Меню Рубрики

Семинар по географии. Семинарское выступление для педагогов географии

8 декабря на базе МКОУ «Новоярковская СОШ» состоялся семинар-практикум «Системно-деятельностный подход в естественнонаучном образовании школьников как основа новых образовательных стандартов», инициаторами которого выступили руководители муниципальных методических объединений учителей географии Каменского и Баевского районов (Цыганкова Ю. Г. и Боровикова Ю. И.) при поддержке Управления образования Администрации Каменского района.

С приветственным словом к присутствующим обратилась директоры школы Павлова О. А., которая познакомила с историей и традициями Новоярковской СОШ. Участники вокальной группы и хореографической студии подарили учителям заряд хорошего настроения на весь день.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Эти слова великого Бернарда Шоу стали ведущей идеей семинарского занятия «Системно-деятельностный подход в преподавании географии». На нем педагоги рассмотрели системно-деятельностный подход как организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Ведущая семинара (Цыганкова Ю. Г.) поделилась с коллегами подборкой приемов работы при СДП на разных стадиях урока географии.

Ерёменко В. К., учитель географии МБОУ «Ситниковская СОШ» Баевского района представила бобщение опыта по теме «Работа с учебниками УМК линии «Полярная звезда». Достаточно подробно и системно продемонстрировала работу с учебниками и методическими пособиями данной предметной линии.

Следующим в программе семинара-практикума состоялся открытый урок в 6 классе по обобщению темы «Гидросфера». Провела его Боровикова Ю. И., руководитель ММО ЕНД, учитель географии и биологии Нижнечуманской СОШ Баевского района. В рамках урока Юлия Ивановна сумела организовать работу таким образом, что ученики самостоятельно ставили цели, планировали свою деятельность, реализовывали задуманное, проводили рефлексию на каждом этапе пути, подводили итоги и осуществляли самооценку. Урок прошел в форме путешествия, что определило общую мотивацию и заинтересованность школьников.


Неподдельный интерес педагогов вызвал мастер - класс «Роль карты при обучении географии» Хох О. А., учителя географии МКОУ «Рыбинская СОШ» Каменского района. Оксана Анатольевна организовала работу группы учителей на трех рабочих площадках, на каждой из которых необходимо было выполнять задания, связанные со знанием географической номенклатуры, местоположением объектов, соотнесением страны и флага и другие.

Системно-деятельностный подход предполагает не только активную и результативную деятельность учеников, но и, в первую очередь, перестройку учительской психологии к новым условиям труда. На практическом занятии «Психолого-педагогическое сопровождение учителя в условиях внедрения ФГОС» педагог-психолог МКОУ «Новояровская СОШ» Терещенко Н. Н. поделилась «секретами» психологических приемов.

Завершился семинар обсуждением проведенных мероприятий. Подвела итоги работы Горбунова А. В., ведущий специалист, инспектор школ Управления образования Администрации Каменского района. Алена Владимировна поблагодарила всех за плодотворну работу, администрацию школы за гостеприимство. А так же вручила благодарственное письмо методическому объединению Баевского района, в лице руководителя Боровиковой Ю. И., за сотрудничество в решении актуальных вопросов введения ФГОС ОО в систему естественно-научного образования школьников Алтайского края.

Учителя поделились впечатлениями встречии и выразили надежду на дальнейшее взаимодействие.

«Мы учимся, когда мы что-то делаем», - под таким девизом 30 октября 2018 года состоялся практический семинар для учителей географии образовательных организаций Ярославской области «Изменения в структуре и содержании регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии».

Около 40 учителей географии из 36 образовательных организаций Ярославской области, а также студенты 5 курса ЯГПУ им. К.Д. Ушинского приняли активное участие в данном мероприятии.

Об изменениях в структуре и содержании регионального этапа ВсОШ рассказала Нургаязова Маргарита Вячеславовна, педагог-организатор отдела конкурсных мероприятий ГОУ ДО ЯО ЯРИОЦ «Новая школа». Особое внимание было уделено вопросу о порядке проведения состязательных туров, а также описанию заданий теоретической, практической и тестовой частей.

В практической части семинара учителям было предложено разделиться на творческие группы. Оказавшись в роли участников регионального этапа ВсОШ по географии, они смогли познакомиться с особенностями решения географических задач.

В специфике задания теоретической части олимпиады на знание природно-климатических особенностей территории земного шара, номенклатуры физико-географических объектов, а также на знание географических координатпомогала разбираться Георгица Ирина Михайловна, заведующий кафедрой физической географии ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат географических наук.

Под руководством Базуновой Людмилы Валентиновны, старшего преподавателя кафедры физической географии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, участники семинара пошагово разобрали задание теоретической части олимпиады, ориентированное на знание структуры и географии железнодорожного транспорта РФ, характеристик и особенностей грузопотоков.

В связи с тем, что у участников олимпиады возникают большие затруднения при выполнении второй части, которая состоит из заданий практической направленности, на семинаре была предложена работа с практической частью олимпиады. Были разобраны задания, связанные с проверкой топографических знаний и умений, а также с умениями и навыками работы с картографической и статистической информацией. В процессе работы Жихарев Алексей Михайлович, доцент кафедры физической географии ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат географических наук, очень подробно отвечал на вопросы участников семинара.

В каждой творческой группе вниманию участников представлялась система оценивания заданий олимпиады.

В течение работы семинара каждый из присутствующих смог поработать во всех трех творческих группах.

Участники семинараназвали мероприятие информативным, полезным и актуальным.

18 февраля 2015 г. в МБОУ «СОШ №25» г. Брянска успешно прошёл городской семинар учителей биологии и географии по теме «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно-научного цикла в условиях введения ФГОС».

Семинар начался в 10.00 после регистрации участников с представления МБОУ СОШ №25 заместителем директора по научно-методической работе Гребневой Верой Викторовной.

Далее методист МБОУ ГИМЦ Катровская Лилия Александровна сделала сообщение по теме «Системно-деятельностный подход в преподавании предметов естественно-научного цикла в условиях введения ФГОС» и пригласила учителей посетить блок открытых уроков биологии и географии.

  1. Учитель биологии высшей категории Жучкова Светлана Владимировна провела открытый урок в 10А классе по теме "Биотехнологии. Методы биотехнологии».

Урок начался с актуализации и постановки проблемного вопроса: каковы современные методы использования живых организмов. Какие методы и приемы используют современные биотехнологии. Формулирование целей урока происходило совместно с учащимися.

В ходе изучения нового материала с использованием докладов учащихся, мультимедийных средств обучения формировались понятия темы урока: генная инженерия, ее задачи и значения, плазмида, каким образом строят векторы. В качестве закрепления первоначальных знаний учителем было предложено выполнение практической работы по моделированию процессов построения векторов. После проверки учащиеся работали с презентацией «Получение трансгенных растений и ГМО», результатом были выводы по проблеме использования трансгенных продуктов. Далее учащиеся рассмотрели основы клеточной инженерии и промышленных биотехнологий.

В целях закрепления изученного учащимся было предложено тестовое задание и взаимоконтроль. А после выставления оценок и получения домашнего задания произошел обмен мнениями и рефлексия.

  1. Учитель биологии высшей категории Ковалева Елена Михайловна провела открытый урок в 8А классе по теме «Сердце. Работа сердца»

Урок начался с загадок о сердце и чтении стихотворения Эдуардаса Межелайтиса «Что такое сердце?» В ходе изучения особенностей строения сердца и его функций, учащимся предстояло ответить на проблемный вопрос: Почему сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? Школьники изучали строение сердца при помощи таблиц, мультимедийных схем, работали с текстовыми материалами в группах и парах, смотрели и анализировали видеосюжет американского кардиолога о строении и работе сердца, выполняли задания на первичное закрепление опорных понятий, участвовали в эсперименте по подсчету пульсации в состоянии покоя и движения. Все восьмиклассники с удовольствием отвечали на вопросы учителя, активно обсуждали проблемные задания. В конце урока школьники вспомнили известные поговорки и пословицы о сердце и его значении, провели рефлексию с целью определения интересных, сложных, важных моментов изучения данной темы.

  1. Учитель географии высшей категории Деркачева Жанна Олеговна провела открытый урок в 6Б классе по теме "Воды суши. Реки"

Урок открыл поэтический оргмомент, настраивающий учащихся на плодотворную работу. Актуализация и постановка проблемы происходили с прослушивания музыки текучей воды и загадок о реках, после чего учащиеся самостоятельно определили тему и цели урока.

При использовании мультимедийной презентации школьники, подготовившие опережающие задания, читали стихи о великих реках, называли их. В ходе изучения материала шестиклассники совместно с учителем формировали понятия: река, русло, исток, устье, дельта, эстуарий, пойма, речная система, бассейн реки и другие, а также составляли опорный план-конспект урока. По мере освоения понятий в парах были выполнены три практических задания с использованием карт атласа.

В середине урока учителем была ппроведена физкультминутка, созвучная с темой урока:

Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.)

Учащиеся работали с текстом учебника и определениями терминов, находили на карте крупные реки и их притоки, определяли режим и питание рек, виды хозяйственного использования и экологические проблемы водоемов.

В качестве закрепления ребята выполнили тестовое задание, которое после урока проверялось учителем. В завершении был подведен итог с акцентом на цитату Л. Н. Толстого, который сравнивал реки с людьми, далее учащимся предложено дифференцированное домашнее задание и проведена рефлексия с целью определения характера атмосферы на уроке (свое настроение и впечатления от урока шестиклассники выразили в виде смойликов.)

При проведении всех уроков активно использовались техническое оборудование, мультимедийные средства обучения. Каждый из уроков прошёл на качественном методическом уровне с учетом системно-деятельностного подхода, соответствовал ФГОС второго поколения и получил высокую оценку участников семинара.

Интерактивное обсуждение увиденного в контексте проблемы семинара происходило в ходе дискуссии. Участники семинара обсудили деятельностную форму обучения и воспитания, продемонстрированную учителями МБОУ СОШ №25, соотнесли требования стандарта к результатам основного общего образования в соответствии с ФГОС и возможности их достижения средствами предметов естественнонаучного цикла.

Подведение итогов семинара показало, что его цель мероприятия достигнута. Учителя пришли к выводу, что требования к результатам освоения основной образовательной программы вполне можно выполнить, применяя современные технологии и методики обучения и актуализируя потенциал учебного предмета.

По результатам анкетирования все участники отметили хорошую организацию семинара, значимость, важность, содержательность и глубину полученной информации.

Исследование мнения гостей показало, что они полностью удовлетворены содержанием работы семинара. Коллеги поблагодарили выступающих и организаторов семинара.

12 мая 2016 года на базе МБОУ Оловяннинская СОШ №1 состоялся семинар учителей географии образовательных организаций Оловяннинского района. В работе семинара приняли участие 12 педагогов из 9 образовательных учреждений.

Программа семинара была посвящена теме: «Краеведение как интегративный ресурс гуманитарного и естественнонаучного образования в формировании социальной идентификации личности».

Семинар прошел на высоком профессиональном уровне, дан большой объем информации. Программа семинара была очень насыщенной и интересной. Все участники его оценили на отлично, отметив практическую ценность и четкую организацию.

Своим опытом работы поделились в мастер-классах педагоги: Ю.В. Шагеева (учитель географии) – продемонстрировала урок географии в 8 классе на тему: «Особо охраняемые природные территории России»; совместно с Нестеровой М.В. – заместитель руководителя по учебной работе, показали с участием учащихся внеурочную деятельность «Реализация исследовательской деятельности учащихся по краеведению», где учащиеся ознакомили участников семинара со своей работой, над которой они работали на протяжении 3 лет, в рамках внутришкольной программы, а именно, коллекция древних животных (игрушечные), коллекция горных пород, сбор воды с разных источников России, сбор и хранение материалов с начала функционирования образовательной организации.

Позже внимание учителей географии заняли учащиеся МБОУ Оловяннинская СОШ №1, где рассказали о своих многочисленных и приносящих отличный результат научных работах на муниципальном, краевом и Всероссийском уровнях.

Продолжили семинар Филиппова В.А. – учитель русского языка и литературы, Шагеева Ю.В. – учитель географии, тема доклада была «Краеведение как интегративный ресурс гуманитарного и естественнонаучного образования в формировании социальной идентификации личности» в докладе говорилось, что социализация это важнейший компонент в развитии подрастающего поколения, Оловяннинской СОШ №1 он реализуется через программу краеведения. В учреждении краеведение проходит в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Дети участвуют в научно-исследовательских мероприятиях, создают коллекции из разных природных пород, участвуют в походах по району и выезжают за пределы района для участия в научных конференциях.

В заключении выступила Дондокова Б.С. – заместитель председателя МКУ РКО и ДМ с вопросом внедрения ФГОС в учебный предмет «География». Напомнила учителям географии о том, что предмет география ведется как отдельный предмет и в него не должны входить дополнительные курсы. Также напомнила о Федеральном Законе об образовании 1992 года, где указывается, что образование проходит через всю жизнь, основная цель педагогов должна быть научить умению учиться, научить детей находить для работы необходимый материал. Баирма Соктоевна предложила педагогам Оловянниской СОШ №1 издать какой–либо продукт своей деятельности, продумать результат по завершении своей программы.

К.А. Бекетова представила педагогам необходимую информацию по внеурочной деятельности по географии в рамках перехода на ФГОС ООО. Указала на формы по реализации ФГОС ООО, через литературно-музыкальные композиции и через внеурочную деятельность, т.к. внеурочная деятельность заполняет пробелы в урочной деятельности.

Завершила семинар учителей географии Нестерова Марина Владиславовна, проведя самоанализ данного мероприятия и поблагодарив участников семинара.

Участники семинара выразили пожелания организаторам проводить обучение и обмен опытом чаще, оставив в анкетах предложения по тематике семинаров.










Географическое положение. 1. Положение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана, положение материка в климатических поясах. 2. Крайние точки материка, их координаты. 3. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток. 4. Изрезанность береговой линии 5. Моря и океаны, омывающие материк.
















В течение 17 в. основные открытия были сделаны голландскими путешественниками, за исключением испанской экспедиции 1606, в которой Л. Торрес открыл пролив между Новой Гвинеей и Австралией (впоследствии названный его именем). Вследствие приоритета голландцев первоначально Австралия получила название Новая Голландия. Луис де Торрес


Два путешествия к Австралии совершил А. Тасман, первым обогнувший Австралию с юга и доказавший, что она представляет собой отдельный материк. В 1642 его экспедиция открыла остров, названный им в честь голландского губернатора Ост-Индии землей Ван-Димена (затем этот остров был переименован в Тасманию), и остров «Земля штатов» (нынешняя Новая Зеландия). Во время второго путешествия в 1644 он изучил северный и северо-западный берега Австралии. Абель Тасман


2-й этап исследования Австралии английские и французские морские экспедиции 18 первой половины 19 вв. В 1770 во время своего первого кругосветного плавания Дж. Кук обследовал восточный берег Австралии, выяснил островное положение Новой Зеландии. В 1788 в Сиднее, который тогда назывался Порт-Джэксон, была основана колония для английских каторжников. Джеймс Кук