Меню Рубрики

Причины возникновения когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс и как объяснить это простыми словами

Когнитивный диссонанс - это выход из эмоциональной зоны комфорта, который спровоцирован состоянием внутреннего противоречия, отрицания или растерянности. Он может явиться причиной глубокой депрессии или сильнейшего стресса. Само по себе состояние диссонанса неопасно, но неумение распознать его и справиться с ним приведет к накоплению психоэмоционального напряжения, которое потребует лечения.

Психологический дискомфорт при правильном понимании и отношении является своеобразным тренажером деятельности головного мозга. Он учит мозг лояльности, концентрации и тренирует способность к быстрому усвоению и осмысливанию новой информации.

    Показать всё

    Сущность когнитивного диссонанса

    Теория когнитивного диссонанса личности основывается на убеждении, что каждый человек стремится обрести и сохранить внутреннюю гармонию. Ее также называют теорией соответствия.

    Название теории и ее постулаты были сформулированы в 1956 г. Автором является ученик Курта Левина, основоположника многих теорий в психологии, американский психолог Леон Фестингер.

    Основные положения теории простыми словами можно сформулировать так:

    1. 1. Гармоничное состояние внутреннего мира достигается за счет соответствия знаний, убеждений и морально этических ценностей (когнитивных элементов) с последовательностью действий и происходящих явлений.
    2. 2. При несоответствии между когнициями (знаниями, опытом, установками, мыслями и т. д.) человек стремится найти этому оправдание. Это способствует восстановлению гармонии его внутреннего мира.
    3. 3. Индивид, поведение которого противоречит пониманию и знаниям человека, но не вызывает у него когнитивного диссонанса в сознании, должен расцениваться как исключение. Поэтому его жизнедеятельность подлежит изучению и анализу.

    Личностный конфликт

    Когнитивный диссонанс может возникнуть по отношению к себе из-за столкновения собственных когниций. А может появиться из-за различия взглядов и жизненной позиции с окружающими. Это естественный процесс, который сопровождает человека на протяжении жизни с момента начала мыслительной деятельности и до момента ее прекращения.

    Для понимания когнитивного диссонанса, вызванного несоответствием собственных элементов когниций к собственным же поступкам, следует рассмотреть примеры из жизни.

    Пример №1

    Человеку неприятен коллега, их взгляды и мнения на рабочий процесс диаметрально противоположные. Знание правил хорошего тона диктует, что человек должен улыбаться неприятному субъекту и быть с ним вежливым. Но, так как коллега вызывает раздражение, хочется направить негатив в его адрес.

    Описанная ситуация является демонстрацией конфликта между знаниями и ощущениями человека. Сам же выбор и его оправдания выглядят так:

    1. 1. Придерживаться правил вежливого общения. При таком выборе человек оправдывает себя воспитанием и нормами, принятыми в цивилизованном обществе.
    2. 2. Выйти на открытый конфликт. Тут оправдание будет позиционироваться как умение отстоять свои интересы.

    Пример №2

    Человек получает предложение о работе, которая не соответствует его миропониманию, но за нее предлагают большое материальное вознаграждение. У него появляется выбор:

    1. 1. Выполнить работу и получить вознаграждение. Материальный фактор перевесил, но чтобы не ощущать себя корыстным, человек начинает думать, что благодарность за оказанную услугу в виде материального вознаграждения была ему необходима. Он старается убедить себя в том, что проявление корысти - лишь временное явление, спровоцированное непреодолимыми обстоятельствами.
    2. 2. Отказаться, не улучшив свое материальное положение. При таком варианте человека будет мучить мысль об упущенной выгоде. Чтобы погасить внутренний диссонанс, он постарается убедить себя в незначительности вознаграждения и собственной порядочности.

    Пример №3

    Человек, придерживающийся правильного питания, купил себе на ужин нечто вкусное, но вредное для здоровья. После употребления в пищу неподходящего на его взгляд продукта он ощущает внутреннее недовольство. Чтобы устранить душевный дискомфорт, человек может:

    1. 1. Найти причины для обоснования необходимости употребления продукта.
    2. 2. Признать, что допустил ошибку, и пообещать себе максимально исправить последствия от нее. Например, в следующий отрезок времени съесть меньше обычного, увеличить физические нагрузки или совершить любое другое действие, в результате которого восстановится внутренняя гармония.

    Диссонанс масштабного значения

    В истории есть случаи массового возникновения когнитивного состояния.

    Крещение Руси

    Христианство пришло взамен язычества. У людей забрали их привычный уклад и навязали другую веру. Когнитивный диссонанс массово возникал в душах людей.

    Князь Владимир Красно Солнышко в 988 г. принял решение о смене вере самостоятельно. Те люди, которым было приказано изменить веру, выбирали разные пути для приведения в соответствие своего внутреннего мира и новой реальности:

    1. 1. Принимали веру. Для изменения религиозных взглядов искали доказательства существования Бога в новой вере. Проводили параллели между язычеством и христианством. Убеждали себя, что князь знает, какая религия верна.
    2. 2. Делали вид, что принимают христианство. Оправдывая себя страхом перед наказаниями от князя. Таким образом люди достигали душевного компромисса. Прилюдно проповедовали христианство, а тайно проводили языческие обряды.
    3. 3. Отвергли навязываемую веру, не достигнув компромисса с собой. Такие люди пошли насмерть с убеждением, что языческое поклонение - единственно возможный вариант их веры.

    Научное открытие

    Еще один массовый когнитивный диссонанс был спровоцирован теорией о том, что земной шар вращается вокруг своей оси. Подобную теорию выдвинули Д. Бруно и Г. Галилей. Большинство их современников восприняли это предположение агрессивно. Это было когнитивным конфликтом между собственным мнением и мнением большинства.

    Г. Галилей отрекся от своей теории, мотивируя это желанием жить и продолжать быть причастным к миру науки. Д. Бруно не смог привести в соответствие свои знания и убеждения окружающих. Он не стал отрекаться от своего утверждения и искать этому оправдание, а выбрал смертную казнь.

    Когнитивный диссонанс у детей

    В детском возрасте, когда ребенок познает мир, он неизбежно сталкивается с дисбалансом между собственными ощущениями и реакцией окружающих.

    Ситуация №1

    У ребенка, увидевшего, как кого-то хвалят за раскроенную или сшитую вещь, в сознании складывается последовательность действий, необходимых для достижения похвалы. Он воспроизводит эти действия из подручных предметов. Показывая результат окружающим, ребенок уверен в их одобрении. Чаще всего реакция выглядит так:

    1. 1. Взрослые выказывают недовольство и наказывают. Ребенок, не имеющий достаточных знаний и опыта, не способен понять, почему его действия спровоцировали негативную реакцию. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо объяснить доступными для него словами, почему он не получил ожидаемого результата.
    2. 2. Выдают ожидаемую реакцию. Благодаря этому в сознании ребенка гармония не нарушается, но формируются неправильные стереотипы поведения.

    Ситуация №2

    Ребенок, которому внушают отрицательное отношение к вранью, уличает родителей в преднамеренном искажении действительности. Для него это психологическая травма, так как знания, полученные им от родных, не соответствуют их действиям. Для избавления от внутренних несоответствий ребенок принимает решение:

    1. 1. Убеждает себя, что ему показалось. Так он устраняет диссонанс, не меняя своих убеждений.
    2. 2. Переосмысливает отношение к вранью. Родители являются эталоном поведения. Видя, как ведут себя взрослые, ребенок меняет потребность в правде на убеждение, что для достижения личных выгод разрешено прибегнуть к обману.

    Если у ребенка психика не стабильна, то он может быть не в состоянии самостоятельно справиться с возникшим несоответствием. В таком случае без квалифицированной помощи ребенок погрузится в состояние стресса, получит психологическую травму, которая в будущем выразится в комплексах.

    Заключение

    Когнитивный диссонанс - это результат восприятия или непринятия быстро изменившейся реальности.

    Если не снимается состояние внутреннего несоответствия, не удается найти компромисс между собственными когнициями и происходящим, то появляется психоэмоциональное напряжение. В результате этого развивается полная фрустрация - состояние, при котором человек испытывает только негативные эмоции, что провоцирует появление комплекса неполноценности.

Психология – увлекательная наука, которая помогает нам в жизни. Но некоторые понятия, широко распространённые в этой сфере, остаются непонятными для большинства людей. К числу таковых относится популярный термин когнитивный диссонанс. Как можно объяснить такое явление? Что такое когнитивный диссонанс простыми словами? Давайте разбираться!

Что такое когнитивный диссонанс: простое объяснение термина

В психологии под термином «когнитивный диссонанс» принято понимать определённое психическое состояние человека. Оно всегда сопровождается дискомфортом, который возникает на фоне несостыковки или несоответствия в его сознании определённых противоречивых понятий и идей.

Конечно, такое определение может показаться сложным. Но на самом деле это не так! Ведь ежедневно практически каждый из нас сталкивается с подобными проблемами. Обычно человек бессознательно входит в такое состояние. Виной тому различные факторы, которые не зависят от нас.

Учёные сформулировали специальное определение, которое раскрывает суть когнитивного диссонанса. Это особое психологическое явление. Оно сопровождается возникновением явного противоречия между парой когниций. Как же это пояснить так, чтобы было понятно каждому? На самом деле практически всем людям зачастую приходится выбирать, например, между личными принципами и установками, принятыми в обществе. В результате такого выбора возникает внутреннее разногласие. Оно вносит разлад между убеждениями и действиями человека. Именно поэтому приходится оправдывать собственные поступки. В сознании человека возникает конфликт.

Если объяснять, что такое когнитивный диссонанс в психологии простыми словами, то это особенность психологического состояния, когда человек вынужден найти оправдание той или иной ситуации, приняв её.

Происхождение термина и его научное объяснение

Также стоит познакомиться с происхождением этого слова. Термин имеет греческие корни. Понятие произошло от двух слов из латыни: «cognitio», что можно перевести как «познание», и «dissonanita», которое объясняется как отсутствие гармонии. То есть значение слова сводится к сложному в психологическом смысле состоянию, сопровождающемуся психическим дискомфортом из-за противоречий в его сознании. Они же вызваны столкновением:

  • идей;
  • убеждений;
  • реакций по отношению к определённому объекту либо явлению.

Основоположником теории когнитивного диссонанса стал американский психолог Леон Фестингер. Он разработал эту идею в 1957 году. С помощью такого психологического представления учёный пытался объяснить природу возникновения конфликтных ситуаций в сфере личностного развития, когда внутренний дискомфорт сопровождается различными объяснениями событий или поступков других людей.

При этом сам американский психолог выдвигал две гипотезы такой теории. Первая версия возникновения когнитивного диссонанса объясняется стремлением человека к тому, чтобы устранить любые противоречия и причины, которые вызвали его.

Вторая гипотеза теории когнитивного диссонанса обусловлена нейтрализацией внутреннего дискомфорта человека посредством стремления к избеганию ситуаций, которые могут вызвать столкновение идей и противоречие убеждений.

Причины возникновения когнитивного диссонанса

Какими могут быть причины возникновения этого психологического явления? Выделяется несколько факторов, которые могут привести к когнитивному диссонансу:

  • расхождение мнения общественности с мнением одного человека;
  • логическое несоответствие различных фактов;
  • определённые ситуации, произошедшие в настоящем, но не соответствующие опыту, полученному в прошлом;
  • знакомство с новыми обычаями других культур;
  • незнакомые традиции.

Что интересно, влияние когнитивного диссонанса на жизнь человека часто не воспринимается всерьёз либо недооценивается. Напрасно! Ведь такое состояние вызывает массу сложностей для человека, так как для принятия решения в сложной ситуации ему приходится отказаться от собственных знаний и принципов, чтобы поступить как-то иначе.

В результате возникает противоречивая ситуация. Под её воздействием происходит изменение установок и принципов. Именно поэтому зачастую такая жизненная ситуация становится толчком для:

  • переосмысления своих действий;
  • мыслей;
  • поступков;
  • ошибок.

Благодаря такому внутреннему диссонансу человек меняет собственные убеждения, благодаря чему внутриличностный конфликт нейтрализуется.

То есть когнитивный диссонанс – это значит несоответствие действий и мыслей человека.

Примеры когнитивного диссонанса

Чтобы лучше понять значение такого явления, стоит привести жизненный пример. Бывает, что человек неосознанно или специально нарушает определённые правила (в редких случаях совершает преступления). При этом ему очень важно найти оправдание для себя самого и для общества. В результате он начинает придумывать или искать факторы, способные смягчить его вину. Это позволяет ослабить внутренний дискомфорт.

На заметку! Нередко подобное столкновение понятий происходит не только у одного человека, а у целого коллектива.

Есть и другие примеры когнитивного диссонанса, которые понятно рисуют представление о психологическом дискомфорте человека.

Пример 1

Так, нередко в жизни возникают ситуации, связанные с катастрофами, взрывами, террористическими актами. Все они сопровождаются гибелью людей. Человек понимает, что это неправильно. Но при этом ему необходимо найти некое объяснение или оправдание такой ситуации, чтобы смириться с положением дел. Каждый ищет своё понимание. Например, некоторые объясняют это судьбой или странным стечением обстоятельств. Другие – рассуждают о несчастных случаях и т.д.

Пример 2

Вот другой пример. Жизненная ситуация складывается так, что человек получает предложение о работе, которая не соответствует его моральным ценностям и устоям. Но при этом за такой труд предлагается высокая оплата. Тут возникает состояние когнитивного диссонанса. Получается, что можно выполнить работу и получить вознаграждение за неё. Тогда материальная сторона перевешивает. Но ощущать себя меркантильным не хочется. В такой ситуации человек начинает придумывать себе оправдания. Он убеждает себя в том, что это только разовое проявление меркантильности, которое вызвано непредвиденными обстоятельствами и нуждой в деньгах.

Но в такой жизненной ситуации есть другой выбор. Например, человек может отказаться от подобной работы. Соответственно, материального вознаграждения он не получит. Казалось бы, всё сделано правильно! Но обычно человек начинает изводить себя мыслью о том, что он упустил выгоду. Снова возникает необходимость погашения внутреннего диссонанса. Как это может протекать? Обычно человек убеждает себя в том, что он порядочный, честный, некорыстный, а денежное вознаграждение – незначительное.

Пример 3

Есть и другие иллюстрации когнитивного диссонанса. Например, в коллективе появляется человек, который вам неприятен. Ваши взгляды на рабочий процесс и жизненные устои полярны. Но по правилам хорошего тона нельзя игнорировать коллегу или вступать с ним в открытый конфликт. Приходится проявлять вежливость, здороваться, улыбаться и пожимать руку. При этом такой человек вызывает массу негативных эмоций, это раздражение хочется проявить открыто.

Такая жизненная ситуация не является редкостью, она наглядно демонстрирует возникновение конфликта между ощущениями личности и её знаниями. В результате возникает выбор. Можно выйти в открытый конфликт. Обычно в такой ситуации находится оправдание такого плана: я должен отстаивать свои интересы, убеждения и моральные ценности.

Второй вариант – придерживаться принятых в обществе правил хорошего тона. Опять же здесь человек находит себе оправдание. Он убеждает себя в том, что хорошо воспитан, и именно так ведут себя люди в цивилизованном обществе.

Пример 4

Также примером возникновения когнитивного диссонанса можно назвать оправдания людей своим вредным привычкам. Кто-то ест по ночам, но находит тому объяснение – иначе он не может заснуть. Другие курят, но утверждают, что это позволяет им избавиться от стресса. Алкоголики, наркоманы и т. д. тоже в глубине душе осознают, что поступают неправильно, но у них в запасе всегда есть несколько версий, объясняющих подобное поведение.

Способы уменьшения когнитивного диссонанса

Так как противоречивые ситуации существенно ухудшают качество жизни человека, большинство из нас стремятся к уменьшению таких неприятных ощущений. Как этого можно добиться? Существует несколько методов уменьшения психологического дискомфорта:

  1. Переубеждение себя самого, когда приходится искать оправдание собственным поступкам для того, чтобы представить их правильными и рациональными.
  2. Изменение линии поведения, когда человек понимает и осознаёт, что поступает неправильно и действует в противовес своим ценностям. Тогда необходимо направить все стремления в противоположную сторону.
  3. Составление представления о ситуации. В таком случае необходимо собрать все факты и сведения о сложившейся ситуации, что позволит сформировать объективное представление о ней. На основе этого рекомендуется выстроить новую линию поведения, которая не будет вызывать сомнений.
  4. Фильтрация информации. Такой метод подразумевает уменьшение психологического дискомфорта и предполагает концентрацию внимания только на положительных сторонах. При этом весь негатив, вызванный таким состоянием, рекомендуется игнорировать.

Также стоит помнить, что состояние внутреннего дискомфорта бывает проще предотвратить, чем потом бороться с его проявлениями. Для этого рекомендуется избегать негативных мыслей и любой отрицательной информации, которая может идти вразрез с вашими личными идеями, принципами и убеждениями.

Словосочетание «когнитивный диссонанс», вероятно, на слуху у каждого человека. Однако не каждый индивид знает, что это такое. А как вы отреагируете на то, если я скажу, что каждый человек, независимо от возраста, многократно в жизни испытывал это состояние в большей или меньшей степени?

Вы заинтересовались, уважаемый читатель? Тогда предлагаю перейти к чтению основного материала этой статьи и навсегда уяснить для себя, что такое когнитивный диссонанс. А также чем он опасен и опасен ли; как с ним справляться, и опять же нужно ли это.

Описание феномена

Прежде всего, хотелось бы прояснить смысл термина «когнитивный». В нашем случае речь идет о психических процессах человека, обеспечивающих нам рациональное познание. То есть когнитивными компонентами разума является:

  • память,
  • внимание,
  • мышление,
  • восприятие,
  • понимание,
  • действия,
  • мысли.

Говоря утрированно, это знания, умения и навыки человека, обеспечивающие ему комфортную жизнь в социуме и с самим собой (но об этом позже). Таким образом, можно сказать, что в совокупности это наше умение жить.

Например, гражданин Петров ведет свой бюджет. Он знает, что в этом месяце у него были непредвиденные расходы, что слегка пошатнуло его, но вот друзья предлагают сходить развеяться. Петров считает свои средства и понимает, что поход отменяется, так как иначе он не сможет заплатить за квартиру. То есть воспользовавшись всеми когнитивными процессами, он принял разумное решение.

Диссонанс – рассогласованность. Тогда когнитивный диссонанс – рассогласованность психических процессов. Например, опыта и восприятия, мотивов и убеждений. Или, говоря еще проще, нарушение душевного баланса. Чаще всего встречается несоответствие «хочу/не хочу» и «должен».

В феномене когнитивного диссонанса можно выделить несколько опорных пунктов, упрощающих понимание этого явления:

  1. Несогласованность или противоречивость двух компонентов (мыслей, убеждений, решений и так далее).
  2. Противоречие может возникнуть только между звеньями одной цепи, то есть оба состояния имеют общий предмет (проблему). Например, «Я должен навестить своего родственника, но я не хочу этого делать, так как не могу простить ему старую обиду». Или душевные муки о том, что нужно было съездить, когда все уже сделано (дата пропущена). Предмет (проблема) – родственник. Противоречивые элементы – личные желания и социальные установки.
  3. При понимании возникшего противоречия личность начинает испытывать психический дискомфорт («Не знаю, что делать. Меня буквально разрывает на части от непонимания того, как правильнее будет поступить» - знакомо, неправда ли?).
  4. После осознания дисбаланса начинаются поиски решения. Решение – изменение одного из противоречащих компонентов.
  5. В оригинальной теории говорится о «подгонке» личностных установок и взглядов под уже совершенное действие. Однако современное понимание феномена душевного противоречия не исключает противоположного.

Несколько факторов усиливают противоречивость: субъективность (последствия должны быть неприятны или неприемлемы для самого человека), публичность, признание человеком ответственности за нежелательный результат своих действий. Последнее стоит пояснить.

Представим человека, страдающего алкоголизмом, но пытающегося бросить. При срывах он не ссылается на неблагополучное детство, а признает собственную слабость силы воли. У человека без внутренней ответственности (контроля) когнитивный диссонанс возникнуть не может. Говоря упрощенно, он всегда найдет себе оправдание.

В первоначальной теории когнитивного диссонанса ведущая роль отводилась самоубеждению, соотношению установок и поведения человека.

Согласно автору теории, поведение способно влиять на установки ровно так же, как установки на поведение. Пример: «Я уже делал так не раз, смысл что-то менять. Тем более если он (она) все равно считает меня негодяем».

Итак, когнитивный диссонанс может возникнуть на фоне лжи, обмана, подлого поступка. То есть это чувство стыда и неуважения за содеянное человека к самому себе после совершения аморального (по личным меркам) поступка.

Пример маленького диссонанса – лживая фраза. Решить этот конфликт просто – сказать правду. Более опасный вариант диссонанса наглядно опишет следующая ситуация.

  • Полицейскому во время операции пришлось стрелять в ребенка.
  • Или такой случай: в больницу поступил многократно судимый нацист (фашист как участник субкультуры). С одной стороны, медицинские работники давали клятву Гиппократа и не могут позволить умереть человеку (кем бы он ни был), с другой – он убил много людей и, вероятно, сделает это еще не раз. Какое бы решение ни принял врач, высока вероятность развития диссонанса.
  • Нелегко приходится и тем людям, чья профессия связана с хранением тайн. Например, работа психолога. Мучаясь внутренними противоречиями, человек может посетить психолога и «выбросить» на него свои муки. Но что если речь идет о многократных убийствах или готовящемся теракте? Что с этой информацией делать психологу? С одной стороны – кодекс и правило конфиденциальности, а с другой – гражданский долг. Увы, когнитивный диссонанс неизбежен.

Но далеко не только в профессиональной ситуации возникает «подвешенное» состояние. От него не застрахован никто. Если прочитав предыдущий материал, вы убедились, что испытываете состояние внутренней рассогласованности, то читайте далее о том, как разрешить эту ситуацию.

Как решается

Облегчить или полностью устранить когнитивный диссонанс можно несколькими путями. Предварительно стоит уточнить, что диссонанс может быть как внутриличностным противоречием, так и межгрупповым или между группой и личностью. Итак, что же можно предпринять:

  • Принятие своих действий (или действий группы) и изменение личностных убеждений (изменение отношения к ситуации).
  • Изменение окружающей среды (расстаться с друзьями, если их поведение не соответствует вашим убеждениям).
  • Изменение собственного поведения согласно прежним установкам.

Однако недостаточно хотеть преодолеть противоречие. На пути к психологической гармонии может возникать целый ряд препятствующих этому факторов:

  • потери от изменения поведения (ломка при избавлении от зависимости, финансовые потери при смене работы с начальником-тираном, но хорошей оплатой);
  • двойственное отношение к собственному поведению или необходимости изменения ситуации (в кафе стали плохо готовить, но не хочется расставаться с друзьями, а те в свою очередь не хотят менять локацию);
  • невозможность изменения поведения (нередко противоречие возникает на фоне особенностей темперамента (свойств психики), которые изменить нельзя, или других психофизиологических особенностей);
  • невозможность изменения внешних обстоятельств, среды (например, вы пожалели о продаже дома, но новый хозяин не хочет заключать обратную сделку).

Если изменить условия жизненной задачи нельзя, то остается только изменить свое отношение. «Не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней». Знакомая фраза? Это и есть путь достижения внутреннего согласия. Ну а если можете менять ситуацию, то меняйте ее!

Информация к размышлению и выводы

Итак, когнитивный диссонанс – это специфический вариант конфликта, возникающий в ситуации выбора и решаемый через изменение мировоззрения (убеждений) личности или наоборот поступков. Напоследок хочу познакомить вас с несколькими интересными фактами по теме.

  1. Теория когнитивного диссонанса принадлежит американскому психологу Леону Фестингеру. Если вам интересно более углубленное и научное объяснение феномена когнитивного диссонанса, то можно обратиться к авторскому первоисточнику («Теория когнитивного диссонанса» / «A theory of cognitive dissonance»).
  2. Экспериментально доказано, что алкоголь предупреждает и устраняет ощущение внутреннего дисбаланса. Именно отсюда вытекает присказка, что «нужно выпить» в трудной ситуации. Однако, уважаемый читатель, следует понимать, что выпивка не решит проблему (вместе с трезвостью диссонанс вернется). Но этот факт объясняет многие истории опущения людей на социальное дно. При определенных свойствах психики и внешних обстоятельствах человек с внутренним конфликтом может погрязнуть в аддиктивном (зависимом) поведении, которое разрушает личность.
  3. Экспериментально также была доказана фраза «Что у трезвого в голове, то у пьяного на языке». Некоторые люди используют алкоголь как средство для того, чтобы быть собой и не испытывать внутреннего дискомфорта, а потом сказать: «Я был пьян».
  4. Когнитивный диссонанс – явление неоднозначное. Так, у сектантов или участников каких-либо малых групп его может вызвать привычное в общепринятом понимании поведение. Например, по закону криминальной группировки нельзя оставлять свидетелей, но один из ее участников нарушил этот принцип. После чего испытывает внутреннее противоречие.
  5. Размер когнитивного диссонанса может отличаться и не всегда однозначно понимается разными людьми. Например, срыв с диеты (всего одна конфетка) способен вызвать реальный дисбаланс у девушки, но фразу «это же всего конфетка, дурью не страдай» со стороны.
  6. Через многочисленные когнитивные диссонансы происходит изменение личности (регресс либо прогресс). Чем чаще человек меняет свои убеждения в соответствие своим поступкам, тем проще повторять эти поступки снова и снова. Этот факт одинаково верен как в отношении «падения» личности, так и в плане перевоспитания. Например, с каждой ситуацией проще врать, но также отпетому лгуну говорить правду, если он поймет, что она приносит больше положительных лично для него результатов.
  7. Иногда в когнитивном диссонансе участвует три компонента: убеждения, знания и реальное поведение. Пример: я знаю, что курить вредно, но продолжаю, хотя и хочу бросить.
  8. Нередко после возникновения когнитивного диссонанса речь идет уже не о рациональности поведения, а о манипуляциях для его логического объяснения.
  9. Как правило, аргументы человек придумывает не только в пользу выбранного варианта, но и против отвергнутых.

Таким образом, когнитивный диссонанс – это внутреннее противоречие мотивов, потребностей, поступков и убеждений. В основном возникает в ситуации выбора. Устраняется с помощью взвешиваний всех «за» и «против» для каждого варианта и убеждения себя в собственной правоте (если выбор уже сделан) либо изменения условий, вызывающих рассогласованность когнитивной сферы личности.

И напоследок еще кое-что. Помните, в начале статьи я обещала сказать, опасен ли когнитивный диссонанс? В определенной степени да. А чем опасен? Внутренней тревогой, напряжением, раздражительностью, депрессией, апатией, агрессией и другими негативные психологическими состояниями. Они в свою очередь могут вызвать ухудшение взаимоотношений с семьей, на работе, в любви; формирование вредных привычек; деградацию личности и так далее (накапливать как снежный ком дополнительные проблемы, включая психосоматические). Потому бороться с этим состоянием нужно. А как? Правильно! Менять себя или окружающую среду. Ну, а этот вопрос требует детального изучения конкретного случая.

Психологического здоровья вам и отсутствия когнитивных диссонансов! Благодарю за уделенное внимание.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

(англ. cognitive dissonance ) - переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами ). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию ситуации. См. , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Когнитивный диссонанс

   КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (с. 303) - негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает двумя противоположными представлениями, суждениями, намерениями и т.п., относящимися к одному объекту; центральное понятие социально-психологической теории, разработанной американским психологом Леоном Фестингером.

Фестингер в своих изысканиях опирался на принцип равновесия, используя его и при анализе мироощущения человека. Сам он начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает , и тем, что он делает , то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Далее Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элементами может возникнуть Диссонанс; б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает: или , или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации. В качестве иллюстрации приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями: а) изменить поведение, то есть бросить курить; б) изменить знание, в данном случае - убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны; в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать ее.

Главный практический вывод, вытекающий из теории Фестингера, состоит в том, что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе, можно вызвать изменения в его поведении, а меняя поведение, человек изменяет и мнение о себе. Подвергая себя самоконтролю и самоанализу, работая над самооценкой, человек развивается, растет личностно. В противном случае он отдает свою душевную работу другим, становясь жертвой (или орудием) чужого влияния. Именно об этом говорят результаты великолепно выстроенных экспериментов и его коллег.

Один из первых экспериментов по проверке теории когнитивного диссонанса был проведен Дж.Бремом. Он предлагал испытуемым сначала оценить несколько бытовых электроприборов - тостер, фен и т.п. Затем Брем показывал испытуемым два предмета из тех, что они внимательно осмотрели, и говорил, что им разрешается взять любой из них на выбор. Позднее, когда от испытуемых требовалось дать повторную оценку тем же предметам, они с большей похвалой отзывались о выбранном ими изделии и с меньшей - об отклоненном. В свете теории Фестингера причина подобного поведения ясна. Осуществив трудный выбор, люди испытывают диссонанс: знание негативных характеристик выбранного предмета диссонирует с фактом его выбора; знание позитивных характеристик отвергнутого предмета диссонирует с тем, что предмет не был выбран. Для уменьшения диссонанса люди подчеркивают позитивные аспекты и преуменьшают значение негативных аспектов выбранных предметов и, напротив, - подчеркивают негативные стороны и преуменьшают значение позитивных сторон невыбранного предмета.

Э.Аронсон и Дж.Миллс предположили, что если люди затратят много усилий, а тем более пойдут на какие-то жертвы для того, чтобы получить доступ в группу, которая окажется потом скучной и неинтересной, то они будут испытывать диссонанс. Знание о том, что им пришлось выдержать, будет диссонировать со знанием о негативных сторонах группы. Людям неприятно затрачивать усилия попусту и идти на неокупающиеся жертвы. Для снятия диссонанса они пытаются изменить восприятие группы в положительную сторону. В эксперименте Аронсона и Миллса студентки колледжа должны были пройти вступительное испытание для того, чтобы стать членами дискуссионного клуба по обсуждению психологии секса. Для части девушек эти испытания были очень неприятны - от них требовалось откровенно продемонстрировать свою сексуальную раскрепощенность в присутствии экспериментатора-мужчины. Даже те, кто на это согласился (а согласились не все), испытывали смущение и , то есть вынуждены были себя пересиливать. Для других испытание было легче - им разрешалось по своему усмотрению выполнить процедуру не полностью и остаться в рамках традиционных приличий. Третьи и вовсе были избавлены от вступительного испытания. Затем все испытуемые прослушали магнитофонную запись одной из дискуссий, проведенной в клубе, в который они оказались приняты. Как и предполагалось, девушки, прошедшие через самое трудное и унизительное испытание, оценили прослушанный материал как очень интересный и содержательный, причем эта оценка была намного выше той, что дали две другие группы испытуемых.

Еще один эксперимент, который был проведен Аронсоном с сотрудниками несколько лет спустя, основывался на предположении: если используется угроза для того, чтобы помешать людям заниматься любимым делом, то чем меньше будет угроза, тем больше у этих людей будет появляться тенденция умалять в своих глазах это дело. Если человек воздерживается от любимого занятия, он испытывает диссонанс. Знание о том, что он любит это занятие, диссонирует со знанием, что он принужден им не заниматься. Один из способов уменьшить диссонанс заключается в том, чтобы умалить в своих глазах значение этого занятия. Таким образом, появляется оправдание, почему человек не занимается любимым делом. Причем слабая угроза вызывает меньшее самооправдание. Это приводит к тому, чтобы добавлять свои собственные доводы для самоубеждения в том, что человеку вовсе не нравится заниматься любимым делом. В эксперименте Аронсона было обнаружено, что дети, которых подвергали символическому наказанию за пользование любимой игрушкой, уменьшили свою любовь к этой игрушке гораздо в большей степени, чем те, кто подвергался нешуточному наказанию.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Когнитивный диссонанс

Неприятное чувство, возникающее из-за непоследовательности ряда установок или убеждений относительно одного объекта. Различают следующие причины когнитивного диссонанса:

Когда две установки так или иначе не согласуются друг с другом, например «мне нравится этот человек» и «мне не нравятся политические взгляды этого человека».

Когда люди совершают поступки, которые они не намеревались совершать, либо ведут себя в противовес высказываемым установкам. Например, человек пропагандирует выгоды от

Чем меньше оснований для подобного поведения имеет человек, тем сильнее будет ощущение диссонанса и мотивации на изменение базовой установки ради восстановлсния соответствия между установкой и поведением. К примеру. наш всгетарианец мог иметь богатый выбор продуктов, но выбрал бифштекс (слабый довод). или был вынужден съесть бифштекс под дулом пистолета (сильный довод). В первом случае возникновение когнитивного диссонанса гораздо более вероятно, чем во втором. Тсория когнитивного диссонанса подразумевает, что поведение, не соответствующее нашим установкам, заставляет нас изменить их, чтобы избавиться от негативных ощущений.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС" в других словарях:

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - (лат. dissonans нестройно звучащий, cognitio знание, познание) концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных… … Новейший философский словарь

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - (сognitive dissonance) Состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Человек стремится преодолеть когнитивный диссонанс путем… … Словарь бизнес-терминов

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид… … Философская энциклопедия

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - англ. dissonance, cognitive; нем. kognitive Dissonanz. По Л. Фестингеру состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно к. л. объекта или явления, вызывающих у… … Энциклопедия социологии

    когнитивный диссонанс - сущ., кол во синонимов: 1 неадекватное состояние (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Когнитивный диссонанс - (от англ. слов: cognitive «познавательный» и dissonance «отсутствие гармонии») состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого… … Википедия

    когнитивный диссонанс - pažinimo disonansas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Asmenybės būsena, atsirandanti dėl žinojimo, įsitikinimų ir veiklos bei elgesio prieštaravimų. Esant pažinimo disonanso būsenai, išgyvenamas vidinis nepatogumas (diskomfortas) arba… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - (cognitive dissonance) случай несовпадения, противопоставления или противоречия мыслей, отношений или действий, ведущий к ощущению напряженности я потребности в достижении согласия. Термин внедрен Фестингером (1957). Согласно его определению,… … Большой толковый социологический словарь

Чувство психологического дискомфорта, неуверенности, растерянности знакомо в разной степени каждому человеку. Одной из распространенных причин такого состояния является, по мнению современных психологов, когнитивный диссонанс. Что же скрывается под этим научным термином? Узнаем в этой статье.

Немного истории

Создатель теории когнитивного диссонанса – Леон Фестингер, ученый из Америки. В конце пятидесятых годов прошлого века сформулировал основные положения этой темы. За сложными словами кроется вполне знакомое обычному человеку явление. Слово «когнитивный» от латинского слова «познание». Понятие «диссонанс», в переводе с латинского означающее «не созвучие», пришло в психологию из области музыки, где оно означает «не гармонично». Когнитивный диссонанс – это несоответствие имеющихся у человека знаний, убеждений, наблюдений и новой информации.

Механизм процесса

В процессе развития человека в его сознании формируется общее представление об окружающей действительности, которое называется «картиной мира». Она объединяет все знания, убеждения, веру, представления личности в связанную систему. У каждого она своя, зависит от уровня образования, воспитания, личных качеств. Человек ощущает себя частью мира.

Мы стремимся всему найти логические объяснения. Любые противоречия, несоответствия, нарушения закономерностей окружающего мира вызывают чувство растерянности, страха, незащищенности. Даже для маленького ребенка важна стабильность, закономерность.

Современная реальность настолько непредсказуема, разнообразна, что такие несоответствия и противоречия возникают в сознании довольно часто. Это нормальное явление, которое даже полезно, так как заставляет реагировать на окружающую действительность. Это один из механизмов выживания.

Стратегии поведения

Леон Фестингер заметил, что люди неодинаково ведут себя, испытывая когнитивный диссонанс. Он выделил несколько стратегий поведения:

  • Человек, увидев, что его убеждения и поведение противоречат новой информации, меняет себя. Это сложный вариант поведения, который требует проявления большой воли. Приведем конкретный пример. Любитель пива узнает, что оно также вредно и опасно для здоровья, как и любой другой алкоголь. Он находит в себе силы отказаться от этой привычки.
  • Вторая стратегия поведения: игнорирование новой информации. Наш любитель пива, столкнувшись с неудобной для него информацией, предпочитает ее не замечать. Вариантом стратегии является фильтрование поступающей информации: факты о вреде пива он не замечает, но тут же цепляется за любое упоминание о полезности алкоголя.
  • Отрицание новой информации: наш герой начинает спорить с новой информацией. Если ему удается найти сведения о полезности пива, то он делает их для себя единственно правильными. Он сам будет в это искренне верить. Для мозга человека психологический комфорт важнее чем объективность.
  • Когнитивный диссонанс приводит человека в неприятное для последнего состояние неопределенности, неуверенности. Возникает потребность выйти из него как можно скорее.

Какой способ изберет человек, зависит от его личностных и волевых качеств.

Примеры из жизни

Наиболее яркие примеры когнитивного диссонанса возникают тогда, когда в мире происходят серьезные изменения, или появляются крупные научные открытия, меняющие общепринятые представления о мире. Вспомним историю:

  • Открытия Коперника, Джордано Бруно кардинально вызвали революцию в сознании людей.
  • Теория Дарвина перевернула представления о божественном возникновении человека.
  • Всем известная теория относительности Эйнштейна изменила научную картину мира.

Все эти открытия меняли принятую обществом картину мира, поэтому реакция на них была самой разнообразной – от враждебного отрицания до принятия.

Мучительны для человека явления, противоречащие его моральным ценностям и этическим нормам. Вспомним недавнее прошлое нашей страны в переходный постсоветский период: то, что осуждалось: спекуляция, любовь к деньгам, стало управлять жизнью. Многие так и не смогли приспособиться к новым реалиям.

Человек с детства сталкивается с состоянием когнитивного диссонанса. Реакция в такие критические моменты может быть разной. Окружающим взрослым необходимо бережно относится к неокрепшему сознанию ребенка и подготовить его к встрече с непредсказуемой реальностью. Например, если в семье следуют религиозному воспитанию, родителям стоит подумать о том, как совместить противоречащие друг другу картины мира – веры и науки.

Наиболее опасен подростковый возраст. Ребенок, живший в атмосфере семьи, где были представления о морали, добре и зле, сталкивается с суровой действительностью. Не стоит отгораживать его от реальности, лучше подготовить к встрече с ней.

Для того, чтобы быть успешным человеку важно уметь реагировать на изменения окружающего мира. Единственно правильной стратегии не существует. Муки выбора — это проявление когнитивного диссонанса, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни.