Меню Рубрики

Методика обучения химии: Учебное пособие. Мпх как наука и как учебная дисциплина Основным принципом школьного химического образования является

Лекция №3

Система содержания и построения школьного курса химии.

Концепция школьного химического образования

Изменения, происходящие в стране, затронули систему образования, которая оказалась не готова решать многие вопросы, ставшие перед ней. Возникла необходимость совершенствования системы образования (общего и среднего). Закон об образовании 1992 год – начало реформирования образования. Закон об образовании определил ключевые проблемы реформирования средней школы, среди которых обязательное 9-летнее образование (с 2007 года – обязательное 11-летнее образование). В связи с этим возникла необходимость разработки нового содержания образования. Система линейного образования была заменена на концентрическую.

Линейная система – наиболее простой способ изучения материала, при котором последовательно, закончив изучение одного раздела, переходят к следующему. Этот способ легко воспринимается, т.к. рассчитан на память. Позволяет легко сдавать экзамены. Способ может вырабатывать представление о химии, как науке, состоящей из нескольких основных разделов, но связь между блоками не улавливается. Недостаток: к окончанию курса забывается начало.

Концентрический способ – материал излагается поэтапно с периодическим возвращением к пройденному, но на более высоком уровне. Трудность способа: представления, даваемые первоначально, должны включаться в последующий материал, а не отвергаться. Учащиеся не должны переучиваться, а расширять знания. Считается, что способ рассчитан на боле развитых учеников.

Концепция была разработана и принята в 1993 году Лисичкиным. В основу единой концепции об образовании положены идеи:

1. Государственности образовательной системы, система образования единая и общая для всей страны (дошкольное, школьное, высшее).

2. Идея дифференцированного подхода, это выбор учащихся на определенной ступени образования тех дисциплин, которые вызывают наибольший интерес. Осуществляется через кружки, факультативы, профильное образование.

3. Идея гуманизации образования, преодолеть барьер между наукой и человеком. Необходимо раскрывать значение химических знаний для повседневной жизни. Предмет изучения не просто химия, а химия по отношению к человеку. Химия остается самостоятельной наукой, интеграция возможно только в младших классах (естествознание, окружающий мир) и старших.

Основные направления модернизации образования:

1. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством.

2. Разработка и принятие ГОСов общего образования, разгрузка содержания образования.

3. Разработка и принятие новых примерных программ для общеобразовательной школы на базе ГОСов и базисных учебных планов (БУП)



4. Введение ЕГЭ.

5. Введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

1 . Новое содержание образования должно быть многообразным, вариативным и разноуровневым. Система школьного химического образования – составная часть общей системы образования, структура которой соответствует структуре школы, основным её ступеням. Состоит из звеньев: пропедевтическое , общая (базовая 8-9), профильное (углубленное 10-11).

Пропедевтическая химическая подготовка осуществляется в начальной школе и в 5-7 классах основной школы. Элементы химических знаний включаются в интегрированные курсы «окружающий мир», «естествознание» или систематические курсы. Химические знания на этом этапе должны формировать первоначальное целостное представление о мире. Учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, о некоторых химических элементах, символах, формулах, простых и сложных веществах, реакциях соединения и разложения. Сейчас на данном этапе разрабатываются и вводятся курсы «введения в химию» (например, курс, разработанный Чернобельской). Пропедевтический курс химии для 7 класса включает первоначальные сведения о химических явлениях и веществах на основе атомно-молекулярного учения. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся, курс насыщен действиями, работает с различными объектами, предметами. Кур строится на основе простейших экспериментов и наблюдений. Особенность методики обучения по этому курсу – отказ от заучивании, строгих научных определений, формулировок, отказывается от пересказа текста. Все сведения и представления учащиеся получают в ходе активно самостоятельной деятельности, все опыты выполняются самостоятельно по рисункам. Домашние задания также творческого характера. Курс состоит из четырех разделов (35 часов). 1 радел – представление об атомах молекулах, 2 раздел – химия наука о превращениях химических веществ, 3 раздел – кислород – самый распространенный элемент на земле, 4 раздел – основные классы неорганических соединений.

На начальном этапе изучения химии – большое значении использованию экспериментальных навыков, хорошо используются творческие задания, (например, решить химический кроссворд).

Изучая пропедевтический курс химии, семиклассники знакомятся с химическим языком, получают первоначальные сведения о веществах и их превращениях, овладевают практическими умениями. Практическая реализация пропедевтического курса позволяет сэкономить программное время, подготовить учащихся к изучению систематического курса, сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Базовый уровень – обязательный для всех минимум 8-9 класс, 2 часа в неделю. Это систематический курс, включает наиболее общие понятия общей, неорганической и органической химии. Объём оговорен в специальном документе министерства образования РФ, обязательный минимум содержания основного общего образования и является обязательным дл любой школы.

Профильный уровень – углубление знаний по химии, степень углубления зависит от профиля школы. Объём оговорен в специальном документе министерства образования РФ, обязательный минимум содержания основного среднего (полного) образования.

Современное содержание школьного курса по химии различается у разных авторов по глубине изложения, структурированию и т.д. Но обязательно содержат минимум образования. Химия – наука экспериментально-теоретическая, но наша школа из-за недостатка материальных ресурсов постоянно скатывается в сторону «бумажной» химии. Ученик расставляет коэффициенты, но не представляет, как выглядят участники реакции.

Для исправления этой ситуации необходимо увеличить число лабораторных опытов и улучшить оснащение школьной лаборатории. Современная химия должна находить отражение и в школьных учебниках.

2. В этой связи на первый план выдвигается разработка и принятие ГОСов. Проблема стандартов возникла в начале 90-х годов, когда школа взяла курс на вариативность образования. Т.е. школы получили свободу, некоторые школы вообще этот предмет выбросили. За короткий срок в стране были написаны многочисленные авторские программы, учебники, пособия. Причем качество многих было более чем сомнительно. Выяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной устаревшей информацией. Получив право работать по любой программе на выбор, некоторые школы вообще исключили химию из учебных планов. Возникла опасность разрушения единого образовательного пространства страны. Как следствие, актуальным стал вопрос о стандартизации содержания школьного образования. В законе РФ об образовании, ГОС является основой оценки уровня образования и квалификации выпускников не зависимо от форм получения образования и включает в обязательном порядке инвариант содержания основных образовательных программ, максимальный объём нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников. ГОС призван защитить личность учащегося в образовательном процессе и гарантировать ей необходимый минимум знаний. Введение ГОСа должно обеспечить эквивалентность образования, полученного независимо от типа образовательного учреждения. В законе закреплены 2 уровня стандартизации: Федеральный и Национально-региональный.

Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. В непрерывно меняющемся материальном мире человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Практическая деятельность людей давно превратилась в фактор, по своим масштабам соизмеримым с эволюцией самой природы. Этот фактор неустраним, пока существует человечество.

Результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который формирует химические знания. Эти знания отражают сложный комплекс отношений «человек-вещество» и далее, через очевидную связь – «вещество-материал-практическая деятельность» в значительной мере определяют рациональные поведенческие навыки, возможности осознанного выбора молодыми людьми образа жизни и сферы деятельности.

Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире: связь между структурой и свойствами сложной системы; вероятностные представления и представления о симметрии, хаосе и упорядоченности; законы сохранения; эволюция вещества. Все это на фактическом материале химии находит наглядность, дает пищу для размышлений об окружающем мире для гармоничного развития личности.

Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора профиля обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по химии. Однако, при всем разнообразии видов дифференциации в обучении, цели обучения химии едины и отвечают общим целям современной школы. Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду.

Занимая среди наук о природе место между физикой и биологией, химия вносит существенный вклад в понимание современной картины мира. Как и другие естественные науки, химия не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности развития материального производства.

Изучение химических процессов должно привести к пониманию того, что направление реакций не случайно, а обусловлено строением веществ, что реакции протекают по определённым законам, знание этих законов позволяет управлять ими.

Важное место в школьном обучении химии должен занять эксперимент в его доступных для каждой возрастной группы учащихся формах. Лабораторные опыты, практические занятия дают возможность учащимся непосредственно соприкасаться с веществами, экспериментально изучать их свойства, знакомиться с закономерностями протекания химических реакций.

Роль химического эксперимента не должна сводиться лишь к иллюстрации теоретических положений, свойств веществ различных классов. Важно, чтобы химический эксперимент применялся для добывания школьниками новых знаний, постановки перед ними познавательных проблем. Их решение с использованием эксперимента ставит учащихся в положение исследователей, что, как показывает практика, оказывает положительное влияние на мотивацию изучения химии.



Общей для всех учебных курсов химии выступает задача развития учащихся. С каким бы теоретическим наполнением ни изучался предмет, нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, должно стать непреложным принципом построения занятий. Наряду с установкой на развитие индивидуальных склонностей и возможностей учащихся, широкое распространение должны найти формы организации коллективной учебной деятельности и взаимопомощи школьников .

Система школьного химического образования – составная часть системы общего естественнонаучного образования, структура которого соответствует структуре школы, основным её ступеням. Уже в начальной школе (І ступень обучения) в курсе «Окружающий мир» учащиеся знакомятся с различными природными явлениями, которые составят ядро изучения природы в основной и старшей школах.

Основная школа (ІІ ступень обучения) призвана обеспечить формирование у учащихся первоначальных естественнонаучных, в том числе и химических, знаний, требования к которым определяются уровнем подготовки – базовым уровнем.

В старшей школе (ІІІ ступень обучения) учащимся предоставляется право выбора направления общеобразовательной подготовки. На этой ступени в наибольшей мере реализуется идея дифференцированного подхода к обучению школьников. В зависимости от выбранного направления, профиля обучения они смогут получить химические знания разного уровня.



Таким образом, система химического образования состоит из трёх звеньев – пропедевтического, общего (базового) и профильного (углублённого), состав и структура которых охватывает начальную, основную и старшую школы.

Пропедевтическая химическая подготовка учащихся осуществляется в начальной школе и в 5-7 классах основной школы. Элементы химических знаний на этих этапах обучения могут быть включены в интегрированные курсы «Окружающий мир» (начальная школа), «Естествознание» (5-7 классы), либо в систематические курсы биологии и физики. Химические знания, вводимые на этих этапах обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. В процессе пропедевтической подготовки учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения. Знакомство учащихся с этими вопросами в начальной и основной школах позволит в общеобразовательном систематическом курсе сократить время на изучение химии на эмпирическом уровне, быстрее перейти к рассмотрению химических явлений на основе учения о строении вещества.

Базовый компонент химического образования (8-9 классы) обязателен для всех учащихся. Он представлен в основной школе в виде систематического курса химии. Из него учащиеся получат знания, объём и теоретический уровень которых будет определять обязательную химическую подготовку школьников в основной школе. Поскольку эти знания станут основой для дальнейшего химического образования, как в школе, так и в других учебных заведениях, то обязательный уровень овладения ими, зафиксированный в Государственном стандарте среднего химического образования (концепции школьного химического образования, можно назвать базовым .

Базового уровня химической подготовки должны достичь все учащиеся, оканчивающие основную школу, независимо от того, какую специальность в дальнейшем они хотят приобрести.

Принципиально содержание курса химии базового уровня может быть реализовано в рамках моделей двух типов. В модели первого типа курс построен, исходя из внутренней логики химии как науки, а прикладные сведения будут играть роль иллюстраций, насыщающих каждый раздел. В основе модели второго типа лежат практические приложения химии.

Теоретический и фактический материал по химии элементов и соединений группируется вокруг сведений об областях применения химической науки технологии, их экологических, сельскохозяйственных, медицинских, энергетических аспектов. Обе модели должны обеспечивать одинаковый базовый уровень знаний у школьников, соответствующий Государственному стандарту среднего химического образования. В любом случае изучение курса строится на основе систематического применения демонстрационного и лабораторного эксперимента с нарастающей самостоятельностью учащихся в познавательном процессе.

Обучение химии на основе данного курса должно привести к пониманию учащимися химических явлений в окружающем мире, уяснению роли химии в развитии народного хозяйства, обеспечения благосостояния народа, к формированию «химической культуры» обращения с веществами и материалами. Учащиеся, окончившие основную школу, изучившие курс химии базового уровня, должны знать изученные классы неорганических и органических веществ и уметь определять их.

Профильный компонент школьного химического образования призван наряду с решением общих учебно-воспитательных задач, развивать интерес учащихся к химии, углублять их знания по химии, способствовать успешному усвоению в дальнейшем специальностей, связанных с химией. Этот компонент химического образования совпадает с профилированным звеном школы и неразрывно с ним связан. Уровень химической подготовки учащихся определяет выбранный ими профиль обучения.

В школах (или классах) естественнонаучного профиля обучение химии может осуществляться с разной глубиной в зависимости от того, какой учебный предмет учащиеся изучают углубленно. Если школьники углубляют свои знания в области физики или биологии (но не химии), то в этом случае им могут быть предложены разные курсы, облегчающие усвоение этих учебных дисциплин. Однако обучение химии также проводится на более высоком уровне.

Такие курсы должны включать сведения о химических связях, их гибридизации; в них должно быть раскрыто строение атомов не только малых, но и больших периодов; закономерности течения химических реакций с учетом энтальпийного фактора; дано представление о комплексных соединениях и т.п.

После изучения курса химии для школ естественнонаучного профиля учащиеся должны уметь характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений; зависимость получения и применения веществ от их внутренней структуры; использовать полученные теоретические сведения при изучении химических реакций. Полученные теоретические знания будут способствовать пониманию школьниками причин многообразия веществ, их материального единства.

Изучение промышленных способов получения отдельных веществ позволяет учащимся познакомиться с сущностью сырьевой, экологической, продовольственной и энергетической проблемами и оценить роль химии в их решении, с направлениями научно-технического прогресса в химии и осознать его гуманистическую направленность.

В классах с углубленным изучением химии учащимся можно предложить систему, состоящую из курса химии повышенного уровня, в котором, совершенствуя знания по вопросам неорганической и органической химии, и дополнительных курсов, задача которых состоит в значительном расширении химических знаний.

В рамках углубленного изучения химии учащиеся могут повысить уровень химических знаний, как в теоретическом, так и в прикладном аспекте. В первом случае основной аспект в преподавании должен быть сделан на теоретических вопросах неорганической, органической, а также физической химии. В случае прикладной направленности в обучении учащиеся получат знания по химической технологии, агрохимии и т.п.

Обучение с целью углубления химических знаний целесообразно начинать с общих вопросов, затрагивающих основы химической науки. Изучение же специальных курсов можно провести в различных сочетаниях в зависимости от выбранного учащимися направления углубленного изучения химии. Так, при химическом направлении они могут изучать неорганическую и общую химию, органическую химию, основы химического анализа. В этих классах допускается изучение основ физической химии.

В биолого-химических классах для изучения могут быть предложены органическая химия, основы химического анализа, биохимия. В случае выбора учащимися агрохимического направления им могут быть предложены органическая химия, основы химического анализа и курс «Химия в сельском хозяйстве».

Авторы концепции считают, что определять заранее требования к знаниям и умениям школьников, изучающих химию углубленно, нецелесообразно. Уровень знаний и умений у таких учащихся во многом будут определять возможности школы, квалификация учителя, избранное направление углубленного изучения химии (химическое, биолого-химическое, химико-технологическое и др.), а также возможности самих школьников. В связи с тем уровень требований к знаниям и умениям учащихся, углубленно изучающих химию, в каждом конкретном случае должен определять учитель. В качестве нижнего предела таких требований могут выступать требования к знаниям, формируемым общим курсом для школ естественнонаучного профиля.

Необходимо особо сказать о тех школах, условия в которых не позволяют реализовать указанные выше профили обучения. В них учащиеся будут изучать все общеобразовательные дисциплины так, как это принято в ныне действующей школе. Для таких учебных заведений можно рекомендовать курс химии для школ естественнонаучного профиля. Этот курс способствует развитию химических знаний учащихся, полученных ими в 8-9 классах. При его изучении у школьников расширится круг представлений о веществах, типах химических реакций.

По усмотрению учителя может быть осуществлено модульное построение учебного предмета с включением дополнительных тем или вопросов с учётом местных условий. Изучение курса химии для школ естественнонаучного профиля позволит учащимся продолжить химическое образование в высших учебных заведениях.

В свете изложенного учащиеся, закончившие 11 класс общеобразовательной школы, получают химическое образование трёх различных уровней: базового, естественнонаучного и углубленного.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утверждённой распоряжением правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756, на старшей ступени общеобразовательной школы (10-11 классы) предусматривается профильное обучение.

Концепция развития школьного химического образования

(Документ разработан в институте общего среднего образования РАО. А.А.Каверина, канд. пед.наук)

Вопрос о том, чему должна учить химия в школе тесным образом связан с анализом современных тенденций развития химической науки, тех проблем, которые она должна решать, а так же с проблемой выявления специфики учебно–воспитательного процесса и особенностейинтеллектуального развития учащихся на определенном этапе обучения.

В современном мире человек взаимодействует с огромным множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. Это взаимодействие отражает сложный комплекс отношений в системах «человек – вещество» и «вещество – материал – практическая деятельность». Результаты деятельности людей во многом определяются такими специфическими компонентами культуры, как нравственность и экологическая грамотность. В формировании этих компонентов культуры важное место должно быть отведено химическим знаниям.

Химия – это не только наука, но и значительная отрасль производства. Химическая технология составляет основу таких «нехимических» производств, как черная и цветная металлургия, пищевая и микробиологическая промышленность, производство лекарственных средств, индустрия строительных материалов и даже атомная энергетика. Это должно найти свое отражение при обучении химии.

Химия изучает ряд специфических закономерностей окружающего мира- связь между структурой и свойствамисложной системы, эволюция вещества. Эти закономерности, составляющие основу химической науки, должны найти отражение в учебном курсе химии.

Учебный материал должен стать базой для развития и интеллектуального совершенствованияличности. Формирования у учащихся зкологически целесообразного поведения, для понимания общественной потребности в развитии химии, для формирования отношения к ней как возможной области будущей практической деятельности.

Структура химического образования для 12 – летней школы может быть следующей:

Первая ступень системы химического образования – пропедевтический этап получения химических знаний в I –IV классах начальной школы и V – VII классах основной 10 – летней школы. Организацияданного этапа получения химических знаний в общеобразовательных учреждениях может осуществляться вариативно.

Обязательная общеобразовательная подготовка учащихся по химии будет осуществляться на второй ступени школьного химического образования - в VIII - X основной школы. Химические знания на этой ступени формируются при изучениисистематического курса химии VIII - X кл., или, как возможный вариант, VII - X кл. и являются основой для продолжения химического образования в старших классах( XI - XII ) средней (полной) школы. Организация второй ступени обучения химии должна быть обязательной для всех видов общеобразовательных учреждений.

Третья ступень школьного химического образования представляетсякак дифференцированная по типовым профилям: гуманитарному, техническому, естественнонаучному и др.

Обновленные структура и цели химического образования предполагают принципиальный пересмотр подходов к отбору содержания: он должен проводиться с учетом идей дифференциации обучения, гуманизации образования, согласованности уровней подготовки учащихсяна каждом возрастном этапе.

Федеральный компонент государственного образовательного стандартаначального общего, основного общего и среднего (полного) образования Образовательная область «Химия» (Документ разработан авторским коллективом под руководством А.А.Кавериной).

Структура стандарта

1. Общие положения.

2. Обязательный минимум содержания образовательной области «Химия».

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

4. Оценка выполнения требований стандарта.

Общие положения включают характеристику образовательной области «Химия», цели изучения ее, место химии в базисном учебном плане, содержательные линии.

Представленные в стандарте требования задают уровень владения учащимися обязательным минимумом содержания всех трех компонентов школьного химического образования. Они предполагают осуществление учебной деятельности разной степени сложности:

называть;

определять;

составлять;

характеризовать;

обьяснять;

пользоваться (обращаться с лабораторным оборудованием и веществами);

проводить эксперимент (опыты) и небольшие расчеты;

соблюдать соответствующие правила техники безопасности.

Требования сформулированы по ступеням обучения химии, содержательным блокам и линиям.

Выполнение требований стандарта проверяется с помощью «измерителей» - системы проверочных заданий. Представлены две формы заданий:

1.Со свободным ответом.

2.С выбором ответа.

В качестве образца представлены задания, ориентированные на проверку выполнения наиболее характерных требований по каждому содержательному блоку для основной и средней (полной) общеобразовательной школы.

Суровцева Р.П., Гузей Л.С. Химия. 8 - 9 классы: Методическое пособие. - 3 - е изд. - М.: Дрофа, 1998. - 80 с .

Химия в школе. Концепция обучения.

Система школьного образования претерпела существенные организационные изменения. Появились «основная» и «старшая» школы. Это повлекло за собой необходимость перестройки учебного плана и содержания школьных предметов, в том числе и химии.

Перестройка должна начинаться с концепции школьного предмета, а для ее выработки должны быть четко сформулированы ответы на следующие вопросы:

Зачем учить?

Как учить?

Чему учить?

Зачем учить химию в школе?

Школьный предмет «Химия» не может и не должен ставить своей целью изучение основ науки химии и приобретение практических химических знаний. Обе эти задачи решаются специальным (высшим или средним) химическим образованием. Попытки достичь нереальных целей приводят к перегрузке содержания предмета, к вульгаризации теоретических основ и эклектичности в выборе конкретного материала и в целом к дискредитации в глазах и обучаемого, и обучающего одного из важнейших предметов в системе естественно - научного воспитания человека на этапе получения им среднего образования.

Чему учить?

Другой важнейший принцип современного школьного обучения - фундаментализация знаний, осуществляемая путем тщательного подбора учебного материала, и обобщение их с мировоззренческих позиций.

Традиционная учебная программа по химии требует критического пересмотра с точки зрения необходимости включения части содержания в школьный курс.

Вторая поставленная цель - уточнение и конкретизация значений используемых слов.

Третья - акцентирование внимания на недостатках введения фундаментальных понятий и определений в химии, в частности понятий «молекула», «валентность», «степень окисления», «скорость реакции».

Как учить?

Мотивация обучения, в первую очередь, определяется содержанием учебника. Содержание учебника должно касаться непосредственно сегодняшней жизни школьника.

Главным стимулом умственных усилий ученика служит не столько конечная цель обучения - овладение знанием, сколько сам характер умственного труда.

Чрезвычайно важно, чтобы каждый ученик, в том числе и слабоуспевающий, почувствовал, что он может преодолеть трудности.

Построение учебника.

(Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева. Химия.8 класс. М.: Дрофа, 1999; Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева, В.В. Сорокин Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 1999)

В основу построения учебника положены шесть определяющих принципов.

Материал излагается на основе системы вводимых и выводимых понятий, которые подлежат усвоению.

Учащимся предлагается минимальное число вводимых специфических химических понятий и терминов.

Изложение материала строится так, чтобы уменьшить необходимость запоминания нового сведения. Новое представлено в учебнике как новое применение введенного понятия, которое становится очевидным для учащегося.

Учащимся предоставляется возможность самостоятельного приобретения нового знания в процессе его собственной деятельности, главным образом, при выполнении заданий по каждой теме.

В конце каждого параграфа даются задания, на основе которых осуществляется контроль усвоения темы. Задания не ограничиваются материалом данного параграфа, а опираютсяна весь предыдущий материал, требуют его использования.

Материал излагается на двух уровнях. Условие уровневой дифференциации обусловливает определенный подходк учебному процессу, который проявляется, прежде всего, в изменении характера взаимодействия с учениками.

Чошанов М.А.Гибкая технология проблемно - модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996.

Исходной методологической позицией построения технологии проблемно - модульного обучения является общая теория фундаментальных систем.

Технология проблемно - модульного обучения базируется на единстве принципов системного квантования, проблемности и модульности.

Модуль представляет собой определенный обьем учебной информации. Он может включать несколько модульных единиц, каждая их которых содержит описание одной законченной операции или приема.

Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель (общая или специальная); входной уровень, планируемые результаты обучения, содержание(контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки). Такая система предоставляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляциюсвоих учебных достижений.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога могут варьироваться от информационно - контролирующей до консультативно - координирующей.

Перестройка процесса обучения на проблемно - модульной основепозволяет:

  • интегрировать идифференцировать содержание обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку курсав полном, сокращенном и углубленном вариантах;
  • осуществлять самостоятельный выбор учащимися варианта курсав зависимости от уровня обученности и обеспечивать индивидуальный темп продвижения по программе;
  • использовать проблемные модули в качестве сценариев для создания педагогических программных средств;
  • акцентировать работу учителя на консультативно - координирующие функции управления познавательной деятельностью учащихся;

Специфику проблемно - модульной технологии обученияотражают основные принципы ее построения:

системное квантование; мотивация; проблемность; модульность; когнитивная визуализация; опора на ошибки;

экономия учебного времени

К преимуществам проблемно - модульного обучения относятся:

  • направленность на формирование мобильности знаний, гибкости метода икритичности мышления обучаемых;
  • вариативность структуры проблемного модуля;
  • дифференциация содержания учебного материала;
  • обеспечение индивидуализации учебной деятельности;
  • разнообразие форм и методов обучения;
  • сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;
  • эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний учащимися.

Недостатки:

  • «фрагментарность» обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до «самообучения», что можно расценить как «предоставленность учащихся самим себе» и отсутствие полноценного процесса обучения:
  • игнорирование целостности и логики учебного предмета;
  • трудоемкость изготовления проблемных модулей.

«Система химического образования в школе»

В определенный момент своей педагогической деятельности я поймала себя на мысли, что работа перестала меня радовать, приносить удовлетворение. Уроки проходят впустую, материал усваивается сложно, не всеми учащимися. Учащиеся стремятся получить лишь хорошую оценку, неважно какими путями. Сложившаяся ситуация меня не устраивала. Проанализировав свою деятельность, пришла к выводам:

Учиться трудно, учиться хорошо по – настоящему трудно, так как

Усложняются программы по предметам. Если 20 лет назад органическую химию учили только в 10 классе, было 10-летнее образование, в недалеком прошлом в 10 классе при 11-летнем образовании, сейчас органическая химия начинает изучаться в 9 классе.

Возрастают требования к уровню подготовки выпускника. Выпускники вынуждены сдавать ЕГЭ. Согласитесь, это сложнее сделать, чем сдать экзамен по билетам, да и 80 баллов выпускники набирают крайне редко, не говоря уже о 100 баллах.

Учителя тоже не всегда строят процесс преподавания в соответствии с требованиями современности. Обучение все еще остаётся традиционным.

Осознав сложившуюся ситуацию, пришла к выводу, пора что- то менять в подходах к преподаванию. Чтобы осуществить изменения на практике, необходимо было изучить теоретические вопросы преподавания, отобрать тот материал, который заинтересовал, подготовить дидактический материал, внедрить инновации, подвести итоги, сделать выводы.

Вся эта работа была начата и проведена с 2004 года. В этом году я прошла курсовую подготовку по теме «Личностно – ориентированный подход в обучении» под руководством Селивановой О.Г. , посещены лекции Русских Г.А. «Современный урок», изучен опыт внедрения личностно – ориентированного обучения в школах г. Яранска и Котельнича, изучен материал «Современные педагогические технологии».

Изучив и осознав данный материал, поняла, что он мне интересен, захотелось его использовать на практике. Четко определила цели и задачи своей педагогической деятельности в эти 6 лет.

Цель: Повысить результативность урока через использование методик и технологий личностно – ориентированного обучения.

Почему именно эта цель? Потому что я понимала, что выпускники будут конкурентноспособными, уровень подготовки их будет на достаточно высоком уровне, если материал будет усваиваться качественно на каждом уроке, постепенно, а не будет выучен за 2-3 дня до экзамена. Я сама была ученицей, студенткой, и прекрасно понимаю, что можно сделать вид умного внимательного слушателя и ничего не слышать на уроке. Став учителем, мне хотелось, чтобы дети слышали, понимали, учились на уроке, а не отсиживались. Чтобы достичь поставленной цели я определила следующие задачи:

Теоретическая подготовка по теме.

Отбор методов и приемов, которые я буду использовать.

Разработка комплекса КИМов и уроков средствами новых технологий.

Апробация разработанных материалов.

Подведение итогов, корректировка целей, задач.

Итак, изучив теоретический материал, я отобрала для использования в педагогической практике технологии:

1.проблемного обучения

2.УД

Методики:

Изучение уровня обученности

Изучения уровня обучаемости

Перевод учащихся с одного уровня обучаемости на другой

Усвоения ГОС

И ещё я отметила для себя, что урок должен строиться в модели современного урока, должны быть этапы: оргмомент, целеполагание, мотивация, актуализация, первичное усвоение, осознание и осмысление, закрепление, применение, контроль.

Отобранные мною методики легко ложились на современный урок, вписывались в его структуру.

На следующем этапе работы мне было необходимо разработать комплекс КИМов что и было сделано для 8 класса. Почти по всем темам разработаны:

1)Задания 1,2,3 уровня сложности, т. е. комплекс заданий для перевода учащихся с одного уровня обучаемости на другой.

2)По многим темам разработаны тесты достижений, или вопросы разноуровневые для контроля усвоения материала темы.

3) Небольшое количество уроков разработаны в рамках технологий: проблемного обучения и УД.

На следующем этапе разработанные материалы нужно было внедрить в практику, что и было сделано. Причем, когда данная работа проводилась, в одном из классов было 27 человек, класс был сложным по дисциплине, объем работы был достаточно велик. Апробируя данные подходы в обучении, пришла к выводу - данная система работы приносит результаты.

Таким образом, в моем представлении четко отразилась система преподавания, которая и получила название «Система химического образования в школе»

На каждом уроке я стараюсь придерживаться структуры современного урока. Причем для себя я выделила главный этап: контроль. Контроль усвоения новой темы. Может показаться, что это самый лёгкий этап урока. Что сложного, Дал задание учащимся - выполняйте. Но чтобы это этап прошел качественно, чтобы учащиеся показали, что материал усвоен, необходимо очень настойчиво и упорно трудиться в течение урока и не только учащимся, но и учителю. А учителю приходиться трудиться еще больше, так как необходимо разработать урок, продумать, предугадать.

И еще, после проведения контроля учитель четко представляет, усвоен материал, или нет. Если материал усвоен, значит нет смысла на следующем уроке проверять усвоение ГОС, можно давать задания, направленные на развитие учащихся, задания разного уровня сложности, от 1 к 10 типу первого уровня, от анализа к систематизации второго уровня, или третьего уровня, в зависимости от того на какой ступени развития стоит ученик.

На этапе контроля учащиеся получают оценку, она идет в журнал. Если оценка отрицательная, она не ставится, на следующем уроке у учащихся снова проверяется усвоение ГОС, и если оценка вновь отрицательная- она идет в журнал.

А сейчас о каждом этапе урока.

Целеполагание . Оно должно быть обязательно. Причем, лучше, если учащиеся сами будут определять цели и задачи. Тогда материал будет усваиваться осознанно.

Мотивация. Стараюсь найти моменты, которые доказывают, что это нужно самим ребятам, что в жизни с этим материалом они обязательно столкнуться, стараюсь заинтересовать содержанием, либо говорю, что в конце урока будет проверочная работа по новой теме. Внешняя мотивация тоже немаловажна..

Актуализация. Обязательно вспоминаем и озвучиваем те знания, которые будут необходимы для изучения новой темы.

Первичное усвоение, осознание и осмысление . На этих этапах материал звучит трижды, но в разных ракурсах: рассказ, работа с учебником, беседа и т.д.

Закрепление. Подводим итоги, делаем выводы.

Затем идет отработка ЗУН на этапе применения.

Последний этап – контроль . Часто в контроль включаю вопросы рефлексии.

Таким образом, на этапе изучения, осознания и осмысления, а так же на этапе контроля реализуется методика усвоения ГОС.

На этапе повторения материала реализуется методика перевода учащихся с одного уровня обучаемости на другой.

Методика определения уровня обучаемости применяется 1-2 раза в год, служит основанием для дифференциации.

Методика определения уровня обученности используется на уроках контроля усвоения знаний по теме.

Мое главное правило – спросить каждого ученика на каждом уроке. 1-2 устно, остальных письменно.

Конечно, такая работа является очень напряженной и ребята устают от постоянных проверочных, но пока другого выход я не вижу. Да и ребята сами понимают, что напряженная работа идет им на пользу. Однажды в конце урока, перед очередной проверочной работой я обратилась к ребятам со следующими словами: «Ребята, с нас, учителей, требуют очень много. Мы должны каждого ученика на каждом уроке научить на 3. Вот мы только что закончили изучать тему, как же мне узнать, усвоили вы ее или нет?» Одна девочка говорит: «Провести проверочную работу». Класс, конечно же, в восторг не пришел, но коль вывод был сделан самими ребятами, дальше мы стали писать проверочную работу.

Вполне резонно будет сейчас сказать, в чем заключается инновационная направленность моего опыта. Она затронула в целом всю структуру урока. Я, готовясь к уроку, просчитываю каждый его этап поминутно. Оргмомент - 1-2 минуты, повторение до 10 минут ит.д. Отслеживаю результаты у каждого ученика, использую методики личностно – ориентированного обучения.

Применяя данную систему образования я пришла к следующим результатам и выводам.

Готовиться к урокам стало сложнее, но есть реальный конкретный результат на каждом уроке у каждого ученика, и я его знаю.

Минимум материала способны усваивать на уроке все учащиеся, даже очень слабые, если они смотивированы на результат.

Успеваемость по предмету повысилась и поддерживается на уровне 100%.

Средний балл по предмету повысился с 3,5 до 3,9. Четко спланированная работа на уроке позволяет забыть о дисциплине, так как каждая минута расписана, нет времени на посторонние занятия.

Некогда заниматься списыванием, да и не у кого, если все учащиеся находятся на разной ступени развития и получают индивидуальные задания.

Накапливаются оценки в течение триместра, так как каждый ученик получает оценку на каждом уроке. Поэтому оценка итоговая за триместр объективная.

Так как материал усваивается на каждом уроке, учащиеся очень легко адаптируются при переходе в другое учебное заведение. По химии они не испытывают никаких затруднений.

Принимают участие в районных олимпиадах, занимают призовые места.

Выбирают химию для прохождения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В 9 классе выбирают предмет для гос. аттестации даже слабые ученики.

Поступают в высшие учебные заведения с результатами ЕГЭ по предмету: Уральский лесотехнический университет, Пермская фармацевтическая академия, Марийский лесотехнический университет, Кировская сельскохозяйственная академия, Вятский государственный университет на бесплатной основе.


(Материалы из книги С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянскай "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ОО")

Современные требования к деятельности учителя химии

В настоящее время школьное химическое образование основывается на изучении 5 основных теоретических концепций:

Атомно-молекулярное учение;

Теория электролитической диссоциации;

Механизм и условия протекания химических реакций;

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Профессиональная деятельность современного учителя химии начинается с правильно определенных задач процесса обучения, которые определяющим компонентом всего процесса, способствующие отбору содержания, выбору структуры, реализации методов и средств обучения. Поэтому на каждом уроке учитель должен четко и аргументировано проговорить основные цель и задачи урока. Продолжением такой системности является определение учителем подцели каждого из этапов урока. Только определив общую цель и логически вытекающие подцели процесса обучения, учитель химии сможет совершить вест процесс обучения и воспитания. Содержание школьного курса включает ознакомление учащихся с основами науки, законов, теорий, понятий; способствует формированию у учащихся научной картины мира, всестороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, интереса к предмету, бережного отношения к природе; обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся. Завершающим компонентом учебного процесса являются результаты обучения.

В основе отбора содержания и построения школьного курса химии лежат следующие принципы:

Научности;

Системности и последовательности;

Доступности, наглядности;

Связи теории с практикой.

Школьный курс химии образуется двумя основными системами знаний – системой знаний о веществах и системой знаний о химических реакциях.

Из огромного многообразия веществ для изучения отобраны следующие: имеющие большое познавательное значение (водород, кислород, ввода, основания, соли); имеющие большое практическое значение (минеральные удобрения, иониты, мыла, синтетические моющие вещества и др.); играющие важную роль в неживой и живой природе (соединения кремния и кальция, жиры, белки, углеводы и др.); на примере которых можно дать представления о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислота, этилен, альдегиды и др.); отражающие достижения современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, пластмассы, искусственные алмазы, синтетические аминокислоты, белки и др.). Отечественный школьный курс основан на изучении понятия о веществе. Современный учитель химии должен не только владеть предметными знаниями, методическими приемами и современными педагогическими технологиями, но и применять их на практике, моделируя и анализируя различные педагогические ситуации.

Долгое время документом, определяющим критерии учителя химии, являлась профессиограмма, акцентируя внимание на следующие основные задачи учителя.

1. Формулировать общие, специфические и частные цели и задачи химического образования в основной и полной средней (общеобразовательной и профессиональной) школе современного типа.

2. Осуществлять отбор и реализацию содержания учебного материала по химии в соответствии с целями и задачами химического образования с учетом важнейших функций обучения химии, а также особенностями данной школы, учебных групп, отдельных учащихся.

3. Структурировать содержание обучения химии в разнообразные типы и формы уроков, внеклассных мероприятий и факультативных занятий.

4. Выбирать и реализовывать в процессе современной технологии обучения химии оптимальные традиционные и инновационные методы, средства и формы воспитания.

5. Проектировать и умело использовать различные условия обучения (учебно-материальные, санитарно-гигиенические морально-психологические экономические, эргономические и др.).

6. Прогнозировать и организовывать в соответствии с научной организацией труда (НОТ) познавательную деятельность учащихся, работу учебного кабинета, лаборанта, а также собственную педагогическую деятельность учителя химии.

7. Мобилизовать учащихся на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач путем использования в процессе обучения химии методов мотивации и стимуляции учащихся.

8. Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения химии в разных типах школ (лицей, колледж и др.).

9. Корректировать процесс обучения химии с учетом ожидаемого и реального его протекания.

10. Организовывать не только процесс учебного познания и труда, но и общение между субъектами образовательной деятельности. 22

11. Создавать в процессе учебных, внеклассных и факультативных занятий по химии частично поисковые и исследовательские ситуации, необходимые для формирования творчески активной личности.

12. Воспитывать у учащихся в процессе обучения химии интерсоциальные свойства личности: гуманность, потребность в познании и труде, ценностное отношение к материальной и духовной культуре, к природе, творческую активность, саморефлексию.

13. Развивать у учащихся представления о химических объектах окружающего мира, различные виды памяти, интегративный стиль мышления, эмоционально-волевые качества, социально-позитивные мотивы и потребности, познавательный интерес к химии.

14. Оценивать результаты обучения химии (уровни сформированности химических знаний, специфических предметных умений и ценностных отношений к химической науке, химическому образованию, природе, химической технологии, химическому производству и другим объектам).

15. Изучать и использовать инновационный опыт работы учителей химии, осуществлять самоанализ своей деятельности, самоконтроль, самосовершенствование и самообразование с целью достижения педагогического мастерства, высокого уровня профессионализма. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования основные задачи российского образования определены как повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Для того чтобы добиться успехов в обучении химии, учителю химии необходимо хорошо понимать сам процесс обучения на всех этапах, начиная с пропедевтических курсов и завершая профильным обучением в 10–11 классах. К основным компонентам процесса обучения химии относят следующие: цели и задачи обучения, содержание учебного предмета химии, методы и средства обучения, преподавание (деятельность учителя химии), учение (деятельность учащегося, изучающего химию).

Функциональные компоненты модели учителя современной школы

1. Гностическая (познавательная) функция:

умение легко ориентироваться в содержании преподаваемого предмета «химия» (выделять главное, существенное; видеть проблемные для школьников темы; предвидеть затруднения и т.д.);

умение учитывать индивидуально-психологические особенности усвоения учебного материала учащимися;

умение диагностировать процессы развития учащихся, как в когнитивном, так и в общепсихологическом планах.

2. Конструктивная функция:

умение формулировать цели и задачи педагогического процесса;

умение планировать системы педагогической деятельности по химии на уроках и во внеурочной работе;

умение осуществить отбор содержания, форм и методов реализации плана.

3. Коммуникативная функция:

умение использовать психологические законы передачи, восприятия и усвоения учебного материала по химии;

умение оптимально представлять информацию для восприятия учащимися с учетом ее содержания и характера;

умение организовать пространство общения;

умение регулировать формы подачи информации (использование технических средств обучения, таблиц, схем и т.д.);

умение формировать эмоционально-ценностное отношение к информации;

умение работать в режиме диалога;

умение стимулировать процессы общения;

умение использовать выразительные средства общения (вербальные и невербальное).

4. Организационная функция:

умение организовать работу учащихся на уроке по химии;

умение делегировать часть функций учащимся;

умение распределять функции и обязанности в классе;

умение «чувствовать» учебную ситуацию;

умение объективно оценивать ход и результаты работы;

умение организовать не формальную, а рабочую дисциплину;

умение контролировать план выполнения работы на уроке, в четверть, за год.

5. Функция самореализации:

умение отслеживать, анализировать и обобщать личный профессионально-педагогический опыт;

умение адаптировать удачные методические приемы других учителей в свою педагогическую систему;

умение комплексно рефлексировать динамику собственной «Я-концепции».

В соответствии с основными требованиями к выпускникам новой

школы учитель химии должен:

Понимать роль учебных заведений в обществе, основные

проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

Знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

Понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;

Учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

Обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.

Учитель химии должен знать:

сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;

пути совершенствования мастерства учителя и их способы самосовершенствования;

методику преподавания своего предмета;

содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;

требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по предмету, устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

вопросы частных методик школьных курсов по предмету;

различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;

методы формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей и логического мышления учащихся;

научные основы отдельного курса предмета, историю и методологию соответствующей отрасли науки;

методы компьютерной обработки информации.

Учитель химии должен уметь:

проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;

использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Итак, резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что современные требования к деятельности учителя химии определены компонентами федерального государственного образовательного стандарта общего образования, введением профильного образования с обязательным введением элективных курсов и вариативностью школьных учебных программ.