Меню Рубрики

Научно-исследовательский проект на тему "Проблема чтения среди молодёжи". Социологическое исследование отношение молодежи к чтению Отношение студентов к чтению

В настоящее время в России отмечается тенденция снижения интереса к чтению. Изучение отношения молодежи к чтению и причин, непосредственно связанных с уменьшением числа читающего населения, помогут составить рекомендации, которые позволят российскому населению вновь занять достойную позицию в рейтинге самых читающих стран мира.

Цель: выявить отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению.

1. выявить оценку молодежи уровня развития литературы в обществе

А)начитанность людей

Б)современные писатели

2. получить факты о популярности/непопулярности основных жанров литературы и выявить причины сложившейся ситуации;

3. Насколько людям необходимо чтение?

А) Возникновение потребности в связи с профессиональной деятельностью

Б) В зависимости от интересов

А) получение новой информации

5. Выяснить, желает ли современная молодежь читать или чтение для них не является удовольствием;

Объект исследования: чтение как познавательная деятельность и хобби молодежи в возрасте от 16 до 24 лет.

Предмет исследования: отношение молодежи к чтению.

Проблема исследования: противоречие между людьми, считающими, что молодежь не относится должным образом к чтению и теми, кто полагает, что отношение молодежи к чтению является достойным.

Системный анализ объекта исследования.

Представим себе объект исследования молодежь в возрасте от 16 до 24 лет в виде системы переменных:

Факторы микросреды;

Факторы макросреды;

Особенности формирования молодежи как социальной группы;

Особенности развития молодежи как социальной группы;

Психологические особенности молодежи как социальной группы;

Особенности взаимодействия молодежи между собой внутри социальной группы;

Особенности взаимодействия молодежи между собой внутри социальной группы:

Роль отдельного индивида в социальной группе молодежь;

Значение особенностей характера каждого индивида для формирования социальной группы молодежь;

Лидерские качества индивида и их проявление в социальной группе молодежь;

Лидерские качества индивида и их проявление в социальной группе молодежь:

Лидерство с раннего детства (воспитание этих качества);

Качества человека, способного повести за собой остальных;

Признанный лидер, самопровозглашенный лидер;

Лидерство открывает перед тобой новые двери.

Гипотеза: отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению является скорее положительным, нежели отрицательным.

Интерпретация понятий. Теоретическая интерпретация.

Центральное понятие в исследовании: чтение.

Чтение - это один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и пониманием речи; способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом. Оно включает в себя два основных понятия: литература и информация.

Литература - это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. В очень упрощенном, обывательском понимании литература-это книги.

Информация - сведения о чем-либо, независимо от формы их представления,т.е. в нашем в случае это то, что содержится в литературе.

Более детальный анализ предмета исследования показывает, что необходимо рассмотреть спектр других понятий: виды чтения, жанры литературы, классификация информации.

Жанры литературы - это группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.

Комедия -- вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Лирическое стихотворение -- вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама -- вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Фентези -- поджанр фантастической литературы. Произведения этого поджанра написаны в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Сюжет обычно построен на магии, героических приключениях и путешествиях; в сюжете обычно присутствуют волшебные существа; действие происходит в сказочном мире, напоминающем Средневековье.

Очерк -- самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня -- самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Повесть -- средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Поэма -- вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Рассказ -- малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Роман -- большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия -- вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Утопия -- жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Эпопея -- произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Виды литературы выделяются как по содержанию текстов, так и по и предназначению:

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Научная литература- совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода.

Научно-популярная литература - литературные произведения о науке, научных достижениях и об ученых, предназначенные для широкого круга читателей.

Справочная литература - литературы вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу(словари, справочники, энциклопедии.)

Техническая литература - это литература, относящаяся к области техники и производства(каталоги изделий, инструкции по эксплуатации и т.д.)

Эмпирическая интерпретация понятий:

Показатель:

Индикатор:

Отношение молодежи к чтению

Развитие литературы

Оценка молодежью уровня развития литературы

Начитанность людей

Уровень начитанности людей

Писатель

Количество современных российских писателей

Жанры литературы

Предпочтения в жанрах литературы

Необходимость чтения для людей

Профессиональная деятельность

Связь профессиональной деятельности человека с чтением литературы

Связь интересов человека с его чтением

Свободное время

Зависимость количества свободного времени человека и времени, которое он тратит на чтение

Заинтересованность

Проявление интереса молодежи к чтению

Стимулы человека к чтению

Информация

Ценность полученной из книг информации

Фантазия, мышление

Возможность развить фантазию и мышление с чтением литературы

Грамотность

Возможность повысить уровень грамотности с чтением литературы

Операциональная интерпретация.

Каково Ваше отношение к чтению?

Положительное

Скорее положительное, чем отрицательное

Скорее отрицательное, чем положительное

Отрицательное

5. Затрудняюсь ответить

Каков, по Вашему мнению, уровень развития литературы в современном обществе?

Каков, по вашему мнению, уровень начитанности людей в современном обществе?

1. Высокий

2. Средний

4. Трудно оценить

Какое количество успешных современных писателей Вы можете назвать на сегодняшний день в России?

Каковы Ваши предпочтения в жанрах литературы?

Упорядоченная шкала. Расположить в порядке убывания предпочтений.

Комедия

Лирическое стихотворение

Мелодрама

Фэнтези

Повесть

Рассказ

Трагедия

Насколько вы нуждаетесь в чтении?

Испытываю острую нужду в чтении

Получаю удовольствие от прочтения книг

Читаю из-за необходимости получения новой информации

Читаю лишь при избытке свободного времени

Не нуждаюсь в чтении вовсе, бесполезное занятие

Насколько ваша профессиональная деятельность связана с чтением литературы?

1. тесным образом

2. необходимость чтения существует.

3. смогу обойтись без чтения литературы

4. для моей профессиональной области чтение литература не имеет никакого значения.

Насколько ваши интересы связаны с чтением литературы?

1. тесным образом

2. смогу обойтись без чтения литературы

3. для моих интересов чтение литература не имеет никакого значения.

Существует ли прямая зависимость между количеством Вашего свободного времени и временем, которое вы тратите на чтение литературы?

3. Затрудняюсь ответить

Насколько Вы заинтересованы в чтении литературы?

1. Литература вызывает у меня сильный интерес

2. Литература занимает важное место в списке моих интересов.

3. Поверхностно знакомлюсь с книгами, не придаю этому большого значения

4. Никогда не интересовался/не интересовалась литературой вообще.

Какие лично у Вас существуют стимулы к чтению?

Насколько ценной является для вас информация, полученная из книг?

Насколько чтение литературы помогает Вам развивать мышление и фантазию?

1. Литература - бесценный помощник в развитии фантазии и мышления

2. Не считаю чтение литературы определяющим в развитии своего мышления и фантазии.

3. Считаю литературу абсолютно бесполезной в целях развития мышления и фантазии.

Помогает ли Вам чтение литературы в повышении уровня грамотности?

1. Да, бесспорно.

2. Не могу сказать, что это очень способствует развитию моей грамотности.

3. Не играет никакой роли.

Системный анализ объекта исследования:

Выявить оценку молодежью уровня развития литературы в обществе

а) начитанность людей

б) современные писатели

2) получить факты о популярности/непопулярности основных жанров литературы и выяснить причины сложившейся ситуации

3) выяснить, насколько людям необходимо чтение

А) возникновение потребности в чтении в связи с профессиональной деятельностью

Б) в зависимости от интересов

В) от количества свободного времени

Г) уровень заинтересованности молодежи в чтении

4) дать реконмендации о том, как привлечь молодежь к чтению литературы

А) получение новой информации

Б) развитие фантазии и мышления

В) повышение уровня грамотности

Вывод: в рамках первого этапа нами была разработанна программа исследования, пакет документов (Приложение 1), опросный лист (Приложение 2) и инструкция интервьюеру (Приложение 3). Так же распределены обязанности между всеми участниками исследовательской команды (Приложение 4). Задача разработки методического инструментария выполена.

Анализ данных социологического исследования.

Тема: Отношение современной молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению

Цель социологического исследования: Выявить отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению.

Основная гипотеза исследования: отношение молодежи в возрасте от 16 до 24 лет к чтению является скорее положительным, нежели отрицательным.

Метод социологического опроса: Телефонный опрос.

Результаты социологического исследования:

Опрос проводился среди студентов Государственного университета управления. Общее количество респондентов, принявших участие в социологическом опросе - 32 человека, в возрасте от 16 до 23 лет (нижняя граница - 18,2, верхняя граница - 19,3, среднее - 18,75). Из них - 14 человек мужского пола (43,8%) и 18 человек женского пола (56,2%).

С целью выявления специфики культурных потребностей гражданского общества, респондентам было предложено определить степень заинтересованности в чтении, указать, какие жанры литературы являются для них наиболее интересными и поставить оценку качества современной литературы.

Гипотеза 1. Большинство молодежи относится к чтению положительно.

На вопрос «Как Вы относитесь к чтению?» 75% респондентов (24 человека) ответили «положительно», 21,9% (7 человек) выделили ответ «нейтрально» и лишь 3,1% (1 человек) отметил, что негативно относится к чтению.

Вывод: Вопреки мнению большинства о том, что молодежь стала менее заинтересованной в чтении, мы видим, что по результатам опроса, лишь 1 человек высказался о негативном отношении и ѕ респондентов уверенно заявила, что относится к чтению литературы положительно. Это связанно с внедрением новых возможностей в данной сфере - появление электронных книг, возможностью слушать аудиокниги.

При этом на вопрос «Можете ли Вы представить свою жизнь без чтения?» больше половины опрошенных (59,4% или 19 человек) отметило, что с трудом представляют свою жизнь без чтения, 25% (8 человек) респондентов спокойно представили такой вариант, 9,4% (3 человек) вопрос поставил в тупик и они затруднились дать однозначный ответ, 6,3% опрошенных (2 человека) с удовольствием жили бы, не читая литературу вообще.

Вывод: Большинство так же задумалось о том, что было бы с их жизнью, если бы они отказались от чтения художественных произведений. Более половины опрошенный пришло к выводу, что с трудом смогли бы представить себе такой вариант, ведь чтение является важным элементом их досуга.

Гипотеза 2. Большинство молодежи читает книги с удовольствием, по собственному желанию.

Наиболее популярным ответом на вопрос о том, как современная молодежь читает книги, оказался вариант «с удовольствием и по собственному желанию» (71,9% опрошенных или 23 человека), на втором месте - необходимость по работе/учебе (18,8% респондентов или 6 человек), далее следует вариант «в пути, с целью занять себя чем-то» (9,4% респондентов или 3 человека). Иных ответов дано не было.

Вывод: В процессе чтения литературы наши респонденты на первое место ставят цель получить от нее удовольствие, так как делают это по собственному желанию. Возможность отдохнуть в процессе чтения важнее, чем та необходимость, которая может быть связана с учебой или работой.

Гипотеза 3. Большинство молодежи читает 1-2 книги в месяц.

Большая часть опрошенных подтвердила, что успевает прочитывать в месяц 1-2 книги (19 человек или 59,4%), 8 человек (25%) не успевают прочитать и одну, 3 респондента (9,4%) прочитывают за месяц 4 книги и более, 2 человека (6,3%) успевают прочитать 3-4 книги за месяц.

Вывод: Количество прочитываемых в месяц книг варьируется от 1 до 4. Лишь ј опрошенных подтвердила, что нехватка времени или же личностные качества не позволяют им прочитывать в месяц даже 1 книгу. Результат вполне оправдан, так как у каждого человека различная загруженность в течении дня и часто не всегда получается уделять время чтению.

При этом респонденты указывают, что им вполне хватает материальный средств на покупку книг (22 порошенных или 68,8%), 4 человека (12,5%) просят книги у знакомых и друзей, 3 респондента (9,4%) затруднились ответить, 2 человека (6,3%) указали «скачиваю в интернете» в качестве варианта «другое» и лишь 1 опрошенный (3,1%) ответил,что ему не хватает материальных средств на покупку книг. Вариант «беру книги в библиотеке» оказался у 32 респондентов неактуальным.

Вывод: Более половины респондентов находит материальные средства на покупку книг, велик процент тех, кто находит выход и скачивает в интернете либо берет у знакомых. Большое количество возможностей в современном обществе позволяет выбрать доступный и удобный путь приобретения книг и публицистики.

Гипотеза 4. Большинство молодёжи предпочитает читать книги в жанре фентези.

Самым популярным оказался роман (20 ответов), далее комедия и рассказ (9 ответов), мелодраму, фентези и публицистику выделили только 7 человек, научной литературой и трагедией в равной степени с остальными жанрами интересуются лишь 6 человек, повесть была выбрана 5 раз.

Вывод: Большинство респондентов отметило, что предпочитает читать «масштабную» литературу в жанре романа, а не короткие произведения в виде повестей и рассказов. Данный выбор связан с мнением об ограниченности небольших произведений, невозможностью полностью погрузится и проанализировать произведение.

При этом респонденты не отрицают факт, что интерес к прочтению какого-либо произведения может возникнуть после просмотра экранизации. 23 респондента (71,9%) ответили, что в случае удачной экранизации прочтут оригинал, 5 человек (15,6%) затруднились ответить, 4 опрошенных (12,5%) отметило, что не видит в этом смысла.

Вывод: Развитие СМИ, таких как кино и интернет, не существенно повлиияло на мнение современной молодежи касательно важности чтения. Большинство по-прежнему отмечает, что кинопостановка может вызвать интерес к оригиналу.

В конце опроса респондентам было предложено поставить оценку от 1 до 5 уровню развития современной литературы.

Оценку «3» (средний уровень) поставили 15 респондентов (46,9%), «2» (неудовлетворительно) поставило 8 человек (25%), «4» (хороший уровень) выделило 6 респондентов (18,8%), 2 респондента (6,3%) поставило «5» (высокий уровень) и 1 респондент (3,1%) считает, что уровень крайне низок («1»)

Вывод: Уровень развития современной литературы по мнению опрошенных недостаточно высок. Процент тех, кто оценил его от 1 до 3 гораздо выше, чем тех, кто поставил 4 и 5. Современная молодежь в возрасте от 16 до 24 лет считает, что современная литература имеет не достаточно высокое качество и не способствует саморазвитию и моральному росту.

Вывод

В целом, современная молодежь сошлась в своем отношении к чтению литературы. Большинство респондентов отметило, что относится к чтению положительно, читают с удовольствием и не представляет свою жизнь без чтения литературы. Однако, были и те, кто относится к чтению нейтрально и спокойно может представить свою жизнь без литературы.

Так же можно отметить, что развитие кинематографа не существенно повлияло на заинтересованность в чтении художественных произведений, а киноновинки порой являются толчком к прочтению оригинала. Жанровые предпочтения достаточно разнообразны и многогранны, можно судить о разносторонних увлечениях литературой у современной молодежи.

Вместе с тем, анализ результатов проведенного социологического опроса позволяет сделать вывод о том, что современная молодежь не считает уровень развития современной литературы достаточно высоким и видит проблемы в этой области развития культуры.

Исследование показало, что, в целом, современная молодежь в возрасте от 16 до 24 лет заинтересована в развитии современной литературы, так как интерес к чтению не уменьшился вопреки мнению современного общества. Чтение является неотъемлемой частью досуга и повседневной жизни молодого поколения.

Создать клуб любителей литературы для молодежи;

Позиционировать чтение среди молодежи в качестве содержательного и увлекательного проведения досуга.

Развивать навыки грамотного, осознанного обращения к чтению как источнику самообразования, самовоспитания;

Повысить читательскую культуру молодежи;

Создать комфортную среду и оптимальные условия для духовного, культурного, интеллектуального развития молодежи

Вывод: можно указать, что необходимо провести более детальное исследование качества современной литературы, которые позволило бы выявить недочеты и разработать рекомендации по их устранению.

- 65.50 Кб


  1. Вступление…………………………………………………… ……………...
  2. Основная часть………………………………………………………………… ..............

    2.2 Читательские интересы молодежи 21 века…………………………………………………………………… ………….

    2.3 Проблемы чтения молодежи………………………………………………………… ……………...

  1. Практическая часть………………………………………………………………… ………..
  2. Заключение…………………………………………………… ……………..
  3. Приложения…………………………………………………… …………….
  4. Список литературы …………………………………………………… ………………

Введение.

Социологические словари определяют молодежь, как социально возрастную группу населения в возрасте от 14-28 лет. Знаменитый психолог Курт Левин охарактеризовал молодежь как слой населения, который отошел от одной группы (дети) и еще не пришел к другой (взрослые). Для молодежи характерно отрицание авторитета взрослых: семьи, родителей, учителей. Из–за этого сложилось мнение, что современные молодые люди – это часть населения, которая ничего не хочет, ни о чем не мечтает, и которой не до чего нет дела. Так какая же нынешняя молодежь? Что ее интересует? К чему стремятся молодые люди? Какие они? Эти вопросы интересуют многих психологов и исследователей юношества. Социологические опросы молодых людей в возрасте от 18-25 лет показали, что «Нынче модно быть активным, быть лидером, быть немножко не от мира сего. Современная молодежь получает информацию извне в обобщенном виде чрез зрительный анализатор, и очень мало жизненных ситуаций, из которых она может получить информацию от своего внутреннего «Я». Читать чужой текст – это значит читать и свою душу, сравнивать и анализировать. Сейчас многие молодые люди не читают, а не которые читают.
Моя социологическая работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части я попытаюсь раскрыть следующие вопросы: читательские интересы молодежи, так как они меняются из года в год. Проблемы чтения молодежи и пути их решения.
В практической части я исследую чтение молодежи. Объектом моего исследования являются молодые люди до 20 лет.

Цели моего исследования:
2. Задачи исследования: изучить молодежь, ее интересы и проблемы в области чтения.
Методы исследования: анкетирование и опрос.
Эта работа будет интересна, студентам, преподавателям и всем, кто работает с молодежью.

2. Основная часть.

2.1 Читательские интересы молодежи 21 века .

Наверное, люди никогда не откажутся от ставшей традиционной мысли, что их будущее связано с новым поколением, с молодежью. От того, насколько глубоко эти поколения усвоят духовные, нравственные, культурные традиции своего народа, общества, государства, зависит будущность страны.
Для современной России актуальность этого тезиса кажется острой как никогда. В обществе, по наблюдениям социологов, прослеживаются грозные симптомы «поколенческого разлома». Дети перестают понимать своих родителей и наоборот. Начиная с конца XX века наблюдается широкое распространение массовой поп-культуры, проповедующей распущенность и вседозволенность, копирующей с небольшим опозданием западные аналоги, например: хиппи, рокеров, панков. Досуг среди приверженцев такой «культуры» начинает восприниматься как основная форма жизнедеятельности. Но не все так безнадежно. Ведь, с другой стороны, нельзя не видеть в молодежной среде примеров проявления патриотизма, гражданственности и солидарности, сознательности и ответственности, жажды знаний и самосовершенствования. Молодежь стремится к идеалу, и библиотеки играют в этом очень важную роль. Сейчас современные молодые люди увлекаются спортом и музыкой. Читают чаще всего психологию, фантастику, романы, анекдоты.
Сейчас 83% молодые люди берут книги по школьной и вузовской программе. 17% читают с целью повышения профессионального уровня, самообразования и отдыха. 66% предпочитают читать книги считая, что они интереснее и познавательней чем журналы, а 34% отдают предпочтение газетам и журналам. В числе любимых авторов молодежи: Пушкин. Толстой, Булгаков, Бунин, Зощенко..
Среди молодых людей всех возрастов популярны серии книг «Ужастики» и «Страшилки». Эти книги о вампирах и оборотнях с леденящими кровь сюжетами как не странно помогают расслабиться после напряженного учебного или рабочего дня. Такие книги пользуются высоким спросом среди молодежи 18-19 лет и старше.

2.3 Проблемы чтения молодежи.

Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, что бы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей). Поэтому просто необходимо рассмотреть проблемы молодежи в области чтения, мы должны понять, почему оно отошло на второй план.
Итак, молодежь читает и читает не только то, что надо по программе, но и для собственного интереса. Однако таких мало! Престиж чтения повышается, но это происходит очень медленно.
Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»). Эта культура оказывает огромное влияние на чтение:
Падает символический статус чтения и его престиж.
Меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным).
Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например: под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанром, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам).
Предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.
Отсюда можно сделать вывод, что главную конкуренцию книгам составляют телевидение и Интернет. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили телепросмотры и компьютерные игры. У молодежи ярко выражен мотив: «Хочу почитать что–либо легкое, развлекательное», и выбирают журналы с обилием иллюстраций. Романы читают значительно меньше чем раньше.
Большинство молодых людей знакомо с Анной Карениной, Обломовым, Наташей Ростовой и Печориным только по фильмам. Прочитать четырехтомник «Войны и мир» сложней, чем просмотреть фильм, но никто почему-то не учитывает, что в фильм – это задумка режиссера, а не автора. Даже если фильм снят по роману в нем больше режиссера, чем автора. Примером может служить фильм, снятый Владимиром Бартковым по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В фильме много таких моментов, которых нет в книге и нет того, о чем писал Булгаков. Фильм, снятый по произведению (неважно какому) и само произведение две больших разницы.
Однако не все так трагично, как кажется на первый взгляд. После просмотра удачного фильма по хорошему роману всегда хочется прочитать книгу и сравнить, узнать о чем «промолчал» режиссер. Для некоторых молодых людей поиск отступлений режиссера от произведения стали чем-то вроде хобби.
Отдельно следует выделить Интернет и компьютерные игры. Компьютерные игры негативно влияют на современную молодежь, особенно если в них присутствуют сцены убийств и насилия (DOOM, SILENT HILL, GTA FAR). И наоборот интеллектуальные игры воздействуют благотворно.
В связи с тем, что молодежь предпочитает больше времени проводить за экраном телевизора или компьютера создаются электронные библиотеки, а книги на дисках пользуются большим спросом, чем традиционные. Книги классиков отцифровывают, и молодые люди активно берут их для чтения. Также создают электронные версии журналов для юношей, например «Мир ПК», и многие другие. В библиотеках проводятся выставки, посвященные тем автором, по книгам которых были сняты фильмы, а также конкурсно – игровые программы, посвященные произведениям разных авторов, и молодежь с интересом принимает участие в этих конкурсах.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что престиж чтения падает, молодежь продолжает читать. Традиционные книги постепенно вытесняют электронные, и это новое веянье времени активно поддерживает молодое поколение. Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно как думают многие исследователи юношества. Главной проблемой Интернета я считаю то, что там много различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую. Основная задача библиотекарей помочь молодым людям найти максимум необходимой информации при минимальных затратах.

3. Практическая часть.

Чтение – один из важнейших компонентов современной жизни. Оно влияет на общение с друзьями и близкими, является средством приобщения к культуре, расширяет кругозор и, наконец, служит средством развлечения. Для многих молодых людей чтение вошло в хобби, они любят читать. У них есть свои предпочтения в чтении, хотя не редко они меняются. А для некоторых чтение наоборот превратилось в необходимость. Они читают только то, что им задают по учебной программе.
Среди многообразных литературных жанров нередко можно заблудится. Очень трудно найти то, что бы нам нравилось. Мы читаем все в подряд, пытаясь, остановится на чем-то одном, что нам понравится. Нередко бывает так, что постоянные запросы меняются и чаще всего это наблюдается в молодежной среде.
Я решила провести исследование, и узнать какие жанры литературы пользуются популярностью у современных молодых людей. Молодежь стала редко посещать библиотеки, и я хотела бы узнать, с чем это связано.
Цели моего исследования:
1. Выяснить условия, при которых молодежь приобщается к чтению.
2. Обобщение теоретического и практического опыта юношества.
Задачи исследования: изучить молодежь, ее проблемы и интересы в области чтения.
Объектом моего исследования является юношество и молодые люди в возрасте до 25 лет.
Предметом исследования являются: Областная юношеская библиотека им. Уткина и Гуманитарный центр библиотека семьи Полевых.
Мною использованы следующие методы: анкетирование, анализ читательских формуляров и опрос.
Для анализа читательских формуляров я выбрала студентов в возрасте 18 – 21 года. Анализ я провела в Гуманитарном центре библиотеке семьи Полевых, литературу смотрела за три года: с 2007 по 2009. Я проанализировала 10 формуляров и сделала вывод, что студенты читают в основном книги по учебной программе, регулярно посещают библиотеку.
Из художественной литературы предпочитают в основном детективы, например Джеки Коллинз «По законам мафии» и любовные романы зарубежных писательниц. Но доминирующее место занимает учебная программа. Здесь на первом месте стоят Гоголь, Толстой, Шолохов, а из зарубежных писателей Рабле, Хемингуэй, Ремарк, Маркес, Камю.
Анкетирование я провела с молодыми людьми в возрасте 17 – 20 лет. Получила следующие результаты. В большинстве молодежь любит ходить в библиотеку, и любит читать. Мотивы чтения в основном учебные (42 %), досуговые и научно – познавательные занимают второе место (29 %). Среди жанров литературы на первом месте оказались романы – 33 %, а классика заняла вторую строчку – 26 %. Фентези и фантастика на третьем месте – 20 %, на четвертом месте оказались детективы – 7 % и 4 % опрошенных сказали, что читают все в подряд. Среди любимых авторов оказались такие как А.С. Пушкин, Валентин Распутин, Джек Лондон, братья Стругацкие и Сергей Лукьяненко.
75 % опрошенных пользуются Интернет – библиотеками, но предпочитают в основном получать информацию на традиционных носителях. К Интернету относятся негативно, но считают, что без него просто невозможно жить в современном мире. На вопрос «Влияет ли Интернет и компьютерные игры на чтение, как?» один из респондентов ответил «Очень влияет. Люди скоро разучатся читать даже то, что они пишут».
В Гуманитарном центре я провела опрос со студенткой 18 – 19 лет. В библиотеку она приходит редко, ссылаясь на учебные нагрузки. Литературу берет в основном по учебной программе, досуговое чтение почти отсутствует, хотя иногда читает романы о любви. Любимых авторов нет. Активно пользуется Интернет – библиотеками, (скачивает книги на телефон). Считает, что «электронная» культура благоприятно воздействует на молодежь.
Результаты наблюдения за молодежью оказались следующими. В библиотеку приходит довольно много молодых людей: в основном студенты. Большинство из них просят литературу по учебной программе. Самостоятельным поиском предпочитают не заниматься, у стеллажей ведут себя не уверенно. Даже при выборе художественной литературы просят постоянных подсказок. К библиотекарю обращаются со словами: «А Вы не читали эту книгу, не знаете, о чем она, мне бы хотелось почитать что-нибудь интересное»
Таким образом, по всему сказанному можно сделать вывод, что студенческая молодежь города активно посещает библиотеки. Основным мотивом чтения является учебный. Из–за этого на первое место выходит классика, те писатели, которых задают преподаватели. В связи с учебными нагрузками молодые люди не находят времени для свободного чтения. Посещают библиотеку в основном для получения, каких – либо профессиональных знаний: берут учебные пособия, просят подобрать литературу для написания рефератов. Досуговое чтение отходит на второй план. Из жанров литературы на первом месте классика, на втором месте романы, а фентези и фантастика опустились на третье место, на четвертом детективы. Молодежь не особо любит посещать традиционные библиотеки, предпочитая им электронные. При этом она знает, что чтение книг с монитора плохо влияет на зрение, но это удобнее чем сидеть за столом и читать печатную книгу.

4.Заключение.

Анализируя теоретическую и практическую части курсовой работы, я пришла к выводу, что исследованная мною проблема актуальна для современного времени.
Чтение очень важно для современной жизни. Оно формирует культуру, отношение с близкими людьми: родственниками, друзьями, расширяет кругозор. Особенно важно чтение в юношеском возрасте. Библиотеки должны помогать молодым людям в формировании их читательского круга, предоставлять необходимую информацию.
По данным, полученным мною в результате исследования и изучения можно сделать вывод, что молодежь любит читать, но относится к чтению как к незначительному занятию. Спросом пользуются все жанры литературы, особенно классика (но это связано с учебной программой). А вот в числе любимых книг классика занимает 3 строчку. На первом месте фентези и фантастика, а на втором романы. Детективы опустились на 4 место. Итак, молодежь любит читать, но не любит посещать библиотеки. Для хождения в библиотеки у молодых людей нет времени в связи с учебными нагрузками, да и все необходимое сейчас можно найти в Интернете. Я считаю, что библиотекам необходимо сотрудничать с электронными ресурсами, создавать свои сайты для привлечения новых читателей и предоставления полного объема информации в интерактивном режиме.

5. Приложения:
Вопросы для опроса
1. Часто ли Вы приходите в библиотеку?
2. Мотивы Вашего чтения?
3. Какие жанры литературы Вы предпочитаете?
4. Ваш любимый писатель?
5. Пользуетесь ли Вы Интернет – библиотеками?
6. Как, по вашему мнению, влияет «электронная» культура на молодежь?

Анкета.
Уважаемые читатели, в современное время существует огромное разнообразие литературных жанров, в связи с этим библиотека проводит исследование на тему: «Что читает молодежь?».
Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. Укажите Ваш возраст_______________________ ____________________
2. Любите ли Вы ходить в библиотеку?___________________ ___________
3. Пользуетесь ли Вы Интернет - библиотеками?_________________ _____
4. Какую роль, по Вашему мнению, играет чтение?____________________
5. Любите ли Вы читать?_______________________ ___________________
6. Мотивы Вашего чтения?
1) Досуговые
2) Научно – познавательные
3) Учебные
4) Свой вариант ______________________________ ______________
7. Какие жанры литературы Вы предпочитаете?
1) Фэнтези и фантастику.
2) Детективы.
3) Романы.
4) Классику.
5) Свой вариант_______________________ _____________________
8. У кого Вы спрашиваете совета при выборе книг?
1) Родители.
2) Преподаватели.
3) Друзья.
4) Свой вариант.______________________ ______________________
______________________________ __________________________
9. Ваш любимый писатель?_____________________ ___________________
______________________________ ______________________________ _
10. Какую книгу Вы читаете сейчас?_______________________ __________
______________________________ ______________________________ _
11. Книги, на каких носителях Вы предпочитаете?
1) Традиционные (бумажные).
2) Электронные.

Спасибо за участие.

Анкета.
Уважаемые читатели.
В современное время огромное распространение получила «электронная» культура. В связи с этим библиотека проводит анкетирование с целью выяснения, влияние «электронной» культуры на чтение молодежи.
Просим Вас ответить на предложенные вопросы

1. Укажите ваш возраст ______________________________ ____________
2. Для чего, по Вашему мнению, нужна библиотека? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ___
3. Как вы думаете, современная молодежь часто или редко обращается в библиотеки?___________________ ______________________________ _ ______________________________ ______________________________ _
4. Какую роль играет в жизни людей чтение? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ___
5. Есть ли у вас свободное время для чтения?_______________________ _
6. Что означает по Вашему термин «электронная» культура? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __
7. Как вы думаете, влияет ли на чтение развитие «электронной» культуры?_____________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __
8. На каких носителях вы предпочитаете читать?
o Традиционные (бумажные)
o Электронные.
9. Как Вы думаете, смогут ли электронные носители информации вытеснить традиционные? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __
10. Пользуетесь ли вы Интернет – библиотеками? ______________________________ ______________________________ _
11. Влияет ли Интернет и компьютерные игры на чтение, как? ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __

 Филиппова Галина Владимировна преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО МО "Воскресенский колледж" г. Воскресенск Проблема чтения среди современной молодежи. Почему в наше время люди мало читают? Эта проблема стала актуальной лишь в нашем столетии. По данным опроса фонда "Общественное мнение", 50% россиян за последний год не прочли ни одного художественного произведения. В опросе приняли участие 1,5 тысячи человек. 21% читающих граждан брали книги у знакомых и родственников, 20% - покупали, еще 20% читали те книги, которые есть у них дома, и всего 9% опрошенных брали книги в публичных библиотеках. Никогда не обсуждают со знакомыми и родственниками прочитанную литературу 58% респондентов и только 38% ее обсуждают. 66% респондентов за последние пару лет не покупало книг, которые можно отнести к художественной литературе. Из 33% заявивших, что такую литературу покупали, 22% приобретали современную отечественную литературу, 9% - современную зарубежную литературу, 8% - отечественную классику, по 4% - советскую и зарубежную классику. 60% россиян, принявших участие в опросе, ответили, что их родственники и знакомые не дарят друг другу книг. И лишь 30% сказали, что дарят. Между тем, по данным недавнего опроса, 37% россиян вообще не читают никаких книг. При проведении анкетирования среди студентов первого курса колледжа выяснилось, что из ста пятидесяти первокурсников регулярно читают только двадцать два человека, то есть 14, 6 %, из них семеро признались, что делают это по принуждению родителей. Печальная статистика, не правда ли? Среди взрослого населения доля постоянно читающих не намного выше. Все реже и реже люди посещают библиотеки, и как следствие, уровень грамотности стремительно падает. В чем же причина? На этот вопрос студенты давали разные ответы: неинтересно, некогда, в школе надоело и т.д. Давайте попробуем разобраться, откуда же взялась такая нелюбовь к чтению? Современный образ жизни значительно отличается от того, который был хотя бы десять лет назад. Всё ускоряется, и чтобы человеку приспособиться к этому темпу, он вынужден много работать и везде успевать. Это приводит к тому, что на чтение совершенно не остается времени и сил. Но эта причина чаще всего относиться ко взрослому населению. А что же мешает детям читать? Потребность в чтении формируется с детства. А часто ли вам приходится видеть, как родители читают ребенку книгу или рассказывают сказку на ночь? Проще включить мультфильм или дать в руки джойстик игровой приставки: и ребенку весело, и маме необременительно (можно самой пообщаться с друзьями в социальных сетях). И вот результат: ребенок воспринимает лишь ту информацию, которую он получает в готовом виде, и ему не нужно самому напрягать воображение, чтобы понять смысл прочитанного. Еще одним виновником нелюбви к чтению, по моему мнению, является несовершенство школьной программы. Какой ученик седьмого класса в возрасти тринадцати-четырнадцати лет, выросший на "Микки-Маусе" и "Телепузиках", сможет оценить красоту онегинской строфы и разобраться в причинах одиночества Печорина? Я считаю, что правильное восприятие таких сложных произведений невозможно в столь юном возрасте. Лишь повзрослев и набравшись жизненного опыта, человек с восторгом открывает для себя и "Евгения Онегина", и "Героя нашего времени", и "Горе от ума"... Россию считают одной из самых читающих стран мира, несмотря на то, что интерес к чтению падает. А давайте вспомним, как он развивался в последнее столетие. В первые годы Советской власти грамотных людей было очень мало. Они пользовались уважением и авторитетом. Некоторые из таких "грамотеев" занимали руководящие посты, выбивались в начальники. Уметь читать и писать было престижно. Политика руководства страны была направлена на повышение уровня грамотности населения: издавались декреты об обязательном обучении грамоте, открывались школы, даже создавались добровольные общества "Долой неграмотность!". Все это способствовало увеличению интереса к чтению. Позже, через несколько десятков лет, тотальный информационный и книжный дефицит породил новую волну читателей. Читать было "модно". Сейчас же эту моду вытеснили планшеты, ноутбуки и другие электронные игрушки. Мы все умеем читать, но не хотим этого делать. Не модно, не престижно, да и не очень интересно. Вот некоторые причины, по которым люди стали меньше читать. А ведь чтение художественной литературы необходимо, как прослушивание музыки. Нравственность воспитывается в людях исключительно через эмоции, и художественная литература, конечно же, нужна. Вот только теперь это задача не авторов книг, а скорее кинорежиссеров и сценаристов компьютерных игр. Великий французский философ Дени Дидро писал: "Люди перестают мыслить, когда перестают читать". Хочется надеяться, что количество мыслящих, а, значит, читающих людей со временем не будет уменьшаться, а будет только расти. И наша задача, задача родителей, педагогов, да и просто взрослых людей, не заставлять читать, а возрождать интерес к книге. Список литературы: 1. Аскарова В. Я. Сделаем чтение модным! ...И только? / В. Я. Аскарова // Библиотека в школе. - 2012. - №2. 2. Леонтьев Д. Расслоение чтения в эпоху массовой культуры / Д. Леонтьев // Библиотечное дело. - 2012. - №18. 3. Сокольская Л. Традиционная модель больше не действует. Об изменении способов чтения / Л. Сокольская // Библиотечное дело. - 2012. - № 18. 4. Тихомирова И. Чтение в образовании и чтение в культуре: в чем разница? / И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2012. - №1. 5. Данные анкетирования студентов -первокурсников ГБОУ СПО МО "Воскресенский колледж"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

Отношение современной молодежи к чтению сегодня широко освещено в научной литературе. Социологи, психологи, литературоведы, культурологи, библиотековеды проводят исследования в различных регионах и пытаются теоретически осмыслить проблемы, связанные с влиянием на отношение к чтению современных изменений в обществе, особенно в сферах, связанных с информацией. Многие исследователи отмечают в последнее время снижение интереса молодежи к чтению . Они делают выводы, что в результате бурного развития информационных технологий все больше людей перестают читать книги, и это приводит к феномену функциональной неграмотности . Всеобщая компьютеризация снижает популярность чтения у молодежи, на которое не остается времени . Снижение интереса к чтению вызывает тревогу, поскольку чтение является неотъемлемой частью жизни цивилизованного человека . И уровень чтения молодежи поддерживается только благодаря электронным книгам и прочим электронным ресурсам . Другие исследователи считают, что чтение книг и сегодня является важным для молодежи, но отмечают изменения в самом процессе чтения . Поэтому активно развивается читателеведение - изучение специфики чтения и читательской аудитории . Несмотря на перемены в общественной жизни, прежде всего в сфере информационных технологий, чтение остается важным источником информации. Но эти изменения породили новые формы книг . Современный мир характеризуется экспоненциальным увеличением информационных потоков. И роль чтения сегодня огромна. Сегодня знания стали быстрее распространяться, и развитие информационных технологий сделало книги намного доступнее . Однако книга перестала восприниматься как ценность. И современные читатели не могут оценить истинную ценность литературного произведения . Блок вопросов, посвященных отношению молодых людей к чтению и книгам входил в анкету социологического исследования, посвященного различным сторонам жизнедеятельности молодежи. Опрос проводился в 2013 году сотрудниками Лаборатории проблем молодежи факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. В опросе приняли участие 494 студента петербургских вузов. Анализ и интерпретация материалов этого опроса, представленные в данной статье, принадлежат ее автору. Прежде всего отметим, что довольно мало опрошенных молодых людей разделяют мнение, что в наше время не обязательно читать книги, потому что любую информацию можно найти в альтернативных источниках. Согласен с этим только каждый десятый опрошенный (11%), тогда как 83% респондентов так не считают. При этом анализ данных показывает, что чем старше опрошенные, тем чаще они разделяют подобное мнение (6%, 11%, 17% согласных с приведенным суждением в возрастных подгруппах 17-18 лет, 19-22 лет, 23-25 лет соответственно) (см. табл.1). И наоборот, несогласных с суждением больше в младших возрастных подгруппах (90%, 82%, 78% среди соответственно 17-18-летних, 19-22-летних, 23-25-летних). Получается, что самые молодые опрошенные больше воспринимают книги как ценность, которую не могут заменить альтернативные источники информации. Таблица 1 Распределения ответов на вопрос «Согласны ли вы со следующим суждением: в наше время читать книги не обязательно; все, что нужно, можно найти в других источниках» в зависимости от возраста респондентов (в % к числу ответивших) 17-18 лет 19-22 года 23-25 лет Согласен 6 11 17 Не согласен 90 82 78 Затрудняюсь ответить 4 7 5 Подавляющее большинство опрошенных (84%) согласились с суждением, что без книг невозможно стать по-настоящему образованным человеком (и только 10% не согласны с этим). И чем старше опрошенные студенты, тем реже они поддерживают это мнение (87%, 85% и 75% в возрастных категориях 17-18 лет, 19-22 лет и 23-25 лет) (см. табл.2). А несогласных с таким мнением больше среди самых старших респондентов (15% против 9% в младших возрастных подгруппах). Таким образом, можно сделать вывод, что младшие студенты придают большее значение чтению в процессе получения образования. Таблица 2 Распределения ответов на вопрос «Согласны ли вы со следующим суждением: без книг невозможно стать по-настоящему образованным человеком» в зависимости от возраста респондентов (в % к числу ответивших) 17-18 лет 19-22 года 23-25 лет Согласен 87 85 75 Не согласен 9 9 15 Затрудняюсь ответить 4 6 10 Большинство молодых людей (73%) считают, что в каждой семье обязательно должна быть домашняя библиотека. Против необходимости домашних библиотек высказались 12%. Чем младше респонденты, тем чаще они осознают необходимость домашних библиотек (77%, 73%, 64% среди 17-18-летних, 19-22-летних, 23-25-летних) (см. табл.3). А противников обязательности домашних библиотек больше среди самых старших студентов (21% против 10% у более молодых). Таблица 3 Распределения ответов на вопрос «Согласны ли вы со следующим суждением: в каждой семье должна быть домашняя библиотека» в зависимости от возраста респондентов (в % к числу ответивших) 17-18 лет 19-22 года 23-25 лет Согласен 77 73 64 Не согласен 10 10 21 Затрудняюсь ответить 13 17 14 Четверть опрошенных молодых людей (24%) заявили, что они знают многих людей, которые прекрасно обходятся без книг. Однако половина респондентов (48%) не встречали таких людей. Причем, старшие респонденты намного чаще имеют в своем ближайшем окружении нечитающих знакомых (39%), чем младшие (19%) (см. табл.4). И чем старше респонденты, тем больше у них нечитающих знакомых (19%, 23%, 39% у 17-18-летних, 19-22-летних, 23-25-летних). Таблица 4 Распределения ответов на вопрос «Согласны ли вы со следующим суждением: я знаю многих людей, которые прекрасно живут без книг» в зависимости от возраста респондентов (в % к числу ответивших) 17-18 лет 19-22 года 23-25 лет Согласен 19 23 39 Не согласен 53 47 43 Затрудняюсь ответить 28 30 18 Половина респондентов (49%) не согласны с существующим мнением, что классическая литература не интересна современной молодежи. Однако почти треть респондентов (31%) разделяют такое мнение. Чем старше опрошенные, тем чаще они считают классику не интересной для молодежи (25%, 33%, 35% среди возрастных подгрупп 17-18 лет, 19-22 лет, 23-25 лет соответственно) (см. табл.5). Таким образом, более молодые студенты в большей мере осознают ценность классической литературы. Таблица 5 Распределения ответов на вопрос «Согласны ли вы со следующим суждением: в наше время классическая литература неинтересна для молодежи» в зависимости от возраста респондентов (в % к числу ответивших) 17-18 лет 19-22 года 23-25 лет Согласен 25 33 35 Не согласен 59 47 42 Затрудняюсь ответить 16 20 23 Предыдущий вывод о большем интересе и уважении более молодых респондентов к классической литературе подтверждается и читательскими предпочтениями самих опрошенных. Больше всего любят читать в свободное время русскую классику 63%, 47% и 35% соответственно 17-18-летних, 19-22-летних, 23-25-летних молодых людей и зарубежную классику 60%, 42% и 21% 17-18-летних, 19-22-летних, 23-25-летних (см. табл.6). То есть, самые молодые респонденты не только чаще признают ценность литературной классики, но и чаще сами читают ее и любят. Таблица 6 Распределения ответов на вопрос «Какую художественную литературу Вы любите читать больше всего?» в зависимости от возраста респондентов (в % к числу ответивших) 17-18 лет 19-22 года 23-25 лет Русскую классику 63 47 35 Зарубежную классику 60 42 21 Современную зарубежную прозу 33 21 7 Современную отечественную прозу 16 8 4 Сумма ответов в процентах превышает 100, т.к. респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа. Проведенный анализ данных исследования позволяет наметить некоторые тенденции в области отношения современной молодежи к чтению и книгам. Прежде всего, прослеживается следующая зависимость: чем младше респонденты, тем более значима для них книга как ценность. Студенты младших возрастных подгрупп чаще считают, что и сегодня без книг невозможно обойтись, нельзя стать по-настоящему образованным человеком, что в каждой семье должна быть домашняя библиотека; чаще понимают ценность классической литературы. И среди своего окружения самые молодые респонденты реже встречают людей, которые обходятся без книг. А более старшие респонденты чаще младших считают, что в наше время книги вполне могут быть заменены альтернативными источниками информации, что можно получить приличное образование, не читая книг, что домашние библиотеки нужны не всем, а классическая литература сегодня не интересна для молодежи. И поскольку ценность книг лучше осознают самые молодые респонденты, то можно сделать предположение, что в будущем (когда эти самые молодые составят основную массу молодого поколения) ценность книг для молодежи возрастет.