Меню Рубрики

Славяне и их империя. Великая Моравия — славянская империя в центре Европы

Античная Европа по отношению к Средним Векам (1595 год). А это означает, что на этой карте изображена Европа, как минимум, за тысячу лет до создания самой карты! А это означает, что на карте отображена Европа не позже 5-6 века нашей эры! И... что видно на этой карте? На ней нет НИЗАПАДНОЙ, НИ ВОСТОЧНОЙ РИМСКИХ ИМПЕРИЙ! А, согласно современной «истории», они должны были быть и процветать!

На карте Античной Европы нет Римской Империи, но на ней... большую часть материка занимает Славяно-Арийская Империя, которую в следующем тысячелетии будут называть Великой Тартарией!

Только в античные времена Славяно-Арийская Империя занимала почти всю Европу, от неё совсем недавно «откололись» Britannica (Великобритания), Hispania (Испания и Португалия) и Gallia (Франция и Италия). Эти страны уже отделились от единой Империи Белой Расы, но в них ещё некоторое время правила династия Меровингов.

* Дополнительная информация:

Великая Тартария. О чём молчит География и История [Прошлое Руси]

Согласно карте, которая была изготовлена в 1670 году в Париже, государство «Великая Тартария» включало в себя не только Российскую Империю, но и Западную Европу, Индию, Иран, Индию, Китай, Японию и Америку.

Великая Тартария - Империя Русов -

Оценка информации


Записи на схожие темы


Апреля 2016 Война Атлантиды против Славяно -Арийской Империи. Везде по...Хотя существует порядка 10 обоснованных доказательств , самое очевидное таково. Если...не последняя. Отсутствие прямых доказательств существования древней машинной цивилизации не опровергает...


...слава . Говорим слава , разумеем слово. Имя славян славилось за несколько веков до существования ...П. Орешкин). Неопровержимых научных доказательств этому накопилось огромное количество,... трипольских гончаров.Другим доказательством является обряд захороне­ния...

...". Далее он добавляет: "Если имеются доказательства существования ВИЧ, вызывающего СПИД, то должны... бы быть его билетом к славе . Вот он и эксплуатировал как... указываются гомосексуальные половые контакты. Меня, слава Богу, это не затрагивает))))), но...


Вы часто слышите про существование древних книг у различных народов...количество лет буквами, что доказывает существование у Славян и Ариев письменности...достоинство русских. Главное же доказательство первичности Славяно -Арийской Культуры на Мидгард-Земле...

Как я уже не раз писал в новую хронологию от Носовского и Фоменко, можно разделить на два больших раздела. Первый - эта критика официальной истории, который, я считаю, очень сильным, и, в целом, справедливым. И второй, это реконструкция, по которому много вопросов. В этой статье я хочу написать как раз о втором разделе.

В основе реконструкции, лежит теория о том, что в средневековье на территории Евразии существовала огромная и мощная Славянская Империя, упоминания о которой дошли до нас в виде упоминаний об Империи татаро-монгол. Авторы утверждаю что под именем татаро-монгол, как раз и скрываются славяне, а сами татаро-монголы это армия Империи, состоявшая из предков сегодняшних казаков. Под свою теорию авторы нашли большое количество различных косвенных свидетельств, но прямых доказательств, подтверждающих или опровергающих эту теория, вероятно, не будет найдено никогда. У этой теории много сторонников, но ещё больше критиков, и ни кто не может окончательно доказать свою точку зрения. Я считаю, что сегодня возможность существования такой Империи, мы можем оценивать только с точки зрения вероятности, или альтернативной истории. Вот, я и хочу, с точки зрения альтернативной истории оценить, могло такое быть или нет.

У всех сторонников официальной версии истории не вызывает сомнения существования, чуть ли не мировых империй - Римской Империи и Империи Александра Македонского. Но глядя на сегодняшнее состояние этих народов в это вериться с трудом. На протяжении всей, так сказать, достоверно известной истории, эти народы проявили себя, как довольно жалкие в военном плане. Ни каких существенных военных достижений они не добились, да более того, они и свою страну толком защитить не могли, и постоянно теряли независимость. Однако, же в их воинской доблести в прошлом все уверены. Почему же мы сомневаемся, что подобную мировую Империю могли создать славяне, а точнее русские.

У всех критиков этой теории не вызывает сомнения военная мощь татаро-монгол. Все уверены, что в средние века это была лучшая армия мира. Теперь гипотетический вопрос - могли ли быть татаро-монголы славянами? Ни каких принципиальных ограничений, по которым этого быть не могло, я не нахожу. Основной спор вертится над тем что татаро-монголы не могли быть славянами, дескать, славяне, и русские, не способны на такие подвиги, которыми отличились в истории татаро-монголы. Вот тут я не соглашусь.

Уже, в последние несколько сот лет Россия доказала, что она способна военной силой захватить Европу. Это она делала в ходе Наполеоновских войн. Потом, то же самое повторила в ходе Второй Мировой. Для захвата Европы у нас хватало и воинской доблести, и ресурсов. Тогда, почему этого не могло быть в прошлом?

Подпишитесь на нас

В ХVIII-ХIХ веках на смену религиозно-мистической геополитической доктрине пришел ее светский, имперский вариант.

Но наследие прежней концепции еще долго продолжало проявляться в различных внешнеполитических актах верховной российской власти. Так, Петр I при поднесении ему Сенатом и Синодом титула Императора Всероссийского, наименования Великого и Отца Отечества – по случаю заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 году – продемонстрировал ясное понимание преемственности России по отношению к Византии, сказав: “Надлежит Бога всею крепостию благодарить; однако ж, надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с Монархиею Греческою”55.

И это далеко не единственный факт такого рода. С формально-юридической точки зрения, например, на территории Российской Империи до самого конца действовали все указы византийских императоров, не отмененные ими самими или Вселенскими Соборами. Известен также так называемый “греческий проект” Екатерины Великой, который предполагал раздел Османской империи Россией, Австро-Венгрией и Венецией, создание Греческой империи с центром в Константинополе и внуком русской императрицы Константином во главе.

И все же начиная с первой половины XIX века внешняя политика России все явственнее определялась типично имперскими принципами: легитимизмом и консерватизмом. Конкуренцию имперской геополитической доктрине во второй половине XIX века стала оказывать панславистская доктрина. Эти две концепции и довлели над умами русской политической элиты вплоть до революции 1917 года, радикально изменившей течение отечественной геополитической мысли.

Классиком русской имперской идеи можно назвать влиятельного в правительственных кругах публициста М.Н.Каткова – многолетнего редактора “Московских ведомостей”. Имперскую геополитическую доктрину наиболее полно изложил один из последователей Каткова – В.А.Грингмут. Он утверждал, что Россия “должна стать великим самодовлеющим государством, не нуждающимся ни в нравственной, ни в материальной поддержке со стороны каких бы то ни было иноземных держав, но могущим, наоборот, оказать им, при случае, подобную поддержку. Тогда она будет в качестве верховного, могущественного судьи в буквальном смысле “диктовать мир вселенной”... Власть будет покоиться в руках России, прочно и несокрушимо утвердившейся в обеих половинах своей империи и претворившей их в одно великое, не европейское и не азиатское, а православное, самодержавное, русское целое с богатою, своеобразною и разнообразною культурой”56. В русле такой геополитической доктрины Россия и укрепляла свои юго-восточные и восточные рубежи.

Проповедь славянофилов тоже не пропала втуне. Поначалу идеи И.В.Киреевского, А.С.Хомякова и К.С.Аксакова воспринимались обществом как экзотика. Их политическая программа была весьма утопичной и потому неприемлемой для политиков. Довольно скоро, впрочем, ученики и последователи ранних славянофилов устранили этот недостаток, модифицировав славянофильство в панславистскую доктрину, которая постепенно приобрела большое влияние в среде тогдашнего российского правящего класса.

“Символ веры” панславизма систематично и последовательно изложил в объемном сочинении “Россия и Европа” Н.Я.Данилевский. Задачей России провозглашалось освобождение братских славянских народов из-под чуждой власти Турции и Австро-Венгрии и создание Всеславянского Союза с центром в Константинополе и во главе с Россией.

Весьма распространенной панславистская доктрина стала в 60-е-70-е гг. Пик ее популярности пришелся на годы русско-турецкой войны, которая по сути и стала войной за освобождение южных славян от турецкого владычества. Война вызвала необычайный подъем симпатий к “братушкам-славянам” в русском обществе.

Однако приход к власти в Болгарии и Греции антирусских сил, повлекший за собой усиление на Балканах геополитических противников России, отрезвил многих русских политиков. Император Александр III выразил это разочарование поведением славянских стран, обязанных своей независимостью России, но предавших ее, своей знаменитой фразой, превратившейся в афоризм: “Отныне у России есть только два надежных союзника. Это ее армия и ее флот”.

Следует сказать, что имперская и панславистская геополитические доктрины не только отражали умонастроения различных частей русской политической элиты, их представления о месте и роли России в мировом балансе сил, но и выражали два необходимых элемента оптимальной модели русской геополитики.

В имперской концепции главный акцент делался на необходимости построения самодостаточного государства. Чтобы быть сильной и могущественной, утверждали авторы концепции, Россия должна стать самодостаточной, иметь возможность отвечать на все исторические вызовы, не нуждаясь при том ни в чьей помощи. В этой идее государственной автаркии как важнейшего принципа державного строительства, безусловно, была своя правда. Причем, не умозрительная правда кабинетных теоретиков, но правда народного опыта, выстраданная всей русской историей, которая свидетельствует, что нередко Россия оставалась один на один против полчищ “двунадесяти языков”, объединявшихся, чтобы покончить с нею.

В панславистской модели основной акцент делался на необходимости объединения вокруг России цивилизационно близких стран и народов для успешного противостояния враждебным центрам силы. Пользуясь современной геополитической терминологией, можно сказать, что панслависты предлагали создать православно-славянское Большое пространство. Данилевский писал: “Не надо себя обманывать. Враждебность Европы слишком очевидна: она лежит не в случайных комбинациях европейской политики, не в честолюбии того или другого государственного мужа, а в самых основных ее интересах”57.

Именно поэтому с точки зрения панславизма залогом устойчивости, условием политического равновесия в мире может быть только русско-славянский политический союз. В этой идее тоже была своя правда, не менее имперской укорененная в нашей истории.

К началу XX столетия главная задача русской политической мысли и государственного аппарата Российской империи состояла в том, чтобы объединить эти две геополитические доктрины. Однако такой синтез был осуществлен лишь в советское время...

Впрочем, чувствуя необходимость поиска новых геополитических подходов, Петербург в конце XIX века постарался осуществить стратегический поворот к Востоку. Понимая, что контроль над пространством, особенно для континентальной державы, зависит прежде всего от уровня развития средств коммуникации, русское правительство начало грандиозное строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Были предприняты меры по активной колонизации редко заселенных регионов Сибири и Дальнего Востока. Весьма символично и то, что император Александр III в 1890 году отправил наследника престола, будущего императора Николая II, в традиционное ознакомительное путешествие именно на Восток.

Однако этой своеобразной “евразийской” геополитической доктрине не суждено было стать доминирующей в сознании русского общества. Наиболее влиятельная его часть была по-прежнему ориентирована на Запад, воспитана на европейских ценностях, мечтала о европеизации России. “Обезьянничанье Европы”, по злой, но меткой характеристике славянофилов, было болезнью не только либеральной интеллигенции, но и значительной части высшей бюрократии. Поэтому в принципе верный геополитический поворот к Востоку выродился в проведение европейской политики на Востоке. Так, например, Россия попыталась, подобно другим европейским странам принять участие в разделе Китая. Последствия подобных просчетов не заставили себя долго ждать. Проведение верной политики негодными средствами закончилось катастрофой русско-японской войны. Поворот к Востоку как новый курс русской геополитики не состоялся.

Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега Цветков Сергей Эдуардович

Славяне и Римская империя

Славяне и Римская империя

Из-за Дуная на славянский мир активно воздействовала древнеримская цивилизация. Керамика раннесредневековых славянских культур Подунавья все еще изготовлялась в точном соответствии с римскими мерами жидкостей и сыпучих тел. Из северодунайских провинций империи славяне заимствовали развитые формы земледелия. В местах славянских поселений находят сравнительно короткие мечи, подобные римским гладиусам. Культурное взаимовлияние между славянами и латиноязычным населением римских провинций зафиксировано и в языковой сфере. Все это свидетельствует о весьма длительном и плодотворном соприкосновении славян с античной цивилизацией. Разумеется, речь идет только о племенах, живших вдоль римского лимеса - системы пограничных укреплений; далее на север античное влияние не проникало.

Римляне даже с трудом отличали славян (венедов) от более известных им народов - германцев и сарматов. Хрестоматийным примером в этом отношении является Тацит, который хотя и выделил венедов (висленских славян) в отдельную народность, наряду с германцами, певкинами (племенем не совсем ясной этнической принадлежности, занимавшим левобережье Нижнего Подунавья) и сарматами, но, поколебавшись, причислил их все-таки к германцам, поскольку они «и дома строят, и носят большие щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстроте пехоты - это все отличает их от сарматов, живущих в повозке и на коне».

В противоположность ему Певтингерова карта (Tabula Peutingeriana) - дорожник III или IV столетия, сохранившийся в единственной средневековой копии, - поселяет северо-восточнее Карпат и в Поднестровье «венедов-сарматов». Кроме того, в ряде географических названий, сгруппированных главным образом в среднем и нижнем течении Дуная, можно усмотреть искаженные славянские слова. Таковы, например, Bersovia (ср. совр. река Брзава), Tierna (ср. совр. река Черна), Ulka (ср. «волк»), Urbate (ср. «верба») и т. д.

Как видно, в своей классификации варварских народов позднеантичный географ руководствовался какими-то иными соображениями, нежели Тацит. Впрочем, римских историков и географов смущало не столько действительное этнографическое сходство между славянами, германцами и сарматами, сколько их общая принадлежность к необъятному и единоликому варварскому миру.

Не зная общеплеменного самоназвания славян и с трудом отличая их от германцев и сарматов, древнеримские авторы тем не менее невольно скользнули взглядом по многим славянским племенам и даже в искаженном виде зафиксировали их племенные этнонимы. Например, Тацит и другие историки помещают к северу от гор, окаймляющих Богемию (современную Чехию), «германское» племя лугиев. Лугии отмечены и у Страбона: «большое племя луйев». Территория обитания лугиев совпадает с ареалом лужицкой культуры, в связи с чем «мы можем считать лугиев такими же предками славян, как и венедов». Действительно, в средневековых немецких хрониках эти лугии становятся лужичанами - славянским племенем, живущим «в лугах». То же можно сказать о варнах, или варинах, - это племенное название находит объяснение только в языке поморских славян, где «варн» произносилось вместо «вран», «ворон». Память о них хранит река Варнова. К северу от Богемии Страбон упоминает племена колдуев и мугилонов - этнонимы явно славянские, сохранившиеся до позднейших времен в названиях коледичей (ветви полабских сербов) и Могильна - города лужичан.

Этнографическая проверка Тацитовых «германцев» в Висло-Одерском междуречье, проведенная немецкими монахами, католическими миссионерами XI–XIII вв., способствовала славянизации и множества других античных «германских» племен. Перейдя из мира античной литературной традиции в реальный этнографический мир Польского Поморья, немецкие средневековые писатели уточнили сведения классических авторитетов: не германцы, а славяне. Так, античные вельты сделались велетами, гелизии - геленсичами, хатты - хуттичами, дидуны - дедошанами, семноны - земчичами и т. д.

Помимо культурных контактов на границах провинций римляне могли познакомиться со славянами во время военных конфликтов за границами дунайского лимеса. Здесь можно выделить три эпизода. Во время маркоманских войн, которые в 160-170-х гг. вел в Подунавье император Марк Аврелий, римлянам пришлось столкнуться с мощным племенным объединением северных варваров, куда помимо маркоманов входили квады, варисты, гермундуры, свевы, лакринги, бурей, виктуалы, созибы, сикоботы, бастарны, певкины и костобоки. Название последнего племени звучит как славянская нота в этой варварской какофонии. Заслуживает внимания и то, что римские источники ставят в этом перечне костобоков рядом с певкинами, которых Тацит называет соседями венедов. Впрочем, утверждать наверняка здесь ничего нельзя.

Второй эпизод относится к середине III в., когда империей правил Волузиан. Римские авторы сообщают, что он одержал победу в Нижнем Подунавье над конгломератом «скифских» племен. Но показательно, что сенат преподнес ему титул не «Скифский», а «Венедский», что указывает на пребывание славян в это время по крайней мере в Поднестровье, в полном согласии с данными Певтингеровой карты («венеды-сарматы»).

Наконец, в тот же III в. отсылает нас одна старинная чешская легенда, записанная в 1767 г. францисканским монахом Прокопом Слободой. В ней говорится, что где-то в конце III столетия (Прокоп даже называет точную дату - 278 г.) славяне, жившие тогда в области Крапины (бассейн реки Дравы), терпели великие притеснения от начальника римских войск в Паннонии и Иллирии Аврелия. В конце концов, когда угнетение стало невыносимым, знатный славянский вельможа Чех со своими братьями Ляхом и Русом поднял восстание против Аврелия и убил его. Затем, опасаясь мести римлян, он увел славян на новые земли, к северу от Дуная, которые и сделались второй родиной чешского народа.

Эта легенда имеет довольно точное историческое соответствие. В 276 г. римские легионы, стоявшие в Иллирии, провозгласили императором иллирийца Аврелия Проба. «Он обладал большими познаниями в военном деле, - пишет римский историк IV в. Аврелий Виктор, - и был прямо вторым Ганнибалом по умению закалять молодежь и давать различные занятия воинам. Ибо подобно тому, как тот засадил огромные пространства Африки оливковыми деревьями, применяя труд воинов, безделье которых казалось опасным и ему и властям, таким же образом Проб засадил виноградниками Галлию, Паннонию и холмы Мезии», то есть современную Францию, Венгрию, юг Румынии и север Болгарии. Однако солдатам пришлись не по душе эти сельскохозяйственные занятия, и когда в 282 г. Проб приказал им рыть ров и водоемы для осушения болотистой местности около города Сирмия в Паннонии, они взбунтовались и убили его. Сирмий располагался в районе реки Савы, по соседству с Крапиной, а дата гибели Аврелия Проба - 282 г. - всего на четыре года расходится с той, которую называет Прокоп.

Все это позволяет заключить, что славяне начали вторжения на территорию империи задолго до эпохи Великого переселения народов, хотя, по всей вероятности, еще не претендовали на самостоятельную роль в варварских союзах.

Вследствие этого римляне обращали на них мало внимания. Для античной историографии варварский мир был отталкивающе чуждым и, как следствие, внеисторичным. Правда, именно римские писатели перенесли имя венетов на славян, но в этнографических описаниях Средней Европы и Северного Причерноморья они прибавили мало нового к тому, что было известно уже грекам.

Почтенная литературная традиция в изображении варваров зачастую брала верх даже над личными наблюдениями и впечатлениями, как это можно видеть, например, у Овидия. Мы могли бы иметь в ссыльном поэте один из достовернейших источников по истории и этнографии Северного Причерноморья, если бы он непостижимым образом не предпочел опереться в описании природы и населения этого края не на собственные наблюдения, а на литературный авторитет Вергилия, который, в свою очередь, поэтически обработал классический отрывок из «Истории» Геродота о скифах. Впрочем, Страбон жаловался на чисто физические трудности, с которыми приходилось сталкиваться исследователю этих районов: страны там холодные и бедные, говорит он, а жители их, свирепые и дикие, чрезвычайно неприязненно относятся к иноземцам. Область обитания славянских племен продолжала оставаться для римлян, как и для греков, terra incognita (неизвестной землей), суровой пустыней, которую покинули люди и боги.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. Священная Римская империя германской нации X-XIII веков и империя Габсбургов 4. 1. Империя X-XIII веков – это сумма двух слоев Современные представления о Священной Римской империи X-XIII веков являются, вероятно, суммой сведений из двух исторических периодов . Первый –

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

10. «Античная» Римская империя – это Великая = «Монгольская» империя XIV-XV веков. Здесь мы вкратце подчеркнем важное отождествление, подробнее о котором расскажем в последующих публикациях. Согласно династическим параллелизмам, перечисленным в ХРОН1, гл.6, и подробно

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

4. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ X–XIII ВЕКОВ И ИМПЕРИЯ ГАБСБУРГОВ 4.1. ИМПЕРИЯ X–XIII ВЕКОВ - ЭТО СУММА ДВУХ СЛОЕВ Современные представления о Священной Римской империи X–XIII веков являются, вероятно, суммой сведений из двух исторических периодов [нх1]. Первый -

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

4.4. Священная Римская империя германской нации X-XIII веков и империя Габсбургов 4.4.1. Империя X-XIII веков – это сумма двух слоёвСовременные представления о Священной Римской империи X-XIII веков являются, вероятно, суммой сведений из двух исторических периодов [нх-1].

автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Римская империя в I в. Для того чтобы понять причины появления христианского вероучения, его эволюцию, формы организации его сторонников, нужно представить себе время и место исторического действия, социальную среду и духовный климат, в котором жили первые христиане,

Из книги Раннее христианство: страницы истории автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Римская империя во II-III вв. На рубеже I и II веков в основном завершилось становление имперской государственной организации. В 96 г. был убит император Домициан из династии Флавиев, вызвавший ненависть своими беспощадными расправами со всеми неугодными ему людьми.

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Римская Империя. Рим со 140 г. до н.э. по 200 г. н.э. Введение Во второй половине II в. до н.э. Рим присоединил новые территории. Существенно упрочилось его положение в Испании, Северной Африке и Греции, а завоевание южной Галлии позволило обезопасить сухопутную дорогу в Испанию.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Римская империя 43 до н. э. - 14 н. э. Октавиан Август (император с 27 г. до н. э.)14-37 Тиберий37-41 Калигула41-54 Клавдий 154–68 Нерон68–69 Гальба69-69 Оттон, Вителлий69–79 Веспасиан79–81 Тит81-96 Домициан96–98 Нерва98–117 Траян117–138 Адриан138-161 Антонин Пий161–169 Луций Вер161–180 Марк

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Римская Империя Римские ауреусы Римский золотой ауреус впервые чеканился в 218-217 гг. до н. э. Чеканка, видимо, имела пропагандистский характер в связи с начавшейся второй Пунической войной. Выпускались ауреусы массой в 6 скрупулов или 6,78 г по 48 монет из либры (фунта). На

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

10. «Античная» Римская империя - это Великая = «Монгольская» империя XIV–XV веков Здесь мы вкратце подчеркнем важное отождествление, подробнее о котором расскажем в последующих публикациях. Согласно династическим параллелизмам, перечисленным в томе «Числа против Лжи»,

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян автора Марков Герман

Римская империя В I веке нашей эры западную часть Евразии занимала Римская империя (с 27 года до н. э. по 476 год). Эта держава, выросшая из маленького городка, основанного в VIII веке до н. э., вобрала в себя множество народов.Согласно Википедии, с середины II тыс. до н. э. в нижнем

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 1. автора Крист Карл

Римская империя во II в.н.э.

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Римская империя в 337–361 гг После смерти Константина I империю поделили между собой три его сына: Константин II (337–340 гг.), Констант (337–350 гг.) и Констанций II (337–361 гг.). Последний, захватив Константинополь, приказал перебить всех родственников отца, его сводных братьев и

автора

Римская империя (I–V вв.) Октавиан Август и установление принципата Герой битвы при Акции прекрасно понимал, что переход к открытой форме монархического режима будет пока опасен. Трагический пример заговора против Цезаря был весьма показателен. В широких слоях римского

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Римская империя в IV – У вв После смерти императора Константина в 337 г. в течение более десяти лет его потомки боролись за единоличную власть. Лишь в 351 г. на троне утвердился один из его сыновей – Констанций. Ему пришлось вести тяжелую борьбу в Галлии с франками и

Из-за Дуная на славянский мир активно воздействовала древнеримская цивилизация. Керамика раннесредневековых славянских культур Подунавья все еще изготовлялась в точном соответствии с римскими мерами жидкостей и сыпучих тел. Из северодунайских провинций империи славяне заимствовали развитые формы земледелия. В местах славянских поселений находят сравнительно короткие мечи, подобные римским гладиусам. Культурное взаимовлияние между славянами и латиноязычным населением римских провинций зафиксировано и в языковой сфере. Все это свидетельствует о весьма длительном и плодотворном соприкосновении славян с античной цивилизацией. Разумеется, речь идет только о племенах, живших вдоль римского лимеса - системы пограничных укреплений; далее на север античное влияние не проникало.

Римляне даже с трудом отличали от более известных им народов - германцев и сарматов. Хрестоматийным примером в этом отношении является Тацит, который хотя и выделил венедов (висленских славян) в отдельную народность, наряду с германцами, певкинами (племенем не совсем ясной этнической принадлежности, занимавшим левобережье Нижнего Подунавья) и сарматами, но, поколебавшись, причислил их все-таки к германцам, поскольку они «и дома строят, и носят большие щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстроте пехоты - это все отличает их от сарматов, живущих в повозке и на коне».

В противоположность ему Певтингерова карта («Tabula Peutingeriana») - дорожник III или IV столетия, сохранившийся в единственной средневековой копии, - поселяет северо-восточнее Карпат и в Поднестровье «венетов-сарматов». Кроме того, в ряде географических названий, сгруппированных главным образом в среднем и Нижнем течении Дуная, можно усмотреть искаженные славянские слова. Таковы, например, Bersovia (ср. совр. река Брзава), Tierna (ср. совр. река Черна), U lka (ср. «волк»), Urbate (ср. «верба») и т. д. (Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2000. С. 49 ).


Как видно, в своей классификации варварских народов позднеантичный географ руководствовался какими-то иными соображениями, нежели Тацит. Впрочем, римских историков и географов смущало не столько действительное этнографическое сходство между славянами, германцами и сарматами, сколько их общая принадлежность к необъятному и единоликому варварскому миру.

Не зная общеплеменного самоназвания славян и с трудом отличая их от германцев и сарматов, древнеримские авторы, тем не менее, невольно скользнули взглядом по многим славянским племенам и даже в искаженном виде зафиксировали их племенные этнонимы. Например, Тацит и другие историки помещают к северу от гор, окаймляющих Богемию (современную Чехию), «германское» племя лугиев. Лугии отмечены и у Страбона: «большое племя луйев». Территория обитания лугиев совпадает с ареалом лужицкой культуры, в связи с чем «мы можем считать лугиев такими же предками славян, как и венедов» (Артамонов М. И. Спорные вопросы древнейшей истории славян и Руси // Краткие сообщения Института истории материальной культуры о докладах и исследованиях. Вып. VI, 1940. С. 5 ). Действительно, в средневековых немецких хрониках эти лугии становятся лужичанами - славянским племенем, живущим «в лугах». То же можно сказать о варнах, или варинах, - это племенное название находит объяснение только в языке поморских славян, где «варн» произносилось вместо «вран», «ворон». Память о них хранит река Варнова. К северу от Богемии Страбон упоминает племена колдуев и мугилонов - этнонимы явно славянские, сохранившиеся до позднейших времен в названии коледичей (ветви полабских сербов), и Могильна - города лужичан (Гильфердинг А. Ф. История балтийских славян. М., 1855. Часть первая. Гл. IV ).

Этнографическая проверка Тацитовых «германцев» в Висло-Одерском междуречье, проведенная немецкими монахами, католическими миссионерами XI – XIII вв., способствовала славянизации и множества других античных «германских» племен. Перейдя из мира античной литературной традиции в реальный этнографический мир Польского Поморья, немецкие средневековые писатели уточнили сведения классических авторитетов: не германцы, а славяне. Так, античные вельты сделались велетами, гелизии - геленсичами, хатты - хуттичами, дидуны - дедошанами, семноны - земчичами и т. д.

Помимо культурных контактов на границах провинций, римляне могли познакомиться со славянами во время военных конфликтов за границами дунайского лимеса. Здесь можно выделить три эпизода. Во время маркоманских войн, которые в 160–170-х гг. вел в Подунавье император Марк Аврелий, римлянам пришлось столкнуться с мощным племенным объединением северных варваров, куда помимо маркоманов входили квады, варисты, гермундуры, свевы, лакринги, буреи, виктуалы, созибы, сикоботы, бастарны, певкины и костобоки. Название последнего племени звучит как славянская нота в этой варварской какофонии.
Заслуживает внимания и то, что римские источники ставят в этом перечне костобоков рядом с певкинами, которых Тацит называет соседями венетов. Впрочем, утверждать наверняка здесь ничего нельзя.

Второй эпизод относится к середине III в., когда империей правил Волузиан. Римские авторы сообщают, что он одержал победу в Нижнем Подунавье над конгломератом «скифских» племен. Но показательно, что сенат преподнес ему титул не «Скифский», а «Венетский», что указывает на пребывание славян в это время по крайней мере в Поднестровье, в полном согласии с данными Певтингеровой карты («венеды-сарматы»).
Наконец, в тот же III в. отсылает нас одна старинная чешская легенда, записанная в 1767 г. францисканским монахом Прокопом Слободой. В ней говорится, что где-то в конце III столетия (Прокоп даже называет точную дату - 278 г.) славяне, жившие тогда в области Крапины (бассейн реки Дравы), терпели великие притеснения от начальника римских войск в Паннонии и Иллирии Аврелия. В конце концов, когда угнетение стало невыносимым, знатный славянский вельможа Чех со своими братьями, Ляхом и Русом, поднял восстание против Аврелия и убил его. Затем, опасаясь мести римлян, он увел славян на новые земли, к северу от Дуная, которые и сделались второй родиной чешского народа.

Эта легенда имеет довольно точное историческое соответствие. В 276 г. римские легионы, стоявшие в Иллирии, провозгласили императором иллирийца Аврелия Проба. «Он обладал большими познаниями в военном деле, - пишет римский историк IV в. Аврелий Виктор, - и был прямо вторым Ганнибалом по умению закалять молодежь и давать различные занятия воинам. Ибо подобно тому, как тот засадил огромные пространства Африки оливковыми деревьями, применяя труд воинов, безделье которых казалось опасным и ему и властям, таким же образом Проб засадил виноградниками Галлию, Паннонию и холмы Мезии», то есть современную Францию, Венгрию, юг Румынии и север Болгарии. Однако солдатам пришлись не по душе эти сельскохозяйственные занятия, и когда в 282 г. Проб приказал им рыть ров и водоемы для осушения болотистой местности около города Сирмия в Паннонии, они взбунтовались и убили его. Сирмий располагался в районе реки Савы, по соседству с Крапиной, а дата гибели Аврелия Проба - 282 год - всего на четыре года расходится с той, которую называет Прокоп.

Все это позволяет заключить, что славяне начали вторжения на территорию империи задолго до эпохи Великого переселения народов, хотя, по всей вероятности, еще не претендовали на самостоятельную роль в варварских союзах.

Вследствие этого римляне обращали на них мало внимания. Для античной историографии варварский мир был отталкивающе чуждым и, как следствие, внеисторичным. Правда, именно римские писатели перенесли имя венетов на славян, но в этнографических описаниях Средней Европы и Северного Причерноморья они прибавили мало нового к тому, что было известно уже грекам.

Почтенная литературная традиция в изображении варваров зачастую брала верх даже над личными наблюдениями и впечатлениями, как это можно видеть, например, у Овидия. Мы могли бы иметь в ссыльном поэте один из достовернейших источников по истории и этнографии Северного Причерноморья, если бы он непостижимым образом не предпочел опереться в описании природы и населения этого края не на собственные наблюдения, а на литературный авторитет Вергилия, который, в свою очередь, поэтически обработал классический отрывок из «Истории» Геродота о скифах. Впрочем, Страбон жаловался на чисто физические трудности, с которыми приходилось сталкиваться исследователю этих районов: страны там холодные и бедные, говорит он, а жители их, свирепые и дикие, чрезвычайно неприязненно относятся к иноземцам. Область обитания славянских племен продолжала оставаться для римлян, как и для греков, terra incognitа (неизвестной землей), суровой пустыней, которую покинули люди и боги (Овидий. Тристии. IV, 4, 38 ).