Меню Рубрики

Сравнительный анализ УМК курса «Окружающий мир. Анализ умк по окружающему миру Анализ учебных программ по курсу окружающий мир

«Сравнительный анализ программ «Окружающий мир»(М.В.Виноградова) и «Окружающий мир» (О.Т.Поглазова,В.Д.Шилин),«Окружающий мир»(Г.Г.Ивченкова, И.В.Потомов)».

Введение

Реальные возможности для формирования основ мировоззрения у младших школьников содержат курс «Окружающий мир», Программа “Зеленый дом” А.А.Плешакова, факультативы “Экология для младших школьников” и “Планета загадок”, Программа “Природа и люди” З.А. Клепининой, Программа “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Программа “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина, Программа “Мир и человек” А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана.

“Окружающий мир” – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения младшего школьника, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент “Окружающий мир”, младшие школьники усваивают этические нормы поведения.

1 Изучение содержание курса окружающий мир

1.1 Значение курса «Окружающий мир»

При изучении содержания курса “Окружающий мир” ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.

Значение курса “Окружающий мир” для адаптации ребенка к школьной жизни. На современном этапе перехода от трехлетней начальной школы к четырехлетней в нулевые классы приходят дети разного возраста и разной готовности к школе. Уроки “Окружающего мира” могут облегчить задачу адаптационного периода для ученика, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком ребенку материале, чем содержание других уроков. Вот поэтому вхождение в учебную деятельность на уроках “Окружающего мира” проходит легче.

Нет необходимости сегодня доказывать кому-либо остроту экологических проблем и необходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы.

Следует отметить, что в начальной школе у детей, наряду с развитием представлений о научной картине мира, идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире. Особенностью всех курсов, реализующих содержание образовательного компонента “Окружающий мир”, является то, что они учитывают особенности усвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.

Еще одна особенность образовательного компонента “Окружающий мир” состоит в том, что он предусматривает предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны.

2 Сравнительный анализ программ «Окружающий мир»

2.1Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова

Программа «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. Иванченковой, И. В. Потапова (система развивающего обучения, программа XXI век).

Особое значение этого интегративного предмета в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.

Исходя из этого основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Авторы выделяют следующие задачи: воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры; воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; развитие интереса к окружающей жизни.

Особенностью программы является изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в интегрированном курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Он обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы. Важным является то, что курс построен «от ребенка» («Я и другие люди», «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).

Содержание учебного материала распределяется следующим образом. В первом классе изучаются темы: «Ты - первоклассник», «Твое здоровье», «Мы и вещи», «Природа вокруг нас», «Наша страна». Вначале учащиеся получают сведения общего характера: режим дня, время и часы, правила дорожного движения, учеба в школе и отдых, факторы закаливания и здоровый образ жизни. Учащиеся получают представления о своей стране, городе или поселке, в котором они живут. Они узнают о профессиях и труде людей, учатся ценить и уважать труд человека.

Одновременно с этим начинается знакомство с окружающей природой, ее красотой и гармонией. Обобщаются знания учащихся о растениях и животных, которые известны учащимся, и на этой основе формируются знания о культурных и комнатных растениях, диких и домашних животных, навыки ухода за растениями и животными дома и в классе.

Содержание курса природоведения в следующих классах тесно связаны с темами программы первого класса. Это «Человек и его здоровье», «Человек и природа», «Моя страна», «Природа вокруг нас», «Труд людей на планете». Построенная по спирали программа позволяет в каждом классе расширить первоначальное содержание курса, углубить и закрепить знания учащихся.

В третьем классе раскрываются свойства воды, воздуха, горных пород, их свойств, состав; особенности растений и животных, их многообразие, условия, необходимые для жизни и развития организмов; редкие и исчезающие растения и животные, их охрана.

В следующем учебном году основные природоведческие понятия развиваются, закрепляются, наполняются новым содержанием. Здесь изучаются такие понятия, как горизонт, план и карта, ориентирование, форма и размеры Земли, движение Земли, формы поверхности суши. Одновременно с этим расширяются и углубляются представления и понятия о горных породах и полезных ископаемых, почве, погоде, растительном и животном мире различных сообществ, организме человека и правилах гигиены.

Параллельно с формированием знаний о природе расширяются и общие знания учащихся об обществе, искусстве и культуре, этике, труде людей и профессиях, характере воздействия человека на природу и окружающий мир. Учащиеся знакомятся с жизнью первобытных людей, возникновением и развитием наук и искусства, географическими открытиями, жизнью человека в различных частях Земли.

Таким образом, начиная в первом классе с изучения жизни своей семьи, коллектива класса, далее города, поселка, ученики постепенно знакомятся с условиями жизни людей на планете в целом, с творчеством человека и миром, его чувств. Постепенно формируются не только первоначальные природоведческие понятия, но и духовный мир ребенка, расширяется его кругозор, повышается уровень общего развития, наконец, начинает складываться его общественное сознание, понимание ответственности людей за будущее Земли. В соответствии с представленным материалом выделяют следующие экскурсии.

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой - интегрированная. Задачами курса являются:

Формирование разнообразных представлений, понятий о природных и социальных объектах и явлениях, знаний о взаимосвязях в системе «человек - природа - общество», развитие целостного восприятия окружающего мира;

Формирование общеучебных умений (выделять существенные признаки объекта, сравнивать, обобщать и др.) и коммуникативных умений (участие в диалоге, построение связного повествования и др.);

Совершенствование восприятия, мышления, речи;

Формирование общей культуры и эрудиции ребенка;

Нравственное становление личности, формирование гуманного отношения ко всему живому; умений взаимодействовать с окружающим миром;

Развитие эстетических чувств.

Уже из задач курса видно, что ведется работа по формированию экологических знаний.

В данной программе также выделяется принцип экологизации. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через Формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология) . Данный принцип реализуется на уроках окружающего мира, на экскурсиях, в ходе проведения практических работ.

Программа “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова предлагает изучение естественно-научных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Курс обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознание правил существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы, умственных способностей и интересов школьников, формирование в единстве этических и эстетических чувств.

2.2 Программа «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина

Программа “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина предоставляет возможность для более глубокого изучения мира окружающей природы. Программа направлена на воспитание личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности. Все темы пронизаны общими стержневыми линиями: “мир прекрасен, познаваем, раним”; “человек, в том числе и ты – ученик, – активная часть этого мира”. В содержание почти каждого урока органично включены вопросы безопасности жизнедеятельности.


Программа «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой (система развивающего обучения «Гармония»).

Курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Автор программы ставит следующие задачи: развитие интегративного, экологического, вариативного мышления; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

С целью формирования интегративного, экологического мышления, учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств предметов и явлений окружающего мира, выявление их взаимосвязей, поиск альтернативных решений возникающих проблем.

При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания и способов познания преследует не только цель формирования целостной картины мира, а выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и органами чувств, и мышлением, чтобы ученики осознавали ответственность за результаты этого познания и стремились к дальнейшему самосовершенствованию во благо гармонии природы и человека, человека и общества.

В каждой теме программы даны перечни наблюдений, опытов, практических и творческих работ, а также рекомендованных экскурсий, которые учитель вправе заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся.

Заключение

Своеобразие программ для четырехлетней начальной школы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. При этом все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень требований к подготовке учащихся.

Литература

1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. Философские науки. - 1991, № 2.
2. О.В. Бобылева, Л.Д. Бобылева. Экологическое воспитание младших школьников. «Начальная школа», № 5, 2003.
3. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. «Начальная школа», №2, 2003.
4.Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
5. «Начальная школа», № 6 - 2001, № 6, 7 - 2000.

6.Педагогическое творчество, № 2 - 2001, № 5 - 2000.

7. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» /Рук. Проекта Н.Ф. Виноградова. М., 2003

12.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2. / Под ред. Виноградской Л. А. – М.: Просвещение, 2001.

13. В.И. Седых. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. «Начальная школа», № 5, 1995.
14. Философский энциклопедический словарь // Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.

Финогеева Анна Николаевна, учитель начальных классов

Образовательные программы в начальной школе

Для сравнительного анализа я выбрала следующие образовательные программы начальной школы:

    «Школа России» под редакцией А.Плешакова;

    «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой.

«Школа России»

«Гармония»

Цель: воспитание школьников как граждан России.

Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи:

    развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;

    обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;

    формирование естественной мотивации учения

Задачи:

    обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов

    создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом

    создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности

Принципы:

    фундаментальность;

    надежность;

    стабильность;

    открытость новому;

    проблемно-поисковый подход.

Принципы:

    организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

    организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

    формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Комплект охватывает все образовательные области.

Учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Комплект охватывает все образовательные области.

никаких особых качеств от ребенка не требуется.

По данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка.

В результате проведенного анализа образовательных программ начальной школы «Школа России» и «Гармония» можно сказать следующее.

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России.

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Считаю, что эта программа нужна. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения, которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

Анализируя образовательную программу « Гармония», можно заметить, что в процессе ее реализации создаются ситуации успеха в познавательной деятельности для каждого ученика.

Сами авторы подчеркивают, что основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности.

Мне было бы интересно работать по данной программе, она носит более развивающий характер, нежели традиционная система обучения. В ней большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.

Анализ современных общеобразовательных программ по предмету «Окружающий мир»

В настоящее время обучение в начальной школе происходит в рамках, как традиционной системы обучения, так и в системе развивающего обучения. В традиционной системе обучения действуют девять УМК по предмету

«Окружающий мир» (1-4). Рассмотрим некоторые из них.

Анализируя данные программы, мы видим, что программа «Окружающий мир» (УМК «Школа России») для четырехлетней начальной школы А.А. Плешакова, имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладеть теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идею многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.

Приоритетной задачей курса является:

1. Формирование у учащихся единого, целостного окрашенного образа мира, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

2. Осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни;

3. Развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитать у них любовь к своему городу (селу), к своей Родине.

Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем.

Также, в программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова, УМК «Школа России», учащиеся ведут наблюдения за явлениями природы и общественной жизни с помощью учителя. Для успешного решения задач курса автор предлагает проводить экскурсии и учебные прогулки в течение года.

Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально - активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Формы организации работы при изучении курса «Окружающий мир» разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий и т.д.

Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно - научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции, окружающий мир рассматривается как природно - культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т.е. тоже природно-культурное целое.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

1. Природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

2. Природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

3. Мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно

сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в природоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ.

В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать ее согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках. Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи.

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой, УМК «Начальная школа XXI века» предлагает изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Этот интегрированный курс имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек - природа -

общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Изучение предмета позволяет:

Установить более тесные знания между познанием природы и социальной жизни;

Обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира;

Создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

В основе построения курса лежит линейно - концентрический принцип изучения учебного материала.

С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Целесообразно проведение уроков обобщения. Их цель - оживить знания школьника, систематизировать и обобщить полученные представления. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).

Основной особенностью содержания курса программы «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, УМК «Гармония» является его интерактивный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории всероссийского государства.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учетом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в ее многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоемов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Содержание курса программы «Окружающий мир» И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина, УМК «Планета знаний» позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых Объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Существенная особенность курса программы «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова, УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы, что дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем cамым обеcпечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса программы «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина, к которому относится интегрированный курс в рамках Образовательной системы УМК «Школа 2000 … 2100».

Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.

Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исcледовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

В этом случае используется традиционный для учебников «Школа 2000

… 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

Анализируя программы, мы составили сводную таблицу №1 природоведческих экскурсий, которые предлагают авторы выше изложенных программ.

Таблица 1. Природоведческие экскурсии в курсе «Окружающий мир»

1. УМК «Школа России»

Пр. «Окружающий мир», авт. А.А. Плешаков

Природоведческая экскурсия

«Введение» (9 ч.)

Знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

«Природа» (20 ч.)

«Жизнь города и села» (12 ч.)

Наблюдение осенних изменений в природе. Наблюдение зимних явлений в природе.

Знакомство с достопримечательностями

«Путешествия» (17 ч.)

родного города (села). Ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края.

Наблюдение весенних изменений в природе.

«Как устроен мир» (7 ч.)

«Наша безопасность» (8 ч.)

Ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа - определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

«Родной край - часть большой страны» (10 ч.)

Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных

условиях с помощью атласа-

определителя.

Знакомство с растениями и

животными луга, их

распознавание в природных

условиях с помощью атласа-

определителя.

Знакомство с растениями и

животными пресного

водоема, их распознавание в

природных условиях с

помощью атласа-

определителя.

«Страницы истории Отечества» (20 ч.)

Знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

2. УМК «Перспектива»

Пр. «Окружающий мир», авт. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

«Мы и наш мир» (10 ч.)

«Наш класс» (12 ч.)

«Город и село» (13 ч.)

Путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.

Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.

Экскурсия по родному городу; посещение музеев,

«Родная страна» (7 ч.)

библиотек, других культурно - просветительных учреждений. Посещение природного и / или историко-архитектурного заповедника родного края.

«Осень» (19 ч.)

Осенние экскурсии для

наблюдения за изменениями в

природе своего края.

«Зима» (16 ч.)

Зимние экскурсии для

наблюдения за жизнью

природы своего края.

«Весна и лето» (21 ч.)

Весенние экскурсии для

наблюдения над изменениями

в природе своей местности.

«Радость познания» (12 ч.)

Отправимся на экскурсию.

«Путешествие по реке времени» (23 ч.)

Экскурсия в краеведческий музей.

3. УМК «Гармония»

Пр. «Окружающий мир», авт. О.Т. Поглазова.

«Младший школьник» (16 ч.)

«Разнообразие растений» (13 ч.)

«Разнообразие животных» (18 ч.)

«Творения людей вокруг нас» (8 ч.)

Экскурсия на пришкольный участок.

Экскурсия в парк. Экскурсия на пришкольный участок.

Экскурсия в музей (зал

«животные»). Экскурсия по городу.

«Красота и разнообразие

Экскурсии на местный

неживой природы» (31 ч.)

«Наша Родина - Россия»

Экскурсия к памятникам

«Человек - творец» (11 ч.)

Экскурсия в музей.

«Осенние изменения в

Экскурсия в парк.

природе и в жизни

человека» (4 ч.)

«Свойства воздуха, воды,

Экскурсия к водоему

почвы» (10 ч.)

(колодцу, водонапорной

«Зимние изменения в

Экскурсия в парк.

природе и в жизни

человека». (5 ч.)

«Развитие животных и

Экскурсия в музей растений.

растений» (9 ч.)

«Весенние изменения в

Экскурсия в парк.

природе и в жизни

человека» (6 ч.)

«Изменение быта и

Экскурсии в музей, по селу.

культуры наших предков»

«Ориентирование в пространстве и во времени» (7 ч.)

«Природные зоны и природные сообщества» (13 ч.)

«Важнейшие события в истории Отечества» (21 ч.)

Экскурсия в музей (часов). Экскурсия к водоему.

Экскурсия в исторический музей к памятникам.

4. УМК «Начальная школа XXI века». Пр. «Окружающий мир», авт. Н.Ф. Виноградова,

Г.С. Калинова.

«Родная природа» (25 ч.)

Явления природы: Сентябрь - первый месяц осени;

Октябрь уже наступил; В декабре, в декабре все деревья в сентябре;

Январь - году начало, зиме середина;

Март - капельник; Апрель - водолей;

Май весну завершает - лето начинает.

«Природные сообщества» (23 ч.)

Лес и его обитатели. Луг и его обитатели.

5. УМК «Школа 2000…2100»

Пр. «Окружающий мир», авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.

«Что нас окружает» (10 ч.)

«Времена года» (12 ч.)

«Безопасная дорога в школу». Экскурсия в парк «Осенняя природа».

Экскурсия в парк «Зимняя природа».

Экскурсия в парк «Весенняя природа»

«Формы земной поверхности» (7 ч.)

«Земля - наш общий дом» (11 ч.)

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

«Экологическая система» (9 ч.)

«Живые участники круговорота веществ»

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад,

краеведческий музей, тема

«Многообразие растений и животных».

6. УМК «Перспективная начальная школа». Пр. «Окружающий мир», авт. О.Н. Федотова,

Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.

«Природа и ее сезонные изменения» (38 ч.)

Осенние изменения в неживой природе: Жизнь растений осенью.

Зимние изменения в неживой природе: Зима пришла.

Весенние изменения в неживой природе: Жизнь растений весной.

Урок-экскурсия на местный водоем.

Урок-экскурсия: Наблюдение за распусканием почек.

«Источники информации об окружающем мире» (16 ч.)

Времена года.

Мир живой и неживой природы родного края (на пришкольный участок).

7. УМК «Планета знаний».

Пр. «Окружающий мир», авт. И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин.

«Пришла пора учиться» (13 ч.)

«Природа в жизни человека» (21 ч.)

«Человек среди людей» (17 ч.)

Во дворе школы. Вот и лето пришло. Осень.

Зима. Весна.

«Как люди познают мир» (18 ч.)

Экскурсия в лес. Экскурсия к водоему. (Наблюдения явлений природы по сезонам года).

Анализируя данную таблицу №1, мы видим, что распределение и проведение природоведческих экскурсий в 1-ом и 2-ом классах равномерно.

В курсе программы «Окружающий мир», УМК «Школа России», А.А. Плешакова, упор делается только во 2-ом классе, хотя он предлагает вести наблюдения в природе в течение четырех лет.

Обращает на себя внимание традиционный курс «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа», где природоведческие экскурсии проводятся с 1-го класса при изучении раздела «Природа и ее сезонные изменения», где отводится 38 часов и, тем самым, предлагается рассматривать сезонные изменения в природе и жизни человека, дерево в жизни человека и т.д.

Виноградова Н.Ф. предлагает проводить природоведческие экскурсии в 1-ом, 2-ом классах для ознакомления с явлениями природы каждого месяца и наблюдения за сезонными изменениями растений луга и леса и их обитателей.

Анализ программы «Окружающий мир», УМК «Школа 2000 … 2100», показывает, что авторы данного курса (А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин) уже с 1-го класса рекомендуют активно проводить природоведческие экскурсии. Это видно в изучении раздела «Времена года», где четко рассматривается проведение сезонных и природоведческих экскурсий осенью, зимой, весной.

Из выше сказанного, можем сделать вывод, что кроме курса

«Окружающий мир», УМК «Гармония» О.Т. Поглазовой, проводятся природоведческие экскурсии с 1-го класса, а не со 2-го.

В основном у всех авторов курса «Окружающий мир» преобладают природоведческие экскурсии с экологической направленностью, а сезонные экскурсии занимают незначительное место. У представленных выше курсов «Окружающий мир», семи различных УМК, есть свои определенные отличия с другими, поэтому можно строить обобщение, прогнозы и т.д.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская гимназия»

г. Егорьевск

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Георгиевская гимназия

Жиденькова В.Ю.

Рабочая программа по окружающему миру

(базовый уровень)

4 Б класс

Составитель: Давыдова Светлана Витальевна,

учитель начальных классов

Данная рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии:

С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

С требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Георгиевская гимназия»;

С возможностями УМК « Перспективная начальная школа».

Программа УМК «Перспективная начальная школа» выбрана в соответствии с целями и задачами гимназии, решение которых осуществляется средствами УМК «Перспективная начальная школа»:

    развитие личности школьника, его творческих способно­стей;

    воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

    формирование желания и умения учиться,

    освоение осново­полагающих элементов научного знания, лежащих в основе современ­ной научной картины мира, и опыта его применения и преобразова­ния в условиях решения учебных и жизненных задач,

    развитие самостоятельности и творческих способ­ностей учащихся посредством включения их в проектную и иссле­довательскую деятельность,

интеллектуальное и нравственное развитие личности.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» , необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

    объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

    применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

    называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

    объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

    объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

    находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

    оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

    доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

    по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

    отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

    объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

    объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

    замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

- находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

Использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;

Находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительность, животный мир);

Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;

Понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

Характеризовать основные функции систем органов человека;

Измерять температуру, вес, рост человека;

Понимать необходимость использования знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

Извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 4 КЛАСС (68 ч)

Темы в соответствии с примерной программой

Основное

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

История Отчества

Древние славяне

Древняя Русь

Крещение Руси

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.

Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйствен­ной деятельности, другие источники. Древние славяне (террито­рия расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных на­родов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с за­падными завоевателями. Александр Невский.

Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь работать со словарями; работать с картой;

Анализировать рисунки предметов труда и быта.

Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой; пользоваться словарями, годы правления киевских князьях.

Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь называть имена богов, объяснять

Знать военные победы Александра Невского

Уметь работать по карте.

Знать, когда была основа Москва;

Уметь: располагать на ленте времени период правления московских князей;

Солнечная система

Природные зоны нашей страны

Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределение тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете.

Знать: названия планет Солнечной системы.

Уметь называть космические тела;

Рассказывать о возникновении Солнечной системы.

Знать причины смены дня и ночи, смены времен года

Уметь: проводить простейшие опыты. Делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на земле.

Тундра и человек.

Зона степей.

Степь и человек.

Природные условия субтропиков. Растения и животный мир Кавказа. Отдых людей на Черноморском побережье

Общие представле­ния о природных зонах России. Карта природных зон России. Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.

Знать: понятие «природные зоны»

Причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой; объяснять условные обозначения на карте.

Иметь представление об особенностях неживой природы, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Знать о роли леса в природе и жизни человека.

Иметь представление об особенностях неживой природы, деятельности человека в зоне лесов.

Уметь: работать с картой. Показывать на карте природные зоны, работать со словарем, составлять цепи питания, рассказывать о заповедниках.

Иметь представление об особенностях неживой природы, деятельности человека в зоне степей.

Уметь: работать с картой. Показывать на карте природные зоны, работать со словарем, составлять цепи питания, рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.

Родной край – часть великой России (12 ч)

Твой родной край

Московское время

Карта твоего края

Растения твоего края

Народные промыслы твоего края

Заповедные места твоего края

Родной Край - часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.

Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

Знать название своего края.

Уметь: работать со словарями, анализировать карту России; объяснять условные обозначения.

Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся города, работать с картой часовых поясов.

Уметь работать с физической картой России и картой родного края.

Уметь работать с картой.

Знать понятия «полезные ископаемые», «бассейн», «месторождение»

Уметь работать с картой.

Определять на карте положение родного края.

Знать отрасли животноводства.

Уметь: работать с картой; называть животных твоего края; проводить наблюдения за живой и неживой природой; называть отрасли животноводства.

Уметь работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы.

Человеческий организм (11 ч)

Путешествие в мир клеток

Путешествие в мир клеток

Как человек двигается

Пищеварительная система

Система кровообращения

Всё о вдохе и выдохе.

Береги свои лёгкие.

Нервная система

Человек - часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.

Знать понятие «ткань»

Уметь сравнивать внешний вид ткани разных органов под микроскопом

Знать термин «Кожа» (эпидермис, меланин, дерма,)

Знать Понятия «пищеварение» «пищеварительная система»

Уметь выполнять правила питания,

Рассказывать о процессе пищеварения; называть питательные вещества

Знать, что в теле человека находятся органы, занимаемые органами.

Уметь называть органы кровообращения;

Рассказывать о работе сердца, называть состав крови.

Иметь представление, что легкие нужны и чтобы говорить.

Знать, что курение вредно для каждой части организма

Иметь представление, что легкие нужны и чтобы говорить

Знать строение нервной системы; какие сведения получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма

Уметь называть органы чувств

Изучаем органы чувств

Высуни язык и скажи «А»

«Взгляд» на глаз.

Ухо – не только орган слуха

Распознавание предметов путём соприкосновения с ним

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Иметь представление о строении языка.

Уметь рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Знать правила ухода за глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

Знать правила ухода за органом слуха

Иметь представление о строении уха

Уметь рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

Знать правила ухода за органом осязания

Иметь представление о строении кожи

Уметь рассказывать о значении кожи; проводить простейшие опыты и наблюдения

Путешествие по странам мира

Границы России

Соединенные штаты Америки

Великобретания

Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.

Знать границы России; с какими государствами граничит Россия

Уметь работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах.

Уметь работать с картой; называть исторические памятники США; называть главные города, достопримечательности.

Уметь работать с картой; называть исторические памятники Великобритании; называть главные города, достопримечательности.

Уметь работать с картой; называть исторические памятники Франции; называть главные города, достопримечательности.

День народного единства

Москва: память о войне 1812 г.

Память Москвы о героях ВО войны

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Вели­кая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной

Знать государственные праздники России;

Историю создания памятника Минину и Пожарскому;

Уметь рассказывать об истории Москвы; о московских князьях; о подвигах

Знать: государственные праздники; историю создания памятника «Триумфальная арка»

Иметь представление о войне 1812 г

Знать о начале и конце войны;

Уметь рассказывать

О героях ВО войны

Знать гос. Праздники; имя первого космонавта.

Уметь рассказывать об истории космоса; называть памятники; рассказывать о достижении России в освоении космоса.

Мы – граждане России (3 ч)

Имя нашей страны Россия или РФ

Основной закон страны – Конституция России. Президент России.

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - сто-

лица России. Города

России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты

Знать все названия нашего государства:

Русь, Древнерусское гос., Россия.

Уметь рассказывать

О гербе, описывать флаг России

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города, родного края.

Уметь показывать города на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города.

Иметь представления о ленте времени.

Знать основные события, связанные с изменениями облика Кремля 12 – 15 век; города России

Уметь ориентироваться по ленте времени;

показывать город на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города

Учебно-тематическое планирование

по окружающему миру

Класс 4 Б

Учитель Давыдова Светлана Витальевна

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе программ : О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир»

Учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / Т.– М. : Академкнига/Учебник, 2013.

Дополнительная литература

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир: 4 класс: метод. пособие для учителя – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Федотова О.К., Трофимова Г.В., Трофимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №1, 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2016.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

История Отечества

Земля – планета Солнечной системы

Путешествие по родным зонам России

Родной край – часть великой России

Человеческий организм

Изучаем органы чувств

Путешествие по странам мира

Москва как летопись истории России

Мы – граждане России

Итого:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Календарная неделя

№ урока в четверти

№ урока в году

Контрольные параметры оценки учебных достижений

Скорректированные сроки

Инструктаж по охране труда. Древние славяне

Древняя Русь

Крещение Руси

Борьба Руси с западными завоевателями

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба.

Обобщение по теме «Древние славяне»

Солнечная система

Вращение земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

Природные зоны нашей страны

Обобщение по теме

«Земля – планета Солнечной системы

Второе заседание клуба. Особенности неживой природы ледяной зоны. Арктика и человек.

Тундра и человек.

Тундра и человек.

Зона лесов. Растения и животные лесной зоны. Роль леса в природе и жизни человека.

Зона лесов. Растения и животные лесной зоны. Роль леса в природе и жизни человека.

Зона степей.

Степь и человек.

Зона степей.

Степь и человек.

Зона пустынь Жизнь человека в пустыни.

Зона пустынь Жизнь человека в пустыни.

Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и животный мир Кавказа. Отдых людей на Черноморском побережье

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России»

Готовимся к школьной олимпиаде

Твой родной край

Московское время

Карта твоего края

Поверхность и водоёмы твоего края

А что можешь сделать ты?

Полезные ископаемы твоего края

Растения твоего края

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

Народные промыслы твоего края

Заповедные места твоего края

Обобщение по теме «Родной край – часть великой России» Готовимся к олимпиаде

Письмо руководителей клуба к школьникам.

Как устроен организм человека.

Путешествие в мир клеток

Самый большой орган чувств

Как человек двигается

Пищеварительная система

Система кровообращения

Познакомимся с дыхательной системой

Всё о вдохе и выдохе.

Береги свои лёгкие.

Как почки удаляют из организма вредные вещества

Нервная система

Обобщение по теме «Человеческий организм» Готовимся к школьной олимпиаде

Четвёртое заседание клуба «Как мы все воспринимаем окружающий мир» Спроси у носа, что такое запах.

Высуни язык и скажи «А»

«Взгляд» на глаз.

«Взгляд» на глаз.

Ухо – не только орган слуха

Ухо – орган равновесия

Распознавание предметов путём соприкосновения с ним

Советы врача

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств»

Готовимся к школьной олимпиаде

Границы России

Соединенные штаты Америки

Великобретания

Готовимся к школьной олимпиаде

День народного единства

Москва: память о войне 1812 года

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Памятники Москвы покорителям космоса

Имя нашей страны России, или Российская Федерация

Основной закон страны

Конституция России

Президент России

Пояснительная записка

Предметом анализа является программа начального общего образования по окружающему миру Плешакова А. А. Программа по окружающему миру включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Выбор данной программы был обоснован тем, что представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Благодаря интеграции естественно-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные цели и задачи

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать следующие задачи:

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни - с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

последовательное формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работы с научно-популярной, справочной литературой;

проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшей изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

В первом классе выделяется несколько содержательных линий.

Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.) Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа - растения - животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) труд человека - образцы поведения в природе.

Однако во втором классе учащиеся уже осознают, что различие природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца.

Приоритетными задачами курса первого класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основные способы познания первого года обучения - наблюдение и проведение опытов рассчитанных на включение всех органов чувств.

Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками,справочной литературой, наглядными пособиями, а также первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми - родителями, педагогами школы, и т. д).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике.

Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Где мы живем? (2часа)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (21час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;

Жизнь города и села (12часов)

Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д..

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного села.

Здоровье и безопасность (10часов)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты. Творческий отчет.

Основные требования к усвоению

мир окружающий школа начальный

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития - уметь объяснять мир:

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

объяснять влияние притяжения Земли;

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

наблюдать за погодой и описывать её;

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:

оценивать правильность поведения людей в природе;

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Методы, формы и средства обучения

Словесный метод

Тема урока «Природа и рукотворный мир», стр. 14-17.

Рассказ учителя о природе, растениях, животных, о рукотворных предметах которые создал человек.

Тема урока: «Какие бывают растения», стр. 56-59.

Беседа с учениками о том, какие растения они знают, где они их видели.

Объяснение

Тема урока: «Живая и не живая природа», стр. 24-27.

Взаимосвязь живой и не живой природы, объяснение различий между ними.

Инструктаж

Тема урока: «Заглянем в кладовые земли» стр.47-44

Инструктаж по работе с атласом.

Дискуссия

Тема урока: «Невидимые нити», стр. 64-67.

Дискуссия на тему: «Может ли лес существовать без кустарников?»

Наглядный метод

Демонстрация

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения»,

Демонстрация гербария различных цветов, сгруппированных по группам(Дикое,культурное)

Видеометод

Тема урока: «Дикие и домашние животные», стр. 72-75.

Просмотр короткого видеоролика, показывающего многообразие различных видов животных на Земле.

Иллюстрация

Тема урока: «Красная книга», стр. 88-91;96-97.

Изучение иллюстрации в учебнике по этой теме.

Практический метод

Наблюдение

Тема урока: «В гости к осени», стр. 36-37.

Наблюдение за тем, какие сезонные изменения происходят с растениями в данный момент.

Эксперимент (или опыт)

Тема урока: «Явления природы», стр. 28-31.

Проведение опыта с термометром позволяющим наблюдать изменения температуры воды,воздуха,тела.

Вводный урок

Тема урока «Природа», стр. 23.

Первый урок новой большой темы. Ознакомление с главами, которые предстоит изучить. Первичное представление материала.

Обобщающий урок

«Жизнь города и села», стр. 104.

Обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Все профессии важны». Беседа о разнообразии профессий. Кем бы дети хотели стать,какая профессия им нравится.

Предметный урок

Тема урока «Звездное небо», стр. 40.

Работа с учебником. Сделать аппликацию любого любимого созвездия.

Экскурсия

Тема урока: «Какие бывают растения», стр. 56.

Экскурсия в лес,парк. Беседа про деревья,кустарники,цветы.

Домашнее задание

Тема урока «Домашние животные», стр. 22.

Нарисовать на альбомном листе домашнего животного, написать про него рассказ.

Контрольный урок

Контрольная работа по теме «Где мы живем?», после изучения соответствующего раздела.

УМК для 2 класса общеобразовательного учреждения, на основе которого ведется преподавание предмета, содержит:

Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.

рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

Плешаков, А. А. тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / О.В.Казакова, Н.А. Сбоева. - М.: Вако, 2008.