Меню Рубрики

История самарканда кто строил. История самарканда

Самарканд (узб. Samarqand; тадж. Самарқанд) — второй по величине город Узбекистана, центр Самаркандской области (вилоята).

В античной литературе известен как Согдиана (согд.), Мараканд (греч.). За давностью лет единого мнения о происхождении имени города и отцов-основателей не существует.

Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути.

Население 412 300 Человек (2005): таджики, узбеки, русские, евреи, иранцы.

Расположение: 702 метра над уровнем моря. В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город - Перекресток Культур.

История

Самарканд — один из древнейших городов мира, основан примерно в 742 году до нашей эры. Будучи столицей древнейшего государства Согдианы, был завоёван Александром Македонским в 329 до н. э. и разрушен. Спустя некоторое время город возродился в юго-западной части городища Афрасиаб.

Прежнее название города — Мараканда, под таким названием его в своих сочинениях упоминали римские и греческие историки Квинт Курций Руф, а затем Арриан, Страбон.

В разные периоды, он находился под контролем персов, греков (селевкидов), арабов и восточных тюрков.

В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен монголами.

В 1365 в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.

Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) являлся столицей его империи.

Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.

В 1868 был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 — Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Фридриха Карловича фон Штемпеля (1829-1891) героически отразил попытку бухарцев отбить город. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1924—1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.

Наука

В годы советской власти в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства занимавшийся улучшением овец каракульской породы.

Высшие учебные заведения

Главные достопримечательности Промышленность

По итогам января-июня 2009 года было произведено промышленной продукции на общую сумму 281,4 млрд.сум.

В машиностроительном комплексе имеются предприятия:

  • «Самарканд автомобил заводи», выпускающий мидибусы «Исузу»;
  • ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод»;
  • ОАО «КИНАП», выпускающее киноаппараты;
  • OAO «Сино», выпускающее бытовые холодильники.
Предприятия лёгкой и пищевой промышленности города производят на основе местного сырья консервы, вино, растительное масло, табак, мясо, кондитерские изделия и другую продукцию.

В числе наиболее крупных предприятий этого сектора промышленности:

  • СП «УЗ БАТ»-САМАРКАНДСКАЯ СИГАРЕТНАЯ ФАБРИКА;
  • СП «Самарканд-Прага-Пиво»;
  • Самаркандское чаефасовочное предприятие.

Самарканд (узб. Samarqand; согд. Smʼrknδh) - второй по величине и численности населения город Узбекистана, административный центр Самаркандского вилоята (области).

Город расположен на высоте 702 метра над уровнем моря. Исторический центр города - площадь и ансамбль Региста́н. В 2001 году город и его исторические архитектурные и археологические памятники были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд - перекрёсток культур».

Самарканд - один из древнейших городов мира, основанный в 742 году до н. э (VIII век до н. э.), центр исторической области и государства Согдиана. Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. В XIV веке был столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда. В 1925-1930 годах Самарканд являлся столицей Узбекской ССР.

Этимология

Самарка́нд - восходит к Smʼrknδh (согд.). Город в античной литературе известен также как Согдиана (согд.) (не путать с историческим регионом Согдиана) и Мараканда (Мароканд) (греч.). Гератский учёный историк и географ Хафизи Абру (XV век) объяснял название города как Шамарканд - «селение Шамара». Современные этимологи, признавая во второй части названия канд - «селение, город», первую часть объясняют из asmara - «камень».

Современное называние города «Самарканд» происходит от тюркского «Семиз кент», что означает «Богатое поселение». Об этом сообщают средневековые китайские источники (называя Самарканд, как «Си-ми-се-кан», и также объясняя, что это означает «тучный город»). Эту же версию поддерживал учёный-энциклопедист Абу Райхан аль-Беруни, армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» значит «жирный или тучный город»; испанский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, как о «Самарканде», но оговаривает, что настоящее его имя - «Симескинт», что значит «богатое селение».

История

Древнейшая история

К верхнему палеолиту относят фрагментарные черепа из Самаркандской стоянки. В культурных слоях Самаркандской стоянки обнаружены очажные пятна, вокруг которых концентрировалась основная жизнедеятельность людей эпохи позднего палеолита.

Самарканд - один из древнейших существующих городов мира, основанный в VIII веке до нашей эры. Таким образом, Самарканд является ровесником Рима и Нанкина. Именно во время первых десятилетий существования Самарканда началось составление Библии, проводились первые Олимпийские игры в древней Греции, на фоне финикийской письменности происходит возникновение греческого алфавита. В эпоху первых столетий существования Самарканда в Средней Азии возникают древние государства и цивилизации, такие как Согдиана, Бактрия, Хорезмия и Парфия.

В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного ещё в VI веке до н. э. в священной книге зороастризма - Авесте.

В сочинениях римских и греческих историков впервые упоминается под именем Мараканда (греч. Μαρακάνδα), которое использовали Квинт Курций Руф, Арриан, Страбон и другие биографы Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом, в 329 году до н. э.

В IV-V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов - тюркских племён которые говорили на восточноиранских языках. В начале VI века был захвачен эфталитами и включен в их империю, куда входили Хорезмия, Согдиана, Бактрия и Гандхара.

Эпоха раннего средневековья

В 567-658 годах Самарканд, будучи центром Согдианы, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганата.

Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В ранних эпиграфических надписях древнетюркских каганов согдийский являлся официальным языком. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка. Например, «yttuku» - «посылать», «посольство», «bediz» - «резьба, орнамент» и другое.

В 712 году город был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом.

В 806−810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали внуки местного аристократа Саман-худата.

Эпоха Мусульманского ренессанса

В 875−999 годах Самарканд был одним из крупнейших политических и культурных центров государства Саманидов. С 875 года по 892 год Самарканд был столицей этого государства.

При правлении тюркской династии Караханидов, или илек-ханов, в Самарканде были построены первые медресе. Наиболее известным считалось медресе Ибрагим тамгач-хана (1040-1068).

Во время правления Ибрагим Хусейна Караханида (1178-1200) был построен монументальный дворец, украшенный живописью.

В 1212 году после подавления восстания караханида Османа Самарканд вошёл в состав государства Хорезмшахов.

В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен Чингисханом. Возродился на территории спальных и сельских районов - на месте современного Самарканда.

В 1365 году в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.

Эпоха Тимура и Тимуридов

Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370-1499) являлся столицей его империи. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда в пост-монгольский период.

Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран. В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы − медресе, усыпальницы. Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, - отсюда огромные масштабы и роскошь убранства. Чтобы подчеркнуть величие столицы, Тимур дал окрестным селениям названия крупнейших городов Востока: Багдад, Дамаск, Шираз. Он стремился собрать видных поэтов, музыкантов, учёных из разных стран.

Самарканд в начале XV века.

(Из дневника кастильского посла ко двору Тимура)

Самарканд расположен на равнине и окружён земляными валом и очень глубокими рвами. За городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружён садами и виноградниками. В этих загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора (имеется в виду Тимур) там есть дворцы и погреба. Сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. А из Турции он привёл арбалетчиков и других умельцев, каких смог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось, и столько их нашлось, и столько их привёз, что в городе можно найти любых мастеров и умельцев.

В эпоху правления Мирзо Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения - медресе и обсерватория. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе.

Позднее средневековье

Медресе Тилля Кари на площади Регистан в Самарканде

Самарканд оставался столицей Шейбанидского государства при правлении Шейбани-хана и Кучкунджи-хана. В этот период в Самарканде продолжалось архитектурное строительство. Были возведены медресе Шейбани-хана, его невестки Михр султан Ханум. В колониальный период они все были полностью разрушены.

Город потерял значение столичного центра с приходом к власти шейбанида Убайдуллы (1533-1540), который перенёс столицу в Бухару.

Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получил новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.

Новое и Новейшее время

В XIX веке в одной из медресе Самарканда учился известный татарский просветитель Шахаб ад-дин Марджани.

Медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде

Ансамбль Шахи Зинда в Самарканде

В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. В том же году гарнизон Самарканда под командованием генерал-майора и барона Фридриха фон Штемпеля отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к вокзалу города была подведена Закаспийская железная дорога, которая впоследствии была продолжена на восток.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925-1930 годах являлся столицей Узбекской ССР, а с 1938 года - центром Самаркандской области данной союзной республики. В 1927 году в Самарканде был образован Узбекский педагогический институт - первое светское высшее образовательное учреждение, которое в 1930 году было переименовано в Узбекскую государственную педагогическую академию, а в 1933 году в Узбекский государственный университет, а с 1961 года в Самаркандский государственный университет, которому было присвоено имя величайшего средневекого среднеазиатского поэта, философа и государственного деятеля - Алишера Навои. В городе также были образованы другие высшие учебные заведения масштаба всей советской Средней Азии: Самаркандский государственный медицинский институт, Самаркандский кооперативный институт, Самаркандский государственный педагогический институт имени Садриддина Айни, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, Самаркандский сельскохозяйственный институт, Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище и другие.

Во время Второй мировой войны, с октября 1941 года по 1944 годы в город из Москвы была звакуирована Артиллерийская академия, и многочисленные промышленные предприятия из зон боевых действий.

В советские годы в городе начал активно развиваться туризм, как внутренний, так и иностранный. Большинство иностранных туристов приезжала в Самарканд и другие города советского Узбекистана в основном из стран Варшавского договора, Индии и других стран. Также в эти годы в городе были построены новые заводы и предприятия, благодаря которому Самарканд стал одним из крупных центров Среднеазиатского экономического района СССР.

После распада СССР в 1991 году, Самарканд стал административным центром Самаркандской области (вилоята) уже независимой Республики Узбекистан. В 1994 году в городе был организован один из крупнейших в Узбекистане высших учебных заведений по изучению иностранных языков - Самаркандский государственный институт иностранных языков.

Самарканд - один из древнейших городов на земле, он почти ровесник Рима. Его стены помнят скифов, Персидскую империю, воинов Александра Македонского, арабов и монголов. Это главный город Согдианы - древней страны, существовавшей на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана.
Как правило, туристы, посещая Самарканд, довольствуются лишь памятниками эпохи Тамерлана (14 век) и более поздних правителей. Эти строения воистину знамениты и великолепны, но они не раскрывают всей сути древнего города, тем более Самарканд потерял цельность своей исторической застройки, поэтому его часто воспринимают как город всего нескольких исторических сооружений.

Я же хочу показать вам другой Самарканд - город с историей в 2600 лет, великую столицу Согда. Для этого мы отправимся на холмы Афрасиаба - древнего городища, это и есть ядро античного города, здесь располагалась цитадель Мараканды, где останавливался греческий царь из далекой Македонии.


Хочу предупредить, что посещение Афрасиаба требует усилий, как физических так и интеллектуальных. Древняя Мараканда не всем открывает свои тайны, ибо нужно уметь видеть - видеть величие древности. Мне потребовалось три дня, вернее, три посещения городища, чтобы хоть немного понять его сущность. Ибо древний Афрасиаб велик размерами, честно говоря, я никогда раньше не сталкивался с такими огромными археологическими объектами, это город масштабов Константинополя, окружность стен его шахристана около 6 км. Причем, это именно городище, там нет дорог, домов, только холмы, овраги и современное кладбище. По мнению академика В.В.Бартольда, во времена расцвета города здесь могло жить полмиллиона человек, об этом чуть ниже.

И помните важное правило) О нем писал Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи в 12 веке:
>>>В книге “Маариф-аль-баян” повествуется, что каждый царь, который оказывал мягкость жителям Самарканда, находил устойчивое существование, а каждый царь, который им чинил насилие, терял царство. Жители Самарканда горды. С ними можно ладить только мягкостью, ласкою, нежными словами.

Иными словами, Самарканд не любит гордыни пришельцев. Всяк, имеющий этот грех, карается Всевышним, который насылает на иноземца многие злоключения. Про злоключения автора этого поста можно

Внешние стены шахристана городища Афрасиаб. Их высота достигает 40 метров. Они похожи на естественные горы, так как были возведены из сырцового кирпича, такие строения оплывают со временем. Все строения городища имеют сейчас такой вид, поэтому нужны усилия, чтобы обнаружить древние постройки среди ландшафта. Перед стенами до сих пор течет арык, выполнявший роль крепостного рва.

После 12-13 вв. древний шахристан Самарканда пришел в упадок, люди перестали здесь жить, центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Городище превратилось в огромное кладбище, это очень древний иранский обычай - хоронить мертвых в старых строениях, еще зороастрийцы складывали человеческие кости для хранения в наусы, расположенные на территории брошенных городищ и домов.

Сейчас Афрасиаб - это тоже кладбище, особенно его южная часть. Могилы роют даже непосредственно в циклопических древних стенах, это практика, конечно, не способствует сохранности памятников, в Узбекистане есть городища полностью превращенные в кладбища, там невозможно вести раскопки, так как их поверхность покрыта захоронениями в том числе и современными - мертвые лежат друг на друге в несколько слоев.

Нужно раскрыть смысл применяемых мною терминов - шахристан, кухендиз, рабад, первые два иранские, а последнее арабское. Шахристан - это укрепленный посад в любом городе Средней Азии или Ирана, в арабском языке ему соответствует термин медина, кухендиз - это главная цитадель города или касба по-арабски, а рабад, как правило, не укрепленный посад, но бывают и варианты, когда рабад тоже имел внешние оборонительные стены. Кстати, название московского района Арбат тоже произошло от арабского Рабад.

В Самарканде рабад тоже был укреплен внешней стеной - Дивари-кыямат (Стена страшного суда), от нее сейчас мало что осталось. В связи с этим часто возникала путаница, так как не всегда понятно какую часть города средневековые авторы называют рабадом, а какую шахристаном, и главное, сложно понять, как эти части соотносятся с современным городом. Существует несколько ошибочное мнение, что древнему Самарканду соответствует лишь городище Афросиаб, т.е. городской шахристан с кухендизом. На самом деле, это не совсем так, Афрасиаб был ядром города, но целиком Самарканд занимал ту же территорию, что и сейчас.

Это может показаться странным, но нынешний Самарканд - второй крупный город в Узбекистане (после Ташкента) почти не вышел за пределы старого города периода его расцвета при Саманидах и Караханидах в 10-11 вв. Даже население увеличилось совсем незначительно за тысячу лет. Бартольд считал, что все население Самарканда 10-11 вв. можно оценить в полмиллиона человек. Сейчас в Самарканде живет примерно столько же жителей. С большой степенью вероятности, наш крупнейший специалист по Средней Азии допустил ошибку, скорее всего в средневековом Самарканде жило максимум 100 тыс. человек, но все равно, это огромная цифра, 100-200 тыс. это население тогдашнего Константинополя.

На фото хорошо видна одна из башен внешней стены Афрасиаба, она имела округлую форму. Вблизи видно, что стены сложены из крупных глиняных блоков-кирпичей.

Городище Афрасиаб располагается на обширном плато, оно существенно выше уровня современного города. Это плато имеет как естественное, так и искусственное происхождение. За тысячи лет уровень земли в шахристане сильно поднялся, кое-где на десятки метров, поэтому внутренняя часть оборонительной стены не кажется такой высокой как снаружи.

Как видим, могилы здесь располагаются непосредственно на покатых оборонительных валах.

Эта могила находится непосредственно на гребне вала.

Фортификацию таких размеров я раньше никогда не видел. Стены Афрасиаба существенно больше, чем даже Особый интерес представляет то, что таких линий обороны здесь 4 штуки, и это не считая пятой внешней линии укреплений - Дивари-киямат, которая окружала весь самаркандский оазис, именно ее считали настоящей внешней стеной средневековые авторы.

На заднем плане виден массивный бастион, выступающий за линию стен.

В книге Ибн ал-Факиха «Китаб ал-булдан», говорится:
>>>Самарканд построил Искандер Двурогий (Александр Македонский), окружность его стен двенадцать фарсахов. У него двенадцать ворот, и от ворот до ворот расстояние в один фарсах. На вершине стены бойницы и башни для войны. Все двенадцать ворот — деревянные, двустворчатые. В дальнем конце еще двое ворот, а между ними жилище стражи ворот. А когда ты пройдешь посевы, то остановишься в рабаде, где имеются постройки.
>>>Затем ты попадаешь в город, который тянется на пять тысяч джарибов. Там четверо ворот… затем ты входишь во внутренний город, площадь которого две тысячи пятьсот джарибов. В этом городе соборная мечеть, кухандиз и резиденция правителя. В городе есть проточная вода. А внутри большой стены есть реки и каналы. У кухандиза железные ворота в начале и в конце…

Один фарсах это 5550 м., поэтому 12 фарсахов равняется примерно 66 км - это длина внешней стены Самарканда - Девари Киямат. Русские исследователи 19 века считали, что ее длина 40 верст (примерно 43 км). Эта внешняя линия глиняных валов имела 12 ворот, все они не сохранились, как и сама стена. Непосредственно шахристан (городище Афрасиаб) имел только 4 ворот, об этом писал ал-Истахри «Китайские ворота с восточной стороны, ворота Наубахар с западной стороны, Бухарские ворота с северной стороны, Кешские — с южной стороны».

Я зашел в город через проем, который, скорее всего, соответствует Китайским (восточным) воротам, отсюда раньше уходили караван в Кашгар и далее.
Здесь я встретил стайку цыганят и устроил им фотосессию. Самая большая проблема заставить их стоять неподвижно, ибо цыганята увидев меня, тут же начали плясать и остановить их было тяжело)

С юга к городу подходил акведук, он был выложен свинцом. Об этом писал в 10 веке Ибн-Хаукаль в "Книге путей и стран":

>>>В нем имеется проточная вода, которая проникает в него по каналу, частично сделанному из свинца. На нем выстроена плотина, в некоторых местах возвышающаяся над землей. Середина рынка и квартал менял вымощены камнями, поверх которых вода течет из квартала медников и впадает в шахристан через Кешские ворота. Наружная сторона этого протока целиком из свинца. Дело в том, что вокруг шахристана проходит глубокий ров, из которого брали глину для городских стен. Он остался большим в соответствии с количеством земли и глины, которое было вырыто, так что на нем понадобилось устроить плотину для того, чтобы вывести воду к шахристану в местности, называемой «Голова свода», в середине городских базаров, в населеннейшей части Самарканда. Проток этот древний, доисламских времен.

Специальная насыпь была нужна для того, чтобы поднять воду на плато шахристана. Кстати, существует очень обоснованная версия, опровергающая общепризнанное мнение, что Афрасиаб был покинут из-за разрушений после монгольского завоевания. Самарканд часто штурмовали и разрушали, но он постоянно возрождался на своем месте, и только в 12-13 вв. центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Причина этому как раз была связана с водой, дело в том, что уровень культурного слоя в шахристане за тысячи лет сильно вырос, буквально на десятки метров, поэтому доставлять воду наверх на плато стало проблематично, и люди начали постепенно селиться ниже - в рабаде Самарканда, тогдашнем пригороде.

Раскопки в южной части Афросиаба. Абсолютно все строения в городе были глинобитными или строились из необожженного кирпича, крыши были деревянными, поэтому сооружения дошли до нашего времени только в виде оплывших холмов.

До сих пор неизвестно зачем в Афрасиабе тратили столько ресурсов на фортификацию. Видимо готовились к нападению ужасных яджуджей и маджуджей, как известно, эти адские создания проживали к северо-западу от Согдианы. Их сдерживала только железная стена Зулькарнайна (Александра Македонского), которую они могли в любой момент опрокинуть. Халиф Ал-Васик (811-847 гг.) специально посылал экспедицию Саллама ат-Тарджумана, чтобы проверить прочность этой стены, я выкладывал этот

Никаких других объяснений грандиозной оборонительной системы Афрасиаба нет, ведь тут 4 линии укреплений, каждая из которых вполне достаточна, чтобы сдержать натиск сынов Адама. Существовало предположение, что эти стены есть результат роста города - по мере появления новых кварталов на плато, строили новую линию обороны, а старые так и оставались стоять. Но на данный момент это вроде бы разумное объяснение опровергнуто, ибо доказано, что внешние стены Афрасиба (те, что мы видели раньше) уже существовали в 6 в. до н.э. во времена Персидской империи, только, видимо, они были меньших размеров. Т.е. древняя Мараканда соответствовала нынешнему городищу Афрасиаб в полной мере. Это косвенно подтверждали и античные авторы, они считали, что окружность стен Мараканды 70 стадий, т.е. примерно 10-12 км. Это как раз длина стен Афрасиаба с небольшим пригородом, внешняя стена Дивари-Киямат в 43 км появилась позже, возможно уже после арабского завоевания.

План городища Афрасиаб.

Внутренняя стена Афрасиаба, хорошо различаются две башни по краям.

Это та же линия укреплений, только с огромным рвом. Высота стен тут примерно 25 м.

Возможно, стены отгораживали какие-то кварталы в городе, но все это только предположения. Эти стены безусловно имели ворота, но только никто не знает, где они находились, письменные источники молчат по этому поводу. Многочисленные "проемы" в стенах были сделаны археологами за 100 лет раскопок городища.

"Малая Кандия" Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи о Богохранимом Самарканде:

>>>>Он имеет врата и у каждых врат по пяти тысяч ангелов с распростертыми крыльями, оберегающих жителей этого города. Самый главный из ангелов имеет тысячу голов, в каждой голове по тысяче языков, славящих громогласно Господа, ни в чем не нуждающегося: “о Крепкий, о Вечный, о Единый, о Боже, храни сей город спасаемый.

Хранитель Афрасиаба.

Недавно раскопанный один из бастионов Афрасиаба. Вся земля усеяна тут битой керамикой. В Средние века Самарканд был главным центром керамического производства в Средней Азии.

И вот мы приближаемся к историческому ядру города - Цитадели (кухандиз), именно здесь, на севере городища Афрасиаб, зафиксированы самые древние поселения.

Я советую всем осматривать город именно из Цитадели, особенно если есть недостаток времени, это самая высокая точка. Только здесь можно лицезреть весь масштаб Афрасиаба. Все эти зеленые луга на сколько хватает взгляда - древний город. И очень сложно поверить, что весь этот ландшафт рукотворный. Огромные валы, глубокие впадины - все это дело рук человека. Конечно, после того как люди покинули свои дома, природа внесла свои изменения, глиняные постройки исчезли, поверхность сгладилась, а где-то наоборот появились новые овраги. Но основа этих холмов рукотворная - десятки метров культурного слоя, огромные крепостные валы, руины дворцов знати - все это здесь. А многочисленные рытвины на поверхности, это дело рук уже археологов, которые 100 лет рыли городище.

Кто же построил этот город, самый большой в Согдиане? Никаких точных данных нет, источники не зафиксировали факт основания Самарканда, поэтому выводы можно делать только по археологическим и косвенным данным о народах населявших Согд в 8-6 вв. до н.э. Эти народы хорошо известны, они говорили на восточно-иранских языках, античные авторы называли их киммерийцами и скифами, в Азии их называли саками. Эти кочевые иранцы в течении всего I тыс. до н.э. продвигаясь на юг из северных степей, постепенно оседали на землю, при этом они смешивались с местным оседлым населением, жившим в Средней Азии со времен неолита. Иранцы создавали первые государства в регионе - Согдиану, Бактрию, Хорезм, почти везде в них элита состояла из воинственных кочевников.Тут надо добавить, что и далее этот принцип сохранялся, средневековые кочевники-тюрки также брали власть во всех среднеазиатских городах.
В иранской мифологии территорию Согда называли Тураном, страной кочевников, ею правил великий царь Афрасиаб, от имени которого городище Самарканда и получило свое позднее название.

Возможно какой-то толчок к образованию городов и государств в Согде дали персы, когда захватили эту территорию в 6 в. до н.э. Они принесли более высокую культуру из Междуречья, плюс, могли способствовать консолидации местных племен, которые безусловно пытались бороться с персидским завоеванием. По археологическим раскопкам известно, что Самарканд в 6 в. до н.э.занимал ту же площадь, что и городище Афрасиаб, т.е. уже тогда это был очень большой город. Каким образом он мог появится на периферии тогдашнего цивилизованного мира неизвестно, может быть и правда, это была столица легендарного туранского царя Афрасиаба.

Справа, за зелеными лугами видны громадные порталы мечети Биби Ханум, соборной мечети, построенной Тамерланом.

Громадный холм на горизонте и есть Цитадель Афрасиаба.

Этот холм имеет высоту около 60-70 метров. Русский исследователь В.Л. Вяткин в 19 веке определил, что он имеет искусственное происхождение, его насыпали из глины, которую брали тут же у его подножия.

Искусственные глиняные платформы были характерны для архитектуры Средней Азии. Например, цитадель Бухары стоит тоже на искусственном холме, на глинобитной платформе возвели замок Топрак-кала в Хорезме. и т.д.

Вот что писал о Самарканде в своей "Книге путей и стран" Ибн Хаукаль в 10 веке:

>>>>Столица Согда — Самарканд — город, расположенный на юг от Согдийской реки и лежащий высоко над нею. В нем имеется цитадель, шахристан и рабад. В цитадели уже в наше время выстроена тюрьма и находится дворец правителя, впрочем разрушенный. Я поднимался на нее (цитадель) и осматривал прекраснейший из видов, который когда-либо видел взор человека и которым он когда-либо восхищался, а именно: свежую зелень деревьев, блистающие замки, текущие каналы и непрекращающуюся культуру.

>>>>>Выделяются площади и возвышаются украшающие город здания. В нем находятся сделанные из оштукатуренного кипарисового дерева, диковинные изображения животных — лошадей, быков, верблюдов и антилоп, — поставленные так, точно они наступают друг против друга и высматривают один другого, как будто собираются вступать в бой или состязание. Что за вид, сколько на это потрачено средств и как зрелище это пленяет сердца всех людей! Все это отражается в текущих каналах и наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется. Остроумная мысль! И замки и высоко построенные башни, прочно сложенные, представлявшие великолепные жилища и драгоценные палаты и вообще обстоятельства, свидетельствующие, что были великие и славные цари…они опустевшие и разрушенные.

Свидетельство Ибн Хаукаля очень интересно. Во-первых, он пишет, что город в середине 10 века, а именно тогда он посещал Самарканд, был полуразрушен. А это ведь время расцвета культуры Средней Азии при Саманидах, правда, их столица тогда располагалась в Бухаре. Во-вторых, очень интересны упоминания об изображениях животных из кипарисового дерева, которые стояли на площадях города. Ведь в 10 веке ислам присутствовал в Средней Азии уже 300 лет, а Халифат уже клонился к упадку.

Какое-то невероятно огромное сооружение рядом с Цитаделью, возможно, участок крепостной стены или отдельный бастион.

Когда арабский завоеватель Кутейба Ибн Муслим захватил Самарканд, он повелел сжечь все статуи богов в городе. Об этом есть отрывок из "Истории" Ат-Табари:

>>>Кутайба заключил с ними мир на условии [выдачи] 100 тысяч голов, [разрушения] храмов огня и украшений идолов. Он взял обусловленное мирным договором, ему принесли идолов и они были обобраны и поставлены перед ним: сложенные вместе, они возвышались как огромная башня (каср), и он велел их сжечь. Неарабы (а’аджам) сказали: “Среди идолов есть такие, что сжегший их погибнет”. Кутайба сказал: “Я сожгу их своими руками”. Тут пришел Гурек (правитель Самарканда), преклонил перед ним колени, и сказал: “О, эмир, благодарить тебя я обязан, не трогай этих идолов!” Кутайба велел подать огня, взял факел в руку и вышел. Тут он произнес “Аллах велик!”, затем поджег их и люди подожгли и идолы загорелись. Среди того, что от них осталось, нашли золотых и серебряных гвоздей на 50 тысяч мискалей.

Идолы Самарканда отомстили Кутейбе, ему отрубили голову по приказу халифа. А через 250 лет Ибн Хаукаль обнаружил на площадях Самарканда множество статуй из дерева...

Вид из Цитадели на юг в сторону центра города Тамерлана и современного Самарканда.

Соборная мечеть Самарканда Биби Ханым.

Вид из Цитадели на восток.

Пасущиеся овцы словно парят на этих зеленых лугах. От ощущения высоты и простора захватывает дух.

Внизу, у подножия Цитадели располагается какое-то странное нечто - гигантская впадина (и не одна). Отсюда безусловно брали глину для построек Афрасиаба, но вот как потом использовались эти ямы неизвестно. Ибн Хаукаль писал о "наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется", может быть, это они и есть, но что-то эти впадины слишком велики размерами.

На вершине холма Цитадели археологи прорыли гигантскую траншею. Глубина культурного слоя здесь - десятки метров.

В оплывших стенах все еще можно различить кирпичную кладку.

Идемте, я покажу вам, что такое Афрасиаб.
Для этого нам нужно спуститься в огромную траншею, выкопанную археологами. Здесь можно легко свернуть себе шею, ибо спуск тут очень крутой.

И вот, на дне траншеи показалась груда кирпичей, это плинфа - плоский обожженный кирпич. Оцените глубину их залегания, здесь десятки метров культурного слоя, т.е. все эти земляные стены - плоды человеческой деятельности.

Северный край городища. Здесь начинается одна из внутренних крепостных стен, ее круглая башня все еще хорошо заметна.

Перед Цитаделью рассыпана масса строительных элементов, это кирпичи разной формы.

Но есть и более интересные вещи, вот это часть ганчевого декора стен мечети или мавзолея.

Глиняные стены и терракотовое покрытие пола. У меня не было никакого плана Афрасиаба, поэтому сказать точно, что тут были за строения нельзя. Кстати, известно, что в Афрасиабе были мощеные улицы, но за сотни лет весь полезный строительный материал растащили местные жители.

Нам осталось дойти до западного края города, поэтому движемся дальше, мимо очередных траншей археологов и зеленых лугов.

На пути опять встает внутренняя стена города, возможно, это та же линия укреплений, которую мы встретили раньше, просто это ее западный край. Мы пересекаем Афрасиаб с востока на запад.
Здесь хорошо заметно, что эта линия обороны двойная, как - более массивная стена со стороны центра города и небольшая стенка перед ней, а дальше идет крепостной ров.

Здесь две башни, сдвоенные как ласточкин хвост, это очень характерная (и непонятная) черта среднеазиатской фортификации. Такие городища есть в Хорезме, где на углах крепостей стоит не одна башня, а две, соприкасающееся между собой.

Развалины большого кешка (замка) внутри шахристана и пастух со своими овцами. Кроме пастухов тут, кстати, редко кто бывает. Видимо сооружение состояло из нескольких башен, таких глиняных замков в Средней Азии было великое множество, только в окрестностях Самарканда их тысячи. Сейчас все они превратились в кучи земли.

И вот западная линия внешних стен Афрасиаба, они здесь такие же массивные как и на востоке.

На западной стене построили, видимо, какой-то новодел, имитирующих античные стены Мараканды. Выглядит все это несколько странно, массивные средневековые валы и небольшая стеночка для туристов.

Это строение, возведеное из необоженных кирпичей, тоже уже оплыло и выглядит весьма аутентично. Может это и правда древние стены?

Зато эта стена хорошо демонтрирует, чем средневековые укрепления отличаются от античных. В античных крепостях Средней Азии было много бойниц характерной стрельчатой формы, и они возводились, как правило, с прямыми стенами, а не покатыми, как в средние века. На востанновленные средневековые стены можно посмотреть в Бухаре или Хиве, в Самарканде они пребывают только в естественном своем состоянии в виде земляных валов.

Кандия Малая Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи:
>>>Пророк сказал: “есть город (шахристан) за рекою Джейхуном, который называют Самаркандом, его также именуют богохранимым городом".
Начальник ученых и раис людей сунны и общества, учитель пути шейх Абул Мансур Матыриди (да будет милостив к нему Бог) говорил: На три фарсанга в окружности Самарканд окружают и оберегают ангелы, поклоняющиеся Богу”.

Еще два моих поста про Узбекистан.

Самарканд – потрясающий, многоликий и неординарный город Узбекистана. За долгие годы существования города, его название не раз менялось. За это время многие правящие династии сменяли друг друга, его отстраивали, разрушали и сжигали, а потом опять отстраивали и так постоянно.

Продолжительное время Самарканд был столицей знаменитой империи Тамерлана. Он не уступает по возрасту таким мировым городам - долгожителям, как Рим, Вавилон и Афины. Он привлекал интерес известных политиков, бизнесменов и многочисленных путешественников. Во времена царствования Амира Тимура город получил особый расцвет. Великий правитель смог превратить Самарканд в центр своей огромной империи. Благодаря выгодному географическому месторасположению он стал торговой развязкой Великого Шелкового Пути.

В Старом городе сохранилось много восхитительных построек средневековой архитектуры. Главная достопримечательность – мавзолейный комплекс , который находится на склонах Афросиаба. Начало его строительства датировано 12 столетием. Центральная застройка велась на протяжении 14 - 15 веков, при Тимуре. В основном там похоронены женщины – родственницы Тимура. Все усыпальницы имеют богатый архитектурный декор в виде резной мозаики, расписной майолики и поливной терракоты.

Сегодня административный центр – город Самарканд занимает в стране второе место по величине после . Его площадь составляет близко 100 кв.км. Город административным способом поделен на три крупных района.

В Самарканде по данным официальной переписи 2007 года проживало 366 тыс. населения. Национальный состав жителей неоднороден, но больше всего проживает тут таджиков, узбеков, русских, евреев и иранцев. Преобладают языки: таджикский, узбекский и русский. повлияла на то, что сегодня больше всего в Самарканде проживает этнических таджиков. По этой причине таджикский язык тут очень распространен и, хотя он не имеет в городе официального статуса, но остается основным в общении жителей разных национальностей. Отметим, что таджикские общины являются немногочисленными и в основном они расположены в пригороде.

Сколько лет Самарканду?
Гипотетически Самарканд может быть ровесником Рима и Афин, но знать точно, сколько ему лет мы не можем. Существует множество предположений относительно этого вопроса, но все они только теоретические, и по причине давности лет мы не можем проверить эти догадки. Поэтому нам остается только одно, рассмотреть некоторые теории и прислушаться к той, которая нам покажется более реалистичной.

Первое предположение – 2750 лет. Ученые изучили результаты радио-нуклеидных анализов нижнего пласта земли, которые были проведены в 2004 году на территории городища Афросиаб. Они считают, что эти данные не полные и что предположения о возрасте города будут еще меняться в зависимости от результатов дальнейших исследований почвы в нижних слоях.

Ряд арабских ученых -историков тоже присоединяются к умозаключению, что городу не менее 2750 лет. Объясняют они свое предположение тем, что в этом вопросе нужно отталкиваться от рождения пророка Мухаммеда, а это 5 - 6 столетия до н.э.

Другая версия называет цифру - 3700 лет. Это предположение высказал знаменитый арабский историк по имени Абу Хафс Омар. Он был уверен, что к моменту арабского захвата Самарканда (в 7 столетии), город уже достиг 2500 летнего возраста. Поэтому можно предполагать, что город основали во 2-м тысячелетии до н.э.

Еще одна, самая распространенная версия гласит, что исполнилось Самарканду уже 4500 лет. К такому мнению присоединяется значительная часть арабских историков средневековья. Они писали, что город основали за 3 тыс. лет до появления Пророка, а это третье тысячелетие до н.э.

Откуда произошло название города?
Сложность узнать абсолютную правду о Самарканде. Вероятнее всего, это связано с его древним возрастом. Ведь отыскать нужные документы, где точно и ясно указывались бы все сведения, которые интересуют современного человека, просто невозможно. По этой причине сегодня нам остается только гадать, предполагать и работать над расшифровкой древних текстов. Всем хочется понимания, ясности и исторической правды. Но отсутствие загадок сделало бы нашу жизнь неинтересной, однообразной, и нам бы не понадобилось познавать что-то неизведанное. Так определен ход нашей жизни.

Имеется много версий в вопросе происхождения наименования города Самарканда. В доказательство одних версий легли многочисленные легенды и народные сказания, а объяснением других служат исторические научные исследования.

Так, одна из легенд связывает наименование города с именем некоего Самара. Он прославился тем, что на месте города он смог выкопать родник и добыть из него воду. Позже около родника стали жить люди, население росло, и так основался город. Народ помнил о поступке Самара и в его честь назвал свое поселение «Самарканд», а дословно это слово можно перевести как «Самар выкопал».

Еще одна легенда уверяет, что город назвали в честь ученых, руководивших постройкой города, Самар и Камар. Приставка «канд» может происходить от «кент», что в переводе означает «город». По этому преданию, Самара и Камара похоронили недалеко от площади Регистан.

По другому преданию вышеупомянутые имена вовсе не принадлежали к строителям города, а так звали царя Самара и его жену царицу Камар и возвели город именно по приказу этого правителя.

Существует и романтическая легенда, в которой говорится о том, что первые поселения построили на месте современного Самарканда во имя любви и верности молодой пары, их имена были Самара и Канд.

Другое романтическое предание связано с Александром Македонским. В ней говорится, что город был построен по приказу этого правителя, который был влюблен в очаровательную Самар. Он назвал город в честь этой девушки.

Ученые далеки от романтики в вопросе происхождения наименования города и поэтому они придерживаются в большей степени аргументированных версий.

Слово «Самарканд» произошло от тюркского словосочетания «Симиз Кент», что означает «Богатое поселение». И, вероятнее всего, это тюркское словосочетание произошло от китайского выражения «Си-ми-се-кан», что означает «Тучный город». Такие свидетельства о городе находили в многочисленных исторических документах, написанных путешественниками с разных континентов.

Греческая вариация названия города звучит как «Мараканда». Такое название могло происходить от древнеперсидского слова «Маураканд», означающего приблизительно такое: «Город на реке, берега которой поросли растительностью». Такое название вероятно могло соответствовать истине, потому что Самарканд размещен в долине реки, по берегам которой пышно растут тугаи. Другая версия говорит, что «Мараканда» переводится с древнеперсидского языка как «Благодатный город» и что растительность тут вовсе не причем.

Символ города
Вот уже много веков бессменным символом Самарканда является могучий Барс. Об этом животном жителями города сложены легенды. По одной из них, во время закладки фундамента города, к людям с вершин гор решил спуститься леопард. Зверь обошел новостройки, одобрил начинание людей и удалился к себе обратно в горы. С того времени для жителей Самарканда Барс не просто сильное и смелое животное, он стал настоящим символом города. Барс изображен на знамени и гербе города. Он символизирует власть, могущество и Солнце. Барс с пылающим на спине Солнцем украшает и медресе Шер-Дор, являясь олицетворением правящего лица. Его силы и могущество приравниваются могуществу земли и неба. Поэтому только Барс может нести на себе жизненную Звезду.

Всех, кто въезжает в город, приветствует Барс, который приподнимает вперед свою лапу. Этот жест означает, что город чистосердечно приветствует своих гостей и желает им добра и благополучия.

Отметим, что Барс с пылающим Солнцем на спине изображен не только на здании

Самарканд - второй по величине (509 тыс. жителей) город Узбекистана и его политический центр: местный клан крепко держит страну уже добрых полвека. А в прошлом... Самарканд значился древнейшим "живым" городом Советского Союза, и если за сам возраст соперники у него были (скажем, Керчь), то по вкладу в мировую историю Самарканд и Бухара уступают разве что молодым выскочкам Москве и Петербургу. я называл Восточные Афины, а эпитет Самарканда придуман давно - Рим Востока. Бухара издавна была городом денег, Самарканд - городом крови; герои Бухары - купцы и святые, герои Самарканда - цари и повстанцы с Тамерланом во главе. Соперничество их длилось долго, и если путь Бухары - пологая парабола, то путь Самарканда - синусоида с крутыми зигзагами. Впрочем, то история, в современности же они соотносятся несколько иначе: Самарканд - не только Рим, но и Вавилон, где уживаются попавшие туда в разные времена и по разным причинам таджики и узбеки, персы и арабы, русские и поляки, армяне и корейцы, евреи бухарские и ашкеназские, татары крымские и волжские, цыгане-люли и цыгане-рома, и всё это не враждует, а взаимодействует. Но историчечская суть по-прежнему верна: Бухара, я бы сказал - город мысли, а Самарканд - город дела. И в отличие от Самарканд многослоен и многогранен: туристы "второго уровня", вольные, но поверхностные, считают правилом хорошего тона сказать, что Самарканд их разочаровал, но это лишь от того, что Самарканд требует глубокого и неспешного погружения.

Увидеть Самарканд было моей мечтой с тех пор, как я начал путешествовать. Рассказ о нём будет состоять из 9-10 частей, не считая уже написанного в знаменитой гостинице Баходира и поездок в окрестные и . В первой части - история, колорит, ремёсла, традици (включая петушиные бои), люди.

Для начала полюбуемся Самаркандом с высоты минарета Улугбекова медресе на Регистане. Туда водят полулегально, а виды на сам Регистан я оставлю до следующей части. Но как в 19 веке Самарканд был городом лачуг у руин грандиозных древних построек, так и сейчас Самарканд - город махаллей из современных материалов с крышами ядовитых цветов у шедевров старины, прошедших грандиозную реставрацию при Советах. Вот вид на север (а пойдём мы по часовой стрелке, то есть каждый следующий вид правее предыдущего), на крупнейшую в Средней Азии мечеть Биби-Ханум (1399-1406) времён Тамерлана. Она и на заглавном кадре, а "наш" минарет на нём дальний, слегка накренившийся от веков и землетрясений:

О происхождении столь звучного названия Самарканд (или Мараканда) есть несколько версий со всех окрестных языков: согдийское Асмараканд ("Каменный город", как и Ташкент), тюркское Самускент ("Богатый город"), а то и вовсе переиначенное на другие языки "Согдиан". Афросиаб ом, вопреки расхожему мнению, он никогда не назывался, это имя легендарного царя-повелителя Турана, тёмной кочевничьей стороны мира, противолежавшей "светлому" земледельческому Ирану, то есть Самарканду персы отводили роль туранской столицы. История его известна с 8-6 веков до нашей эры, и первым, кто его покорил, был персидский "царь царей" Кир Великий. Более известно взятие Мараканды Александром Македонским в 329 году до нашей эры, после которого Согдиану охватило мощнейшее восстание: её жители встретили Искандера как освободителя от Ахеменидов, но поняв, что он такой же захватчик, поддержали ахеменидского потомка Спитамена , сумевшего на подступах к Самарканду нанести Александру единственное за весь его восточный поход поражние. После нескольких лет восстание выдохлось, Спитамена убил предатель, а над Ираном воцарились греки Селевкиды, основатель династии которых взял в жёны Спитаменову дочь Аламу. Самарканд отошёл на периферию, Бухара в те века ещё не поднялась из тени соседнего Пайкенда, а через Туран, "как птицы через комнату" пролетали кангюйцы, эфталиты, тюрки... От тогдашнего города осталось и Афросибаское городище, заметное и на кадре выше (за мечетью), и на кадре ниже (кладбище за мавзолеем Биби-Ханум; на переднем плане домики пешеходной Ташкентской улицы):

А следующий крутой поворот истории принёс в начале 8 века Кутейба ибн Муслим - полководец Арабского Халифата, вторгшийся с юга в это край, который арабы называли Маверанахр. Если Бухара в 709 году покорилась ему мирно, обменяв старую веру на власть в своём тучном оазисе, то Самарканд в 712 году был разрушен и опустошён жестоким штурмом. Лет на 200 "самаркандская" эпоха Средней Азии выпервые сменилась "бухарской", и эта ситуация, - Бухара договорилась, Самарканд героически пал - повторится здесь ещё не раз. Впрочем, главным в эти краях оставался Мерв в нынешней Туркмении, где 775 году объявился "Хаким из Мерва, красильщик в маске" (так назывался рассказ Борхеса об этих событиях) Муканна и начал проповедовать странное учение на стыке манихейства, исламского суфизма и веры в переселением душ, согласно которому в пророков воплощался сам бог, и последний пророк - он, Муканна, носивший маску, чтобы не слепить людей своей красотой (на самом деле, говорят, наоборот - он был плешив и кос). Начавшееся восстание "людей в белых одеждах" быстро перекинулось в Маверанахр, бушевало там 10 лет, и под Самаркандом "покровенный пророк" в 785 году погиб, в осаждённой крепости совершив самосожжение.
На кадре ниже - древний некрополь Шахи-Зинда на Афросиабском городище и довлеющая над городом сопка Кухак с загадочным мавзолеем Чупан-Ата ("Отец пастухов") без могилы:

И хотя ислам за сто лет тут вполне прижился, попытки свергнуть Халифат продолжались, и в 806 году в Самарканде Рафи ибн Лейс поднял новое восстание, быстро разошедшееся до Ферганской долины. В этот раз, однако, кончилось всё полюбовно, Рафи сложил оружие и получил прощение халифа-учёного аль-Мамуны , однако важнее было то, что за помощь в подавления восстания арабы возвысили персидский род Саманидов, в 819 году ставших наместниками Самарканда, а в 875 - и всего Маверанахра, превратившись в де-факто независимую от Багдада династию. Столицу они перенесли в Бухару, и эпоха Саманидов, в 999 году сменившихся пришедшими с востока тюрками Караханидами (с распадом империи которых надвое в 1040 году Самарканд стал столицей её западной части) пришлась на Азиатский ренессанс, культурный расцвет Большого Ирана. В окрестностях Самарканда в 858 родился Рудаки - основоположник персидской поэзии, а в 1064-68 годах здесь жил, учился и преподавал медресе самый известный на Западе поэт Востока Омар Хайям . Впрочем, это всё равно была эпоха Бухары, и список её персонали тех веков куда масштабнее.

На фото портал разрушенного землетрясением мавзолей Ишратхана 15 века и минарет некрополя Абди-Дарун. А ледяные вершины Зерафшанского хребта, по среднеазиатским меркам не высокие (около 2500м) невооружённым глазом видны из города еле-еле - но ультразум даёт такой почти алматинский сюжет:

В 1212 году над Самаркандом вновь сменилась власть - Караханидов потеснили Хорезмшахи (а ), но всего считанные годы отделяли Среднюю Азию, к тому времени уже больше тюркскую, чем персидскую, от величайшей в здешней истории беды - вторжения Чингисхана. Не поладил Потрясатель Вселенной именно с Хорезмом, где шах готовил поход на Багдад и вряд ли воспринимал монголов всерьёз, пока монголы за пару лет не стёрли Среднюю Азию в мелкую серую пыль, и из её городов избежать полного разрушения смогла каким-то чудом только Бухара. Самарканд договориться не смог, и потому опустел на десятилетия, возродившись в нескольких километрах от своих старых руин, так пропитанных кровью, что в них не росла трава. Но бойкое место пустым не бывает: уже в 1266 году в отстроившийся Самарканд переместилась столица Чагатайского улуса - всей Средней Азии от Афганистана до Алтая, которую Чингисхан в 1224 году отдал своему среднему и любимому сыну. Вскоре выделившись в отдельное государство, улус просуществовал ещё полтора века, но в 1347 году таки рассыпался напополам - на западный Мавверанахр и восточный Могулистан.

5а. флаг Чагатайского улуса.

Последний был сильнее, и за Среднюю Азию началась новая война могульского хана Тоглук-Тимура и эмира Хусейна , в которой как-то незаметно появился свой герой - Тимур из племени Барлас . О его молодости и начале пути наверх ничего не известно, в первых упоминаниях под 1361 годом он значится эмиром-наместником Тоглук-Тимура в родном городе Кеш (ныне Шахрисабз), но вскоре от интриг был вынужден бежать за Амударью, в туркменские пески, где у колодца повстречал Хусейна. В степи два эмира-изгнанника, как в каком-нибудь фэнтези, несколько лет вели разбойничью жизнь, побеждали и проигрывали, попадали в плен и были на волосок от продажи в рабство, а в одном из боёв Тимур лишился двух пальцев и получил рану ноги, на всю жизнь оставшись хромым, за что его прозвали Тимур-е-Лянг, то есть Хромой Тимур или Железный Хромец.
На фото - Гур-Эмир, мавзолей Тамерлана:

Наконец, в 1363 году эмиры крепко обосновались в Афганистане, в районе Балха, и как Ганнибал через Альпы, через Памир спустились в Маверанахр и деморализовав отряды местных узбеков иллюзией огромного войска (например, разведя в горах тысячи костров или снабдив каждую лошадь охапкой хвороста, поднимавшей пыль) в битве у Каменного моста разбили могульского царевича Ильяса-ходжу. В это же время умер Тоглук-Тимур, а Хусейн и Тамерлан в 1364-65 годах вновь овладели Самаркандом. Однако затем уже полноправный хан Ильяс-ходжа вернулся, и на Сырдарье произошла эпическая Битва в Грязи - в самый разгар боя хлынул ливень, и это спасло Тимура и Хусейна от разгрома - они отступили, открыв могулам путь на Самарканд.
На фото летняя и зимняя мечети Рухабада (1880-е годы) и горка, сущность которой для меня так и осталась загадкой:

И всё бы ничего, но в Самарканде в это время объявились сербедары - "персидские коммунисты" 14 века , с немалой жестокостью (говорят, идею башен из черепов Тамерлан почерпнул у них) свергавшие монархов и строившие справедливое общество, где все были равны и каждый имел права занимать любую должность. В Хорасане в 1335-89 годах существовало полноценное государство сербедаров, а в 1365 местная ячейка во главе со студентом Мавлан-задэ, старшиной цеха трепальщиков хлопка Абу Бекр Келеви и лучником Хурдаком Бухарским, устроила революцию в Самарканде. И если могулов "самаркандская коммуна" встретила единодушно враждебно и сумела отбить его штурм, то Тимур и Хусейн имели в городе много сторонников, и устроив контрреволюцию, таки заняли престол. Оставалось его поделить, и за считанные годы братья по оружью стали врагами. В 1370 году, после недолгой войны, Хусейн бежал в Балх, где был настигнут и пленён. Тимур обещал не казнить соратника, и сдержал слово - он просто не помешал одному из воинов совершить над Хусейном кровную месть.

7а. флаг Турана, более известного как империя Тимуридов.

В Самарканде отметились все три известнейших завоевателя - Александр Македонский, Чингисхан и Тамерлан (порядок хронологический), но таких городов было много, и лишь здесь один из них был своим. Но первые двадцать лет Тамерлан покорял ближнюю ойкумену - Могулистан, Иран, Хорезм да Золотую Орду, где ему противостоял Тохтамыш. Железный Хромец увлечённо воевал на несколько фронтов, доходя до Иртыша и Волги, а хуже всего приходилось Ирану: говорят, сначала Тамерлан пытался построить башню не из отрубленных голов, а из живых тел, скреплённых раствором, но "материала" оказалось так много, что это оказалось нереально. Впрочем, где тут правда, а где наветы побеждённых, теперь уже не разобраться, но история учит наветам не верить.
На фото мавзолей Рухабад (1380) на фоне советской гостиницы "Самарканд", близ Гур-Эмира.

Однако укрепив ядро империи, завоеванием мира Тамерлан в 1390-х годах занялся вплотную, и как ни странно, главным выгодополучателем (несмотря на разорение Рязани и Ельца) стала Русь: в Пятилетнем походе (1392-95) Тимур сломал хребет Золотой Орде, а в Семилетнем походе (1399-1404, и не говорите, что это не 7 лет!) сокрушил под Анкарой османов и дошёл до Средиземного моря, чем отсрочил гибель Византии, и за эти полвека Москва успела окрепнуть настолько, чтобы принять статус Третьего Рима, столицы православного мира, определившем историю страны вплоть до ХХ века. Между теми двумя походами Тамерлан успел ещё невзначай покорить Индию, а в 1406 году отправлися в Китай, да близ упал с коня и умер.
И хотя Тамерлан звал в Самарканд лучших зодчих и ремесленников мира, покровительствовал учёным и поэтам, всё же как и Чингисхан, он остался в истории Гением Разрушения, "всемирным хулиганом", воевавшим потому, что ему нравилось воевать. "Весь подлунный мир тесен для двух царей" - самая известна фраза Хромого Тимура. А на фото виден пустырь у подножья нынешнего хокимията, на месте Голубого дворца (Кок-Сарай) в Тамерлановой цитадели:

Минарет с кадра выше принадлежит медресе Улугбека. Тамерлан был лишь эмиром, так как только кровь Чингисхана давала право на ханский титул, но Тимуриды в подлунном мире стали родом №2 после Чингизидов. Потомкам Тимура досталась империя в 4,6 миллионов кв.км. с десятками миллионов жителей: нынешние Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Туркмения, Иран, Азербайджан, Армения, Грузия, значительные части Пакистана и Ирака, Южный Казахстан и восточная треть Турции. Но все эти империи великих полководцев рушились быстро и бесследно, и Тимуридский Туран далеко не худший пример: всё же здесь было ещё как минимум два выдающихся хана - учёный Улугбек и Бабур из Андижана - последний среднеазиатский Тимурид, после долгой войны с захватившим Самарканд в 1501 году узбеком Махмудом Шейбани он бежал в Индию, где Тимуриды возродились как Великие Моголы, державшие престол вплоть до нашествия англичан. Последних я упоминаю не случайно, а ещё можно вспомнить Рюи Гонсалеса де Клавихо - испанского посла при дворе Тамерлана, оставившего яркое описании тогдашнего Самарканда как раз в те времена, когда испанцы и потругальцы вышли в Мировой океан. Империя Тимуридов была последним расцветом Средней Азии, оставила ярчайшие её памятники, а дальше с потерей транзитных путей начался неумолимый закат.

Взошедший на престол в 1533 году шейбанид Убайдулла переехал в Бухару, и Самарканд никогда больше не был столицей, хотя бухарские ханы продолжали здесь короноваться. Тем не менее, Самарканд пустел, беднел и ветшал, к середине 18 века почти обезлюдел, и вновь начал возрождаться лишь в 19 веке, когда торговые караваны потянулись в Россию. А затем Россия и сама сюда пришла, и думаю, овладение Самаркандом имело и символический смысл как власть над одним из центров древнего мира. В 1868 году Констнатин Кауфман разбил бухарское войско на той самой сопке Чупан-ата, потеряв всего 40 бойцов, а самаркандцы ещё и отказались пускать эмирских людей в город. Дальше было восстание, нападение войска мятежного Шахрисабза, и в конце концов поражение Бухары. Самарканд, Каттакурган, Ургут и Пенджикент отошли в 1867 году в прямое подчинение России как Зерафшанский округ, в 1887 ставший Самаркандской областью из 4 уездов с центрами в Самарканде, Каттакургане, Джизаке и Ходженте. К началу ХХ века Самарканд почти сравнялся с Бухарой: здесь было 55 тысяч жителей, в том числе 10 тысяч славян. В 1888 году сюда пришла железная дорога (на кадре ниже слева башенка вокзала), а 1925-30 годах Самарканд был первым центром Узбекской ССР, и странно, как не стал столицей Таджикистана - до границы отсюда 10 километров, а персидский-таджкиский был и остаётся языком Самарканда испокон веков.

И хотя Самарканд полтысячи лет как не столица, всё же его роль в Узбекистане - особенная. В прошлых частях, особенно и про я упоминал Самаркандский клан, из которого были и "отец" УзССР 1960-70-х Шараф Рашидов, и бессменый президент независимого Узбекистана Ислам Каримов, и таки сменивший его в 2016 году Шавкат Мирзиёев (). В активах "самаркандских" - самая многолюдная область страны (3,5 миллиона человек - это масштаб Татарстана) и крупнейший в Узбекистане железнодорожный узел, где расходятся пути на запад (Бухара, Навои, Хорезм) и юг (Карши, Термез) из Ташкента, а возможно и что-нибудь ещё такое, во что нам лучше не вникать.

Как и всякая "столица господствующего клана" (например, Донецк эпохи Януковича) Самарканд отличает лоск: он весьма ухожен, по меркам Средней Азии действительно богат, а центральные улицы застраиваются в едином, и довольно приятном стиле на стыке функционализма и местного жилого зодчества. По общей оживлённости "на глаз" я дал бы Самарканду тысяч 800 населения, это полноценный субмиллионник. Но в целом по сравнению со многими городами Узбекистана, атмосфера тут как-то злее, а может это просто грозная история даёт о себе знать.

Здесь развивается промышленность, постсоветский Самарканд стал одним из трёх в Узбекистане центром автомобилестроения, причём в отличие от Андижана и Хорезма, выпускает он автобусы и грузоивики - на более старом турецком СамАЗе (1996) "Форд" и "Исузу", на более новом немецком (2009) - "МАН" и "Лендроверы". Самаркандский автобус на улицах родного города, на носу можно разглядеть логотип:

Но интереснее другое. Ни в "каримовском" Самарканде, ни в "рашидовском" Джизаке не видно ни гигантских жилых комплексов или советских микрорайонов (как в ), ни социальных объектов пугающего масштаба типа какой-нибудь гипотетической "Арены Тимура", ни всесоюзных заводов-гигантов, ни небоскрёбов... наоборот, махалли в обоих городах какие-то особенно бескрайние и живые. Такое ощущение, что кланы оберегали родные города от советизации и глобализации, как Прибалтика сопротивлялась строительству новых заводов, а чужие вотчины наоборот разрушали, разрывая жилмассивами их живую ткань. Махалли Самарканда, проигрывая бухарским и хивинским цельностью архитектуры (но обратите внимание на "вставки" русских домов из жёлтого кирпича), лучше всего в Узбекистане сохранили ту неповторимую " ".

Самарканд поражает количеством народов, с которыми сталкиваешь на его улицах, начиная с узбеков и таджиков. Увы, их языки я на слух различить не могу, но во-первых как я понимаю, тут их где-то поровну, а во-вторых таджики тут именно таджики, в отличие от Бухары, где общность города выше общность этноса.
А вот персы из района Панджоб - утверждают, что живут здесь испокон веков. На непохожи, я бы сказал - немного надменны, но везде чувствуется, что это древний благородный народ.

Люли. Самарканд, как и молдавская - столица цыган, только там восточно-европейских и российских, а тут - среднеазиатских. По местной легенде, это потомки индийских рабов, привезённых Тамерланом. Есть тут и "европейские" цыгане, пришедшие в советское время.

Армяне - ехали к Тимуридам как торговцы и каменщики, а ныне чаще всего попадались мне на точках с соком и лимонадом. Машины с армянским флажком на стекле и прославляющими историческую родину надписями видел не раз:

Крымские татары, попавшие сюда в депортацию да частью обжившиеся и так не вернувшиеся в Крым. Волжских татар, ехавших сюда в основном как купцы вместе с русскими, в Самарканде тоже немало. Корейцы попали сюда как депортанты, поляки - как ссыльные и солдаты царской армии. И, конечно, сами русские, которых в городе и сейчас 10-15% населения, причём в нескольких компактных районах - такой вот феномен Самарканда, русские махалли. При этом Русский Самарканд - не совпадающий с ними район западнее центра, самый хорошо сохранившийся городской ансамбль Русского Туркестана:

Обо всех этих народах ещё напишу подробнее, но пока поговорим про их наследие - архитектуру и ремёсла. В конце концов именно в Самарканде ярчайшие памятники всей Средней Азии, а может и всего Большого Ирана, как например великий Регистан ("наш" минарет - второй слева):

Ярчайшие - в прямом смысле слова: мастера средневекового Туркестана знали секрет "вечных" изразцов. Их состав раскрыт на 97%, но секрет так и остался в оставшихся 3%, так что через несколько десятилетий по выцветшим "чешуйкам" будет видно, где древние подлинники, а где советская реставрация. Вот этих изразцов в музее, хотя они и как новенькие, мог, касаться холодно-огненный взор Тамерлана или мудрый взгляд Улугбека:

В Самарканде, по сравнению с Хивой и Бухарой, гораздо меньше медресе, гораздо больше мечетей, и вообще нет дворцов. У здешнего зодчества немало особенностей: на прошлых кадрах хорошо заметны высокие минареты по углам зданий, причём в основном без площадок - видимо, муэдзин, как и я на смотровой площадке, просто высовался из люка в потолке. Но так строили только при Тимуридах, в 16-17 веках Самарканд своей архитектурой не слишком отличался от Бухары, а вновь неповторимый местный стиль сложилася здесь 19 веке, окончательно оформившись ужепод Россией. Мне очень запомнились второстепенные мечети тех времён с квадратными айваном на колоннах без резьбы, глядящим на улицу как экран, и невысоким, порой чуть выше человеческого роста, отдельно стоящим минаретом строго цилиндрической формы с куполом наверху, а иногда ещё и кирпичными орнаментом, как на постройках домонгольской Средней Азии. Вот например самая типовая махаллинская мечеть Самарканда, которую себе только представить, притаилась за Сиабским базаром:

Есть и более крупные пятничные мечети - просторные дворы с одноэтажными корпусами по бокам, внутри которых сад, такой же невысокий минарет, иногда хауз (а то и не один) и посредине мечеть с большими айванами со всех сторон - вот например мечеть Ходжа-Зиемурод недалеко от центра:

На туристических развалах обязательный элемент - изразцы. "Самаркандский узор", танцующий многослойный орнамент, непохожий на плотные и почти монохромные орнаменты Хивы - пожалуй, главный символ здешних ремёсел:

Самарканд вообще едва ли не старейший центр гончарного искусства в Средней Азии, но и здесь было три разных школы, отделённых друг от друга столетиями. "Афросиабская керамика " с то по-античному выверенными, то очень наивными мутноватыми орнаментами тёплых цветов, при ударе звенящая как хрусталь, теперь чаще всего встречается в музеях:

В начале ХХ века её возродил по древним находкам мастер Умар Джуракулов. Вот образцы из "Самаркандского центра ремесленников" - но я каким-то образом забыл сфотографировать это всё поближе:

Оттуда же, из зороастрийского Афросиаба происходят и многочисленные статуэтки чудных животных:

Да и людей. Это популярный сувенир Узбекистана, но в Самарканде какие-то они особенно живые:

"Тимуридская керамика" с холодными бело-голубыми орнаментами возможно создана мастерами покорённого Хорезма - её образцы в музее на кадре ниже. А тарелки с позапрошлого кадра - то ли уже собственно "самаркандская керамика", сложившаяся под Россией, то ли (что для Узбекистана характернее) штамповка из Ферганской долины.

А вот в музее афросиабская резьба по кости. Надеюсь, рано или поздно кто-то возродит и её:

Была тут и своя традиция резьбы по дереву. , что она "отличалась утонченным характером, своеобразным сочетанием геометрических, растительных и цветочных мотивов и необычной техникой ", и в общем не врут:

В других местах я не видел резных деревянных тарелок - впрочем, это не практично, такие только на стену и вешать:

Резных дверей тут по сравнению с Хивой или Бухарой меньше просто на порядок, да и те в основном не в домах, а в мечетях и мавзолеях. Но порой очень красивые - вот например дверь мечети Хазрет-Хызр:

Не менее популярна, чем резьба по дереву тут роспись:

Мне запомнилась более глубокая переработка дерева - самаркандская бумага. Считается, что после великой битвы арабы увезли с собой немало пленных китайцев, среди которых нашлись и те, кто знали секрет выделки бумаги из шелковичного дерева. Они осели в Самарканде, сделав его первым центром бумажного производства вне Китая:

Бумага ручной работы жёсткая, грубая, шершавая и пыльная. Исходный материал стирают в пасту, разбавляют водой и извлекают специальными решётками-формами. Получившийся лист ещё несколько дней сохнет, а потом его нужно долго-долго полировать - всё это я покажу подробнее, так как на окраине Самарканда есть мастерская, где полностью и очень качественно воссоздан древний производственный цикл. Можно купить конверт, сумочку, просто кусочек неполированной бумаги:

Маски и куклы из папье-маше, столь необычные в мусульманском антураже:

И псевдо-изразцы из лакированного папье-маше, по мне так даже тоньше и красивее керамических:

Приглядевшись, видно, что они чуть-чуть отличаются - их пишет живая рука, а не машина:

Из того же папье-маше с инкрустациями делается и такая необычная для Средней Азии вещь, как ёлочные игрушки:

Не разобрался, существует ли самаркандская ювелирная школа. У города со столь кровавым и героическим прошлым и кузнечное дело не развито - по крайней мере своих ножей тут вроде бы не куют, а те, что я видел - с клеймами Ферганской долины. Больше мне запомнились чеканка:

В 2015 у меня совершенно выпали ковры, при том что размах тут не меньший, чем в Бухаре. Причём я видел мимум два типа самаркандского ковра - один ближе к туркменскому, но с иными, чем в Бухаре, орнаментами:

Другой, исконно самаркандский, ближе к персидском с его растительынми узорами. На окраине есть ковровая фабрика "Худжум" , куда я добрался лишь в 2016 году.

А вот самаркандские сюзане не спутаешь ни с чем, и они тут на каждом шагу. Вообще, о сюазне я подробнее рассказывал в Ургуте, который считается столицей этого искусства в Средней Азии. Из того же поста процитирую (сокращённо) комментарий