Меню Рубрики

Работа в детском саду на логопункте. Организация работы логопункта в доу

Формирование правильной и чистой речи одна из важнейших задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь таким детям в условиях детского сада общеразвивающего вида. Занятия с детьми, имеющими нарушения речи, проводятся на логопункте ДОУ.

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи.

Целью работы логопункта в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям 5 - 7 лет.

Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

  • обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
  • изучение речевого развития детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
  • систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальным перспективным планом;
  • формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;
  • координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Для того чтобы подробнее описать специфику работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта, целесообразно сравнить данную форму организации коррекционной помощи с работой в логогруппе (специализированной логопедической группе, для детей с речевым заключением):

1) в логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек;

2) в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, дизартрия, дислалия и др.);

3) для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.;

4) логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны от 6-ти месяцев до 1,5 лет;

5) логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Исходя из условий работы с детьми на логопункте, эффективность коррекционной работы по исправлению нарушений речи зависит от совместных усилий логопеда и семьи!

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР;
  • ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - не резко выраженное общее недоразвитие речи.

Зачисление детей на логопедический пункт происходит на основании результатов диагностики устной речи (звукопроизношения) в начале учебного года (до 15 сентября).

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Индивидуальные и подгрупповые занятия - 2 раза в неделю.

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 15 минут. Подгрупповые до 20 минут.

Пожелания учителя-логопеда родителям

Подводя итог, необходимо отметить, что в одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся упражнениям и играм, заданиям которые рекомендует логопед. Задания усложняются при переходе ребенка в подготовительную к школе группу.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием. Большое внимание уделяется автоматизации и дифференциации, поставленных логопедом на занятиях звуков.

Порядина Ольга Вениаминовна, учитель-логопед

Место нахождения структурного подразделения (логопункта):

Российская Федерация, 184209, Мурманская область, город Апатиты, улица Ферсмана, дом 38а

Адрес электронной почты структурного подразделения (логопункта): нет

Положение о структурном подразделении (логопункте): (Открыть, PDF)

Для чего и зачем необходим логопедический пункт в детском саду?

Ещё ребёнок не появился на свет, а его речь уже постепенно начинает развиваться. При рождении этот процесс резко ускоряется. Задолго до появления первого слова происходит становление всей речевой системы. И главная роль в развитии речи, в первую очередь, принадлежит родителям. Очень важно вовремя заметить отставание и нарушения в развитии речи.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире.

Итак, возвращаюсь к вопросу, поставленному в начале: для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

Для чего? Обследовать воспитанников дошкольного образовательного учреждения для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Зачем? Организовать своевременную логопедическую помощь для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.

Логопедический пункт (сокращенно «Логопункт»)

Это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети, более младшего возраста, из средней группы, могут получить логопедическую помощь, только в виде консультаций в специально отведённое для этого время. В нашем детском саду – это понедельник, с 16-30 до 18-00.

Дети с каким диагнозом (логопедическим заключением) зачисляются на Логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР
  • общее недоразвитие речи - ОНР - третьего уровня речевого развития у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.

В каком режиме проходят занятия на Логопункте?

Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Частоту и продолжительность занятия с вашим ребёнком определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 25 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Сколько детей зачисляется на Логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев). Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, стоящий на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.

Логопед ведет работу по следующим направлениям:

  • общее коррекционное развитие;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • работа над связной речью;
  • дыхательная гимнастика;
  • постановка звуков;
  • устранение аграмматизмов в речи;
  • развитие слухового внимания детей;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  • своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста.

График работы Логопункта

Документы логопункта

  • Приказ об открытии логопедического пункта в МАДОУ детский сад №15 от 06.12.13 г. (Открыть, PDF)
  • Циклограмма учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год (Открыть, PDF)
  • Годовой план работы на 2019-2020 учебный год (Открыть, PDF)
  • Рабочая программа учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год (Открыть, PDF)
  • Договор об оказании коррекционно-логопедических услуг детям с нарушениями речи (Открыть, PDF)
  • Заявление на зачисление ребенка в логопедический пункт (Скачать, DOCX)

Консультации (для родителей)

  • О нормальном речевом развитии ребёнка (Открыть, PDF)
  • Ранние признаки нарушений развития речи (

Пермский областной институт повышения квалификации

работников образования

Примерное положение

г. Пермь 1998 г.

О типовом положении

“О логопедическом пункте при дошкольном

образовательном учреждении (ДОУ)”

Разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.

Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ, гарантированны возможности для получения логопедической помощи детьми, имеющими речевую патологию, обеспечены условия для их личностного развития, педагогической реабилитации.

Использована литература:

1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.

2. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М.: Просвещение, 1978.

3. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М.: КОГИТО-Центр, 1996.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. М., 1995.

5. Типовое положение о дошкольном учреждении и группах для детей с нарушениями речи. М., 1970.

6. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов. / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н./ – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

Примерное положение

“О логопедическом пункте при дошкольном

Образовательном учреждении (ДОУ)”.

I. Общее положение.

Настоящее положение регулирует работу дошкольных логопедических пунктов при ДОУ.

1. Логопункт при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста (3 – 7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Основными задачами логопункта являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

Возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.

3. Логопункт при ДОУ открывается органом управления образованием или ДОУ в зависимости от количества детей 3–7летнего возраста с речевой патологией.

При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при ДОУ”.

4. Органом управления образованием за логопунктом закрепляется определенное количество групп (открытие логопункта при городском ДОУ осуществляется при обследовании 8-10 групп; при сельском ДОУ должно быть обследовано 6-8 групп). В целях оказания эффективной логопедической помощи воспитанникам сельских ДОУ логопункты открываются:

При одном из ДОУ районного центра;

При одном из ДОУ районного центра с обязательным обслуживанием одного или нескольких сельских ДОУ, расположенных на расстоянии 3-5 км.

5. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения постоянно действующей медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: специалист из РОО, заведующий ДОУ, логопеды ДОУ, психолог. На МПК для зачисления ребенка необходимы те же документы, что и для зачисления в логопедическую группу. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости (приложение №1).

6. На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

II. Организация деятельности логопункта при ДОУ.

7. На логопункте при ДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

Своевременным обследованием детей;

Рациональным составлением расписаний (“сетки”) занятий;

Планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

Оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями (приложение № 2);

Совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (одновременно занимается не более 12 – 15 человек).

В территориях, где нет ДОУ с логопедическими группами, в порядке исключения логопункты комплектуются и с детьми с тяжелыми нарушениями речи (одновременно зачисляется не более 8 – 10 человек, сроком до 2-х лет, в зависимости от диагноза).

Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Комплектование групп и выпуск детей производится медико-педагогической комиссией, созданной при управлении образованием или ДОУ.

В ДОУ, где воспитание и обучение ведется на родном языке, на логопункт зачисляются воспитанники, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.

Срок коррекционной работы на логопункте при ДОУ – от 3 месяцев до 1 года при ФНР и ФФНР.

8. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по развитию речи и ФЭМП).

Занятие на логопункте сельского ДОУ в зависимости от местных условий может быть внесено в “сетку” занятий данного учреждения.

9. Темы групповых, индивидуальных занятий, а так же посещаемость детей фиксируется в журнале (приложение № 1). Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, администрация ДОУ.

10. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОУ.

11. Наряду с занятиями на логопункте, в группе выделяются в вечернее время специальный логочас для работы воспитателя с детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.

III. Участники образовательного процесса:

Ребенок;

Воспитатель;

Родитель;

Учитель-логопед.

12. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие дефектологическое или высшее педагогическое образование (фил.фак., пед.фак.) с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности “Логопедия” или стажировки. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

13. Учитель-логопед:

а) несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

б) оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям детей;

в) работает в тесном контакте с психологом ДОУ, логопедом, врачами-специалистами поликлиники и членами медико-педагогической комиссии;

г) информирует педагогические советы ДОУ о задачах, содержании и результатах работы на логопункте;

д) участвует в работе методических объединений логопедов ДОУ;

е) повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам;

ж) составляет ежегодный отчет по схеме:

2. Логопункт при ДОУ № ________________________________

3. Количество детей: обследовано ____________________ , из них с ФНР ______________ , с ФФНР _________________ , зачислено на логопункт _______________________________ .

4. Количество детей, выведенных в массовые группы (в школу) с чистой речью ______________________________________ .

5. Количество детей, оставленных для продолжения занятий (причина) ___________________________________________ .

6. Дидактический и наглядный материал, изготовленный в текущем учебном году.

7. Пропаганда логопедических занятий (работа логопеда с родителями, воспитателями).

8. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, подготовка вопросов на педсовет, МО и т.д.).

14. Для фиксирования коррекционного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:

Речевая карта на каждого ребенка;

Журнал движения детей, посещаемости занятий на логопункте;

Перспективный план работы на каждого ребенка на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы;

Общий план методической работы на год;

Ежедневные планы работы на каждого воспитанника;

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся в группе);

Расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующим ДОУ;

Паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий;

Копия отчета о проделанной работе за год.

15. На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте при ДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа на организационную и методическую работу.

IV. Руководство работой логопункта при ДОУ.

16. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется органом управления образованием, в ведении которого находится логопункт, а так же администрацией ДОУ, в штате которого имеется учитель-логопед.

V. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопункта.

17. Для логопункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв. м, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.

На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт. Логопункт обеспечивается оборудованием согласно приложению № 3.

18. Логопункт финансируется органом управления образованием или ДОУ, в ведении которого находится.

19. Учителю-логопеду, обслуживающему сельские ДОУ, находящиеся на расстоянии, выплачиваются денежные средства для оплаты командировочных расходов.

Журнал

движения и учета посещаемости

детей дошкольного возраста с нарушениями речи

на логопункте при ДОУ № ____ района.

1. В разделе “Движение детей” логопед фиксирует количество обследованных детей по форме:

Дата обсл

Логоп. заключ.

Зачислен в логоп. группу;

Зачислен на логопункт;

Поставлен на очередь (указать срок);

II. В разделе журнала “Сведения о родителях” логопед помещает список детей, зачисленных на логопункт в текущем учебном году по форме:

Список детей с указанием ДОУ, группы;

Ф.И.О. матери (отца), домашний адрес, телефон.

III. Список детей, зачисленных на логопункт:

IV. Для индивидуальных и подгрупповых занятий отводится по 3–4 страницы журнала.

На левой половине страницы вверху указывается № группы и логопедическое заключение, например “группа №2 с ФФНР”.

На правой половине страницы вверху указываются дни и часы работы с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 16.00 – 16.30.

В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной подгруппы или фамилии и имена детей, занимающихся индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии детей на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы указываются в соответствии с рабочим планом).

На страницах, отведенных для индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

На одной из последних страниц журнала отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования речи детей и в период каникул, например:

Оснащение и оборудование логопедического пункта

На дверях кабинета логопункта должно висеть расписание работы логопеда, например:

Логопедический кабинет

Время работы:

П-н, ср., пятн. – 8 – 12

Вт., четв. – 15 – 19

Ф.И.О. логопеда

В кабинете логопункта должно находится следующее оборудование:

1. Парты – столы по количеству детей. Подставки для карандашей и ручек. Пеналы с раздаточным материалом.

2. Классная доска, расположенная на уровне роста детей.

3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть около окна (или с дополнительным освещением).

5. Зеркало 9x12 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и несколько стульев.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

8. Фланелеграф или наборное полотно

9. Технические средства (магнитофон, фильмоскоп, проигрыватель и т.д.).

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка.

14. Стандартная таблица букв.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании детей.

16. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах или папках.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением).

18. Различные речевые игры.

19. Наборы цветных карандашей, фломастеров на каждого ребенка.

20. Методическая литература.

21. Настенные часы.

22. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Кабинет логопункта должен быть эстетично оформлен. Не рекомендуется вешать на стены эстампы, картины, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом.

Елена Беляева
Родительское собрание «Что такое логопункт?»

Здравствуйте уважаемые родители , меня зовут ФИО. Я Являюсь учителем-логопедом в данном дошкольном учреждении. В июне 2014г я закончила Нижегородский Педагогический Университет по специальности : логопедия с дополнительной специальностью дошкольная педагогика и психология.

Хотелось бы вам рассказать, что такое логопункт .

ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПУНКТ ?

Логопедический пункт – это место , где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу. На сегодняшний день не в каждом детском саду есть логопедическая группа или логопункт , где дети могут получить своевременную помощь логопеда . У нас в детском саду такая помощь оказывается, что позволяет нашему учреждению наиболее эффективно решать задачи всестороннего развития детей.

КАКИХ ДЕТЕЙ БЕРУТ НА ЛОГОПУНКТ ?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут всех детей детского сада, нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году .

На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда , ставятся на очередь.

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями :

1. Нарушение произношения отдельных звуков – отсутствие звуков (рыба-ыба; луна – уна, замены (рука-лука; заяц-саяц, искажения звуков (ципленок – тсыпленок)

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР, т. е. нарушение фонематического слуха (распознавания речевых звуков – чаще всего когда дети не слышат разницы между очень похожими звуками – дом-том; коса-коза) и нарушения звукопроизношения

ДОКУМЕНТЫ

В феврале- марте, будет проводится обследование детей средней группы, в результате которого, будут отобраны дети, которым требуется зачисление на логопункт . Для зачисления ребенка на логопункт требуется пройти осмотр врачей : стоматолога, психоневролога и отоларинголога, а так же сделать выписку из истории болезни. Для этого я вам выдаю направление, образец которого представлен на экране. Направление будет выдано в мае, сдать его в обязательном порядке всем нужно до 20 августа. Без обследования врачей, зачисление ребенка на логопункт производится не будет.

СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ЗАЧИСЛЯЕТСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ ?

Общее количество детей для логопедической работы в течение года в детском саду составляет 25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система.

КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТЬСЯ НА ЛОГОПУНКТЕ ?

1. Групповые 2 раза в неделю.

2. Индивидуальные 2-3 раза в неделю.

Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Что нужно для занятий?

для занятий и написания домашних заданий, я прошу, чтобы у каждого ребенка была папка-скоросшиватель и тетрадь 48 листов, а так же чистый носовой платочек. (показ образцов папок и тетрадей, разъяснение)

Объяснение оформления тетрадей и папок

ЧТО ДЕЛАЕТ ЛОГОПЕД НА ЛОГОПУНКТЕ ?

В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет работу по следующим направлениям :

1. Коррекция звукопроизношения - это постановка и автоматизация звуков. (Выработка правильных движений губ, языка)

2. Формирование фонематических процессов – обучение распознаванию речевых звуков, четко на слух определять каждый звук родного языка.

Обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий языка являются параллельными задачами, которые решаются совместно воспитателем на занятиях по развитию речи, логопедом на групповых занятиях.

Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно

VI. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям :

– формирование точных движений языка, губ, щек;

– формирование направленной воздушной струи;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие фонематического слуха;

– отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука.

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука в слогах, словах и фразах. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (РА-РО-РУ-РЫ; РАМА,РАК,РАДУГА; Рома и Рита разрезали арбуз.)

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает смешивать правильное произношения звука с неправильным, т. е. например ребенок до начала работы с логопедом заменял звук Р , на звук Л, он может сказать : Ехал Глека челез реку, видит Глека в реке рак. Т. Е. ребенок соскальзывает с правильной артикуляции на неправильную, тогда проводиться работа по разграничению этих звуков на слух и по артикуляции.

Убедительная просьба, когда я пишу в тетради, что идет этап автоматизации и дифференциации звука исправлять детей в свободной речи.

ПОЧЕМУ ЛОГОПЕДУ НУЖНА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ?

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело . Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей , и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей ! Они должны выполнять все рекомендации логопеда , регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.

Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс более эффективным, поскольку

1. Уменьшается срок коррекции речевых нарушений

2. Более прочно закрепляются полученные навыки

3. Весь процесс коррекции проходит для ребенка легко

ЧЕМ ЛОГОПУНКТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ?

Можно назвать несколько основных отличий :

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада . Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах и группах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 16 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются до 20 человек

В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями.

-Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

На логопункте дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада или группы . Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу .

Что же касается программыВ логопедической группе – в коррекционную программу встроена общеразвивающая.

На логопункте – в общеразвивающую программу встроена коррекционная.

Логопедический кружок

Так же на базе нашего учреждения функционирует логопедический кружок , в котором проходят занятия с детьми стершей и подготовительной группы. В этом году занятия проходят в понедельник и четверг во второй половине дня. Здесь проходят занятия по усвоению детьми элементов грамоты. Мы постепенно проходим звуки и буквы, учимся их писать, а так же складывать в слоги, а далее в слова, различаем гласные и согласные звуки, звонкие и глухие. Учимся звуковому анализу и синтезу слов (дети самостоятельно определяют последовательность звуков в слове) .

Спасибо за внимание!

– детский сад № 000

Старший воспитатель ГОУ Центр развития ребенка – детский сад № 000

Заведующая ГОУ Центр развития ребенка – детский сад № 000

Логопедическая работа в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Наш детский сад с является городской экспериментальной площадкой по теме «Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство». Научным руководителем эксперимента является доктор психологических наук, профессор специальной педагогики и специальной психологии.

Часто родители задают вопрос: «Что такое логопедический пункт?». В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты, такой логопункт есть и в нашем детском саду. Должность учителя-логопеда вводится в штатное расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста, на основании решения коллегии Московского комитета образования от 01.01.2001 г. № 6/2. Работа учителя - логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения. График работы и расписание занятий утверждается заведующей дошкольным образовательным учреждением. Список детей на оказание логопедической помощи детям составляется в мае, утверждается заведующей детским садом, заведующей детской городской поликлиникой и логопедом.


Целью работы логопункта в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 4лет 6 месяцев до 7 лет. В начале учебного года работа учителя - логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 3-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 25 человек. Список детей утверждается психолого - медико-педагогической комиссией.

В первую очередь в список включаются дети шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются дети пятилетнего возраста.

Работа учителя-логопеда общеобразовательного учреждения по своей структуре и функциональным обязанностям отличается от работы учителя-логопеда логопедического детского сада. Так, логопедические занятия не входят в расписание занятий группы, а идут параллельно педагогическому процессу. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (2.4.1.2660-10).

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия, а также малыми подгруппами (2 ребенка).

Логопедическая работа на логопункте имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям со сложными нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах), так как дети с речевыми нарушениями получают логопедическую помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического детского сада. Поэтому родителям детей со сложными нарушениями (общее недоразвитие речи, фонетико – фонема тическое нарушения речи, дизартрические расстройства) учитель - логопед даёт рекомендации о переводе ребёнка в учреждение, в котором функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения. Поступая в школу, эти дети составляют группу риска, которая определяет их дальнейшую ступень обучения, социальной адаптации и изменения личности на пути развития « ребёнок – подросток – взрослый». Осознание ребёнком своих особенностей может стать результатом его неуверенности, мешать учиться, в полной мере раскрыть собственные способности и интеллектуальные возможности.

Основными задачами, которые решает учитель-логопед в своей работе на логопункте, являются:

v формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

v коррекция нарушений звукопроизношения;

v своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

v привитие детям навыков коммуникативного общения;


v просветительская и консультативная работа педагогов государственного образовательного учреждения по формированию речевого развития детей.

В настоящее время нет коррекционной программы для логопунктов, поэтому опорой в работе являются классические методики (,) и владение современными технологиями (,). Диагностика, коррекция и профилактика должны рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций.

Для полноценного развития ребёнка, его речевой компетентности нужна последовательная система в работе всех специалистов педагогического процесса и родителей. В этой связи одной из главных задач дошкольного логопункта становится организация взаимодействия с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.

Для улучшения речевой ситуации в группах, я использую в работе с воспитателями такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказываю практическую помощь в планировании работы по развитию речи детей, составляю наглядные материалы, памятки, советы по подбору речевого материала для праздников. Например, ребёнку подбирается стихотворение с наименьшим использованием неправильно произносимых звуков, и звуков, находящихся на этапе автоматизации.

Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы большое значение играет сотрудничество с педагогом-психологом, который помогает осуществить поставленную задачу. Таким образом, воспитатели получают рекомендации от двух специалистов, имеющих одну цель.

Как родители, так и воспитатели групп раннего возраста в нашем детском саду не остаются без внимания и получают практическую и теоретическую помощь по предупреждению речевых нарушений у детей. Советы и рекомендации учителя-логопеда я оформляю в виде буклетов , памяток, где размещаю подбор комплексов упражнений и игр, способствующих своевременному речевому развитию.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. Они принимают участие в коррекционно – педагогическом процессе, выполняя советы и рекомендации учителя - логопеда, понимая их значимость. В нашем детском саду работа с родителями проводится в разных формах: индивидуальные беседы, анкетирование, консультирование, родительские собрания, оформление информационных логопедических уголков, выпуск буклетов с рекомендациями, памятками и информационными «Страничками логопеда», выступления на родительских собраниях, практические совместные занятия детей и родителей.

Например, как для родителей, так и для педагогов я в своей работе использую памятки, которые помогают воспитателям в работе и информируют родителей о закономерностях развития речи детей.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

« Ребёнок учится родному языку подражая,

слушая, наблюдая и трогая руками»

v Помните, речь взрослого является образцом для ребёнка.

Многие слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить. При разговоре с малышом следите за правильностью своей речи, говорите с ним не торопясь, чётко произносите все звуки и слова спокойным,

приветливым тоном.

В общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукопроизношения, сюсюкать. В результате неправильной речи взрослого малыш будет пропускать звуки, «проглатывать» окончания.

v Не заставляйте ребёнка произносить сложный для него речевой материал. Это может привести к заиканию.

Не нагружайте своего малыша сложными и не понятными для него словами, не заучивайте сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, не учите правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности аппарата ему ещё не доступны.

v Помните, что ваш ребёнок единственный и неповторимый, любите его таким, каков он есть. Не относитесь к его проблемам свысока.

Не следует передразнивать ребёнка, смеяться над тем как он говорит. От такой реакции взрослого ребёнок замкнётся. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил слово за взрослым.

Во время высказывания не перебивайте ребёнка, надо дать ему возможность высказать свои мысли, а затем, запомнив неточности в его речи, указать на ошибки (дать правильный образец) тактично, в доброжелательном тоне.

v Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.

Не уклоняйтесь от вопросов, задаваемых ребёнком, будьте внимательны к нему. Не отталкивайте его своим резким ответом или молчанием, иначе он замкнётся и больше ни о чём не спросит. Детские вопросы подсказывают Вам, что ребёнок открыт для общения.

Взрослые должны быть готовы к тому, что придётся отвечать на один и тот же вопрос неоднократно. Будьте терпеливы, объясняя одно и то же, настойчиво двигаясь к намеченной цели. Помогите ребёнку так, чтобы ваши подсказки побуждали его к собственному решению.

Если не можете ответить сейчас, пообещайте, что сделаете это в другой раз.

v Покажите ребёнку «Мир вокруг».

Разговаривайте с вашим малышом, когда находитесь рядом с ним обо всём, что его окружает. Общаясь с ребёнком, Вы вносите ясность в его впечатления, уточняете значения слов.

Ребёнок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда Вы слушаете его, общаетесь с ним, разговариваете.

Регулярно читайте малышу книги, рассматривайте картинки. Наполняйте его жизнь новыми впечатлениями! И он своим развитием будет только радовать Вас.

v Играйте с вашим ребёнком, в игре развивается речь.

Предоставьте ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и чувствовать различные элементы окружающего мира.

Список используемой литературы:

1.Положение об организации работы учителя – логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп (пояснительная записка). Утверждено на заседании дефектологов г. Москвы на основании решения Московского комитета образования от 01.01.2001 г.

2.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении положения о психолого - медико-педагогической комиссии» от 01.01.2001 г. № 95.