Меню Рубрики

Презентация на тему "восточные походы александра македонского". Презентация на тему "восточные походы александра македонского" «Завоевания Александра Македонского»

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток И- 5 класс

Эпиграф:

Удача сопутствует храбрым. А. Македонский

Цели урока: расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Предметные: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце А. Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы А. Македонского.

Метапредметные: продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности; формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его; совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Личностные: продолжить формирование коммуникативной компетентности; формировать интерес к исторической науке.

Личность в истории : Александр Македонский (356-323г.г.до н.э.), Парменион, Дарий III, Клит.

Ход урока:

Учитель

Ученики (ожидаемые действия и ответы)

    Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

    Проверка домашнего задания

Организует решение теста

Организует беседу по вопросам:

1)Раскройте причины возвышения Македонии при Филиппе II .

2)Когда и почему Греция потеряла независимость?

3)Каковы были последствия потери Грецией независимости?

Решают тест (индивидуально)

Отвечают на вопросы (фронтально)

1)Филиппа II (359- 336 г. до н.э. ) 1.создал большую, боеспособную армию 2. укрепил царскую власть 3.чеканка золотой монеты

4.расширил торговлю с другими странами

2) 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией независимости

Причины покорения Греции Македонией: а)Греки воевали между собой, это ослабило страну. б)Филипп создал сильную, мощную армию. в)Умение Филиппа поссорить противников.

3) Последствия битвы при Херонеи: 1)афинской демократии пришел конец; 2)имущество у богатых граждан не отбиралось;

3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией; 4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами. 5)Греция потеряла надолго свою независимость.

III . Мотивация . Одно из распространенных современных имен – Александр. Ребята, кто знает, что оно означает в переводе с греческого? У нас есть в классе Александры?

Каких великих людей с таким именем вы знаете?

Ребята, обратите внимание на слайд , Однажды Филиппу предложили купить коня, но конь оказался совершенно диким, вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Александр смело направился к коню. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах.

"Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства, Македония для тебя слишком мала".

- Кто изображён на слайде?

- Как вы считаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- Как вы думаете, как эти слова отца повлияли на дальнейшую деятельность мальчика?

Да, действительно - Отсюда, что же нам предстоит сегодня изучить, как будет называться тема нашего урока?

- Мужественный защитник

- А.Македонский, А.Невский, А.Пушкин, А.Суворов и другие

- они подтолкнули его на завоевания.

IV .Создание проблемной ситуации

Давайте с вами посмотрим на карту с.204 учебника и на слайд №

    что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония

Запись на доске :+ государство Македония небольшое

    Значит, какую армию может иметь такое государство?

Записывает на доске: + армия македонцев малочисленная

    а что на карте обозначено черными стрелками?

    и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?

Записывает на доске: + А.М.завоевал полмира

Посмотрите на записи. Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов?

Итак, главный вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ Александр Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

Поиском ответа на данный вопрос мы и займёмся на нашем уроке.

Выполняют проблемные задания

V .Актуализация знаний:

    Вспомните, каковы преимущества македонской армии?

    Кто продолжил дело Филиппа по завоеванию соседних стран?

Отвечают на вопросы

Македонское войско

Фаланга 16 рядов +

Фаланга тренируется постоянно +

В бою одновременно участвуют 6 рядов +

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою +

Применяет осадные башни +

- сын Александр

VI . Изучение нового материала

План:

1.Личность в истории: Александр Македонский.

2.Поход А.Македонского на Восток.

1. Характеристика личности Александра на основе источников.

Какие качества положительные и отрицательные вы можете назвать?

2. Организует работу с проблемным заданием для выявления причин похода на Восток.

Задание: определите причины походов Александра на основе сведений, приводимых Плутархом.

Причины походов Александра:

    Продолжить завоевательную политику Филиппа Македонского.

    Создание мировой державы

Физкультминутка

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали

Повернулись вправо, влево.

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело!

С помощью параграфа 42 и карты определите основные события похода Александра Македонского на Восток и выпишите в тетрадь.

Закрепление: Составьте схему похода на А.Македонского на Восток (на столе учащиеся берут заготовленные таблички с названиями пунктов похода и расставляют в правильном порядке)

Подведем итоги.

Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира?

По ходу урока заполняют рабочий лист.

1. Изучают личность Александра (356-323 гг.до н.э.), на основе источников (раздаточный материал) и заполняют таблицу:

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

смелость

хорошо образован

решительность

справедливость

благородство

гордыня

зависть

стремление к завоеваниям

2. С помощью проблемного задания учащимся необходимо выявить причины похода на Восток

Работа с источником:

Напутствие Филиппа юному Александру:

«… Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала». Из Плутарха.

Слова Александра, когда пришла весть о военных успехах Филиппа:

«Отец успеет захватить все, так что мне не удастся совершить ничего великого»

Записывают в тетрадь

По учебнику и карте выписывают основные события похода :

Дата

Место сражения

334 г. до н.э.

Битва при Гранике

333 г. до н.э.

Битва при г.Иссе

332 г. до н.э.

Завоевание Тира

332 гг.до н.э.

Подчинение Египта

331 г. до.н.э

Битва при Гавгамелах

327 г. до н.э.

Поход в Индию

324 г. до н.э.

Возвращение в Вавилон

323 г. до н.э.

Смерть А. Македонского

Составляют схему у доски

А.Македонский завоевал полмира благодаря:

А) своим личным качествам

Б) хорошо подготовленному войску

В) разобщенности персидского войска

Г) население завоеванных земель сами добровольно подчинялись Александру (из двух зол меньшее)

Д) основа для завоевательных походов А.М. была заложена еще его отцом Филиппом

Закрепление изученного материала на уроке.

1.Соотнесите государства, города и факты их характеризующие:

1.Вавилон

А.Более полугода продолжалась оборона города

2.Египет

Б.Провозглашение столицей державы Александра

3.Индия

В.Объявление Александра богом солнца

4.Персия

Г.Провозглашение Александра «царем Азии»

5.Тир

Д.Встреча македонского войска с боевыми слонами

Троя

Е.Находится памятник Ахиллу

Ответы:

1

2. Соотнести имена исторических деятелей и род их занятий:

1.Филипп

А.Друг Александра, спасший ему жизнь

2.Парменион

Б.Царь Македонии

3.Клит

В.Полководец, советник Александра

4.Аристотель

Г.Царь Персидской державы

5.Дарий III

Д.Философ, учитель Александра

Ответы:

1

3. Какие уроки можно извлечь из истории жизни и деятельности Александра Македонского? Найдите обоснования для своего ответа.

Учащиеся получают карточки, в которых работают индивидуально, затем с помощью слайда проверяют правильность выполнения

Подведение итогов урока

Домашнее задание:

    § 42

    Выполнить задания - Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. с. 35-39, № 44, 46 (заполнить контурную карту)

    Узнать, что значит выражение «разрубить гордиев узел» в наши дни

Запись в дневник и тетрадь

« Разрубить гордиев узел » значит: смело, энергично решить сложное дело.

Рефлексия.

Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого?

Ответы учащихся- ассоциации с цветами (черный, зеленый, синий, красный и т.д). Объясняют свои ассоциации.

черный - темный, нехороший, опасный, без будущего, смерть

красный - победа, кровь, сражения, битвы, власть, напор, натиск,

синий - благородство, власть, мужество, чистота помыслов, целеустремленность

желтый - наследник, золото, богатство, власть наследственная, корона, хитрость, мстительность, дипломатичность, гибкость

коричневый - половина красного и половина черного, и положительное и отрицательное, половинчатость, ни то, ни се.

зеленый - культура, цивилизация, след в истории, цвет рождения и созидания (города, например). Много разрушил, но и построил тоже немало.

Рабочий лист урока

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

После смерти Филиппа правителем Македонии в возрасте 20 лет стал его сын Александр Македонский (356-323 годы до н. э.). За недолгие 33 года жизни Александр создал самую обширную державу, не потерпев ни одного поражения за 11 лет походов на Восток. Филипп Македонский Олимпиада

Образованием Александра занимался величайший ученый того времени Аристотель. Он сумел привить способному мальчику интерес не только к политике и военному делу, но и к медицине и к естественным наукам. «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно». Уже в детстве Александра отличали смелость и безграничное честолюбие. «Во вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал». Филипп всегда старался воздействовать на Александра скорее убеждением, чем приказом. Аристотель

Македонская армия

334 год до н.э. – битва у реки Граник Позиция персов была очень выгодной, один из лучших македонских полководцев, Парменион, засомневался в успехе. Он советовал отложить сражение и дождаться, пока персы уйдут с высокого обрывистого берега. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка, - ответил Александр. - Трубите к наступлению!».

В этой битве у Александра сломалось копье и он попросил другое у своего стремянного. Но оказалось, что и у того в жаркой схватке копье сломалось, и он дрался лишь оставшейся половинкой. Тогда один из конников отдал Александру свое копье. Александр взял его и, увидев, что зять царя Дария, Митридат, выехал далеко вперед, ведя за собой персидских всадников, бросился вперед и сбросил Митридата копьем на землю. В это мгновение на Александра кинулся один из персов и ударил его по голове кинжалом. Он разрубил царский шлем и вновь занес клинок, но друг Александра – Клит, прозванный Черным, опередил его и пронзил врага копьем… Арриан о битве у Граника

Победа у реки Граник открыла Александру путь в глубь Азии. Большинство малоазийских городов добровольно открыло ворота победителю, в том числе Сарды и Гордий, столицы Лидии и Фригии.

Гордиев узел Фригийский царь Гордий принес в дар храму Зевса колесницу. К ее дышлу было привязано воловье ярмо - привязано таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Оракул предсказал, что человек, который распутает гордиев узел, овладеет всем миром. И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности Александр Македонский. Молодой воин вошел в старый храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассек его одним ударом. Мы называем гордиевым узлом любое запутанное дело, трудно разрешимый вопрос. «Разрубить гордиев узел»: смело, энергично решить сложное дело.

333 г. до н.э. - битва при Иссе Персидский царь собрал огромную армию и двинул ее навстречу грекам. Александр снова разбил персов. Дарий III бежал с поля боя. В плен к Александру попали мать, жена и две дочери персидского царя. Перед битвой с персами Александру донесли, что многие его воины заранее тайно сговорились разделить между собой добычу. Александр неожиданно обрадовался и сказал: «Вот решение мужей, уверенных в победе»!

332 г. до н.э. – осада Тира Далее Александр направился в Финикию. Осада Тира длилась полгода. Александр подогнал к городу боевую технику – баллисты, тараны, башни. Под их ударами стены рухнули, город пал, был разграблен и сожжен. Жителей обратили в рабство.

В 332 г. до н.э. Александр направился в Египет. Египтяне встретили его как освободителя от персов. Жрецы объявили его фараоном, сыном бога Амона. В дельте Нила царь основал новый город – Александрию.

331 г. до н.э. – битва при Гавгамелах

331 г. до н.э. – битва при Гавгамелах Дарий III предложил мир Александру. Персидский царь готов был отдать ему в жены дочь и половину царства – все земли до Евфрата. «Будь я Александром, - сказал на военном совете седой Парменион, - я принял бы эти условия!». Но юному царю полцарства было мало. «Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!» - ответил он.

Как вы думаете, каковы были причины победы Александра Македонского над персами? 1. Армия персов состояла из наёмников, которые не были заинтересованы в результатах военных операций. 2. Покоренные персами народы часто вставали на сторону македонской армии, желая обрести свободу. 3. Полководческий талант Александра Македонского и его вера в победу играли важную роль в разгроме персидской армии.

Персия была разгромлена. Но поход на Восток был продолжен. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане, на территории современных Афганистана, Таджикистана и Узбекистана.

Став властителем Азии, Александр изменился. Он перестал смотреть на персов как на покорённый народ и стал стремиться уравнять победителей с побеждёнными и соединить их в единую монархию. Он потребовал от своих соратников заключить браки с персиянками, принять восточные обычаи, в частности - целование ног царя.

Битва при Гидаспе оказалась последним крупным сражением Александра Македонского. Солдаты Александра отказались идти дальше и никакие уговоры не смогли заставить их поменять решение. Александр был вынужден повернуть назад. В 325 г. до н.э. он вернулся в Вавилон. 325 г. до н.э. - битва при Гидаспе

«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом - мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой - стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании - камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты». (Плутарх) О каких качествах Александра свидетельствуют следующие факты?

«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд». «Чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стремишься к тому, чего у тебя нет. Война у тебя рождается из побед». «Войны зависят от славы, и часто ложь, которой поверили, становится истиной». «Не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле». «Участь царей - делать хорошее, а слышать дурное». «Вижу, что будет великое состязание над моей могилой». О каких качествах характера Александра Македонского свидетельствуют фразы?

Использованные источники Маньковская. Образование и распад державы Александра Македонского. Субботина. Поход Александра Македонского на Восток.


«Македонские завоевания» - Упадок Греции в 4 в. до н.э. Аристотель. Усиление Македонии при царе Филиппе 11. Распад державы Александра Македонского. Демосфен. Македонские. Завоевания 4 век до н.Э. Образование державы Александра Македонского. Александр Македонский.

«История Александра Македонского» - План битвы при Гавгамелах. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, боятся ручейка. Первые победы 334 г. до н.э. Вавилонские жрецы провозгласили Александра царем Вавилона и четырех сторон света. Город возвышается над уровнем моря на тринадцать метров. Закрепление изученного по теме: Сопротивление персов было сломлено всего за два часа».

«Походы Александра Македонского» - Синтез политических, экономических и культурных элементов Запада и Востока привёл к рождению эллинизма. Цели проекта. К каким последствиям привели походы Александра Македонского на Восток? Выводы. Казаров Сергей Суренович, к.и.н.., доцент кафедры Всеобщей истории РГПУ. Этапы работы. Ход исследования.

«Македония Греция» - Города Эллады подчиняются Македонии. Македония. Кто такой Перикл? Какие изменения внес Перикл? Из-за чего начались междоусобные войны? Повторим изученное. Поработаем с учебником. План урока. Какие органы управления существовали в Афинах? Соотнесите имена и род деятельности.

«Завоевания Александра Македонского» - Начало войны. Граник. Конюхи Александра легко овладели повозками. Несколько персидских колесниц оснащенных косами прорвались сквозь строй лучников. Персы вновь были разбиты. Дарий предложил мир, по Александр ответил отказом. 1-я встреча Александра и Дария состоялась ок. г. Исса. Жрецы провозгласили Александра сыном бога Солнца.

«Александр Македонский» - Завоевание Александром Македонским Египта. Таис призывает поджечь Персеполь. Битва при Гавгамеллах 331 г. до н.э. Боевая колесница персов. Александр Македонский разрубает «Гордеев узел». Осадная башня македонцев. Походы Александра Македонского на Восток. Александрия Египетская. Всесильная македонская армия.

Всего в теме 17 презентаций













Включить эффекты

1 из 13

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Урок разработал и провёл учитель истории и обществознания МОУ « СОШ с Моховое» Ершовского района Саратовской области Елфимов Сергей Александрович

Слайд 2

План урока

Гибель Персидского царства. Поход на край земли.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Битва при Иссе

Слайд 6

Захват Тира и основание Александрии

Семь месяцев Александр осаждал город. Город взяли штурмом, разграбили, тысячи его защитников были казнены и проданы в рабство. На берегу Средиземного моря македонский завоеватель основал город, которому дал своё имя – Александрия Вопрос: На основание вышеизложенного, сделайте вывод о личных качествах полководца.

Слайд 7

Битва при Гавгамелах

Слайд 8

Захват Вавилона и Персеполя

Взяв Вавилон, который без боя сдал сатрап Вавилонии Мазей, Александр велел восстановить разрушенный персами храм главного божества Мардука, за что жрецы провозгласили его царем Вавилона. Персеполь, столицу Персидского царства, Александр объявил самым враждебным из азиатских городов и отдал на разграбление своим воинам. Источники единодушны в описании страшного разгрома, которому подвергся этот богатейший город.

Слайд 9

Поход на край земли

Поход начался весной 327 г. до н. э., продолжался более двух лет и завершился подчинением в той или иной форме обширных территорий по Инду. Но эти приобретения достались дорогой ценой. К началу 324 г. до н. э. остатки армии Александра соединились с флотом Неарха около Суз, Поход завершился. Согласно Плутарху, лишь четверть армии вернулась из похода.

Слайд 10

Слайд 11

Историческое значение восточного похода

На Восток хлынул большой поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся иные формы социальных отношений. Некоторые из построенных Александром городов становятся центрами политической и экономической жизни. В результате похода раздвинулись географические рамки тогдашнего мира, были проложены новые пути сообщения, расширилось судоходство - все это способствовало развитию экономики, торговых связей. Поход принес новые знания в области географии, биологии, этнографии и др. Он знаменовал начало нового этапа в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал,-эпохи эллинизма.

Слайд 12

Сравните поход Александра Македонского с маршрутом, который вы проложили в контурной карте.

Слайд 13

Домашнее задание

Посмотреть все слайды

Конспект

Предмет: история 5 класс

Цели урока:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Умения выделять главное

Оборудование:

1. Медиапроектор

3. Учебник

4. Тетрадь

Ход урока.

II. Изучение темы по плану

Личность Александра Македонского.

Победы войска Александра Македонского. Важнейшие битвы.

Гибель Персидского царства.

Поход на край земли.

Основные сражения.

В 334.до.н.э.- начало похода.

2. Средства достижения целей

3. Результаты деятельности.

Текст документа

<...> <...>

<...>

200 000 персов при Гавгамеле?

Урок с применением информационно коммуникационных технологий

«Завоевания Александра Македонского».

Предмет: история 5 класс

Разработал учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ с Моховое» . Саратовская область Ершовский район Елфимов Сергей Александрович.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.

2.Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление у учащихся об основных датах, понятиях и личностях эпохи

Сформировать представления об основных процессах и причинно-следственных связях данного периода

Воспитательные:

Создать условия для того чтобы дети составили наиболее полное представление о добре и зле на примере личности Александра Македонского

Сформировать навык преодоления трудностей в процессе обучения при помощи ИКТ

Развивающие:

Создание условий для развития навыков логического мышления

Умения выделять главное

Оборудование:

1. Медиапроектор

2. Карта « Древняя Греция в V в.до н.э.

3. Учебник

4. Тетрадь

Исходя из требований программы, на уроках истории, дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому, на этом уроке целесообразно познакомить учащихся с памяткой, которая поможет им в этом.

Памятка для оценки государственного деятеля.

Интересы какого класса выражал? В чём состояли цели и стремления этого класса.

Какими личными качествами обладал? Насколько он подходили для решения поставленных целей?

Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.

Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока.

1. Актуализация полученных знаний организуется учителем в двух направлениях – фронтальный устный опрос и опрос по карточкам.

Фронтальный опрос затрагивает такие вопросы как сравнение государственного устройства греческих полисов и Македонии и анализ объединения Македонии и невозможности данного процесса в Греции. В итоге учитель еще раз обращает внимание на причины потери Грецией независимости.

1.Какие причины способствовали завоеваниям Филиппа II?

2.Расскажите о мощи македонской армии.

3.На пьедестале статуи Демосфена написана знаменитая эпиграмма: «Будь у тебя, Демосфен, столь же мощная сила, как разум, сам Македонский Арес греков бы не покорил». Объясните смысл эпиграммы.

Какие черты личности Демосфена в ней отражены?

4.Покажите на карте Македонию и место сражения, после которого Гре​ция потеряла свою свободу. Почему греки победили в V в. Персию, но были подчинены Македонии?

5.Опросная карточка. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос:

Почему Греция потеряла независимость, анализируя особенности вооружения македонян, взаимоотношения греческих городов, тактики Филиппа.

II. Изучение темы по плану

Личность Александра Македонского.

Победы войска Александра Македонского. Важнейшие битвы.

Гибель Персидского царства.

Поход на край земли.

Учитель: Филипп II Македонский задумал поход против Персид​ского царства и рассчитывал на широкую поддержку греческого населе​ния.

В середине IV в до н.э. Персидская держава, доходившая до реки Инд, объединившая силой оружия множество стран и народов, развалива​лась. Правители областей (сатрапы) воевали друг с другом и отказывались подчиняться Дарию III. Недовольство властью персов у завоеванных стран росло. Особенно часто волнения происходили в Египте.

Однако совершить этот грандиозный поход Филиппу II не уда​лось. Продолжателем его замыслов стал Александр Македонский.

О юности Александра Македонского рассказывает сильный ученик (ему заранее даётся опережающееся задание)

Его сообщение может выглядеть таким образом.

Рассказывают, что Александр родился в тот самый день, когда грек Герострат, стремившийся хоть чем-нибудь прославить свое имя, сжег храм богини Артемиды, считавшийся одним из «семи чудес света» (356год до н.э.)

Александр считал себя потомком Геракла и Эака - деда знаменитого Ахилла,

самого доблестного из греческих воинов, сражавшихся под Троей.

С детства в Александре проявились честолюбие, смелость, вера в свои силы. В отличие от отца он стремился только к военной славе,

Александр был чрезвычайно высокомерен. Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, он ответил: «Охотно, если мне придется соревноваться с царями».

Каждый раз, когда приходило известие о новой победе македонян, одержанной Филиппом, Александр с беспокойством говорил товарищам: «Боюсь, что отец совершит все сам и не оставит на кашу долю ни одного славного подвига!»

Александр был очень отважен и решителен. Эти качества прояви​лись в нем с детства. Однажды Филиппу предложили купить коня, про​званного за сходство его головы с головой быка Буцефалом (или Букефал). Конь оказался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Филипп отка​зался от покупки, но Александр крикнул: «Вы все трусы, раз отказываетесь от такого великолепного коня!» Он смело направился к коню (Александру тогда было 14 лет), схватил его за узду и повернул против солнца, затем не​которое время оглаживал коня. Когда лошадь привыкла к мальчику, тот вскочил на нее верхом. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. «Дитя мое, - ска​зал Филипп II сыну, - ищи себе более подходящего царства. Македония для тебя слишком мала».

Александр получил прекрасное образование. Его учителем был ве​ликий ученый Аристотель. Он сумел привить способному мальчику не толь​ко интерес к военному делу и политике, но и увлечь его медициной и естест​венными науками. Впоследствии царь всегда сам лечил болезни своих при​ближенных и любил назначать им лекарства или диету.

С детства Александр пристрастился к чтению. С поэмой Гомера «Илиада» македонский завоеватель не расставался никогда.

Когда ему исполнилось 16 лет, Филипп, отправляясь в поход, пору​чил сыну управлять всей Македонией. Сын оправдал надежды отца.

В битве при Херонее (338 до н.э.) Александр командовал левым крылом македонской армии.

После гибели Филиппа на престол вступил 20-летннй Александр. В это время было неспокойно. Македонии со всех сторон грозили опасности. На севере восстали фракийские племена, на юге покоренная Филип​пом Греция готовилась вернуть былую свободу.

Александр усмирил фракийцев, затем осадил Фивы в Средней Греции, где собрались объединенные силы греков. Город был взят и раз​рушен, все жители проданы в рабство. Этим страшным примером Алек​сандр хотел запугать остальные греческие государства.

Александр готовился к походу в Персию и опасался, как бы в его от​сутствие греки снова не подняли восстание. Это побудило царя сменить сви​репую жестокость на иные методы воздействия. Он стал ласково принимать государственных деятелей и ученых, всячески стараясь расположить их к себе, и даже пощадил Афины, которым грозила участь Фив.

Александру предсказывали славную, участь героя и победителя -разрушителя великого Азиатского царства. Стремление к славе и великим подвигам наполняло его душу. Александр обладал тонким умом и гени​альным даром полководца. У него была и внешность героя: смелая по​ступь, горящий взгляд, сильный голос.

Александр совершил путешествие в город Кранию (возле Корин​фа), чтобы повидать жившего там философа Диогена. Множество греков собралось здесь, чтобы увидеть царственного юношу.

Один лишь философ не интересовался царем и спокойно сидел в своей бочке. (Он следовал правилу Сократа: чтобы быть счастливым и уподобиться божеству, человек должен довольствоваться малым, поэтому избрал себе жилищем бочку).

Когда Александр прибыл в Кранию, Диоген по обыкновению ле​жал посредине площади перед своей бочкой и грелся на солнце. Услышав шум, философ повернул голову, взглянул на приближающегося царя и его многочисленную свиту, но даже не пошевелился. Александр приветство​вал Диогена и спросил его, не нуждается ли он в чем-либо: все его желания будут немедленно исполнены.

«У меня одно желание, - ответил мудрец, - чтобы ты отошел в сторону и не заслонял мне солнца». С этими словами Диоген повернулся к Александру спиной и подставил солнцу другой бок. Положение царя было нелепым. Однако Александр сумел найти выход из глупого положения. Вместо того чтобы наказать, дерзкого, создав ему тем самым славу муче​ника, Александр улыбнулся и сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном!».

Таким образом, случай свел двух людей, стремления которых бы​ли совершенно противоположными:

Диоген ради истины отказывался от всего, лишая себя всего.

Александр хотел все подчинить себе.

Вопрос: Какие же черты характера и качества личности повлияли на становление великого полководца?

Убедившись, что греки примирились с македонским владычест​вом, Александр собрал всех представителей греческих государств и пред​ложил им объявить войну персам.

Эту войну Александр объявил общегреческим делом, связанным с возмездием за поругание эллинских святынь во время нашествия Ксеркса.В ходе беседы учитель подводит учащихся к провозглашаемой (отомстить персам за разрушения в рамках Греко-персидских войн) и реальной (захват территорий и грабеж) целям похода, которые фиксируются в тетрадях.

Итак, Александр, став царем после своего отца, продолжил его дело. Завоевал Фессалию и Фракию. А затем решил пойти на Восток. Что могло его привлекать на Востоке?

О Персии мы уже знаем как о могущественной державе. Давайте, сравним армии македонян и персов. Данные занесем в таблицу.(По ходу урока учащиеся добавляют соотношения сил в решающих сражениях)

Анализируя внутреннее положение Персии, учитель подводит учащихся к выводу, что ее ослабляли: восстания покоренных народов и междоусобицы.

Основные сражения.

В 334.до.н.э.- начало похода.

Работая с материалом учебника (стр.192-197) и картой на стр. 199, учащиеся прослеживают продвижение македонского войска и фиксируют в тетради даты и места сражений - р. Граник, Исс, Тир, Египет. Попутно учитель обращает внимание на появление новых черт характера Александра.

Говоря о Египте, учитель останавливается на причинах столь воодушевленной встречи там Александра и его армии.

Сражение у Гавгамелл учащиеся просматривают видиоролик, при этом учитель обладает возможностью останавливать происходящие события и давать дополнительную характеристику или вовлекать в анализ учащихся.

Изучая захват Вавилона и Персеполя, уничтожение прекраснейшего здания дворца, учитель возвращает учащихся к провозглашенной цели похода.

Поход в Индию и причины возвращения учитель предлагает изучить учащимся самостоятельно. Делая вывод, учащиеся отмечают усталость армии, долгую оторванность от родных мест, пресыщенность некоторых полководцев награбленным (реализация их целей), назревание бунта.

По возвращении Александр умирает в 323 году на 33 году жизни и после 12 лет и 8 месяцев царствования.

3.Эволюция личности Александра.

Сегодня мы узнали о такой личности как Александр Македонский. Людей невозможно оценить только с одной стороны – в них есть и плохое и хорошее. У выдающихся личностей и то и другое еще заметнее, потому что они могут влиять на судьбы других людей и даже стран. В итоге мы можем проследить то, как менялся Александр как личность. Вопросы для анализа:

1. Каковы его личные качества (работа с документом и в свете изученных событий – поведение в Египте, убийство Клита и др.). Подходят ли они для поставленных целей.

2. Средства достижения целей

3. Результаты деятельности.

Текст документа

ЮСТИН. «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА». (ОТРЫВОК)

<...> После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей: Александр как будто заимствовал законы у тех, кого победил. Чтобы эта одежда, если он станет носить ее один, не показалась от этого особенно ненавистной, он и друзьям своим приказал одеваться в длинные пурпурные одежды, расшитые золотом. <...>

Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царственной роскошью справлять пиры с играми, совершенно забыв, что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.

В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению с отцом своим, Филиппом, что даже отрекся от своей родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. <...>

В итоге делается общий вывод, что Александр Македонский выдающийся полководец, создавший обширную державу, но, начав свою деятельность, как просвещенный монарх закончил ее как деспотичный правитель. Плюсом его достижений является попытка объединить достижения Запада и Востока в различных сферах человеческой деятельности, а минусом - то, что он так и не сумел создать эффективную систему управления обширным государством, и его держава повторила судьбу многих изученных нами подобных государственных образований.

4. Закрепление изученного материала.

1.Учебной рефлексией является работа с контурной картой. Учащиеся, пользуясь цветными ручками чертят путь армии Александра, затем сравнивает проложенный ими маршрут с картой. (данный вид деятельности вызывает интерес учащихся и позволяет закрепить полученные на уроке знания в большем объеме).

2. Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку)

Итоги урока. Выставление оценок.

Для любознательных! Как могли 40 000 македонцев разгромить

Урок истории в 5 классе по теме: «Поход Александра Македонского на восток» Полонников М.И., учитель истории Благовещенской сош Тел: (39174)


Содержание Великие люди Великие люди Великие люди Великие люди Три этапа похода (334 г. до н. э г. до н. э.): Три этапа похода (334 г. до н. э г. до н. э.): первые победы первые победы первые победы первые победы битва при Иссе битва при Иссе битва при Иссе битва при Иссе гибель Персидского царя гибель Персидского царя гибель Персидского царя гибель Персидского царя Окончание похода Окончание похода Окончание похода Окончание похода Александрия Александрия Александрия Задания Задания Задания


Александр Македонский «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд» «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд» «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно» «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно» «Для смелых нет никакой преграды, а для трусов нет никакой опоры» «Для смелых нет никакой преграды, а для трусов нет никакой опоры» Какие качества Александр Македонский ценил в человеке и воспитывал в себе


ДАРИЙ III, Кодоман Правил в гг. до н. э. –последний царь Персии из династии Ахеменидов. Кодоман был потомком знаменитого царя персов Кира Великого, но происходил из боковых ветвей. Правил в гг. до н. э. –последний царь Персии из династии Ахеменидов. Кодоман был потомком знаменитого царя персов Кира Великого, но происходил из боковых ветвей.










Окончание похода 325 г. до н.э. Граник Исс Гавгамелы Правитель Вавилона открыл ворота, и победители вошли в самый большой город персидской державы и Древнего мира. Вавилонские жрецы провозгласили Александра царем Вавилона и четырех сторон света. Вавилон


Смерть Александра 10 июня 323 г. до н.э. Александр внезапно заболел лихорадкой и умер. 10 июня 323 г. до н.э. Александр внезапно заболел лихорадкой и умер. Сразу же после смерти Александра началась борьба между его полководцами. В начале III века до н.э. на месте державы Александра возникло много государств. Главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Сразу же после смерти Александра началась борьба между его полководцами. В начале III века до н.э. на месте державы Александра возникло много государств. Главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Зная, что Александр прожил 33 года, посчитайте в каком году он родился.