Меню Рубрики

Педагогические идеи Сухомлинского. Вклад в педагогическую науку В

Сегодня, когда творчество выдающегося педагога обрело черты завершенного логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ -- отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают весь комплекс проблем воспитания подрастающего поколения.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в совокупности дают представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как педагога -- теоретика и практика.

Одним из выдающихся работ В.А. Сухомлинского стала «Хрестоматия по этике» - удивительная книга великого педагога ХХ века. Она одинаково интересна и полезна для родителей, воспитателей и учителей. Книга насыщена небольшими, но емкими по смыслу произведениями, несущими могучее средство умственного развития детей и нравственного влияния на них. Эта книга - прекрасный помощник отца и матери, учителя и воспитателя, всех тех, кто хочет воспитать интеллигентного, тонко чувствующего человека. Она научит читать по-настоящему, для души, наслаждаясь красотой слова, мысли, чувства, она облагородит среду дома и класса, наполнит их прекрасными образами. Художественные миниатюры далеки от политики и сиюминутного, они на все времена. Чтение их интересно и доступно детям дошкольного и младшего школьного возраста. А в наше время это особенно необходимо по многим причинам.

Самый большой дефицит, который влечет за собой непредсказуемые последствия, - дефицит Культуры. Молодежь поголовно увлечена боевиками, детективами, фантастикой, в чтении для нее главное что, а не как и почему. Такое чтение, как ни парадоксально это звучит, часто порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Рассказы В.А.Сухомлинского в неравнодушных руках воспитателей помогут сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни, что является основой его психологического здоровья. Существует мир, где властвует совесть. Сердца великих педагогов, мыслителей создают этот мир. Василию Александровичу удалось через свои произведения наполнить детские сердца благородными чувствами и мир детства образцами красоты и человеческого достоинства.

В этой замечательной книге вы откроете для себя и детей, уважаемый читатель, красоту природы и человеческих поступков. Узнаете о героизме и подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, она расскажет вам о долге перед людьми, об отношении к близким, почитании старших, о значении учителя и его ответственности перед ребенком, о смысле жизни в борьбе и в преодолении трудностей, о красоте труда и нравственных основах человека.

Более сорока лет тому назад В.А.Сухомлинский писал: «Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека». Его мысли не менее актуальны и в наше время. Экология детской души - вот на что должно быть направлено внимание при работе с воспитанниками. Как дать сердцу ребенка постоянную работу, воспитать великодушие, добромыслие, прекрасноречие, как помочь обрести здоровую и спокойную уверенность в себе? Ответ находим у В.А.Сухомлинского. Он умело влияет на детей своим художественным словом, непосредственно обращенным к чувствам ребенка. Его произведения побуждают к анализу поступков литературных героев, к ответственным выводам. В его сказках и притчах ощущается напряженная борьба за человеческое в человеке. Своим творчеством он провозглашает гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле. Ученики вместе с героями литературных произведений задумываются о смысле жизни, о красоте труда, о нравственных основах человека.

В рассказах В.А.Сухомлинского заложена мудрость. У педагога-гуманиста мы учимся проводить уроки нравственности и творческого развития личности. В этом нам помогает его литературное творчество.

Много его произведений дается в учебниках для глубокого изучения. Актуально вводить «уроки-матрешки» (небольшая часть урока) в предметные уроки: русский язык, чтение, природоведение, труд, изобразительное искусство.

Например, на уроках русского языка мы можем брать высказывания из произведений и осуществлять различные формы грамматических разборов, а также по взятому высказыванию выполнять такие задания: домыслить свое видение ситуации, предвидеть ее развязку, высказать свое отношение к поступку героя, поставить себя на место героя. Можно предложить детям такой вид работы как познавательное чтение (собирание слов в предложение), квазичтение, квазиписьмо (домысливание пропущенных букв в словах или слов в предложении). Можно провести игру «Снежный ком», в которой по двум словам составить предложение, а затем сравнить с литературным образцом из произведения. Например: «музыкант играл» («Флейта и Ветер»), «стоит Дуб» («Осенний Дуб»).

При изучении темы «Растения», «Животные» на уроках природоведения предлагаем использовать произведения: «Птичья кладовая», «Солнышко и Божья Коровка», «Старый пень», «Как из зернышка вырос колосок», «Дуб на дороге» и др. Они наполняют урок или встречу с окружающим миром нравственным началом. При изучении темы «Круговорот воды в природе» можно обратиться за помощью к произведению «Капля росы» и оживить путешествие этой капельки предметными рисунками на доске.

Чтение произведений на природе (экскурсии по природоведению). Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Он неоднократно отмечал, что только активное взаимодействие с природой воспитывает ребенка. Поэтому каждое время года мы встречаем в природе, учимся понимать ее, чувствовать ее неповторимость, изменчивость. Она будит мысли и чувства. С познавательной и нравственной точки зрения обращаемся к рассказам и сказкам: «Цветок солнца», «Весенний день в лесу», «Весенний дождь», «Осенний клен», «Как начинается осень», «Кто зажег свечи на каштанах?», «Снежинка и капелька», «Цветок и снег», «Кусочек лета» и др. Эти походы в природу учат детей замечать красоту окружающего мира, удивляться ее бесподобным краскам и формам, учат ценить и восторгаться красотой природы.

Таким образом, рождаются коллективные письма слов признательности окружающему миру, с которым соприкоснулись дети: Живительному Источнику, утолившему жажду; Раскидистому Клену, подарившему тень уставшим путникам; Таинственному Лесу - хранителю загадок Природы; Меловой Горе, удивившей своей древностью.

Уроки художественного труда и изобразительного искусства проходят вдохновенно и творчески после тесного слияния с природой и влияния живого, образного литературного слова писателя. Предлагаем использовать на этих уроках следующие рассказы: «Сергей и Матвей», «Какие они бедные...», «Снежинка и Капелька», «Черные руки», «Куст сирени», «Осенний наряд» и др.

Работа литературной гостиной предполагает оформление классного уголка в виде читального зала с библиотечкой. Ребята по собственному выбору работают с произведениями Василия Александровича, а затем на уроках внеклассного чтения, «минутках» внеклассного чтения (10 минут урока чтения), уроках-праздниках, презентуют ученикам класса свое творчество, согласно изученного произведения: песенки, книжки-малышки, рисунки, стихи.

В работе гостиной мы используем методы, которые предлагает академик Российской академии образования, доктор педагогический наук В.Г.Ниорадзе в своей книге «По ступенькам СКАЛЕ»: сюрприз учителя, сюрпризы учеников, подарок учителя. Работа литературной гостиной помогает организовать систематическое изучение произведений В.А.Сухомлинского и дает возможность проявить детское творчество.

Уроки экологии души, уроки добра, уроки радости (воспитательные часы). Создавая тематические мероприятия, основанные на произведениях В.А.Сухомлинского, подбираем психогимнастику, игры, которые помогут обсудить с детьми разные конфликтные и спорные ситуации. Игра состоится в том случае, если взрослый будет участвовать в ней активно. В таком случае дети ощущают себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Важно, чтобы педагог сам проявлял в течение игры те качества, которым он хочет научить детей.

Специальный подбор произведения под ситуацию, сложившуюся в классе (отработка определенного качества). Особенно важно тщательно относиться к выбору и подготовке вопросов и заданий после чтения произведения. Можно обсудить с детьми проблемы, которые часто мешают нормальной жизни ребенка или детского коллектива, но которые трудно, а порой и невозможно обсудить с детьми напрямую. В.Г.Ниорадзе говорит: «Ребенок приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев рассказов, сказок, легенд, притч; привыкает задумываться над своим поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются ему».

При каждом соприкосновении с произведениями В.А.Сухомлинского ребята взрослеют, набираются жизненного опыта, а мысли, к которым они приходят, записываются в «Словарик мудростей». В этот словарик они заглядывают довольно часто, он помогает им найти правильный ответ. По окончании начальной школы словарик приобретает объемный вид, что позволяет издать его небольшой книжечкой - напутствием в новую жизнь.

«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце …»

В.А.Сухомлинский

В наши дни, когда происходит забвение вечных ценностей жизни, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт Василия Александровича Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Говоря об этом Солнечном Учителе, вспоминаются знаменитые слова Н.А. Некрасова: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя».

Учителям, сохраняющим порядки старорежимной школы, не понять, что дети, у которых не отбили желание познавать новое, любят и хотят учиться, но в такой форме, которая бы отвечала их возрастным потребностям. В форме, помогающей создать тот тип личности, который не сломают испытания и невзгоды.

«Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать…»

Нам приходилось не раз и не два отмечать взрыв интереса к учебе, возрастание познавательных способностей детей, когда им переставали навязывать одинаковую для всех деятельность, давали возможность выбирать сферу приложения своих сил и время для занятий. Значит, занятия в общеобразовательной школе того типа, который сложился сейчас в нашей стране, могут не только лишать детей интереса к изучаемой области знаний, но и неуклонно понижать уровень здоровья из-за постоянных перегрузок. Ведь нелюбимая деятельность, не давая притока энергии и энтузиазма, способствует ухудшению не только познавательных способностей, но и здоровья.

«Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости власти в деспотическое самодурство…»

Почему мы нередко забываем, что дети в школе живут, – это их жизнь здесь и сейчас, а не подготовка к будущей жизни, – и навязываем им деятельность? Ведь душевный подъем сопровождает только правильный выбор, сделанный в любом возрасте. Тоска и скука в детских глазах – точный индикатор того состояния, которое возникает у ребенка, если он идет не по своему жизненному пути. Как важно уловить эти симптомы и не подавить его волю! Зажглись глаза – значит, он нашел то, что ему нужно.

«Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой…»

Сухомлинский дал примеры нового подхода к обучению детей, отстававших в интеллектуальном развитии от сверстников. Он старался найти такую сферу приложения сил ребенка, которая зажгла бы радость и свет в его глазах, пытался отыскать ту задачу, которую ребенок хотел бы решить по велению своего сердца. Замечательный педагог начинал работу с практической деятельности, обучая таких «тугодумов» ремеслу, которое совершенствовало тонкие движения руки и формировало центры, отвечающие за интеллектуальные способности. Эти дети развивались сначала в практической деятельности, обнаруживая способности лепить, резать по дереву, кроить, а затем начинали с легкостью решать математические и физические задачи, делать выводы, которые ранее были им недоступны. Дети занимались любимым делом, не подозревая, что это дело дает им возможность научиться мыслить, получать знания не путем заучивания готовых текстов и выводов, а добывая информацию из первоисточника. Если дети сами выбирают сферу приложения своих сил, получают те знания, которые отвечают их устремлениям, то их развитие ускоряется, а интеллект развивается весьма интенсивно. Тем самым преодолевается отставание от сверстников. Дети, быстро переделав с утра до начала школьных занятий домашние задания, отдав дань традиционному обучению, с головой погружались в мир, отвечающий их душевным потребностям. Эту учебу они называли «школой радости» – ведь именно радость сопровождала их часто совсем не легкий труд. Это состояние душевного подъема означало, что они на верном пути.

Как же можно организовать обучение, если каждому нужно ежедневно выбирать свою дорогу? Но ведь можно работать сообща, делая то дело, которое тебе по душе, то дело, которое для тебя сейчас самое важное и интересное. Просто нужен не надзиратель, а дирижер, компетентный в данной деятельности. Если не мешать детям, но вдохновлять их и постараться организовать постижение тех азов мастерства, которые им нужно освоить для выполнения общей работы, то они могут освоить эти действия и получить нужные навыки столь быстро и эффективно, как никогда не получается, если человек работает по принуждению. Их жизнь при этом становится столь эффективной и безукоризненно организованной, что наставники не перестают удивляться, отмечая, что их беспокойные и неуемные прежде озорники важно и быстро выполняют очень непростые действия, демонстрируя недюжинное упорство и удивительную усидчивость.

Центральный момент режима – правильное чередование труда и отдыха, бодрствования и сна, ведь нарушения сна пагубно отражаются на здоровье и настроении. По мнению Василия Александровича, ответственная роль сна зависит не только от его продолжительности, но и от того, какую часть ночи человек спит, как и когда он работает на протяжении дня. Лучше всего себя чувствуют те, кто рано ложится спать, спит достаточное количество времени, рано поднимается и занимается интенсивным умственным трудом в первые 5–10 часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна уменьшаться. Если ребенок младшего возраста встает, например, в шесть часов утра, то после полудня напряженный умственный труд для него уже недопустим.

Он утверждал, что чем больше времени отводится на интенсивный физический и умственный труд на свежем воздухе, тем гармоничнее функционируют и развиваются все органы,

что двигательная активность именно на свежем воздухе наиболее эффективно стимулирует активность детей, улучшает кровообращение, снижает состояние гипоксии, улучшает здоровье и, следовательно, повышает усвоение школьного материала. Мы можем, конечно, найти те способы, которые бы помогли детям становиться здоровее и при обучении в наших городских школах, но как это обеспечить в тех далеко не экологичных условиях, которые складываются внутри железобетонных зданий? Там им не дают двигаться, в течение многих часов удерживая за партой. Наличие у детей потребности в движении как потребности биологической, требующей обязательного удовлетворения для поддержания нормального физиологического состояния организма, еще далеко не всегда находит понимание среди педагогов, родителей, потому до 85% учебного времени школьники находятся в помещении.

Школа Сухомлинского была устремлена в будущее, его педагогика – это педагогика СЕРДЦА: «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям».

«Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало.»

На первое место он ставил не обучение, а воспитание: развивать личность, формировать духовные запросы ребятишек, и, как следствие, – умение и желание учиться, потому что учиться по-настоящему может лишь человек культурный, трудолюбивый и волевой. В воспитании он считал важнейшим единство идеалов, стремлений, мыслей и переживаний воспитателя и воспитанников.

Чаще всего школу В.А. Сухомлинского называют Школой Радости; в ней царили музыка, фантазия, сказка, творчество, во многих классах были картинные галереи с репродукциями картин; в школе работало бессчётное количество кружков и секций, её двери всегда были открыты.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

Василий Александрович считал важным начать процесс эстетического воспитания ребёнка как можно раньше. «Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».

В.А. Сухомлинский продолжил гуманистические традиции Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, Я. Корчака и др. выдающихся педагогов. Оценку мудрый учитель считал самым сильным поощрением и наказанием в учительском труде, и отказался от наказаний в школе. «Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… – воспитывайте детей без наказаний», – говорил Сухомлинский. Он видел в этом важнейшую проблему «переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер – человеческого сознания, поведения, взаимо-отношений...» Учитель стремился привить детям уважение и любовь к труду, «чтобы дети видели в труде источник духовных радостей».

«Учение – труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости.” (Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1979, с.127).

Сейчас наш мир стал стремительно меняться, и его судьба зависит от нашего умения жить в гармонии с природой, о чем и говорил Василий Александрович Сухомлинский, а не пытаться воевать с ней.


Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского ежегодно все более привлекает пристальное внимание научной мировой и педагогической общественности, как в России, так и в зарубежной педагогике. Это связано с тем, что педагогическая система, разработанная Василием Александровичем, не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки.

Наступивший в 1953 году общественный подъем обусловил начало нового этапа в развитии советской педагогики в конце 50-х годов ХХого столетия. В этот период появляется много интересных идей и ярких начинаний. Среди них особенно выделяется педагогическая система В.А. Сухомлинского, целью которой являлось гуманизация и индивидуализация процесса обучения, всестороннее развитие личности, особое внимание к ребенку в его неповторимости, уникальности, самобытности. На первый план советский публицист и педагог ставил науку о воспитании человека.

Гуманистические, ценностные идеи и взгляды В.А. Сухомлинского нашли свой отклик как у современников, так и у педагогов следующего поколения. В качестве примера, можно проследить их применение в личностно-ориентированном подходе в педагогике, получившем свое развитие в 80-90-х годах прошлого столетия. Выступая против авторитарной школы и педагогики, педагоги данного направления предлагали свой подход по преобразованию отечественного образования. Эти идеи широко представлены в работах И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, В.В. Зайцевой, А.Г. Козловой, В.Г. Петровского и др.

Рассмотрим более подробно использование идей В.А. Сухомлинского в современной школе. В прошлом, авторитарная педагогика базировалась на следующих принципах: педагог обязан выполнить задачи, наложенные на него обществом, а ученик, в свою очередь, соответствовать запрограммированной тем же обществом идеальной модели. Лично-ориентированный подход, напротив, направлен на решение совершенно отличных задач. Его основой является признание права каждого из участников воспитательно-образовательного процесса быть личность, способной к самовыражению, свободному выбору своего жизненного пути, к самоопределению; умеющей использовать это право на реализацию своих собственных ценностей и мотивов; правом на формирование уникального собственного отношения к другим, к окружающему миру, к себе

Эта современная теория личностно-ориентированного обучения, разработанная теоретически и, в принципе, уже запущенная в практику имеет основу. Это идея всестороннего развития личности в её историческом развитии В.А. Сухомлинского. Он писал: «Всесторонне развитие личности - это создание индивидуального человеческого богатства, раскрытие её творческих задатков, способностей, дарований, таланта. Это сочетание в себе идейных убеждений, нравственных качеств, эстетических ценностей, культуры материальных и духовных потребностей. Рассуждать о всестороннем развитии нельзя без исключительной оговорки: подлинное всестороннее развитие - это гармония того, что он получает, потребляет». Далее великий педагог подчеркивает, что выбор специальности на всю жизнь - одна из самых ванных задач школы и родителей. Ведь гармония личности заключается в том, чтобы каждый человек, зная свое дело, принес максимальную пользу обществу и получил при этом удовольствие от своего труда, его результатов.

Внедряя эту важнейшую идею в жизнь, прорабатывая её с коллегами и родительским коллективом, В.А. Сухомлинский опирался на один из принципов педагогики - индивидуализацию обучения.

Осуществление на практике этого подхода к воспитанию и образованию представляется возможным лишь в том случае, если педагог уже обладает определенным специфическим мировоззрением, которое и представляет основу его педагогической деятельности.

В каждом наследии наиболее ценным считается то, что будет актуальным и востребованным и спустя многие годы. В творчестве В.А. Сухомлинского и в настоящее время востребованы его взгляды и идеи о формировании и воспитании нравственных чувств в человеке, «культуры желаний», «культуры чувств». Глубоким прорывом называют исследователи его систему нравственного, ценностного воспитания. «Больше чем, когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» . Самой насущной проблемой в воспитании он считал воспитание души.

В соответствии с Законом об Образовании, в Федеральном государственном стандарте общего образования ценностно-нравственное развитие, социализация и воспитание учащихся определены как задачи и направления первостепенной важности. Одной из приоритетных задач государства и общества, а следовательно и целью современного образования является воспитание ответственного, духовно-нравственного, компетентного и инициативного гражданина России.

По мнению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания заключается в том, чтобы моральные устои стали достоянием каждого воспитанника, превратились бы в правила и нормы поведения.

Выделим идеи В.А. Сухомлинского, которые в современных условиях развития школы приобретают особую значимость: ориентация содержания образования на потребности развития села; создание методов и форм обучения и воспитания, призванных обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса; становление профильного обучения; реализация в образовательном процессе метода проекта, который синтезирует в себе самостоятельность учащихся, их активность, творческий поиск, ориентацию на разрешение насущных проблем города, села; воспитание духовности; ориентация на красоту как важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви; идея постепенности, последовательности в вопросах обучения и воспитания взрослеющей личности, выдвинутая Ж.Ж. Руссо, пронизывающая все составные части педагогики В.А. Сухомлинского, который следовал его совету: «Дайте детству созреть в детях».

Главным предметом в современной школе, как и в школе В.А. Сухомлинского, остается человековедение. Предмет, который поможет понять психологию человека, факторы, определяющие поведение и взаимоотношения людей.

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

В целях достижения эффективности обучения В.А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В.А. являются: природа, книга, сказка, труд.

Ведущими идеями концепции В.А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.

Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В.А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.

В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.

В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

Большое значение приобретают взгляды В.А. Сухомлинского об объединении воспитательных усилий семьи и школы как немаловажного условия духовно-нравственного развития ребенка. Значение семьи как важного института воспитания определяется тем, что в ней ребенок проводит значительную часть своей жизни, поэтому ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на ребенка. Семья закладывает основы личности и, поступая в школу, ребенок во многом уже сформирован как личность.

Роль семь может быть различна: она может являться как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Особенностью положительного воздействия на детскую личность является то, что никто (кроме родителей и самих близких ему родных) не может относиться к ребенку лучше, столько заботиться о нем, так любить его. Воспитание нравственной личности, формирование здоровой психики ребенка возможно лишь при условии его уверенности в родительской любви. В.А. Сухомлинский отмечал, что важнейшие авторитеты ребенка - его мать и отец. Ребенок - это одно из звеньев цепочки глубокой связи многих поколений, протянувшейся в веках и обрыв этой связи - непоправимая трагедия, приводящая к распаду нравственных начал. С другой стороны, ни один институт социальный институт не способен нанести столько вреда психике ребенка, сколько это может сделать семья.

Взаимодействие школы и семьи содействует нравственному и духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию не только ребенка, но и его родителей. Такое взаимодействие представляет собой современную психолого-педагогическую технологию духовно-нравственного оздоровления общества.

Важным компонентом программ социализации и воспитания ребенка рассматривают приобщение к историческим и культурологическим основам религий Российской Федерации. В содержание различных гуманитарных разделов учебных дисциплин могут включаться материалы о значении Русской Православной Церкви в историческом и культурном развитии нашей страны, роли других традиционных конфессий, организаций в формировании и становлении единого русского народа, основ его истории, культуры, авторитета в мире.

В.А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

Соответственно закономерности В.А. Сухомлинский формулирует принципы нравственного воспитания, основные из которых:

Забота о возвышении человеческого достоинства главное в воспитании;

Педагог не только открывает мир перед учеником, но и утверждает его в этом мире;

Следует не сообщать истину ребенку, а учить ее открывать;

В природе, вечный источник детского разума;

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь;

Воспитание для В.А. Сухомлинского это, прежде всего постоянное духовное обогащение учителя и ребенка.

Основная задача нравственного воспитания: "воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека".

Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности.

По опыту работы Сухомлинского в Павлышской средней школе можно выделить такие основные задачи нравственного воспитания:

1) последовательно приобщить воспитанников к нравственным нормам общества;

2) формировать положительный опыт самих детей и нравственный опыт;

4) формирование нравственного обмена личности.

Очевидно, что все основные моральные ценности и идеалы продолжают быть востребованными и в современных условиях, следовательно организуя систему нравственного воспитания современным педагогам необходимо использовать богатый опыт советской педагогической мысли в данном вопросе, в частности прибегать к работам В.А. Сухомлинского. Опираясь на его труды, опыт нравственного воспитания в школе и семье, определим основные условия и методы формирования нравственных потребностей и ценностных ориентаций ребенка:

1) Атмосфера искренности. Ребенок подмечает с чрезвычайной быстротой и остротой всякий обман, всякую ложь, и всякую симуляцию; а подметив способен впасть в смущение, подозрительность и соблазн;

2) Атмосфера чуткости, любви, заботливости. Она способна оказывать сильное влияние на гибкую детскую психику, расширяет простор для выражения чувств ребенка, реализации и формирования его нравственных потребностей;

3) Воздействие словом. Разъяснение. Конечно, мы убеждаем словом, однако существование этого убеждения не возможно без его реализации. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что «богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»;

Возраст ребенка определяет способ его убеждения. Для младших школьников необходимы примеры из книг, из жизни. Подростка же напротив убеждает полная вера в слово взрослых. В свою очередь, В.А. Сухомлинский рекомендует с ребятами старшего школьного возраста беседовать, делиться сомнениями, размышлять вслух, обращаться за советом. Такая открытость и непринужденность формирует искренность, чистосердечность, доверие, открывает дверь в духовный мир ребенка, сближает его и взрослого.

4) В.А. Сухомлинский считал упреки наибольшей ошибкой воспитания. Их основной вред заключается в том, что они развивают неверие в себя, а неверие парализуют душу и расслабляют волю, мешает принятию самостоятельных решений в вопросах преодоления трудностей.

5) Наказание, по мнению Василия Александровича, является крайней мерой воздействия. Оно имеет воспитательную силу лишь в том случае, когда убеждает, обращает внимание на свое собственное поведение, на свое отношение к людям. В тоже время наказание не должно выражать неверие в ребенка, оскорблять его достоинство.

6) Порицание. Здесь огромную роль играет мудрое сочетание доброты и строгости. Крайне важно, чтобы в порицании взрослого ребенок почувствовал не только необходимую строгость, но и заботу, участие.

7) Запрещение В.А. Сухомлинский определял, как весьма важный метод в воспитании. Поскольку запрещение учит ребенка разумно относиться к собственным желаниям, предупреждает развитие многих недостатков в поведении. Если взрослые стараются удовлетворить любое детское желание, любую детскую прихоть, то вскоре вырастает весьма капризное существо, тиран ближних и раб своих желаний. Ребенка необходимо с детства учить управлять своими желаниями, разумно относиться к понятиям нельзя, надо, можно.

Наиболее важным психолого-педагогическим принципом построения процесса нравственного воспитания В.А. Сухомлинский выделяет его последовательную поэтапность.

Первый этап характеризуется тем, что субъектность ребенка относительно невелика, педагог старается вызвать его интерес к нравственному познанию, способствовать становлению и развитию моральных потребностей и устремлений личности. Это достигается посредством насыщения учеников нравственными знаниями путем включения их в размышление, упражнение, игру, диалогическое взаимодействие, практические виды деятельности с учетом уровня воспитанности детей, их возрастных особенностей.

На следующем втором этапе , когда можно наблюдать расширение области субъектного начала ученика, большое значение имеет эмоционально-образное сосредоточение школьников на нравственных, ценностных ориентирах их деятельности посредством аккумуляции эмоциональных реакций, действий, проявлений, укрепляющих нравственное начало личности. Этому помогает разбуженная ранее эмоциональная сфера школьника, включающая его в положительную канву формирования его отношений и контактов с окружающими.

На третьем этапе на основании полученных и развитых моральных чувств и представлений, становящегося нравственного опыта поведения актуализируется субъектная позиция ребенка. Происходит своего рода самораскрытие нравственных свойств личности, происходит формирование и развитие движущих сил ее личностного начала. Ну и наконец, четвертый этап направлен на формирование педагогических условий для нравственного самоосмысления, ведущего к самоопределению учеников, самооценке посредством актуализации нравственного потенциала субъекта, утверждению положительного начала личности каждого через оценку других. Для данного этапа характерно уважение к собственным человеческим достоинствам, развитие нравственного отношения к самому себе, осознание равноценности своей личности по отношению к другим, формирование ответственности за последствия своего поведения.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что приоритетной задачей школы является формирование нравственной, ценностной области жизнедеятельности всего общеобразовательного учреждения, и следовательно, необходима четко-продуманная система нравственного образования ребенка, разработка ее концептуальных основ.

Проблемы, над которыми работал В.А. Сухомлинский, остаются актуальными и на современном этапе развития педагогической мысли и практики. Средства и пути стимулирования индивидуального развития ребенка с учетом совокупности всех факторов, эмоциональной восприимчивости, активности школьника, коллективной деятельности и общения, механизмы и принципы формирования и развития нраственно-этических установок, моральных качеств личности; подход к системе наказаний и поощрений учащегося; роль домашнего задания, отметки в учебной деятельности школьника, определение оптимальной учебной нагрузки учащегося, воспитания любви к чтению, трудолюбия; поиск эффективных методов и форм организации деятельности школьника по добыванию знаний, поиск способов включения этих знаний в культурную жизнь коллектива для «воспитания дисциплины и долга, ответственности и дружбы», роль родной речи, фольклора, поэзии, песни, слова, сказки в духовном воспитании.

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография

Сухомлинский Василий Александрович (1918 - 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 - 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 - 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 - 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то и исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми
  • обществом
  • родителями
  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду . Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу , которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей . Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем... — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну: книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

  • В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
  • Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное образование. — 1989. — № 8.
  • К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. — 1988. — № 12.
  • "Учитель — совесть народа..." : [публ. писем педагога] // Народное образование. — 1988. — № 9.
  • Мы продолжаем себя в детях: [публикация отрывка из статьи педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
  • Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. — 1965, 22 окт.
  • Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
  • «Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. — 1976, 3 окт.
  • Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978. № 39.
  • Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
  • Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа. — 1964, № 7.
  • Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
  • Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа. — 1965, № 7.
  • Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
  • Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
  • Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс // Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
  • Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
  • Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска школа. — 1977, № 11.
  • Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.

НАСТОЯЩИЙ СУХОМЛИНСКИЙ REAL-LIFE SUXOMLINSKIJ

Богуславский М.В.

Главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Boguslavsky M.V.

Chief scientific officer of Institute of the theory and history of pedagogics of the Russian Academy of Education, Doctor of sciences (Education)

Professor, Associate member of the Russian Academy of Education

Аннотация. В статье характеризуются аксиологические основы философско-педагогической системы В.А.Сухомлинского. Особое внимание уделяется трактовке завершающего этапа его творческой деятельности 1965-1970 годы.

Annotation. Article characterized axiological bases of V.A. Suhomlinskij philosophical-pedagogical system. Special attention is given to the interpretation of the closing stage of his creative activity during 1965-1970 years.

Ключевые c л о в а. Общечеловеческие ценности, философия образования, гуманистическая педагогика. Keywords. Human values, educational philosophy, humanistic pedagogics.

В сентябре 2010 года произошли два события, непосредственно связанные с именем выдающегося педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского. Исполнилось 40 лет, как 2 сентября 1970 оборвался его жизненный путь, и был отмечен 100-летний юбилей Павлышской школы, где он 22 года директорствовал и которая сейчас носит его имя.

Если кратко описать фабулу жизни Василия Александровича Сухомлинского, то складывается просто канонический евангельский сюжет. Родился человек в сельской глуши, в автономной, замкнутой среде. Воистину, по И. Бродскому, «если суждено в империи родиться, надо жить в провинции у моря». А если не у моря, то на берегу Днепра, который катит свои воды рядом с Павлышом.

Дальше постепенно внутри стало зреть его Учение. Среди учителей Павлышской школы появились последователи-апостолы. Затем Он всенародно провозгласил свое Учение. И потом мы тоже очень хорошо знаем, что должно было произойти. Последует клеветнический донос. Он будет публично распят. Вознесется. А следом, по мере движения истории, его Учение будет все больше и больше расширяться, и Он станет бессмертным.

Вот в этом облике - апокрифе, в такой притчевой фабуле, которой уже две с лишним тысячи лет, заложено, наверное, понимание, как общего Крестного пути всех великих педагогов, так и особой миссии В.А. Сухомлинского. Ни его близкие, ни даже жена, дочь и сын, ни тем более мы, исследователи, наверное, никогда не проникнем во всю глубину его Личности. Там есть, определенно, какая-то тайна! И, наверное, самое большое таинство скрыто в последних пяти годах жизни Василия Александровича, которые вместили все, что, дано пережить человеку на Земле.

Перенесемся мысленно в то время. В середине 60-х годов ХХ столетия Сухомлинский - уже всесоюзно известный и признанный педагог, его знает и любит учительство, которое, вообще как-то по особому тепло относилось к Василию Александровичу. Он был плоть от плоти образа народного учителя, олицетворялся таким понятием как «наш».

Павлышский учитель не был обделен в то время и высшими государственными наградами. Он является Заслуженным учителем УССР. Избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. Удостоен звания Героя социалистического труда и награжден двумя Орденами

Ленина. Ни один директор школы, да что директор, никто вообще из деятелей просвещения за всю историю советского образования не был удостоен такого иконостаса.

Казалось бы, живи себе спокойно, работай и радуйся. Но бывает так, что человека на определенном витке его судьбы начинает неуклонно и неудержимо что-то вести вперед. Да так, что остановить это движение невозможно. Просто Рок какой-то.

И когда пришел в движение внутренний дух Сухомлинского, он уже не смог сдерживать в себе те мысли и чувства, которые были накоплены за предыдущие 30 лет педагогической работы. Эти идеи были больше и масштабнее, чем вмещала его физическая плоть, и не могли далее находиться в земной оболочке.

Складывается ощущение, что, оставаясь предельно скромным и даже застенчивым человеком, Василий Александрович внутренне осознает масштаб своего педагогического дара. Более того, у Сухомлинского во второй половине 60-х годов явно обострилось понимание своего главного жизненного предназначения - миссии педагога - гуманиста в авторитарной стране.

У Василия Александровича есть фраза, поражающая своей обостренной резкостью; когда его особенно беспощадно травили, он написал в доверительном письме: «Я не из пальца высосал свои убеждения, а нажил их горбом с детьми в обеих руках». И вот эти дети в обеих руках давали ему право говорить от имени всего народного учительства. То право, которое упорно хотели у него отнять, но, которое, именно, на изломе жизненного бытия обрело у него особенно сильное звучание.

И став на этот Крестный путь - миссии педагога-гуманиста - он, наперегонки со смертью, прошел по нему до конца. Здесь, несомненно, совершился мощный качественный прорыв В.А. Сухомлинского к высотам педагогической мысли.

В эти излетные, засыпанные осенним листопадом годы Василий Александрович создает свои главные труды, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой педагогики и дают основания рассматривать его как классика педагогики: «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором школы», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина» и ряд других, где высказывает новые идеи прогностического плана.

Одновременно В.А. Сухомлинский на разных галсах в целом расходится с советской педагогикой, которая возвращалась от парадигмы трудовой школы к несколько модифицированному варианту «школы учебы». В ней тогда возобладала гербартианская модель воспитывающего обучения.

Осмысливая в целом завершающий этап творчества В.А. Сухомлинского, есть основания выделить следующие черты философско-методологического характера.

В качестве основных качеств воспитательной системы «позднего Сухомлинского» можно назвать трактовку формирующейся личности как самоценности; понимание воспитания как феномена, в значительной степени не зависимого от требований общества; выдвижение в качестве главной цели - воспитание свободного развития ребенка как активной личности; раскрытие его индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции.

Для павлышского учителя в воспитании ведущей становится педагогическая установка на синхронный процесс воздействия двух субъектов. В центре педагогического процесса находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями, на которые, прежде всего, и должны были ориентироваться учителя. В данной связи главной задачей педагогов становится создание благоприятных условий для развития детей.

Поэтому в Павлышской школе акцент в образовании делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления и независимости поведения, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.

С точки зрения природы формируемой личности Сухомлинский трактовал воспитание ребенка как процесс реализации («развертывания») неотъемлемо присущих ему врожденных биологических свойств, спонтанных реакций и импульсов, изначально генетически заложенных в нем природой. Вместе с тем большое значение придавалось и специально организованному воспитывающему социуму.

И еще. Постепенно учебная и трудовая деятельность теряют в Павлышской школе самоценность и приобретают инструментальный характер, направленный на воспитание и социализацию

детской личности. Сухомлинским предлагается очень тонкая система стимулирующих влияний на личность воспитанника. Вот название одной из последних статей: «Нам нужны самые тонкие инструменты».

Наблюдается даже отход от, казалось бы, незыблемого постулата - строгой педагогической системы. Теперь модель воспитательных воздействий носит скорее синергетический характер, в ней большое значение придается микрофакторам личностного и средового плана.

Наряду с прежним акцентом на интернациональное воспитание в работах Василия Александровича все более мощно начинает звучать национальная украинская педагогика, рассматриваются народные ценности. На смену прежнему атеизму приходит уважение к фольклорной основе воспитания, различным мифам, поверьям, легендам. Вместо доминирующей установки на формирование всесторонней личности выдвигается идея иерархичности воспитания ребенка (телесное, душевное, духовное). Ведущей, так же как в христианской педагогике, у Сухомлинского теперь выступает духовность, опосредующая остальные страты личности.

Эпицентр экзистенциальных переживаний приходится на самый сложный период жизни Сухо-млинского - 1967-1968 годы. В мае 1967 года в статье в «Учительской газете» под хлестким названием: «Нужна борьба, а не проповедь» он был пригвожден к всесоюзному позорному столбу. За что?!

Он так писал об этом в «Письме к сыну»: «Итак, сын, меня обвинили в том, что я ввел туманное понятие, именуемое человечностью. Это обвинение изумило меня. Выходит, человечность -нечто чуждое коммунистическому идеалу и коммунистическому воспитанию. Меня обвинили также в абстрактном гуманизме!

Что это такое? Я объясню тебе это вот так: это, когда речь идет о любви к человеку вообще. Не говорится, о каком человеке идет речь, в каких условиях он живет. Это несправедливое обвинение. Я не заслуживаю его, сын. Я не могу согласиться с тем, что ребенка надо любить с какой-то оглядкой, что в человечности, в чуткости, ласковости, сердечности заключается какая-то опасность. Для меня это кажется какой-то нелепостью».

И дальше следует кредо: «Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека». И в заключении как завет: «Я считаю одним из важнейших принципов воспитания - взаимное доверие педагога и ребенка. Воспитание человечности, гуманности, оттачивание всех граней этого драгоценного камня (какие слова! М.Б.), без этого нельзя представить, ни школу, ни педагога» (Свободное воспитание. ВЛАДИ.1993.№ 3.С.3) Нужно ли выносить в список литературы?

От проторенных педагогических дорог и утвержденных идеологем мыслитель переходит к неизведанным тропам и запретным темам: таинствам семейной и народной педагогики, тонким психологическим, на грани психоанализа, процессам формирующейся личности

В последние два - три года жизни в своем творчестве Сухомлинский стал переходить от расширения смыслов педагогической деятельности к их возвышению. Особенно показательно, в этом плане, нарастающее обращение В.А.Сухомлинского к имеющему многовековые педагогические традиции приватному жанру «Писем к сыну».

Более того, педагог вступает в систематическую переписку с несовершеннолетними заключенными и священниками. Его последние труды носят исповедальный характер. А названия. Вчитайтесь в заголовки работ: «Слово к ученикам», «Слово к преемнику».... Воистину «Вначале было Слово»!

Меняется даже место публикаций. Теперь это центральная союзная пресса, причем не педагогическая, а общественно-политическая.

Но дело не только в этом. С самых первых публикаций материалы Василия Александровича постоянно подвергались очень жесткой редактуре, поскольку его художественный стиль не отвечал официальным канонам педагогических изданий. Это приводило к постоянным внутренним и внешним конфликтам, которые он очень тяжело переживал.

С середины же 60-х годов он решает и добивается права писать, так как он хочет и умеет, то есть метафорично и публицистично. Это сразу же буквально распахнуло его творческий потенциал. Наконец-то форма соединилась с содержанием, и это означало рождение нового, настоящего Сухомлинского, того, какого мы знаем и любим.

В это время у Василия Александровича окончательно складывается новая иерархия философско-педагогических ценностей. Если для первой половины 60-х годов это Советское государство - Труд - Коммунизм, то теперь новая триада доминант выглядит так: Родина - Любовь - Семья.

И даже футурологическая направленность его работ приобретает Вселенский, воистину, Космический характер. В своих последних произведениях Василий Александрович как бы мысленно воспаряет над Павлышом, над Украиной, над СССР. Он не укладывается в прокрустово ложе ни одной из педагогик, ни европейской, ни советской, ни украинской, ни народной. Более того, ни одной из парадигм: ни свободного воспитания, ни трудовой школы, ни тем более школы учебы.

У Сухомлинского определенно начинает формироваться целостная и самобытная философско-педагогическая система интегрального характера. Более того, в его работах остро чувствуется новая личностно-экзистенциальная проповедническая позиция. Кстати заметим, что эта тенденция была с тревогой встречена официальной педагогикой. Ведь, неслучайно приснопамятная погромно-установочная статья Б.Т. Лихачева в «Учительской газете» называлась «Нужна борьба, а не проповедь». И основой этой проповеднической позиции являлось то, что в результате своей многолетней педагогической деятельности Сухомлинский в полной мере убедился в ее правомерности и продуктивности.

Второго сентября 1970 года завершился земной путь Василия Александровича Сухомлин-ского, и началась его жизнь в вечности, которая будет продолжаться, пока существует теплый Мир Детства, надежным защитником которого он так самозабвенно был.