Меню Рубрики

Социальная адаптация лиц с овз. Проблемы социальной адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

Башаев С.В. 1 , Горелик В.В. 2

1 Магистрант, 2 Доцент, Кандидат биологических наук, Тольяттинский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье приведена статистика по числу инвалидов в России. Проведена группировка по полу, возрасту, группе инвалидности. Приведены особенности адаптации инвалидов к условиям современного общества, и адаптации в нем. Приведены проблемы, из-за которых, лица с ограниченными возможностями здоровья не могут чувствовать себя комфортно среди здоровых людей, быть в социуме и жить в нем. Раскрыты особенности социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями в России. Проанализированы возможности для лиц с ограниченными возможностями в современных развитых странах и в России. Дана оценка проблем у инвалидов в нашей стране, указаны пути их решения, которые в коечном счете позволять лучше адаптироваться в современной непростой социально-экономической ситуации.

Ключевые слова : инвалиды, адаптация, проблемы адаптации, общество, поддержка.

Bashaev S.V. 1 , Gorelik V.V. 2

1 Undergraduate, 2 Associate professor, PhD in Biology, Togliatti State University

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH DISABILITIES IN MODERN SOCIETY

Abstract

The article presents statistics on the number of disabled people in Russia. Grouping by gender, age, disability group. The features of adaptation of persons with disabilities to the conditions of modern society, and adapting to it. Given the problems that people with disabilities may not feel comfortable among healthy people, to be social and live in it. The features of social adaptation of persons with disabilities in Russia. Analyzed opportunities for persons with disabilities in the developed countries and in Russia. The estimation problems of the disabled in our country, the ways of their solution, in which the number of beds to allow better adapt in the current difficult socio-economic situation .

Keywords: disabled, adaptation, adaptation problems, society, support.

Работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, относится к одному из острых вопросов в социальной работе.

В России долгое время слово «инвалид» было под запретом. Наличие таких людей все время умалчивалось и никогда не выпячивалось на всеобщее обозрение. Таких людей очень редко можно было увидеть на улицах, в магазинах. Их можно было увидеть либо в больницах, либо дома .

В это же время, в европейских странах, провозглашалось равенство людей, их взглядов, их желаний, и инвалиды считались полноправными членами общества, и находясь в нем, чувствовали себя полноценными людьми .

Провозглашение равенства, позволило лицам с ограниченными возможностями, полноценно пользоваться всеми правами, которыми пользуются здоровые люди. У них появилось право на всё: обучение, трудоустройство, медицинское обеспечение, психологическую помощь и пр.

Благодаря всесторонней поддержке государства, такие люди очень быстро «акклиматизировались» в обществе и начали жить полноценно, ограничиваясь лишь специфическими особенностями своего здоровья и последствиями перенесенного заболевания .

Рухнувший «железный занавес» открыл России весь тот быт людей с ограниченными возможностями там, в Европе, и раскрыл печальность всей ситуации здесь, в своей стране. После этого начались шаги к тому, чтобы перенять опыт европейских стран и воспроизвести в нашей стране ту модель взаимоотношений между здоровыми людьми и инвалидами, которая сложилась в европейских странах.

Насущность темы исследования имеет несколько причин:

  1. Проблема инвалидности обрела масштабные рамки. В России больше 12 млн. человек имеющих различные заболевания.
  2. Размер финансового и социального снабжения инвалидов на сегодняшний день, остается достаточно низким, вопреки тому, что, начиная с 2008 года, после запуска программы «Доступная среда» для лиц с ограниченными возможностями, государство проделало огромную работу, благодаря которой, постепенно, социальное и финансовое обеспечение инвалидов стало улучшаться.

Важным фактором социальной адаптации инвалидов в обществе, является их приспособленность к жизни в социуме здоровых людей. Данная проблема имеет особую важность, исходя из того, что с каждым годом, взгляды здоровых людей на тех, кто родились или стали инвалидами в течение жизни, стало существенно меняться (Табл.№1,№2),.

В России, около 10% населения, признанных инвалидами.

Таблица № 1 «О бщая численность инвалидов по группам инвалидности»

Таблица № 2 «Распределение инвалидов по полу и возрасту»

Сложность адаптационной работы с инвалидами проявляется по следующим причинам:

  1. У инвалида из-за проблем со здоровьем возникают преграды, которые приводят к снижению качества его жизни и лишают его полноценного сосуществования в обществе,
  2. Отсутствуют довольно интенсивные социальные контакты, которые приводят к торможению их интеллектуальных способностей
  3. Отсутствует доступная психологическая, правовая и информационная помощь, которые приводят к утрате или неиспользованию инвалидами тех потенциалов интеграции в общество, которыми они располагают.

В нашей стране, здоровые люди относятся к инвалидам, отталкиваясь от медицинских терминов, для которых, инвалид – это человек, который имеет ограничения, такие как: самостоятельно ходить, слышать, видеть, говорить.

Неблагоприятное социально-экономическое состояние таких людей зачастую сводится к тому, что они лишены профессиональной помощи; степень их социализации - привыкание к вынужденным условиям жизни и формирование новых навыков и умений для своей самореализации в обстоятельствах нынешнего социума. Социально-экономическое положение инвалидов (родственные отношения, образование, материальное положение, степень благоустроенности местности, где проживает инвалид, и пр.) играет немаловажную роль в акклиматизации инвалида и его социализации .

В этой сформировавшейся ситуации, возникла большая необходимость в разработке государством стратегии по вопросу социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, а также процессов взаимодействия органов государственной власти для поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из важных условий социализации – это внедрение в сознание здоровых людей идеи равноправных возможностей для лиц с ограниченными возможностями. Процесс адаптации инвалидов к обществу имеет свои особенности, которые зависят от пола и возраста инвалида, вида патологии, особенностей его социального положения .

В России, лица с ограниченными возможностями воспринимаются обществом здоровых людей как люди, существенно отличающиеся от них в не лучшую сторону, не имеющие больших возможностей, и это порождает у здоровых людей либо неприятие инвалидов как полноправных членов социума, либо жалость по отношению к ним.

Европейский и отечественный опыт демонстрирует, что зачастую, инвалиды, даже, имея большой потенциал для оживленного участия в жизни общества и даже возможность работать, не могут их осуществить.

Наряду с этим, возникает такое понятие, как «неготовность» большинства здоровых людей к близкому контакту с инвалидами в условиях жизни, которое приводит к такой ситуации, что инвалид не имеет возможности реализоваться наравне с ними.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнение .

У инвалидов финансовое обеспечение чаще всего, гораздо ниже, чем у здоровых людей. Многие инвалиды не имеют высшего образование. Из числа инвалидов, которые трудоустроены, не все удовлетворены своей заработной платой, а те, кто не трудоустроены, вынуждены жить лишь на одну пенсию, которой не хватает для более комфортной жизни и удовлетворения своих потребностей.

Редко кто из инвалидов создают семью. У большинства лиц с ограниченными возможностями отсутствует полноценный интерес к жизни, они часто впадают в депрессию.

Удовлетворение вышеперечисленных нужд – непременное условие успешной интеграции инвалидов.

До тех пор, пока обществом не будут сделаны взвешенные шаги к сближению, социализация инвалидов к пребыванию в обществе здоровых людей, состояться не может .

Залог успеха социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к полноценной жизни в современном обществе-тесное взаимоотношение инвалидов со здоровыми людьми.

Литература

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
  3. Заборова Е.Н. Социологический анализ городского социального пространства // Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Екатеринбург, 2007. 38 с.
  4. Петрова Л.Е. К вопросу о понятии “социальное самочувствие” // Молодые социологи о социальных проблемах молодежи // Сборник тезисов и материалов студентов и аспирантов вузов Урала к X Уральским социологическим чтениям “Молодежь – будущее России”. – Екатеринбург, 2010 г. 56 с.
  5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. исслед. 2014. № 4.

References

  1. Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki . – Rezhim dostupa: – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/
  2. «Social’naja rabota s sem’ej rebenka s ogranichennymi vozmozhnostjami» N. F. Dement’eva, G. N. Bagaeva, T. A. Isaeva, Institut social’noj raboty, M., 1996 g.
  3. Zaborova E.N. Sociologicheskij analiz gorodskogo social’nogo prostranstva // Avtoref. dis. na soisk. uch. step. dokt. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2007. 38 s.
  4. Petrova L.E. K voprosu o ponjatii “social’noe samochuvstvie” // Molodye sociologi o social’nyh problemah molodezhi // Sbornik tezisov i materialov studentov i aspirantov vuzov Urala k X Ural’skim sociologicheskim chtenijam “Molodezh’ – budushhee Rossii”. – Ekaterinburg, 2010 g. 56 s.
  5. Jarskaja-Smirnova E.R. Social’noe konstruirovanie invalidnosti // Sociol. issled. 2014. № 4.

Лиц с ОВЗ

Социально-трудовая адаптация – процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в обществе и трудовом коллективе нормами, правилами, традициями.

Конечный этап социально-трудовой адаптации - интеграция личности в определенной социальной группе (личность удовлетворена социальной средой, образом деятельности и общения и, в свою очередь, социальная общность воспринимает и принимает данную личность).

Элементы целостной системы, направленной на решение проблемы адаптации лиц с ОВЗ:

Учет всех факторов аномального развития (биологических, социальных, психологических) с целью их ослабления, нейтрализации или устранения

Создание условий для полной реализации своих возможностей каждой личностью, имеющей дефект развития, в интересах самой личности и общества

Наличие действенных общественно-государственных структур, оказывающих умственно отсталым лицам педагогическую, социальную, юридическую, профессионально-трудовую и другие формы помощи, которые в совокупности обеспечивают им фактическое равенство и возможность активного участия в общественно полезной и производительной деятельности и дос­тойную жизнь в обществе

Адаптация – особая форма отражения системами внешней и внутренней среды, заключающейся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия (философский словарь, 1999г.)

Физиологическая адаптация (Большая Советская энциклопедия) – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направления к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Адаптация – одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гентальтксикологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактует, что адаптация – это взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.

Значение адаптации

· оздоровительное;

· социально-бытовое;

· поддержание гомеостаза;

· саморегуляция организма;

· повышение активности симпатической системы и увеличение концентрации кортикоидов;

· средство разрешения внутренних и внешних противоречий жизни.

Условия социально-трудовой адаптации выпускников СКОУ:

1. Социально-трудовая адаптация - личностный процесс, который необходимо рассматривать в связи с формирующейся и развивающейся личностью ребенка - ученика специальной школы, с его достоинствами, недостатками и особенностям

2. Воздействие на личностные изменения школьника (выпускника) с ОВЗ с целью совершенствования его адаптационных (интеграционных) свойств будет оказывать как имеющееся у него ограничение в здоровье, так и условия, в которых личность развивается, формируется и функционирует

3. Процесс социально-трудовой адаптации должен опираться на систему социальных гарантий, обеспеченных законами государства и подкрепляемых морально-нравственными принципами общества

4. Управление процессом социально-трудовой адаптации должно осуществляться через систему параллельных и преемственных связей между различными ведомствами под контролем доверенных общественных структур на местах

Задачи адаптации:

· Обеспечить каждому ребенку с ОВЗ такой уровень образования и общего развития, который бы оказался достаточным для освоения простейших специальностей, стал основой для самостоятельного познания каждым выпускников специальной школы процессов, происходящих в обществе, природе, конкретном коллективе или социальной группе через скорригированные, сохранные и развитые стороны деятельности, коммуникации и общения.

· Осуществить целесообразное пpoфеccиoнaльнoe ориентирование и профессиональную подготовку по избранной специальности.

· Освоение реальной действительности во всем ее разнообразии (многообразия человеческих отношений, включение в систему этих отношений).

· Обеспечение каждому ребенку условий для реализации своих возможностей в деятельности.

Адаптационный механизм. Человеческий организм является саморегулирующейся системой, зависящей от окружающей среды, В связи с постоянно меняющимися условиями среды в результате продолжительной эволюции у человека выработались механизмы, позволяющие приспособится к данным изменениям. Эти механизмы называют адаптационными. Адаптация - это динамический процесс благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм - среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм - среда» возникают значимые изменения, которые обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, что позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.

У человека решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум - среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Ф.Б. Березин сформулировал следующее определение психической адаптации: «Психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребностии реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды».

Психическая адаптация является сплошным процессом , который включает в себя следующие аспекты:
- оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
- установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе - профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

Психофизиологическая адаптация - это совокупность различных физиологических (связанных с приспособлением) реакций организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.

Все уровни адаптации одновременно в различной степени участвуют в процессе регулирования, которое определяется двояко (по Г. Айзенку):
- как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой;
- как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.

В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда , в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.
- Аллопластическая адаптация - осуществляется изменениями внешнего мира под существующиепотребности личности.
- Аутопластическая адаптация - осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию , общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда
ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать как отсутствие поддерживания конфликта со средой.Социально-психологическая адаптация процесс преодоления проблемных ситуаций личностью , в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои
основные потребности.

С активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояниеличности. По завершении адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но существуют потребности, адаптивные в данной социальной среде, и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависят от личностных ценностей и объекта-цели, куда они направлены.

Дезадаптивность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для адаптивного процесса - не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Дня понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Адаптивнаяактивностьосуществляется двумя видами :

Адаптацией путем преобразования и устранения проблемной ситуации;

Адаптацией с сохранением ситуации - приспособлением.

Адаптивное поведение характеризуется :

Успешным принятием решений,

Проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.

Основными признаками эффективной адаптации являются :

В сфере социальной активности - приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;

В сфере личностных отношений - установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.

Адаптационный потенциал личности - это копинг поведения, совокупность копинг-ресурсов испособность вырабатывать копинг-стратегии.

Е.К. Завьялова, обобщив основные положения по проблеме адаптации, высказанные в трудах B.C. Аршавского и В.В. Ротенберга, В.И. Медведева и Г.М. Зараковского, Л.А. Китаева-Смык, Ф.Б. Березина, В.Н. Крутько, Е.Ю. Коржовой пришла к заключению, что:

Адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой;

Механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности;

Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью;

Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения;

Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте понятие «социально-трудовая адаптация»

2. Какие, с Вашей точки зрения, условия необходимо создать в образовательном учреждении и за его пределами, чтобы социально-трудовая адаптация человека с ОВЗ была успешной?

3. Расскажите о правах лиц с ОВЗ на социально-трудовую адаптацию в Российской Федерации

4. Каковы, с Вашей точки зрения, основные проблемы в получении профессионального образования лицами с ОВЗ в настоящее время. Какими путями их необходимо решать?

5. Что такое индивидуальная программа реабилитации? Каковы условия и возможности ее осуществления?

Социокультурная адаптация детей

с ограниченными возможностями здоровья

Социокультурная адаптация относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве детей с ограниченными возможностями здоровья, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Из всех проблем, препятствующих полноценному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Социокультурная адаптация - сложный и многогранный феномен, характеризующийся постоянными трансформациями. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом.

Реализация основных видов и форм вхождения ребенка с ОВЗ в общество осуществляется в рамках пяти концентров адаптации (первый – социокультурное взаимодействие внутри родительской семьи; второй – с ближайшим окружением семьи; третий – в рамках дошкольного образовательного учреждения, во дворе дома; четвертый – в стенах среднего общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях культуры, спорта; пятый – в постшкольный период) .

Успешность адаптационных практик напрямую связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социокультурной политики. Благодаря функционированию институтов семьи и образования возможно достижение ребенком адаптационного стандарта, уровень которого можно определить по разработанной критериальной системе готовности индивида к адаптации и его социальной интегрированности.

Сущность социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями связана, прежде всего, с их «включением» в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социокультурной жизни.

Основным объектом социокультурной адаптации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети с ограниченными возможностями. Значительную часть этих детей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик .

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни детей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, ─ такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих детей с ограниченными возможностями.

В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве .

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья – болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь процессов соматического (отношение к своей телесности, к своему здоровью), личностного (отношения к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам), и социального (общение, отношение к ситуациям и социальным институтам, деятельность) функционирования.

Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Однако перед социальными структурами стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к инвалидам не только общества в целом, но и самих инвалидов и их семей.

Система социокультурной адаптации должна способствовать формированию активной жизненной позиции у семей с ограниченными возможностями в целом.

Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое ребенку с ОВЗ в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций. С другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению лиц с ОВЗ, что носит общий реабилитационный характер.

Список литературы

1. Ильичев Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями //Социальная работа. - 2003. - № 2.- С. 46

2. Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

3. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996.

4. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. - Кемерово, 1992.


Занятие 7. «Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья как социальная и психолого-педагогическая проблема»

1. Коммуникативная компетенция как ключевое условие социальной адаптации лиц с ОВЗ.

Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность. Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростков. От уровня коммуникативнойкомпетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и их интеграция в школьное сообщество. Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, которое предъявляет к выпускникам школы, а тем более с ОВЗ, более строгие требования. Практическая направленность развития коммуникативных навыков выходит на первый план. Для этого необходима организация общения между учащимися в процессе обучения, проведения совместных мероприятий, занятий в кружках дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками общеобразовательных школ; между обучающимися и их родителями. Учиться общению, общаясь – вот основной принцип коммуникативности. Здесь необходим комплексный подход к развитию устной диалогической речи детей - уделять внимание на всех этапах обучения и воспитания. С этой целью можно разработать модель (инвариативный модуль) ««Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья как основное условие их успешной социализации», состоящуя из блоков: учебная деятельность , воспитательная работа , дополнительное образование, социально - психологическое сопровождение, семья, социум. После этого начать работу по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ. Коммуникативная составляющая или его компонент должен включаться в каждый урок и внеклассное мероприятие. К данной деятельности могут быть привлечены следующие участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги школы (учителя начальных классов , учителя среднего звена, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования), педагоги дополнительного образования вне школы, родители. Обучающиеся с ОВЗ принимают участие во всех мероприятиях совместно с учащимися массовых школ.


2. Технологии социальной адаптации в условиях образовательной интеграции .

Технологизация учебного процесса в условиях интеграции требует учета современного видения содержания и задач образования, которое включает не только формирование знаний, умений и навыков, не только передачу от одного поколения к другому социального опыта, но и создание среды для развития личности. В условиях интегрированного обучения это означает обеспечение защищенности личности школьника с ограниченными возможностями. Образовательная среда характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Технология социальной адаптации в условиях образовательной интеграции основывается на следующих концептуальных положениях. Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей обучающихся, нуждающихся в коррекционно-образовательных услугах, использования различных методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение различные подходы могут быть противоречивыми, не всегда применимыми ко всем ученикам класса, но они создают мощный инструмент в руках учителя, благодаря которому он сможет помочь любому ученику и его родителям. Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями. Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, по коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика. В классе интегрированного обучения необходима системная работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития, обусловливающие специфические цели и задачи обучения.

Не менее важным является деятельностный характер обучения, воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и об особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Только в ней могут быть смоделированы и воспроизведены условия, трудные для ученика, но возможные в жизни, анализ и проигрывание которых могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Коррекция в условиях интегрированного обучения включает в себя не только коррекцию знаний, психических функций, но и коррекцию девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности . В ней можно объективировать трудные конфликтные ситуации и направить ориентировку ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень); учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению; диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка. Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью, основываясь на признании того, что именно переживания стимулируют развитие интеллекта и что эмоциональные побуждения более действенны , чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии.


Следует признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития; оказать индивидуальную помощь по тому или иному предмету, улучшить психологическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития. Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого - самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения, преодоление когнитивного кризиса учащихся с отклонениями в развитии предполагает продуманную системную работу, включающую формирование позитивной установки на учащихся с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. Эти задачи могут быть реализованы в системе коррекционных занятий и занятий по учебным предметам, решающим одновременно задачи интеграции, включения. Последний термин достаточно широко используется в иностранной литературе в значении интегрированного (совместного) обучения.

По мнению Гонеева АД., технология в условиях образовательной интеграции характеризуется следующими чертами :

1. проектируется, отбирается актуальное содержание образования детей с ограниченными возможностями, которое освобождается от второстепенного материала и позволяет устранить перегрузку учащихся и многократно обратиться к основному, главному, наиболее существенному в программном материале;

2. признается и обеспечивается открытость содержания специального образования для изменений на основе интегративного подхода к нему на основе учета программных требований, прогрессивных и мировых тенденций в сфере общего и специального образования и положительного локального опыта; обеспечивается реализация коммуникативного компонента образования в условиях интеграции, что предполагает положительное взаимодействие участников образовательного процесса, их позитивное отношение друг к другу, обмен информацией, имеющимся социальным опытом;

3. использование вариативных образовательных программ и определение образовательного маршрута учащихся (в специальной школе или в условиях интеграции) с учетом многих факторов, в том числе и среды обитания, педагогической культуры родителей и познавательных возможностей учащихся, привлечение разнообразных методических средств, являющихся гарантом того, что образовательная среда является средством развития личности.

В современных условиях России становится важным освоение необходимых навыков и компетенций для успешной социально­профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Активное развитие рыночной экономики, растущая конкуренция на рынке труда и введение новых образовательных стандартов постоянно ужесточают требования к уровню профессиональной готовности будущих специалистов. Особенно сложно соответствовать этому уровню лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Усилия Минобрнауки РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального, для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом их психофизического здоровья. Ведется интенсивный поиск способов и средств для обеспечения на всех уровнях образования гарантии законодательных прав этим категориям лиц. Однако традиционная профессиональная подготовка не всегда эффективно решает эти задачи.

Состояние здоровья многих из них препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения, что требует расширения направлений деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования (ОО СПО) и выделения наряду с имеющимися задачами, новой - реабилитационной, которая предполагает обеспечение в процессе профессионального образования необходимой коррекции и компенсации отклонений в развитии отдельных категорий обучающихся как важного фактора успешности их последующей социально-профессиональной адаптации.

В настоящее время адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности, как одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации, закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Проблема адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности активно разрабатывается в педагогической науке, в том числе и отечественной.

Несмотря на накопленный опыт научных разработок в данной области, в педагогической теории и практике недостаточно изучены возможности комплексной социально-профессиональной адаптации (социально­профессиональная адаптация и социально-профессиональное сопровождение) студентов с разными видами ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном профессиональном образовании средней ступени в соответствии с требованиями современного социума и в условиях реализации ФГОС.

А нализ научной литературы, посвященной вопросам адаптации студентов с ОВЗ к профессиональной деятельности, состояние разработанности проблемы и результаты многолетних исследований в учреждении среднего профессионального образования позволили выделить противоречия между:

    необходимостью обеспечения эффективной социально-профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ в сложившейся системе среднего профессионального образования и недостаточной проработанностью в педагогической науке вопросов ее ориентации на состояние личности и возможности обучающегося с ОВЗ;

    требованиями ФГОС СПО нового поколения и недостаточностью имеющихся эффективных механизмов и форм координации деятельности ведомственных организаций, осуществляющих профессиональное образование и социально-профессиональную адаптацию обучающихся с ОВЗ в системе СПО.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Это означает, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени зависит от качества профессиональных кадров, уровня их социализации и кооперационности, или социальной компетентности. В этом контексте на предстоящий долгосрочный период должны быть определены и реализованы меры, обеспечивающие доступность качественного профессионального обучения и успешную социализацию молодежи. При этом особое внимание уделяется проблеме профессионального обучения и социализации молодых инвалидов, а также других категорий лиц с ОВЗ трудоспособного возраста как социально уязвимой группы.

В динамично меняющихся социально-экономических условиях полученная ими профессия/специальность нередко оказывается не востребованной. Конкурентоспособность на открытом рынке труда лиц с ОВЗ также снижена: работодатели при прочих равных условиях в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение при приеме на работу здоровым людям.

В образовательном процессе индивидуальные особенности развития, состояние физического и психического здоровья являются тем фоном, который во многом определяет возможности получения лицами с ОВЗ профессии/специальности. Отсюда следует, во-первых, необходимость ранней профориентационной работы и их подготовка к осознанному и оптимальному выбору формы и места получения профессионального образования. Во-вторых, требуется разработка стандартизованных подходов-рекомендаций по профессиональному обучению лиц с тем или иным ограничением в здоровье, которые могут стать основой взаимодействия с ними педагогических работников ОО СПО. В-третьих, важно формировать у преподавателей и мастеров производственного обучения готовность с помощью специалистов службы комплексного сопровождения модифицировать уже имеющиеся типологические подходы к обучению лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными или комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями применительно к конкретной ситуации обучения и индивидуальным особенностям каждого обучающегося.

В системе профессионального образования необходимо не только обеспечивать каждому обучающемуся право выбора профессии/специальности, но и создавать для этого определенные условия путем создания ресурсных центров, расширения перечня профессий и специальностей, а также формирования мотивации обучающихся к продолжению профессионального обучения. Это с неизбежностью будет стимулировать инновационную деятельность ОО СПО, их стремление к внутриведомственным и межведомственным контактам, обобщению и распространению продуктивного педагогического опыта, постоянному повышению квалификации педагогического корпуса в области обучения лиц с ОВЗ.

В настоящие время процесс профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Лица с ограниченными возможностями здоровья - это общий термин, определяющий лица, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения. От 35 до 45% лица с ограниченными возможностями здоровья являются детьми-инвалидами. По отношению к ним правомерно использование термина «лица с особыми образовательными потребностями», так как ограничение возможностей участия человека с проблемами в психофизическом развитии в образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения. По содержанию термин «лица с особыми образовательными потребностями» шире термина «дети с ограниченными возможностями здоровья», т.к. включает ещё и детей, имеющих проблемы с языковыми барьерами, социализацией, нарушением работоспособности. Для профессионального обучения и социально - профессиональной адаптации инвалидов и других лиц с ОВЗ выделили три основные группы с разными образовательными потребностями и возможностями трудовой реализации.

Первая группа - это инвалиды с сохранным интеллектом при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата или органов зрения.

Вторая группа - это инвалиды с нарушениями слуха и речи. Стойкое поражение слуха, приводящее к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности человека, достаточно распространены. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов, в формировании его волевого поведения, эмоций, чувств, характера и других сторон личности.

Третья группа - лица с аномалиями психофизического развития (задержками психического развития, умственной отсталостью, девиантным поведением). Это наиболее значительная по количеству группа, имеющая большие трудности профессиональной подготовки и реализации. Следует отметить, что далеко не все учащиеся, отнесенные к данной группе, имеют не только формально зафиксированную инвалидность, но и подтвержденный медицинский диагноз. Проблема усугубляется как ограниченным выбором профессий и специальностей, так и узким полем трудовой реализации (малоквалифицированный или механический труд человека заменяется роботами, или техническим средствами с особыми требованиями к их эксплуатации, предполагающими наличие определенного интеллекта). В городе малоквалифицированную работу выполняют в основном мигранты. Но это и есть, то самое поле трудовой деятельности для данной группы лиц с ограниченными возможностями здоровья, с которого они ретировались и самоустранились. Для данной группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приемлемы адаптированные упрощенные программы обучения, включающие наряду с освоением общеобразовательных и специальных предметов, продолжение обучения навыкам коммуникаций как в техникуме и на производстве, так и в быту.

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическими условиями страны, ценностными ориентациями государства и общества, государственной политикой в области образования, законодательством в сфере образования в целом и в специальном образовании, а также уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии, педагогики. За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В российских условиях начала XXI в. профессиональное образование лиц с ОВЗ рассматривается как совокупность следующих процессов:

    профессиональная ориентация, основанная на развитии профессиональныхпотребностей, способствующая осознанию профессионального выбора, ценностей предпочитаемой профессиональной деятельности, профессионального самоопределения;

    вооружение знаниями и умениями, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладение конкретной специальностью или областью профессиональной деятельности;

    развитие адаптационных механизмов, свидетельствующих о необходимости закрепления человека на конкретном рабочем месте после овладения определенной специальностью (С.С. Лебедева) В настоящее время в стране существуют различные уровни (профессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование) и формы (очная, очно-заочная, экстернат, надомное обучение) профессионального образования разных категорий лиц с ОВЗ, выбор которых должен определяться их индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем общего образования и реабилитационным потенциалом. Завершая характеристику условий социально-профессиональной адаптации лиц с ОВЗ в современной системе СПО, необходимо подчеркнуть, что представленный перечень является далеко не полным. Он может дополняться, содержательно обогащаться и конкретизироваться специалистами в ходе анализа собственного опыта профессионального обучения и социализации данной разнообразной по своему составу группы обучающихся, обладающей большим потенциалом личностного, профессионального развития и совершенствования на протяжении всей жизни. Таким образом, проведя теоретический анализ литературы можно сделать вывод о том, что как в России, так и за рубежом по настоящее время происходит процесс поиска условий и методов профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В системе профессионального образования необходимо не только обеспечивать каждому обучающемуся право выбора профессии или специальности, но и создавать для этого определенные условия путем создания ресурсных центров, расширения перечня профессий и специальностей, а также формирования мотивации обучающихся к продолжению профессионального обучения.

Конечной целью социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья является их интеграция в социум. Промежуточными целями выступают: а) медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и укрепление их здоровья; б) формирование у них навыков и умений бытового самообслуживания; в) общее образование; г) профессиональное образование; д) трудоустройство; е) формирование положительной самооценки. Ресурсное обеспечение управления социально - профессиональной адаптацией обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях СПО включает несколько «составляющих»: 1) научно-методическое обеспечение, 2) учебно-методическое обеспечение, 3) информационно-аналитическое обеспечение, 4) нормативно­правовое обеспечение, 5) финансовое обеспечение, 6) материально-техническое обеспечение, 7) психологическое обеспечение, 8) кадровое обеспечение. Социально-профессиональная адаптация - процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Она предполагает обретение индивидом субъектности для самостоятельного осуществления социальных действий и функций с оптимальными психофизиологическими затратами. Социально­профессиональная адаптация приобретает особенно важное значение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые образуют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Формы и степень включенности обучающегося с ОВЗ могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. В некоторых случаях целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному плану, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ. Специфика организации учебно-воспитательной и учебно-профессиональной работы обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива. Педагогическим работникам необходимо освоить основы специальной педагогики и психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации учебно­профессионального образовательного процесса для таких обучающихся. Важным моментом выступает организация конструктивного сотрудничества со средствами массовой информации, с негосударственными структурами, с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Актуальным является вопрос финансового обеспечения организации профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.