Меню Рубрики

Общая (фазная) структура речевой деятельности. Структура речевой деятельности Речевая деятельность ее структура и компоненты

Теория речевой деятельности Понятие о языке и речи. Виды и функции речи. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Задачи которые необходимо решить – раскрыть понятия речи речевой деятельности выявить структуру и основные виды речевой деятельности выяснить специфические особенности речевой деятельности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение ………………………………………………………………………………………..…3

  1. Понятие о языке и речи ………………………………………………………….5
    1. Виды и функции речи …………………………………………………………….8

2.1. Понятие речевой деятельности …………………………………………...…12

2.2. Виды речевой деятельности ……………………………………………….…13

2.3. Структура речевой деятельности …………………………………………....22

Заключение ………………………………………………………………………………………27

Список использованной литературы и источников …………………………………….…29

Введение

Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство.

Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка; речь подвижна, язык стабилен; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называют языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), называют речью.

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность - это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия).

Актуальность темы обусловлена тем, что задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно значимой для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

Тема моей курсовой работы «Язык, речь и речевая деятельность».

Цель данной работы - изучить понятия «язык и речь», «речевая деятельность», рассмотреть основные формы, виды, и структурные компоненты этого процесса.

Задачи , которые необходимо решить – раскрыть понятия речи, речевой деятельности, выявить структуру и основные виды речевой деятельности, выяснить специфические особенности речевой деятельности.

Объектом данного исследования является речь, как одна из форм деятельности человека.

Глава 1. Теория речевой деятельности

  1. Понятие о языке и речи.

Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним.

Язык - это система знаков, объективное, исторически сложившееся явление духовной жизни общества. Знаком принято называть «заместителей» других объектов. Кроме языка, естественной знаковой системы, существуют искусственные, например, сигналы светофора, нотное письмо, символические записи, используемые в математике (цифры и символы; +, -, =) и других науках. В отличие от этих искусственных систем, язык способен передавать сообщения любого, ничем не ограниченного содержания, то есть он универсален. Жестикуляция и мимика - системы невербального общения - придают звучащей речи лишь добавочные эмоциональные и смысловые оттенки 1 .

Язык служит средством общения, познания, хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое главное, коммуникативное, назначение.

Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Язык составляет основной признак, выделивший человека из мира живой природы и придавший духовному началу физическое обличье. Язык - это своего рода аналог человека. Как и человек, он соединяет в себе материю и дух.

История развития научных идей о природе речи и языка демонстрирует различные подходы к решению этих проблем. Вплоть до 20 века исследования речи было посвящено глобальным проблемами, обсуждению вопросов наиболее общего свойства: происхождению языка, его природе, связи с рациональной или эмоциональной стороной психики. В ХХ веке в области исследования речи появились темы конкретно-эмпирического характера.

В ХХ веке преобладала идея доминирующего значения среды и социума (общения, труда, коллектива) в развитии человеческого языка и развитии языка конкретного человека (в онто- и филогенезе языка). Эта идея получила опору в разработках лингвистов. Ярким примером лингвистических разработок служит теория Ф. де Соссюра о системности языка. Его подход положил начало новому направлению в науке о языке – структурализму. Он провел четкую грань между языком и речью. Согласно его теории язык – надындивидуальное, общее явление, социальное по своей природе. Речь состоит в использовании языка, она текуча, неустойчива, переменчива (Ф. де Соссюр, 1977). Язык – предмет изучения лингвистики, речь – психологии.

Ф. де Соссюр обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию – структуре, скрепленную отношениями, входящих в нее элементов. Элементами языковой структуры являются знаки. Каждый знак содержит в себе две стороны: означающую (например, звучащее слово) и означаемое (мысленное содержание, связанное с данным звучанием) 2 .

С идеей врожденности грамматических структур выступил Н.Хомский. В своей работе «Синтаксические структуры» (1957) он развил идею трансформационной, или генеративной грамматики. Ребенок усваивает грамматику на основе ограниченного доступного ему материала. В пределах своего языкового сообщества дети усваивают практически одинаковую грамматику, которая в большой степени не детерминирована речевым материалом окружения. Кроме того, Хомский обращает внимание на то, что практически каждое предложение, произносимое или понимаемое человеком, как правило, представляет собой новую комбинацию слов, не встречающуюся прежде в речевой практике общающихся людей. Поэтому речь не может быть набором выработанных реакций на поступающие раздражители, как утверждали бихевиористы. Мозг говорящего человека, развивает свою идею Хомский, должен содержать программу , обладающую способностью производить неограниченное число предложений из ограниченного числа слов. Эта программа, лежащая в основе конкретного языка, была им названа «универсальной грамматикой» .

Теория Н.Хомского позволяла, с одной стороны, объяснить поразительно быстрое усвоение родного языка маленьким ребенком, с другой – найти пути для понимания гибкости и продуктивности человеческого языка. Эмпирическим подтверждением положений Хомского принято считать исследования первых детских слов.

Однако даже эмпирически подкрепленная, эта теория подверглась серьезной критике. Одним из основных оппонентов Хомского был Ж.Пиаже.

Ж.Пиаже, полемизируя с Н.Хомским, высказал несколько возражений. Все его возражения базируются на многолетнем личном опыте работы в том направлении, которое он сам определяет как конструктивизм . С точки зрения конструктивистской позиции Ж.Пиаже, язык формируется на основе предшествующего интеллектуального развития младенца. Важнейшим на этом пути становился символическая, или семиотическая функция. Символическая функция возникает обычно на втором году жизни ребенка. В символической функции важную роль играет имитация, когда с помощью жестов передаются характеристики имитируемого предмета. Так, желая открыть коробку, ребенок открывает и закрывает свой рот.

В настоящее время, как продолжение теоретических дебатов Ж.Пиаже и Н.Хомского, наибольшее внимание в изучении языка и речи отводится проблеме речеязыковых способностей. Это направление находится еще в поре младенчества, но получены довольно интересные данные.

Так изучались речевые нарушения, передающиеся по наследству. Проводилось выявления специфических генов. Исследователи доказывали тезис, что генетические фактор оказывает большее влияние на лингвистические способности, чем средовый. В этих случаях дети начинают позднее говорить, испытывают трудности в артикулировании слов.

При всем многообразии теорий наука еще не готова с уверенностью ответить на вопрос, является ли язык и речь врожденными или приобретенными свойствами человека

Не смотря на схожесть смыслового подтекста понятий «язык» и «речь», они все же различны. По мнению В.А. Звегинцева, можно выделить следующие ряды наиболее существенных противопоставленных друг другу характеристик языка и речи:

1) речь характеризуется как индивидуальное явление, а язык - как надындивидуальное, общее;

2) речь есть психическое явление, а язык - социальное;

3) речь подвижна, динамична, а язык стремится к стабильности, статичности;

4) речь исторична, а язык «внеисторичен», ахроничен;

5) отношения между элементами речи складываются на основе причинной зависимости, а отношения между элементами языка - на основе функциональной зависимости;

6) речь вследствие свой отягчённости связями с психическими, историческими, социальными и прочими факторами не может быть описана строго формальным образом, язык же допускает приложение формальных правил;

7) язык подчинён лингвистическим закономерностям, он лингвистически «регулярен», а речь лингвистически нерегулярна, носит спорадический характер;

8) речи всегда свойственна материальность, язык же стремится предстать в виде абстрактной системы.

  1. Виды и функции речи

Функции речи. Обычно выделяют три основные функции речи, которые теснейшим образом связаны между собой 3 . Первая функция - осуществление процесса общения между людьми, ее еще называют коммуникативной функцией . Подвидами ее служат: информационная функция, с помощью которой происходит передача информации, сообщения. При общении человек может указывать другому на какое-либо предмет, явление, или высказывать свои суждения по какому-либо вопросу. Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях речь часто направлена на то, чтобы побудить собеседника к определенным действиям, поступкам, а также вызвать у него определенные мысли, чувства, желания. Такая функция речи носит название побудительной, или волеизъявительной.

Речь одного человека побуждает другого человека о чем-то задуматься, определенным образом отнестись к тому или иному событию, пережить чувства радости, сожаления и т.п. Побудительная сила речи определяется ее выразительностью, поэтому третьей разновидностью коммуникативной функции называют эмоцинально-выразительной. Успешность осуществления выразительной функции, в свою очередь, зависит от структуры построения предложений, от отбора слов (живости, образности языка, доступности для понимания), а также от невербальных средств (интонации, жестов, мимики, изменения позы и пр.).

Вторая функция речи заключается в том, что речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь становится таким средством благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления действия, качества и пр. В связи с чем, эту функцию называют сигнификативной , или семантической. Однако, роль речи в процессе мышления не ограничивается этой функцией. Человек, усваивая язык как общественно-фиксированную систему знаков, одновременно овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления. Тогда речь начинает выполнять функцию обобщения, так как с ее помощью у человека происходит создание собственных мыслей. Речь становится средством анализа, синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего, различают внешнюю речь и внутреннюю. Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак – доступность восприятию через слуховой или зрительный канал других людей.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Обычно о ней говорят, что это словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. Разворачивают подобно внешней речи внутреннюю речь только в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления 4 .

Устная и письменная речь. В зависимости от того, употребляется ли для внешней речи звуки или письменные знаки, различают устную (обычно звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями.

При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Получая мгновенную обратную связь, он может корректировать свою дальнейшую речь. В дополнение к собственно языковым средствам, человек может использовать внеязыковые (жесты, мимику, темп речи, паузы и т.п.), которые также влияют на степень понимания слушателями его речи.

Монолог и диалог (полилог). В зависимости от условий общения устная речь приобретает вид либо монологической, либо диалогической речи. Речь, в которой принимают участи больше, чем два человека носит название полилога. В диалоге (полилоге) люди говорят попеременно. В повседневном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрениями или возражениями. Поэтому говорят, что эта речь – поддерживающая, так как речь каждого участника диалога все время поддерживается вопросами, ответами, возражениями собеседников. Если такой поддержки нет, то речь либо превращается в монолог, либо вовсе прекращается.

Иногда диалог организуется специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ студента на вопрос преподавателя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем другие виды внешней речи; здесь не нужна предварительная подготовка, так как собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда «с полуслова», понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи - уметь выслушивать собеседника до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли 5 . Для диалогической речи характерно активное использование внеязыковых средств. Она ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих.

Монологическая речь предполагает, что говорит один человек, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения человека с высшим образованием занимает большое место и проявляется в самых разнообразных выступлениях: доклад, лекция, выступление на радио или телевидении и др. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность ее к слушателям.

Цель такой речи – достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связанного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования. Она требует от говорящего умения логически последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, быть плавной, непрерывной.

Особенности письменной речи. Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи.

Письменная речь, в отличие от устной речи, не имеет почти никаких дополнительных внеязыковых средств для лучшего изложения мыслей, как это бывает в устной речи. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, не может использовать ни жесты, ни мимику, ни интонацию, ни паузы. Можно воспользоваться только выделением элементов текста шрифтом, курсивом или абзацем. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Поэтому письменная речь должна быть особенно развернутой, как семантически, так и грамматически. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого материала.

С другой стороны, у письменной речи, по сравнению с устной речью, есть преимущество: написанное всегда можно перечитать, т.е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям. Поэтому в письменной речи не нужны, даже мешают излишне частые повторы одной и той же мысли, пусть и представленной в разной языковой оболочке. Тем более, что письменная речь, в отличие от устной, дает возможность тщательно работать над выражением мысли. Отсюда следует, что письменная речь занимает главенствующие позиции в процессе формирования общей речевой культуры человека 6 .

Глава 2. Структура и виды речевой деятельности

2.1 Понятие речевой деятельности

Фердинанд де Соссюр был одним из первых, кто задался целью создать общую теорию языка. Однако, прежде всего, надо было ответить на вопрос: что такое язык? Все явления, связанные с процессами говорения и слушания, Соссюр обозначил общим термином речевая деятельность (langage) . Речевая деятельность исключительно многообразна и соприкасается с рядом областей: физикой, физиологией, психологией.

По мнению А. А. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности, не соотносимый непосредственно с «классическими» видами деятельности, например с трудом или игрой. Речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого» 7 .

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

Во-первых, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание — это высказывание, так или иначе регулирующее поведение другого человека. Но это означает, что деятельность можно считать законченной лишь в том случае, когда такое регулирование окажется успешным. Например, я прошу у соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности, если брать ее как целое, не завершен: цель будет достигнута лишь в том случае, если сосед действительно передаст мне хлеб. Таким образом, говоря далее о речевой деятельности, мы не совсем точны: для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками. Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.

Речевая деятельность определяется ведущим отечественным специалистом по психолингвистике А. А. Леонтьевым как процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности 8 . По мнению А.А Леонтьева (разделяемому далеко не всеми отечественными психолингвистами), речевая деятельность – это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с «классическими» видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой. Она – в форме отдельных речевых действий – обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого 9 . Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность.

Из сказанного со всей очевидностью следует, что речевая деятельность имеет два основных варианта своего осуществления (иначе, реализации, воплощения). Первый – процесс речевой коммуникации (речевого общения), на который приходится примерно две трети всего «пласта» речевой деятельности; второй – индивидуальная речемыслительная деятельность, реализуемая посредством внутренней речи.

2.2. Виды речевой деятельности

Понятие видов речевой деятельности пришло в методику преподавания родного языка из методики преподавания иностранного языка. Оно принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе.

В сущности, это - понятие как методическое, так и психологическое. Ведь обучение чтению, письму и письменной речи, устной речи - это, по сути, формирование специфических речевых навыков и основанных на них речевых или коммуникативно-речевых умений (имеется в виду применение навыков для решения различных конкретных, прежде всего коммуникативных, задач).

Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

На практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетенности, особенно при решении сложных коммуникативных задач. Так, недооценка работы по формированию фонематического слуха порождает множество ошибок в письме.

«Мыслит не мышление, мыслит человек», - писал в одной из своих работ великий психолог Л.С. Выготский 10 . Так же точно пишет не рука, говорит не язык, слушает не ухо. Человек как целостный субъект психической деятельности, как личность использует свои речевые (в широком смысле) навыки и умения в жизни для решения встающих перед ним проблем. И быть, скажем, грамотным нужно не столько для того, чтобы получить аттестат зрелости, сколько для того, чтобы стать полноценным человеком среди других людей, реализоваться полностью.

К основным видам речевой деятельности относятся:

  • говорение (устное выражение мысли);
  • слушание (восприятие речи на слух и ее понимание);
  • письмо (графическое, письменное выражение мысли);
  • чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются:

  1. Отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек.
    1. Получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек.
    2. Сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения.

Теперь рассмотрим каждый из видов речевой деятельности отдельно:

  1. Говорение. Обучение общению в старших классах строится с ориентацией на аутентичные (или приближенные к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения на межличностном и межкультурном уровнях.

Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, т.е. приобретать новые знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления, пытаясь дать полученной из книг и газет информации собственную оценку, читать художественную литературу, для того чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

  1. Чтение. Как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность. Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить, с какой целью данный текст может быть использован:
  • для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение );
  • для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение );
  • для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение ).

Аутентичный текст рассматривается как основа личностно-ориентированного общения. Это означает, что с помощью взаимосвязанных упражнений обеспечивается постепенный переход от опосредованного общения (с опорой на текст) к непосредственному общению (активное использование языковых и речевых средств в ситуациях общения) 11 .

К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся следующие:

Рецептивные умения :

  • Предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы.
  • Понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации.
  • Понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные лексические единицы и языковые средства.
  • Извлекать из прочитанного нужный факт или событие.
  • Прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением в парной или групповой работе.

Репродуктивные умения :

  • Воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы.
  • Делить текст на смысловые части, выделять в них главное.
  • Сокращать текст за счет устранения второстепенной информации для последующей передачи его содержания в форме диалога или монолога.
  • Конструировать диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста.
  • Составлять реферат, записывать тезисы.

Репродуктивно-продуктивные умения :

  • Раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст.
  • Составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана.
  • Передавать содержание текста от имени автора, 3-го лица, от себя лично.
  • Реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе.
  • Обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей повседневной жизни.

Продуктивные умения:

  • Использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения.
  • На основе текста писать реферат или небольшой доклад для выступления в классе.
  • Участвовать в проектной работе по известной теме.

Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:

  1. фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
  2. движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
  3. поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

Типичными недостатками чтения являются :

  • Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.
  • Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.
  • Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.
  • Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.
  • Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.
  • Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.

Мысли формируются в языковых формах, выраженных вслух или письменно. Различия между устной речью и письменной определяются способом кодирования (в устной речи – это акустический код, в письменной – графический), выразительными возможностями, частотой употребления в реальной жизни.

  1. Письмо. Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе.

Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала.

Учащиеся должны уметь:

1. Выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию.

2. Делать нужные записи для последующего обсуждения проблемы.

3. Составлять и заполнять анкету.

4. Отвечать на вопросы анкеты, текста.

5. Писать заявление о приеме на работу.

6. Писать краткую или развернутую автобиографию.

7. Писать деловое письмо, употребляя нужную форму речевого этикета.

8. Писать письмо личного характера с использованием правил речевого этикета носителей языка.

Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь) 12 . Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

4. Слушание. Это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.

Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.

Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков слушания :

  • бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;
  • обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;
  • узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы:

Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?

Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника. Полезным может оказаться:

  • Получение информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности, однако полезную для себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и бытовых разговоров.
  • Развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных разговорах и в слушании некоторых телепередач.
  • Воодушевление. Часто человек слушает не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека.
  • Анализ фактов и идей. Необходим для более полного восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний.
  • Улучшение собственной речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.

Факторами эффективного слушания являются :

  • Отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора.
  • Интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия.
  • Мотивация слушателей. Внимание слушателей усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека. Такими мотивами являются самосохранение, интерес к собственности, желание расширить влияние, забота о репутации, привязанности, сентиментальность, вкус.
  • Эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его отношения к оратору, его возражений по поводу утверждений оратора.

Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:

1) умение концентрироваться;

2) умение анализировать содержание;

3) умение слушать критически;

4) умение конспектировать.

Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы:

  • Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.
  • Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.
  • Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет её развивать.
  • Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
  • Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста.

Умение анализировать опирается на следующие приёмы:

  • определение цели речи;
  • определение композиции речи;
  • определение главной темы речи;
  • определение главных идей оратора;
  • определение форм аргументации;
  • определение форм резюмирования и заключительных выводов.

Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия:

  • Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором, откладывать решение до получения дальнейших сведений, подвергать сомнению слова оратора.
  • Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.
  • Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи.
  • Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления. При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов:
  • Используйте короткие предложения и абзацы. Записывайте только важные положения и фактический материал. Используйте сокращения и символы. Делайте разборчивые записи. Подчёркивайте важные идеи. Периодически просматривайте записи.

2.3 Структура речевой деятельности

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, внутреннего программирования, реализации и контроля.

Ориентировка. Для реализации деятельности во внешнем плане необходимо наличие: Во-первых – ситуации, в которой будет осуществляться деятельность, а во-вторых, источника, побуждающего индивида к активности. Под ситуацией принято понимать совокупность условий, как речевых, так и неречевых, необходимых и достаточных для осуществления речевой деятельности.

Исследователи различают предметную и речевую ситуацию. В первой отражен фрагмент действительности в виде уже заданной информации, во второй описывается сложившаяся обстановка общения, поэтому участниками предметной ситуации являются предметы и явления, изображенные в тексте. Участниками речевой ситуации являются – люди, коммуниканты. В учебном процессе речевая ситуация создается искусственно, поэтому одна из важных задач учителя приблизить процесс речетворческтва к естественным жизненным условиям 13 . Благодаря стилистике в процессе обучения создается речевая ситуация, когда учащиеся отвечают на вопросы: где, для кого, и с какой целью продуцируется ими текст. Источником побуждения индивида к активности являются человеческие потребности. Как только предмет будет осознан индивидом потребность перерастает в мотив. Затем меняется характер деятельности: от инстинктивной, импульсивной к последовательной, направленной.

На этапе ориентировки необходимо:

  • Правильно оценить коммуникацию, чтобы в дальнейшем правильно подобрать адекватные средства общения.
  • Осознать мотив речетворчества.
  • Определить цель порождения высказывания, т.е. ответить на вопрос: зачем я это буду говорить?

В целом на этапе ориентировки учащийся знает, о чем он будет говорить, но еще не знает, как он будет это делать.

Следовательно, первый этап речевой деятельности характеризуется не столько лингвистическим фактором, сколько социальным, так как возникновение речевой деятельности, прежде всего, обусловлена возникновением речевой ситуации, в соответствии с которой уже определяется и мотив, и цель созданием текста 14 .

Планирование. На этом этапе актуализируется механизм «упрежденного синтеза». В соответствии с этим, Жинкин отмечал, что коммуникант при планировании своего текста выполняет 2 базовые операции: операцию выбора слов и операцию размещения слов, т.е. коммуникант отбирает ключевые слова и их синтезирует, располагает в определенной последовательности. Реализация этого этапа зависит от сформированности у человека внутренне речи, т.к. программа действия по созданию текста представлена во внутренней речи коммуниканта.

Планирование занимает важное место в структуре речевой деятельности. Скованность коммуниканта в изложении ведет к появлению текстовых недочетов и ошибок, связанных с неумением отобрать ключевые слова, их систематизировать и упорядочить при планировании.

Внешняя реализация. Деятельность понятие сложное и многоуровневое. В ее составе обязательно наличие внутреннего и внешнего плана, которые соотносится между собой, и дополняют друг друга. При отсутствии одного из них деятельность существовать не может.

На этом этапе текст подвергается лексико-грамматической оформленности, т.е. мысль передается в виде лексической и грамматической сочетаемости слов. Третий этап основывается на лингвистических знаниях коммуниканта.

Контроль. Результат речевой деятельности сверяется с целью, определяется в соответствии с ситуацией и если возникает коммуникативные неудачи, то коммуникант снова проходит все этапы речевой деятельности. Для того чтобы текст был адекватно-воспринят, необходимо, чтобы реципиент настроился на ту же волну, что и автор. На этом этапе могут проверяться ошибки: соответствует ли текст речевой ситуации; раскрывает ли предмет речи, спланирована ли последовательность текста, адекватна и целесообразно подобраны языковые средства, правильно ли построены предложения, нет ли избыточных предложений – все это осуществляет этап контроля.

В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

По мнению О.Я. Гойхмана и Надеина Т.М., исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация , то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Как примеры речевых ситуаций можно рассмотреть: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. 15

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

1. Подготовка высказывания . На этом этапе происходит осознание мотива высказывания, целей, потребностей, осуществляется вероятное прогнозирование результатов речи на основе прошлого опыта и учета обстановки. Эти подготовительные решения протекают с большой скоростью почти на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания.

2. Структурирование высказывания . На этом этапе осуществляется выбор слов, их грамматическое оформление. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок. При этом в оперативной памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов.

3. Переход к внешней речи . На этом этапе осуществляется звуковое оформление высказывания. Это самый ответственный этап.

О результатах речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. по обратной связи.

Восприятие речи связано с пониманием замыслов, мотивов высказывания, а также с оценкой содержания высказывания, его идеи, позиции самого говорящего и т.п.

Понимание передаваемого сообщения зависит от целого комплекса факторов, включающих в себя явный и скрытый контексты высказывания. Явный контекст включает то, что подлежит как бы непосредственному наблюдению. Этот вид контекста делится на вербальный (словесный) и невербальный (жесты, поза, мимика). Скрытый контекст представляет собой ту часть коммуникации, которая не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки участников процесса общения, их личностные характеристики, среди которых можно отметить уровень образования, возраст, характер, принадлежность к определенной группе и др. В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Таким, образом, для того чтобы речевое действие состоялось, речь должна пройти несколько этапов: ориентировку, планирование, этап внешней реализации, и контроля. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. А именно: для ориентировки характерно возникновение речевой ситуации, в соответствии с которой определяется мотив и цель создания текста. Реализация этапа планирования зависит от сформированности у человека внутренней речи. Третий этап – внешняя реализация основывается на лингвистических знаниях коммуниканта. А уже на этапе контроля проверяются ошибки.

Заключение

В заключении следует отметить, что необходимо различать два тесно связанных понятия - язык и речь.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.

Человеческая речь – это уникальный продукт эволюции, исторически сложившаяся форма общения людей, с помощью которой мы растем, развиваемся, достигаем пика своих умственных способностей. Это именно то, что отличает человека от животного.

Мало кто из нас задумывается над вопросом зачем нужна речь, считая, что это что-то из разряда само собой разумеющееся.

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Под речевой деятельностью понимается речь как процесс.

Особенность речевой деятельности состоит в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент. По данным исследователей, человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности. Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, брокер, менеджер, продавец, выполняя свою основную работу, вынуждены что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Необходимо также добавить, что речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Общение и общество – родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение, как и общество, восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть;

– общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации;

– общая тема разговора;

– общий язык, с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

Речь, как форма общения посредством упорядоченных языковых конструкций, предполагает не только формулирование мыслей, но и восприятие и понимание этих конструкций. Со временем из коротких отрывистых фраз древнего человека сложилась красивая речь, породившая целое направление искусства – литературу.

Речевая деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволяет человеку достичь высокого уровня цивилизации.

Без речи человечесвто никогда не смогло бы достичь существующего уровня развития культуры и науки, подняться над животным миром и осознать себя как результат эволюции.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.

Таким образом, речь – это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Список использованной литературы и источников

  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., переработанное и дополненное. Москва: Логос, 2012.
  2. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация. М.: Инфра-М , 2008
  3. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности психологов. М.: Астрель, 2007.
  4. Коренькова Е.В., Пушкарева Н.В. Русский язык и культура речи. Издательство: Проспект , 2010.
  5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Учебник, М., 2010
  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб.,2003
  7. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1985.
  8. Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи. Владивосток: Издательство ДВГУ, 2005.

1 Коренькова Е.В., Пушкарева Н.В. Русский язык и культура речи. Издательство: Проспект, 2010 г.

2 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6-е изд., переработанное и дополненное. Москва: Логос, 2012

3 Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., 1976

4 Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М., 1986

5 Психология делового общения. Кукушин В.С. Учеб. Пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов- на-Дону, 2003

6 Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004.

8 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

9 Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003

10 Клюев Е.В.Речевая коммуникация. М.: Рипол Классик, 2012

11 Львов М.Р. Основы теории речи. Мю: ИЦ «Академия», 2012

12 Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., 1976

13 Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности психологов. М.: Астрель, 2007

14 Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 2004

15 Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М.,1997

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14501. Структура говорения как вида речевой деятельности. Содержание обучения говорению. Виды опор при обучении говорению 13.07 KB
Методологич компонент: формир общеучебных навыков и умений вести тетрадь работать с учебником развитие умений самостоятельной работы умение пользоваться словарями справочниками умение создавать опоры умение пользоваться современными техническими и мультимедийными средствами. Опоры используемые при обучении говорению. Различают по способу вызова ассоциаций: словесные и изобразительные опоры. Опоры Содержательные словесные вербальные изобразительные Текст зрительно Текст аудитивно Микротекст зрительно Микротекст...
14503. Чтение как вид речевой деятельности. Требования программы. Проблема классификации видов чтения. Обучение различным видам чтения 16.12 KB
Проблема классификации видов чтения. Обучение различным видам чтения. в памяти учся нет прочных слухомоторных образов лингвистического материала; необходимость овладения системой грамматических знаков отличающейся от родного языка то есть это трудности овладения техникой чтения вслух. Это явпяется обязательной предпосылкой для формирования чтения про себя.
3401. Внутриорганизационная структура коммерческой компании: сущность и виды 304.27 KB
Поскольку фирма должна осуществлять множество действий, а все они носят различный характер, постольку внутри фирмы также используется принцип разделения труда, на основе чего устанавливается специализация работников и их группирование по однородности выполняемых ими функций
12606. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в развития речевой деятельности на коррекционных занятиях «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в младших классах специальной (коррекци 1.76 MB
Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной жизни: обучение чтению, счету, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки. Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты.
8883. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Виды простых суждений и их структура 42.17 KB
СУЖДЕНИЕ Основные вопросы: Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Ключевые термины и понятия СУЖДЕНИЕ – форма мышления или мысль в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его свойством отношение между предметами или существование предмета. В языке суждение как правило выражается повествовательным предложением.
334. Структура и формы деятельности местных органов 22.47 KB
Некоторые крупные города могут совмещать в себе как региональный так и низовой уровень управления. Под муниципалитетом обычно понимают общину управление которой построено на началах местного самоуправления и которая обладает статусом юридического лица. Для государств с континентальной моделью местного управления типична единообразная система управления на низовом уровне. У городских и сельских коммун одинаковая система управления и одинаковые права.
14505. Письмо как вид речевой деятельности. Особенности обучения письму и письменной речи. Требования программы. Упражнения для обучения письму и письменной речи 10.69 KB
Упражнения для обучения письму и письменной речи. Упражнения: начертание букв буквосочетаний и слов по образцу в печатном И прописном; списывание с выполнением заданий подчеркнуть указанные графемы; группировка слов по определенным признакам долгий краткий согласный; конструирование слов из букв. Упражнения: копирование текста списывание с заданиями вставить недостающие буквы; орфографические игры кроссворды; диктанты слуховой зрительный Особенности обучению письменной речи: Обучение письменной речи осуществляется при помощи...
13746. Структура нормативных документов по организации аэропортовой деятельности 42.09 KB
Воздушный кодекс РФ определяет аэропорт как: комплекс зданий и сооружений включающий в себя аэродром аэровокзал другие сооружения предназначенные для приема и отправки воздушных судов обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование авиационный персонал и других работников. Авиационное предприятие юридическое лицо независимо от его формы собственности имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров багажа грузов почты и или выполнение...
21527. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СОСТЯЗАТЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 64.63 KB
Возбуждая уголовное дело, проводя предварительное следствие, определяя ход и направление расследования, следователь во многом предопределяет характер и содержание дальнейших уголовно-процессуальных правоотношений, в том числе, их субъектный состав. Являясь основным субъектом предварительного расследования, следователь не может не находиться в центре взаимодействия субъектов обвинения. В то же время, характер взаимодействия следователя с субъектами обвинения различен
20229. Виды деятельности в области туризма 1020.47 KB
Общество неоднородно, поэтому важным направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы или люди с низким культурным уровнем, каковы политические ориентации разных социальных групп, взаимоотношения между поколениями и т.д.

Речь – процесс передачи информации посредством языка. Язык – сложившаяся в общественной истории система знаков и правил их применения. Эта система знаков изучается лингвистикой.

Речь является психическим процессом. Как психический процесс она представляет собой процесс формулирования и передачи мыслей посредством языка. Она изучается психолингвистикой.

Речь как психическая деятельность имеет две формы проявления :

1) передача информации в общении (говорящий и слушающий или пишущий и читающий).

2) использование речи как средства мышления.

Основными видами речевых действий являются аудирование (слушание), говорение, письмо и чтение.

Аудирование – ведущий речевой процесс. В нем происходит формирование перцептивных эталонов, на основе которых человек различает звукокомплексы и соотносит с ними предметы, явления окружающего мира. Целью слушания является понимание речи, которое зависит от акустических и психолингвистических характеристиках речи.

К акустическим характеристикам относятся:

Интенсивность речи

Наличие помех

Наличие пропусков

Наличие искажений

Наличие незнакомых обозначений.

К психолингвистическим характеристикам относятся:

Знание языка, на котором звучит речь

Темп говорения

Позиция слушающего

Заинтересованность и внимательность.

Исследования показывают, что 80% людей слушают с большими потерями информации. Потери составляют от 70 до 80 %. Это говорит о том, что люди либо слушают без внимания, либо не хотят слушать. Поэтому рекомендуется овладеть приемами активного слушания. Овладение этими приемами особенно важно тем людям, для деятельности которых большое значение имеет речь.

Говорение – порождение речевого высказывания. Большое значение оно имеет в профессиях типа человек–человек. Говорение составляет 30% речевого времени. Речь характеризуется разнообразием, точностью, правильностью, логичностью, ситуационной уместностью, интонационной выразительностью.

Чтение – восприятие письменной речи. Оно позволяет усваивать различную информацию, необходимую человеку в различных сферах своей деятельности. Чтение является более поздним процессом по отношению к первому и второму видам речевой деятельности. Чтением владеют не все и не в одинаковой степени. Текст как объект чтения характеризуется легкостью понимания и усвоения, то есть читабельностью. Она зависит от длины слов, предложений, частоты встречаемости слов, степени абстрактности используемых слов. Длина предложения должна быть около 11 слов. Важной характеристикой чтения является скорость:

200 слов в минуту – это низкая скорость

250 – 300 слов в минуту – средняя скорость

300 – 450 слов в минуту – быстрая скорость

450 и более слов в минуту – сверхбыстрая скорость.

Письменная речь может быть эпистолярным, публицистическим, художественным и научным текстом. Художественный текст может иметь форму рассказа, фельетона, очерка, пьесы, поэмы, романа и т.п., научный текст – форму статьи, дипломной работы, диссертации, монографии. Научные тексты должны быть написаны в соответствии с определенными требованиями к ним. Для практической психологии особенно важны эпистолярные и художественные тексты. Анализ их содержания может быть ценным источником информации о личности автора. Ценную информацию о пишущем могут дать и графические особенности письма. С особенностями почерка связываются особенности психического состояния и личности пишущего. Однако в наше время на смену ручке приходят технические устройства, и набор текста осуществляется с помощью клавиатуры, что делает невозможным графологический анализ письма.

Виды речи.

Речь человека бывает внешней и внутренней.

Внешняя речь – произносимая вслух речь, обращенная к другому человеку или к самому себе. Она чаще всего используется в общении с другими людьми.

Внутренняя речь – речь, произносимая для себя. Она выступает средством мышления и управления собственным поведением.

Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь включает в себя следующие виды речи.

1, В осклицание – не столько речь, сколько аффективная реакция, возникающая в ответ на неожиданные события. Возникает раньше всех и пропадает позже всех (дети, старики).

2. Д иалогическая речь – участвуют как минимум два человека. Может иметь две формы проявления:

Может представлять собой реакцию на получаемые от партнера сообщения (результат диалога непредсказуем).

Произвольно управляемый процесс общения, подчиненный определенному мотиву и определенной цели.

Общающиеся знают ситуацию общения.

Общающиеся могут использовать невербальные средства общения.

Последние два пункта определяют возможность грамматической неполноты в диалогической речи, так как смысл высказывания понятен общающимся из контекста и из невербальных сигналов.

3. М онологическая речь – представляет собой повествование одного человека на заданную тему. Ее основными особенностями являются наличие мотива высказывания и общего замысла у говорящего. Эти два обстоятельства определяют психологические особенности высказывания, которые состоят в следующем:

Высказывание – совокупность смысловых групп, объединенных общим замыслом.

Программа высказывания должна предотвращать отвлечение слушателей от повествования

В нем исключаются многократные повторения.

4. П исьменная речь – выступает в форме доклада, сообщения, повествования. Она является речью без реально присутствующего собеседника, хотя обращается к конкретному адресату. Должна учитывать особенности этого адресата. Мотив письменной речи определятся самим субъектом. Письменная речь не имеет невербальных средств выражения и происходит вне конкретной ситуации общения или деятельности. Поэтому в ней осуществляется полное использование грамматических средств.

Функции речи.

1. Сигнификативная функция заключается в том, что с помощью слова, речи обозначается что–либо – предмет, его свойства, состояния, функция и тому подобное. Общение возможно в том случае, когда общающиеся одинаково понимают значение одного и того же знака.

2. Интеллектуальная функция. Она заключается в том, что речь является средством мышления. Речь используется, прежде всего, в словесно–логическом мышлении. Однако и другие виды мышления предполагают использование речи. Действие этой функции выражается в умении точно описать ситуацию, компактно излагать свои мысли, быстро улавливать мысль партнера, предвосхищать развитие темы разговора.

3. Коммуникативная функция состоит в том, что речь является средством общения. Это основная функция речи. С помощью речи человек выражает свои мысли, чувства, волю, то есть делится информацией, побуждает партнера к определенным действиям, удерживает от нежелательных действий и делится с ним своим чувством.

4. Экспрессивная функция состоит в том, что в речи человек выражает свое отношение к сообщаемому содержанию, к своему партнеру, а также выражает свое эмоциональное состояние. Эта функция самая ранняя и проявляется в первом крике ребенка и присутствует до смерти. Умение управлять экспрессивной функцией речи является профессионально важным качеством в профессиях типа «человек – человек».

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, внутреннего программирования, реализации и контроля.

Ориентировка. Для реализации деятельности во внешнем плане необходимо наличие: Во-первых - ситуации, в которой будет осуществляться деятельность, а во-вторых, источника, побуждающего индивида к активности. Под ситуацией принято понимать совокупность условий, как речевых, так и неречевых, необходимых и достаточных для осуществления речевой деятельности. речь грамматический устный

Исследователи различают предметную и речевую ситуацию. В первой отражен фрагмент действительности в виде уже заданной информации, во второй описывается сложившаяся обстановка общения, поэтому участниками предметной ситуации являются предметы и явления, изображенные в тексте. Участниками речевой ситуации являются - люди, коммуниканты. В учебном процессе речевая ситуация создается искусственно, поэтому одна из важных задач учителя приблизить процесс речетворческтва к естественным жизненным условиям Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности психологов. М.: Астрель, 2007. Благодаря стилистике в процессе обучения создается речевая ситуация, когда учащиеся отвечают на вопросы: где, для кого, и с какой целью продуцируется ими текст. Источником побуждения индивида к активности являются человеческие потребности. Как только предмет будет осознан индивидом потребность перерастает в мотив. Затем меняется характер деятельности: от инстинктивной, импульсивной к последовательной, направленной.

На этапе ориентировки необходимо:

  • - Правильно оценить коммуникацию, чтобы в дальнейшем правильно подобрать адекватные средства общения.
  • - Осознать мотив речетворчества.
  • - Определить цель порождения высказывания, т.е. ответить на вопрос: зачем я это буду говорить?

В целом на этапе ориентировки учащийся знает, о чем он будет говорить, но еще не знает, как он будет это делать.

Следовательно, первый этап речевой деятельности характеризуется не столько лингвистическим фактором, сколько социальным, так как возникновение речевой деятельности, прежде всего, обусловлена возникновением речевой ситуации, в соответствии с которой уже определяется и мотив, и цель созданием текста Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 2004.

Планирование. На этом этапе актуализируется механизм «упрежденного синтеза». В соответствии с этим, Жинкин отмечал, что коммуникант при планировании своего текста выполняет 2 базовые операции: операцию выбора слов и операцию размещения слов, т.е. коммуникант отбирает ключевые слова и их синтезирует, располагает в определенной последовательности. Реализация этого этапа зависит от сформированности у человека внутренне речи, т.к. программа действия по созданию текста представлена во внутренней речи коммуниканта.

Планирование занимает важное место в структуре речевой деятельности. Скованность коммуниканта в изложении ведет к появлению текстовых недочетов и ошибок, связанных с неумением отобрать ключевые слова, их систематизировать и упорядочить при планировании.

Внешняя реализация. Деятельность понятие сложное и многоуровневое. В ее составе обязательно наличие внутреннего и внешнего плана, которые соотносится между собой, и дополняют друг друга. При отсутствии одного из них деятельность существовать не может.

На этом этапе текст подвергается лексико-грамматической оформленности, т.е. мысль передается в виде лексической и грамматической сочетаемости слов. Третий этап основывается на лингвистических знаниях коммуниканта.

Контроль. Результат речевой деятельности сверяется с целью, определяется в соответствии с ситуацией и если возникает коммуникативные неудачи, то коммуникант снова проходит все этапы речевой деятельности. Для того чтобы текст был адекватно-воспринят, необходимо, чтобы реципиент настроился на ту же волну, что и автор. На этом этапе могут проверяться ошибки: соответствует ли текст речевой ситуации; раскрывает ли предмет речи, спланирована ли последовательность текста, адекватна и целесообразно подобраны языковые средства, правильно ли построены предложения, нет ли избыточных предложений - все это осуществляет этап контроля.

В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

По мнению О.Я. Гойхмана и Надеина Т.М., исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация , то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Как примеры речевых ситуаций можно рассмотреть: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М.,1997

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

  • 1. Подготовка высказывания . На этом этапе происходит осознание мотива высказывания, целей, потребностей, осуществляется вероятное прогнозирование результатов речи на основе прошлого опыта и учета обстановки. Эти подготовительные решения протекают с большой скоростью почти на подсознательном уровне. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания.
  • 2. Структурирование высказывания . На этом этапе осуществляется выбор слов, их грамматическое оформление. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок. При этом в оперативной памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов.
  • 3. Переход к внешней речи . На этом этапе осуществляется звуковое оформление высказывания. Это самый ответственный этап.

О результатах речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т.е. по обратной связи.

Восприятие речи связано с пониманием замыслов, мотивов высказывания, а также с оценкой содержания высказывания, его идеи, позиции самого говорящего и т.п.

Понимание передаваемого сообщения зависит от целого комплекса факторов, включающих в себя явный и скрытый контексты высказывания. Явный контекст включает то, что подлежит как бы непосредственному наблюдению. Этот вид контекста делится на вербальный (словесный) и невербальный (жесты, поза, мимика). Скрытый контекст представляет собой ту часть коммуникации, которая не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки участников процесса общения, их личностные характеристики, среди которых можно отметить уровень образования, возраст, характер, принадлежность к определенной группе и др. В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Таким, образом, для того чтобы речевое действие состоялось, речь должна пройти несколько этапов: ориентировку, планирование, этап внешней реализации, и контроля. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. А именно: для ориентировки характерно возникновение речевой ситуации, в соответствии с которой определяется мотив и цель создания текста. Реализация этапа планирования зависит от сформированности у человека внутренней речи. Третий этап - внешняя реализация основывается на лингвистических знаниях коммуниканта. А уже на этапе контроля проверяются ошибки.

Который имеет социальную направленность. В ее ходе формирование и использования высказывание создается для достижения определенной цели (общения, влияния, оказания воздействия и прочее). Определение речевой деятельности давали многие ученые и лингвисты. Так, одним из примеров служит психолог Л. С. Выготский, который характеризует ее как процесс то есть ее обращения в словесную форму.

В целом, структура речевой деятельности такова: она состоит из речевых актов, основанных на подготовке и реализации высказывания, имеющего различный объем и смысловую нагрузку.

Однако психологи отмечают, что эта структура состоит из четырех уровней. Первый из них - это взаимодействие потребностей и желаний, а также мотивов, которые должны влиять на будущее высказывание. То есть ориентировочная, первая фаза направлена на определение условий проведения речевой деятельности, а также выделение ее предмета и использование необходимых средств. Второй уровень - планирование - предполагает выбор и организацию средств и способа ее проведения. Что касается третьей фазы, которая называется реализующей, она может быть внешне выраженной или же невыраженной. На четвертом уровне речевая деятельность контролируется, причем способы проведения этой операции проводятся по-разному. Например, во время слушания основной упор делается на цель и установку определенного его вида. Что касается говорения, здесь самоконтроль проводится в течение всего процесса.

Если рассматривать эти структурные элементы с точки зрения лингвистики, наибольшее распространение получила схема речевого акта, разработанная Р. О. Якобсоном. В ее состав входят четыре основных элемента:

1. Адресант (тот, кто говорит).

2. Адресат (тот, кто слушает).

3. Контекст (та ситуация, в рамках которой производится высказывание - официальная обстановка, урок, разговор друзей и прочее).

4. Суть передаваемой информации.

Речевая деятельность может быть двух видов: внешней и внутренней, причем эти две части существуют в постоянной зависимости и единстве. Так, что касается внутренней формы, она контролирует организацию, планирование и программирование всей речевой деятельности, а исполнительными элементами здесь выступают которые отвечают за ее реализацию (эмоции, потребности, мышление, память). Внутренняя форма характеризуется четырьмя этапами: мотивацией, формированием замысла, его реализацией, а также сопоставлением самого замысла с получившейся реализацией.

Речевая деятельность, как уже отмечалось, является биполярной, то есть ее реализация становится возможной при наличии двух субъектов. В случае односторонней формы выражения, когда существует только адресат или адресант, процесс не состоится. Если рассматривать такую ситуацию с точки зрения психолингвистики, тогда подобное возможно, если человек разговаривает сам с собой.

Заметим, что второй субъект - адресат, является не менее активным, чем первый. Психологи считают, что его речевая деятельность называется процессом «внутренней психической активности».

В целом, данный процесс считается интеллектуальным, потому что обусловлен его природой и предметом. Так, в роли последнего выступает мысленное отображение в сознании личности того или иного элемента окружающего бытия. Также среди характерных особенностей этого вида деятельности выделяют специфичность ее орудий, в роли которых выступают

Таким образом, становится ясным, что именно речевая деятельность считается главным между индивидами. Ее одновременно определяют как основное средство коммуникации.

Деятельностьвообще – этоспецифическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Поэтому деятельность определяется как сложная совокупность процессов, объединённых общей направленностью на достижение определённого результата, который и является объективным побудителем (мотивом) данной деятельности.

Под речевой деятельностью понимают такую деятельность человека, в ходе которой человек формирует речевое высказывание и использует его для достижения некоторой заранее поставленной коммуникативной цели. Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам, поэтому она стала специфическим объектом изучения в лингвистике, философии, психологии, психолингвистике, социологии, семиотике, физиологии речи.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю речь, понимая под внешней речью монолог и диалог, а под внутренней – фазу планирования речевого высказывания в практической и теоретической деятельности человека. Внутренняя речь формируется на основе внешней и реализуется в три этапа в трёх формах: 1) как внутреннее проговаривание, или как «речь про себя»; 2) как собственно внутренняя речь, или как средство мышления; 3) как формирование речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и структурно состоит из нескольких последовательных фаз – это ориентировка, внутреннее программирование (планирование), внешняя реализация и контроль.

На этапе ориентировки необходимо правильно оценить коммуникацию, чтобы в дальнейшем правильно подобрать адекватные средства общения. Кроме того, важно осознать мотив речетворчества и определить цель порождения высказывания. Первый этап речевой деятельности характеризуется не столько языковым фактором, сколько социальным, потому что возникновение речевой деятельности обусловлено созданием речевой ситуации, в соответствии с которой определяются и мотив, и цель высказывания.

На этапе планирования коммуникант выполняет две базовые операции: операцию выбора слов и операцию размещения слов. Реализация этого этапа зависит от сформированности у человека внутренней речи, так как программа действия по созданию текста представлена во внутренней речи человека.

На этапе внешней реализации текст подвергается лексико-грамматической оформленности, то есть мысль передаётся в виде лексической и грамматической сочетаемости слов. Третий этап основывается на лингвистических знаниях коммуниканта.

На этапе контроля результат речевой деятельности сверяется с целью, определяется в соответствии с ситуацией. Если возникают коммуникативные неудачи, то коммуникант заново проходит все этапы речевой деятельности. На этом этапе проверяются ошибки: соответствует ли текст данной речевой ситуации, раскрывает ли предмет речи, спланирована ли последовательность текста, адекватно и целесообразно ли подобраны языковые средства, правильно ли построены предложения.

Каждый из перечисленных этапов имеет свои особенности: для ориентировки характерно создание речевой ситуации, из которой вытекает мотив и цель построения речевого высказывания; успешность планирования зависит от сформированности у человека внутренней речи; внешняя реализация связана с лингвистической компетенцией коммуниканта; на этапе контроля проверяются ошибки.

Отмеченные особенности речевой деятельности указывают на то, что это сложнейший психолингвистический процесс, который может быть представлен и как активная (экспрессивная) речь, и как воспринимаемая (импрессивная) речь, а также как внешняя и внутренняя речь в виде письма, говорения, слушания и чтения.