Меню Рубрики

Соц исследования детского чтения в ссср. Глава iii

В последние 15 лет проведен ряд централизованных и региональных исследований чтения, результаты которых дают богатый материал для анализа культурных процессов в стране, развития теории и практики книжного и библиотечного дела. Однако исследователь, желающий по печатным источникам ознакомиться с современным состоянием чтения в СССР, оказывается в сложной ситуации. В библиографическом указателе «Книга. Чтение. Библиотека» (М., 1998) учтено около 150 публикаций по этой тематике (как по специальным исследованиям чтения, так и по исследованиям образа жизни, культуры, свободного времени, где также затрагивались проблемы чтения) за 1976-1985 гг., причем приведенный там, список работ не является исчерпывающе полным. Обобщение всей этой информации, предполагающее использование в необходимых случаях вторичного анализа,- дело дальнейшей специальной работы. Она чрезвычайно осложнена использованием различных шкал и методик в разных исследованиях, проведением их в разных регионах и разных социальных слоях и т.п. Поэтому в данном статистико-социологическом обзоре предпринята попытка лишь изложить бы основные количественные итоги важнейших исследований и сделать наиболее простые, «лежащие на поверхности» обобщения. Это пока не сопоставление, а лишь свод имеющихся данных.

В обзоре характеризуется чтение взрослого населения страны. Приводятся сведения по следующим показателям:

распространенность чтения (доля читающих в населении);

интенсивность чтения (Объем читаемого)

чтение в бюджете свободного времени;

общественные библиотеки;

домашние библиотеки;

Ранее не публиковавшиеся данные, полученные в исследованиях Сектора социологии чтения библиотечного дела Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ланна, приводятся без ссылок на источник.

Распространённость чтения

Печать играет важную роль в жизни советского общества. Помимо миллиардов томов, хранящихся в фондах общественных и личных библиотек, в СССР выпускаются ежегодно десятки тысяч новых изданий. Та, в 1985 г. было опубликовано 83976 книг общим тиражом 2150,5 млн. экз., кроме того, выходило 1524 журнала общим годовым тиражом 2640,6 млн. экз. и 8427 газет тиражом 43455,6 млн. экз.

Результаты исследований свидетельствуют, что сейчас подавляющее большинство взрослого населения СССР находится в сфере воздействия печатного слова. Уже в середине 70-х гг. к числу читателей относилось 95% жителей небольших городов, включая детей 7 лет, а в конце 70-х-87% сельского населения. Среди рабочих РСФСР отнесли себя к числу читателей 89%, среди рабочих и ИТР промышленных предприятий БССР -более 80%, среди трудящихся Эстонии -97 %.

Значительная часть читателей использует все основные виды печатных источников (газета, журнал, и книга)-79% в небольших городах и 60% в селах, из числа взрослого трудящегося населения Эстонии (1978 г.) книга и газеты читали 79%.

Однако приобщенность к чтению различных видов печатных изданий неодинакова. Наиболее распространено чтение газет, к которым обращается почти все население городов и большинство сельского населения. В Таганроге (1978 г.) газеты читали 95.8% взрослого населения, в Ленинграде (1974 г.) -94%, в малых городах РСФСР в начале 70-х годов -94%, в начале 80-х гг. также 94%. В селах РСФСР в конце 70-х годов газеты читали 79% населения, по другим данным в селах Новосибирской области (1977 г.) газеты читали 85%, Ярославской (конец 70-х г.г.)-91.5%.

Основной источник получения газет в стране- домашняя подписка. В небольших городах РСФСР (начало 70-х гг.) газеты выписывали 97% опрошенных, в начале 8-х- гг.- 92% взрослого населения, в селах -93%. Подавляюще большинство опрошенных получают на дому не одну, а две-три газеты: 62%- в небольших городах, 54%- в селах. Эти данные близки к результатам исследования в Таганроге (1978 г.): 58% рабочих- подписчики двух- трёх газет.

Для жителей городов характерна подписка прежде всего на центральные газеты. Их выписывает 90% опрошенных, сравнительно с 84% подписчиков районных газет и 27%- областных. В селах на первом месте стоят районные и колхозные газеты (их получают) -75% респондентов); на втором- республиканские и областные (67%); на третьем- центральные (65%).

Исследования отразили высокие показатели обращения и к журналам. В домашней подписке они оказались у 78% опрошенных жителей небольших городов РСФСР в начале 70-х гг. и у 81%-в начале 80-х гг., выписывали их и 76% жителей села. Более трех названий журналов выписывали, соответственно, 17 и 20%.

По профилю журналов среди подписчиков, как в городе, так и на селе, наибольшее число приходится на тех, кто выписывает массовые «тонкие» журналы. По небольшим городам их насчитывалось 72%, по селам-74%. На втором месте -подписчики на научно-популярные и специальные журналы по естествознанию, технике, сельскому хозяйству (62%-в городе и 40%-на селе). Третье место занимают выписывающие общественно-политические и «толстые» журналы (соответственно, 26% и 34%).

Чтение книг также стало массовым, но не приобрело пока таких масштабов, так как часть читателей ограничивается чтением периодики, не обращаясь книгам. К читателям книг относятся 84% жителей небольших городов и 75%-жителей сел. В Ярославской области (конец 70-х гг.) читатели книг составляли 70% крестьян и 91% рабочих, среди рабочих РСФСР (начало 80-х гг.)-78%.

Таким образом, можно считать, что к чтению газет приобщено почти все взрослое население, к чтению журналов и книг-75-80% жителей страны. Это самые высокие показатели за всю историю страны. Они демонстрируют границы, до которых, в принципе, может дойти печатное слово. Оказывается, что так или иначе почти все взрослые жители время от времени пользуются этим способом коммуникации, как возможный тип деятельности чтение присутствует в образе жизни всех слоев населения. Это вполне объяснимо, если учесть, что подавляющее большинство получило школьное образование (в том числе многие -среднее), в основе которого лежит чтение учебной литературы, закладывающее навыки чтения произведений печати в целом. Характерно, однако, что более широко распространено чтение периодики, затрагивающей повседневные, текущие вопросы, а не книг, посвященных не столь тесно связанным со злобой дня темам, хотя нельзя игнорировать и тот факт, что периодика поступает к читателю по подписке -надежному, хорошо отлаженному каналу, в отличие от книги, которую нередко трудно получить и в книжном магазине, и в библиотеке). В результате, хотя распространенность чтения весьма велика, имеются еще резервы расширения аудитории книги, поскольку 1/5 населения их вообще не читает.

Давно ли вы были в библиотеке? Это святое место, в котором собрана чудесным образом вся мудрость человечества, накопленная тысячелетиями. Здесь ты можешь взглянуть на мир другими глазами, понять суть непознанных ранее тобой вещей, открыть для себя что-то новое.

Словно завороженные сидят за книгами ребятишки, кто-то уже полный решимости идет со стопкой книг к библиотекарю, а какой-то зевака с удивлением рассматривает огромные стеллажи. Вот замечательная картина!

Но это то, что было… А что есть? Полупустые пыльные полки, тишина, будто гробовая, и одинокий библиотекарь, в сердцах ругающий любого, потревожившего его покой. А на этом фоне – веселые оптовые рынки книг, так называемые "развалины", на которых можно найти массу литературы, особенно "легкой".

Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Конечно же, легче придя домой включить телевизор и расслабиться, чем взять в руки умную книгу и задуматься. "Что случилось с нашими малышами? – задает вопрос в своей статье заслуженный учитель России Е.И. Бесчастная. – Многие не хотят читать, боятся книг" .

Сегодня в стране более 40% взрослого населения не читает книг. Общий тираж книг за 10 лет упал в четыре с лишним раза, газет и журналов – в 3,6 раза.Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Тиражи и число названий книг для них резко сократилось. Детские и юношеские библиотеки получают в год 1-2 новые книги на одного читателя. В небольших провинциальных городах, поселках и селах вообще отсутствует книжная торговля. Таким образом, большинство граждан России отлучены от книги и ограничены в возможностях получения информации. При этом в массовых изданиях идет активная экспансия пошлости, преобладание низкопробной литературы, которая навязывает российским гражданам чуждые стереотипы восприятия, мышления и поведения .

"В настоящее время возникла еще одна серьезная проблема духовной жизни человека: падает интерес к книге. Его заполняет телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу", – соглашается Н.Н. Губенко, председатель Комитета Государственной думы РФ по культуре и туризму .

А не так давно 1972-й год Генеральной конференцией ЮНЕСКО был провозглашен Международным годом книги. Информация об этой акции была отражена в книге "Чтение в изменяющемся мире". В ней представлены доклады, содержащие результаты проводившихся в те годы исследований в области читательских интересов и чтения в СССР (статья И.П.Осиповой "Распространенность чтения и изучение читателя в СССР") и других странах (доклад Я.Анкудовича из Польши "Динамика развития чтения в городе и деревне", доклад Алена М. из Канады "Психо-социологические исследования навыков чтения в Канаде", доклад Дарваша Й. из Венгрии и других авторов из ФРГ, Югославии, Италии, Норвегии, Франции, Великобритании, Чехославакии).

И.П. Осипова в своей статье пишет, что "…чтение является одним из древнейших средств приобщения к знаниям, к культуре, и по мере движения общества по пути научно-технического и культурного прогресса роль его возрастает".

Она восклицает, что во всем мире рост новейших средств информации вызвал тревогу за судьбу книги, но исследования чтения, проведенные в СССР, показали обратное: чтение в Советском Союзе приобрело всенародный характер, и СССР можно по праву назвать "страной читателей" (результаты отражены в таблицах, см.ниже).

Регулярность обращения к чтению и другим средствам массовой информации (в % к числу опрошенных)

Количество читающих в различных социально-профессиональных группах (в % к числу опрошенных)

Результаты, приведенные в таблицах, ярко отображают, что в те годы население намного чаще обращалось к печатной продукции, чем к радио, телевидению и кино.

Кандидат педагогических наук Л.В.Беляков в предисловии к книге "Чтение в изменяющемся мире" пишет: "Возможно, в отдаленном будущем книга как форма хранения информации уступит место какому-то еще не известному виду "машинной памяти", но пока что все это относится к области фантастики".

Сегодня мы уже осознаем, что это не фантастика, а реальность. Чтобы убедиться в этом, стоит хотя бы вновь прочитать цитату из анкеты старшеклассника, выведенную в название данной статьи. И, действительно, в результате проведенного нами анкетирования старшеклассников (которое входило в исследовательскую часть дипломной работы на тему "Формирование интереса к чтению") было выявлено, что к концу обучения в школе у учащихся значительно снижается интерес к чтению (см. анкету).

Старшеклассники не получают эмоционального удовлетворения от чтения, что подтверждают ответы на вопросы № 1 и 7: "Не люблю вообще читать, нервов не хватает", "У меня кроме чтения, есть, чем заняться", "Я предпочитаю активный отдых", "Я не очень люблю читать, так как это занимает много полезного времени". Чтение вызывает лишь у половины опрошенных стремление познать новое (вопрос № 6), остальные же умеют читать для того, чтобы: "получить образование", "чтобы учиться", "чтобы продвигаться в жизни, получить хорошую работу". Преодолеть, возникшую на пути такую трудность как неумение читать (вопрос № 10), захотели только 8 старшеклассников из 49. Самым популярным из печатной продукции оказался журнал: 71% учеников предпочитают книге чтение журнала, типа "Авто", "РС", "Хулиган", "Хакер", "Игромания" и др. При этом 53% старшеклассников не имеют никакого отношения в своей семье к покупке книг, ссылаясь или на то, что этим занимаются родители, или на то, что дома итак большая библиотека книг. Чуть больше половины старшеклассников регулярно бывают в библиотеках (55,3%), но, к сожалению, только по причине того, что их вынуждает к этому школьная программа. По своему желанию туда ходят лишь 4 человека из 49, другие 4 человека никогда там не были и не имеют желания туда пойти, а некоторые откровенно заявляют, что пойдут туда "…только если больше делать нечего, когда по литературе хотят "2" поставить". При этом есть подростки, которые осознают важность чтения в своей жизни: "Без книг человек не может считаться полноценно развитым", "Читайте! Судьбу выстраивают книги", "В книгах больше информации, чем в других источниках", "Нужно уметь читать, чтобы нормально общаться с людьми. А-то некоторые два слова связать не могут", "Если человек не умеет читать, то он – редиска, нехороший человек". Но таких ответов не много и вывод таков: нынешнему подростку читать не интересно .

Подтверждением этому может служить и диаграмма, приведенная на данной странице, хорошо иллюстрирующая нелюбовь старшеклассника к книге и чтению вообще. "Молодежь все реже и реже обращается к книге, а если и обращается, то либо из чисто прагматических соображений, либо к книгам сомнительной художественной ценности; тихо и почти незаметно для широкой общественности чтение перестало быть любимым занятием россиян", – утверждает Ольга Никулина, председатель Координационного Совета общественных организаций и объединений редакций средств массовой информации.

При этом социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект . Люди читающие быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют большой объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность…

"Государству нужны читающие люди! Потому что только от них оно может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве", – заявляет Елена Голубева, сотрудник Российской государственной детской библиотеки. Да, государству нужны образованные люди, но будут ли они таковыми, если их рука не коснется книг В. Шекспира, Ф. Достоевского, А. Пушкина, П. Толстого, Н. Гоголя и др.

Тут возникают два исконно русских вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?"… Но это уже темы для других статей, я думаю, вы сами найдете ответ на первый вопрос прочитав приведенные ниже цитаты старшеклассников и первоклассников.

Ответы старшеклассников на вопрос "Является ли чтение твоим любимым занятием?"

Ответы первоклассников на вопрос "Представь, что с детства тебя не научили читать. Все умеют читать, а ты – нет. Как ты отнесешься к этому?"

Литература по данной теме.

  1. Бесчастная Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников. // Начальная школа, 2000, № 9.
  2. Глушаков П.С. Неисчерпаемость слова: заметки о детском чтении. // Начальная школа, 2002, № 10.
  3. Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования. // Начальная школа, 2000, № 9.
  4. Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения. // Начальная школа, 2000, № 11.
  5. Светловская Н.Н. Когда и почему ребенку читать не хочется? // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./ Под ред. М.С.Соловейчик и др. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 340–345 с.
  6. Чтение в изменяющемся мире. – М, 1974.
  7. Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку чтения. – М.: СИРПП, 2001.
  8. Шелестова З.А. Чтение – превосходный профессор литературы. // Литература в школе, 1999, № 7.

История изучения читателя имеет особое значение в курсе «Книговедение», поскольку в ней (истории) отразился процесс зарождения и развития нового направления. В науку читателеведение сформировалось во второй половине XX в. и значительно обогатило достижения книговедения.

Система «книга - читатель», как ядро современной научной мо­дели книговедения, основана на подходе, который возник в начальной стадии изучения читателей и был обусловлен необходимостью анализа духовной жизни личности в социуме.

Сам факт, что именно в России, отсталой крестьянской стране, появился интерес к чтению, как показателю прогресса (и не только духовного, но и коммерческого), обязывает обратиться к истокам науки о читателе.

Изучение читателей в России началось гораздо раньше, чем за рубежом. Начало связывают с 50-60 годами XIX века. Передовая общественность России занялась просветительской работой в народе, а вопрос о читателе был выдвинут прогрессивными педагогами. В то время Н. Г. Чернышевский ежегодно публиковал «Сведения о числе подписчиков на журнал «Современник» по губерниям и городам», а затем на основании этой статистики «любви к чтению» делал выводы о влиянии идей, отраженных в журнальной литературе, на интерес читателей к журналу.

Ученые относят начало изучения читателей к периоду появления работ, получивших большой общественный резонанс и давших толчок к интенсивным аналогичным исследованиям, в частности деятельность X. Д. Алчевской и ее кружка, считая публикации этих материалов первым практическим исследованием того, как книга воспринимается и понимается читателем и как влияет.

Вопрос о возникновении профессионального интереса к чтению остается дискуссионным. Бесспорно одно: внимание к читателю - потребителю духовных благ, интеллектуальной информации появи­лось в результате открытия фактов, свидетельствующих об изменении как социального состава постоянно читающих, так и мотивов чтения.

Поэтому историки книги сосредоточили внимание не столько на определении конкретной даты, которую можно считать началом изучения читателей, сколько на анализе объекта исследования, конкретных методик; на выявлении первых исследовательских программ.

В результате выяснилось, что ценными публикациями тех лет являются, кроме трудов X. Д. Алчевской, работы Н. Корфа, А. Мичурина, В. Орлова, Д. Шаховского, М. Ледерле и др. Сведения, собранные ими, позволяют охарактеризовать читателя (преимуществен­но потребите лей массовой книги), выделить особенности чтения и приступить к классификации читателей на группы.

Особое место в истории изучения читателей занимают работы Н.А. Рубакина. Прежде всего он поставил на новую основу проблемы отношений: читатель - писатель; писатель - читатель - книга. Ученый задался целью изучить проблемы: почему читатель чувствителен к тому или другому писателю, существует ли внутренняя связь между личностями писателя и читателя, почему книга действует на одного читателя и не действует на другого; есть ли закономерность влияния книги и писателя на читателя. Иначе говоря, Н. А. Рубакин поставил вопрос об изучении читателя, хотя прежде было принято изучать, главным образом, личность и психологию писателя.


Кроме того, сам он изучал интересы и желания читателей с учетом социально-экономического положения и психологическим типом читающего, составлял для них индивидуальные и массовые программы чтения. В результате была создана научная теория, изучающая психологию читателя и книги, читателя и автора. Иначе говоря, H. А. Рубакин первый во всем мире попытался поставить на научную основу проблему воздействия книги на читателя .

В труде «Этюды о русской читающей публике» он выдвинул идею изучения читателей, принцип подбора подходящих книг на ос­новании определения психического типа читающего, изучения его жизненных условий, классового и экономического положения и т. д.

Вся теоретическая работа Н. А. Рубакина основывалась на громадном личном опыте, наблюдениях, а также на документации, полученной непосредственно от читателей, поскольку им было составлено для корреспондентов свыше 15 тыс. индивидуальных программ чтения. Созданная позже Н.А. Рубакиным библиопсихология - это наука о читателе, чтении, авторе и книге. Она явилась результатом экспериментальных наблюдений и обработки фактического материала.

Н. А. Рубакин стремился к социальному анализу различных групп читателей, называя условия среды и характер труда одним из важнейших факторов, влияющих на чтение и восприятие прочитанного. Его программа изучения читателей была построена таким образом, чтобы получить сведения о том, какие книги и в каких слоях общества находят наиболее благоприятный отклик.

Не случайно на 1-й Всесоюзной конференции по актуальным проблемам книговедения (1972) его назвали «родоначальником чита­теле ведения». Было подчеркнуто, что библиопсихология, разрабо­анная им, при всех присущих ей противоречиях и недостатках явилась отправной точкой современного научного изучения читателя и книги.

Итак, следует отметить:

1. Изучение читателей в России началось около середины XIX века и получило развитие во второй половине столетия.

2. Первоначально исследователи знакомились с массовым читателем из народа, в основном, крестьянами, и только в конце XIX века поя вились первые попытки изучения различных социальных групп.

3. Вначале использовались лишь статистические методы изучения, в последующие годы появился комплекс методов.

4. Цели изучения читателей и чтения были разнообразными, они зависели от взглядов, идеологии изучающих.

В центре внимания оказались: степень грамотности, образовательная подготовка читателей, влияние на них прочитанного и при­менение полученных знаний в жизни (быт, работа).

5.В результате изучения собран большой материал, преимущественно о крестьянах, а начиная с 80-х гг. XIX века - и о рабочих.

Итоги обобщены в книге Б. В. Банка «Изучение читателей в России (XIX в.)». В ней сосредоточен большой материал об изучении читателей различных социальных групп; дана характеристика программ исследований и их участников; раскрыты цели и методы работы. В книге показаны результаты анализа, эволюция интересов и запросов читателей, а также общественный резонанс на работу по изучению читателей.

В 20-е гг. XX века возникла советская школа читателеведения. Это был период зарождения и формирования читательских интересов в новом социальном обществе. Изучению читателей придавалось особое значение, сделана попытка сформулировать теоретические и методические принципы изучения читателей. В результате был собран большой материал о читательских интересах представителей различных социальных групп.

Книжное дело в эти годы не было готово к появлению новых социально-психологических категорий читателей. В связи с этим к издательствам, редакциям газет и журналов были предъявлены требования «приспособить» книгу к определенному типу читателей. Речь шла о выпуске изданий, рассчитанных на конкретный уровень восприятия. Нужна была литература, доступная массам - рабочим, крестьянам, выдвиженцам из народа, так называемой «новой» интеллигенции. Книга должна была войти в жизнь масс и совершить культурную революцию. Для осуществления столь грандиозного проекта необходимы были сведения о тех, на кого рассчитана книга - проводник цивилизации в малопросвещенном обществе.

Изучение читателей стало насущной задачей. Ее решением занялись практики и теоретики книжного дела, работники книжной торговли, психологи, библиотекари.

Используя опыт предшественников, они приступили к исследованием, которые обрели статус государственной важности и по­лучили широкое распространение.

Раньше других, уже в 1920 г., изучение читателей начали библиотеки Красной Армии, тщательно подготовившись к проведению исследования. Достаточно сказать, что анкета, составленная психологом Н. А. Рыбниковым, подверглась подробному обсуждению на специальной конференции опытной психологической лаборатории Генштаба Красной Армии и на собрании московских библиотекарей. Анкетирование удалось осуществить в общеармейском масштабе и дополнительно - в некоторых округах. Были выявлены не только читательские интересы, но и изучен социальный состав красноармейцев, уровень их образования, определена в известной степени эффективность восприятия произведений печати, проанализированы требования к различным изданиям.

Кроме того, в результате анализа анкетных материалов вырисовывалась своеобразная «модель» общества того времени. Оказалось, что 47 % всех опрошенных составили крестьяне, 22 % - рабочие. Этим, видимо, можно объяснить то обстоятельство, что в следующие пять лет основное внимание было уделено изучению крестьян, как подавляющего большинства населения страны. Необходимость оперативного исследования читателей из крестьянской среды была продиктована и задачами спланированной программы культурной перестройки деревни.

Начали эту работу и библиотеки, обслуживающие граждан­ское население. Делалось это организованно. Так, вопрос об изучении читателей входил в программу семинаров, краткосрочных курсов подготовки и повышения квалификации библиотечных работников.

Читатели с их запросами находятся также в сфере интересов работников издательств, педагогов, психологов, социологов. Накопленный и обработанный материал публикуется на страницах книг и периодических изданий. Значительный вклад сделали В. Невский. Я. Шафир, Д. Валика, Е. Хлебцевич, Н. Фридьева, А. Виленкин, М. Слуховский, А. Торопов и др.

В исследованиях характеризуются читательские интересы в общем и в конкретных проявлениях: отношение к содержанию и тематике литературы; требования, предъявляемые к языку произведений, доступности изложения, оформлению книги.

Одновременно появляются библиографические издания, сумми­рующие итоги изучения читателей. Ценность представляет работа М. Слуховского «Книга и деревня», в которой имеется библиографический обзор книг и статей за десятилетний период, Все они проаннотированы. Следует назвать и статью В. Невского «Материалы для библиографии по изучению читателей», без которой итоги проделанной работы были бы неполными.

В 30-е годы вышел уникальный труд А. Мезьер - «Словарный указатель по книговедению», третья часть которого посвящена читателеведению. Здесь, как уже говорилось, приведен богатый материал по различным направлениям изучения читателей, а также содержания чтения в дореволюционный период и в первое десятилетие советской действительности. Систематизировано отражена литература по вопросам социологии и психологии чтения, истории читателя, методам изучения. Важно, что автором-составителем уникального по охвату материала указателям отмечено появление - новый подход к изучению читателя: анализ личности в социальном аспекте, что значительно обогатило итоги работы .

Исследования 20-30-х гг. велись в борьбе с узкоэмпирическим подходом к проблеме. Многие библиотекари все-таки проводили изучение читателей без учета конкретных условий труда, быта, общественной работы. Недооценивалась и роль непосредственного общения с читателем.

Все это определило необходимость централизованного научного подхода к проблеме. Была создана комиссия, которую возглавил видный библиограф Л. Н. Троповский. По предложению комиссии проведено централизованное изучение читателей Московской, Ленинградской, Одесской, Харьковской и других губерний.

Началом регулярной и планомерной работы можно считать 1925 г., когда Московский городской совет профессиональных союзов начал выпускать специальный двухнедельный журнал «Рабочий читатель». В те годы изучались в основном, как уже было сказано, рабочие и крестьяне, составлявшие в количественном отношении большую часть общества; реже - интеллигенция.

При организации исследований формулировались различные цели, но с первостепенной задачей являлось выяснение критериев для создания литературы, адресованной широким массам. В связи с этим одних исследователей интересовали читательские вкусы и интересы определенных кругов читателей, других - пригодность и доступность издаваемой для масс литературы. Вкусы и интересы изучали в основном работники библиотек и книжной торговли, пригодность и доступность - работники издательств, психологи, социологи. Важ­ной оказалась роль Госиздата, силами которого было организовано изучение рабочих крупных заводов и фабрик. В 1929 г. в издательстве состоялось специальное совещание ответственных работников, подтвердившее, что систематическое, плановое изучение читателей- одна из важнейших задач Госиздата. В результате был собран обильный материал, ставший основой для перестройки издательской поли тики, выпуска изданий различных видов литературы, удов­летворившей запросы масс.

Много данных о чтении книг содержится в трудах социологов. Так, интересные факты о времени, отводимом на чтение, о месте чтения в структуре времени крестьянина приводит С. Струмилин.

Однако, анализ целей исследования свидетельствует, что каждый из авторов определял их сам, не связывая с общими задачами. Поэтому лицо читателя во всей полноте выявить очень трудно. Одни предпочитали изучение спроса на книгу, другие - интересов в целом, третьи - психологию читающего, четвертые - требования к произведениям печати и т. п. Собственно, материалы большинства исследований периода 20-30-х гг. носили отрывочный характер.

Разнообразными были методы изучения: анкета, опрос, наблюдение, громкие читки с последующим обсуждением, эксперимент, письмо-отзыв, анализ библиотечной документации, собрания и «суды» читателей, учет спроса и т. д.

Следует отметить, что методика, применявшаяся в те годы, обеспечивала достоверность фактического материала и глубину анализа.

Большинство материалов исследований разбросаны по многочисленным источникам, опубликованным в основном в периоди­ческой печати. К сожалению, они не систематизированы, не про­анализированы и поэтому не получили теоретического осмысления.

Отсутствие общего, единообразного подхода к изучению чита­телей в 20-30-е гг. объяснялось во многом процессом становления общественных наук в условиях нового государственного устройства.

Ученые, сформировавшиеся в прежних социальных условиях, работали индивидуально, пытались по традиции найти подход к проблеме, чтобы выяснить истину. Издательства, стремясь удовлетворить растущие запросы и требования государства, не имели возможности создавать исследовательские группы, имеющие научную концепцию.

Это считалось непозволительной роскошью. Поэтому обычно предпринимались эмпирические опыты фиксирования фактов по материалам плановой статистики и опросов. Серьезных обобщений не требовалось, поскольку наступило время политической конъюктуры.

Во второй половине 30-х годов тенденция политического подхода к характеристике читателя и чтения стала преобладающей, выявление истинного лица читателя не представлялось возможным.

Публикации тех лет можно разделить на две основные группы. К первой относятся статьи и книги практического характера, которые дают непосредственную картину чтения в среде крестьян, рабочих, служащих; и отдельно - детей. Авторы раскрывают цели и мотивы выбора литературы, характеризующие требования к книге и газете.

Ко второй группе относятся публикации методического характера. В них объясняется методика изучения читателей, дается толкование того, как и для чего нужно изучать чтение и читателя.

Среди публикаций первой группы обращают на себя внимание статьи А. Бека о читателях-горняках трех шахт Донбасса, а также его труд написанный в соавторстве с Л. Тоом. В нем широко представлены требования читателей к книге, к ее содержанию и форме. Большой фактический материал о читателях, их запросах, интересах, об отношении к книге и к чтению вообще, о читательских интересах в зависимости от социальной принадлежности читателя содержится в публикациях Е. Хлебцевича, Л. Франкфурт, Н. Вейса, Л. Равкиной, Я. Ритчель, Л. Когана, Я. Шафира, А. Базилева, Г. Брылова, В. Сахарова, Б. Банка, А. Виленкина, М. Слуховского, Л. Переплетчиковой и многих других.

Вторым направлением были работы методического характера. Новый читатель, пришедший в библиотеку, требовал к себе особого отношения. Люди не располагали готовым списком литературы, не всегда осознавали цели чтения, не умели пользоваться книгами и тем более каталогами. Работникам библиотек приходилось самим искать приемы руководства чтением. Опыт и рекомендации освещались на страницах специальной периодической печати.

По публикациям можно судить, как шли поиски методов изучения читателей; новых форм пропаганды книги. Дни, вечера и недели книги, «суды» над литературными героями - вот наиболее типичные для того времени пропагандистские мероприятия.

В области методики изучения читателей и читательской психологии заслуживают внимания публикации Д. Балики, Я. Шафира, Л. Поляк, Н. Фридьевой, Е. Хлебцевича, В. Невского, А. Виленкина, М. Смушковой, М. Слуховского, А. Меромского, П. Путника и других.

Анализируя публикации 20-30 гг., четко можно выделить следующие направления, по которым проводилось изучение читателей: а) состав аудитории, б) читательские интересы, в) читательская психология, г) тип книги и периодические издания в чтении рабочих, крестьян, служащих.

Первоочередное внимание исследователей было направлено на изучение состава читательской аудитории в связи с назревшей необходимостью ответить на вопрос: кто является наиболее активным читателем. Кроме социальной принадлежности, исследователи анализировали читателей с учетом пола, возраста, образования, партийности, социальной активности.

Изучение состава читательской аудитории проводилось обычно наряду с другими показателями, поэтому отрывочные сведения о читательских интересах, типе книги содержатся в каждом из них. Однако подобные данные не всегда отличались объективностью. Так, некоторые исследователи не указывали социальную группу читателя, объединяя всех в одну большую категорию: крестьян, рабочих, молодежи, красноармейцев, служащих и т. д. Многие не учитывали, что именно социальная принадлежность была в числе основных черт, составляющих тип читателя.

Читательские интересы - наиболее изученная часть проблемы, поскольку исследователи всех направлений невольно затрагивали вопросы содержания чтения. Они волновали работников издательств, книжной торговли, библиотек, а также педагогов, психологов, социо­логов. Интересно отметить, что вопросы из области художественной, технической и общественно-политической книги нашли в исследованиях наиболее полное отражение.

В свою очередь, чтение художественной литературы раскрыто глубже и полнее, что вполне объяснимо. Для составления издательских планов и комплектования фонда библиотек появилась острая необходимость в анализе круга беллетристики. Чтобы получить достоверный материал, в Москве был создан Кабинет по изучению читателя художественной литературы. В его деятельности активное участие приняли Госиздат, Федерация советских писателей, «Московский рабочий», «Прибой» и другие издательства, а также работники книжной торговли.

Работа началась с выработки методики исследования. Затем Кабинет провел обследование состава фонда 4-х тысяч городских и 2-х тысяч сельских библиотек: организовал сбор и изучение отзывов читателей о художественной литературе, проработал в библиотеках «Пятилетний перспективный план Госиздата по изданию классиков».

Исследователи 20-30-х гг. выяснили не только читательские интересы, но и отношение читателей к языку, стилю и форме произведения, а также к шрифту и иллюстрациям книги.

Благодаря рекомендациям, основанным на данных исследования, для масс издавалась литература высокого качества, и тем самым начался необратимый процесс приобщения массового читателя к лучшим образцам художественной, научной и общественно политической книги.

Третьим направлением было изучение читательской психологии. Ее исследованием занимались в основном специалисты.

Изучение читательской психологии преследовало разнообразные цели; но, прежде всего, обуславливалось потребностями идеологического воспитания народных масс. Исследования носили организационный характер в соответствии со специальным приказом, касавшимся просветительской работы в системе армейских под­разделений. Работникам армейских библиотек вменялось в обязанность «изучение психологии читателя». В том же 1921 г. в системе Наркомпроса была создана специальная комиссия, которая должна была организовать систематические исследования читательской психологии в широких масштабах.

Исследования активно развернулись в частях и подразделениях Красной Армии, где были сосредоточены наиболее культурные, организованные рабочие и крестьяне. Руководили работами специалисты опытной Психологической лаборатории, организованной при Генштабе армии.

Подобного рода исследования были проведены и в 1923 г., когда впервые всесторонне изучали газетную аудиторию. Результаты исследования определили специфику первой в стране газеты нового типа, рассчитанной на конкретного читателя - «Крестьянской газеты».

Характеристика читательской психологии становилась источником сведений, необходимых и для совершенствования издательского дела.

Психологией читателя начинают заниматься не только узкие специалисты-психологи, но и в большей степени - книговеды, социологи, библиотекари, работники издательств и книжной торговли. Естественно, что исследования носят преимущественно эмпирический характер. Поэтому к концу 20-х г. отечественное читателеведение претерпевает перенасыщение фактическим материалом. Как отмечали Н. Фридьева и Д. Балика, скопилось огромное количество первичной информации, которая научно не обрабатывалась и не использовалась для теоретических выводов, и, к сожалению, устаревала и быстро теряла свое значение. Создалась критическая ситуация: не удовлетворялась потребность в теоретическом осмыслении самой читательской психологии со всеми присущими ей особенностями и свойствами, затруднялись поиски научных путей ее дальнейшего изучения.

К чести ученых именно на таком трудном этапе развития предпринимается попытка создать научную историю познания предмета, соответствующую реальным подходам к изучению читательской пси­хологии. (Я. Шафир, Д. Балика) .

Исследования в этой области проводились достаточно активно, а факт небольшого количества публикаций, посвященных специально читательской психологии, - не вина ученых, а беда времени,- господства идеологической диктатуры.

И все-таки появились монографии ведущих ученых: Е. Хлебцевича, С. Вальдгарда, Я. Шафира, В. Кузьмичева, А.Топорова. В труде Е. Хлебцевича «Массовый читатель и работа с книгой» обобщен оригинальный по материалу опыт изучения читательской психологии, осуществленный представителями разных областей науки и практики ,

B. Кузьмичев предложил рассматривать читательскую психологию в плане философского и общесоциологического анализа с тем, чтобы составить о ней представление как о субъекте и объекте общественных отношений ,

C. Вольдгард в «Очерках психологии чтения» попытался определить место читательской психологии в структуре общественного сознания. Он обратил внимание на ее родство с другими общественно психологическими явлениями и на этой основе предложил перспективный путь исследований: изучение читательской психологии станетпродуктивным в этом случае, если войдет в систему социально психологических наук и сумеет использовать их теоретико-методологическую базу.

Однако в 30-е гг. исследования в области читательской психологии проводятся преимущественно в сфере библиотековедения. Перейдя в компетенцию частной дисциплины, они теряют многие уже приобретенные ранее качества, в частности, широту подхода (социальную, философскую), глубину анализа. Объясняется это узостью задач, поставленных перед библиотековедами. Библиотековедение, как наука, задержалось на стадии становления и фактически не вышло из рамок повседневной практики. А цели практики ограничивались «сверху» требованиями и наставлениями идеологической «тренировки» читателей. Изучение психологии рассматривалось в этих условиях как средство оптимизации процесса руководства чтением в библиотеках. Такой подход не мог обеспечить исследованиям социальную значимость. Не случайно будущие исследователи, рассматривая общую ситуацию, сложившуюся в психологии 30-х годов, подчеркивали, что ведущая роль в развитии психологической науки принадлежит ее прикладным отраслям.

К концу 30-х гг. большое число отделов, лабораторий и служб, занятых изучением психологических аспектов чтения, были необоснованно ликвидированы. В итоге изучение читательской психологии практически прекратилось.

Система создания типа массовой книги для рабочих и крестьян была изучена достаточно полно. Поскольку тип массового издания определяется читательским назначением, соответствием определенной читательской группе, исследование читателя играло первоочередную роль в поисках путей создания массовой книги, ее классификации по типам, видам издания.

Весьма оперативно при Государственном институте психологии, педологии и психотехники была создана бригада по изучению массовой книги. В ее состав вошли специалисты С. Вальдгард, Е. Рубенштейн и другие, которые в процессе библиотечно-биб-лиографической работы изучали различные черты массовой книги (доступность, убедительность, «интересность» и т. д.), уровень ее восприятия различными группами массового читателя.

Тип массовой книги в конкретных проявлениях интересовал и работников издательств, они собрали обширный материал, который был положен в основу разработки модели типа массовой книги.

Что касается проблем чтения периодических изданий, то они были изучены недостаточно, хотя определенные сведения были собраны. В числе первых путем анкетного опроса было проведено обследование «Витебской крестьянской газеты». Данные позволили охарактеризовать отношение белорусских крестьян к языку, стилю, иллюстрации, формату газеты. Интересна и работа Я. Шафира «Газета и деревня», где приведены ценные сведения об отношении жителей российской деревни к газетным публикациям .

С началом Великой Отечественной войны все исследования читателя были приостановлены, возродились они лишь в 60-е гг. XX века. Вполне закономерно, что традиции предыдущих лет получили развитие на последующих этапах в 60-90-е гг.

Большинство работ представляет собой конкретно социологические исследования, где на богатом эмпирическом материале изучались социальные аспекты чтения в обществе.

Продолжение традиций нашло отражение в методологии, методике, организации исследований, что проявилось в широком использовании методов сбора информации (анкета, анализ статистических данных и т. д.), трансформированных с учетом изменившихся со­циальных условий и применяемых в сочетании с неиспользованными ранее методами. Был сохранен комплексный характер методик. Остались в силе и основные методологические установки: сравнительно исторический подход к изучаемому объекту; признание социально демографических характеристик в качестве ведущих факторов, определяющих чтение. Фундаментом изучения, как и прежде, остался «принцип дифференцированного подхода» к различным читательским группам. В организационной структуре исследований 60-90 гг. со хранился комплексный характер.

Вместе с тем эти работы представляют собой новый этап в изучении читателей. Принципиально иным стал сам объект изучения, который качественно изменился в условиях всеобщей грамотности, больших достижений в книгоиздании и успехов продуманной сети книгораспространсния. Соответственно с обновленными условиями социальной культуры общества приобрели актуальность иные проблемы. В их числе: роль печатных источников в системе средств массовой ин формации, изучение национальных особенностей чтения и др.

Во 2-й половине XX в. изменился характер чтения, круг читательских интересов, расширились возможности приобретения произведений печати и пользования ими. Культурный рост членов общества отразился на характере и целях чтениях, отношении к различным видам литературы.

Исследования 70-90 годов носили, как правило, многоаспектный характер, основанный на применении комплекса методов и охватывали различные стороны экономической, политической и культурной жизни. В них освещались проблемы социальной структуры сельского и городского населения; свободного времени и форм проведения досуга, вопросы социального планирования и взаимоотношений в раз личных социальных группах. Так, были проведены специальные крупные социологические исследования, посвященные изучению чтения жителей села и небольших городов. С этой целью были созданы на базах НИИ социологические секторы, в частности, сектор социальных проблем города и деревни Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР. На ряду с изучением социальных вопросов, здесь занимались и организацией досуга, чтения, культурно-бытового обслуживания сельского и городского населения. Над подобными проблемами работали и в секторе социологии Института этнографии АН СССР. Специальные проблемы культуры, в том числе и чтения, нашли отражение и в трудах НИИ культуры Министерства культуры СССР.

Комплексное исследование социальной психологии крестьянства, состояния общественного мнения села, отношения в трудовых коллективах осуществлено кафедрой философии и психологии АОН при ЦК КПСС.

В раде публикаций данные о чтении приведены как характеристики одной из сторон духовной деятельности населения. Но эти данные касаются лишь отдельных аспектов: места чтения в досуге, обращения к газетам, журналам, художественной литературе.

Конкретно-социологические исследования подобного рода имеются и в Беларуси. Институт философии и права АН БССР в 1967-1972 гг. провел изучение социальных проблем в колхозах, совхозах, на предприятиях и учреждениях. Результаты нашли отражение в книге Р. Гребенникова «Проблемы культуры современного села». Автор сопоставляет уровень жизни и быта работников села с уровнем духовных запросов, освещает вопросы культуры быта, отдыха, раскрывает формы и методы деятельности общественных организаций, культросветучреждений, общества «Знание».

Имеются и специальные исследования, проведенные Государственной библиотекой БССР, и прежде всего те из них, которые посвящены характеристике чтения жителей сельской местности. Их итоги опубликованы в работах К. .Санько: «Сельская молодежь и библиотека», «Общественно политическая литература в чтении сельской молодежи». Здесь отражены материалы республиканского исследования чтения сельской молодежи (возраст 16-24лет) и раскрыто отношение читателей к книгам и газетам, к общественно-политической литературе в зависимости от пола, возраста, образования, социальной активности.

Тот же характер имеет и статья Л. Савицкой «Изучение чтения молодежи в Таймоновской сельской библиотеке», раскрывающая круг чтения механизаторов, полеводов, животноводов. Автор делает по пытку проанализировать интенсивность чтения в зависимости от уровня образования и конкретной профессии.

Вопросы чтения обсуждались на республиканской социологической конференции, состоявшейся в 1970 г. в Минске.

Подобные исследования проведены и в других республиках, в частности, в Латвийской и Молдавской ССР. Здесь представлены материалы, касающиеся распространения книги и чтения в регионах, определена роль библиотек в пропаганде книги, охарактеризован уровень пропаганды и ее результаты.

Появляются исследования по изучению чтения периодических изданий, в процессе которых выясняется содержание чтения: публикации, вызвавшие наибольший интерес у читателей; требования, предъявляемые к языку газет.

Исключительно богатый материал собран коллективом Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина в результате многолетнего Всесоюзного исследования характера чтения в среде рабочих, крестьян, молодежи, детей, интеллигенции. Анализ результатов обобщен и отражен в монографиях «Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села». Тщательно спланированные и четко организованные комплексные всесоюзные исследования предусматривали изучение большого круга вопросов: анализировались содержание и основные тенденции развития чтения в разных социальных группах, определялась социальная значимость библиотек, эффективность их работы, намечались перспективы развития деятельности этих учреждений культуры.

Важно отметить, что удалось изучить не только количественные, но и качественные характеристики чтения. Исследование носило, углубленный характер, о чем свидетельствует подробный разбор функций печатной продукции, организации каналов распространения книги, межличностный обмен книгами, пропаганда средствами массовой информации, выявление характерных черт картины чтения, роль определенных изданий в развитии читателей.

Анализ совокупности содержащихся в исследовании показателей способствовал выработке определенных рекомендаций для прак­тической деятельности издательств, книжной торговли, управления библиотечным делом, способствовал пропаганде книги. Авторами исследования выявлены основные тенденции развития читательских интересов различных социальных и возрастных групп (рабочих, крестьян, молодежи и т. д.), определена значимость библиотек в воспитании, образовании и профессиональном совершенствовании читателей.

Кроме Государственной библиотеки СССР, в исследованиях участвовали Ленинградский Государственный институт культуры, Государственная публичная научно-техническая библиотека СССР, Министерство Культуры РСФСР а также общественные организации. Итоги этих исследований нашли отражение во многих публикациях.

В 80-е гг. XX в., когда начался период интенсивного создания и развития домашних библиотек, Государственная библиотека СССР им. В И Ленина провела всесоюзное комплексное исследование «Место личных собраний в системе обслуживания населения книгой» (1983-1986 гг.). В процессе исследования по квотной региональной выборке в республиках страны (за исключением Украины и Узбеки стана) было опрошено более 1600 семей (около 6000 чел). Итоги этого исследования показали, что около 70% семей имеют свои собрания книг. Личные библиотеки включают более 80% выпущенных в стране изданий. Несмотря на острый книжный дефицит тех лет, домашнее собрание книг имела почти каждая семья.

Заслуживает внимания и Всесоюзное комплексное социологическое исследование «Молодежь и книга», проведенное НИИ книги МПО «Всесоюзная книжная палата» в 1988-1989 гг.

Это одно из первых социологических исследований по данной проблеме, проведенное в 80-е годы Его объектом стали возрастные - 16-19, 20-24 и 25-29 лет - социальные группы: учащиеся, студенты, рабочие, крестьяне, интеллигенция. Изучались распространенность и интенсивность чтения среди молодежи, а также характеристики чтения художественной, специальной и общественно-политической литературы, журнальной периодики.

В результате исследования было выяснено, насколько удовлетворены потребности молодежи в книге посредством общественных и домашних библиотек, книжных магазинов. Определены также основные показатели книгопокупки, мотивация приобретения книг молодежью. | Особое внимание уделялось выяснению тематики молодежного чтения, выявлению конкретных произведений и авторов, пользующихся повышенным спросом. В результате была предложена программа выпуска этих произведений массовым тиражом.

Со вступлением общества на путь радикальных перемен возникла необходимость в кардинальной перестройке книгоиздательского дела, потребовалось научно осмыслить широкий круг проблем книжного дела. В связи с этим НИИ книги «Всесоюзная книжная палата» в 1989 г., проводит новое всесоюзное комплексное маркетинговое исследование на тему «Функционирование книги в современном советском обществе».

В нем была сделана попыткам дать детальный анализ читательского и покупательского поведения различных социальных групп общества; проанализировать состояние книжных фондов и механизм их формирования в массовых библиотеках; определить структуру и со стояние покупательского спроса на книжную продукцию, в том числе - справочных изданий и книг для детей.

На этой основе были разработаны практические предложения по совершенствованию тематического планирования, оптимизации объемов и тиражей по различным разделам книжной продукции и прогнозу ее структуры.

В 80-е гг. XX века появилась потребность в изучении истории читателя и чтения. Как уже говорилось выше, эта проблема впервые была затронута еще в 20-е гг. XX века, затем возникла в 60-е. Реальное развитие она получит в 70-е гг. в работах И. Е. Баренбаума и В. Прозорова, хотя последний рассматривает ее как литературоведческую проблему.

Изучением истории читателя, как составной части читателеведения, начинают заниматься коллективы ряда существующих учебных заведений, прежде всего: Ленинградского государственного института культуры. Саратовского университета. Калининского государственного университета и др. На кафедре библиографии ЛГИК сформировалась научная школа исследования истории читателя. Результаты отражены в ряде диссертационных исследований, монографий, статей, библиографических указателей.

См., напр.: Костылева Н. Марксистская книга и ее читатель в России. - Автореф. дис. на соиск. Ученой степени канд. филол. наук. - Л., 1973; Петровичева Л. И. Советский читатель-рабочий. - Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. филол. наук. Л., 1976 - 159 с.; Петровичева Л.И. Советский крестьянин-читатель. - Мн., 1981. - 223 с.; Клецкая 3. М, Петровичева Л. И. Советская интеллигенция как читатель (1920-1930 гг.) - СПб., 1982. - с. 44-69 (Сб. научных трудов С-Петербургского гос. ин-та культуры. Т. 132); Они же. Рабочие-авторы как новый тип читателей //Вопросы библиографоведения и библиотековедения. - Мн., 1986. - Вып. 7. - с. 60-77; Они же. Стахановцы-читатели и авторы производственно-технических журналов (30-е гг.) // Вопросы библиографоведения и библиотековедения. - Мн., 1990. - Вып. 11. - с. 109-123; Они же. Формирование читателей нового типа на первом этапе социалистического строительства (1917-1939 гг.) //Вопросы билиографоведения и библиотековедения. - Мн., 1984. - Вып. 5. - с. 111-126; История русского читателя (4 сборника статей: 1973 1976,1979,1982).

Заслугой И. Е. Баренбаума и руководимого им коллектива ученых является издание уникального сборника трудов «История русского читателя» (4 выпуска), а также постоянное участие в специальном продолжающемся издании «Книга: Исследования и материалы».

Исследовательские интересы ученых не ограничились регистрацией явлений по истории чтения. Так, И. А. Шомракова и Л. И. Петровичева предложили модель типа читателей, которая складывается из совокупности черт: 1) потребность в чтении, привычка к чтению, периодичность (систематичность) чтения; 2) интереса к чтению (что читают); 3) мотивы выбора (почему читают); 4) цели чтения - основные и второстепенные (зачем читают); 5) манера чтения; 6) восприятие прочитанного; 7) ре­зультативность (эффективности) чтения .

Каждая из названных черт может стать объектом специального исследования, но только анализ их совокупности позволяет выявить более или менее определенный тип читателя.

Все названные выше черты будут неодинаковыми у читателей раз личных социальных групп, профессий, рода занятий, пола, возраста, политического, образовательного и культурного уровня. Следователь но, тип читателя - это категория в первую очередь социальная, ее формирование обусловлено объективными причинами: социальной принадлежностью, возрастом, уровнем образования и общей культурой, профессией, должностью, степенью политического сознания.

Это позволило создать типы читателей определенных социальных групп: рабочих, крестьян, интеллигенции, дать обобщающую характеристику массового читателя прошлых лет. Она отражена в работах И. А. Шомраковой, Л. И. Петровичевой, 3. М. Клецкой, Ж. Е. Комарницкой, Н. А. Костылевой и других ученых.

Заслуживают внимание материалы по истории читателя, подготовленные в Калининском государственном университете и опубликованные в специальных сборниках.

В 70-е годы XX ст. появляются тенденции изучения истории читателя в литературоведческом аспекте. Многие работы по истории читателя носят литературоведческий характер. Ярким примером является статья Н. Розова «Читатели русской книги первых веков ее существования и их изучение», где автор, используя книговедческий подход, сумел представить малоизвестные или недооцененные в истории литературы явления и сформулировать новые выводы о читателе древ нерусской книги.

Появился целый пласт работ о писателях и их читательском багаже, который в известной мере предопределяет творчество автора. Анализ личных библиотек писателей, пометы на книгах, высказывания о прочитанном - интересный материал, раскрывающий особенности творческой деятельности. Здесь следует назвать работы М. Гудаковской, А. Западова, Е. Соколовой, А. Левидова и др.

А. М Левидов в оригинальном труде «Автор - образ - читатель» детально прослеживает неразрывную связь всех элементов «треугольника», раскрывает идейное и эмоциональное воздействие литературного произведения, исследует процессы, происходящие между автором и читателем. Книга носит отчетливо выраженный психолого-литературоведческий характер: в ней затрагиваются аспекты психологии творчества и восприятия художественных произведений. Каждый практический пример сопровождается основательным теоретическим рассуждением .

По-новому раскрыта роль читателя в интереснейшей работе А. И. Федуты, И. В. Егорова. Авторы впервые предложили концепцию эволюции творчества А. С. Пушкина на основе его взаимоотношений с читателями, раскрыли роль читателя в развитии творческого сознания великого поэта, драматурга, прозаика .

Эволюция взглядов на читающую публику изложена и в специальном исследовании В. В. Прозорова «Читатель и литературный процесс».

В целом литературоведы, исследуя аспекты чтения, пришли к вы воду, что читатель - это активный фактор литературной жизни, и без него история литературы будет неполной, а литературные процессы - непонятыми.

В статье И.Е. Баренбаума «История читателя как социологическая и книговедческая проблема» читателеведение рассматривается в качестве книговедческой комплексной дисциплины, тесно связанной с библиопсихологией, философией, социаологией и другими науками. Та же идея И.Е. Баренбаума просматривается и в работе В. Таловова - аналитичесом обзоре литературы об изучении читателя с позиции психологии . Здесь обоснована мысль о читателеведении как самостоятельной области социально-психологических исследований. Автор наметил основные направления читателеведения: 1) углубленный анализ читательской психологии; 2) изучение читательской психологии как структурно оформленного явления, исследование ее компонентов, как читательские интересы, читательские установки и читательский спрос; 3) выявление места читательской психологии в системе общественного, группового и индивидуального сознания; 4) выявление всего строя присущих читателеведению функций исторического, теоретического, мировоззренческого и прикладного характера; 5) выявление форм и методов утилизации современного научного читателеведческого знания.

Подводя итоги, следует сделать вывод: хотя до сих пор не сформирована единая самостоятельная дисциплина, имеющая объектом изучение читателя, что обусловлено рядом причин, о которых сказано выше, есть все предпосылки для создания комплексной учебной дисциплины «Читателеведение». Что касается теоретической разработки читателеведения, то можно согласиться с мнением крупного современного ученого-книговеда А. А Беловицкой: «Вероятно, читателеведение следует пока квалифицировать как комплексную междисциплинарную проблему, в разработке которой должны принять участие специалисты названных выше наук. Междисциплинарные разработки обогатят и расширят предмет каждой из их, выявят сущность, формы и степень взаимопроникновения объектов и предметов нескольких наук, выражая проявление процесса интеграции научного знания».

Кузнецова Н.П.

Молодое поколение XXI века - это поколение, которое формирует цифровые технологии. Поколение, которое выросло в новом цифровом обществе. Британские ученые из университетского колледжа Лондона утверждают, что одним из последствий цифровой революции может стать изменение способа мышления людей. Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой». Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы в Интернете.

Подростковый возраст в становлении личности является наиболее сложным и определяющим дальнейшую судьбу одновременно. В данный период молодым людям приходится справляться с огромным количеством задач развития, чем в любое другое время их последующей жизни: им требуется подготовить собственный уход из родительского дома, добиться признания среди сверстников, найти друзей и партнеров, определиться с перспективой будущей профессии, разработать собственную шкалу ценностей как основу личного поведения в обществе. Неумение справляться с различными задачами может привести к нарушению адаптации и социализации, проявлениям отклонения в поведении, любым вредным зависимостям, не только токсическим, но и нехимическим.

Социальные сети прочно обосновались в русле нашей жизни. В статье А. В. Могилева «Социальные сети - школа будущего» автор приходит к выводам, что «развитие социальных сетей заставляет по- новому взглянуть на образование. Ведь в ходе общения в сетях от участника сообщества к участнику передаются социально - культурные и профессиональные знания - чем же это не обучение? Проблема в том, что оно происходит не так, как мы привыкли. Здесь нет знакомой школы, уроков. Но это говорит лишь о том, что эти привычные нам атрибуты образования становятся необязательным в наступившую эпоху. Происходит смена образовательной парадигмы».

Автор дает нам понять, что социальные сети играют не только отрицательную роль в жизни детей. С точкой зрения А. В. Могилева согласна Е. Н. Павличева. В статье «Социальные сети как инструмент модернизации образования» автор рассматривает проблему взаимодействия ребенка и социальных сетей с похожей позиции.

В последние годы нейропсихологи оживленно обсуждают популяционный синдром - синдром функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно данные особенности структуры мозга наблюдаются у людей, которые склонны к азартным играм, употреблению наркотиков, алкоголя, компьютерным играм. Такие дети неспособны к продолжительной усидчивой работе, являются импульсивными, непоследовательными и крайне эмоциональными.

Обнаружить лобную несформированность невозможно без консультации профессионального нейропсихолога. Однако существуют признаки, которые должны заставить забеспокоиться: родители и педагоги жалуются, что ребенок плохо учится, отвлекается, ничем не интересуется, тратит на домашние задания по 5 часов, а если его контролируют - хватает и одного, решает арифметическую задачу без проверки, половину слов не дописывает, пропускает буквы. Такой ребенок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным строением мозга. Это отклонение так распространено, что может считаться нормой.

Деградирует ли человечество или совершенствуется с появлением лобной несформированности - пока не ясно. Ясно только, что вошедшие в моду неформальные тусовки, гомосексуализм, компьютерные игры, общение в Интернете не случайны. Семейный психолог уже давно заинтересован в познании причин, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков - ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться. Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные - с точки зрения нагрузки на мозг - способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение.Таким образом, то, как устроен мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и в то же время эти увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество участвует в эволюционных процессах, определяя особенности строения нервной системы.Девиз поколения XXI века - «будь как все». Распространение массовой литературы (детективов, любовных романов, ужастиков), глянцевых журналов, желтой прессы не могут влиять на формирование эстетических и моральных норм учащихся, на расширение их словарного запаса. Но эта литература пользуется успехом, так как понятна всем и не требует особого осмысления после прочтения. Массовая литература рассчитана на примитивное сознание. Такая литература идеально подходит для режима « нового времени». Цифровой век предлагает людям новые готовые стандарты жизни:

для девушек икона стиля - это молодая, красивая, гламурная. Для мужчины - это молодой, брутальный. И обязательно богатые и не важно, какими путями ты получаешь это богатство. Неслучайно такой популярностью пользуются глянцевые журналы. Там мы читаем про красивую жизнь. Глянцевые журналы пропагандируют роскошь, а вслед за роскошью ведется пропаганда жизни не по средствам. Молодежь желает носить дорогие, статусные вещи, которые могли бы причислить тебя к категории, в которой, по сути, ты отсутствуешь. Молодое поколение здорово поддается высококачественной манипуляции к потребительству.Завершение формирования личности происходит в период ранней юности. Тогда в том числе формируется и ее духовный облик, поэтому одно из первых мест на книжной полке должна была бы занимать классическая литература, так как это хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей.Лишь немногие ученики читают русскую классическую литературу, да и они читают ее для того, чтобы получить хорошую отметку или для того, чтобы сдать Единый государственный экзамен. Зарубежную литературу почти никто не читает. Многие современные подростки воспитываются на историях легкой, беззаботной жизни звезд, они наивно полагают, что счастливое будущее придет им самим в руки или, что его им обеспечат родители, богатые мужья, их красота, молодость. Но последние два фактора не навсегда. Чтение - медленный процесс, который требует временных затрат и умения сосредоточиться. Молодое поколение привыкло к быстрой смене деятельности, к быстрым и легко видимым результатам. Чтение - «это труд и творчество», а не только развлечение и удовольствие. Правильное чтение требует умственных усилий, мыслей, чувств, поэтому многие школьники и перестают читать. Нынешняя экономика формирует новый тип человека - человека - потребителя. И это все сказывает и на читательской деятельности. Если раньше чтение было глубоко интимным, глубоко личным процессом, то теперь оно носит групповой характер. Интересы читателя диктуются группой, к которой принадлежит человек, местом жительства, кругом общения.«Клиповое сознание» - особенность «компьютерного поколения». Этот термин появился в 90-х годах XX века и обозначает привычку «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости. Молодежь читает художественные тексты в сокращенном варианте и пересказывает пересказ. На идеях, художественных деталях текста сознание вообще не фиксируется. Если человек не способен воспринимать целостную картину мира, то он не сможет найти место в нем, а, следовательно, определить цель своей жизни.

«Клиповое сознание», по мнению западного исследователя А. Моля, формирует «мозаичную культуру». «Клиповое сознание» постепенно вытесняет традиционное. Человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и становится таким, каким его ожидают увидеть другие люди. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «я» и стал «автоматом», идентичным с миллионами других «автоматов» вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревоги. Однако ценой этого становится потеря самого себя, потеря индивидуальности и растворенность в «массовом сознании». Взамен он получает иллюзию благополучия и спокойствия.

Можно предположить, что интерес молодежи к массовой литературе - это результат «клипового сознания». Опора на визуальный ряд объясняет также то, что особой популярностью среди молодежи пользуются книги, которые были экранизированы. Фильм компенсирует недостаток фантазии и воображения, создает иллюзию общения с эпохой, автором.

В XXI веке формы проведения досуга становятся все более разнообразными: телевидение, компьютер, Интернет. Книга на этом фоне, даже электронная, меркнет.

Наиболее осмысленно ученики судят о тех авторах, чье творчество изучалось в школе, и нередко, весьма примитивно - о самостоятельно прочитанных книгах. Это свидетельствует о недостаточно развитом навыке самостоятельного чтения художественного произведения.

В журнале «Воспитание школьников» В. А. Адольф и Е. В. Валяева в статье «Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы» пришли к выводам, что на первом месте ценностных ориентиров для школьников стоит счастливая семейная жизнь. Это говорит о том, что в сознании мировосприятия подрастающего поколения, несмотря на все перипетии общественной жизни, отнюдь не благоприятствующие семейным устоям, прочно сохраняются традиционные народные ценности».

Проблема чтения активно обсуждается в обществе. На сайте «Завет.ру. Информационно - просветительский проект» авторы приходят к следующему выводу, что если в семье не принято читать, то у ребенка такой потребности и не возникнет. Ребенок перенимает на себя то отношение к чтению, которое существует у его родителей. Он учится тому, что видит у себя дома. И если родители только и смотрят телевизор, то не стоит ждать от этого ребенка, что он будет читать. Дети будут читать то, что читают родители. Если папа читает журналы про рыбалку, а мама предпочитает телевизионные сериалы, то у ребенка вряд ли возникнет желание читать классическую литературу.

В статье «О пользе чтения» автор в юмористической форме призывает детей читать. Автор рассказывает о пользе чтения, так как полезное чтение расширяет кругозор, обогащает внутренний мир, положительно сказывается на памяти, увеличивает словарный запас, способствует выработке более ясного мышления. «Еще чем полезно чтение книг, это тем, что оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например «Приключения Шерлока Холмса» - небезызвестное произведение Артура Конан Дойла. Уверяю вас, после прочтения, в любой ситуации вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, улучшиться наблюдательность и вы поймете, что читать полезно и выгодно. Читать «желтые издания» и дешевые детективы противопоказано! Отечественная и зарубежная классическая литература - это обязательная база для каждого человека».

В газете «Плюс информ» автор в статье «Кризис чтения» проводит интервью с Майей Маадыр, зав. сектором Национальной библиотеки Республики Тыва им. А. С. Пушкина. Майя Маадыр приходит к выводам, что «формирование новой электронной культуры оказывает самое непосредственное влияние на книжную культуру, ставит под вопрос будущее и книги, и чтения. Сегодня подрастает новое «компьютерное» поколение. Для него характерен совершенно иной тип восприятия информации, так называемое «клиповое» или фрагментарное восприятие. А это уже значительно сужает возможности восприятия печатных текстов. Результаты исследования позволяют утверждать, что чтение в жизни молодежи, несмотря на появление компьютерной техники, Интернета, продолжает оставаться стабильным. Однако ассортимент востребованных изданий становится гораздо беднее. Из внимания молодых людей выпадают целые пласты познавательной литературы, литературно-художественных, региональных изданий. То есть, утверждение специалистов о том, что чтение в жизни у большей части россиян перестает быть одним из основных источников духовно-нравственного обогащения, что оно все более четко распадается на прагматическое и развлекательное, вполне характерно и для молодежи нашего времени».

В статье «Интерес к чтению: как его пробудить» автор раскрывает нам смысл понятия «интерес», отмечает роль семьи в развитии чтения, приводит несколько советов родителям.

В работе «Кризис детского чтения - общемировая тенденция» автор приходит к выводам, что «одной из основных причин снижения интереса к чтению социологи считают экономическую неоднородность общества и обнищание большого слоя населения. На людей обрушилась бедность. Не стало денег на покупку книг и подписку журналов, времени на посещение библиотек и чтение «для души». Бедность стремительно обратила отечественных читателей в однообразную армию мертвых душ. Начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день идет процесс обнищания многих российских семей. Сильное, но также неоднозначное воздействие оказывает на чтение продолжающаяся реформа школьного образования. Рост числа альтернативных учебных заведений и создание многочисленных новых программ приводит к резкому возрастанию потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению «для души». Многолетние исследования читательских предпочтений подростков 11—15 лет показывают, что пристрастие к чтению стало не только не престижно, но подвергается осмеянию сверстников, т.е. исчезает среда, стимулирующая детей к чтению» .

В статье В. К. Васильева «Личностно значимое восприятие художественного произведения учащимися как процесс саморазвития и самоусовершенствования» рассматривается проблема личностно значимого восприятия художественных произведений учащимися. Для развития личности и саморазвития подростков актуализируется использование на уроках литературы метода творческого чтения, направленного на развитие эстетического восприятия, творческого воображения и совершенствование личного жизненного опыта.

В журнале «Литература в школе» Е. С. Романичева в статье «Не потерять школьника как читателя» пришла к выводам, что « на этапе перехода из начальной школы в среднюю происходит потеря школьника как читателя. На этапе перехода из начальной школы в среднюю ученики перестают читать для удовольствия. Одна из причин не чтения учащихся средней школы становится то, что на языке науки называется « Дефицитом в репертуаре чтения». Автор уделяет внимание дефициту литературы, то есть подростки нуждаются в книгах о своих сверстниках. Это книги, которые помогут подростку познать окружающий мир. С распадом СССР огромная часть книг для юношества ушла в прошлое, так как освоение этих книг требует объемное освоение историко-культурологического комментария. Советское детство оказывается непонятным современному юному читателю.

В журнале «Воспитание школьников» Э.М. Щербаненко в статье «Чтение - лучшее учение» автор приходит к следующим выводам, что к 2010 году показатель не читающих людей вырос до 60 %. Понятие семейное чтение для большинства людей потеряло смысл. « Постарайтесь привить иммунитет к низкопробной литературе. И не медлите в этом важном деле: психологи утверждают, что 12 лет - рубеж, перейдя который не просто будет привить любовь к чтению. Человек, уже научившийся жить без книги, будет нуждаться в переучивании, а это более сложный и нудный процесс».

Автор уделяет особое внимание семейному чтению. Дети не будут читать, если не будут читать их родители. С ребенком надо заниматься. Читать ему вслух, читать с ним вместе, просить его, чтобы он вам читал. Если родители этого не делают, то ребенок и не будет читать. Школа в этом процессе не занимает главную позицию. Она только дополнительный фактор в формировании любви к чтению.

В журнале «Аlma mater» Д. В. Васев в статье «Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодежи» автор приходит к выводам, что « чтение перестает быть формой получения социального опыта, когда через образы « книжных героев»: формировались культурные качества личности: развивалось образное мышление, обогащался язык, прививалась грамотность, расширялся кругозор, приобретался жизненный опыт».

В журнале « Педагогика» В.С. Собкин в статье «Отношение учащихся основной школы к художественной литературе» автор приходит к выводам, что «в ряду предпочтений различных видов деятельности и форм проведения досуга чтение занимает лишь 9 ранговую позицию, что уступает общению с друзьями, слушанью музыки и т.д.».

В статье Л. Н. Чернышевой «Кризис детского чтения — общемировая тенденция», автор приходит к выводам, что проблема чтения стоит остро не только в России, но и за рубежом. Л. Н. Чернышева выделяет одной из проблем отсутствия чтения в России - это обнищание многих российских семей. Снизились возможности семьи покупать детские книги и другие материалы, водить детей в учреждения культуры и досуга.

В статье В.Я. Аскаровой «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: опыт исследования в рамках проекта «Год детского чтения в Челябинской области», автор приходит к выводам, что «среди основных причин, обуславливающих кризис явления подросткового чтения — изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения. Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало ее в глазах детей. Подростки утверждают, что «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а главное, «не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать».

Как мы видим, если в семье даже не могут объяснить, зачем нужно читать, будет ли читать подросток, нет.

Вывод по статье: На основе этого анализа можно сделать вывод, что многие причины влияют на кризис чтения в стране.

  1. Яркое возникновение популяционного синдрома. Популяционный синдром - синдром функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, компьютерным играм. Такие дети неспособны к длительной усидчивой работе, импульсивны, непоследовательны, крайне эмоциональны. Психологов уже давно интересует, в чем причина, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков - ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться. Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные - с точки зрения нагрузки на мозг - способы времяпрепровождения.
  2. На кризис чтения влияет и появление «клипового сознания». При клиповом сознании мы воспринимаем мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости. Можно предположить, что интерес молодежи к массовой литературе - это и есть результат «клипового сознания». Распространение массовой литературы (детективов, любовных романов, ужастиков), глянцевых журналов, желтой прессы не могут влиять на формирование эстетических и моральных норм учащихся, на расширение их словарного запаса. Но эта литература пользуется успехом, так как понятна всем и не требует особого осмысления после прочтения. Массовая литература рассчитана на примитивное сознание.
  3. Ассортимент востребованных изданий становится гораздо беднее. Среди востребованных изданий выступает массовая литература. Печатные издания отвечают требованиям аудитории. Поэтому из внимания молодых людей выпадают целые пласты познавательной литературы, литературно-художественных, региональных изданий.
  4. Роль семьи в формировании читательских интересов. Автор уделяет особое внимание семейному чтению. Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало ее в глазах детей. Подростки утверждают, что «родители читают меньше нас», « не разбираются в литературе», « не покупают нам книги», а главное, « не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать». Школа в этом процессе не занимает главную позицию. Она только дополнительный фактор в формировании любви к чтению.
  5. Социологи считают одной из основных причин снижения интереса к чтению экономическую неоднородность общества и обнищание большого слоя населения. На людей обрушилась бедность. Не стало денег на покупку книг и подписку журналов, времени на посещение библиотек и чтение «для души». Бедность стремительно обратила отечественных читателей в однообразную армию мертвых душ.
  6. Дефицит литературы. Подростки нуждаются в книгах о своих сверстниках. Это книги, которые помогут подростку познать окружающий мир. С распадом СССР огромная часть книг для юношества ушла в прошлое, так как освоение этих книг требует объемное освоение историко-культурологического комментария. Советское детство оказывается непонятным современному юному читателю.

Помимо этого проводится ряд исследований по выявлению читательской грамотности. Исследование PISA - это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Результаты читательской грамотности PISA

2000 год 2003 год 2006 год 2009 год

27-29 место 32- 34 место 37-40 место 41 — 43 место

Результаты PIRLS

PIRLS - это международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста». По данным 2011 года учащиеся Гонконга, России, Финляндии и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением, четвероклассники этих стран показали лучшие результаты среди всех стран — участниц.

В 2001 году Россия заняла 12 место из 35 стран — участниц. В 2006 году результаты России повысились: первое место в рейтинге из 44 стран — участниц.

2001 год 2006 год 2011 год

12 место 1 место 2 место

Список использованной литературы

  1. Могилев А. В. Социальные сети - школа будущего// Народное образование. - 2012. - № 6.
  2. Павличева Е. Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования// Народное образование. - 2012. - №1.
  3. Адольф В. А., Валяева В. Е. Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы// Воспитание школьников. - 2012. - № 10.
  4. О пользе чтения (дата обращения 03. 05. 2013).
  5. Качан И. Кризис чтения (дата обращения 03. 05. 2013).
  6. Петрова Е. В. Интерес к чтению: как его пробудить (дата обращения 16. 03. 2013).
  7. Чернышева Л. В. Кризис детского чтения - общемировая тенденция (дата обращения 18. 04. 2013).
  8. Васильев В. К. Личностно значимое восприятие художественного произведения учащимися как процесс саморазвития и самоусовершенствования // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 9. С. 15-21.
  9. Романичева Е. С. Не потерять школьника как читателя// Литература в школе. - 2012. - № 4.
  10. Щербаненко Э. М. Чтение - лучшее учение// Воспитание школьников. - 2012. - №8.
  11. Васев Д. В. Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодежи // Alma mater. - 2012. - №6.
  12. Собкин В. С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе// Педагогика. - 2012. - №7.
  13. Аскарова В. Я Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: опыт исследования в рамках проекта « Год детского чтения в Челябинской области// Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы. (дата обращения 18. 04. 2013).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Литературные традиции детей и подростков в России на рубеже веков, смена "модели чтения". Разработка анкеты и социологический опрос лицеистов, определение их круга чтения. Исследование характера перемен в отношении к чтению: книга как источник информации.

    реферат , добавлен 05.01.2015

    Социология чтения как специальная область знания. Досуговая практика чтения среди детей, её история развития и направления. Данные исследований по данной проблеме Харьковского Университета имени В.Н. Каразина, проведённых в 1998-1999 и в 2013 г.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Факторы, обуславливающие состояние страха и других социально негативных факторов. Методы преодоления и профилактики негативного социального самочувствия. Анализ уровня читаемости среди молодежи и влияния чтения на их поведение и успешность в жизни.

    отчет по практике , добавлен 27.12.2012

    Характеристика молодежи как социально-демографической группы. Сущность проблемы молодежной занятости. Социально-правовая защищенность молодежи на рынке труда. Правовое регулирование молодежной политики. Социальные последствия безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Понятие и социально-психологические характеристики молодежи и молодежных субкультур. Девиации в молодежной среде и их последствия для общества. Проблемы образования и трудоустройства молодежи в России. Принципы государственной молодежной политики.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2011

    Понятие молодежи, ее классификация, структура и взаимосвязь отдельных элементов. Характеристика основных социальных проблем молодежи в современной России: миграция, жилье, уровень доходов и занятости. Обзор демографических проблем Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2010