Меню Рубрики

Курсовая работа: Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе. Классификация учебных умений Младший школьный возраст

7. СалмиД. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009. 132 с.

8. ФедотоваН. Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2008. № 4. С. 5-24.

1. Bajdenko V. I. Bolonskij protsess: strnktumaja reforma vysshego obrazovanija Evropy. M.: Issle-dovatel"skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov; Rossijskij Novyj universitet, 2002.

2. Bogoslovskij V. I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel"nogo protsessa v pedagogicheskom universitete: Metodologicheskie harakteristiki: Monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2000. 142 s.

3. Zhukova T. A. Sotsiokul"turnyj aspekt sotsial"no-gumanitarnogo obrazovanija v epohu globalizatsii / Sot-sial"no-gumanitarnoe obrazovanie kak metodologicheskoe osnovanie ustojchivo razvivajushchegosja sotsiuma (v kontekste sinergijno antropologicheskoj paradigmy). Saransk: Mordov. gos. ped. in-t, 2011. S. 45-53.

4. Zima N. A. Innovatsionnye tendentsii modernizatsii v obrazovanii v uslovijah globalizatsii // Fundamen-tal"nye issledovanija. 2006. № 7. S. 78-80.

5. Integratsionnye protsessy i gumanitarnye tehnologii: mezhdistsiplinarnyj aspekt issledovanija nauchnogo obrazovanija v evropejskih universitetah: Nauchno-metodicheskie materialy / V. I. Bogoslovskij, V. V. Laptev,

S. A. Pisareva, A. P. Trjapitsyna. CPb.: OOO «Knizhnyj Dom», 2007. S. 13.

6. Ponarina N. N. Globalizatsija vysshego obrazovanija i problemy internatsionalizacii obrazovatel"nyh sis-tem // Obshchestvo, sotsiologija, psihologija, pedagogika. Izd-vo HORS. № 3. 2012. S. 37-41.

7. Salmi D. Sozdanie universitetov mirovogo klassa. M.: Ves" mir, 2009. 132 s.

8. Fedotova N. N. Globalizatsija i obrazovanie // Filosofskie nauki. 2008. № 4. S. 5-24.

О. В. Литовченко

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Рассмотрены история развития проблемы познавательных умений у подростков, различные подходы к классификации познавательных умений. На основании отчетов о результатах единого государственного экзамена сделан анализ заданий и результатов единого государственного экзамена, позволяющих оценить сформированность познавательных умений у выпускников школ.

Ключевые слова: познавательные умения, формирование познавательных умений, уровни сформированности познавательных умений.

^gmt^e Skills of Students:

The Difficulties of their Development at a Modern School

The article highlights the history of the problem of teenagers ’ cognitive skills development, as well as various approaches to the cognitive skills classification. An analysis of tasks and results of the Uniform State Exam has been conducted on the basis of reports on the results of the Uniform State Exam, this allows to assess the extent of cognitive skills development of high school graduates.

Keywords: cognitive skills, cognitive skills development, levels of cognitive skills formation.

В настоящее время с развитием научно- ем источников и объемов информации важ-

технической революции, c появлением по- ным показателем качества образования яв-

стиндустриального общества, c увеличени- ляется умение человека мобилизовать в кон-

кретной ситуации полученные знания и опыт. Основная задача образования сегодня - научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Процесс познания сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Наибольшей интенсивностью он обладает в условиях формального образования, когда человек осознанно и систематично познает мир через освоение образовательных программ. Причем в современных условиях развития непрерывного образования это может происходить практически в любом временном периоде жизни человека. Сегодня образовательные программы предлагаются и для молодежи, и для людей среднего возраста, и для пожилых людей в целях оказания помощи в их адаптации к условиям стремительно изменяющегося мира профессий и жизнедеятельности в целом. Это означает, что человек должен обладать определенными познавательными компетенциями, иметь желание учиться и уметь это делать. Иными словами, проблема развития у человека стремления к познанию, развития познавательных компетенций является значимой для каждого поколения и обостряется вновь и вновь под влиянием изменяющихся условий жизнедеятельности.

Как известно, с началом нового века стали стремительно развиваться процессы обновления, модернизации образования практически во всех странах Европы и весь педагогический мир стал употреблять слова «ключевые компетенции», как обозначение основной задачи воспитания и образования школьников. Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав .

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. В теории и практике отечественного образования имеются интереснейшие наработки в

направлении определения и формирования компетенций учащихся. Понятие компетенция не противопоставляется знаниям и умениям, оно гораздо шире и связано с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения знаний и умений, соответствующих эмоций и отношений, а также управления всей системой. Таким образом, понятие компетенции включает не только творчески-познавательную составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является центральной для обновления содержания образования.

Новый образовательный стандарт, вводимый в современном школьном образовании России, оперирует понятием «универсальное учебное действие» и ставит в качестве одной из задач формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий. В начальной школе в состав этих действий входят: действия общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем . В основной школе стандартом определен довольно длинный перечень познавательных универсальных учебных действий разного уровня сложности - от умения структурировать тексты до освоения основ реализации проектноисследовательской деятельности . Для старшей школы, как известно, эти требования находятся на стадии разработки.

«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» .

Психологический аспект понимания сути универсальных учебных действий основывается на идее В. В. Давыдова о том, что внутренним стержнем учебной деятельности является «потребность, соответствующие задачи и мотивы, но реализуется она посредством действий» . Однако необходимо отметить, что такой же точки зрения придерживались и другие психологи. Так, Д. Н. Богоявленский, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская и др. рассматривали умения как способы совершения определенных учебных (предметных) действий, которым учащихся специально обучают и которые необходимы в решении усложняющихся задач. Характерным признаком умений является «использование правильных способов деятельности в новых или радикально измененных условиях ее осуществления путем сознательного и целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения определенной мыслительной задачи» . Поэтому в стандарте универсальные учебные действия рассматриваются как совокупность действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса . Формирование умения учиться предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая мотивы, цель, задачи деятельности и учебные действия по их реализации. Иными словами, психологическое понимание сути учебного действия сопоставимо с его педагогической трактовкой, понимаемой как умение.

Следует отметить, что в классической дидактике сформировано научное знание о познавательных умениях, их структуре, содержании, особенностях формирования у школьников. Возрастание интереса к проблеме формирования познавательных умений отмечается в 60-е годы ХХ века, что связано с переходом к индустриальному обществу и с политехнизацией образования,

с необходимостью подготовки школьников к освоению усложняющихся профессий, требующих больших интеллектуальных ресурсов. До этого времени данная проблема почти не рассматривалась как самостоятельная, хотя имеется большое количество работ, изучавших закономерности усвоения знаний и навыков, где структура умений отождествлялась со структурой навыков. Умения и навыки считались почти идентичными понятиями, их формирование рассматривалось одновременно, умения понимались как этапы в процессе выработки навыков .

В решении вопроса о природе умений важную роль играют теоретические основы психологии деятельности, разработанные Б. Г. Ананьевым, Г. С. Костюком, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др. Структура учебно-познавательной деятельности учащихся, основные психологические условия и механизмы процесса усвоения наиболее полно описаны в теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова.

Умения, обеспечивающие плодотворное протекание учебно-познавательной деятельности и необходимые для успешного решения поисковых задач, получили название познавательных умений. В самом широком смысле к познавательным умениям исследователи относят способы решения познавательных задач разного типа и уровня сложности, разного содержания, а также способы решения учебных проблем. Однако нельзя не отметить и несколько иное понимание сути умения. Так, А. К. Громцева, М. А. Данилов, Б. П. Есипов и др. рассматривали умение как готовность, способность, возможность личности к совершению действия.

Не все исследователи в предлагаемых ими классификациях умений выделяют именно в такой трактовке познавательные умения. Так, в классификации В. Н. Максимовой выделены интеллектуальные, практические, конкретные (т. е. предметные), позна-

вательно-оценочные умения . С. Л. Фокина делит умения на конкретные и обобщенные. Конкретные умения отражают специфику содержания того или иного учебного предмета и тесно связанные с определенным предметным содержанием. К обобщенным умениям относятся умения, которые повторяются в любых предметных действиях. Обобщенные умения являются обязательным компонентом познавательной деятельности при изучении всех учебных дисциплин и пригодны для решения широкого круга задач . Н. С. Журавлёва предлагает следующие виды познавательных умений: интеллектуальные, практические, организационные и контрольнооценочные .

Собственно классификацию познавательных умений предложила А. В. Усова со своим учеником А. А. Бобровым. По мнению исследователей, познавательные умения - это умения самостоятельно приобретать знания, что особенно важно для подготовки учащихся к продолжению образования. От того, насколько успешно сформируются умения этого вида, зависит овладение новыми знаниями и умениями, а на их основе - новыми способами решения познавательных проблем. К основным познавательным умениям они отнесли: умение работать с учебной и научно-популярной литературой и на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания; умение проводить наблюдение и на его основе делать выводы; умение самостоятельно моделировать и строить гипотезы; умение самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания; умение объяснять наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия теорий . Таким образом, А. В. Усова подразделяет умения на две категории: умения практического характера (измерение, вычисление, пользование источником энергии и др.) и умения познавательного характера (наблюдение, опыт, работа с литературой). Оба вида взаимосвя-занны и играют важную роль на всех этапах обучения .

Все исследователи в своих работах отмечают, что для успешного формирования познавательных умений необходима целенаправленная, согласованная, систематическая работа, а реализация межпредметных связей способствует повышению качества усвоения фундаментальных понятий, ускоряет процесс формирования познавательных умений и умений практического характера. Г. А. Дзида доказала, что развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач станет управляемым, если процесс обучения по развитию познавательных умений носит системный и интегративный характер, а освоение познавательных умений осуществляется поэтапно и синхронно по различным учебным дисциплинам .

Проблема создания условий формирования познавательных умений долгое время привлекает внимание ученых. Л. С. Выготский считал, что познавательные умения формируются непосредственно в процессе овладения конкретным содержанием. Однако сегодня большинство ученых склоняется к тому, что овладение знаниями требует также специального обучения учеников способам их приобретения, что познавательная деятельность должна выступать не только как средство усвоения знаний, но и как особый предмет усвоения .

Установление критериев и уровней познавательных умений имеет важное значение для правильной оценки учащихся и для определения эффективности методов работы учителя. К критериям сформированно-сти познавательных умений относят состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полноту и свернутость, рациональность последовательности их выполнения, осознанность действий. А. В. Усова выделяет следующие уровни сформиро-ванности умений: первый (низший) - учащийся выполняет лишь отдельные операции, причём последовательность их хаотична, действия в целом плохо осознанны;

второй (средний) - учащийся выполняет все требуемые операции, но последовательность их недостаточно продумана, а сами действия недостаточно осознанны; третий (высший) - обучаемый выполняет все операции, последовательность их рациональна, действия в целом вполне осознанны . Этой точки зрения мы придерживаемся в собственном исследовании.

В целях уточнения круга современных проблем формирования познавательных умений у школьников мы поставили задачу оценить уровни сформированности познавательных умений у выпускников школ, что можно сделать, используя данные аналитических отчетов о результатах Единого государственного экзамена, ежегодно составляемых Федеральным институтом педагогических измерений. Данные отчеты составлены на основании сведений, полученных по результатам Единого государственного экзамена по всей стране.

Нами были проанализированы отчеты по физике, химии, биологии и географии за 2009-2012 годы, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений . Модели экзамена по большинству предметов не претерпели существенных изменений в сравнении с 2009 годом, когда Единый государственный экзамен стал обязательным для всех выпускников. При этом проводилось необходимое совершенствование критериев оценивания, формулировок заданий. В контрольно-измерительных материалах особое внимание уделяется оценке умения применять полученные при изучении общеобразовательных предметов знания для объяснения природных и социальных явлений и процессов, для решения познавательных и практических задач, ориентирования в информационном поле и анализа поступающей информации, для формулирования и аргументации собственных суждений по актуальным вопросам.

В экзаменационные модели Единого государственного экзамена по всем предметам включены тестовые задания с выбором от-

вета, а также задания, требующие свободного построения ответа. Задания на воспроизведение знаний предполагают проверку учебных умений узнавать процессы, явления, называть основные положения теорий, законов и закономерностей; давать определения основных понятий, пользоваться терминами. В заданиях с развёрнутым ответом выпускники должны выполнить ряд предложенных теоретических и практических задач, привести их полные решения, развернуто, с привлечением знаний курса ответить на поставленные проблемные вопросы. Данный принцип имеет ключевое значение, поскольку задания с развернутым ответом позволяют выявить не только уровень овладения содержанием соответствующих учебных предметов, но и сформированность умений, указанных в «Стандарте» . Такие задания включают различные источники информации: тексты, графики, таблицы, тематические географические карты, рисунки, статистические данные

Задания с развернутым ответом дают возможность не только оценить знания учащихся, но и выявить логику их рассуждений, умения обобщать, обосновывать, делать выводы, четко и кратко, по существу вопроса излагать ответ, применять полученные знания на практике. При выполнении этих заданий экзаменуемый имеет возможность достаточно полно, глубоко выразить свои мысли, продемонстрировать глубину знаний. В отличие от заданий с выбором ответа, при выполнении заданий со свободным ответом подсказка или угадывание правильного ответа исключаются. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Задания этого типа имеют большое значение для дифференциации учащихся по уровню их подготовки и для выявления типичных ошибок.

Задания с развёрнутым ответом наиболее значимы для оценки готовности участников единого экзамена к продолжению обучения в учреждениях высшего профессионального образования, поэтому эксперты и аналитики

Федерального института педагогических измерений считают целесообразным увеличение числа заданий практико-ориен-тированного характера и заданий, предназначенных для проверки умений решать задачи, с которыми выпускники могут встретиться в жизни.

Анализ ответов на эти задания позволяет говорить о том, что часть выпускников испытывает серьезные трудности при формулировании логически связных объяснений; несмотря на наличие калькулятора, очень высока доля неверных арифметических расчетов, ошибок в приведении степеней, в переводе единиц измерения; значительное количество выпускников не владеет важным

Для подготовки учащихся к выполнению заданий с развернутым ответом необходимо научить их кратко, обоснованно и по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, в новых ситуациях, связанных с повседневной жизнью, а также при решении задач. Все большее значение в деятельности учащихся придается умениям с такими свойствами, как универсальность, подвижность, обобщенность, что обеспечивает формирование у учащихся творческого отношения к учению .

В исследованиях, проведенных А. В. Усовой, было выявлено, что затруднения в изучении предметов естественнонаучного цикла являются следствием неумения само-

практическим умением использовать полученные знания. Согласно классификации, предложенной А. В. Усовой, такой уровень сформированности познавательных умений выпускников можно оценить как низкий, что подтверждается и значительным количеством выпускников, не приступивших к выполнению заданий с развернутым ответом или получившим за них ноль баллов.

Значительная часть выпускников успешно выполняет лишь одно или несколько заданий с развернутым ответом, что лишний раз подтверждает недостаточный уровень сформированности познавательных умений у выпускников школ.

стоятельно работать с учебником, самостоятельно ставить опыты и решать задачи. Более 30% опрошенных учащихся считают, что для более успешного обучения физике, химии, биологии нужно учиться самостоятельно работать с учебником, учиться самостоятельно добывать знания, т. е. развивать познавательные умения . Умение работать с печатным текстом в настоящее время приобретает особенно важное значение в связи с тем, что в условиях быстрого нарастания темпов научно-технического прогресса каждому человеку необходимо непрерывно пополнять и углублять свои знания. Учитывая изменения, происходящие в современной педагогической науке и образовательной практике, Я. В. Даниэльян отме-

Доля участников ЕГЭ, которые не приступили к части С / получили 0 баллов

Год Предмет 2009 2010 2011 2012

Физика 28,5/ 18,4 30,3/ 17,9 23,9 /16,7 26,0 / 20,5

Химия 12,2/ 2,3 10,5/ 9,9 9,1 / 10,3 9,9 / 12,8

Биология 8,4/ 8,5 7,9/ 6,0 7,0/ 6,9 7,0 / 6,5

Г еография 12,5/ 10,4 14,4/ 5,9 12,3/ 7,4 14,0 / 6,9

чает, что у учебника появляется новая функция - функция развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся в информационном пространстве, которая выходит на первый план по значимости в ряду традиционных функций школьного учебника .

До недавнего времени внедрение новых технологий в учебном книгоиздании не вело к переходу на новый уровень качества образования, однако в последнее время ситуация начинает меняться. Издательство «Просвещение» приступило к выпуску учебнометодических комплектов «Сферы» - качественно новый образовательно-издательский проект, который создает принципиально иную информационно-образовательную среду. «Сферы» предоставляют возможность изучать предметы на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта, облегчают поиск, освоение и интерпретацию информации. Основой учебно-методических комплектов «Сферы» является учебник. Именно в нем наиболее полно использованы и традиционные законы создания учебной книги, и новые подходы к процессу обучения.

Развитию познавательных умений способствуют исследовательский и проектный

виды деятельности учащихся, так как они обеспечивают возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения, создают познавательное и развивающее поле, позволяющее ученику самому выбирать траекторию учебной деятельности. Данные виды деятельности организуются, чаще всего, самими учителями, и лишь иногда задания для проектной и исследовательской деятельности предлагаются в учебниках.

Обзор литературы по проблемам познавательных умений показывает, что накоплен большой опыт, раскрывающий суть, внутренние связи и закономерности развития познавательных умений. Познавательные умения необходимы для высших форм познавательной деятельности. Оперирование умениями ведет к основательному и разностороннему проникновению в содержание обучения, которое становится для ученика более понятным и осмысленным. При этом существуют и некоторые аспекты, нуждающиеся в уточнении: классификация и функции познавательных умений в современном информационном обществе. Более пристального изучения требует ответ на вопрос, как развивать с помощью учебника самостоятельную познавательную деятельность ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитические отчеты Федерального института педагогических измерений за 2009, 2010, 2011, 2012 годы. Режим доступа: http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/ (дата обращения: 10.09.2012).

2. Гурова Л. Л. К вопросу о формировании логических операций: Применение знаний в учебной практике школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 227-277.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

4. Даниэльян Я. В. Развитие представлений о функциях школьного учебника в отечественной педагогике второй половины XX - начала XXI в.: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 177 с.

5. Дзида Г. А. Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач (На материале обучения естественно-математическим дисциплинам): Дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2001. 296 с.

6. Журавлёва Н. С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физике. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ишим, 2005. 22 с.

7. Зорина Л. Я. Предмет - учебник - учитель. М.: Знание, 1989. 80 с.

8. Ильин Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 138-147.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

10. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 191 с.

11. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. 300 с.

12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 400 с.

14. ТалызинаН. Ф. Теория программированного обучения. М.: Знание, 1975. 51 с.

15. Усова А. В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45-48.

16. Усова А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: Учебное пособие. Челябинск: Факел, 1997. 34 с.

17. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 78 с.

18. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. Режим доступа: http://www.fcpro.ru/program-meropr (дата обращения: 13.10.2012).

19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Стандарты второго поколения) / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 48 с.

20. Фокина С. Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1977. 179 с.

21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 2-е изд. 159 с.

1. Analiticheskie otchety Federal"nogo instituta pedagogicheskih izmerenij za 2009, 2010, 2011, 2012 gody. Rezhim dostupa: http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/ (data obrashchenija: 10.09.2012).

2. Gurova L. L. K voprosu o formirovanii logicheskih operatsij: Primenenie znanij v uchebnoj praktike shkol"nikov. Gurova. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1961. S. 227-277.

3. Davydov V. V. Teorija razvivajushchego obuchenija. M.: INTOR, 1996. 544 s.

4. Danijel"jan Ja. V. Razvitie predstavlenij o funktsijah shkol"nogo uchebnika v otechestvennoj pedagogike vtoroj poloviny XX - nachala XXI v.: Dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2009. 177 s.

5. Dzida G. A. Razvitie u uchashchihsja poznavatel"nyh umenij v protsesse reshenija uchebnyh zadach (Na materiale obuchenija estestvenno-matematicheskim distsiplinam): Dis. ... d-ra ped. nauk. Cheljabinsk, 2001. 296 s.

6. Zhuravljova N. S. Monitoring poznavatel"nyh umenij shkol"nikov v protsesse obuchenija fizike: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ishim, 2005. 22 s.

7. Zorina L. Ja. Predmet uchebnik uchitel". M.: Znanie, 1989. 80 s.

8. Win E. P. Umenija i navyki: nereshennye voprosy // Voprosy psihologii. 1986. № 2. S. 138-147.

9. Kak proektirovat" universal"nye uchebnye dejstvija v nachal"noj shkole: ot dejstvija k mysli: Posobie dlja uchitelja / Pod red. A. G. Asmolova. M.: Prosveshchenie, 2008. 151 s.

10. Maksimova V. N. Mezhpredmetnye svjazi v protsesse obuchenija. M.: Prosveshchenie, 1988. 191 s.

11. Milerjan E. A. Psihologija formirovanija obshchetrudovyh politehnicheskih umenij. M.: Pedagogika, 1973. 300 s.

12. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar" russkogo jazyka / RAN. Institut russkogo jazyka im. V. V. Vinogradova. M.: Azbukovnik, 1999. 944 s.

13. Primernaja osnovnaja obrazovatel"naja programma obrazovatel"nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola / Sost. E. S. Savinov. M.: Prosveshcenie, 2011. 400 s.

14. TalyzinaN. F. Teorija programmirovannogo obuchenija. M.: Znanie, 1975. 51 s.

15. Usova A. V. O kriterijah i urovnjah sformirovannosti poznavatel"nyh umenij u uchashchihsja // Sovet-skaja pedagogika. 1980. № 12. S. 45-48.

16. Usova A. V. Formirovanie u uchashchihsja obshchih uchebno-poznavatel"nyh umenij v protsesse izuchenija predmetov estestvennonauchnogo tsikla: Uchebnoe posobie. Cheljabinsk: Fakel, 1997. 34 s.

17. Usova A. V., Bobrov A. A. Formirovanie u uchashchihsja uchebnyh umenij. M.: Znanie, 1987. 78 s.

18. Federal"naja tselevaja programma razvitija obrazovanija na 2011-2015 gg. Rezhim dostupa: http://www.fcpro.ru/program-meropr (data obrashchenija: 13.10.2012).

19. Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart osnovnogo obshchego obrazovanija. (Standarty vtorogo pokolenija)./ Ministerstvo obrazovanija i nauki RF. M.: Prosveshchenie, 2011. 48 s.

20. Fokina S. L. Formirovanie obobshchennyh poznavatel"nyh umenij i ih vlijanie na razvitie poznavatel"nyh interesov uchashchihsja: Dis. ... kand. ped. nauk. L., 1977. 179 s.

21. Formirovanie universal"nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstvij k mysli. Sistema zadanij: Posobie dlja uchitelja / Pod red. A. G. AsmolovaM.: Prosveshchenie, 2011. . 2-e izd. 159 s.

Ю. С. Матросова

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рассматривается один из возможных путей развития профессиональной компетентности будущих учителей - использование произведений художественной литературы в процессе изучения педагогических дисциплин; анализируются результаты использования разработанной методики в образовательной практике педагогического вуза.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, современное детство, профессиональная задача, художественная литература.

Development of Professional Competence of Preservice Teachers by means of Belles-lettres Literature

The paper deals with methods of employment of belles-lettres in the process of teachers ’ training. A range of assignments based on belles-lettres is suggested for the development of teachers ’ competence.

Keywords: teacher’s competence, modem childhood, professional problem, belles-

В современном мире образование рассматривается как движущая сила прогрессивного и стабильного развития общества. Основным стратегическим ресурсом развития становятся люди, обладающие знаниями, их интеллектуальный капитал и профессиональная компетенция; именно образованность людей определяет ценностную направленность, возможности и границы грядущих перемен.

В связи с этим к системе высшего педагогического образования предъявляются новые требования по подготовке специалистов, способных отвечать вызовам новой эпохи и этике полисубъектного взаимодействия, готовых к сотрудничеству, умеющих

работать в команде и обладающих такими профессиональными качествами, как открытость новому, диалоговость, полиобразованность (В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Ю. Н. Кулюткин, Е. Е. Сапогова и др.) .

Современный учитель должен обладать сложными умениями, связанными с пониманием индивидуальных особенностей ученика, различных контекстов (социальных, культурных, национальных и т. д.), в которых проходит обучение, с проектированием индивидуальных образовательных маршрутов, которые строятся учителем и учеником с учётом как интересов обучающегося, так и требований образовательных стандартов. Учителю необходимо понимать,

Реализуя одну из выше перечисленных учебных программ или разрабатывая свою учебную программу, педагог тщательно продумывает основные знания и умения учащихся, которые они должны сформировать в процессе обучения по данной программе.

Кроме знаний, умений и навыков учащиеся должны развивать в себе качества личности: способы умственных действий, навыки самоуправления, эмоционально-нравственные, эстетические и деятельностно-практические свойства. Все эти группы качеств личности сливаются воедино, образуя компетентную личность в области экономических знаний.

1-ая группа умений. Знания, умения и навыки (ЗУН). Классификация ЗУН.

I. По локализации отражения:

1. Индивидуальные знания - это знания конкретного человека, его личный опыт в изучении окружающего мира, трудовых отношений, общения.

2. Общественные знания - это знания, выработанные поколения предшественников; материальные, духовные ценности, признанные всеми.

Например, в программе Б.А.Райсберга и А.С.Прутченкова «Введение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнеса» отмечено: что учащиеся должны знать (общественные знания должны стать индивидуальными):

- что представляют собой экономические закономерности, их специфические отличия от законов физического мира;

II. По форме отражения :

1. Знаковые и вербальные, которые представлены в виде знаков, в виде языковой устной и письменной формы, в виде формул, теоретических правил и формулировок.

2. Образные, которые представлены конкретными образами и могут быть восприняты органами чувств.

Например, образ предпринимателя, банкира, менеджера, их внешний вид, манера поведения.

3. Вещественные, которые существуют в предметах труда, литературе, искусстве.

Например, портрет или скульптура банкира.

4. Процедурные, которые отражены в текущей деятельности людей, в их практических умениях и навыках, в различных технологиях, в результате трудового процесса.

Например, в программе Б.А. Райсберга и А.С. Прутченкова «Введение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнеса» отражено, что учащиеся должны знать:

- основные понятия и термины: валовой национальный продукт, заработная плата, рентабельность, безработица, производительность труда, бюджет, налоги, банки, кредит.

III. По психическому уровню:

1. Узнавание знаний.

2. Воспроизведение знаний.

3. Понимание знаний.

4. Применение знаний в практической деятельности.

5. Автоматические действия, которые осуществляются на уровне интуиции, бессознательного, непроизвольного выполнения действий.


6. Отношение к знаниям, которое отражает собственный взгляд, свою точку зрения на предмет или явления.

7. Потребность, которая выражается в желании познать, применить знания в практической деятельности и выработать устойчивый навык применения знаний.

Например. Учащиеся должны уметь:

- анализировать причины различий в уровне оплаты труда;

- различать источники и составляющие доходов;

- проводить различия между безработными и незанятыми. (Программа Л.Л.Любимова, А.А.Мицкевича и др. «Образовательная область «Экономика»).

IV. По области и предмету познания : гуманитарные, математические, философские, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

2-ая группа умений. Способы умственных действий (СУД). Классификация СУД.

I. По характеру средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные.

Например. Деньги, функции денег: единица счета, средство обмена, средство накопления. (Программа С.Равичева, Т.Протасевича «Современная экономика»).

II. По логической схеме процесса : сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антипатия, гипотеза, эксперимент, верификация и т.д.).

Например. Различать и сравнивать организационно-правовые формы предпринимательства. (Программа Л.Л.Любимова, А.А.Мицкевича и др. «Образовательная область «Экономика»).

III. По форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория.

Например. Ученики выясняют причины появления экономических функций государства, открывают причины неэффективности государственной деятельности. (Программа Л.Л.Любимова и Н.А.Раннева «Основы экономических знаний»).

IV. По типу логики: рассудочно-эмпирические и разумно-теоретические.

V. По способу работы:

1. Умения и навыки планирования учебной деятельности. Ученик осознает задачи учебного процесса, умеет строить целеполагание, владеет навыками рационального пути выполнения задания, продумывает алгоритм деятельности, может планировать деятельность на день, неделю, месяц, год и т.д.

2. Умения и навыки организации собственной учебной деятельности. Ученик умеет организовать свой рациональный режим работы, может оборудовать рабочее место, владеет навыками и способами умственной деятельности.

3. Умения и навыки восприятия информации. Ученик умеет работать с различными источниками информации, владеет навыками работы с книгой, словарем, компьютером, управляет собственным вниманием, наблюдением, запоминанием и воспроизведением.

4. Умения и навыки мыслительной деятельности. Ученик осмысляет учебный материал, выделяет главное и существенное, анализирует и синтезирует, абстрагирует и конкретизирует, классифицирует, обобщает, доказывает, строит рассказ, аргументирует ответ, формулирует выводы и умозаключения, пишет сочинения, решает задачи и проблемы.

5. Умения и навыки оценки и осмысления. Ученик владеет навыками самоконтроля и взаимоконтроля результатов учебной деятельности, понимает свои достижения, оценивает экономические, экологические, эстетические, этические явления, умеет проверять правильность и прочность теоретических знаний и практических навыков, проводит рефлексивный анализ.

Например. Учащиеся должны:

- владеть общекультурными умениями современного предпринимателя;

- уметь пользоваться различными источниками информации: справочниками, правовыми документами, научной литературой;

- уметь оформлять простейшие документы по ведению бизнеса;

- уметь заниматься самообразованием, используя необходимую литературу. (Программа В.Ф.Мерзлякова «Основы бизнеса).

3-ья группа умений. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). Классификация СУМ.

1. Потребности. Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности разделяются на материальные (пища, одежда, жилье), духовные (эстетические наслаждения), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности, познании, самоопределении, самоутверждении, самовоспитании, самообразовании, самосовершенствовании).

2. Направленность. Направленность - это совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации, убеждения, морально-этические принципы, мировоззрение.

3. Я-концепция. Я-концепция личности - это устойчивая, осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. Я-концепция включает в себя систему качеств человека: я нравлюсь, я способен, я нужен, я могу, я творю, я знаю, я управляю, я владею.

Например. Учащиеся должны отвечать на вопросы:

- является ли стремление людей к росту благосостояния движущей силой экономического развития человечества;

- выгодно ли быть честным;

- какой парадокс лежит в основе рыночной экономики. (Программа В.И.Липсица и Л.В.Антоновой «Основы экономических знаний»).

4-ая группа умений. Эмоционально-нравственная сфера (СЭН). Классификация СЭН.

1. Эстетическое воспитание: чувство красоты, способность видеть и понимать прекрасное, приобщение к литературе, музыке, искусству, танцу, театру, кино.

2. Воспитание нравственных качеств: свобода, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экономическая и экологическая культура, воля, добродетель.

Например. Эмоциональные отношения. Правила применения комплиментов. Культура взаимоотношений мужчин и женщин. Культура поведения за столом. Внешний облик делового человека. (Программа В.Ф.Мерзлякова «Основы бизнеса»).

5-ая группа умений. Деятельностно-практическая сфера (СДП). Классификация СДП.

1. Трудовые знания, умения и навыки: естественнонаучные, политехнические, операционные, мастерство, культура труда.

2. Трудолюбие: активность, прилежность, потребность, готовность, сознательность, усердие, воля.

3. Трудовая нравственность: отношение к труду, взаимоотношения в процессе деятельности, профориентированность, стимулы, ценности, отношение к результатам деятельности.

Например. Практикумы: Пригоден ли я быть менеджером. Как получить и использовать кредит. Как рассчитать цену товара. Оценка ожидаемого риска. (Программа Б.А.Райсберга и А.С.Прутченкова «Введение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнеса»).

Учебная программа по экономике, учитывающая знания, умения и навыки учащихся, способы их умственных действий, механизмы самоуправления личностью, эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы, направлены на развитие компетенций личности в области экономики.

Формирование учебно-познавательных умений.

Работа с текстом.

Изучение предметов естественного цикла вызывает у многих учащихся большие затруднения. Причина заключается в неумении самостоятельно работать с учебником, самостоятельно ставить опыты и решать задачи. На вопрос «Что вы считаете необходимым сделать, чтобы улучшить успехи в изучении физики, химии, биологии?» более 30% опрошенных учащихся написали, что надо научить их самостоятельно работать.

Исследования, проведённые в конце 60-х гг. прошлого столетия психологами и дидактами, показали, что для успешного обучения необходима ориентация учителя не только на сообщение учащимся системы готовых знаний , но и на формирование у них системы : умения должны формироваться в процессе усвоения научных понятий, законов и теорий.

1. Познавательными называются умения, посредством которых человек приобретает знания самостоятельно. Для учащихся основными источниками знаний являются учебники, наблюдения, опыты, измерения. Эти умения называют общими . Понятие «общие учебные умения » - это речевые умения, умения читать и писать (общие для всех дисциплин). Измерительные, вычислительные и графические умения (общие для дисциплин естественно-математического цикла). Умения наблюдать и ставить опыты (общие для дисциплин естественного цикла – физики, химии, биологии, природоведения, физической географии).

2. Для успешного формирования умений выполнять то или иное действие необходимо выделить отдельные шаги, последовательность их выполнения и наметить систему упражнений.

Выполнение сложных действий осуществляется по этапам, выделяют: мотивационную основу действия, ориентировочную, исполнительскую и контрольную.

Можно, исходя из дидактической цели, выделить пять видов учебных умений

Основным умением учащихся является умение работать с печатным текстом.

Основные умения, которые должны быть сформированы в определенных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательных умений.

Работа с текстом.

Изучение предметов естественного цикла вызывает у многих учащихся большие затруднения. Причина заключается в неумении самостоятельно работать с учебником, самостоятельно ставить опыты и решать задачи. На вопрос «Что вы считаете необходимым сделать, чтобы улучшить успехи в изучении физики, химии, биологии?» более 30% опрошенных учащихся написали, что надо научить их самостоятельно работать.

Исследования, проведённые в конце 60-х гг. прошлого столетия психологами и дидактами, показали, что для успешного обучения необходима ориентация учителя не только на сообщение учащимся системы готовых знаний , но и на формирование у них системы познавательных умений и навыков : умения должны формироваться в процессе усвоения научных понятий, законов и теорий.

1. Познавательными называются умения, посредством которых человек приобретает знания самостоятельно. Для учащихся основными источниками знаний являются учебники, наблюдения, опыты, измерения. Эти умения называют общими . Понятие « общие учебные умения » - это речевые умения, умения читать и писать (общие для всех дисциплин). Измерительные, вычислительные и графические умения (общие для дисциплин естественно-математического цикла). Умения наблюдать и ставить опыты (общие для дисциплин естественного цикла – физики, химии, биологии, природоведения, физической географии).

2. Для успешного формирования умений выполнять то или иное действие необходимо выделить отдельные шаги, последовательность их выполнения и наметить систему упражнений.

Выполнение сложных действий осуществляется по этапам, выделяют: мотивационную основу действия, ориентировочную, исполнительскую и контрольную.

Можно, исходя из дидактической цели, выделить пять видов учебных умений : познавательные, экспериментальные, организационные, самоконтроль, оценочные.

Основным умением учащихся является умение работать с печатным текстом.

Основные умения, которые должны быть сформированы в определенных классах.

3. Первостепенное значение работе с книгой придавала Н.К.Крупская. Она так формулировала правила этой работы: «... Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвёртая задача – это дать себе ответ, чему новому научила прочитанная книга...»

Основные умения 1–7 формируются, начиная с 1-го класса, однако у многих окончивших основную школу умения 4, 5 оказываются несформированными: дети нередко затрудняются с ответом на вопросы, предложенные в конце параграфа. Что касается ответов на предлагаемые учителем вопросы по содержанию материала параграфа учебника, большинство учащихся предпочитает буквальный пересказ текста. Попытки добиться выделения главного часто бывают тщетными, т.к., по мнению учащихся, «всё в тексте главное».

Конечной целью учителя при работе с учеником является становление школьника как личности, готовой самостоятельной осуществлять учебную деятельность.

Самостоятельность - это способность ребёнка самому приобретать знания под руководством учителя или без него, умение выбрать главное, проанализировать прочитанное.

Учебная самостоятельность - это, прежде всего, способность выходить за границы известного, заученного и двигаться дальше - в неизвестное.

Под самостоятельной работой учеников, обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели, в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Чтобы знания превратились в умения и навыки, необходимо, чтобы учащиеся действовали. Активная учебно-познавательная деятельность предполагает практические действия учащихся. Знания не могут быть переданы в готовом виде, они усваиваются осмысленно в процессе определенных действий, при этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли эти действия, причем степень самостоятельности выполнения работ от класса к классу должна возрастать.

Особое место в организации самостоятельной работы учащихся занимают те классы, с которых начинается каждая ступень обучения. Среди этих классов можно отметить 5 класс, так как учебно-воспитательный процесс здесь имеет свои особенности:

1) С 5 класса начинается предметное обучение, увеличивается число предметов, объём информации; прикладная ориентация каждого предмета;

2) Ученики 5 класса имеют достаточный запас знаний по математике, имеющих законченный характер. Эти знания служат основой не только для приобретения новых знаний, но и для их самостоятельного применения.

3) В курсе математики 5 класса усиливается роль доказательств; рассуждений, учащиеся знакомятся с особыми математическими оборотами речи.

4) В 5 классе учащиеся свободно читают, поэтому целесообразно учить их самостоятельной работе с учебником.

Работа с книгой.

Самостоятельная работа учащихся, т.е. их работа в отсутствие учителя или, по крайней мере, без обращения к его помощи в течение какого-то промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую функцию, во многом аналогичную функции учителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться.

Наиболее распространенными являются следующие виды работы с учебником:

  • Чтение текста вслух
  • Чтение текста про себя
  • Воспроизведение содержания прочитанного вслух
  • Разбиение прочитанного текста на смысловые части; сначала это делает учитель, затем учащимся предлагается выполнить разделение текста на смысловые части и придумывание короткого заголовка к каждой из них – идёт обучение составлению плана.
  • Самостоятельно составление плана прочитанного.
  • Работа с рисунками и иллюстрациями.
  • Работа над понятием, термином.
  • Работа с оглавлением и предметным указателем
  • Одним из способов организации работы учащихся с учебником математики является формирование приемов этой работы.

Общие приемы работы с учебником математики

  1. Найти задание по оглавлению
  2. Обдумать заголовок
  3. Прочитать содержание пункта (параграфа)
  4. Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение.
  5. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них
  6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия
  7. Выделить основные теоремы или правила
  8. Изучить определения понятий
  9. Изучить теоремы (правила)
  10. Разобрать иллюстрации (чертеж, схему, рисунок)
  11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои
  12. Провести самостоятельно доказательство теоремы
  13. Составить схемы, рисунки, таблиц, чертежи, используя свои обозначения
  14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест и т.п.)
  15. Ответить на конкретные вопросы в тексте

Подготовка и проведение письменных самостоятельных работ.

1) Самостоятельную работу учащихся нужно организовать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2) Учащихся нужно ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

3) Для активизации умственной деятельности учащихся надо давать им работу, требующую посильного умственного напряжения.

При планировании самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Чтобы экономить время на уроке и лучше организовать работу, учителю целесообразно самому предварительно выполнить работу, в ходе выполнения он может понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся.

Контроль.

Серьёзное внимание нужно уделять контролю результатов самостоятельной работы. Каким бы простым не являлось выполненное задание, его надо проанализировать. Оценке подвергается характер, полнота и содержание выполненной работы.

Лучшим способом анализа самостоятельной работы в форме обсуждения её хода и результатов. Для работы над типичными ошибками отводится специальное время на следующем уроке.

Взаимоконтроль.

При выполнении самостоятельной работы её проверку можно осуществить с помощью консультантов, назначенных учителем из числа хорошо успевающих учеников. Каждой группе учеников назначается консультант. Выполнив задание своего варианта, консультанты получают инструктаж от учителя и по мере выполнения работы остальными учащимися проверяют их, разъясняя допущенные ошибки.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершенных им ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе и в игре, учебе, труде.

Впервые ознакомление школьников в процессе обучения математике со всеми основными приемами самоконтроля осуществимо уже в V классе. Поэтому в процессе преподавания математики в V–VI классах следует уделять должное внимание развитию самоконтроля учащихся.

Для формирования умений производить самоконтроль. Например, выполнять:

  1. Соотношение результата с действительностью.
  2. Соотнесение полученного результата с данными условиями в задаче и сравнение его с первоначально ожидаемым результатом, это проверка просто из соображений здравого смысла.
  3. Проведение выкладок в обратном порядке.
  4. Решение задачи другим способом и сравнение полученных результатов.
  5. Проверка хода решения задачи с обращением внимания на следующие моменты:

Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения математике. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы.

Самостоятельные работы являются необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.

Работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы.

Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов. Выделим способы чтения: опережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение-изучение, просмотр.

Из своего опыта работы в 5–м классе, считаю необходимым включать в урок математики элементы обучения чтению. Я предлагаю читать вслух текст по частям, при этом плохо читающим детям достаются небольшие и легкие части, детям с неустойчивым вниманием – чтение или повторение правил. В современных учебниках математики 5-6-х классов важные элементы, несущие смысловую нагрузку, правила, алгоритмы выполнения действий выделены разными цветами и шрифтами. На первых же уроках показываю, как надо выразительно читать текст, формулировать правила, а в дальнейшем постоянно добиваюсь и от учеников такого же выразительного чтения. Такое выделение главного должно приучить детей сначала видеть смысловые части, а затем самим находить, выделять их в тексте учебника.

Очень важным считаю работу с учащимися над вопросами к тексту. Эта работа нужна, прежде всего, для того, чтобы в последствии научить учащихся работать с узловыми моментами текста. Вопросы к параграфу помогают сформировать у учащихся навыки самостоятельного составления вопросов для последующего самостоятельного изучения текста. Работа с этими вопросами в конце урока поможет подвести итог урока и вновь осуществить повторение изученного теоретического материала, нужно показать ученикам, что при выполнении домашнего задания сначала необходимо повторить объяснительный текст учебника и ответы на вопросы к нему и только после этого приступать к выполнению письменного задания.

В своей работе я использую и советую детям использовать при работе с текстом простой алгоритм:

2.Осмыслить (пересказать вслух основную мысль)

3. Ответить на вопросы (вслух)

В этом случае сразу станут очевидны пробелы в знаниях, т. е недоработки. Снова вернуться к тексту, и ликвидировать пробелы.

В 7 классе при домашней подготовке начали применять прием, прочитав параграф ответить на вопросы к нему и в письменном виде записать 2-3 предложения с основной мыслью ответа на каждый вопрос. Если вопросов много, выделяю 3-4 наиболее важных. Картина заметно улучшилась, стало больше желающих ответить на вопрос, даже из числа тех, кто в основном на уроках молчит.

В 5-6 классах уделяю большое внимание самоконтролю, требую выполнять предварительную прикидку результата, проверку другим действием или другим способом решить задачу, чтобы избегать частых ошибок, особенно при работе с десятичными дробями, на этапе умножения и деления десятичных дробей.


АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются понятия «познавательная деятельность» и «познавательные умения». Особое внимание уделяется проблеме формирования познавательных умений младших школьников.

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательные умения, формирование познавательных умений, младшие школьники.

Современное российское образование нацелено на формирование потребности в самостоятельном освоении новых знаний, новых форм деятельности, способности и готовности к самообразованию, самосовершенствованию, творческой деятельности.

Именно на это нацелен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В стандарте установлены требования к таким образовательным результатам, как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Проблема развития познавательной деятельности является одной из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как одно из важнейших условий формирования у учащихся потребности в приобретении новых знаний и овладения умением самостоятельной познавательной деятельности.

Актуальность данного вопроса определяется тем, что недостаточно внимания уделяется вопросу создания условий для формирования познавательных умений в педагогической науке и практике образования, а это является основой развития личности младшего школьника и обучения в целом.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, именно в это время у детей формируются умения:

Определять цель предстоящей деятельности;

Планировать свою деятельность, ориентируясь на ее результат.

Способность добиваться результата;

Осуществлять самоконтроль.

Исходя из этого большое значение приобретает познавательная деятельность, она играет большую роль в развитии младших школьников, а также стимулирует учебную деятельность.

Изучение познавательной деятельности берет свое начало в философии. Большой вклад в изучение внесли Сократ, Аристотель, Платон, Ф. Бэкон, Декарт, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс.

Познавательная деятельность часто называется гностической или когнитивной деятельностью. В американской психологии существует особое направление, которое называется когнитивной психологией.

В нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся.

Огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, Н.А. Н.Ф. Талызина, Б.Д. Эльконин, Л.Р., Г.И. Щукина и другие отечественные ученые.

В психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению понятия «познавательная деятельность». Данное понятие рассматривается различными авторами и нет четкого определения. Это связано с тем, что понятия «учение», «учебно-познавательная деятельность», «познавательная деятельность» рассматриваются как тождественные.

В работах Г.И. Щукиной «познавательная деятельность» рассматривается как деятельность, дающая знания об окружающем мире, формирующая умение организовывать, направлять действия на решение определенных познавательных задач, развивающая способность мыслить, прививающая навыки умственной работы».

А.Н. Леонтьев определяет познавательную деятельность как «совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации». .

Краткое определение понятия дано Н.А. Половниковой, «целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения».

В.А. Беликов определяет познавательную деятельность как «элемент целостного обучения, представляющий собой целенаправленное организованное или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительности, результатом которого является овладением им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности». [ 1,с. 82]

Рассмотрев сущность понятия «познавательная деятельность» раскроем ее структуру.

Согласно А.Н. Леонтьеву в структуру входят «потребность, мотив, цель, действия и операции»

Г.И. Щукина дает детальный анализ структуры и выделяет «мотивы, цель, учебные действия и операции, основанные на содержании обучения, результат» [ 6 ,с. 49].

Необходимым условием познавательной деятельности младших школьников является формирование познавательных умений. Умения способствуют выполнению деятельности, формируются на основе знаний и навыков.

Важную роль в изучении умений играют теоретические основы психологии деятельности, разработанные Б. Г. Ананьевым, Г. С. Костюком, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым.

Познавательные умения ученые рассматривают, как умения самостоятельно приобретать знания. Они помогают прочно усваивать знания по предмету, способствуют познавательной деятельности, самостоятельности и ускоряют процесс достижения цели.

Существует несколько классификаций познавательных умений, в основном исследователи выделяют интеллектуальные, практические, организационные и контрольные (оценочные) умения. А.В. Усова подразделяет на умения практического характера и умения познавательного характера.

При определении познавательных умений мы исходили прежде всего из анализа основных источников знаний младших школьников, а также классификации познавательных умений таких исследователей как А.В. Усова и А.А. Бобров. К основным познавательным умениям они отнесли: умение работать с учебной и научно-популярной литературой и на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания; умение проводить наблюдение и на его основе делать выводы; умение самостоятельно моделировать и строить гипотезы; умение самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания; умение объяснять наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия теорий .

В современной педагогической науке так же нельзя забывать о требованиях, которые устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования к результатам обучающихся.

Анализ изученных источников позволяет выделить следующие познавательные умения:

Работать с учебниками и другими информационными источниками, такими как Интернет ресурсы, словари, справочники, дополнительная литература и т.д.;

Проводить наблюдения, моделирование, ставить простейшие опыты;

Работать с информацией, составлять схемы, таблицы, планы, графики;

Находить, перерабатывать и использовать нужную информацию;

Выводить новые знания, используя имеющуюся информацию.

Поскольку познавательные умения направлены на поиск, получение и преобразование информации, мы характеризуем их в рамках предметного обучения.

Познавательные умения необходимы для развития познавательной деятельности. Советские педагоги Н.К. Крупская и К.Д. Ушинский говорили о необходимости формирования познавательных умений и обучение в школе должно быть направлено не только на информирование учащихся, но и на формирование познавательных умений.

Любые умения формируются только в практической деятельности. Основной составляющей какой-либо деятельности является действие – процесс, подчинённый определённой цели, результату, который должен быть достигнут. Действия слагаются из операций, т.е. способов осуществления действия.

В процессе формирования познавательных умений выделяют следующие этапы: мотивационный, ориентировочный, исполнительский, контрольный.

Для успешного формирования умений необходимо учитывать не только этапы формирования, но и наметить систему упражнений и обучение.

По мнению многих исследователей реализация межпредметных связей и разнообразие форм организации учебных занятий ускоряет процесс формирования познавательных умений. Также способствует формированию познавательных умений исследовательский и проектный вид деятельности учащихся. В данной деятельности совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Анализ научных психолого-педагогических исследований свидетельствует о необходимости и возможности формирования познавательных умений. От успешности сформированных умений будет зависеть развитие личности младшего школьника.

Необходимо создавать условия для формирования познавательных умений, а так же реализовать в образовательной практике. Организация работы по формированию познавательных умений внесет большой вклад в решение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Список литературы:

  1. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография / В.А. Беликов – М.: Академия Естествознания, 2010. – 164 с.
  2. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность / А.H. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 115 с.
  3. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. Н.А. Половниковой доктора пед. наук. – Казань, 1976. – 483 с.
  4. Усова А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: учебное пособие. - Челябинск: Факел, 1997. - 34 с.
  5. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. - М.: Знание, 1987. -78 с.
  6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.,1979 г. - 250 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 20.03.2018)

Развитие умений школьников составляет часть содержания образования, в том числе исторического. Развитие у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы не возможно без целенаправленной деятельности преподавателя.

Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Целенаправленно формируя у учащихся умения, учитель стремится к оптимальному развитию их познавательной самостоятельности, учит учиться и пополнять свои знания, готовит к творческому труду. Умения школьников основываются на знании приема учебной работы (составление плана ответа, сравнительной таблицы), которому соответствуют определенные приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение). 1

Приемы учебной работы, по мнению П.В. Горы, это те способы, которыми она может быть выполнена и которые можно выразить в виде перечня действий с различным по характеру историческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно - письменных или графических действиях. Использование приемов можно видеть. Допускаемые ошибки в использовании приемов можно исправлять, добиваясь их точного применения, усвоения и одновременно усвоения изучаемого с их помощью учебного материала. Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исторического воображения, запоминание. 2

1 . Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся. // ПИШ, 1981г., № 4, С.23

2 . Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.М., 1988., С.153

Способность перенести усвоенный прием в новые условия: применить его в работе с принципиально иным содержанием или источником знаний - главный критерий сформированности умения. 1

У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Так, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева считают, что умения - это сознательное владение каким - либо приемом деятельности. Умение, доведенное до автоматизма - это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умения, надо знать способ деятельности, надо упражняться.

Другая точка зрения принадлежит психологу Е.Н. Кабановой - Меллер. Умением она считает владение знанием о способе деятельности, начальную ступень формирования навыка. Таким образом, различие в определениях ученых будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся. 2

Н.И. Запорожец считает, что умение - это подготовленность к сознательным, точным действиям или способность сознательно достигать поставленной цели в изменяющейся обстановке. 3

Предъявляя требования к умениям школьников в соответствии с перечнем в программе, необходимо помнить, что в формировании каждого из них имеются общие этапы:

Начальный этап: Школьники получают знания о приеме учебной работы, узнают, из каких действий он складывается, с какой последовательностью выполняется: от действий по образцу (под руководством учителя) они постепенно переходят к более самостоятельной деятельности в аналогичной ситуации.

1 . Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.М., 2004., С.89

2 . Там же. С.88

3 . Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981г., № 4, С.28

Промежуточный этап: Знакомый прием используется в новых условиях, когда осваивается иной учебный материал или иные по своему характеру источники знаний. Учитель объясняет школьникам новые действия, входящие в уже известный прием, и требует их осознанного выполнения.

Заключительный этап: Ученики усваивают все действия, составляющие прием, в результате его многократного повторения и переноса на новые объекты: таким образом, у них вырабатывается прочное умение. 1

Освоение каждого приема учебной работы, основной логической операции продолжается, как правило, несколько лет. Отдельные умения сформировываются лишь к концу седьмого и восьмого года обучения. К ним относятся умения: составлять хронологические и синхронистические таблицы, сравнивать исторические явления по существенным сопоставляемым признакам и д.

Н.И. Запорожец называет ряд общих условий успешности формирования умений учащихся, апробированных в результате многолетнего эксперимента:

1) Осознание учителем цели и содержания работы;

2) Систематическое, целенаправленное развитие умений школьников в процессе обучения истории:

а) объяснение цели, сущности и практического значения каждого приема учебной деятельности;

б) выполнение учениками системы обучающих и тренировочных заданий возрастающей сложности, помогающих закреплению каждого приема в качестве умения;

в) создание на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих применение тех или иных способов учебной деятельности;

1 . Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981 г., № 4, С.24

г) применение инструктивных указаний (памяток) с перечнем действий, которые должны выполнять школьники для усвоения той или иной логической операции, приема учебной деятельности;

д) систематическое рецензирование ответов школьников (учителем или самими учениками);

е) регулярный анализ достигнутых результатов(на основе сопоставления с начальным уровнем умений учащихся).

ж) выделение в ряде роков времени для развернутого объяснения и закрепления способов учебной деятельности (составления планов, рецензирование докладов и др.);

Систематическое использование и координирование межпредметных связей в развитии общих учебных умений школьников, в том числе мыслительных и речевых. 1

Студеникин М.Т. выделяет четыре этапа в формировании умений при обучении истории:

Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план - памятка выполнения операции.

Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.

Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.

Применения умения по типу все более отдаленного переноса. 2

1 . Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // ПИШ, 1981 г., № 4, С.27

2 . Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.М., 2004., С.89

Памятки - учебные пособия, помогающие в определенной последовательности образно воссоздать исторический факт или раскрыть его внутренние существенные стороны. Памятка представляет собой перечень вопросов и заданий, расчленяющих сложный учебный прием на несколько более простых операций. 1

Многие учителя истории используют различные памятки для учащихся - логические схемы устных и письменных ответов, рецензий и т.п. Подобные памятки способствуют формированию общеучебных умений школьников, помогают усваивать исторический материал. Конечно, нельзя организовывать изучение истории только на основе памяток - это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные школьнику предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд учителя и учащихся, положительно повлиять на его результат.

Вот, например, Ваганов В.Ю. в своей статье говорит о том, что он активно использует памятки. В его кабинете хранятся подборки памяток, извлеченных из различных источников. Некоторые из них, несколько видоизмененные, скорректированные с учетом результатов практической работы, он предлагает читателям журнала. 2

Умение всегда будет сознательным действием, адекватным целям его использования и содержанию учебного исторического материала. Роль познавательных умений в современном процессе обучения истории многолика:

1 . ПИШ, 2004 г., № 9, С.37

2 . Ваганов Ю.В. Памятки на уроках истории // ПИШ, 1989 г., № 4, С.29

во - первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных способностей учащихся, раскрытие их индивидуальности;

во - вторых, познавательные умения - органичная часть содержания, которой обязаны овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений;

в - третьих, познавательные умения - это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому;

в - четвертых, познавательные умения могут выступать и в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания. 1

В связи с задачей “повышения активности и самостоятельности учащихся в обучении истории” методисты 70 - 80 годов разрабатывали методики: обучение учащихся приемам познавательной деятельности (П.В. Гора), формирование мыслительных умений и развитие речи в 4 - 8 классах (Н.И. Запорожец). С 1980 по 1992г. в усовершенствованные программы по истории обязательным компонентом содержания входили перечни основных умений, а авторы курсовых методических пособий предлагали учителям практические рекомендации (О.И. Бахтина, Г.И. Годер, Г.М. Донскй и др.).

Познавательные умения, подобно историческим фактам, можно классифицировать по разным основаниям. Анализ структуры умений подводит к их делению на элементарные, простые и сложные, что помогает выделить этапы, соблюсти последовательность и преемственность в формировании учебных действий.

1 . Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003., С.234

Более сложной является классификация познавательных умений по их содержанию. В самом общем виде их можно разделить на общеучебные и специфические. К первой группе относятся те умения, которые формируются и применяются при изучении всех или большинства предметов. 1

Общие умения можно разделить на четыре группы:

учебно-организационные (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий, самооценка, режим дня);

речевые (письменные и устные) (умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать);

учебно-информационные (работа с книгой (учебником, хрестоматией документов), справочниками, библиографией, каталогом);

учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприятие и воспроизведение, самоконтроль). 2

К специфическим умениям относятся только те, которые необходимы в обучении конкретному предмету. Внутри этой категории методисты - историки также выделяют несколько видов. Общепринятой и стабильной группой специфических познавательных умений в обучении истории являются хронологические и картографические умения. Они присутствуют в каждой методической классификации, в то время как другие виды варьируются в зависимости от целей школьного исторического образования. 3

Так, в советские годы выделяли особую группу умений - исторические мышления, которые помогали школьникам “ в свете марксистско-ленинского учения осознать развитие человеческого общества как закономерный процесс и на этой основе воссоздать целостную картину события, процесса, формации, оценивать факты прошлого и современности с классовых позиций”. 4

1 . Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003., С.238

2 . Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.М., 2004., С.92

3 . Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003., С.240

4 . Актуальные проблемы методики обучения. Под ред. Колоскова А.Г.М., 1984г., С.49

Идеологизация исторического образования отразилась на критериях познавательных умений, в их основу были положены особенности действий с учебным историческим материалом. В группу образных умений вошли, в частности, умения образно описывать исторические факты, воссоздавать образы и картины прошлого, рассказывать о ярких и знаменательных событиях. В группу логических умений - умения выявлять причинно - следственные связи, сопоставлять объекты прошлого, называть основные черты и характерные признаки, объяснять понятия, делать сравнения и т.п. В группу оценочных умений - умения давать аргументированные оценки историческим фактам, раскрывать своеобразие событий и явлений, выявлять иерархию причин и следствий, а также новизну в развитии социально-экономических, политических и культурных процессах. 1

Виды деятельности и умения, которые должны стать одним из значимых итогов школьного исторического образования, разделены на 5 групп:

1) хронологические; 2) работа с источниками; 3) описание; 4) анализ, объяснение; 5) версии и оценки.

Этот вариант ярче других демонстрирует, как в соответствии с целями обучения меняется не только содержательная сторона исторического образования, но и деятельностная. 2

В начале каждого учебного года методисты советуют учителям проводить в классах специальные самостоятельные работы диагностирующие уровень владения ведущими познавательными приемами. По их результатам определяются и планируются основные направления в формировании у учащихся новых познавательных умений и совершенствовании уже освоенных.

1 . Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М., 2003., С.248

2 . Алексашкина Л.Н. Примерная программа. История. // Примерные программы основного общего образования.М., 1999г., С.157-158

Систематическое развитие необходимых школьникам умений и навыков и их исторического мышления стимулирует активную переработку знаний и в конечном итоге - правильное понимание явлений общественной жизни. Выявляя сущность отдельных исторических событий, школьники учатся глубже проникать в сущность процесса общественного развития. Повышается эффективность обучения и воспитания.