Меню Рубрики

Общение детей в социальная сеть. Социальные сети для детей: от запретов к пониманию

Виртуальное общение стремительно вошло в жизнь людей. Социальные сети ежесекундно пополняют многомиллиардную аудиторию все новыми и новыми участниками, значительная часть которых - дети.

Первая часть статьи посвящена небольшому экскурсу в историю виртуального общения. Во второй части будут разобраны вопросы недопонимания, возникающие у родителей и детей, в заключение - рекомендации, связанные с тем, какую информацию о собственном ребенке можно получать, посещая регулярно его страничку.

Первая социальная сеть появилась в 1995 году в США. Об этом мало кто знал на постсоветском пространстве. Но к периоду 2000-2005 годов часть молодого поколения, освоив электронную почту, стало открывать для себя новый способ общения посредством социальных сетей. Оно манило своими безграничными возможностями.

Со временем аудитория расширялась. Ради такого способа общения огромное количество зрелых людей стало осваивать компьютер, чтобы сайт «Одноклассники» позволил им наконец «погостить» у своих друзей и вдоволь «наговориться».

В отличие от взрослых, детям не нужно было посещать специальные курсы с целью освоения компьютера. Они с легкостью маневрировали мышью, находя для себя игры. А в возрасте среднего школьника им не составляло труда присоединиться к группе продвинутых друзей в виртуальном мире.

С появлением смартфонов и планшетов круг пользователей социальных сетей еще с большей скоростью стал пополнять свои ряды.

К настоящему времени у большей части родителей сформировалось беспокойство, связанное с тем, что их дети много времени проводят в социальных сетях. По их мнению, виртуальное общение портит детей. Более того, - оно опасно!

С этим нельзя не согласиться, но принимать категоричные решения и в резкой форме запрещать - не самые лучшие способы защитить своего ребенка. Кроме обиды и психологической травмы эти методы ничего не принесут.

Вспомнился пример одной семьи. Мама случайно попала на страничку «ВКонтакте» своей 12-ти летней дочери. Прочитав переписку, в которой женщину ввели в шок нецензурная лексика и «взрослые» обсуждаемые темы, она удалила всех друзей и заблокировала аккаунт.

Девочка испытала огромный стресс и была доведена до истерики. На тот момент для ребенка эта страница была единственным «местом», где она могла быть самой собой. В результате мама, видя страдания ребенка, вымаливала у нее прощение и обещала, что поможет ей найти и восстановить все то, что было удалено.

А самое главное - женщина и забыла, что таким образом она хотела отучить свою дочь от нецензурной лексики. Вопрос: «Отучила ли она?» - остается открытым…

По этой причине взрослым людям стоит достаточно взвешенно подходить к своим решениям и хотя бы на некоторое время попробовать ощутить себя в позиции ребенка…

Проводя семинары с родителями, часто задаю вопрос: «Зачем Вы покупаете смартфоны детям?». Ответы в основном идентичные: «Хочется, чтобы чувствовал себя не хуже других», «У всех есть, значит, и у моего должен быть», «За хорошую учебу подарок получил».

Из самых добрых намерений родители дарят детям гаджеты и из этих же «добрых» намерений они могут их отнимать…

Практика показывает:

  1. Если у ребенка к 10-12 годам сформирован уровень ответственности за учебу и свои собственные поступки, то появление гаджета в его жизни не помешает ему.
  2. Если у ребенка, помимо занятий в школе, есть серьезное увлечение (спортом, музыкой, танцами, изобразительным искусством), то в разы снижен риск его зависимости от виртуального общения.
  3. Если ребенку комфортно дома, и нить доверия между ним и родителями имеется, то излишние откровения в социальных сетях исключены.

Ниже приведены выводы, полученные в результате изучения и анализа страниц подростков, зарегистрированных в популярной сети «ВКонтакте»:

  • 80% детей выражают свое душевное состояние в статусах, оставшиеся 20% выкладывают фото, участвуют в безобидных тестах и отмечают понравившиеся материалы;
  • 50% отмечают свое «семейное» положение: «в активном поиске», «есть друг», «влюблен (на)»;
  • нецензурная лексика в больших или малых масштабах присутствует у большинства.

В связи с этим, у родителей есть прекрасная возможность «быть в курсе» того, что происходит в жизни их детей. И для этого не нужно требовать пароль от странички. (Дети, которые старше 10 лет, обычно его не дают). Много информации есть в ленте, в статусах. А если еще «погостить» у «друзей», то немало полезного можно узнать об интересах своего ребенка.

Один нюанс: не стоит на повышенных эмоциях перевоспитывать свое чадо. Приводите примеры похожих ситуаций (чужих) и спрашивайте мнение ребенка. Он может смутиться. Размышляйте вместе: как по-другому можно было бы излагать свои мысли, и в каких случаях уместны откровения. Обсуждая проблемные темы подобным образом, можно постепенно направить ребенка в нужное русло.

Родители переживают и о том, как защитить детей от виртуального совращения. Это важный вопрос. И он регулируется в контексте тех разговоров, которые взрослые люди обязаны проводить с детьми, так как риск имеет место быть не только в виртуальном мире, но и в реальном. У детей должно быть сформировано верное понимание того, как вести себя с незнакомыми людьми и как соблюдать эту грань в социальных сетях.

С точки зрения науки, есть огромные минусы в том, что виртуальное общение будет доминировать над реальным:

  • 70% информации человек получает невербально.
    При виртуальном общении эта составляющая отсутствует. Мы собеседника не видим и не слышим. А значит, лишаем себя драгоценного опыта понимания того, какой человек перед нами.
  • Не формируется опыт живой реакции в общении.
    Переписка «позволяет» допускать паузы, думая, как бы «круто» ответить. Но в реальном общении это проявляется как отсутствие находчивости.
  • Практически все виртуальные действия не имеют необратимых процессов: комментарии удаляются, умершего героя в игре можно восстановить. У детей не формируется понимание, что их действия могут нести последствия. Именно поэтому они с легкостью используют ненормативную лексику и «позволяют» себе обижать других. К сожалению, такие модели поведения могут быть перенесены и в реальную жизнь.

В заключение хочется, чтобы взрослые поняли своих деток и задумались над вопросом: «Почему детям так хочется набрать как можно больше лайков за фото или за мысль?». Может, им не хватает одобрения и признания дома?..

А сколько раз мы наблюдали в лентах социальных сетей, как ребенок просит, чтобы ему поставили «Класс». Вспомните эти просящие поддержки глаза ребенка с надписью: «Если я наберу 10 000 классов - мне купят собаку» (или «разрешат обучаться игре на гитаре»). Выходит так, что родители «вынуждают» ребенка искать поддержку у десяти тысяч неизвестных ему взрослых людей, не замечая, что сами они эту поддержку ему не оказали…

Быть ближе к ребенку - важная составляющая гармоничных с ним отношений. А для этого, хотя бы иногда, необходимо спуститься с «высот» своего возраста и посмотреть на мир глазами этого любимого вами человечка.

Начался учебный год. Дети после уроков дома. Компьютер рядом. А в нем социальные сети – такие соблазнительные и такие опасные.

По статистике 66% мальчиков и 69% девочек являются ежедневными пользователями интернета. Из них 50% школьников пользуются интернетом с мобильных устройств.

По информации Фонда Развития Интернет по нашей стране 80% детей (с 10 лет) заходят в Интернет из тех мест, где родители их не контролируют. Каждый 6-ой ребенок проводит в сети больше суток в неделю. Несмотря на это, лишь треть родителей реально обеспокоена тем, какие страницы их чадо просматривает в Сети.

По данным «Лаборатории Касперского», самыми распространенными угрозами для детей в социальных сетях являются порнографический контент, педофилия и кибербуллинг - подростковый виртуальный террор. Общение в соцсетях также опасно мошенничеством, в том числе и от лица «друзей», и потенциальным пересечением с преступниками. На сегодняшний день опасными социальными сетями являются - Вконтакте (самая опасная), «Одноклассники», Интернет-магазины, сайты с порнографией и эротикой, веб-почта и нелегальный софт. Эти ресурсы могут нести опасность не только для психики ребенка, безопасности компьютера, но и для вашего кошелька.

О том, что социальные сети опасны для детей, написано и пишется не мало. У детей, выросших в социальных сетях, утрачиваются навыки межличностного общения, развивается синдром гиперактивности, отмечается подъем психотических проявлений, таких как бред, беспокойство, спутанность сознания, тревога, повышенная уязвимость, формируется ощущение безнаказанности, отсутствуют знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения и т.д. Часть информации, которую дети публикуют на своих страницах, может сделать их уязвимыми для фишинговых сообщений, киберугроз и интернет-похитителей.

Понятно, что нельзя полностью оградить ребенка от интернета, да это было бы неправильным. К тому же опасности настигнут ребенка лишь тогда, когда он будет в социальных сетях находиться больше, чем в реальном мире.

Что же делать? Вот несколько советов по защите детей от угроз социальных сетей, предложенных на сайте «Microsoft Центр безопасности»:

  • Поговорите с детьми об их опыте общения в социальных сетях . Дайте им понять, что вы вместе с ними постараетесь найти удачный выход из сложившейся ситуации, если она возникнет.
  • Установите собственные правила пользования Интернетом у вас дома. В них должно быть указано, могут ли дети использовать сайты социальных сетей и каким образом.
  • Проследите за тем, чтобы дети соблюдали возрастные ограничения на сайте. Не разрешайте пользоваться сайтами социальных сетей детям, не достигшим 13 — летнего возраста.
  • Научитесь пользоваться сайтом . Узнайте, существует ли на сайте контроль над публикуемым содержимым, установите его при необходимости, периодически просматривайте страницу вашего ребенка.
  • Настаивайте на том, чтобы дети никогда лично не встречались с тем, с кем они общались только по Интернету, и попросите их общаться только с теми, кого они знают лично. Иногда бывает недостаточно просто сказать детям, чтобы они не разговаривали с незнакомыми людьми.
  • Проследите за тем, чтобы ваши дети не указывали свои полные имена. Не разрешайте им публиковать полные имена своих друзей.
  • Опасайтесь наличия в профиле ребенка информации, по которой можно идентифицировать его личность . В противном случае, ваши дети могут подвергаться киберугрозам, атакам со стороны интернет-преступников, интернет-мошенников или краже личных данных. Будьте бдительны, если дети разглашают эту и другую информацию, которую можно использовать для их идентификации, например школьный талисман, рабочие места и название города проживания.
  • Посоветуйте выбрать сайт, который не столь широко используется. Некоторые сайты позволяют обеспечить защиту с помощью пароля или другими способами, чтобы ограничить круг посетителей, разрешив его только тем лицам, которых знает ребенок.
  • Следите за деталями на фотографиях . Попросите детей не публиковать фотографии себя или своих друзей, на которых имеются четко идентифицируемые данные, такие как названия улиц, государственные номера автомобилей или название школы на одежде, которые могут раскрывать много личной информации.
  • Предостерегите своего ребенка относительно выражения собственных эмоций перед незнакомцами. Объясните детям, что многое из публикуемого сможет прочесть любой пользователь, имеющий доступ в Интернет, а также, что похитители часто ищут эмоционально уязвимых детей.
  • Расскажите детям об интернет-угрозах . Если у них возникнет ощущение, что им угрожают через Интернет, то они должны немедленно сообщить об этом родителям, учителю или другому взрослому человеку, которому они доверяют.
  • Удаление страницы . Если ваши дети откажутся следовать установленным правилам, которые предназначены для их безопасности и вы безуспешно пытались их убедить следовать им, то вы можете обратиться на сайт социальной сети, который использует ваш ребенок, и попросить удалить его страницу. Можно также обратить внимание на средства фильтрации интернет-содержимого.

И ещё, как это ни банально, читайте с детьми книги, смотрите вместе фильмы, ходите в музеи, играйте в совместные игры, разговаривайте и объясняйте .

При подготовке были использованы материалы интернет-сайтов Microsoft Центр безопасности, http://www.securitylab.ru/news/440862.php, Растем в России, www.pa.org.ua, Аргументы и факты, статьи Татьяны Корякиной, Инны Каравановой, Журавлёва В. Н. и др.

05.04.2011 09:44 В отличие от поколения 80-90-х, у нынешних детей имеется огромная возможность общаться - это детские социальные сети, они позволяют учиться и развиваться в сети Интернет. Безусловно, они найдут в мировой сети много полезного, но встает вопрос о том, чтобы оградить их от негативной информации, которая может плохо отразиться на его воспитании, а возможно и на психике.

Первое, что обещают разработчики подобных сервисов, это жесткая модерация ресурса, в результате чего исключается вся ненужная информация со страниц сети. Родители могут быть спокойны за своих детей, так как, в таких социальных сетях они не смогут встретить вредные приложения, видеоролики или картинки. Здесь все безобидно и по-детски. Они общаются между собой, создавая клубы по интересам, в которых в основном весь смысл сводится к объединению любителей разнообразных мультфильмов, сериалов или фанатов звезд. Дети обмениваются фотографиями, музыкой и рассказами о своей семье, друзьях и домашних питомцах. Здесь же проводится множество конкурсов на поделки, рисунки и другие творческие творения.

Сайты проверены и разрешены для просмотра детям, категория сайтов 0+.

1. «Смешарики» Smeshariki.ru ориентирован на дошкольный возраст и начальные классы. Зарегистрировавшись здесь, дети получают возможность общения с любимыми героями мультфильма, получения от них различных советов и просмотра учебных видеороликов.

2. «Бибигон» Karusel-tv.ru создан для детей школьного возраста холдингом ВГТРК. Здесь, кроме общения и развития, дети могут принять участие в конкурсах с настоящими призами, играть в различные развлекательные и обучающие игры.

3. «Твиди» Tvidi.ru предназначен для подросткового возраста и отличается от других большим количеством контента и более взрослыми темами. В данной детской социальной сети подростки обсуждают свои проблемы, общаются на темы игр, моды, кино, образования

4. «Класснет» Сlassnet.ru – школьная социальная сеть создана для общения молодых людей с 1 по 9 класс. Здесь можно найти друзей обсудить школьную программу поучаствовать в школьном КВНе и проверить себя в интеллектуальными тестами.

5. «Страна друзей» Stranadruzey.ru – детская социальная сеть общего развития, всестороннее развитие ребёнка школа и домашние дела, важные поручения родителей и личное пространств, здесь можно обсудить всё и найти ответы на все подростковые вопросы.

6. «Лунтик» World.luntik.ru – сеть для самых маленьких детей от одного года! Здесь ребёнок может окунуться в мир сказочных героев российских и зарубежных мультиков и историй, а родители будут спокойно наблюдать, как осваивает мир и развивается их ребёнок.

7. «Минибанда» Minibanda.ru – сайт в первую очередь предназначен для общения родителей на разные детские темы и ведение дневника своего ребёнка. Основная цель сайта обмен опытом между родителями. А в этом помогут специальные углубленные разделы, где взрослые могут рассмотреть важные вопросы, связанные с детьми: беременность, здоровье детей, отдых, детское творчество и другое.

8. «Webkinz» Webkinz.com – детские виртуальные персонажи, с которыми можно играть на сайте, очень похожи на Тамагочи. Особенность сайта в том, что вы покупаете настоящую детскую игрушку в магазине с секретным кодом. Этот код является входом на сайт, где ваш ребёнок будет играть с виртуальным двойником игрушки.

9. «Maaam» Maaam.ru – социальный проект для мам и работников дошкольного образования. Методические разработки, простые советы как провести обучение и досуг самых маленьких с фото-отчётами и личными страницами вы найдёте на этом сайте.

Когда можно регистрировать детей в социальных сетях? И нужно ли вообще это делать? Какие опасности скрываются в ленте новостей, и существует ли необходимость отслеживать переписку ребенка? Эти и многие другие вопросы становятся для мам и пап ключевыми, когда речь заходит о создании аккаунта для ребенка в социальной сети.

Социальные сети и закон

Возможно, в ближайшее время вопрос решится однозначно и мнения психологов и педагогов на эту тему перестанут иметь серьезный вес, ведь еще в апреле 2017 года появились первые новости о том, что регистрация в социальных сетях будет осуществляться по паспорту. То есть человек, желающий создать страничку в социальной сети, должен будет при регистрации ввести паспортные данные. С такой инициативой выступил депутат Виталий Милонов. По его мнению, дети, не достигшие 14 лет, не должны иметь аккаунты в сети, а те, кому 14 лет уже исполнилось, обязаны будут не только сообщить свои паспортные данные, а также создать только одну страницу и указать на ней свое настоящее имя, а не псевдоним.

Толчком для таких серьезных изменений стало осознание, что социальные сети перестали быть исключительно развлекательной площадкой для обмена информацией. Они приобрели новый облик - стали местом для познавательных новостей, интересных событий, личных сообщений и даже опасных махинаций злоумышленников.

Необычные исследования

Не только депутаты обеспокоены актуальными вопросами, связанными с социальными сетями. Ученые из Германии провели исследование и выяснили, что аккаунты детей в «Facebook» и «Instagram» при грамотном подходе не несут никакого вреда. А зачастую даже бывают полезными.

В исследовании участвовали более 30 000 человек. И самым удивительным оказался тот факт, что социальные сети не влияют негативно на успеваемость. Наоборот, общение в интернете позволяет детям узнавать домашнее задание и сверять полученные ответы в заданных работах. Правда, немецкие ученые уточняют, что это работает, когда родители следят за временем, которое ребенок проводит в интернете и в курсе всего, что происходит в его аккаунтах.

Не к таким радужным результатам пришли японские нейробиологи. Профессор Рюта Кавашима заметил, что подростки, постоянно проводящие время в интернете, подвергают свое здоровье большому риску. Это связано с тем, что во время работы за компьютером или в процессе бездумного перелистывания ленты новостей работает очень маленькая часть мозга, а остальные участки выключены из работы. И восстановление этой работоспособности не происходит по щелчку пальцев вместе с выключением телефона, некоторые части мозга, например, лобные доли, еще долго находятся в неактивном состоянии.

Еще об одной современной проблеме, связанной с социальными сетями, заговорили нейрохирурги. Искривление позвоночника грозит всем любителям смартфонов, и даже размер дисплея не спасает от опасности. Врачи уверены, что регулярно вглядываясь в экран телефона, люди наклоняют голову примерно на 15 градусов, из-за этого нагрузка на шейные позвонки становится вдвое больше. Это, конечно, ведет к различным заболеваниям позвоночника и значительно усложняет жизнь в будущем.

Положительные стороны

«Instagram» - это не только площадка для выкладывания снимков. Социальная сеть давно покинула первоначальные рамки, теперь лента ресурса пестрит живописными пейзажами путешественников, которые готовы рассказать о чудесах света получше учителей географии; спортсменами, способными вдохновить на здоровый образ жизни любого и другими профессионалами своего дела, которые могут передать свой опыт желающим.

«Youtube» - ролики только на первый взгляд кажутся, как минимум, бесполезными и, как максимум, странными. На самом деле, многие блогеры так серьезно подходят к организации съемок, что тратят на это весь день. Для того, чтобы канал получился красивым, интересным и познавательным, им важно находить актуальные темы, органично смотреться в кадре, ясно и понятно излагать свои мысли, качественно снимать ролики и делать профессиональный монтаж. Мастерство отдельных блогеров достигло таких высот, что плоды их деятельности легко могут конкурировать с самыми лучшими СМИ.

В любой из социальных сетей возможны главные инструменты современности: самовыражение и продвижение. У пользователей есть все шансы не только стать активной аудиторией, но и самим вносить вклад в собственное развитие. Со страниц многих популярных блогов в реальную жизнь шагнули сотни бизнес-планов и творческих идей.

Регистрировать или нет?

И все-таки, несмотря на плюсы и минусы, стоит учесть, что есть своеобразная «золотая середина» для тех, кто хочет создать аккаунт в социальных сетях.

    Психологи советуют дождаться, когда ребенку исполнится 13-14 лет и зарегистрировать его в социальной сети. А до наступления этого возраста, примерно с 10 лет, необходимо знакомить детей с правилами общения в сети, с особенностями виртуального мира.

    Кстати, о виртуальном мире. Важно рассказать ребенку, что интернет - это целый мир, наполненный разными событиями, мнениями и факторами. В нем есть много положительного и негативного. Обо всех этих тонкостях будущего обладателя личной странички необходимо предупредить.

    Важно понять, с какой целью ребенок заводит аккаунт в любой из социальной сети и какие цели преследует. Также необходимо всегда иметь возможность для доверительного разговора на тему интернета и социальных ресурсов.

    Психологи советуют доброжелательно относиться к стремлениям ребенка и поддерживать его на всех этапах развития, даже если какой-то из этих этапов кажется непонятным. Страница в социальной сети - это практически обязательное условие для современного подростка. Понимание и дружелюбная атмосфера помогут не только сохранить отношения с ребенком, но и вовремя заметить возможную опасность в интернете. Гораздо сложнее приходится тем родителям, которые выбирают метод строгих запретов: как правило, их дети все равно создают странички в интернете, но втайне от взрослых.

Лидия Озерова

Плюсануть

У моей хорошей подруги есть дочка Вероничка. Ей совсем скоро исполнится 2 годика – тот самый нежный возраст, когда малышка познает мир и учится его понимать. Она бегает, играет, смеется, капризничает – это ее самые первые самостоятельные действия. Она реагирует на все: игрушки, прикосновения, знаки внимания. Но больше всего эмоций у нее вызывает телефон. И если раньше она еще была не особо привередливой, и пульт или игрушка ей могли заменить телефон, то сейчас она строго выбирает сенсорный смартфон, причем iPhone в приоритете. Сейчас она уже без проблем может не только разблокировать экран, но и залезть в интернет и найти интересную игру. Как? Не могу себе даже представить, как она это делает.

И если Вероника делает это не осознано, и телефон для нее – это просто игрушка, с яркой и реагирующей картинкой, то для более взрослых детей – это нечто другое. Для них это уже удобный инструмент для достижения различных целей — образования, развлечений, общения. И, конечно же, можно без сомнения сказать, что наибольшей популярностью у юзеров смартфона пользуются социальные сети. Хорошо ли это? Ну, или, наоборот, плохо? Я очень часто слышу мнение, что социальные сети для детей очень вредны, ведь они перестают общаться вживую, у них не развивается эмпатия. Но это ли самое страшное, что может случиться с ребенком в интернете?

Психологи в один голос твердят, что социальные сети – это вред для молодых мозгов, что дети еще не сформировались как личности и не могут адекватно оценивать свое поведение в интернете, не могут фильтровать информацию, которая к ним поступает. В социальных сетях у детей формируется «свой» мир, они зацикливаются на «своих» интересах, не умеют нормально общаться в реальном мире, хотя бы потому, что при общении в инете у них всегда есть время подумать над ответом, есть возможность от него уйти. Они не видят глаз, не слышат интонацию человека, не умеют искренне сопереживать. Они живут в другой реальности, общаются с «интересными» людьми. Там они сами другие, они становятся теми, кем бы хотели быть в реальности. Перенести Тот мир в offline очень сложно. И если вовремя ребенка оттуда не достать, то из маленького интернет-пользователя вырастет взрослый социопат. А если еще учесть 24-часовое сидение за компьютером и тыканье большим пальцем по экрану смартфона, то к социопатии можно добавить целый букет заболеваний – от плохого зрения до ортопедических проблем.

Сам я придерживаюсь другой точки зрения. Мы живем в такое время, когда миром владеет не тот, кто владеет информацией, а тот, кто умеет ее правильно находить. Интернет – это одновременно и кладезь различных сведений, и, конечно же, свалка информационного мусора. Именно поэтому, только умея пользоваться интернетом, социальными сетями, форумами и находить по-настоящему верные и правильные факты, ты становишься центром современного мира. В социальных сетях, и в интернете в целом, человек формируется как полноценная личность, он сам может выбирать ту информацию, которая ему интересна, которая ему нужна для развития. А для того, чтобы ребенок мог эту информацию правильно отбирать, нужно родительское внимание, чуткость и много любви. Важно не упустить момент, когда социальные сети из разряда «игр» перейдут в разряд «жизнь». Находясь с детства в центре информационных полей, ребенок готовит на будущее базу, которая поможет ему найти свое место в жизни: работу, увлечение, возможно, даже семью.

Но вот недавно я наткнулся на одну статью в «Новой газете» про группы в социальной сети, в которых детей склоняли к суициду. Это целая разветвленная сеть групп, в которых все устроено как квест, все до ужаса продумано. Нужно сначала пройти по куче ссылок, чтобы дойти до самой главной группы, а потом продвигаться по разным уровням, выполняя задания. Попадают в эту игру «на смерть» не все. За 50 дней, которые ребенку отводятся на прохождение всех уровней, отбираются самые достойные. Именно они потом и должны совершить суицид. Сомнительная награда, правда? Но на протяжении «отбора» ребенку настолько «пропахивают» мозг, меняют сознание, подменяют моральные ценности, что самоубийство становится для них целью, к которой они стремятся. Игры играми, но за полгода существования таких групп жизнь самоубийством покончили 130 школьников. Вот такая вот ерунда происходит иногда в социальных сетях. И вот это по-настоящему вызывает страх и опасения не только за сознание и развитие детей, но и за их жизнь.

Очень важно помнить, что длительное нахождения в социальных сетях несет вред здоровью, хотя бы потому, что из-за сидячего положения, в котором ребенок проводит долгое время, у него могут возникнуть: искривление и даже травмы позвоночника, из-за плохого обмена веществ может возникнуть ожирение и гормональные нарушения. В общем, болячек можно получить множество. Поэтому очень важно быть внимательным к вашему ребенку и с детства объяснять ему, как нужно сидеть и сколько времени можно проводить за компьютером.

Социальные сети уже стали неотъемлемой частью нашего мира. Сегодня нет человека, который бы не слышал про ВКонтакте, Facebook или Instagram. Не давать ребенку сидеть в социальных сетях — значит вырывать его из современного мира, а каждый родитель, конечно же, хочет, чтобы в будущем его ребенок стал успешным. Любое новое вызывает страх и негатив — во времена Гуттенберга, например, книга считалась главным злом. Время меняет очень многое. Страхи и риски сегодня, да и во все времена, есть повсюду, и от этого никуда не деться. Самое главное, чтобы дети были нужны своим родителям. Чтобы их волновали даже самые незначительные проблемы своих чад, чтобы они их любили, играли в игры, уделяли им время, замечали самые маленькие изменения в жизни деток. Создавали условия для развития ребенка, читали ему книги, ходили с ним в кружки, разговаривали на разные темы.

Я наблюдаю, как растет Вероника, как она общается с родителями, как они смотрят на нее и играют с ней в игры. И мне становится спокойно за ее будущее, как в реальном мире, так и в виртуальном. И я надеюсь, что общаться она будет одинаково спокойно и со сверстниками на улице, и с юзерами в социальных сетях, а зарегистрируется она там уже совсем скоро, в этом сомнений нет.