Меню Рубрики

Резервисты в российской армии возраст. Армия будет платить резервистам

Нарастающее геополитическое напряжение в регионе послужило причиной того, что российское руководство впервые за много лет всерьёз заговорило о модернизации армии резервистов, точнее - о создании принципиально нового управленческого института, специализирующегося на изучении и организации мобилизационного потенциала страны. Сейчас ещё сложно говорить о реальных сроках реализации проекта. Да, принят соответствующий закон, опубликован указ Президента. Но маховик системы только-только набирает ход.

Многие эксперты, как, впрочем, и простые граждане, уже сегодня интересуются нюансами данной программы. И главный вопрос, поднимаемый на всех уровнях - это, конечно же, возраст резервистов в Российской армии. По мнению военных аналитиков, спекуляции на эту тему в средствах массовой информации привели к тому, что объективные сведения затерялись на общем фоне подаваемой картины дня. Как следствие, возникла острая необходимость в проведении разъяснительной беседы с акцентированной расстановкой всех точек над «i».

Формирование армии резервистов: потенциальные претенденты

Согласно указу Президента, призыву на военные сборы в обязательном порядке подлежат следующие категории граждан:

  • лица, уволенные в запас ВС РФ;
  • бывшие студенты вузов, которые прошли комплексную подготовку на и получили офицерские звания;
  • мужчины, не прошедшие службу в рядах Российской армии по причине освобождения от призыва;
  • женщины с военно-учётной специальностью;
  • лица, имевшие на момент призыва отсрочку, а также те, кто получил право несения альтернативной ;
  • военнослужащие, уволенные без постановки на учёт.

Кроме того, отдельным положением указа определён максимальный возраст, до которого будут набирать резервистов в России - 60 лет.

Цель реорганизации системы подготовки резервистов

Стартовавшая в прошлом году реформа имеет далеко идущие планы. Первоочередная задача состоит в том, чтобы устранить присущую современной Российской армии бюрократическую неразбериху, а в перспективе - сделать из резервистов этаких универсальных солдат, способных встать в строй в считанные часы без потери функциональности и управляемости подразделений.

Но амбиции руководства Генштаба этим не ограничиваются.

Главная идея заключается в том, чтобы вывести резервные войска на новую ступень эволюции: установить между действующими боевыми соединениями и тыловиками такой уровень взаимопонимания, при котором в случае начала реальных боевых действий не придётся заниматься перепрофилированием личного состава. Проще говоря, на военных сборах будет культивироваться политика воспитания «многовекторного» солдата и офицера-специалиста, в равной степени подготовленного как для решения сугубо боевых задач, так и для выполнения функций, присущих гражданским силовым структурам.

Поскольку «универсализация» человека подразумевает длительный процесс обучения, то уже сейчас в Администрации Президента, в Правительстве и в обеих палатах Парламента ведутся жёсткие дискуссии относительно того, каким через 10-15 лет должен быть средний возраст резервистов в Российской армии: 20-34 года, как в большинстве западных стран, либо 30-45.

Военные сборы: учения или всё же боевой опыт?

Программа военных сборов - это не константа. Даже в течение одного календарного года для одних и тех же видов войск могут быть составлены абсолютно разные тренировочные алгоритмы.

Ситуация в мире постоянно меняется, поэтому выстраивать учения по одной и той же схеме было бы неправильно. Да и возраст резервистов в Российской армии, конечно же, играет свою роль. Люди, поотвыкшие от тягот и лишений срочной службы, далеко не всегда могут с первого раза выполнить норматив, который специальным образом просчитывался под физические возможности здорового двадцатилетнего парня. И это ещё одна причина призадуматься о том, не начать ли омоложение армии резервистов.

В конце ноября в России заговорили о создании людского резерва на случай глобальной войны. Начальник Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Минобороны России, заместитель начальника Генштаба ВС РФ Василий Смирнов заявил, что в ближайшем будущем планируется создать институт контрактников-резервистов. Генерал рассказал, что в настоящее время активно прорабатывается вопрос изменения концепции подготовки граждан в резерве, одновременно создаётся новая система обучения «запасников». Как сегодня обстоят дела с мобилизационным резервом в Российской армии, насколько реальны планы военных создать новый институт резервистов, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

По новым планам резервистами смогут стать военнослужащие, которые завершили службу по призыву и заключили контракт о дальнейшем прохождении службы в резерве. Услуги «запасников» понадобятся в случае войны, когда резервисты должны будут оперативно пополнить состав кадровой армии. Планируется, что за свою готовность немедленно защитить Родину в мирное время солдаты резерва будут получать деньги.

По прогнозам представителей Минобороны, этот институт начнёт действовать с 2016 года. Сейчас готовятся поправки в соответствующие нормативные акты. По мнению оптимистично настроенных экспертов, создание института резервистов не только решит вопрос с мобилизацией, но и может послужить толчком к отказу от призывной системы. А проблемы с мобилизационной готовностью сегодня серьёзные – больше года назад Министерство обороны более чем в 20 раз сократило количество военных комиссариатов на территории России. Тем самым была практически похоронена старая система мобилизации, которая полностью была завязана на работе этих органов местного военного управления. При этом ничего нового создано не было. В итоге, по оценкам экспертов, после завершения очередного реформирования наша армия окажется не в состоянии обеспечить обороноспособность страны в случае серьёзной войны даже на собственной территории. Это основывается на опыте последних военных конфликтов, который однозначно показывает, что сегодня ни одна армия мира не имеет достаточного потенциала, чтобы вести серьёзные войны только кадровым составом.

Понимают это и военные. Не случайно помимо частей постоянной готовности было создано более 60 баз хранения бригадного состава. По задумке эти базы будут представлять собой хранилища боевой техники, неподалёку на окружных складах хранится вещевое имущество, оружие и боеприпасы. В мобилизационный период такие базы будут развёртывать до штатов военного времени за счёт мобилизационного резерва. Откуда вдруг будет появляться этот резерв, до сих пор непонятно.

Эксперты считают, что Участник подобных учений полковник запаса Евгений Агафонов поделился с «Нашей Версией» впечатлениями об этих мероприятиях: «Казалось, всё делалось для галочки, было положено проводить сборы – имитировали их проведение. Правда, чем занять резервистов, толком никто не знал. В лучшем случае оторванных от работы и семей взрослых людей «грузили» политзанятиями, ещё более усугубилась ситуация в период развала армии, когда подобные сборы превращались в сборища, переходящие в массовые попойки. Так или иначе, резервисты возвращались домой, ничем не усилив свою военную подготовку. При этом на проведение подобных манёвров бессмысленно тратились миллионы государственных рублей».

Последний раз в России крупное мобилизационное учение проводилось в 2008 году, в рамках командно-штабного учения «Стабильность-2008». Тогда, как заявляли военные, впервые в постсоветское время за счёт призыва резервистов было развёрнуто целое соединение. Для развёртывания танковой дивизии было призвано 10 тыс. человек, в основном из Пермского края. Затем танкисты даже совершили марш из Перми на Тоцкий полигон под Оренбургом. Учения официально были признаны успешными. Однако за кадром осталось, что дивизия формировалась почти три месяца, а такая расторопность для современных войн, мягко говоря, недостаточная. Также ничего не упоминалось о затраченных средствах и титанических усилиях работников военкоматов, которые несколько месяцев днём и ночью буквально по подъездам отлавливали резервистов. Ничего не сообщалось и об уровне подготовки резервистов. Как нам удалось выяснить, в сборах участвовали такие запасники, которые не брали в руки оружие, не сидели за рычагами танков уже несколько десятилетий. Неудивительно, что после «успешного» учения эта дивизия прекратила своё существование.

В ходе нынешней реформы новые идеи, как реанимировать систему мобилизации, возникают регулярно. Первоначально высокопоставленные генералы заявляли о планах сформировать институт кадрового резерва из числа сокращаемых молодых офицеров, которые не успели выслужить пенсию и получить другие социальные гарантии от государства. Таких набиралось порядка 60 тысяч. Однако скоро об этих планах было забыто. Сегодня в Минобороны сложилась уникальная ситуация, когда роль кадрового резерва фактически выполняют сокращаемые в результате военной реформы офицеры. Так называемые заштатники, которых Минобороны не может уволить из-за отсутствия жилья. Эти военнослужащие получают часть денежного довольствия, при этом на них не возлагаются служебные обязанности, но в случае войны они будут обязаны взять в руки оружие. По самым приблизительным данным, их сегодня в Минобороны около 100 тысяч.

Как считают специалисты, институт контрактников-резервистов, который военные предлагают создать в 2016 году, – это прямое копирование американского «резерва первого уровня». В Америке уволенные в запас офицеры и специалисты видов вооружённых сил раз в год в течение месяца тренируются в составе своих резервных частей и частей Национальной гвардии. Плюс к этому они дважды в год по две недели участвуют в крупных учениях. За это им платят деньги и обеспечивают всеми льготами, которые положены тем, кто служит государству.

Как рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, сегодня в ситуации с созданием института контрактников-резервистов в Российской армии больше вопросов, чем ответов. Попытка копирования американской системы скорее всего разобьётся о российскую действительность, поскольку требует жёсткого контроля за средствами, выделяемыми на содержание резервистов, и ответственного подхода к их обучению. Кроме того, эта система не является на сегодняшний день самой эффективной, даже у самих американцев она даёт сбои, что наглядно показала война в Ираке, где регулярные части были на голову выше резервных. Для России больше подходит принцип милиционной армии Швейцарии, значительную часть которой составляют обученные резервисты – бывшие призывники, которых ежегодно призывают на сборы из запаса. Или близкий, по сути, израильский вариант, где после окончания регулярной службы все лица рядового и офицерского состава призываются ежегодно на резервистские сборы на срок до 45 дней, считает эксперт. В результате израильская армия имеет в своём распоряжении 445 тыс. человек, готовых в любую минуту выполнить вместе с кадровыми частями любую боевую задачу.

Пока неизвестно, по какому конкретно принципу будет создаваться институт контрактников-резервистов в России, но очевидно, что, поскольку российское военное руководство в ближайшие годы планирует закупать самые современные вооружение и технику, под стать ей должны быть и резервисты. Это автоматически выдвигает более высокие требования и к их подготовке, теперь их обучение должно проводиться не от случая к случаю, а необходимы регулярные сборы и учения. Военные эксперты подсчитали, что примерные затраты на содержание резервистов-контрактников составят 1–1,5 млрд рублей в год. Это минимальная сумма, которая позволит поддерживать их в тонусе и не даст потерять квалификацию. В итоге эти средства обеспечат развёртывание мобилизационного резерва численностью от 100 до 200 тыс. в случае войны. При этом в мирное время резервные военные получать должны стимулирующие выплаты минимум 8–10 тыс. в месяц.

Однако нет уверенности, что такое положение дел будет устраивать всех, к примеру работодателей, ведь резервист будет обязан несколько раз в год исчезать со своего рабочего места, и не факт, что при первой возможности такого работника не попытаются уволить.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с пребыванием граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, осуществлять за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Положение о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок поступления граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - граждане), в мобилизационный людской резерв (далее - резерв) в мирное время, пребывания в резерве, исключения из резерва, а также заключения контракта о пребывании в резерве (далее - контракт) и прекращения его действия.

2. Пребывание граждан в резерве предусматривает предназначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию и квалификационный экзамен, а также участие в мероприятиях оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ходе прохождения военных сборов.

3. Поступление граждан в резерв осуществляется путем заключения контракта.

II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия

4. Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части (далее - соответствующее должностное лицо) по форме согласно приложению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может указать в контракте дополнительные обязанности граждан, заключивших в установленном порядке контракт (далее - резервисты), предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом. О заключении контракта издается соответствующий приказ.

6. Срок пребывания гражданина в резерве устанавливается контрактом в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта.

В случае если истечение срока пребывания в резерве приходится на месяц, в котором отсутствует соответствующее число, указанный срок истекает в последний день этого месяца.

7. Контракт составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается заключившими его лицами. Подпись соответствующего должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части.

Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу резервиста, которое хранится в воинской части, второй экземпляр выдается резервисту.

Уведомление о заключении контракта направляется в отдел по муниципальному образованию военного комиссариата субъекта Российской Федерации (далее - отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

8. Запись о прекращении действия контракта с указанием даты и основания его прекращения производится в первом экземпляре контракта, находящемся в личном деле резервиста, соответствующим должностным лицом, скрепляется его подписью и гербовой печатью.

Уведомление о прекращении действия контракта направляется в отдел (муниципальный), в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где резервист состоит на воинском учете.

9. Гражданин, изъявивший желание заключить контракт, подает заявление в отдел (муниципальный) или в орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, в соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации, где он состоит на воинском учете, или в воинскую часть.

10. В заявлении указываются:

а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;

б) регистрация по месту жительства (пребывания);

в) военно-учетная специальность и воинская должность;

г) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин намерен заключить контракт.

11. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство Российской Федерации, а также:

а) военный билет (военный билет офицера запаса);

б) анкету, заполненную по установленной форме;

в) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

г) копии трудовой книжки, документов, подтверждающих профессиональное или иное образование, заверенные в установленном порядке;

д) служебную характеристику с последнего места работы (учебы), в случае, если гражданин временно не работает, - из органа местного самоуправления по месту его жительства (месту пребывания);

е) заверенные в установленном порядке копии свидетельства о браке и свидетельства о рождении детей.

12. Перечень и форма дополнительных документов, представляемых гражданином, изъявившим желание заключить контракт, могут устанавливаться руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

13. Отдел (муниципальный), орган, осуществляющий воинский учет в органах федеральной службы безопасности, соответствующее структурное подразделение Службы внешней разведки Российской Федерации принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан.

Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим в резерв (далее - кандидат).

Отдел (муниципальный) оформляет на кандидата личное дело в порядке, определяемом для военных комиссариатов Министерством обороны Российской Федерации.

14. Начальник отдела (муниципального) рассматривает принятое заявление в течение месяца и принимает решение о проведении медицинского освидетельствования кандидата и рассмотрении его кандидатуры комиссией отдела (муниципального) по отбору граждан, поступающих в резерв (далее - комиссия по отбору кандидатов).

15. На начальника отдела (муниципального) возлагаются следующие обязанности:

а) организация оформления документов и подготовка запросов в органы государственной власти в целях проведения необходимых проверок;

б) организация взаимодействия с руководителями организаций (предприятий) по вопросам отбора и приема граждан в резерв (при необходимости);

в) организация работы комиссии по отбору кандидатов и утверждение ее решений;

г) организация направления граждан в воинские части для заключения контрактов.

16. Кандидат (при необходимости) проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

17. Определение соответствия кандидатов, отбираемых отделами (муниципальными), требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, возлагается на комиссию по отбору кандидатов, назначаемую приказом начальника отдела (муниципального).

В состав комиссии по отбору кандидатов включаются должностные лица отдела (муниципального), в том числе врач-терапевт отдела (муниципального).

Председателем комиссии по отбору кандидатов приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации назначается начальник отдела (муниципального).

В работе комиссий по отбору кандидатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

18. Кандидат признается комиссией по отбору кандидатов соответствующим либо не соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

Копия решения комиссии по отбору кандидатов должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение 3 дней со дня принятия решения.

19. Кандидат, признанный комиссией по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв, получает от начальника отдела (муниципального) соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

20. Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения и обратно.

Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях заключения контракта предоставляются кандидату в отделе (муниципальном) по месту жительства (пребывания), в органе федеральной службы безопасности, в соответствующем структурном подразделении Службы внешней разведки Российской Федерации один раз за время пребывания в запасе.

21. Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении в резерв непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в отдел (муниципальный), где он состоит на воинском учете. На гражданина оформляется запрос на имя начальника отдела (муниципального), который подписывается соответствующим должностным лицом.

Отбор граждан для поступления в резерв из числа граждан, пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

22. В связи с поступлением граждан в резерв на соответствующее должностное лицо возлагаются следующие обязанности:

а) заключение контрактов с учетом решения комиссии по отбору кандидатов;

б) организация работы аттестационной комиссии воинской части (далее - аттестационная комиссия) по определению соответствия кандидатов требованиям, установленным Федеральным законом для поступающих в резерв.

23. Министерство обороны Российской Федерации организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам отбора и приема граждан в резерв.

III. Порядок аттестации резервиста и квалификационный экзамен

24. В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего пребывания в резерве проводится аттестация.

25. Основными задачами аттестации резервиста являются:

а) определение соответствия резервиста занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве;

б) подбор резервиста для назначения на воинскую должность и определение целесообразности заключения нового контракта;

в) представление резервиста к награждению ведомственными и государственными наградами Российской Федерации;

г) рассмотрение оснований при представлении резервиста к досрочному исключению из состава резерва.

26. Резервист аттестуется за 3 месяца до истечения срока пребывания в резерве.

27. На аттестуемого резервиста соответствующим должностным лицом составляется аттестационный лист.

28. Резервист должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

29. Соответствующее должностное лицо несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

30. Проведение аттестации, а также решение иных вопросов пребывания граждан в резерве в воинских частях (имеющих личный состав резерва) возлагаются на аттестационные комиссии.

В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрен резерв, вправе создать аттестационные комиссии в органах военного управления.

31. Аттестационная комиссия выносит по всем рассматриваемым вопросам заключения в письменной форме.

На заседания аттестационной комиссии в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые, и другие должностные лица.

32. Особенности организации и проведения аттестации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

33. Для решения вопроса о присвоении резервисту классной квалификации по соответствующей специальности проводится квалификационный экзамен.

34. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки профессиональных знаний и навыков резервиста.

Резервист сдает квалификационный экзамен по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

35. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам резервистов, порядок сдачи квалификационного экзамена резервистами и оценки профессиональных знаний и навыков, присвоения, изменения и лишения классной квалификации определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

IV. Порядок исключения из резерва

36. Гражданин, подлежащий исключению из резерва, должен быть исключен из списков личного состава резерва воинской части в день истечения срока его контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 57 Федерального закона.

37. Исключение из резерва по основанию, предусмотренному пунктом 4 статьи 57 Федерального закона, производится в соответствии с заключением аттестационной комиссии.

Порядок представления резервиста к исключению из резерва и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

38. Пребывание в резерве оканчивается в день исключения резервиста из списков личного состава резерва воинской части.

Об исключении резервиста из состава резерва воинской части издается соответствующий приказ.

V. Порядок исполнения резервистами специальных и должностных обязанностей

39. Исполнение должностных обязанностей резервиста осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также должностным регламентом.

40. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

41. Резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов по планам подготовки соединений и воинских частей, в которые в соответствии с контрактом предназначаются.

Периодичность и продолжительность привлечения резервистов к указанным мероприятиям устанавливаются в соответствии с требованиями программ боевой подготовки, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

42. Резервист подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается резервист, не может превышать 24 месяцев.

43. В должностном регламенте резервиста указываются:

а) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу пребывания в резерве, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

б) должностные обязанности, права и ответственность резервиста за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

44. Результаты исполнения резервистом должностного регламента учитываются при включении его в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности, а также при применении к нему мер поощрения.

45. Порядок разработки и утверждения должностного регламента устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Российская армия начала полномасштабное формирование мобилизационного резерва. Солдаты и офицеры запаса, заключившие с Минобороны контракт, должны будут каждый месяц посещать специальные занятия и ежегодно проходить военные сборы. Взамен государство гарантирует им ежемесячные выплаты и ряд компенсаций. В случае объявления особого периода резервистами доукомплектуют существующие части, их также используют для формирования новых. Военные эксперты считают, что реформа укрепит обороноспособность страны.

В Министерстве обороны «Известиям» рассказали, что c нынешнего года система мобилизационного резерва начинает работать в полном объеме на всей территории России. Необходимые нормативные акты для начала реформы уже приняты. Ранее ведомство провело эксперимент в отдельных регионах. Он продлился почти два года. Его результаты признаны успешными.

В 2015 году президент России подписал указ «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил РФ». Механизм привлечения россиян в новые структуры и условия заключаемых с ними контрактов описаны в законе «О воинской обязанности и военной службе». Там указано, что резервистами могут стать солдаты и офицеры запаса, прошедшие медкомиссию.

За формирование резерва отвечают военкоматы. Еще не все из них начали соответствующую работу. Однако, к примеру, набор желающих уже идет в Ростовской области — в военкомате города Новошахтинск военнослужащий запаса может заключить контракт на службу в резерве.

— Для этого надо явиться в военкомат, имея при себе паспорт и военный билет, — рассказали «Известиям» в военкомате Новошахтинска. — Военнослужащий резерва должен учиться 2-3 дня в месяц и проходить ежегодные сборы длительностью от 20 до 30 дней.

Призвать на службу такого человека могут в любой момент: при объявлении особого или угрожаемого периода, в случае крупных учений, чрезвычайных ситуаций или просто острого дефицита военных специалистов в частях.

— Вопрос о создании организованного мобилизационного резерва поднимался давно, — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Новая система позволит подготовить и поддерживать в боевой готовности высококвалифицированные кадры, обеспечить быструю переброску личного состава на театры военных действий, где необходимо развернуть новые соединения, но местного мобресурса не хватает.

В частности, по его словам, новая система привлечения кадров увеличит обороноспособность Дальнего Востока. В частях этого региона есть техника, но существует дефицит кадров.

Оклад и деньги за постой

Поступающие в резерв солдаты и офицеры запаса подписывают контракт на три, пять или более лет. При заключении нового соглашения россиянин получает единовременную выплату: при трехлетнем сроке — в размере оклада, для пяти и более лет — в полтора раза больше.

Зарплата резервиста будет складываться из должностного оклада, выплат за звание и регионального коэффициента. Например, командиру взвода в звании старшего лейтенанта в центральной части России начислят 27,5 тыс. рублей. Командиру отделения в звании сержанта в Кемеровской области (региональная надбавка — 30%) — 25,3 тыс.

Правда, в полном объеме эти деньги выплачиваются только во время сборов. В остальной период, 11 месяцев в году, резервистам будут платить 12% от оклада. Старший лейтенант из Центральной России получит 3,3 тыс. рублей в месяц, сержант из Кемеровской области — 3,036 тыс. рублей.

Такой порядок выплат предусмотрен постановлением правительства России «Об установлении размера месячного оклада гражданам РФ, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения военных сборов» от 23 декабря 2015 года.

Во время сборов государство гарантирует резервисту сохранение средней зарплаты или стипендии. Также оно возьмет на себя расходы по найму жилья, командировочные, оплату проезда на сборы и возвращение домой.

Предусмотрены и надбавки за выслугу лет. Например, через три года после зачисления резервисты смогут дополнительно получать 10% от оклада. С годами выплаты будут увеличиваться. Максимальную надбавку — 50% — начислят после 20 лет непрерывного нахождения в резерве.

Как это работает

Резервиста припишут к конкретной воинской части или Центру обеспечения мобилизационного развертывания (ЦОМР), где он будет проходить сборы.

— Есть такие понятия — текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК), — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — К примеру, военнослужащий перевелся на другое место службы, а на его место еще никого не назначили. Это временный некомплект. Если человек заболел и уже не сможет выполнять свои обязанности — это текущий некомплект. ТНК и ВНК серьезно влияют на боеспособность воинской части. К примеру, в батальоне может не хватать командира роты, нескольких стрелков-пулеметчиков и механиков-водителей. Их отсутствие серьезно сказывается на способности батальона выполнять боевую задачу. Также есть должности, которые вводятся только в случае войны. К примеру, помощник пулеметчика или заряжающий миномета. В мирное время они не нужны, но в бою становятся критически важными.

Замещать ТНК и ВНК будут мобрезервисты, заключившие контракт с воинской частью. Другой их задачей станет восполнение потерь в военное время.

Базы хранения уходят в прошлое

Будут расформированы базы хранения и ремонта военной техники (БХиРВТ), где годами стоят танки, БТР и другая техника, предназначенная для комплектования частей в случае мобилизации. В Сухопутных войсках до недавнего момента существовало более 40 таких баз (14 из них — мотострелковые).

— Сейчас к БХиРВТ приписывается мобилизационный резерв личного состава, — рассказал «Известиям» Виктор Мураховский. — Солдаты и офицеры запаса должны явиться на базу в случае объявления особого периода. Такая система имеет свои минусы. Например, есть вопросы по комплектованию и слаживанию частей, трудно найти специалистов ПВО, инженерных и танковых войск.

Кроме того, сейчас в штатном расписании БХиРВТ числится не более 10 человек. Такое количество личного состава не позволяло поддерживать технику в должном состоянии.

Реорганизация мотострелковых БХиРВТ уже началась. Около трети из них закрыты. К примеру, в Новосибирской области перестала действовать 103-я БХиРВТ. Об этом «Известиям» рассказали офицеры частей, служащих на Шиловском полигоне — там раньше располагалась база.

Воинская часть 30654 (она же 104-я БХиРВТ из города Бийска Алтайского края) и в/ч 92910 (245-я БХиРВТ из Лесозаводска Приморского края) в базе данных «СПАРК-Интерфакс» числятся как «не действующие». Это означает что части как юридические лица перестали существовать, а их банковские счета закрыты.

Новые центры для резервистов

В созданных на базе БХиРВТ ЦОМРах будут и хранить технику, и обучать резервистов. В случае необходимости центры преобразуют в «полнокровные» воинские части и соединения. Для ЦОМРов построят новую современную инфраструктуру.

В 2016 году Минобороны заключило контракт на проектирование новой БХиРВТ на Сахалине. Проект иллюстрирует, как может выглядеть Центр обеспечения мобилизационного развертывания.

В селе Дачное планируется построить военный городок. Там появится зона парковки площадью 700 тыс. кв. м, казарма для размещения 521 солдата и сержанта, штабное и учебное здания, склады для имущества и ракетно-артиллерийского вооружения, отапливаемые хранилища на 1,2 тыс. машино-мест. Будут оборудованы зоны хранения и ремонта техники.

Такая инфраструктура позволит в случае сборов разместить на базе батальон резервистов, провести учения и плановое обслуживание техники их силами.

В зарубежных странах есть аналоги создаваемой в России системы. Так, в США армия в случае возможной угрозы будет черпать личный состав из частей Национальной гвардии и армейского резерва. В Швейцарии организованный резерв составляет большую часть вооруженных сил — эти люди готовы по первому требованию прибыть в воинскую часть.

Для граждан, которые в нее войдут, введут ежемесячные выплаты

Президент подписал указ о создании мобилизационного резерва Вооруженных сил России на время проведения эксперимента по внедрению новой системы подготовки резервистов. Правительству поручено обеспечить проведения мероприятий, «связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе». Их финансирование, отмечается в указе, будет осуществляется за счет бюджета Минобороны.

Ранее первый замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Евгений Бурдинский уже сообщал, что в 2015 году в Вооруженных силах пройдет эксперимент по возобновлению военной службы в резерве.

Почему именно по возобновлению? Дело в том, что аналогичный указ был принят в 2013 году — тогда был создан мобилизационный людской резерв «на период апробации новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов».

Однако в из-за отсутствия финансирования, формирование профессионального мобилизационного резерва начато так и не было. По расчетам думского Комитета по обороне, затраты на проведение эксперимента должны были составить в 2014 году 279,4 млн. руб., в 2015-м — 288,3 млн, в 2016-м — 324,9 млн.

Судя по всему, теперь деньги нашлись. Хотя и небольшие, так как, по словам Бурдинского, в первый набор попадут 5 тысяч военнослужащих, набранных из запаса.

В советские времена, когда армия в стране формировалась исключительно по призыву, мобилизационным резервом считалось практически все мужское население страны старше 18 лет. Отслужив в армии, мужчины отправлялись в запас, формируя тем самым мобилизационный резерв (женщины ряда профессий, например медики - врачи и медсестры, тоже считались военнообязанными). Благодаря этому СССР в угрожаемый период мог довольно быстро сформировать многомиллионную армию.

Периодически резервистов призвали на непродолжительные сборы, где выдавали военное обмундирование (как правило, старое, потому в армии за потрепанный внешний вид их прозвали партизанами). В течение нескольких недель, чаще всего в полевых лагерях, они вспоминали все, чему их когда-то учили в войсках. Однако в последние годы существования СССР такие сборы из-за отсутствия средств (а иногда их воровства) проводились все реже. Сборы резервистов все более стали походить на мужской отдых от семьи, сопровождавшийся обильными возлияниями.

Теперь, когда военная техника стала намного сложней, ее обслуживание требует большего профессионализма и подготовки, ставка делается на конрактников-профессионалов. Соответственно их подготовка в качестве резервистов требует иных подходов.

Планируется, что она будет выглядеть так: перед увольнением в запас солдат может подписать контракт, по которому он обязуется периодически проходить военные сборы, отличающиеся значительно более серьезной подготовкой от обычных сборов для военнослужащих запаса. Решение он должен принять исключительно по доброй воле. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок в три года, в дальнейшем контракт может быть возобновлен на срок в три года, пять лет или на меньший срок — до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Причем, для материального стимулирования резервистов планируются ежемесячные выплаты, которые, по некоторым данным, должны составить 5 - 8 тысяч рублей.

По словам Евгения Бурдинского, новую службу резервистов можно будет сравнить с израильским аналогом, но она будет выполнять несколько иные функции. Что-то похожее существует в США и Великобритании, где также подписывают контракт, обязывающий уволившихся в запас военнослужащих проходить регулярную переподготовку, за что им выплачивается небольшое денежное содержание.