Меню Рубрики

1 классификация приливно отливных явлений. Совместный учет дрейфа и течения при ручном графическом счислении

В процессе плавания корабля, как правило, достаточно сложно выделить влияние на его движение ветра и течения. Однако в тех случаях, когда это возможно, применяется способ совместного учета дрейфа и течения.

Расчет пути корабля и счислимого места на заданный момент времени при углах дрейфа менее 5,0° (рис. 2.4.1):

  1. Из «Справочных таблиц штурмана» выбрать угол дрейфа α, по курсовому углу ветра определить его знак, рассчитать путь корабля при дрейфе ПУα=ИК+α и проложить его на карте из исходной точки Т1/ол1 .
  2. На линии пути ПУα отложить вектор относительной скорости корабля Vo, из конца которого построить на карте вектор течения Vт.
  3. Соединить начальную точку Т1/ол1 с концом вектора течения vТ – полученная линия – путь корабля ПУс при совместном учете дрейфа и течения, угол между линией ПУα и ПУс – угол сноса течением β .
  4. Рассчитать суммарный снос С = α + β и у линии ПУс на карте подписать: КК 35,0° (+1,0°) С=+6,0°
  5. Для нахождения счислимого места на момент Т2/ОЛ2 рассчитать пройденное расстояние по относительному лагу SЛ = (ол2 – ол1) kЛ и проложить на карте по линии ПУα от Т1/ол1 – полученная точка А.
  6. Точку А снести по направлению вектора течения на линию ПУс – полученная точка - счислимое место на момент Т2/ол2.

Расчет компасного курса для следования корабля по заданной линии пути, предвычисление времени и отсчета лага прихода корабля в назначенную точку (рис. 2.4.2):


  1. Из исходной точки на карте Т1/ол1 проложить заданную линию пути ПУс, по которой надлежит следовать кораблю.
  2. Из этой же точки проложить вектор течения vТ, из конца которого циркулем, расствор которого равен относительной скорости корабля VO, на линии пути сделать засечку, полученная точка - В.
  3. Соединить исходную точку с точкой В и снять направление полученной линии ПУα, после чего с помощью параллельной линейки сместить ее в исходную точку и провести на карте, угол между линиями ПУα и ПУс – угол сноса β .
  4. Из «Справочных таблиц штурмана» выбрать угол дрейфа α, определить его знак и рассчитать истинный и компасный курсы:
    ИК = ПУα - α; КК = ИК - ∆K .

Для предвычисления времени и отсчета лага прибытия в заданную точку:

  1. Нанести заданную точку на линию пути ПУс –истинный пеленг траверзный для выхода в точку на траверз ориентира
  2. Параллельно вектору течения через заданную точку провести отрезок до пересечения с линией ПУα, полученная точка - D
  3. Измерить расстояние SЛ, которое пройдет корабль по линии ПУα от исходной точки до точки D.
  4. Рассчитать время плавания t = SЛ / Vo и разность отсчетов лага, на которое изменит показание счетчик пройденного расстояния лага: рол= SЛ / kЛ .
  5. Рассчитать искомые время и отсчет лага в момент прихода корабля в заданную точку: Т2 = Т1 + t; ол2 = ол1 + рол .

Учет суммарных течений

В общем случае любой вектор течения может быть представлен как результат действия трех типов течений различных по своей природе:

Vтп – постоянное течение, сведения о котором содержатся в атласах и руководствах для плавания;

Vтв – ветровое течение, возникающее в результате продолжительного воздействия ветра на водную поверхность, элементы которого могут быть рассчитаны по формулам: Ктв = Кw + 180 ±45⁰; Vтв =0,136√u / sin φ

  • где: Кw – направление истинного ветра;
  • u – скорость истинного ветра;
  • φ - географическая широта места

Vпр – приливное течение, обусловленное явлением приливов в данном районе, сведения о котором содержатся в навигационных пособиях (атласах, таблицах, морских навигационных картах).

Таким образом, суммарный вектор течения равен: ∑ Vт=Vтп+Vтв+Vпр . При определении элементов течений и его учете наибольшую сложность представляют приливные течения, характеризующиеся постоянно изменяющимися элементами – направлением и скоростью.


Для выбора элементов приливных течений из атласа или таблицы на заданное судовое время ТС необходимо:

  1. на заданную дату для основного пункта, на который рассчитаны атлас течений или таблица на карте, из «Таблиц приливов» выбрать ближайшее к судовому времени ТС табличное время наступления полной воды – Тпв;
  2. рассчитать судовое время наступления полной воды: Тпв с=Тпв±N , где N – номер часового пояса, по которому идут судовые часы (плюс – восточный, минус – западный часовой пояс);
  3. построить шкалу водного времени (рис. 2.4.3) и определить, в каком водном часе находится заданное ТС;
  4. по «Морскому астрономическому ежегоднику» на заданную дату определить фазу Луны, по которой сделать вывод о характере течения:
    - новолуние или полнолуние – сизигия , течение максимальное;
    - 1 или 3 четверти – квадратура , течение минимальное;
    - в промежутке между сизигией и квадратурой – течение промежуточное;
  5. Выбрать элементы течения, соответствующие данному водному часу и учитывать течение до окончания водного часа
  6. с наступлением очередного водного часа выбрать новые элементы течения и учитывать его в течение следующего часа и т. д. – такой способ учета приливного течения называется почасовой .

Периодические колебания уровня вызываются проявлением периодических сил притяжения Луны и Солнца - так называемыми приливообразующими силами.

Приливно-отливные колебания уровня охватывают практически всё побережье Мирового океана, и для краткости их называют приливами. Таким образом, приливные явления представляют собой динамические процессы в водах морей и океанов (в том числе и колебания уровня).

Основные понятия, связанные с приливами, заключается в определениях полной и малой воды, величины прилива и отлива как разницы между полными соседними и малыми водами, продолжительности роста и спада уровня (фазы прилива и отлива), продолжительности приливоотливного цикла.

Предельный размах приливных колебаний уровня в каждом пункте заключается между наивысшими и наинизшими теоретическими уровнями, вычисляемыми расчётным путём.

В зависимости от продолжительности приливно-отливного цикла различают:

Полусуточные приливы (П) - с периодом приблизительно в половину суток, т.е. имеющие в продолжение суток две полные и малые воды; - суточные приливы (С) - имеющие в течение суток полную и малую воду;

Неправильные полусуточные (НП) - с заметной суточной разницей в значениях соответствующих экстремумов уровня;

Неправильные суточные (НС) - суточные приливы, которые при малых склонениях Луны становятся полусуточными при существенном уменьшении их величины;

Смешанные приливы - неправильные полусуточные и (или) неправильные суточные приливы.

Особо следует выделить аномальные приливы, которые по отдельным признакам отличаются от перечисленных выше основных видов приливов.

Например, влияние мелководья может быть столь значительно, что к общему названию прилива добавляется название “мелководный”. При этом изменяется продолжительность времени роста и падения уровня.

В устьевых участках рек прилив по времени менее продолжителен, чем отлив.

Иногда влияние мелководья становится столь значительным, что на кривой полусуточных приливов появляются дополнительные полные и малые воды. Такие приливы встречаются редко, в частности, они наблюдаются в пунктах Портленд, Саутгемптон (пролив Ла-Манш) или на Белом море (явление “маниха”).
Другим примером искажения приливов местными условиями может служить явление под названием “бор” (маскарэ, поророкам) и характеризующееся тем, что прилив продвигается вверх по реке в виде волны или ряда волн с очень резким подъемом уровня.

Приливам свойственны следующие неравенства:

суточные неравенства в высоте, представляющие собой разность высот двух последовательных полных или малых вод (для различных пунктов суточные неравенства имеют различные величины - от малозаметного различия в высотах смежных полных или малых вод до полного исчезновения одной полной и одной малой воды);

полумесячные неравенства в высотах и величинах приливов (полумесячное неравенство, зависящее от фазы Луны, наиболее ярко проявляется в приливах полусуточного характера). Во время полнолуния величина полусуточных приливов бывает максимальной - наступают так называемые сизигйные приливы. В первой и третьей четвертях приливы имеют наименьшую величину - наступают квадратурные приливы;

полумесячное неравенство, зависящее от склонений Луны и Солнца (тропическое неравенство) обычно является основным в суточных и неправильных суточных приливах, при больших склонениях Луны, приливы называются тропическими и отличаются большой величиной, во время прохождения Луны через экватор, приливы называются экваториальными и имеют малые величины;

месячное неравенство приливов (параллактическое) проявляется в зависимости от расстояния между Землёй и Луной (перигей). Минимальные значения величин приливов наблюдаются при наибольшем расстоянии между Землёй и Луной (апогей).

Нуль глубины" и "Поправка глубины".

Нулём глубин называется условная поверхность, от которой даются отметки глубин на мopcких навигационных картах.

Действительная глубина в любой точке может быть определена путём алгебраического суммирования глубины Нк, указанной на карте, с высотой h мгновенного приливного уровня моря, определённого по Таблицам приливов.

В большинстве случаев в качестве нулей глубин выбираются наинизшие уровни, но возможны случаи, когда действительная глубина окажется меньше отметки, показанной на карте. В Таблицах приливов на эти дни даются отрицательные высоты малых вод, которые и надо вычитать из отметок глубин на карте.

В Таблицах приливов и на отечественных морских картах на иностранные воды сохраняются те же нули глубин, какие приняты на соответствующих иностранных картах. Вследствие этого Таблицы приливов могут быть использованы при работе с любыми иностранными картами.

Основным навигационным пособием, содержащим предвычисленные уровни по Мировому океану, являются таблицы приливов. Различают таблицы приливов календарного типа, издаваемые ежегодно на календарные даты, и таблицы постоянного действия, рассчитанные на много лет. Предвычисленные уровни в таблицах приводятся для морей России относительно наинизшего теоретического уровня (НТУ), а по зарубежным водам относительно нулей глубин, какие приняты на иностранных картах

Приливно-отливные колебания уровня океана сопровождаются горизонтальным перемещением водных масс, которое носит название приливно-отливного течения. Поэтому судоводитель должен учитывать не только изменение глубин, но и приливно-отливное течение, которое может достигать значительной скорости. В районах, где наблюдаются приливы, судоводитель должен быть всегда осведомлен о высоте прилива и элементах приливно-отливного течения.

Приливы позволяют судам с большой осадкой заходить в некоторые порты, расположенные в мелководных бухтах и устьях рек.

Характер и величина приливов в Мировом океане отличаются большим разнообразием и сложностью. Величина прилива в океане не превышает 1 м. В прибрежных районах в связи с уменьшением глубин и усложнением рельефа дна характер приливов значительно изменяется по сравнению с приливами в открытом океане. У прямолинейных берегов и вдающихся в океан мысов величина прилива колеблется в пределах 2-3 м; в прибрежной части заливов и при сильно изрезанной береговой линии она достигает 16 м и более.

В морях высота прилива зависит от того, какая имеется связь у данного моря с океаном. Если море далеко вдается в сушу и имеет узкий и мелководный пролив с океаном, то приливы в нем обыкновенно невелики.

В Черном море приливы почти незаметны.

Приливная волна, проникая в устье рек, способствует колебанию их уровня, а также существенно влияет на скорость течения воды в устьях. Так, нередко скорость приливного течения, преобладая над скоростью реки, изменяет течение реки на обратное.
Течение, которое направляется в сторону движения приливной волны, называется приливным, противоположное - отливным.

Скорость приливно-отливных течений прямо пропорциональна величине прилива. Следовательно, для определенного пункта скорость приливно-отливных течений в сизигию будет значительно больше скорости, чем в квадратуру.

Приливно-отливные течения отличаются от всех других течений тем, что они захватывают всю толщу водных масс от поверхности до дна, лишь незначительно уменьшая свою скорость в придонных слоях.

Смена приливного течения на отливное и наоборот происходит как в момент полных и малых вод, так и в момент среднего стояния уровня. Нередко смена течений происходит в промежуток времени между полной и малой водой. При смене приливного течения на отливное и обратное скорость течения равна нулю.

Основным признаком, по которому производится классификация приливов, является преобладающий период, проявляющийся в наблюдаемых колебаниях, т.е. степень близости этих колебаний к полусуточному или суточному типам. Объективным количественным критерием определения характера прилива может служить соотношение амплитуд суточных и полусуточных гармоник.

В зависимости от этого отношения выделяют следующие типы приливов:
1) полусуточные приливы;
2) смешанные приливы;
а) неправильные полусуточные;
б) неправильные суточные;
3) суточные приливы.
Помимо основных типов приливов, выделяют так называемые аномальные приливы.

Полусуточные солнечные приливы имеют период, равный 12 ч, т.е. половине солнечных суток. Поэтому полные и малые воды в течение суток наблюдаются в одни и те же часы суток. Такие приливы имеют место в Котабару (о. Калимантан) и Эйре (южное побережье Австралии).

В течение лунных суток бывают две полные и две малые воды (рис. 17). Период равный половине лунных суток и составляет в среднем 12 ч. 25 мин. Высоты следующих друг за другом полных и малых вод мало отличаются, т. е. суточные неравенства почти отсуттвуют. Подъем и падание уровня протекают правильно, ход уровня выражается симметричной синсоидальной кривой. Время роста и время падения уровня практически равны.

Полусуточные параллактические приливы отличаются от обычных полусуточных сильно выраженным параллактическим неравенством. Величина параллактических приливов заметно меняется в зависимости от изменения расстояния между Луной и Землей. Таковы, например, приливы у мыса Кларка в заливе Креста (Берингового море).
Двойные полусуточные приливы (четвертьсуточные) характерны появлением у полусуточных приливов дополнительных полных и малых вод вследствие влияния мелководья. У таких приливов в течение лунных суток наблюдается четыре полных и четыре малых воды. Такие приливы в частности наблюдаются у села Зимняя Золотица (Белое море) и в районе порта Саутгемптон (Ла-Манш).

Судовые пособия по приливам:

Адмиралтейское пособие «Приливы и отливы».

Корректура для Адмиралтейских Таблиц приливов;

Информация об использовании карт и Таблиц Приливов при расчёте запаса воды под килем;

Таблицы приливов ВА «Admiralty Tide Tables» (NP201 - NP204)
и другие ВА публикации…

Каждый квартал (в конце марта, июня, сентября и декабря) публикуется список пособий по приливам.

Данные об элементах приливно-отливных течений выбирают из Атласа приливно-отливных течений, а для некоторых участков морей- из таблиц, помещенных на навигационных картах. Общие указания о течениях даны также в лоциях морей.

Определение скорости и направления течения на заданный момент в данном месте по Атласу находят следующим образом.

Вначале по Атласу определяют основной порт для данного места, после этого по Таблице приливов (ч. I) находят время полной воды, ближайшей к заданному, рассчитывают промежуток времени (в часах) до или после момента полной воды в основном порту относительно заданного момента. Затем на рассчитанный промежуток времени до наступления или после момента полной воды находят в Атласе направление течения (в градусах) и скорость (в узлах).

Учет приливов в судовождении

Степень изученности приливно-отливных явлений различна в разных районах Мирового океана, и в зависимости от этого все пункты Мира подразделяют на 3 группы.

1. Основные пункты (порты), для которых имеются подробные
данные о приливах на каждый день в ежегодных изданиях.

2. Дополнительные пункты, приписанные к основным, для которых
расчет приливов производится через основной пункт.

3. Пункты, для которых даются прикладные часы, позволяющие
рассчитывать время полных и малых вод и их высоты исходя их моментов кульминации Луны.

Таблицы приливов. Существуют специальные таблицы приливов, с помощью которых можно предвычислить важнейшие приливные элементы или путем несложных расчетов найти моменты и высоты приливов.

Для решения различных задач на предвычисление элементов для большего числа пунктов (портов) земного шара, посещаемых судами, служат таблицы приливов.

Ввиду многочисленности таких пунктов таблицы издаются в 4 томах.

Тома I и II состоят из трех частей: часть I - приливы в основных пунтках; часть II - поправки для дополнительных пунктов; часть III - приливные течения.

Тома III и IV - из двух частей: часть I-основные пункты, часть II-дополнительные пункты.

В каждом томе даны общие сведения и примеры пользования таблицами, вспомогательные таблицы, где основными являются «интерполяционные» таблицы для вычисления высот уровня моря на промежуточные между полными и малыми водами моменты времени.

В конце каждого тома дан алфавитный указатель для нахождения заданного пункта. При решении различных задач необходимо пользоваться пояснениями, даваемыми в таблицах приливов.

С помощью «Таблиц приливов» решаются следующие основные задачи.

1. Определение времени и высот полных и малых вод (утренних
и вечерних), продолжительности роста, продолжительности падения,
величины прилива и величины среднего уровня.

2. Определение поправки глубины на заданный момент.

3. Определение времени, когда поправка глубины достигнет
заданного значения.

Задачи для основных пунктов.

Пример 1. Определить время и высоты полных и малых вод, продолжительность роста и падения уровня, величину прилива и средний уровень в заданном пункте на указанную дату.

1. По таблице приливов находим страницу, на которой помещены данные для заданного пункта на указанную дату.

2. Выписываем моменты и высоты полных и малых вод tмв, tпв (по два значения) и hпв, hмв (по два значения).

3. Рассчитываем период падения Тп и период роста Тр для двух пар вод:

Тп = tмв1 -tпв1,

Тр = tпв2 -tм в2

4. Рассчитываем величину прилива:

В = hпв-hмв.

При работе с “Admiralty Tide Tables” для стандартных пунктов указываются на заданную дату значения моментов времени и высоты полной и малой воды. Если пункт дополнительный, то дня него находится стандартный пункт и поправки моментов и высот для данного дополнительного порта. Затем строится график по исправленным значениям моментов времени и высотам уровня прилива.

88. Международная Конвенция SOLAS с изменениями и дополнениями. Содержание Конвенции и её использование на судне.

(СОЛАС – 74) – International Convention for the Safety of life at Sea.

Конвенция СОЛАС в своих последовательных модификациях обычно рассматривается в качестве самого важного из всех международных договоров, относящихся к безопасности торговых судов. Первый вариант был принят в 1914, второй – в 1929, третий – в 1948-м. Принятие Конвенции 1960 года было первой главной задачей для ИМО после ее создания. Конвенция эта представляла значительный шаг вперед в модернизации правил и в отражение технических достижений в судоходстве. В 1974 году была принята совершенно новая конвенция, состоящая из 8 глав, которая включала в себя не только поправки, согласованные к этому времени, но и новую процедуру их принятия. (теперь они должны применяться в течении определенного периода времени) основная цель конвенции СОЛАС – определение минимальных стандартов по конвенции, оборудованию и плаванию судов, отвечающих их безопасности.

Комитет по безопасности на море (КБМ) Международной Морской Организации (ИМО) принял ряд поправок к Приложения СОЛАС-74. Ряд поправок был также принят Международной конференцией по глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности 11 ноября 1988 г. Конвенция содержит сводный текст Конвенции СОЛАС-74, Протокола-88 к ней и всех поправок, принятых по апрель 1992 г. конференциями Комитета безопасности на море.

Рассмотрим: структуру конвенции:

Глава I. Общие положения.

часть А – применение, определение, исключения, изъятия;

часть В – проверки, освидетельствования, контроль, и т. д.

Глава II – 1. Конструкция – деления на отсеки и остойчивость, механические и электрические установки.

Глава II – 2. Конструкция – противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара.

Глава III. Спасательные средства и устройства.

Глава VI. Радиосвязь.

Правило VI/741 требует, чтобы все суда после 1 февраля 1999 года были оборудованы соответствующими радиоустановками.

Глава V. Безопасность мореплавания.

Содержит21 правило: сообщения об опасностях, метеорологической службе, службе ледовой разведки, установлении схем движения судов, сообщения о бедствии, навигационном оборудовании, спасательных сигналах, навигационных изданиях, укомплектовании экипажей.

Глава VI. Перевозка грузов.

Эта глава основана на Кодексе безопасной практики размещения и крепления груза (Резолюция А 714 (17)), Кодексе безопасной практики перевозки навалочных грузов – ВС Code (Резолюция А934 (XI); Кодексе безопасной практики перевозки лесных палубных грузов (Резолюция А 719(17)).

Глава VII. Перевозка опасных грузов.

Основой для создания современных правил перевозки опасных грузов служит пункт 4 правила. 1 данной главы, а также применение международного кодекса морской перевозки опасных грузов – МОПОГ (IMDG Code), и соответствующих разделов кодекса безопасной перевозки навалочных грузов (BC Code).

Глава VIII. Ядерные суда.

Глава IX. Управление безопасной эксплуатацией судов.

Была принята на конференции по СОЛАС 24 мая 1994 года в Лондоне. Она предусматривает внедрение и применение международного кодекса по управлению эксплуатации судов и предотвращении загрязнения (МКУБ или ISM Code). Этот Кодекс является одним из самых важных документов по обеспечению безопасности мореплавания, принятых ИМО. ИМО заявляет, что МКУБ является предупреждающим документом, направленным на то, чтобы отклонения, которые могут так или иначе повлиять на безопасность на море, были заранее выявлены и предприняты действия, предупреждающие их развитие. Применение МКУБ позволяет уменьшать количество проишествий во много раз. Отсутствие сертификации по МКУБ автоматически переводят судоходную компанию в разряд аутсайдеров. Она выходит из международного судоходства, не подтвердив качество своих услуг и соответствие стандартам безопасности.

ГлаваX. О мерах безопасности для высокоскоростных судов.

Глава XI. Специальные меры по повышению безопасности в море.

89. Международная Конвенция MARPOL – 73/78.

Документ является комбинацией двух других соглашений, принятых соответственно в 1973 и 1978 гг. Государство, принявшее Протокол 1978, принимает также Конвенцию МАРПОЛ – 73, измененную и дополненную этим протоколом. Положения Конвенции и протокола должны рассматриваться и толковаться совместно как положения единого документа, получившего название МАРПОЛ 73/ 78 (вступил в силу 2 октября 1983).

Первым международным документом по предотвращению загрязнения моря нефтью была Конвенция, принятая в Лондоне в 1954 г. Однако этот документ не был достаточно эффективен для борьбы с загрязнениями, и после аварии танкера «Торри Каньон» было принято решение о его пересмотре. В 1973г. была принято Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов. До 1978 г. её ратифицировали только 3 государства.

Участившиеся аварии танкеров потребовали новых мер безопасности. Протокол 1978 г. к МАРПОЛ-73 является самостоятельным документом и включает в себя все положения 1973. Он вступил в силу в 1983 г.

В настоящее время вступило в силу 1, 2, 3 и 5 приложения, 4 – пока не вступало в силу. В 1995 г. приняты новые правила (поправки) к приложениям 1, 2, 3, 5: «Контроль за выполнением эксплуатационных требований».

В этом документе предусматриваются меры по предотвращению загрязнения с судов не только нефтью, но и другими вредными веществами, которые перевозятся на судах или образовываются в процессе их эксплуатации. Собственно правила предотвращения загрязнения с судов содержатся в пяти приложениях. Приложения I и II обязательны для выполнения странами-участницами Конвенции, остальные три – факультативны.

Применительно к предотвращению загрязнению моря нефтью положения Конвенции (приложение I) распространяются на все нефтяные танкеры валовой вместимостью 150 рт и более и на любые суда валовой вместимостью 400 рт и более. В соответствии с ними запрещается сброс в море нефти или нефтеводяной смеси с нефтяных танкеров, за исключением случаев, когда соблюдаются сразу все следующие условия: танкер находится за пределами особых районов (Средиземное море, Балтийское море с Балтийским и Финским заливами, Черное море, Красное море, включая Акабский заливы); танкер находится; на расстояние более 50 миль от берега; танкер имеет ход; мгновенная интенсивность сброса не превышает 60 л на милю и т. д.

Несколько менее строгие требования установлены в отношении разрешения сброса с неналивных судов валовой вместительностью 400 р. т. и более, а также из машинно-котельных отделений танкеров.

Соблюдаются все следующие условия, когда сброс нефти или нефтесодержащей смеси разрешен. Судно находится за пределами особого района, судно находиться на расстоянии более 12 миль от ближайшего берега, судно имеет ход, на судне действует оборудование для сепарации нефтеводяной смеси или система фильтрации нефти.

В Приложении II Конвенция МАРПОЛ – 73/78 предусмотрены критерии и меры контроля за сливом ядовитых жидких веществ, перевозимых наливом. Сливать их остатки разрешается только в приёмные устройства, сброс в море строго регламентирован.

Правила предусмотренные Приложением III применяются ко всем судам, перевозящим вредные вещества в упаковке, грузовых контейнерах, съёмных танках и цистернах. Порожние емкости, не очищенные от остатков такого вещества, рассматриваются как вредные вещества.

Приложение IV. Конвенция предусматривает обязательство государств по оборудованию судов специальными устройствами переработке и обеззараживанию сточных вод. Судну разрешается сбрасывать измельчённые и обеззараженные сточные воды за пределами 12 миль от ближайшего берега при условии, что они сбрасываются не мгновенно, а постепенно, при скорости судна 4 уз.

Приложение V содержит допустимые стандарты сброса отходов, образуемых в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежащих постоянному или периодическому их удалению с судна. Запрещается выбрасывание в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, рыболовные сети и т. д. Мусор, обладающий плавучестью разрешается выбрасывать за пределами 25 миль, а не измельченные пищевые и другие отходы – за пределами 12 миль от ближайшего берега. Сброс измельченного и размолотого мусора (пищевых и других отходов и т. д.) может производиться за пределами 3 миль от берега.

Судно BRT > 400 rt или пассажирское судно должно иметь выполнять «План управления мусором (процедуры сброса, хранения, обработки и удаления мусора)». Необходимо иметь и вести «Журнал операций с мусором».

Научились читать карты приливов, рассчитывать . Но для комфортного яхтинга этого не достаточно. В яхтинге необходимо уметь учитывать в планировании своего похода направление и скорость приливного течения. Этим сейчас и займемся. Давайте представим себе, что Земля абсолютно круглая и вся покрыта водой. Если так, то два образовавшихся «горба» на противоположных сторонах Земли будут плавно увеличиваться и уменьшаться под воздействием притяжения Луны и Солнца, а Земля будет делать свой полный оборот под этим водным одеялом за одни сутки. Скорость этого движения на экваторе составит: длина экватора/24 часа = 900 узлов!

Однако не пугайтесь, это скорость распространения волны, а не скорость движения воды. В отсутствие материков все было бы очень спокойно — небольшие изменения уровня воды и практически полное отсутствие приливных течений. Ситуация коренным образом меняется, как мы уже отмечали ранее, при взаимодействии с береговой линией. Вся огромная энергия приливов обрушивается на берега материков и в зависимости от формы береговой линии и рельефа морского дна поднимает воду на высоту до 17 метров в заливе Fundy (США и Канада). Очевидно, что такие подъемы воды сопровождаются очень быстрым перемещением огромных масс воды и, соответственно, стремительным и меняющим свое направление течением. И когда на пути прилива встают узкие проходы между островами, течение достигает скорости 20 узлов.

Так же как с уровнями приливов, у человечества накопилось достаточное количество информации, чтобы прогнозировать направление и скорость приливных течений.

Для нас, кроме, разумеется, компьютерных программ, есть еще два основных источника информации о течении. Это уже хорошо знакомые нам карты приливов (альманахи), содержащие Атласы приливных течений, и приливные ромбы.

Карты приливов. Атласы приливных течений.

Карты приливов и атласы приливных течений дают очень наглядную картину, вернее 12 картинок: они словно кадры из мультфильма показывают последовательное изменение направления и силы течения в выбранной вами зоне. Эти «кадры» как будто сняты с интервалом в один час, что обеспечивает покрытие всего периода прилива. На рисунке для примера дан разворот карты приливов из альманаха REEDS для Нормандских островов (Channel Islands).
Обратите внимание, что ось времени в данном примере задана относительно HWв Dover (порт, относительно которого задается отсчет времени, называется Reference Port).

Ось времени всегда задана относительно HW в Reference Port.
Для определения реального времени, к которому относится каждая картинка, нужно сначала из карт приливов (альманаха) получить ближайшее к интересующему вас времени значение HW в Reference Port, а затем под каждой картинкой подписать значение времени, к которому она относится. Не забудьте про возможную корректировку летнего времени и, самое главное, что в качестве стандартного порта может быть выбран порт, находящийся не только далеко от интересующего вас места, но даже расположенный в другом часовом поясе.

Не ошибитесь с расчетом времени! Ошибка может составить несколько часов, а следовательно, может оказаться критической!
А теперь рассмотрим один квадратик карты приливов поподробнее. Очевидно, что стрелочки на рисунке обозначают направление течения. Интуитивно понятно, что чем длиннее и толще стрелочка, тем сильнее приливное течение, а вот четырехзначное число, разделенное запятой рядом со стрелкой, требует пояснения. Мы с вами отлично знаем, что в одно и то же время и в сизигию, и квадратуру направление течения должно совпадать, а вот скорость приливного течения будет отличаться, так как за то же время в сизигию должно пройти больше воды.

Так вот, загадочная надпись рядом со стрелкой на картах приливов показывает перечисленные через запятую значения скорости приливного течения в сизигию и квадратуру. Картографы для лучшей читаемости карт приливов стараются экономить знаки, поэтому скорости обозначены в десятых долях узла. Таким образом, надпись 58,97 сообщает нам, что в это время в этом месте скорость течения составляет в квадратуру 5,8 узла, а в сизигию — 9,7. Согласитесь, что, например, такая запись — 5,8; 9,7 — была бы намного более громоздкой.

Обратите внимание: это реальные величины, недаром на картах приливов в этом месте красуется гордая надпись Race of Alderney и стоит предупреждение Heavy Overfalls! Избегайте появляться в таких местах при сильном приливном течении и встречном ветре. Столкновение двух стихий порождает большие обрушивающиеся волны. Будьте готовы к тому, что водовороты в любой момент могут развернуть лодку, и если вы идете под парусом,берегитесь непроизвольных поворотов фордевинд.

У любознательного читателя должен возникнуть вопрос: а как определить скорость приливного течения, если мы планируем переход не в сизигию или квадратуру, а в другой день? Ответ прост: вам нужно решить задачу интерполяции. Как это делается, мы рассмотрим ниже.

Еще одно обозначение вы встретите на картах приливов — slack. Как следует из перевода, приливное течение отсутствует или пренебрежимо мало.

Для примера давайте определим, когда будет благоприятное течение для выхода с острова Alderney из залива Вгауе, если мы пойдем в Cherbourg 20 сентября 2012 года. Дальность перехода составляет около 30 миль. И если считать нашу скорость 6 узлов и не учитывать скорость приливного течения, то нам понадобится 5 часов. Если спланировать переход так, чтобы течение было всю дорогу попутным, то можно хорошо сэкономить и время и топливо, если идти придется под мотором. А если ошибиться и оказаться там, когда течение со скоростью 7 узлов мчится в сторону острова Jersey , то мы просто не справимся с течением, и нас унесет на юг, где мы будем вынуждены дожидаться смены приливного течения.

Исходя из сказанного, целесообразным» представляется время выхода из Alderney соответствующее картинке карт приливов, на которой написано HW-5. В это время уже течение становится благоприятным по направлению и будет усиливаться, это картинки HW-4, HW-3 и HW-2.

Теперь нужно решить следующую задачу: сколько будет на часах в Alderney, когда я в Dover (Reference Port) будет HW-5?
Для этого открываем карты приливов (альманах) для Dover на интересующую нас дату — пусть это будет 20 сентября. В первую очередь убеждаемся, что Alderney в том же часовом поясе что и Dover. HW в этот день попадает на 0101 и 1326. Нас интересует время на пять часов раньше, и еще надо прибавить один час летнего времени, т.е. благоприятное время для выхода:

0101-0500+0100=2101 предыдущей даты

1326-0500+0100=0926 сегодня.

Решайте, когда Вам лучше идти- ночью вчера или утром сегодня!

Это не все методы определения направления и скорости приливного течения. Многие яхтсмены предпочитаю более простой метод. . Но об этом в следующей статье.

Периодические колебания уровня воды вызываются проявлением периодических сил притяжения Луны и Солнца — так называемыми приливообразующими силами. Приливно отливные колебания уровня охватывают практически всё побережье Мирового океана, и для краткости их называют приливами. Таким образом, приливные явления представляют собой динамические процессы в водах морей и океанов (в том числе и колебания уровня).
Предельный размах приливных колебаний уровня в каждом пункте заключается между наивысшими и наинизшими теоретическими уровнями, вычисляемыми расчётным путём. В зависимости от продолжительности приливно-отливного цикла различают:
— полусуточные приливы (П) — с периодом приблизительно в половину суток, т.е. имеющие в продолжение суток две полные и малые воды;
— суточные приливы (С) — имеющие в течение суток полную и малую воду;
— неправильные полусуточные (НП) — с заметной суточной разницей в значениях соответствующих экстремумов уровня;
— неправильные суточные (НС) — суточные приливы, которые при малых склонениях Луны становятся полусуточными при существенном уменьшении их величины;
— смешанные приливы — неправильные полусуточные и (или) неправильные суточные приливы.
Приливам свойственны следующие неравенства:
— суточные неравенства в высоте, представляющие собой разность высот двух последовательных полных или малых вод (для различных пунктов суточные неравенства имеют различные величины — от малозаметного различия в высотах смежных полных или малых вод до полного исчезновения одной полной и одной малой воды);
— полумесячные неравенства в высотах и величинах приливов (полумесячное неравенство, зависящее от фазы Луны, наиболее ярко проявляется в приливах полусуточного характера). Во время полнолуния величина полусуточных приливов бывает максимальной — наступают так называемые сизигийные приливы. В первой и третьей четвертях приливы имеют наименьшую величину — наступают квадратурные приливы;
— полумесячное неравенство, зависящее от склонений Луны и Солнца (тропическое неравенство) обычно является основным в суточных и неправильных суточных приливах, при больших склонениях Луны, приливы называются тропическими и отличаются большой величиной, во время прохождения Луны через экватор, приливы называются экваториальными и имеют малые величины;
— месячное неравенство приливов (параллактическое) проявляется в зависимости от расстояния между Землёй и Луной (перигей). Минимальные значения величин приливов наблюдаются при наибольшем расстоянии между Землёй и Луной (апогей).
Основным навигационным пособием, содержащим предвычисленные уровни по Мировому океану, являются таблицы приливов. Различают таблицы приливов календарного типа, издаваемые ежегодно на календарные даты, и таблицы постоянного действия, рассчитанные на много лет. Предвычисленные уровни в таблицах приводятся для морей России относительно наинизшего теоретического уровня (НТУ), а по зарубежным водам относительно нуль глубин, какие приняты на иностранных картах.

В пункте В на карте указана глубина: ГЛК = 4.7м, 30.05.определены следующие элементы прилива: hПВ =9.1м; tПВ = 03h27m; hМВ =0.5м; tМВ = 12h27m. Определить: высоту воды hзад в tзад = 10h12m и действительную глубину в этот момент.