фокусировки. Сами понимаете, что, несмотря на применение искусственных рубинов, стоимость лазерного танка была невероятной. Естественно, по этой причине массовое серийное производство танка с лазерным оружием на борту было невозможно.

К сожалению, этот амбициозный проект, который реально пугал спецслужбы всех западных стран (в том числе и США), ждал крах в связи с развалом Советского Союза. В итоге лазерный танк 1К17 «Сжатие»

Новые технологии постоянно трансформируют окружающую реальность. И в ближайшие годы они собираются изменить армию, придав ей совершенно другой вид.

Ниже топ 10-изобретений, которые способствуют этой цели...

«Умный» пистолет Armatix iP1

Armatix iP1 – пистолет, который называют оружием будущего. Разработан фирмой Armatix GmbH. Считается одной из самых перспективных новинок стрелкового оружия. Используется под патрон 22LR.

Особенность его в том, что он оснащен электронной системой. Управление при помощи специально разработанной программы дает совершенно новые возможности применения. Авторизация доступа к оружию, установка сигнализации и блокировка прицеливания – неполный список уникальных функций Armatix iP1.

Цель его создания – снижение случаев кражи и использования оружия в людных местах. В комплекте поставляются специальные радиочастотные часы. И если пистолет располагается от них на дистанции, превышающей 35 сантиметров, стрелять оружие не будет. Готовность к применению отображает зеленый индикатор. Armatix iP1 уже продается в Соединенных Штатах за 1399 долларов. Часы идут дополнительно за 399 долларов.

Воздушное авто Black Knight Transformer

Black Knight Transformer – это машина, основное назначение которой – перевозить раненых по земле, также он может висеть в воздухе и передвигаться по воде. Обладает вместимостью до 8 человек. Внешняя конструкция напоминает по форме лодку. Представляет собой модель летающего автомобиля. Достигается это за счет винтов. Провисеть в воздухе Black Knight Transformer способен до 19 часов. Скорость автомобиля – до 370 километров в час.

XStat остановит кровотечение

XStat – оригинальный шприц, способный остановить кровотечение. Разработал его стартап RevMedx.

На поле боя множество человек получают огнестрельные ранения разной степени сложности. В ряде случае нет возможности наложить жгут. XStat – эффективное средство небольшого размера. Чтобы остановить кровопотерю, нужно ввести в рану содержимое шприца – специальные губки, использовав небольшой аппликатор. После попадания в рану в течение 15 секунд материал расширяется и создает защитный барьер.

Разведывательный беспилотник RQ-180

Скоро поступит на вооружение беспилотник RQ-180, который сейчас проходит испытания. RQ-180 – это дрон, спроектированный американцами Northrop Grumman – компанией, специализирующейся на военно-промышленном сегменте. Предположительно, использование беспилотника – воздушная разведка. Планируется применять его для наблюдения в зоне действия систем противовоздушной обороны. Эффективность RQ-180 повышает оснащенность системой снижения видимости для радаров.

Невидимый в ИК-излучении камуфляж

Калифорнийские мастера создали покрытие на базе рефлектина. Это белок кальмара, позволяющий ему менять цвет. Создатели планируют использовать свои наработки, чтобы скрыть военных от инфракрасных камер.

Традиционная камуфляжная расцветка не позволяет солдатам спрятаться от инфракрасных датчиков. Ученые использовали белковую пленку, которая, вступая в реакцию с химическими активаторами, меняет свои отражающие способности. Таким образом, солдаты становится невидимыми в условиях инфракрасного изучения.

На базе своих исследований ученые Калифорнийского университета планируют создать ткань, имеющую способность динамически меняться по цвету и структуре.

Электромагнитная пушка в морском флоте

Уже через два года США планируют начать использование морской электромагнитной пушки. Разработка ее велась на протяжении 10 лет. Военно-морское ведомство вложило в проект $250 млн.

На данном этапе разработок прототип выдает скорость, в 7 раз большую скорости звука, при этом вес орудия – 23 килограмма. Пушка, радиус действия которой 150 километров, считается наиболее дешевым и безопасным устройством. Цена снарядов меньше обычных, взрывчатых, в 20 раз.

Экспериментальный умный шлем HEaDS-UP

HEaDS-UP, разработанный Revision Military, является модификацией армейского шлема. Цена – $2000. Экспериментальная разработка HEaDS-UP имеет расширенную функциональность и предназначена для улучшенной защиты головы, амортизации ударов. Добиться такого результата удалось благодаря прочным тканям, также установили дополнительный щиток для защиты лица. Кроме того, шлем дает возможность интегрировать элементы дополненной реальности .

Военная экипировка – костюм «Железного человека»

Вдохновившись фильмом «Железный человек», разработчиками было принято решение создать экипировку будущего. Спецотдел американской армии сделал запрос на выполнение подобного костюма в 2014-м.

Основная задача такой одежды – сделать военного сильнее и крепче, увеличить его выносливость и скорость. Выполнить эти задачи должен экзоскелет TALOS – база предполагаемого костюма. Это снаряжение также сделает военного в несколько раз осведомление своего противника. Но летать по воздуху или передвигаться под водой он все равно не позволит.

Запланировано завершение тестовой модели уже в скором времени, а вот массовое производство обещают не раньше 2018 года.

Шлем виртуальной реальности Oculus Rift для танкиста

Для тренировки военных уже не раз задействовали VR-технологии. В этот раз норвежцы решили использовать шлем Oculus Rift, ранее предназначенный для игр. Разработке способствовала краудфандинговая кампания на Kickstarter. Проектирование началось в 2013-м.

Ранее уже проводились подобные исследования, когда военных тренировали управлению летающим дроном при помощи VR-шлема.

Шлем, испытуемый сейчас солдатами, обустроен несколькими наружными камерами и имеет круговой угол обзора. Панорама в 360 градусов выводится на дисплее Oculus Rift. Военный видит происходящее вокруг «сквозь» стенки танка.

Такая практика обзора обеспечивает повышенный уровень безопасности, считают военные. Танкист не должен выглядывать из люка, чтобы иметь полное представление о происходящем. Четкая видимость, в свою очередь, обеспечивает слаженную работу экипажа. Любая информация, полученная благодаря Oculus Rift, дает дополнительные преимущества в бою.

По прогнозам, стоимость шлема не будет превышать 350 долларов. Не так давно компания Facebook приобрела Oculus VR , и разработчики утверждают, что ожидать выхода готового продукта осталось совсем недолго, к тому же это может значительно повлиять на удешевление шлема.

Пицца, хранящаяся без холодильника три года

Пицца, способная не портиться в течение 3 лет, была разработана американскими исследователями штата Массачусетс. Военные специалисты выполняли заказ Министерства обороны США. На создание продукта ушло 2 года. Ученые долго боролись с появлением плесени и микробов. Основная причина была в сильном выделении влаги некоторым продуктами. Паста и сыр пропитывали тесто, тем самым вызывая нежелательный результат. Сложность устранили после того, как в исследуемое блюдо добавили больше соли и сахара и разбавили его сиропом (продукты, устраняющие избыточное содержание влаги).

Кроме того, ученые создали упаковку для пиццы. Она представляет собой коробку из металла, дополненную железными элементами для поглощения кислорода.

Со слов автора. На создание данного поста меня сподвиг недавний пост "11 изобретений, которыми мы обязаны войнам". Прочитав его я задумался: "неужели нет ни одного русского военного изобретения?" Не понимаю, страна-агрессор, как сейчас принято говорить на западе, подарившая миру лампы накаливания, радио, электрический телеграф, двигадель внутреннего сгорания и т.д., не изобрела ничего в военной сфере? Меня этот вопрос заинтересовал и я начал копать, и вот что накопал:

Первую в мире автоматическую винтовку и автомат придумал подданный Российской империи генерал-лейтенант инженерно-технической службы В.Г. Федоров. Еще в 1905-м он предложил проект переделки магазинной винтовки системы Мосина образца 1891 года в автоматическую. А в 1906-м приступил к разработке уже принципиально новой автоматической винтовки. За год до Первой мировой Федоров изготовил два опытных образца. По боевым характеристикам его изобретение оказалось промежуточным звеном между ручным пулеметом и автоматической винтовкой. Стреляло и очередями, и одиночными выстрелами. Поэтому и получило название «автомат». Автоматами и автоматическими винтовками системы Федорова впервые в мире была вооружена одна из рот 189-го Измаильского пехотного полка. Что прошла спецподготовку в офицерской стрелковой школе Ораниенбаума и в декабре 1916 года была отправлена на фронт. Так, в России появилось первое в мире воинское подразделение, вооруженное легким автоматическим оружием.

Потомственный дворянин, Георгиевский кавалер и военный инженер-конструктор Л.Н. Гобято в Русско-японскую был командиром батареи 4-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады. Когда возникла необходимость при обороне Порт-Артура уничтожить живую силу противника и накрыть японские огневые точки (скрытые в траншеях и оврагах) навесным огнем с близкого расстояния, Гобято прямо на передовой придумал мортиру-миномет. Сконструировал надкалиберную мину со стабилизатором буквально из подручных средств. Стволы морских 47 мм орудий закрепил на колесных лафетах. Когда же их не хватило, приспособил просто металлические трубы на деревянных колодах. Вместо обычных снарядов использовал самодельные шестовые мины, что выпускались под углом от 45 до 85° по навесной траектории, и могли уничтожать закрытые цели, недоступные ружейно-пулеметному и артиллерийскому настильному огню. Изобретение Гобято сохранила тысячи жизней русских солдат и его быстро подхватили войсковые инженеры западных держав.

Испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки конструкции К. А. Шильдера были проведены 29 августа 1834 года в верховьях Невы. Лодка оснащалась гарпуном с установленной на нем миной, который должен был пробивать броню вражеского судна. Затем мина подрывалась с безопасного расстояния. Кроме того, на машине были установлены подвижные ракетные блоки. Подводная лодка приводилась в движение четырьмя лопастями, которые крутились четырьмя членами экипажа. Она была также оборудована неким подобием перископа для наблюдения за объектами на поверхности воды. На испытаниях лодка достигла скорости около 0,7 км/ч. Николай I и его советники одобрили идею дальнейшего развития машины.

И.Ф. Александровский вошел в историю с проектом подводной лодки, но оказался забыт как создатель первой русской самодвижущейся мины-торпеды. В 1861 году он завершил разработку чертежей подлодки и построил ее в 1866-м. А вот его «торпедо», изготовленное за год до этого кустарными средствами, но показавшее уже на первых испытаниях боевой потенциал, адмиралом Н.Н. Краббе было оценено «как преждевременное». И чиновники из морского ведомства отвалили немалые средства английскому заводчику Уайтхеду за его торпеду, которая по тактическим характеристикам не превосходила нашу. Идея торпеды родилась у Александровского в процессе конструирования лодки. По аналогии решил создать и «самодвижущееся торпедо, что работало бы на сжатом воздухе и управлялось на глубине». Эти две позиции, ставшие «главным секретом» Уайтхеда, русский самородок откроет еще за год до британского «отца торпеды». Но лишь спустя 2 года – в 1868-м – ему разрешат построить ее на «собственные средства с последующим возмещением». В конечном итоге, его «самостоятельная мина» будет иметь ход в 10 узлов, а Уайтхеда, купленная австрийским правительством за 200 тыс. гульденов и английским за 15 тыс. фунтов стерлингов, всего семь.

Высокая эффективность применения флотами воюющих государств минного оружия вынудила искать надежные средства борьбы с минами. После многочисленных опытов лейтенантом М. Н. Беклемишевым в 1881 было изобретено новое средство борьбы с минами - пеньковый трал. Он изготовлялся из толстого пенькового троса длиной около 200 м, на который надевались цилиндрические грузы. При протаскивании трала по грунту судами трос захватывал мину и буксировал ее на мелководье, где она всплывала и уничтожалась.

Первым русским бронеавтомобилем традиционно считается броневик, созданный в 1904 году подъесаулом Михаилом Накашидзе. Этот сын грузинского князя, генерала от кавалерии Александра Давидовича Накашидзе, служил в одном из сибирских казачьих полков. В самом начале русско-японской войны он решил создать броневик на базе французского автомобиля Charron 50CV. Машина оказалась настолько удачной, что сама фирма Charron, Girardot et Voigt (Шаррон, Жирардо и Вуа), производившая этот автомобиль, взялась делать такие броневики по проекту Накашидзе для русской и французской армий.

Бронеавтомобиль воплощал в себе ряд инженерно-технических решений, ставших впоследствии классическими: полную бронировку корпуса, перископ для безопасного наблюдения за полем боя, пулемётную башню кругового вращения, колёса с пулестойкими резиновыми шинами, возможность запуска двигателя из отделения управления.

А. Гусс Петербургский химик. На основе желатинового клея и глицерина разработал специальный наполнитель для шин бронеавтомобилей. Легкий и упругий, после заливки в шину он застывал и становился сухим, мелкопористым. Обработанные таким способом шины были пулестойкими и по имени изобретателя названы гусматиками.

Офицер-артиллерист Глеб Котельников был натурой артистической. И сама идея конструкции компактного парашюта пришла к нему в театре. После спектакля в гардеробной заметил в руках дамы плотный сверток, она им взмахнула, и тугая скатка вдруг превратилась в огромный платок. И в 1911-м, спустя почти год после трагической гибели русского летчика капитана Льва Мациевича, свидетелем которой Котельников оказался лично на Всероссийском празднике воздухоплавания, он придумал принципиально новый авиационный ранцевый парашют свободного действия РК-1. Но когда подал заявку на регистрацию, ему отказали. Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович опасался, что «летчики при малейшем отказе летательного аппарата начнут покидать дорогую машину в воздухе». И лишь 20 марта 1912 года - уже во Франции - Котельников получил патент за № 438 612. Первые испытания проводились с автомобилем. Ранец закрепили сзади. Когда машина рванула с места, парашют так резко погасил скорость, что мотор заглох. Вторые – с аэростатом. «Прыгал» 80-килограммовый манекен. Первый прыжок человека с 60-метровой высоты с моста через Сену был совершен студентом Петербургской консерватории Владимиром Оссовским в Руане 5 января 1913 года. Первично купол из шёлка и стропы, разделенные на 2 группы и крепящиеся к плечевым обхватам подвесной системы, убирались в деревянный (позже алюминиевый) ранец. В 1923 году он был усовершенствован до конверта с сотами для строп. Парашют Котельникова русская армия приняла хорошо. Только за 1917 год было совершено 65 спусков.

Меньше чем через год после начала Первой мировой войны - 22 апреля 1915-го - в 3.30 утра в предместьях бельгийского города Ипр германцы впервые в истории применили химическое оружие. 5 тысяч солдат англо-французской коалиции погибли на месте. А спустя месяц газовая атака на подступах к Варшаве унесла свыше тысячи русских жизней. И весь мир бросился искать защиту от нового вида оружия. Промышленные аппараты для очистки воздуха, как и многослойные марлевые повязки, пропитанные гипосульфитом натрия, на передовой были без пользы. Не стал окончательной панацеей и сконструированный в ноябре того же года инженером-технологом завода «Треугольник» Э.Л. Куммантом резиновый шлем с очками. Отчасти помогал дышать и защищал голову. Но фильтра, способного остановить действие отравляющих веществ, еще не было. Западные ученые нацелились на химические поглотители, нейтрализующие конкретные яды. И только русский химик-органик Н.Д.Зелинский стал искать нечто, что очищало бы воздух вне зависимости от химического состава ОВ. Обратил внимание, что те солдаты, которые успели вжаться лицами в рыхлую землю, уцелели. По ассоциации пришел к универсальному поглотителю – древесному углю. Неактивированный уголь с натронной известью, что под влагой дыхания окаменевал, пытался внедрить начальник санитарно-эвакуационной части русской армии принц Ольденбургский. Зелинский сделал ставку на активированный. Остановился на березовом и липовом. Искал способы повысить его пористость и адсорбцию. И добился – 1 грамм активированного угля с развитой капиллярностью имел поглощающую поверхность в 15 кв.м. Из него и сделали фильтры для маски Кумманта. В 1916 году их универсальный противогаз поступил на вооружение русской армии и был высоко оценен союзниками.

12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министрество финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан.

Полет человека в космос... Это казалось несбыточной мечтой, сюжетом фантастического романа. Однако сила человеческого разума оказалась мощнее силы земного притяжения: Константин Эдуардович Циолковский стал первым в плеяде гениальных ученых, которым удалось преодолеть казалось бы незыблемые законы природы. Он не только доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета, но и разработал ее модель, правда, при жизни ему так и не удалось наблюдать запуск космического аппарата.

Идеи русских изобретателей преобразили мир, но далеко не на все изобретения наши умельцы смогли получить патенты. Наши инженеры внесли весомый вклад и в военно-технический прогресс. Их изобретения спасли немало жизней.

Ранцевый парашют Котельникова

Офицер-артиллерист Глеб Котельников был натурой артистической. И сама идея конструкции компактного парашюта пришла к нему в театре. После спектакля в гардеробной заметил в руках дамы плотный сверток, она им взмахнула, и тугая скатка вдруг превратилась в огромный платок. И в 1911-м, спустя почти год после трагической гибели русского летчика капитана Льва Мациевича, свидетелем которой Котельников оказался лично на Всероссийском празднике воздухоплавания, он придумал принципиально новый авиационный ранцевый парашют свободного действия РК-1.

Но когда подал заявку на регистрацию, ему отказали. Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович опасался, что «летчики при малейшем отказе летательного аппарата начнут покидать дорогую машину в воздухе». И лишь 20 марта 1912 года - уже во Франции - Котельников получил патент за № 438 612.

Первые испытания проводились с автомобилем. Ранец закрепили сзади. Когда машина рванула с места, парашют так резко погасил скорость, что мотор заглох. Вторые – с аэростатом. «Прыгал» 80-килограммовый манекен. Первый прыжок человека с 60-метровой высоты с моста через Сену был совершен студентом Петербургской консерватории Владимиром Оссовским в Руане 5 января 1913 года.
Первично купол из шёлка и стропы, разделенные на 2 группы и крепящиеся к плечевым обхватам подвесной системы, убирались в деревянный (позже алюминиевый) ранец. В 1923 году он был усовершенствован до конверта с сотами для строп.
Парашют Котельникова русская армия приняла хорошо. Только за 1917 год было совершено 65 спусков.

Фильтрующий угольный противогаз Зелинского-Кумманта

Меньше чем через год после начала Первой мировой войны - 22 апреля 1915-го - в 3.30 утра в предместьях бельгийского города Ипр германцы впервые в истории применили химическое оружие. 5 тысяч солдат англо-французской коалиции погибли на месте. А спустя месяц газовая атака на подступах к Варшаве унесла свыше тысячи русских жизней.
И весь мир бросился искать защиту от нового вида оружия. Промышленные аппараты для очистки воздуха, как и многослойные марлевые повязки, пропитанные гипосульфитом натрия, на передовой были без пользы. Не стал окончательной панацеей и сконструированный в ноябре того же года инженером-технологом завода «Треугольник» Э.Л. Куммантом резиновый шлем с очками. Отчасти помогал дышать и защищал голову. Но фильтра, способного остановить действие отравляющих веществ, еще не было.

Западные ученые нацелились на химические поглотители, нейтрализующие конкретные яды. И только русский химик-органик Н.Д.Зелинский стал искать нечто, что очищало бы воздух вне зависимости от химического состава ОВ. Обратил внимание, что те солдаты, которые успели вжаться лицами в рыхлую землю, уцелели. По ассоциации пришел к универсальному поглотителю – древесному углю.

Неактивированный уголь с натронной известью, что под влагой дыхания окаменевал, пытался внедрить начальник санитарно-эвакуационной части русской армии принц Ольденбургский. Зелинский сделал ставку на активированный. Остановился на березовом и липовом. Искал способы повысить его пористость и адсорбцию. И добился – 1 грамм активированного угля с развитой капиллярностью имел поглощающую поверхность в 15 кв.м. Из него и сделали фильтры для маски Кумманта. В 1916 году их универсальный противогаз поступил на вооружение русской армии и был высоко оценен союзниками.

Мортира-миномет Гобято.

Потомственный дворянин, Георгиевский кавалер и военный инженер-конструктор Л.Н. Гобято в Русско-японскую был командиром батареи 4-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады. Когда возникла необходимость при обороне Порт-Артура уничтожить живую силу противника и накрыть японские огневые точки (скрытые в траншеях и оврагах) навесным огнем с близкого расстояния, Гобято прямо на передовой придумал мортиру-миномет.
Сконструировал надкалиберную мину со стабилизатором буквально из подручных средств. Стволы морских 47 мм орудий закрепил на колесных лафетах. Когда же их не хватило, приспособил просто металлические трубы на деревянных колодах. Вместо обычных снарядов использовал самодельные шестовые мины, что выпускались под углом от 45 до 85° по навесной траектории, и могли уничтожать закрытые цели, недоступные ружейно-пулеметному и артиллерийскому настильному огню.
Изобретение Гобято сохранила тысячи жизней русских солдат и его быстро подхватили войсковые инженеры западных держав.

Самодвижущаяся мина-торпеда Александровского

И.Ф. Александровский вошел в историю с проектом подводной лодки, но оказался забыт как создатель первой русской самодвижущейся мины-торпеды.
В 1861 году он завершил разработку чертежей подлодки и построил ее в 1866-м. А вот его «торпедо», изготовленное за год до этого кустарными средствами, но показавшее уже на первых испытаниях боевой потенциал, адмиралом Н.Н. Краббе было оценено «как преждевременное». И чиновники из морского ведомства отвалили немалые средства английскому заводчику Уайтхеду за его торпеду, которая по тактическим характеристикам не превосходила нашу.
Идея торпеды родилась у Александровского в процессе конструирования лодки. По аналогии решил создать и «самодвижущееся торпедо, что работало бы на сжатом воздухе и управлялось на глубине». Эти две позиции, ставшие «главным секретом» Уайтхеда, русский самородок откроет еще за год до британского «отца торпеды». Но лишь спустя 2 года – в 1868-м – ему разрешат построить ее на «собственные средства с последующим возмещением». В конечном итоге, его «самостоятельная мина» будет иметь ход в 10 узлов, а Уайтхеда, купленная австрийским правительством за 200 тыс. гульденов и английским за 15 тыс. фунтов стерлингов, всего семь.

Русский автомат Федорова

Первую в мире автоматическую винтовку и автомат придумал подданный Российской империи генерал-лейтенант инженерно-технической службы В.Г. Федоров. Еще в 1905-м он предложил проект переделки магазинной винтовки системы Мосина образца 1891 года в автоматическую. А в 1906-м приступил к разработке уже принципиально новой автоматической винтовки. За год до Первой мировой Федоров изготовил два опытных образца. По боевым характеристикам его изобретение оказалось промежуточным звеном между ручным пулеметом и автоматической винтовкой. Стреляло и очередями, и одиночными выстрелами. Поэтому и получило название «автомат».

Автоматами и автоматическими винтовками системы Федорова впервые в мире была вооружена одна из рот 189-го Измаильского пехотного полка. Что прошла спецподготовку в офицерской стрелковой школе Ораниенбаума и в декабре 1916 года была отправлена на фронт. Так, в России появилось первое в мире воинское подразделение, вооруженное легким автоматическим оружием.

Изобретений, который возникли благодаря войнам и потрясениям. Сегодня речь пойдёт о времени, материалах и «легких пуговицах»

Перевод времени

О том, что время можно переводить, люди задумались довольно давно. В крестьянских селениях под световой день подстраивались всегда. Вставали рано и ложились рано, для того, чтобы сделать все важные дела засветло. При лучине не разгуляешься, а свечи были вплоть до середины 19 века или дороги, или очень дороги.

Вначале появились лампы, затем жирные коптящие свечи, потом - стеариновые и парафиновые. Но даже после распространения свечных заводов для простых людей свечи были очень дороги. Подъемные люстры с сотней подсвечников били по карману даже богачей. Именно поэтому в бальных залах стали устанавливать множество зеркал – они отражали свет, чем щадили кошельки дворян.

Кстати, когда в фильмах я видела балы (в большой красивой зале, украшенной тысячей свечей), всегда задавалась вопросом – а насколько это безопасно? Свечка же сможет оплыть, упасть? Но пары танцуют и танцуют, и ни разу никакого эксцесса.
Оказалось, в жизни все было иначе. Свечи оплывали, резервуары для сбора воска помогали не всегда - свечи капали, падали, иногда даже падали на высокие парики и танцующих приходилось спасать.

В то же время родилась и пословица «игра не стоит свеч» - изначально имелась ввиду карточная игра. И если она была не интересной, не прибыльной, то свечи обходились дороже, чем выигрыш - тогда игра не стоила потраченных на неё денег.

В 1784 году американский политик Бенджамин Франклин в своем послании «Парижскому журналу» выдвинул идею о делении времени на зимнее и летнее:

"Так как люди не ложатся спать с заходом солнца, приходится впустую изводить свечи, - писал политик. - Зато утром впустую пропадает солнечный свет, так как люди просыпаются позже, чем встает солнце".

Не только Франклин ратовал за идею перехода. Спустя сто лет говорили об этом и в Новой Зеландии, и в Британии. Но дальше разговоров дело не пошло.

Официальный переход на летнее время случился только в 1916 году, 21 мая. Новый распорядок приняла Великобритания, а затем, оценив экономические преимущества такого решения, к переходу на летнее время пришли и другие страны Европы.
Спустя два года, 19 марта 1918 года, было принято решение о «часовых поясах», а также летнее время оставили до конца Первой мировой.

Когда экономическая ситуация улучшилось летнее время отменили, но идея осталась – и, как показала история – применялась она еще не раз.

Брезент и криза

Брезент как материал вошел в широкое применение во время Первой мировой войны. Солдатам, сидящим в сырых окопах, нужно было спасаться от непогоды. Химики долго экспериментировали и придумали, что если напитать плотную парусину особым веществом, которое бы не пропускало влагу и не горело, то это решило бы многие проблемы. И такой состав нашли. Ещё в 1887 году немецкий еврей Леви Штраус довольно успешно продавал брезент для палаток золотоискателей. Он же изобрел для них прочные парусиновые штаны – джинсы «Levi’s».

Итак, брезент вошел в жизнь солдат. Им начали заменять кожу: дешевле, практичнее, но было одно но – брезент был очень тяжелым и «не дышал». Однако долгое время из него делали поясные и ружейные ремни, сапоги и плащи-накидки.

Кстати, до пропитки парусиновой ткани качества, подобные тем, что были у брезента, открыли и у конопли. Это были древнейшие волокна, из обнаруженных на земле. Ещё три тысячи лет назад конопля использовалась в Китае для производства канатов.
Когда заходит речь о брезенте, тут же всплывает кирза. И вполне обосновано. Потому что автором обоих материалов в России считается изобретатель, генерал-майор Михаил Поморцев. Вопросом производства выносливой ткани для армии он увлекся в начале 20 века. Работал только с отечественными материалами – местными заменителями каучука. И в 1904 году нашел свой брезент. Однако он пошел дальше – стал искать состав пропитки, которая бы давала тканям свойства кожи. И нашел свой рецепт: яичный желток, канифоль и парафин. Пропитанная такой эмульсией ткань не пропускала воду, но «дышала». Новый материал автор назвал кирзой, так именовалась грубая шерстяная ткань из овечей шерсти (от названия местечка Kersey в Англии, где разводили эту породу овец).
Материал, созданный Поморцевым, оценили. Ткань прошла испытания во время Русско-японской войны – из нее шили сумки, чехлы, амуницию. А затем взяла несколько наград на международных выставках.

Шить сапоги из этой такни он предложил во время Первой мировой войны. Но тогда дело провалилось. Производители кожаной обуви боялись остаться без крупного госзаказа, поэтому бросили все силы на то, чтобы оттянуть ввод кирзовых сапог в армию. В 1916 году Михаил Михайлович Поморцев умер. Продвижение кирзовых сапог заглохло.

Вернулись к ним лишь во время Великой Отечественной войны. Тогда кирзу изобрели еще раз. Ученые Бызов и Лебедев. Но они оба довольно быстро ушли из жизни и вопрос с кирзой взяли на себя ученые Хомутов и Плотников. Они учли и метод Поморцева, и последние разработки. И наконец-то кирза ушла в производство. Но материал был не доработан – кирза трескалась, не выдерживала нагрузок. И исправить недочеты удалось только к началу войны – поступил приказ сверху.

Ивана Плотникова поставили главным инженером завода «Кожимит», собрали самые светлые головы и через год получили новую кирзу – легкую, прочную и удобную. Ту самую, которую помнит каждый, кому довелось служить в советской армии.

Изобретатели получили Сталинскую премию 2-й степени. Так СССР, а потом и Россия стали мировым лидером по производству кирзовой обуви.

Кстати, есть еще одна версия названия. Кирза – это Кир(овский) за(вод). Именно здесь наладили массовое производство новой ткани в Великую Отечественную войну.

Молния

Застежка-молния появилась тоже во время Первой мировой войны. До этого военные использовали только пуговицы.
Их история насчитывает тысячелетия. Самые ранние находки датируются 3-м тысячелетием до н.э. Во времена Древней Греции пуговицы были не только вспомогательным предметом, но и украшением, а иногда произведением искусства и предметом роскоши.

В России пуговица стала популярной при Иване Грозном. Пуговицы выполняли скорее декоративную функцию и говорили о благосостоянии хозяина платья - застежки из серебра, золота или слоновой кости говорили о высоком положении в обществе. Некоторые экземпляры были с эмалью, некоторые с глазурью. Размеры достигали куриного яйца. Их оставляли в наследство и учитывали как важную составляющую в приданом.

Но все-таки быстро застегнуть сюртук с пуговицами было непросто. И, начиная с середины 19 века, портные стали искать альтернативные варианты застежек. Одним из них стало изобретение американца Гидеона Сундбека.

Произошло оно благодаря его женитьбе на дочери фабриканта Аронссона, который в 1893 году пытался ввести в оборот подобную застежку для ботинок – два ряда крючков и ячеек крепко держали каркас. Придумал эту застежку его партнёр Уиткомб Джадсон. Но Аронссон «раскрутить» товар не смог. Его зять подхватил идею и в 1913 году усовершенствовал ее – он убрал крючки и оставил только скрепляющие элементы. А спустя четыре года доработал молнию до современного состояния.

И с 1918 года молнию Гидеона Сундбека стали носить военные США. А уже после Первой мировой войны эти изобретения прочно вошли в повседневную жизнь.