Меню Рубрики

Гендерная психология и психология пола. В чём основные различия? Психологическое различие между полами

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОЛАМИ


  • Маскулинность и феминность

  • Гендерные роли

Мужчина и женщина – это две ноты, без которых струны человеческого сердца не дают правильного и полного аккорда

Д. Мардзини

Маскулинность и феминность

В нашей стране проблема психологических различий между мужчинами и женщинами чаще была предметом анализа в художественной литературе, чем объектом исследования в научных трудах. Половые различия рассматривались либо с анатомо-физиологической точки зрения, либо с художественной. А ведь наличие существенных психологических различий между мужчиной и женщиной ни у кого не вызывает сомнений – даже на уровне бытовых представлений. К сожалению, эти же бытовые представления настолько укоренились в сознание людей, что нередко искажают истинную картину изучаемого явления из-за неосознанных установок самих исследователей. Кроме этого, если половые различия в физиологическом плане остаются неизменными, то в психологическом плане эти различия являются динамической характеристикой, и изменения в социальной среде ведут к изменениям в степени их выраженности и в содержании.

В отечественной психологической науке долгое время психологии половых различий как бы и не существовало. Показателен тот факт, что взяв любую из немногих работ, связанных с полом, мы видим ссылки либо на врачей (и рассматривается или сексологический, или психиатрический аспект проблемы), либо на педагогов, причем в этом случае ссылки идут на труды, изданные в 20-е–30-е годы. Если же говорить об отечественных психологических работах, то здесь можно назвать работы Б. Ананьева
и его сотрудников, И. Кона, И. Клецину, А. Кочаряна, Д. Исаева, В. Когана, В. Кришталя и др. Собственно, бесполость нашей психологии объяснить достаточно легко. С одной стороны, оторванность в этом вопросе от мирового научного процесса: до начала перестройки в нашей стране не издавались работы многих ученых, в которых интерпретация поведения человека, тех или иных его психических проявлений была так или иначе связана с половыми признаками. С другой стороны, эти исследования были как бы и не нужны: объявив о равенстве мужчины и женщины, это равенство стали понимать как тождество. Чего только стоило бесполое обращение «товарищ», призыв к женщинам «сесть на трактор» и т. п. Совместное обучение, общая трудовая деятельность, резкое уменьшение исключительно мужских и исключительно женских профессий в известной мере нивелировали традиционные различия в нормах поведения и, в какой-то мере,
в психологии. Почти стопроцентная занятость женщин в общественном производстве забрала у мужчины статус единственного кормильца и главы семьи, что привело к ломке традиционной системы половых ролей и соответствующих им культурных стереотипов. Стереотипы маскулинности
и феминности стали менее полярными и эта некоторая неопределенность ролевых ожиданий вызывает у многих людей психологический дискомфорт и тревогу.

При рассмотрении вопроса половой дифференциации в историческом плане можно сделать вывод, что практически до ХХ века мужские и женские виды деятельности и личностные качества резко различались и противопоставлялись, причем эти различия представлялись нерушимыми, так как обосновывались либо религиозными догматами, либо биологическим половым диморфизмом. Функции мужчины и женщины рассматривались иерархически, и женщине стандартно отводилась подчиненная, зависимая роль. С изменением социальной ситуации стали меняться и нормативные представления о поведенческих и психических свойствах, характерных для мужчины и для женщины. Пол стал рассматриваться не только как биологические понятие, но и как социальное – то есть стал пониматься как комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. В англоязычной литературе даже используются различные термины для разграничения этих понятий: sex – как биологический пол, связанный прежде всего с размножением, и gender, обозначающий всю совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины. Понятие «гендер» было введено в социальные науки Энн Оклей в 70-е годы ХХ века, оно происходит от греческого слова «генос», означающего происхождение, материальный носитель наследственности, рождающийся. По своему значению оно близко к русскому понятию «род». Первоначально интерес зарубежных исследователей был сосредоточен на доказательстве существования гендера (то есть главной задачей было выявление обусловленности различий между мужским и женским в культуре и в социуме, небиологическими факторами), но с конца 80-х годов интерес ученых сконцентрировался на выявлениях зависимости гендерных ролей от типа культурного. Описать весь спектр различий женского и мужского мира очень сложно, но основные тенденции можно представить следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1

Психологические различия между мужчинами и женщинами

Выявленные различия

Различия не

выявлены

Возможные различия (требуются дальнейшие исследования)

1

2

3

Активность

В возрасте от 2 до 2,5 лет мальчики проявляют большую активность в общих играх, чем девочки. С возрастом повышается активность тех и других, но юноши становятся более активными в сту-денческие годы


Общительность, внушаемость, самоуважение, стремление к до-стижениям, усво-ение ролей, способность к анали-тическому мышлению, подверженность влиянию наследственных факторов и среды

Осязательная чувствительность, страх, робость
и склонность к беспокойству, активность, способность к конкуренции

Речевые способности

В начале жизненного пути речевые навыки у девочек развиваются быстрее, чем у мальчиков. С дошкольного возраста до ранней юности речевые навыки мальчиков и девочек примерно одинаковы. Приблизительно с 11 лет девочки превосходят мальчиков. Эта тенденция усиливается во время учебы в школе и, вероятно, в дальнейшем


Реагирование на слуховые и зрительные стимулы

Стремление к власти, уступчивость, потребность о ком-то заботиться
и склонность
к «материнскому поведению», пассивность

Зрительное и пространственное воображение

Имеется в виду зрительное восприятие фигур в пространстве и их соотношения между собой. Хотя в детстве у девочек и мальчиков наблюдаются примерно одинаковые способности, в школьные годы мальчики начинают проявлять более ярко выраженную


Продолжение табл. 1

В научной психологии проблема выявления и объяснения половых различий имеет два аспекта. С одной стороны, источник поиска и даже выбор предметных областей для выделения маскулинных и фемининных психологических качеств восходит к традиционной дихотомии мужского и женского начала, точнее, соответствующих социальных стереотипов. Сами эти качества нередко совпадают с теми, что необходимы для присвоения половых ролей. С другой стороны, строгое объективное исследование на­правлено на констатацию действительных различий между полами и, тем самым, позволяет проверить наличие таких, которые «должны существо­вать» согласно полоролевым нормативным ожиданиям. Конечно, в своих гипотезах исследователь не всегда свободен от многочисленных житейских поверий, смешивающих нормативные качества с реальными. Но тем инте­реснее изучение действительных психологических различий между полами, результаты которого часто ставят под сомнение устоявшиеся «эталоны».

Сравнительные исследования межполовых различий охватывают как познавательную, так и мотивационную сферы человека. Начнем с изло­жения гипотез и результатов исследования умственных способностей.

Житейские стереотипы полоролевого поведения сходны с привычны­ми ролями мужа и жены. Работящая, усидчивая жена и деловой, инициа­тивный муж - основа представлений о межполовых различиях по умствен­ным способностям. Одно из них - гипотеза о том, что девочки успешнее осваивают простые навыки, монотонную работу, мальчики лучше справля­ются с творческими задачами, требующими выделения необычных свойств. В исследованиях эта гипотеза (получившая название гипотезы Бровермана) проверялась по частям. Типичный тест на образование простых навыков - выработка условных рефлексов - позволяет привлекать любые возрастные группы. Исследования обусловливания у младенцев и дошкольников (зву­ковой и зрительный материал), а также младших школьников и подростков (вербальный материал) не выявили межполовых различий. Впрочем, в от­дельных случаях девочки действительно превосходят мальчиков в скорос­ти установления условных связей, но объясняется это «побочным» обстоя­тельством - их повышенной тревожностью.

Сходные результаты получены при выполнении мальчиками и девочками заданий, предполагающих творческое, оригинальное мышле­ние. Так, количество необычных ответов по методике парных ассоциаций (нужно связать два понятия, различные по смыслу) у обоих полов оказа-


186 Тема 8,

Лось примерно одинаковым. Интересен «тест цветных слов» (тест Стру­па): предъявляются названия цветов, напечатанные цветными буквами, причем цвет букв (который нужно назвать испытуемому) не совпадает со смыслом слова (например, слово «красный» написано синими буквами). Время, необходимое для правильного ответа в данном тесте, - хороший показатель умения ориентироваться в неожиданной ситуации, не отвлека­ясь на «очевидное». Однако при широком диапазоне индивидуальных вариаций различия по этому показателю никак не связаны с различием полов. Таким образом, в целом гипотеза Бровермана не получает под­тверждения.



Интересен другой устойчивый признак различения специальных умственных способностей по половому принципу - та чувственная мо­дальность, с которой эти способности связаны. Общая теория напоминает известное положение о межполушарной асимметрии: девочки имеют пре­имущество в сфере слуховых (и вербальных) навыков, мальчики - в сфе­ре наглядно-пространственной. Конкретные предположения касаются уже самого раннего, младенческого возраста. Однако гипотеза о том, что в этом возрасте девочки предпочитают слуховую, а мальчики - визуальную сти­муляцию, в последних исследованиях не подтверждается. Показательно, что независимо от модальности более значимыми для тех и для других оказываются так называемые социальные стимулы (например, лица лю­дей в отличие от геометрических фигур).

Неоднозначное подтверждение получает и знаменитая гипотеза о том, что девочкам более доступны вербальные задачи, а мальчикам - математические и наглядно-пространственные. Ее принятие не может быть полным и требует учета возрастной динамики развития способнос­тей. Так, распространенное мнение о более раннем вербальном развитии девочек, подтвержденное работами 1930-40-х гг., пока еще (по данным для детей до 3-х лет) не имеет достаточных статистических оснований. Во всяком случае, позднее, в дошкольном возрасте, девочки не имеют соответствующего преимущества перед мальчиками (за исключением групп детей с умственной отсталостью). Оно появляется примерно к 10 годам и проявляется здесь как в более высокой беглости чтения, так и в лучшем развитии речевых навыков. Интересна возможная связь этих половых различий с особенностями социального развития: именно в подростковом возрасте девочки с большим интересом обсуждают и луч­ше вербализируют свои телесные и психические переживания (хотя объясняют их не точнее мальчиков).



Преимущество в математических способностях, которое по тра­диции приписывается мальчикам, также обнаруживается достаточно поздно, в раннем юношеском возрасте (до этого половые различия име­ют место в группах детей с умственной отсталостью, однако здесь лучше осваивают понятия числа и простые арифметические навыки не мальчи­ки, а девочки). Юноши действительно превосходят девушек по средним


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 187

Оценкам, но насколько велико различие между ними по современным данным, еще не установлено.

Аналогично выявление половых различий и по наглядно-простран­ственным способностям. Последние проверяются по заданиям, требую­щим мысленного поворота фигуры или нахождения простой фигуры, «вставленной» в сложную конфигурацию. По результатам таких тестов мальчики начинают превосходить девочек в среднем после 10-12 лет, хотя некоторые из них могут иметь очень низкие оценки, в то время как отдельные девочки - очень высокие. До этого возраста достаточно ши­рокие различия, например, в результатах теста «Вставленные фигуры», не относятся к половым. Нужно подчеркнуть, что данный показатель более дифференцированного когнитивного стиля не следует считать общим преимуществом мужского «аналитического ума», с другими тестами на «выделение фигуры из контекста» девушки справляются не хуже, а иног­да и лучше юношей. Очевидно, эти трудности связаны именно с нагляд­но-пространственной сферой.

Успехи в интеллектуальном развитии тесно связаны со стремле­нием их достижения. При этом уровень мотивации достижения 1 - еще один традиционный пункт сравнения мужчин и женщин. Относительно малое количество женщин, достигших крупных успехов в научных облас­тях, нередко принимается за показатель отсутствия у них стремления к достижению (начиная с детского возраста). Однако во время школьного обучения, особенно в младших классах, девочки больше, чем мальчики, ориентированы на высокую академическую успеваемость, и, как правило, доказывают это на деле. Правда, мальчики, интересы которых выходят за рамки школьных в среднем чаще, чем у девочек, более склонны к сорев­нованию (между собой), но девочки не уступают сверстникам в интел­лектуальном развитии. Не обнаружено половых различий и в настойчи­вости, упорстве при решении задач. Не получило достаточного фактического подтверждения и распространенное мнение о том, будто де­вочки стремятся к внешней похвале, а мальчики проявляют больший интерес к содержанию своих занятий. Во всяком случае, к мнению и под­держке взрослых - родителей, учителей - оба пола чувствительны в равной мере. Интересна возрастная динамика оценки будущих успехов на основе текущих реальных достижений. Среди подростков различий в самооценке развития способностей и самоуважении в целом не обнару­живается. Однако в студенческие годы положение меняется: студентки прогнозируют свои профессиональные достижения (при равных со сту­дентами учебных успехах) менее оптимистично, напротив, среди студентов стереотип маскулинности, предметно-инструментальный стиль поведения и стремление к успеху обретает наиболее яркое и сильное проявление.

1 О мотивации достижения (стремлении к успеху) в сравнении с мотивацией избега­ния неудачи см. тему 12 в книге 2 настоящего издания.


188 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Преимущество в мотивации достижения и ряд других традицион­ных маскулинных черт обычно считается свидетельством более высокой общей активности мужчин. Поэтому здесь следует перейти от характерис­тики половых различий по умственным способностям к сравнению фун­даментальных свойств темперамента, а также характера, типичных спо­собов социального поведения.

К объективным показателям общей активности обычно относят количество и интенсивность двигательных, поведенческих реакций. В пер­вые годы жизни половых различий по таким показателям не обнару­живается. В ряде случаев они появляются после 2-х лет. Например, с это­го возраста мальчики более активны, чем девочки, в совместной игре, причем в игре в одиночку различий не наблюдается. Взаимная актив­ность мальчиков имеет специфические черты и, возможно, биологические причины. Показательны результаты опыта, произведенного на молодых обезьянах: если они содержались поодиночке (или вместе с матерями), то самцы и самки были равно активны, если же две пары «мать-ребенок» могли видеть друг друга (например, разделялись стеклянной перегород­кой), то самцы проявляли гораздо большую активность. Хорошо известен и характер взаимного возбуждения при встрече молодых самцов (отлич­ный от того, что наблюдается при встрече самок, а также самок и самцов): это агрессивность, стремление к физическому превосходству, вызов его испытать. По-видимому, половые различия относятся к наличию у самцов особых биологических сигналов, побуждающих к агрессивному поведению и к постоянной готовности реагировать на них.

Агрессивность - эмпирически установленный признак различения полов по темпераменту. Начиная с 2-летнего возраста, как в естественных, так и в искусственных условиях, мальчики более агрессивны, чем девоч­ки. Это относится как к физическим, так и к вербальным проявлениям агрессии, причем последние обычно предшествуют первым, служат сред­ствами доминирования в совместных играх. Данные половые различия универсальны и отмечаются во всех обществах и культурах, где проводи­лись исследования. Понятно желание связать маскулинную агрессивность с особенностями мужской физиологии, найти ее объективно-телесный по­казатель. Одним из таких показателей является уровень мужского гор­мона - андрогена: он коррелирует со многими (правда, не со всеми) про­явлениями агрессивного поведения, а введение андрогена приводит к их усилению.

Интересна гипотеза о «латентной» агрессивности женщин, якобы не меньшей, чем у мужчин, но ограниченной нормами полоролевого по­ведения. Проявляется эта агрессивность в специальных экспериментах: спонтанные агрессивные реакции у девочек довольно редки, но если их спровоцировать (показ и предложение выбрать среди других возможные способы поведения в различных ситуациях), то девочки с готовностью осваивают агрессивные «модели» реагирования. И все же гипотеза сомни-


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 189

Тельна, поскольку прямых свидетельств о том, что девочки чаще нака­зываются за агрессивные поступки, нет (во всяком случае, в школе чаще и строже порицают и наказывают мальчиков). В среднем, мальчики более агрессивны не только в совместных играх, но и в фантазиях, а также по отношению к младшим. По-разному реагируют мальчики и девочки во время агрессивных поступков на поведение своей «жертвы»: встречая сопротивление, девочки, в отличие от мальчиков, не склонны продолжать агрессию. В известных экспериментах по «обучению неопытного учени­ка» с возможностью наказывать его за ошибки электрошоком мужчины используют эту возможность чаще, дольше и с большей силой удара, чем женщины.

Высокая агрессивность мальчиков может быть связана с другими характерными чертами, например, с сопротивлением требованиям взрос­лых. Как правило, требования типа «Прекрати!», «Положи на место!» де­вочки выполняют немедленно, а мальчики продолжают начатое действие, пока «нажим» не станет сильнее. Стремление настоять «на своем» неред­ко считают проявлением более общего стремления к лидерству, домини­рованию, тем самым объединяя его с мужской агрессивностью. Дей­ствительно, мальчики чаще, чем девочки, пытаются подчинить себе сверстников, иногда даже взрослых, но довольно редко девочек (которые сопротивляются подобным попыткам). Вопрос о половых различиях в доминировании над другими остается открытым, поскольку от 4-х лет до ранней юности общение детей разделяется обычно как раз по половому принципу. С возрастом лидировать на основании физического («силово­го») превосходства становится труднее: не исчезая само по себе, оно теря­ет силу, значимость. Интересы молодых людей настолько разносторонни, что лидер в одном деле может не обладать авторитетом в каком-либо другом. Во всяком случае, связь доминирования с агрессией в этом воз­расте существенно ослабляется.

К выделению половых различий в способах социального взаимодей­ствия подходят и с другой стороны - от стереотипа фемининности. В его состав по традиции включают стремление к подчинению, конформность и, как иногда говорят, социабельность. Житейский опыт подсказывает, что девочки чаще хотят нравиться, быть «любимыми», в раннем детстве они более привязаны к родителям, лучше контактируют с другими взрослыми людьми, да и позднее более чувствительны к мнениям и реакциям, не тер­пят одиночества и т.д. Фактических же подтверждений всему этому не­много. Так, ни в одном исследовании не установлено половых различий в чувствительности к социальной стимуляции; у детей обоих полов она достаточно высока. Больше сходного, чем различного, и в отношениях детей с родителями: как девочки, так и мальчики требуют родительского внимания, особенно в стрессовых ситуациях, и часто готовы им пренеб­речь ради освоения нового социального окружения. Существуют некото­рые свидетельства о том, что, оставаясь без присмотра, более склонны к


190 Тема 8. Личность как индивидуальность..,

Плачу... мальчики, хотя, по-видимому, это быстро преходящая тенденция младенческого периода.

Более высокая чувствительность девочек к эмоциональным состоя­ниям других, их отзывчивость, сопереживание также оказываются данью житейскому поверью. По результатам исследования, дети обоих полов в равной мере способны к идентификации с чувствами другого человека, готовы помочь ему, обрадовать, снять эмоциональное беспокойство.

Наиболее яркий материал для межполового сравнения характерных способов социального поведения дает «переходный» - подростковый воз­раст. Рассмотрим кратко его типичные черты, относительно независимые от индивидуальных различий,

Среди возрастных особенностей подростков - мальчиков и девочек - обычно выделяют стремление любым (не всегда адекватным) путем за­нять достойное положение в коллективе сверстников и в семье, избежать изоляции в классе и в группе близких друзей (порождающее повышен­ный интерес к «соотношению сил» внутриклассных группировок), отме­жеваться от всего «детского», отсутствие авторитета возраста, повышен­ную требовательность к взрослым (в частности, восприимчивость к ошибкам учителей) и непринятие «необоснованных» запретов, ярко вы­раженную эмоциональность, чувствительность к неудачам, тенденцию фан­тазировать и мечтать о будущем при переоценке своих возможностей и боязнь утратить созданный идеал, интерес к своему физическому и ум­ственному развитию и т.д. Половые различия затрагивают в той или иной мере фактически все указанные особенности, прежде всего характер обще­ния и социальные интересы.

Подростки-мальчики общаются обычно в больших компаниях, де­вочки (особенно в школе) - более интимно, парами или тройками. В общении мальчики эмоционально-сдержанны, склонны к соревнованию, у них обычно не принято выражение личных привязанностей и «нежных чувств», а девочки ценят именно откровенность и эмоциональный контакт, объединяясь не по сходству интересов, а по личной симпатии. Мальчики нередко входят в две малые группы одного и того же класса согласно разным предметным основаниям, избегают «закрытых» группировок и стремятся стать членами малых коллективов старшеклассников. Напро­тив, девочки избегают попадать в компании старшеклассниц и охотно (но без демонстрации и нажима) входят в состав мальчишеских группировок сверстников. Вместе с тем они более чувствительны к колебаниям эмо­ционального климата внутри класса и могут остро реагировать на нейт­ральную позицию учителя в борьбе учеников за лидерство в классном коллективе. Девочки, как правило, более исполнительны, реже своеволь­ничают и бравируют недостатками. Но именно они в среднем дольше сохраняют интерес к промашкам наставников (а также к любым разго­ворам в их среде), в то время как мальчики чаще поддерживают уважае­мых учителей. Девочки обычно стремятся заслужить авторитет успехами


Петухов В.В., Столин 8.6. Половозрастные особенности психики 191

В учебе, арсенал же «средств» самоутверждения мальчиков шире: и забо­та о расширении физических, умственных, волевых возможностей, и их переоценки, и более частый демонстративный негативизм. Типичная под­ростковая роль - «классный шут» - невозможна для девочки. Интерес­но, что девочки в целом правильнее оценивают свои возможности и недо­статки и обнаруживают ббльшую (по сравнению с мальчиками того же индивидуального темперамента) эмоциональную устойчивость в положе­нии «гадкого утенка» при отсутствии групповой или семейной поддерж­ки. Впрочем, мальчики могут стойко переносить изоляцию от коллекти­ва, причем, как правило, упрямо отстаивают принятые позиции и ♦переоценки ценностей» не производят. У девичьего же упрямства вы­является особая динамика даже в пределах подросткового возраста: если в 11 лет девочки реже прибегают к нему, то позже положение меняется, они не только чаще бывают упрямы без оснований (стойкое упрямство отмечается только у девочек), но и более склонны бравировать своей са­мостоятельностью.

Старшие подростки утверждаются в своей сексуальной идентич­ности, принимая внутренние позиции соответственно «мужчин» и «жен­щин». Мальчики больше не враждуют с девочками, а девочки не игнори­руют сверстников и даже ухаживания с их стороны. В этом возрасте они действительно хотят нравиться, затрачивая на это немало усилий и не­сколько переоценивая значение внешней привлекательности. Телесная угловатость травмирует их, в отличие от мальчиков, которые легко адап­тируются к недостаткам своей наружности. Мальчики-подростки отли­чаются влюбчивостью преимущественно романтического характера, обыч­но лишенной строгой избирательности и б,ез ожидания взаимности, с чем, по-видимому, связаны их сексуальная аморфность, равнодушие к половой морали, подчеркнутое восхищение избранным предметом (и демонстра­тивное пренебрежение к другим сверстницам). Девочки же любят изби­рательно, их мечты о желанном герое имеют сексуальную окраску; допус­кая разрушение сексуального барьера, они восприимчивы к половой морали и рассчитывают на взаимное чувство. Интересно, что если в млад­шем подростковом возрасте девочки обычно остро чувствительны к раз­делению людей по признаку пола, то в старшем эта чувствительность утрачивается и подчас наблюдается удивительный «когнитивный диссо­нанс»: чувство приоритета своего пола может сочетаться у девочек с вы­раженной неприязнью к женщинам и скрытой завистью к мужчинам. Более ранняя по сравнению с мальчиками готовность к любви имеет, та­ким образом, и свои специфические проблемы.

Завершая характеристику общих психологических различий меж­ду полами, нужно обсудить женскую принадлежность чувства материн­ства. У животных оно подчинено и обеспечено законами природы: гор­моны, связанные с беременностью и деторождением, «заставляют» мать кормить, охранять, обучать малыша. Роль таких гормонов у человека еще


192 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Не определена. Однако точно установлено, что и у животных, и у человека сам контакт с ребенком порождает и поддерживает потребность забо­титься о нем, и это в равной мере характерно для женщин и мужчин. Традиционная фемининность материнского чувства косвенно под­тверждается его реципрокным отношением с агрессивностью. Согласно результатам некоторых исследований, мальчики, имевшие опыт ухода за детьми, становились менее агрессивными в своих играх со сверстниками. Таким образом, широкая панорама современных данных о психоло­гических различиях между полами побуждает к пересмотру жесткого раз­деления маскулинных и фемининных черт. Вместе с тем при построении большинства шкал маскулинности - фемининности в качестве критери­ев по-прежнему привлекают и предметную направленность человека, и со­держание его интересов, характер эмоционального реагирования, отноше­ние к тем или иным аспектам половых ролей. Но это «противоречие» вполне закономерно, как и различие между общественным образцом и индивидуальностью.Ведь социальные стереотипы подобны картинкам в журнале мод: необходимые ориентиры в современной манере одеваться, они не требуют точного копирования. Прямой перенос наиболее ярких таких «образцов» на городскую улицу был бы нелепостью, признаком личностного дефекта. Действительно, выбор, совершаемый человеком в том, как следовать (или не следовать) принятым стереотипам - это имен­но личностная проблема.


Тема 9

Типология индивидуальности

Проблема выделения индивидуальных психологических типов: теоретические и эмпирические основания. Исследова­тельские и прикладные задачи классификации характера. Возможность установления психотелесных соответствий. Строение тела и характер. Клинический подход к описанию индивидуальности: аномалии характера. Основные виды пси­хопатий и акцентуаций. Представление об экстра- и инт-роверсии как основание выделения психологических типов. Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития его личности. Индивидуальность человека и соци­альные условия его развития. Социальный характер. Нацио­нальный характер как проблема этнопсихологии.

Вопросы к семинарским занятиям:

О Строение тела и характер. Стратегии определения пси­хотелесных соответствий.

© Психопатии и акцентуации характера: понятия и основные виды.

© Проблема и критерии выделения психологических типов. Индивидуальность человека и развитие личности.

О Социально-типическое и индивидуальное в личности. Со­циальный и национальный характер.

  • 9. Проблема интеллекта животных
  • 11. Формирование трудовой деятельности. Системогенез. Действие, операция как элементы анализа трудовой деятельности.
  • 12. Предмет и задачи психологии труда. Определение психологии труда. Связь психологии труда с др. Науками.
  • 13. Динамика формирования трудовой деятельности. Оперативный образ и концептуальная модель. Индивидуальный стиль деятельности.
  • 14. Виды речи. Внутренняя речь и мышление. Речевое высказывание. Его порождение и понимание.
  • 15. Нарушение психики при шизофрении и их проявления в патопсихологическом эксперименте.
  • 4 Формы шизофрении (Крепелин)
  • 16. Теоретические основы психодиагностики.
  • 17.Проблема порога ощущения и его измерения.
  • Абсолютный порог чувствительности
  • Дифференциального порога Дифференциальный порог чувствительности
  • 20. Предмет и задачи клинической психологии. Её практическое значение.
  • 22. Основные проблемы психологии внимания и практическое значение их решения.
  • 23. Проблема разграничения психической патологии и нормы.
  • 24.Общая характеристика эксперимента как методы, его виды.
  • 25.Организация и планирование экспериментального психологического исследования.
  • 1. Определение целей исследования
  • 2. Фиксация и осознание проблемы исследования
  • 3. Формировка рабочей концепции исследования
  • 4. Формулировка гипотез исследования
  • 5. Подготовка аналитических процедур и инструментария. Как будем проверять?
  • 6. Планирование, организация эксперимента и его проведение.
  • 7. Обработка и интерпретация результатов.
  • 8. Научный отчет, рукопись статьи, монография и т.Д.
  • 26. Мотивация трудовой деятельности
  • 27. Проблема малой группы в социальной психологии.
  • 28.Русская психология
  • 9. Павлов и.П.
  • 2. Ушинский
  • 3. Каптерев
  • 4. Лазурский
  • 29. Психологические особенности больных - олигофренов.
  • 30.Проблема психологических защит личности.
  • 31.Французская психология конца 19-начала 20 века.
  • 33. Виды мышления и различные основания для классификации.
  • 34. Современные проблемы психологии памяти.
  • 35. Этические принципы психологического обследования.
  • 8. Принцип безличностного отношения с клиентами.
  • 36. Проблема влияния группы на личность в социальной психологии. Понятие конформизма и нонконформизма.
  • 38. Проблема типологии личности.
  • 39. Немецкая психология первой половины 20 в.
  • 41. Теории эмоций в психологии.
  • 42. Личность в теории классического психоанализа
  • 43. Методы исследования личности.
  • 44. Принципы организации психологического исследования
  • 4. Принцип единства психического и физиологического
  • 47. Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера
  • 48. Восприятие как познавательный процесс.
  • 49. Влияние личности на группу. Лидерство в малых группах.
  • 50. Гуманистическое направление в психологии.
  • 51. Методы психологического исследования.
  • 52. Предмет и задачи педагогической психологии.
  • 53. Мышление как познавательный процесс.
  • 54. Психология половых различий
  • 55. Теории воли в психологии
  • 56. Основные этапы создания теста.
  • 1. Разработка первичной формы теста.
  • 2. Психометрическая проверка теста.
  • 3. Расчет нормативных показателей.
  • 58. Психология толпы. Паника.
  • 59. Принципы строения мозга. (Лурия)
  • 60. Научение у животных
  • 61. Семья как малая группа и характеристика основных функций семьи.
  • 62. Проблема аттракции в психологии семейно-брачных отношений.
  • 63. Мотивация учебной деятельности.
  • 64. Мозговая организация зрительного восприятия. Сенсорный и гностический уровни. Виды нарушений зрительного гнозиса, проблема агнозий.
  • 65. Связь языка с мозгом. Афазия как нарушение речи. Виды афазий.
  • 66. Одаренность, гениальность, талант.
  • 67. Психологическое строение семьи. Основные подходы.
  • 68. Предмет, структура и научный статус социальной психологии.
  • 69. Определение науки «психогенетика». Предмет, задачи. Основные методы.
  • 70. Генотип-средовая детерминация интеллекта
  • 72. Дискуссия как форма организации обучения. Правила и стратегии ведения групповой дискуссии. Умения, необходимые ведущему дискуссии.
  • 73. Типы организаций, динамика организационного развития.
  • I. В основе доминирования принципа выделяют:
  • II. Классификация по связи организации с внешней средой
  • III. Положение человека внутри организации.
  • 54. Психология половых различий

    В отечественной психологии до 80-х годов 20 века проблема не ставилась. Кон первый заявил: «Психология бесполая», т.к. половой диморфизм не рассматривается. Многие методики носят откровенно маскулинный характер. С тех пор не много изменилось. Стали изучать половые различия, но на фундаментальные основы психологии личности, психологии труда это не повлияло.

    Интерес к психологии половых различий в науке возник в начале 20 века. В начале психология п.р. была детерминирована необходимостью, чтобы доказать, что один пол лучше/хуже другого. Но появились и обратные работы, т.е. равенство полов. К 20-м годам это стало неактуальным. Сейчас половые различия исследуют с чем-нибудь еще.

    Существую предпосылки для соперничества мужчин и женщин. «Война полов» достигла пика в первой трети 20 века – феминистское движение и антифеминистское.

    Феминизм 1-й волны – довольно агрессивное движение

    Феминизм 2-й волны – менее агрессивен. Не столь защита прав, сколько равенство в психологическом плане (равные права в быту, в семье, на работе). Взаимоотношение в семье – принцип мейнстрим – и мужчины и женщины должны в равной степени заниматься хозяйством. Но многие женщины стали домохозяйками (даже с высшим образованием) – не хотят работать. За что боролись?

    Многие женщины защищают позиции – «школа дома» - дети учатся дома.

    Феминизм 3-й волны – борьба за защиту равенства обоих плов. Полы равны, признание главенства индивидуальности над половой принадлежностью. Нужно подготовить к этому общество.

    Сейчас общество мужчинам предъявляют очень высокие требования.

    Понимание пола, гендера .

    1. первое понимание гендер - иное понимание слова «пол», но эта т.з. не актуальна.

    2. это социальный пол. Это те требования, которые предъявляет общество к мужчине и женщине и ответ на эти требования.

    3. обиходно-научное понимание гендера – это гендерные исследования. Гендерное образование – обучение в соответствии с гендерным сознанием.

    4. Гендерный-феминистический – в основном половыми различиями занимаются женщины.

    5. Знаков: 1-4 неправильно – мы можем говорить о гендерных различиях только при определенных исследованиях. Эти гендерные исследования проводятся в 2 этапа:

    а) методика Сандры Бэм – направлена на выявление пропорций присутствия у человека женских и мужских качеств.

    б) на основе этой методики выделили какие-то группы – сравнительный анализ.

    Теории формирования половой идентичности.

    Теория Геодакяна – очень многие явления в природе и обществе построены по одному и тому же принципу. Есть центр и периферия. Человеческий род построен также. Центр, который выполняет женщина. Периферия - мужчина. Он все это открывает. В традиционных культурах мужчина представляет семью во внешних контактах – он более уязвим, менее здоров. А женщина должна хранить => ей отводится больше времени на жизнь. Женский пол – это вчерашний мужской, а мужской – завтрашний женский.

    Теория идентификации . При исследовании неврозов Фрейд обнаружил факт – ранние детские переживания (Эдипов комплекс, комплекс Электры). Мальчик, влюбляясь в маму, вынужден принимать черты отца. И у девочек также.

    Потом бурно развивалась промышленность => потребовались рабочие руки. Для традиционного функционирования мужских и женских ролей не стало условий.

    1. Семья. Женщина должна работать. Мужчина находится под давлением женщины.

    2. Работа. Женщина стала более рискованной, мужчине мешает коллективная ответственность.

    Кон- неизбежно традиционные стереотипы изменяются.

    1) традиционные черты переплетаются с современными

    2) больший учет женской точки зрения

    3) учитываются многообразие индивидуальных различий больше, чем раньше.

    Схема становления половой идентичности (Кон).

    Это начинается с момента оплодотворения. До 4-й недели внутриутробного развития зародыш не дифференцируется по полу. Далее – он получает гормональный сигнал (мальчик) или не получает (девочка) – внутренний морфологический пол. Затем внешний морфологический пол – наружные половые органы. Далее действуют социальные факторы (акушерка – записывает паспортный пол). До рождения родители готовятся к рождению мальчика – девочки.

    Мощный фактор становления пола – общество сверстников. Есть мнения, что ребенку в младшем школьном возрасте надо расти в однополой среде, но Кон говорит, что оба пола важны, дети учатся у сверстников взаимодействовать с противоположным полом. У мальчиков и девочек эталоны маскулинности и феминности более строгие, чем у мужчин и женщин, т.к. во взрослом возрасте они будут просто не адаптивны. Надо, чтобы взрослые обладали сочетанием: андрогинное (смешанная), смешанное (не знает кто), феминное; маскулинное.

    Сравнение мужчин и женщин

    В 20 веке ученых интересовал вопрос, насколько мужчины и женщины превосходят друг друга в разных видах деятельности.

    Парикмахеры, дизайнеры, драматурги – лучше мужчины, но они хуже учатся в школе. Гипотезы: мальчики позже созревают; девочки покладистым характером больше импонируют учителю – лучше развивается вербалика; исчезающая одаренность девочек (мужчин поощряют, женщин - тормозят).

    1. Женщины поздно начинают делать карьеру.

    2. На женщин больше оказывают влияние изменения в политической и экономической сфере.

    3. Женщины склонны недооценивать дружескую солидарность

    4. Переоценивают рост и культурное самосовершенствование

    5. Женщины много энергии трвтят на то, что они не хуже мужчин.

    6. Ролевой конфликт

    7. Обидчивы, чувствительны, сильно реагируют на критику.

    8. Переоценивают значение на работе личностных контактов.

    Сравнение по отдельным способностям.

    А) Вербальные – женщины – скорость овладения речью – лучше понимает письменную речь, более внятно говорит о своих чувствах.

    Б) Пространственные способности – мужчина более успешно управляет автомобилем, лучше объясняют дорогу и т.д.)

    В) Математические способности – различия в математической логике, не в счете.

    У женщин более развита мелкая моторика, способность к секретной деятельности, упорядочивание документов, сохранение и передача информации.

    Первые 5-6 лет жизни ребенка - решающие для формирования своей половой идентификации, для осознания себя мальчиком или девочкой, для усвоения образцов мужского или женского поведения. А. О. Бухановский считает, что следует выделить три составляющих, при взаимодействии которых формируются мужчина и женщина в человеческом понимании:
    биологический пол, или морфофункциональный половой диморфизм, социальный пол, или социокультурный половой диморфизм, и психический пол, или половой диморфизм личности, половое самоосознание (возможны нарушения половой идентификации личности, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола).

    В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5летнему возрасту, но некоторые специфические для своего пола модели поведения многие из них усваивают уже к трем годам. Усвоение ребенком женских или мужских моделей поведения происходит под влиянием родителей, окружающей среды, под влиянием национальных полоролевых стереотипов, (Полоролевые стереотипы - это укоренившиеся, твердые представления людей определенной культуры о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различаться.) Например, стереотип «настоящего мальчика»: мальчик должен быть волевым, уверенным в себе, сильным, жестким, практичным и напористым, а «настоящая девочка» может быть нежной, зависимой, чувствительной, разговорчивой, кокетливой, опрятной. Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую физическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девочками матери обращаются более мягко, побуждая их больше разговаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности - у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5 лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается прежде всего в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.

    Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девочками» в очень раннем возрасте, но до 5-6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если одеть платье девочки, то мальчик превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок, они достигают ступени, которую можно назвать «константность пола».

    На генетическом, физическом уровне девочки более близки со своим отцом, а на психологическом личностном уровне девушки более сходны с матерью (уровень беспокойства, степень потребности в опеке и т. п.), наиболее резко у девочки скачок в сторону развития женских качеств и женской социальной роли наступает в подростковом и юношеском возрасте. На генетическом уровне мальчики более похожи на мать, на психологическом уровне влияние матери на формирование мальчика также высоко, но на социальнополовом уровне мужские стереотипы поведения формируются у мальчика под влиянием отца с детских лет (с 5-6 лет, после преодоления Эдипова комплекса и идентификации с отцом). Отсутствие отца психологически и социально негативно влияет на формирование мальчика как мужчины. Таким образом, наследуемые качества ребенка более связаны с родителем противоположного пола, а социальноприобретаемые качества ребенка более связаны с родителем одинакового пола.

    Целостное половое самосознание (психологический пол) закрепляется в юношеском возрасте и ранней молодости, в этом возрасте могут происходить переоценки себя в половом отношении (например, несмотря на морфологический мужской пол, человек может психологически осознавать себя близким к женскому полу, что приводит к проявлению у него женских стилей поведения или в ряде случаев обусловливает решение человека хирургически изменить свой пол).

    На социальном уровне женщины часто стараются походить на мужчин, что во многом вызвано социальной необходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, мужчины имеют преобладающие социальные привилегии в социальном статусе, в уровне власти и т. п. Поэтому многие женщины часто усваивают мужские манеры поведения, осваивают грубые «не женские» виды работы или спорта, стремятся «сделать карьеру», проявляют агрессивность, властность. Эти проявления у женщин чаще обусловлены бессознательными факторами, бессознательными комплексами.

    О. Вейнингер предложил типологию женщин в зависимости от уровня развития кокетства и конфликтности (мегерности). Женщиныкокетки любят ухаживания, любят обольщать мужчин и привлекать их внимание к себе за счет использования своих физических данных, вести эротические и сексуальные игры, но проявляют равнодушие к детям, рассматривая их в лучшем случае как игрушку. (Литературные примеры кокеток - Элен Безухова, княжна Тараканова, Анжелика, Анна из рассказа Чехова «Анна на шее».)

    «Некокетки» - напротив - любят детей, способны заботиться и ухаживать за другими, проявляют верность и надежность в отношениях. (Литературные примеры некокеток - Мария Болконская, Бэла из романа Лермонтова «Герой нашего времени», Татьяна Ларина, Джульетта, Мария Ульянова, Ася из одноименного рассказа Тургенева, Мария Смит из романа «Возлюбленная из РичмондХьюлл» Виктории Хольц.)

    «Мегеры* склонны к конфликтам, интригам, разрушению, они смелы и наступательны, способны к подвохам, ударам «ниже пояса» и предательству. (Литературные примеры мегер: миледи из «Трех мушкетеров», Екатерина Медичи, Помпадур, Лиля Брик из книги Карабичевского «Маяковский».)

    «Немегеры» предпочитают мирные, спокойные, доверительные отношения, избегают конфликтов, склонны уступать. (Литературные примеры немегер: Нина из драмы «Маскарад» Лермонтова, Наталья Григорьева из «Тихого Дона».)

    И. С. Кон выделяет 4 типа развития личности мужчин:
    1. «Благополучные» (или социальнодостижительные) - с юности и до старости честолюбивые, интеллектуально и социальнопродуктивные, дружелюбные, самоудовлетворенные собой и жизнью - старый князь Болконский, Форсайт, Петр I.
    2. «Неуемные» «(или импульсивные) - с юности проявляют бунтарство, рискованность, раздражительность и неуравновешенность, а в зрелости сохраняют непредсказуемость поведения, импульсивность, слабый самоконтроль, склонность менять работу, семью, место жительства и т. п. - Демон, инженер Гарин, барон Мюнхгаузен, Распутин, Раскольников, д"Артаньян.
    3. «Вечные одиночки» - с юности проявляют повышенную эмоциональную чувствительность, неуверенность в себе, недоверчивость к людям, напряженность в общении, в зрелости остаются малообщительными, склонными уходить от сложных обстоятельств, часто остаются холостяками - Флобер, Бальзак, Обломов.
    4. «Перевертыши» - бурная, напряженная молодость сменяется спокойной и размеренной жизнью в зрелые годы - граф Муромский из «Барышникрестьянки», Арамис, Портос, Пушкин, Онегин.

    Существуют половые различия в реагировании на стрессовые ситуации: по исследованиям Б. Г. Ананьева женщины в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую ситуацию, а мужчины расходуют энергию еще до наступления реальной ситуации стресса лишь на само представление об экстремальной ситуации, поэтому мужчины имеют повышенную готовность к экстремальной ситуации, но для отдельных мужчин это может заканчиваться крахом, т. к. они энергетически уже израсходовали себя. В стрессовой ситуации экзамена женщины имеют энергетические и информационные преимущества, коммуникативноречевые преимущества и в уровне вербальнословесной памяти. Поэтому в учебных стрессовых ситуациях часто преимущество у женщин, но в реальных производственных и житейских ситуациях преимущество у мужчин, поскольку они проявляют большую активность в разрешении проблем, имеют преимущества в скорости и координации движений, в ориентации в пространстве, в математическом и логическом решении проблем, в хладнокровии. Беспокойство, эмоциональность и озабоченность женщин затрудняет для них решение личных, житейских и производственных стрессовых ситуаций, обуславливает их подверженность стрессам, нервным и психическим расстройствам. Женщины чаще говорят о своих бедах, чем мужчины, чаще просят помощи, чаще обращаются к врачам, чаще испытывают страхи, тревогу, у них чаще бывают неврозы и психические расстройства, но мужчины, внешне мало проявляя свою тревогу и невротические симптомы, испытывают больший негативный эффект стрессов на свое физическое здоровье: смертность от инфарктов и стрессов от неудач на работе, невозможности обеспечить свою семью - удел мужчин.

    Неуспех в работе - причина психических расстройств у мужчин, а сложности и неудачи в интимных отношениях - причина большинства психических расстройств у женщин.

    Мужчины и женщины в случае преодоления жизненных препятствий ведут себя поразному: мужчины преодолевают препятствия в основном с помощью интеллекта, волевой и физической силы, часто с агрессивными реакциями, с прямолинейными формами общения, в то время как женщины чаще преодолевают препятствия с помощью хитрости и ловкости, с пониженными внешними агрессивными реакциями, но с усиленными возможностями вербального и коммуникативного решения конфликтных ситуаций и препятствий. В экстремальных ситуациях мужчины внешне держатся более хладнокровно, спокойно, а женщины чаще проявляют стрессовозбудимость, эмоциональность (плачут, кричат, жалуются), но фактически оказывается, что женщины более стрессоустойчивы, способны выдержать без значимого ущерба для здоровья больше стрессовых ситуаций, что объясняет большую продолжительность жизни женщин. В экстремальных социальных ситуациях сильнее возрастает смертность мужчин, чем женщин. Сейчас в современной России вследствие социальных стрессов резко усилилась смертность мужчин, снизилась средняя продолжительность жизни мужчин до 56 лет.

    Хотя женщина имеет энергетические, информационные, психические и даже физические преимущества, но в обществе она уступает мужчине главную роль, поскольку здесь больше ценится преобразовательная, активная позиция, свойственная мужчинам, что обеспечивает прогресс техники, науки, искусства, жизни общества. Во вторых, в обществе нормативно закреплены привилегии мужчин, существуют традиции распределения мужских и женских ролей, традиции зависимого положения женщин, что во многом автоматически переводит женщин на зависимое и второстепенное положение. Втретьих, женщины объективно выполняют функцию продолжения человеческого рода, а деторождение и воспитание детей, поддержание семейного очага требуют огромных сил и времени, в результате многим женщинам не хватает времени и сил для достижения профессиональных и социальных успехов, для завоевания главенствующих ролей в обществе. В четвертых, влияют мотивационные причины: для женщин успех в любви и ценность детей имеет первостепенное значение и превалирует над успехом в работе и социальным статусом. А мужчинам часто нужен успех в работе и социальной карьере как основа успеха в любви. Психоаналитики объясняют повышенную потребность мужчин в самоутверждении через работу, социальную карьеру, творчество как проявление бессознательного комплекса «зависти к материнству» (мальчик понимает, что он не может как женщина создать, родить, сотворить ребенка, и поэтому, чтобы показать свое превосходство, он должен создавать чтото новое в работе, бизнесе, науке, искусстве, обществе, добиться власти и признания).

    В среднем мужчины обнаруживают незначительное преимущество по уровню общей активности, агрессивности, математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество в сфере проявления эмпатии, эмоционального сочувствия.

    В целом, подводя итог, отметим, что половые различия существуют: например, мужчины превосходят женщин в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, математических рассуждениях, техническом мышлении, а женщины превосходят мужчин по ловкости рук, скорости восприятия, памяти, беглости речи, интуиции. У мужчин чаще выражены такие личностные особенности, как агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, но у женщин - социальная ориентация, милосердие, коммуникативность. Половые различия способностей и черт личности зависят как от биологических, так и от социальных, культурных, этнических факторов.

    Всем хочется верить, что любовь является неким фундаментальным фактором, а враждебность случайным обстоятельством. Но, в силу большой распространенности неурядицы в любовных отношениях, можно задать вопрос, а что является причиной конфликта.

    И почему так легко возникают недоразумения, которые могут вылиться в открытое противостояние?

    Атмосфера подозрительности и отсутствии веры в своего избранника связано не столько с определенным партнером, сколько с неспособностью справиться со своими...

    Для начала мужчины и женщины должны понять, что у них разная психология, а не только половая система.

    Базовое отличие мужской психологии от женской – ее высокая энергетика и интеллект, это дает возможность направлять ее в основном на решение государственных, общественных, общечеловеческих задач, а задачи выживания своей семьи, детей и рода отходят у мужчин на второй план.

    Женская психология отличается более низкой энергетикой, чем у мужчин, и направлена, как правило, на рождение и...

    Чаще пол определяется как "совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению" Слова "пол" и "секс", формально являясь синонимами, по сути имеют различное значение.

    К "половым" обычно относят явления, связанные с дифференцировкой мужчин и женщин по любым свойствам и признакам, в то время как "сексуальные" отношения подразумевают чувства и переживания, имеющие эротическую...

    СУПРУЖЕСТВО И БУДУЩЕЕ:

    Женщина беспокоится о будущем до тех пор, пока не выйдет замуж.

    Мужчина не беспокоится о будущем до тех пор, пока не женится.

    ВОСПОМИНАНИЯ:

    Женщина лелеет воспоминания о мужчине, который хотел на ней жениться.

    Мужчина лелеет воспоминания о женщине, на которой не женился.

    ПОНЯТЬ ЖЕНЩИНУ:

    Есть только два момента, когда мужчина не понимает женщину – это до свадьбы и после свадьбы.

    ЧТО ХОЧЕТ ЖЕНЩИНА. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЖЕНА БЫЛА СЧАСТЛИВА, НЕОБХОДИМЫ...

    Здесь присутствуют два разных момента между психологом и пациентом:

    1)Пациент идёт к психологу в надежде на то что хоть кто-то поймёт что творится у него в душе! Самому очень трудно сориентироваться в себе,проблемы других мы понимаем,а в себе разобраться не можем!

    И вот пациент приходит к выводу что раз его не понимают ни родители,ни друзья,даже женщина с которой он спит тоже не понимает его!И вот единственное что остаётся - это пойти к психологу,он поймёт,он выслушает как священник...

    Здравствуйте! После смерти папы, мама, при наличии 6 детей, совсем одна. Я ее навещаю каждую субботу, воскресенье вместе с детьми. Мужу это не нравится, на этой почве мы часто ругаемся, Я все понимаю, но не могу иначе и думаю со своей матерью в данной ситуации, он поступил бы так же.

    Я встречаюсь с девушкой и очень ее люблю. Я мало знал о ее предыдущих отношениях и не хотел бы знать, но к сожалению они всплыли и теперь я нахожусь в весьма неприятном состоянии. История девушки такова, что она более 5 лет жила с человеком без любви, но с большим количеством секса. Затем она уехала от него в другой город, где очень полюбила другого человека, чувства вспыхнули, но так получилось что на пике чувств им пришлось расстаться и ей пришлось вернуться обратно...

    К предыдущему парню...

    Дело здесь, вероятно, не столько в более широкой адаптивности женщин (по теории В.А. Геодакяна), сколько в общей логике социально-классовых отношений. Любые радикальные социальные изменения осуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в данном случае - женщины.

    Женщины шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться...