Меню Рубрики

Понятие простая и сложная форма в изо. Презентация на тему "понятие формы многообразие форм окружающего мира"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перед вами лист бумаги. Опишите его. Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Что видите на экране? Что о них можете сказать? А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?

Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» Презентацию подготовила учитель ИЗО и черчения МКОУ СОШ с. Брут Гулдаева С.М.

Все что нас окружает поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор. Обтекаемые формы самолетов и автомобилей Пластика человеческого тела Громады многоэтажных зданий Изящные очертания цветов, бабочек…

ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать определенные соотношения и связи.

В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Формы растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические элементы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты.

Наблюдая окружающие тебя предметы, установи сходство очертаний различных предметов с геометрическими телами.

С.И. Осипов. «Васильки» А. Лактионов. «Февраль» 1956 И. И. Левитан. «Одуванчики» 1889 Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников.

М. Келехсаев. «с. Нар, родина Коста » М. Келехсаев. «Кубистический натюрморт» С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой» М. Келехсаев. «Изобилие»

ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение.

Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму. Анализ формы предметов Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины: ж ивотных (мышку, слона, собак разной породы…) «Геометрическая семья». Творческая работа

Домашнее задание: Конструирование из бумаги геометрических тел, можно из картона, проведем выставку творческих работ по конструированию.

Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон.

Литература: Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник 6 класса. Москва. Просвещение. 2008. 2. Н. М. Сокольникова. Основы композиции. Учебник для 5 – 8 классы. Изд. «Титул». 2000. 3. Б. М. Неменский. Искусство в жизни человека. Методическое пособие для 6 класа.

Тестовые задания: Укажите какие из изображений являются геометрическим фигурами:

2. Укажите какие из изображений являются геометрическим телами:

3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое – это а) форма; б) конструкция. 4. Чем передается в рисунке форма предметов: а) линиями и светотенью; б) анализом формы предметов.

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира" по программе Б.М. Неменского....

Разработали:

Поздняя Любовь Васильевна,

МОУ гимназия №11

Милованова Надежда Петровна,

учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ №102

Волгоград 2013

Тема четверти: «Мир вещей. Натюрморт» (8 часов).

Урок №11/3.

Сценарий урока.

Тема: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Оборудование: компьютер; проектор; презентация по теме урока; раздаточный материал — набор геометрических тел и фигур; бумага белая для образцов; наборы заготовок контуров кувшинов и ваз (в конвертах для каждой пары учеников); предметы и заготовки фигур для натюрморта; магниты; магнитофон, звукозаписи.

Для обучающихся: белая или цветная бумага; для фона цветная бумага ф.А3 ; конверты с нарезанными плоскими фигурами предметов ваз, фруктов, овощей; клей ПВА; степлер; ножницы; карандаш.

Цель.

    Освоить практические навыки анализа геометрических форм предметов на основе их характерных признаков.

    Научить выделять простейшие геометрические тела в реальных предметах.

    Научить создавать композицию из геометрических тел для создания натюрморта.

Задачи.

    Познакомить обучающихся с многообразием форм в мире и объяснить понятие формы, линейных, плоскостных и объемных форм .

    Ознакомить учащихся с многообразием геометрических фигур и простейших геометрических тел, узнавать их.

    Учить видеть простые геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира.

    Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

    Организовать работу по формированию навыков конструирования простых геометрических тел из бумаги.

    Воспитывать наблюдательность.

    Развивать у обучающихся пространственные воображение и представления;

    Способствовать углублению метапредметных связей (математика, черчение, ИЗО, история, геометрия).

Учитель. Как разнообразен мир вокруг! Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской… Как научить изображать все это? Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических тел. Художники всех эпох именно так решали трудности понимания формы. Наблюдая окружающие вас предметы, установите сходство очертаний (абрис) различных предметов с простыми геометрическими фигурами. Например, яблоко — круглое, стол, дом, книжка – прямоугольные. А вот груша. Очертание ее состоит как бы из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Если вы посмотрите на кувшин, то увидите еще больше составляющих его частей. Все, что нас окружает, можно увидеть как соотношение основных геометрических фигур – прямоугольников, треугольников, кругов и овалов. Для того, чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внешнюю структуру каждого предмета – его конструкцию.

Слайд №1. Тема урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Слово «конструкция» переводится как «строение», структура, то есть взаимное расположение частей предмета, их соотношения. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

Всякий окружающий нас предмет определяется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой – и формой . Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложный, и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке. Мы с вами вместе будем учиться строить натюрморт из простейших геометрических тел.

Вначале поговорим о форме. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: ФОРМА – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением (единство формы и содержания), внешнее очертание, наружный вид предмета. Форма (от латинского forma ) – форма, вид, образ — очертания, внешний вид, контур предмета.

Вопрос. Что общего между панельным домом, спичечным коробком, шкафом?

Ученик. Панельный дом, спичечный коробок, шкаф объединяет форма, которая напоминает параллелепипед.

Слайд №2. «Предметы быта. Параллелепипед».

Учитель. Вспомните из математики, что такое параллелепипед?

Ученик. Параллелепипед в математике – это предмет, у которого стороны попарно равны и параллельны между собой.

Учитель. Правильно. Когда вы были маленькими, вы наверняка любили играть в кубики. Назовите признаки куба.

Ученик. У куба все стороны равны.

Слайд №3. «Предметы быта. Цилиндр».

Учитель. (Показывает четырехугольную призму). Рассмотрим геометрическое другое тело: в основаниях – квадраты, боковые поверхности – прямоугольники. Это тело называется «четырехугольная правильная призма». (Показывает треугольную и шестиугольную призмы). Она имеет боковую поверхность – прямоугольники — и два основания — квадраты. А если в основаниях будет лежать фигуры треугольники или шестиугольники? Как будут называться тела?

Ученик. Оба тела будут называться призмами, в первом случае – треугольная призма, во втором – шестиугольная.

Учитель. Правильно.Где в жизни вы видели предметы или сооружения, имеющие похожую форму?

Ученик. Формушестиугольной призмы имеют предметы: карандаш, гайка, бетонный электрический столб; форму треугольной призмы – стеклянная призма для преломления дневного света, зеркала в калейдоскопе, стеклянная ваза для цветов и др.

Учитель. Верно! Как образуется поверхность рассмотренных простейших геометрических тел?

Ученик. Поверхность куба образована квадратами, параллелепипеда – прямоугольниками, призмы – прямоугольниками образована боковая поверхность, а основания – треугольниками, четырехугольниками и шестиугольниками. Название призмы определяется фигурой, которая лежит в основании призмы.

Учитель. Молодец! А если боковую поверхность четырехугольной призмы заменить на треугольники, какое тело получиться?

Ученик. Если заменить боковую поверхность четырехугольной призмы на треугольники, получится геометрическое тело, которое называется пирамидой. Такую форму имеют египетские пирамиды.

Учитель. Правильно. Пирамида – многогранник, основание которого – многоугольник, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину.

Все поверхности рассмотренных простейших геометрических тел образованы плоскими фигурами, которые называются гранями, поэтому называются плоскогранными. Каждое плоскогранное тело имеет грань, ребро – линия пересечения двух граней, и вершину – точку пересечения трех граней. Итак, (показать) — грань, ребро, вершина.

Какое геометрическое тело напоминают ствол сосны, пенек, кружка?

Ученик. Указанные предметы имеют общую геометрическую форму и похожи на цилиндр.

Учитель. Правильно. Цилиндр это простейшее геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной его сторон или образующей вокруг оси (показать). Образующая движется вокруг оси по кругу, а получившаяся фигура называется окружность. Вот так (показать) образуется поверхность цилиндра.

Вопрос: где вы видели предметы, объекты, сооружения, похожие на цилиндр в повседневной жизни?

Ученики. На цилиндр похожи колонны зданий, шляпа-цилиндр, ведро, ствол дерева, столбы, ручка от зонтика и т.д.

Учитель. Перед вамияблоко, апельсин, мяч. Назовите общую геометрическую форму.

Ученик. Все эти предметы имеют форму шара.

Учитель. Шар – это простейшее геометрическое тело, образованное вращением сегмента (половина круга) вокруг оси (показать).

Как бы вы определили форму шишки, елки, заточенной части карандаша?

Ученик. Эти предметы имеют форму конуса.

Учитель. Поверхность конуса образована вращением треугольника вокруг одного из его катетов или образующей вокруг оси вращения. Причем одна вершина образующей находится на оси и неподвижна, а вторая отстает от нее на определенное расстояние и описывает окружность. При вращении вокруг оси этой образующей в пространстве образуется поверхность, которая и определяет форму конуса. Пирамида является частным случаем конуса .
Вопрос: что общего между цилиндром, шаром и конусом?

Ученик. Цилиндр, шар и конус имеют ось вращения.

Учитель. …и кривую поверхность. Эти простейшие геометрические тела называются телами вращения. Сделайте вывод.

Слайд №4. «Простейшие геометрические тела».

Ученик. Наблюдая любые изображенные предметы, мы можем убедиться, что упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, параллелепипеду, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару.

Учитель. Приведите примеры различных окружающих нас предметов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел.

Ученик. Постамент монумента «Родина-Мать имеет форму четырехугольной призмы, дома, книги, сайка хлеба – форму параллелепипеда, пакетики с чаем для заварки имеют форму пирамиды, треугольник для бильярдных шаров – форму треугольной призмы, елка – форму конуса, трубы – цилиндра.

Учитель. Молодцы! Когда мы смотрим на предмет, видим его очертание, или абрис, представляющий собой геометрическую фигуру. Какую фигуру вы видите в кубе? (показать, изобразить).

Слайд №5. «Геометрические фигуры».

Ученик. Квадрат.

Учитель. (показывает параллелепипед). Какую фигуру вы видите? (показать, изобразить).

Ученик. Прямоугольники.

Учитель. (показывает призмы треугольную, четырехугольную, шестиугольную призмы). Какие фигуры видите в призмах?

Ученик. В треугольной призме видим треугольники, в четырехугольной – квадраты в основаниях и прямоугольники как боковая поверхность, в шестиугольной — в основании шестиугольник, боковые поверхности прямоугольники, причем видим сразу три грани.

Учитель. (показывает конус). Какие фигуры видите в конусе?

Ученик. Треугольник и круг – фигуры, определяющие конус.

Учитель. (показывает цилиндр). Как вы охарактеризуете цилиндр?

Ученик. Цилиндр мы видим как прямоугольник и два круга.

Учитель. Практическая задача. На заводе токарь вытачивает различные детали, например, вот такие (показать втулку, штифт и др. ).

Вопрос. Какую заготовку нужно взять, чтобы изготовить детали?

Ученик. Для изготовления этих деталей нужно взять заготовку в форме цилиндра (и др.).

Учитель. Молодец! Практическое упражнение. (показывает на практике изготовление геометрических тел). Возьмите белый лист бумаги, сверните его пополам и разрежьте ножницами. Сделайте из заготовок два цилиндра, закрепив концы степлером или клеем, а затем, сложив один из них, получите из него прямоугольную призму.

Возьмите другой лист белой бумаги, сверните его пополам. На сгибе найдите середину и отметьте ее. Возьмите циркуль, иголку которого поставьте в отмеченную точку, а грифелем проведите дугу радиусом, равным половине листа (показать). Ножницами разрежьте лист бумаги по дуге, а затем — по сгибу. Сделайте из полученных заготовок два конуса, желательно с разным размером основания. Из одного конуса сложите пирамиду.

Упражнение: составьте из изготовленных геометрических тел натюрморт. Работайте в парах. (Прокомментировать).

Слайд №6. «Натюрморты из геометрических тел».

Вы изготовили четыре геометрических тела, составили натюрморт. На следующем занятии вам потребуется и цилиндр, и конус, и пирамида, и призма, чтобы научиться их рисовать.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с методом геометрического структурирования и прочтением сложной формы предмета. Будем учиться видеть конструкцию сложной формы.

Что такое конструкция и как выявить конструкцию предмета? Слово «конструкция» переводится как «строение», «структура», т.е. взаимное расположение частей предмета, их соотношение. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

Задание. На доске два кувшина сложной формы (из цветной бумаги разного цвета). Назовите, из каких простых фигур состоят эти кувшина. Читать сверху вниз. Расчлените эти кувшин на простые геометрические фигуры.

Ученик. (называет геометрические фигуры). Первый кувшин составлен из: трапеции, прямоугольника, трапеции большего размера, прямоугольника, трапеции меньшим основанием вниз, трапеции меньшего размера.

Ученик. (называет геометрические фигуры). Второй кувшин состоит из прямоугольника, трапеции, трапеции большего размера, прямоугольника, трапеции большой высоты и меньшим основанием вниз, маленькой трапеции и прямоугольника. (Показывает расчленение кувшина на доске).

Учитель. На доске прикреплены магнитами отдельные геометрические фигуры (из цветной бумаги – два комплекта разных цветов). Составить из заготовок два кувшина сложной формы. Приглашаются два ученика.

Ученики. (составляют кувшины сложной формы из простых фигур).

Учитель. (обращается к классу). Вам нравиться работа?

Ученики. Нам нравятся полученные формы кувшинов.

Учитель. А теперь посмотрите на творения человечества (музыкальное сопровождение». Грация!

Слайд №7. «Вазы и кувшины».

Слайд №8. «Многообразие форм».

Учитель. Практическое задание. В конвертах, которые лежат у вас на столе, набор простых геометрических фигур.Откройте, пожалуйста, конверты и разложите фигуры на столе. Выберите фон из цветной бумаги ф.А4. Соберите на листе кувшин сложной и интересной формы. Прикрепите фигуры клеем к фоновой бумаге.

(Во время выполнения практического задания звучит спокойная музыка).

Выполненные задания разместите на выставке.

Просмотр и обсуждение работ.

Учитель. Подведем итог занятия. Что нового вы узнали на уроке?

Ученик. На уроке мы познакомились с многообразием форм в мире.

Ученик. У зналипонятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм.

Ученик. Познакомились с простыми геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, трапецией, кругом, треугольником.

Ученик. Познакомились с простейшими геометрическими телами: кубом, параллелепипедом, призмами, пирамидами, цилиндром, конусом, шаром.

Ученик. Научились видеть простые геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира.

Ученик. Научились выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

Ученик. Приобрели навыки конструировали простых геометрических тел из бумаги.

Слайд №9. «Вывод».

Учитель. Вывод. Под «конструкцией» или строением предмета подразумевают взаимное расположение и связь его частей. Понятие «конструкция» применимо ко всем существующим предметам, созданным природой или человеком.

Домашнее задание. Принести ф.А4, карандаш, резинка.

Конспект урока

Класс, тема урока:

6 класс Б, "Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира"

Цель урока:

Сформировать представление обучающихся о разнообразии форм в мире.

Задачи урока:

1. Познакомить с понятиями линейных, плоскостных и объёмных форм, с понятием конструкции, с видами геометрических тел.

2. Формировать навыки изображения простых геометрических тел вращения: цилиндра и конуса.

3. Развивать пространственные представления, наблюдательность.

Формы, методы обучения

Фронтальная, в группах. Элементы игровых, личностно-ориентированных технологий, развивающего обучения. Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый, методы самостоятельной работы.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Метапредметные УУД.

Познавательные УУД:

    развивать владения навыком построения логических рассуждений,

    формировать понимание причин своего успеха / неуспеха,

    развивать способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи,

    развивать умение осуществлять анализ формы предметов.

Коммуникативные УУД:

    развивать умение аргументировать свою позицию, при выработке общего решения в совместной деятельности,

    использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД:

    умение ставить новые учебные цели и задачи в сотрудничестве с учителем,

    развивать способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

    умение синтезировать подобранные информационные материалы в виде таблицы.

Личностные УУД:

    формирование общего представления об окружающем мире в его природном многообразии.

Основные понятия

Форма, конструкция, геометрические фигуры и тела, условный объём.

Межпредметные связи

Черчение, математика.

Ресурсы

Учебник Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», 6 класс; "Словарик юного художника"; таблица "Геометрические тела", изображения или модели геометрических фигур и тел; набор предметов, в основе которых какое - либо геометрическое тело или их сочетание; таблица "Закономерности светотени".

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичное закрепление.

6. Практическая работа.

7. Закрепление материала.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании.

Содержание этапов урока:

Этапы урока

Развитие универсальных учебных действий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-ный этап

Проверка организации рабочего места, подготовки к уроку.

Целеполагание и мотивация

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Дети смотрят отрывок из кинофильма «Старик Хоттабыч».

Если продолжить фантазию про Вольку с Хоттабычем и представить нас летящими высоко над землей, то, взглянув вниз, мы тоже увидим пересечения линий, квадратов, пятен. Потому что сверху наш дом и школа будут выглядеть как прямоугольники, расположенные среди пятен деревьев и очертаний улиц и тротуаров. Однако никуда не поднимаясь, а взглянув вокруг на дома, вещи, мы убедимся, что все многообразие форм окружающего нас рукотворного мира может быть сведено к простейшим телам, фигурам и линиям. Оказывается, всё, что нас окружает, можно увидеть как сочетание геометрических фигур. Такой метод построения изображения применялся с древних времён мастерами Востока. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 62.

Внимательно прочитайте тему нашего урока: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» , вспомните о чём мы сейчас говорили и попытайтесь сформулировать цели и задачи нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации "Метод построения изображений в древнем Востоке" в учебнике на стр. 62.

Формулируют цель и задачи урока:

Различать геометрические тела;

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрическх фигур;

Изображать некоторые простые геометрические тела.

Актуализация знаний

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания.

Регулятивные:

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие "ФОРМА" трактуется как "внешнее очертание, наружный вид предмета". В переводе с латинского "ФОРМА" - это внешний вид, контуры предмета.

Для того чтобы научиться рисовать, нужно научиться видеть конструкцию предмета.

КОНСТРУКЦИЯ - строение, структура, взаимное расположение частей предмета, их соотношение. При внимательном рассмотрении предметов, даже сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию.

Записывают определения в "Словарик юного художника"

Первичное усвоение новых знаний

Познавательные:

Личностные: умение самостоятельно делать выводы.

Назовите мне виды геометрических фигур. (ребята заполняют таблицу) (Приложение).

Это плоские фигуры, но в жизни предметы не плоские. Их форма представлена в виде геометрических тел или сочетанием геометрических тел.

Внимание на экран. (слайд «Геометрические тела»)

Проведём опыт: будем вращать прямоугольник на стержне (Приложение) и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите? Назовите предметы цилиндрической формы.

Проведём опыт: будем вращать треугольник (Приложение) на стержне и следить за выделенной белым цветом образующей. Какое геометрическое тело вы видите?

Давайте подумаем чем геометрическая фигура отличается от геометрического тела?

слайд

Заполните таблицу.

(ребята заполняют таблицу).

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике на стр. 62 и отвечают на вопрос "Из каких отдельных геометрических фигур состоит форма этих кувшинов?"

Отвечают на вопросы (цилиндр - геометрическое тело, вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон; конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов).

Ответы обучающихся.

Первичное закрепление

Познавательные: умение самостоятельно делать выводы. Регулятивные: умение работать по предложенному плану.

Если всё, что нас окружает можно представить сочетанием простых геометрических тел, то уже при их рисовании нужно развивать в себе чувство формы. Поэтому осваивать главные правила рисования вы будете на простейших геометрических телах.

Рассмотрим в учебнике на стр. 63 изображение геометрических тел.

Практическая работа

Познавательные:

Логические: выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

1. Составляя геометрические фигуры разной величины, придумайте волшебный сосуд. Важно не только выполнить задание, а сделать это интересно, выразительно.

2. Из полученной заготовки выполните макет геометрического тела.

Творческая работа обучающихся.

Закрепление материала

Личностные: действие смыслообразования.

Познавательные логические: анализ, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные: умение выражать собственные мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

Сейчас мы проведём игру и узнаем как же вы запомнили названия и форму геометрических тел. Каждая пара получает пакет с небольшими предметами простой формы (блокнот, воронка, теннисный шарик, простой карандаш, химическую колбу и т.д.) и показывает предметы одноклассникам,

которые должны сказать каким геометрическим телом или их сочетанием образована форма предмета.

Участвуют в игре

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Познавательные общеучебные: оценка процесса и результатов деятельности,

понимание причин своего успеха / неуспеха.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: действие смыслообразования.

1.Анализ работ обучающихся.

Сделаем импровизированную выставку ваших работ.

Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, что нужно было бы доработать?

2. Как вы считаете, что чему ещё вам необходимо научиться, чтобы изображать предметы узнаваемыми и объёмными.

Проводят самооценку.

Домашнее задание

1. На следующем уроке вы познакомитесь с правилами изображения геометрических тел, поэтому к уроку попрошу подобрать и принести изображения геометрических тел с различных точек зрения (репродукции в книгах, рисунки из Интернета, фотографии из журналов).

2. Творческое задание: внимательно рассмотрите предметы быта в вашем доме, проанализируйте их форму и сопоставьте с формой геометрических тел.

Записывают домашнее задание

Приложения

Таблица "Группы геометрических тел"

(рядом с названием фигур и тел помещаются их изображения или макеты)

Плоские фигуры

Объёмные геометрические тела

гранные

тела вращения

квадрат

куб

Цилиндр

прямоугольник

призмы

Цилиндр

треугольник

пирамиды

Конус

трапеция

усечённые пирамиды

усечённый конус

Круг

Шар

Пособия для опыта "Образование цилиндра и конуса"


Игра - домино "Закономерности светотени"

Вариант 1

Вариант 2

Примерные работы обучающихся по теме урока

Образ цилиндра "Неведома зверушка"

Образ конуса "Село (город) под колпаком"

Литература

1. Забелина Е.И. . Изобразительное искусство в школе. Программа и методические разработки уроков в начальной школе. Орёл. Издательство Социально-Образовательного центра, 1996.

2. . Неменская Л.А. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М.: Просвещение, 2010

3. Павлова О.В. Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе под редакцией Б.М. Неменского. Волгоград: "Учитель". 2008

МЫШЛЕНИЕ ФОРМОЙ (греч. metis - "мысль") - особенное мышление художника .

Мысль обладает огромной материализующей силой. Дух, сознание творит мыслью, которая последовательно воплощается в представления, образы , формы . Мышление человека есть внутреннее стремление овладеть собственными представлениями, побуждениями воли и чувств, воспоминаниями, ожиданиями, предчувствиями. Цель такого мышления - создать определенную ориентацию в пространстве и времени .

В философии выделяются "познающее " и "эмоциональное " мышление, однако то и другое "состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей ". Результат мыслительной деятельности, принимающий яснуюформу , называется мыслью.

В обычных условиях мысль принимает языковую форму , поэтому мышление именуют внутренней речью, а слово, образная речь являются носителями мысли. Конкретные формы мышления могут быть различными, они рассматриваются в качестве философских категорий (конкретное и абстрактное мышление, логическое, или дискурсивное, и интуитивное, или мышление по воспоминанию, априорное и апостериорное мышление...).

Художественное мышление занимает особое место. В изобразительном искусстве оно основывается на последовательном отвлечении и преображении непосредственных зрительных впечатлений. Этот процесс именуется формообразованием , его содержание заключается в изобретении форм и преображении свойств природного материала в новые эстетические и художественные качества. Один из создателей теорииформообразования - А. Хильдебранд - подчеркивал, что "истинное поэтическое воздействие " возникает в изобразительном искусстве "из способа видеть ". Однако наблюдаемое еще следует преобразить "самим способом изображения ", поэтому создание художественных форм есть "не что иное, как дальнейшее развитие способности восприятия ".

Способ художественного преображения формы , основанный на определенной системе материалов, средств и приемов, Хильдебранд назвал архитектоническим . Универсальность средств и приемов позволяет объединять термином "изобразительное искусство " архитектуру , живопись , скульптуру , графику и все разновидности декоративно-прикладного искусства . И напротив, отсутствие или слабость архитектонической организации формы , т. е. натурализм, отделяют искусство живописи , графики искульптуры от архитектурного пространства.

Без " внутреннего построения ", качеств архитектоничности любое произведение будет мертвой копией , чертежом , механическим слепком с натуры, но не художественным произведением. "Построение ", архитектоника зрительного образа и возникающие при этом профессиональные проблемы поднимают творческий изобразительный процесс на уровень художественного мышления . Поэтому художники используют определение: мышление формой .

Навыки подобного профессионального мышления вырабатываются постепенно, они требуют школы , огромного труда, многолетнего обучения, значительного "зрительного опыта ". Ведь в обыденной жизни люди пользуются понятийным мышлением , общаются с помощью слов и лишь в исключительных случаях прибегают к изобразительному языку, да и то в нехудожественной форме. Только преображенные формы могут выразить художественные идеи, здесь недостаточно наблюдательности и точности изображения .

Писатель Т. Манн в шутку говорил, что если бы наблюдательность и знание жизни были бы основными в формировании творческой личности художника, то самыми выдающимися писателями были бы врачи, адвокаты и проводники спальных вагонов. Однако этого не происходит. То же можно сказать и в отношении изобразительного искусства . Самодеятельный , не получивший специальных знаний и навыков рисовальщик может достаточно точно, особенно в деталях, изобразить что-либо, но, как правило, он не способен связать отдельные наблюдения и изобразительные элементы в целое. Этот факт подтверждает практика копиистов и фальсификаторов .

Скопировать художественное произведение, даже самое сложное, в сущности, не так трудно, это вопрос техники . Но чтобы придумать, сочинить и впервые создать некую целостность , которой до этого момента не существовало в природе, требуется художник.

Творческое начало художнику дается от Бога, но особенноепрофессиональное мышление формой воспитывается ежедневным трудом и может стать предметом специального обучения . Недостаточность, слабость профессиональной подготовки сказывается в "рыхлостиформы " (профессиональное определение художников), когдаархитектоничность , внутренняя целостность изображения подменяются внешней схожестью с объектом , случайным нагромождением деталей, тщательно списанных с натуры, отсутствием пластических связей между ними.

В произведениях примитивов (так именуют самодеятельных умельцев, не владеющих искусствомкомпозиции) подобная наивность не является недостатком, она компенсируется искренностью, простотой, свежестью восприятия и следованием традиции . Некоторые живописцы-дилетанты, вообще не подозревая о культуре мышления формой , сочиняют свои картины подобно тому, как дети строят дома из кубиков: исключительно по принципу формосложения на основе компиляции заимствованныхформ , игнорируя пространственные связи . Однако даже в творчестве многих выдающихся мастеров, часто имеющих академическое образование, в силу тех или иных причин и особенностей творческого метода наблюдаются изъяны формального мышления. Так, в картине Караваджо "Положение во гроб"ноги одной фигуры кажутся принадлежащими другой. Фигурам тесно в отведенном для них изобразительном пространстве, пластические связи между ними не выстроены, в результате возникает досадный курьез. В картине "Девочка с персиками" русского живописца В. А. Серова, увлеченного пленэрными , импрессионистическими задачами, списанные с натуры детали, такие как спинки стульев, "мешают " фигуре, поскольку не согласуются с ее силуэтом . "Касания" этих форм случайны и не осмыслены художником. В портрете О. К. Орловой того же мастера нога портретируемой "задевает" ножку стула, а угол картинной рамы "касается" ее шляпы, что противоречит изобразительному (концептуальному) пространству.

В отличие от дилетантов , не подозревающих о проблемах формальной организации картины , подобные издержки в работе мастеров не являются просчетом, поскольку вытекают из особенностей их творческого метода. Наивно было бы искать в картинах импрессионистов ясную организацию пластических связей, однако их оппонент П. Сезанн ставил перед собой именно такую задачу. Если Сезанн выстраивал на картине пластические связи в воображаемом трехмерном пространстве, то представители иного течения постимпрессионизма - неопластицисты - учитывали прежде всего организацию изобразительной плоскости.

В искусстве Классицизма и Романтизма существуют противоположные принципы мышления формой . И все же именно в таком мышлении заключается содержание изобразительного искусства . В соответствии с его спецификой подобное мышление "снимает" временное измерение, воплощая художественную идею в неповторимом пространственном решении.

Художественное мастерство заключается в качестве организации изобразительного материала - переосмыслении временных связей, существующих в окружающей действительности , и построении особых пространственно-временных отношений, действующих на плоскости холста , в массе мраморного блока или пространственном ритме

Перед вами лист бумаги. Опишите его.

Плоский лист бумаги может приобрести и другую форму. А как?


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Что видите на экране?

Что о них можете сказать?

А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры?


Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»


Все что нас окружает поражает разнообразием форм.

Величественные очертания гор.

Обтекаемые формы самолетов и автомобилей

Изящные очертания

цветов, бабочек…

Громады многоэтажных

Пластика человеческого тела


ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И

ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА.

Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.


Во всем окружающем мире мы стремимся искать и

устанавливать сходство форм. Любая форма может вызвать ассоциации с другими сходными формами, с которыми

наше сознание будет устанавливать определенные

соотношения и связи.


В природе и быту можно найти много подобий формы.

Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника,

пышное оперение павлина и форма морской раковины,

склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха.


Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы.

Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.


Формы растений, животных и даже человека можно

превратить в геометрические элементы.



Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА


Наблюдая окружающие вас предметы, установите

сходство очертаний различных предметов

с геометрическими телами.


Геометрические формы мы можем найти и в

произведениях художников.

С.И. Осипов. «Васильки»

А. Лактионов.

«Февраль» 1956

И. И. Левитан.

«Одуванчики» 1889


М. Келехсаев.

«Кубистический натюрморт»

М. Келехсаев.

«с. Нар, родина Коста»

С. Кодоева – Пироева. «Натюрморт с желтой бутылкой»

М. Келехсаев. «Изобилие»


ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА?

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его

узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый

изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.

Даже издали мы узнаем

сидящую кошку,

только по силуэту.

Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а

туловище на треугольник. В других позах этого животного

можно также найти подобие геометрическим фигурам.


Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо

представить её внутреннее строение.


Предметы простой формы в своей основе имеют одну

геометрическую фигуру, а предметы сложной формы –

несколько геометрических фигур.

Более сложные обычно называют комбинированными,

так как в своей основе представляет сумму геометрических тел.


Анализ формы предметов

Стрелками показаны основные направления формообразования. Зеленые стрелки показывают,

в каких направлениях внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные – представляют

силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают форму.

Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.


Тестовые задания:

  • Укажите какие из изображений являются

геометрическим фигурами:


2. Укажите какие из изображений являются

геометрическим телами:


3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий

отдельные элементы и части в единое целое – это

б) конструкция.

4. Чем передается в рисунке форма предметов:

а) линиями и светотенью;

б) анализом формы предметов.










Вывод

Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых

форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб, конус, пирамида).

Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела.

Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов,

рассматривать предмет со всех сторон.


Творческая работа

Придумать и составить из геометрических фигур разной величины:

  • животных (мышку, слона, собака разной породы…)
  • «Геометрическую семью».

Домашнее задание:

Сконструировать из бумаги геометрические тела разных форм и размеров, можно из картона. Нам они понадобятся для дальнейшей работы.