Меню Рубрики

Козер, льюис - биография. Л

Исследования конфликтов

Различия в трактовке содержания понятия «международный конфликт» находят свое отражение и в подходах к анализу его как феномена международной жизни.

1) Как уже отмечалось, од­ним из наиболее традиционных среди них является подход с по­зиций«стратегических исследований».

· направлен­ность на решение практических задач, связанных с обеспечени­ем национальных интересов и безопасности государства, созда­нием благоприятных условий для победы в возможной войне

· Ее крупнейшим теоретиком был Клаузевиц».

· конфликт начинается тогда, «когда одна или другая сторона начинает рассматривать противоречие в военных терминах».

· Американский ученый Дж. М. Кол­линз определяет «большую стратегию » как «науку и искусство использования элементов национальной мощи при любых обсто­ятельствах, с тем, чтобы осуществлять в нужной степени и в же­лательном виде воздействие на противную сторону путем угроз, силы, косвенного давления, дипломатии, хитрости и других воз­можных способов и этим обеспечить интересы и цели нацио­нальной безопасности».

· Центральная задача стратегических исследований состоит в попытке определить, каким должно быть наиболее адекватное поведение государства в конфликтной ситуации, способное ока­зывать влияние на противника, контролировать его, навязывать ему свою волю.

2) Все большее распро­странение получают другие подходы, и в частности те, которые -находят применение в рамках такого направления, как «исследо­вания конфликтов».

· Центральными для этого направления являются вопросы, связанные прежде всего с выяснением происхождения и разновидностей международных конфликтов. При этом по каждому из них существуют расхождения.



Так, в вопросе о происхождении международных конфликтов могут быть выделены две позиции.

· В рамках одной из них между­народные конфликты объясняются причинами, связанными с характером структуры международной системы.

· Сторонники вто­рой склонны выводить их из контекста, то есть внутренней сре­ды системы межгосударственных отношений.

1. И. Галтунг , например считает причиной международных конфликтов разбалансирование критериев , позволяющих судить о том месте, которое занимает данное государство в международной системе, когда его высокое положение в этой системе, в соответствии с одними критериями, сопровождается недостаточным или непро­порционально низким положением в каком-либо другом отно­шении. Например, финансовая мощь такого государства, как Кувейт, диссонирует с его незначительным политическим весом ;

2. Органски исходит в анализе при­чин конфликта из того, что нарушения структурного равновесия в международной системе объясняются появлением в ней госу­дарств - «челленджеров ». Их растущая мощь приближается к мощи наиболее сильных держав, занимающих в мировом порядке веду­щие позиции, но значительно отстает от уровня их политическо­го влияния.

3) Треть­е направление в анализе международных конфликтов - «иссле­дований мира»

В рассмотрении данной проблематики могут быть вы­делены три основных подхода .

1. Один из них связан с традициями англо-саксонской школы «регулирование конфликта»,

2. второй основывается на видении, присущем евро­пейскому течению Исследования мира»,

3. тре­тий делает акцент на процессе международных переговоров.

· речь идет о широком комплексе вопро­сов, связанных с поисками урегулирования международных кон­фликтов

· Приверженцы данного подхода уделяют центральное место анализу вопросов, относящихся к механизмам разрешения и контроля конфликтов и поиску на этой основе путей перехода от конфронтации к сотрудничеству .

· Боль­шое значение придается разработке математических и игровых методов изучения социального конфликта.

· Одна из широко рас­пространенных позиций состоит в том, что конфликты являются универсальным феноменом, присущим всем сферам обществен­ной жизни. Это означает, что они не могут быть устранены - в том числе и из области международных отношений. Поэтому речь должна идти о таком анализе конфликтов, который позволил бы управлять ими с целью нахождения общей пользы для каждого из участников.

С этой точки зрения, существует четыре способа разрешения социальных конфликтов:

1) соглашение в результате совпадения мнения всех сторон;

2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

3) согла­шение, навязанное одной из сторон конфликта;

4) ситуация, ког­да застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

Теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Льюис Козер (1913–2003) и Ральф Дарендорф (1929–2009) представили конфликт как универсальный и во многих случаях позитивный фактор, динамизирующий социальные перемены и поддающийся рационально-институциональному регулированию.

Козер

Козер выделил функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на функционировании общества и способствуют позитивным социальным изменениям:

· образование групп, установление и поддержание их нормативных и физических границ;

· установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

· адаптация индивидов и социальных групп к изменяющимся условиям;

· создание и поддержание баланса общественных сил;

· получение информации об окружающей социальной среде (сигнализация о тех или иных проблемах в отношениях с другими);

· стимулирование нормотворчества и социального контроля;

· создание новых социальных институтов.

Л. Козер рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который может иметь для «социального организма» конструктивные (интегративные) последствия . Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.

В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:

· -установление единства и сплоченности;- производство стабилизирующих и интегративных элементов;

· -выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;- создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;- создание ассоциаций и коалиций;

1. Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

2. Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества , так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

3. Л. Козер делает вывод: конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям .

Ральф Дарендорф – известный немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации.

1. определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности .

2. Его внимание сосредоточивается на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов.

Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, что означает, как правило, образование конфликтных групп, аналитически проходит в три этапа.

· Первый этап связан с возникновением фона реально противоположных друг другу и потому конфликтных интересов , представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квази-групп.

· Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квази-групп в фактические группы (группы интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции.

· Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, то есть в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т. д.). Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.

Биография

Родился 27 ноября 1913 в Берлине. Отец, еврей по национальности был довольно богатым банкиром. Детство юноши было безоблачным, пока в 1933 к власти в Германии не пришли нацисты. Как раз незадолго до этого юноша закончил школу и начал принимать активное участие в левом движении. Хорошо видя, к чему идет дело и будучи уже сформировавшейся личностью, он в 20 лет решил покинуть родину и уехал в Париж.

Первые годы на новом месте проходили у Козера в бедности и в постоянных поисках заработка. Перебиваясь разовыми заработками, он сменил несколько профессий, испробовав свои силы как в физическом труде (продавец-разносчик), так и на поприще умственного труда (личный секретарь одного швейцарского писателя). Его мытарства закончились в 1936 - он получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы.

Параллельно с работой начал посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких особых научных пристрастий, решил заниматься сравнительным литературоведением - только потому, что кроме немецкого знал ещё французский и английский языки. После нескольких семестров начал работать над диссертацией по сравнению английских, французских и немецких новелл одного временного периода. Изюминкой этой работы должно было стать изучение влияния социальной структуры общества на формирование специфики той или иной национальной литературы. После того как куратор Козера заявил, что вопросы социальной структуры не входят в компетенцию литературоведения, а являются прерогативой социологии, студент сменил специализацию и стал посещать лекции по социологии. Так, почти случайно, определилось научное поприще будущего великого социолога.

В 1941 он был арестован по приказу французского правительства как уроженец Германии и помещен в трудовой лагерь на юге Франции. Это послужило серьёзным доводом в пользу эмиграции в США. По совету эмиграционной службы Козер сменил немецкое имя Людвиг на более нейтральное Льюис. Оформляя миграционные документы, он познакомился с сотрудницей Международной ассоциации помощи беженцам Розой Лауб, которая стала его женой. Первое время после прибытия Козера в США прошло в работе в разных правительственных комиссиях, в том числе в отделе военных новостей и в министерстве обороны. Какое-то время он был одним из издателей журнала «Модерн Ревью», пропагандировавшего левые идеи, а также зарабатывал статьями для газет.

В 1948, получив американское гражданство, решил продолжить социологическое образование и поступил в Колумбийский университет . Вскоре получил предложение стать преподавателем в колледже Чикагского университета на факультете социальных наук и социологии. Период работы в Чикагском колледже дал Козеру возможность не только углубить свои познания в области социологии, но и ознакомиться с самыми разными подходами и точками зрения.

После двух лет работы в Чикаго он снова возвратился в Нью-Йорк, чтобы продолжить образование в Колумбийском университете. После его завершения он преподавал в Бостоне, в Брандейском университете , где основал факультет социологии. В 1954 закончил свою докторскую диссертацию и защитил её в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона . На основе этой диссертации в 1956 была опубликована первая книга Козера «Функции социального конфликта».

Конец 1940-х - начало 1950-х ознаменовалось в США расцветом маккартизма - гонений на приверженцев мало-мальски левых взглядов. Учитывая, что Козер всегда отличался склонностью к левым идеям, эта ситуация резко сократила его возможности публиковаться. Чтобы вообще их не потерять, он при поддержке более 50 других ученых начал выпускать журнал «Диссент» (Dissident - «Инакомыслие»), который до сих пор является рупором левых сил США.

Проработав в Брандейсе 15 лет, он перешёл в Университет штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук , где работал вплоть до своей отставки.

1960-1970 стали временем наиболее плодотворным периодом в научной деятельности Козера. Он написал труды, изучающие взаимоотношения людей и институтов: Люди идей (1965) и Всепоглощающие институты (1974). Через десять лет после первого капитального труда по социологии конфликта вышла его вторая книга по этой тематике - Дальнейшие исследования социального конфликта (1967). Кроме этого он выпустил несколько книг по истории социологии - Георг Зиммель (1965), Мастера социологической мысли (1971) и Ученые беженцы в Америке (1984).

Он возглавлял Восточное социологическое общество в 1964-1965, а также Американскую социологическую ассоциацию в 1975-1976.

После выхода в отставку в 1987 Козер вместе с семьей переехал жить в Кембридж (штат Массачусетс), где умер в 2003, не дожив до своего 90-летия всего нескольких месяцев.

Научная деятельность

Представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля , которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта . Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса.

Труды

  • The Functions of Social Conflict ()
  • Sociological Theory ()
  • Men of ideas ()
  • Political Sociology ()
  • Continuities in the Study of Social Conflict ()
  • Masters of Sociological Thought ()
  • Greedy Institutions ()
  • The Uses of Controversy in Sociology ()
  • Refugee Scholars in America ()
  • Conflict and Consensus ()

Публикации на русском языке

  • Козер Л. А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина. - Москва: Дом интеллектуальной книги: Идея-пресс, 2000. - 295 с.

Ссылки

  • Л.Козер на сайте Американской социологической ассоциации
  • Л.Козер: Two Methods in Search of a Substance. - in: American Sociological Review, 1975,Vol.40,№ 6

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 27 ноября
  • Родившиеся в 1913 году
  • Родившиеся в Берлине
  • Умершие 8 июля
  • Умершие в 2003 году
  • Умершие в Кембридже
  • Социологи США
  • Конфликтологи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Козер, Льюис" в других словарях:

    КОЗЕР Льюис Альфред - (1913) американский социолог, классик теории политического конфликта. Причинами конфликтов считает несправедливое распределение ресурсов власти, несовпадение идеалов и ценностей, а также изменение социального статуса и определение этнической… … Политологический словарь-справочник

    Козер: Фамилия Козер, Райнхольд (нем. Reinhold Koser; 1852 1914) немецкий историк. Козер, Льюис (англ. Lewis Alfred Coser, собственно Людвиг Коэн; 1913 2003) американский социолог. Топоним Козер река в Германии … Википедия

    Lewis Coser Дата рождения: 27 ноября 1913 Место рождения: Берлин Германия Дата смерти: 8 июля 2003 Место смерти: Кембридж США Научная сфера: Социология Альм … Википедия

    Льюис Козер Lewis Coser Дата рождения: 27 ноября 1913 Место рождения: Берлин Германия Дата смерти: 8 июля 2003 Место смерти: Кембридж США Научная сфера: Социология Альм … Википедия

    - (Coser) Льюис А. (р. 1913) американский социолог, один из основных теоретиков социологии конфликта. Основные сочинения: «Функции социального конфликта» (1956), «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956), «Этапы изучения… … Новейший философский словарь

    - (Coser) Льюис Алфред (р. 1913) амер. социолог. Изучал филологию и социологию в ун те Сорбонны. В 1941 эмигрировал из Германии в США. Под руководством Р. Мертона защитил докторскую диссертацию по социологии, а в 1956 вышла книга, написанная под… … Философская энциклопедия

    КОЗЕР (COSER) Льюис Э. - (1913) амер. социолог, проф. Один из основоположников функционалистской модификации теории соц. конфликта. В отличие от Р.Дарендорфа он трактует соц. конфликт не столько как деструктивный фактор, сколько как импульс соц. развития и даже соц.… … Российская социологическая энциклопедия

    КОЗЕР (COSER) Льюис А. - (р. 1913) американский социолог, один из основных теоретиков социологии конфликта. Основные сочинения: Функции социального конфликта (1956); Социальный конфликт и теория социального изменения (1956); Этапы изучения социального конфликта (1967) и… … Социология: Энциклопедия

    - … Википедия

Последователями Маркса и Зиммеля и современными «классиками» конфликто­логии считаются немецкий социолог Р. Дарендорф и американский ученый Л. Ко­зер. Они продолжают развивать два основных направле­ния, заданных «родоначальниками»: Дарендорф - диалектический подход Маркса, а Козер - конфликт­ный функционализм Зиммеля.

Ральф Дарендорф утверждает, что социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного разли­чия интересов. Однако в постиндустриальном обществе, исследованием которого занимался Дарендорф, основное противоречие социальных систем перемещается, по его мнению, из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчинения, и основной конфликт оказывается свя­зан с перераспределением власти. Динамика его возникновения в сущности повторяет логику рассуждений Маркса о диалектике развития конфлик­та: объективная противоположность интересов сторон, осознание этой противопо­ложности, возникновение социальных организаций и т.д. Дарендорф подробно раз­бирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, реальные и возможные последствия и т. д. Работы Дарендорфа позволяют считать его классиком современной конфликтологии.

Л. Козер попытался не противопоставлять теорию конфликта струк­турному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка:

  1. Социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей.
  1. В любой социальной системе различным образом взаимосвязанных частей обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.
  2. Процессы, протекающие в составных частях системы и между ними, при определен­ных условиях содействуют сохранению, изменению, возрастанию или уменьшению
    интеграции и «адаптивности» системы.
  3. Можно также представить себе, что многие процессы, которые, как обычно считает­ся, разрушают систему (например, насилие, разногласия, отклонения и конфликты),
    при определенных условиях укрепляют основы интеграции системы, а также ее «при­способляемость» к окружающим условиям.

Определение конфликта, принадлежащее Л. Козер у, является одним из наибо­лее распространенных в западной науке: «Социальный конфликт может быть опре­делен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперни­ка» (Coser, 1968, р. 232). Оно приложимо и реально используется применительно к широкому диапазону конфликтных явлений - от межгосударственных до межлич­ностных.


Из всех «классиков» конфликтологии Козер развивает наиболее многоаспект­ный и всеобъемлющий взгляд на конфликты: он пишет об условиях и факторах воз­никновения конфликтов, их остроте, длительности и функциях. Именно последние заняли приоритетное место в теоретической системе Козера, дав основание обозна­чению всей его концепции как «конфликтного функционализма ».

Развивая и уточняя идеи Зиммеля, Козер в немалой степени изменил взгляд на­уки на конфликты. По его мнению, признание конфликта в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений никак не противоречит задаче обеспече­ния стабильности и устойчивости существующей социальной системы . Интересы Козера фокусируются не столько вокруг анализа источников конфликта и его воз­никновения в социальных системах, сколько на его функциях. Его первая большая работа, посвященная конфликтам, так и называлась «Функции социального конф­ликта» (1956). Эта книга сыграла историческую роль в оформлении и судьбах конфликтологии, а развитие Козером идей Зиммеля о позитивных функци­ях конфликта по праву рассматривается как одно из высших достижений конфлик­тологии.

Работы Р. Дарендорфа и Л. Козера создали возможность научного изучения конфликтов и подготовили почву для утверждения принципиальной возможности управления конфликтами.

Американский социологфункционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967).

Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

– причины конфликтов;

– виды конфликтов;

– функции конфликтов;

– типы общества;

– острота конфликта;

– последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците какихлибо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера , необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.

Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа , хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.

Теория конфликта к. Боулдинга

На формирование конфликтологии значительное влияние оказал американский социолог Кеннет Боулдинг (1910–1993).

В своем труде «Конфликт и защита: общая теория» (1963) он попытался отразить свою концепцию «Общей теории конфликта» . Боулдинг убежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе, в том числе химической, биологической, физической. Независимо от условий, в которых родился конфликт, его функции, этапы развития, способы разрешения будут идентичными. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория.

Боулдинг объяснял это особой природой и формой поведения человека. Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы.

Именно поэтому все социальные взаимодействия преимущественно конфликтны.

Противостоять этому могут:

– человеческий разум;

– нормы морали и нравственности.

Общая теория конфликта выделяет две модели конфликта :

1) статистическую;

2) динамическую.

В статистической модели конфликт – это система из двух элементов:

1) конфликтующие стороны или объекты;

2) отношения, возникающие между ними.

При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта лежит принцип бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или животного основано на стимуле, который поступает из среды «стимул– реакция». Действуя согласно своим интересам и разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами действия животных, некоторые из них могут быть латентными. Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные процессы» и считаться конфликтами.

В динамической модели конфликт многообразен и динамичен.

Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, подругому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды.

Разрешать или предотвращать конфликты можно, также используя принципы бихевиоризма, в частности принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.

В 50 - 60-е гг. прошлого века парадигму конфликта, наряду с Дарендорфом, особенно активно разрабатывал Льис Козер (1913 - 2003), американский социолог и конфликтолог. Его основные работы, посвященные данной теме, следующие: «Функции социального конфликта» (1956), «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1958), «Этапы изучения социального конфликта» (1967).

Как и его немецкий коллега, Козер противопоставляет собственную теорию социального конфликта функционализму, делавшему упор в своих исследованиях на стабильности и равновесии социальных систем. Более того, он полемизирует с теми, кто рассматривает конфликт как сугубо дисфункциональное явление. Исходя из тезиса о неустранимости конфликтов из социальной жизни, а также из утверждения о способности межсубъектных столкновений выполнять интегрирующую и стабилизирующую роль, американский социолог заявляет, что «в различных социальных условиях социальные конфликты выполняют позитивные функции». «Конечно, - добавляет Козер, - не любой и не все социальные конфликты выполняют позитивные функции, но социолог должен выявить те социальные контексты и те условия, в которых социальный конфликт помогает скорее выздоровлению, чем загниванию общества или его составляющих».

Таким образом, для американского социолога конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные и естественные формы существования общественной жизни. Дело в том, что почти в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Причем конфликт, в трактовке Козера, предстает как противоборство социальных субъектов (каковыми могут быть как индивиды, так и группы), возникающее из-за дефицита власти, ресурсов, средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (будь оно символическое, идеологическое или практическое) противника. Поэтому конкретными инициаторами обострения отношений и доведения их до уровня конфликтных ситуаций являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными в силу нарушения принципов социальной справедливости. И чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные или насильственные формы.

Но американского социолога интересует в большей степени не эта негативная и дезинтегрирующая сторона социальных конфликтов, а их позитивные функции, к которым он относит группосозидающие и группосохраняющие. Ведь благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между противоборствующими сторонами. Кроме того, важными оказываются коммуникативно-информационная и связующая функции конфликта, поскольку на основе получения необходимой информации и установления коммуникативных связей, вслед за которыми становится реальным партнерское взаимодействие, враждебные отношения могут быть заменены дружественными. И, наконец, конфликты, по Козеру (и здесь от солидарен с Дарендорфом), выполняют такую важную функцию, как стимулирование социальных изменений.



Американский социолог заканчивает свое исследование о функциях конфликта очень существенным выводом. По его мнению, дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры, или социальной системы. Поэтому конфликт, как правило, оказывается дисфункциональным для тех социальных систем, которые характеризуются жесткостью своих структур, способствующей аккумуляции враждебных чувств и настроений.

В этой связи Козер выделяет два типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам. Первый тип - твердые, или жесткие, системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминания о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения социальных конфликтов, отвечающие естественноправовым критериям цивилизованности. А реакция государственных механизмов на отдельные вспышки конфликтных отношений имеет жесткий или даже репрессивный характер. Внутри подобного рода социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения в условиях конфликтов, а у самих конфликтов нет возможности играть конструктивную роль в жизни общества и государства. В социальных системах второго типа, называемых американским социологом гибкими, существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства регулирования конфликтов. Это позволяет социальному мышлению совершенствовать навыки их разрешения, разрабатывать и предлагать сторонам большой спектр компромиссных выходов, выявлять в самих конфликтах конструктивные элементы.

Расхождения социальных систем во взглядах на конфликты непременно сказывается и на судьбах этих систем. Твердо-жесткие системы, не адаптированные к объективной логике неизбежного существования конфликтов, постепенно разрушаются от идущих изнутри возмущений социальной материи. Там, где нет разработанных эффективных и уже апробированных экономических, политических и правовых средств по предупреждению и нейтрализации конфликтов, возникновение последних дает максимально деструктивный эффект. На социодинамике конфликтов отрицательно также сказывается негибкость позиции государства, не имеющего в своем распоряжении альтернативных средств и методов по урегулированию конфликтных ситуаций. И напротив, гибкие социальные макросистемы, в силу их адаптированности к подобным возмущениям, оказываются более долговечными. Они воспринимают серии типовых конфликтов как сигналы о необходимости саморегуляции, коррекции собственных стратегий в виде определенных внутренних перестроек в соответствии с изменившимися социальными условиями.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что парадигма структурного функционализма и парадигма конфликта являются диаметрально противоположными. Если первая утверждает, что социальная жизнь основывается на взаимодействии и сотрудничестве, что социальные системы стремятся к устойчивости, что они строятся на согласии; то вторая, напротив, подчеркивает, что социальная жизнь порождает конфликты, что социальные системы оказываются разбираемыми противоречиями и что эти противоречия, в конечном счете, ведут существенным изменениям данных систем.

Литература

Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии. СПб., 2002. С. 263-265.

Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. М. - Ростов-на-Дону, 1999. С. 479-484; 623-633.

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С. 189-196.

Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. 1993. № 5. С. 31-35.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № . 5. С. 142-147.

Дарендорф Р. После 1989: Мораль, революция и гражданское общество. М., 1998.

Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М., 2002.

Зборовский Г. Е. История социологии. М., 2004. С. 452-458.

История социологии / Под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. Мн., 1997. C. 209-215.

История теоретической социологии: В 4-х т. / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М., 2002. Т. 3. С. 407-424.

Капитонов Э. А. Социология ХХ века. Ростов на Дону, 1996. С.

Козер Л. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 542-546.

Козер Л. Завершение конфликта // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 546-555.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Козер Л. А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М., 2006.

Коллинз Р. Мой путь // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 125-131.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. М. - СПб., 2002. С. 145-160.

Степаненкова В. М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 141-142.

Танчер В. В. Льюис Козер: функциональность конфликта и польза несогласия в науке // Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 265-273.

Турен A. Новые социальные конфликты // Социология: Хрестоматия / сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М., 2003. С. 370-385.