Меню Рубрики

Как называются придаточные с союзом что. Виды придаточных предложений

Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от друга по четырем основным признакам:

грамматическое значение;

вопрос, на который отвечает придаточное предложение;

к чему оно относится;

средство связи (чем присоединяется).

По этим признакам выделяют четыре основных вида придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные.

Придаточные определительные

Обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Придаточные изъяснительные

Дополняют и конкретизируют значение главного предложения; отвечают на вопросы косвенных падежей; относятся к одному слову в главном предложении - глаголу со значением речи, мысли или чувства (сказал, спросил, подумал, вспомнил, удивился и др.), к существительным (сообщение, просьба, вопрос и др.), к прилагательным (рад, счастлив, горд и др.), к наречиям (известно, ясно, видно и др.), к словосочетаниям (спросил о том, вопрос о том, рад тому и др.); присоединяются союзами что, чтобы, будто, как и др., а также союзными словами что, чтобы, почему, когда, где, куда, что за, зачем и др. При этом в главном предложении часто встречается указательное слово то в разных падежных формах. Например: Я верю в то, что человек есть творец своего счастья (А. Чехов). Читатель, расскажу ль тебе, куда красавица [Людмила] девалась? (А. Пушкин); За спором не заметили, как село солнце красное (Н. Некрасов).

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию. Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени

Обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой; присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др. В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Пример: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой). Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места

Обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы где? куда? откуда?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами где, куда, откуда. В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Пример: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща, белели березы.

Придаточные времени

Обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова: тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Пример: Пока он пел, кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия

Обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами если, раз, коли, коль, когда (в значении "если"), как (в значении "если") и др.

Пример: Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Примечание

Условное значение имеют также придаточные, в которых сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения, употребленной в значении условного: Не будь на то господней воли, не отдали б Москвы (М. Лермонтов) (ср.: Если бы не было на то господней воли, не отдали б Москвы).

Придаточные причины

Обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Пример: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели

Обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Пример: Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения

Пример: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты. Сравните: Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин) (сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения); Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды (К. Паустовский) (сравнительный оборот).

В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть грамматическая основа.

От придаточных сравнения также следует отличать вводные предложения. Например: Яков, как уже было сказано, чуждался товарищей (И. Тургенев). В выделенном предложении есть грамматическая основа, но нет значения сравнения.

Придаточные уступки

Обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Примеры: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно, да не голодно (Пословица). Куда ни кинь, всюду клин (Пословица).

Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и простое предложение с обособленным обстоятельством уступки. Сравните: Несмотря на то, что вечер удался, удовлетворения я не испытывал (сложноподчиненное предложение с придаточным уступки). Несмотря на удавшийся вечер, удовлетворения я не испытывал (простое предложение с обстоятельством уступки).

Придаточные следствия

Обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы что из этого следует?; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами следствия так что, поэтому.

Пример: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени. Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

Придаточные присоединительные

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром (А. Чехов). Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно (А. Пушкин). Вместо сахара подавался сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный (К. Паустовский).

1. Сложноподчинённые предложения (СПП) - это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

перед главным предложением :

С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).

(С тех пор как ), .

Придаточные могут стоять после главного предложения :

что ведёт через рощу (Гончаров).

, (что )

Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения :

И вечерком, когда все кошки серы , князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков).

[ , (когда ), ]

2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению .

К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:

  • придаточные подлежащные;
  • сказуемные (по другой классификации подлежащные и сказуемные придаточные относятся к придаточным местоимённо-определительным);
  • определительные;
  • дополнительные (по другой классификации - изъяснительные);
  • образа действия и степени.

Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).

Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.

Типология придаточных предложений даётся по учебнику: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.

3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:

  • в придаточном предложении - подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
  • в главном предложении - указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).

Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении.

Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.

Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.

Исключение составляет союз-частица ли , который находится в середине придаточного предложения. Обратите на это внимание!

Разграничение союзов и союзных слов

Союзы Союзные слова
1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что - союз, не является членом предложения).

1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что - подлежащее).

2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. - Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

2. Поскольку союзное слово - член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу ; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .

3. На союз не может падать логическое ударение. 3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́ он будет делать завтра.
4. После союза нельзя поставить частицы же , именно . 4. После союзного слова можно поставить частицы же , именно , ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.
5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием. 5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. - Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. - Я знаю: там он был вчера.

Обратите внимание!

1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными. Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее.

Когда является союзом в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год . Лесков) и в придаточном условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

Когда является союзным словом в придаточном дополнительном (Я знаю, когда он вернётся ) и в придаточном определительном (Тот день, когда ; когда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда ).

Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) - придаточное сравнительное; Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) - придаточное условия; можно заменить: если душа черна . - Делай так, как тебя учили - придаточное образа действия и степени).

Особенно внимательно разбирайте придаточные дополнительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами.

Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что - союз). - Я знаю, что он будет делать завтра (что - союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как - союз). - Я знаю, как она любит сына (как - союзное слово).

В придаточном дополнительном союз как можно заменить союзом что , ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. - Я слышал, что за стеной плакал ребёнок.

2) Чем является союзом в двух случаях:

а) в составе двойного союза чем... тем :

б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе .

Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).

3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей - союзные слова и не могут быть союзами.

Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель.

При разборе придаточного предложения как простого очень часто допускается следующая ошибка: значение придаточного переносится на значение союзного слова. Чтобы не допустить такой ошибки, попробуйте заменить союзное слово соответствующим указательным словом и определить, каким членом предложения это слово является.

Ср.: Я знаю, где он прячется. - Там он прячется.

Союзные слова который, какой, чей в определительном придаточном можно заменить существительным, к которому относится это придаточное.

Ср.: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила (Герман). - Сказку мама любила; Стюарт Яковлевич - такой управитель, какого и на свете нет. - Такого управителя и на свете нет.

Возможна и обратная ошибка: значение союзного слова переносится на значение придаточного. Чтобы не ошибиться, ставьте вопрос от главного предложения к придаточному.

Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был - придаточные дополнительные; Он вернулся в город (в какой город?), где провел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда - придаточные определительные.

Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который .

Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. - Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. - Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.

4. Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение:

Он вернулся в тот город, где провёл юность (тот - определение; придаточное определительное); Он остался с тем , чтобы доказать свою невиновность (с тем - обстоятельство цели; придаточное цели); Прочтите так , чтобы никто не видел записки (так - обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).

Способ выражения указательных слов

Разряд Перечень слов Примеры
1. Указательные местоимения и местоимённые наречия Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет (Паустовский).
Прочтите так , чтобы никто не видел (Лесков).
Нет величия там , где нет простоты, добра и правды (Л. Толстой).
2. Определительные местоимения и местоимённые наречия Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (Федосеев).
Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (Солоухин).
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия Никто, ничто, нигде, никогда и др. Я не знаю никого , кто бы мог заменить старого графа (Лесков).
4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др. По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно (Лесков).
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (Маршак).
Я решил обедать один по той причине , что обед приходился на вахтенные часы Бутлера (Грин).

Средства связи предложений — все это синтаксис русского языка. Определительное придаточное — пример одной из самых сложных тем в изучении русского синтаксиса.

Придаточное предложение: определение

Неотъемлемая часть сложноподчиненного предложения — придаточная часть. Придаточной называется та часть которая является зависимой от главной. На полях лежал белый снег, когда они ездили в деревню. Здесь главное предложение На полях лежал снег. От него задается вопрос к зависимой части: лежал (когда?) когда они ездили в деревню . Придаточная часть — это отдельное предложение, так как в нем есть предикативная основа. Однако связываясь с главным членом семантически и грамматически, оно не может существовать самостоятельно. Этим отличается главная часть сложного предложения от придаточной. Таким образом, придаточное предложение — часть сложноподчиненного предложения, зависимая от главной части.

Придаточное предложение: виды

В выделяется четыре типа придаточных предложений. Вид зависимой части определяется по вопросу, задаваемому от главного предложения.

Виды придаточных частей
Название Значение Пример
Определительная От одного слова в главном предложении задается вопрос какой? В то время он руководил ансамблем, где играл Ильин. (ансамблем (каким?) где играл Ильин)
Изъяснительная От одного слова в главном предложении задается вопрос косвенного падежа: чего? чему? чем? о чем? кого? кому? кем? о ком? Представляешь, как она обрадуется! (представляешь (что?) как она обрадуется)
Обстоятельственная От одного слова в главном предложении задается вопрос обстоятельства: где? когда? откуда? как? зачем? и другие Он поступил так, как поступают трусы. (поступил (как?) как поступают трусы)
Присоединительная От всего главного предложения задается любой вопрос. Был сильный ветер, почему и отменили рейсы. (рейсы отменили (почему?) потому что был сильный ветер)

Верно определить вид придаточного предложения — задача, которая стоит перед обучающимся.

Придаточное определительное предложение

Определительными, примеры которых даны в таблице, состоит из двух или более частей, где главная часть характеризуется придаточной. Определительная часть относится к одному слову из главного предложения. Это либо существительное, либо местоимение.

Определительное придаточное — пример становления определительных отношений между главной и зависимой частями. Одно слово из главной части согласуется с целым придаточным предложением. Например, Виктор смотрел на море, в просторах которого показался корабль. (Море (какое?), в просторах которого показался корабль) .

Придаточное определительное: особенности

Есть некоторые особенности в СПП с придаточными определительными. Примеры из таблицы помогут разобраться.

Предложения с придаточными определительными: примеры и особенности
Особенности Примеры
Придаточное определительное присоединяется к главному предложению, обычно союзным словом (чей, который, что, где, какой и другими).

Его потрясла картина (какая?), что висела в гостиной.

Город (какой?), где растут магнолии, запомнился ему навсегда.

В главной части СПП могут находиться связанные с союзными словами указательные местоимение тот, то, такой и другие.

В том городе (каком?), где мы отдыхали, много исторических памятников.

От яблоневого сада шел такой аромат (какой?), который бывает только в теплые майские дни.

Придаточные определительные должны следовать сразу после определяемого слова.

Фотография (какая?), что лежит у него в записной книжке, была подарена ему Ольгой.

День (какой?), когда они встретились, запомнили все.

Придаточное определительное (примеры предложений с союзным словом который ) может отделяться от главного слова другими членами предложений.

Комната, в пределах которой находилась галерея, была хорошо освещена.

Вечерами в курортном городке слышался шум моря, на фоне которого кричали чайки.

Соотносительные придаточные

У сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью есть еще одна особенность. Если в главной части СПП подлежащее или именная часть составного именного сказуемого выражены определительным или указательным местоимением, от которого зависит придаточная определительная часть, то такая часть называется соотносительной (местоименно-определительной). То есть предложения, в которых есть соотношение местоимения в главной части и в зависимой, — это предложения, где есть местоименно-определительные придаточные.

Примеры: Ему рассказали только то, что было н еобходимо (соотношение то+что). Женщина ругалась так громко, что слышала вся площадь (соотношение так+что). Ответ был таким, каким был сам вопрос (соотношение таким+каким). Голос капитана был такой громкий и строгий, что вся часть сразу слышала и строилась (соотношение такой+что). Отличительной чертой местоименно-определительных придаточных является то, что они могут предшествовать главному предложению: Кто не был на Байкале, тот не видел истинной красоты природы.

Придаточное определительное: примеры из художественной литературы

Вариантов сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью множество.

Писатели активно используют их в своих произведениях. Например, И.А Бунин: Северный уездный городок (какой?), где осталась моя семья,... был от меня далеко. На ранней заре (какой?), когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно...

А.С. Пушкин: В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле (какой?)..., сквозь которую летели белые хлопья снегу... Берестов отвечал с таким же усердием (каким?), с каковым цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого.

Т. Драйзер: Нам остается только утешать себя мыслью (какой?), что эволюция человека никогда не прекратится... На нее нахлынули чувства (какие?), которые испытывает отверженная.

Придаточное определительное предложение (примеры из литературы иллюстрируют это) вносит дополнительный оттенок значения главного слова, обладая широкой описательной способностью, дает возможность автору произведения красочно и достоверно описать тот или иной объект.

Нарушение построения предложений с придаточным определительным

В экзаменационной работе по русскому языку встречаются задания, где неверно употреблено определительное придаточное. Пример подобного задания: Чиновник приехал в город, который отвечал за финансирование проекта. В данном предложении из-за отрыва придаточной части от главной произошел смысловой сдвиг.

Необходимо видеть ошибку и верно употреблять определительное придаточное. Пример: Чиновник, который отвечал за финансирование проекта, приехал в город. В предложении исправлена ошибка. В речи носителей языка и в творческих работах обучающихся встречаются и другие ошибки при употреблении предложения с придаточными определительными. Примеры и характеристика ошибок даны в таблице.

Ошибки при определительных придаточных
Пример Характеристика ошибок Исправленный вариант
Ее выручил, кому она помогала в прошлом. Необоснованное опущение указательного местоимения Ее выручил тот, кому она помогала в прошлом.
Нарвал — уникальное млекопитающее, который обитает в Карском море. Неверное согласование союзного слова с главным словом Нарвал — уникальное животное, которое обитает в Карском море.
Люди открыли от удивления рты, которые были поражены происходящим действием. Не соблюдены логические и смысловые связи Люди, которые были поражены происходящим действием, открыли от удивления рты.

Определительное придаточное и причастный оборот

Предложения, где есть причастный оборот, семантически схожи со сложноподчиненным предложением, в котором есть придаточное определительное. Примеры: Дуб, посаженный прадедом, превратился в огромное дерево. - Дуб, который посадил прадед, превратился в огромное дерево. Два схожих предложения имеют разные оттенки значений. В художественном стиле предпочтение отдается причастному обороту, который носит более описательный и выразительный характер. В разговорной речи придаточное определительное используется чаще, чем причастный оборот.

Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Отвечают на вопрос - какой?

Относятся к одному слову в главной части -- существительному, местоимению или слову другой части речи в функции существительного, и располагаются после этого определяемого слова.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов -- относительных местоимений: какой, который, чей, что; и местоименных наречий где, куда, откуда, когда. В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Союзные слова что, где, куда, откуда, когда являются для придаточных определительных неосновными и всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой. Существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них -- относительные местоимения: кто, что, какой, каков, который.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Отвечают на падежные вопросы.

Присоединяются к главной части союзами что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не -- ли, ли -- или, то ли -- то ли и др., и союзными словами что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части -- глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах. Однако в некоторых СПП с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения. Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Отвечает на вопросы - когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему.

От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.

  • 1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной.
  • 2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда -- тогда, лишь только -- как, когда -- то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Отвечают на вопросы - где? куда? откуда?

Придаточные места указывают на место или направление движения, они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней -- обстоятельству места, выраженному местоименным наречием там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду. Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств.

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию. Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

Отвечают на вопросы - почему? отчего?

Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и др. Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двухкомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза.

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Отвечает на вопрос - что произошло вследствие этого?

Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части.

Не относятся к СПП с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной -- союз что.

Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому.

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Отвечает на вопрос - при каком условии?

Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части. В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если -- то, если -- так, если -- тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной.

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Отвечает на вопросы - с какой целью? зачем?

Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только. В этих СПП иногда употребляется указательное слово затем. Союзы, употребляющиеся в СПП с придаточными цели, часто бывают разделены запятой.

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки

Отвечает на вопросы - несмотря на что? вопреки чему?

Придаточное уступки относится ко всей главной части и имеет уступительное значение -- называет ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. Придаточное уступки присоединяется подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др. Союз может быть двухкомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов.

Называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) - основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина) подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с помощью интонации.

Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.

Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос.

Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что ), ; , (что ); , (что ). Например: Когда хлеб , тогда и мера, когда деньги , тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов , и прячется между камнями (И. Куприн).

В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных : Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало (М. Монтень).

В придаточной части сложноподчинённого предложения можно сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, можно указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении. В зависимости от этого выделяются три вида придаточных: изъяснительные (з"ясувальні), определительные (означальні), обстоятельственные (обставинні ) (места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).

Придаточная часть выделяется запятыми в середине главной части (запятая одна, если придаточная часть в начале или в конце сложного предложения; две - если в середине).

Подчинительные союзы и союзные слова являются опознавательными признаками правила «Запятые в сложноподчинённом предложении».

Для проверки действуйте по алгоритму: найдите смысловой отрезок , присоединяемый подчинительным союзом или союзным словом, и выделите его запятыми.

План синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

1. Определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

2. Выделите (подчеркните) грамматические основы в каждой части сложного предложения и укажите, что предложение сложное .

3. Убедитесь, что части сложного предложения соединяет подчинительный союз или союзное слово , укажите, что предложение союзное, сложноподчинённое .

4. Назовите главную и придаточную часть, отметьте место придаточной части по отношению к главной.

5. От главной к придаточной части задайте вопрос, укажите, что уточняет, дополняет, на что указывает придаточная часть в главной и укажите её вид.

6. Сделайте разбор каждой части сложного предложения по плану разбора сложного предложения.

7. Составьте схему сложного предложения.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Прочитайте предложения, выбранные из произведения М. Лермонтова , соблюдая правильную интонацию. Укажите союз или союзное слово, присоединяющие придаточную часть к главной. В какой части сложноподчинённого предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем - внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала что она глухая не слышит. 2. Она чувствовала внутренний жар как будто в груди у ней лежало раскалённое железо. 3. Когда я проснулся на дворе уж было темно. 4. Площадка на которой мы должны были драться изображала почти правильный треугольник. 5. Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой. 6. Я невольно сделал несколько шагов вперёд чтоб поскорей удалиться от края. 7. Всё было бы спасено если б у моего коня достало сил еще на десять минут! 8. Я отправился в крепость чтоб узнать от коменданта о часе моегоотъезда. 9. Впрочем в те минуты когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

3. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

2. Конструирование предложений

Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.

При определении вида придаточной части могут возникнуть ошибки.

Место, где расположился наш лагерь, находилось в живописном уголке острова . В данном предложении определительная придаточная часть, так как она указывает на признак, к ней можно задать вопрос: Место (какое? ), где расположился наш лагерь , ... . Какая ошибка могла возникнуть при определении вида этой части? Чем она могла быть вызвана?

При определении вида придаточной части сложноподчинённого предложения всегда задавайте вопрос к ней, вдумывайтесь в вопрос и значение придаточной части.

3. Объяснительное письмо

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания . Подчеркните союз или союзное слово, присоединяющее придаточную часть к главной. В какой части предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Используя данный выше совет и материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части, указав его в скобках. Устно прооммнтируйте, какие ошибки могли бы произойти при определении вида придаточной части, чем они могли быть вызваны. Как вам удалось их избежать?

1. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли а не памятью (Л. Толстой ). 2. В последний раз он увидел её весной возле школы где и сам когда-то учился (Ф. Искандер ). 3. Я не совсем точно знал где расположен его дом (Ф. Искандер ). 4. Снег с дождём был такой сплошной что другого берега реки не было видно (Е. Гришковец ). 5. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты (М. Лермонтов ).

ІІІ. Сделайте разбор третьего предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определениями

Придаточные определительные поясняют в главной части член предложения, выраженный именем существительным или местоимением, отвечают на вопросы какой? который? чей?.

Придаточные определительные присоединяются к главной части с помощью союзных слов какой, который, чей, где, куда, когда и подчинительных союзов: что, чтобы, будто, точно, как : На всякий случай открыла кладовку, куда уборщица складывала дрова, и рассмеялась (В. Белов).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Придаточная определительная часть в предложении всегда стоит только после определяемого слова.

Чтобы выделить в главной части определяемое слово, и предложении могут быть употреблены указательные слова то, та, те, тот, такой .

Например: Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом, который он изображает (А. Толстой).

4. Восстановление предложений

І. Спишите предложения, заменяя, где возможно, союзное слово который союзным словом где, когда, куда или что . Сначала выпишите предложения с причастным оборотом , потом - предложения с деепричастным оборотом и предложения с вводными словами. Расставьте знаки препинания.

ІІ. Определите вид придаточных частей сложноподчинённых предложений. Сделайте разбор пятого предложения.

1. Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором росли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер ). 2. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер ). 3. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (Максим Горький ). 4. Спасти её должен был конечно же прекрасный принц который непременно появится в самую трагическую минуту и непременно под алыми парусами (М. Юденич ). 5. Мы не отрываясь смотрели на платформу от которой должен был отойти автобус.

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Выделите запятыми придаточные части сложноподчинённого предложения. Проверьте правильность постановки знаков препинания.

1. Окна её комнаты выходили в улицу-ущелье дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала. 2. Опять заговорили жалобно перебивая друг друга колокола соседних церквей. Им с Сан-Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола. 3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света верхний угол которой касался края зеркального шкафа. 4. Она увидела парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.

(Д. Рубина )

Придаточная определительная часть должна стоять только после слова, к которому она относится.

6. Редактирование

Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды . 2. Мы любовались закатом южного солнца, который был необычайно красив. 3. Компьютерная программа помогла мне разработать проект, намного быстрее, которую я установил. 4. Мобильная связь позволяет значительно увеличить темп жизни, которая распространена повсеместно.

7. Смешавшиеся тексты

І. Данный текст составлен из двух тематически близких текстов (первый текст Л. Улицкой, второй - Т. Толстой). Прочитайте тексты, найдите их границу, опираясь на некоторые особенности авторских стилей и грамматические особенности текстов.

ІІ. Выразительно прочитайте текст Л. Улицкой. Выпишите обособленные определения вместе со стоящим впереди определяемым словом, устно заменяйте обособленные определения придаточным определительным с союзом который . Напишите изложение первого текста, используя выписанные материалы.

Когда-то они учились в одном классе гимназии, ходили в одинаковых серо-голубых форменных платьях, пошитых у лучшего в Калуге портного, носили одинаковые гимназические значки «КЖГС». Эти ажурные буквы означали всего лишь Калужскую женскую гимназию на Садовой.

Анечка была отличницей с толстой косой, перекинутой через плечо; в её тетрадках последняя страница не отличалась от первой, особенно красивой и старательной. У Аси не было такого рвения к учению, что у Ани: французские глаголы, нескончаемые частоколы дат и красивые безделушки теорем влетали в одно её ухо, полуприкрытое пружинистыми беспорядочно-курчавыми белёсыми волосами, и, покуда она рисовала тонко очинённым карандашом карикатуру на преподавателя истории, вылетали из другого. Ася была живая, весёлая и славная девушка.

Мы были друзьями детства . Мы когда-то торопились сквозь одну и ту же утреннюю железную мглу, мимо тех же сугробов, заборов и качающихся фонарей, в ту же красную кирпичную школу, опоясанную снаружи медальонами с алебастровыми профилями обмороженных литературных классиков. И общими были для пас зелёные стены, полы, измазанные красной мастикой, гулкие лестницы, тёплая вонь раздевалок и на площадке третьего этажа страшноглазый Салтыков-Щедрин, туманно писавший про какого-то карася.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют в главной части слова, которые имеют значение речи, мысли, чувства. Лексическое значение таких слов требует уточнения: что сказал (ответил, крикнул, спросил), что подумал, что почувствовал (чему обрадовался, чем доволен, в чём уверен, чего жаль, что желательно и т. п.).

Такие предложения требуют завершения с помощью придаточной изъяснительной части как по смыслу, так и грамматически. В придаточной части может быть указательное слово то , с помощью которого можно направить внимание слушающего или читающего на содержание придаточной части: Он сам удивлялся тому , что вслушивается в эту пустоту (Ф. Искандер ).

Придаточная часть чаще всего стоит после главной и присоединяется к ней с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, как, как будто, ли, сколько, где, когда, куда, почему, как, зачем .

Косвенная речь передаётся сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными.

8. Синтаксические синонимы

І. Спишите предложения. Расставьте запятые и объясните их постановку. Назовите вид придаточных, укажите слово, которое они поясняют в главной части. В какой части предложения косвенно воспроизводится чужая речь?

ІІ. Запишите предложения, заменяя косвенную речь прямой речью. Как в таком случае заменяются личные и притяжательные местоимения? Чью точку зрения они обозначают в прямой речи?

1. Проводник предупредил чтобы мы были очень осторожны. 2. Мама попросила чтобы я нашёл в Интернете нужную ей для статьи информацию. 3. Моряки говорили о том что Дон угрожающе мелеет что истоки его заносятся песком (К. Паустовский ). 4. Козонков спросил где я живу (В. Белов ). 5. Собеседник начав с количества и качества наследников спросил где и кем я работаю (В. Белов ).

9. Конструирование предложений

І. Прочитайте вопросы теста. Ответив на них, проанализируйте, умеете ли вы общаться эффективно. Ответы оценивайте так: всегда - 2 балла, в большинстве случаев - 4 балла, иногда - 6 баллов, редко - 8 баллов,никогда - 10 баллов. Точный ответ вы получите при максимальной искренности. Если в итоге наберёте выше 62-х баллов - вы хороший собеседник.

ІІ. Укажите сложноподчинённые предложения. Запишите номер сложного предложения, составьте его схему, в скобках укажите вид придаточного.

ІІІ. Простые предложения включите в качестве придаточной части и состав сложноподчинённого предложения. Главную часть стройте по типу: Психолог спросил , ... ; Ведущий уточнил , ... ; Я поинтересовался , ...и т. д. Обведите союз-частицу ли. Как изменится пунктуация в конце предложения?

Ваш стиль общения
1. Стараетесь ли вы прервать разговор, если его тема или ваш собеседник вам неинтересны?
2. Может ли неудачное или бестактное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
3. Могут ли вас раздражать манеры собеседников?
4. Избегаете ли вы беседовать с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете собеседника, думая в это время совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, если изменился тон вашего собеседника?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной вам темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, искажённые названия, термины?
10. Бываете ли вы ироничны по отношению к собеседнику?

(По Л. Аверченко )

10. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст упражнения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Обведите союзы или союзные слова, укажите вид придаточных предложений. Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Укажите предложения с косвенной речью.

Вариант 2 . Спишите текст упражнения, преобразуя предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. Объясните постановку двоеточия и тирс.

Сегодня я получил «двойку» по физкультуре : я очень невысоко прыгнул в высоту не длинно прыгнул в длину и перепутал все гимнастические упражнения.

Ничего радостного в этом не было. Учитель но физкультуре напомнил мне о том что наша школа на первом месте в районе по спортивной работе. Он сказал что мне надо было бы поступить в другую школу которая не на таком почётном месте в районе как наша. На перемене классная руководительница предупредила меня чтоб я не думал что физкультура - это второстепенный предмет. И сказала что вообще стоит только начать: сегодня «двойка» по физкультуре а завтра - по литературе или даже по математике (наша классная руководительница - математичка). А староста класса Князев просто сказал что я хлюпик.

(А. Алексин )

Вариант 3 . Спишите текст. Расставьте пропущенные знаки препинания. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения. Обоснуйте постановку тире в предложениях.

Я зашёл в свой класс и стал искать парту за которой когда-то сидел. Погоди а где я сидел? В десятом классе моим соседом был Серёжа Воропаев - это точно. Мы сидели у окна впереди была свободная парта а дальше - учительский стол... Теперь вспомнил! Парты у нас были мощные монолитные. Крышки парт покрытые наскальными рисунками каждый год закрашивали толстым слоем зелёной краски. Но следы оставленные предыдущими поколениями всё равно проступали.

Переходя из класса в класс мы вырастали из своих нарт как из детской одежды - и это называлось взрослением. Приветствуя входящего учителя мы вставали и хлопали откидными крышками - и в этом была какая-то особенная торжественность.

(По Ю. Полякову )

Вариант 4 . Из упражнения 7 выпишите второй текст (автор Т. Толстая), заменяя причастные обороты придаточными определительными. Причастные обороты подчеркните как члены предложения. Укажите слово, определяемое причастным оборотом, знаком х.

Вариант 5 .

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя выделенные придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, а прямую речь - косвенной.

2. Рассмотрите какое-либо явление природы, жизни, определяя возможные цели этого явления с разныхточек зрения. Напишите сочинение, стараясь использовать те же синтаксические конструкции, что и втексте данного упражнения. Чужую речь передавайте в виде косвенной речи.

Пчела которая сидела на цветке ужалила ребёнка. И ребёнок боится пчёл и говорит Цель пчелы состоитв том чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой которая впилась в чашечку цветка и говорит Цельпчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод который заметил что пчела собирает цветочную пыль и приносит её в улей говорит Цель пчелы состоит в собирании мёда. Другой когда наблюдает переселение растений видит что пчела содействует этому переселению. И этот новый наблюдатель может сказать В этом состоит цель пчелы.

Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни той ни другой ни третьей целью которые в состоянииоткрыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум в открытии этих целей тем очевиднее для негонедоступность конечной цели. Человеку доступно только наблюдение над соответствием жизни пчелыдругим явлениям жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

(По Л. Толстому )

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Списки тем по классам, онлайн библиотека с книгами и учебниками, руский язык в школе, скачать материалы по русскому языку 9 класс, готовые домашние задания вопросы и ответы, школьный план

Содержание урока