Меню Рубрики

Смотреть что такое "даки" в других словарях. Загадка исчезновения даков Генетическая связь румын с римлянами

В поэмах Гомера (8 век до н.э.) упомянуты фракийцы,которые жили на территорий Балканского полуострова а также на территорий нынешней Румынии. Античный историк Геродот написал о том что фракийцы были самыми многочисленными в мире, после индийцев и что они могли бы стать самой большой силой в мире если бы не были так разрознены.

В северной части Балканского полуострова жили одрисы,трибалы и гето-даки. Геты расселились по обоим берегам Дуная. Геты в свою очередь делились на разные племена: даки, карпы, костобочи... Самыми многочислеными были даки. Согласно Страбону, даки назывались “daoi” от формы единственного числа “daos”. И это название происходит от фригийского слова «волк».

Военный флаг даков был волчья голова и туловище змеи.

В 335 г.до н.э.после военного конфликта между гетами и Александром Македонским геты признали власть Македонского Царства. Но после смерти Александра Македонского и развала его империи, в 292 г.до н.э. царь гетов Дромихете одержал победу над генералом македонцев Лисимахом и снова утвердил свою власть.

Ещё до в 7 веке до н.э. на западном берегу Чёрного Моря поевляются греческие колонии-полисы.Именно в греческие документах упомянуты некоторые цари гетов, например Залмодегиксос, руководитель гетов на севере Добруджи в 3 веке до н.э. или Ремакс, который правит на територии будущей Валахий.

Расцвет Дакийского царства под руководством Буребисты

Предпологается что Буребиста возглавил даков в 82 г.до н.э. и что Буребиста был современником Цезаря. Историк Страбон написал что Буребиста объединил гето-даков, навёл порядок и дисциплину создал сильную державу, одержав вверх над соседними народами.

В рассказах Страбона подчёркивается что для того чтобы навести порядок в стране Буребиста даже прикахал дакам срубить асе виноградники и отказаться от вина.Очень важную роль во время правления Буребисты играл главный жрец даков, Деченеу, благодаря реформам которого удалось сконцентрировать политическую и религиозную власть в руках царя, обьединить даков.

Тогда предпологается что и была построена столица даков,Сармизеджетуза,возле города Орэштие.

Буребиста уничтожил и выгнал кельтов. Совершил поход на Фракию,дойдя до Македоний, подчинил себе греческие города западного побережья Чёрного Моря.

Царство даков под руководством Буребисты простиралась от Среднего Дуная до Чёрного Моря,от Северных Карпат до Балканских гор.

Согласно Страбону, Буребиста мог собрать армию в 200 тысяч солдат. Буребиста вмешался в Гражданскую Войну между Цезарем и Помпей, за что Цезарь решил его наказать и готовил большой поход на даков. Но убийство Цезаря (44 г.до н.э.) помешало этому.

Буребисту постигла такая же участь, он был свержён и убит а его мощное царство распалось на 5 частей.

Даки под руководством Децебала. Дако-римские войны.

Несмотря на распад царства Буребисты даки продолжали угрожать Римской Империй.

Периодически даки нападали на южные владения Римской Империи. Во время императора Августуса левый берег Дуная был занят римлянами, римляне образовали провинцию Мезию и на некоторое время установился мир.

Этот мир продолжался недолго.В 85 г.до н.э. даки совершили опусошительный побег на Мезию.

Даками в то время правит опытный и талантливый полководец, . Он пользовался большим уважением среди своих поданных и союзников и во время его правления дакийское царство, правда уже намного меньше по площади, чем Дакия Буребисты, снова становится мощным государством.

Геродот написал о даков «…они считают себя бессмертными. Согласно их вере, они не умирают, а отправляются после смерти к Залмоксису – их богу» Даки умирали улыбаясь, радуясь смерти. Благодаря и этим поверьям даки были были воинственным и храбрым народом.

Римский император Домициан принял решительные военные меры. Пытаясь наказать опасного соседа, он отправляет экспедицию генерала Корнелиуса Фускуса, но тот потерпел сокрешительное поражение,погибая в этой битве. Следующий поход под руководством Тетия Юлиана был удачнее, но всё таки результат был неудовлетворяющим для римлян и Римская Империя была вынуждена заключить довольно невыгодный мир с даками. Хотя официально Децебал признал себя побеждённым он был провозоглашён «дружественным царём» и сумел получить много выгод от этого мирного договора.

Следующий римский император молодой и амбициозный Траян , решил отменить этот постыдный договор и в 101 году н.э. начинает большой поход на даков. Причины нового конфликта разные: продолжающая расти мощь дакийского государства, богатства даков, экономическая ситуация в Римской Империи...

После тяжелых битв Децебал был вынужден признать себя побеждённым и капитулировать перед римлянами. Столица даков Сармизеждетуза переходит под администраций римлян.Децебл остаётся номинально царем подчиняясь Риму а даки теряют болбшую часть територии,в которых остаюстя римские легионы.

Нетрудно догадаться что гордые даки не могли смириться с этой ситуацией. В 105 г.н.э. состояласть вторая дако-римская война. Сопротивление даков было окончательно сломлено а Децебал чтобы не попасть в позорный плен покончил жизнь самоубийством.

Римская провинция Дакия.

После победы, римляне превратили занятые земли а римскую провинцию. Во время Траяна в Дакию были квартирированы постоянно 3 римских легиона.Были основаны города и населённые пункты.с подобной как в Риме, организационной формой. В Дакию приходят многочисленные римские колонисты из других уголков империи. После завершения службы римсляне со своими семьями остаются жить здесь, получая бесплатно земли. На румынском языке слово batran (старый) происходит от слова veteranus – ветеран.

Процесс романизаций Даков вопрос протириворечивый и который в последние годы вызывают всё больше и больше дискусий среди историков

Но постепенно Дакия теряет свою стратегическую значимость и в 271 г.н.э. император Аурелиан отозвал администрацию и легионы из Дакии.Но подавляющее большинство колонистов остаются здесь,хотя безусловно по сравнению с другими териториями Римской Империи Дакия почувствовала регрес.

Влияние римлян на эти земли было постоянным. Под руководством императора Константина, Римская Империя снова обратила внимание на Дакию, в 332 году на равнинах Мунтении римляне разгромили племена вестготов и установил стабильную социально-политическую обстановку в этом регионе.

В 5 веке - 6 веке начинается миграций народов, на територии нынешней Румынии проходили по очередеди вестготы, остготы, гуны, гепиды,славяне, авары.Некоторая стабильность в ту эпоху существовало только нат юге, в Добрудже которая, до 7 века продолжало быть римско-византийской провинцией.

Часть Трансильвании входила в состав Аварского Каганата,к востоку от Карпат поселились славянские племена,которые постепенно проникают и в Трансильванию,с согласием авар.

В 8-9 веках текоторые части Мунтении вошли в состав первого Болгарского царства.Таким образом старались контролировать «путь соли»,неподплёку отсоляных копей Слэника Прахова.

Румынский язык

Латиноязычное население продолжало сохраняться в регионе, несмотря на многочисленные набеги, войны и разрушения, приводившие к его сокращению, перемещениям и бегству множества людей в более безопасные места.

На всем протяж е нии существования перечисленных провинций латинский не только являлся официальным языком, но стал родным для большинства населения. Столь широкому распространению он обязан романизации и смешению коренных жителей и пришельцев, которые, не являясь римлянами, имели разный уровень владения языком. Разговорным для простых людей в дунайских провинциях стал живой язык – народная (вульгарная) латынь. Безусловно присуствие славян и других народов,а также а также от латынского Запада не могло не повлиять на формирование румынского языка. Можно сказать румынский язык наследник восточнороманского мира.

Нужно отметить что до сих пор эту теорию подерживали большинство румынских историков и лингвистов, однако в последние годы ведутся бурные дискусии в мире историков, часть из них приводят довольно много аргументов о том что язык даков (фракийцев) был латынским и что основатели Рима были фракийцами.

«Итак, как мы уже показывали, носители lingua Romana в балканской зоне были названы Romani. Вполне вероятно, что это название в определенный момент распространилось на всю территорию Восточной «Романии», идет ли речь о «Древней» или о «Новой». Слово «римлянин» (Romanus), превратившись в «румын», стало единым этнонимом для жителей романских сообществ в Карпатах и по обоим берегам Дуная. Это произошло, скорее всего, в VIII–IX вв. одновременно с лингвистическими изменениями, которые привели к преобразованию романского языка в румынский. Соседи румын использовали другое название – «влах» и его варианты «волох», «блак». Данный термин вначале употребляли германские, а потом и славянские племена для обозначения романских народов. Именно это название использовали византийские историки, писавшие о романском населении Балкан начиная с X–XI веков. »

(История Румынии,Иоан Болован,2004 год)


В древности племена северных фракийцев - гетов, даков, тирагетов, карпов, костобоков и др., населяли области к северу от Балкан. Ареал проживания гетов охватывал обширную территорию между Балканами, Днепром, Карпатами и Чёрным морем. Даки обитали в горных районах Трансильвании. Геты были земледельцами и скотоводами.

Первые сведения о гетах содержатся в трудах греческих авторов VI-V веках до н. э. - Гекатея Милетского, Софокла, Геродота и Фукидида. Геродот рассказывает о том, что геты, которых он именует «самыми храбрыми и честными среди фракийцев», оказали сопротивление войску персидского царя Дария I, отправившегося в поход против скифов (514 г. до н. э.).

Соседи гетов

Греческие колонии. В VII-V веках до н. э. греки, с целью активизации торговли с местными народами, основали на побережье Черного моря более 90 городов-государств, которые поддерживали торговые и культурные отношения с местным населением. В Северном и Западном Причерноморье появилось несколько греческих колоний: Истрия, Ольвия, Аполлония и др.

Геты поддерживали тесные экономические, культурные и военные связи с греческими колонистами. В III-II веках до н. э. некоторые предводители гетов оказывали покровительство близлежащим греческим колониям, защищая их от набегов других недружественных им народов. К примеру, в декрете III века до н. э., обнаруженном в Истрии, говорится о Залмодегике - вожде гетов, установившем протекторат над городом. Другой истрийский декрет (конец III века до н. э.) называет царя гетов Ремакса, который контролировал области на юге Молдовы.

Кельты. Во второй половине IV века до н. э. кельты проникли на Среднедунайскую низменность и Трансильванское плато. Они создали ряд сельских поселений. После 175 года до н. э. селения и захоронения кельтов в Трансильвании изчезают.

Бастарны. Бастарны поселились в регионах к востоку от Карпат (центральная часть Молдовы, восточнее реки Сирет, в основном в бассейнах Прута и Днестра) около 200 г. до н. э., смешавшись с гетами. Согласно античным авторам (Страбон, Плиний Старший, Тацит), бастарны - народ германского происхождения. Археологи считают бастарнов носителями культуры Поенешть-Лукашовка. Эта культура прекратила свое существование в конце I века до н. э.

Агафирсы. По данным Геродота, в Трансильвании, в долине Муреша, жили скифы-агафирсы, которые проникли во внутрикарпатское пространство в начале VI века до н. э. Они установили сотрудничество с местным населением, с которым происходило культурное взаимовлияние. Геродот пишет об агафирсах: «Они обычно носят золотые украшения <…>. В остальном их обычаи схожи с фракийскими» (IV, 104). Следы агафирсов исчезают постепенно в течение V века до н. э. Они были ассимилированы гетами.


Сарматы. Сарматы - народ, родственный скифам. Они, по мнению многих исследователей, лингвистически и культурно были близки к протославянскому населению. Сарматы впервые упомянуты у Геродота, который указывал, что они живут к востоку от Дона, похожи внешним обликом, обычаями и оружием на скифов. В IV веке до н. э. сарматы несколькими волнами проникли в степи Северного Причерноморья и ассимилировали скифов, которые доминировали в этом регионе. В конце II века до н. э. сарматы стали перемещаться на запад. Страбон повествует о нескольких народах сарматского происхождения на территории между Нижним Дунаем и Днепром: языгах, роксоланах, ургах и аорсах.

Языги во II веке до н. э. мигрировали на запад, поселившись на Среднедунайской низменности, на западных рубежах Дакии. Роксоланы переселились на запад во II-I веках до н. э., проникнув в закарпатские области, а также на восток Дакии - земли между Днестром и Доном. Сарматы поддерживали тесные связи с местным населением. Сарматы совместно с гетами и даками составили составили основные этнические группы древнего государства Дакия. Однако, известно, что часть языгов, не вошедших в Дакию активно участвовали в дако-римских войнах в качестве союзников римлян, но со II века все языги были союзниками гетов в борьбе с Римом.

Роксоланы вместе с гето-даками воевали против римлян во время зимних кампаний 67-68, 68-69 и 69-70 годов, а также составляли часть армии Дечебала во время войн с Траяном в 101-102 гг. и 105-106 н. э. После завоевания части Дакии римлянами языги, роксоланы и часть гетов остались на своих землях, составив общность, так называемых, свободных даков, ведя активные военные операции против Римской империи. После ухода, под ударами свободных даков, римлян при Аврелиане (271-275 гг. до н. э.) сарматы с земель свободных даков переместились на территорию бывшей провинции Дакия.

Археологические исследования доказали факт сильного взаимовлияния культур гетов и сарматов. Это подтверждает и название столицы Дакии - Сармизегетуза, что означает «союз сарматов и гетов». Таким образом, сарматы вместе с гетами участвовали в создании царств в этом регионе, а затем и государства Дакия. В процессе взаимодействия гетов и сарматов наблюдается обоюдная ассимиляция, однако фракийский элемент при этом преобладает.

Некоторые исследователи считают, что название города Яссы происходит от наименования сарматского племени языгов. После 330 года н. э. роксоланы под давлением готов покинули область Нижнего Дуная: часть этого племени переместилась в Римскую империю, а еще часть соединилась с языгами в Среднедунайской низменности. Сарматы, оставшиеся в степях Северного Причерноморья, между 260-360 годами были покорены готами, после 375 года - гуннами.

Образ жизни

Основным занятием гетов было земледелие, включая виноградарство. Также они практиковали скотоводство,пчеловодство; у гетов были развиты ремесла (обработка камня, дерева, металлов, изготовление керамики и пр.) Гетские ремесленники создали широкую гамму земледельческих орудий труда, предметов быта, оружия, а мастера по золоту и бронзе изготавливали украшения и аксессуары для одежды из этих металлов. Земледельцы использовали плуг с железным лемехом и предплужником, заступы, мотыги, секиры, косы. Ремесленники работали с клещами, наковальнями, сверлами, зубилами и пр. Они делали ритуальные сосуды, копья, щиты, шлемы, кнемиды (металлические доспехи, защищавшие голени воина) и сики (сика - короткий кривой меч, лезвие которого заточено с одной стороны). Геты умело изготавливали керамику, в т. ч. на гончарном круге: к примеру, вазы для фруктов с рельефной орнаментацией, светильники в виде чашек, сосуды с рисованными геометрическими, растительными и зооморфными узорами.

Геты вели активную торговлю с греческими колониями в Причерноморье, фракийцами к югу от Дуная, с римскими провинциями, другими соседями к востоку и западу. В конце IV века до н. э. геты стали чеканить собственные серебряные монеты.

Социальные структуры

В гето-дакийком обществе аристократы назывались тарабостами, а простой народ - коматами или капиллатами. Тарабосты носили что-то вроде шерстяной шапочки, которая представляла собой знак аристократического происхождения. Отсюда второе их название - пиллеаты (pilleum - шапка, колпак). Знать (в том числе цари, жрецы и военные предводители) владела большими участками земли, стадами. Простые люди ходили с непокрытой головой, ну а поскольку у них были длинные волосы, то их ещё именовали коматами (молд. coma - шевелюра). Будучи земледельцами, ремесленниками и торговцами, они образовывали основной производящий класс. Из коматов состояло войско. У гето-даков были и рабы, но они не играли значительной роли в экономике.

Поселения и крепости (давы)

Геты создали множество поселений. Сельские поселения были похожи на хутора с несколькими домами и хозяйственными постройками. Жилищами были наземные дома или полуземлянки, рядом с которыми располагались продовольственные ямы. Крепости возводились на вершинах холмов, возвышенностях, высоких террасах, что позволяло контролировать окрестности, различные пути подхода. Укрепления представляли собой традиционные земляные валы и частоколы, но в период формирования Дакийского царства при Буребисте появились стены и прямоугольные бастионы из обтесанного камня. Города гетов, которые назывались давами, выполняли экономические, административные, военные и религиозные функции. Главными городами-давами гето-даков были Сармизегетуза, Тамасидава, Зиридава, Арцидава, Буридава. Кумидава, Дробета, Напока, Поролисс и др.

Религия гето-даков

Религия гето-даков носила специфический характер, будучи генотеистической - геты верили во многих богов, но один из них был главным, владыкой всех остальных. Наряду с верховным богом в гетский пантеон входили, вероятно, богиня домашнего очага и огня (аналог греческой Гестии и римской Весты), бог грома, молнии и дождя, воин и защитник земель гетов Гебелейзис. Некоторые современные историки включают в это число известную во Фракии богиню Луны, лесов и колдовства Бендиду и Сабазия (у греков известный под именем Дионис).

Довольно подробную информацию о верованиях гето-даков и их верховном боге Залмоксисе (Замолксисе) оставили античные писатели. Геродот говорит, что геты -«самые храбрые и честные среди фракийцев», и характеризует Залмоксиса как самого важного бога гетов, к которому отправляются умершие. Наиболее ценные сведения Геродот сообщает о мифах и культах, связанных с Залмоксисом. Он подчёркивает, что геты считают себя бессмертными. Этого они достигали путём обряда посвящения. Другой чертой гетской религии был антифатализм - гетто-даки верили, что судьба человека зависит от него самого, от его деяний.

Подобные представления существовали и у других народов, в частности, у древних индийцев. В Греции схожие концепции мы находим в орфизме - мистико-религиозном движении, которое сформировалось, и об этом говорят сами греки, на основе идей, которые исповедовал легендарный персонаж фракийского происхождения Орфей.

Властные и организационные возможности религии позволили ей стать важной силой в государствах Буребисты и Децебала. Внутренние преобразования, внешнюю политику царь Буребиста проводил при поддержке верховного жреца Декенея.

Жречество. Как и у других античных народов, у гето-даков жречество занимало особое положение в обществе. Жрецы обладали познаниями во многих областях и пользовались большим уважением в обществе. По данным античных авторов, у гетов существовало несколько категорий жрецов: капнобаты, кристы и полисты. Сложно сказать, каковы были функции этих категорий жрецов. Некоторые античные писатели рассказывают, что полисты былианалогичны ессеям - членам иудейской секты, проповедовавшей аскетизм, создавшей т. н. «Свитки Мертвого моря» и считающейся близкой к ранним христианам.

Жрецы гетов приносили жертвы и были хранителями научных знаний. Одновременно с появлением государства появляется сан верховного жреца, являвшегося ближайшим сподвижником царя. Эти функции, как свидетельствуют античные авторы, на протяжении истории выполняли Залмоксис (имя близкое имени верховного бога), Декеней, Комосик. Самым известным верховным жрецом был Декеней, помогавший царю Буребисте в объединении племён гето-даков, а после его убийства сам ставший царём.


Святилища и культовые места. У гетов существовало множество святилищ. Самые древние сооружались из дерева и были прямоугольными. Важные культовые сооружения (круглые и четырехугольные в плане) найдены в Сармизегетузе. Гето-дакийское святилище обнаружено в селе Бутучены Оргеевского района. Согласно Страбону, геты считали священной гору Когеон (Когайонон), куда в пещеру удалился Залмоксис.

Погребальные обряды. Информация о погребальных обрядах гетов известна благодаря археологическим данным и сообщениям античных авторов (Геродот, V, 8; Помпоний Мела, II, 2, 18-20; Солин, 10, 1). Существующие данные показывают, что в V-III веках до н. э. кремация являлась основным погребальным обрядом у гетов, при этом представители знати иногда прибегали к ингумации (захоронению в землю). Однако в первой половине II века до н. э. методы погребения покойных у гетов кардинальным образом изменились, и отследить их археологическим путем невозможно. В период правления царя Буребисты на юго-востоке Трансильвании, в Олтении, Мунтении и на юге Молдовы появились могильники. Впоследствии могильники возникали близ поселений к востоку от Карпат, в долине Сирета. В принципах организации этих могильников ощущается сильное влияние сарматского населения Северного Причерноморья.

Гетский язык

Гето-даки говорили на языке, который входит в семью и родствен протолатинским, балто-славянским и иранским языкам. Античные источники содержат мало сведений о языке фракийцев. Нам известно около 2800 имен собственных и 200 слов (прежде всего, названий растений). Менее трети из этого запаса относится к ареалу северных фракийцев, остальное - из областей к югу от Балканских гор. Гомер, рассказывая о фракийцах - союзниках троянцев, упоминает имя их царя - Реза. Это слово эквивалентно санскритскому «раджа», латинскому rex, но Гомером используется как имя собственное.

Сейчас мы не знаем, какой была лингвистическая структура гето-дакийского языка. Нам не известно, как по-гетски звучат слова «мужчина» и «женщина», «добро» и «зло», «быть» и «мочь», «я» и «ты». Поэтому ученые создали разные теории происхождения языка гетов. Авторы некоторых современных гипотез пытаются объяснить, почему гето-даки, меньшую часть территории которых занял Рим, отказались от своего языка в пользу латыни, в то время как другие народы, оказавшиеся полностью под властью римлян, родной язык сохранили. Выяснилось, что гето-даки, носившие разные названия, занимали обширное пространство от Центральной Европы до Азии, вплоть до Индии и Китая. К примеру, североиндийский народ панджаби является потомком племени масагетов, обитавшего в Центральной Азии более 2500 лет назад. Эти потомки гетов говорят на языке, в котором есть сходства с молдавским (румынским). При этом многие общие элементы панджаби и молдавского (румынского) сходны с латынью. Это значит, что геты говорили на языке, сходном с латинским, и до римской экспансии.

Гипотеза о наличии тесной связи между языком гетов и латынью была изложена исследователями еще в XIX и развита XX веках. В пользу этой теории приводились как аргументы из области лингвистики, так и данные археологии, в том числе изображения с колонны Траяна, на которых гето-даки общались с римлянами без переводчиков.

Сходства между гетским и латинским языками объясняются:

— местным субстратом, языками доиндоевропейского населения (к примеру, носителей кукутенской культуры), которое мигрировало, в том числе, на территорию современной Италии;
— общим наследием;
— языковыми заимствованиями, объясняемыми контактами между народами, хотя проблема первичности языка гетов по отношению к латыни (а не наоборот) весьма актуальна, но, практически, не изучена.

Расцвет свободной Дакии приходится на времена царствования Буребисты. Историки сходятся во мнении, что он был современником Гая Юлия Цезаря. «Встав во главе своего народа, Буребиста настолько способствовал усилению его духа, вводя всевозможные упражнения, приучая к воздержанию от винопития и повиновению приказам, что в течение нескольких лет создал огромную державу, подчинив большую часть соседних народов, - с удивлением писал Страбон. - Его стали бояться даже римляне, потому что он, смело перейдя Дунай и ограбив Фракию вплоть до Македонии и Иллирии, опустошил владения кельтов».

Удивительно: даки согласились вырубить виноградники и жить без вина! Видимо, это решение было реакцией на разнузданный культ Диониса, распространенный в Средиземноморье. Его основой было неумеренное употребление вина в сочетании с листьями плюща, обладающими психотропными свойствами. Все меры укрепения государства Буребиста проводил при помощи верховного жреца Декенея, с которым делил власть. Долгое время проведя в Египте, Декеней научился толкованию воли богов и пророчествам. Он создал в Дакии касту жрецов, поднял магический авторитет божества, ответственного за суверенитет страны, создал официальную религию и сделал ее инструментом государственной идеологии. О верованиях даков мы сегодня практически ничего не знаем, хотя археологами найдены многочисленные следы их святилищ - площадок, на которых приносились в жертву животные. Обнаружены также ритуальные предметы для магических заклинаний.

Из письменных источников известно, что Буребиста между 35 и 48 годами н.э. подчинил себе многие греческие города. После всех его походов владения Дакии простирались от Среднего Дуная на западе до западного побережья Черного моря и от северных Карпат до Балканских гор. Согласно Страбону, царь мог выставить армию в 200 тысяч человек и даже вмешался в гражданскую войну между Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем, встав на сторону последнего. Помпей был разбит, и Цезарь замыслил большую войну против Дакии. Она не состоялась из-за убийства римского императора в 44 году н.э..

Вскоре после этого Буребиста был свергнут в результате восстания. После его смерти власть ненадолго перешла к Декенею, после чего Дакия распалась на несколько частей. Свидетельствами тех времен являются остатки укрепленных поселений в долине реки Сирет, Добрудже, Трансильвании, Мунтении и Западной Молдове.

В эпоху Буребисты даки впервые заявили о себе, и это закрепилось в сознании народов Средиземноморья. С этих пор Дакия все чаще оказывается в фокусе внешней политики Рима. Однако упоминалась она в письменных источниках только в периоды войн, из-за чего в знаниях о Дакии периода ее независимости существуют огромные пробелы. Имена многих царей не дошли до нас по той простой причине, что они не воевали с Римом. Письменности у даков не было, и хроник они не вели.

Дакия в составе Римской империи. Ныне ее центральная территория расположена в пределах Румынии, периферийные регионы - в составе Сербии, Венгрии, Украины и Республики Молдова.

КАРАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ РИМА

Отсроченный из-за смерти Цезаря военный поход на Дакию состоялся при императоре Октавиане, его возглавил знаменитый римский полководец Красс. Для римлян Дакия приобрела особенное значение благодаря золотым приискам в горах Трансильвании. Окончательно покорить ее решил император Август. В ходе войны 11-12 годов даки были рассеяны, а их укрепления на левом берегу Дуная сожжены.

После того, как римляне построили на правом берегу Дуная крепости и поселили здесь колонистов (политика создания «безопасного пространства»), количество набегов даков резко снизилось. Однако после смерти императора Нерона война заполыхала по всей Италии. Нашествие даков в римскую провинцию Мезию укрепило решение Рима расправиться с Дакией, которая серьезно угрожала безопасности римских владений.

Несмотря на войны, экономические отношения Дакии с Римом постоянно развивались, и страна интегрировалась в средиземноморскую экономику. Дакийские цари стали копировать римские денарии, таких монет найдено около 30 тысяч - намного больше, чем в других регионах, соседствовавших с Римской империей. В местах дакских поселений обнаружены многочисленные предметы римского импорта - вооружение, воинское снаряжение, посуда.

Жили даки в поселениях из нескольких дворов, располагавшихся по берегам рек, на холмах и в горах и укрепленных земляными валами и деревянными стенами. Строились крепости, остатки которых найдены, например, в Марамуреше. Самые впечатляющие фортификационные сооружения обнаружены вокруг Сармезеджетуса-регия - первой столицы Дакии и ее религиозного центра. Это был вполне средиземноморский город на высоте тысячи метров над уровнем моря, подступы к нему преграждали крепости, здесь было множество мастерских ремесленников и даже имелсяводопровод.

Стратегия «безопасного пространства» не оправдала себя. При Веспасиане Рим начал менять политику по отношению к Дакии. Имперская армия была сосредоточена на демаркационной линии по Дунаю. Важнейшими событиями стали походы против Дакийского царства Децебала в Трансильвании. Однако последний проявил себя талантливым военачальником, и самым рациональным решением было превратить его в дружественного царя, что и было сделано договором между Римом и Дакией от 89 года.

Почему между Дакией и Римом при императоре Траяне все же вспыхнул новый конфликт - доподлинно неизвестно. В письменных источниках можно найти туманные упоминания о росте мощи даков, которая стала превосходить допустимые для зависисмой страны пределы, об угрозе создания мощной коалиции варваров против Рима, о желании Траяна добиться славы Александра Македонского.

ДЕЦЕБАЛ, ВРАГ РИМСКОГО НАРОДА

Сохранились свидетельства о двух войнах Траяна с даками. Это фрагменты колонны Траяна в Риме и сочинения Диона Кассия.

Предположительно первый поход начался весной 101 года и ознаменовался осадой римлянами горных крепостей даков. Вторая кампания началась после того, как Децебал оставил резиденцию в горах и атаковал римлян, перейдя через Карпаты и Дунай. Траян поспешил отразить атаку даков и их союзников - варварских племен, которые наступали с территории современной Молдовы. Самыми грозными в антиримской коалиции историки считают панцырных конников роксолан - племени, обитавшего между Прутом и Днестром. Понеся большие потери, Траян разбил коалицию варваров под Никополем. В память о гибели трех тысяч римских солдат воздвигли алтарь.

Весной 103 года началась третья кампания. Была захвачена в плен сестра Децебала - жена вождя племени, обитавшего на севере Молдовы, важного союзника Дакии. Римляне установили контроль над основными путями, ведущими через горы из Трансильвании к Дунаю. На местах важных переправ и перевалов создавались военные лагеря. (Фрагменты черепицы с клеймами римских легионов найдены на юге Молдовы). Вскоре Траян захватил укрепленные высоты на подступах к Сармизеджетусе-регии.

Децебал потерял надежду остановить наступление римских легионов и начал мирные переговоры. В конце концов, сообщает Дион Кассий, царь даков предстал перед Траяном отбросив оружие, преклонив колена, и признал себя побежденным. По всей видимости, Траян не хотел уничтожения Дакии, так как он не пленил и не убил Децебала. Видимо, это объяснялось желанием использовать авторитет царя против вождей варварских племен.

Колонна Траяна в Риме

ТРАЯН ДАКИЙСКИЙ

По завершении третьего похода Траян отпраздновал в Риме триумф и получил в 102 году титул Дакийского. Алтарь и святилище в честь богини Виктории были воздвигнуты, как предполагают историки, близ местечка Тапы, у горного перевала, ведшего из Баната в Трансильванию. Однако на этом месте не найдено следов поселений римской эпохи. По другой версии, алтарь следует искать ближе к Сармизеджетусе-регии.

В итоге римляне завоевали Банат, юго-запад Трансильвании, в том числе укрепленный горный район в окрестностях Сармизеджетусы, и запад Олтении. Восток Олтении, Мунтения, юг Молдовы и крайний юго-восток Трансильвании, не входившие в состав Дакии, отошли под управление наместника римской провинции Южная Мезия. Территории между Дунаем и средним течением Муреша также были оккупированы римлянами.

ПОД ГНЕТОМ ОККУПАНТОВ

Отныне под властью Децебала находилось зависимое от Рима Дакийское царство, территория которого, значительно уменьшившаяся, охватывала Центральную и Северо-Западную Трансильванию. Военная мощь Децебала была сильно подорвана, а главное - он был отрезан от своих союзников, вождей северодунайских варварских племен. Угроза создания широкого антиримского фронта миновала. Царь даков сдал оружие, осадные машины и военных мастеров, срыл крепости, покинул резиденцию в Сармизеджетусе, отказался от проведения собственной внешней политики. Считается, что на рельефах колонны Траяна представлена последняя большая осада Сермизеджетусы-регии во время второго похода. После этого столица под тем же названием была перенесена в другое место. Но это лишь гипотеза.

Децебал не мог смириться со своим новым статусом, и римский сенат вторично объявил его врагом римского народа. В 105 году Траян начал новый поход с целью захвата царства и пленения царя. Однако Децебалу удалось заманить Гнея Помпея Лонгина, командующего римскими войсками к северу от Дуная, в западню, и захватить его в плен. Став разменной картой в переговорах, Лонгин покончил с собой.

Но в итоге римляне, видимо, захватили и вторую Сермизеджетусу. Децебалу ничего не оставалось, как совершить самоубийство. Знаменитая надпись в Филиппах (Греция) рассказывает о том, как Тиберий Клавдий Максим, преследовавший царя даков,принес Траяну голову Децебала.

ТРАЯНОВА ДАКИЯ

Так в 106 году возникла римская провинции Дакия. Она охватывала Банат, значительную часть Трансильвании и запад Олтении. Здесь были размещены три легиона, первым наместником стал ветеран войны с даками Юлий Сабин. Должность консула-наместника Дакии в эпоху Траяна, как и должность губернатора Сирии и Британии, считалась венцом карьеры римского консула.

Первому испытанию новая провинция подверглась в 116-117 годах. Когда римские легионы отправились на войну с парфянами, в Дакию вторглись варварские племена язигов и потребовали отдать им западные территории провинции. В этот момент умер император Траян, престол перешел к Адриану. В 118 году войну с язигами завершил Квинт Марций Турбон, ставший новым наместником Дакии. Но язиги, по-видимому, все же получили часть дакских земель.

Война показала, что отведенная Дакии миссиябуферной зоны оказалась неэффективной. Вот почему император Адриан решил вывести легионы из наиболее уязвимых равнинных территорий - Мунтении и юга Молдовы. Оставшиеся области Траяновой Дакии были поделены между двумя провинциями. Вторично Дакию перекроили уже во времена императора Марка Аврелия.

ИМЯ ИМ - ЛЕГИОН

Сразу же после захвата Дакии в нее со всех концов Римской империи устремились потоки колонистов - выходцев из Италии, Иллирии. Фракии, Германии, Малой Азии, Сирии, Египта. В основном это были легионеры, ветераны войны с Дакией.

Найдены следы 104 лагерей легионов и вспомогательных отрядов, четыре тысячи надписей эпохи Рима, в сновном - латинских. Доказательством полной романизации провинции является и то, что римские имена в надписях составляют 76 процентов - больше, чем в Риме. Первое римское поселение получило название Сармизеджетуса в память о столице свободных даков.

Наибольший поток миграции в Дакию приходится на 117-118 годы. В это время на завоеванной территории появились поселения пришельцев, называвшихся «перегринами». Это были в основном кельты, получавшие римское гражданство путем заключения брака с гражданами. В дальнейшем прямых доказательств миграции становится все меньше.

Римские императоры, сыгравшие роковую роль в уничтожении даков (слева направо): Октавиан начал войну с Дакией, Траян ее завоевал, Аврелиан вывел римские легионы, бросив страну на произвол судьбы.

СТРАНА ДАКОВ УШЛА В НЕБЫТИЕ КАК АТЛАНТИДА

Историки считают, что названия рек Муреш, Сомеш, Криш, Тиса, Олт римляне переняли от даков. Дакскими считаются румынские слова «gard», «copil», «brad», «fasole», «moş», «brânză» и др.. Но информации о судьбе этого народа после римского нашествия практически нет, и это - одна из самых таинственных загадок истории. Римские источники вообще не фиксируют коренного населения Дакии. Археологически егоследов также не обнаружено. Свидетельств проживания коренного населения в других римских провинциях достаточно много, мы многое знаем о галлах, кельтах, германцах и других племенах - но ничего не знаем о даках. На территории Дакии и в соседних областях найдены лишь упоминания об отдельных людях, утверждающих, что они по рождению даки, но они могли просто происходить из Дакии, не будучи этническими даками.

Не сохранилось ни одного целого поселения даков до эпохи римского вторжения, все они были разрушены. Не известен ни один случай, когда римское поселение строилось бы на месте дакского, как это было, скажем, в Галлии. Сармизеджетуса-регия оказалась единственным поселением доримской эпохи, сохранившим свое название, известное по письменным источникам, которое удалось идентифицировать при раскопках.

Богам даков не нашлось места в гостеприимном римском пантеоне, как это случилось с богами других завоеванных племен. На территории Дакии при раскопках встречаются следы кельтских, египетских, сирийских культов, но нет никаких следов религии даков. И, что самое странное, никаких следов захоронений коренного населения - ни доримской эпохи, ни эпохи провинции!

В чем причина странной ситуации полного уничтожения местной специфики на фоне явной симпатии римлян к завоеванным дакам (что явствует из сочинений латинских писателей)? Почему среди бела дня исчезло без следов население целой страны? Удовлетворительного объяснения этому нет. Дакия вместе с даками погрузилась в небытие как Атлантида. Будет ли раскрыта когда-нибудь эта тайна?

Некоторые историки считают, что после войн с Траяном человеческие ресурсы даков были истощены, мужчины погибли на войне или бежали, женщины и дети попали в плен. Другие утверждают, что коренное население могло быть насильственно переселено, но это маловероятно. Другие гипотезы также не имеют никакой документальной основы.

Румынские ученые указывают, что даки к моменту завоевания, в отличие от других племен, уже миновали этап родо-племенного строя, у них было государство, но не было аристократии, обладавшей земельной собственностью. Земля, видимо, находилась во владении царя, и после после вторжения римляне легко вытеснили безземельных даков из экономической жизни. Но почему коренное население не влилось в этнически пестрые городские и сельские общины, основанные колонистами?

Кто-то, вероятно, сотрудничал с оккупантами, вступил в римскую армию и полностью утратил свою идентичность. Современник событий Дион Кассий утверждал, что многие даки перешли на сторону Траяна. Предположительно даком был Публий Элий Дациан, декурион Напоки - первого населенного пункта провинции, упомянутого в документах как город. Следов коренных жителей на этом месте нет.

Всего известно 11 городов римской Дакии. Нет никаких данных о том, была ли романизация в этих местах насильственной или же естественной, однако источники указывают, что она была гораздо более массовой и быстрой, чем в других провинциях. В итоге Дакия оказалась наиболее романизированной, хотя и вошла в состав Рима одной из последних. Латынь здесь не испытывала серьезной конкуренции со стороны других языков и вскоре стала родной для подавляющего большинства. Для сравнения: в Британии население сохраняло свои духовные ценности и язык в течение двух первых веков римского владычества.

КАК ДЕЛИЛИ ДАКСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Политический и военный кризис Рима достиг апогея во второй половине третьего века нашей эры. Провинции приходили в упадок, финансовое положение Дакии было ужасным, в атмосфере нестабильности распространялись панические слухи. Официально римляне отказались от Дакии при императоре Аврелиане, который в 270-275 годах оставил провинцию на произвол судьбы и перевел римских колонистов через Дунай в средние части провинции Мезии, образовав провинцию Dacia Aureliana. Император Диоклетиан в 285 году образовал из нее две новые провинции: Dacia ripensis («Прибрежная Дакия») и Dacia mediterranea («Дакия Внутренняя»).

Почти ничего не известно и о жизни Дакии после ухода римлян, хотя, к примеру, в Британии сохранилось множество свидетельств периода падения империи и прихода англо-саксов. До наступления Средневековья в письменных источниках отсутствовало какое-либо упоминание об этой территории и ее населении. Можно предположить, что общество переживало период дезорганизации, города распались, и люди изолированно жили в селах. В VI-X веках романоязычные валахи интенсивно контактировали с мигрировавшими славянскими племенами, а после XII века ядро романоязычной Дакии, Трансильвания, было надолго покорено венграми.

Проблема преемственности кажется неразрешимой, хотя историки с этим смириться не могут. В Средние века самая большая часть римской Дакии (Трансильвания и Банат) оказалась в составе Венгрии. После исчезновения королевства и короткого периода автономии Трансильванское княжество стало провинцией Габсбургской империи, преобразованной в XIX веке в Австро-Венгерскую монархию.

Румынские историки считают, что в течение всех этих столетий большинство населения Трансильвании составляли румыны. Изучение прошлого Дакии и осознание латинской основы румынского языка обусловили рождение интеллектуального движения трансильванских румын, кульминацией которого стал меморандум « Supplex Libellus Valachorum ». Авторы требовали предоставить румынам политические и гражданские права, утверждая, что древнейшее население Трансильвании было несправедливо лишено равных прав с теми, кто пришел на эту территорию позже, - мадьярским дворянством, саксами и секеями.

Полемика о прееемственности между даками и румынами Трансильвании разгорелась на повышенных тонах. Образование румынского государства увело ее еще дальше. Началась борьба за объединение Трнасильвании и Баната с Румынией. Дискуссия в румынской и венгерской историографии продолжалась на протяжении всего ХХ века. Даже в коммунистической Венгрии существовало полное неприятие факта воссоединения различных областей в границах румынского государства. В годы правления Николае Чаушеску споры приобретали запредельные формы. Последствия этого ощущаются до сих пор на уровне обыденного сознания.

Самые древние рельефы изображают только одного всадника, более поздние - двух всадников по обе стороны от богини, чей главный символическим атрибут - рыба. Есть в окружениивсадников и другие символы - Луна, Солнце, звезды, изображения животных и птиц. По одной версии, дакийские всадники ведут происхождение от диоскуров (в греческой мифологии - сыновья Зевса, близнецы), а по другой - от кабиров (древнегреческие боги огня и света, избавлявшие от опасности). Ни одна из гипотез не является достоверной.

Греческий историк Страбон (слева) рассказал об «антиалкогольной кампании» Децебала. Даков он называл гетами. Справа - дакийский всадник.

Надписей на изображениях мало, они короткие и часто не поддаются расшифровке, а потому миф о дакийских всадниках неизвестен. Но можно предположить, что он был основан на мистических верованиях даков. Считается, что два всадника и богиня служили для связи между космическими уровнями (небесами, землей и преисподней).

Ученые полагают, что в мистериях дакийских всадников присутствовали три уровня инициации: Aries (овен), Miles (воин) и Leo (лев). Первые два находились под влиянием Марса, а высший - под влиянием Солнца. Уровень прошедших инициацию определялся с помощью жетонов и печатей. Вероятно, в мистериях важную роль играло жертвоприношение барана.

Древнегреческий историк Геродот упоминает о некоем верховном божестве даков по имени Залмоксис (или Замолксис), к которому даки отправлялись после смерти. Есть также упоминания о Гебелейзисе - боге грозы, которого Геродот отождествлял с Залмоксисом. Возможно, культы двух богов просто слились. О Залмоксисе упоминали также Сократ, Платон и Страбон. Мифологии даков посвятил свои исследования румынский историк религий Мирча Елиаде, издававший журнал религиоведения «Залмоксис». Отметим также, что в Республике Молдова на бюджетные деньги был снят фильм о даках «Волки и боги».

5 677

В поэмах Гомера (8 век до н.э.) упомянуты фракийцы, которые жили на территории Балканского полуострова, а также на территории нынешней Румынии. Античный историк Геродот написал о том, что фракийцы были самыми многочисленными в мире, после индийцев и что они могли бы стать самой большой силой в мире если бы не были так разрознены.

В северной части Балканского полуострова жили одрисы, трибалы и гето-даки. Геты расселились по обоим берегам Дуная. Геты в свою очередь делились на разные племена: даки, карпы, костобочи… Самыми многочисленными были даки. Согласно Страбону, даки назывались “daoi” от формы единственного числа “daos”. И это название происходит от фригийского слова «волк».

В 335 г.до н.э. после военного конфликта между гетами и Александром Македонским геты признали власть Македонского Царства. Но после смерти Александра Македонского и развала его империи, в 292 г.до н.э. царь гетов Дромихете одержал победу над генералом македонцев Лисимахом и снова утвердил свою власть.

Ещё до в 7 веке до н.э. на западном берегу Чёрного Моря появляются греческие колонии-полисы. Именно в греческие документах упомянуты некоторые цари гетов, например, Залмодегиксос, руководитель гетов на севере Добруджи в 3 веке до н.э. или Ремакс, который правит на территории будущей Валахий.

Расцвет Дакийского царства под руководством Буребисты

Предполагается что Буребиста возглавил даков в 82 г.до н.э. и что Буребиста был современником Цезаря. Историк Страбон написал, что Буребиста объединил гето-даков, навёл порядок и дисциплину создал сильную державу, одержав вверх над соседними народами.

В рассказах Страбона подчёркивается, что для того чтобы навести порядок в стране Буребиста даже приказал дакам срубить асе виноградники и отказаться от вина. Очень важную роль во время правления Буребисты играл главный жрец даков, Деченеу, благодаря реформам которого удалось сконцентрировать политическую и религиозную власть в руках царя, объединить даков.

Тогда предполагается, что и была построена столица даков, Сармизеджетуза, возле города Орэштие.

Буребиста уничтожил и выгнал кельтов. Совершил поход на Фракию, дойдя до Македоний, подчинил себе греческие города западного побережья Чёрного Моря.

Царство даков под руководством Буребисты простиралась от Среднего Дуная до Чёрного Моря, от Северных Карпат до Балканских гор.

Дакия вовремя Буребисты

Согласно Страбону, Буребиста мог собрать армию в 200 тысяч солдат. Буребиста вмешался в Гражданскую Войну между Цезарем и Помпей, за что Цезарь решил его наказать и готовил большой поход на даков. Но убийство Цезаря (44 г.до н.э.) помешало этому.

Буребисту постигла такая же участь, он был свержен и убит, а его мощное царство распалось на 5 частей.

Даки под руководством Децебала. Дако-римские войны.

Несмотря на распад царства Буребисты даки продолжали угрожать Римской Империй.

Периодически даки нападали на южные владения Римской Империи. Во время императора Августа левый берег Дуная был занят римлянами, римляне образовали провинцию Мезию и на некоторое время установился мир.

Этот мир продолжался недолго. В 85 г.до н.э. даки совершили опустошительный побег на Мезию.

Даками в то время правит опытный и талантливый полководец, Децебал. Он пользовался большим уважением среди своих поданных и союзников и во время его правления дакийское царство, правда уже намного меньше по площади, чем Дакия Буребисты, снова становится мощным государством.

Децебал

Геродот написал о даков «…они считают себя бессмертными. Согласно их вере, они не умирают, а отправляются после смерти к Залмоксису – их богу» Даки умирали улыбаясь, радуясь смерти. Благодаря и этим поверьям даки были воинственным и храбрым народом.

Римский император Домициан принял решительные военные меры. Пытаясь наказать опасного соседа, он отправляет экспедицию генерала Корнелиуса Фускуса, но тот потерпел сокрушительное поражение, погибая в этой битве. Следующий поход под руководством Тёти Юлиана был удачнее, но всё-таки результат был неудовлетворяющим для римлян, и Римская Империя была вынуждена заключить довольно невыгодный мир с Даками. Хотя официально Децебал признал себя побеждённым он был провозглашён «дружественным царём» и сумел получить много выгод от этого мирного договора.

Следующий римский император молодой и амбициозный Траян, решил отменить этот постыдный договор и в 101 году н.э. начинает большой поход на даков. Причины нового конфликта разные: продолжающая расти мощь дакийского государства, богатства даков, экономическая ситуация в Римской Империи…

После тяжелых битв Децебал был вынужден признать себя побеждённым и капитулировать перед римлянами. Столица даков Сармизеждетуза переходит под администрациями римлян. Децебал остаётся номинально царем подчиняясь Риму, а даки теряют большую часть территории которых остаются римские легионы.

Нетрудно догадаться что гордые даки не могли смириться с этой ситуацией. В 105 г.н.э. состоялась вторая Дако-римская война. Сопротивление даков было окончательно сломлено, а Децебал чтобы не попасть в позорный плен покончил жизнь самоубийством.

Римская провинция Дакия.

После победы, римляне превратили занятые земли, а римскую провинцию. Во время Траяна в Дакию были квартирированы постоянно 3 римских легиона. Были основаны города и населённые пункты. с подобной как в Риме, организационной формой. В Дакию приходят многочисленные римские колонисты из других уголков империи. После завершения службы римляне со своими семьями остаются жить здесь, получая бесплатно земли. На румынском языке слово batran (старый) происходит от слова veteranus – ветеран.

Процесс романизаций Даков вопрос противоречивый и который в последние годы вызывают всё больше и больше дискуссий среди историков

Но постепенно Дакия теряет свою стратегическую значимость и в 271 г.н.э. император Аурелиан отозвал администрацию и легионы из Дакии. Но подавляющее большинство колонистов остаются здесь, хотя безусловно по сравнению с другими территориями Римской Империи Дакия почувствовала регресс.

Влияние римлян на эти земли было постоянным. Под руководством императора Константина, Римская Империя снова обратила внимание на Дакию, в 332 году на равнинах Мунтении римляне разгромили племена вестготов и установил стабильную социально-политическую обстановку в этом регионе.

В 5 веке — 6 веке начинается миграций народов, на территории нынешней Румынии проходили по очередям вестготы, остготы, гунны, гепиды, славяне, авары. Некоторая стабильность в ту эпоху существовало только на юге, в Добрудже которая, до 7 века продолжало быть римско-византийской провинцией.

Часть Трансильвании входила в состав Аварского Каганата, к востоку от Карпат поселились славянские племена, которые постепенно проникают и в Трансильванию, с согласием авар.

В 8-9 веках те которые части Мунтении вошли в состав первого Болгарского царства. Таким образом старались контролировать «путь соли», неподалёку от соляных копей Слэника Прахова.


Как только не трактовалась историография румын. В разные эпохи им то приписывали римские корни, то настаивали на огромном влиянии других племен, обитавших на территории современной Румынии. При Чаушеску отвергались оба утверждения. Политик пропагандировал этническую чистоту народа, подвергая сомнению любое генетическое и культурное влияние иных племен и народностей.

Тем не менее, во втором куплете государственного гимна Румынии есть явная отсылка к происхождению ее жителей:

«Сейчас или никогда докажем миру,
Что в этих руках еще течет римская кровь
И в нашей груди мы храним с гордостью имя
Победителя в битвах, имя Траяна.»

В гимне идет речь о римском императоре Траяне, известном своими военными подвигами. Это при нем войско легионеров завоевало румынские территории, и фракийские даки, проживающие на них, были вынуждены стать римскими подданными.


Даки - воинственные предки румын

В писаниях древнегреческого историка Геродота даки упомянуты как самый многочисленный народ после индийцев. Они проживали на территории нынешней Румынии и всего Балканского полуострова. Если бы не территориальная разрозненность, фракийские даки стали бы опасной военной силой тех времен.

Но даже в разобщенном состоянии они представляли серьезную угрозу. Описывая дакийских воинов, Геродот рассказывал об их безграничной отваге. Воины считали себя бессмертными, поэтому умирали с улыбкой на губах. Даки радовались возможности погибнуть в бою, ведь это даровало им возможность после смерти отправиться к своему богу Залмоксису.


Расцвет дакийцев пришелся на царствование Буребисты, современника Цезаря. Племя занимало территорию от Северных Карпат до Балканских гор, от Среднего Дуная до Черного Моря. Объединенные воинственным царем, даки неоднократно вмешивались в дела соседних народов. Они уничтожили посягнувших на их территории кельтов, подчинили себе часть греческих городов и даже пытались повлиять на исход войны между Помпеем и Цезарем.

Завоевание Дакии римскими легионами

После свержения Буребисты, дакийское царство распалось на пять частей, однако все так же продолжало угрожать римлянам. Под предводительством опытного полководца Децебала воинствующие племена время от времени нападали на владения Римской Империи, чем вынудили заключить с ними мир. Договор с даками был крайне невыгоден римлянам, несмотря на то, что по его условиям Децебал признал себя поверженным.


Молодой император Траян не мог мириться с подобным положением дел. Он решил завоевать Дакию. Полностью истощив военную мощь противников в изнуряющих битвах, Траян добился капитуляции Децебала. Как результат, даки лишились большей части своих территорий, которые стали римскими провинциями. Именно это и стало отправной точкой в постепенном слиянии местных и римлян.

Генетическая связь румын с римлянами

На протяжении полутора столетий в Дакию на поселение направляли римских легионеров. Лишь малая часть из них приезжали с семьями, большинство же вступало в отношения с фракийскими женщинами.


Осевшие легионеры остались в Дакии даже после того, как она утратила свою стратегическую значимость для Римской Империи, и оттуда была отозвана вся военная знать. Это не прибавило региону стабильности: вскоре через территорию современной Румынии началась миграция воинственных народов. В разное время по Дакии проходили славяне, гунны, вестготы, авары, гепиды. Несмотря на это, ее продолжали считать римской провинцией.

Происхождение румынского языка

Полуторавековая колонизация существенно повлияла на даков. Римляне сделали латинский официальным языком захваченных территорий, навязывая его местному населению на всех уровнях. Стараясь адаптироваться, даки модернизировали латынь настолько, что в некоторых провинциях ее невозможно было узнать. Однако языковая политика дала свои результаты: все коренные жители на том или ином уровне овладели латинским.


Что интересно, славяне и другие этнические группы, которые совершали набеги на даков уже после римлян, значительного влияния на их язык не оказали. Коренные жители продолжали оставаться преимущественно латиноязычными. Со временем латинский получил столь широкое распространение, что многие румыны стали считать его родным.

Современный румынский язык не утратил своих римских корней. Он входит в балкано-романскую подгруппу, и, более того, является в ней одним из самых распространенных. Сложившись на основе разговорной латыни колонистов и диалекта древних даков, румынский стал государственным и основным разговорным языком всей страны.

Румыны - прямые потомки древних римлян

Период римского господства над Дакией был не очень длительным, однако его влияние на будущий румынский народ оказалось колоссальным. Какие племена не приходили бы впоследствии к фракийским дакам - они попадали под остаточное влияние Римской империи и романизировались.


Об этом красноречиво говорит название, которое получила современная Румыния. Оставаясь окраиной Римской Империи на протяжении почти двух столетий, а впоследствии пережив изнуряющие войны и многочисленные нападения разных народов, в конце XIX века государство стало Romania (на русском: Румыния). Примерный перевод термина звучит как «страна римлян». Он был преобразован из латинского слова romanus («римский»), - именно так называли коренное население, которое в период правления римлян смешалось с легионерами-переселенцами.

Всём, кто интересуется историей, будет интересно знать,
- «палец вверх» и «палец вниз».