Меню Рубрики

Сказка стойкий оловянный солдатик - ганс христиан андерсен. История игрушек: оловянный солдатик

История игрушек: оловянный солдатик.

"Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери - старой оловянной ложки, - и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики!

Фигурка, выполненная В.Н. Нуждиным по заказу коллекционеров Дании.

Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики - терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.

И вот однажды коробка открылась.

Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! - закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.

Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения."

Г.Х. Андерсен. "Стойкий оловянный солдатик"

Человечество играет в солдатиков уже не одну тысячу лет. Древнейшие фигурки солдат (около 2000 года до н. э.) были найдены в Египте, в могиле сына фараона Эмсаха. Они изображали легковооруженного воина нумидийской пехоты и солдата-египтянина в тяжелых доспехах.

Всадник, расписная глиняная фигурка
8 в. до н.э. Кипр, геометрический период.
Лувр

всадник, игрушка-каталка, (дерево) Египет, 4-6 вв.
предположительно была расписной
Лувр

Экспозиция музея Дренего Египта в Берлине.

А больше 2 тыс. лет назад, было создано странное войско из глины.

Нашли его в 1974 году в Китае, около города Сиань. Под землей археологи обнаружили тысячи полноразмерных терракотовых солдат.

Конечно, к игрушечным солдатикам их, пожалуй, можно отнести с некоторой натяжкой.

В Древней Греции и Риме ученые находили солдатиков сделанных. из камня, дерева, бронзы.

В национальном музее Англии хранятся фигурки римских легионеров датируемые третьим веком нашей эры.

Игрушечная колесница из 2 лошадей (дерево, бронза),
Древний Рим, 1-2 вв.
Британский музе

В средние века солдатиков изготавливали из серебра и даже золота — для обучения царских детей искусству баталий. Дети учились, а взрослые коллекционировали.

Собственно, коллекционирование таких фигурок начинается с XIV века. Большинство европейских монархов отдали дань этому увлечению.

Ещё в 1516 году мастер Ганс Бургмайер изготовил для императора Максимилиана I фигурки пеших рыцарей, участвовавших в турнире.

Известна коллекция из 300 солдатиков, подаренная Марией Медичи своему сыну, будущему Людовику XIII.

Мари Буланже. Маленький Людовик 13 играет с отцом и братом в сражение при Иври. Париж. Лувр.

Но самое крупное игрушечное войско было, несомненно, у Людовика XIV, чья армия, изготовленная из картона, состояла из 20 эскадронов и 10 батальонов. В 1650 году скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален сделали для него новую армию — из серебра (в 1688-м они были переплавлены).

Британская королевская конная артиллерия
Музей армии, Париж

Замечательное собрание солдатиков, состоявшее из серебряных фигурок, было у принца Оранского.

Полк шотландских горцев. Музей Армии, Париж

С этой коллекцией связана особая история. Тогда небольшое, молодое государство Нидерланды сражалось за свою независимость против армии Испанской Короны. В тот момент Испания была самым богатым и самым сильным государством Европы. В том, что многотысячная профессиональная испанская армия попросту раздавит ополчение маленькой страны, практически никто не сомневался. Это был лишь вопрос времени. Вот этим временем и воспользовались двое: Мориц Оранский и его брат Вильгельм Оранский. Они встали во главе Нидерландской армии. Но армию еще только требовалось создать. Какой она должна быть? Братья взяли фигурки солдатиков и с их помощью начали моделировать на столе действия отдельных боевых частей. Эти действия превратились в Устав. Устав обучил армию. Родился Нидерландский боевой порядок. Армия Нидерландов раз за разом громила испанцев, пока Нидерланды не были признаны независимым государством. Для окружающих это было чудо. Европа была в шоке. Миниатюрные фигурки принесли независимость целой стране. Идея была замечена и военная игра стала обязательным предметом при обучении наследников Европейских престолов.

А для сына императора Наполеона сделали солдатиков из золота. Этот набор из 117 фигурок сохранился до сих пор; он считается самой дорогой игрушкой в мире, и недавно был оценен на аукционе в сотни миллионов испанских песет.

Йоган Лейболд. Наполеон с сыном играют в солдатиков, расставленных на карте в кабинете императора во дворце Тюильри.


Коллекция состояла первоначально из 120 фигур, имитирующих корсиканских добровольцев, прославившихся в 1800 году в битве при Маренго. Королева Гортензия хранила их до 1821 года. Затем они были перекрашены в соответствии с расцветкой формы солдат австрийской армии, и собрание попало в Вену, откуда в 1832-м было возвращено во Францию.

Игрушечный солдатик Короля Римского. Музей Армии. Париж.

Маленькая пушечка-игрушка Короля Римского. (серебро, металл). Мальмезон.

Игрушка-мамелюк, принадлежавшая сыну Наполеона. Музей Армии. Париж.

Игрушечная пушка сына Наполеона (сталь, дерево, слоновая кость). Музей Фонтенбло.

Детство практически всех российских императоров прошло “под знаком” военной игрушки.

Российский император Пётр I , конечно, был неравнодушен к этому увлечению: в его распоряжении находилась большая коллекция миниатюрной артиллерии с оловянными артиллеристами. Хорошо известна коллекция солдатиков российского императора Петра III. В ней были не только простые фигурки из дерева, воска, свинца, но даже из ваты, закреплённой сахарной пудрой. Именно на них и покусилась государственная преступница - дворцовая крыса, которой за это была устроена показательная казнь. Кроме этого в его коллекцию входили механические фигурки саксонской работы. Современники писали, что император имел специальный кабинет, на полках которого стояло множество солдатиков. А на столе — игрушечная фортеция, где он разыгрывал сражения и вахт-парады.

У Павла Первого солдатики были привозные, т.е. импортные. А вот стреляющие пушки и модели военных кораблей для него делали русские мастера. К сожалению, история почти не сохранила для нас их имен, кроме, пожалуй, К.В.Данилова - автора знаменитой игрушечной Павловской батареи. Он изготовил действующую пушку в 1/18 или 1/24 натуральной величины.

Модели пушек на полевом лафете из коллекции великого князя Павла Петровича (Павловская батарея)

Такая пушка была точной копией настоящей и могла стрелять как маленькими ядрами (для этого использовались картечные пули), так и производить холостые выстрелы, т.е. стрелять обычным порохом. Естественно, что эти забавы проходили под зорким оком не только воспитателей, но и специально назначенного денщика из артиллерийской команды.

Модель пятипудовой мортиры на станке из коллекции вел.князя Павла Петровича (Павловская батарея)

Игрушечная Павловская батарея К.В.Данилова

В пасмурные и дождливые дни, каких немало в Санкт-Петербурге в любой год, великий князь играл во дворце. Он выстраивал на столе или на полу ровные шеренги солдатиков и горько плакал, когда вся шеренга заваливалась на бок и падала, как в эффекте домино, когда один упавший солдат увлекает за собой падение всех остальных.

Большими поклонниками солдатиков были великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и его брат Михаил.

“У малых Романовых были и свои радости. Главная и любимая игра в солдатики. Их было очень много: оловянные, фарфоровые, деревянные... Были пушки. Строились крепости... Как только Николай Павлович вставал по утрам, он почти тотчас же принимался с Михаилом Павловичем за военные игры. У них было большое количество оловянных солдатиков; зимой они расставляли их по столам в комнатах, а летом играли этими солдатиками в саду строили редуты, крепости и атаковали их. Кроме солдатиков, оловянных и фарфоровых, у них был целый арсенал других игрушек, напоминавших о военном быте: ружья, алебарды, гренадерские шапки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики и т.д."

Г. И. Чулков “Психологические портреты"

В 1854 году император Николай I заказал Вильгельму Хайнрихссену — сыну основателя известной нюрнбергской фирмы — изготовление фигур солдат российской императорской гвардии. Серия фигур высотой 60 мм. Включала изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерии и гвардейской пехоты. Для каждого конного полка делалось по 6 фигур: полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. Исключением были гвардейские кирасиры — добавлялись ещё литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой вместо палаша). Гвардейская пехота состояла из конного пол-кового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Некоторые солдатики, например конная артиллерия и драгуны, в целях экономии повторялись и отличались лишь росписью. Весь заказ оценивался в 15 000 гульденов. Сам Николай I не успел увидеть своих солдатиков: фирме потребовалось на их изготовление три года, и в Россию они прибыли уже при Александре II. Дальнейшая судьба царской оловянной армии, к сожалению, не известна.

Последний российский император Николай II также имел коллекцию игрушечных солдатиков, часть из которых была выполнена на высочайшем уровне на ювелирной фабрике К.Фаберже.

Однако, солдатики из драгоценных металлов и камней все-таки являлись скорее предметами ювелирного искусства, чем настоящими игрушками.

Играть ими могли позволить себе лишь царские дети, да отпрыски аристократов. Массовой же и недорогой игрушкой солдатики становятся к концу XVIII века, когда их начинают отливать из олова.

Предками оловянного солдатика были оловянные изображения святых, которые средневековые пилигримы нашивали на свои головные уборы. Их снимали со шляп, отдавали играть детям.

В ходе раскопок реки Рейна было найдено большое количество плоских фигурок, датируемых 12 веком, которые использовались как амулеты.

Это подало германским ремесленникам идею выпуска для игры небольших оловянных фигур животных и крестьян. Вскоре потребность в таких игрушках увеличилась. Спрос породил предложение, и началось производство «человечков». Тормозило дело отсутствие закона, но в 1578 году Нюрнбергский совет гильдий закрепил право на выпуск оловянных фигур как детских игрушек.

18 век... Новое время требовало новых игрушек. Создавались регулярные армии. Идея создания "регулярной" армии оловянных солдатиков просто носилась в воздухе. Кроме того, была ещё одна причина объясняющая настоящий бум популярности новых игрушек для мальчиков.

Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но в конце XVIII века появилась дешевая фаянсовая посуда, более изящная и гигиеничная. Многие литейщики, лишившись массовых заказов, переключались на производство оловянной миниатюры: в начале XIX века уже не только в Нюрнберге и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Фрайбурге, Майсене, Дрездене и других германских городах стали возникать "фабрики оловянных фигур". "Золотым веком" исторической оловянной миниатюры стала вторая половина XIX столетия.

Изготовлением металлических фигурок занимаются ремесленники в Италии, Швейцарии, Португалии, в других европейских странах. Но подлинного расцвета искусство военной миниатюры достигло в немецких княжествах, где была одна из лучших европейских армий того времени, развиты литейное и граверное ремесла, да и свинец с оловом добывались в большом количестве. Оловянных солдатиков обычно отливали не из чистого олова. Чаще это был сплав. Кстати, с тех пор технология мало изменилась. Сначала делается эскиз, далее рисунок переносится на сланцевые пластины, в которых гравер вырезает форму, затем фигурку отливают. Для этого берется третник(или припой) 2/3 свинца и 1/3 олова. Иногда добавляют 5-10 % висмута, он сообщает металлу лучшую текучесть.

Набор "Шведская пехота в атаке". Выполнен В.Н.Нуждиным по заказу шведского королевского общества коллекционеров.

Родоначальником оловянной военной миниатюры считают Иоганна Готфрида Хильперта, сына мастера оловянных дел из Кобурга. Собственное дело Хильперт начал в Нюрнберге, и к 70-м годам XVIII века наладил массовое производство плоских фигурок из олова. Вначале это были театральные герои, домашние животные, но вскоре ведущее место заняли миниатюрные копии немецких солдат. Это была дань народной памяти о замечательных победах армии Фридриха Великого. Затем появляются оловянные модели воинов других стран, особенно Франции и России. Солдатики Хильперта были невысокими — всего 2-3 дюйма (5,08 — 7,62 см) и плоскими (не толще 1 мм), но очень хорошего качества!

Из Нюрнберга производство оловянной миниатюры распространилось на Берлин, Лейпциг и другие города, и к середине XIX века Германия уже экспортировала своих оловянных солдатиков в большинство стран Европы и Америки.

В 1839 году в Нюрнберге начинает работать Эрнст Хайнрихссен — основатель одной из самых известных фирм, производящих солдатиков. Он произвел настоящую революцию в "отрасли". Хайнрихссен не только одним из первых поднял художественное исполнение фигурок на высокий профессиональный уровень, стал "одевать" солдатиков в форму до малейших деталей соответствующую форме их реальных прототипов. Ему принадлежит гениальная идея заключить договор-конвенцию с коллегами -конкурентами о единых размерах фигурок: пеший солдат — 32 мм; конный — 44 мм., не считая головных уборов. Этот вид фигурок с тех пор стал называться «нюрнбергский». Именно таким был знаменитый оловянный солдатик из сказки Г.Х.Андерсена.

Стандартизация пошла солдатикам на пользу. Они прочно вошли в разряд "вечных" игрушек, наряду с такими "монстрами" как мячик, волчок-юла и кукла.

Изготовители оловянной миниатюры постоянно совершенствовали свое мастерство, стремились к более реалистическому исполнению моделей. Так, наряду с плоскими, появляются полуобъемные фигурки. Эти солдатики были толще «нюрнбергских», хотя их ноги, как и ноги лошадей, оставались в одной плоскости. Иногда лошади делались на подставке с пружиной и могли двигаться, а кавалериста с согнутыми ногами можно было вынуть из седла. Полукруглые модели были популярны в свое время и явились переходным этапом к миниатюре объемной. Такие фигурки впервые появились во Франции в мастерской Люкота. В Париже в самом начале XIX века была создана фирма "CBJ", существующая по нынешний день и изготавливающая объемных солдатиков.

Первые коммерческие объемные модели создали французы в конце XVIII века, но мировой рынок и здесь захватили, конечно же, немцы с их расширенным производством и традициями изготовления военных миниатюр. Все страны Европы и Америку «завоевали» солдатики основанной в 1870 г. компании Густава Хэйде. Эти объемные фигурки были с меняющимися головами, со съемной амуницией, принимали разнообразные позы. Изданный после 1-й мировой войны каталог Хэйде предлагал любителям около 1000 различных наборов солдатиков. Один из этих наборов, например, состоял из 40 пеших воинов 4 разных подразделений. Замена головы, покраска униформы в соответствующие цвета — и в руках пехотинец практически любой армии!

Производство этих замечательных солдатиков существовало вплоть до 1945 года, когда фабрика игрушечных солдат Густава Хэйде погибла в пламени взаправдашней 2-й мировой воины вместе с городом Дрезденом при массированной бомбардировке авиацией союзных войск! Были уничтожены формы, архивы, оловянные солдатики остались только в коллекциях. Опытные коллекционеры с грустью вспоминают те времена, когда объемную миниатюру Хэйде запросто можно было купить в магазине.

В 40-е годы20 века на родине объемных фигурок Франции утверждается международный стандарт военно-исторической миниатюры. Это высота фигурки 50-60 мм., то есть в масштабе 1:32 или 1:30. Этот размер в сочетании с объёмностью формы позволяет достаточно полно воспроизводить мелкие детали обмундирования и вооружения и, даже, передать портретные черты исторических личностей.

Кто только не играл в детстве в солдатиков! Имели свои коллекциии Суворов и Наполеон, Кутузов и Франс, Гете, Конан Дойль, Стивенсон, Честертон, Грамм, коллекция Ганса Христиана Андерсена, который увековечил оловянного солдатика в литературе, насчитывала 30000 экземпляров. Конан Дойля именно оловянные солдаты сподвигли на создание "Бригадира Жерара" и "Белого отряда". Более 1500 солдатиков было у Черчилля. А фантаст Г. Уэллс даже написал книги «Игра на полу» и «Маленькие войны», где разработал правила игры в солдатиков.

Начиная с XVIII веке в России оловянные солдатики жили в каждой дворянской семье, где подрастал наследник. И игра в солдатики была так же естественна, как и умение ездить на лошади.

"Лиле достался бумажный фартук с карманчиками. Она надела его. Щеки ее разгорелись, как яблоки, губы были измазаны шоколадом. Она все время смеялась, посматривая на огромную куклу, сидящую под елкой на корзинке с кукольным приданым.
Там же под елкой лежали бумажные пакеты с подарками для мальчиков и девочек, завернутые в разноцветные платки. Виктор получил полк солдат с пушками и палатками. Никита - кожаное настоящее седло, уздечку и хлыст."

А. Толстой "Детство Никиты"

Андрей Белый, Александр Бенуа, Дмитрий Лихачев, Б. Пиотровский... Это далеко не полный список русских поклонников оловянных солдатиков.

Вот что пишет в "Книге об отце" Лидия Иванова: "Как-то при разговоре со мной Белый открыл, что мне нравится играть в солдатики. Это привело его в восторг. Он объявил, что это его любимая игра. На Башне была одна полупустая комната, где висели кольца для моей гимнастики, где я играла на скрипке и где стоял очень длинный раздвижной стол. Этот стол сделался нашим царством. Мы завели целые армии разнообразных солдатиков, разных наций и родов войск - пехоты, артиллерии, кавалерии. Из чего попало было создано что-то вроде крепостей: моя с одной стороны стола, его - с другой; происходили бои, при которых мы стреляли по вражескому войску горохом из минискюльных пушек. Это увлечение у Белого длилось довольно долго. Он не раз привозил новых солдатиков, приезжая в Петербург".

Александр Бенуа отдавал предпочтение объемным солдатикам:" Из оловянных солдатиков особую страсть я питал к тем сортам, которые стоили дороже и являлись как бы аристократией среди прочего населения моих коробок. Это были "кругленькие", выпуклые солдатики... они продавались в коробках, в которых обыкновенно помещались еще всякие другие вещи: холщовые палатки, которые можно было расставлять, пушки на колосах и т.п."

Кстати, правила игр в солдатиков разрабатывал не только Г. Уэлсс. Вот рассказ обладателя одной из самых интересных коллекций оловянных солдатиков кандидата исторических наук, научного сотрудника Государственного Эрмитажа Георгия Владимировича Вилинбахова, давно занимающегося военно-исторической миниатюрой:" «И не только занимаюсь, но и до сих пор играю. Мне эту страсть передал отец, который всю жизнь собирал и играл в оловянных солдатиков. Мы расставляли их на столе в строгом боевом порядке. Начиналось сражение, которое шло по разработанным нами правилам. Азарт эти игры рождали такой, что забыть можно было обо всём на свете. Я и сейчас готов развернуть оловянное сражение на целый день… Безусловно, солдатик это игрушка. Можно даже сказать - совершенная игрушка! Мальчишкам солдатики дают безграничный простор для воображения и одновременно - возможность «разыгрывать» реальную жизнь, сражения, великую историю. А для взрослых солдатики представляют эпоху, жизнь общества, уровень его развития, быт, культуру, привычки. Оловянную миниатюру изготавливали во многих странах, но именно процесс широкого и культурного коллекционирования начинается с немецкой фирмы «Гейнрихсен», которая была основана в 1839 году в городе Нюрнберге. Этих солдатиков так и называют «нюренбергские». Фирма «Гейнрихсен» выставила своих солдатиков на Всемирной выставке 1882 года и получила за них золотую медаль. С этого момента и начинаются все великие коллекции. Наборы солдатиков были разные: пехотный полк состоял из 20 пехотинцев - в одной лубяной коробочке, в другой - кавалерийский полк из 10 всадников, барабанщика, знаменщика и офицера. Были и большие наборы, то есть, вся группа войск для игры. Например, игра в «Отступление Наполеона из России». Солдатики были уже раскрашены, но можно было купить и некрашеных, тогда хозяин мог, раскрашивая эти фигурки, точно воспроизвести обмундирование тех или иных родов войск. В сюжеты игрушек активно входили и самые последние события. В 90-х годах XIX началась англо-бурская война в Южной Африке - и тут же появились оловянные соединения буров и англичан. Во времена русско-японской войны мальчишки играли в русскую и японскую армии…».

Коллекции солдатиков широко представлены в музеях многих стран мира. "Меккой" всех коллекционеров считается музей в Кульмбахе, чье собрание насчитывает сотни тысяч фигур, в Германии же находится музей солдатиков в Госляре. В экспозиции Египетского музея в Берлине представлено 38 диорам, реконструирующих с помощью фигурок жизнь и быт Древнего Египта. В Нюргнберге, что совершенно естественно, открыт музей оловянных солдатиков. В королевском музее Англии бравый солдатик занял целый раздел. Более 60000 солдатиков всех времен и народов хранятся в Музее Армии в Париже. В 2007 году открыт музей оловянных солдатиков в Валенсии, в его основе частная коллекции, он насчитывает около 70000 экспонатов.

У нас, в России, крупные коллекции оловянных солдатиков сосредоточены в петербургских музеях - Эрмитаже, Музее А.В. Суворова. В них представлены, ценнейшие фигурки второй половины XIX - начала XX века, работы ведущих европейских граверов, таких, как Людвиг Франк, Сикстус Майер, Алоис Охель, Иоханнес Фрауендорф. Также представлены оловянные миниатюры, исполненные отечественными мастерами - Л.А.Майдановичем, А.В. Мителевым, В.Н. Нуждиным, завоевавшим в 1997 году звание лучшего гравера на международном конкурсе в Германии.

Кстати, хранить солдатика - дело непростое. Ему угрожает... "оловянная чума".

При температуре ниже 13,2 °C происходит увеличение удельного объёма чистого олова на 25,6 %, и оно спонтанно переходит в другое фазовое — серое олово (α-Sn), в кристаллической решётке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. При −33 °C скорость превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок. Причём соприкосновение серого олова и белого приводит к «заражению» последнего. Совокупность этих явлений называется «оловянной чумой».

Оловянная чума» погубила многие ценнейшие коллекций оловянных солдатиков. Например, пострадала коллекция музея Суворова. Та её часть, которая находилась в запасниках. Зимой лопнули батареи отопления, и часть коллекции просто превратилась в труху.

Удивительно, но ни революция, ни гражданская война не смогли порватьниточку традиций изготовления оловяных миниатюр в России. Мастерство передавалось "из рук в руки". Вот что об этом рассказывает В.Н. Нуждин на форуме, посвященном истории оловянных солдатиков: "Первым в СССР кто начал гравировать фигурки по классической технологи, был Майдонович, офицер «белой» армии в гражданку служил у Капеля. Длительное время жил в Сергиевом Посаде. Его работы, хранятся в Суворовском музее, в военно-морском музее и в музеи игрушки Сергиева Посада. С ним достаточно хорошо знался В.Мезенев. Именно он и привил мне любовь к Нюренбергской миниатюре, это был 1975 год. Мезенев делал в гипсе из фирменных фигурок, что то новое. До этого времени я лепил объемные фигурки. Где то в 1976 году решил сделать плоские фигурки."

А это - массовый, поточный вариант советских оловянных солдатиков.

"Советский оловянный солдатик пережил всех своих коллег. Мне очень жаль, что у меня не осталось ни единого некрасивого и облупленного, стоящего по стойке `смирно` солдата. Они редко были раскрашенными. Они были дешевыми. У них почти не было лиц, и они были как настоящие. Их было почти не жаль. Они пропадали в песке десятками. У них отлетали головы - шея тонкая", - пишет Александр Шерман в книге "Солдатики удачи".

И это было чистой правдой. Такие солдатики были у старшего брата и его друзей. Тяжеленькие, весомые, как они гремели, когда подали на стол, выгружаемые из карманов, зашедшего поиграть гостя. И уже этот грохот выделял их из ряда остальных игрушек. Они не были живописными,не обладали разнообразием и изысканностью форм, они были боевыми, как солдаты из фильмов про войну. В них можно было верить.

"Потом появились тематические наборы. Их выпускала Донецкая фабрика. Её продукция отличалась особым качеством. Наряду с теми же ковбоями и индейцами появились пираты, викинги, легионеры, рыцари, египтяне. Таких игрушек тоже было не много, и оттого они были еще ценнее. В упаковке солдатиков стоимостью всего в 50 копеек находилось восемь фигурок, которые и по сей день можно считать настоящими произведениями искусства. Для массового производства это совершенно необычный случай - как правило, все "поточные" фигурки сделаны были "грубо", наспех. А вот донецкие - нет. Их лица даже обладали определенным выражением. В то время даже возникла байка: мистическим образом в комплекте индейцев оказалось не восемь, а только семь фигурок, а восьмой, раненный стрелой индеец, был, по слухам, изъят из комплекта за излишний натурализм. Говорят, игрушку продавали отдельно по 25 копеек - по цене половины комплекта. Очень редкий был индеец…"

А потом на смену оловянным сплавам пришли резина и пластмасса. И с ними монстры, терминаторы и прочие бэтманы.Яркие, живописные, многочисленные, броские.

"Но все они все-таки были лишены "сурового обаяния" оловянного солдатика."

Использованы материалы Википедии, фрагменты книги А.Шермана "Солдатики удачи" и сайтов:

http://www.rustoys.ru/zakroma/rustoy.htm символика

Community.livejournal.com/toy.../2636.html

szhaman.livejournal.com/255839.html

Строго говоря, оловянных солдатиков делали не всегда именно из олова, да и сейчас в чистом виде этот металл используют редко – обычно речь идет о его сплавах. Но уж очень памятна всем с детства сказка Ганса Христиана Андерсена. «У старой оловянной ложки было двадцать пять сыновей»? Поэтому всех солдатиков из сплавов с оловом чаще называют просто - оловянные солдатики.

Оловянные солдатики – мечта каждого мальчишки, независимо от его возраста. Сегодня можно найти в продаже интереснейшие коллекционные и очень дорогие наборы оловянных солдатиков, стоимость которых исчисляется тысячами рублей. Это подарок "взрослому" мальчишке - например, шефу, или коллеге по работе. Или мужу. :-)

Самые первые в истории игрушечные солдатики были деревянными или глиняными. Принцы и короли играли солдатиками из драгоценных металлов – например, в 1610 году Людовик XIII получил в подарок 300 серебряных фигурок работы немецкого ювелира Н. Рогера.

Олово стало применяться для игрушек мальчишек из семей попроще. Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но в конце XVIII века появилась дешёвая фаянсовая посуда, более изящная и гигиеничная. Многие литейщики, лишившись массовых заказов, переключались на производство оловянной миниатюры: во многих германских городах стали возникать «фабрики оловянных фигур».

После появления германской империи рынок игрушек наводнили фигуры солдат и полководцев прусской армии всех эпох. Их изображали на парадах, и в походе, и на бивуаках... Ближе к Первой мировой войне появились и всевозможные аксессуары: артиллерийские орудия, грузовики, военные корабли и даже цеппелины.Только армиями дело не ограничивалось: дрезденская фирма Георга Хайде предлагала на зарубежные рынки фигуры короля Великобритании с парадным конвоем, Робинзона Крузо, персонажей библейской сцены рождения Христа и даже целую антарктическую экспедицию!

С Антарктидой связана еще одна страница истории олова. В 1912 году погибла отправившаяся на штурм Южного полюса экспедиция Скотта. Люди в экспедиции остались без горючего, поскольку керосин вытек из разрушившихся по неизвестной причине жестяных баков. Оказалось, что олово паяных швов превратилось в серый порошок – его поразила «оловянная чума». Полиморфное превращение «белого олова» в «серое» было известно давно – на складах многих армий, бывало, не досчитывались то пуговиц на шинелях, то котелков. Однако далеко не сразу разобрались, что развивается это явление только в условиях низких температур – быстрее всего процесс идет при –33 о С. Причем, если пораженные вещи соседствуют с целыми, происходит заражение «здорового» металла, прямо как при настоящей «человеческой» чуме. «Оловянная чума» погубила многие ценнейшие коллекции солдатиков. Например, в запасниках питерского музея Александра Суворова превратились в труху десятки фигурок – в подвале, где они хранились, лопнули зимой батареи отопления.

Сегодня в мире десятки фирм делают солдатиков из пластмассы, а вот оловянная миниатюра постепенно стала высоким искусством и предметом вожделения коллекционеров – массово ее теперь почти не производят.

Самое сложное у фигурок - это конечно роспись лица. Вначале наносится очень жидкая красно-коричневая краска – так, чтобы она затекла во все складки рельефа и выявила черты лица. Излишки краски промакиваются сухой кистью. Затем на выступающие участки – нос, щеки, лоб, подбородок – наносится более светлая по тону краска. При этом на щеках, губах, ушах краска должна быть чуть розовее; на подбородке, под носом – чуть холоднее (степень «холодности» зависит от того, когда последний раз брился персонаж). Белки глаз можно не выделять – это смотрится «по-кукольному», ведь глаза человека скрыты в глазных нишах и вдобавок почти всегда щурятся от ветра, пыли, громких звуков – как раз тех факторов, которых на поле битвы более чем достаточно. Белки глаз видны только при прямом взгляде, глаза в глаза, но и тут достаточно чуть «тронуть» их не белой, а светло-серой краской с теплым оттенком. Зрачки можно наметить иглой, окунув кончик в черную масляную краску. Лицо и открытые кисти рук лучше всего расписывать художественной масляной краской – только она допускает нежные полупрозрачные лессировки, столь удачно передающие цвет тела живого человека. Неплохой результат дают художественные же водорастворимые акриловые краски.

Основное требование при окраске униформы солдатиков – это матовость покрытия. Здесь важно правильно выбрать подходящую краску. Специальные краски для моделистов выпускаются многими зарубежными фирмами (скажем, той же французской Humbrol, германской Revell или итальянской Model Master). Одно неудобство – сохнут они относительно быстро, поэтому могут оставаться следы кисти, а при подчеркивании складок одежды трудно растушевать границы тонов. Поэтому и здесь «тонировка» – выделение более светлым тоном базового цвета выступающих участков рельефа и зрительное «углубление» более темным тоном складок – выполняется художественной масляной краской. По уровню блеска все участки униформы выравниваются потом, когда фигурка покрывается из аэрографа (художественный краскопульт для мелких и точных работ) слоем матового лака.

Ремни и другие предметы амуниции лучше окрасить акриловой краской, имеющей мягкий восковой блеск, так удачно имитирующий кожу. Сапоги – самая живописная часть костюма. В них, как в зеркале, должны отразиться специфика конкретного театра военных действий, время года и погода. На параде они начищены до зеркального блеска, летом – пыльные, в распутицу облеплены грязью, зимой припорошены снегом.

Металлические части оружия вначале красят полностью в черный цвет или каким-либо из темных «металликов» (и такие краски для моделистов выпускают). Затем выступающие детали и грани высветляются серебрянкой – для этого по ним слегка проводят кистью со следами серебряной краски (кисть предварительно вытирают о салфетку до сухого состояния). Подобная обработка делает оружие «потертым», боевым.

Тематика оловянных серий, выпускаемых в разных странах, зависит от национальной принадлежности мастеров. Французы не изображают русскую армию, вступившую в Париж после победы над Наполеоном, зато очень любят отливать в олове победоносных наполеоновских солдат на улицах сгоревшей Москвы.

Процесс изготовления солдатика - это процесс очень творческий, и каждый художник ищет свои средства для достижения наиболее убедительного результата. Поэтому солдатики у разных мастеров разные, и поэтому они так интересны коллекционерам. Это сродни коллекционированию картин.

Если ты взглянешь на карту, то увидишь, что значительная часть Дании расположена на больших и малых островах. На одном из них - острове Фюн - находится город Оденсе. Здесь в 1805 году в семье сапожника родился будущий сказочник Христиан Андерсен.
Дом, в котором вырос мальчик, был очень старым. Его деревянные балки украшала старинная резьба - тюльпаны и побеги хмеля, а по краю крыши шел водосточный желоб с головой дракона на конце. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из туловища--желоб был дырявый. Детские годы Андерсена прошли в бедности. Его отец, наполеоновский солдат, вернулся из военного похода тяжело больным и вскоре скончался. Семья осталась без средств к существованию, и маленький Христиан вынужден был пойти работать на суконную фабрику. В свободные часы мальчик бегал в школу для бедных, где преподавали закон божий, письмо и арифметику, да и то плохо.
Христиан рос фантазером и выдумщиком. Он любил играть в театр, где представлял себя актером, сочинял разные забавные и трогательные истории. Самым внимательным слушателем их был старый кот. Он имел лишь один недостаток - слишком скоро засыпал.
В 1819 году четырнадцатилетний Христиан покинул родной город. Его путь лежал в Копенгаген. В столицу юноша прибыл с тайной надеждой поступить в театр, стать артистом. Однако на первых порах Андерсену пришлось туго. Чтобы заработать на жизнь, он вынужден был заняться столярным ремеслом...
Жизнь великого сказочника Христиана Андерсена напоминает невеселую сказку со счастливым концом. В сказке на помощь герою обязательно приходят добрые люди. Так случилось и с Христианом. Добрые люди выхлопотали для него небольшую учебную пенсию. Благодаря ей он кончил гимназию, а затем и университет. Свои первые рассказы и стихотворения Андерсен и писал еще будучи студентом. В тридцать лет он уже автор многих стихотворных и прозаических книжек. Тогда же он создает и свои первые сказки: "Огниво", "Маленький Клаус и большой Клаус", "Цветы маленькой Иды", "Дюймовочка". Имя сказочника становится известным далеко за пределами маленькой Дании, им зачитывается детвора Англии, Франции, России.
Слава не изменила Андерсена - он по-прежнему добродушен и приветлив, очень много пишет. Сюжеты для сказок он находит повсюду. Про каждую вещь он может сочинить интересную, увлекательную историю, будь это простая штопальная игла или обыкновенный оловянный солдатик... В старом Копенгагене было много темных узеньких улочек. Здесь доживали свой век бывшие матросы, ютились маленькие лавочки и мастерские. У каждой мастерской была своя вывеска: или огромных размеров сапог, или гигантский замок, игрушечный солдатик.
...Однажды в руки старого мастера попала оловянная ложка. Долго вертел он ее и так и сяк и наконец, решил отлить из нее двадцать пять солдат-новобранцев в сине-красных мундирах, с ружьями на плече. Сказал и сделал. Все оловянные солдатики походили друг на друга, как две капли воды, И лишь один отличался от своих братьев: у него была только одна нога. Мастер отливал его последним, и олова на вторую ногу не хватило. Но все же и на одной ноге солдатик стоял твердо, и смело смотрел вперед.
Старый мастер и не подозревал, сколько удивительных приключений произойдет с этим солдатиком: здесь будет и путешествие в утлой лодочке по бурному потоку, и преследование страшной крысы, сборщицы пошлин, и плавание в животе у рыбы, и наконец, испытание огнем. Но что примечательно, в какие бы жизненные передряги оловянный солдатик не попадал, он твердо, стоял на своей единственной ноге и стойко переносил все лишения и опасности. Таков уж у него был характер. Проста и бесхитростна история о "Стойком оловянном солдатике", рассказанная великим сказочником. Но так ли уж она проста. Поразмысли-ка об этом на досуге.
Б. Заболотских