Меню Рубрики

Понятие социальная адаптация лиц с овз. Проблема адаптации детей с ОВЗ

Социокультурная адаптация детей

с ограниченными возможностями здоровья

Социокультурная адаптация относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве детей с ограниченными возможностями здоровья, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям российского общества.

Из всех проблем, препятствующих полноценному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Социокультурная адаптация - сложный и многогранный феномен, характеризующийся постоянными трансформациями. Социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями протекает в трех звеньях: личность, общество, культура, где постоянно согласовываются требования и ожидания социальной среды к личности «нетипичного» ребенка. Приобретенные в результате социокультурной адаптации знания и навыки дети с ограниченными возможностями направят на удовлетворение жизненных потребностей, что поможет им стать полноценными членами общества.

Для детей с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом.

Реализация основных видов и форм вхождения ребенка с ОВЗ в общество осуществляется в рамках пяти концентров адаптации (первый – социокультурное взаимодействие внутри родительской семьи; второй – с ближайшим окружением семьи; третий – в рамках дошкольного образовательного учреждения, во дворе дома; четвертый – в стенах среднего общеобразовательного учреждения, а также в учреждениях культуры, спорта; пятый – в постшкольный период) .

Успешность адаптационных практик напрямую связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социокультурной политики. Благодаря функционированию институтов семьи и образования возможно достижение ребенком адаптационного стандарта, уровень которого можно определить по разработанной критериальной системе готовности индивида к адаптации и его социальной интегрированности.

Сущность социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями связана, прежде всего, с их «включением» в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социокультурной жизни.

Основным объектом социокультурной адаптации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети с ограниченными возможностями. Значительную часть этих детей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально-культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально-демографических характеристик .

Как свидетельствует практика, достойный образ жизни детей с проблемами физического и психического развития не может гарантироваться принятием только адекватных мер медицинского или психологического вмешательства. Выйти на такой уровень социально-культурной компетенции, который позволил бы этой части населения без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, ─ такова цель, объединяющая и гражданские институты, и самих детей с ограниченными возможностями.

В более узком смысле под социокультурной адаптацией ребенка с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого ребенка резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве .

Проблема адаптации теснейшим образом связана с проблемой здоровья – болезни. Этот континуум неотъемлем от жизненного пути личности. Многофункциональность и разнонаправленность жизненного пути обусловливают взаимосвязь процессов соматического (отношение к своей телесности, к своему здоровью), личностного (отношения к себе как к личности, отношение к своему поведению, настроению, мыслям, защитным механизмам), и социального (общение, отношение к ситуациям и социальным институтам, деятельность) функционирования.

Социокультурная адаптация предполагает оптимизацию взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями и его семьи с социокультурной средой, которая является одним из важнейших факторов и условий развития.

Социокультурная среда выступает детерминирующим фактором реализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытия сущности ребенка. Однако социокультурные нормы и ценности ребенок осваивает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт, благодаря своей активности.

Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной защиты, направленных на создание личности условий для ее полной или частичной юридической, политической, экономической, социальной, культурной самостоятельности и равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни и развитии общества.

Однако перед социальными структурами стоит задача повышения активности среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, ведь зачастую дети изолированы от общества самими родителями. Здесь необходимо повышать культуру по отношению к инвалидам не только общества в целом, но и самих инвалидов и их семей.

Система социокультурной адаптации должна способствовать формированию активной жизненной позиции у семей с ограниченными возможностями в целом.

Таким образом, социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями должна рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое ребенку с ОВЗ в индивидуальной программе реабилитации для восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций. С другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-досуговых мероприятиях наряду со всеми членами общества способствуют повышению эмоционального тонуса, социальным коммуникациям, социальному включению лиц с ОВЗ, что носит общий реабилитационный характер.

Список литературы

1. Ильичев Д. Реабилитация детей с ограниченными возможностями //Социальная работа. - 2003. - № 2.- С. 46

2. Комплексная реабилитация инвалидов. Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

3. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996.

4. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. - Кемерово, 1992.


Приоритетом современных исследований проблем функционирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и возможностей их инклюзии является разработка основ их позитивной социализации, базирующейся на пересечении трех процессов: реабилитации, компенсации, социальной адаптации. По выражению А.Р. Лурии, «человек не может «закрыться» на ремонт», поэтому все три процесса слиты воедино, и их следует рассматривать как открытую динамическую систему, результатом успешного действия которой является позитивная социализация личности человека с ОВЗ .

Компенсация - это процесс возмещения отсутствующих или нарушенных функций на основе перестройки сохранных или частично нарушенных. Согласно Л.С. Выготскому, дефект создает стимулы для выработки компенсаторных процессов в развитии и поведении (замещающих, надстраивающихся, выравнивающих). Оценка степени дефективности или нормальности личности в целом зависит от исхода социальной компенсации . В современном понимании сущность и процессы компенсации нарушенного или отстающего развития - сложное взаимодействие социальных и биологических факторов, системообразующими среди которых являются деятельность и социальные отношения человека. Учитывая системный характер строения психики, компенсация реализуется на следующих уровнях :

1) биологический / телесный: преимущественно автоматические и бессознательные компенсаторные процессы;

2) психологический: способность к адекватной оценке своих возможностей и постановке реальных целей и задач, формирование и сохранение позитивного отношения к себе;

3) социально-психологический: межличностные отношения лиц с ОВЗ с окружающей средой, построенные на основе принципов социального партнерства, толерантности, эмоциональной поддержки и понимания. Это главные условия раскрытия их ресурсных возможностей, укрепления веры в свои силы, восстановления позитивного отношения к себе, осознания нужности, понимания собственной независимости и автономности;

4) социальный: политика государства в отношении лиц с ОВЗ, законодательное предоставление определенных гарантий, стереотипные установки в отношении лиц с ОВЗ и их последствия.

У человека процессы компенсации заключаются, прежде всего, в формировании способов действий и усвоения социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности; ведущую роль здесь играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон личности, то есть с психологическим уровнем - центральным для человека способом восстановления нарушенных функций.

Психологическая компенсация является процессом, направленным на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в различных аспектах жизни.

Л.С. Выготский выделял несколько линий компенсаторного развития характера: реальная компенсация - реакция на более или менее реально учитываемые трудности; фиктивная - установка настороженности, подозрительности, мнительности - как защита от возникших трудностей; бегство в болезнь - превращение слабости в силу путем культивирования в себе болезни, дающей право требовать повышенного к себе внимания. В современных трактовках компенсация - это противопоставление неуспеха в одной сфере успехов в другой («зато», «вместо»); гиперкомпенсация - наращивание усилий в сфере несостоятельности («преодоление»); оптимальная же форма компенсации - взаимодополнение названных способов. Высшая форма компенсации -поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний с уровнем своих способностей в неблагоприятных условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности .

Социально-психологический уровень компенсации осуществляется в сфере межличностных отношений лиц с ОВЗ с ближайшим окружением. Важнейший средовый фактор этой компенсации - социальная поддержка в виде информации, приводящей человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Ощущение социально-психологического благополучия связывается с тремя основными жизненными опорами: семьей, профессией и ближайшим окружением вне семьи: здесь человек реализует осознание своей причастности и независимости .

Взаимодействуя с социальной средой, человек социализируется: усваивает социальный опыт и преобразует его в свои ценности, ориентации, установки. В контексте личностного здоровья можно выделить ряд значимых параметров социализации (табл. 1).

Таблица 1

Условия и личностные предпосылки позитивной социализации

Условия/критерии оценки психического и личностного здоровья человека

Характеристики личности, необходимые для позитивной социализации

Реакция на другого как на равного себе

Способность к изменению своих ценностных ориентаций

Реакция на факт существования норм в отношениях между людьми, то есть выделение этих норм и стремление следовать им

Ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм

Характер переживания своей относительной зависимости от других людей

Умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями

Процесс и результат социализации - следствия внутреннего противоречия между идентификацией человека с обществом и его обособлением. Личность, адаптированная в обществе и неспособная противостоять ему, является жертвой социализации, неадаптированная - такой же жертвой, девиантом. Отметим также, что изменчивость социальной среды может превратить ранее сформированную социализацию и социальную адаптацию в неудачную, и успех ее во многом обеспечивается тем, насколько человек научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

Социальный уровень компенсации связан с макросоциальными масштабами существования человека: это политика государства в отношении лиц с ОВЗ, в том числе образовательная и профессиональная; законодательство; характер отношения к людям с ОВЗ в сфере обыденного массового сознания, зависящий от конфессиональных, этнокультурных и исторических традиций общества, от системы образования и СМИ.

Отношение общества к лицам с ОВЗ, главным образом их ближайшего окружения, определяются специфическим взаимодействием, опосредуемым наличием у них того или иного нарушения развития. Такой человек значительно больше, чем обычный, зависит от эмоциональных и социальных отношений среды. Согласно Л.С. Выготскому, каждый биологический недостаток сказывается в первую очередь на отношениях с людьми и реализуется как социальная ненормальность поведения, перестраивающая взаимоотношения личности .

Реабилитация - это сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество. Результатом реабилитационного воздействия является формирование активного отношения к нарушению здоровья и восстановление позитивного отношения к жизни, к семье, обществу и к самому себе .

Эффективность реабилитационного процесса зависит во многом от меры его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию человека, нуждающегося в реабилитации. Можно сказать, что если личность человека является объектом реабилитационного воздействия, то ее активное творческое начало превращает ее в субъекта реабилитации. Важнейшей задачей психолога в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья является создание предпосылок личностного роста, формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь .

В рамках социологической концепции жизненных сил утверждается, что их реализация зависит не только от возможностей, предоставляемых обществом, но и от индивидуально-личностных характеристик, опирающихся прежде всего на духовные ценности и установки человека. Уровень развитости жизненных сил, степень самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности выражается в форме удовлетворенности (неудовлетворенности) своей дееспособностью, состоянием здоровья, психологическим состоянием, окружающей микро- и макросредой, получаемым доходом, включенностью в социальную инфраструктуру и т.д. . Все это обусловливает различия в уровне образования, стиля жизни, профессиональной базы, возможности выбора жизненных стратегий между социальными группами.

Психологическая реабилитация ориентирована на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями. Реабилитация направлена не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление ее полноценного существования в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или недостатка развития .

С психологической точки зрения, драма инвалидности - в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния; в противном случае возможна постепенная деформация личности человека с ОВЗ . Основная цель психологической реабилитации - не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность .

Разносторонняя функциональная недостаточность, возникающая как следствие первичного нарушения здоровья, приводит, прежде всего, к диссоциабельности , отклонениям в «социальном поле» :

  • · к нарушениям социальной перцепции - адекватного восприятия других людей с их достоинствами, недостатками, проблемами. В то же время и собственная личность, в том числе внутренняя картина болезни или дефекта, представляется искаженно, а неадекватность собственных установок не чувствуется;
  • · к противоречиям между ценностными отношениями личности человека с ОВЗ и требованиями среды, приводящим к сужению возможностей вследствие субъективно завышенных ожиданий и требований;
  • · к отсутствию или подавлению социально значимых мотиваций, искажению ценностей, причинами чего являются недостаточность индивидуального опыта, связанная с болезнью или дизонтогенезом, дефицит навыков и знаний, а также негативный опыт деятельности и общения.

Реабилитация - это восстановление утраченных способностей и пригодности. Врожденное или рано приобретенное нарушение здоровья, физического или психического развития детерминируют отсутствие периода нормального развития, а также исходную дезадаптацию . По отношению к инвалидам с детства употребляется термин абилитация . В дословном переводе с латыни абилитация - приобретение способности к чему-либо, то есть речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании. Сущностью социально-психологической абилитации детей и подростков является формирование личности с такими качествами и свойствами, которые позволили бы не просто интегрироваться в трудовую деятельность, но и налаживать продуктивные отношения с другими людьми. Это может быть достигнуто только на основе социально-психологической адаптации и гармонизации личности ребенка . Систематизация функций социально-психологической адаптации и критериев гармонизации личности (табл. 2) позволяет увидеть их внутренние связи и взаимовлияние.

Таблица 2

Критерии гармонизации личности в процессе социально-психологической адаптации

Функции социально-психологической адаптации

Критерии гармонизации

личности

Достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность - социальная среда»

Достижение приемлемого уровня внутренней честности

Проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности

Высокий уровень самооценки силы собственного Я

Повышение социальной активности личности, регулирование общения и взаимоотношений

Способность к саморуководству

Формирование эмоционально-комфортных позиций

Развитие способности к эмоциональному принятию себя

Самореализация

Положительная оценка своего Я по критериям духовности и внутреннего богатства личности

Самопознание и самокоррекция

Гармоничность отношений между Я-реальным и Я-идеальным

Защита личности

Адекватное действие механизмов самоподдержки и защиты Я

Повышение эффективности деятельности

Снижение периодичности возникновения негативных эмоций в адрес собственного Я

и отсутствие необходимости в самооправдании

Повышение стабильности и сплоченности социальной среды

Снижение уровня эмоциональной напряженности и тревожности

Сохранение психического здоровья

В основе виктимологической концепции социокультурной реабилитации инвалидов - понятие адаптационных барьеров, возникающих вследствие дефицита социальной, эмоциональной и когнитивной компетентности, блокирующих социальную адаптацию лиц с ОВЗ и возможность его полноценного социального функционирования. Анализ литературы показал: виктимность лиц с ОВЗ - это сложный системный феномен, при котором наблюдается фиксиро-ванное, негибкое построение отношений с собой и окружающими на основе действия механизма отчуждения, попытках разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами, то есть непродуктивная (защитная) адаптация к жизни. Поэтому содержание психологической помощи лицам с ОВЗ предпола-гает не коррекцию недостатков, а поиск скрытых ресур-сов развития личности : опору на собственные возможности и со-здание на этой основе психологических, социальных и педаго-гических условий для реконструкции образа мира, образа Я и построения продуктивных связей с самим собой, другими людьми, миром в целом.

Позитивная социализация лиц с ОВЗ предполагает формирование такого качества, как адаптивность, понимаемого как способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в трудных жиз-ненных ситуациях .

Здесь важно дифференцировать механизмы компенсации и адаптации, обеспечивающие организму запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Наличие эффекта приспособления роднит эти механизмы между собой, различия же заключаются в следующем:

  • · адаптация начинает функционировать, когда баланс между человеком и средой нарушает изменения в среде, и для его восстановления человеку необходимо изменить что-то в самом себе, отказаться от своего прежнего состояния;
  • · компенсаторные процессы начинаются в ситуации нарушения баланса из-за изменений в самом человеке, и для восстановления баланса человек должен частично или полностью вернуться к исходному состоянию.

Сформулируем выводы. Основой позитивной социализации лиц с ОВЗ является взаимодействие и взаимопроникновение процессов психологической компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации. Триединство данных процессов позволяет максимально использовать внешние (инклюзивная инфраструктура и культура) и внутренние (жизнеспособность, социально-психологическая компетентность , психологическая суверенность, коммуникативные установки и др.) ресурсы лиц с ОВЗ для достижения их независимости, самостоятельности, эффективного социального функционирования.

Занятие 7. «Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья как социальная и психолого-педагогическая проблема»

1. Коммуникативная компетенция как ключевое условие социальной адаптации лиц с ОВЗ.

Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность. Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростков. От уровня коммуникативнойкомпетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и их интеграция в школьное сообщество. Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, которое предъявляет к выпускникам школы, а тем более с ОВЗ, более строгие требования. Практическая направленность развития коммуникативных навыков выходит на первый план. Для этого необходима организация общения между учащимися в процессе обучения, проведения совместных мероприятий, занятий в кружках дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками общеобразовательных школ; между обучающимися и их родителями. Учиться общению, общаясь – вот основной принцип коммуникативности. Здесь необходим комплексный подход к развитию устной диалогической речи детей - уделять внимание на всех этапах обучения и воспитания. С этой целью можно разработать модель (инвариативный модуль) ««Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья как основное условие их успешной социализации», состоящуя из блоков: учебная деятельность , воспитательная работа , дополнительное образование, социально - психологическое сопровождение, семья, социум. После этого начать работу по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ. Коммуникативная составляющая или его компонент должен включаться в каждый урок и внеклассное мероприятие. К данной деятельности могут быть привлечены следующие участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги школы (учителя начальных классов , учителя среднего звена, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования), педагоги дополнительного образования вне школы, родители. Обучающиеся с ОВЗ принимают участие во всех мероприятиях совместно с учащимися массовых школ.


2. Технологии социальной адаптации в условиях образовательной интеграции .

Технологизация учебного процесса в условиях интеграции требует учета современного видения содержания и задач образования, которое включает не только формирование знаний, умений и навыков, не только передачу от одного поколения к другому социального опыта, но и создание среды для развития личности. В условиях интегрированного обучения это означает обеспечение защищенности личности школьника с ограниченными возможностями. Образовательная среда характеризуется открытостью, целостностью, ориентированностью на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.

Технология социальной адаптации в условиях образовательной интеграции основывается на следующих концептуальных положениях. Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей обучающихся, нуждающихся в коррекционно-образовательных услугах, использования различных методов, методик, приемов и средств из арсенала общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение различные подходы могут быть противоречивыми, не всегда применимыми ко всем ученикам класса, но они создают мощный инструмент в руках учителя, благодаря которому он сможет помочь любому ученику и его родителям. Системность решения коррекционно-образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями. Системность требует, чтобы учитель не только решал сиюминутные задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал превентивные меры по оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, по коррекции девиаций поведения, развитию сильных сторон личности ученика. В классе интегрированного обучения необходима системная работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития, обусловливающие специфические цели и задачи обучения.

Не менее важным является деятельностный характер обучения, воспитания. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка и об особой роли ведущей деятельности в формировании психических новообразований. Указанный подход означает, что главным способом осуществления подлинной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Только в ней могут быть смоделированы и воспроизведены условия, трудные для ученика, но возможные в жизни, анализ и проигрывание которых могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника.

Коррекция в условиях интегрированного обучения включает в себя не только коррекцию знаний, психических функций, но и коррекцию девиаций взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности . В ней можно объективировать трудные конфликтные ситуации и направить ориентировку ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Значимым является развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития, вместе с тем желательно, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень); учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению; диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности, они являются в определенной мере катализаторами развития ребенка. Концептуальным является обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью, основываясь на признании того, что именно переживания стимулируют развитие интеллекта и что эмоциональные побуждения более действенны , чем интеллектуальные в связи с большей сохранностью эмоциональной сферы у отдельных категорий детей, имеющих значительные отклонения в интеллектуальном развитии.


Следует признать актуальность индивидуального характера обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с низкого на более высокий уровень развития; оказать индивидуальную помощь по тому или иному предмету, улучшить психологическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития. Весьма важным с позиции образовательной интеграции является принцип рефлексивности, в основе которого - самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков. Рефлексия позволяет обеспечить перспективность проводимой работы, ее тональность, что предполагает вовлечение в процесс интеграции всех: руководителя, учителей, родителей, учащихся. Рефлексия дает возможность отслеживать достижения, видеть недостатки на данном этапе развития ученика и его коррекционного обучения.

Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения, преодоление когнитивного кризиса учащихся с отклонениями в развитии предполагает продуманную системную работу, включающую формирование позитивной установки на учащихся с особенностями психофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. Эти задачи могут быть реализованы в системе коррекционных занятий и занятий по учебным предметам, решающим одновременно задачи интеграции, включения. Последний термин достаточно широко используется в иностранной литературе в значении интегрированного (совместного) обучения.

По мнению Гонеева АД., технология в условиях образовательной интеграции характеризуется следующими чертами :

1. проектируется, отбирается актуальное содержание образования детей с ограниченными возможностями, которое освобождается от второстепенного материала и позволяет устранить перегрузку учащихся и многократно обратиться к основному, главному, наиболее существенному в программном материале;

2. признается и обеспечивается открытость содержания специального образования для изменений на основе интегративного подхода к нему на основе учета программных требований, прогрессивных и мировых тенденций в сфере общего и специального образования и положительного локального опыта; обеспечивается реализация коммуникативного компонента образования в условиях интеграции, что предполагает положительное взаимодействие участников образовательного процесса, их позитивное отношение друг к другу, обмен информацией, имеющимся социальным опытом;

3. использование вариативных образовательных программ и определение образовательного маршрута учащихся (в специальной школе или в условиях интеграции) с учетом многих факторов, в том числе и среды обитания, педагогической культуры родителей и познавательных возможностей учащихся, привлечение разнообразных методических средств, являющихся гарантом того, что образовательная среда является средством развития личности.

светлана тетерина

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья .

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития : нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка .

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально –педагогическую стратегию воспитания детей , находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии : государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими , является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей , а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно . Это помогает в решении следующих задач :

Создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями ;

Обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам ;

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями ;

Снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

Формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.


Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя : работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную , организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей , приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей : развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.


Основная цель : приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья . Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками : это работа с тканью, создание одежды, поделки. В процессе занятий решаются следующие задачи :

Развитие и коррекция основных видов движений;

Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются :

Творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

Комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

Релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей , имеющих ограниченные возможности здоровья . И это дает свои положительные результаты : повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ , воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности . Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное , чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.


Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации , но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.