Меню Рубрики

Космонавт крикалев. Космонавт крикалев сергей константинович

КРИКАЛЁВ Сергей Константинович

Командир МКС,
командир ТК "Союз ТМА",
космонавт-испытатель
Ракетно-космической корпорации "Энергия"
имени С.П. Королева, Россия

ОБРАЗОВАНИЕ: В 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный факультет, специальность - "проектирование и производство летательных аппаратов", получил диплом инженера-механика.

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат.
Жена - Терехина Елена Юрьевна, 1956 года рождения, инженер РКК "Энергия".
Дочь - Крикалева Ольга Сергеевна, 1990 года рождения, школьница.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ: Герой Советского Союза, Герой Российской федерации, Летчик-космонавт СССР. Награды: медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза, орден Ленина, медаль "Золотая Звезда" Героя Российской Федерации, орден Дружбы народов. Награды зарубежных государств: офицер ордена Почетного Легиона (Франция), медали НАСА "За космический полет" (1994, 1998, 2001), медаль НАСА "За особые заслуги". Награды научных и общественных организаций: орден Орла 1-й степени (Ассоциация промышленников России).

УВЛЕЧЕНИЯ: Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К).

ОПЫТ РАБОТЫ: С 1981года - инженер ГКБ НПО "Энергия". Занимался разработкой инструкций для космонавтов, разработкой предложений по отображению информации оператора на пультах и дисплеях орбитального комплекса "Мир", корректировал бортовую документацию космической станции "Салют-7".
В январе 1984 года по результатам экзаменов отобран кандидатом в отряд космонавтов НПО "Энергия".
2 сентября 1985 года, решением Государственной межведомственной комиссии зачислен в отряд космонавтов НПО "Энергия". 10 ноября 1985 года приказом Министра общего машиностроения назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов НПО "Энергия".
11 февраля 1987 года назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов НПО "Энергия".
С 7 апреля 1992 года инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО "Энергия".
Работал в Центре Управления Полетами сначала в должности разработчика радиограмм, а затем, на протяжении нескольких долговременных экспедиций, в должности «Методист по действиям экипажа и бортовой документации». После потери связи со станцией "Салют-7" в феврале 1985 года работал в группе создававшей и отрабатывавшей методику полета на неуправляемую станцию. До начала тренировок основного экипажа (Джанибеков-Савиных) отрабатывал различные варианты методик в составе "технологического экипажа" (Викторенко-Крикалев).
В процессе работы в отделе принимал участие в подготовке космонавтов в ЦПК и на Байконуре. После зачисления в отряд космонавтов продолжал работу в том же отделе начальником группы, а затем заместителем начальника отдела.
В 1985-1986 годах прошел курс общекосмической подготовки в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. В 1986 году решением Межведомственной квалификационной комиссии ему присвоена квалификация "космонавт-испытатель".
В 1986 - 1988 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Буран", а затем, в составе экипажа (4 экипаж со Щукиным) 22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля "Союз-ТМ-7" А. Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья.
С 22 марта 1988 года по 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-7" по программе ЭО-4/Арагац на ОК "Мир" вместе с А. Волковым и Ж.-Л. Кретъеном (Франция).
Прошел подготовку в качестве основного испытателя для первого испытания средства передвижения космонавта (СПК).
Вместе в А. Волковым готовились к приему и началу эксплуатации нового модуля "Квант 2". В соответствии с программой полета прошли подготовку к выходам в открытый космос.
Первый космический полет совершил с 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера КК "Союз-ТМ-7" и ОК "Мир" по программе ЭО-4/Арагац. Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек.
В 1990 году проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля "Союз ТМ-11" по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского полета на ОК "Мир" вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония).
С декабря 1990 года по апрель 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля "Союз ТМ-12" по программе ЭО-9 на ОК "Мир" вместе с А. Арцебарским и X. Шарман (Великобритания).
Второй космический полет выполнил с 18 мая 1991 года по 25 марта 1992 года в качестве бортинженера КК "Союз ТМ-12" и ОК "Мир" по программам ЭО-9 и ЭО-10. В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин. Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек.
С 1 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона (НАСА) в качестве специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по программе STS-60. Прошел полную подготовку и был сертифицирован для работы с манипулятором шаттла (для захвата свободно летящего спутника, включая работу со спутником, потерявшим ориентацию).
Третий космический полет совершил с 3 по 11 февраля 1994 года в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля "Дискавери" в качестве специалиста полета-4. Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.
С апреля 1994 года по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля "Дискавери" по программе STS-63. Одновременно с тренировками по дублированию STS-63, совместно с отрядом астронавтов НАСА, начал работу по новой международной станции. После изучения и сдачи зачетов по американскому скафандру для выхода в космос работал в нем в гидролаборатории для отработки процедур сборки будущей станции в космосе. Перед полетом работал в Центре управления полетом в Хьюстоне (ЦУП-Х), оказывая помощь во взаимодействии между двумя ЦУП.
3 февраля 1995 года был дублером специалиста полета-4 космического корабля "Дискавери" STS-63. Во время полета был назначен руководителем 1-ой консультативной группы (группы экспертов из московского центра управления для работы в центре управления в Хьюстоне). На наиболее ответственных участках полета работал в главном зале, помогая организовывать связь между 2-мя ЦУП и двумя экипажами. Далее аналогичная работа во время полетов STS-71, 74, 76. Как представитель группы управления принимал участие в переговорах между РКА и НАСА о распределении работ.
С января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1). Запуск планировался на май 1998 года.
С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1 вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом (США).
С 30 июля 1998 года назначен в экипаж КК "Индевор" по программе STS-88.
С 17 сентября по ноябрь 1998 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона (США) в составе экипажа STS-88.
Четвертый космический полет выполнил со 2 по 14 декабря 1998 года в качестве специалиста полета-4 на космическом корабле "Индевор" по программе STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. В ходе полета к Функциональному грузовому блоку "Заря" был пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. Участвовал в работах на борту МКС. Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.
С 1999 по октябрь 2000 года – продолжал подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1, вместе с Ю. Гидзенко и У. Шепардом (США).
Пятый космический полет совершил с 31 октября 2000 года по 21 марта 2001 года по программе первого основного экипажа МКС (МКС-1) в качестве пилота МКС, командира корабля "Союз ТМ-31" и специалиста полета-3 корабля «Дискавери» (STS-102) на этапе возвращения. Экипажем МКС-1 были расконсервированы Служебный модуль «Звезда» и Функциональный грузовой блок "Заря", приняты три корабля шаттл, экипажи которых присоединили к станции модуль солнечных батарей P6 и Лабораторный модуль Destiny. Расконсервированы модули Destiny и Unity, приняты и разгружены два грузовых корабля «Прогресс М/М1» и грузовой модуль Leonardo, начаты научные исследования по российской и американской программе. Станция передана экипажу 2-ой основной экспедиции. Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек.
В настоящее время готовится к космическому полету в составе основного экипажа МКС-11 в качестве командира.

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ: 1 разряд по плаванью, кандидат в мастера спорта по многоборью (на первенстве Ленинграда в 1979 году).
С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980-1981 годах - входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу. В 1981г. - получил звание "Мастер спорта СССР" по высшему пилотажу.
С 1982 года - занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова в Москве.
В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и был кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.
1983 год - стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу.
В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном зачете и 8-е место в личном.
1985 год - Выступления на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР и был членом сборной России по высшему пилотажу на планерах. Стал серебряным призером чемпионата мира по планеризму в одном из упражнений.
В 1986 году - стал чемпионом СССР и чемпионом Европы в командном зачете, а также чемпионом по упражнению. Получил звание "Мастер Спорта международного класса".
1997 год - Чемпион Мира и 1-х Воздушных Игр в командном зачете, а также серебряный призер в личном зачете.
Освоил пилотирование самолетов Як-18А, -50, -52, -55, -55М, Су-26, -29, Л-39. Совершил ознакомительные полеты с инструктором на МИГ-21, -25, и Ту-134. Получил лицензию 2-го пилота самолета Т-38 (США) и налетал на нем более 140 часов.

Январь 2005 г.
По материалам РГНИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина
и справочника "Советские и российские космонавты. 1960-2000"

Герои России

Крикалёв Сергей Константинович

Сергей Константинович Крикалёв родился 27 августа 1958 года в городе Ленинграде, СССР. Советский и российский космонавт, рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе. Герой Советского Союза и Герой России (один из 4 человек, удостоенных обоих званий).

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв С.К. был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

Космическая подготовка

Прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) и 7 июня 1983 года получил допуск к специальным тренировкам. 2 сентября 1985 года решением ГМВК отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия». С ноября 1985 по октябрь 1986 года проходил общекосмическую подготовку. 28 ноября 1986 года решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С 1986 года по март 1988 года проходил подготовку по программе «Буран» в составе группы и в условном экипаже с Александром Щукиным.

22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля «Союз ТМ-7» А. Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. До 11 ноября 1988 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4/«Арагац» на ОК «Мир», вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция). Прошел подготовку в качестве первого испытателя средства передвижения космонавта (СПК) и готовился к работе с модулем «Квант-2», но программа полета была изменена.

Первый полет

С 26 ноября 1988 года по 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и ОК «Мир» по программе 4-й основной экспедиции (ЭО-4) и советско-французской программе «Арагац». Стартовал вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция), посадку совершил вместе с Александром Волковым и Валерием Поляковым). Позывной: «Донбас-2».

Продолжительность полета составила 151 сутки 11 часов 08 минут 24 секунды.

С июня по 17 ноября 1990 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 (и по советско-японской программе) на ОК «Мир», вместе с Анатолием Арцебарским и Р. Кикути (Япония).

С 5 декабря 1990 года по 19 апреля 1991 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-12» по программе ЭО-9 (и советско-британской программе Juno) на ОК «Мир», вместе с Анатолием Арцебарским и Хелен Шарман (Великобритания).

Второй полет

С 18 мая 1991 года по 25 марта 1992 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» (старт), ТК «Союз ТМ-13» (посадка), и ОК «Мир» по программе ЭО-9 (9-й основной экспедиции) вместе с Анатолием Арцебарским и ЭО-10 (10-й основной экспедиции) вместе с Александром Волковым. Решение о продлении работы Крикалева на ЭО-10 было принято уже во время его полета.

Во время полета совершил семь выходов в открытый космос. Продолжительность полета составила 311 суток 20 часов 00 минут 54 секунды.29 сентября 1992 года был отобран для первого полета российского космонавта на американском шаттле. С 5 ноября 1992 года по январь 1994 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа шаттла Discovery по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота.

Третий полет

Продолжительность полета составила 8 суток 7 часов 10 минут 13 секунд.

С апреля 1994 года по январь 1995 года проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В. Титова, назначенного специалиста полета-4 в экипаж шаттла Discovery по программе STS-63. Прошел подготовку для работы в выходном скафандре по программе сборки МКС. Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами.

С мая 1995 года исполнял обязанности заместителя руководителя полетом ОК «Мир». После разгерметизации модуля «Спектр» входил в состав аварийной комиссии.

30 января 1996 года назначен бортинженером основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1). Старт первой экспедиции был первоначально запланирован на май 1998 года. С октября 1996 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа МКС-1, вместе с Ю. Гидзенко и Уильямом Шепердом (США).

Полеты экспедиций на МКС задерживались, и 30 июля 1998 года, по согласованию между РКА и НАСА, он был назначен в экипаж шаттла Endeavour по программе STS-88 (первый полет по сборке станции, ISS-01-2A). В сентябре - ноябре 1998 года проходил подготовку в Центре им. Джонсона в составе экипажа STS-88.

Сергей Константинович Крикалёв (род. 27 августа 1958 года в Ленинграде, СССР) - советский и российский авиационный спортсмен и космонавт, с октября 2005 до июня 2015 года - рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов - по состоянию на 11 октября 2005 года; новый рекорд принадлежит Геннадию Падалке). Герой Советского Союза и первый Герой Российской Федерации (один из четырёх людей, удостоенных обоих званий).

Первый заместитель директора ЦНИИ машиностроения по пилотируемым программам (c марта 2014 года). Действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского (2011). Начальник ФГБУ «НИИ Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» (2009 - 2014). Кандидат психологических наук (2008). Чемпион мира по пилотажу на планёрах. Президент Международного экологического фонда «Чистые моря» (с 2009 года по настоящее время).

Биография

В 1981 году закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985 году, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985 году, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

В начале 1988 года начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям установки для перемещения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Первый полёт

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Крикалёва и французского космонавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза (звезда №11595). Продолжительность полета составила 151 сут. 11 ч 08 мин 24 с.

В 1990 году Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

Второй полёт

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 18 мая 1991 года с командиром Анатолием Павловичем Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый космонавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет интересен тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время их полета Советский Союз прекратил существование. За этот полёт Крикалёв был удостоен звания Героя Российской Федерации (звезда Героя РФ № 1). Продолжительность полета составила 311 сут. 20 ч 00 мин 34 с.

ВИДЕОБИОГРАФИЯ КОСМОНАВТА
ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР: 67/212
КОЛИЧЕСТВО ПОЛЕТОВ: 6
НАЛЕТ: 803 сут. 09 час. 41 мин. 23 сек.
ВЫХОДЫ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: 8
СУММАРНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 41 час. 26 мин.
ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ:

в 1975 году окончил 10 классов средней школы №77 города Ленинграда;

с 1977 года начал заниматься самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ;

в 1981 году окончил с отличием Ленинградский механический институт (ЛМИ) (Военмех), машиностроительный факультет, специальность - «проектирование и производство летательных аппаратов», получил диплом инженера-механика.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1981-1983 годы - инженер, старший инженер 111-го отдела головного конструкторского бюро (ГКБ) НПО «Энергия»;

в 1983 г. прошел медицинский отбор и в феврале 1984 г. после сдачи необходимых экзаменов отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

1983-1985 гг. - начальник группы ГКБ НПО «Энергия». Занимался разработкой инструкций для космонавтов, отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов. Работал в ЦУПе методистом по действиям экипажей, в 1985 г. - в группе восстановления работоспособности станции «Салют-7»с мая 1990 г. по апрель 1992 г. - заместитель начальника 191-го отдела (бывший 111 отдел) НПО «Энергия»;

с апреля 1992 г . по ноябрь 1994 г . - заместитель начальника 115-го отдела НПО «Энергия»;

с февраля 2007 г . по август 2007 г . - вице-президент РКК «Энергия»;

с августа 2007 г . по март 2009 г . - заместитель генерального конструктора РКК «Энергия»;

с марта 2009 г . по март 2014 г. - был начальником Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»).

КОСМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

2 августа 1985 г . - решением Государственной межведомственной комиссии зачислен в отряд космонавтов НПО «Энергия»;

в сентябре 1985 г . - приказом Министра общего машиностроения №384 назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов НПО «Энергия» (291-й отдел);

28 ноября 1986 г . - решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель»;

в 1986 г. успешно завершил курс общекосмической подготовки;

в 1986 - 1988 годах - проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран»;

с 22 марта по 11 ноября 1988 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4/»Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л.Кретьеном (Франция);

11 февраля 1987 г . - был назначен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов НПО «Энергия»;

в 1990 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8 и совместного Советско-Японского полета на ОК «Мир» вместе с А. Арцебарским и Р. Кикути (Япония);

с марта по ноябрь 1988 г. проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМ-7» по программе ЭО-4 / «Арагац» на ОК «Мир», вместе с А.Волковым и Ж.-Л. Кретьеном (Франция);

7 апреля 1992 г . - был назначен на должность инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО «Энергия»;

с 5 ноября 1992 г . по январь 1994 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 (Mission Specialist) экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-60. Получил сертификат по работе с манипулятором шаттла, прошел подготовку при полетах на самолете Т-38 в качестве второго пилота;

с апреля 1994 г . по январь 1995 г . - проходил подготовку в Центре им. Л. Джонсона в качестве дублера В.Титова - специалиста полета-4 экипажа корабля «Дискавери» по программе STS-63, принимал участие в работе группы МКС офиса астронавтов НАСА, в том числе по отработке методик сборки станции;

Прошел подготовку для работы в выходном американском скафандре;

Во время полета STS-63, а также полетов STS-71, STS-74 и STS-76 был руководителем 1-й консультационной группы экспертов московского ЦУПа в Хьюстоне, помогал налаживать взаимодействие между российским и американским ЦУПами;

в 1995 -1996 гг. работал в ЦУПе заместителем руководителя полетом по действиям экипажа;

в феврале 1996 г. назначен в состав первого экипажа МКС;

с октября 1996 г . - проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа первой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-1), вместе с Ю.Гидзенко и Уильямом Шепердом (США);

в сентябре - ноябре 1998 г . - проходил подготовку в Центре им.Джонсона в составе экипажа STS-88;

с октября 2000 г . - февраля 2003г. - был командиром дублирующего экипажа 7-й основной экспедиции на МКС (МКС-7д) вместе с М.Сураевым (сменил С. Волков) и Полом Ричардсом (сменил Джон Филипс) (США);

2003 - 2005 годы - проходил подготовку в качестве командира основного экипажа 11-й экспедиции на МКС вместе с Джоном Филлипсом (США).

Действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

КЛАССНОСТЬ:

космонавт-испытатель 3-го класса (16.10.1989 г.);
космонавт-испытатель 1-го класса, инструктор-космонавт-испытатель 1 класса (07.04.1992 г.).

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полет - с 26 ноября 1988 г . по 27 апреля 1989 г . в качестве бортинженера ТК «Союз-ТМ-7» и ОК «Мир» по программе ЭО-4 и советско-французской программе «Арагац». Стартовал вместе с Александром Волковым и Жан-Лу Кретьеном (Франция) на космическом корабле «Союз ТМ-7», Из-за изменения программы полета вместе с другими членами экипажа выполнял консервацию станции. Посадку совершил вместе с Александром Волковым и Валерием Поляковым.
Продолжительность полета: 151 сут 11 час 08 мин 24 сек. Позывной: «Донбас-2».

2 полет - с 18 мая 1991 г . по 25 марта 1992 г . в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» и ОК «Мир» по программам ЭО-9 вместе с Анатолием Арцебарским и ЭО-10 вместе с Александром Волковым. Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». Совместно с ним в космосе работали Х.Шарман (Великобритания), Т.Аубакиров, Ф.Фибёк (Австрия), К.-Д.Фладе (Германия). Посадку совершил на ТК «Союз ТМ-13». В ходе полета выполнил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 36 час 29 мин.- установил рекорд по длительности пребывания в открытом космосе.
Продолжительность полета: 311 сут 20 час 00 мин 54 сек. Позывной: «Озон-2» /«Донбас-2».

3 полет - с 3 по 11 февраля 1994 г . в составе экипажа STS -60 на бору космического корабля «Дискавери» в качестве специалиста полета-4 (Mission Specialist-4).
Продолжительность полета: 8 сут 07 час 09 мин 22 сек.

4 полет - с 4 по 16 декабря 1998 г . в качестве специалиста полета-4 на космическом корабле «Индевор» по программе STS-88. Это был первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. В ходе полета к Функциональному грузовому блоку «Заря» был пристыкован американский узловой модуль NODE 1 Unity. Вместе с командиром шаттла Р. Кабаной впервые открыл люк в МКС. В составе первого экипажа МКС проводил работы по подготовке станции к началу функционирования
Продолжительность полета: 11 сут 19 час 17 мин 55 сек.

5 полет - с 31 октября 2000 г . по 21 марта 2001 г . по программе первого основного экипажа МКС (МКС-1) в качестве бортинженера «Союз ТМ-31» и специалиста полета-3 корабля «Дискавери» (STS-102) на этапе возвращения.
Продолжительность полета: 140 сут 23 час 38 мин 55 сек.

6 полет - с 15 апреля 2005 г . по 10 октября 2005 г . на ТК «Союз ТМА-6» в качестве командира экипажа 11-й основной экспедиции МКС. Во время полёта осуществил один выход в открытый космос, продолжительностью 4 часа 57 минут.
Продолжительность полета: 179 сут 00 час 23 мин 35 сек.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

кандидат психологических наук (2008 г.);
действительный член (академик) Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (2011 г.).

СПОРТИВНЫЕ ЗВАНИЯ:

Имеет 1-й разряд по плаванию, кандидат в мастера спорта по многоборью;
«Мастер спорта СССР» по высшему пилотажу (1981 г.);
«Мастер спорта международного класса» по высшему пилотажу (1995 г.);
«Заслуженный мастер спорта России» (2007 г.).

СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

С 1977 года занимался самолетным спортом. В 1980 - 1981 годах входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу.

С 1981 года занимался самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова в Москве. В 1982 году выступал на Чемпионате СССР за команду Центрального аэроклуба и стал кандидатом в сборную СССР по самолетному спорту.

В 1983 году стал абсолютным чемпионом города Москвы по высшему пилотажу. В финале Спартакиады народов СССР и чемпионате СССР выступал за сборную РСФСР, где занял 3-е место в командном и 8-е место в личном зачете.

В 1985 году выступал на Первенстве социалистических стран по высшему пилотажу в составе 2-й сборной СССР. В 1986 году стал чемпионом СССР в командном зачете, а также призером по упражнениям. В 1996 г. стал победителем на чемпионате Европы в командном зачете и чемпионом по упражнению.

В 1997 году на Первых Всемирных воздушных играх в Турции был участником сборной России по высшему пилотажу на планерах. Занял первое место в командном зачете, стал серебряным призером в личном зачете.

Освоил пилотирование самолетов Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су -29, Л-39, Цесна. В рамках подготовки по программе «Буран» выполнял полеты на МиГ-21, МиГ -25 и Ту-134. На самолете Т-38 (США) налетал более 140 часов в качестве второго пилота.

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1989 года).

Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 г.).

Орден Почёта (Указ Президента РФ № 204 от 15 апреля 1998 г., за достижение высоких спортивных результатов на Первых Всемирных воздушных играх).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента РФ № 353 от 5 апреля 2002 г.).

НАГРАДЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ:

Орден Почетного легиона (Legion d’Honneur) (Франция, 1989 г.)
Медали «За космический полет» (NASA Space Flight Medal) (1996, 1998, 2001 гг.)
Медаль «За выдающиеся общественные заслуги» (NASA Distinguished Public Service Medal, 2003 г.).

НАГРАДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:

Орден «За усердие во благо Отечества» (учрежден Фондом «Во благо Отечества») (2006 г.).
Орден «Гордость России» (учрежден Фондом «Гордость России» и позиционируется как высшая общественная награда РФ) (2008 г.).
Почетное пожизненное членство в Королевском фотографическом обществе (Великобритания) (2009 г.).

УВЛЕЧЕНИЯ :

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (позывной - U5МIR).

Его космическая судьба достойна захватывающего романа или приключенческого фильма. В общей сложности в течение шести стартов он «налетал» 803 дня

Его знает весь мир - он почти так же популярен, как первый космонавт Юрий Гагарин. Мало того, что Сергей Крикалев - настоящий космический долгожитель: в одной из командировок на орбиту ему пришлось провести в космосе год вместо 5 месяцев, а в общей сложности в течение шести стартов он «налетал» 803 дня. Крикалев еще и мастер на все руки, поразивший американских астронавтов своими умениями.

Сергея Крикалева включили в состав 9-й экспедиции, стартовавшей с Земли к космической станции «Мир». Старт произошел 19 мая 1991 года. На борту находились командир корабля - Анатолий Арцебарский , бортинженер Сергей Крикалев и астронавтка из Великобритании Хелен Шарман . Через несколько дней британка вернулась на Землю, ее забрали члены предыдущего экипажа.

На станции «Мир» остались Крикалев и Арцебарский. Они вели серьезную научную работу, ставили эксперименты, несколько раз были осуществлены выходы в открытый космос. Это был второй по счету полет Крикалева.

В августе, когда пора было возвращаться домой, с Земли прилетели шокирующие вести. Советского Союза больше не было. Бюджеты космических программ, на которые прежде не жалели денег, были сильно сокращены. Однако программу международного космического сотрудничества нужно было выполнять - отказ от обязательств России перед другими странами не допускался.

Чтобы как-то сэкономить, вместо двух кораблей - с экипажами из Казахстана и Австрии - на орбиту отправили один, объединив экипажи. При возвращении в этом корабле не хватило для Крикалева места. Космонавту пришлось остаться и ждать прибытия следующего корабля. Это произошло только через полгода. Всего Сергей Крикалев пробыл в космосе почти год. Страна не сумела вовремя обеспечить его возвращение. А когда он, наконец, вернулся в марте 1992-го, то попал уже в другую страну - не ту, которую покинул год назад...

За этот длительный полет Сергей Крикалев, уже бывший к тому времени Героем Советского Союза, получил почетное звание Героя России и медаль «Золотая Звезда». Он – один из немногих, кто носит два этих звания одновременно.

Русский «Кулибин»

Карьера Крикалева продолжалась. Осенью 1992 года его решено было включить в состав американо-российской космической экспедиции. Он был первым россиянином, полетевшим с американцами на шаттле. Экспедиция стартовала 3 февраля 1994 года. Шаттл Discovery сделал вокруг Земли 130 витков и уже 11 февраля 1994 года совершил посадку в штате Флорида.

Во время полета возникла нештатная ситуация. Внезапно отказала электронная система жизнеобеспечения, а затем вышел из строя воздуховод. Американцы, строго следуя полученным инструкциям, сообщили о происшествии на Землю и стали ждать указаний.

Все очень нервничали. В воздуховодах начал скапливаться конденсат, он потихоньку замерзал, необходимо было срочно что-то делать, а Земля никак не могла принять решение. Крикалев поначалу молча наблюдал - все-таки он находился в составе американского экипажа на вторых ролях. Когда ситуация приблизилась к критической, американцы его спросили: «А что бы ты сделал?» Наш космонавт пожал плечами и ответил: «Починил бы».

И починил. Не дожидаясь указаний из Хьюстона. Астронавты были против - они хотели дождаться, когда с Земли придет помощь. Но Сергей Крикалев сделал по-своему: нашел причину неисправности, восстановил и заново запустил сложные приборы шаттла.

Его решительные и профессиональные действия стали причиной крайнего удивления и восхищения американцев: никому и в голову не пришло бы, что можно, не надеясь на помощь из Центра управления полетом, самостоятельно устранить поломку.

Русский космонавт из «Армагеддона»


Стиль работы Сергея Крикалева, а также его решительный характер произвели на американцев неизгладимое впечатление, - впрочем, как и на всех остальных, когда об этом стало известно. Предполагается, что прототипом русского космонавта Льва Андропова из фильма Майкла Бэя «Армагеддон» в какой-то мере стал именно Крикалев.

Конечно, образ Льва Андропова получился гротескным и карикатурным - русский космонавт, в одиночку летящий в космическом корабле, носит телогрейку и ушанку, постоянно пьян и небрит, производит впечатление безумного, поскольку лупит железом по приборам, вскрывает при помощи лома систему подачи топлива, а потом и вовсе взрывает станцию. Однако в конечном счете именно Андропов спасает американских астронавтов - стукнув как следует разводным ключом по компьютеру шаттла и тем самым заведя его.

Сегодняшняя работа Сергея Крикалева проходит на Земле. Он - первый заместитель генерального директора Центрального НИИ машиностроения по пилотируемым программам. 27 августа 2018 года ему исполнится 60 лет.