Пантелеев «Большая стирка. Пантелеев «Большая стирка Л пантелеев рассказы большая стирка
Один раз мама пошла на рынок за мясом. И девочки остались одни дома. Уходя, мама велела им хорошо себя вести, ничего не трогать, со спичками не играть, на подоконники не лазать, на лестницу не выходить, котенка не мучить. И обещала им принести каждой по апельсину.
Девочки закрыли за мамой на цепочку дверь и думают: «Что же нам делать?» Думают: «Самое лучшее - сядем и будем рисовать». Достали свои тетрадки и цветные карандаши, сели за стол и рисуют. И все больше апельсины рисуют. Их ведь, вы знаете, очень нетрудно рисовать: какую-нибудь картошину намазюкал, красным карандашом размалевал и - готово дело - апельсин.
Потом Тамарочке рисовать надоело, она говорит:
Знаешь, давай лучше писать. Хочешь, я слово «апельсин» напишу?
Напиши, - говорит Белочка.
Подумала Тамарочка, голову чуть-чуть наклонила, карандаш послюнила и готово дело - написала:
И Белочка тоже две или три буковки нацарапала, которые умела.
Потом Тамарочка говорит:
А я не только карандашом, я и чернилами писать умею. Не веришь? Хочешь, напишу?
Белочка говорит:
А где ж ты чернила возьмешь?
А у папы на столе - сколько хочешь. Целая банка.
Да, - говорит Белочка, - а ведь мама нам не позволила трогать на столе.
Тамарочка говорит:
Подумаешь! Она про чернила ничего не говорила. Это ведь не спички чернила-то.
И Тамарочка сбегала в папину комнату и принесла чернила и перо. И стала писать. А писать она хоть и умела, да не очень. Стала перо в бутылку окунать и опрокинула бутылку. И все чернила на скатерть вылились. А скатерть была чистая, белая, только что постланная.
Ахнули девочки.
Белочка даже чуть на пол со стула не упала.
Ой, - говорит, - ой… ой… какое пятнище!..
А пятнище все больше и больше делается, растет и растет. Чуть не на полскатерти кляксу поставили.
Белочка побледнела и говорит:
Ой, Тамарочка, нам попадет как!
А Тамарочка и сама знает, что попадет. Она тоже стоит - чуть не плачет. Потом подумала, нос почесала и говорит:
Знаешь, давай скажем, что это кошка чернила опрокинула!
Белочка говорит:
Да, а ведь врать нехорошо, Тамарочка.
Я и сама знаю, что нехорошо. А что же нам делать тогда?
Белочка говорит:
Знаешь что? Давай лучше выстираем скатерть!
Тамарочке это даже понравилось. Она говорит:
Давай. А только в чем же ее стирать?
Белочка говорит:
Давай, знаешь, в кукольной ванночке.
Глупая. Разве скатерть в кукольную ванночку залезет? А ну, тащи сюда корыто!
Настоящее?..
Ну конечно, настоящее.
Белочка испугалась. Говорит:
Тамарочка, ведь мама же нам не позволила…
Тамарочка говорит:
Она про корыто ничего не говорила. Корыто - это не спички. Давай, давай скорее…
Побежали девочки на кухню, сняли с гвоздя корыто, налили в него из-под крана воды и потащили в комнату. Табуретку принесли. Поставили корыто на табуретку.
Белочка устала - еле дышит.
А Тамарочка ей и отдохнуть не дает.
А ну, - говорит, - тащи скорей мыло!
Побежала Белочка. Приносит мыло.
Синьку еще надо. А ну - тащи синьку!
Побежала Белочка синьку искать. Нигде найти не может.
Прибегает:
Нет синьки.
А Тамарочка уже со стола скатерть сняла и опускает ее в воду. Страшно опускать - сухую-то скатерть в мокрую воду. Опустила все-таки. Потом говорит:
Не надо синьки.
Посмотрела Белочка, а вода в корыте - синяя-пресиняя.
Тамарочка говорит:
Видишь, даже хорошо, что пятно поставили. Можно без синьки стирать.
Потом говорит:
Ой, Белочка!
Что? - говорит Белочка.
Вода-то холодная.
Ну и что?
В холодной же воде белье не стирают. В холодной только полощут.
Белочка говорит:
Ну, ничего, давай тогда полоскать.
Испугалась Белочка: вдруг ее Тамарочка еще и воду заставит кипятить.
Стала Тамарочка скатерть мылом намыливать. Потом стала тискать ее, как полагается. А вода все темней и темней делается.
Белочка говорит:
Ну, наверно, уже можно выжимать.
А ну, давай посмотрим, - говорит Тамарочка.
Вытащили девочки из корыта скатерть. А на скатерти только два маленьких белых пятнышка. А вся скатерть - синяя.
Ой, - говорит Тамарочка. - Надо воду менять. Тащи скорей чистой воды.
Белочка говорит:
Нет, теперь ты тащи. Я тоже хочу постирать.
Тамарочка говорит:
Еще что! Я пятно поставила, я и стирать буду.
Белочка говорит:
Нет, теперь я буду.
Нет, не будешь!
Нет, буду!..
Заплакала Белочка и двумя руками вцепилась в корыто. А Тамарочка за другой конец ухватилась. И корыто у них закачалось, как люлька или качели.
Уйди лучше, - закричала Тамарочка. - Уйди, честное слово, а не то я в тебя сейчас водой брызну.
Белочка, наверно, испугалась, что она и в самом деле брызнет, отскочила, корыто выпустила, а Тамарочка его в это время как дернет - оно кувырком, с табуретки - и на пол. И, конечно, вода из него тоже на пол. И потекла во все стороны.
Вот тут-то уж девочки испугались по-настоящему.
Белочка от страха даже плакать перестала.
А вода уж по всей комнате - и под стол, и под шкаф, и под рояль, и под стулья, и под диван, и под этажерку, и куда только можно течет. Даже в соседнюю комнату маленькие ручейки побежали.
Очухались девочки, забегали, засуетились:
Ой! Ой! Ой!..
А в соседней комнате в это время спал на полу котенок Пушок. Он как увидел, что под него вода течет, - как вскочит, как замяучит и давай как сумасшедший по всей квартире носиться:
Мяу! Мяу! Мяу!
Девочки бегают, и котенок бегает. Девочки кричат, и котенок кричит. Девочки не знают, что делать, и котенок тоже не знает, что делать.
Тамарочка на табуретку влезла и кричит:
Белочка! Лезь на стул! Скорее! Ты же промочишься.
А Белочка так испугалась, что и на стул забраться не может. Стоит, как цыпленок, съежилась и только знай себе головой качает:
Ой! Ой! Ой!
И вдруг слышат девочки - звонок.
Тамарочка побледнела и говорит:
Мама идет.
А Белочка и сама слышит. Она еще больше съежилась, на Тамарочку посмотрела и говорит:
Ну вот, сейчас будет нам…
А в прихожей еще раз:
И еще раз:
«Дзинь! Дзинь!»
Тамарочка говорит:
Белочка, милая, открой, пожалуйста.
Да, спасибо, - говорит Белочка. - Почему это я должна?
Ну, Белочка, ну, милая, ну ты же все-таки ближе стоишь. Я же на табуретке, а ты на полу все-таки.
Белочка говорит:
Я тоже могу на стул залезть.
Тогда Тамарочка видит, что все равно надо идти открывать, с табуретки спрыгнула и говорит:
Знаешь что? Давай скажем, что это кошка корыто опрокинула!
Белочка говорит:
Нет, лучше, знаешь, давай пол поскорее вытрем!
Тамарочка подумала и говорит:
А что ж… Давай попробуем. Может быть, мама и не заметит…
И вот опять забегали девочки. Тамарочка мокрую скатерть схватила и давай ею по полу елозить. А Белочка за ней, как хвостик, носится, суетится и только знай себе:
Ой! Ой! Ой!
Тамарочка ей говорит:
Ты лучше не ойкай, а лучше тащи скорей корыто на кухню.
Белочка, бедная, корыто поволокла. А Тамарочка ей:
И мыло возьми заодно.
А где оно - мыло?
Что ты - не видишь? Вон оно под роялем плавает.
А звонок опять:
«Дз-з-зинь!..»
Ну что ж, - говорит Тамарочка. - Надо, пожалуй, идти. Я пойду открою, а ты, Белочка, поскорей дотирай пол. Как следует, смотри, чтобы ни одного пятнышка не осталось.
Белочка говорит:
Тамарочка, а куда же скатерть потом? На стол?
Глупая. Зачем ее на стол? Пихай ее - знаешь куда? Пихай ее подальше под диван. Когда она высохнет, мы ее выгладим и постелим.
И вот пошла Тамарочка открывать. Идти ей не хочется. Ноги у нее дрожат, руки дрожат. Остановилась она у двери, постояла, послушала, вздохнула и тоненьким голоском спрашивает:
Мамочка, это ты?
Мама входит и говорит:
Господи, что случилось?
Тамарочка говорит:
Ничего не случилось.
Так что же ты так долго?.. Я, наверно, двадцать минут звоню и стучу.
А я не слышала, - говорит Тамарочка.
Мама говорит:
Я уж бог знает что думала… Думала - воры забрались или вас волки съели.
Нет, - говорит Тамарочка, - нас никто не съел.
Мама сетку с мясом на кухню снесла, потом возвращается и спрашивает:
А где же Белочка?
Тамарочка говорит:
Белочка? А Белочка… я не знаю, где-то там, кажется… в большой комнате… чего-то там делает, я не знаю…
Мама на Тамарочку с удивлением посмотрела и говорит:
Послушай, Тамарочка, а почему у тебя такие руки грязные? И на лице какие-то пятна!
Тамарочка за нос себя потрогала и говорит:
А это мы рисовали.
Что ж это вы - углем или грязью рисовали?
Нет, - говорит Тамарочка, - мы карандашами рисовали.
А мама уже разделась и идет в большую комнату. Входит и видит: вся мебель в комнате сдвинута, перевернута, не поймешь, где стол, где стул, где диван, где этажерка… А под роялем на корточках ползает Белочка и что-то там делает и плачет во весь голос.
Мама в дверях остановилась и говорит:
Белочка! Доченька! Что это ты там делаешь?
Белочка из-под рояля высунулась и говорит:
А сама она грязная-прегрязная, и лицо у нее грязное, и даже на носу тоже пятна.
Тамарочка ей ответить не дала. Говорит:
А это мы хотели, мамочка, тебе помочь - пол вымыть.
Мама обрадовалась и говорит:
Вот спасибо!..
Потом к Белочке подошла, наклонилась и спрашивает:
А чем же это, интересно, моя дочка моет пол?
Посмотрела и за голову схватилась:
О, господи! - говорит. - Вы только взгляните! Ведь она же носовым платком пол моет!
Тамарочка говорит:
Фу, глупая какая!
А мама говорит:
Да уж, это действительно называется - помогают мне.
А Белочка еще громче заплакала под своим роялем и говорит:
Неправда, мамочка. Мы вовсе и не помогаем тебе. Мы корыто опрокинули.
Мама на табуретку села и говорит:
Этого еще недоставало. Какое корыто?
Белочка говорит:
Настоящее которое… Железное.
А как же, интересно, оно попало сюда - корыто?
Белочка говорит:
Мы скатерть стирали.
Какую скатерть? Где она? Зачем же вы ее стирали? Ведь она же чистая была, только вчера постлана.
А мы на нее чернила нечаянно пролили.
Еще того не легче. Какие чернила? Где вы их взяли?
Белочка на Тамарочку посмотрела и говорит:
Мы из папиной комнаты принесли.
А кто вам позволил?
Девочки друг на дружку посмотрели и молчат.
Мама посидела, подумала, нахмурилась и говорит:
Ну, что же мне теперь с вами делать?
Девочки обе заплакали и говорят:
Накажи нас.
Мама говорит:
А вы очень хотите, чтобы я вас наказала?
Девочки говорят:
Нет, не очень.
А за что же, по-вашему, я должна вас наказать?
А за то, что, наверно, мы пол мыли.
Нет, - говорит мама, - за это я вас наказывать не буду.
Ну, тогда за то, что белье стирали.
Нет, - говорит мама. - И за это я тоже наказывать вас не буду. И за то, что чернила пролили, - тоже не буду. И за то, что писали чернилами, тоже не буду. А вот за то, что без спросу взяли из папиной комнаты чернильницу, - за это вас действительно наказать следует. Ведь если бы вы были послушные девочки и в папину комнату не полезли, вам бы не пришлось ни пол мыть, ни белье стирать, ни корыто опрокидывать. А заодно и врать бы вам не пришлось. Ведь, в самом деле, Тамарочка, разве ты не знаешь, почему у тебя нос грязный?
Тамарочка говорит:
Знаю, конечно.
Так почему же ты сразу не сказала?
Тамарочка говорит:
Я побоялась.
А вот это и плохо, - говорит мама. - Сумел набедокурить - сумей и ответить за свои грехи. Сделала ошибку - не убегай, поджав хвост, а исправь ее.
Мы и хотели исправить, - говорит Тамарочка.
Хотели, да не сумели, - говорит мама.
Потом посмотрела и говорит:
А где же, я не вижу, скатерть находится?
Белочка говорит:
Она под диваном находится.
А что она там делает - под диваном?
Она там сохнет у нас.
Вытащила мама из-под дивана скатерть и опять на табуретку села.
Господи! - говорит. - Боже ты мой! Такая миленькая скатерть была! И вы посмотрите, во что она превратилась. Ведь это же не скатерть, а половая тряпка какая-то.
Девочки еще громче заплакали, а мама говорит:
Да, милые мои доченьки, наделали вы мне хлопот. Я устала, думала отдохнуть, - я только в будущую субботу собиралась большую стирку делать, а придется, как видно, сейчас этим делом заняться. А ну, прачки-неудачки, снимайте платья!
Девочки испугались. Говорят:
Зачем? А затем, что в чистых платьях белье не стирают, полов не моют и вообще не работают. Надевайте свои халатики и - живо за мной на кухню…
Пока девочки переодевались, мама успела на кухне зажечь газ и поставила на плиту три больших кастрюли: в одной - вода, чтобы пол мыть, во второй белье кипятить, а в третьей, отдельно, - скатерть.
Девочки говорят:
А почему ты ее отдельно поставила? Она ведь не виновата, что запачкалась.
Мама говорит:
Да, она, конечно, не виновата, но все-таки придется ее в одиночку стирать. А то у нас все белье синее станет. И вообще я думаю, что эту скатерть уже не отстираешь. Придется, наверно, выкрасить ее в синий цвет.
Девочки говорят:
Ой, как красиво будет!
Нет, - говорит мама, - я думаю, что это не очень красиво будет. Если бы это было действительно красиво, то, наверно, люди каждый бы день кляксы на скатерти ставили.
Потом говорит:
Ну, хватит болтать, берите каждая по тряпке и идемте пол мыть.
Девочки говорят:
По-настоящему?
Мама говорит:
А вы что думали? По-игрушечному вы уже вымыли, теперь давайте по-настоящему.
И вот девочки стали по-настоящему пол мыть.
Мама дала им каждой по уголку и говорит:
Смотрите, как я мою, и вы тоже так мойте. Где вымыли, там по чистому не ходите… Луж на полу не оставляйте, а вытирайте досуха. А ну, раз-два начали!..
Засучила мама рукава, подоткнула подол и пошла пахать мокрой тряпкой. Да так ловко, так быстро, что девочки за ней еле успевают. И конечно, у них так хорошо не выходит, как у мамы. Но все-таки они стараются. Белочка даже на коленки встала, чтобы удобнее было.
Мама ей говорит:
Белочка, ты бы еще на живот легла. Если ты будешь так пачкаться, то нам придется потом и тебя в корыте стирать.
Потом говорит:
А ну, сбегай, пожалуйста, на кухню, посмотри, не кипит ли вода в бельевом баке.
Белочка говорит:
А как же узнать, кипит она или не кипит?
Мама говорит:
Если булькает - значит, кипит; если не булькает - значит, не вскипела еще.
Белочка на кухню сбегала, прибегает:
Мамочка, булькает, булькает!
Мама говорит:
Не мамочка булькает, а вода, наверно, булькает?
Тут мама из комнаты за чем-то вышла, Белочка Тамарочке и говорит:
Знаешь? А я апельсины видела!
Тамарочка говорит:
В сетке, в которой мясо висит. Знаешь, сколько? Целых три.
Тамарочка говорит:
Да. Будут нам теперь апельсины. Дожидайся.
Тут мама приходит и говорит:
А ну, поломойки, забирайте ведра и тряпки - идем на кухню белье стирать.
Девочки говорят:
По-настоящему?
Мама говорит:
Теперь вы все будете делать по-настоящему.
И девочки, вместе с мамой, по-настоящему стирали белье. Потом они его по-настоящему полоскали. По-настоящему выжимали. И по-настоящему вешали его на чердаке на веревках сушиться.
А когда они кончили работать и вернулись домой, мама накормила их обедом. И никогда еще в жизни они с таким удовольствием не ели, как в этот день. И суп ели, и кашу, и черный хлеб, посыпанный солью.
А когда они отобедали, мама принесла из кухни сетку и сказала:
Ну, а теперь вы, пожалуй, можете получить каждая по апельсину.
Девочки говорят:
А кому третий?
Мама говорит:
Ах вот как? Вы уже знаете, что и третий есть?
Девочки говорят:
А третий, мамочка, знаешь кому? Третий - самый большой - тебе.
Нет, доченьки, - сказала мама. - Спасибо. Мне хватит, пожалуй, и самого маленького. Ведь все-таки вы сегодня в два раза больше, чем я, работали. Не правда ли? И пол два раза мыли. И скатерть два раза стирали…
Белочка говорит:
Зато чернила только один раз пролили.
Мама говорит:
Ну, знаешь, если бы вы два раза чернила пролили, - я бы вас так наказала…
Белочка говорит:
Да, а ведь ты же не наказала все-таки?
Мама говорит:
Погодите, может быть, еще и накажу все-таки.
Но девочки видят: нет, уж теперь не накажет, если раньше не наказала.
Обняли они свою маму, крепко расцеловали ее, а потом подумали и выбрали ей - хоть не самый большой, а все-таки самый лучший апельсин.
И правильно сделали.
елена гонцова
Досуг к Дню матери «Большая стирка» (по рассказу Л. Пантелеева)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 «Ветерок»
Досуг к дню матери по сюжету рассказа
Л. Пантелеева «Большая стирка »
Старший дошкольный возраст
Подготовила и провела
Воспитатель высшей кв. категории
Гонцова Е. Н.
Домодедово 2017
Цель : познакомить детей с праздником день Матери через совместную театрализованную деятельность.
Образовательные : учить детей, быть заботливыми и послушными по отношения к своим мамам.
Развивающие : развивать творческие способности детей, умение работать коллективно.
Воспитательные : воспитываем у детей чувство уважения, любви к почитанию матери .
Материал и оборудование : два таза с водой, мыло и платочки, фартуки, чернила и перо, активированный уголь, стаканы, апельсины, аудиозапись, веревка с прищепками.
Предварительная работа : чтение рассказа Л . Пантелеева «Большая стирка » .
Ход досуга
Парты стоят по кругу группы. Посередине стоит стол. На столе стоят два таза с водой, лежат мыло и платочки, чернила и перо, активированный уголь.
За столом сидят две девочки – Белочка и Тамарочка, мама (воспитатель) .
Воспитатель 1 : Один раз мама пошла на рынок за мясом. И девочки остались одни дома. Уходя, мама велела им :
Воспитатель 2 : Хорошо себя вести, ничего не трогать, со спичками не играть, на подоконники не лазать, на лестницу не выходить, котенка не мучить.
Воспитатель 1 : И обещала им принести каждой по апельсину. Девочки закрыли за мамой на цепочку дверь и думают :
Белочка : "Что же нам делать?"
Тамарочка : "Самое лучшее - сядем и будем рисовать".
Воспитатель 1 : Девочкам надоело рисовать карандашами и красками, и решили они взять папины чернила и порисовать ими.
(Тамарочка берет чернила и перо) .
Воспитатель 1 : Стали перо в бутылку окунать и опрокинули бутылку. И все чернила на скатерть вылились.
Белочка : Ой,. какое пятнище. Ой, Тамарочка, нам попадет как!
Тамарочка : Не попадет, если мы скатерть постираем !
Побежали девочки на кухню, взяли тазик с водой и мыло и начали стирку .
Воспитатель 2 : Ребята, а мы с вами поможем постирать девочкам скатерть ? (Да)
(Воспитатель вызывает 4-х девочек для «стирки » )
Девочка : Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда :
Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг : он нам помог,
И никто здесь не промок.
Воспитатель 2 (мама) : Как мы не старались, а пятно отстирать не смогли . Может, мальчики, помогут нам с этим справиться? (Да)
(Воспитатель вызывает 2-х мальчиков для проведения опыта)
Воспитатель 1 : Чернила - это жидкий краситель пригодный для письма или изображения предметов. Я предлагаю вам окрасить воду при помощи чернил. Для этого возьмем пипетку и капнем капельку чернил в стаканчики с водой.
(Мальчики выполняют действие)
Воспитатель 1 : Что у нас произошло с водой? (вода стала синей) .
Изменился ли у воды запах? (вода стала пахнуть чернилами) . Давайте добавим в наши стаканчики немного угля, и посмотрим, что из этого получиться (добавляем уголь в воду) .
Воспитатель 1 : Посмотрите, что у нас происходит с окрашенной водой? (Вода стала прозрачной) . Как вы думаете, как так у нас получилось?
Мальчик : Уголь впитал краситель (чернила) и его не видно, вода становится чистой, прозрачной.
Воспитатель 1 : Вот и стала скатерть чистой! Ребята, а давай теперь ее высушим.
(Выходят двое мальчиков и вешают скатерть на веревку) .
Физминутка
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем ,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем!
(Раздается звонок в дверь. Входит мама)
Воспитатель 2 : Почему вы так долго не открывали. Думала - воры забрались или вас волки съели.
Белочка : Мамочка, мы хотели тебе помочь скатерть постирать , а сами ее испортили.
Воспитатель 2 : Зачем же вы ее стирали ? Ведь она же чистая была, только вчера постлана.
Воспитатель 1 : И девочки рассказали маме , как они пролили чернила на скатерть.
Воспитатель 2 : Ладно, за скатерть я вас ругать не буду, а вот за то, что без спросу взяли из папиной комнаты чернильницу, - за это вас действительно наказать следует. Сумел набедокурить - сумей и ответить за свои грехи. Сделала ошибку - не убегай, поджав хвост, а исправь ее.
Воспитатель 1 : Девочкам было очень стыдно за свой поступок, но мама их все равно простила.
Воспитатель 2 : Ну, а теперь вы, пожалуй, можете получить каждая по апельсину (мама кладет в миску апельсины) .
Воспитатель 1 : Девочки видят : нет, уж теперь не накажет, если раньше не наказала.
Обняли они свою маму, крепко расцеловали ее, а потом подумали и выбрали ей - хоть не самый большой , а все-таки самый лучший апельсин.
И правильно сделали.
Все дети встают и рассказывают стихотворение по одной строчке.
Мама- это небо!
Мама – это свет!
Мама – это счастье!
Мамы – лучше нет!
Мама – это сказка!
Мама – это смех!
Мама – это ласка!
Мамы любят всех!
Мама – улыбнется,
Мама – погрустит,
Мама пожалеет,
Мама и простит.
Мама – осень золотая,
Мама – самая родная,
Мама – это доброта,
Мама выручит всегда!
Мама, нет тебя дороже,
Мама все на свете может,
Мам сегодня поздравляем,
Мамам счастья мы желаем.
Публикации по теме:
Дидактическая игра «Большая стирка» предназначена для детей дошкольного возраста. Она поможет детям развивать зрительное восприятие, умение.
Уважаемые коллеги представляю вам игру для детей раннего возраста "Большая стирка". Цель игры: 1. Закреплять с малышами основные цвета;.
Цель: - Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); -Развивать мелкую моторику; - Развитие сенсорного.
Досуг ко Дню матери в средней группе с участием родителей Досуг ко ДНЮ МАТЕРИ в средней группе «Ландыши» (с родителями) Цель: Воспитывать любовь и уважение к самому родному человеку – маме .
Хотели вернуться, да думают: «Нет, лучше домой поскорей пойдем. А то еще опять потеряемся».
Идут и думают:
«Только бы мамочка дома была. А что, если мамы нету? Что мы тогда делать будем?»
А мама ходила, ходила по лесу, кричала, кричала девочек, не докричалась и пошла домой.
Пришла, сидит на крылечке и плачет.
Приходит хозяйка и спрашивает:
Что с вами, Марья Петровна?
А она говорит:
У меня девочки потерялись.
Только сказала это - вдруг видит: идут ее девочки. Белочка впереди идет, Тамарочка сзади. И обе девочки грязные-грязные, мокрые-премокрые.
Мама говорит:
Девочки! Что вы со мной делаете? Где вы пропадали? Разве можно так?
А Белочка кричит:
Мамочка! Ау! Обед готов?
Побранила мама как следует девочек, потом покормила их, переодела и спрашивает:
Ну, как - страшно было в лесу-то?
Тамарочка говорит:
Мне так нисколечко.
А Белочка говорит:
А мне так сколечко.
Потом говорит:
Ну, ничего… Зато посмотри, мамочка, сколько мы с Тамарой грибов набрали.
Притащили девочки свои полные корзинки, поставили их на стол…
Во! - говорят.
Стала мама грибы разбирать и ахнула.
Девочки! - говорит. - Миленькие! Так ведь вы ж одних поганок набрали!
Как поганок?
Ну конечно, поганок. И это поганка, и это поганка, и эта, и эта, и эта…
Девочки говорят:
А мы их есть хотели.
Мама говорит:
Что вы?! Девочки! Разве можно? Это ж поганые грибы. От них животы заболят, от них умереть можно. Их все, все на помойную яму выбросить надо.
Девочкам стало жалко грибов. Они обиделись и говорят:
Зачем выбрасывать? Не надо выбрасывать. Мы лучше их куклам нашим отдадим. У нас куколки хорошие, не капризные, они все кушают…
Белочка говорит:
Они даже песочек кушают.
Тамарочка говорит:
Даже траву кушают.
Белочка говорит:
Даже пуговицы кушают.
Мама говорит:
Ну вот и хорошо. Устройте вашим куклам праздник и угостите их поганками.
Девочки так и сделали.
Сварили они из поганок обед. На первое суп из поганок, на второе котлеты из поганок, и даже на сладкое - компот из поганок сварили.
И куклы у них все это съели - и суп, и котлеты, и компот, - и ничего, не жаловались, не капризничали. А может быть, у них и болели животики - кто их знает. Они ведь народ неразговорчивый.
Большая стирка
Один раз мама пошла на рынок за мясом. И девочки остались одни дома. Уходя, мама велела им хорошо себя вести, ничего не трогать, со спичками не играть, на подоконники не лазать, на лестницу не выходить, котенка не мучить. И обещала им принести каждой по апельсину.
Девочки закрыли за мамой на цепочку дверь и думают: «Что же нам делать?» Думают: «Самое лучшее - сядем и будем рисовать». Достали свои тетрадки и цветные карандаши, сели за стол и рисуют. И все больше апельсины рисуют. Их ведь, вы знаете, очень нетрудно рисовать: какую-нибудь картошину намазюкал, красным карандашом размалевал и - готово дело - апельсин.
Потом Тамарочке рисовать надоело, она говорит:
Знаешь, давай лучше писать. Хочешь, я слово «апельсин» напишу?
Напиши, - говорит Белочка.
Подумала Тамарочка, голову чуть-чуть наклонила, карандаш послюнила и - готово дело - написала:
И Белочка тоже две или три буковки нацарапала, которые умела.
Потом Тамарочка говорит:
А я не только карандашом, я и чернилами писать умею. Не веришь? Хочешь, напишу?
Белочка говорит:
А где ж ты чернила возьмешь?
А у папы на столе - сколько хочешь. Целая банка.
Да, - говорит Белочка, - а ведь мама нам не позволила трогать на столе.
Тамарочка говорит:
Подумаешь! Она про чернила ничего не говорила. Это ведь не спички - чернила-то.
И Тамарочка сбегала в папину комнату и принесла чернила и перо. И стала писать. А писать она хоть и умела, да не очень. Стала перо в бутылку окунать и опрокинула бутылку. И все чернила на скатерть вылились. А скатерть была чистая, белая, только что постланная.
Ахнули девочки.
Белочка даже чуть на пол со стула не упала.
Ой, - говорит, - ой… ой… какое пятнище!..
А пятнище все больше и больше делается, растет и растет. Чуть не на полскатерти кляксу поставили.
Белочка побледнела и говорит:
Ой, Тамарочка, нам попадет как!
А Тамарочка и сама знает, что попадет. Она тоже стоит - чуть не плачет. Потом подумала, нос почесала и говорит:
Знаешь, давай скажем, что это кошка чернила опрокинула!
Белочка говорит:
Да, а ведь врать нехорошо, Тамарочка.
Я и сама знаю, что нехорошо. А что же нам делать тогда?
Белочка говорит:
Знаешь что? Давай лучше выстираем скатерть!
Тамарочке это даже понравилось. Она говорит:
Давай. А только в чем же ее стирать?
Белочка говорит:
Давай, знаешь, в кукольной ванночке.
Глупая. Разве скатерть в кукольную ванночку залезет? А ну, тащи сюда корыто!
Настоящее?..
Ну конечно, настоящее.
Белочка испугалась. Говорит:
Тамарочка, ведь мама же нам не позволила…
Тамарочка говорит:
Она про корыто ничего не говорила. Корыто - это не спички. Давай, давай скорее…
Побежали девочки на кухню, сняли с гвоздя корыто, налили в него из-под крана воды и потащили в комнату. Табуретку принесли. Поставили корыто на табуретку.
Белочка устала - еле дышит.
А Тамарочка ей и отдохнуть не дает.
А ну, - говорит, - тащи скорей мыло!
Побежала Белочка. Приносит мыло.
Синьку еще надо. А ну - тащи синьку!
Побежала Белочка синьку искать. Нигде найти не может.
Прибегает:
Нет синьки.
А Тамарочка уже со стола скатерть сняла и опускает ее в воду. Страшно опускать - сухую-то скатерть в мокрую воду. Опустила все-таки. Потом говорит:
Не надо синьки.
Посмотрела Белочка, а вода в корыте - синяя-пресиняя.
Тамарочка говорит:
Видишь, даже хорошо, что пятно поставили. Можно без синьки стирать.
Потом говорит:
Ой, Белочка!
Что? - говорит Белочка.
Вода-то холодная.
Ну и что?
В холодной же воде белье не стирают. В холодной только полощут.
Белочка говорит:
Ну, ничего, давай тогда полоскать.
Испугалась Белочка: вдруг ее Тамарочка еще и воду заставит кипятить.
Стала Тамарочка скатерть мылом намыливать. Потом стала тискать ее, как полагается. А вода все темней и темней делается.
Белочка говорит:
Ну, наверно, уже можно выжимать.
А ну, давай посмотрим, - говорит Тамарочка.
Вытащили девочки из корыта скатерть. А на скатерти только два маленьких белых пятнышка. А вся скатерть - синяя.
Ой, - говорит Тамарочка. - Надо воду менять. Тащи скорей чистой воды.
Белочка говорит:
Нет, теперь ты тащи. Я тоже хочу постирать.
Тамарочка говорит:
Еще что! Я пятно поставила, я и стирать буду.
Белочка говорит:
Нет, теперь я буду.
Нет, не будешь!
Нет, буду!..
Заплакала Белочка и двумя руками вцепилась в корыто. А Тамарочка за другой конец ухватилась. И корыто у них закачалось, как люлька или качели.
Уйди лучше, - закричала Тамарочка. - Уйди, честное слово, а не то я в тебя сейчас водой брызну.
Белочка, наверно, испугалась, что она и в самом деле брызнет, - отскочила, корыто выпустила, а Тамарочка его в это время как дернет - оно кувырком, с табуретки - и на пол. И, конечно, вода из него тоже на пол. И потекла во все стороны.
Вот тут-то уж девочки испугались по-настоящему.
Белочка от страха даже плакать перестала.
А вода уж по всей комнате - и под стол, и под шкаф, и под рояль, и под стулья, и под диван, и под этажерку, и куда только можно течет. Даже в соседнюю комнату маленькие ручейки побежали.
Потом посмотрела и говорит:
А где же, я не вижу, скатерть находится?
Белочка говорит:
Она под диваном находится.
А что она там делает - под диваном?
Она там сохнет у нас.
Вытащила мама из-под дивана скатерть и опять на табуретку села.
Господи! - говорит. - Боже ты мой! Такая миленькая скатерть была! И вы посмотрите, во что она превратилась. Ведь это же не скатерть, а половая тряпка какая-то.
Девочки еще громче заплакали, а мама говорит:
Да, милые мои доченьки, наделали вы мне хлопот. Я устала, думала отдохнуть, - я только в будущую субботу собиралась большую стирку делать, а придется, как видно, сейчас этим делом заняться. А ну, прачки-неудачки, снимайте платья!
Девочки испугались. Говорят:
Зачем? А затем, что в чистых платьях белье не стирают, полов не моют и вообще не работают. Надевайте свои халатики и - живо за мной на кухню...
Пока девочки переодевались, мама успела на кухне зажечь газ и поставила на плиту три больших кастрюли: в одной - вода, чтобы пол мыть, во второй белье кипятить, а в третьей, отдельно, - скатерть.
Девочки говорят:
А почему ты ее отдельно поставила? Она ведь не виновата, что запачкалась.
Мама говорит:
Да, она, конечно, не виновата, но все-таки придется ее в одиночку стирать. А то у нас все белье синее станет. И вообще я думаю, что эту скатерть уже не отстираешь. Придется, наверно, выкрасить ее в синий цвет.
Девочки говорят:
Ой, как красиво будет!
Нет, - говорит мама, - я думаю, что это не очень красиво будет. Если бы это было действительно красиво, то, наверно, люди каждый бы день кляксы на скатерти ставили.
Потом говорит:
Ну, хватит болтать, берите каждая по тряпке и идемте пол мыть.
Девочки говорят:
По-настоящему?
Мама говорит:
А вы что думали? По-игрушечному вы уже вымыли, теперь давайте по-настоящему.
И вот девочки стали по-настоящему пол мыть.
Мама дала им каждой по уголку и говорит:
Смотрите, как я мою, и вы тоже так мойте. Где вымыли, там по чистому не ходите... Луж на полу не оставляйте, а вытирайте досуха. А ну, раз-два начали!..
Засучила мама рукава, подоткнула подол и пошла пахать мокрой тряпкой. Да так ловко, так быстро, что девочки за ней еле успевают. И конечно, у них так хорошо не выходит, как у мамы. Но все-таки они стараются. Белочка даже на коленки встала, чтобы удобнее было.
Мама ей говорит:
Белочка, ты бы еще на живот легла. Если ты будешь так пачкаться, то нам придется потом и тебя в корыте стирать.
Потом говорит:
А ну, сбегай, пожалуйста, на кухню, посмотри, не кипит ли вода в бельевом баке.
Белочка говорит:
А как же узнать, кипит она или не кипит?
Мама говорит:
Если булькает - значит, кипит; если не булькает - значит, не вскипела еще.
Белочка на кухню сбегала, прибегает:
Мамочка, булькает, булькает!
Мама говорит:
Не мамочка булькает, а вода, наверно, булькает?
Тут мама из комнаты за чем-то вышла, Белочка Тамарочке и говорит:
Знаешь? А я апельсины видела!
Тамарочка говорит:
В сетке, в которой мясо висит. Знаешь, сколько? Целых три.
Тамарочка говорит:
Да. Будут нам теперь апельсины. Дожидайся.
Тут мама приходит и говорит:
А ну, поломойки, забирайте ведра и тряпки - идем на кухню белье стирать.
Девочки говорят:
По-настоящему?
Мама говорит:
Теперь вы все будете делать по-настоящему.
И девочки, вместе с мамой, по-настоящему стирали белье. Потом они его по-настоящему полоскали. По-настоящему выжимали. И по-настоящему вешали его на чердаке на веревках сушиться.
А когда они кончили работать и вернулись домой, мама накормила их обедом. И никогда еще в жизни они с таким удовольствием не ели, как в этот день. И суп ели, и кашу, и черный хлеб, посыпанный солью.
А когда они отобедали, мама принесла из кухни сетку и сказала:
Ну, а теперь вы, пожалуй, можете получить каждая по апельсину.
Девочки говорят:
А кому третий?
Мама говорит:
Ах вот как? Вы уже знаете, что и третий есть?
Девочки говорят:
А третий, мамочка, знаешь кому? Третий - самый большой - тебе.
Нет, доченьки, - сказала мама. - Спасибо. Мне хватит, пожалуй, и самого маленького. Ведь все-таки вы сегодня в два раза больше, чем я, работали. Не правда ли? И пол два раза мыли. И скатерть два раза стирали...
Белочка говорит:
Зато чернила только один раз пролили.
Мама говорит:
Ну, знаешь, если бы вы два раза чернила пролили, - я бы вас так наказала...
Белочка говорит:
Да, а ведь ты же не наказала все-таки?
Мама говорит:
Погодите, может быть, еще и накажу все-таки.
Но девочки видят: нет, уж теперь не накажет, если раньше не наказала.
Обняли они свою маму, крепко расцеловали ее, а потом подумали и выбрали ей - хоть не самый большой, а все-таки самый лучший апельсин.
И правильно сделали.
ПРИМЕЧАНИЯ
РАССКАЗЫ О БЕЛОЧКЕ И ТАМАРОЧКЕ
За несколько лет до войны Пантелеев жил на даче в Разливе под Ленинградом. Вместе с ним жила его маленькая племянница Ирина (героиня рассказа "Буква "ты""). Л.Пантелеев сочинял для нее всякие забавные истории о двух непослушных девочках. Потом записал их. В 1940 году вышла книга "Белочка и Тамарочка", в ней было три рассказа - "На море", "Испанские шапочки", "В лесу". В 1947 году Пантелеев написал еще один рассказ "Большая стирка", который вначале опубликовал в журнале "Мурзилка".
Писатель хорошо знает жизнь детей. Казалось бы, какие конфликты могут быть в пяти-шестилетнем возрасте? Между тем они бывают сплошь и рядом, и причиной их является недостаточный жизненный опыт ребят: им кажется, что они могут делать все, что делают взрослые, и с таким же успехом.
Белочке и Тамарочке - героиням Л.Пантелеева - тоже свойственна безграничная вера в свои возможности, потому и возникают у них недоразумения с мамой.
Нарушая ее запреты, девочки попадают в смешное положение ("На море"), им становится по-настоящему страшно ("В лесу"). Поплатились они и за свою неумелость ("Большая стирка"). Воспитывая своих героинь то смехом, то страхом, то настоящим трудом, Пантелеев помогает им освоить нормы поведения.
В "Рассказах о Белочке и Тамарочке" настоящая стихия детской жизни, точно наблюденные характеры и всепроникающий юмор. Причем события даны, как говорил А.Н.Толстой, "в масштабе и манере восприятия читателей", когда можно всерьез разгонять руками тучи или считать невероятным приключением встречу с теленком в лесу.
"Рассказы о Белочке и Тамарочке" многократно издавались в составе сборников и отдельно.
Белочка и Тамарочка стали героинями нескольких телевизионных фильмов. Существует и диафильм "Большая стирка".
С. 376. "Одинаковые синенькие испанские шапочки с красными кисточками". - Такие головные уборы, напоминающие пилотку, носили бойцы республиканской армии во время фашистского мятежа в Испании (1936-1939). Л.Пантелеев рассказывает о таком факте: в конце 1936 года в Ленинградской филармонии устраивали вечер-концерт в пользу испанских детей-сирот. Пантелеев предложил продавать на вечере пилотки с кисточками. Он достал фотографию, где были сняты бойцы-республиканцы, и несколько вечеров жены писателей шили эти шапочки. Советские дети вскоре стали носить такие пилотки в знак солидарности с патриотами Испании.
Г.Антонова, Е.Путилова
Один раз мама пошла на рынок за мясом. И девочки остались одни дома. Уходя, мама велела им хорошо себя вести, ничего не трогать, со спичками не играть, на подоконники не лазать, на лестницу не выходить, котёнка не мучить. И обещала им принести каждой по апельсину.
Девочки закрыли за мамой на цепочку дверь и думают: «Что же нам делать?» Думают: «Самое лучшее — сядем и будем рисовать». Достали свои тетрадки и цветные карандаши, сели за стол и рисуют. И всё больше апельсины рисуют. Их ведь, вы знаете, очень нетрудно рисовать: какую-нибудь картошину намазюкал, красным карандашом размалевал и — готово дело — апельсин.
Потом Тамарочке рисовать надоело, она говорит:
— Знаешь, давай лучше писать. Хочешь, я слово «апельсин» напишу?
—- Напиши, — говорит Белочка.
Подумала Тамарочка, голову чуть-чуть наклонила, карандаш послюнила и — готово дело — написала:
И Белочка тоже две или три буковки нацарапала, которые умела.
Потом Тамарочка говорит:
— А я не только карандашом, а я и чернилами писать умею. Не веришь? Хочешь, напишу?
Белочка говорит:
— А где ж ты чернила возьмёшь?
— А у папы на столе — сколько хочешь. Целая банка.
— Да, — говорит Белочка, — а ведь мама нам не позволила трогать на столе.
Тамарочка говорит:
— Подумаешь! Она про чернила ничего не говорила. Это ведь не спички — чернила-то.
И Тамарочка сбегала в папину комнату и принесла чернила и перо. И стала писать. А писать она хоть и умела, да не очень. Стала перо в бутылку окунать и опрокинула бутылку. И все чернила на скатерть вылились. А скатерть была чистая, белая, только что постланная.
Ахнули девочки.
Белочка даже чуть на пол со стула не упала.
— Ой, — говорит, — ой... ой... какое пятнище!..
А пятнище всё больше и больше делается, растёт и растёт. Чуть не на полскатерти кляксу поставили.
Белочка побледнела и говорит:
— Ой, Тамарочка, нам попадёт как!
А Тамарочка и сама знает, что попадёт. Она тоже стоит — чуть не плачет. Потом подумала, нос почесала и говорит:
— Знаешь, давай скажем, что это кошка чернила опрокинула!
Белочка говорит:
— Да, а ведь врать нехорошо, Тамарочка.
— Я и сама знаю, что нехорошо. А что же нам делать тогда?
Белочка говорит:
— Знаешь что? Давай лучше выстираем скатерть!
Тамарочке это даже понравилось. Она говорит:
— Давай. А только в чём же её стирать?
Белочка говорит:
— Давай, знаешь, в кукольной ванночке.
— Глупая. Разве скатерть в кукольную ванночку залезет? А ну, тащи сюда корыто!
— Настоящее?..
— Ну, конечно, настоящее.
Белочка испугалась. Говорит:
— Тамарочка, ведь мама же нам не позволила...
Тамарочка говорит:
— Она про корыто ничего не говорила. Корыто — это не спички. Давай, давай скорее...
Побежали девочки на кухню, сняли с гвоздя корыто, налили в него из-под крана воды и потащили в комнату. Табуретку принесли. Поставили корыто на табуретку.
Белочка устала — еле дышит.
А Тамарочка ей и отдохнуть не даёт.
— А ну, — говорит, — тащи скорей мыло!
Побежала Белочка. Приносит мыло.
— Синьку ещё надо. А ну — тащи синьку!
Побежала Белочка синьку искать. Нигде найти не может.
Прибегает:
— Нет синьки.
А Тамарочка уже со стола скатерть сняла и опускает её в воду. Страшно опускать — сухую-то скатерть в мокрую воду. Опустила всё-таки. Потом говорит:
— Не надо синьки.
Посмотрела Белочка, а вода в корыте — синяя-пресиняя.
Тамарочка говорит:
— Видишь, даже хорошо, что пятно поставили. Можно без синьки стирать.
Потом говорит:
— Ой, Белочка!
— Что? — говорит Белочка.
— Вода-то холодная.
— Ну и что?
— В холодной же воде бельё не стирают. В холодной только полощут.
Белочка говорит:
— Ну, ничего, давай тогда полоскать.
Испугалась Белочка: вдруг её Тамарочка ещё и воду заставит кипятить. Стала Тамарочка скатерть мылом намыливать. Потом стала тискать её, как полагается. А вода всё темней и темней делается.
Белочка говорит:
— Ну, наверно, уже можно выжимать.
— А ну, давай посмотрим, — говорит Тамарочка.
Вытащили девочки из корыта скатерть. А на скатерти только два маленьких белых пятнышка. А вся скатерть — синяя.
— Ой, — говорит Тамарочка. — Надо воду менять. Тащи скорей чистой воды.
Белочка говорит:
— Нет, теперь ты тащи. Я тоже хочу постирать.
Тамарочка говорит:
— Ещё что! Я пятно поставила, я и стирать буду.
Белочка говорит:
— Нет, теперь я буду.
— Нет, не будешь!
— Нет, буду!
Заплакала Белочка и двумя руками вцепилась в корыто. А Тамарочка за другой конец ухватилась. И корыто у них закачалось, как люлька или качели.
— Уйди лучше! — закричала Тамарочка. — Уйди, честное слово, а не то я в тебя сейчас водой брызну.
Белочка, наверно, испугалась, что она и на самом деле брызнет, — отскочила, корыто выпустила, а Тамарочка его в это время как дёрнет — оно кувырком, с табуретки — и на пол. И конечно, вода из него тоже на пол. И потекла во все стороны.
Вот тут-то уж девочки испугались по- настоящему.
Белочка от страха даже плакать перестала.
А вода уж по всей комнате — под стол, и под шкаф, и под рояль, и под стулья, и под диван, и под этажерку, и куда только можно течёт. Даже в соседнюю комнату маленькие ручейки побежали.
Очухались девочки, забегали, засуетились:
— Ой! Ой! Ой!..
А в соседней комнате в это время спал на полу котёнок Пушок. Он как увидел, что под него вода течёт, — как вскочит, как замяучит и давай, как сумасшедший, по всей квартире носиться.
— Мяу! Мяу! Мяу!
Девочки бегают, и котёнок бегает. Девочки кричат, и котёнок кричит. Девочки не знают, что делать, и котёнок тоже не знает, что делать.
Тамарочка на табуретку влезла и кричит:
— Белочка! Лезь на стул! Скорее! Ты же промочишься.
А Белочка так испугалась, что и на стул забраться не может. Стоит, как цыплёнок, съёжилась и только знай себе головой качает:
— Ой! Ой! Ой!
И вдруг слышат девочки — звонок.
Тамарочка побледнела и говорит:
— Мама идёт.
А Белочка и сама слышит. Она ещё больше съёжилась, на Тамарочку посмотрела и говорит:
— Ну вот, сейчас будет нам...
А в прихожей ещё раз:
И ещё раз:
«Дзинь! Дзинь!»
Тамарочка говорит:
— Белочка, милая, открой, пожалуйста.
— Да, спасибо, — говорит Белочка. — Почему это я должна?
— Ну, Белочка, ну, милая, ну ты же всё-таки ближе стоишь. Я же на табуретке, а ты на полу всё-таки.
Белочка говорит:
— Я тоже могу на стул залезть.
Тогда Тамарочка видит, что всё равно надо идти открывать, с табуретки спрыгнула и говорит:
— Знаешь что? Давай скажем, что это кошка корыто опрокинула!
Белочка говорит:
— Нет, лучше, знаешь, давай пол поскорее вытрем!
Тамарочка подумала и говорит:
— А что ж... Давай попробуем. Может быть, мама и не заметит...
И вот опять забегали девочки. Тамарочка мокрую скатерть схватила и давай ею по полу елозить. А Белочка за ней, как хвостик, носится, суетится и только знай себе:
— Ой! Ой! Ой!
Тамарочка ей говорит:
— Ты лучше не ойкай, а лучше тащи скорей корыто на кухню.
Белочка, бедная, корыто поволокла. А Тамарочка ей:
— И мыло возьми заодно.
— А где оно — мыло?
— Что ты — не видишь? Вон оно под роялем плавает.
А звонок опять:
«Дз-з-зинь!..»
— Ну что ж, — говорит Тамарочка. — Надо, пожалуй, идти. Я пойду открою, а ты, Белочка, поскорей дотирай пол. Как следует, смотри, чтобы ни одного пятнышка не осталось.
Белочка говорит:
— Тамарочка, а куда же скатерть потом? На стол?
— Глупая. Зачем её на стол? Пихай её — знаешь куда? Пихай её подальше под диван. Когда она высохнет, мы её выгладим и постелим.
И вот пошла Тамарочка открывать. Идти ей не хочется. Ноги у неё дрожат, руки дрожат. Остановилась она у двери, постояла, послушала, вздохнула и тоненьким голоском спрашивает:
— Мамочка, это ты?
Мама входит и говорит:
— Господи, что случилось?
Тамарочка говорит:
— Ничего не случилось.
— Так что же ты так долго?.. Я, наверно, двадцать минут звоню и стучу.
— А я не слышала, — говорит Тамарочка.
Мама говорит:
— Я уж бог знает что думала... Думала — воры забрались или вас волки съели.
— Нет, — говорит Тамарочка, — нас никто не съел.
Мама сетку с мясом на кухню снесла, потом возвращается и спрашивает:
— А где же Белочка?
Тамарочка говорит:
— Белочка? А Белочка... я не знаю, где-то там, кажется... в большой комнате... чего-то там делает, я не знаю...
Мама на Тамарочку с удивлением посмотрела и говорит:
— Послушай, Тамарочка, а почему у тебя такие руки грязные? И на лице какие-то пятна!
Тамарочка за нос себя потрогала и говорит:
— А это мы рисовали.
— Что же это вы — углем или грязью рисовали?
— Нет, — говорит Тамарочка, — мы карандашами рисовали.
А мама уж разделась и идёт в большую комнату. Входит и видит: вся мебель в комнате сдвинута, перевёрнута, не поймёшь, где стол, где стул, где диван, где этажерка... А под роялем на корточках ползает Белочка и что-то там делает и плачет во весь голос.
Мама в дверях остановилась и говорит:
— Белочка! Доченька! Что это ты там делаешь?
Белочка из-под рояля высунулась и говорит:
А сама она грязная-прегрязная, и лицо у неё грязное, и даже на носу тоже пятна.
Тамарочка ей ответить не дала. Говорит:
— А это мы хотели, мамочка, тебе помочь — пол вымыть.
Мама обрадовалась и говорит:
— Вот спасибо!..
Потом к Белочке подошла, наклонилась и спрашивает:
— А чем же это, интересно, моя дочка моет пол?
Посмотрела и за голову схватилась:
— О, господи! — говорит. — Вы только взгляните! Ведь она же носовым платком пол моет!
Тамарочка говорит:
— Фу, глупая какая!
А мама говорит:
— Да уж, это действительно называется — помогают мне.
А Белочка ещё громче заплакала под своим роялем и говорит:
— Неправда, мамочка. Мы вовсе и не помогаем тебе. Мы корыто опрокинули.
Мама на табуретку села и говорит:
— Этого ещё недоставало. Какое корыто?
Белочка говорит:
— Настоящее которое... Железное.
— А как же, интересно, оно попало сюда — корыто?
Белочка говорит:
— Мы скатерть стирали.
— Какую скатерть? Где она? Зачем же вы её стирали? Ведь она же чистая была, только вчера постлана.
— А мы на неё чернила нечаянно пролили.
— Ещё того не легче. Какие чернила? [де вы их взяли?
Белочка на Тамарочку посмотрела и говорит:
— Мы из папиной комнаты принесли.
— А кто вам позволил?
Девочки друг на дружку посмотрели и молчат.
Мама посидела, подумала, нахмурилась и говорит:
— Ну что же мне теперь с вами делать?
Девочки обе заплакали и говорят:
— Накажи нас.
Мама говорит:
— А вы очень хотите, чтобы я вас наказала?
Девочки говорят:
— Нет, не очень.
— А за что же, по-вашему, я должна вас наказать?
— А за то, что, наверное, мы пол мыли.
— Нет, — говорит мама, — за это я вас наказывать не буду.
— Ну, тогда за то, что бельё стирали.
— Нет, — говорит мама. — И за это я тоже наказывать вас не буду. И за то, что чернила пролили, — тоже не буду. И за то, что писали чернилами, — тоже не буду. А вот за то, что без спросу взяли из папиной комнаты чернильницу, — за это вас действительно наказать следует. Ведь если бы вы были послушные девочки и в папину комнату не полезли, вам бы не пришлось ни пол мыть, ни бельё стирать, ни корыто опрокидывать. А заодно и врать бы вам не пришлось. Ведь в самом деле, Тамарочка, разве ты не знаешь, почему у тебя нос грязный?
Тамарочка говорит:
— Знаю, конечно.
— Так почему же ты сразу не сказала?
Тамарочка говорит:
— Я побоялась.
— А вот это и плохо, — говорит мама. — Сумел набедокурить — сумей и ответить за свои грехи. Сделал ошибку — не убегай, поджав хвост, а исправь её.
— Мы и хотели исправить, — говорит Тамарочка.
— Хотели, да не сумели, — говорит мама.
Потом посмотрела и говорит:
— А где же, я не вижу, скатерть находится?
Белочка говорит:
— Она под диваном находится.
— А что она там делает — под диваном?
— Она там сохнет у нас.
Вытащила мама из-под дивана скатерть и опять на табуретку села.
— Господи! — говорит. — Боже ты мой! Такая миленькая скатерть была! И вы посмотрите, во что она превратилась. Ведь это же не скатерть, а половая тряпка какая-то.
Девочки ещё громче заплакали, а мама говорит:
—- Да, милые мои доченьки, наделали вы мне хлопот. Я устала, думала отдохнуть, — я только в будущую субботу собиралась большую стирку делать, а придётся, как видно, сейчас этим делом заняться. А ну, прачки-неудачки, снимайте платья!
Девочки испугались. Говорят:
— Зачем? А затем, что в чистых платьях бельё не стирают, полов не моют и вообще не работают. Надевайте свои халатики и — живо за мной на кухню...
Пока девочки переодевались, мама успела на кухне зажечь газ и поставила на плиту три больших кастрюли: в одной — вода, чтобы пол мыть, во второй — бельё кипятить, а в третьей, отдельно, — скатерть.
Девочки говорят:
— А почему ты её отдельно поставила? Она же ведь не виновата, что запачкалась.
Мама говорит:
— Да, она, конечно, не виновата, но всё-таки придётся её в одиночку стирать. А то у нас всё бельё синее станет. И вообще я думаю, что эту скатерть уже не отстираешь. Придётся, наверно, выкрасить её в синий цвет.
Девочки говорят:
— Ой, как красиво будет!
— Нет, — говорит мама, — я думаю, что это не очень красиво будет. Если бы это было действительно красиво, то, наверно, люди каждый бы день кляксы на скатерти ставили.
Потом говорит:
— Ну, хватит болтать, берите каждая по тряпке и идёмте пол мыть.
Девочки говорят:
— По-настоящему?
Мама говорит:
— А вы что думали? По-игрушечному вы уже вымыли, теперь давайте по- настоящему.
И вот девочки стали по-настоящему пол мыть.
Мама дала им каждой по уголку и говорит:
— Смотрите, как я мою, и вы тоже так мойте. Где вымыли, там по чистому не ходите... Луж на полу не оставляйте, а вытирайте досуха. А ну, раз-два — начали!..
Засучила мама рукава, подоткнула подол и пошла махать мокрой тряпкой. Да так ловко, так быстро, что девочки за ней еле успевают. И конечно, у них так хорошо не выходит, как у мамы. Но всё-таки они стараются. Белочка даже на коленки встала, чтобы удобнее было.
Мама ей говорит:
— Белочка, ты бы ещё на живот легла. Если ты будешь так пачкаться, то нам придётся потом и тебя в корыте стирать.
Потом говорит:
— А ну, сбегай, пожалуйста, на кухню, посмотри, не кипит ли вода в бельевом баке.
Белочка говорит:
— А как же узнать, кипит она или не кипит?
Мама говорит:
— Если булькает — значит, кипит; если не булькает — значит, не вскипела ещё.
Белочка на кухню сбегала, прибегает:
— Мамочка, булькает, булькает!
Мама говорит:
— Не мамочка булькает, а вода, наверно, булькает?
Тут мама из комнаты за чем-то вышла, Белочка Тамарочке и говорит:
— Знаешь? А я апельсины видела!
Тамарочка говорит:
— В сетке, в которой мясо висит. Знаешь сколько? Целых три.
Тамарочка говорит:
— Да. Будут нам теперь апельсины. Дожидайся.
Тут мама приходит и говорит:
— А ну, поломойки, забирайте вёдра и тряпки — идём на кухню бельё стирать.
Девочки говорят:
— По-настоящему?
Мама говорит:
— Теперь вы всё будете делать по- настоящему.
И девочки, вместе с мамой, по- настоящему стирали бельё. Потом они его по-настоящему полоскали. По-настоящему выжимали. И по-настоящему вешали его на чердаке на верёвках сушиться.
А когда они кончили работать и вернулись домой, мама накормила их обедом. И никогда ещё в жизни они с таким удовольствием не ели, как в этот день. И суп ели, и кашу, и чёрный хлеб, посыпанный солью.
А когда они отобедали, мама принесла из кухни сетку и сказала:
— Ну, а теперь вы, пожалуй, можете получить каждая по апельсину.
Девочки говорят:
— А кому третий?
Мама говорит:
— Ах, вот как? Вы уже знаете, что и третий есть?
Девочки говорят:
— А третий, мамочка, знаешь кому? Третий — самый большой — тебе.
— Нет, доченьки, — сказала мама. — Спасибо. Мне хватит, пожалуй, и самого маленького. Ведь всё-таки вы сегодня в два раза больше, чем я, работали. Не правда ли? И пол два раза мыли. И скатерть два раза стирали...
Белочка говорит:
— Зато чернила только один раз пролили.
Мама говорит:
— Ну, знаешь, если бы вы два раза чернила пролили, я бы вас так наказала...