Меню Рубрики

Ушел из жизни кардиохирург яков бранд. Доктор бранд уважает субботу Яков брандт его семейная жизнь


– Вы ходите в кино? Или дома предпочитаете смотреть?

– Мой первый привод в милицию был связан, между прочим, с кино. Показывали индийский фильм «Мазандаранский тигр», а мы, мальчишки, курили в зале, за нами и пришли…

Я вообще киноман, но в кино хожу редко – не переношу этот запах попкорна. А дома у меня очень много фильмов, недавно отдал сыну 400 кассет…

– И что же это за кино?

– Разное, но в основном для семейного просмотра. Могу посмотреть боевик какой-нибудь, если устал. Люблю все фильмы о Джеймсе Бонде. Обожаю документальные фильмы, документальные сериалы. Из недавнего: восемнадцатисерийный «Последний миф» Владимира Синельникова – о Второй мировой войне.

Если говорить о телевизионном кино, то его смотреть противно. Понимаете, я хирург, но я устал смотреть на экране на дергающиеся ноги трупа, льющуюся кровь и изуродованные тела. Достаточно уже, сил нет. Где хорошие фильмы? А где комедии? Где «Кавказская пленница»? Нет комедий, кончились.

– Почему?

– Не знаю, почему. Наверное, потому что жить стало лучше, жить стало веселее.

– А американские комедии?

– Ну, если только с Эдди Мерфи.

– А из наших артистов кто вам нравится?

– Машков, Меньшиков, Бодров-младший, Сухоруков.

– А женщины?

– С женщинами у нас, знаете ли, напряженно. С актрисами, я имею в виду.

– Как же так? Обычно говорят, что в России много красивых женщин и актрис.

– Женщин красивых много, но места, где они водятся, как-то изменились. Красивых женщин больше где-нибудь в ночных клубах, а не во ВГИКе.

– В ночных клубах – это плохо?

– Я не говорю, что плохо. Просто в кино они не идут. Или их не берут. В кино я не вижу женщин, с которыми мне бы хотелось оказаться… ну, например, вместе в одном фильме. Я не знаю, почему нет актрис. Я могу сказать, почему бывают плохие медсестры, а почему актрисы – не знаю.

– А самый неприличный фильм в вашей жизни помните?

– Самый неприличный фильм был «Анатомия любви». Там героиня целует героя в живот в течение пятнадцати секунд. Смертельный номер. Я в детстве ради этих пятнадцати секунд восемь раз ходил смотреть. Представляете, какое было впечатление, если я помню до сих пор.

– Вам нравятся фильмы про врачей?

– Не очень я их помню. Хороший был фильм про доктора, который антибиотики открыл. Как он назывался? С Ией Саввиной? Но вообще про врачей трудно снимать кино. Там же ничего не происходит. Ни за кем не гоняются. Никого не убивают. По крайней мере нарочно.

– Была такая попытка – американский сериал про скорую помощь. Разве плохо?

– Не плохо. Хотя там многое за уши притянуто. Но хотя бы нет явных медицинских глупостей.

– Как вы думаете, что еще надо было бы экранизировать?

– Основные произведения, ценные в мировом масштабе, уже экранизировали. Может быть, что-то еще из Проспера Мериме. Может быть, хорошей фантастики побольше. Может быть, детские книжки. И библейские истории.

А еще можно экранизировать архивы КГБ. Мне кажется, где-нибудь в архивах Лубянки можно брать целыми полками. Протяни руку – готовый сценарий. О том, что делали с людьми. Как жены сдавали мужей, как дети отказывались от родителей. Но чтобы об этом рассказать, наверное, еще понадобятся многие годы.

Могу одно сказать: товарищи кинематографисты, делайте больше фильмов, хороших и разных.

Знаете, о чем я жалею? Что нет сейчас Дома кино – каким он был раньше. Когда это было самое престижное место в Москве, куда все ломились. А сейчас? Не ломятся. Чтобы там снова был самый лучший ресторан. И чтобы туда опять невозможно было попасть. И я хотел бы, чтобы все премьеры проходили в Доме кино. И без попкорна.

Профессор, доктор медицинских наук, научный руководитель отделения неотложной коронарной хирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского

ФОТО: https://www.instagram.com/p/BjAcu0NgV15/?taken-by=sklif.official

Утром во вторник, 12 июня, в Москве скончался известный кардиохирург Яков Бранд. Об этом сообщил его сын Петр Бранд.

Прощание состоится 15 июня 2018 года в 11:00 в историческом корпусе НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, - уточнил он.

Совсем недавно Яков Бениаминович отпраздновал свое 63-летие.

СПРАВКА


Родился 20 мая 1955 года в Одессе, где окончил в 1979 году Одесский государственный медицинский институт. Имел более чем 35-летний опыт работы в кардиохирургии

Яков Бениаминович Бранд - профессор, доктор медицинских наук, научный руководитель отделения неотложной коронарной хирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Родился 20 мая 1955 года в Одессе, где окончил в 1979 году Одесский государственный медицинский институт. Имел более чем 35-летний опыт работы в кардиохирургии. Представитель научной школы, руководимой академиком РАН, профессором Акчуриным. Входил в состав бригады хирургов, выполнявших операцию аортокоронарного шунтирования первому президенту РФ, Борису Ельцину.

Лауреат столичной Премии в области медицины за работу «Хирургическое лечение различных форм ишемической болезни сердца». Автор и соавтор более 200 научных работ в различных областях хирургии, автор монографии «Хирургическое лечение острых расстройств коронарного кровообращения». Член Ассоциации сердечно-сосудистых хирургов России и ряда стран. Долгое время работал ведущим телепередач «Без рецепта» и «Кома» на канале НТВ.


Операционная бригада отделения экстренной микрохирургии на базе 51-й ГКБ, выполнившая уникальную операцию по реплантации ног трехлетней девочке (слева направо): Яков Бранд, Елена Антонюк и Рамази Датиашвили.

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Могели Хубутия, президент НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского:

Это был удивительно дружелюбный трудолюбивый человек. Блестящий хирург, который не знал покоя. У него был отдел круглосуточной кардиохирургии, это очень тяжелый хлеб. Таких вообще очень мало, он работал день и ночь и был искренне предан своему делу. И я это говорю не потому, что о мертвых или хорошо или ничего. Нет. Я говорю это абсолютно искренне, ведь нас связывала и личная дружба. После себя он оставил поколение хороших хирургов. При этом это не он считал, сколько у него учеников, а наоборот, его воспитанники сами называли его учителем. И сегодня эти люди блестяще оперируют. У него вообще много заслуг, и если мы сейчас возьмемся их все перечислять, нам одного разговора точно не хватит.

Михаил Алшибая, кардиохирург, отделение коронарной хирургии Научного центра Сердечно-сосудистой хирургии им.Бакулева:

Я давно знал Якова, лет 25-30 уже наверное. У нас всегда были отличные отношения. О Якове я могу сказать только хорошее, и как о профессионале своего дела, и как о человеке. Он вообще всегда жизнь любил. Ребенок вот у него не так давно родился. Фотографией он еще увлекался, довольно глубоко и профессионально в эту область вошел, снимки свои регулярно публиковал. Меня это всегда восхищало. Ужасно жаль его, ведь сравнительно молодой человек, 64 года всего. Наверное, трагедия любого врача в том, что в какой-то момент он сам становится пациентом. Хотя о медицинских проблемах мы с ним лично никогда не говорили. Мы много спорили дружески о медицинских вопросах, но здоровье друг друга не затрагивали. И вот теперь он ушел. Это очень печально.

Вадим Андреев, доцент кафедры неотложной и общей хирургии Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования на базе НИИ скорой помощи имени Н.С. Склифосовского:

Человек был совершенно уникальный, веселый, с ним всегда было интересно. Великолепный хирург и товарищ. Что еще можно о нем сказать? Очень грустная новость. Горькая ирония, да, но врачи и умирают обычно от того, что сами лечат. Онкологи от онкологии, кардиологи - от болезней сердца.

Виктор Соколов, руководитель отделения неотложной кардиохирургии НИИ скорой помощи имени Н.С. Склифосовского:

Это был очень хороший человек, занимался большой серьезной работой. Конечно, мы все сожалеем о его кончине. Однако сказать, что мы были не готовы к этому, нельзя. Его друзья и коллеги знали о его болезни, все это на наших глазах протекало. Разумеется, его будет не хватать. Как и любого человека, с которым много времени провели вместе, работая параллельно. Можно долго не видеться, но все всегда знают, что рядом находится такой человек, к которому всегда можно обратиться, который может обратиться к тебе, вопрос какой-то обсудить. Отличный был человек.

До начала своей медицинской карьеры Яков Бранд побывал абитуриентом ВГИКа. Правда, недолго. На приемных экзаменах он с треском провалился. «Здравствуйце!» - сказал коренной одессит. И услышал в ответ: «До свидания!» В родной Одессе его театральным образованием занимался руководитель студии Дома железнодорожников по фамилии Рыбченко. Очевидно, подготовка будущей телезвезды - а в студии он был кукловодом - оказалась недостаточной для главного кинематографического вуза страны. Зато недюжинные актерские способности пригодились юному Яше в заводском пионерском лагере под Одессой. На заводе работал его дядя. Чтобы племянника приняли в дружный лагерный отряд, ему пришлось стать Леней Лушером - так звали дядиного сына. И он так вжился в образ этого самого Лушера, что не отзывался на свое настоящее имя. Чтобы не выдать себя в течение двух месяцев пионерского лета, будущий доктор Бранд представлял себе, что он разведчик на чужой территории. И так продолжалось в течение пяти школьных лет. Пять лет - и ни одного провала!

Эти ухищрения были нужны, чтобы получить бесплатную путевку в лагерь. Родители Якова были врачами, а врачи, как известно, и тогда не получали достойной зарплаты. Зато родители Якова Бранда имели достаточно редкую фамилию. Возможно, предки обаятельного доктора «из телевизора» жили когда-то в Германии. Яков Бениаминович хотел бы найти однофамильцев и создать «Общество Брандов». Такие мысли посещают известного врача-телеведущего сегодня, а в юности с своей полунемецкой и полуеврейской фамилией Бранд не мог поступить в Одесский мединститут. Политика партии была направлена на создание коренных национальных кадров, в вузы охотно принимали людей из окрестных деревень и сел с украинскими фамилиями, а не русских, армян, грузин, евреев и так далее. Поэтому начать медицинское образование пришлось с Кемеровского мединститута, а продолжить в Одессе.

Можно только подивиться нашей еврейской изворотливости: чтобы попасть в пионерский лагерь, пришлось из Яши Бранда стать Лешей Лушером, а чтобы стать врачом, понадобилось совершить путешествие из Одессы в Кемерово и обратно.

Выбор медицинской профессии был неслучаен - Яков пошел по стопам родителей. Да и склонность к тележурналистике доктору Бранду передалась по наследству. Отец, к сожалению, уже покойный, в молодости, до получения медицинского образования, окончил еврейский журналистский техникум в Харькове и был одним из главных специалистов в Советском Союзе по идишу - к нему приезжали консультироваться из разных городов. Он остался верен языку наших бабушек и дедушек и до последних дней писал в газету «Биробиджанер штерн». Но сам Яков Бениаминович знает на идише всего несколько фраз, его больше интересует иврит. «Идиш мне не очень нравится - в нем много от немецкого, и моя генетическая память противится этому», - говорит доктор Бранд.

Отец Якова и сам не стремился научить сына идишу, полагал, что в советской действительности мамэ лошн вряд ли ему понадобится. Зато, невзирая на полукочевую жизнь по военным городкам, Бениамин Бранд потратил немало сил, чтобы его сын овладел русским языком. В пятом-шестом классах у Яши были двойки по этому предмету. Впрочем, отца это волновало гораздо больше, чем сына. Наверное, поэтому в течение нескольких лет, с седьмого по десятый класс, отец чуть ли не каждый день писал с Яшей диктанты. Много внимания сыну уделяла и мама. «Не ошибусь, если скажу, что я вырос в хирургическом отделении, - признается Яков Бранд. - С трех лет мама брала меня с собой на работу - не с кем было оставить дома. Я до сих пор уверен, что расти в хирургическом отделении не менее романтично, чем за кулисами театра или на съемочной площадке. Мамины больные очень любили меня, они учили меня не только грамоте, но и игре на гитаре».

Сталин в полный рост

В НИИ Склифосовского в кабинете доктора Бранда много фотографий - политических деятелей, актеров. И среди них - портрет Сталина в полный рост, в шинели. Под ним - известный лозунг: «Кадры решают все». Оказывается, доктор Бранд неравнодушен к Сталину, даже хочет написать о нем сценарий или книгу. И это несмотря на то, что дед Якова Бениаминовича, ткач, родом из Польши, в 1927 году бежал в страну «восходящего солнца социализма», в 1937 году был репрессирован и спустя шесть лет погиб в сталинских застенках. «Меня интересует личность Сталина, - говорит доктор Бранд. - Да, он был злодей и маньяк. Но этот человек держал в руках весь мир. И никто не попытался понять, как он смог этого достичь. Все, что я читаю о нем, делится на две категории: первая - это светоч всех времен и народов, вторая - это такая сволочь, такой гад, какого мир еще не видел. А я не могу уйти от мысли, что этот неказистый, невысокого роста грузин был человеком гениальным, а по сути - всемирным диктатором».

Лучшие дня

Многое кажется Якову Бранду загадочным в жизни «отца всех времен и народов». И то, что он родился примерно одновременно с Адольфом Гитлером, но тот был мелкой сошкой по сравнению с ним. И то, как Сталин сумел построить политику, государство и индустрию. Однако самое загадочное - как ему удалось заставить православный народ истреблять свои святыни? Все это хотел бы понять доктор Бранд.

Как общество «Память» возвращает память евреям

Евреи постоянно мигрируют: кто в Израиль, кто в США, кто в Германию. Но доктору Бранду удалось избежать «отъездной» эпидемии. И немалую роль в его решении остаться в России сыграла общение с такими медицинскими светилами, как Ренат Акчурин, Евгений Чазов, Михаил Перельман, Борис Петровский и знаменитый Майкл Дебейки из Бостона.

Но перемены места жительства в жизни Якова Бениаминовича все же случались. К примеру, из Одессы он попал в Москву, как он сам говорит, «обычным путем» - женившись на москвичке. В столице он начал работать врачом в 51-й больнице, в отделении экстренной микрохирургии под руководством профессора Акчурина, который стал его Учителем.

В Одессу доктор Бранд наведывается нечасто - говорит, нет повода. Отца похоронил в Москве, и теперь, по еврейской традиции, бывает на его могиле два раза в год - в день смерти и в день рождения. «Так принято у евреев - мужчины не могут посещать кладбище чаще». А еще доктор Бранд с почтением относится к Субботе: в шабат не бреется и не водит машину. Три года назад он перестал есть свинину. И для здоровья не вредно, и как бы кашрут соблюдает. Вот так постепенно евреи становятся евреями. Как это ни парадоксально, вернуться к своим корням Якову Бениаминовичу в какой-то степени «поспособствовала» организация «Память», известная своей антисемитской направленностью.

Телетерапия по Бранду

Доктор, который раздает рецепты здоровья миллионной аудитории телезрителей, сам, увы, не свободен от вредных привычек. Свою приверженность к сигарете Яков Бениаминович объясняет так: «Я должен быть неумным хотя бы в чем-нибудь. Но все-таки я надеюсь, что в ближайший год брошу курить. Не скрою, я люблю курить - получаю удовольствие от сигареты. Но все равно завяжу, хотя бы только из-за того, что нельзя быть рабом своих привычек».

Из полезных привычек доктора Бранда можно назвать любовь к пению. Правда, поет он редко, но знаменитую утесовскую песню «У Черного моря» вспоминает часто. Даже напел мне из репертуара Утесова: «А жизнь остается прекрасной всегда, хоть старишься ты или молод».

Напоследок Яков Бранд сказал несколько слов о своей популярной передаче «Без рецепта»: «Для меня мои выступления по телевидению - продолжение врачебной работы. О чем я говорю в своих передачах? О разных аспектах медицины, но направление одно - просветительство. Я не раз повторял: «лечить по телевизору» невозможно. Но улучшить настроение людям, вселить веру в жизнь, любовь к ней - вот это я пытаюсь делать. В наши дни, когда медицина далеко не всем доступна, лучший рецепт - стараться не болеть. Имеет смысл не курить, не пить. Хотя академик Чазов говорит, что «алкоголь в малых дозах полезен в любых количествах».

Этим рецептом академика я и закончу свои заметки. Мазаль тов!

Яков Бениаминович Бранд - известный кардиохирург, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением неотложной коронарной хирургии в Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, бессменный ведущий популярной телепередачи «Без рецепта» на НТВ. Фотография - одно из основных увлечений нашего гостя.

Вы родились в семье медиков. Кто повлиял на ваши занятия фотографией?

Мой покойный отец всю жизнь увлекался фотографией. У него был фотоаппарат ФЭД («Феликс Эдмундович Дзержинский») сделанный по образцу немецкой камеры Leica. И он приучил меня к фотографической магии. Она была совсем другая, не такая, как сейчас. Надо было в темноте заряжать пленку в кассету, потом наматывать ее на спираль в бачок, так, чтобы она не слиплась. Потом процесс проявки надо было остановить, использовать фиксаж, затем пленку надо было промыть и высушить. И только тогда можно было переходить к процессу печати - закрыться в ванной, завесить дверь одеялом; красный фонарь, увеличитель, опять проявитель, опять закрепитель... В общем, интересно. Во всем этом была таинственность, она меня, мальчика, очень сильно привлекала.

- Первый фотоаппарат подарил отец?

Да. Он давал мне изредка свой ФЭД, а потом подарил «Смену». Чуть позже был «Зоркий», потом еще что-то...

- То есть вы с детства постоянно занимаетесь фотографией?

Нет, после тех первых опытов был большой перерыв. Даже не знаю, с чем он был связан. Возможно, просто надоело заряжать пленку и вообще заниматься этим процессом. Позже появилась цветная фотография, и стало совсем неинтересно. Ты снимаешь, отдаешь в проявку и печать, тебе выдают конверт с готовыми фотографиями... Мне такая последовательность казалась скучной. Но потом снова стал снимать. Даже не знаю почему. Наверное, в связи с путешествиями. Я и моя команда много ездили на машинах, видели много интересного, хотелось все это сохранить. Я пытался снимать видео, но быстро понял, что фотография производит более сильное впечатление.

- Значит, в основном вы снимаете в путешествиях?

Нет, я снимаю везде. У меня фотоаппарат всегда с собой. Одна мыльница, Casio, в портфеле, другая, Canon, в машине.

- А почему не пользуетесь какой-то более продвинутой техникой?

Так ее в портфель не положишь. Я беру с собой камеры на всякий случай: вдруг что-то интересное попадется? Я очень редко выезжаю куда-то, чтобы просто пофотографировать.

- На вашей выставке я видел множество работ совершенно разной тематики...

У меня нет определенной тематики.

- То есть вы снимаете абсолютно во всех жанрах?

Понимаете, какой-то определенный жанр может быть у профессионального фотографа. Но я-то не профессионал, поэтому мои снимки нельзя отнести к каким-то определенным жанрам. Я просто снимаю то, что мне интересно - скажем, листик или цветок... Одна из моих любимых фотографий - ноги, мужские и женские. Вот как-то так они стоят, что говорят о многом. Еще люблю снимок, на котором ребенка кормят с ложки; возможно, вы видели его в альбоме. Так что снимаю я все, что меня заинтересует. Какого-то специального ракурса не ищу и особого вдохновения не жду.

- У вас было очень много разных серий. Как приходит идея снять ту или иную серию?

С серией про кота все просто - у меня дома живет кот, которого я очень люблю. Вот я его периодически и снимаю. Очень люблю снимать дождь. Иногда получаются весьма интересные фотографии, а иногда ничего не получается.

- Вы коллекционируете быков. Есть ли у вас фотографии этих животных?

Да, я их собираю, но фотографий нет. Два моих приятеля, профессиональные фотографы, много раз предлагали снять мою коллекцию и сделать какой-нибудь смешной календарь, например. А про фотосъемку быков, я как-то не думал. Может быть, в будущем...

- На работе снимаете? Может быть, коллег?

Я крайне редко снимаю именно коллег. Людей вообще на моих фотографиях много, я люблю делать портреты. А что за портрет в маске? Глаз толком не видно, ничего не видно. Вы даже не поймете, кто это.

Один фотограф-портретист сказал, что в портрете главное - глаза и душа. Причем глаза не обязательно должны быть открыты

Ну, не знаю. Я прихожу в операционную оперировать, а не фотографировать. Эти действия не могут быть совмещены. Если нужно зафиксировать что-то интересное в операционном зале, то я приглашаю человека с фотоаппаратом, и он снимает.

- Значит, вы сторонник того, что каждый должен заниматься своим делом и быть в нем профессионалом?

Однозначно. Поэтому и говорю: я не профессиональный фотограф, и, по-видимому, им уже не буду. Это просто одно из моих хобби.

- А какие еще есть хобби?

Быки, охота. Петь люблю.

- Не заменил ли фотоаппарат охоту?

Только в некоторой степени. Все-таки охота - это больший азарт, а я человек азартный. Фотоохотой я не занимаюсь, либо охота, либо фото.

- Как родилась идея вашего однодневного благотворительного проекта?

- Я, как человек не очень скромный, люблю показывать свои удачные фотографии друзьям. В последнее время все чаще стал слышать от них, что пора, мол, и выставку устраивать, вон сколько работ скопилось! Мне было смешно, никак не мог отнестись к таким словам серьезно. Но однажды я разговаривал с Фаиной Захаровой, президентом фонда «Линия Жизни», и она тоже затронула эту тему. Вот тогда я и предложил сделать благотворительную выставку. Ее пришлось долго и тщательно готовить, но благодаря Льву Грановскому, Коле Канавину, Свете Воробьевой, компании Кодак и многим другим все получилось. Однако, далось непросто: оказывается, мало было просто отдать свои фотографии. Не тут-то было! Их нужно было редактировать, выбирать, потому что снимков оказывалось то слишком много, то слишком мало. Проект удался. И самое главное, что денег удалось собрать больше, чем было запланировано. Поэтому мы пролечим не семь детей, как собирались, а восемь. Я доволен.

- Можно сказать, что ваше увлечение помогло спасти жизни детей?

Ну, если говорить высоким стилем, чего я очень не люблю, то да. Ира Меглинская, тоже приложившая руку к этому проекту и отдавшая под него свою галерею, сказала, что она никогда не видела, чтобы работы раскупали так -быстро. А что же вы хотели, ответил я, это же мои гениальные творения! (смеется). Слава богу, что все получилось. Огромное спасибо моим друзьям и не только друзьям, которые прониклись идеей и помогли осуществить этот проект независимо от качества моих фотографий.

- Вы кажетесь слишком самокритичным. Часто автору сложно оценивать свои фотографии объективно.

Нет, не сказал бы. Например, у меня есть любимые фотографии, совершенно ужасные в смысле -качества. Но я их люблю, и все тут. Хотя знаю, что их крупнее, чем 20 на 30 напечатать нельзя. А мне, -может быть, хочется сделать отпечаток два на три метра! Но качество не позволяет, что поделаешь. Так что я вполне объективно отношусь к своим снимкам. - Поэтому некоторые фотографы используют пленочные камеры, ту же самую «лейку», например. - Это сложный вопрос. Некоторые мои друзья-профессионалы до сих пор снимают на пластины. Причем считают, что качество получается лучше. Я имею в виду не стеклянные пластины, а широкопленочные, крупноформатные камеры. Я видел результат - спорить трудно. - Всегда есть противоположные точки зрения. Например, -существуют люди, которые снимают на пленку и говорят, что только в пленке может сохраниться душа. - Не думаю. Я считаю, что душа сохраняется в отношении к тому, что ты снимаешь. Я всегда говорил, что если взять стакан и попросить сотню фотографов снять его одинаковым фотоаппаратом, то у одного получится шедевр, а у остальных ничего толкового не выйдет.

- По крайней мере, у всех будут разные фотографии. Это факт.

А стакан-то будет один. У меня даже была мысль сделать такой конкурс. Не обязательно со стаканом, но именно в таком формате. Причем все будут фотографировать с одного расстояния, не меняя ракурс.

- Жесткие условия .

Одно дело, если ты снимаешь макро, а другое - телевиком. -Понятно, что это будут разные стаканы. А вот попробуй с трех метров, с одинаковым для всех объективом снять. Можно светом играть, можно еще что-то придумать. Например, во время соревнований по стрельбе все стреляют с 25 метров практически одинаковым оружием, патронами, но одни выбивают десятку, а другие ничем не примечательны. Вот и все. Все зависит от того, что ты хочешь своей фотографией сказать или что ты чувствуешь, когда снимаешь.

- Чем лично для вас является фотография? Вы заговорили о чувствах - что чувствуете вы сами?

Я говорил, почему фотография нравится мне больше, чем -видео - оно навязывает тебе какую-то свою историю... Вот ты берешь фотографию, а на ней -изображен жучок какой-нибудь. Да этих жучков-паучков в Интернете миллионы! Но у тебя сразу срабатывает -ассоциативная связь. Ты вспоминаешь, где ты этого жучка снимал, какая была погода, поругался ты в тот день со своей любимой девушкой или, напротив, у вас все было идеально после чудесной ночи. Поэтому я не понимаю, в чем прелесть абстрактной картины. Наверно, у меня плохо развита какая-то часть мозга. Но я очень люблю снимать свет - вы, наверное, обратили внимание, у меня есть такие работы. Они вызывают у меня определенные ассоциации, эмоции... пожалуй, даже больше эмоции, чем ассоциации. Ведь это движение, замершее движение. Человек смотрит на любую картинку, и у него -сразу начинают возникать ассоциации, фотография перестает быть чужой, возникает контакт. Хотя бывают совершенно бездушные снимки - если вы посмотрите фотографии со съездов ЦК КПСС, то поймете, о чем я говорю. Они ужасно официальные и не вызывают никакого интереса. Зато если возникла хоть малейшая эмоция - да просто правитель страны нос почесал! - то моментально возникает интерес. Я считаю, что смысл фотографии заключается в этом замершем мгновении, которое пробуждает ассоциации.

- Планируете ли вы делать выставки в будущем?

Пока не знаю. Благотворительные, конечно, хотелось бы проводить, но у меня пока -недостаточно работ. Может быть, я сподвигну своих товарищей, которые снимают гораздо лучше меня и объездили гораздо больше стран, поддержать какой-нибудь подобный проект.

- А много ли медиков увлекается фотографией?

- Много. - Почему? - Трудно сказать. Я никогда не задумывался над этим вопросом. Любая часть социума - армия, милиция, врачи, МЧС, чиновники - это срез общества, в котором мы живем. Думаю, количество фотолюбителей везде примерно одинаковое. Сотни тысяч людей выкладывают свои фотографии в Интернет. Значит, у них есть -потребность, чтобы кто-то увидел их работы, оценил, обсудил. Люди даже крадут фотографии друг у друга. У меня тоже парочку украли, одно время я их выкладывал.

- Как часто вы посещаете фотовыставки?

Редко. - За творчеством каких фотографов вы наблюдаете? - За творчеством Грановского, конечно. Еще мне очень нравится, как работают некоторые мои друзья-профессионалы, например, Евгений и Владимир Германы.

- Продолжите фразу: фотография - это...

Фотография - это хорошо. Хорошо для души, для глаз, даже для тела, если ты гуляешь где-то на природе. И еще хорошо для поддержания внутреннего баланса, спокойствия. Потому что ты пытаешься соединиться с окружающим миром. Так или иначе.

Беседовал Владимир Повшенко

Яков Бранд: «Фотография - это хорошо. Хорошо для души, для глаз, даже для тела...».

___________________________

Яков Бранд - известный отечественный кардиохирург. Известен как телеведущий, в 2001 году стал лауреатом Государственной премии, заслуженный врач России. Наибольшая популярность к нему пришла после телевизионных проектов под названием "Кома" и "Без рецепта", которые выходили на канале НТВ.

Биография врача

Яков Бранд родился в 1955 году. Он появился на свет в еврейской семье. Его отец, Бениамин Вольфович, был дерматологом, а мать - хирургом. Герой данной статьи решил пойти по стопам своих родителей, став врачом.

Школу он окончил успешно, получив в аттестате только одну тройку по черчению. В 1979 году Яков Бранд стал выпускником государственного медицинского института в Одессе. Свою трудовую карьеру начал в больницах города Николаева.

Переезд в Москву

В 1981 году Яков Бениаминович Бранд переезжает в Москву. Поначалу он трудится ординатором в отделении экстренной микрохирургии Государственной клинической больницы № 51. Параллельно занимается научными разработками, в 1986 году становится научным сотрудником кардиологического научно-производственного комплекса, а в 1994 - ведущим научным сотрудником центра.

К 1996 году Яков Бранд - один из ведущих кардиологов страны. Поэтому неудивительно, что в ноябре 1996 года его в составе бригады кардиохирургов привлекают к проведению операции на сердце президента России Бориса Ельцина, который незадолго до этого одержал победу на президентских выборах. Главе государства было проведено коронарное шунтирование. Операция прошла успешно.

Дебют на телевидении

Впервые на телевидении доктор Яков Бранд появился в 1998 году. Компания DIXI снимала фильм под названием "Сердце Ельцина", который входил в цикл "Новейшая история".

Съемочная группа приехала в институт имени Склифосовского, чтобы записать интервью с Брандом, который был одним из ключевых участников операции. Как рассказывают знакомые, ему понравилось сниматься. Запомнился он и телевизионным продюсерам.

Вскоре после этого на канале НТВ готовили к запуску новый проект, посвященный медицине. Пробы, в которых принимали участие женщины-врачи и актрисы, заканчивались неудачами. Тогда продюсеры канала вспомнили про Бранда. Неожиданно для себя и большинства окружающих он стал телеведущим, не подозревая, что эта работа затянет его на долгие годы.

"Без рецепта"

С 1999 по 2010 годы доктор Яков Бранд работал в проекте "Без рецепта". Это развлекательно-познавательная передача, которая сначала была в эфире днем в субботу или в воскресенье, а затем ее перенесли на ранее субботнее утро.

Врач Яков Бранд считал своей целью рассказывать зрителям об естественных ресурсах организма, о том, как их использовать на полную мощность, чтобы улучшить и сохранить свое здоровье. При этом сам он никогда в своей программе не давал конкретных советов по лечению и рецептов, отмечая, что телевидение не должно лечить телезрителя. Ведь не зная анамнеза и не видя человека перед собой, невозможно поставить ему точный диагноз.

В программе часто рассказывалось о распространенных и редких заболеваниях, методиках их лечения, профилактике, исторических фактах, медицинских сенсациях и курьезах. По ходу передачи ведущий встречался с гостями, которые имели непосредственное отношение к теме программы, например, это могли быть врачи, ученые, доктора и кандидаты медицинских наук. Студия обычно была стилизована под рабочий кабинет доктора. В 2000 и 2004 годах менялись декорации проекта.

В самом начале программа открывалась вступительной заставкой, в которой Бранд в максимально неформальной обстановке коротко рассказывал о предстоящей теме, приводя занимательные факты из истории и жизни. Такие же вставки добавлялись после конечных титров.

С середины 2000 годов в начале программы появились юмористические сценки, посвященные теме программы, которые разыгрывали приглашенные актеры. Также на протяжении существования программы в кадре присутствовал мультипликационный соведущий, который внешне напоминал Бранда и был в костюме врача. Он посмеивался или возражал главному ведущему, в зависимости от главной темы программы.

В биографии Якова Бранда телевидение стало играть большую роль. Сам он признавался, что проект "Без рецепта" стал продолжением его основной работы.

В 2001 году рассматривался вариант перехода программы на канал ТВ-6, но он так и не состоялся. В результате программа "Без рецепта" стала одной из немногих передач "старого" НТВ, которая не ушла из эфира после скандальной смены собственников в начале 2000 годов. Тогда место Гусинского во главе канала заняли компании, принадлежащие государству.

Хронометраж передачи составлял от 15 до 25 минут. Она была разделена на рубрики:

  1. "История болезни" - рассказ о пациенте, победившем недуг, которому посвящен выпуск.
  2. "История вопроса" - небольшая историческая справка по теме передачи.
  3. "Консилиум" - медики в студии обсуждают тему и делятся собственным опытом.
  4. "Архив" - занимательные исторические факты.
  5. "Совет от звезд".
  6. "Экспертиза" - проверка сомнительных фактов и слухов о лечении или профилактике конкретного заболевания.
  7. "На заметку".

Проект был закрыт в 2010 году по инициативе шеф-редактора Светланы Габуния после снижения рейтингов. Ему на смену вскоре пришла похожая передача под названием "Медицинские тайны".

"Кома"

В биографии Якова Бениаминовича Бранда на протяжении нескольких лет был еще один проект, связанный с телевидением. Это программа "Кома", которая выходила на канале НТВ с 2001 по 2003 годы. Она была посвящена наркомании. Герой данной статьи вел ее совместно с рок-музыкантом Сергеем Галаниным.

Часто он принимал участие в различных телевизионных проектах в качестве приглашенного эксперта. Необычный опыт был в 2001 году, когда он в роли интервьюера беседовал с Михаилом Касьяновым, который на тот момент занимал пост председателя правительства России.

Бранд был частым гостем в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Научная работа

Получив степень Яков Бениаминович возглавил отделение неотложной кардиохирургии в Научно-исследовательском институте скорой помощи имени Склифосовского.

Яков Бениаминович входил в число членов попечительского совета фонда "Линия жизни", сам стал основателем фонда под названием "Золотые сердца", был председателем организационного комитета, утвердившего одноименную премию. На протяжении многих лет входил в состав общественного совета при Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков.

Много времени Бранд уделял благотворительности. В поддержку тяжелобольных детей постоянно организовывал собственные фотовыставки, принимал участие во всевозможных благотворительных акциях. В самом конце жизни стал главным редактором сетевого телеканала Med2Med, который был им основан в партнерстве с частной медицинской компанией "Инвитро".

Личная жизнь

Бранд был женат. Его супруга работала старшей операционной медицинской сестрой. В 2010 году у них родился третий ребенок.

К тому времени у семейной пары было уже два взрослых ребенка. Сын Павел получил медицинское образование в сфере неврологии. В 2015 году он возглавил сеть клиник под названием "Семейная". А также дочь Ольга, которая стала адвокатом и уехала жить за границу.

Сестра Бранда - известный врач, крупный специалист по женскому бесплодию. Известно, что герой данной статьи на протяжении многих лет поддерживал дружеские отношение с популярными актерами: Леонидом Ярмольником и Александром Адабашьяном.

Смерть

Яков Бранд умер 12 июня 2018 года. За две недели до этого его госпитализировали в его родной Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Склифосовского с подозрением на сердечную недостаточность. По заключению врачей, это и стало причиной смерти.

Прощание с ним состоялось в больнице, в которой Бранд проработал много лет. 15 июня его похоронили. Как стало незадолго до своей смерти Яков Бениаминович стал жаловаться на ухудшение состояния своего здоровья. Даже прошел обследование в НИИ скорой помощи, в котором руководил отделением неотложной коронарной хирургии.

Известному отечественному врачу и телеведущему было 63 года.