Меню Рубрики

Применение функций и пределов в социологии. Программа и план в социологическом исследовании

Основные группы социологических функций

К основным группам социологических функций относятся:

  1. Теоретико-познавательная, или гносеологическая функция. Предоставляет возможность получения нового социологического знания, уточнять и создавать концепции, теории, социальные связи общества, общий взгляд на социум.
  2. Информационная функция. Позволяет получать социологические знания общественности, широкому кругу населения.
  3. Управленческая функция. Задача социологов: объяснить социальные процессы и явления, найти причины их возникновения и пути разрешения проблемных вопросов, предоставить рекомендации для социального управления.
  4. Организационная функция. Организация различных социальных групп: в политической сфере, на производстве, на отдыхе, в воинских частях и т.д.
  5. Прогностическая функция. Позволяет прогнозировать будущие события в социальной жизни.
  6. Пропагандистская функция. Позволяет формировать общественные ценности, идеалы, создавать определенные общественные отношения, формировать образы героев общества.

Специфические функции социологии

Помимо основных функций социологии некоторые ученые выделяют ряд специфических функций:

  • Э. Дюркгейм считал, что социология должна давать конкретные рекомендации по развитию и совершенствованию общества.
  • В.А. Ядов к основным функциям добавляет практически-преобразовательную, просветительскую и мировоззренческую функции. Главные прикладные функции социологии состоят в объективном анализе социальной действительности.
  • А.Г. Здравомыслов выделяет идеологическую, теоретическую, инструментальную и критическую функции.
  • Г.П. Давидюк наряду с основными функциями выделяет образовательную функцию социологии.

Теоретико-познавательная функция

Теоретико-познавательная функция заключается в изучении и анализе социальной действительности. Она ориентирована на создание новых социологических знаний, является базой для реализации остальных функций.

Познавательная функция осуществляется на всех уровнях социологического знания:

  • общетеоретический уровень – разрабатываются гипотезы, формулируются проблемы социальной действительности, определяются методики инструментария, пути социологического исследования, осуществляются прогнозы социального характера;
  • средний уровень – перевод общих понятий на эмпирический уровень, приумножение знаний о сущности, конкретных ситуациях, противоречивых явлениях человеческой деятельности;
  • эмпирический уровень – выявленные в ходе социологических исследований новые факты увеличивают объем обоснованных знаний о социальной действительности.

Прогностическая функция

Прогностическая функция дает научно обоснованные прогнозы дальнейшего развития отдельных сфер и структур общества , всего общества в целом, является теоретической основой для создания перспективных планов их развития.

Социальные прогнозы указывают на необходимые изменения, показывают возможности его осуществления, позволяют дать практические рекомендации по улучшению эффективности управления социальными процессами.

В зависимости от группы социальных факторов, к которой относятся практические рекомендации, они могут носить характер:

  • объективный (политический строй, социальная структура общества, условия труда, поведение человека и т.д.);
  • субъективный (цели, мотивы, интересы, установки, ценности, общественное мнение и т.д.).

Критическая функция

Благодаря критической функции окружающий мир оценивается с точки зрения интересов индивида. Имея объективные знания, можно выявить отклонения в развитии общества, ведущие к негативным социальным последствиям.

Наблюдается дифференцированный подход к действительности. Указывается, что в социальном устройстве можно сохранить, упрочить и развить, а что – радикально изменить.

Отметим два, так называемых, «замечательных» предела.

1. . Геометрический смысл этой формулы заключается в том, что прямая является касательной к графику функции в точке .

2. . Здесь e - иррациональное число, приблизительно равное 2,72.

Приведем пример применения понятия предела функции в экономических расчетах. Рассмотрим обыкновенную финансовую сделку: предоставление в долг суммы S 0 с условием, что через период времени T будет возвращена сумма S T . Определим величину r относительного роста формулой

Относительный рост можно выразить в процентах, умножив полученное значение r на 100.

Из формулы (2.1.1) легко определить величину S T :

S T = S 0 (1 + r )

При расчете по долгосрочным кредитам, охватывающим несколько полных лет, используют схему сложных процентов. Она состоит в том, что если за 1-й год сумма S 0 возрастает в (1 + r ) раз, то за второй год в (1 + r ) раз возрастает сумма S 1 = S 0 (1 + r ), то есть S 2 = S 0 (1 + r ) 2 . Аналогично получается S 3 = S 0 (1 + r ) 3 . Из приведенных примеров можно вывести общую формулу для вычисления роста суммы за n лет при расчете по схеме сложных процентов:

S n = S 0 (1 + r ) n .

В финансовых расчетах применяются схемы, где начисление сложных процентов производится несколько раз в году. При этом оговариваются годовая ставка r и количество начислений за год k . Как правило, начисления производятся через равные промежутки времени, то есть длина каждого промежутка T k составляет часть года. Тогда для срока в T лет (здесь T не обязательно является целым числом) сумма S T рассчитывается по формуле

(2.1.2)

Здесь - целая часть числа , которая совпадает с самим числом, если, например, T ‑ целое число.

Пусть годовая ставка равна r и производится n начислений в год через равные промежутки времени. Тогда за год сумма S 0 наращивается до величины, определяемой формулой

(2.1.3)

В теоретическом анализе и в практике финансовой деятельности часто встречается понятие “непрерывно начисляемый процент”. Чтобы перейти к непрерывно начисляемому проценту, нужно в формулах (2.1.2) и (2.1.3) неограниченно увеличивать соответственно, числа k и n (то есть устремить k и n к бесконечности) и вычислить, к какому пределу будут стремиться функции S T и S 1 . Применим эту процедуру к формуле (2.1.3):



Заметим, что предел в фигурных скобках совпадает со вторым замечательным пределом. Отсюда следует, что при годовой ставке r при непрерывно начисляемом проценте сумма S 0 за 1 год наращивается до величины S 1 * , которая определяется из формулы

S 1 * = S 0 e r . (2.1.4)

Пусть теперь сумма S 0 предоставляется в долг с начислением процента n раз в год через равные промежутки времени. Обозначим r e годовую ставку, при которой в конце года сумма S 0 наращивается до величины S 1 * из формулы (2.1.4). В этом случае будем говорить, что r e - это годовая ставка при начислении процента n раз в год, эквивалентная годовому проценту r при непрерывном начислении. Из формулы (2.1.3) получаем

.

Приравнивая правые части последней формулы и формулы (2.1.4), полагая в последней T = 1, можно вывести соотношения между величинами r и r e :

, .

Эти формулы широко используются в финансовых расчётах.

Подобные документы

    Основные математические исчисления, которые применяются в социологии: интегральное и дифференциальное исчисление, а так же применение функций и пределов. Анализ проблемы измерения социального неравенства. Изучение социальной структуры в динамике.

    статья, добавлен 24.02.2019

    Характеристика социологии как науки об обществе, социальных институтах и общностях людей. Основные уровни знания и отрасли социологии. Сущность ключевых функций социологии. Социологические исследования - инструмент познания социальной реальности.

    контрольная работа, добавлен 10.11.2011

    Понятие труда, его сущность как основной категории социологии, особенности и содержание. Цель и задачи социологии труда, методы ее изучения и практическое применение. Условия труда и их компоненты. Понятие и виды стимулирования труда, результативность.

    реферат, добавлен 17.01.2009

    Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки. Рассмотрение основных методологических подходов к определению предмета социологии. Изучение основных функций, выполняемых социологией в обществе. Основные элементы социологии.

    контрольная работа, добавлен 03.05.2016

    Характеристика предмета и анализ ключевых понятий и содержания социологии труда. Функциональный и социологический аспекты трудовых отношений. История развития основных концепций социологии труда. Классические и современные теории социологии труда.

    реферат, добавлен 22.05.2014

    Место социологии в системе наук об обществе. Объект и предмет социологии. Уровни социологического знания. Особенности макро- и микросоциологии. Характеристика понятий "Социальное" и "Социальный факт". Описание функций, методов и законов социологии.

    контрольная работа, добавлен 16.08.2010

    Исследование и анализ основных подходов и направлений в социологии как науке об обществе, закономерностях его функционирования и развития. Определение объекта, характеристика функций и анализ методов социологии. Оценка новейших подходов в социологии.

    реферат, добавлен 22.06.2011

    Основные этапы эволюции социологии села. Социально-экономические и этнографические исследования села в 60-х гг. ХХ в. Понятие, состав, роль и значение социальной инфраструктуры села, особенности ее формирования в связи с переходом к рыночным отношениям.

    курсовая работа, добавлен 20.02.2011

    Рассмотрение объекта, предмета и методов социологии, структуры социологического знания. Раскрытие теоретико-познавательной, прикладной, просветительской, идеологической функций социологии. Определение ее места в системе общественно-гуманитарных наук.

Изучая ту или иную науку, всегда важно определить, какое место она занимает в системе научного знания, какую пользу она приносит обществу. Так возникает необходимость описания тех функций , которые выполняет социология . Общественное предназначение данной науки определяется через выполняемые ею функции. Важно отметить, что социологией реализуется весь спектр функций, присущий общественной науке.

Основными функциями социологии по отношению к обществу, как правило, называют следующие:

1. Познавательную. Социология позволяет формировать знание об индивидах, социальных группах, особенностях и закономерностя х их поведения. Это знание встраивается в стройную и последовательн ую систему социологическо го знания, на основании которой делаются выводы о текущем состоянии социального организма и строятся новые исследовательс кие проекты.

2. Критическую. Исследование отрицательных явлений в жизни общества позволяет распознавать и останавливать развитие опасных тенденций, решая ряд социальных проблем в корне. Критический взгляд на состояние конкретных сфер общественной жизни даёт возможность устранять возникающие социальные дисфункции и выводить общественные связи и отношения на новый этап развития.

3. Прикладную. Результаты конкретных социологически х исследований на практике позволяют решать сложные социальные и научные задачи. Любое прикладное социологическо е исследование имеет на выходе отчёт с подробным набором рекомендаций для совершенствова ния того или иного механизма социального взаимодействия.

4. Гуманистическу ю. Изучая социальную действительнос ть и донося практические результаты исследований до конкретных граждан, социология служит делу совершенствова ния общественных связей и отношений, улучшает взаимопонимани е между различными социальными группами.

5. Прогностическу ю. Практика социологически х исследований позволяет строить краткосрочные и среднесрочные прогнозы общественного развития, предупреждать различные отклонения развития, моделировать некоторые тенденции изменения общества. В этой функции выражается практическая направленность социологии как науки.

6. Управляющую. Изучение общественной жизни социологией даёт возможность формировать строгие практические рекомендации по управлению той или иной социальной группой. На результате прикладных социологически х исследований может строиться планирование жизни регионов страны, городов, отдельных организаций и коллективов.

7. Преобразовател ьную. Социология в общественной жизни выступает не только в качестве строгого научного знания о социуме, но и в качестве орудия преобразования человеческой жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет Управления

Кафедра социально-экономического образования и философии

РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА

ПРИМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ПРЕДЕЛОВ В СОЦИОЛОГИИ

39.03.01, Социология

Исполнитель:

Тачетдинов Риал Рамильевич

студент группы Б-6251

очного отделения

Проверяющий:

Прозорова Г.Р .,

ст.преподаватель

Сургут

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В наше время, спектр функциональности математики намного расширился и связано это с переходом к торгово-рыночным отношениям. Это требует от всех людей углубленного знания в области математики, независимо от профессии человека и его интересов.

Сам термин «дифференциал» был введен Лейбницем. Изначально D(x) применялось для обозначения «бесконечно малой» - величины, которая меньше всякой величины и всё же не равна нулю.

В социологии же, чаще всего используется «семантический дифференциал». Такой метод позволяет определить различие в оценке одного понятия разными респондентами или в оценке одного и того же понятия одним и тем же опрашиваемым.

«Семантический дифференциал» был предложен группой американских психологов, возглавляемой Ч.Е. Осгундом.

Теоретическая часть

В работе Г.М. Фихтенгольца «Курс дифференциального и интегрального исчисления. Том 1.» дифференциал определен как: «Пусть имеем функцию y=f(x), определенную в некотором промежутке X и непрерывную в рассматриваемой точке x0. Тогда приращению Дx аргумента отвечает приращение

Дy = Дf(x0) = f(x0 + Дx) - f(x0),

бесконечно малое вместе с Дx. Огромную важность имеет вопрос:

существует ли для Дy такая линейная относительно Дx бесконечно малая A * Дx (A = const), что их разность будет, по сравнению с Дx, бесконечно малой высшего порядка:

Дy = A * Дx + o(Дx).»

Благодаря дифференциалам, можно найти предельные величины, издержки производства, производительность труда, функции потребления и снабжения и т.д. Так же, с помощью дифференциала может быть решена задача определения абсолютной и относительной погрешности функции по заданной погрешности нахождения аргумента.

Наиболее популярный в социологии, метод семантического дифференциала дает возможность измерять состояния, которые следуют за раздражителем. Данный метод используется при исследованиях, связанных с поведением человека и его восприятием окружающей среды. Применение семантического дифференциала позволяет избежать попытки респондента соотносить оценки со своим представлением о социально принятом ответе. Процедура, лежащая в основе метода семантического дифференциала, заключается в том, что респонденту дают набор двухполюсных шкал, каждая из которых образована парой оппозиций, которые обычно антономичны.

Практическая часть

В социологии функции имеют огромное применение, как в теории, так и в практике. Часто необходимо найти наивысшее или оптимальное значение показателей: наилучшую производительность труда, максимальную прибыль, минимальные издержки и т.д. Каждый показатель представляется функцией аргументов. Используются, как линейные функции, так и нелинейные.

Одним из ярчайших примеров является график зависимости издержек и доходов от объема производства:

Рассмотрим функции издержек C(q) и дохода фирмы R(q)=q*D(q) в зависимости от объема производства q. Доход определяется функцией спроса D(q). Обычно издержки фирмы велики при небольшом объеме q и растут быстрее, чем доход. Увеличиваясь, скорость производства издержек выравнивается с доходом. В дальнейшем издержки снова опережают по разным обстоятельствам. Такому графику могут соответствовать функции

R(q)=a*q-b*q 2 , C(q)=c*q-d*q 2 +e*q 3 , где (a,b,c,d,e - const).

Заключение

социология математика дифференциал

Дифференциалы, на практике, являются важным инструментом в социологии. Их актуальность видна практически в любой науке, в которых используются математические расчеты. Благодаря дифференциалам, возможно вычислить наивысшую производительность труда, максимальную прибыль, минимальные издержки и т.д.

Список используемой литературы

1. Родина Е.В., Саакян Л.Г., Федорец Н.П. Экономический смысл производной / Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 6. - С. 83-84

2. Фихтенгольц, Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. Том 1. / Г.М. Фихтенгольц - М.: «Наука», 1968 - С. 211-220

3. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математика для экономистов / М.С. Красс, Б.П. Чупрынов - СПб.: Питер, 2006. - С. 97-104

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Отношение математики и социологии. Понятие эмпирических и математических систем. Примеры наблюдаемых и латентных переменных. Социологический опрос как инструмент сбора информации об объекте. Применение математических методов при измерении в социологии.

    эссе , добавлен 02.10.2014

    Понятие методологии и современные концепции структуры социологического знания. Основные проблемы соотношения математики и социологии. Анализ опыта становления количественных методов в социологии, применение математики в социологических программах.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2012

    Проблема эмпирического и теоретического в социологии, значимость её функций. Роль социологии как науки в жизнедеятельности общества, как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2014

    Социология как наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом. Трехуровневая структура социологии, соотношение ее с другими общественными и гуманитарными науками. Обзор функций социологии как самостоятельной отрасли знаний.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные черты и направления развития европейской и американской социологии. Парадигмы современной социологии.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2011

    Возникновение и становление социологии труда. Предмет и структура этой дисциплины. Генезис идей о труде и его роли в жизни общества. Направления решения проблемы рациональной организации труда. Классические и современные теории социологии труда.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Возникновения социологии как науки, особенности ее предмета и метода. Системный подход к изучению общества в социологии. Исторические типы общества. Культура как инструмент хранения целостности социальной системы. Типология социальных общностей.

    курс лекций , добавлен 15.05.2013

    Предыстория социологии. Античный период. Средневековье и Новое время (XV-XVIII вв.). Становление и развитие классической западноевропейской социологии. Развитие социологии в России: зарождение и современное состояние. Развитие социологии в США.

    реферат , добавлен 23.11.2007

    Анализ различных подходов к структуре социологии. Трехуровневая модель социологии и ее роль в развитии науки. Основы структурирования социологического знания. Основные категории и функции социологии. Место социологии в системе общественных наук.