Меню Рубрики

Проект на тему лес наш друг. Учебный проект "лес - наш друг"

Окружающий мир

Тема: проект «Лес - наш друг»

Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; ссоставлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта.

В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

II. Формулирование темы и целей урока.

Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Лес - наш друг». Учитель просит вспомнить особенности проектной деятельности. (Дети перечисляют)

Учитель говорит об отличиях проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей у участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.

В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения на группы.

На доске план:

Действия в группе

    Обсуждение задания (коллективно).

    Выполнение практического задания («экспериментаторы»).

    Оформление задания («иллюстраторы»).

    Формулирование выводов («аналитики»).

    Применение результатов («исследователи»).

Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

Учитель предлагает детям обсудить цели урока.

В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.

III. Подготовительный этап.

    Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма».

(«Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта.»

В результате на доске появляется заготовкас основными разделами проекта.

    Распределение заданий.

IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Для выполнения практических задаий использовали материал альбома-задачника

Работа проводится в группах.

Дети работают с большой степенью самостоятельности, учитель оказывает индивидуальную помощь.

    Раздел «Виды леса»

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на две группы. «Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов. «Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

    Раздел «Обитатели леса»

Дети получают заготовку для аппликации из серии «Что где растет, кто где живет?» и набор предметных картинок к этой заготовке.

«Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса.

«Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.

«Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома.

«Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома.

    Раздел «Значение леса в жизни людей»

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?»

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома.

«Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.

«Испытатели» составляют текст сообщения.

    Раздел «Правила поведения в лесу»

Дети получают набор карточек, состоящих из двух групп:

1) условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу;

2)словесные формулировки правил поведения в лесу.

Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес. «Экспериментаторы» раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача - по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на природу.

«Испытатели» готовят сообщения по материалам работы группы.

5 Раздел «Что полезно, а что вредно».

Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.

«Экспериментаторы» создают две группы по названием «Съедобные грибы и растения» и «опасные грибы и растения».

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» находят признаки, по которым можно спутать растения и грибы этих двух групп.

«Испытатели» готовят сообщение

    Раздел «Красная книга»

Среди предложенных фотографий и рисунков с изображением животных дети должны найти тех, которые занесены в Красную книгу.

«Экспериментаторы» отбирают нужные фотографии и рисунки.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Аналитики» и «Испытатели» в этой группе представлены одними и теми же детьми. Они говорят сообщение с использованием заранее подготовленного материала.

V. Испытание всего проекта.

Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес - наш друг»

«Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.

VI. Самоанализ проектной деятельности

Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

VII Итоги урока.

Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта.

Вера Москалёва
Экологический проект «Лес - наш дом»

Берегите, ребята природу,

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа - надёжный наш друг.

Актуальность проекта :

несформированность у детей представлений о том, что лес-это «дом» ; о неразрывной связи человека и природы.

Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность!

Давайте, сохраним наши леса!

Цели проекта :

углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять родную природу;

формировать у детей представлений о том, что лес это – «дом» , сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга) ;

о том, человек и природа не могут существовать друг без друга;

донести до сознания детей, что лес – наше богатство.

Задачи проекта :

Формировать у детей представление о лесе;

Развивать познавательные и творческие способности детей;

Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.

Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение

анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитывать бережное отношение к растительности леса к его жителям.

Участники проекта :

воспитатель, музыкальный руководитель

дети 4-5 лет,

родители.

Вид проекта

информационно - познавательный,

познавательно-исследовательский,

творческий,

Сроки реализации проекта : долгосрочный (с 13.03-13.04.2017года)

Формы и методы реализации проекта :

ОД, игры – путешествия и исследования, наблюдения, подвижные и дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и альбомов.

Этапы проекта : проект «включает» три основных этапа :

1-й – подготовительный; постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2-й – основной (исследовательский) : поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – заключительный (обобщающий) обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты :

сформировать представление о лесе, как сообществе растений и животных : неразрывной связи человека и природы;

сформировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;.

ответственное отношение детей к окружающей среде;

вовлечение в творческую деятельность каждого ребёнка;

развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков взаимодействия и сотрудничества.

I. Подготовительный этап проекта .

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов

исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Работа с родителями

Беседа с детьми о лесе

выявление уровня знаний детей о лесе, как о сообществе растений и животных.

Изготовление дидактических игр,

Экологических знаков «Чего не следует делать в лесу»

Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта .

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта

II. Основной этап

План мероприятий

Образовательная область Мероприятие Задачи

Физическая культура

Безопасность

Здоровье Подвижные игры :

«Кто быстрее соберёт грибы (ягоды) », «Деревья - кустики» , «Медведи и пчелы» , «Бездомный заяц» , «Птичка в гнездышке» , «Беги к тому, что назову» , «У медведя во бору» . Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость;

Выполнять движения по сигналу воспитателя;

Четко ориентироваться при нахождении своей пары.

Закрепить представление о необходимости заботиться, о своем здоровье с детства.

Социализация

Развитие игровой деятельности Дидактические и настольно - печатные игры :

«Съедобное - несъедобное»

«Найди дерево по описанию»

«Четвертый лишний» , «Наоборот» , «Чем домик?» , «Чьи следы?» , «Сложи птичку» , «Узнай по контору» , «Что растёт в лесу,

что в огороде?

Сюжетно-ролевая игра :

"Путешествие в лес»

«Магазин»

Строители

«Зоопарк» ,

«Больница» : сюжет «На приеме у ветеринара»

Пальчиковые игры : «Грибник» , «Собираем листики» , «Дикие животные» , «Сколько птиц в кормушке нашей прилетело?» Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление; классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения) .

Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом.

Познавательное развитие

Беседы :

«Что такое лес» .

«Какую пользу приносит лес»

«Научитесь беречь лес»

«Какие звери живут в лесу»

«Лекарственные растения леса»

Рассматривание альбома :

«Лекарственные травы»

Рассматривание плакатов : «Как лесник заботится о лесе» , «Кому нужны деревья в лесу» , «Зачем люди ходят в лес» , «Этого не следует делать в лесу» .

«Экскурсия в весенний лес»

Наблюдение : за березой весной, за насекомыми (ранней весной, почками на деревьях, травянистыми растениями.

Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные) . Учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений. Формировать обобщенное представление о том, что в лесу все нужны друг другу. Воспитывать интерес к жизни лесных растений и животных, желание знать пра-вила поведения в лесу и выполнять их.

Сформировать представления об весенних изменениях в живой природе, в жизни растений и птиц в связи с приходом весны. Воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; воспитывать бережное отношение к природе.

Развитие речи

Чтение художественной литературы

Чтение с детьми произведений

К. Чуковский «Чудо- дерево» ,

М. Пришвин «Этажи леса»

И. Гурина

«Приключение медвежонка»

«Рассказы и сказки по экологии » (картотека)

Русские народные сказки :

«Заяц- хваста» , «Лисичка- сестричка и серый волк»

Заучивание потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Загадки о лесе. Загадки о лесных животных, насекомых и птицах

Чтение стихов

С. Михалкова «Птичья столовая»

В. Кудлачев «В лесу»

А. Прокофьев «Наш лесок»

Познакомить детей с художественной литературой по теме проекта . Расширять кругозор детей на примере художественных произведений и их героев. Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному. Воспитывать бережное отношение к природе. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация

«Грибная полянка»

(коллективная работа)

Лепка :

«Лесные звери»

Рисование (кляксография)

«Весеннее дерево» »

Художественное конструирование

«Лесные ягоды» Учить выделять части гриба по геометрическим формам (ножка - овал, шляпка - полукруг) ; учить преобразовы-вать форму, разрезаю круг на полукруги; формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа; закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем. развивать чувство формы, композиции;

Познакомить детей с несколькими приемами лепки животных, воспитывать у детей интерес к животным, развивать любознательность, уметь передавать

характерные признаки животных, учить контролировать свои действия при лепке.

Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что дерево - живой организм. Продолжать, уточнять представление детей о деревьях; Развивать творческие способности детей через знакомство с нетрадиционными методами рисования.

Систематизировать знания детей о лесных ягодах; научить их делать из бумаги.

Приобщение к искусству. Рассматривание репродукции картин :

И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору» ,

И. И. Левитан «Березовая роща» ;

В. М. Васнецов «Дубы» Учить рассматривать картины через отдельные детали, активировать словарь, развивать творческое воображе-ние, умение высказывать словами свои ощущения; воспитывать интерес к живописи, прививать эстетический вкус.

Музыка Слушание музыкальных произведений :

Джакомо Пуччини «Вечерний лес»

К. Сен-Санс. «Карнавал животных»

П. Чайковский «Времена года. Апрель»

Вивальди «Времена года. Весна» Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.

Работа с родителями

Правильное отношение к природе начинается в семье. Консультация для родителей

3 этап Обобщающий

Открытый показ ОД «Путешествие в лес»

Открытый показ экологического спектакля «Лесная аптека»

Выставка рисунков «Лес – глазами детей»

Используемая литература.

Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры » .

Шорыгина «Беседа о лесе»

Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. –

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г.

Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва : Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В.

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с

Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя : сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя) .

Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва : Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

Статьи из журналов

Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию » - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.

Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

Никифорова, О. А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.

Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.

Экологические игры

Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С. 10-12.

Берестнева, Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 48-52.

Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.

Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54.

«Проектно-исследовательская работа «Лес – мой друг» Работу выполнила: Петрова Алина Николаевна, ученица 1 «А» класса Научный руководитель: ...»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №140» Советского района г. Казани

Проектно-исследовательская работа

«Лес – мой друг»

Работу выполнила:

Петрова Алина Николаевна,

ученица 1 «А» класса

МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

Научный руководитель:

Пахомова Надежда Владимировна,

учитель I квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

Казань 2016

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Что такое лес ………………………………………………………………… 4

2. Значение леса для человека ………………………………………………… 5

3. Меры по сохранению лесов …………………………………………............ 8 Заключение …………………………………………………………………........... 11 Список литературы ……………………………………………………………….. 12 Введение Актуальность темы. Леса выступают в роли одного из главных природных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Они нормализуют газовый состав атмосферы, очищают воду, защищают все живое от радиоактивной пыли, имеют большое рекреационное значение, а также являются источником получения из него сырьевых ресурсов (древесина, живица, семена, ягоды, лекарственные растения и пр.). Лес – это важнейший компонент биосферы, сохраняющий в природе биологическое разнообразие и равновесие.

Леса очень часто страдают от пожаров, которые наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы.


Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Кроме этого, лес испытывает на себе очень большое влияние со стороны людей. Посещая лес, люди небрежно обращаются с ним, иногда даже по-браконьерски. Они ломают ветки, рубят деревья для того, чтобы устанавливать палатки, засоряют лес различными отходами. В результате этого лес превратился в объект, нуждающийся в неотложной помощи.

Наша республика относится к малолесным регионам (лесистость региона составляет 17%), и поэтому проблема сохранения и восстановления лесов для нее является актуальной . Люди не должны забывать, что лес - наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда.

Целью исследования является формирование представления о лесе и его значении для человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить информацию о лесе;

Определить значение леса в жизни человека;

Предложить меры по сохранению и восстановлению лесов.

–  –  –

Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров.

Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей.

Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Учеными установлено, что в воздухе лесов содержится много легких (отрицательных) ионов, которые характеризуют чистоту воздуха. Возникновению легких ионов способствуют практически все древесные породы и в итоге в лесном воздухе степень ионизации кислорода до 10 раз выше в сравнении с городским воздухом . Отрицательно ионизированный воздух оказывает благотворное влияние на организм, улучшая самочувствие, повышая общий тонус и работоспособность. Отмечено, что среди населения, проживающего в микрорайонах с загрязненным воздухом, заболеваемость органов дыхания чуть ли не вдвое выше, чем в микрорайонах с чистым воздухом .

2. Значение леса для человека

Роль леса в жизни человека очень велика. Мы выделили следующие основные направления использования леса человеком:

Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд);

Строительный материал;

Источник энергии (дрова);

Сырьё для производства (производство бумаги);

Регулятор природных процессов.

Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник различных материальных благ. Почти все, что растет в лесу, можно использовать в пищу – грибы, ягоды, орехи; лесную дичь и животных также человек употребляет в пищу (Рис. 1, 2). Лес богат лекарственными растениями, которые используют в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.

Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.

Рисунок 1 – Урожай ягод Рисунок 2 – Белые грибы Современными исследованиями установлена различная степень влияния на здоровье человека разных типов насаждений и биологически активных компонентов лесной среды, в том числе и аэроионов, недостаток которых способствует повышенной утомляемости, подавленности и даже смертности людей, страдающих болезнями сердца и легких . Многие санатории, здравницы и базы отдыха располагаются именно в лесу. Это связано с благотворным влиянием леса на здоровье людей и с его живописностью (Рис. 3).

Рисунок 3 – Живописный лесной ландшафт

Как уже мы говорили, лес – это «легкие» нашей планеты. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны очищать атмосферный воздух от сажи, пыли и других твердых частиц. Наибольшей улавливающей способностью обладают деревья и кустарники с шершавыми листьями, такие как вяз, рябина, бузина и др. Известно, что один квадратный метр площади листовой пластинки задерживает до 10 г пыли.

Поэтому под пологом леса воздух всегда чище, в нем в среднем содержится на 42% меньше пылевых частиц. В результате в течение года кронами 1 га елового леса задерживается до 30 т пыли, сосны – до 39 т, вяза – до 43 т. Лес является превосходным биологическим фильтром воздуха. Общеизвестна газоочищающая способность древесных растений, то есть способность растений сохранять свою жизнеспособность в условиях загрязнения атмосферного воздуха. Эта способность достигает максимума в средневозрастных насаждениях, 1 га которых способен в течение вегетационного периода поглотить до 400 кг сернистого газа, до 100 кг хлоридов . Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах фитонциды оказывают положительное действие на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.

Фитонциды играют большую роль в борьбе с возбудителями инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов таких возбудителей намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м3 воздуха в кедровом лесу содержится до 700 единиц микроорганизмов .

Очень важна микроклиматическая роль леса.

Древесные и травянистые растения обладают умеряющим тепло свойствами. В летний жаркий день температура воздуха в лесу на несколько градусов ниже, чем в городе. Освежающий эффект одного взрослого дерева соответствует эффекту от действия нескольких кондиционеров в комнатных условиях. В зимний период, наоборот, в лесу теплее в сравнении с открытым местом до 0,5 градуса, что связано напрямую со снижением и даже отсутствием движения воздуха под пологом леса даже в обезлиственном состоянии .

Социальное, или культурное значение леса, так же важно, как и другие.

Близость леса к населенным пунктам в большой степени определяет деятельность местных жителей. Дереводобыча или охотничий промысел становятся, чуть ли не основными занятиями жителей села.

Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

3. Меры по сохранению лесов

Как мы выяснили, лес играет неоценимую роль в жизни человека, и поэтому человек должен заботиться о нем. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения животного и растительного мира для будущих поколений. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, которые охраняются законом. Например, в Татарстане есть Волжско-Камский заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама» (Рис. 4, 5).

Рисунок 4 - Волжско-Камский заповедник

Рисунок 5 - Национальный парк «Нижняя Кама»

Какие же меры необходимо принимать для того, чтобы наши леса существовали благополучно? Каждый человек может помочь лесу, если он будет следить за чистотой в лесу, не сорить. Не стоит забывать, что лес – это не свалка, а место, где живут растения и животные, для которых лес является домом и в нем должно быть чисто. Приходя в лес, не надо разжигать костер. На месте, где был костер, в последующие несколько лет не растет трава. К тому же костёр может привести к возникновению лесного пожара, от которого пострадают растения и животные.

Прогуливаясь по лесу, необходимо соблюдать в нем тишину: нельзя кричать и включать музыку. Шум отпугивает птиц и животных, и они могут покинуть свои дома. Ни в коем случае нельзя трогать в лесу птичьи гнезда. Если побеспокоить птицу, которая высиживает птенчиков, она может бросить гнездо и улететь, тогда ее маленькие птенчики погибнут. Также нельзя трогать в лесу муравейники. Муравьи – большие труженики, они по хвоинке строят свой дом и их труд надо уважать. К тому же, муравьи являются санитарами леса, они регулируют численность насекомых-вредителей. Лесные растения, как и животные, также требуют бережного отношения к себе. Можно прогуливаясь по лесу просто любоваться ими и фотографировать. Сорванные цветы не дадут семян, и тогда мы больше не сможем любоваться их красивым цветением. Ломая ветки деревьев и кустарников, люди не задумываются о том, какой вред они наносят им. Любое механическое повреждение способствует заражению их насекомыми-вредителями. Поэтому нужно помнить, что ломать ветки нельзя!

Еще хотелось бы отметить, что в лесу надо ходить только по организованным тропинкам. Вытаптывание почвы приводит к ее уплотнению. В результате этого к корням деревьев поступает мало кислорода, который так необходим для их дыхания.

После пожаров и неблагоприятных погодных условий леса теряют большие площади, а потребность общества в древесине растет. Поэтому необходимо принимать меры по восстановлению и повышению продуктивности лесов.

Для того чтобы восполнить утраченные лесные площади, нужно большое количество саженцев различных пород деревьев. Саженцы выращивают в лесных питомниках, а затем пересаживают их на лесные площади. Это длительный процесс. Но современные достижения науки позволяют сделать этот процесс более коротким. Этим занимаются ученые в области биотехнологии. Благодаря их усилиям можно за короткий срок вырастить большое количество саженцев разных пород деревьев. Такие деревья растут гораздо быстрее, что является выгодным для лесного хозяйства. У нас в Татарстане это направление стало развиваться .

–  –  –

Таким образом, изучив информацию о лесе, о его значении для человека и предложив меры по сохранению и восстановлению лесных насаждений, мы считаем, что выбранная нами тема полностью раскрыта. Забота о лесе дело каждого из нас – от взрослого до ребенка.

Список литературы

1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебно-методическое для студ. очного, вечернего и заочного обучения / В.А. Агальцова. - М.:

2. «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010.

3. Парамонов, Е.Г. Основы лесоводства и лесопаркового хозяйства:

учебное пособие / Е.Г. Парамонов, А.А. Маленко. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 170 с.

4. Петрова, Г.А. Использование методов биотехнологии для получения здорового посадочного материала осины (Populus tremula L.) в условиях Республики Татарстан: автореф. дис. … канд. с.-х. наук / Г.А. Петрова. – М., 2011. – 24 с.

5. http://www.happy-giraffe.ru/community/33/forum/post/17122/

Похожие работы:

«УДК 378.2 Везиров Тимур Гаджиевич доктор педагогических наук. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] Гузуева Элина Руслановна ассистент. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] VezirovTimurGadzhievic...»

«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКОЕ И НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ С...» Физического Воспитания и Спорта, Республики Молдова Аннотация. Дидактический портфель учителя физического воспитания предс...»

«Справка по итогам проверки подготовки обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году Сроки проведения: декабрь – январь 2014-2015 учебного года. Цель: 1. Контроль выполнения плана работы школы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.2. Контроль качества по...»

«Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет "Доброе утро!" Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальц...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Учебный проект «Лес – наш друг»

Цель: Создание условий для вовлечения каждого участника в активный познавательный процесс, для стимуляции его самостоятельности и потребности в самореализации и самовыражении.

1. Погружение в проект .

Экологическая сказка. Звучит музыка леса. Дети читают слова.

Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную зелёную чащу, и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!

Лесодраки тянут руки к гнезду за яйцами.

Встреча лесодругов и лесодраков.

Что вы делаете? Гнёзда нельзя разорять! Птиц не станет!

Из-за трёх яиц?

Если возьмёте яйца, мама будущих птенцов улетит и больше в наш лес не вернётся. А не будет птиц – засохнут деревья, и лес умрёт.

Кто вы?

Мы – лесодруги. А вы кто?

Лесодраки.

Почему же вы безобразничаете в лесу?

В нашем «чёрном» лесу все так веселятся: гнёзда разоряют, из рогаток стреляют, муравейники расшвыривают, у бабочек крылья отрывают.

Вот почему вы свой лес называете «чёрным». Вы же все лесные правила нарушили. Неужели вам такой лес нравится?

Не нравится. Нет в нём зелени, цветов, головёшки от костров под ногами, тпицы не чирикают зверей не видно. А мы ягод хотим, грибов.

А хотите измениться сами и изменить свой лес?

А получится? Мы же лесодраки.

Ребята, давайте пригласим лесодрак принять участие в проекте «Лес – наш друг». Подумаем, что о лесе расскажем им.

/ Правила поведения в лесу, о значении леса,

о животных, растениях, о Красной книге/

2. Планирующий этап.

Мы постараемся ответить на вопрос, почему лес называют другом человека и убедить лесодрак относиться к природе так: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»

Основные разделы проекта.

/Открываю/

/Читаем/

Сегодня мы продолжим учиться работать в группах. У каждого в группе своя обязанность. Вспомните, какие основные правила необходимо соблюдать, работая в коллективе?

/Работать дружно, уметь слушать другого человека,

помогать друг другу./

Верно. Каждая группа готовит к представлению свой раздел. На столах всё необходимое: страница альбома, рабочие материалы, наглядность и планы работы. Какие качества помогут вам успешно справиться со всеми заданиями?

/Внимание, ответственность, сосредоточенность./

3. Разработка проекта.

Итак, каждый из вас выполняет важную задачу: славит чудо из чудес, красу Земли, зелёный лес!

4. Испытание проекта.

Итак, 1 страница альбома – «Виды леса».

1-я группа

1). Лес – это огромное богатство нашей родины и нашего края. Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. Листья хвойных деревьев имеют форму длинных, тонких иголочек. Большинство хвойных сохраняют иголки в течение всего года, постоянно образуя новые. Вот почему они всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся ель, сосна, пихта. У ели иголки отделены друг от друга. А вот иголки сосны соединены вместе по 2-3 или 5. Семена хвойных спрятаны в шишках.

Лиственные деревья легко узнать. Одни имеют обширную крону, другие вытянуты вверх. Листовая пластина, почки, плоды - признаки лиственных деревьев. Они сбрасывают листву осенью. Лиственные деревья, которые часто встречаются в лесу: дуб, берёза, клён, липа, осина.

Задание 2.

Показывают нужный рисунок указкой и рассказывают текст.

1. Это весёлый, пронизанный светом, березняк. Густая трава, цветы. По белым стволам берёз, по их глянцевым листьям бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга.

2. В сосновом бору светло, сухо. Под ногами – густой мох. В борах много ягод – черники, брусники. Сосны покачивают головами так высоко, что кажется, вот-вот заденут за облако.

3. А вот дубрава. Дубы стоят друг от друга далеко. Под коренастыми дубами – тень, на полянках – свет. В тени мало растительности, зато на солнечных полянках и высокая трава, и густые кусты. Птице и зверю здесь раздолье.

4. Вот еловый лес. Полумрак. Кругом мягкий ковёр из хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, свистнет рябчик – и снова тишина. Белки, дятлы, клёсты ловко расправляются с твёрдыми шишками. Для них еловые семена - самая лакомая еда.

2 страница альбома – «Обитатели леса».

2 группа

Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом – свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно связаны между собой и с окружающим миром.

Под землёй корни трав, кустарников, деревьев сплетаются с грибницей. Здесь, под землёй, находятся дома у мышей, кротов, барсуков. в этом подземелье живут земляные черви. они рыхлят почву.

На поверхности земли растёт мох и травянистые растения: ландыш, папоротник, лопух, кислица, кустарнички земляники.

Прямо в траве вьют гнёзда соловьи, строят дома муравьи, живут ящерицы, ежи, роют норы лисы.

Следующий этаж – это кустарники: верба, шиповник, малина, калина. Здесь вьют свои гнёзда дрозды.

Верхний этаж – это деревья. В их стволах делают дупла белки, дятлы, синички, совы. На самых высоких деревьях – гнёзда хищных птиц: ястребов, орлов.

Летом все этажи леса заселены. А сколько же в лесу насекомых: муравьи, кузнечики, бабочки, осы.

Молодцы!

Есть и специальная книга, которая называется «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Её обложка цвета опасности, красная, отсюда и название «Красная книга». В неё внесены те животные и растения, которых на Земле осталось мало, мол охраняйте, люди, оберегайте, а если надо, то и помогайте им!

3 страница альбома – «Значение леса в жизни людей».

3 группа

Задание 1.

Лес – это наш зелёный друг. Это – «лёгкие» планеты. Лес очищает воздух и обогащает его кислородом. Лесной воздух целебный, поэтому часто санатории размещают в лесу. Лес – украшение Земли. В лесу у нас всегда хорошее настроение. Лес – хранитель влаги. Лес – это родной дом для животных. Лес – это кладовая грибов, ягод, орехов, лекарственных растений. Лес – источник древесины, из которой изготавливают бумагу, мебель, дома. Древесины нужно много, а лес растёт медленно. Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес.

Задание 2.

Чтение стихотворения С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?»

Лес – прочное природное образование, которое существует на Земле миллионы лет. Ничто и никто не может уничтожить его.

Так ли это? Кто может нарушить лес?

/Человек/

4 страница альбома – «О вредном влиянии человека на природу и о том, как мы должны вести себя в лесу».

4 группа.

5 страница альбома – «Что полезно, а что вредно».

5 группа.

И взрослые и дети любят собирать в лесу грибы и ягоды. Наши леса богаты грибами: сыроежки, подосиновики, опята, белые грибы, грузди. Много разных ягод: земляника, черника, клюква.

Особенно осторожны при сборе грибов и ягод должны быть дети. В лесу встречается растение «вороний глаз». У него 4 листика и одна синяя ягода на верхушке стебля, который напоминает «вороний глаз». Это растение ядовито.

Маленький лесной кустарник, «волчье лыко», очень красивый. У него красные плоды. Они очень опасны. Никогда не берите их в рот! Очень ядовиты грибы: мухомор и бледная поганка.

Соблюдайте правила:

Никогда не собирайте грибы и ягоды одни, без взрослых!

Берите те ягоды и грибы, которые точно знаете!

5. Самоанализ проектной деятельности.

Ребята, посмотрите, в результате общей деятельности получился целый альбом «Лес – наш друг».

Кому понравилось участвовать в его разработке и испытании?

Что особенно понравилось?

А какие трудности испытывали?

Ребята, а для чего мы так старались, какое значение имеет наш проект?

/Хотели, чтобы лесодраки полюбили лес, изменили

свой «чёрный» лес, побольше узнали о лесе./

Давайте спросим у лесодрак, что они думают по этому поводу.

/Наш лес будет спасён!/

А что для этого необходимо сделать?

/Для начала нужно мусор из леса убрать, деревья

подлечить, речку почистить, муравейники

поправить и никогда не нарушать лесных правил!/

Хорошо, что вы поняли это.

/А можно мы тоже будем лесодругами?/

Да, конечно. Мы этому очень рады!

6. Составление памятки.

Лесодруги, давайте подготовим обращение ребятам из «чёрного леса» в виде памяток: «Как вести себя в лесу».

Работают в группах. Все обсуждают – один пишет.

/Работают./

Посмотрим, что получилось.

/Проверяем по 1 правилу./

7. Итог.

Учёные называют лес:

«лёгкими» планеты,

истребителем бактерий,

кладовой влаги,

необъятным богатством.

А мы с вами называем лес добрым, ласковым и тёплым словом друг.

Давайте «Наблюдать и восхищаться, изучать и беречь» лес.

С каким настроением вы гуляли по нашему зелёному лесу? Покажите.

/Наклеивают./

Спасибо всем за активную работу. Молодцы!

Рабочие материалы.

План работы группы 1.

1. С помощью карточек с изображением веточек и плодов различных деревьев сделайте выводы о разных видах леса.

2.Оформите страницу альбома.

3. Найдите среди иллюстраций еловый лес, березняк, сосновый бор, дубраву, соотнесите с текстом и прочитайте выразительно.

План работы группы 2.

1. С помощью карточек и собранной ранее информации сделайте выводы «Что где растёт, кто где живёт».

2. Отобрав нужный наглядный материал, оформите страницу альбома.

3. Подготовьтесь к рассказу.

План работы группы 3.

1. Составьте схему «Значение леса», собрав «рассыпавшиеся» фразы, и поясните её.

2. Оформите страницу альбома.

3. Соберите «рассыпавшееся» стихотворение С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» по плану: - как ответил бы:

1) кораблестроитель;

2) столяр;

3) плотник;

4)животные и человек.

План работы группы 4.

1. По рисункам определить вредное влияние человека на лес.

2. С помощью условных знаков сформулируйте правила поведения в лесу.

4. Подготовьте сообщение.

План работы группы 5.

1. Создайте 2 группы под названиями «Съедобные растения и грибы» и «Опасные растения и грибы», соотнесите рисунки и названия.

2.Сделайте выводы о том, какие опасности подстерегают детей в лесу при сборе грибов и ягод.

3. Оформите страницу альбома.

4. Подумайте, какие правила нужно соблюдать детям при сборе грибов и ягод.

5. Подготовьте сообщение.

Критерии оценки проекта.

Значимость и актуальность темы.

Самостоятельность работы над проектом.

Полнота и правильность раскрытия темы.

Артистизм и выразительность выступления при защите.

Ответы на вопросы во время защиты проекта.

Качество выполнения продукта проектной деятельности.

Памятка.

Вопросы-помощники.

Как называется ваш проект?

Назови главный вопрос проекта.

Почему важно ответить на этот вопрос?

Зачем вы делаете этот проект?

Что сделали, чтобы решить проблему?

Что у вас получилось?

Что вызвало затруднение?

Что особенно понравилось в работе над проектом?

Расскажи о своей роли в проекте.

Чему научился?

Памятка.

Требования к защите проекта.

1. Озвучить тему страницы альбома.

2. Рассказать о проблеме, над которой работали, доказать актуальность.

3. Полнота знания проблемы.

4. Навыки устной речи.

5. Оформление своей работы.

6. Умение делать вывод по проблеме.

7. Умение отвечать на вопросы по теме.

Цели проекта:

  • Создание условий для формирования у детей предшкольного возраста позиции друга по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка
  • Расширить у детей и взрослых представления о лесе, и сформировать позицию "друга" природы.
  • Обогатить предметно - развивающую среду.
  • Создать систему работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежайшего микрорайона.
  • Совершенствовать взаимодействие с организациями социума.

Актуальность.

На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально - критической экономической ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать потребительскую позицию, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. (Данные анкетирования родительской общественности и собственных наблюдений). И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. Эта негативная позиция взрослых проецируется на формирующейся личности ребенка - дошкольника, у детей все меньше проявляется любопытства к живым существам. А все чаще наблюдается равнодушное, а порой жестокое отношение к ним.

Поэтому возникает необходимость в углубленной целенаправленной работе с детьми, начиная уже с предшкольного возраста, по развитию интереса к биологическому сообществу - леса, и, как следствие, по воспитанию у них бережного и внимательного отношения к природе, в целом, и к лесу, как части природы.

Но эта работа не будет эффективной без воздействия на родительскую позицию, и позицию взрослых, поэтому нужно активизировать процесс взаимодействия с социумом, то есть "подружить" детей и взрослых с лесом.

Участники проекта: дети 6 - 7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников, население ближайшего микрорайона, социум.

Проектная деятельность будет осуществляться в III этапа.

I этап - подготовительный.

Сроки: март - апрель 2009 г.

Цель: подготовка педагогов и предметно - развивающей среды к данному проекту.

  • планирование и проектирование мероприятий по подготовке педагогов к проектной деятельности,
  • разработка цикла занятий, бесед, наблюдений,
  • создание предметно - развивающей среды,
  • создание педагогической модели взаимодействия " педагог - эколог - педагоги - узкие специалисты - воспитатели",
  • создание системы мониторинга.

II этап - практический.

Цель: создание и внедрение условий для формирования у детей позиции "друга" по отношению к лесу путем воздействия на познавательную сферу ребенка.

  • проведение цикла занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий,
  • создание и внедрение системы работы по взаимодействию с родителями воспитанников и населением близлежащего микрорайона,
  • совершенствование взаимодействие с организациями социума.

III этап - заключительный

Цель: оценка результатов реализации проекта на основе мониторинговых исследований

  • анализ проведенной работы.

План действий по реализации проекта "Лес - наш друг".

Что? Как? Когда? Ответственные и участники Ожидаемый результат
Работа с педагогами
Формирование теоретической готовности педагогов в экологическом образовании - Изучение научно - методической литературы

Круглый стол "Научитесь беречь лес"

Викторина

"В природе все взаимосвязано"

Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений

Разработка интегрированных занятий

Мастер - класс. Работа на экологической тропе

I этап - март - август 2009 г.

I этап декабрь 2009 г.

Заместитель заведующей по ВМР,

Педагоги - специалисты, воспитатели групп

Воспитатель - эколог

- разработки материала
Работа с детьми
Диагностика - проведение диагностических мероприятий, анализ результатов I этап сентябрь 2009 г. Воспитатель - эколог, воспитатели групп
Расширение у детей представлений об экосистеме "Лес" - Цикл занятий экологической направленности

Цикл бесед

- "Уроки доброты"

- "Уроки мышления" с

обсуждением и проигрыванием ситуаций.

- "Минутки познания" цикл наблюдений за елью - объектом экологической тропы

Целевые прогулки

"Сколько елочек мы не спасли"

"Елочки и ее сестрички в городе"

"Возвращенный лес" (сбор макулатуры)

Сюжетно - игровая акция "В гости к бабе Яге" (уборка мусора в лесу)

"Зеленая елочка - живая иголочка" (развешивание плакатов, изготовленных детьми в защиту елей, с приглашением детей социума)

- "Здравствуй, наш зеленый друг" переписка с лесом (почтовый ящик)

Создание книги "Жалобная книга леса"

Музыкально - экологические праздники:

"День рождения друга, дедушки дуба"

"Сбережем зеленую планету" (с приглашением жителей нашего микрорайона)

Эколого-оздоровительные походы "Поезд доброты" (экосистема леса в разное время года)

Интегрированные занятия

"Какая я - елочка зеленая иголочка" (ИЗО + Экология)

"Лес и наше здоровье"

(валеология + экология)

"Лесные жители"

(экология + ФИЗО)

Тематическая неделя леса:

Выставка "Лес в жизни человека"

Экологический праздник "Природы жалобная книга"

Музей "Чудеса леса"

Сказки о лесе (словотворчество детей)

Работа на микроучастке "Биоценоз леса"

Выпуск газеты

II этап октябрь - январь 2009 г. по плану

II этап октябрь - январь по плану 2009 г.

II этап 2 и 3 неделя декабря 2009 г.

Постоянно в течение всего проекта

Сентябрь 2009 г.

3 неделя декабря 2009 г.

1 раз в месяц

эпизодически

II этап февраль 2010 г.

Март 2010 г.

II этап февраль 2010 г.

II этап постоянно в течении всего проекта

II этап по сезону

II этап апрель 2010 г.

Воспитатель - эколог, воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель. - расширение представлений детей об экосистеме "лес".
Работа с родителями.
Подготовка родителей к проекту. - Проведение диагностических мероприятий, анализ результатов диагностики. I этап апрель 2009 г. Воспитатель - эколог. Воспитатели групп.
Совместные мероприятия. - Родительское собрание "Экология и наше здоровье"

Консультации

"Лес - защитник и лекарь"

"Настои из трав и плодов деревьев"

КВН "Тайны природы"

Трудовой десант "Дерево нашей семьи"

Традиционная выставка "Елочка зеленая иголочка" (изготовление елочки из бросового материала и природного материала)

Конкурс "Нет экологической тревоги в лесу"

Выпуск буклетов "Правила поведения в лесу"

II этап май 2009 г -май 2010 год. Воспитатель - эколог.

Воспитатели групп.

Предметно - развивающая среда.
Пополнение предметно - развивающей среды. - приобретение дидактического материала

Изготовление пособий: развивающих игр, наглядно - демонстрационного материала

Разработка схемы микроучастка "Биоценоз леса"

Посадка микроучастка "Биоценоз леса"

Изготовление макета "Лес"

I этап - март - май 2009 г.

II этап март - апрель 2010 г.

Воспитатель - эколог

Все участники проекта

Учебно-наглядный материал, микроучасток для экспериментальной деятельности.
Работа с социумом.
Организация социального партнерства и социального взаимодействия. - Лесничество Вятско - Полянского района

Беседа с детьми " Правила поведения в лесу"

Беседа с родителями "Лес и отдых"

Помощь в проектировании озеленения территории ДОУ

МУП ЖКО "Благоустройство" (выделение саженцев деревьев и рекомендации по их выращиванию)

Помощь в организации взаимодействия ДОУ с населением

Цетр дополнительного образования

Акции "Сбережем березы"

Трудовой десант "Очистим парк от мусора"

Выставки "Лес в творчестве детей"

Познавательные занятия

Детская библиотека

Спектакли "Лесной теремок"

подборка художественной литературы на абонементе

Выставки "Дары Леса"

Музыкально - экологический праздник

"Красная книга"

ДОУ города

Выставки

II этап февраль 2010 г.

II этап март 2010 г.

II этап апрель 2010 г.

II этап в течении всего проекта

II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

II этап октябрь 2009 г. - апрель 2010 г.

Сотрудники лесничества

Сотрудники МУП ЖКО

Педагог - эколог

Сотрудники библиотеки

Учителя начальных классов

Воспитатели - экологи

Литература.

  1. Н. А. Рыжова "Экологическое образование в детском саду" Москва 2001 г.
  2. Л. Г. Горькова "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
  3. О. Ф. Горбатенко "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001 г.
  4. Т. А. Шорыгина "Зеленые сказки" Книголюб 2006 г.
  5. "Беседы о русском лесе" Сфера Москва 2008 г.
  6. "Какие звери в лесу?" Москва 2000г.
  7. "Грибы. Какие они?" Москва Гном и Д 2004 г.
  8. "Деревья. Какие они?" Москва 2001 г.
  9. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" Москва Просвещение 2000 г.
  10. С. Н. Николаева "Юный эколог" Москва 2003 г.