Меню Рубрики

Методика изо в коррекционной школе 8 вида. Типы уроков изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе viii вида

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида (2 класс)

по теме: «Декоративное рисование узора для косынки».

Подготовила Аверьянова Надежда Анатольевна,

Учитель ОКУ ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 6 VIII вида

Г. Саратова»


Цель урока . Учить детей украшать узором предметы треугольной формы.
Задачи урока . Учить детей работать с трафаретом.
Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации.
Совершенствовать навыки раскрашивания рисунка, соблюдая контуры изображения при работе с акварельными красками.
Корригировать мыслительные процессы.
Оборудование урока : рисунки и иллюстрации по теме, образцы узоров,
трафареты треугольников разного размера, операционная карта, альбомы, простые карандаши, кисти, акварельные краски, баночки для воды.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент . (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Беседа. (4 мин.)
(Объявляется тема урока).
Наша тема урока называется Декоративное рисование узора для косынки.
Сегодня мы будем с вами составлять узор для косыночки. Посмотрите как она выглядит. На какую геометрическую фигуру она похожа. Правильно, треугольник. Как вы догадались? Сколько углов у косынки? Ребята, вспомните, какие еще фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Покажите их на доске.
Возьмите в руки карандаши и все вмести мы сейчас попробуем их нарисовать их в воздухе. Послушайте стихотворение.
1) Быстро кружится пчела,
Ведь она нектар несла.
Делает она за кругом круг
И зовет своих подруг!
(Водим карандашом в воздухе рисуя круги)
2) Муравей домой спешил
И соломинку тащил.
Братцы строят новый дом,
Будут жить зимою в нем!
(покажите как выглядит домик у муравья. Начинаем с основания домика. Рисуем прямоугольник, над ним рисуем квадрат, затем крыша. На какую фигуру она похожа? треугольник).
У вас на партах лежат трафареты треугольник.Посмотрите внимательно сколько их и какого они размера? (три, от большего к меньшему)

3. Объяснение . (Работа с операционной картой).(9-11 мин.)
Учитель демонстрирует этапы работы, а учащиеся за ним выполняют.
1) Расположите большой треугольник в центре альбомного листа и обведите его. Молодцы! Правильно.
2) Внутри большого треугольника обведите треугольник меньшего размера.
3) Обведите последний треугольник самого маленького размера.
4) Половина нашего рисунка готово. Теперь нам необходимо нарисовать узор на косыночке. Посмотрите какие узоры могут быть выбраны для узора. (демонстрация узоров для косынки). Цветочки, кружочки, сеточка, полосочки. Какого они цвета? ...
4.
Самостоятельная работа учащихся .(15-16мин.)(музыка)
А теперь самостоятельно расписываем узор косыночки.
(Фронтальная и индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
В процессе раскрашивания учащиеся вспоминают о способности смешивания красок.
Учитель задает вопрос учащимся.
5) . Отложили в сторону карандаши, давайте не много с вами отдохнем.

5. Физ. минутка .(2 мин.)
Под весенние напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз.
Вправо, влево головою,
Руки вверх, перед собою.
Топнем правою ногою,
Топнем левою ногою
И покрутим головою.
Голову поднимем выше
И легко подышим.

6. Выставка работ учащихся . Выставление оценок.(4 мин.)
На доске выставляются все работы учащихся, проводится анализ их выполнения и выставление отметки (отметка ставится коллективно – учителем и учениками).


7. Подведение итогов .(2-3 мин.)
Учитель задает вопросы учащимся.
― Какая была тема сегодняшнего урока?
― Что мы рисовали?
― Какую форму имеет косыночка? (треугольную)
― Что мы нарисовали на косыночке? (узор)
― Какую форму имеют узоры на косынке? (цветочки, сеточка, круги...)
― Для чего нужна косынка? (что бы летом голову не напекло)
Все молодцы. Хорошо нарисовали. На этом наш урок закончен.
Дежурные убирают рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители И. А. Грошенков под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико - синтетической функции мышления. Происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержаны, собраны, внимательны, аккуратны. Их деятельность приобретает осознанный целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность, настойчивость, желание довести начатое до конца. Происходит сенсорное развитие и воспитание, в процессе которого дети знакомятся с такими свойствами предмета как: цвет, форма, величина, пространственное расположение. В работу включаются двигательные и мускульно - осязательные анализаторы. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается воображение, зрительная память, фантазия, формируются, уточняются и закрепляются представления об окружающих предметах и явлениях. Происходит развитие восприятия пространства и пространственных представлений. Коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся.

Общая характеристика курса изобразительной деятельности во 2-4 классах

В курсе изобразительного искусства во 2 классе можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Во 2 классе дети учатся проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), рисовать от руки основные геометрические фигуры; составлять узоры; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи; использовать в узорах различные цвета.

Программа позволяет формировать у учащихся умение правильно размещать изображения на листе бумаги; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета.

Рисование на темы формирует у детей умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умение объединять эти предметы в одном рисунке.

Беседы об изобразительном искусстве позволяют развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц; знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из детских книг. Так же в процессе обучения рассматриваются изделия народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукции художественных произведений. Для этого выделяется 10-15 минут на уроке два раза в четверть.

В курсе изобразительного искусства 3 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству школьников.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

В 3 классе школьники продолжают знакомиться на уроках декоративного рисования с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий они получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках.

Школьники учатся рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

В 3 классе учащиеся практически выполняют и стараются передать в рисунках зрительное соотношение величин предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.

На каждом уроке изобразительного искусства выделяется 10-15 минут на знакомство с изделиями народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.

Уроки изобразительного искусства имеют большое практическое значение в развитии познавательной деятельности школьников.

В курсе изобразительной деятельности 4 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

Место курса в учебном плане

Базисный учебный план на изучение изобразительной деятельности в 1-4 классах отводит 1 час в неделю, всего в 1 классе 33 урока, во 2-4 классах 34 урока.

Академические, жизненные результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:

1 класс

академические:

Организовывать свое рабочее место;

Пользоваться кистью, красками, линейкой, кистью;

Применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (каран-даш, фломастер) материалами для выражения смысла, настроения;

Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

Применять основные средства художественной вы-разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па-мяти и представлению) в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

Рисовать кистью без предварительного рисунка моменты народных орнаментов: геометрические и растительные.

жизненные:

Проявление эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

Выражение собственного мнения при оценке произведений искусства;

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

Стремление ис-пользовать художественные умения для создания красивых ве-щей или их украшения.

2 класс

академические:

Свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

Различать и знать названия цветов;

Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

жизненные:

Овладение элементарными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовидовым признакам;

Формирование умения понимать причины успеха и не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Овладение умением вести диалог;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

3 класс

академические:

Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного распо-ложения изображаемого;

Самостоятельно размещать изображение отдельно взято-го предмета посередине листа бумаги;

Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

Правильно распределять величину изображения в зави-симости от размера листа бумаги;

Делить лист на глаз на две и четыре равные части;

Анализировать с помощью учителя строение предмета;

Изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

В рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по вели-чине;

Различать и называть цвета и их оттенки;

Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художе-ственных картин характерные признаки времен года, пере-даваемые средствами изобразительного искусства;

Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отме-чать в работе достоинства и недостатки.

жизненные:

Овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;

Формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

Развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

4 класс

академические:

Правильное определение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги;

Передача в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

Использование осевых линий при построении рисунка симметричной формы;

Передача объёмной формы предметов элементарной светотенью, пользуясь обычной штриховкой;

Подбор и передача в рисунке цвета изображаемых предметов;

Использование гуашевых красок при рисовании орнаментов;

Анализ своего рисунка и рисунка товарища;

Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

Рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

жизненные:

Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- активно использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно - эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно - творческую и предметно - продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способностей оценивать результаты художественно - творческой деятельности, собственной и одноклассников.

2 класс

Декоративное рисование

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование с натуры

Учить детей правильно размещать изображения на листе бумаги; различать и называть формы квадратных прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование на темы

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предметов, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

3 класс

Декоративное раскрашивание.

Учить детей рисовать узоры из геометрических и расти-тельных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повто-рение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамен-тов в квадрате; правильно располагать элементы оформле-ния по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры.

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать пред-меты квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы приме-нять среднюю (осевую) линию; развивать умения опреде-лять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы.

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изоб-ражения нескольких предметов, объединяя их общим со-держанием; располагать изображения в определенном по-рядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю-дая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве. (2 раза в четверть)

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродук-циях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусст-ва; развивать у них умение видеть красоту природы в различ-ные времена года.

4 класс

Рисование с натуры.

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование на темы.

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Примерные задания:

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».


Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).


Рисование на тему «Космические корабли в полете».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Тематическое планирование 1 класс

Номер пункта

Количество часов

§ 1. Подготовительные упражнения

Рисование предметов разной формы и окраски.

Рисовать предметы разной формы и окраски.

Рисование предметов разной формы и величины.

Рисование прямых линий в различных направлениях.

Рисовать прямые линии в различных направлениях.

Рисование прямых, вертикальных, горизонтальных линий.

Игровые графические упражнения «плывет кораблик по волнам, дым идет».

Рисовать кривые, замкнутые линии.

Замкнутые круговые линии. Клубок ниток, воздушные шары.

Предметы разной величины. Шары большие и маленькие.

Использовать шаблон при рисовании геометрических фигур.

Рисование предметов круглой, овальной формы.

Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов (дом).

Обводить рисунок по точкам. Оформлять геометрический узор.

Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе.

Составление и рисование узора в полосе (круг, квадрат).

Рассматривание в иллюстрациях простых предметов и рисование.

Рисование круга по шаблону. Деление круга на четыре части. Построение внутри него квадрата.

Делить рисунок на равные части.

Рисование предметов, состоящих из нескольких частей (флажок, бусы).

Рисование веточки ели.

§ 2. Рисование с натуры.

Рисование с натуры шарфа, шапки.

Уметь срисовывать предметы с натуры.

Оформлять красками поздравительные открытки.

Рисовать рисунки на заданную тему.

Оформлять свою работу эстетически красиво.

Рисование на тему: «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента.

Рисование игрушки - светофора.

Узор для закладки в полосе. Беседа о дымковской игрушке.

Рисование игрушки - кораблика.

Башенка из строительного материала.

Узор в круге.

Тематическое рисование «Я ракету нарисую».

Узор из треугольников.

Рисование праздничного флажка.

Рассматривание иллюстрации «Конек-горбунок». Узор из растительных форм.

Рассматривание иллюстрации сказки «Три медведя».

Рисунок к сказке «Колобок», «Колобок катится по дорожке»

Рисование на тему: «Здравствуй, лето».

Тематическое планирование по изо 2 класс

Номер пункта

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

§1. Рисование с натуры.

Рисование с натуры овощей.

Правильно размещать изображение на листе бумаги; различать называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, с права, с лева; выявлять характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование с натуры фруктов.

Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор.

Рисование с натуры веточки ели.

Рисование с натуры праздничных флажков.

Рисование с натуры елочных игрушек.

Рисование с натуры рамки для картин.

Рисование с натуры игрушки рыбки.

Рисование с натуры портфеля. Беседа об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры дорожного знака «впереди опасность»

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

Проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдать чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зленный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Самостоятельное составление узора в полосе.

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике.

Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

Рисование в квадрате узора из веточек ели.

Рисование узора из снежинок.

Узор в полосе для косынки в треугольной форме.

Рисование узора в круге - расписная тарелка (круг - готовая форма).

Рисование на доске не сложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.

Оформление открытки «Ракета летит».

§3. Рисование на темы.

Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Рисование на тему снеговики.

Рисование на тему детские забавы детей. Беседа по картинам.

Рисование на тему «наша армия родная»

Рисование на тему: рыбки в аквариуме среди водорослей.

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомства с полхов-майданскими изделиями.

Тематический рисунок (дом, украшенный к празднику флажками и огоньками).

Беседа по иллюстрациям к народным сказкам художника Ю. Васнецова.

Тематическое планирование по изо для ученицы 3 класса

Номер пункта.

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Рисование осенних листьев.

Рисование узора в полосе из листьев.

Рисование с натуры ветки дерева.

Рисование яблока, груши, морковки.

Рисование флага России.

Рисование доски для резания овощей.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Рисование геометрического орнамента в круге.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Рисование с натуры игрушечного домика.

Узор для гжельской тарелки

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование узора в полосе

Рисование на тему «Нарядная елка».

Беседа по картинам на тему «Зима»

Рисование узора на рукавичке.

Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование с натуры постройки домика

Рисование с натуры молотка.

Рисование с натуры детской лопатки.

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Рисование на тему «Елка зимой в лесу»

Рисование поздравительной открытки.

Рисование игрушки вертолета

Рисование по образцу орнамента из квадратов

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Рисование весенней веточки (Верба)

Рисование орнамента из квадратов.

Рисование на тему: «Деревья весной»

Рисование на тему «Праздник победы»

Рисование куста земляники с цветами

Научиться различать названия листьев различных деревьев. Изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию - главного направления формы листа.

Знать правила построения узора в полосе. Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Знать признаки осени. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше, близких предметов - крупнее дальних.

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Знать символическое значение красного, белого и синего цветов флага. Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций.

Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги.

Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм». Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии.

Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык, проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). Распознавать формы простейших плоских фигур

Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне).

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы. Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.) Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки.

Знать правила построения узора в полосе. Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Знать правила построения узора

Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно располагать элементы оформления на рукавичке.

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию. Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Придерживаться заданного темпа работы.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Уметь выражать свои мысли.

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

Устно описывать объекты наблюдения.

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта)

Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей.

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Уметь рассказывать, что изображено на картине.

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Знать строение изображаемого предмета: части растений. Уметь рисовать с натуры куст земляники с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности. Уметь выделять главное.

Тематическое планирование 4 класс

Количество

Характеристика основных видов деятельности ученика

§ 1. Рисование с натуры.

Изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Изображать объемные предметы цилиндрической, конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Называть части (конструкцию) изображаемого предмета. Совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать натуру с рисунком.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

Рисование с натуры ветки рябины.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

Рисование с натуры игрушки - автобуса.

Рисование с натуры игрушки - грузовика (фургона).

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа)

Рисование с натуры предметов симметричной формы (раскрытый зонт)

Использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. Рисовать квадрат и делить его на равные части. Проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоничное сочетание цветов. Определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Роспись богородской игрушки.

Роспись посуды в стиле «Золотая хохлома».

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

§ 3. Рисование на тему.

Воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования. Рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы - игрушки; повторять освоенные ранее изображения; всесторонне рассматривать несложные по форме предметы Рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). Компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше, близких предметов - крупнее дальних.

Узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Рисование на тему «Городской транспорт».

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

Всего

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

  1. «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для мобилизации положитель­ных возможностей умственно отсталых детей. При этом эти усло­вия не возникают автоматически. Эффективность работы по всœестороннему развитию умственно отсталых детей всœецело зависит от учителя, первостепенная задача которого – сделать уроки изобразительного искусства коррекционно - направленны­ми. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы макси­мально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отста­лого ребенка в целом.

Изобразительная деятельность требует от рисующего прояв­ления сложного комплекса различных умений. Чтобы нарисо­вать какой-либо предмет, его нужно хорошо рассмотреть, опреде­лить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято – нужны еще специальные умения, чтобы это воспринятое было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. Практика обучения показывает, что при хорошей организации и совершенной методике преподавания учащиеся вспомогательной школы вполне могут овладеть простейшими навыками изобразительной деятельности.

На уроках изобразительного искусства у учащихся совершен­ствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, вооб­ражение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют бо­лее активному формированию наглядного мышления. Требова­ние передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и осо­бенности, которые, как правило, не становятся объектом вни­мания при пассивном наблюдении.

Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета͵ величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнее, чем большее количество анализаторов участ­вует в данном процессе. Зрительные, осязательные, кинœестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений! Проводимые на уро­ках специальные упражнения должны быть направлены на вы­работку координированной деятельности этих анализаторов.

Умственно отсталые дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельно­сти, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются благо­приятные условия и для развития навыков письма, Следует подчеркнуть, что занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

Под влиянием целœенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравне­ния, легче устанавливают сходство и различие предметов. По­знание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

Занятия по изобразительному искусству играют значитель­ную роль и в развитии эстетического восприятия учащихся. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллекту­ального и эмоционального недоразвития первоначально воспри­нимают только элементарные проявления красоты. Под влия­нием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной ра­боты, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклас­сное время расширяется сфера их чувственного познания. На базе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в осо­бенности ощущений цвета͵ цветосочетаний, ритма.

Особое значение для развития эстетического восприятия у умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация на уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скульптур, декоративно-прикладных изделий и т. п.), через эмо­циональное восприятие которых учащиеся вспомогательной шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

В процессе обучения изобразительной деятельности учащие­ся приобретают некоторые знания основ реалистического рисун­ка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность.

Рисование достаточно широко используется на уроках по другим учебным предметам. Детские рисунки облегчают учи­телю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность.

Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащих­ся более целœенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразо­вательное значение учебных предметов значительно повышается.

Наконец, крайне важно отметить, что уроки рисования помо­гают изучить некоторые индивидуальные особенности умствен­но отсталых школьников. Наиболее, отчетливо это прослежи­вается в том случае, в случае если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индиви­дуальных особенностей учащихся позволяет учителю более пра­вильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу.

Получить оптимальные результаты в процессе занятий изо­бразительной деятельностью, значительно усилить эффектив­ность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобра­зительного искусства на личность умственно отсталого ребенка в целом можно только при условии рационального использова­ния всœех возможностей, заключенных в данном учебном предмете.

Вопросы и задания

1.Какие общие и специальные задачи решаются при обучению изобразительному искусству учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида?

2. Каково значение изобразительной деятельности в общей системе обучения данных учащихся?

3. Проведите сопоставительный анализ задач обучения в массовой школе и школе восьмого вида.

4. Почему занятия рисованием оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию чувственного познания и мышления умственно отсталых школьников?

Специальной (коррекционной) школе VIII вида - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Специальной (коррекционной) школе VIII вида" 2017, 2018.

  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании... .


  • - VIII. Александр Иванов и Суриков. Цветовые проблемы пленэра и картина.

    Александр Иванов 10 июня 1855 года писал: «Одним словом, я, как бы оставляя старый быт искусства, никакого еще не положил твердого камня к новому, и в этом положении делаюсь невольно переходным художником...» 1. Хотя эти слова сказаны в связи с поисками нового толкования... .


  • - VIII. ЛЮДИ

    Снова я коснулся истины и, не поняв, прошел мимо. Я уже думал - вот и гибель, предел отчаяния, и тогда-то, оставив всякую надежду, обрел душевный покой. Кажется, в такие часы и узнаешь самого себя, находишь в себе друга. Ничто не сравнится с этим ощущением душевной... .

  • - Шаблі XVI-XVIII ст. Розподіл за типами.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в. В XVI-XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии.... .


  • - С кожаными нащечниками (XVIII в.).

    С левым крылом, в железном пластинчатом шлеме Чукотский воин в доспехе из лахтачьей кожи Чукча, отпугивающий копьем собаку (XIX в.). Реконструкция. Рисунок А. В. Сильнова 4 М е н я л о - полупереваренное содержание оленьего желудка. Из этой... .


  • Конорева Лариса Алексеевна,
    учитель изобразительного искусства
    ГБСКОУ школа №13
    Приморского района Санкт-Петербурга

    В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество

    помогаетребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и т.д,).

    Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

    В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали - ребенок живет чувствами. Для него не столько важно какчто-то нарисовано - сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество - это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.

    В нашей школе учатся ребятас разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные.Но каждый из них уникален - это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детямнедостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

    Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А, ребята должны рисовать толькокарандашами. Но я считаю, что работа краскамиоказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств. В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные технологии изображения.Эти задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во времяурока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу. В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмовкаждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Мы все когда- то были детьми, а значит и этот«язык» творчества для нас не чужой и понятен. Я старалась подружиться с ребятами,делила с ними то, что для них так значимо! И в этом мне помогали упражнения и с элементами арт - терапии. Задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

    Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

    Многие виды не традиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук.


    М.А. Овчинникова
    учитель изобразительного искусства
    высшей квалификационной категории
    Елабуга, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елабужская школа №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
    Работа с детьми на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе VIII вида
    Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
    У этих детей отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, иногда чересчур обидчивы. Их поведение лишено стойких мотивов.
    В настоящее время преобладает количественный подход в оценке качеств человека. Наука относится к человеку, как к прибору, параметры которого можно измерить и, соответственно, определить его место среди других людей. В психологии возникло понятие норма и ее количественная оценка. Однако, понятие нормы очень условно и чаще всего означает большинство (или около 70%). Все остальное не норма, которая включает в себя и недостаточность и одаренность.

    Одаренность - это не просто избыток над нормой, часто она сопровождается недостатком в других областях, а недостаточность (в частности интеллектуальная) может сопровождаться одаренностью в чем-либо другом. Для актуализации компенсаторных возможностей были предложены методы, направленные на выявление этих возможностей и организацию пространства для работы, а также на активизацию элементарных и высших психических функций в комплексе.
    У умственно отсталых школьников наблюдается недоразвитие целенаправленности деятельности, что выражается прежде всего в нарушении ориентировки в задаче. При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя дети-олигофрены приступают к выполнению поставленной задачи без должной предварительной ориентировки в ней.
    Это отчетливо обнаруживается у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида. Так, при выполнении практических действий с предметами по предложенному образцу они приступают обычно сразу к построению объекта, не анализируя предварительно образец, следовательно, появляется множество ошибок.
    Рисунки детей до коррекции

    Формирование графических навыков
    Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования графических навыков у учеников коррекционной школы VIII вида. При формировании графических навыков обнаруживаются следующие недостатки.
    1. Недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения.
    2. Неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.), недостаточная дифференцированность восприятия и представлений.
    3. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности.
    4. Грубое (у определенных групп) нарушение моторики, нескоординированность движений, параличи, парезы и др.
    В результате этого графические навыки формируются на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормально развивающихся школьников. У умственно отсталых затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др. В структуре речи умственно отсталых наблюдаются нарушения всех ее сторон: информационной, эмоционально-выразительной, регулятивной. Характерны бедный словарный запас, примитивность высказываний. Таким детям трудно действовать по словесной инструкции, они не могут согласовать речь и деятельность, прокомментировать происходящее.
    Общие дидактические принципы
    1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Формирование у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения.
    2. Принцип связи обучения с жизнью. Для этих детей важно знать, зачем нужны те или иные знания, они должны быть закреплены на практике, перенесены в реальную жизнь.
    3. Принцип научности и доступности предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
    4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Важное значение для систематизации имеют уроки обобщающего повторения.
    5. Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное усвоение ЗУНов, использование этих знаний в жизни.
    6. Принцип наглядности в обучении. Самый важный, с него начинается обучение. Использование игрушек, картинок, иллюстраций. Необходимо правильное соотношение наглядных и словесных методов.
    7. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.
    8. Принцип прочности в обучении. В школе 8 вида необходимо постоянное повторение. Повторение предусмотрено в самой программе школы 8 вида.
    Специфические принципы обучения
    1. Принцип коррекционной направленности в обучении. В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета. Помимо предметов общей подготовки в программу введены специальные дисциплины (социально-бытовая ориентировка). На таких уроках решаются коррекционные задачи. Коррекционные задачи решаются и на уроках общеобразовательного цикла.
    2. Принцип профессионального характера трудового обучения. Школьников обучают доступным профессиям. По окончании коррекционной школы сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивают квалификационный разряд. Таким образом, выпускаясь из школы, они уже имеют профессию.
    3. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной школе. Направленность всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения материала по труду.
    4. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные и неточные знания. Для того, чтобы их сформировать необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.
    Работа на уроках, мероприятиях

    Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
    Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.
    Наиболее целостным отображением действительности является восприятие. Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания у умственно отсталого ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).
    Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.
    Коррекция нарушений, свойственных умственно отсталым школьникам, осуществляется путем избирательного воздействия (по Выготскому) на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между объектами. Продуктивность такой работы возрастает благодаря целенаправленному использованию вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
    Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве.
    Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путем тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы.
    В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.
    В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.
    Внеурочная деятельность по предмету
    Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление.
    В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.
    Работы детей

    Наглядность
    На уроках рисования часто используются игрушки, которые служат учебными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Используя на уроках игрушки и скульптуру малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не только о том, что изображено, но и как изображено. Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов. Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след осознании детей.
    Правильное использование наглядности в сочетании со словом обогащает представления детей, делает обучение более доступным, развивает мышление и наблюдательность, способствует углубленному и прочному усвоению учебного материала.
    Один из создателей советской вспомогательной школы А. Н. Граборов, подчеркивая значение дидактических средств коррекции, писал: «...Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования
    Среди наглядных средств обучения важное место занимает педагогическое рисование - выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями.
    Результаты деятельности. Грамоты детей.

    Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся. адаптироваться им в социуме и начать полноценную самостоятельную жизнь.
    Примечания
    Астафьева О. П., Имашева Е. Г. Коррекционная психология.
    Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М., 1997.
    Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст]. – М.: Просвещение, 2007.
    Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст]. – М.: Академия, 2002. –207 с.
    Воспитание и обучение во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой– М.: Школа – ПРЕСС, 2004. – 416 с.
    Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – 500 с.