Меню Рубрики

За чистоту русской речи. Внеклассное мероприятие "за чистоту русского языка" классный час по русскому языку на тему

Постоянно сталкиваюсь с мнением радетелей чистоты русского языка и борцов с англицизмами типа «смузи» или «аутсорсинг». Лично меня эти потуги натянуть сову на глобус (заключить в жесткие рамки такую гибкую вещь, как язык) невероятно забавляют.

Особенно смешно выглядит этот языко-снобизм на фоне того, что даже самый ярый поклонник чистого русского в своей повседневной речи сыпет иностранными заимствованиями через каждое слово. Я думаю, что если копнуть, то в речевом обороте «классического» русского языка найдется не более 20% слов, которые хотя бы относятся к славянской группе.

Хотя не знаю, возможно, для них ненавистен именно английский «новорус», а термины из греческого, немецкого, французского и еще нескольких десятков языков это типа нормально.

Но нормально абсолютно всё, язык — живой организм, всё, что лишнее, будет со временем отторгнуто, всё, что приживется — это уже русское слово и точка!

Кстати, если кто думает, что заимствования — это проблема только русского языка, но на самом деле, тот же английский постоянно тащит в себя слова со всего мира и в этом нет никаких проблем.

Читал такое исследование, что языки малых народов самозащищаются от «захватчиков», в оборот приходят новодел, чтобы заменить международные общепринятые термины, типа компьютер или агрегатор. Это естественный процесс, если такой защиты не будет, то язык просто выродится через несколько поколений.

Языки же больших народов наоборот, с жадностью впитывают в себя всё новое, порой даже изменяя смысл оригинального слова (например Ксерокс, у нас это любой копировальный аппарат, а во всем мире — просто бренд оргтехники). И это хорошо, это обогащает язык, делает его более насыщенным, более гибким. Когда для одного явления есть несколько терминов, это гораздо лучше, чем когда их не хватает.

Вот вам мнение русского лингвиста, с которым я согласен:

Лингвист Владимир Плунгян - о том, действительно ли русский язык стал хуже

Русский язык деградирует - об этом переживают все, кроме лингвистов, которые почему-то спокойны и лишь посмеиваются…..

……Заимствования - вот самая частая жалоба. При этом в пример приводят подростковый интернет-сленг «го», «гамать» и «зарегаться», а сами совершенно спокойно рассказывают, как делают инвестиции, проводят мониторинги и учатся маркетингу. А ведь все эти слова -заимствованные.

……Почему старшее поколение раздражает молодёжный сленг

Каждый новый виток развития языка начинается с тех, кто моложе. Это и есть тот сленг, который раздражает старшее поколение, потому что он отличается от их языка. Но отличия в речи молодёжи были всегда.

……..Чаще всего задают такой вопрос: всё-таки зачем русский язык заимствует слова, для которых есть «свои» аналоги?

Владимир Плунгян: «Язык никогда не будет заимствовать то, что ему не нужно. У языка есть своя логика. Другое дело, что нам она может быть непонятна. К примеру, есть слово „подросток“ и вдруг появляется новое - „тинейджер“. И чем подростки нехороши? Зачем их называть непонятным словом? Есть ощущение, что в слове подросток русскому языку чего-то не хватает.

Если посмотреть на контекст, слово „подросток“ - такое казенное, медицинско-юридическое. „Проект, направленный на социализацию трудных подростков“ - так разговаривает государство. А когда мы говорим о современной городской среде, хочется более современного слова. Словосочетания „трудные тинейджеры“ никто не слышал.

Зато есть „телешоу для тинейджеров“, „смс-зависимость современных тинейджеров“. Разница между этими словами существенная!».
В огромном количестве случаев заимствования ничем не заменить - в нашем языке для них нет простых коротких слов.

Владимир Плунгян: «„Спойлер“ - очень ёмкое и полезное слово. В словаре, чтобы объяснить его на русском, нужны несколько строчек убористого текста - „преждевременно вскрытая важная информация, которая портит впечатление от просмотра фильма или прочтения книги“.

Разве язык испортился от того, что это слово появилось? Он лучше стал».
Русский язык не портится и не может испортиться в принципе. Потому что он реагирует на все изменения в обществе. А если язык реагирует, значит, он жив, он выполняет свою работу, он развивается, он отвечает на вызовы времени (кстати, ещё 20 лет назад мы так не говорили).

Если бы мы продолжали пользоваться языком Марлинского или даже Довлатова, мы бы просто не справились с описанием современной жизни.

Ну как, вы еще боретесь за чистоту русского языка?

Чтобы не потерять этот сайт из виду: - вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Реферат "За чистоту русского языка"



I. Введение.. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.. Ненормативная лексика.. Заключение.


Введение


Современное состояние русского языка в России вызывает тревогу профессиональных словесников, ученых-лингвистов, писателей, президента страны В.В.Путина. Эту обеспокоенность я почувствовала, находясь на Всероссийской олимпиаде в Москве, в выступлении перед участниками олимпиады кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой русского языка ИИЯ РУДН Синячкина В.П., в обращениях к министру Просвещения Фурсенко учащихся школ России.

Языковая культура россиян, в первую очередь молодежи, далека от тех литературных норм, которых придерживались А.С.Пушкин, создатель русского литературного языка, И. С. Тургенев, тонкий ценитель «великого и прекрасного», Л.Н.Толстой, великолепно умеющий передавать сложные оттенки чувств героев.

Сочный, искрящийся, самобытный язык нашего народа, отточенный, красивый, богатый, глубокий язык наших русских писателей и поэтов находится в опасности потому, что так называемая ненормативная лексика, составляющая два-три процента нашей словесности, стал в современном русском языке доминировать.

Глубокие раздумья о состоянии нашего русского языка побудили меня взяться за этот реферат. В основу моей работы легли материалы энциклопедического словаря юного литературоведа, филолога, прослушанные в школе элективные курсы по русскому языку, труды Бабайцева и Ладыженской, Брагиной и Синячкина.

Своей работой я хочу привлечь внимание моих одноклассников, моих сверстников к этой проблеме, пробудить в них национальное самосознание, помочь понять, что изумрудная россыпь родной словесности лишь тогда победит языковую шелуху, когда она осветит душу каждого своим редкостным сиянием.

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется

русский язык жаргонный термин

Доброе и злое, смелое и робкое, мудрое и глупое, искреннее и лживое, торжественное и обыденное - все это о слове, с помощью которого можно и признаться в любви, и укорять в ненависти, восхвалять красоту и обличать безобразие, рассказывать о подвиге и о предательстве, изображать свет и тьму, праздники и будни, радость и грусть, молодость и старость. С помощью слова можно подарить надежду и вселить разочарование, убедить в величии и унизить до ненависти. Словом можно ранить, а можно возвысить. Невозможно до конца осознать, каким удивительным инструментом выражение наших мыслей и настроения мы обладаем.

Трудно сказать, с какого возраста человек осознает, что для решения всех проблем, больших и малых, есть прекрасное средство - язык. Мне кажется, это я осознала с первым проблеском своего детского сознания, когда покорилась магии звучных слов: мама, дай, хочу. Я поняла, что смысловая суть этих слов удовлетворяет мои первейшие запросы.

Я росла, а вместе со мной рос мой язык, прекрасный русский язык. Меня «поили» им с рождения, с колыбели слышала я самую чистую русскую речь из сказок А.С.Пушкина, эти дивные родные слова впитала я в себя, они просто пришли ко мне и ласково легли в душу.

Родной язык, язык моих любимых поэтов и писателей помог увидеть серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, журавлиный косяк в небесной лазури. Увидела и изумилась! Без него, без русского языка, осталась бы я нема и глуха к этим красотам.

Ненормативная лексика


К сожалению, сейчас для этого богатого и красивого языка настало трудное время; происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности.

Это напрямую отражается и в языке. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную, грубую речь, граничащую с уголовным жаргоном, упрощенную до крайности пошлого вкуса! Нашему «великому и могучему» русскому языку угрожают четыре проблемы:

Засорение терминами и словесными оборотами иностранного происхождения.

Все более широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера.

Отказ ближнего зарубежья от изучения русского языка.

Ограничение использования его в качестве одного из мировых языков международного общения.

Уходят исконные слова и выражения, появляются новые, но вместе с тем и чужие понятия. Так нельзя! Мы русские (а еще раньше - русичи), всегда отличались красотой и певучестью речи. Не понятно, почему мы так приклоняемся перед всем иностранным и неоправданно употребляем слова, которые могут быть заменены русскими соответствиями.

Наверное, стоит поучиться у французов, которые за любые публичные нарушения норм национального языка, за посягательство на него в угрозу иностранщины, накладывают внушительные штрафы. В Польше проводят общенациональные контрольные на знание родного языка. Очень консервативные в смысле защиты от всего наносного остается немецкий язык. И подобных примеров в цивилизованных странах очень много.

У нас же родной язык гибнет, разлагается. А поскольку он является не только средством общения, но и хранителем культуры, то разрушается и сама культура.

Недавно по всем каналам прошел сюжет о том, как губернатор Ульяновской области учинил аппаратчикам всех уровней экзамены по русскому языку. Правильно! Иногда стыдно слышать выступления представителей власти, нарушающих нормы литературного языка. Но не экзамены нужны, а системная работа, возведенная в ранг государственной политики сбережения языка.

В силу своего возраста и неопытности я не могу представить эту систему работы, но понимаю, что ею должны быть охвачены детсады и школы, библиотеки и досуговые центры, телевидение и печать, высшие учебные заведения и органы власти, родители, ученики, писатели, деятели культуры, политики.

Увеличить количество уроков русского языка в старших классах.

Обратить внимание министерства просвещения на учебники, по которым работают школьники. Они должны быть красивыми по форме и умными, глубокими по содержанию.

Расширить круг научно-популярных передач по лингвистике.

Сделать классические произведения мировой литературы доступными каждой семье.

Ограничить доступ на телевидение, на страницы журналов и газет жаргонных, вульгарных слов, слов-пустышек.

На телевидении должно быть больше молодежных шоу, из которых было бы понятно, что говорить на правильном русском языке модно, потому что мы, молодые, подвержены моде.

В школах проводить больше уроков, интересных мероприятий по культуре речи.

Нам необходимо привить любовь к языку у граждан и, в первую очередь, у современной молодежи, чтобы показать роль русского языка на мировом ристалище и в межгосударственных связях.

Общая борьба, именно борьба, за чистоту родного языка даст свои результаты, если в стране будет объявлен не год русского языка, а век русского языка.

Заключение


Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.

Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к хорошей музыке, живописи.

В процессе работы над рефератом это я осознала еще глубже, уяснила для себя, что правильная, безошибочная речь - лучшая характеристика образованного человека. И, поэтому, насколько позволяет мне возраст, мои знания, силы, я буду пропагандировать в школе и среди моих сверстников великое русское слово.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дорогие друзья!

Мы открываем новую рубрику «Возрождение нравственности». Так или иначе все выпуски нашей рассылки посвящены этой теме. Однако, в рамках статей данной рубрики мы постараемся выделить наиболее существенные проблемы современности в сфере морали и нравственности.

И начнём с самого простого – с нашей речи. К сожалению, отсутствие культуры речи – это настоящий бич нашего времени. Различные виды сленга, нецензурная лексика настолько распространены в наше время, особенно в среде молодёжи, что это напоминает настоящую речевую эпидемию. Можно ли что-то противопоставить этому? Конечно можно – культуру и знания!

В сегодняшнем выпуске предлагаем вашему вниманию материалы о культуре речи.

Первая статья (в сокращении) журналиста Александра Ярошенко, напечатанная в «Российской газете» от 21 мая 2008 г.

Вторая – статья «За Чистоту речи русской!» педагога из Владивостока Зои Галицкой. Статья была напечатана в «Приморской газете» 17 августа 2007 г.

Больше половины населения России не обходятся без «крепкого» слова

…Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) недавно провел опрос россиян и выяснил, что нецензурная брань раздражает примерно половину наших соотечественников, почти четверть из них не скрывают своего негодования по этому поводу.

20 процентов опрошенных регулярно пользуются блатной терминологией. 13 процентов населения постоянно применяют в своем разговоре интернет-сленг – новые технологии не щадят даже язык.

Ситуация по распространению «языкового рака» (так филологи называют мат) со временем принимает все более распространенные формы. Сегодня, по данным социологов, 61 процент опрошенных не скрывают того, что используют ненормативную лексику в своей повседневной жизни.

По данным всезнающей статистики, 78 процентов россиян считают, что за чистоту языка нужно вести целенаправленную борьбу. Только 11 процентов опрошенных не видят в этом никакой необходимости.

Сегодня во многих российских деревнях матом ругаются, что называется, и стар и млад (в селе это просто более наглядно и заметнее). Ушло из жизни поколение наших бабушек и дедушек, получивших образование в церковно-приходских школах, в их речи матерщина практически отсутствовала полностью.

Сейчас старшее поколение – это те, чья молодость пришлась на годы первых советских пятилеток, тогда общество активно искореняло «народный опиум» – религию. А вместе с этим существенно снизились нравственные требования к родному языку.

Характерно, что уровень образования не всегда влияет на культуру речи. Многие наши артисты, спортсмены и политики грешат сквернословием.

Филологи полагают, для того чтобы защитить русский язык, нужно более глубоко изучать его в школе. Практически все специалисты в области языка признают, что для того чтобы защитить речь от ненормативной «опухоли», необходимо с самого детства больше читать русскую литературу, правильно говорить в семье.

Более половины опрошенных считают, что за чистоту языка нужно бороться всеми доступными средствами. Эта идея особенно популярна среди граждан старше 60 лет. 61 процент участников опроса полагают, что государство должно всеми мерами бороться за чистоту родного языка. Это мнение разделяют более половины опрошенных из числа молодежи в возрасте от 18 до 24 лет.

Аксиома, что мат как ржа разъедает нашу нравственность, выхолащивает душу и делает людей духовно беднее, примитивнее, если хотите. Некоторые ученые предполагают, что слово имеет энергетику, силу и вес. Например, когда на воду читают молитву, то она меняет свою структуру. То же самое происходит, когда возле сосуда с водой ругаются матом, после этого резко меняется ее кристаллическая решетка. Надо полагать – не в лучшую сторону.

Александр Ярошенко

За Чистоту речи русской!

«Есть пороки, которые не меньше пьянства растлевают душу народную, заражают духовную атмосферу на Руси и иногда становятся прямо нетерпимыми. Таков порок сквернословия и «черного слова», – писал архиепископ Никон (Рождественский) в 1915 году.

В последнее время наряду с курением, употреблением пива стало очень распространённым явлением сквернословие. На улицах совершенно безнаказанно звучит бранное слово. Сквернословят, никого не стесняясь, часто утверждая, что разговаривают «по-русски».

В русскую речь сквернословие входило в исторически сложные для России периоды и поэтому ощущение греховности ругани есть у каждого человека.

Из всех грязных слов, которые сейчас произносят, многие тюркского происхождения и пришли к нам в период татаро-монгольского нашествия как хула на Бога и на Матерь Бога, которых почитают христиане, и как осквернение, принижение женского начала.

В массовом масштабе сквернословие стало входить в быт русского человека перед революцией. Пьяные матросы, бунтующие толпы, всевозможные «шариковы» и даже «прогрессивные» студенты время от времени отпускали пошлые словечки и грязные выражения.

Этнопсихологи обнаружили, что по сочетанию звуков мат во многом схож с древнешумерскими шаманизмами. То есть шаманы во время камлания (колдовства) выкрикивали определенные сочетания звуков для привлечения злых духов.

Если человек постоянно использует бранные слова, то он как бы привлекает в свое поле тех же злых духов, и рано или поздно наступает момент, когда человек теряет над такими духами контроль. В христианстве это называется «одержимостью». В психиатрии – «синдромом Торетта». А выглядит это так: когда человек открывает рот, у него непроизвольно вырываются бранные слова. И своей волей он не способен остановить этот поток.

Что же говорят современные ученые об отрицательных последствиях употребления сквернословия?

В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П. Гаряев и кандидат технических наук Г.Т. Тертышный несколько лет тому назад проводили исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: отчего так много больных, отчего такая высокая смертность, что же происходит сегодня с родом человеческим?

С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание человеческой речи непосредственно влияет на человеческий геном (совокупность всей генетической информации организма).

Если человек в своей речи использует нецензурные выражения, его хромосомы начинают менять свою структуру. В том случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться своего рода отрицательная программа.

Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам человека. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации». Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению мощностью в тысячу рентген!

Подобная способность воздействовать словами на программу наследственности человека наиболее часто упоминается в религиозной литературе. Она известна человечеству с древнейших времен. Из отечественной литературы мы знаем, что благодаря молитвам святых и праведников исцелялись безнадежно больные люди. Благословение при этом распространялось не только на самого человека, но и на его потомков.

Таким образом, слово – обоюдоострый меч!

Вывод ученых: ДНК воспринимает речь и е е смысл . Волновые «уши» ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания.

П.П. Гаряев считает: с помощью слова, речи, а значит – мысли (ибо речь есть результат мышления) человек, как скульптор, ваяет свой генетический аппарат.

Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно и скрыто. Так от поколения к поколению, как снежный ком, нарастают негативные, саморазрушительные процессы, заложенные в человеческом геноме его речью. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным «героем» .

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя: словесная речь человека – это невидимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом», – писал еще в XIX веке российский лексикограф, писатель и врач, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.

Зоя Галицкая, г. Владивосток





Жаргонизм – это слово или выражение, принадлежащее какому-либо жаргону. Итак, в современной жизни нередко можно увидеть девушку, идущую с сигаретой и разговаривающую матом по телефону. Не знаю, как у вас, а у меня это вызывает чувство отвращения. Сейчас все изменилось, и из нежных, ранимых созданий девушки превратились в грубых и жестких существ. Очень жаль, что многие перестали обращать внимание на это, не понимают, из-за чего все начинается. А ведь следить за своим поведением и за своей речью, очень тяжёлый труд, который большинству нынешней молодёжи кажется безрезультатным. А напрасно.






Плохое воспитание и образование в первую очередь провоцирует нецензурную речь. С самого раннего детства ребёнок подражает родителям, и если при его воспитании используется ненормативная лексика (пусть даже не конкретного в его адрес), то когда человек становится взрослым, он не отказывается от этой привычки, заложенной в него родителями. Образование воспитывает в человеке ответственность, умение ставить перед собой цели, грамотность, а значит и культуру речи, поэтому чистота речи зависит и от образования.


Неумение вести себя уважительно по отношению к другим тоже накладывает отпечаток на речь человека. Когда молодой человек не видит среди других людей разницы ни в возрасте, ни в статусе, ни в положении, он будет говорить со всеми, как со своими друзьями, приятелями и сверстниками, используя те же самые жаргонизмы и прочие, засоряющие речь, слова. А значит, его речь станет очень далека от правильной речи. Воспитанный молодой человек всегда будет уважительно относиться и к своим сверстникам, и к людям старшего возраста, используя грамотную речь.



Язык это не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждой фразе прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей.






Цели проекта:Выяснить, что «загрязняет» русскую речь.
Выяснить причину возникновения этих факторов.
Найти способы решения проблемы.
Привести примеры действий, направленных на
очищение русского языка.

Загрязнение русского языка

Несмотря на то, что русский язык словесно
богат, в нем также имеют место жаргонизмы,
слова-паразиты и многое другое. Существует
еще много факторов ухудшения русской
словесности, но для того, чтобы понятно и
просто объяснить всю суть проблемы, я
приведу пример на жаргонизмах.

Жаргонизм – это слово или выражение,
принадлежащее какому-либо жаргону.
Итак, в современной жизни нередко можно увидеть
девушку, идущую с сигаретой и разговаривающую
матом по телефону. Не знаю, как у вас, а у меня это
вызывает чувство отвращения. Сейчас все
изменилось, и из нежных, ранимых созданий
девушки превратились в грубых и жестких
существ. Очень жаль, что многие перестали
обращать внимание на это, не понимают, из-за чего
все начинается. А ведь следить за своим
поведением и за своей речью, очень тяжёлый труд,
который большинству нынешней молодёжи
кажется безрезультатным. А напрасно.

Статистика

К сожалению,
статистика не
радует: количество
ненормативной
лексики почти
приравнивается к
количеству цитат в
русской речи.

Причины вульгарной речи:

Плохое воспитание и образование.
Неумение вести себя уважительно по
отношению к другим.
Неуважении к самому себе, как следствие
вышесказанного.

Плохое воспитание и образование в
первую очередь провоцирует нецензурную
речь. С самого раннего детства ребёнок
подражает родителям, и если при его
воспитании используется ненормативная
лексика (пусть даже не конкретного в его
адрес), то когда человек становится
взрослым, он не отказывается от этой
привычки, заложенной в него родителями.
Образование воспитывает в человеке
ответственность, умение ставить перед собой
цели, грамотность, а значит и культуру речи,
поэтому чистота речи зависит и от
образования.

Неумение вести себя уважительно по
отношению к другим тоже накладывает
отпечаток на речь человека. Когда молодой
человек не видит среди других людей
разницы ни в возрасте, ни в статусе, ни в
положении, он будет говорить со всеми, как
со своими друзьями, приятелями и
сверстниками, используя те же самые
жаргонизмы и прочие, засоряющие речь,
слова. А значит, его речь станет очень далека
от правильной речи. Воспитанный молодой
человек всегда будет уважительно
относиться и к своим сверстникам, и к людям
старшего возраста, используя грамотную
речь.

А также, все мы знаем, что учителя русского
языка и литературы всегда грамотно и правильно
выражают свои мысли, мы пытаемся им
подражать, учимся у них, но есть учителя по
другим предметам, которые используют в своей
речи молодежный слег, диалектизмы, словапаразиты, а значит в плане чистой речи они
перестают быть для нас образцом. А ведь
хороший учитель – учитель во всем. Поэтому, я
считаю, что каждый человек, какого бы он
возраста и профессии не был, должен уважать
не только окружающих, но и себя, а значит
стараться разговаривать грамотно.

Язык - это не только метод общения, также он
является одним из признаков жизни народа, его
использующего; это книга, в которой
отображается вся история развития народа, весь
его исторический путь, начиная от древнейших
времен до наших дней. В каждой фразе
прослеживается историческое прошлое,
неотступно сопровождающее людей;
прослеживается настоящее, и, возможно,
будущее всех тех, кто с молоком матери
впитывал в себя русские слова, наполненные
любовью близких и дорогих сердцу людей.

Но, как бы ни была распространена нецензурная
речь на сегодняшний день, борьба с ним
существует. Проводятся акции, вывешиваются
плакаты с соответствующими лозунгами, в
школах проводится специальные мероприятия.

И разобравшись в проблеме загрязнения,
становится ясно, что искоренять нужно не мат, а
его причины.

Итак, подведём итоги:

Мы выяснили причины загрязнения русской речи.
Узнали о причинах вульгарной речи.
Рассмотрели примеры мероприятий,
посвященных чистоте русской речи.
Каждый для себя сделал вывод, узнав всё
увиденное здесь.