Меню Рубрики

Сделать лэпбук на конкретный звук. Мастер — класс по созданию пособия «лэпбук «речевичок», как средство развития речи детей с овз

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при формировании и совершенствовании лексико – грамматического строя речи"

Актуальность

Сегодня все старое принимает новые формы. С введением ФГОС
педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и методы в своей коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. А вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет.
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр. Особое место занимают среди них дидактические игры – особенно словесные.
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.
Всё это и побудило меня к созданию лэпбука: «Весёлая грамматика» (Игры и упражнения по формированию и совершенствованию лексико – грамматического строя речи).
Цель: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию интереса к обучению.
2. Формировать и совершенствовать лексико – грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды учителя – логопеда.
Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями.


Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г.– апрель 2018г.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта (дети старших и подготовительных групп).
Вид проекта: среднесрочный

Этапы осуществления проекта

1. Подготовительный этап.
Изучение литературы по теме.
Ознакомление с передовым опытом.
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
Подбор наглядно-дидактических пособий, закупка бросового материала.

Поиск и подбор предметных картинок, которые отбирались тщательно, исходя из лексических тем предусмотренных программой в ДОУ.
Распечатывание и ламинирование картинок.
Изготовление лэпбука.

2. Основной этап.

Знакомство детей с лэпбуком;
Индивидуальная работа на закрепление основных лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука;

3. Заключительный этап.

Оформление отчетной документации, фотоотчет.
Доклад на РМО логопедов Завьяловского района.
Выступление на родительском собрании о применении индивидуальных лэпбуков по коррекции звукопроизношения. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Цель педагогического воздействия с помощью работы с лэпбуком направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.


Ожидаемые результаты по проекту:
Привлечение родителей и детей нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука.
В процессе работы с лэпбуком, успешно повысился уровень развития лексико – грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры и задания содержащиеся в лэпбуке

«Из чего сделано?»
(Образование относительных прилагательных)


«Чей, чья, чьё?»
(Образование притяжательных прилагательных)



Образование относительных прилагательных



«Какой бывает?»
(Подбор признаков к предмету, объекту, обогащение словаря прилагательными)


Игра «Один – много»
(Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное)


Игра «Подскажи Незнайке»
(Закрепление форм творительного падежа)


Игра «Сосчитай»
(упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять)


Игра «Назови ласково»
(Закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)


«Подбираем рифмы»
(Образовывать существительные в родительном падеже)



«Правильное употребление предлогов»


«Думает о ком, о чём?»
(Закрепление форм предложного падежа)

Заключение

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
В перспективе планируется работа по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования. Лэпбук –
позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.


А также лэпбук может использоваться как материал для обследования лексико - грамматического строя речи.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский Сад № 203» г. Перми

Лэпбук «Звуковичок»

Разработали:

учитель-логопед: Шишмакова М.А.

воспитатели: Якимец Ю.В.

Волегова Е.А.

г. Пермь 2016 г.

ПРОЕКТ

« Лэпбук «Звуковичок».

Полное название

программы

Проектирование и создание лэпбуков в работе с детьми с ОВЗ(ТНР)

Краткое название

Лэпбук «Звуковичок»

Руководитель проекта: учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна

Воспитатели: Волегова Е.А., Якимец Ю.В.

Возраст детей

Актуальность

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Это пособие помогает детям усвоить знания.

(Звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме).

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Создать пособие по автоматизации шипящих звуков «ш» и «ж» в слогах, словах и предложениях для самостоятельной работы детей с ОВЗ.

1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, речевое дыхание.

2. Развивать фонематический слух.

3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках.

4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»).

5. Развивать зрительное восприятие («Бродилки»).

Материалы и

оборудование

В пособии лэпбук «Звуковичок» отражены следующие разделы :

«Такие разные буквы»

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошече окошечки и двусторонний веер);

«Бродилки»

«Шипелочки и жужжалочки»

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки», «Загадки», «Повторяй-ка»

«Многозначные слова»

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово);

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове);

«Сдуй снежинку»

«Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа);

Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики);

(автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха и просодической стороны речи).

Части проекта.

1.Подготовительный этап(1 неделя)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проекта.

Формирование проектировочной группы.

Распределение прав и обязанностей.

2.Основной этап.(2 недели)

Подборка материала, картинок.

Организация просмотра подобранного материала по данной теме.

Методическое обеспечение.

Приобретение материала для изготовления папки;

Подбор необходимых пособий и самостоятельное изготовление пособий;

Распечатывание в цвете подготовленных материалов.

На эту работу отведено 2 недели.

3.Заключительный этап.(1 неделя)

Оформление пособия лэпбук «Звуковичок».Распределение материала в папке.

Конечные результаты

Дошкольники проявляют интерес к данному пособию. Любят играть в игры, предложенные в лэпбуке. (Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения).

Конкретные программные

критерии

В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы.(Фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Количество детей

Дети старшей группы с ТНР.(2 ребенка)


«Такие разные буквы» направлен на развитие тактильных ощущений (буквы выполнены из различных материалов: бархатная бумага, пуговицы, ткань)

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошечек и двустороннего веера);

Для выполнения артикуляционной гимнастики прилагается зеркало «Веселый лягушонок».


«Бродилки» (представлены несколькими игровыми полями, имеются фишки и кубик)

«Шипелочки и жужжалочки» (выработать четкое, длительное, правильное произношение шипящих звуков);

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове).

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки»- игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

«Сдуй снежинку» (развитие правильного речевого дыхания); «Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа). Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики).

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях);

«Многозначные слова» (автоматизация шипящих звуков в словах; умение объяснять смысл многозначных слов);

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово).

«Звуковая улитка» и «Лесная дорожка» (автоматизация и дифференциация звуков).

Получилось превосходное пособие для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно,

Дети с удовольствием занимаются и играют.

Таким образом, такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.

Галина Волкова

Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Сегодня я хочу представить сравнительно новую форму организации образовательной деятельности для развития познавательно-речевой активности детей и развития самостоятельности – Лэпбук .

Что же такое лэпбук ? - это самодельная тематическая интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В папку собирается материал по какой-то определенной теме.

Тема Лэпбука была выбрана мной не случайно. Работая логопедом на логопункте детского сада, приходится сталкиваться с тем, что дети старшего дошкольного возраста часто смешивают такие понятия как "звук " и "буква ". Поэтому мы вместе с детьми и с помощью родителей создали Лэпбук "Звук и буква ".

В Лэпбуке я постаралась максимально собрать весь материал, который я использую на логопедических занятиях.

Условно Лэпбук разделён на две части : большая часть посвящена звукам [Л]-твёрдый и [Л*]- мягкий, другая - букве Л .

Лэпбук - не просто книжка с картинками и кармашками. Это учебное пособие, которое я использую на всех этапах работы : постановка, автоматизация и дифференциация звука , а также знакомство с буквой . Также упражнения и игры направлены на формирование всех сторон речи : развитие фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматических навыков, связной речи.

На обложке расположены картинки на звукоподражание (слева) и изображение печатной и письменной буквы (справа) . Внутри располагаются различные кармашки.

1. Книжка-раскладушка "Что такое звук ? Какие бывают звуки ?".


2. Книжка и кармашек с фишками "Характеристика звука ".


3. Складной цветочек "Артикуляционная гимнастика".


4. Игра "Где спрятался звук ?"


5. Игры со слогами (слоговая ромашка) .


6. Игра "Лабиринт" (с картинками и буква-лабиринт ) .



7. Загадки с картинками отгадками.


8. Игра-пазл "Собери букву ".


9. Игротека : книжка-малышка с речевым материалом (стихи, чистоговорки, скороговорки,картинки на данный звук и др .).


10. Книжка "Что такое буква ? Какие бывают буквы " (и на обложке)


11. Ребусы


12. Игра "Сложи букву "


13. Кармашек "На что похожа буква ?" (набор картинок)


С Лэпбуком заниматься интересно и познавательно, он помогает детям усваивать знания в интересной игровой форме.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Конспект занятия «Звук [С] и буква С» Конспект занятия «Звук и буква С» Цель: 1. Закрепление произношения звука С, знакомство с буквой С. 2. Звуко-слоговой анализ слова суп.

НОД по обучению грамоте «Звук [ы]. Буква ы». Закрепление знаний о механизмах организации звука (ы).Активизация словарного запаса на звук (ы) по лексической теме "Водоем. "Закрепление.

НОД по обучению грамоте «Звук [м]. Буква М» Закрепление знаний о механизмах организации звука [м].Активизация словарного запаса на звук [м] по лексической теме "Лес,грибы,ягоды".Знакомство.

НОД по обучению грамоте «Звук [Н], буква Нн» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука[н].Уточнение и расширение словаря по лексической теме "Грибы,ягоды".Употребление.

Светлана Костина

Цель данного пособия :

Автоматизация звука (Л) в словах, фразах, предложениях;

Совершенствование фонематического восприятия.

1. На первом развороте - буквы и "дорожки" из разных на ощупь материалов для чтения прямых и обратных слогов .





3. Следующие игры "Лабиринты". Ребенок "двигается" в направлении, указанном стрелками, называя картинки. Для этой игры я специально подбирала картинки с глаголами, т. к. именно в глаголах прошедшего времени звук (л) лучше автоматизировать.


4. "Разрезная картинка". Я разрезала сюжетную картинку "Голубой платок" (пособие Т . А. Ткаченко "Фонетические рассказы с картинками"). Ребенок составляет картинку, а затем слушает, отвечает на вопросы и пересказывает текст.


5. "Придумай предложение". В кармашке собраны картинки, преимущественно с глаголами. Ребенок составляет предложения, в некоторых случаях, получится рассказ.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для дошкольников 3-6 лет на тему: «Транспорт» Цель игры: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Образовательные.

Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие "Улица звуков". Цель его использования на занятиях - закрепление правильного звукопроизношения.

Дaнное дидaктическое пособие является развивающим средством обучения, содержит мaтериал для оргaнизации, как коллективной творческой.

Работая над проектом: "Краснодарский край" я решила рассказать детям о чае, ведь на Кубани растёт самый северный чай. А чтобы было детям.

Дидактическое пособие «Лэпбук «Прогулка в парк» предназначено для детей 4-5 лет. Если содержание лэпбука пополнять и усложнять, можно использовать.

Предлагаю вашему вниманию лэпбук на звук Р. Размер лэпбука А3, основа иллюстрирована из «Конструктора картинок-2» сайт Мерсибо и заламинирована.

…. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68» НМР РТ

Звуковой лэпбук «Шипелочка»

к учебно-дидактическому пособию

О.С.Ляпустина

г.Нижнекамск

Аннотация: «Звуковой лэпбук «Шипелочка» - это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звука [Ш] у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации звука Ш. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.

Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне.

Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

Актуальность

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому, важнейшей задачей является: создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей полноценной жизни. Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи.

Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

  • информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
  • обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличит ь объем коррекционного воздействия.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.

Описание пособия.

В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития и образования детей. Если обратится к адаптированной образовательной программе МБДОУ № 68, то при реализации образовательной области « Речевое развитие » основной задачей становится коррекция речевых нарушений дошкольников.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям мною был разработан звуковой лэпбук.

Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

  • как наглядный материал для коррекционной работы учителя - логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ООД;
  • в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).

Цель: в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.

Задачи , реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Шипелочка»:

  • способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;
  • расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
  • развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;
  • развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.

В Лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации звука [Ш]. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения, как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа: умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво. Возникает необходимость разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия.

Исходя из вышеизложенного, данное учебно - дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.

Содержание

Содержание пособия включает за дания на автоматизацию звука «Ш». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.

1. Артикуляционная гимнастика в картинках.

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.

Упражнения: «Маляр», «Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок», «Лошадка».

2. Игры со звуком Ш.

Цель: развитие фонематического слуха.

«Помоги Мишке собрать предметы, в названии которых есть звук Ш».

Ребенку нужно найти предметы, в словах которых есть звук Ш.

«Помоги Наташе найти слова со звуком Ш».

Ребенку нужно найти слова со звуком Ш.

«Выбери картинки, в словах которых есть звук Ш».

Ребенку предлагается показать картинки, в которых есть звук Ш.


3. Игра «Определи место звука в слове».

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).

Логопед называет слова, где звук Ш находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть машинку в нужный квадрат (начало, середина, конец).

4. Игра «Сделай букву сам».

Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.

Прослушай стихотворение и выложи букву Ш из полосок бумаги.

Одна палочка лежит,

Три на ней стоят -

Это буква Ш

Смотрит на ребят.

Обведи букву Ш пальчиком и повтори стихотворение.


5. Книжка-раскладушка.

Цель: развивать внимание, память, мышление.

«На что похожа буква Ш?»

Ребенку предлагается рассмотреть букву и сказать на какой предмет она похожа.

«Найди все буквы Ш»

Ребенку нужно найти и показать все буквы Ш.

«Сказка про букву Ш»

6. Игры со слогами.

Цель: автоматизировать произношение звука Ш в слогах.

«Помоги медвежонку спуститься к ежику»

Ребенок должен назвать слог в облачке и нажать на него.

Чтение открытых и закрытых слогов.

Ребенку предлагается прочитать открытые и закрытые слоги (по стрелочке приставить к букве Ш гласную букву и наоборот).


7. Игры со словами.

Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах, развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.

«Найди тень»

Ребенок должен найти тень предмета и назвать слово.

«Один - много»

Ребенок называет существительное в единственном числе, а затем во множественное.

«Подарки для змейки»

Ребенок «дарит» подарок змейке, четко произнося звук Ш в слове.

«Назови предметы»

Ребенок должен назвать все предметы на картинке со звуком Ш.

«Пройди по дорожке и собери предметы»

Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке, называя предметы, которые встречаются на пути.

8. Чистоговорки и стихи.

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.

«Повтори чистоговорки»

Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, четко произносит звук Ш.

9. Предложения.

Цель: автоматизировать звук Ш в предложениях.

«Повтори предложение»

Ребенок должен повторить предложение, четко произнеся звук Ш.

«Рассмотри картинку и составь предложение»

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение.


10. Расскажи.

Цель: автоматизация звука Ш в связной речи.

«Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь»

Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинка, башенка, шашки, петушок. Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за правильным произношением звука Ш.

Цепной текст «Кошки-мышки», «Каша»

Логопед читает ребенку рассказ. Для того, чтобы он мог пересказать текст нужно помочь ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

11. «Логопедическая гармошка».

Цель: формирование правильного произношения звука Ш.

«Логопедическая гармошка»

Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звук Ш.

12. Собери пазлы, придумай рассказ.

Цель: ав томатизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.

Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [Ш]. Составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.


13. Игра «Змейка».

Цель: автоматизация изолированного звука Ш.

«Пошипи как змейка»

Ребенку предлагается провести пальчиком по дорожке к ягодкам, камышам, грибочкам и шипеть как змейка.

13. «Ходилки».

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

«Ходилки»

В игре принимают участие два игрока. Игра начинается со слова старт, заканчивается словом финиш. Для игры понадобится кубик, фишки (машинки). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок.

Заключение

Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «Ш» в речи.

Критерии оценки успешной автоматизации звука «Ш»:

Самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого);

Скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без);

Чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «Ш»).

При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «Ш» в самостоятельной речи.

Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.

2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятельно.

3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.

4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.

Используемая литература и ресурсы.

1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.

2. Козырева Л.М. Автоматизация трудных звуков. - Ярославль, 2007

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. - М., 2006.

4. Перегудова Т.С. Османова Т.А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков «Ш», «Ж», Санкт-Петербург. 2008

5. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. - М., 2007