Меню Рубрики

Ударные слова выделяются с помощью изменения. Логика устной речи

Хотите откровение? Любой, даже самый посредственный текст, можно сделать читаемым взахлеб. И сделать это очень просто. Секрет кроется всего в одном слове: ритм. В этом месте Вы уже должны быть достаточно заинтригованы, чтобы устроиться поудобнее и сконцентрировать внимание на статье. Что ж, не будем откладывать. Сегодня я познакомлю Вас с одним очень мощным орудием копирайтера, которое реально наполняет тексты жизнью и делает их гораздо более простыми и удобными для восприятия. Готовы? Тогда поехали.

Что такое ритм текста

Вы наверняка часто сталкивались с понятием ритма в музыке (тыц-тыц-ты-ды-дыц) или в танце (квик-слоу-квик-квик-слоу). У каждого текста тоже есть свой ритм, и он может быть либо динамичным, либо монотонным.

Возьмем для наглядного примера музыку. Когда ритм монотонный, нас клонит ко сну. Когда музыка живая, мы, наоборот, находимся «в тонусе». С текстом все то же самое. Когда текст монотонный, то он утомляет читателя и справляется со своей задачей гораздо хуже.

Давайте я продемонстрирую это на примере монотонного “канцелярского” текста.

В соответствии с данным пунктом договора исполнитель не имеет права использовать материалы по своему усмотрению, вне зависимости от формы представления данных материалов (печатном, электронном, сканированном виде и др.). В случае нарушения исполнителем данного пункта договора, исполнитель обязуется выплатить заказчику компенсацию в размере 200% суммы, оговоренной в Приложении А к настоящему договору. При этом заказчик может выдать исполнителю письменное разрешение на использование отдельных фрагментов материалов, указанных в п.2.1.3, и только в этом случае исполнитель имеет право использовать вышеупомянутые фрагменты по своему усмотрению, если иное не указано в письменном разрешении заказчиком.

Абзац получился большой, но в нем всего 3 предложения. Эти предложения достаточно увесистые и примерно одинаковой длины.

А теперь давайте рассмотрим еще один пример.

Я думал как большинство. Я искренне полагал, что существует “волшебная таблетка”, которая сделает меня богатым и счастливым. Но я ошибся. Всеобщее заблуждение привело к тому, что я скупил все курсы по успеху от известных коучей. Но результата это не дало. Никакого. Я читал, проникался, но ничего не делал и, само собой, ничего не получал. Как можно было быть таким наивным?! Даже обидно.

Немного научного подхода

Если взглянуть на упрощенные рисунки ритмов каждого текста, то получится следующая картина.

Упрощенный рисунок ритма первого и второго текстов.

Первый текст можно сравнить с монотонным покачиванием лодки на волнах. Большинство людей от такого расслабляются, сладко зевают и засыпают. Аналогичным образом дело обстоит и с текстами.

Обратите внимание: в первом случае предложения длинные, но даже если они будут короткие, и при этом одинаковые, рисунок ритма все равно будет монотонным и утомляющим.

Рисунок второго ритма больше похож на шторм: никогда не знаешь, откуда ударит волна, и какой она будет. В итоге такой ритм всегда держит читателя «в тонусе». Это важно по двум причинам:


  1. Снижается вероятность того, что читатель устанет и прекратит чтение.

  2. Внимание читателя при перемене ритма концентрируется по-новой, и он воспринимает информацию лучше.

Другими словами, когда у Вас ритм текста постоянно изменяется, то Ваш текст читают дольше и внимательнее. Следовательно, текст гораздо лучше справляется о своей задачей: продает, убеждает, информирует.

Формирование ритма текста

Теперь, когда значимость ритма осознана, самое время разобраться, как его формировать. Здесь все просто. Смотрите:

Предложения делятся по своей длине условно на три группы:


  1. Маленькие (1-4 слова)

  2. Средние (5-10 слов)

  3. Большие (11-23 слов)

Если предложения больше 23 слов, их лучше упрощать или разбивать на более мелкие.

При формировании ритма Вы просто чередуете предложения и разных групп, не допуская 3-кратного (и более) повтора одной группы. В итоге на выходе у Вас динамичный текст, простой и удобный для восприятия. При этом не забываем об особенностях публикации текстов в соответствующей среде: (интернет, печатная реклама и т.д.).

Секретная техника: ударные слова в точках перемены ритма

Эта техника гораздо сильнее и сложнее, чем просто чередование ритма. Детально я ее описывать в этой статье сегодня не буду, может, остановлюсь на ней более подробно в следующих материалах. Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.

С помощью этой техники вызывается особый словесный резонанс. На практике это позволяет даже самый скучный и посредственный текст превратить чуть ли не в бестселлер. Утрированно, конечно, но потенциал у этой техники действительно очень большой. Суть ее заключается в размещении ударных слов (тех, на которые падает интонационное ударение) в точках перемены ритма. При такой расстановке слов внимание и концентрация читателя на тексте максимальны.

Этим приемом часто пользовались авторы знаменитых детективов: Агата Кристи, Джеймс Хедли Чейз, Артур Конан Дойл, а также многие русские классики. К слову, именно поэтому многие копирайтеры читают не только профессиональную, но и художественную литературу.

Резюме

Итак, если Вы хотите, чтобы Ваши тексты луче решали поставленную перед ними задачу, избегайте монотонного ритма. Для прокачки навыков размещения ударных слов читайте художественную литературу русских и зарубежных классиков.

И пусть Ваши тексты решают поставленную задачу!

Опытные профессионалы в области копирайтинга используют множество разных приемов, чтобы не просто писать статьи, а создавать шедевры.

Новички часто думают, что копирайтинг им идеально подходит, так как это легко, но если покупатели не оценят работы автора, развития карьеры ему точно не добиться.

Ударные слова и ритм текста – два мощнейших инструмента, помогающие копирайтеру создавать статьи, которые дочитывают до конца. Согласитесь, если бы каждый текст вашего сайта дочитывали бы до конца, эффективность контента была бы выше, а соответственно и конверт трафика улучшился.

Как писать статьи, которые дочитывают до конца?

Под ритмом текста понимают его восприятие читателями. Проще говоря, это интерес, который развивается по мере изучения статьи. Когда представляется скучный и однообразный текст, у читателей попросту не хватает терпения, чтобы побыстрее закончить его изучение. Но составить материал, способный завлечь к чтению не так просто.

Чтобы вы поняли, о чем идет речь, представьте себе, что вы читаете условия какого-нибудь договора. В тексте используется исключительно строгий стиль изложения информации, который быстро надоедает. А теперь представьте, что вы читаете художественную литературу, где главный персонаж попадает в какую-нибудь передрягу и что-то должно случиться.

Ваши статьи будут дочитывать до конца, если вы будете писать тексты не как какие-то инструкции и деловые договора, а как интересный материал в неформальном виде. Комбинировать это не так просто, ведь иногда приходится раскрывать серьезные темы и чтобы добиться доверия, приходится излагать информацию как профессионал.

СОВЕТ: При написании текста, обязательно разделяйте его на абзацы (3-4 предложения). При этом используйте три типа предложений – короткие, средние и длинные. Это интересный способ привлечения внимания, которым пользуются профессионалы.

Что такое ударные слова?

Это специальные слова, которые являются главными в выражениях и предложениях. Т.е. именно на них акцентируется особое внимание читателя. Такие слова часто используются в рекламе, за счет повышения громкости или тона их произношения.

В тексте ударные слова тоже используются, а выделяются они разными способами:

  • встречается всего один раз в тексте;
  • устанавливается противоречие;
  • усиливается сказуемыми;
  • кавычки, восклицательный знак, скобки.

Самое главное, никогда не добавлять к глаголам дополнения, так как они сразу переводят внимание на себя. Например, «Мне нравится заработок в сети за его доходность». Ударение здесь падает на слово «Доходность», но лучше акцентировать внимание на выражении «Заработок в сети», поэтому последнее слово лучше опустить.

Составлять качественные статьи, которые будут прочитываться на одном дыхании и не оставят шанса пользователям отвлечься на что-то ещё, способен далеко не каждый.

Если вы решили посвятить себя написанию статей, плотно занимаетесь рекламой или даже просто ведете блог, обязательно учитесь профессиональным навыкам автора, это поможет вам добиваться целей.

Вам также будет интересно:


Рабочая тетрадь «Практикум по выразительному чтению»

Пояснительная записка

Выразительное чтение есть искусство художественного чтения. Эти значит, что требования, предъявляемые к художественному чтению, обязательны и для выразительного чтения. Только искусство всегда требует достаточно высокой степени мастерства. Качество же выразительного чтения может быть самым различным - от элементарно грамотного до подлинно мастерского – в зависимости от степени подготовки исполнителя, от его способностей.

Грамотное чтение – это посильное практическое использование всех законов и положений искусства художественного чтения от самых простых и общедоступных до наиболее сложных. Овладение грамотой всегда начинается с азбуки.

Азбукой искусства чтения является техника речи, освоение которой предполагает выработку умений и навыков, что в свою очередь позволит исполнителю впоследствии выполнять более сложные творческие, художественные задачи. К.Станиславский писал: «К чему тонкости переживания, если их на сцене будет выражать плохая речь?» Потому каждый начинающий исполнитель должен начинать занятия с работы над техникой речи и орфоэпией, а только затем переходить к выразительному чтению литературных произведений разных жанров.

Рабочая тетрадь - практическое пособие, призванное помочь студентам дневной и заочной формы обучения по специальности 050704 «Дошкольное образование» овладеть навыками и умениями, необходимыми для выразительного чтения, которые в дальнейшем будут совершенствоваться и постепенно закрепляться. Она содержит систематический свод упражнений, расположенных по степени возрастания трудностей и усложнений, стоящих перед чтецом задач – от правильной постановки дыхания и голоса до передачи образно-выразительных средств и подтекста художественного произведения.

Тексты произведений подобраны преимущественно из классической литературы и произведений советских детских писателей, входящих в круг чтения детей дошкольного возраста.

Рабочая тетрадь составлена на основе рабочей программы дисциплины

«Детская литература с практикумом по выразительному чтению» по специаль­ности 050704 «Дошкольное образование» в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образо­вание» (повышенный уровень среднего профессионального образования), 2002.

Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекса и составлена для работы с учебным пособием И.И. Арзамасцевой, С.А.Николаевой «Детская литература» (М. «Академия», 1997) и «Хрестоматией по детской литературе» (составители И.Н. Арзамасцева, С.А.Николаева; М.;

«Академия», 1997)

Задачи рабочей тетради - практическое овладение основными приемами выразительного чтения, анализа произведений детской литературы разных видов и жанров; объяснение основных понятий и терминов теории литературы; развитие творческих способностей студентов, стремления к самостоятельной работе с книгой.

Правила устной речи и чтения

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

Техника речи

Дыхание

Дыхание - _________________________________________________________

Непроизвольное дыхание - __________________________________________

Произвольное дыхание - _____________________________________________

__________________________________________________________________

2. Подберите и запишите несколько упражнений для проведения дыхательной гимнастики. Подготовьтесь проводить эти упражнения в группе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Основные правила при занятиях дыхательной гимнастикой

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

4. Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Телефон», отметьте остановки для вдоха. Приготовьтесь читать вслух.

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.

А много ли прислать?

Да пудов этак пять

Или шесть.

Больше ему не съесть.

Он у меня еще маленький.

1. Дайте определение понятий:

__________________________________________________________________

Тембр - __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Благозвучность - ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Полетность - ______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Правила, необходимые для правильной работы голоса:

    ________________________________________________________

    _________________________________________________________

    _________________________________________________________

    _________________________________________________________

    _________________________________________________________

3. Подберите упражнения, способствующие развитию силы голоса. Подготовьтесь проводить эти упражнения в группе.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Прочитайте отрывок из стихотворения Погореловского «Что рассказывают буквы», определите уровень высоты и силу голоса, темп чтения

Текст стихотворения

Мы бродили

Темным бором.

Мы спросили

Громко хором:

Дома ль бабушка

Яга-а?

Бор ответил нам:

Ага-а..

Вопросы

____________________________________________________________

Дикция

1. Дайте определение понятий:

Дикция - __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Артикуляционная гимнастика ________________________________________

__________________________________________________________________

2. Подберите упражнения:

Для губ___________________________________________________________

Для челюсти ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для языка _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Подберите скороговорки и чистоговорки для отработки согласных звуков:

    В – Ф_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    З – С ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Л – М ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Р – Н ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Ж - Ш _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы

1. Что такое дикция?

2. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какое значение имеет дикция для выразительного чтения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Орфоэпия

Орфоэпия - ________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Запишите фонетическую транскрипцию выделенных звуков:

Лоб , любовь ,гвоздь , лук

Роб кий , лов кость , кувш ин ,

грызт ь ,от б абушки .

С доба , с беречь , прос ьба

Из-за леса , в в едре, об б ерезу

Жужж ит , вожж и , позж е

Сч астье , рассказч ик , сч ет

Отцвести , двадцать , молодцом

Городс кой , братс кий

Поздн о , завистл ивый , праздн ик

Конечн о , скучно , чт о ,

сказочн ик , друг сердечн ый

Легк о , легч е , мягк о , мягч е

3. Запишите фонетическую транскрипцию некоторых грамматических форм

Мудрого , последнего , его

Смеется , жениться ,одеваться ,

умывается

Стелют , белят , дышат ,

Держат , учат , ссорятся

Долгий , тонкий , тихий ,

Запугива ть , размахив ать

Вопросы

    Что такое орфоэпия?

    Нужно ли воспитателю дошкольного образовательного учреждения соблюдать орфоэпические нормы во время выразительного чтения литературных произведений детям и почему?_____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интонация и ее компоненты

1. Дайте определение понятий:

Интонация -_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Компоненты интонации:_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите характеры героев русской народной сказки «Теремок» и в соответствии с этим подберите интонации для выразительного чтения этой сказки по книге.

Муха-горюха ______________________________________________________

Комар-пискун______________________________________________________

Мышка-погрызуха__________________________________________________

Лягушка-квакушка__________________________________________________

Заюнок-кривоног, по горке скок_______________________________________

Лиса-краса_________________________________________________________

Волк-волчище______________________________________________________

Медведь___________________________________________________________

Логика чтения

1. Дайте определение понятия:

Логическое ударение-______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ударные слова выделяются с помощью изменения:

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

3. Задание:

    Прочитайте предложения про себя.

    Найдите и подчеркните слова, выражающие противопоставление.

    Прочитайте предложения вслух.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Не море топит корабли, а ветры.

    Молва не по лесу ходит, а по людям.

4. Задание:

    Прочитайте тексты про себя.

    Найдите и подчеркните сравнения.

    Расставьте логические паузы и ударения.

    Прочитайте тексты вслух.

    А ежели вы

вежливы,

вы, сидя на уроке,

не будете

с товарищем

трещать, как две сороки.

(Маршак. Песенка о вежливости)

    Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица…

(Пушкин. Сказка о царе Салтане)

5. Составьте таблицу:

Правила постановки логического ударения в тексте

Правила

Примеры из текста

Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые

Слова, содержащие противопоставление

Существительное в родительном падеже при сочетании с другим существительным

Существительное, стоящее после прилагательного

Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного

Пояснение при глаголе

Слова, обозначающие перечисление при счете, однородные члены

Обращение, стоящее вначале фразы

Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, толк, глядь, брык и т.д.

Слова, выражающие вопрос

Слова, выражающие сравнение

6. Наметьте речевые звенья (расставьте логические паузы) и в каждом звене подчеркните слова, выделяемые логическим ударением. Подготовьтесь к выразительному чтению пословиц и поговорок.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.

    Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь.

    Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.

    Лучше умная хула, чем дурацкая хвала.

7. Сделайте разметку текста русской народной сказки «Лиса и Козел» (подчеркните одной чертой важные в смысловом отношении слова). Подготовьте текст для выразительного чтения, соблюдая правила произношения и ударения, а также правила техники речи (дыхание, дикцию, подвижность и силу голоса).

Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть – не утонешь, а выскочить – не выскочишь.

Сидит лиса, горюет. Что тут делать?

Вот идет по той же дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул козел в колодец. Увидел там лису и спрашивает:

Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь?

Да вот отдыхаю. Наверху - то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

Да хороша ли вода - то?

Вода то хороша, - отвечает лиса. – Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил.

Рассердилась лиса, бранится:

Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только козел ее и видел.

Сидит козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться.

Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и козла из колодца вытащил.

Вопросы

1.Что такое логическое ударение?

2. Когда ставятся логические ударения?

Паузы

1. Дайте определение понятий:

Логические паузы - ______________________________________________ ________________________________________________________________

Психологические паузы -__________________________________________ ________________________________________________________________

Стихотворные паузы - ____________________________________________

________________________________________________________________

2. Обозначение пауз в тексте:

/ - _____________________________________________________________

// - _____________________________________________________________

/// - ____________________________________________________________

П - _____________________________________________________________

3. Составьте таблицу: «Правила постановки логических пауз в тексте при отсутствии знаков препинания»

Правила

Примеры из текста

Между распространенными группами подлежащего и сказуемого

Перед союзами и, или, да, соединяющими распространенные части предложений или целые предложения

При инверсии (нарушение грамматически правильного, прямого порядка слов в предложении)

4. Составьте таблицу:

Правила отмены логических пауз в тексте при наличии знаков препинания.

Правила

Примеры из текста

Перед кратким обращением, стоящим в середине или в конце предложения

Перед короткими вводными словами или после него

Перед кратким сравнительным оборотом

Между двумя повторяющимися словами

После союза и перед причастными и деепричастными оборотами

5. Определите места пауз в предложениях с обращениями, расставьте паузы.

1. - Братец мой, –

отвечает месяц ясный,-

Не видал я девы красной.

(А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне.)

2. Как взмолится золотая рыбка!

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

(А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.)

3. Что, дремучий лес,

Призадумался,

Грустью темною
Затуманился?

(А.Кольцов. Лес.)

6. Расставьте паузы и ударения в текстах с вводными словами.

1.О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей…

(Н.А.Некрасов. Крестьянские дети.)

2. …А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

(К.Чуковский. Телефон.)

7. Расставьте паузы и ударения в тексте с деепричастным оборотом.

Ночь проходит, день проходит;

С сенника дозорный сходит

И, облив себя водой,

Стал стучаться под избой.

(П.Ершов. Конек-горбунок.)

8. Завершите разметку текста русской народной сказки «Лиса и Козел» (выделите в тексте логические паузы). Подготовьте сказку для выразительного чтения.

9. Расставьте паузы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Подготовьтесь к чтению вслух.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Моего веретена?...

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой под утро шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

10.Укажите место и назначение психологической паузы в приведенном ниже отрывке из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок!

11. Укажите место и назначение психологической паузы в приведенном ниже отрывке из басни И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

12. Спишите в тетрадь текст рассказа Л.Н.Толстого «Косточка», разбейте текст на речевые звенья и расставьте паузы. Приготовьтесь читать текст, соблюдая сделанную разметку.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы

1. Что такое пауза?

2. Какие существуют виды пауз?

3. Какую роль играют паузы во время выразительного чтения художественного произведения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп речи

1. Дайте определение понятия:

Темп - ________________________________________________________ _______________________________________________________________

2. Какой темп способствует передаче радостных эмоций?________________

3. Какой темп способствует передаче тяжелых переживаний? _______________________________________________________________

4. Подберите скороговорки о труде, об учебе и приготовьте их произносить в разном темпе (медленном, среднем, плавном и быстром).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перепишите в тетрадь русскую народную сказку «Лиса и тетерев» и подчеркните места, где темп замедляется или ускоряется. Приготовьтесь к чтению сказки вслух.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Отметьте все изменения темпа при чтении басни

И.А.Крылова «Слон и Моська»

Текст басни

Кроме сегментных, в речевом потоке выделяются суперсегментные единицы. К ним относятся ударение и интонация.

Ударение – это выделение какими-то средствами одного из слогов в слове. В зависимости от того, с помощью какого средства выделяется слог, различают следующие типы ударений:

1. Музыкальное ударение – слог выделяется изменением высоты тона ударного гласного (в сербском, китайском, литовском)

2. Силовое (динамическое) ударение – ударный слог выделяется большой силой выдоха. Таким традиционно считается русское ударение.

3. Количественное (долготное) ударение – ударный слог выделяется продолжительностью гласного (в русском, немецком языках).

Ударение выполняет основную функцию цельнооформленности слова, то есть объединяет звуки в единый звуковой комплекс – слово, хотя может выполнять и смыслоразличительную функцию: пи’ли – пили’, о’кна – окна’, про’пасть – пропа’сть.

Типы ударения.

1. словесное ударение

2. фразовое (синтагматическое)

3. выделительное:

а) логическое;

б) эмфатическое

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные – безударные. Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово. Ударение главным образом характеризуют гласные, но ударным является весь слог, который или произносится с большей силой или выделяется своим качеством.

Фонетическая природа ударения.

Фонетических средств, которыми в любом языке может характеризоваться ударный слог, четыре:

1. длительность

Всякий ударный гласный, как показал Л.В. Щерба, длиннее первого предударного

в полтора раза. Однако длительность является только одним из основных, но не

единственным свойством русского ударения.

2. сила звука , с помощью которой выделяется ударный слог. Силовое ударение является физиологическим результатом усиления мускульного напряжения, что отражается акустически на общей громкости звука.

3. качество гласного , которое может быть абсолютным его признаком и состоит в том, что гласный произносится ясно и четко, что придает ему акустически особый тембровый характер.

4. высота тона , выделяющая ударный слог. Такое ударение носит название музыкального. В русском языке словесного музыкального ударения нет.

Место ударения в слове.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему. Такое ударение называется свободным.

1. смыслоразличительная;

2. цельнооформленность.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным формообразовательным : делать, делаю, делаем, делаете, делал и т.д.

В русском языке большая часть слов имеет неподвижное ударение.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Например: рука, руки, руки, ручной и т.д.

Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается очень редко: дерево,

деревья; колос, колосья; озеро, озёра.

Фразовое ударение объединяет слова в одну синтагму, чаще всего оно падает на второе слово: Роняет лес / багряный свой убор//

Серебрит мороз/ увянувшее поле//

Логическое ударение – это выделение во фразе слова, важного в смысловом отношении.

Фразовое ударение может совпадать с логическим, а может и не совпадать: ДАЙТЕ мне книгу – Дайте МНЕ книгу – Дайте мне КНИГУ.

Интонация

Это вторая суперсегментная единица. Это ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая средством выражения синтаксической связи между словами и частями фраз и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания.

Компоненты интонации:

1. Мелодика

6. Интенсивность

7. Сила звучания в речи отдельных слов.

Интонация передает коммуникативное предназначение предложения, высказывания: Дождь идет. Дождь идет? Дождь идет!

Мелодика

Если наблюдать за уровнем речи, то заметно изменение основного тона звучания во фразе.


Вы были в кино? Вы были в кино? Вы были в кино?

Виды тона: ровный, с небольшим понижением к концу фразы

восходящая (повышения)

нисходящая (понижения)

восходяще-нисходящая

нисходяще-восходящая

Мелодика оформления предложения по цели высказывания: повествовательная – ровная с небольшим повышением к концу фразы; вопросительная восходящая, нисходящая восходяще-нисходящая; побудительное – разные виды мелодики.

Тембр речи

Это окраска речи. Она зависит от эмоционального состояния говорящего (гнев, радость). Тембр оформляет предложения по эмоциональной окраске (восклицательное-невосклицательное).

Темп речи

Темп речи – скорость протекания речи (быстро, медленно, средний темп, очень быстро). От темпа зависит количество звучащей информации в единицу речи.

Ритм речи

Ритм речи. Это чередование ударных и безударных слогов (долгих и кратких). Особенно важен для поэтической речи.

Паузы.

Это перерывы в речи. В процессе говорения говорящий произносит не сплошной набор звуков, а постоянно делает паузы. Паузы облегчают процесс общения, помогает передать смысл сказанного. Как он уехал? Как/ он уехал!?

Речевые паузы по длительности неодинаковы. Длительные паузы помогают в устной речи отделить друг от друга. Менее длительные паузы прозводят внутрифразовое членение речи.

Век живи/век учись. Еще менее длительные паузы производят внутрисинтагматическое членение

Дух мнимого превосходства чужд людям / хорошо воспитанным // стремление показать / что ты выше кого-нибудь/признак бестактности/душевной невоспитаннсти.

Внутрифразовое членение – выделение речевых тактов-синтагмов.

Паузы помогают отличить одну фразу от другой при тождестве слов.

Женя чувствовала / сестра просто так не уступит.

Женя / чувствовала сестра / просто так не уступит.

Интенсивность

Это сила произношения, которая связана с усилением или ослаблением выдоха. Важную роль играет в ораторском искусстве, при общении с большой аудиторией.

Изменение силы звучания отдельных слов в речи.

В потоке речи слова произносятся не с одинаковой силой. Во фразе одно слово имеет усиленное ударение. Фразовое ударение обычно находится в конце фразы. В синтагме также есть ударение, оно меньшей силы, чем фразовое, и также чаще всего находится в конце синтагмы. В потоке речи бывает еще и логическое ударение, оно выделяет самое важное по смыслу слово.

В процессе общения составные элементы интонации взаимодействуют друг с другом, и от этого интонация может изменяться. Интонация бывает законченной и незаконченной. Законченная интонация – в конце фразы. Внутрифразовая интонация – незаконченная.

Если враг не сдается / его уничтожают //

Незаконченная интонация имеет несколько функций: оформляет предложение по цели высказывания, оформляет эмоциональную окраску.

Функции перечислительной интонации.

1. Перечислительная (в однородных членах);

2. Бессоюзная;

3. Сопоставительная (в бессоююзном предложении сопоставительного типа); Чем уже круг, тем уже наши мысли.

4. Обусловленности (в бессоюзном предложении на границе); Лес рубят-щепки летят.

5. Пояснительная (при обобщающих словах и в бессоюзном предложении); Перед нами стоит задача убрать урожай без потерь.

6. Инттонация вводности или выделения Однажды,это было осенью, мы отправились в поход.

7. Звательная (при обращении).

Таким образом, интонация помогает правильно высказать и понять мысль. Интонация – это единица, средство устной речи. На письме она тесно связана со знаками препинания, но полного тождества нет. Я оглянулся и, увидев приближающуюся машину, побежал. Но в большинстве случаев знака препинания и интонация совпадают.

Истинная любовь к народу немыслима без любви к языку // Языку мы учимся с детства / и должны учиться непрерывно / до следующих дней своей жизни //

Фонетические слова в свою очередь делятся на слоги.

Слог – это единица фонетического членения речи. Слог – наименьшая произносительная единица.

Существует несколько теорий слога.

1. Эспираторная теория определяет слог как звукосочетание, произносимое одним выдыхательным толчком.

2. Сонорная теория определяет слог как сочетание более звучного звука с менее звучным, вершиной слога является гласный.

3. Теория мускульного напряжения определяет слог как группу звуков, произносимых одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата.

Теория мускульного напряжения Л.В. Щербы. С артикуляционной точки зрения слог не делим, т.к. произносится одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата при этом выделяются:

1. сильноначальные согласные (примыкают к началу гласного) год

2. сильноконечные согласные (в конце примыкают к гласному) в ол я

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым.

Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком речевого выдоха, это отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью.

По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. Звучность – это слышимость звука на расстоянии. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой звук, остальные – неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть и неслоговым: юбилей [йу-би-лей]. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают самые звучные из согласных – сонорные.

По степени звучности можно обозначить: гласные – 4, – 3,5, сонорные – 3, звонкие шумные согласные – 2, глухие согласные – 1.

Основной закон строения слога – это закон восходящей звучности. В слоге звуки расположены от менее звучного к более звучному. Граница слогораздела находится в месте наибольшего спада звучности. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами.

Ка-пля пра-вда бо-чка спу-стить

14 134 134 224 24 114 114 1141

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела.

1. один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш];

2. группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из

а) шумных согласных: [ку-пцы];

б) сонорных согласных: [ва-лна];

в) начинается шумным и заканчивается сонорным согласным: [су-кно]

3. [й] и сонорный согласный отходит к предшествующему слогу: [тай-га], [кан-в’эрт].

Слогораздел и правила переноса слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам – это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра , а слогораздел в этом слове один: [с’и-стра].

Слогораздел связан и с морфологическим членением слова: он зависит от стыка морфем и характера этого стыка, т.е. приходится ли слогораздел на стык приставки и корня, корня и суффикса.

Типы слогов.

1. по конечному звуку:

открытые закрытые

(гл.) (согл.)

2. по начальному звуку:


прикрытие неприкрытые

(согл.) (гл.)

3. по отношению к ударению

ударные безударные

а – слог, открытый, неприкрытый, безударный;

ктер – слог, закрытый, прикрытый, ударный.