Меню Рубрики

Подготовка младших школьников на научно - практическую конференцию. Школьная научно-практическая конференция младших школьников «Я познаю мир Усть-Эгитуйской средней школы

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Софья Пак 1 класс Куратор И. В. Гродинская Откуда взялись цифры

Цель: исследовать происхождение цифр. Задачи 1. Узнать, что в древние времена люди применяли для счета и как появились цифры, которыми мы пользуемся. 2. Изучить, сколько знаков-цифр необходимо для записи чисел. 3. Сравнить, на сколько изменились цифры с прошлых времён до настоящего времени.

Люди научились считать еще в древние времена. Сначала они просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много» Самым простым инструментом счета были пальцы на руках человека. Если предметов было меньше десяти - использовались пальцы рук. А если больше десяти - то подключались и пальцы ног.

Способы счёта Их было придумано немало. В ход шли и камешки, и палочки, и узелки. Первым способом «записи» чисел были зарубки на куске дерева или кости.

Цифры в Египте В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А для десятков уже другой знак – вроде подковы. Тоже самое относится и к остальным иероглифам. Число 345 древние египтяне записывали так:

Древнегреческая нумерация У древних греков вместо цифр, были буквы. Первой девяткой букв греки обозначили числа от 1 до 9. Например, первой буквой a (альфа) обозначили число 1, второй b (бета) - число 2 и т. д. Вторая девятка букв обслуживала числа от 10 до 90, а третья - числа от 100 до 900.

Римские цифры В основу написания римских цифр было положено изображение пальцев руки и самой ладони. Один палец означал цифру I , два пальца – II , четыре пальца – IIII . Позже ввели цифру V (пять), как изображение ладони с пятью пальцами, а Х (десять) – две ладони Вот как записываются основные «круглые» числа: L – 50; C – 100; D – 500; M – 1000.

Арабские цифры Сначала арабские цифры записывались в «угловатой» форме. Количество углов каждой цифры соответствует количеству, которое эта цифра обозначает. 0 - цифра не имеет углов; 1 - имеет один угол; 2 - имеет два угла; 3 - имеет три угла; 4 - содержит четыре угла, 5 - имеет пять прямых углов; 6 - имеет шесть прямых углов; 7 - имеет семь острых и прямых углов; 8 - имеет восемь прямых углов; 9- имеет девять прямых углов.

Я изучала информацию, когда и где появились цифры, как и чем люди обозначали числа, как цифры выглядели при написании у разных народов. Так откуда же взялись цифры, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими.

Выводы Мне удалось выяснить, что цифры появились много веков назад. Очертания цифр приобрели более округлый вид и до сих пор весь мир использует их для записи чисел. П роисхождение каждой из десяти арабских цифр заключается в идее связать числовое значение цифры с количеством углов в её написании. Мы до настоящего времени применяем всего 10 знаков-цифр, но этого достаточно, чтобы записывать любые огромные числа.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Чудо из яйца Мария Азова 1Б класс Руководитель И.В.Гродинская

Цель: и сследовать и наблюдать развитие плода в яйце, а затем и утёнка, до состояния взрослой особи. Задачи: р азобраться в строении простого утиного(куриного) яйца; п роследить за развитием плода в яйце; в ыделить основные стадии рождения утёнка; н аблюдение за дальнейшим развитием утёнка до состояния взрослой особи.

желток и белок связаны между собой канатиками, там есть зародышный диск и воздушная камера. белок и желток питают зародыша, а канатики не дают желтку переворачиваться. скорлупа защищает зародыш и служит для построения костяка.

яйцо от закладки до 8-го дня, з арождаются все органы, есть сердцебиение, птенец размером 2см. с 9-го по 13 день, формируется скелет, клюв, когти. с 14-го по18 день, формируется кожный покров, пух, укрепляются когти, плод н ачинает двигаться внутри яйца с 19-го по 28 день, утенок открывает глаза, начинает дышать легкими. надклёв скорлупы, вылупление

П ервые сутки тёплый раствор марганцовки, тёплая коробка, обогрев лампами, еда и вода должна быть всегда.

С 14-го по 20-ый день пух меняется на перо и птенцы уже живут постоянно на улице, начинают плавать. Больше всего утята любят ряску и маленьких рыбок, которых мы приносили из пруда.

У вожака на хвосте закрученное перышко. Через 2 месяца они выросли и выбрали себе вожаков, за которыми они следуют на кормление и прогулку.

Утка привыкает к человеку, даётся в руки и любит своего хозяина. Через 6 месяцев утка начинает нести яйца, из которых можно получить новых утят. За лето я увидела, как маленькое яичко стало большой птицей.

Я узнала, что развитие плода в яйце до появления утёнка занимает 28 дней; п тицы становятся самостоятельными через 5 дней после вылупления; ч ерез 60 дней утёнок становится взрослой особью. Путём нехитрого наблюдения мы доказали, что маленькое яичко стало большой птицей и это настоящее ЧУДО.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кристина Музыченко 1 «Б» класс Руководитель: И. В. Гродинская УЛИТКА АХАТИНА и ее полезные свойства

Цель исследования: -выяснить, обладает ли слизь улитки Ахатина заживляющими свойствами. Задачи работы 1. Изучить и создать условия для жизнедеятельности улитки 2. Понаблюдать за поведением улиток дома 3. Исследовать, действительно ли слизь улитки обладает регенерирующим свойством 4. Провести социологический опрос по отношению людей к улиткам, изменили ли одноклассники своё отношение к улиткам, узнав о их свойствах. Кто хотел бы завести улитку у себя дома не только как питомца, но и как «доктора» вместо зеленки.

Ахатина – крупная сухопутная африканская улитка. Отдельные экземпляры достигают 30 см. Во Франции ахатин, так же как и виноградных улиток, используют в пищу, завозя из-за рубежа за миллионы долларов. Объект исследования Этому способствует высокая скорость роста и размножения этой улитки. За жизнь она может отложить 100000 яиц, начиная размножаться в полгода. Живут такие брюхоногие до 10 лет.

Условия жизнедеятельности Ахатина любит, когда её "на руках" купают в прохладной воде. Для строительства раковины ахатине нужно давать дроблёную скорлупу куриных яиц. В качестве террариума для ахатин вполне можно использовать обычный небольшой аквариум из силикатного или оргстекла. Для грунта улиткам нужна смесь торфа, песка и садовой земли

Мое исследование 01.11.2015г. улитка отложила кладку яиц 06.11.2015 г появились две маленькие улиточки, которые требовали определенного ухода. Кормить улиток можно только мелкой пищей: огурец, кабачок, листья салата и дробленая скорлупа яиц. Трогать руками маленьких улиток нельзя.

Исследование слизи улитки Дата Длина, поврежденной ракушки, в мм 15.12.2015 2 16.12.2015 1,7 17.12.2015 1 18.12.2015 0.8 19.12.2015 0.5 20.12.2015 0.2 21.12.2015 0

Слизь обычных садовых улиток входит в состав многих современных косметических средств, так как обладает сильными антиоксидантными и антибактериальными свойствами.

Результаты Исходя из собранного материала и моего исследования, я убедилась в том, что: - слизь улитки обладает лечебным и восстанавливающим свойством. - улитка неприхотлива в уходе, не вызывает аллергию, бесшумные, мало едят, не требуют больших затрат. Проведя социологический опрос среди одноклассников я узнала: - 22 человека не знали о пользе улиток -16 человек не знали об улитке как о домашнем питомце. Таким образом, можно сделать следующие выводы, что улитка - идеальный домашний питомец, который еще может быть «домашним доктором». Исходя из социологического опроса, улитка не самое распространённое домашнее животное, потому что люди не знают об её свойствах.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Школьная научно-практическая конференция

Современная система образования устроена так, что, уже начиная со школы, учащихся привлекают к различной проектной деятельности, выполнению научно-исследовательских работ и выступлению с докладами на мероприятиях разного уровня. Даже научная конференция в начальной школе уже не выглядит чем-то невероятным. Такой подход позволяет выявить научные интересы учащихся, способствует более глубокому пониманию школьной программы и осознанному выбору специальности в будущем. Кроме того, участие в таком мероприятии, как научно-практическая конференция школьников, которую организует Центр Научного Сотрудничества «Интерактив плюс» , учитывается при поступлении в вуз и может оказаться весьма значительным преимуществом.

Как проводятся конференции для школьников?

Международная научно-практическая конференция школьников, темы и направления которой освещают различные школьные дисциплины , проводится с целью создания условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала учеников.

Прежде всего следует отметить, что школьная конференция проходит в заочном формате . Благодаря этому принять участие в ней могут учащиеся из всех регионов России, а также из стран СНГ, однако выступления с докладом такой формат не предполагает. Вместо этого все, кого интересует научно-практическая конференция по математике или другому школьному предмету, отправляют работы через форму .

Немаловажно, что научно-практическая конференция младших школьников допускает как самостоятельное участие учеников, так и подачу работ, написанных под руководством педагогов. Благодаря этому научная конференция школьников позволяет продуктивно работать учащимся с различным уровнем знаний и подготовки, способствует развитию научного мышления.

Научно-практическая конференция школьников 2019 года «Школьный марафон» проводится в несколько этапов. О начале каждого из них Центр Научного Сотрудничества «Интерактив плюс» информирует в положении и на страницах сайта. По тематике научно-практическая конференция в школе включает в себя различные школьные предметы, в числе которых физика, математика, литература, а также другие дисциплины.

Все работы в обязательном порядке проверяются редакторами Центра Научного Сотрудничества «Интерактив плюс». При необходимости оргкомитет может предложить внести в текст доклада те или иные изменения, чтобы привести его в соответствие с требованиями. Таким образом, школьная научно-практическая конференция неизменно поддерживает высокий уровень качества публикаций.

Заочная научно-исследовательская конференция школьников предполагает вручение всем участникам (как ученикам, так и преподавателям) следующих документов:

  • справка, подтверждающая публикацию, в электронном виде;
  • свидетельство (сертификат), подтверждающее публикацию, в электронном виде;
  • при необходимости печатное свидетельство участника (сертификат);
  • в случае победы работы в общем конкурсе - диплом лауреата.

Профиль принимаемых исследовательских работ для участия не имеет ограничений. Выбирать тему рекомендуется в зависимости от интересов учащегося, а также с учётом того, в какой вуз он планирует поступать в дальнейшем. Например, научно-практическая конференция по физике может быть весьма актуальна для тех, кто хочет поступать на технические специальности, участие в конференции по русскому языку и литературе будет полезно при поступлении на гуманитарные специальности.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» - это организация, благодаря которой всероссийская научно-практическая конференция школьников становится доступной для всех, участие в которой приносит практическую пользу как всем ученикам с первого по одиннадцатый класс , так и их педагогам.

Каждый участник Конференции получает свидетельство и справку, подтверждающие его публикацию, в электронном виде бесплатно. По желанию авторам высылается печатное свидетельство по почте.

Конференция предполагает 2 этапа:
  • 1 этап – представление заявок и статей в Оргкомитет, оценка работ Экспертным советом, размещение их на сайте Центра.
  • 2 этап – народное голосование. В сроки, определенные Положением, любой желающий имеет возможность ознакомиться с полными текстами работ и выбрать лучшую в представленных номинациях.

Электронный вариант сборника итогов конференции является полноценным аналогом печатного, с присвоением УДК, ББК, авторского знака, а также международного книжного знака ISBN.

Требования к оформлению статьи

  • К участию в конференции принимаются работы, соответствующие тематике конференции, объемом не менее 3 страниц .
  • Язык конференции – русский, английский.
  • Работы должны быть выполнены в текстовом редакторе MS Word 2003-2016 и отредактированы .

Условия оплаты

Стоимость печатного оттиска (без доставки) 150
Стоимость присвоения статье номера DOI 200
Рецензирование авторской рукописи 500

Стоимость доставки печатных сборников зависит от выбранного Вами способа доставки. Мы можем предложить Вам доставку как

11 марта 2015 года в рамках работы кафедры начальных классов состоялась научно-практическая конференция исследовательского общества учащихся начальной школы гимназии №1. Участники представили разнообразные темы исследований, продемонстрировали свои исследовательские и ораторские способности, умения оперировать метапредметными знаниями в научной деятельности. Защита проектов и индивидуальных исследований проходила в форме презентаций на заседании 2-х секций: естественно – математическая и гуманитарная. Зрители с удовольствием и восхищением слушали защиту проектов, а после выступлений выражали свое восхищение бурными аплодисментами. Все проекты юных исследователей достойны внимания и уважения.

Были отмечены «За успешный дебют» :

  • Коваленко Никита, 2б класс, «Эта удивительная вода» (научный руководитель Рыжова Е.М.);
  • Чернова Екатерина, 2а класс, «Образ Бабы яги в прошлом и настоящем» (научный руководитель Ячина А.Б.)

Остальные ребята распределились по номинациям:

  • «За научность»
    • Панков Станислав, 2б класс, «Корни – борьба за существование» (научный руководитель Рыжова Е.М.);
    • Лазарев Егор, 3а класс, «Необычное в обычном: удивительные свойства воды» (научный руководитель Косинец Е.Н.),
    • Бабушкина Елизавета и Гусев Владислав, 3а класс, «К вопросу о дружбе» (научный руководитель Косинец Е.Н.)
  • «За самое зрелищное представление проекта»
    • Базунова Ольга и Базунова Анна, 2б класс, «Один человек в двух экземплярах» (научный руководитель Рыжова Е.М.);
    • Федюнина Таисия, 2б класс, «Простой бумаги свежий лист» (научный руководитель Рыжова Е.М.);
    • Татарченко Матвей, 2б класс, «Воздушный шарик» (научный руководитель Рыжова Е.М.)
  • «За самую убедительную защиту проекта»
    • Овчинников Карина, 2а класс, «Учение с увлечением или как превратить заучивание таблицы умножения в увлекательное занятие» (научный руководитель Ячина А.Б.);
    • Мольков Илья и Поляков Никита, 3а класс, «Спасибо деду за Победу!» (научный руководитель Косинец Е.Н.);
    • Мустафаев Руслан, 4б класс, «Такой обычный и удивительный напиток – чай» (научный руководитель Корнева О.В.)

Администрация гимназии благодарит научных руководителей Рыжову Е.М., Ячину А.Б., Корневу О.В., Косинец Е.Н., родителей учащихся за высокий уровень подготовки к конференции, а также организаторов и членов жюри: Ж.А.Насонову, О.Н.Алексееву, А.В.Сорокину.

Научно-практическая конференция младших школьников - 2015








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В нашем классе стало доброй традицией ежегодно проводить общеклассную научно-практическую конференцию “Искатели”. На сегодняшний день её участниками уже стали 27 учеников начальной школы в возрасте 9-10 лет. Конференция проводится 1-2 раза в неделю в рамках программы внеурочной деятельности.

Подготовка к проведению конференции начинается, как правило, с начала учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают тему предстоящего доклада, определяют дату выступления в специально разработанном для этого графике проведения научно-практической конференции, что позволяет наглядно представить сроки конференции и актуальность заявленных тем.

Цель конференции:

  • активизировать развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;
  • привлечь учащихся к ведению научных и опытно-экспериментальных исследований;
  • расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;
  • создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Задачи:

Научно-практическая конференция является важным этапом исследовательской деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой, красочно оформлять проект, наглядно представлять практическую часть доклада, конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии родителей, учителей, учеников других классов и администрации школы.

Темы детских работ разнообразны. Они охватывают все стороны их жизненных (семейных) увлечений: “Волшебный пластилин”, “Энергия реки. От реки до лампочки”, “Шоколад”, “Кока-кола. Вред или польза?”, “Кристаллы”, “Светодиоды”, “Льняное масло – источник детского здоровья”, “Вулканы”, “Сверхманевренный истребитель СУ-37”, “Подгузники”, “Сотовый телефон в жизни школьника”, “Жилища разных народов”, “Шкатулки”, “Парусники” и т.д.

Особый интерес всех без исключения вызывает практическая часть доклада юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой задолго до предстоящего выступления). Умение на практике наглядно продемонстрировать свою гипотезу, техническое решение и научное наблюдение, не менее важно, чем теоретические знания по выбранной теме.

Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада.

Например, польза сотового телефона (как и кока-колы) в современном мире не вызывает у ребят никаких сомнений (компактный, многофункциональный, доступный; сладкий, шипучий, манящий напиток). Однако приведенные примеры научных исследований о неблагоприятном воздействии на организм человека исходящих от телефона электромагнитных излучений (как и ингредиентов кока-колы) разделили класс на два лагеря – “противников” и “сторонников”. И лишь установление некоторых правил “золотой середины” позволило прийти к консенсусу. А вот тема доклада об использовании человеком энергии воды в прошлые века и настоящее время, а также демонстрация опыта породили массу вопросов: сколько электростанций в мире? какая из них самая большая? от чего у тебя в опыте загорелась лампочка? сколько в ней мощности? где в мире ещё остались водяные колёса?

Пожалуй, самый главный положительный (педагогический) итог таких проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей ученики непременно изъявляют желание стать участниками конференции, активно вовлекая в этот процесс родителей и друзей.

Умение родителей вовремя поддержать инициативу ребёнка, невзирая на свою занятость либо невладение компьютерной программой, проявить заинтересованность, дать дельный совет, спланировать работу, направить общие творческие усилия на результат – всё это иногда гораздо больше ценится ребёнком, чем занятое место или полученный приз.

Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время составляет 10-15 минут, неукоснительное следование этому правилу не является обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в конференции вновь.

Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научно-практической конференции, являются инициативные родители класса. Их роль не ограничивается одним судейством. Небольшие очерки-статьи о выступлении каждого участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на следующий день, не оставляют равнодушными ни одного ученика и создают дух соперничества будущих участников (приложение 1 : очерки о конференции ). По итогам выступления все участники конференции получают грамоты и ценные призы, побуждающие их к новым исследованиям и экспериментам.

Участники классной конференции неоднократно награждались дипломами победителей научно-практической конференции городского и областного уровней. Так, например, презентации учащегося Бизяева Алексея на протяжении трёх лет (2013-2015 гг.) были отмечены дипломами победителя областной очно-заочной школы юных исследователей “Стимул” и школьным научным обществом “Искатели” (приложение 2 : дипломы; Приложение 3: презентация и тезисы ).

В наше время быстро меняющихся стандартов благоприятные условия для исследовательской деятельности учащихся должны создаваться именно в начальной школе. Проведение научно-практической конференции помогает выявить одарённых детей, развивает самостоятельность, индивидуальные творческие интересы и способности учащихся разных возрастов, формирует чувство ответственности за порученное дело, помогает осознать практическую значимость проделанной работы и убедиться в её востребованности, открывает перспективу интеллектуального роста школьника.

Статья на тему «Как подготовить младших школьников к научно – практической конференции»

Описание работы.
В предложенной статье описан алгоритм работы с учащимися начальной школы при выполнении исследовательской работы, которую можно представить на научно - практическую конференцию, выделены особенности работы научного руководителя с младшими школьниками.

Подготовка младшим школьником работы на научно – практическую конференцию – процесс энергоёмкий и затратный не столько со стороны самого учащегося, сколько со стороны педагога. Роль учителя при подготовке младшего школьника к научно – практической конференции не только в организации работы над исследованием, но и в помощи в овладении основными навыками поисковой, аналитической, зачастую и оформительской деятельность.
Несмотря на разные направления и области исследования, научные работы в целом имеют общую структуру и выполняются обычно по следующим этапам:
1. Определение проблемы и формулировка темы.

2. Постановка цели и выдвижение гипотезы.
3. Поиск необходимого материала и его анализ.
4. Подготовка теоретической части работы.
5. Проведение практической части работы.
6. Оформление работы. Рефлексия
7. Презентация, участие в обсуждении.
Дети, которые уже в начальной школе подготовили исследовательскую работу и приняли участие в научно – практической конференции, к старшим классам умеют высказываться по заданной теме, отстаивать свою позицию, отвечать на вопросы, делать выводы, анализировать материал, сравнивать разные точки, работать с информацией. Можно сказать, что подготовка исследовательской работы в начальной школе – это один из действенных способов овладения универсальными учебными действиями – коммуникативными (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество); регулятивными (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); личностными (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), познавательными универсальными учебными действиями (в плане обработки информации).
В чём же разница между подготовкой учащегося начальных классов от подготовки старшего школьника к научно – практической конференции в целом? В основном мне она видится в совершенно разных ролях педагога начальной школы и учителя старшего звена как руководителя научной работы. Попробуем рассмотреть эту роль по этапам выполнения исследовательской работы.
Итак, на первом этапе нужно выбрать тему работы - личностно значимую и эмоционально окрашенную. В идеале тема должна перекликаться с учебным материалом и иметь практическую пользу в глазах младшего школьника. Как правило, дети не могут сами определиться с темой, педагогу приходится давать варианты на выбор.
Второй этап - цель, задачи и гипотеза – также совместное с учителем действие. Лучше, если сначала будут сформулированы эти пункты, а уже потом педагогом будет обозначено, что это и есть задачи, над которыми мы будем работать.
Выполнение третьего этапа – поиск информации - не составляет труда для младшего школьника, особенно если информация подготовлена педагогом. Вместе с тем ребёнку нужно дать возможность научиться пользоваться поисковыми системами сети Интернет и помочь найти нужную (обеспечив безопасность) информацию. Но вот подготовка теоретической части работы – сложное задание для ребенка младшего возраста. Прежде всего трудность для учащегося начальной школы представляет обработка найденной информации, ведь далеко не каждый школьник в начальных классах (особенно если это первоклассник или второклассник) умеет работать с текстом, выделять главное, анализировать, поэтому педагогу нужно прежде всего научить ребёнка этим действиям.
Наибольший интерес вызывает у ребёнка проведение практической части работы, здесь роль учителя в основном направляющая и корректирующая. Важно подобрать посильные и наглядные результаты выполнения практической работы.
Оформительская работа почти всегда становится задачей учителя, так как младший школьник не часто не умеет набирать текст на компьютере, несмотря на то, что практически все дети начальных классов играют в компьютерные игры и в целом знакомы с компьютером.
Презентация работы на научно – практической конференции – нелёгкое дело для малыша, и учителю нужно обучить мастерству публичного выступления, не помешают здесь и просто репетиции с приглашением постороннего слушателя. Необходимо научить также чётко и уверенно отвечать на неожиданные вопросы по теме работы. Ну а подготовка компьютерной презентации для более наглядного сопровождения выступления ребёнка – целиком и полностью забота учителя.
Как видим, подготовка к научно – практической конференции младшего школьника отличается от работы с более старшими по возрасту детьми практически на каждом этапе выполнения исследования: здесь роль научного руководителя включает в себя обязанность прежде всего помочь ребёнку освоить многие навыки (работа с информацией, подготовка выступления, и так далее), а уж потом это направляющая и корректирующая роль куратора исследовательской работы.