Меню Рубрики

Где погиб дрейк. Френсис дрейк

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; ок. 1540 — 28 января 1596) - английский мореплаватель, работорговец, видный политический деятель эпохи Елизаветы I, удачливый пират, вторым после совершивший кругосветное путешествие, вице-адмирал, слывущий грозой морей.

Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577-1580).

Детство и юность

Будущий «Железный пират» королевы Елизаветы, первый английский кругосветный мореплаватель родился предположительно в 1540 г. в английском местечке Кроундейл (англ. Crowndale), графство Девоншир (англ. Devonshire).

Фрэнсис стал первенцем в семье фермера. Когда один за другим родились еще 11 детей, отец, Эдмунд Дрейк (англ. Edmund Drake), чтобы прокормить большое семейство, стал сельским проповедником. В 1549 г. семья, сдав свои угодья в аренду, перебралась на юго-восток Англии, в графство Кент (англ. Kent). Этот переезд оказал огромное влияние на судьбу мальчика. В 13 лет Френсис, с детства мечтавший о дальних морских походах, славе и богатстве, стал юнгой на торговом корабле (барке) своего дяди, которому трудолюбивый, настойчивый и расчетливый юноша так полюбился, что тот завещал судно после смерти племяннику. Таким образом, после кончины дяди в 16 летнем возрасте Фрэнсис стал полноправным капитаном собственного корабля.

Жизнь, полная приключений

В 1567 г. Дрейк отправился в первое серьезное плавание в Вест-Индию, командуя кораблем в составе работорговой экспедиции своего родственника, сэра Джона Хокинса (англ. John Hawkins). В ходе этой экспедиции, вблизи мексиканского залива корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая часть судов была потоплена. Уцелело лишь два парусника - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за погубленные корабли. Король, естественно, отказался, тогда Дрейк «объявил войну» испанской короне.

В 1572 г. мореход отправился в повторный собственный поход до испанских владений в Вест-Индии, в результате которого он захватил город Номбре-де-Дьос (исп. Nombre de Dios) на , затем - несколько судов возле гавани близ венесуэльского города (исп. Cartagena).

Во время этой экспедиции английский корсар напал в районе Панамского перешейка на направлявшуюся из Панамы в Номбре-де-Дьос испанскую эскадру, именуемую «Серебряным караваном», в трюмах которой находилось ок. 30 тонн серебра. 9 августа 1573 г. Дрейк вернулся в Плимут (англ. Plymouth) богачом, овеянным славой удачливого корсара, «грозы морей».

15 ноября 1577 г. английская Королева Елизавета I приказала своему верному каперу отправляться в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. 13 декабря 1577 г. Фрэнсис Дрейк на флагманском «Пеликане» (Pelican) водоизмещением 100 Тн вышел из Плимута в свой самый известный поход во главе флотилии, состоявшей из 4-х больших («Елизавета», «Морское золото», «Лебедь», «Христофор») кораблей и 2-х малых вспомогательных судов. К тому времени его уже окружал ореол славы «железного пирата», опытного навигатора и талантливого военно-морского тактика.

Официальной целью плавания было открытие новых земель, однако, на самом деле Дрейк должен был грабить испанские суда, пополняя казну Англии испанским золотом.

Френсис отправился на юг, к (исп. Estrecho de Magallanes), который эскадра прошла успешно, но на выходе из него попала в жестокий шторм, разметавший корабли эскадры. Один корабль разбился о скалы, другой вышвырнуло назад в пролив, и его капитан принял решение вернуться в Англию.

Флагман «Pelican», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, где за отличные мореходные качества был переименован в «Золотую лань» (англ. Golden Hind). После шторма он встал на якорь среди неизвестных ранее островов, назвав их «Елизаветинские».

Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие: оказалось, что (исп. Tierra del Fuego) не является частью неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий между Антарктидой и Огненной Землей назвали его именем.

Дальнейшее его путешествие состояло из грабежей у берегов и , за что вице-король Перу отправил 2 корабля для захвата пирата. Он ушел от погони на северо-запад, грабя по дороге суда с драгоценностями и захватывая пленных. Точное количество кораблей, ставших жертвами пирата, сегодня установить невозможно, но известно, что добыча была баснословной. Особо крупный куш ждал «морского волка» в (исп. Valparaiso) – пираты захватили стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе хранился крупный запас золотого песка. Но главное – на испанском судне оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Южной Америки.

Испанские города и поселения на побережье не ожидали нападения англичан и не были готовы к обороне. Продвигаясь вдоль берега, пираты захватывали город за городом, набивая трюмы золотом. Недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,6 тонн золота и огромное количество слитков серебра. В мексиканской гавани Акапулько (исп. Acapulco) Дрейк захватил галеон, груженый пряностями и китайским шелком.

Капер прошел вдоль южноамериканского тихоокеанского побережья на север, а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера (англ. Vancouver; город на западном побережье Канады). 17 июня 1579 г. корабль причалил к неизвестному берегу, предположительно, в районе Сан-Франциско (англ. San Francisco), а по другой версии, в современном Орегоне (англ. Oregon). Пират объявил эти земли английским владением, назвав их «Новым Альбионом» (англ. New Albion).

Карта передвижений флотилии Дрейка (1572-1580)

Затем он пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам (англ. Mariana Islands). После ремонта корабля и пополнения запасов провизии, он взял курс на мыс Доброй Надежды (англ. Cape of Good Hope), затем, обойдя Африку с юга, 26 сентября 1580 г. причалил к Плимуту, совершив 2-е после Магеллана кругосветное плавание за 2 года 10 месяцев и 11 дней. На родине пирата встретили как национального героя, он был удостоен Королевой почетного рыцарского звания.

Из кругосветного плавания Дрейк привез в Англию не только сокровища на огромную сумму в 600 тыс. фунтов стерлингов (это в 2 раза превышало размер годового дохода королевства), но и клубни картофеля – за это ему особенно благодарны потомки.

Необходимо упомянуть, что его поход вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Испанией и Англией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии наказала Дрейка за пиратство, возместила материальный ущерб и принесла извинения. Конечно, ни наказывать кого-либо, ни компенсировать ущерб Елизавета не собиралась, напротив, отныне Фрэнсис Дрейк почивал на лаврах. Он был удостоен поста мэра Плимута, стал инспектором военно-морской Королевской комиссии, контролировавшей состояние флота, а в 1584 г. был избран членом палаты общин британского парламента. Так как рыцарское звание обязывало иметь свой замок, сэр Фрэнсис купил поместье в Букленде (англ. Buckland Abbey, Devon).

Однако, знаменитый авантюрист сухопутной жизнью явно тяготился. Когда в середине 80-х гг. отношения двух стран обострились, Дрейк предложил Королеве свои услуги и получил распоряжение сформировать флот для удара по Испании.

Вскоре, получивш чин вице-адмирала, он подготовил к походу 21 корабль. В 1585 г. внушительная эскадра вышла в море, но идти к берегам Испании капитан не решился, направив курс на испанские владения в Америке, которые он основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго (исп. Santo Domingo), Картахену (исп. Cartagena) и Сан-Аугустин (исп. San Augustine).

В 1587 г. Дрейк предпринял свое исключительное по дерзости нападение на важнейший испанский порт Кадис (исп. Cadiz): с 4-мя боевыми кораблями он ворвался в порт, потопил и сжег более 30 испанских кораблей. Как выразился сам Фрэнсис, он ловко «подпалил бороду испанскому Королю». А на обратном пути корсар у португальских берегов уничтожил около 100 неприятельских судов. Однако самую богатую добычу доставило корсару португальское судно, шедшее из Индии с грузом пряностей, который представлял такую ценность, что каждый матрос флотилии уже считал свою судьбу «устроенной».

В 1588 г. Сэр Френсис в числе других английских адмиралов разбил испанскую «Непобедимую армаду». В 1589 г. он командовал объединенными силами флота («Английская армада»), под его началом находилось свыше 150 боевых кораблей.

«Английская армада» Дрейка

Корсар попытался захватить португальский Лиссабон, но из-за отсутствия осадных орудий, потерпел сокрушительное поражение. Похоже, на этот раз удача покинула Дрейка, взять город он не смог, а из 16 тыс. человек в живых осталось только 6 тыс. Кроме того, его военный поход обошелся английской казне в 50 тыс. фунтов стерлингов, чего скуповатая Королева стерпеть не смогла, и «Железный пират» утратил ее благосклонность.

Следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для корсара последней (1595-1596 гг.). Неудачи преследовали эскадру, кроме того, погода стояла отвратительная и в экипажах распространились болезни. Дрейк завел корабли в неблагоприятное место вблизи острова Эскудо-ле-Верагуа (исп. Escudo de Veraguas). Продовольствие заканчивалось, люди умирали от дизентерии и тропической лихорадки. Вскоре заболел и сам сэр Френсис, а 28 января 1596 г. в возрасте 56 лет он умер от дизентерии недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). По традиции, знаменитого мореплавателя похоронили под залпы корабельных орудий в океане, положив тело в свинцовый гроб. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля (англ. Thomas Baskerville) вернулись в Плимут без своего адмирала.

Личная жизнь

В 1569 г. Фрэнсис Дрейк женился на девушке по имени Мэри Ньюман (англ. Mary Newman), известно, что первый брак оказался бездетным, а Мэри умерла 12 лет спустя.

В 1585 г. он женился во второй раз на девушке из богатого и знатного рода, Элизабет Сиденхэм (англ. Elizabeth Sydenham). Чета переехала в свое новое поместье «Buckland Abbey», сегодня там находится большой монумент в честь «королевского пирата». Как и в первом браке, детей у знаменитого мореплавателя не было, все его состояние впоследствии перешло к племяннику, которого тоже звали Френсис.

Фрэнсис Дрейк: Память


Любопытные факты


Пираты Атлантики и Карибского бассейна ухитрились не просто остаться в памяти потомков как лихие бандиты, но и породить самостоятельное культурное явление. Вскоре после того, как по Старому Свету разнеслись слухи о сокровищах, которые везут из Америки в Испанию, Атлантика наполнилась пиратами. Более двух веков они терзали "купцов" в Атлантике, а затем - усилиями военных флотов великих держав - исчезли с морей.

С морей, но не со страниц. Благодаря усилиям беллетристов сформировался классический образ пирата. Если опираться на художественную литературу, морские разбойники выглядят почти непобедимыми. Испанские "золотые галеоны" захватываются массово, а при высадке на берег солдаты оказываются неспособны оказать серьёзное сопротивление. Между тем такая картина неизбежно оказывается неполной. Прежде всего, истории о непобедимых флибустьерах составлялись главным образом по воспоминаниям самих участников пиратских налётов, то есть людей как минимум достаточно удачливых, чтобы не окончить карьеру на виселице или в джунглях. К тому же авторы, писавшие о похождениях флибустьеров, бесперечь злоупотребляли - и продолжают злоупотреблять - оборотом "испанские солдаты", не уточняя, что скрывается за этим оборотом применимо к Латинской Америке.

В результате рисуется фантасмагорическая картина: пехотинцы в узнаваемых шлемах-морионах под командой надменных идальго прячутся целыми полками в каждой деревне, затерянной в глуши Мексики или Кубы, но при виде противника быстро начинают праздновать труса. В действительности всё обстояло намного сложнее.

Поселения испанской Америки защищали от грабежей обычно местные колонисты-ополченцы под началом собственных губернаторов, а также вооружённые негры и индейцы. К примеру, в 1555 году от набега французских корсаров Гавану защищало 40 солдат регулярных войск, 100 негров (по большей части, вооружённых рабов) и ещё сотня индейцев.

Хотя к испанцам они испытывали мало тёплых чувств, грабители со стороны казались страшнее. Однако и солдаты из них были откровенно неважные. Так что в действительности испанские колонии имели куда меньше сил для самообороны, чем можно предположить. Между тем решительный губернатор, не пренебрегающий своими обязанностями, и защитники, уверенные в своих силах, часто оказывались способны оборонить даже небольшую колонию от пиратских набегов. О таком эпизоде и пойдёт речь.

Пират Её Величества

Среди морских разбойников "золотого века" первым среди равных стал, конечно, Фрэнсис Дрейк. Он начал карьеру с работорговли, но вскоре обратил внимание на куда более прибыльный бизнес. Корсары впервые напали на Картахену - городок на южноамериканском побережье - ещё в 1543 году, и с тех пор покоя испанские поселения не знали. Дрейк уже имел достаточный опыт и некоторые средства, чтобы принять участие в охоте на галеоны.

Он увлечённо принялся "добывать испанца", а в экспедиции вкладывалась лично королева Елизавета I. Несколько лет спустя террор против испанской торговли принёс Дрейку рыцарское звание, монаршую благосклонность и, наконец, богатство. Королева, имея тысячи процентов прибыли от каждого похода, просто игнорировала ноты испанского посла, сыпавшиеся одна за другой.

Надо отдать должное пирату: Дрейк не только грабил и убивал. В кругосветной разбойничьей экспедиции он успел сделать несколько немаловажных географических открытий. Однако ключевым занятием и основным источником богатства был, конечно, грабёж. Англия и Испания не находились в состоянии войны, но кого это волновало. На океанских просторах все мирные договоры теряли силу.

Пик славы Дрейка пришёлся на 1588 год, когда при его участии была разгромлена испанская "Непобедимая армада" - флот, отправленный высаживать десант в Британии. Дрейк купался в лучах славы, обладал огромным состоянием - богач, национальный герой, человек, пользующийся огромным доверием государыни. Никто не мог предполагать, что величайший пират стоит на пороге краха.

После крушения планов Испании англичане решили перенести войну на Пиренеи. Целью похода наметили Лиссабон, столицу Португалии и на тот момент ключевую базу флота Испании. Важный нюанс: это был частный проект. Королева Елизавета являлась просто одним из "инвесторов" и вкладывала личные деньги, хотя её пай был крупнейшим. Флот также был не централизованно оснащаемой эскадрой, а собранием самых разных судов: от мощных военных кораблей до вооружённых "купцов". После победы над испанской Армадой в рядах англичан царило великолепное настроение.

Тем горше оказалось разочарование. Попытка ворваться в Лиссабон окончилась грандиозным фиаско. Испанцы изматывали английский десант стычками, непрерывно обстреливали его с моря и в итоге вынудили незадачливых разорителей ретироваться. Более того, на обратном пути флот англичан остановился из-за штиля. Испанцы только того и ждали: у них-то имелся мощный галерный флот, не зависевший от ветра. А при абордаже испанская морская пехота тогда не имела себе равных.

Сам Дрейк лишь благодаря огромному везению избежал плена: испанцы по очереди захватывали английские корабли, и вскоре могла прийти его очередь, но, на счастье пирата, ветер наконец задул, так что эскадра сумела удрать. Руководители похода потеряли управление флотом, испанцы отлавливали и захватывали отставших.

По возвращении разразился грандиозный скандал. По крайней мере треть кораблей и людей погибли или попали в руки испанцев, списанный было со счетов испанский флот праздновал победу, а главное: в коммерческом смысле поход принёс одно разорение. Личные убытки Елизаветы составили от 50 до 100 тысяч фунтов стерлингов - просто безумные цифры по тем временам.

Взбешённая королева оказалась только одним из акционеров, считавших, что их просто, выражаясь современным языком, кинули. Вдобавок взбунтовались матросы, которым по случаю провала похода не заплатили жалование, но эту проблему разрешили просто: самых активных смутьянов повесили. Дрейк же получил настоящую пощёчину: резко охладевшая к нему государыня назначила пирата командиром береговой обороны Плимута с запретом выходить в море. Большего унижения для старого морского волка и придумать было нельзя. Восстановить основательно подмоченную (вернее, наоборот, засушенную!) репутацию некогда блестящий корсар мог только одним способом: добиться по-настоящему грандиозного успеха.

Панамский поход

Англия, конечно, не забыла своего адмирала окончательно. В течение нескольких лет впечатление от провала под Лиссабоном сгладилось, и в 1595 году корсары получили новую задачу: устроить экспедицию через Атлантику с конечной целью захватить и разорить Панаму. Америка для Испании была тем же, чем сейчас для России является Сибирь, - главным источником национального богатства. В Вест-Индии непрерывно добывалось серебро, свозившееся на Иберийский полуостров грандиозными конвоями, и Панама являлась одной из ключевых испанских колоний в Америке. Золотое дно: захват этого города позволял окупить любые расходы и давал возможность наполнить изрядно оскудевшую от затяжных войн казну Англии.

Тень Лиссабона всё равно висела над экспедицией: в пару к Дрейку назначили другого знаменитого пирата, Джона Хокинса, а также генерала Баскервиля. Сам корсар намеревался не просто провести хороший набег, но восстановить реноме первого среди "морских псов" Елизаветы.

Это желание во что бы то ни стало добиться какого-то выходящего из ряда вон результата сказалось на ходе и исходе экспедиции. Всего Дрейк получил для своего похода шесть королевских боевых кораблей, два десятка частных судов и более сорока транспортных, десантных, посыльных - словом, вспомогательных кораблей. Более четырёх тысяч моряков и солдат участвовали в экспедиции.

Много это или мало? Много лет спустя Генри Морган захватит Панаму, имея в два с лишним раза меньше людей и судов. Правда, база Моргана будет находиться на Ямайке, Дрейку же предстояло пересечь Атлантический океан. Как бы то ни было, при хорошей организации похода и минимуме везения задача экспедиции выглядела вполне решаемой. Однако запас удачи сэр Фрэнсис Дрейк вычерпал уже до дна…

Пленные со случайно захваченного испанского судна показали, что в гавани Пуэрто-Рико ремонтируется галеон "серебряного флота". Сведения были совершенно правдивыми: корабль действительно ремонтировался в гавани, починка затягивалась, а груз - серебро и золото - хранился в местном соборе. Впрочем, и по пути к Пуэрто-Рико пиратскому флоту было чем заняться. 24 сентября корабли подошли к Канарским островам.

Проблема в том, что губернатором этих краёв недавно назначили дона Алонсо де Альварадо, прожжённого ветерана войн с турками и сурового профессионала. Во главе 300 солдат и 1200 ополченцев он принял бой на острове Гран-Канария. Отступать испанцам было некуда, к тому же Альварадо знал возможные места высадки как свои пять пальцев и точно угадал, где именно ожидать десанта.

Корабли корсаров наткнулись на мощный и точный огонь выкаченных к пляжам орудий, на одном из кораблей перешибло нактоуз, другой насилу спасли с пробоиной у ватерлинии. Не удалась попытка даже набрать на островах пресной воды. Поход за драгоценной влагой имел просто катастрофические последствия: на англичан напали из засады, и двое моряков, в том числе корабельный врач, попали в плен.

Схваченные пираты оказались откровенными и даже болтливыми людьми: от Гран-Канарии на запад устремились посыльные парусники с сообщением о приближении пиратов, их целях и примерном составе эскадры. Хулиганский набег на Канары не удался, но впереди маячил заветный галеон, всё ещё прятавшийся в Пуэрто-Рико.

Между тем "засветка" эскадры на Канарах разворошила осиное гнездо. На перехват корсаров вышел генерал-капитан Педро де Гусман. Гусман, как и его канарский коллега, был старым воякой, который к тому же имел под командой пять новёхоньких лёгких фрегатов оригинальной конструкции и теперь рвался опробовать их в деле. Неподалёку от Гваделупы испанец отыскал отбившиеся от отряда Хокинса два барка. Один из "англичан" ушёл, но другой испанцы захватили, вытрясли из пленных маршрут британцев и сами устремились в Пуэрто-Рико, спасать драгоценный галеон.

Пока "англичане" продвигались к Пуэрто-Рико, более быстроходные фрегаты испанцев добрались до гавани. Гусман развил кипучую деятельность по приготовлению форта к обороне. Пушки с фрегатов пошли на усиление фортов. Сам галеон, уже без золота на нём, был затоплен на фарватере бухты города Сан-Хуан. На берегу спешно возводились и тут же маскировались батареи. Наконец дон Педро приготовил пиратам и вовсе сногсшибательный сюрприз…

22 ноября к Сан-Хуану подходят английские корабли. Видно, что испанцы позаботились об обороне, но, какая удача, в их фортах отсутствуют пушки. Никто не ведёт огонь по захватчикам. Можно подойти вплотную к укреплениям и спокойно, наблюдая за испанцами на берегу, решить, как их брать. Дрейк распорядился бросить якоря в какой-то сотне метров от берега и бессильно молчащего форта и созвал командиров на свой корабль - посоветоваться и заодно пообедать.

Приём пищи прервали самым грубым образом. Пушки в фортах имелись, просто дон Гусман с огромным хладнокровием заманил англичан под огонь. Амбразуры оживают, и форт начинает изрыгать ядра! Английская эскадра просто-таки напросилась на расстрел: куда ни бей, всё равно попадёшь.

Из-под Дрейка ядром выбило стул, сразу нескольких капитанов в его каюте убило или ранило. По поводу судьбы Хокинса, родственника и старого соратника Дрейка ещё по работорговле на заре юности, до сих пор спорят английские и испанские историки. Англичане полагают, что старый пират скончался от дизентерии несколько ранее, испанцы - что его вместе с прочими наповал убило на палубе. Множество небольших судов, сопровождавших эскадру, утонуло напротив испанских укреплений, корсарский флот в панике отошёл на безопасное расстояние.

Дрейк попытался проникнуть в гавань по темноте. Ночью два десятка десантных шлюпок, имея по 50-60 человек в каждом, проникли в бухту, но были обнаружены. Внезапного налёта не получилось. Англичане подошли на короткую дистанцию к одному из фрегатов и в конце концов спалили один из них - "Санта-Магдалену". Однако лучше бы они этого не делали: пожар "Магдалены" осветил всю гавань. С берега часто и точно били пушки и мушкеты, благо с такой иллюминацией попасть в цель не составляло труда.

В пламени "Магдалены" сгорели надежды Дрейка на захват Пуэрто-Рико и галеона с драгоценностями. Гусман подождал, пока англичане уйдут в море, и вскоре в рутинном режиме перевёз серебро и золото в Испанию. Испанский командир имел все основания для довольства собой и своими людьми.

Последний шанс

А вот Дрейк пребывал в полном смятении. Экспедиция уже понесла тяжелейшие потери, сразу нескольким капитанам, включая живую легенду пиратства, Джона Хокинса, уже не нужны никакие сокровища, а трюмы до сих пор пусты. Что делать дальше? Возвращаться в Англию и становиться посмешищем? В Лондоне умеют считать деньги и второго провала не простят. Значит, нужно плыть вперёд. У Дрейка оставалась великая цель всего похода - завоевать Панаму.

27 декабря 1595 года корабли бросили якоря у городка и форта Номбре де Диос, в северной части перешейка. Жители и гарнизон бежали в леса. Добычи в городе не нашлось никакой, и пираты приняли очевидное решение: брать Панаму, для чего требовалось пройти перешеек насквозь. За сухопутную часть экспедиции отвечал Томас Баскервиль, он и возглавил марш 750 корсаров к Тихому океану.

Однако в ряду матёрых испанских командиров, встретившихся Дрейку и его команде, имелся ещё и третий боец - Алонсо де Сотомайор. Губернатор Чили собирался отплывать в Испанию, когда узнал о рейде пиратов. Теперь он возводил редуты на пути флибустьеров. Пока англичане под проливными дождями продирались через джунгли, отгоняя змей и крокодилов, испанцы возвели на их пути деревянный форт и устроили завалы.

Сэр Баскервиль попытался с ходу взять эти укрепления. Однако для англичан война в джунглях оказалась в новинку. Идти по грязи к маленькой крепости, из которой бьют аркебузы и арбалеты, - сомнительное удовольствие. К тому же испанцы, жившие здесь годами, обстреливали пиратов прямо из леса в рассыпном строю. Сам Баскервиль получил ранение и в итоге скомандовал отход. В джунглях он оставил более половины отряда, причём далеко не все пали жертвами огня испанцев. Люди болели, попадали в зубы крокодилам, любая рана в этих краях стремительно начинала гноиться.

Но главной проблемой была вода. В джунглях это настоящий бульон из микроорганизмов, но альпийских родников здесь было взять неоткуда. Пираты отчаливают от Номбре де Диоса и пытаются всё же найти какую-нибудь добычу, но для дальнейших поисков требуется иногда приставать к берегу и запасаться водой. В один прекрасный момент на уцелевших кораблях произошло то, что уже давно могло произойти, - началась дизентерия.

Одним из заболевших был Дрейк. В середине января он слёг и больше не выходил из каюты. 28 января адмирал и пират тихо скончался на борту корабля. Баскервиль предал его останки морю в свинцовом гробу, а сам решил свернуть столь скверно окончившийся поход.

В Плимут из всей флотилии вернулось только восемь крупных судов, погибло 3 тысячи человек, включая двоих корсаров первого ранга - адмиралов Хокинса и Дрейка. Так нашёл свой конец величайший пират своего времени. А как раз в тот момент, когда остатки эскадры появились на рейде Плимута, в испанскую гавань входил очередной серебряный флот с драгоценным грузом на борту.

Литература, посвящённая походам корсаров Карибского бассейна и Атлантики, обычно повествует об успехах пиратов. История разорения Маракайбо, захват Пуэрто-Бельо, налёты на Веракрус и Картахену или похождения "Золотой лани" того же Дрейка действительно являют яркие, кровавые и драматические сюжеты истории мирового пиратства.

Однако испанцы, подвергавшиеся этим набегам, вовсе не были мальчиками для битья. Последняя экспедиция Дрейка отлично демонстрирует, что могло произойти, если колонию не удавалось застать врасплох и в ней оказывалось достаточно решительных солдат с толковым командиром во главе.

"Максимы Максимычи" с дальних окраин Испанской империи, может быть, не были столь же колоритными личностями, как грабители морей. Корсаров вроде Дрейка помнит любой, кто хотя бы в детстве интересовался историей пиратства. Джона Хокинса неким образом обессмертил Стивенсон, давший своему герою почти такое же имя. Вымышленный капитан Блад использует узнаваемые тактические приёмы Генри Моргана.

Их противникам не досталось и десятой доли той славы. Между тем Альварадо или Гусман предстают куда как более достойными людьми: компетентные и хладнокровные командиры, они упорно и успешно защищали свои селения. Пусть городки испанской Америки - это в те времена микроскопические посёлки, затерянные в сельве, испанским командирам и солдатам было что защищать, и часто им удавалось жестоко отомстить своим мучителям.

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; ок. 1540 — 28 января 1596) - английский мореплаватель, работорговец, видный политический деятель эпохи Елизаветы I, удачливый пират, вторым после совершивший кругосветное путешествие, вице-адмирал, слывущий грозой морей.

Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577-1580).

Детство и юность

Будущий «Железный пират» королевы Елизаветы, первый английский кругосветный мореплаватель родился предположительно в 1540 г. в английском местечке Кроундейл (англ. Crowndale), графство Девоншир (англ. Devonshire).

Фрэнсис стал первенцем в семье фермера. Когда один за другим родились еще 11 детей, отец, Эдмунд Дрейк (англ. Edmund Drake), чтобы прокормить большое семейство, стал сельским проповедником. В 1549 г. семья, сдав свои угодья в аренду, перебралась на юго-восток Англии, в графство Кент (англ. Kent). Этот переезд оказал огромное влияние на судьбу мальчика. В 13 лет Френсис, с детства мечтавший о дальних морских походах, славе и богатстве, стал юнгой на торговом корабле (барке) своего дяди, которому трудолюбивый, настойчивый и расчетливый юноша так полюбился, что тот завещал судно после смерти племяннику. Таким образом, после кончины дяди в 16 летнем возрасте Фрэнсис стал полноправным капитаном собственного корабля.

Жизнь, полная приключений

В 1567 г. Дрейк отправился в первое серьезное плавание в Вест-Индию, командуя кораблем в составе работорговой экспедиции своего родственника, сэра Джона Хокинса (англ. John Hawkins). В ходе этой экспедиции, вблизи мексиканского залива корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая часть судов была потоплена. Уцелело лишь два парусника - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за погубленные корабли. Король, естественно, отказался, тогда Дрейк «объявил войну» испанской короне.

В 1572 г. мореход отправился в повторный собственный поход до испанских владений в Вест-Индии, в результате которого он захватил город Номбре-де-Дьос (исп. Nombre de Dios) на , затем - несколько судов возле гавани близ венесуэльского города (исп. Cartagena).

Во время этой экспедиции английский корсар напал в районе Панамского перешейка на направлявшуюся из Панамы в Номбре-де-Дьос испанскую эскадру, именуемую «Серебряным караваном», в трюмах которой находилось ок. 30 тонн серебра. 9 августа 1573 г. Дрейк вернулся в Плимут (англ. Plymouth) богачом, овеянным славой удачливого корсара, «грозы морей».

15 ноября 1577 г. английская Королева Елизавета I приказала своему верному каперу отправляться в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. 13 декабря 1577 г. Фрэнсис Дрейк на флагманском «Пеликане» (Pelican) водоизмещением 100 Тн вышел из Плимута в свой самый известный поход во главе флотилии, состоявшей из 4-х больших («Елизавета», «Морское золото», «Лебедь», «Христофор») кораблей и 2-х малых вспомогательных судов. К тому времени его уже окружал ореол славы «железного пирата», опытного навигатора и талантливого военно-морского тактика.

Официальной целью плавания было открытие новых земель, однако, на самом деле Дрейк должен был грабить испанские суда, пополняя казну Англии испанским золотом.

Френсис отправился на юг, к (исп. Estrecho de Magallanes), который эскадра прошла успешно, но на выходе из него попала в жестокий шторм, разметавший корабли эскадры. Один корабль разбился о скалы, другой вышвырнуло назад в пролив, и его капитан принял решение вернуться в Англию.

Флагман «Pelican», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, где за отличные мореходные качества был переименован в «Золотую лань» (англ. Golden Hind). После шторма он встал на якорь среди неизвестных ранее островов, назвав их «Елизаветинские».

Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие: оказалось, что (исп. Tierra del Fuego) не является частью неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий между Антарктидой и Огненной Землей назвали его именем.

Дальнейшее его путешествие состояло из грабежей у берегов и , за что вице-король Перу отправил 2 корабля для захвата пирата. Он ушел от погони на северо-запад, грабя по дороге суда с драгоценностями и захватывая пленных. Точное количество кораблей, ставших жертвами пирата, сегодня установить невозможно, но известно, что добыча была баснословной. Особо крупный куш ждал «морского волка» в (исп. Valparaiso) – пираты захватили стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе хранился крупный запас золотого песка. Но главное – на испанском судне оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Южной Америки.

Испанские города и поселения на побережье не ожидали нападения англичан и не были готовы к обороне. Продвигаясь вдоль берега, пираты захватывали город за городом, набивая трюмы золотом. Недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,6 тонн золота и огромное количество слитков серебра. В мексиканской гавани Акапулько (исп. Acapulco) Дрейк захватил галеон, груженый пряностями и китайским шелком.

Капер прошел вдоль южноамериканского тихоокеанского побережья на север, а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера (англ. Vancouver; город на западном побережье Канады). 17 июня 1579 г. корабль причалил к неизвестному берегу, предположительно, в районе Сан-Франциско (англ. San Francisco), а по другой версии, в современном Орегоне (англ. Oregon). Пират объявил эти земли английским владением, назвав их «Новым Альбионом» (англ. New Albion).

Карта передвижений флотилии Дрейка (1572-1580)

Затем он пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам (англ. Mariana Islands). После ремонта корабля и пополнения запасов провизии, он взял курс на мыс Доброй Надежды (англ. Cape of Good Hope), затем, обойдя Африку с юга, 26 сентября 1580 г. причалил к Плимуту, совершив 2-е после Магеллана кругосветное плавание за 2 года 10 месяцев и 11 дней. На родине пирата встретили как национального героя, он был удостоен Королевой почетного рыцарского звания.

Из кругосветного плавания Дрейк привез в Англию не только сокровища на огромную сумму в 600 тыс. фунтов стерлингов (это в 2 раза превышало размер годового дохода королевства), но и клубни картофеля – за это ему особенно благодарны потомки.

Необходимо упомянуть, что его поход вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Испанией и Англией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии наказала Дрейка за пиратство, возместила материальный ущерб и принесла извинения. Конечно, ни наказывать кого-либо, ни компенсировать ущерб Елизавета не собиралась, напротив, отныне Фрэнсис Дрейк почивал на лаврах. Он был удостоен поста мэра Плимута, стал инспектором военно-морской Королевской комиссии, контролировавшей состояние флота, а в 1584 г. был избран членом палаты общин британского парламента. Так как рыцарское звание обязывало иметь свой замок, сэр Фрэнсис купил поместье в Букленде (англ. Buckland Abbey, Devon).

Однако, знаменитый авантюрист сухопутной жизнью явно тяготился. Когда в середине 80-х гг. отношения двух стран обострились, Дрейк предложил Королеве свои услуги и получил распоряжение сформировать флот для удара по Испании.

Вскоре, получивш чин вице-адмирала, он подготовил к походу 21 корабль. В 1585 г. внушительная эскадра вышла в море, но идти к берегам Испании капитан не решился, направив курс на испанские владения в Америке, которые он основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго (исп. Santo Domingo), Картахену (исп. Cartagena) и Сан-Аугустин (исп. San Augustine).

В 1587 г. Дрейк предпринял свое исключительное по дерзости нападение на важнейший испанский порт Кадис (исп. Cadiz): с 4-мя боевыми кораблями он ворвался в порт, потопил и сжег более 30 испанских кораблей. Как выразился сам Фрэнсис, он ловко «подпалил бороду испанскому Королю». А на обратном пути корсар у португальских берегов уничтожил около 100 неприятельских судов. Однако самую богатую добычу доставило корсару португальское судно, шедшее из Индии с грузом пряностей, который представлял такую ценность, что каждый матрос флотилии уже считал свою судьбу «устроенной».

В 1588 г. Сэр Френсис в числе других английских адмиралов разбил испанскую «Непобедимую армаду». В 1589 г. он командовал объединенными силами флота («Английская армада»), под его началом находилось свыше 150 боевых кораблей.

«Английская армада» Дрейка

Корсар попытался захватить португальский Лиссабон, но из-за отсутствия осадных орудий, потерпел сокрушительное поражение. Похоже, на этот раз удача покинула Дрейка, взять город он не смог, а из 16 тыс. человек в живых осталось только 6 тыс. Кроме того, его военный поход обошелся английской казне в 50 тыс. фунтов стерлингов, чего скуповатая Королева стерпеть не смогла, и «Железный пират» утратил ее благосклонность.

Следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для корсара последней (1595-1596 гг.). Неудачи преследовали эскадру, кроме того, погода стояла отвратительная и в экипажах распространились болезни. Дрейк завел корабли в неблагоприятное место вблизи острова Эскудо-ле-Верагуа (исп. Escudo de Veraguas). Продовольствие заканчивалось, люди умирали от дизентерии и тропической лихорадки. Вскоре заболел и сам сэр Френсис, а 28 января 1596 г. в возрасте 56 лет он умер от дизентерии недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). По традиции, знаменитого мореплавателя похоронили под залпы корабельных орудий в океане, положив тело в свинцовый гроб. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля (англ. Thomas Baskerville) вернулись в Плимут без своего адмирала.

Личная жизнь

В 1569 г. Фрэнсис Дрейк женился на девушке по имени Мэри Ньюман (англ. Mary Newman), известно, что первый брак оказался бездетным, а Мэри умерла 12 лет спустя.

В 1585 г. он женился во второй раз на девушке из богатого и знатного рода, Элизабет Сиденхэм (англ. Elizabeth Sydenham). Чета переехала в свое новое поместье «Buckland Abbey», сегодня там находится большой монумент в честь «королевского пирата». Как и в первом браке, детей у знаменитого мореплавателя не было, все его состояние впоследствии перешло к племяннику, которого тоже звали Френсис.

Фрэнсис Дрейк: Память


Любопытные факты


«Железный пират» королевы Елизаветы I Дрейк Фрэнсис был самым знаменитым корсаром и первым кругосветным мореплавателем Англии. Он победил испанскую Непобедимую армаду, а его именем назван широчайший пролив на Земле между Антарктидой и Южной Америкой.

Детство

Точная дата, когда родился Дрейк Фрэнсис, неизвестна. Он появился на свет приблизительно в 1540 году в графстве Девон, рядом с местечком Тейвисток. Отцом будущего мореплавателя был йомен (фермер), позже ставший священником. Френсис являлся старшим из 12 детей семьи.

В 9 лет ребенок вместе с родителями переехал в порт Кент. Там он увлекся кораблями. Через три года Френсис отправился в свое первое плавание на торговом барке. Его дальний родственник был владельцем собственного судна. Умирая, он завещал этот корабль юному Дрейку. Так всего в 18 лет будущий пират впервые стал капитаном.

Первые экспедиции

В 1567 году Дрейк Фрэнсис начал командовать кораблем «Джудит», отправившимся в экспедицию к берегам Гвинеи и Вест-Индии. Рядом с Мексикой суда были атакованы испанцами. Из английских кораблей выбраться удалось только двум. Одним командовал мореплаватель Фрэнсис Дрейк, а другим - его родственник, работорговец и коммерсант Джон Хокинс. После того эпизода пират стал считать испанцев главным врагами всей своей жизни. Именно тогда соперничество двух морских держав достигло своего пика. Старая колониальная Испанская империя не желала уступать свое главенствующее положение на Атлантике набирающей ход Англии.

Новое путешествие Фрэнсиса Дрейка началось в 1572 году, когда он отправился в испанские владения в Вест-Индии. В Панаме он захватил крепость Номбре-де-Дьос. Англичане перехватили караван с серебром, в котором было 30 тонн благородного металла. Закончившаяся успехом экспедиция Фрэнсиса Дрейка принесла ему не только славу на всю страну, но и редкое богатство. В 1575 году Дрейк служил в Ирландии, где участвовал в подавлении восстания местного населения в Ольстере.

Открытие неизвестного пролива

Как мореплаватель и исследователь Дрейк Фрэнсис больше всего известен своим путешествием в Тихий океан. Экспедиция началась в 1577 году. Важность предприятия подчеркивало то, что оно было инициировано самой королевой Елизаветой. Власти объявили, что флотилия отправилась на запад для открытия новых земель. На самом деле главной целью экспедиции из шести кораблей был грабеж испанских судов.

Маршрут Фрэнсиса Дрейка проходил через Магелланов пролив между Южной Америкой и Огненной Землей. В пути англичане попали в шторм и были отброшены далеко на юг от намеченной траектории. Каприз погоды помог Дрейку выяснить, что Огненная Земля - это не часть неизвестного материка (как считалось прежде), а отдельный архипелаг. Так совершилось главное географическое открытие пирата. Позднее его именем был назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой. То, что открыл Фрэнсис Дрейк, стало еще одной деталью мозаики, собиравшейся открывавшими неизвестный им мир европейцами.

На пути в Калифорнию

Единственным судном, прорвавшимся через непогоду в воды Тихого океана, оказался флагманский корабль «Пеликан», которым командовал Фрэнсис Дрейк. Биография пирата была полна эпизодами, когда он оказывался на волоске от гибели или провала очередного путешествия. Однако, как и до того, капитан преодолел все трудности. Оказавшись в Тихом океане, «Пеликан» стал называться «Золотой ланью», отправившейся на север вдоль западного побережья Южной Америки.

Английские пираты атаковали один испанский порт за другим. Затем «Золотая длань» оказалась в регионе, где еще не бывало европейцев. Дрейк высадился в современной Калифорнии и Орегоне, объявив эти земли владениями королевы. Считается, что крайней северной точкой его маршрута было то место, где сегодня находится канадский город Ванкувер.

Возвращение домой и рыцарское звание

Проведя ремонт и пополнив запасы провизии, знаменитый английский пират Фрэнсис Дрейк собрал команду, чтобы решить, каким путем вернуться домой. Плыть обратно к Магелланову проливу было опасно, так как там англичан почти наверняка ждала испанская засада. Искать северный путь к Атлантике Дрейк также не решился и в итоге отправился в глубь Тихого океана. Он достиг Молуккских островов, а от них последовал к Африке.

В 1580 году капитан «Золотой лани» вернулся на родину. В Англию он привез невероятное количество сокровищ и экзотических товаров, в том числе американский картофель, о котором еще не знали на Туманном Альбионе. То, какой удар нанес по испанцам и что открыл Фрэнсис Дрейк, обессмертило его имя. 4 апреля 1581 года королева Елизавета посетила галеон «Золотая лань» и объявила национального героя рыцарем. Через несколько месяцев Дрейк был избран мэром порта Плимута. В январе 1583 года скончалась его первая супруга Мэри, а в июле пират женился во второй раз на двадцатилетней Элизабет Сайденхем.

Достигнув вершины славы, сэр Фрэнсис Дрейк не прекратил своих пиратских экспедиций. Он несколько раз атаковал испанские владения в Вест-Индии. Им были разорены порты Санто-Доминго, Виго, Картахена и Сан-Аугустин.

В 1587 году началась кадисская экспедиция, во время которой Дрейк сжег испанский флот в бухте Кадис и совершил несколько успешных крейсерских операций у португальских берегов. Пират даже захватил королевскую карраку «Сан-Фелипе», на которой транспортировались сокровища из Ост-Индии.

Против Непобедимой армады

В 1588 году Испания отправила к берегам Англии флотилию, ставшую известной как Непобедимая армада. Фрэнсис Дрейк, биография которого была связана с каждой тогдашней войной, был одним из адмиралов, которым удалось разбить вражескую эскадру. Решающим событием противостояния стало сражение у Гравелина 8 августа 1588 года. Дрейк как вице-адмирал оказался на правом фланге английского флота.

Первым англичане захватили поврежденный до того галеас «Сан-Лоренсо». Это судно пыталось укрыться в гавани Кале, однако Дрейк не смог устоять перед искушением захватить набитый золотом вражеский корабль. В ходе боя погибли многие испанские моряки, а капитан Уго де Монкада и вовсе получил пулю в голову.

Затем Дрейк, командовавший на корабле «Ривендже», бросился в погоню за флагманом испанцев, на котором находился предводитель Непобедимой армады герцог Медина-Сидония. Вместе с ним в бой вступил также Хокинс на «Виктори». Тем временем суда армады, до того находившиеся на отдалении от флагмана, развернулись и стали приближаться к эпицентру событий. Испанская флотилия выстроилась полумесяцем. Флагманский корабль «Сан-Мартин» вместе с еще четырьмя судами находился в центре. На флангах располагались крепкие галеасы.

Гравелинское сражение

Годы жизни Фрэнсиса Дрейка ушли на то, чтобы создать новую тактику морских сражений. Пират действительно был реформатором военного дела. Он первым стал делать ставку не на огневую мощь кораблей, а на их быстроходность и маневренность. Этот стиль Дрейка выработался во время многочисленных сражений у берегов Америки. Однако главный успех данная тактика принесла именно в бою у Гравелина. Все попытки испанцев взять юркие английские корабли на абордаж провалились.

Первый этап сражения начался с того, что британцы отрезали от остальных судов и окружили «Сан-Фелипе». Затем был атакован «Сан-Матео», попытавшийся прийти галеону на выручку. Оба корабля были изрешечены ядрами. Сильно пострадали их такелаж и паруса. Судна едва держались на плаву. Английские мушкетеры и артиллерия эффективно расстреливали любые цели, попадавшие им под прицел.

Корабли Дрейка обрушивали на противников залпы бортовых орудий и стремительно отходили в сторону, не позволяя испанцам взять их на абордаж. Каюта вице-адмирала была дважды насквозь простреляна, однако он продолжал бой, не получив даже царапины. В сражении англичане потеряли около ста человек, в то время как испанцы - шестьсот. По флагману «Сан-Мартин» было выпущено 107 снарядов.

В разгар Гравелинского сражения неожиданно испортилась погода. Начался шторм, который потопил множество уже сильно поврежденных испанских судов. Герцог Медина-Сидония спасся, но после поражения он уже не представлял для Англии былой угрозы. Фиаско Испании стало поворотной точкой в истории соперничества на Атлантике. С тех пор Англия последовательно увеличивала свое влияние, а старая колониальная империя со столицей в Мадриде, наоборот, вступила в период упадка.

Лиссабонская экспедиция

Дрейк, как один из главных творцов победы над Испанией, вновь стал национальным героем. В 1593 году его избрали в Парламент депутатом палаты общин от Плимута. Мореплаватель много сделал для развития ключевого английского порта. Например Дрейк организовал и профинансировал строительство в Плимуте нового водовода.

После разгрома Непобедимой армады королева Елизавета загорелась желанием еще сильнее унизить Испанию. Так возник план экспедиции на Пиренейский полуостров. Англичане решили отвоевать португальский престол для Антонио, приора Крато, являвшегося потомком португальского короля Мануэла I и негативно относившегося к Испании.

В 1589 году к берегам Пиренейского полуострова отправилась экспедиция Дрейка и Норриса, также ставшая известной как Контрармада или Английская армада. Первой операцией флота была атака на порт Ла-Корунья в провинции Галисии. После кровопролитных боев осада прекратилась. Занять город не удалось, и Дрейк решил двинуться в сторону главной цели - Лиссабона.

Португалия тогда находилась в унии с Испанией. Гарнизон упорно сопротивлялся англичанам. Дрейк надеялся на антииспанское восстание местного португальского населения, однако его так и не произошло. Англичане уничтожили лиссабонские зернохранилища и нарушили военно-морскую коммуникацию города. Однако без поддержки местного населения и мощной артиллерии столицу взять так и не получилось. Дрейк отступил. Затем последовало несколько крейсерских операций у португальских берегов. В результате был сожжен город Виго. Однако в целом Английская армада провалилась. Ни одной из двух равных держав не удалось добиться полноценной победы на чужой земле.

Последнее путешествие

Очередная экспедиция «Железного пирата» началась в 1595 году. Вместе с Джоном Хокинсом Дрейк вновь отправился в Вест-Индию. Англичане собирались захватить испанскую крепость Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико. Однако в последний момент Дрейк отказался от этого плана, решив, что его сил не хватит на то, чтобы овладеть портом.

Флот вице-адмирала остановился в бухте Сан-Херман на западе Пуэрто-Рико. Здесь началась чистка кораблей, поиск пресной воды и провианта. В ноябре 1595 года эскадра отправилась в Панаму. В день Рождества корабли вошли в бухту перед городом Номбре-де-Дьос. Испанские жители оставили эту крепость. Оттуда английский отряд уже по суше выступил в поход на Панаму. По приказу Дрейка Номбре-де-Дьос был предан огню. Через несколько дней отряд, отправленный им в Панаму, вернулся ни с чем, так как по пути к крепости попал в испанскую засаду. Эта неудача означала провал всей экспедиции. Для Дрейка подобное фиаско стало болезненным ударом.

Болезнь и смерть

Не опустив рук, адмирал решил на кораблях отправиться на север и высадиться в Гондурасе. После пяти дней пути из-за неудобных ветров суда вынуждены был стать на якорь на острове Эскудо-де-Верагуас. Здесь Дрейк собирался переждать непогоду. Выбор бухты оказался неудачным. Влажный тропический остров отличался нездоровым климатом, располагавшим к возникновению в команде моряков болезней. Экспедицию поразила эпидемия дизентерии. Дрейк приказал отделить больных людей от здоровых, однако эта мера не принесла ожидаемого результата. Все новые члены команды сваливались с ног.

23 января 1596 года уже больной Дрейк, так и не дождавшись перемены ветра, приказал ставить паруса и вновь отправляться в путь. Флот двинулся в сторону крепости Пуэрто-Бело в Панаме. В пути умерли капитаны нескольких кораблей. Врачи экспедиции ничего не могли поделать с эпидемией. Теряющий силы Дрейк составил и подписал завещание. При нем был его брат Томас и старшие офицеры. Затем начались приступы бреда. Смерть Фрэнсиса Дрейка наступила 28 января 1596 года в его каюте на борту корабля «Дифайенс».

Командование принял на себя Томас Баскервиль. Флотилия вошла в гавань Пуэрто-Бельо, а моряки без особого труда захватили город. На следующий день новый капитан распорядился поместить тело адмирала в свинцовый гроб. Под артиллерийский салют его опустили на дно бухты. Экспедиция вернулась на Туманный Альбион в апреле 1596 года. Новость о смерти пирата Дрейка сотрясла сначала Вест-Индию, а затем и Европу. В Англии стоял траур, а в Испании устраивали праздничные фейерверки. Дрейк был одним главных корсаров эпохи пиратства.

Добавлено: 17.05.2011 г.

В начале пути

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 г. (в 1543 по другим данным) на ферме близ Тавистока в Девоншире (Tavistock, Devonshire). Он был старшим из 12 детей в семье небогатого сельского священника Эдмунда Дрейка (Edmund Drake). По всей видимости, Эдмунд Дрейк каким-то образом с морем был связан - вероятнее всего, он проходил службу корабельным священником.

Уже в возрасте 9-10 лет Фрэнсис Дрейк поступает юнгой на торговый корабль, совершавший рейсы в континентальную Европу. В юном возрасте Дрейк столь прекрасно зарекомендовал себя, что уже в 1561 г. получает в наследство от старого капитана свой первый корабль 50-тонный Юдифь (Джудит).

В 1561-1567 г. Дрейк в качестве капитана-владельца судна ведет торговую деятельность, в том числе и торговлю рабами (по тем временам бизнес сам по себе вполне легальный). В 1567 г. он принимает участие в экспедиции Джона Хокинса (John Hawkins) в Вест-Индию. Предприятие закончилось катастрофой. В гавани Сан-Хуан-де-Улоа (современная Мексика близ Веракрус), куда англичане зашли для того чтобы оправиться от сильного шторма, их заперла и разгромила испанская эскадра. Из пяти английских кораблей в Англию вернулась лишь Юдифь Дрейка.

(Впрочем, Хокинс тоже уцелел - он еще сыграет свою роль в судьбе Дрейка).

Здесь необходимо заметить, что эта экспедиция Хокинса сама по себе не была пиратской в нынешнем смысле этого слова. Англичане везли в Вест-Индию рабов для продажи. Но так как Новый Свет испанцы считали своей вотчиной, им такая деятельность понравиться не могла.

Так или иначе разгром в Сан-Хуан-де-Улоа стало знаковым событием для Френсиса Дрейка. Он становится непримиримым врагом испанцев.

Королевский корсар.

В конце 60-х, начале 70-х годов ХVI века Дрейк на двух маленьких кораблях - Паша и Лебедь охотится за испанскими караванами и грабит испанские корабли в Карибском море (а заодно собирает информацию об испанцах и набирается опыта)

4 июля 1569 г. Дрейк женился на Мэри Ньюмен (Mary Newman). Этот брак был бездетным. Мэри Ньюмен умерла через 12 лет.

В 1572 году Дрейк предпринимает первые наземные операции по захвату и грабежу населенных пунктов на Панамском перешейке от Атлантического до Тихоокеанского побережья (а заодно и сухопутных караванов). Особых доходов эти предприятия Дрейку не принесли, но его имя становится широко известным.

В 1572 г. Фрэнсис Дрейк получает от королевы Елизаветы лицензию на приватирскую деятельность.

В 1573 г. в кооперации с французским пиратом Гийомом Ле Тетю (Guillaume Le Testu) Дрейк совершил набег на испанский серебряный караван. В ходе вылазки пираты потеряли более тридцати человек, в том числе и братьев Дрейка - Джона и Джозефа. Но добыча была очень значительной. Это позволило Дрейку по возвращению домой приобрести поместье и стать судовладельцем трех кораблей.

Железный пират.

По совету Джона Хокинса Френсис Дрейк поступает на королевскую службу, участвует в усмирении ирландского восстания 1575 г., обзаводится нужными знакомствами и связями, тогда же Дрейк был рекомендован государственному секретарю Фрэнсису Уолсингему (Francis Walsingem) и представлен королеве. Он получил возможность изложить Елизавете I свой план экспедиции к западному побережью Америки и получил поддержку.

Конечно, участие английской королевы, а также других «сильных мира сего» спонсоров экспедиции Дрейка старательно скрывалось.

13 декабря 1577 г. Френсис Дрейк во главе эскадры из 5 кораблей на флагманском Пеликане (Pelican) вышел из Плимута в свой самый известный поход. К этому времени его уже окружала слава «железного пирата», опытного навигатора и прекрасного военно-морского тактика.

Доподлинно не известно, какие главные цели ставились перед экспедицией Дрейка двором Елизаветы I - Англия была в состоянии мира с Испанией, и участие государства в предприятии Дрейка не афишировалось.

Зато хорошо известны итоги этого плаванья.

26 сентября 1580 года Золотая Лань (Golden Hind) , закончив свой кругосветный переход, бросила якорь в Плимуте. Помимо чисто материальной добычи (а это почти 2 годовых бюджета Англии), были и другие не менее важные исторические и политические итоги этого плаванья. Королева Елизавета I 4 апреля 1581 года на борту Золотой Лани произвела Фрэнсиса Дрейка в рыцари.

По словам историка Дж. М. Трэвэлиэна (G. М. Trevelyan.) «Это было самое важное рыцарство, когда-либо дарованное английским государем, ибо оно было прямым вызовом Испании и призывом к народу Англии обратиться к морю и искать свою силу там»

Сэр Фрэнсис Дрейк купил поместье в Букленде (Buckland Abbey, Devon) - рыцарское звание обязывало иметь свой замок, был избран мэром Плимута, назначен инспектором королевской военно-морской комиссии, а в 1584 г. стал членом палаты общин британского парламента.

В феврале 1585 г. Дрейк женился на 20-летней Элизабет Сайденхэм (Elizabeth Sydenham), происходившей из богатого и знатного рода. Впрочем, и этот брак был бездетным.

Адмирал королевского флота

В 1585 - 1586 г. Дрейк командовал большим соединением из 21 корабля. Под его командованием находилось 2300 солдат и матросов. Вице-адмиралом Дрейка был известный капитан Мартин Фробишер (Sir Martin Frobisher). Поход в Вест-Индию, разграбление Картахены и Сан-Аугустина на Кубе принесли Англии более 300 тыс. фунт. ст. и около 240 орудий.

Еще один знаменательный поход был совершен Дрейком в апреле 1587 г. Во главе эскадры из 13 кораблей он внезапно напал на испанский Кадис, где формировалась знаменитая Непобедимая Армада. Флотилия Дрейка потопила и сожгла 30 из 60 кораблей испанцев, в том числе 40-пушечный 1000-тонный испанский галеон, еще один крупный галеон испанцев был взят на абордаж во внутренней гавани Кадиса. В завершении этого похода был разрушен замок Сагриш, потоплено и захвачено около 50 мелких каравелл и других мелких судов, а также захвачена каракка Сан Фелипе, возвращавшаяся из Ост-Индии с богатым грузом.

По всеобщему признанию этот поход Дрейка как минимум на год отодвинул нападение Непобедимой Армады на Англию, что, несомненно, позволило последней лучше подготовиться к вторжению испанцев.

Конечно же, сэр Фрэнсис Дрейк был непосредственным и активным участником разгрома Непобедимой Армады (132 корабля!) в 1588 г. На своем корабле Возмездие (Revenge) он участвовал в сражениях у Плимута, при Портленде, у острова Уайт, близ Кале и при Гравелине.

Выдающуюся роль Фрэнсиса Дрейка в противостоянии с Испанией отмечали даже противники и враги Англии. Римский папа Сикст V писал: «Слышали, как Дрейк со своим флотом навязал бой Армаде? С каким мужеством! Думаете, он выказал хоть какой-то страх? Он - великий капитан!»

По всей видимости, после этого удача отвернулась от сэра Френсиса Дрейка. Его последующие походы и предприятия были или малоудачными, или просто провальными.

Свое последнее плаванье сэр Фрэнсис Дрейк совершил совместно с Хокинсом в Вест-Индиию. Однако подготовленные и многому научившиеся за последние годы испанцы, сумели дать отпор англичанам. Особого успеха это плаванье не имело. Более того эскадра англичан страдала от тропической лихорадки и дизентерии.

В ноябре 1595 на рейде Сан-Хуана (остров Пуэрто-Рико) после тяжелой болезни умер Джон Хокинс. А 28 января 1596 г. в Номбре-де-Дьос (там, где в 1572 был ранен в ногу) скончался от дизентерии и сам Фрэнсис Дрейк.

Летописец пишет, что, почувствовав приближение смерти «железный пират» облачился в доспехи, чтобы принять смерть как положено воину и рыцарю.

Под залпы корабельных орудий свинцовый гроб с телом сэра фрэнсиса Дрейка опустился на дно моря.