Меню Рубрики

Загадочные письмена. Загадочные письмена в долине инда

Поклонникам исторических тайн известно множество письмен, до сих пор не разгаданных лучшими дешифровщиками, от раскрученного кинематографом «Кода да Винчи», никогда не существовавшего в действительности, до Манускрипта Войнича и загадочных надписей на Фестском диске. Справедливости ради, стоит отметить: многие из таких письмен не столь разрекламированы, как перечисленные выше, – хотя странные обстоятельства их обнаружения вполне достойны того, чтобы быть увековеченными в литературе и кино.

Тайна «Тамам Шуд»

Клочок бумаги с надписью «Tamam Shud» был найден кармане брюк неизвестного мертвеца

В самом конце 1948 года на пляже Сомертон, что в Аделаиде (Австралия), было обнаружено мертвое тело хорошо одетого мужчины средних лет. Достоверно установить причину смерти человека, чью личность выяснить так и не удалось, не получилось ни в те дни, ни полувеком позже, когда соответствующую попытку вновь предприняли австралийские криминалисты.

Как бы то ни было, не менее таинственным, чем мертвый аноним, оказался клочок бумаги, найденный в потайном кармане его костюма. Надпись на клочке гласила: Tamam Shud. Сыщикам удалось установить, что обрывок бумажного листа некогда был составной частью довольно редкого издания книги «Рубайат» Омара Хайяма. Вскоре нашли и обладателя раритета. Мужчина пояснил: саму книгу он нашел на заднем сиденье своего автомобиля – как впоследствии установили, за сутки до обнаружения на пляже Сомертон мертвеца.

На задней обложке «Рубайат» наличествовали некие непонятные письмена, начертанные от руки. Разгадать их не удалось ни лучшим дешифровщикам послевоенной поры, ни современным специалистам в области криптографии. Делались многочисленные предположения, что загадочный мертвец был де при жизни шпионом, работавшим на неустановленное государство. Впрочем, это всего лишь одна из версий, не хуже и не лучше других.

Интересно отметить, что слова Tamam Shud означают «конец», «финал», а сама австралийская история, как правило, бытует в прессе под названием «Дело Таман Шуд». До поры до времени и это было загадкой: как TamaM превратился в TamaN. Что ж, по крайней мере, у данного обстоятельства есть забавная разгадка: первый журналист, допущенный спецслужбами до информации о таинственном мертвеце, написал статью со слов австралийского контрразведчика, не видя клочка бумаги. Многие репортеры, не заглянув в справочную литературу, списали эту историю у коллеги, лишь расцветив ее ужасными подробностями − всяк на свой лад.

«Золото Маккены» ищут до сих пор

Постер к фильму «Золото Маккены». Сказка ложь, да в ней намек

Мало кто знает, что знаменитый фильм «Золото Маккены» − сказка из разряда тех, в которых есть намек. Речь идет о крупнейшем за всю американскую историю, до сих пор не найденном сокровище – сотнях, если не тысячах килограммов золота, серебра и драгоценностей, спрятанных в потаенных местах округа Бедфорд, штат Виргиния. О количестве и приблизительном месте захоронения несметных богатств, некогда принадлежавших индейцам, поисковики знают из криптограмм Бейла, дешифровать который удалось пока только на треть.

Если верить официальной версии, то составил этот загадочный список некий таинственный человек по имени Томас Джефферсон Бейл: он якобы «унаследовал» неясным образом сокровищницу местного индейского племени, перепрятал оную, а в 1818 году написал зашифрованную памятку для собственных потомков – но их, увы, у него не оказалось.

В этом деле загадочны не только цифры трех зашифрованных текстов, но и тот факт, что ключом к расшифровке одного из них стала Декларация о независимости, автором которой является тезка «наследника» индейских сокровищ. В официальной версии о загадочном мистере Бейле много нестыковок: непонятно, например, каким образом этот якобы профессиональный искатель приключений, портрет которого не дошел до наших дней, не только в одиночку «унаследовал» несметные богатства, но и, не прибегая к чьей-либо помощи, смог, никому не попадаясь на глаза, перевезти и перепрятать их.

Существует конспирологическая версия, согласно которой в действительности имела место секретная правительственная операция по изъятию у индейцев их национального достояния. Операция, к которой имели отношение создатели Декларации независимости. Если это так, то приходится признать, что 1818-й, официально признанный годом создания загадочных криптограмм, сфальсифицирован, ибо Декларация независимости США была принята в 1776 году. Две трети криптограмм Бейла до сих пор не поддаются дешифровке – это обстоятельство тоже следует признать странным, с учетом того что известен ключ. Что ж, поклонники теории заговора утверждают, будто загадочные цифры, которые кочуют из одного журнала в другой, давным-давно сфальсифицированы «тайными правителями Америки», которые располагают оригинальным и на самом деле давно расшифрованным первоисточником. В эту версию не верят многочисленные кладоискатели, до сих пор охотящиеся в Бедфорде за «золотом Маккены». И тут есть еще одна тайна XXI века: только за 2012-2014 годы из 32 кладоискателей, подавших официальные заявки на раскопки, бесследно пропали одиннадцать. Поиски их ни к чему не привели.

До святого Грааля – рукой подать

Мраморный монумент в Шугборо, созданный по мотивам картины французского художника Никола Пуссена

Есть в центральной части Англии, в Стаффордшире, а точнее на территории находящейся там усадьбы Шугборо, знаменитый мраморный монумент, созданный в XVIII веке и изображающий, как полагают, пастухов. Знаменит он тем, что был создан по мотивам картины французского художника Никола Пуссена (1594-1665 годы), бывшего гроссмейстером таинственного ордена Приората Сиона, и принадлежал легендарному британскому адмиралу Джорджу Ансону, который, вместе с его братьями, также был членом ордена Приората Сиона. Его многие историки считают наследником уничтоженного в Средневековье ордена тамплиеров.

Как бы то ни было, монумент с «аркадскими пастухами» находился под защитой государства еще с XIX века, а с начала XX столетия стал одной из достопримечательностей Стаффордшира, охотно посещаемых туристами. Поколения гидов посвящали зачарованных зевак в мельчайшие подробности здешних преданий, но лишь в наши дни один из туристов обратил внимание на загадочные письмена, украшающие этот артефакт.

Ровно 10 лет тому назад нынешний владелец усадьбы, Ричард Кемп, призвал как профессиональных криптографов-аналитиков, так и любителей кроссвордов разгадать смысл тайных письмен, включая загадочную аббревиатуру D.O.U.O.S.V.A.V.V.M. За истекшее десятилетие в усадьбе Шугборо поработали не только представители нескольких западных спецслужб, но и настоящие легенды жанра дешифровки, например, супруги Оливер и Шейна Лоун, в годы Второй мировой войны успешно взламывавшие самые трудные коды, используемые нацистской разведкой. Но, увы, «код Шугборо» не удалось взломать никому. Если точнее, супруги Лоун вроде бы расшифровали запись, но каждый по-своему и с прямо противоположным смыслом. А сошлись они в одном: видимо, письмена на монументе созданы последователями тамплиеров, которые скрыли в них ключ к месту нахождения святого Грааля, понимая под таковым мифическую чашу, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь распятого Христа.

Если это так, то до легендарного артефакта – рукой подать. Вот только ни сотрудники спецслужб, занимавшиеся здесь дешифровкой, ни супруги Лоун не указывают точное направление поисков. Каждый видит в этих загадочных надписях что-то свое. В общем, одни догадки – не более того…

Что ж, как видит читатель, в каждом из трех вышеупомянутых артефактов есть не только тайна, но и сюжет, достойный нового исторического триллера в стиле «Кода да Винчи».

Виктор СИНОБИН

В мире с давних времен сохранились старинные свитки,
манускрипты, таблички с загадочными записями, которые ученые пытаются
расшифровать. Но тщетно. Историки и лингвисты на протяжении многих лет пытаются найти шифры
к надписям, оставленным нашими предками на камне, дереве, пергаменте,
бересте. Вроде значки
простые - линии, палочки, точки, изображения животных или подобие
человека. Но что они означают? Не понятно. Не поддаются расшифровке и
сложные знаки - на шумерских табличках, в письменах майя, в манускрипте
Войнича, на фестском диске. Поиску смысла изложенного в этих
исторических документах посвящены сотни томов исследований. И сегодня
ученым приходится лишь надеяться на будущее прочтение древних текстов с
помощью неких новейших технологий вроде совершенных электронных
переводчиков.

«Кодекс Ватиканус» ацтеков ученые прочли и
узнали, например, что когда-то на Земле был некий «первый мировой
период», или «Солнце Воды», когда жили люди-гиганты.... . ..

Не исключено, что
в других нерасшифрованных посланиях предков также повествуется о
различных этапах развития земной цивилизации.

Порой ключи к древним знаниям находят. Так случилось, например,
при расшифровке древнеегипетских иероглифов. На помощь лингвистам
пришел хранящийся в Британском музее Розеттский камень. Его нашли в
1799 году в Египте близ городка Розетта (ныне Рашид), недалеко от
Александрии. Гранитная плита с выбитыми на ней тремя одинаковыми по
смыслу текстами на древнеегипетском и древнегреческом языках была
хорошо известна лингвистам, и сопоставление текстов послужило отправной
точкой для расшифровки египетских иероглифов.

Другим ключом уже для славянской письменности послужила так
называемая Велесова книга, которую написали до того, считают некоторые
специалисты, как у славян появились глаголица и кириллица.


Эта «книга» представляет собой деревянные дощечки размером 38х22х0,5 см с отверстием для крепления ремнем.
Нашли их в 1919 году в княжеском имении под Харьковом в разграбленной
библиотеке. Текст на табличках был нацарапан шилом непонятными
письменами. Только позже исследователи установили, что «Велесова книга»
написана особым алфавитом, представляющим собой вариант кириллицы с
некоторыми не свойственными ни кириллице, ни греческому алфавиту
начертаниями отдельных букв. Этот алфавит, известный только по копии
одной дощечки и дошедшим до нас описаниям, некоторые исследователи
называют в(е)лесовицей. Однако само существование докирилловского
письма - «протокириллицы», а также «протоглаголицы» изучалось учеными,
и убедительных фактов о наличии такой письменности обнаружено не было.
Но свою роль для дешифровки древних славянских текстов книга сыграла.

А к каким другим письменам ключа так и не нашли?

500 звуков Инда





Англичане Джон и Вильям Брайтоны строили восточно-индийскую
железную дорогу между Карачи и Лахором (ныне это территория Пакистана)
в 1856 году. Им требовался материал для подсыпки колеи, и местные
жители подсказали выход из положения. Близ селения Хараппа возвышался
огромный холм, который скрывал остатки древних зданий из кирпича.
Строители пустили на подсыпку десятки тысяч этих кирпичей, и никому и в
голову не пришло, что этим кирпичам более четырех тысяч лет.

Страницы из кодекса Ватикануса.


С этого трагикомического эпизода началось открытие высокоразвитой
цивилизации долины реки Инд - одной из самых загадочных в мировой
истории. Она считалась одной из трех наиболее древних цивилизаций
человечества наряду с древнеегипетской и шумерской.

До сих пор остаются нерасшифрованными индские иероглифы на резных
печатях, осколках глиняной посуды и табличках. Выявлено более 500
различных знаков, а следовательно, индское письмо не может быть
алфавитным, поскольку человеческий голос не в состоянии воспроизвести
такое количество звуков. Пытались найти связь с письменностью древних
шумеров и даже с таинственными письменами острова Пасхи. Тщетно.

62 знака Каскахаля

В Мексике найдена каменная панель с символами, которые, по словам
специалистов, представляют собой одну из древнейших письменностей в
Западном полушарии. Найденный в мексиканском штате Веракрус памятник
относится к культуре ольмеков, расцвет которой пришелся на 1200 - 400
гг. до нашей эры.



62 знака Каскахаля

Археологи считают, что памятник, получивший название «панель из
Каскахаля», создан приблизительно в 900 году до н. э. Плита весит 12
килограммов и имеет размеры 34 сантиметра в длину, 21 - в ширину и 13 -
в толщину. На ней высечены 62 знака, некоторые из них встречаются до
четырех раз. Недвусмысленно прочитать панель без дополнительных находок
вряд ли получится.

800 иероглифов острова Пасхи

Ронго-ронго - так называют деревянные дощечки с иероглифическими
письменами жителей острова Пасхи. Всего иероглифов 800, они частично
символические, частично геометрические. Практически все дощечки
таинственным образом исчезли после 1864 года.

Письменами острова Пасхи интересовался знаменитый путешественник
Николай Миклухо-Маклай. Ему удалось найти две таблицы, которые ныне
находятся в Музее антропологии и этнографии РАН. На сегодня в музеях
мира сохранилось всего 25 дощечек. Считая с 1868 года, когда таитянский
епископ Тепано Яуссен, первым заинтересовавшийся чтением таблиц,
получил обломок одной из них, прошло уже почти 140 лет. А ученые мира
так и не могут прочесть того, что написано на «таинственных кусках
дерева».


МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Президент Общества по изучению тайн и загадок Земли, кандидат геолого-минералогических наук Александр КОЛТЫПИН:

Я могу только предполагать, что в старинных рукописях, к которым
шифр еще не найден, могут быть описания существовавших до нас иных
цивилизаций, которые были уничтожены глобальными катастрофами. Ведь
находим же мы упоминания о катаклизмах в древнейшем памятнике ацтеков
«Кодекс Ватиканус», в священной книге древних индийцев «Пураны», в
Талмуде. Да и в Библии содержатся сведения о периодическом уничтожении
всего живого на Земле. О неоднократной гибели людей от огня и воды
писал в своих сочинениях Платон. Можно предположить, что когда-то, в
доисторические времена, существовали неведомые нам могущественные
государства и многочисленные народы, которые, вполне возможно,
достигали очень высокого уровня развития. Своим совершенством они
прогневали Творца Вселенной, за что и были наказаны катастрофами. И
письмена, или, как их по-другому можно назвать, «указательные знаки»,
которые мы не можем сегодня прочесть, остались как напоминания о наших
предках.

Историк, писатель Феликс ЭЛЬДЕМУРОВ:

Расшифровка древних знаков дает широчайший повод для спекуляций.
Если брать знаки письма того же фестского диска, то были предложены
тысячи гипотез. Даже предлагался способ прочитать его по-русски.
Получилась полная белиберда. Не зная языка и письменных традиций, не
зная, что это была за цивилизация - то ли критская, то ли греческая, то
ли малазийская, понять, что хотели донести до нас предки, невозможно.
Поэтому информацию можно считать полностью утраченной.

Что еще никогда не прочтем?

ТРОЯНСКОЕ ПИСЬМО (серед. II тыс. до н. э.) - непонятные знаки на сосудах из Трои, обнаруженных экспедицией Генриха Шлимана.

БИБЛСКОЕ ПИСЬМО (серед. II тыс. до н. э.) -
нерасшифрованная письменность, имеющая около 100 знаков. Обнаружена в
городе Библос в Финикии. Расшифровывается с 1945 года.

КИПРО-МИНОЙСКОЕ ПИСЬМО (XV - XII вв. до н. э.) - состояло из 80 знаков. На нем писали древние жители острова Кипр.

КИПУ ИНКОВ (I - первая половина II тыс. н. э.) -
письменность индейского племени. Кипу состояла из более полутора тысяч
знаков. Представляла собой сложные веревочные сплетения и узелки,
изготовленные из верблюжьей шерсти либо из хлопка. Каждый узелок
определенного цвета означал слово, число или, возможно, ноту.


Некоторые из китайских хроник, которых не коснулась правка фальсификаторов, свидетельствуют о том, что в древние времена к северу от Китая располагалась высокоразвитая цивилизация "белых богов", обогнавших в своем развитии все другие народы. Именно благодаря контактам с представителями этой цивилизации, чье существование тщательно скрывается фальсификаторами истории, китайская цивилизация поражала другие народы многими "инновациями", изобретение которых ныне приписывают самим китайцам.

Однако, кроме упоминаний летописей у ученых ничего не было, что могло бы подтвердить существование летописной цивилизации "белых богов". Но вот, не так давно - в 2013 году ученым все же стали известны результаты экспертизы необычных древних сосудов, обнаруженных в провинции Хэнань еще в 1960 году. Оказалось, что обнаруженные в месте, которое считается колыбелью китайской культуры, чаши, амфоры, кувшины украшены древними письменами, которые не имеют никакого отношения к китайским иероглифам.

Долгое время ученые не могли определит к какой культуре принадлежат все эти древние сосуды. Наконец, через 50 лет им удалось расшифровать таинственные знаки этой письменности. И когда специалисты получили первый результат, он буквально поверг их в шок. Оказалось что все эти знаки полностью совпадают с древнерусской руницей - одной из письменностей, существовавших задолго до прихода на Русь Кирилла и Мефодия. Характерно, что точно такие же знаки и письмена были обнаружены ранее на керамике трипольской культуры.

Так может быть эти "белые боги", о которых упоминают китайские летописи, были предками русов? Но что они делали так далеко от Восточной Европы? Легенды говорят, что многие тысячелетия существовало в Сибири государство древних ведических русов и ариев - Великая Тартария. И родным языком, живших на ее территории светлоглазых и светловолосых богатырей был именно русский язык. И, скорее всего, выходцами из этой страны ее язык и письменность были принесены и в Восточную Европу, но задолго до появления там финно-угорских народов.

Не зря "Сказание о Словене и Русе" относит нас к 2409 году до н.э. когда эти древние скифские роды отправились искать новых мест обитания вдали от родных черноморских берегов. Через 14 лет этими родами Словена и Руса были заложены города Словенск и Руса возле озера Ильмень. Получается, что и Древнюю Тартарию, и север Китая, и территории Причерноморья и Приильменья в далекой древности населяли родственные славяно-арийские и древнерусские племена и роды, говорившие на русском языке и использующие древнерусскую руницу.

Вот, что по этому поводу говорит академик РАЕН А.Тюняев: "Можно судить только по археологическим данным, потому что туда, в глубину неолита, «не достает» никакая письменная история, ни былины, ничего. Все неолитические изделия имеют одинаковый «цивилизационный» подход... На китайской керамике, на той, которая найдена на территории северных земель, буквы обнаружены во множественном числе и все они абсолютно идентичны буквам, которые найдены на керамике южнорусских территорий, там, где находилось Триполье и еще ряд культур. Даже китайские историки говорят, что письменность в Китай пришла с русских территорий".

Обнаружение древних сосудов с древнерусской руницей на территории северного Китая вызвало множество споров по всему миру. Чего только не пытались придумать фальсификаторы для объяснения этих артефактов, пока там же - в северном Китае не были обнаружены множество мумий в Таримской котловине, которые принадлежали высоким светловолосым людям. Генетические исследования, проведенные американскими учеными, показали что генетика людей этой культуры аналогична генетике русских людей средней полосы и европейского Севера России.

Академик РАЕН А.Тюняев прокомментировал все это следующим образом: "Сделали генетические исследования этих мумий, и эти генетические исследования показали, что у них, этих мумий, генетика абсолютно такая, как у современного населения Вологодской, Тверской, Московской областей России. То есть одни и те же гены... Когда американские генетики сделали генетическую экспертизу и увидели, что это обычные русские, то китайцы выгнали американских генетиков, засыпали все свои раскопки, и с тех пор на исследование этих мумий наложен запрет, они больше не изучаются".

Еще бы, ведь эти находки полностью опровергают версию русофобов о захвате (завоевании) русскими сибирских земель. Тем не менее, даже известные карты Ремизова доказывают, что русское население проживало в Сибири в многочисленных городах задолго до прихода Ермака, и Сибирь отнюдь не была "пустынной и безлюдной" территорией, как это представили одни из фальсификаторов русской истории - нанятые Романовыми немецкие историки - Миллер, Байер и Шлецер. На территории Сибири долгое время существовала Великая Тартария, населенная сибирскими ведическими русами, которых после присоединения Сибири к Российской империи, царские власти начали называть "татарами", несмотря на их явно не тюркскую и не монголоидную внешность и русский язык.

Вполне очевидно, что Романовы, выполняли приказ Ватикана по фальсификации древнерусской истории и даже фамилией своей подчеркивали, что находятся на службе у Ватикана - гланого центра фальсификации истории. По этой же причине по указу Романовых были собраны, якобы для их переписи, а затем сожжены родовые книги русских людей. И вовсе не случайно, Романовы жестоко уничтожали ведических русов на всей территории своей империи.

Таким образом, вместо настоящей хронологии русского народа мы сейчас имеем сборники фантастических произведений ватиканских историков, рассказывающих о мифических "монголо-татарах", а также о "дикости и нецивилизованности" русских племен, вплоть до прихода варягов, а затем и византийских монахов. Но сфальсифицирована не только история древних русов, но и история т.н. "цивилизованной" Европы, перед которой преклоняются прозападные лизоблюды.

История полна загадок и неразгаданных тайн, среди которых — зашифрованные послания, притягивающие внимание. Большинство из них уже прочитаны. Но есть загадочные шифры в истории человечества, которые до сих пор не удалось разгадать. Перед вами — десять из них.

Манускрипт Войнича — это книга, которая носит имя антиквара Вильфрида Войнича, купившего её в 1912 году. Рукопись содержит 240 страниц, написана слева направо при помощи странного, несуществующего алфавита и состоит из шести разделов, которым были даны условные названия: «Ботанический», «Астрономический», «Биологический», «Космологический», «Фармацевтический», «Рецептный».

Текст написан гусиным пером с использованием чернил на основе железистых соединений галловой кислоты. Ими же выполнены иллюстрации, изображающие несуществующие растения, загадочные диаграммы и события. Иллюстрации грубовато раскрашены цветными красками, возможно, уже после написания книги.

Существует множество версий происхождения данной книги, самые популярные из которых говорят о том, что книга, возможно, написана на мёртвом языке Ацтеков. Есть предположение, что рукопись повествует о тайных итальянских средневековых технологиях и содержит алхимические знания.

Кодекс Рохонци — менее известный, чем манускрипт Войнича, но не менее таинственный. Это книжка «карманного формата» — 12 на 10 см, содержит 448 страниц, испещренных некими письменами-символами, написанными, возможно, справа налево. Количество уникальных знаков, используемых в Кодексе, примерно в десять раз больше, чем в любом известном алфавите. Кое-где на страницах имеются иллюстрации, изображающие религиозные и бытовые сюжеты.

Изучение бумаги Кодекса Рохонци показало, что она, вероятнее всего, была изготовлена в Венеции в начале XVI века. На каком языке написана рукопись, учёным установить не удалось, так как письмена не принадлежат ни к одной из известных систем письменности. Высказывались мнения о том, что Кодекс написан на языке даков, шумеров либо других древних народов, но они не получили поддержки в научном сообществе.

Расшифровать Кодекс пока никому не удалось, возможно, поэтому большинство учёных разделяет мнение Кароля Сабо (высказанное в 1866 г.) о том, что Кодекс Рохонци — подделка, дело рук трансильванского антиквара Литерати Самуила Немеша, жившего в начале XIX века.

Диск был найден итальянским археологом Луиджи Пернье вечером 3 июля 1908 года при раскопках древнего города Фест, расположенного недалеко от Агиа Триады на южном побережье Крита, и до сих пор является одной из самых знаменитых загадок в археологии. Диск сделан из терракоты без помощи гончарного круга. Его диаметр колеблется в пределах 158-165 мм, толщина составляет 16-21 мм. На обеих сторонах нанесены борозды в виде спирали, разворачивающейся из центра и содержащей 4-5 витков. Внутри полос спиралей расположены рисунки-иероглифы, разделенные поперечными линиями на группы (поля). Каждое такое поле содержит от 2 до 7 знаков.

Письменность диска кардинально отличается от критского письма, существовавшего на острове в тот исторический период. Уникальность артефакта заключается в том, что это, вероятно, самый ранний довольно длинный связный текст, набранный с помощью заранее изготовленного набора «печатей», каждая из которых могла использоваться многократно. Считается, что он сделан предположительно во II тысячелетии до нашей эры.

Вот уже более ста лет исследователи многих стран пытаются разгадать тайну критских пиктограмм, но их усилия пока не увенчались успехом. Чем дольше изучается диск, тем больше возникает вокруг него различных домыслов. Существует гипотеза, что эта пиктограмма является единственным вещественным доказательством существования Атлантиды.

Кохау ронго-ронго

Кохау ронго-ронго — деревянные дощечки с загадочными письменами, изготовленные из дерева торомиро. Они были найдены в пещерах острова, а позже обнаружены во многих домах его обитателей. Язык, на котором они написаны, местные жители называют ронго-ронго. Всего в настоящее время, по подсчётам И.К. Фёдоровой, известно 11 полных текстов кохау ронго-ронго и 7 крайне испорченных. Эти надписи содержат 14 083 знака в 314 строках.

Более десятка ученых пытались расшифровать ронго-ронго, среди них - венгр Хевеши, американец Фишер, немец Бартель, француз Метро, россияне Бутинов, Кнорозов, отец и сын Поздняковы, Федорова и другие. Они искали сходство ронго-ронго с уже разгаданными языками шумеров, египтян, древних китайцев, письменностью долины Инда и даже с семитскими языками. Однако каждый из них придерживается собственной версии расшифровки загадочных письмен, и в научном мире так и не сложилось единой точки зрения. Фактически ронго-ронго и поныне остается до конца не разгаданным языком.

Пастуший монумент середины XVIII века, находящийся в Шагборо (графство Стаффордшир, Англия), был возведен на территории старого поместья, некогда принадлежавшего графу Личфилду, и является скульптурной интерпретацией 2-го варианта картины Пуссена «Аркадские пастухи» в зеркальном отражении и с классической надписью «ET IN ARCADIA EGO». Под барельефом высечены буквы O·U·O·S·V·A·V·V в обрамлении букв D и M, расположенных строкой ниже. DM может означать Diis Manibus — «рука бога», центральная же аббревиатура остаётся непонятной.

Согласно одной из версий, данная надпись — это аббревиатура латинского высказывания «Optimae Uxoris Optimae Sororis Viduus Amantissimus Vovit Virtutibus», которое означает: «Лучшей из жен, лучшей из сестер, преданный вдовец посвящает это вашим добродетелям».

Бывший лингвист ЦРУ Кит Мэсси связал эти буквы со строфой 14:6 Евангелия от Иоанна. Другие исследователи считают, что шифр связан с масонством и может быть подсказкой, оставленной рыцарями-тамплиерами относительно местонахождения Святого Грааля.

Криптограммы Бейла

Криптограммы Бейла — это три зашифрованных сообщения, предположительно несущих в себе информацию о местонахождении клада из золота, серебра и драгоценных камней, зарытого якобы на территории Виргинии неподалеку от Линчберга золотоискателями под предводительством Томаса Джефферсона Бейла. Цена клада, ненайденного доныне, в пересчёте на современные деньги должна составлять около 30 миллионов долларов. Загадка криптограмм не раскрыта до сих пор, в частности, спорным остается вопрос о реальном существовании клада.

Предполагается, что Бейл зашифровал свои сообщения с помощью полиалфавитной системы, то есть одной и той же букве соответствовали несколько цифр. Криптограмма № 1 описывала точное местонахождение тайника, в то время как криптограмма № 2 представляла собой перечисление его содержимого. Список имен и адресов потенциальных наследников составлял содержимое криптограммы № 3. Из трех шифрограмм лишь вторая была декодирована и ключом оказалась Декларация независимости США.

В 1933 году шанхайский генерал Ван получил посылку — семь необычных слитков золота, внешне напоминающих денежные купюры. Но только все надписи на слитках были закодированы. Шифр, по мнению ряда криптологов, включает китайские иероглифы и криптограммы на латыни. Есть версия, что это описание сделки более, чем на 30 миллионов долларов.

Ни отправитель, ни причина столь «внушительного» послания, ни его содержание по сей день неизвестны.

Скрижали Джорджии — крупный гранитный монумент 1980 года в округе Элберт в штате Джорджия (США). Он содержит длинную надпись на восьми современных языках, а на вершине имеется более краткая надпись на 4 древних языках: аккадском, классическом греческом, санскрите и древнеегипетском.

Высота монумента почти 6,1 метра, и состоит он из шести гранитных плит общей массой около 100 тонн. Одна плита расположена в центре, четыре - вокруг неё. Последняя плита расположена поверх этих пяти плит. На камнях высечены десять кратких заповедей, провозглашающих важность контроля над численностью земного населения и других правил поведения человека на Земле. Например, первая заповедь гласит: «Поддерживайте число человечества ниже 500 миллионов в извечном балансе с живой природой».

Некоторые сторонники «теории заговора» полагают, что сооружение было создано представителями «мировой теневой иерархии», пытающейся контролировать народы и правительства мира. Послания же призывают к новому мировому порядку. Прошло уже более четверти века с момента открытия данного монумента, а имена спонсоров так и остались неизвестными.

Криптос — скульптура с зашифрованным текстом, созданная художником Джимом Санборном и расположенная перед штаб-квартирой Центрального разведывательного управления в Лэнгли, штат Виргиния, США. Начиная с момента открытия скульптуры, 3 ноября 1990 года, вокруг неё постоянно ходят дискуссии о разгадке зашифрованного сообщения.

Несмотря на то, что с момента установки прошло больше 25 лет, текст послания всё ещё далек от расшифровки. Мировое сообщество криптоаналитиков, наравне с работниками ЦРУ и ФБР, за всё это время смогли расшифровать только первые три секции.

До сих пор не расшифрованными остаются 97 символов последней части, известной как К4. По поводу разгадки шифра Санборн говорит, что он принял все необходимые меры к тому, что даже после его смерти не будет существовать ни одного человека, знающего полное решение загадки.

Записки Рикки МакКормика

Записки с непонятным текстом были найдены в карманах 41-летнего Рикки МакКормика, обнаруженного летом 1997 года на кукурузном поле в графстве Сент-Чарльз, штат Миссури. Тело было найдено в нескольких милях от дома, где безработный инвалид жил со своей матерью. Ни следов преступления, ни каких-либо указаний на причину смерти не было обнаружено. Дело отправили в архив вместе с таинственными посланиями.

Двенадцать лет спустя власти изменили свое решение, полагая, что это было убийство и, возможно, найденные записки смогут навести на след убийцы или убийц. В ходе расследования удалось установить, что МакКормик с раннего детства пользовался подобным способом излагать собственные мысли, но никто из родственников не знает ключ к его шифру. Попытки дешифровать сумбурные комбинации цифр и букв не увенчались успехом, несмотря на то, что власти выложили шифровки в интернет с призывом о помощи. В настоящее время вся общественность пытается помочь ФБР расшифровать их.

Елена Крумбо́, специально для сайта «Мир тайн»

В древности через долину Инда проходили пути миграции из Центральной и Западной Азии в . Здесь, в этой долине, человек создал одну из величайших цивилизаций. Все тот же Инд протекает по территории нынешнего Пакистана, и это накладывает на молодое государство отпечаток глубокой древности. Первые городские поселения в долине Инда возникли в ту же эпоху, когда складывались схожие цивилизации на берегах Нила и в междуречье Тигра и Евфрата. Развитие городов стало возможным благодаря достижениям материальной культуры в бронзовом веке - они позволили выращивать в речных долинах урожай, достаточный, чтобы прокормить все возраставшее население. Это способствовало развитию торговли с заморскими странами и установлению контактов с отдаленными землями. В результате в каждом из трех районов возникла своя особая система письма, но в их самых ранних формах имелось немало общего - то были изображения предметов, общих для трех цивилизаций.

Такое рисуночное письмо (пиктография) читается иначе, чем наше буквенное. Для понимания его необходимо, чтобы с каждым рисунком (пиктографом) ассоциировалось одно определенное значение. В процессе упрощения рисунок был сведен к контуру; понятия стали передаваться упрощенными символами. Именно так, стремясь сделать символы понятными другим людям, человек пришел к идеографическому письму. Этот процесс упрощения письма шел по-разному в каждой из трех цивилизаций.

В каждой из них существовал свой язык, и поэтому идеограммы их были обозначением слов соответствующего языка. Так упрощенные рисунки стали соотноситься со звуками речи. Следующий шаг в развитии письма - человек стал выражать знаками письма не только видимые объекты, но и звуки. Со временем рисунки, по сути, потеряли свой реальный зрительный образ и смысл. Они были сведены к символам и стали ассоциироваться со звуками.

Каждая из трех великих цивилизаций шла в этом отношении своим особым путем. В Египте была разработана иероглифическая система письма, в Месопотамии - клинопись, а вот письмо долины Инда по-прежнему остается загадкой, над разрешением которой бьются ученые. (А еще для письма в разное время и в разных местах применялись и разные материалы, даже такие необычные, как скажем тушь для ресниц водостойкая удлиняющая (вот такая), которую можно применить не только для красоты модницы, а и написать ей какое-нибудь послание).

Письменность забытых цивилизаций нуждается в дешифровке. Ее можно провести, либо установив значение символов (и тогда мы узнаем соответствующие им слова), либо распознав в письме звуки какого-нибудь известного нам языка и, наконец, установив соответствие между словами и звуками.

Такой метод оказался возможным для дешифровки иероглифов и клинописи благодаря тому, что были обнаружены надписи, выполненные в двух-трех системах письма или на двух-трех языках (двуязычные или трехязычные); в результате ученые смогли соотнести знаки со звуками, а затем расшифровать эти древние системы письма.

Розеттский камень с надписью на языке и на древнеегипетском языке (демотическими и иероглифическими знаками) помог раскрыть тайну древнеегипетских иероглифов. Но для письма долины Инда такой «Розеттский камень» пока не найден. Однако ученые продолжают исследования в этой области. Должен быть какой-то другой метод, который даст возможность расшифровать неизвестные системы письма. Ведь, в конце концов, символы - порождение человеческого ума, и создаются они в конкретном контексте. Поэтому если мы досконально изучим «культурный контекст», если сумеем распознать в нем символы и установить их значение, то окажемся на пути, который может привести к дешифровке забытой системы письма.

Можно взяться за решение задачи и по-иному. Среди множества современных языков мира есть взаимосвязанные друг с другом языки, образующие лингвистическую группу, которая в свою очередь входит в ту или иную языковую семью. Языки одной семьи отличаются своеобразием лингвистической характеристики слов.

Если письменность долины Инда использовалась одним из языков, принадлежащих к любой из сохранившихся языковых групп, то, изучив особенности их звукового строя, уловив характер моделей, по которым они изменяются, можно затем «наложить» эти звуковые модели на систему древней письменности и попытаться определить, согласуется
ли она с той или иной языковой семьей.

Несомненно, это сложный метод, но можно надеяться, что компьютеры помогут найти решение проблемы. Впрочем, машина работает лишь над заданиями, которые разрабатывает для нее человек, поэтому нам, прежде всего, надо основательно изучить проблему.

Пока не удалось обнаружить ни одной длинной надписи, относящейся к цивилизации долины Инда, найдены только краткие. В основном они выгравированы на печатях, но иногда это надписи на клеймах, бронзовых табличках, керамических изделиях. Печать как бы «негатив» надписи, и потому читать следует ее оттиск.

Обычно на печати имеется изображение животного (быка, слона, тигра, единорога и т. д.) и краткая (от одной до трех строк) надпись, расположенная, как правило, в верхней ее части.

Голова животного всегда обращена вправо; отсюда был сделан вывод, что надписи читаются справа налево.

Некоторые знаки письма долины Инда расшифровываются легко. Это короткие или длинные, от 1 до 12 вертикальных черточек. Предполагается, что они обозначают числа. Но только ли числа? Черточки встречаются в различных сочетаниях до и после других символов, и это наводит на мысль, что они обозначают слоги.

Одни ученые полагают, что краткие надписи на печатях лишь имена и звания их владельцев, использовавших печати с целью заверить подлинность документа или же в качестве торгового клейма на кипах хлопка и на тюках других товаров, которые шли в обмен на товары из дальних и ближних земель.

Такая интерпретация основана на сходстве этих надписей с написанием титулов и званий древних египтян. Удалось также установить сходство между знаками в этих надписях и в надписях на табличках, найденных в столь отдаленных от долины Инда районах, как остров Пасхи в Тихом океане, а также на табличках с хеттским иероглифическим письмом.

Однако нет никаких доказательств того, что схожие знаки в системах письма различных цивилизаций соответствуют одним и тем же звукам. Поэтому важно сперва исследовать систему письма долины Инда, а уже затем выяснять, можно ли отнести ее к той или иной языковой группе.

Возможен и другой метод: определить, к какой лингвистической группе может быть отнесен язык народа, населявшего в те времена долину Инда. Именно с этой точки зрения были тщательно проанализированы три языковые группы: индоарийская, мунда (прото-аустро-азиатская) и дравидийская.

Индоарийская группа отпадает по историческим причинам: арии появились в этом районе уже после гибели данной цивилизации. Некоторые ученые все же пытались связать их между собой. Другие пробовали установить связь между письмом долины Инда и значительно более поздней системой индийского письма «брахми». Однако эти исследования не дали никаких результатов, как и попытки связать письмо долины Инда с языковой группой мунда, которые оказались несостоятельными по причинам культурного и лингвистического характера.

Что касается дравидийских языков (брагуи, на котором и сейчас говорят в центральном Белуджистане, является их ветвью), то, как известно, они были распространены в этом районе до прихода ариев, и тут открывается возможность для поиска. Однако нет данных, свидетельствующих о распространении цивилизации долины Инда на основную часть Южной Индии, где сейчас говорят на дравидийских языках.

Но самое трудное - определить конкретную форму дравидийского языка, на котором могло говорить население долины Инда в тот период. Сейчас все усилия сосредоточены на том, чтобы восстановить этот язык и с его помощью расшифровать письмо долины Инда.

Между тем новые раскопки в Пакистане, южном Афганистане и Туркмении показывают, что в бронзовом веке общение между народами, населявшими эти районы, было более интенсивным, чем предполагалось раньше. Ряд других обстоятельств также наводит на мысль, что вопрос о том, на каком же языке говорило население долины Инда около 5000 лет назад, быть может, удастся решить путем изучения алтайской лингвистической группы.

Чтобы уяснить себе структуру письма долины Инда, ученые несколько раз пробовали рассмотреть в совокупности все имеющиеся надписи, расположить их в определенном порядке, установить точное число известных символов, определить начальный и концевой знаки и проследить, как изменяются знаки определенной формы.

В результате последней такой работы, проделанной Аско Парпола и его коллегами, финскими учеными в Скандинавском институте изучения Азии (Копенгаген), удалось сосредоточить весь материал в одном месте и с помощью компьютеров расположить его в соответствующем порядке. В таком виде он может быть успешно использован теми, кто возьмется за дешифровку письма долины Инда. Группа финских ученых тщательно проанализировала языки письма долины Инда и попыталась расшифровать их, приняв за основу дравидийские языки.

Общее число знаков, установленное Аско Парпола и его сотрудниками, - 396. Одни из них легко распознаваемы, как, например, знак человека, животного, птицы, рыбы, насекомого. Другие взяты из местной флоры - обозначают лист пипала, священного дерева, его цветок и, быть может, само дерево, есть также знак гриба. Некоторые символы обозначают предметы (лук и стрелу, сеть для ловли креветок, повозку на колесах), но большинство из них - просто линии или геометрические фигуры.

Знаки делятся на два типа: модификация одних достигается тем, что они используются в различных сочетаниях, модификация других - добавлением черточек. В чем суть этих двух способов модификации, пока установить не удалось. Предполагается, что они меняют смысл первоначального знака таким же образом, как грамматические аффиксы, присоединяющиеся к словам в языках алтайской и дравидийской групп.

Языки такого строя принадлежат к агглютинативному типу. Если к этому типу принадлежит и язык цивилизации долины Инда, то его можно проанализировать и произвести классификацию символов, выявив основные знаки и аффиксы. Аффиксы дадут возможность понять, как образуются грамматические формы и производные слов. А коль скоро это будет установлено, можно будет соотнести данную систему письма с определенной языковой группой. Но пока этот последний этап классификации системы письма долины Инда не произведен.

Отсутствие длинных надписей, восходящих к этой цивилизации, не должно служить препятствием для дешифровки. Быть может, кто-нибудь из ученых в отдаленном уголке Южной Америки, Африки или Китая посвятит себя решению этой задачи и проведет аналитическую работу, которая поможет нам открыть тайну письма долины Инда.