Меню Рубрики

Древние армянские города в западной армении. Как называется столица Армении

Слово «Эривань» по утверждению некоторых историков пришло из арабского языка. В современном Ереване, расположенном в араратской долине на сегодняшний день, проживает около 1.3 миллионов человек. Это самый древний город Закавказья и один из древнейших в мире.

Древнейший город Закавказья

По ветхозаветному преданию пророк Ной во время Всемирного потопа приплыл на своем ковчеге к горе Арарат. Армянская легенда гласит, что Ной выпустив животных на землю воскликнул «Еревац!», что переводится как «она появилась!». Многочисленные раскопки и находки свидетельствуют о древности Еревана. В середине ХХ века археологами были обнаружены развалины древнейшего урартского поселения Эребуни, который был основан еще в 782 году до нашей эры. Однако до сих пор нет сведений, как зародился город Эревань.

В начале V века на месте современного Еревана была основана церковь Петра и Павла, которую снесли во времена сталинского режима в 1931 году.

История Еревана, как и всего армянского государства, это история борьбы армянской нации за свое существование и свободу. Город неоднократно захватывали и грабили. В конце 658 года Ереван подпадает под власть арабов. По недоказанной теории именно в этот период «Эребуни» переименовывается на арабский лад «Эревань». Пробыв под покровительством арабского халифа несколько столетий, город переходит под власть сельджуков.

Армяне испокон веков занимались земледелием, ковроткачеством и виноделием. Вот и жители древнего Еревана делали вино, ткали ковры, снимали богатые урожаи фруктов и овощей, благо, обилие солнца и плодородная земля этому способствовали. К сожалению, плодородные земли Армении и плоды деятельности армян привлекали внимание соседних империй.

На протяжении 500 лет иноземные захватчики в лице турок-сельджуков и персов поочередно завоевывали Ереван и всю Армению. Россия, к слову тоже не раз пыталась подчинить себе древнейший город, однако, лишь в 1827 году русские войска вошли в город. Эривань стал частью Российской империи, превратившись в Эриванскую губернию. В смутные революционные годы Эривань становится главным городом республики Армения, а затем столицей АССР.

В советские годы в городе развивается промышленность, Ереван полностью меняет свой архитектурный облик. Появляются электростанции, запускается метрополитен.

Сегодня самый древний город Закавказья является столицей независимой Республики Армения. В городе функционируют офисы крупных иностранных компаний, банки и суперсовременные бизнес-центры. Ежегодно в город съезжаются туристы со всего постсоветского пространства и других частей планеты, чтобы полюбоваться древней армянской культурой, насладиться местным пейзажем и отведать национальную кухню.

»

На востоке современной Турции, на берегу реки Ахурян находится город-призрак Ани́ - древняя столица армянского Анийского царства. Основанный более 1600 лет назад, город располагался на пересечении нескольких торговых путей. В 11 веке здесь проживало более 100 тысяч человек.

В последующие века Ани и близлежащие области были сотни раз завоеваны византийскими императорами, турами-османами, кочевыми курдами, армянами, грузинами…К 1300-м годам Ани оказался в глубоком упадке и был полностью заброшен в 1700-х годам.

В 2010 году «Фонд мирового наследия» внес памятники города в список «Памятники на грани гибели». Прогуляемся по древнему городу-призраку Ани, известному как «город 1001 церкви».

Фото 2.Руины мавзолея, построенного приблизительно в 1050 году нашей эры. (Фото Georgios Giannopoulos):

Город Ани - армянский город. Он расположен на одном из берегов притока реки Ахурян, на северо-востоке нынешней Турции. Впервые о городе стало известно ещё в 5 веке, когда на его месте находилась крепость, расположенная на скале. Крепость назвали Ахчакбердом, и как такового города вокруг неё не существовало вплоть до 8 века.

Поселения в районе города Ани появились около 5000 лет назад. Местные жители выдалбливали в скалах пещеры, на манер, как это было в Каппадокии. Эти пещеры можно видеть и сегодня в ущелье Бостанлар. Город начинает развиваться примерно со времен Урарту, т.е. с 9 века до н.э. Ани оказался первым городом, который находился на Великом Шелковом пути при входе в Анатолию. Это неминуемо привело к тому, что Ани стал важным торговым центром, а значит и богатым. Именно Великий Шелковый путь и стал источником процветания города. В 860-х гг. Багратиды создают Анийское царство, которое стало самым большим феодальным государством древней Армении. Столицей его становиться Ани.

С начала 9 века вокруг крепости стали появляться многочисленные ремесленные поселения, тогда город и получил своё нынешнее название, став крупным культурным и экономическим центром. В 961 году город становится столицей Армении, и начинает быстро расти.

1045 г. город становится частью Византии, в 1064 г. попадает под власть сельджуков. В течение12-13 в. Ани становиться неоднократно предметом захвата то курдами, то грузинами. Но не это привело к упадку Ани. Решающую роль здесь сыграл главный кормилец города – Великий Шелковый путь, а точнее его закат. Пропал источник постоянного дохода, город стал терять свою известность. Нашествие монголов и случившееся здесь землетрясение привели Ани к полнейшему упадку. Примерно с 16 в. люди начинают уходить из города.

Фото 3.

С середины 13 века начинается период упадка. Сначала монголы, а потом сельджуки разоряют город, отвоевав его у Византии. К тому времени в Ани проживало около 100 тысяч человек - это был самый крупный город Ближнего Востока. Население было равномерно распределено завоевателями по территории своих владений, а землетрясение 1319 года окончательно уничтожило город.

Основной достопримечательностью города являются его церкви, самой знаменитой из которых является церковь Богородицы или Аставацацин (989-1001 годы), с солнечными часами на южном фасаде, потерявшая купол лишь в 1840 году.

Фото 4.

С 1534 года город входил в состав Османской империи , а с 1878-1917 принадлежал России. Сегодня город относится к вилайету Карс, хотя от Карса находится в 42 километрах, в то время как до границы с Арменией черту города отделяет менее 1000 метров.

В городе имеется 8 входных ворот, но сохранились до наших дней лишь одни - ворота Асланлы. через которые и можно попасть в город.

Промышленность и ремёсла в города почти не развиваются, по сути Ани представляет из себя город-музей, постепенно разрушающийся и приходящий в запустение. Тем не менее, множество оригинальных памятников религиозной архитектуры все ещё привлекают туристов, посещающих Турцию , к самой армянской границе.

Фото 5.

На сегодняшний момент как такового города не существует, есть только остатки древнейших сооружений. Сейчас это плато с множеством полуразрушенных древних строений, находящееся недалеко от Карса, рядом с горами Окюздаши. Хотя даже сейчас сохранившиеся строения города Ани — это образец архитектуры прошлого. До нынешнего времени сохранились остатки городской стены и остатки башен, сооруженных еще в десятом веке, хотя они очень сильно разрушены. Чудом сохранившаяся церковь Спасителя, строившаяся с 1034 по 1036 года и еще одна церковь Святого Григория Просветителя, построенная в 1010 году, представляют собой памятники зодчества.

Сохранились еще несколько небольших церквей, которые были названы в честь Святого Григория, Гаджик и Кервансарай. До сих пор сохранился и женский монастырь Пресвятой Богородицы с прилегающей к нему маленькой церковью. Ну а основной жемчужиной древнего города можно с уверенностью назвать Главный Кафедральный Собор, строившийся целых 11 лет, еще с 989 года по 1010 год. Но самое интересное то, что на армянской земле, в пределах видимости возведена точная копия этого собора, но строившаяся уже в наше время.

Фото 6. Храм и человек для масштаба. (Фото Scott Dexter):

После осмотра всех выше перечисленных достопримечательностей имеет смысл обратить свой взор на дворец сельджуков. Так как данное сооружение (к слову одно единственное, которое решили восстановить), относится к исламскому стилю. Невдалеке также можно увидеть раскопки, где по предположениям археологов находилась улица древнего города. На этом участке видны остатки торговых заведений или жилищ. Рядом возвышается Менуджехир-Камыи, которая ранее считалось мечетью. В южной части города стоит цитадель под названием Ыдж-Кале, но, к сожалению для осмотра она закрыта. Рядом с ней монастырь Кыз-Килисеси, стоящий практически над ущельем реки.

Можно немного пройтись и осмотреть термы сельджуков, остатки древнего моста через речку Ахурян. Здесь же можно увидеть «хачкары» — примеры резьбы по камню, имеющие армянские корни. Но следует при осмотре древнего города Ани знать и то, что некоторые его части или районы, находящиеся у самой границы закрыты для экскурсий, а большое количество патрулирующих жандармов могут запретить осмотр некоторых достопримечательностей. Но в то же время они вежливо и доступно объясняют мотивы того или иного запрета.

Фото 7.

Международную известность Ани получил благодаря русскому ученому Н.Я. Марру.

Фото 8. Фрески внутри церкви Святого Григория. Здесь от них мало что осталось. (Фото Reuters | Umit Bektas):

Последние годы Турецкие ученые собираются начать новые раскопки в одном из наиболее впечатляющих туристических центров Турции – на территории древнего армянского города Ани», — сообщает официальное турецкое агентство «Анадолу».

Как сообщают турецкие источники, эти работы осуществляются археологами из университета «Памуккале» г. Денизли, расположенного на западе страны. Они, как отметил руководитель Агентства по культуре и туризму администрации провинции Карс Хакан Догана, уже ведут переговоры с министерством культуры Турции с целью получения официального разрешения на проведение раскопок в Ани.

«Ани был центром некогда могущественного армянского царства, там проживало от 100 до 200 тысяч жителей. Ани являлся одним из крупнейших городов того периода», — пишет «Анадолу», сообщая, что только за один прошлый год Ани посетило около 22 тыс. туристов.

«60% из них – иностранцы, для них Ани, по всей видимости, привлекателен как место слияния разных религий, город, где в свое время жили представители разных религий, культур, рас», — в интервью агентству «Анадолу» сказал представитель администрации провинции Карс Хакан Догана, не скрывая того, что местные власти преследуют цель увеличить поток туристов, благодаря активизации работ в Ани.

«Очевидно, что мы, как можно скорее, должны представить миру этот город, имеющий общемировое значение», — отметил Догана.

«В течение последних месяцев в Ани были проведены некоторые работы, в частности, кувшины, обломки глиняной посуды и человеческие кости, найденные в результате раскопок, осуществленных в июне 2012г., были перевезены на специальный склад», — отмечают турецкие чиновники.

Кстати, турецкие власти впервые обратили серьезное внимание на Ани около 20 лет назад. С 1989г. здесь велись работы по очистке территории, которые, однако, в 2005г. были приостановлены и возобновились лишь в 2009г., параллельно старту армяно-турецкой «футбольной дипломатии».

В 2010г. Ани уже оказался в центре крупного политического скандала, когда лидер турецких националистов Девлет Бахчели вместе со своими сторонниками провел пятничный намаз на территории армянского кафедрального собора в Ани.

Фото 9. Руины церкви Святого Григория. (Фоо AP Photo):

Фото 10. Все что осталось от храма царя Гагика - царя Анийского царства. (Фото Scott Dexter):

Фото 11. Ущелье ниже города Ани. Здесь видны многочисленные пещеры в скалах, а также укрепления. (Фото Adam Jones):

Фото 12. Восстановление Дворца торговцев. Видно явное несоответствие древних и современных материалов. (Фото Jean & Nathalie):

Фото 13. Остатки города Ани, 24 июня 2012. (Фото Scott Dexter):

Фото 14.

Фото 15. В центре кадра, на скалах виден замок. (Фото Scott Dexter):

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25. Внутри собора Ани, 4 июня 2013. Строительство началось в 989 году и было завершено в период между 1001-1010 годами. Строение рухнуло во время землетрясения в 1319 году. (Фото MrHicks46):

Фото 26. Замок на вершине горы около реки Ахурян, 4 июня 2013. (Фото MrHicks46):

Фото 27.

Фото 28. Средневековые стены Ани. (Фото Marko Anastasov):

Фото 29. Собор. (Фото AP Photo | Burhan Ozbilici):

Фото 30. Надписи на внешней стене собора. (Фото Scott Dexter):

Фото 31. Поврежденные фрески в церкви Святого Григория. (Фото Reuters | Umit Bektas):

Фото 32. Остатки церкви Святого Спасителя среди руин города Ани. (Фото Reuters | Umit Bektas):

Фото 33. Все, что осталось от древнего моста. (Фото Martin Lopatka):

Фото 34. Граница между Турцией и Арменией, 19 июня 2011. (Фото Martin Lopatka):

Фото 35. Собор города Ани на фоне горы Малый Арарат. (Фото Sara Yeomans):

Фото 36. Разрушенная церковь Святого Спасителя, 19 февраля 2010. (Фото Reuters | Umit Bektas):

Фото 37. Цитадель (слева) и мечеть (справа). (Фото Jean & Nathalie):

Фото 38. Собор и попытки его спасти от дальнейшего разрушения. (Фото AP Photo | Burhan Ozbilici):

Фото 39. Фрески внутри церкви Святого Григория. (Фото MrHicks46):

Фото 40. Церковь Святого Григория. (Фото Martin Lopatka):

Фото 41. Предупреждающий знак: «Секретная военная зона. Проход закрыт». (Фото Adam Jones):

источники

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D0%BD%D0%B8/

http://stanbul.ru/content/view/12/34/

http://www.tury.ru/sight/id/14868

http://world-archaeology-news.blogspot.ru/2012/11/blog-post_2336.html

http://cappadocia-elenatruva.ru/ani-turciya.html

И еще несколько интересных древних городов для вас: знаменитая , а вот . Вашему вниманию древняя и величественный Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

“Города всегда были похожи на людей, показывая их различные личности путешественнику. В зависимости от города и путешественника, может начать взаимную любовь или неприязнь, дружба или вражда. Где один город поднимет определенное лицо к славе, он уничтожит другой, который не подходит к его личности. Только через путешествие мы можем знать, где мы принадлежим или нет, где мы любили и где мы отвергли”.
– Роман Пейн, Город & Страну

Армения является одной из старейших и самых древних стран, соединяющей Европу с Азией.

Помимо того, что первая христианская страна, она также является одним из самых ранних государств на земле. Мощное государство Урарту уже существовало на территории Армении в девятых-6 веках до нашей эры.

Многие эпохи оставили свой след на его территории. Таким образом, эта страна, как один из самых интересных в Старом Свете. Он богат историческими и культурными памятниками.

Кроме того, Армения часто называют «музеем под открытым небом».

Много искусства и памятники архитектуры делают Армению страны полна культурных шедевров.

Древние Армянские Города

«Чем больше известные города в Малой Армении Кесарии, Аза, и Никополь. В Большом Аршамашат, который находится недалеко от Евфрата, Аркатиакерт на Тигре, Тигранокерт который стоит на возвышенном месте. А на равнине, прилегающей реки Аракс, Арташат … Клавдий Чзар делает длину (страны Армения), от Dascusa до границ Каспийского моря, тринадцать сотен миль, а ширина, от Тигранокерт к Iberia, половину этого расстояния. Это хорошо известный факт, что эта страна делится на префектуры, называемых «Стратегией», некоторые из которых по отдельности образовали королевство в прежние времена; они сто двадцать в количестве, с варварскими и неотесанными именами «.

– Плиний Старший « Естественная история» (6,10)

Город был столицей армянского царства. Армянский царь Тигран Великий основал его в первом веке до нашей эры. Таким образом, это было имя короля.

В буквальном переводе название города означает «сделано Тиграном». Его место было рядом с нынешней Сильван, к востоку от Диярбакыр современной Турции.

На самом деле, Тигранокерт был действительно важным коммерческим. Он стал культурным центром Ближнего Востока.

Как указан Плутарх, Тигранокерт был «богатым и красивым городом, где каждый обычный человек, и каждый человек ранга учились, чтобы украсить его.»

Тигран разделил Великую Армению на четыре основные стратегические регионы. Римская сила под Лукуллом Лукулл осадил город летом 69 г. до н.э. Но тогда он не смог занять территорию быстро.

К тому времени, Тигранокерт был еще незаконченный город. Защита города была действительно хороша. По словам греческого историка Аппиевой, это были толстые и возвышающиеся стены, стоявшие 25 метров.

После длительной осады, однако, Лукулл вошел в город и разграбил Тигранокерт.

Кроме того, иностранные жители разрушенных статуй и храмов. Они несли в Рим много золота и серебра.

Тиграна Великого, однако, удалось бежать на север, в Армянским нагорьем.

Кроме того, Цицерон, римский политик и адвокат сказал о Тиграну.

«Тигран-который сам был врагом римского народа, и которые получили наш наиболее активный враг на его территории, которые боролись против нас, воевавшей ожесточенных боев с нами, и которые заставил нас бороться почти за наше существование и supremacy- является король и по сей день, и получил его уговоры имя друга и союзника, который он ранее утраченной его враждебным и воинственным поведением «.

– Цицерон, ” Для Sestius”

Арташат (Арташат)

Арташат (Арташат)

Король Арташес I основал город в 176 г. до н.

Арташат был столицей Королевства Армении с 185 г. до н.э. до 120 г. н.э..

В городе были такие имена, как «Востан Айоц», «суд», а также «печатью армян.»

«Арташес поездку к месту слияния Ерасха и Мецамор (рек) и с симпатией к положению гор (гора Арарат) , он выбрал его в качестве места его новый город, назвав его своим именем.»
– Армянский историк Мовсес Хоренаци

Греческие историки Страбон и Плутарх описывают Арташат как большой и красивый город и королевская резиденция страны.
По словам Плутарха, он также был королевской резиденцией Тиграну.

Арташес I построил цитадель (позже названный Хор Вирап, место, где армянский царь Трдат Великий заключен Григорий Просветитель).

Карин (Феодосиополь, Эрзурум)

Карин (Феодосиополь, Эрзурум)

Армянская королевская династия основала город.

В древние времена, армянский город Эрзурум существовал под названием Карина.

Раздел Армении между Восточной Римской империей и Сасанидской Персией состоялось в 387 году нашей эры. После этого город перешел в руки римлян. Они переименовали его в Феодосиополь.

Феодосиополь провел весьма важное стратегическое положение. Он яростно оспаривается в войнах между византийцами и персами.

Примерно в середине 11-го века, он получил название Arze-эль-Ром, контрактированное затем в Арзрум или Эрзурум.

ЕРЕВАН – СТОЛИЦА АРМЕНИИ

В настоящее время существует лишь несколько городов в мире, как старые, как один из городов Армении, Ереван.

Император Древнего Урарту Аргишти I основал город в 782 году до нашей эры. Он построил крепость на холме Арин-Берд и назвал ее Эребуни.

Клинопись говорит: «С помощью великого Бога Халди задача Аргишти, сын Менуа, построил эту мощную крепость и назвал ее Эребуни».

Древний Ереван играет значительную роль в экономической и политической жизни на протяжении многих лет. Кроме того, он страдал столько же, сколько другие армянские городами. Однако Ереван не всегда был столицей Армении.

Ереван стал столицей Армении только в 1920 году был тринадцатый капиталом. В то время, однако, это был маленький, неудобный, и разрушенный город. Таким образом, интенсивные конструкции начались в 1930 – х годах. Он был построен в « РЕЦИРКЕ е» принцип.

С 1936 года город «Ереван» официально стал новым названием города. До этого, название было « Эривань ».

Кроме того, Ереван также является самым крупным городом в Армении. Это место, где прошлое и настоящее встречаются.

Александр Таманяны, архитектор, стал «отцом» современного города.

Он создал уникальный облик Еревана. «Аристократическая» классическая архитектура с умелым использованием старых архитектурных элементов армянских строителей создала красивый Ереван.

Кроме того, Таманяны используется туфом (это камень вулканического происхождения, очень легкого, сильного и красивого), что дает на улицы чрезвычайного разнообразие. Розовый туф был наиболее используемым один.tuff tuff was the most used one.

Следовательно, армянская столица часто называют «розовым городом».

Ереван является ведущим промышленным, культурным и научным центром на Кавказе.

Есть много мест для посещения в Ереване. Много вкусной еды по вкусу и много торговых центров. Доброта и теплое отношение местных жителей будут удивлять вас.

Давайте посмотрим некоторые из самых красивых, интересных и уникальных достопримечательностей в Ереване.

Ереван – Каскад, фото Карен Канского Чахаляна

КАСКАД

Каскад был построен в 1970-х годах. Это один из самых любимых и популярных мест в Ереване. В здании Каскада, есть эскалаторы. Есть также бесплатные музеи на каждом этаже.

Каскад находится в самом начале улицы, которая носит имя архитектора Таманяном.

Площадь Республики Еревана

Площадь Республики сердце Еревана.

Дом правительства, Дом Министерств, Национальная галерея и Музей истории есть.

В центре площади, есть красивые фонтаны.

Каждый день в 9:00 вечера, есть свободное шоу с танцами и красочными фонтанами.

МАТЕНАДАРАН, ЕРЕВАН

Название «Матенадаран» означает «книгохранилище» в древнем армянском языке.

Это гордость армянской культуры. Кроме того, Матенадаран является крупнейшим в мире хранилищем древних рукописей.

Матенадаран имеет особое значение в качестве художественного музея. Он имеет уникальные коллекции книжных картин, искусства и ремесел, рукописные книги.

Более 10 000 рукописей в мире находятся в Матенадаран.

ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ


Художественная галерея Армении в постсоветском пространстве является одним из крупнейших музеев когда-либо. Она хранит самую большую коллекцию армянского искусства в мире.

Опера

Самый известный армянский архитектор Александр Таманяну разработал театр оперы и балета (построен в 1926-1963).

Площадь Театральная площадь или Свобода на противоположность южной стороне здания, статуи писателя Ованес Таманьян и композитора Александра Спендиарова.

Вместе с площадью Республики, площадь Свободы является одним из двух главных площадей в центре Еревана.

Цицернакаберд

Этот мемориал посвящен более 1,5 миллионов жертв Геноцида армян.

Гюмри, второй по величине город

Гюмри является вторым по величине городом в Армении. Он расположен на плато Ширака.

Гюмри также является промышленным центром. Существует культурный заповедник, исторический заповедник, краеведческий музей, картинная галерея. Это 126 км от Еревана.

В старые времена и в средние века, название города было Кумайри, то Гюмри до 1837. Он не имел название Александрополь с 1837 до 1924 и Ленинакане в период с 1924 по 1990 год город имеет название Гюмри с 1990 года.

Это также один из самых популярных городов Армении. В основном, население очень дружелюбны и всегда готовы помочь всем.

Кроме того, они имеют очень хорошее чувство юмора. Вы можете почувствовать это в самый первый момент вы встречаетесь или встречаете родной Гюмрийском жителя!

Кроме того, есть пять церквей, православная часовня и монастырь. Самый великолепный и ценным среди церквей является Аменапркич церковь (церковь Спаса).

Аменапркич церковь (церковь Спаса).

Другим прекрасное место интереса также памятник Вардан Мамиконян. Он был открыт в честь национального героя Армении, защитник христианской веры, коммандер Вардана. В битве Аварайрских иранских Сасанидов убили его 26 мая 451.

Кроме того, Спарапет (командующий) Вардан Мамиконян и солдаты убили вместе с ним были канонизированный Армянской Апостольской Церкви.

Черная крепость представляет собой массивную заброшенная русская императорская крепость. Он находится на западной границе города. Крепость была построена после русско-турецкой войны между 1834 -1847.

Sev Берд (Черная крепость)

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, Ахпат и Санаин расположены около 2 часов к северо-востоку от города. Не говоря уже о том, что каждый любитель истории обязательно должны посетить это место!

ИДЖЕВАН

Центр Тавушской области, город Иджеван 142km к северу от Еревана.

Ijevan является идеальным местом для тех, кто в активный отдых. Конные скачки, пешеходные и велосипедные прогулки, палаточные вечера удовлетворят любитель активного отдыха.

Люди в Иджеване гордитесь ботаническим садом. Есть огромное количество уникальных растений.

Ijevan город также известен ковроделия. В Иджеванском городе вы можете найти самый большой ковер завод Южного Кавказа.

С 1985 -1990, скульптор фестивали были организованы в Иджеване ежегодно. В результате, город имеет «Город ста скульптур» прозвище.

Городской парк находится в центре. Есть много рок скульптуры разных мастеров со всего мира.

Интересно знать, что около 60% лесов в Армении находятся в этом регионе. Иджеван горы все покрыты лесами

На севере Армении (Лорийское плато) были обнаружены более 20 разновозрастных позднеашельских памятников (0,6 млн лет), расположенных, главным образом, в предгорьях вулканического Джавахетского хребта, наиболее сходных с материалами местонахождений долины реки Раздан. Среди них преобладают поверхностные местонахождения (Благодарное, Даштадем 3, Норамут и др.), на которых собрано свыше тысячи ашельских изделий из местного гиалодацита, включая около 360 ручных рубил. Также обнаружили три стратифицированных памятника (Мурадово, Карахач и Куртан I), впервые доставившие среднеашельские и раннеашельские индустрии. Наибольший интерес представляет Карахач, где раннеашельские изделия (чопперы, пики, грубые бифасы и др.), сделанные из иных разновидностей дацита, а также андезита и оливинового долерита, обнаружены в слое вулканического пепла и в нижележащих пролювиальных отложениях.

Датировки пепла уран-свинцовым методом лежат в диапазоне 1,75-1,94 млн лет назад, что должно соответствовать и возрасту каменных изделий. Сходная с изделиями из Карахача раннеашельская индустрия обнаружена также в нижних уровнях близлежащего памятника Мурадово. В самых верхах Мурадово представлен позднеашельский материал (слой 3), а в средней части толщи - среднеашельская индустрия (слои 4-9). Раннешельские и среднеашельские комплексы выявлены также на памятнике Куртан I, расположенном в юго-восточной части Лорийского плато. По совокупности данных (абсолютные датировки подстилающих пеплов, палеомагнитные данные, возрастной диапазон найденных ранее зубов носорога), возраст культурных отложений Куртана I составляет около 1 млн лет. Открытые в северной Армении памятники содержат следы древнейших миграций ранних людей за пределы Африки. Раннеашельские материалы Карахача по возрасту близки древнейшим раннеашельским индустриям Восточной Африки (около 1,5-1,8 млн лет назад).

В Карахаче серия уран-свинцовых дат туфа, перекрывающего ашельские слои, и калий-аргоновые даты нижележащих лав, наряду с палеомагнитными характеристиками, указывают на возраст культуросодержащих отложений, соотносимый с палеомагнитным эпизодом Олдувай 1,90–1,77 млн лет назад, что аналогично возрасту известной стоянки Дманиси с олдованской индустрией. К раннему палеолиту относится поселение Сатани-Дар. Стоянка Нор Гехи (325 тыс. л. н.) известна тем, что там в одном слое под вулканической лавой нашли образцы сразу двух техник - бифасиальной и более продвинутой леваллуазной.

Следы обитания древнего человека были обнаружены в различных районах Армянского нагорья: в Арзни, Нурнусе и других местах были обнаружены стоянки с каменными орудиями, а в Разданском ущелье, Лусакерте и др. были найдены пещеры-жилища (Лусакерт I, Ереван I).

В пещерной стоянке Ереван I обнаружены фрагменты черепа и зубы ребёнка 8-12 лет и верхний резец человека 30-40 лет. В пещерной стоянке Лусакерт I обнаружен фрагмент нижней челюсти взрослого индивида. Находки относятся к сапиентной форме с налётом архаизма.

На Армянском нагорье были обнаружены следы поселений эпохи неолита. Одной из ранних культур эпохи неолита, обнаруженных в Центральном Закавказье, является Шулавери-Шомутепинская культура, которая датируется VI-IV тыс. до н. э. Другими ранними культурами является Кура-Аракская (IV-II тыс. до н. э.) и Триалетская (2200-1500 гг. до н. э.) культуры.

На территории современного Еревана в районе Шенгавита было обнаружено поселение начала бронзового века, датирующееся V-III тысячелетиями до нашей эры. Данные археологических раскопок подтверждают, что жители Армянского нагорья ещё в глубокой древности овладели многими ремёслами. Так, известно, что уже в V-IV тысячелетии до н. э. они умели плавить медь, а во II тысячелетии до н. э. - железо.

В Армении при раскопках пещеры Арени в сентябре 2008 года была найдена самая древняя обувь, возраст которой более 5500 лет. Находка датируется периодом энеолита (3600-3500 гг. до н. э). Это мягкие туфли с заострёнными концами - чарохи. Обнаруженная обувь стала самой старой археологической находкой в Европе и Азии. По мнению специалистов, эта обувь практически не отличается от той, которую носили в армянских селениях вплоть до Новейшего времени.

На территории Республики Армения были обнаружены остатки многочисленных каменных сооружений: дольменов, менгиров, кромлехов и стены циклопических сооружений. Большое количество мегалитических сооружений было обнаружено около горы Арагац, в долинах вокруг современных городов Ошакан, Парпи, Агтц и Сисиан. Наиболее хорошо сохранились сакральные и циклопические сооружения и крепости около Коша и Агавнатуна. Большой интерес представляют остатки неолитического земледельческого поселения на притоке реки Аракс, а также мегалитический комплекс Зорац Карер (арм. Զորաց Քարեր) , известный также как Караундж (арм. Քարահունջ) , расположенный в области Сюник недалеко от города Сисиан. Важнейшие археологические памятники были обнаружены в ходе раскопок в Шенгавите, Лчашене, Неркин и Верин Навер, Артике, Карашамбе. В ходе археологических раскопок были обнаружены памятники материальной культуры: кусочек текстиля XV-XVI вв. до н. э. (Артик); идеальной формы серебряный топорик XXII-XXI вв. до н. э. (Карашамб); изысканные бронзовые скульптуры XV-XIV вв. до н. э. (Лори-Берд); золотая чаша с изображениями львов III тыс. до н. э. (Ванадзор), четырёхколесные повозки III тыс. до н. э. (Лчашен), статуэтка лягушки XIII-XII вв. до н. э. (Лчашен).

Формирование армянского народа

Относительно вопроса этногенеза армян в современной науке нет единого мнения. Существуют две теории: наиболее распространенная и менее распространенная. Первая теория указывает на то, что армянский народ сформировался в период между XIII - VI веками до н. э., вторая теория, получившая название "хайасская гипотеза", указывает период формирования армянского народа между XXVI-XXIII веками до нашей эры.

В первой половине XX века некоторыми исследователями высказывалось предположение, что в слове «Хайаса» основным является корень «hайа» (hayа), что соответствует самоназванию армян - «hай» (hay), упомянутое же в конце слово «(а)са» ((а)sa) всего-то является хеттским суффиксом, которое означает «страна». Ситуация в самом общем плане соответствует английскому «land» и образованных с её помощью например таких слов, как Scotland и Ireland. Эту схему одним из первых ввел в оборот Е. Форрер и оно особенно было развито немецким исследователем Паулем Кречмером, согласно которому: «s(a)" в слове „hayasa" есть малоазиатский суффикс, а слово hayasa означает „страна хаев" (hайев, армян)». Кречмер посвятил много времени изучению вопроса о стране Хайаса. В опубликованной в 1933 году Венской академией наук работе Кречмера «Национальное имя армян Хайк» (нем. «Der nationale Name der Armenier Haik») он приходит к выводу, что "употреблённое в Богазкёских надписях имя Хайаса означает «Армения». В качестве примеров были представлены такие малоазиатские слова, как «Turhunt» и «Datta», которые, с применением суффикса «(a)са» ((a)sa), приобрели значение топонимов (стран) «Turhuntasa» и «Dattasa». Позже в Армении эту точку зрения поддерживали Николай Адонц, Григорий Капанцян и другие историки.

Геворк Джаукян, развивая эту схему, в качестве доказательств предложил также и слова «Harsankila», «Parminaija», «Hiwaswanta» и тд, которые, получая значения топонимов, соответственно получили вид «Harsanasa», «Parminasa», «Hiwasasa». По этому поводу он писал: «Основным языком Хайасы был армянский и... армянский элемент имел главенствующую роль в хайаском государстве». Рафаэл Ишханян полагает, что в говоре армян Вана и некоторых других районов Армении (например, армяне из западного берега оз. Севан) хетт. Ḫ заменяется именно Խ-, что означает возможность трансформации хетт. Ḫajasa в Հայք (hay-kʿ). Согласно Дьяконову, нет никаких причин предполагать связь между Хайасой и Арменией и что такая трансформация лингвистически невероятна: хетт. Ḫ- должно было бы перейти в Խ. Внутри Армении распространена вышеуказанная версия, созданная европейскими и советским учеными, возникшая на основании созвучия со словом «хай», о проживании протоармянских племён в области Хайаса, воевавшей с Хеттским царством во II тысячелетии до нашей эры. В восьмидесятые годы ХХ века эта версия также подкреплялась армянской гипотезой происхождения индо-европейского языка.

Государство Хайаса (XVI-XIII вв. до н. э.)

Хайаса - государство, упоминающееся в хеттских клинописных текстах в период с XVI по XIII вв. до н. э. Хайаса располагалась на территории Западной Армении. В течение этого периода Хайаса иногда заключала с Хеттским царством мир и выплачивала хеттам дань, иногда вступала с ним в военные конфликты и наносила хеттам сокрушительные поражения. Столицей Хайасы был город Куммаха, который соответствует более позднему армянскому Кеммаху, находившемуся в верховьях реки Евфрат, близ современного города Эрзинджан.

В 1405 году до нашей эры, в годы правления царя Марияс, хетты напали на Хайасу и отняли у неё провинцию Цопк, война продолжилась уже при преемника Марийа Каранни. Около 1397 года до н. э. хетты одержали победу над Карани в битве у Катхалаиа (в Каппадокии). Развивая успех, хетты опять напали на Цопк, но были отбиты. В том же году произошла битва у крепости Ани (Камах), в результате которого хеттские войска вынуждены были отступить. Война продолжалась до 1380 года до н. э. Армия Каранни несколько раз нападала на территорию Хеттского царства и опустошала её. В 1380 году до н. э. Каранни даже удалось захватить столицу Хаттуса и сжечь её. Месть за долгие годы войны была полной, хотя и сама война не закончилась.

Около 1375 года до н. э. хетты попытались высадиться на черноморском берегу Хайасы, но в битве потерпели поражение и были отброшены. В 1350-м году до н. э. Хеттское царство захватило Цопк (Цупани), но в 1349-м году до н. э. Хуканне удалось отбить эту провинцию. В 1345-м году до н. э. хетты вновь заняли Цопк, в результате чего княжества Тогарма и Мелид перешли к Хеттам, а Хуканне пришлось принять верховенство Хеттского царства. Впрочем, это не помешало ему в том же году напасть на Каппадокию и этим вынудить хеттов отступить с территории Митанни. В 1324-м году до н. э. хетты захватили крепость Дуккума и город Ерзнка, но в результате ожесточенного сопротивления Аннияса опять вынуждены были пойти на мир.

В 1324, 1321, 1320, 1319 годах хетты совершили ряд походов на территорию Хайасы, но не добились серьёзного успеха. В том же 1319-м году до н. э. Хеттское царство пыталось захватить крепость Ура, но было отбито. В отместку, армия Анании захватила Аррину с Амкувойи и, опустошив окрестности, отступила. Ананиа напал на хеттов так же и в 1318-м году до н. э., в основном уже силами подвластному ему княжества Каска. В 1317-м последовало очередное нападение хеттов, однако под той же крепостью Ура хетты потерпели серьёзное поражение. В следующем году хетты потерпели поражение уже под Кануварой.

К XIII веку до н. э., вероятно, Хайаса распалась, и её территория была захвачена хурритами. В этот период территория Хайасы могла относиться к хурритскому царству Дайэани.

Государство Урарту (XIII-VI вв. до н. э.)

Ура́рту (Арара́т, Биайнили, Ва́нское ца́рство‎) - государство, объединившее практически всю территорию Армянского нагорья. Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства - с IX века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии.

После распада на Армянском нагорье централизованного государства Хайаса в начале XIII века до н.э., на ее территории образовалось множество мелких княжеств, под общим названием "страна Наири" (бук. "страна рек"). Каждое из этих княжеств стремилось установить свою власть на всем Армянском нагорье. Между ними нередко случались войны, однако постоянная угроза внешнего врага - Ассирии, побудило эти княжества соединиться в единое государство. Одним из них было Ванское княжество, располагавшееся на берегу озера Ван.

В 859 году до нашей эры правитель Ванского княжества Арам провозгласил себя единоличным царем во всей Араратской стране (именно под этим названием Урарту упоминается в Ветхом Завете и само слово "Урарту" - это искаженная ассирийская форма слова "Арарат"). Некоторые княжества признали власть Арама добровольно, другие же были подчинены силой. Во время правления Арама Урарту регулярно подвергалось набегам соседней Ассирии. Арам был современником ассирийского царя Салманасара III (период правления 858-824 гг. до н. э.), который упоминал Арама в своих летописях. Во времена царствования Арама Урарту ещё не могло противостоять мощи ассирийских военных походов. Ассирийцы регулярно проникали в центр страны, похищая ценности, скот и лошадей. Урартские войска вели партизанскую войну в горах, вынуждено оставляя плодородные низменности Армянского нагорья на разграбление ассирийцам.

Систематическое противостояние с Ассирией способствовало развитию урартской армии, которое, вероятно, началось во времена правления Арама. Судя по рисункам на барельефах, урартская армия постепенно перестраивалась от «хеттского» образца к ассирийскому. Кроме этого, кожаные и деревянные шлемы постепенно сменялись на бронзовые, увеличивалось количество железного оружия. Ключевым обстоятельством, которое в конце концов способствовало тому, что Урарту смогло эффективно защищаться от Ассирии, было развитие урартской архитектуры - монументальных защитных сооружений. Урарты сооружали всё большее число крепостей, широко используя железные орудия, и постепенно смогли выдерживать ассирийские атаки.

В 828-810 гг. до н.э., во времена правления царя Ишпуини, разгорелась масштабная война с Ассирией. Важнейшим военным успехом Ишпуини был захват буферного с Ассирией государства с центром в городе Мусасир. Мусасир являлся религиозным центром, местом почитания бога Халди, а также контролировал крупные горные железные рудники. Таким образом, Урарту при Ишпуини прочно освоило территорию между озёрами Ван и Урмия. Кроме этого, согласно урартским летописям, Ишпуини успешно отразил нападение кочевников, пришедших с территории севернее Аракса.

В 810-786 гг до н.э., царь Менуа предпринял ряд походов, расширяющих границу Урарту на север за реку Аракс и на запад в страну Хати, то есть за счет хеттских княжеств, оставшихся после распада хеттского государства, а также на юго-восток в страну Мана, лежащей у озера Урмия. В результате этих действий граница Урарту на западе дошла до верхнего течения Евфрата, а на севере урарты перешли Аракс, вошли на территорию современной Армении и заняли плодородную Араратскую долину. В качестве опорного пункта для последующих походов Менуа построил крепость Менуахинили на северном склоне горы Арарат.

В 786-764 до н. э., царь Аргишти I предпринял ряд успешных походов в страну Мана, которая надолго попала под урартское влияние, а также существенно продвинул границы Урарту в Закавказье. В 782 году до нашей эры, царь Аргишти основал город Эребуни (современный Ереван) - столицу нынешней Армении.

764-735 до н. э. - Завоевательные походы царя Сардури II, войны с Ассирией. Сардури II предпринял множество успешных военных походов по расширению границ. Многие из его ранних походов совершались в Закавказье, где урарты почти не встречали сопротивления. В ходе этих походов Сардури II легко захватывал пленных и военные трофеи. К середине своего правления Сардури II предпринял также поход в пограничную с Ассирией страну Мана, который, возможно, спровоцировал Ассирию на подготовку войны против Урарту. Правители соседней Ассирии до 744 года до н. э. были не в состоянии помешать урартам в их завоеваниях.

В 714 году до н.э. Саргон II выступил с тщательно подготовленным походом против Урарту, сразу после получения донесения о неудачном выступлении Русы I в Закавказье против киммерийцев. Поход начался с Маны, которую легко завоевали ассирийские войска. Саргон II двинулся дальше на восток, преследуя войска, лояльные Урарту, но получил донесение о том, что Руса I накопил большие силы в горном ущелье к востоку от озера Урмия, откуда готовится напасть на ассирийскую армию с тыла. Саргон II резко изменил свои планы и двинулся к войскам Русы I. Ему удалось внезапно напасть на урартский лагерь ночью, и войска Урарту потерпели сокрушительное поражение. Сам Руса I вынужден был спасаться бегством. Саргон II получил возможность продолжить движение на север, разгромил город Улху, подошёл к северо-восточному берегу озера Ван. Опираясь на данные разведки, Саргон II не решился двинуться на Тушпу, а повернул обратно. Направляясь обратно в Дур-Шаррукин, Саргон II неожиданно предпринял очень трудное путешествие через лесистые горы, неожиданно для урартских сил появился в Мусасире, разрушил и разграбил город. Руса I, узнав об этих событиях, покончил жизнь самоубийством. Ценности, захваченные Саргоном II в Мусасире, украсили его дворец в Дур-Шаррукине. Утрата контроля над главным религиозным центром страны имела тяжёлые последствия для Урарту: серьёзно пострадал культ бога Халди, главного бога страны.

Руса II пытался вернуть Урарту былую славу, воспользовавшись упадком Ассирии, провёл несколько удачных походов на западе. Построил множество новых крепостей, перенёс столицу Урарту из Тушпы в Русахинили. В 585 году до нашей эры Ванское царство окончательно погибло и потеряло свою независимость под ударами мидийцев и близких им ираноязычных племен. После этого в Армении воцаряется династия Ервандидов, а сама Армения на последующие 2 столетия становится сатрапией в составе Ахеменидской империи.

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (