Меню Рубрики

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Как только Александру Пушкину исполнилось двенадцать лет, его отец Сергей Львович решает отвезти его в Петербург и отдать на обучение в Иезуитский коллегиум. Однако слухи о том, что царь Александр I планирует открыть Царскосельский лицей, который будет готовить чиновников высшего ранга и государственных деятелей, серьезно заинтересовали его.

Детям родовитых дворян предоставлялось покровительство царя, бесплатное обучение и блестящая карьера на государственных, дипломатических и военных должностях. Царскосельский лицей принимал всего тридцать воспитанников, а дворянских детей было много. И все-таки, в июле Пушкин успешно сдает экзамены и становится лицеистом.

Торжественное открытие лицея

Четырехэтажное красивое здание, соединенное аркой с чтобы царь лично наблюдал за воспитанием студентов - таким увидел Царскосельский Здесь, в скромно

Обставленной комнате №14, на 4 этаже, он проведет свои счастливые лицейские годы, обретет верных друзей, чьи имена войдут в историю русской культуры.

19 октября 1811 года был торжественно открыт Царскосельский лицей. 10-14- летних мальчишек одели в новые, парадные синие мундиры с красным воротником и серебряной оторочкой, и черные высокие ботфорты, напротив стояли их педагоги, лицейские профессора и приглашенные чиновники. Завороженно и с придыханием выслушали они Указ царя об открытии Лицея.

Школа, воспитавшая Пушкина и Дельвига, Пущина и Кюхельбекера

Курс обучения длился шесть лет, первые три года -

начальное отделение, вторые три - окончательное. Царскосельский лицей считался закрытым заведением, и вся жизнь его воспитанников протекала строго по регламенту. Мальчики не имели права покидать его территорию на протяжении всего учебного года и даже во время каникул. В то же время, в отличие от других учебных заведений, лицейские правила были весьма демократичны. Например, Лицейский Устав запрещал применять к воспитанникам различные что было абсолютно ново в те годы, когда всех школьников в других заведениях нещадно Программа обучения включала в себя

Множество наук: словесные, нравственные, физико-математические, исторические и изящные искусства. Студентам преподавался закон божий, этика, верховая езда, танцы, фехтование, плавание, рисование и чистописание. Лицеисты должны были стать высокообразованными людьми, подготовленными к служению Отечеству. Выпускники Лицея получали высшее образование и на протяжении всей учебы профессора относились к ним как к взрослым студентам, предоставляя свободу выбора и полную самостоятельность, являться на лекции и пропускать их они могли по своему усмотрению. Пушкин обожал русскую и французскую литературу, историю и с рвением занимался только теми дисциплинами, которые были ему по душе. Из 29 выпускников двадцать шестым в списке успеваемости был Пушкин. Царскосельский лицей навечно запомнил как пылко и самозабвенно он читал «Воспоминания о Царском селе» на публичном экзамене перед уже немолодым Державиным.

Сохранились сведения, что лицеисты ввели свою традицию разбивать вдребезги лицейский колокол сразу после выпускных экзаменов, для того, чтобы каждый смог взять осколок на память, ведь на протяжении 6 лет именно он собирал их вместе на занятия. Тогдашний директор лицея - Егор Антонович Энгельгардт - изготовил на заказ из осколков колокола для своего первого выпуска чугунные кольца в виде переплетенных в рукопожатии рук.

Введение

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Когда мальчику минул одиннадцатый год, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Учеба в Императорском Царскосельском Лицее предполагала служение Отечеству в будущем на гражданском или военном поприще. После окончания Лицея Пушкин более десяти лет находился на гражданской службе. И хотя он не стал чиновником в обычном смысле слова, годы службы обогатили его жизненный опыт. Знание службы позволило Пушкину поставить перед правительством и российской общественностью ряд вопросов, касающихся совершенствования работы государственного аппарата, укрепления законности, борьбы со взяточничеством судей, защиты граждан разных сословий от произвола чиновников. Поэта волновали проблемы искоренения недостатков в подготовке и воспитании кадров, предназначенных для гражданской и военной службы.

Государственно-служебная сторона жизни и творчества великого поэта, к сожалению, не получила достаточно полного отражения в пушкиниане. Исключение в пушкиниане составляет только лицейский период. Ему посвящены воспоминания лицеистов пушкинского времени.

Жизнь до Лицея

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Но большое влияние на развитие Саши оказала его бабушка Марья Алексеевна. Но кроме бабушки его воспитывала его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему народные сказки, знакомила его с пословицами, поговорками, обычаями простого народа. Он с теплотой и признательностью писал о ней в своих стихах:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

Уже в раннем детстве у Саши проявился интерес к литературному творчеству. Он быстро схватывал и повторял наизусть услышанные им стихотворения и басни. Учителя жаловались на него, что он не делает домашнее задание, а сочиняет стихи. Его первые стихотворения, написанные им в 13 и 14 лет, естественно были не вполне самостоятельны. Ученый француз Жиле говорил о нем: « Чудное дитя! Как он рано все начал понимать! Дай бог, чтобы этот ребенок жил и жил. Вы увидите, что из него будет».

Поступление в лицей

Когда Саше исполнилось 11 лет, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Летом 1811 года состоялось открытие Императорского Царскосельского Лицея, который находился в Петербурге, куда и отвез его дядя Василий Львович Пушкин. Для поступления в Лицей ему надо было сдать экзамены, которые проходили 8, 12 августа и 11 сентября. Пушкин хорошо сдал все экзамены и был зачислен в лицей. Вместе с ним были зачислены в лицей: Иван Пущин, Павел Мясоедов, Николай Ржевский и другие. Они принадлежали к знатным, но обедневшим дворянским фамилиям. Среди принятых в Лицей Пушкин выделялся более высоким общим развитием. Он многое прочел, о чем другие и не слыхали, и все, что читал, помнил.

Царскосельский Лицей, куда поступил Пушкин и его товарищи, представлял собой необычное учебное заведение. Он был создан решением императора Александра І по проекту выдающегося реформатора М.М. Сперанского. Это было время, которое Пушкин назвал «дней александровых прекрасное начало». Его основное предназначение составляло в подготовке государственных служащих.

Во флигеле дворца были созданы благоприятные условия для размещения и занятий лицеистов. Он состоял из четырех этажей. В нижнем этаже располагались хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и других чиновников администрации. Во втором этаже находились конференц-зал, канцелярия, больница и аптека. Третий этаж включал учебные помещения: два класса для занятий, класс для подготовки к занятиям, физический кабинет, комнату для газет и журналов, комнату отдыха, библиотеку. Верхний этаж составлял коридор с арками, ведущими в комнаты лицеистов. В каждой комнате размещались железная полированная с медными украшениями кровать, комод, конторка с чернильницей, подсвечником и щипцами, зеркало, стул, стол для умывания и другие элементы для повседневного быта. В Лицее имелась бельевая комната. Белье нательное менялось два раза, столовое и постельное - раз в неделю. По субботам воспитанники посещали баню. Питание лицеистов соответствовало установленным в Лицее нормам. Утром - чай с булочкой. Обед состоял из трех блюд, ужин - из двух блюд.

Для воспитанников была установлена особая форма одежды. По будням они носили синие сюртуки с красными воротниками и брюки того же синего цвета, по праздникам - мундир, белые панталоны, белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольная шляпа. Такая одежда использовалась при посещении церкви и во время прогулок. В последующем форма была упрощена: отменены ботфорты; белые панталоны были заменены синими брюками с жилетами того же цвета; фуражка вытеснила шляпу. Шляпа, как элемент военной одежды, стала одеваться воспитанниками только на занятиях по строевой подготовке, которые проводились в гвардейском образцовом батальоне. Такой формы одежды, как у лицеистов, не было ни в одной воинской части или учебном заведении.

Директором лицея был назначен Василий Федорович Малиновский, один из самых образованных людей своего времени. Он окончил философский факультет Московского университета, блестяще владел многими иностранными языками, обладал широким культурным кругозором. Он писал стихи, причем не, только на родном, но и на европейских языках. Для преподавания предметов были приглашены высококвалифицированные педагоги. Среди них профессора А.П.Куницын, Н.Ф.Кошанский, Я.И.Карцев и другие.

19 октября состоялось торжественное открытие Лицея, на котором присутствовали Александр І с семьей, члены Государственного Совета, министры, придворные и прочие «первенствующие чины». Перед собравшимися выступил директор лицея В.Ф.Малиновский. Директор департамента народного просвещения И.И.Мартынов прочел манифест об учреждении лицея. Профессор Н.Ф.Кошанский огласил списки служащих и воспитанников Лицея. Профессор А.П.Куницын, обращаясь к воспитанникам, говорил «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями!...Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно…Вы будете иметь непосредственное влияние на благо всего общества».

Самым легендарным учебным заведением России Царскосельский Императорский лицей стал сразу после своего учреждения. Инициатором его появления был император Александр I, блестящий преподавательский состав и талантливый директор своими педагогическими, личными талантами вывели в свет несколько поколений русских мыслителей, поэтов, художников, военных. Выпускники лицея составляли российскую элиту не столько по происхождению, сколько по претворению в жизнь принципов беззаветного служения Отечеству на любом поприще.

Основание

Царскосельский Императорский лицей был открыт в годы правления Александра I, а конкретнее, указ о его основании был подписан высочайшим соизволением в августе 1810 года. Основание высшего учебного учреждения пришлось на «либеральные годы» правления государя. Лицей должен был стать первым образцом учебного заведения с европейским подходом к образованию, взращенному на русской почве.

Царскосельский Императорский лицей, от прочих высших школ, отличался отсутствием физических наказаний, дружеским отношением между преподавателями и учениками, насыщенной учебной программой, рассчитанной на формирование личных взглядов и многим другим. Планировалось, что обучаться в лицее будут великие князья, младшие братья правящего царя, Николай и Михаил, но впоследствии им решили дать традиционное домашнее образование.

Условия жизни

Для лицея было предоставлено четырехэтажное новое здание - флигель Царскосельского дворца. Помещения первого этажа предназначались для медчасти и правления. На втором этаже располагались учебные классы для младшего курса, третий был отдан старшим учащимся, а самый верхний, четвертый этаж, занимали спальни. В личных опочивальнях была скромная, почти спартанская обстановка, меблировка состояла из кованой кровати обтянутой парусиной, канцелярского стола для занятий, комода и стола для умывания.

Для библиотеки отвели двухсветную галерею, которая была расположена над аркой. Парадный зал для торжеств находился на третьем этаже. Службы, церковь и квартира директора располагались в отдельном строении рядом с дворцом.

Идея обучения

Концепцию и учебную программу разрабатывал влиятельный царедворец, советник Александра I в первой половине его царствования Основной задачей было воспитание государственных служащих и военных новой формации из детей дворянского сословия. Идеей Сперанского было европеизировать Россию, а для этого нужны были чиновники с другим мышлением, имеющие внутреннюю свободу и соответствующий уровень гуманитарного образования.

Отбор лицеистов был весьма строгим, принимались мальчики из дворянских семей возрастом от 10 до 12 лет, которые должны были успешно сдать вступительные экзамены, подтвердив достаточный уровень знаний по трем языкам (русский, немецкий, французский), истории, географии, математике и физике. Полный курс составлял шестилетнее обучение, разбитое на две ступени, на каждую уделялось по три года.

Гуманитарии и военные

Основное направление образования - гуманитарное, позволявшее воспитать в ученике способность к дальнейшему самостоятельному обучению, логику и всесторонне развить заложенные в ребенке таланты. В течение шести лет велось преподавание по таким основным предметам:

  • Изучение родного и иностранных языков (русский, латынь, французский, немецкий).
  • Нравственные науки закон Божий, философия).
  • Точные науки (арифметика, алгебра, тригонометрия, геометрия, физика).
  • Гуманитарные науки (история российская и иностранная, хронология, география).
  • Основы изящных письмен (риторика и ее правила, произведения великих писателей).
  • Искусство (изобразительное, танцы).
  • Физическое воспитание (гимнастика, плавание, фехтование, верховая езда).

На первом курсе ученики осваивали азы, а на втором от основ переходили к углубленному освоению всех предметов. Кроме этого, на протяжении всего обучения уделялось много внимания гражданской архитектуре, спорту. Тем, кто выбирал военное дело, дополнительно читались часы по истории войн, фортификации и прочим профильным дисциплинам.

Весь учебный и воспитательный процесс проходил под неусыпным надзором директора. В преподавательский состав входили семь профессоров, священник обучавший закону Божьему, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, два адъюнкта, за дисциплиной следили по три надзирателя и гувернера.

Первый набор учеников осуществлялся под надзором самого императора, из 38 человек подавших документы и прошедших конкурс, в лицей в Царском Селе были приняты только 30 студентов, список был утвержден царственной рукой. Александр I осуществлял патронаж учебного заведения, а граф Разумовский А. К. был назначен главой лицея в звании главнокомандующего. По должности графу полагалось присутствовать на всех экзаменах, что он с удовольствием делал, зная в лицо и поименно всех учащихся.

Принципы

Задачи директора лицея были всеобъемлющи, эту должность доверили В. Ф. Малиновскому, получившему образование в Московском университете. Согласно уставу учреждения, директор был обязан круглосуточно проживать на территории лицея и уделять внимание ученикам и всему процессу неустанно, он нес личную ответственность за учащихся, за уровень преподавания и общее состояние лицейского быта.

Царскосельский императорский лицей был укомплектован лучшими педагогами своего времени, все имели высшее образование, научные степени, любили свое дело и подрастающее поколение. Педагоги были свободны в выборе методов преподнесения знаний, неукоснительно должен был соблюдаться один принцип - никакого праздного времяпрепровождения у лицеистов не должно быть.

Ежедневное расписание

Обычный учебный день был построен по строгому расписанию:

  • Утро начиналось в шесть часов, выделялось время для гигиенических процедур, сборов, молитвы.
  • Первые уроки в классах стартовали с семи до девяти утра.
  • Следующий час (9:00-10:00) ученики могли посвятить прогулке и перекусу (чай с булочкой, завтрак не предполагался).
  • Второй урок начинался в 10:00 и длился до 12:00, после чего в течение часа в расписании была прогулка на свежем воздухе.
  • Обед подавался в 13:00.
  • Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусствами.
  • С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках.
  • В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка.
  • С шести часов и до половины девятого вечера ученики занимались повторением пройденного материала, занимались во вспомогательных классах.
  • В 20:30 подавался ужин, после которого следовало свободное время для отдыха.
  • В 22:00 наступало время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.

Лицей в Царском Селе отличался от остальных учебных заведений еще и тем, что для преподавателя было обязательным добиться знания и понимания своего предмета от каждого ученика. Пока материал не будет усвоен всеми студентами в классе, педагог не мог приступать к новой теме. В целях достижения эффективности, для отстающих учеников вводились дополнительные занятия, изыскивались новые подходы преподавания. В лицее была своя система контроля за уровнем полученных и усвоенных знаний, каждый лицеист писал отчеты, отвечал на устные контрольные вопросы.

Часто учитель считал за благо оставить ученика в покое по своему предмету, Пушкина не заставляли досконально знать математические науки, профессор Карцов говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Лицейская жизнь

Лицей в Царском Селе был наделен еще одной особенностью - полной закрытостью, лицеисты не покидали стены учебного заведения в течение всего учебного года. Также была форма одежды, единая для всех. Она состояла из темно-синего кафтана, стоячий воротник и обшлага рукавов, которого были красного цвета, застегивался он позолоченными пуговицами. Для отличия старших и младших курсов были введены петлицы, для старшего курса они были шиты золотом, для младшего серебром.

В лицее, где учился Пушкин, большое внимание уделялось воспитанию. Ученики уважительно относились не только к людям своего сословия, но и к прислуге, крепостным. Человеческое достоинство не зависит от происхождения, это внушалось каждому студенту. По этой же причине дети практически не общались со своими родными - все были наследниками крепостных и дома могли часто видеть совсем иное отношение к зависимым людям, в дворянской среде пренебрежение к крепостным было обычным делом.

Братство и честь

Несмотря на то что лицеисты имели плотных график учебы и занятий, в своих воспоминаниях все признавались в достаточном количестве свободы. Студенты жили по определенному своду законов, устав заведения был вывешен в коридоре четвертого этажа. Один из пунктов утверждал, что сообщество учеников является единой семьей, а потому в их среде нет места чванству, бахвальству и презрению. Дети приезжали в лицей с малых лет, и он становился для них домом, а товарищи и педагоги настоящей семьей. Обстановка в императорском Царскосельском лицее была дружеской, сплоченной.

Для лицеистов была разработана система поощрений и наказаний, исключавшая физическое насилие. Провинившихся озорников сажали в карцер на три дня, куда лично приходил директор для проведения беседы, но это была крайняя мера. По прочим поводам выбирались более щадящие методы - лишение обеда на два дня, в это время ученик получал только хлеб и воду.

Лицейское братство иногда самостоятельно выносило вердикт поведению своим участникам, тем кто отступал от чести и попирал достоинство. Ученики могли объявить бойкот товарищу, оставив его в полной изоляции без возможности общаться. Неписаные законы соблюдались не менее свято, чем устав лицея.

Первый выпуск

Первые воспитанники Царскосельского Императорского лицея вышли из стен учебного заведения в 1817 году. Практически все получили места в государственном аппарате, по результатам экзаменов многие вышли на службу в высоких чинах, много лицеистов выбирало военную службу, приравненную по статусу к Пажескому корпусу. Среди них были люди, ставшие гордостью российской истории и культуры. Великую славу лицею принес поэт Пушкин А. С., никто до него с таким теплом и трепетом не относился к своей школе и преподавателям. Он посвятил Царскосельскому периоду множество произведений.

Практически все учившиеся в первом наборе стали гордостью страны и прославили Царскосельский Императорский лицей. Знаменитые выпускники, такие как: Кюхельбехер В. К. (поэт, общественный деятель, декабрист), Горчаков А. М. (выдающийся дипломат, глава внешнеполитического ведомства при царе Александре II), Дельвиг А. А (поэт, издатель), Матюшкин Ф. Ф. (полярный исследователь, адмирал флота) и другие, внесли свой вклад в историю, культуру, развитие искусств.

Лицеист Пушкин

Переоценить влияние Пушкина на русскую словесность невозможно, его гений был раскрыт и воспитан в стенах лицея. По воспоминаниям однокашников, у поэта было три прозвища - Француз (дань великолепному знанию языка), Сверчок (поэт был подвижным и говорливым ребенком) и Смесь Обезьяны и Тигра (за пылкость нрава и склонность к ссорам). В лицее, где учился Пушкин, экзамены проводились каждые полгода, именно благодаря им талант был замечен и признан еще в школьные годы. Свое первое произведение поэт опубликовал в журнале «Вестник Европы», будучи лицеистом, в 1814 году.

Обстановка в Императорском Царскосельском лицее была такова, что не почувствовать своего призвания ученик не мог. На выявление и развитие талантов был нацелен весь учебный процесс, способствовали этому преподаватели. В своих воспоминаниях, в 1830 году, А.С. Пушкин отмечает: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась — Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт...

Первое известное публичное выступление Пушкина произошло на экзамене при переходе с начального курса на старший, заключительный курс обучения. На публичных экзаменах присутствовали именитые люди, в том числе поэт Державин. Прочитанное пятнадцатилетним учеником стихотворение «Воспоминание о Царском Селе» произвело на присутствовавших гостей огромное впечатление. Пушкину сразу стали прочить великое будущее. Его произведения высоко ценили светочи русской поэзии, его современники - Жуковский, Батюшков, Карамзин и другие.

Александровский лицей

После восшествия на престол Николая I лицей был переведен в Петербург. Царское село было пристанищем лицеистов с 1811 по 1843 год. Учебное заведение переехало на Каменоостровский проспект, где для студентов было выделено помещение бывшего Александринского сиротского дома. Кроме того, учреждение было переименовано в Императорский в честь своего создателя.

Традиции и дух братства поселились и в новом помещении, как ни пытался бороться с этим явлением Николай I. История Царскосельского Императорского лицея продолжилась на новом месте и продлилась до 1918 года. Постоянство отмечалось соблюдением неписаных правил, действующего устава, а также гербом и девизом - «Для общей пользы». Отдавая дань своим известным выпускникам, в 1879 году 19 октября, в стенах Александровского лицея был открыт первый музей А.С. Пушкина.

Но с обоснованием на новом месте некоторые изменения были введены. Согласно новому учебному плану, учеников стали принимать и выпускать ежегодно, военные дисциплины были полностью упразднены, расширился список гуманитарных наук. Ответом времени и изменившейся среде стали новые кафедры - сельского хозяйства, архитектуры гражданского назначения.

После 17-го года

В 1917 году состоялся последний выпуск студентов. До 1918 года занятия продолжались с большими перерывами, закрыли Александровский лицей в мае того же года. Знаменитая библиотека была частично отправлена в Свердловск, большая часть распределена между библиотеками, утеряна или нашла пристанище в частных руках. Удалось сохранить около двух тысяч томов из общего собрания книг, и локализовать их в собрании Государственного литературного музея в 1938 году. Собрание, попавшее в Свердловскую библиотеку, в 1970 годах, было передано в фонд музея Пушкина.

Здание Александровского лицея использовалось для разных целей. В 1917 году в нем располагался штаб Красной армии и другие организации. До начала Великой Отечественной войны и после нее в помещениях была школа, потом здание отдали в распоряжение СГПТУ. Сейчас в здании находится колледж управления и экономики.

Страшная судьба постигла многих лицеистов и педагогов Александровского лицея. В 1925 году было сфабриковано дело, по которому в числе прочих. обвинялись в создании контрреволюционной организации последний директор лицея Шильдер В. А и премьер-министр Голицын Н. Д. Всех обвиняемых в заговоре с целью восстановления монархии, а их насчитывалось 26 человек, и расстреляли. Так печально завершил историю Императорский царскосельский лицей. Пушкин был его певцом и гением, остальные лицеисты историей и гордостью.

Современная педагогика все чаще склоняется к мысли, что идеи, заложенные Сперанским, лучший вариант образования для молодого поколения, который нелишне будет применить сегодня.

В этом учебном заведении предполагалось обучать юношей, «предназначенных к важным частям службы государства». Стасов приехал в Царское Село зимой, когда здесь было особенно тихо и пустынно. Новый флигель, который отвели под Лицей, представлял собой огромное и узкое здание. Его строгий вид подчеркивал затейливую роскошь Большого дворца.

Флигель строил архитектор И. В. Неёлов для сына Екатерины II Павла и его семейства. Стасов осмотрел все четыре этажа здания и понял, что переделка предстоит, весьма значительная.

В Лицее предполагалось обучать 50 отроков. Они должны были здесь жить, учиться и отдыхать. Необходимо было обустроить 50 спален, помещения для библиотеки, актового и гимнастического залов, столовой и учебных классов. Подробное описание внутренних помещений оставил потомкам И. И. Пущин, один из первых лицеистов: «В нижнем этаже помещались хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и некоторых других чиновников... Во втором - столовая, больница с аптекой и конференц-зала с канцелярией; в третьем - рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. В верхнем - дортуары...».

Четвертый этаж подвергся самой значительной переделке. Стасову было очень нелегко втиснуть на один этаж полсотни спален. Для этого все внутренние стены были разобраны, а на их месте возведены 6 поперечных капитальных стен с арочными проходами, образовавшими сквозной коридор.

По обе стороны коридора располагались 52 крохотные спаленки с оштукатуренными дощатыми стенами. По сути, это были не стены, а перегородки, делившие окна пополам и не доходившие до потолка, чтобы обеспечивать доступ чистого воздуха.

В верхней части каждой двери было окошечко с железной сеткой. Над каждой дверью висела табличка с номером комнаты и фамилией воспитанника. Комната лицеиста Пушкина была под номером 14. Ее вспоминал он, когда писал эти строки в «Евгении Онегине»:

Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны. К началу октября 1811 г. все было готово для приема воспитанников. Здание было перестроено и заново отделано. Старую мебель привели в порядок и купили кое-какую новую.

Для преподавателей, служителей и воспитанников сшили форменную одежду, закупили книги и учебники. В новое учебное заведение принимали детей из родовитых дворянских семей.

Директором был назначен Василий Фёдорович Малиновский. С утра 9 октября возле директорского дома, что стоял напротив Лицея, началось оживление.

Неизвестно, кто привез в Царское Село Александра Пушкина. Возможно, его сопровождал дядя, Василий Львович, а может, это был Александр Иванович Тургенев, благодаря которому 12-летнего Пушкина удалось устроить в Лицей.

Совсем нетрудно представить непроглядную осеннюю ночь, шум деревьев в дворцовом парке и мальчишек, впервые оставшихся одних в маленьких спальнях-кельях. Многие плакали той ночью.

Александр Пушкин не был избалован родительской любовью, ему не было так грустно, как остальным. Скорее всего зарешеченное окошко, размеренные шаги дежурного в коридоре вызвали у него усмешку: «Решетка, часовой... Словно в тюрьме».

19 октября 1811 г. состоялось торжественное открытие Лицея. Происходило это в Большом зале, которому архитектор Стасов сумел придать парадный вид. Потолок поддерживали четыре колонны, стены были окрашены под розовый мрамор и расписаны под лепнину. Роспись стен, потолка и арок выполнил замечательный мастер Набоков. Знамена, воинские доспехи, одноглавые орлы, античные аллегорические фигуры - все казалось не нарисованным, а выпуклым, вылепленным.

Паркет сверкал, отражаясь в огромных зеркалах, на окнах были повешены портьеры из малинового штофа с шелковыми кистями. Мебели в зале не полагалось, но на открытие Лицея посередине зала был установлен длинный стол с красным сукном и золотой бахромой, а все остальное пространство было уставлено рядами кресел. На открытие Лицея приезжал Александр I с супругой и матерью.

Вначале был зачитан Устав Лицея, затем выступил директор, но лучше всех говорил в тот день молодой профессор А. П. Куницын. Его слова глубоко запали в души воспитанников. Обращаясь к юным гражданам России, он обличал невежество и прославлял просвещение, доблесть и благородство поступков. Куницын говорил: «Раздался глас отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Спустя годы Пушкин написал:

Вы помните, когда возник лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей... Вечером в честь торжества устроили иллюминацию и разрешили мальчикам выйти на улицу. Так началась лицейская жизнь будущих «столпов отечества». Через несколько дней А. И. Тургенев рассказывал своему знакомому об открытии нового учебного заведения и упомянул об Александре Пушкине, поразившем многих своей живостью и остроумием.

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих лицея, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей лицей и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Лицей был основан императором Александром I. Воплотил в жизнь идею известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они – будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что в лицее будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».

В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:

  1. А. П. Бакунин,
  2. С. Ф. Броглио,
  3. В.Д. Вольховский,
  4. А. М. Горчаков,
  5. П. Ф. Гревениц,
  6. К. К. Данзас,
  7. А. А. Дельвиг,
  8. С. С. Есаков,
  9. А. Д. Илличевский,
  10. С. Д. Комовский,
  11. А. А. Корнилов,
  12. Н. А. Корсаков,
  13. М. А. Корф,
  14. К. Д. Костенский,
  15. В. К. Кюхельбекер,
  16. С. Г. ,
  17. И. В. Малиновский,
  18. А. И. Мартынов,
  19. Д. Н. Маслов,
  20. Ф. Ф. Матюшкин,
  21. П. Н. Мясоедов,
  22. И. И. Пущин,
  23. Н. Г. Ржевский,
  24. П. Ф. Саврасов,
  25. Ф. Х. Стевен,
  26. А. Д. Тырков,
  27. П. М. Юдин,
  28. М. Л. Яковлев,
  29. А. С. .

Окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.

В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет - бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев - 18 мая;
  • Пушкинский день России - 6 июня;
  • День Лицейской годовщины - 19 октября.

Как добраться

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути - около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • Можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.