Меню Рубрики

Федор чижов кто. Литературно-исторические заметки юного техника

(1811−1877)
общественный деятель, предприниматель, финансист, публицист, издатель, искусствовед, меценат, организатор строительства Московско−Ярославской дороги
200 лет со дня рождения

Родился в Костроме в небогатой дворянской семье. Учился в Петербургском университете. Был влиятельной фигурой в культурной жизни России середины XIX века.

Федор Васильевич был широко известен как компаньон Ивана Федоровича Мамонтова по железнодорожному строительству, а после его смерти - как наставник его сына Саввы, который называл своего старшего друга "великим учителем".

Строительство железных дорог началось в России в середине XIX века. Первые рельсы прокладывались на деньги иностранных предпринимателей. Федор Чижов через созданный им журнал "Вестник промышленности" убедительно доказывал, что русские специалисты ничуть не хуже заграничных. Он был одним из немногих деловых людей, считавших, что зависимость русских промышленников от иноземного капитала тормозит экономическое развитие России.

Это помогло найти поддержку у московских купцов, искавших выгодного вложения денег. Таким образом, дорога Москва−Ярославль стала первой частной железной дорогой, построенной без привлечения иностранного капитала, российскими инженерами и рабочими.

Отрезок магистрали от столицы до Троицы был построен за два года. Открывая ее в 1862 году, современники отмечали, что "линия была и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчетности управления просто образцовой". Во многом эти одобрительные слова были адресованы Федору Чижову, который в деловых кругах слыл честным, рачительным, умелым специалистом.

Федор Васильевич, знавший Сергея Аксакова и Николая Гоголя, друживший с Мамонтовыми и Поленовыми, разделявший взгляды славянофила Ивана Аксакова, долгое время оставался незаслуженно в тени этих громких имен. Посмертно, весь свой капитал - 6 миллионов рублей, завещал своей родной Костромской губернии для устройства пяти профессионально-технических училищ.

  • Арензон Е.Р. «Великий учитель» / Е.Р.Арензон // Савва Мамонтов −М.: Русская книга, 1995.−С. 35−42.
  • Гирлина Л.В. Фёдор Чижов / Л. В. Гирлина // Вперёд.−2006.−5 сентября.−С. 3.
  • Маслов В.И. Основатели первых железных дорог / В. И. Маслов // Отчина.− 2003.−№ 2.−С. 7-15.
  • Симонова И.А. Фёдор Чижов /И. А. Симонова.− М. : Молодая гвардия, 2002. − С.335 с.: л.фот., портр. – (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: серия биографий; осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. В 1933 г. М.Горьким; Вып. 805) . – Библиогр.: с.297-318,331−334.;Имен указ. с.331
  • Как купить ж/д билет?

    • Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости.
    • Выберите подходящий поезд и места.
    • Оплатите билет одним из предложенных способов.
    • Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.
  • Как вернуть купленный ж/д билет?

  • Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

    Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу.

    Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1.

    Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure : Verified by Visa и MasterCard SecureCode.

    Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств.

    Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

  • Что такое электронный билет и электронная регистрация?

    Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора.

    При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты.

    После оплаты для посадки в поезд нужно:

    • либо пройти электронную регистрацию;
    • либо распечатать билет на вокзале.

    Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать.

Сегодня, когда с такой ожесточенностью ведутся споры о России и русских, неизбежно обращение к жизни и идеям костромича Ф.В.Чижова, физика и искусствоведа, предпринимателя, финансиста и благотворителя. Первые свидетельства о его жизни - речь И.С.Аксакова, произнесенная им в Славянском благотворительном обществе через месяц после смерти Ф.В.Чижова <1> , и биографический очерк, написанный его бывшим личным секретарем А.Чероковым <2> , - передают живое впечатление, но не претендуют на исчерпывающую полноту. Заведомо неполной была и биография, написанная А.А.Либерманом <3> , потому что до 1917 года был закрыт архив Ф.В.Чижова.
Дело сдвинулось с мертвой точки сравнительно недавно, когда ученый, журналист И.А.Симонова защитила диссертацию, посвященную взглядам и деятельности Ф.В.Чижова <4> , и приступила к работе над книгой о нем для издательства «Наука». Однако сегодня особенно важно, чтобы имя Ф.В.Чижова не было забыто на его родине - в Костроме, где все и начиналось более 180 лет назад.
Один из биографов Ф.В.Чижова приводит его свидетельство о том, что он «сердечно любит Кострому, потому что в ней получил начало как образованию, так и нравственному своему развитию» <5> . Многие отмечали, что значительное влияние на него в этот период оказал отец.
Биографы считал, что Чижов Федор Васильевич происходил «из бедной дворянской фамилии» <6> . И.С.Аксаков писал: «Родившись в 1811 году, в недостаточной дворянской семье Костромской губернии, он прошел тяжкую школу труда и бедности» <7> , а Либерман даже уточняет: «родители его были дворяне Костромской губернии, Чухломского уезда и владели небольшой усадьбой» <8> .
Однако И.А.Симонова утверждает: «В отличие от подавляющего большинства славянофилов Чижав не принадлежал к родовитому дворянству - ему было 12 лет, когда его отец учитель Костромской гимназии, выходец из духовного сословия, получил право на потомственное дворянство» <9> . Это право давала ему многолетняя служба в учреждениях ведомства народного просвещения. Он был одним из первых преподавателей Костромской гимназии, которая была образована в 1804 году на базе Костромского Главного Народного Училища и помещалась в двухэтажном каменном здании, приобретенном в свое время для этого училища Приказом Общественного призрения на Верхнедебринской улице <10> (сейчас это ул. Дзержинского, д. 9). В делах первого года существования нового учебного заведения хранился документ под названием «Раззначение предметов и годового жалованья учителям Костромской Губернской Гимназии», где в числе семи преподавателей «учителю Истории со включением Мифологии и древностей, Географии, статистики и начал философии Василью Чижеву» определялось жалованье 650 рублей <11> . «Из расписания жалованья учителям гимназии мы можем заключить, что положение их в финансовом отношении было довольно удовлетворительно» <12> .
Гимназия в это время давала образование разностороннее: по этому же списку значились преподаватели «чистой и прикладной математики и коммерческих наук», «натуральной истории, физики и начал политической экономии», рисования, латинского языка и «изящных наук», а также немецкого и французского языков <13> . Правда, сегодня довольно трудно определить уровень преподавания этих дисциплин.
По некоторым данным можно предположить, что по сравнению с главным народным училищем сложность предметов и требовательность педагогов, значительно увеличились: сильно, почти вдвое сократилось число учащихся. Так что, видимо, каждому из учеников уделялось достаточное внимание. Возглавлял же это учебное заведение в течение семи лет Н.Ф.Грамматин, один из образованнейших людей своего времени, поэт, переводчик, первый исследователь «Слова о полку Игореве» <14> .
Вот такой была Костромская гимназия, когда там преподавал В. Чижов.
Однако в 1819 году гимназический устав подвергся значительным изменениям: из расписания исчезли «практические» дисциплины - технология, коммерция, политическая, экономия, право, психология, зато были введены греческий язык и Закон Божий <15> . В.Чижов, как член педагогического совета гимназии, принимает участие в проведении нового курса <16> , однако уже в списках преподавателей 1820-23 годов его имя не значится <17> . Очевидно, именно в это время семья Чижовых перебирается в Петербург.
Ф.В.Чижову в 1819 году было 8 лет, так что даже трудно сказать, успел ли он начать учение в Костроме. Гимназию он заканчивал уже в Петербурге, там же поступил в университет по математическому факультету, который и закончил блестяще в 1832 году <18> .

1830-е годы в жизни Ф.В.Чижова проходят под звездой точных наук: он «занимался математическими науками с большой любовью и замечательным успехом» <19> , благодаря чему был оставлен при университете, а в 1833 году уже приступил к преподаванию. А.Чероков, бывший впоследствии его личным секретарем, так рассказывал о первом появлении на кафедре нового адъюнкта: «Существуя всегда на скудные, средства, более заработками с уроков, он не имел возможности скопить себе что-либо к окончанию курса, чтобы собственными средствами обмундировать себя, и на первую же назначенную ему лекцию, во избежание укора в неаккуратности с первого же шага, вынужден был, явиться в студенческом мундире. Престижу профессорского звания грозил конфуз, и профессора тут же собрали между собой необходимые средства к его обмундированию до исходатайствования аванса» <20> .
Он читает алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию теней и перспективы <21> , а в 1836 году получает степень магистра философии за диссертацию «Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры земли» <22> . В это время уже входит в российский быт железная дорога, которая соединяет Петербург с Царским Селом. Она была торжественно открыта в 1837 году (помните, у М.И.Глинки - «Веселится и ликует весь народ. В чистом поле мчится поезд...»). Ф.В.Чижов был человеком, впервые в России издавшим труд о паровых машинах,-в следующем же, 1838 году. Он назывался «Паровые машины - история, описание и приложение их со множеством чертежей» и был основан на трудах английских специалистов - Пертингтона, Стефенса и других <23> .

В его родную Кострому железная дорога проляжет лишь через полвека, возможно, а пока даже молва о ней еще не добрела в провинциальную глушь (позднее мы встретим рассказ странницы Феклуши о железной дороге в «Грозе» Островского как об огнедышащем железном звере). В столицах время мчится быстрее.

Железная дорога на всю жизнь останется для Ф.В.Чижова символом прогресса и процветания России. И до Костромы она дойдет в конце концов благодаря его стараниям. Но это будет позже, а пока его блестящая карьера неожиданно прерывается, и жизнь получает другое направление. Он казался друзьям прагматиком, «не знаю, способен ли он к энтузиазму», - записывал в это время о нем А.Никитенко в своем дневнике <24> . Все отмечали его ясный ум, логику. Однако наука разочаровывает его, и мотивы этого разочарования вскрывают иную сторону его натуры: появляются новые интересы, лежащие в области гуманитарных знаний, сам же Ф. В. Чижов «смотрел на науку чересчур лирически, видел в ней высокое, чуть-чуть не священное дело, и потому от человека, бравшегося быть преподавателем, требовал полного и безусловного посвящения ей» <25> .

Эти слова Ф.В.Чижов сказал о Н.В.Гоголе, одновременно с ним преподававшем в университете и делившем себя между наукой и литературой, но в неменьшей степени это относится и к нему самому. И потому, когда в круг его интересов входят история искусств и литературы, социология (мы бы сегодня сказали- история культуры), он оставляет кафедру, которой отдал 8 лет, и отправляется в 1840 году за границу. Им овладевает желание познать историю искусства - «одного из самых прямых путей к изучению истории человечества» <26> , овладевает с силой не меньшей, чем прежде - желание познать законы физического строения мира. Ф.В.Чижов едет на воды в Мариенбад, путешествует по Германии, но каждую зиму непременно проводит в Риме, опять встретившись - и опять «не сойдясь» - там с Н.В.Гоголем. И главным содержанием римских зим было изучение истории искусств.
Один из современных исследователей С.Л.Чернов заметил мимо-ходом: Ф.В.Чижов «становится дилетантом-искусствоведом, пишет в русские журналы более или менее талантливые корреспонденции, собирает материал для большого труда по истории искусства, который так и остался ненаписанным» <27> . Однако здесь не учтено состояние русского искусствознания 1840-х годов, которое, в отличие от литературоведения, еще не имело профессиональной критики высокого уровня и находилось в процессе становления. На этом фоне Ф.В.Чижов с его умением во всяком деле, за которое он берется, «дойти до самой сути», был фигурой заметной, пользовался влиянием среди художников.
По свидетельству А.Черокова, «занимаясь в Риме исключительно изучением искусств, Чижов скоро сблизился со всем тамошним кружком художников, на которых имел, по удостоверениям Кривцова (инспектора над русскими художниками за границей), весьма благотворное влияние и скоро стал для них настоящим знатоком, истинный целителем и справедливым судьей, благодаря своему строгому уважению к требованиям искусств» <28> . Этот «кружок художников» состоял в основном из лучших выпускников Академии художеств, отправленных на стажировку за границу, среди них были и зрелые мастера, например, А. Иванов, вынашивавший в это время замысел картины «Явление Мессии».

В эту же поездку Ф.В.Чижов впервые посещает славянские страны, находившиеся под австро-венгерским владычеством. В Праге он знакомится с одним из идеологов славянского единения - В.Ганкой, знакомится с одним из идеологов славянских народов, и с этих пор идеи богоизбранности, особой миссии славянских народов, и прежде всего русского, пронизывают все существование Ф.В.Чижова. Однако осуществление этих идей было невероятно далеко от бытующих сегодня извращенных представлении о русской мечтательности. Этот человек настолько возлюбил Россию, что самой жизнью своей, кажется, решил опровергнуть миф о русской лени и непредприимчивости. Еще в годы преподавания в университете за Ф.В.Чижовым заметили «способность подчинять свои личные соображения практическим целям жизни» <29> .
В 1847 году при возвращении из очередной поездки по славянским странам, где он был замечен австрийцами в помощи черногорцам Ф.В.Чижова арестовали на границе и две недели продержали в Петропавловской крепости. После этого ему было запрещено пребывание в столицах, и он избирает для жительства местечко Триполье в 50 верстах от Киева, где занимается... разведением шелковичного червя, чтобы доказать возможность, и доходность этого занятия в России. И, как и в других случаях, эти труды увенчались не только пудами собственноручно выработанного им шелка, что требовало немалых, трудов, но и солидным, исследованием «Записки о шелководстве»; этот труд охватывал шелководство от V века до современных технологий и экономических перспектив и был переведен на иностранные языки <30> .

Как только появилась возможность жизни в столицах, он селится в Москве, как наиболее близкой русскому духу. Бывает у славянофилов - Аксаковых, Киреевских, Хомякова, но сохраняет все же самостоятельность в суждениях, а главное, осуществляет свой путь возвышения России. Этот путь отнюдь не казался славянофилам бесспорным: это была ставка на развитие технического прогресса, помощь отечественной промышленности и коммерции.

Люди, которые сотрудничали с Ф.В.Чижовым начиная с 1850-х годов, когда он целиком отдается делу содействия промышленности, были тесно снизаны с костромской землей. Среди них - А.П.Шипов, представитель костромского дворянского рода, один из основателей первого в нашем городе механического завода в 1852 г. (на его месте - завод им. Л.Б.Красина). Костромичи В.А.Кокарев, А.И.Кошелев, один из владельцев крупнейшей в стране фабрики по переработке льна товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры (в просторечии - «кашинской фабрики») - С.М.Третьяков.

Кроме них, в окружении Ф.В.Чижова оказываются такие крупные русские промышленники, как И.Ф.Мамонтов, Т.С.Морозов, К.Т.Солдатенков и др. Именно они составляли в середине века будущее русский промышленности, содействию им отдавал все свои силы Ф.В.Чижов. Вместе с А.П.Шиповым он создает «Общество для содействия русской промышленности и торговле», а затем в 1858-1862 годах издает журнал «Вестник промышленности», первоначально на свои средства. На страницах этого печатного органа пропагандировалось все, что могло способствовать самостоятельности российской экономики, ее могуществу. Одним из первых условий этого была ликвидация крепостного права, которое сильно сдерживало развитие промышленности. Предпринимательству мешали сословная замкнутость, отсутствие экономических и политических прав у промышленников. Ф.В.Чижову удалось, возбуждая общественное мнение, добиваться от правительства предоставления льгот русским капиталистам. Он выступал за создание сети железных дорог с главным узлом в Москве, развитие металлургии к машиностроения, создание акционерных банков, большого числа учебных заведении технического профиля <31> .

Все это, безусловно, имело гораздо большее значение в тот период, нежели просто развитие экономики: это влияло на становление национального самосознания, на политическую самостоятельность государства. Достаточно сказать, что и сегодня слабое развитие путей сообщения историки признают одной из причин поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов. Издание журнала было делом весьма хлопотным, требовало больших затрат, а денег не хватало. Однако Ф.В.Чижов по другому поводу говорил о себе: «Я как-то охотнее подчиняюсь самой труднейшей работе, когда мне ясны причина и цель ее» <32> . В скором времени польза издания - цель этой огромной работы Ф.В.Чижова - стала очевидна не только для него, но и для тех, ради кого он издавал «Вестник промышленности». Подписчики - московские предприниматели, часто задерживавшие выплату денег, вдруг были уведомлены о скором закрытии журнала.
Вот как об этом вспоминал секретарь Ф.В.Чижова А.Чероков:. «Этот циркуляр (о прекращении, подписки.- Л. С.) произвел целый переполох среди подписчиков: почти каждодневно они являлись то поодиночке, то группами в редакцию за справками - верно ли? и что нужно, чтобы не прекращался журнал. Недоимки все полностью были доставлены через несколько дней» <33> . Однако издатель был тверд, журнал прекратил свое существование.

Это не означало, что Ф.В.Чижов отказался от своих взглядов или от надежды реализовать их. Он только встал на путь самостоятельного их осуществления. Да и идеи его уже были восприняты значительным количеством деятелей русской промышленности и торговли.

В 1867 году открывается Московский купеческий банк (Ф.В.Чижова пригласили руководить его операциями), затем в 1869 году по его инициативе создается в Москве «Купеческое общество взаимного кредита». Идеи «Вестника промышленности» обретали плоть и кровь, частная инициатива высвобождалась, становилась менее зависимой от диктата бюрократии. Когда-то, на заре жизни, Ф.В.Чижов впервые осознал важность железнодорожных сообщений, пропагандировал паровые двигатели. Пятидесятилетним финансистом он возвращается к этой идее. «Он задал себе задачу - вырвать русские дороги из рук иноземцев», - пишет А.Чероков <34> . И в этом, кроме понимания их стратегического значения, было еще и желание доказать, «что и русские неучи смогут строить такие же дороги на русские деньги и управлять ими» <35> .

Это не было результатом необоснованных амбиций. Прежде чем строить дорогу до Сергиева Посада, по инициативе Ф.В.Чижова было проведено обследование, выяснившее поток потенциальных пассажиров, составлено экономическое обоснование. Первая линия, построенная на русские капиталы русскими специалистами, была позднее продолжена до Ярославля, а потом и до Вологды. О том, почему в это время дорога не была доведена до Костромы, А.А.Либерман высказал такое предположение: «Весьма вероятно, что сердце подсказывало Чижову соединить рельсовым путем с Москвой и родную ему Кострому, но его пуританская строгость к общественному достоянию не позволила ему этого сделать: он сознавал невыгодность для Общества ветви до Костромы; эта ветвь была проложена после его смерти» <36> .

Так что, едучи в Кострому из Москвы, неплохо было бы помнить, что ничто не возникает само по себе и обязательно должен быть человек, который замыслил сущее и выполнил его, а чаще всего таких людей было много. И хотелось бы верить, что такие люди еще появятся в нашем Отечестве! Сложная финансовая операция была разработана Ф.В.Чижовым для того, чтобы выкупить у иностранных капиталистов Московско-Курскую железную дорогу. Лишь через 18 лет, вложив фактически весь наличный капитал в банковские акции Ф.В.Чижов и его компаньоны должны были получить доход. Для Ф.В.Чижова это, означало что он не увидит этих доходов при своей жизни. Вот эти-то капиталы и завещал он на создание сети учебных и медицинских заведении у себя на родине, в Костромской губернии <37> .
Низшее химико-техническое училище в. Костроме было открыто в 1894 году, 26 сентября <38> . В тот момент это было первое низшее училище с химической специальностью в России. Оно давало учащимся «теоретические и практические знания, необходимые мастерам на Химических заводах и в красильных заведениях <39> . Второе костромское училище - среднее механико-техническое, было открыто тремя годами позже, 2 сентября 1897 года, и готовило «техников, могущих быть ближайшими помощниками инженеров и других высших руководителей фабрично-заводских предприятий механических и электротехнических специальностей» <40> .

Плата за образование была различной и соответствовала уровню образования, а значит, и последующей плате, выпускникам в начальном - 3, в среднем - 30 рублей в год. Но необходимо помнить, что бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных средств. Так, только в низшем костромском училище в год выплачивалось стипендий на 1000 рублей - сумма огромная по тем временам. Для двух костромских училищ были куплены постройки упомянутого выше завода братьев Шиповых - первого механического завода в городе, где были устроены прекрасно оснащенные оборудованием мастерские. Достаточно сказать, что электричество во вновь построенных зданиях и мастерских училищ уже существовало в конце прошлого столетия (городская электростанция была открыта лишь в 1913 году), действовал собственный литейный цех и т. п. <41> .


Химико-технологическое училище им. Ф.В. Чижова в Костроме

В развитие идеи Ф.В.Чижова о необходимости прогресса российской «глубинки» были открыты училища в уездных городах Костромской губернии - Кологриве, Макарьеве и Чухломе. Там, кроме обучения необходимым в сельском хозяйстве ремеслам готовили сыроделов, кожевенников, специалистов по переработке льна и т. д. Иногда, как в Кологриве и Чухломе, комплексы построек училищ образовывали целые учебные городки, снабженные всем необходимым.

Память о Ф.В.Чижове бережно сохранялась среди учеников и преподавателей училища, было создано Общество бывших его выпускников, которые следили за судьбой закончивших училище, при необходимости оказывало поддержку. Не было забыто и женское специальное образование. В 1902 году уездной земской больнице, которая находилась вблизи фабрик и обслуживала жителей западного промышленного района города. Заведение оказывало помощь родительницам и готовило бабок, то есть акушерок высшей квалификации <42> . Оно осуществляло и санитарное просвещение работниц. Рассказывают, что выпускницам вручался саквояж с набором необходимых инструментов и достаточным на первое время количеством медикаментов.

Так Ф.В.Чижов вернулся в родной город после своей смерти. Она случилась 26 ноября 1877 года в Москве. Бог послал ему легкий конец - он умер на руках у друзей и учеников от аневризма аорты. Полная парадоксов судьба, опровергающая все стереотипные представления о русском характере. И.С.Аксаков, поминая его, говорил: «Немало был бы он сам удивлен, если бы в то время, когда ом изучал историю искусств в Италии, так пламенно им любимой, кто-либо, возвестил ему его позднейшую деятельность в звании железнодорожного строителя или учредителя банков» <43> . Всю жизнь им руководила забота о России. Будем надеяться, что в нынешний критический момент в нашей стране явятся вновь такие люди.

Крупный общественный и промышленный деятель половины XIX века, писатель; происходил из бедной дворянской семьи и родился в 1811 году, в Костроме.

Начав свое учение в Костромской Гимназии, Чижов перешел, затем, в Третью Петербургскую, откуда поступил на физико-математический факультет С.-Петербургского Университета.

Окончив здесь курс со степенью кандидата в 1832 году, Чижов предназначен был для приготовления к профессуре и для этой цели - к отправлению за границу, но ввиду состоявшегося в 1831 году Высочайшего повеления о приостановке командировок русских молодых ученых за границу, он принужден был остаться в Петербурге.

Способности Чижова, однако, были настолько выдающимися, что профессор университета Д. С. Чижов, однофамилец Ф. В., выхлопотал ему в августе 1833 года от попечителя учебного округа С. С. Уварова ежегодное в течение трех лет пособие по 1500 рублей, дабы Чижов мог заниматься математикой у академика M. В. Остроградского.

В это время Чижов уже состоял адъюнктом университета и читал в нем курс начертательной геометрии (с 1832 года), но отказавшись от своего небольшого родового имения в пользу сестер еще во время своего студенчества и получая всего лишь 600 рублей, он принужден был зарабатывать себе деньги частными уроками.

Поэтому, полученное им от С. С. Уварова пособие было для него большим благодеянием и он мог спокойно предаться занятиям математикой, не отвлекаясь от них заботами о заработке.

Продолжая читать лекции в Университете, Чижов представил диссертацию на степень магистра, напечатанную в 1836 году и носящую название: "Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры земли". За эту работу, замечательную по отчетливости изложения, столь важной в аналитической механике теории, он был удостоен звания магистра математических наук. В Университете Чижов впервые встретился с Н. В. Гоголем, назначенным в 1834 году на кафедру древней и средневековой истории, но сойтись они не могли: слишком велика была разница между ними как по их личным характерам, так и по взглядам на науку и ее преподавание.

В 1837 году Чижов выпустил в свет новый свой труд: "Паровые машины, история, описание и приложение их, со множеством чертежей (составленное по Пертингтону, Стефенсону и Араго)", - сочинение, бывшее в свое время весьма полезным и выдающимся.

Кроме того, в это время он принимал участие в повременных изданиях того времени, каковы: "Библиотека для чтения", "Сын Отечества" и "Журнал Министерства Народного Просвещения", в которых помещал как оригинальные, так и переводные статьи.

В Петербургском Университете Чижов пробыл до осени 1840 года, когда расстроенное здоровье принудило его покинуть преподавание и уехать сперва в Малороссию, а затем и за границу.

Из этого отпуска он на службу уже не возвращался, и кафедра его до окончательного увольнения из университета в 1845 году была замещена экстраординарным профессором Савичем.

Еще находясь в университете, Чижов стал интересоваться литературой, искусствами и историей и в 1839 году выпустил в свет перевод сочинения Галлама: "История европейской литературы в XV-XVI столетиях", снабдив его многими своими примечаниями, показавшими в нем весьма обширную начитанность, а в 1841 году "Призвание женщин" (перевод и переделка с английского).

Увлечение историей искусств и другими науками, а также замкнутость избранного им поприща - ученого математика, не могшее удовлетворить пылкой и разнообразно одаренной природы Чижова, - были, без сомнения, не последними причинами, заставившими его оставить университет.

Избрав себе целью в заграничном путешествии изучение истории искусств, как, по собственному его определению, "одного из самых прямых путей к изучению истории человечества", Чижов первый год провел на водах в Мариенбаде, объехал, затем, большую часть западной Европы, а зимою посетил Италию, куда потом приезжал на зиму уже каждый год во все пребывание свое за границей.

Встретившись в первый год своего пребывания за границей в Праге с Ганкой, давшим ему впервые понятие об общеславянских идеях, Чижов, увлекшийся ими, посетил, затем, южнославянские земли, Истрию, Далмацию, Черногорию, Сербию, с целью убедиться в близости славянских народов между собою и проверить свое увлечение.

Везде Чижов встречал искреннее сочувствие к себе, как к русскому; найдя близ Полы православную церковь и пораженный ее крайней бедностью, Чижов выписал для нее из России церковную утварь, ризы, книги и прочее, и лично перевезя все это по Адриатическому морю, он подвергся опасности от австрийцев, несмотря на то, что его охраняли заранее предупрежденные им далматинцы.

Путешествуя, Чижов встречался со многими известными людьми.

Так, в одну из поездок своих по Бельгии, он встретился с В. С. Печориным, часть записок которого им помещена в "Русском Архиве" (1870 г., стр. 1333-1342), - Мицкевичем, который, по его отзыву, в это время был крайним мистиком и слепо верующим идеалистом без каких-либо определенных целей. Большую часть своего пребывания Чижов провел в Италии, изучая здесь не только историю искусства, но и итальянскую историю вообще, в особенности же историю Венеции.

В Риме Чижов жил в одном доме с Гоголем и Н. М. Языковым, причем сошелся близко только с последним.

Принявшись со свойственным ему жаром за изучение искусств, Чижов вскоре стал знатоком в этой области и близко сошелся с А. А. Ивановым и тамошним кружком художников, на которых имел весьма благотворное влияние, будучи строгим и справедливым судьей художественных произведений.

Насколько Чижов серьезно занимался здесь искусством, могут служить замечательные его статьи: "О работах русских художников в Риме" и "О римских письмах Муравьева" ("Московский Сборник" 1846 и 1847 гг.). В 1846 году Чижов приехал в Петербург, но не встретив здесь живого отклика славянским идеям, которые вместе с задачей изучения искусств тогда всецело поглощали его, он отправился в Москву и здесь вполне примкнул к кругу Хомякова, Киреевских, К. Аксакова и Ю. Самарина.

Ставя Хомякова выше всех остальных по уму, таланту, обширности взгляда и начитанности, он мало сошелся и узнал других членов кружка.

Смотря на общеславянскую идею с точки зрения исторически мировой неизбежности и вполне сам проникнутый ею, Чижов задумал было с 1847 года издавать славянофильский журнал, но потом отложил его до 1848 года. Содержание этого журнала должно было состоять из отрывков его путешествия по славянским землям, из постоянных с чисто ученой точки зрения исследований литератур всех славянских народов, и статей русских людей с разбором всех замечательных иностранных сочинений, но в таком виде, чтобы они давали полное понятие как о содержании книги, так и об исполнении.

Предполагалось также, если будет дозволено, помещать и разборы иностранных сочинений о России, но с просьбой, чтобы они шли через Канцелярию Его Величества, а не через обыкновенную цензуру.

Знакомство Чижова со всеми членами кружка славянофилов, а также его горячая и деятельная жизнеспособность служили залогом успеха журнала, и с целью приобретения сотрудников в славянских землях он вновь в 1846 году уехал за границу.

Посетив вторично Сербию, Истрию, Далмацию и другие австрийские славянские земли, Чижов везде горячо проповедовал славянские идеи, а находясь на Далматинском берегу, ему случайно удалось помочь далматинцам выгрузить оружие.

Еще во время своего первого заграничного путешествия Чижов был замечен австрийским правительством, посылавшим на него доносы русскому; после же случая с выгрузкой далматинцами оружия в доносах австрийцев стали появляться предупреждения об опасности от такого возмутителя, составившего якобы заговор против русского правительства.

Около этого же времени Чижов получил известие об опасной болезни своей матери и поспешил возвратиться в Россию.

Но едва он переехал границу, как был захвачен ждавшими его здесь русскими полицейскими агентами и отправлен прямо в Петропавловскую крепость.

Ответы Чижова (напечатанные в "Историческом Вестнике", 1883 г., август, стр. 241-262, "Воспоминания Ф. В. Чижова", должно быть не что иное, как эти ответы) на тринадцать предложенных ему вопросных пунктов о его деятельности, связях и мыслях, занявшие до пятидесяти листов, были написаны им совершенно правдиво и прочитаны императором Нилаем I, нашедшим чувства Чижова хорошими, но слишком горячо выраженными.

Воспретив Чижову пребывание в обеих столицах, государь разрешил ему, однако, самому избрать место для жительства;

Чижов уехал в Киевскую губернию и стал там заниматься шелководством, которым заинтересовался еще будучи в Италии.

Таким образом, в жизни Чижова совершился резкий переворот и издание задуманного им журнала само собой не состоялось.

Предавшись со всей страстностью и настойчивостью своей природы изучению шелководства в местечке Триполье (вниз по Днепру, в 50 верстах от Киева) в отведенных ему в аренду 50 десятинах земли от Министерства государственных имуществ, Чижов принялся также и за изучение философии, свидетельством чему служат многочисленные его выписки из сочинений по этому предмету.

Работая здесь собственноручно в течение шести лет, он иногда посещал в Киеве семейство Галаганов, тесные, почти родственные, связи с которым у него были еще со времени его пребывания в Петербурге, когда одновременно с чтением лекций в университете он занимался с Г. П. Галаганом.

Впоследствии, когда умер сын его воспитанника в 1869 году, мысль о учреждении в Киеве коллегии его имени была подана Чижовым, и таким образом "Коллегия Павла Галагана", в разработке плана которой он принимал близкое участие, до некоторой степени обязана своим существованием Чижову.

У Галаган, а также у доктора С. А. Смирнова, С. А. Данилевского и М. В. Юзефовича, Чижов встречался с Гоголем и на этот раз, по его отзыву, как с истинным другом.

Результатом работ Чижова по шелководству было появление сперва многочисленных статей его по этому предмету в "С.-Петербургских Ведомостях", а затем и исследования: "Записки о шелководстве" (новое издание, M., 1870), которое заключало в себе историю развития шелководства, Книга эта, переведенная на иностранные языки, до сих пор не потеряла своего значения для всех занимающихся разведением шелковичного червя. Со вступлением на престол императора Александра II, Чижов с 1855 года получил разрешение жить в столицах, и, не имея возможности издавать задуманный им журнал ("Русский Вестник" издавался уже, и враждебной славянофилам партией), Чижов ограничился помещением статей по разным предметам в "Московском Сборнике", "Русской Беседе" и других журналах.

Такова его статья: "Джиованни Фиезольский и об отношении его произведений к нашей иконописи" ("Русская Беседа" 1856 г.). Здесь же за 1857 год, а также частью в "Московском Сборнике" 1847 года помещены его записки о путешествии, интересные и бытовыми, и историческими чертами, а также описанием памятников римского зодчества.

С этих пор, т. е. с 1857 года, в деятельности Чижова наступает новый период.

Убедившись в крайне угнетенном и беспомощном положении русской промышленности и поставив себе задачей покровительствовать ей в смысле развития соперничества с иностранным производством посредством наибольшей продуктивности труда и при помощи научно-технического образования, Чижов вложил все свое увлечение и энергию в новое для себя дело. Образовав при содействии А. П. Шипова "Общество для содействия русской промышленности и торговле" - которое, однако, не принесло значительной пользы делу, вследствие косности купечества и новизны положенного в его основание публичного обмена мыслей по поводу нужд самого же купечества, Чижов с 1858 года предпринял издание "Вестника Промышленности" с бывшей при нем газетой "Акционер", сперва держа редактирование им в своих руках, а потом (в 1861 г.) разделив этот труд с профессором И. К. Бабстом. "Вестник Промышленности", издававшийся на весьма ограниченные средства Чижова, несмотря на сочувствие и материальную поддержку со стороны московских богачей (В. К. Крестовников, И. Ф. Мамонтов, К. В. Рукавишников, С. М. Третьяков, А. И. Кошелев, П. П. Малютин, Т. С. Морозов, И. А. Лямин, К. Т. Солдатенков, В. А. Кокорев и другие), шел плохо и в конце концов, по нежеланию Чижова продолжать его, хотя и были доставлены упомянутыми лицами на его издание значительные суммы, прекратился в 1861 году. "Акционер" же в 1862 году выходил самостоятельно, а в 1863 году - как приложение к газете "День", издававшейся под редакцией И. С. Аксакова.

В 1862 же году Чижов намеревался издавать "День", но это не было ему разрешено без объяснения причин, хотя правительство ранее и предлагало ему редактировать газету, долженствовавшую заменить запрещенный в 1859 году " Парус". Ведя журнал, в котором приходилось часто помещать статьи, заключавшие в себе сетования по поводу того, что русское железнодорожное дело находится в руках иностранцев, Чижов обратил внимание на этот вопрос и решил вырвать русские дороги из рук иностранцев.

Желая доказать, что русские могут построить дорогу и управлять ею так же, как и иностранцы, он избрал на первый раз линию к Троице-Сергиевской Лавре. Всегда принимаясь за дело основательно и обдуманно, Чижов, - с целью собрать данные о количестве пассажиров будущей дороги, - снарядил несколько партий из молодежи, на обязанности которой лежал точный перечет всех проезжих и прохожих на пути в Лавру. Собрав таким оригинальным способом необходимые данные, он представил соображения насчет дороги правительству, и в 1860 году акционерная компания была разрешена.

Первое правление дороги состояло из барона А. И. Дельвига (главный инспектор железных дорог), И. Ф. Мамонтова и Н. Г. Рюмина.

Работы по постройке были начаты в 1860 же году, а в 1868 году было открыто движение от Москвы до Лавры, причем Чижов, будучи до того кандидатом в члены правления, заместил А. И. Дельвига, выбывшего из его состава.

Заинтересовавшись, затем, положением в промышленном отношении нашего северного края, забытого и правительством, и частною предприимчивостью, и построив Вологодскую линию, Чижов одновременно с ее проведением организовал товарищество Архангельско-Мурманского пароходства по Белому морю и Северному Ледовитому океану.

Наводя каждого вступающего к нему в компанию на мысль о бескорыстном служении родине и о вероятности убытков, несмотря на беспроцентную ссуду правительства в 100 тысяч рублей, Чижов незадолго до своей смерти вложил в это дело своих 200 тысяч рублей, заложив для того все свои свободные бумаги.

Неуклонно идя к разрешению поставленной им себе задачи - передачи железных дорог в русские руки, - он задумал сделать это и с Николаевской дорогой.

Заручившись доверием русского правительства и составив солидную компанию (T. С. Морозов, С. М. Третьяков с родней, И. Ф. Мамонтов, Н. Г. Рюмин, П. П. Малютин, К. В. Рукавишников, А. и В. Крестовниковы, И. А. Лямин, К. Т. Солдатенков, В. А. Полетика - редактор "Биржевых Ведомостей", негласно В. A. Кокорев и другие), Чижов тем не менее не был в состоянии купить эту дорогу у Главного Общества.

Потерпев здесь неудачу, Чижов стал заниматься исключительно Троицкой дорогой и принимал лишь косвенное участие в газетах "Москва" и "Москвич", издававшихся официально под редакцией Андреева, а фактически - И. С. Аксакова и выходивших в 1867-1868 годах. Эти газеты просуществовали недолго, но, тем не менее, успели принести большую пользу русской промышленности, вызвав пересмотр таможенного тарифа с участием представителей от купеческого сословия.

И в этом деле Чижов принимал самое деятельное участие, проверяя записки о действительной стоимости предметов производства каждого фабриканта.

Этот первый общий пересмотр тарифа с представителями от купечества, состоявшийся под председательством тайного советника Небольсина, не удовлетворил своими результатами многих, особенно сторонников протекционистов, и спустя несколько месяцев после утверждения нового тарифа в кредитных рублях, Чижовым была составлена записка о желательности золотой пошлины, которая и была введена вскоре, возвысив почти на 40% по тогдашнему курсу все пошлины и вызвав прилив золота в казну. После этого Чижов удлинял свою Троицкую дорогу и задумал покупку в русские руки Московско-Курской железной дороги.

При помощи особо придуманной им комбинации, дорога в 1873 году была куплена московской компанией, и Чижов, как один из ее участников, реализировал значительные барыши.

По условию с правительством, акции этой дороги должны были быть неприкосновенными 18 лет, и Чижову до самой последней минуты не были известны его капиталы.

Последние годы своей жизни Чижов занят был устройством "Московского купеческого банка", директором которого он пробыл несколько лет, и "Общества взаимного кредита", - учреждений, принесших огромнейшую пользу московскому купечеству, не имевшему до того мелкого кредита, столь необходимого в торговых оборотах.

Скончался Чижов от аневризма, 14-го ноября 1877 года, и похоронен в Даниловском монастыре в Москве, близ могилы Н. В. Гоголя.

Будучи "бескорыстнейшим из людей", "без всякой личной корысти", как сказал об этом замечательном деятеле И. С. Аксаков в своей речи, читанной 18-го декабря 1877 года в Славянском Благотворительном Обществе, Чижов не был лишь умным, строгим и безупречным в сфере экономических интересов практическим деятелем.

По существу своей природы это был человек вечной духовной мысли и высших нравственных идеалов, которые он не покидал ни в каких своих делах. Принимаясь за какое-либо предприятие, он всегда одухотворял его своей нравственной стихией, высшею идеальною целью, - и только в таком случае возможна была для него работа.

Всякое дело, за которое он брался, имело всегда самые благотворные последствия для следующих поколений.

Обладая несокрушимой энергией, волей, мощью характера и будучи строг по отношению к себе - Чижов имел в высшей степени сострадательное сердце и многим в своей жизни помог и словом и делом, но не выносил лености и праздности в людях, а также невнимательного и легкого отношения к своим долгу и обязанностям.

Живя в высшей степени скромно, Чижов был безупречно честен, что было известно не только в России, но и за границей, и имя его, стоявшее во главе какого-либо предприятия, было лучшим ручательством за достоинство и вместе с тем за успех взятого им на себя дела. В людях, с которыми его сталкивал случай, Чижов оставлял неизгладимое впечатление своей личностью.

Постоянно занятый каким-либо взятым в свои руки делом, Чижов находил время и для занятий литературой.

Так, кроме упомянутых, им напечатаны, например, следующие статьи: "Полвека общественной жизни. Воспоминания И. А. Шестакова, с предисловием Ф. В. Чижова" ("Русский Архив", 1873 г., стр. 164-200) и "О трудах по истории русского законодательства" ("Русский Архив", 1869 г., стр. 2045-2066). На реализованные в 1891 году акции Московско-Курской железной дороги, доставившие около 6 миллионов состояния, по завещанию Чижова, было устроено пять имени его промышленных училищ в Костромской губернии: два в Костроме (среднее механико-техническое из четырех классов и низшее химико-техническое из трех специальных и одного приготовительного), одно - в Кологриве (низшее сельскохозяйственно-техническое), одно - в Макарьеве (ремесленное) и одно - в Чухломе (сельскохозяйственное).

В настоящее время все эти училища вполне обеспечены неприкосновенным капиталом почти в четыре миллиона рублей, находящимся в Государственном банке. Почти непрерывно, начиная со студенчества и до последнего дня своей жизни, Чижов вел подробный дневник, занося в него все случайности и встречи с приведением своих взглядов и мнений о каждом явлений и лицах. Этот весьма любопытный документ, обнимающий собой время почти в сорок лет и весьма ценный для освещения славянофильства, был завещан Чижовым Румянцевскому музею под условием вскрытия его через сорок лет после его смерти и, таким образом, оценка и значение самобытной и поистине крупной и замечательной личности Чижова не может быть полной и всесторонней в настоящее время. Аркадий Чернов, "Ф. В. Чижов и его связи с Н. В. Гоголем", биографический очерк, М., 1902; "Русская Старина", 1881 г., январь, стр. 191; "Воспоминания В. Ф. Чижова", "Исторический Вестник" 1883 г., февраль, стр. 241-262; "Русский Архив", 1878 г., кн. І, стр. 129-137; 1883 г., кн. II, стр. 207-208; 1884 г., кн. І, стр. 391; 1885 г., кн. III, стр. 296-297; В. Григорьев, "Императорский С.-Петербургский университет в течение первых 50 лет его существования", СПб., 1870, стр. LXXI, 92, 177-178, примечание 181-е; Некролог, "Пчела" 1877 г., №№ 9 и 10; В. Срезневский, "Список повременных изданий с 1703 по 1899 год со сведениями об экземплярах, принадлежащих Императорской Академии Наук", СПб., 1901 (корректур. издание); "Русский Сборник", т. II, ч. 1-2. (Бесплатное прил. к журналу "Гражданин"), стр. 320-323. - Отчет географ. общ., 1877; А. Воронов, "Историко-стат. обозрение учеб. завед. СПб. учеб. округа", стр. 177-178, 185, 227; "Журнал Мин. Народного Просвещения", 1877, № 12, стр. 155-157. Вадим Модзалевский. {Половцов} Чижов, Федор Васильевич (1811-1877) - крупный предприниматель, финансист и писатель.

Происходя из небогатой дворянской семьи Костромской губернии, в раннем детстве и молодости прошел тяжелую школу бедности.

Окончил курс в спб. университете со степенью кандидата физико-математических наук и тогда же был назначен преподавателем начертательной геометрии в университете.

В СПб. Ч. занимался у академика Остроградского.

В университете Ч., в качестве адъюнкта, читал математические науки до 1840 г. В 1836 г. получил степень магистра за диссертацию: "Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры Земли" (СПб., 1836). В 1838 г. издал первое русское сочинение о паровых машинах ("Паровые машины.

История, описание и приложение их", СПб.). В последние годы преподавания в университете Ч. перешел к занятиям историей литературы и искусства.

В 1839 г. вышел его перевод, с примечаниями, "Истоки европейской литературы XV и XVI столетий" Галлама, в 1841 г. - переделка с английского: "Призвание женщины". 1840-1847 гг. Ч. провел за границей, большей частью в Италии: сюда влекло его желание заняться историей искусства, "как одним из самых прямых путей к истории человечества". Его статьи по искусству появлялись в "Современнике", "Москвитянине", "Московском Сборнике" (об Овербеке, о работах русских художников в Риме, о римских работах Муравьева, Джованни Фиезольский и многие др.). Впоследствии им выполнен перевод "Истории пластики" Любке и "Истории искусства" Куглера.

В Италии Ч. жил в близком общении с Гоголем и Языковым [О Гоголе он оставил ценные воспоминания.]. К 1845 г., когда Ч. на время приезжал из-за границы в Россию, относится личное его знакомство и сближение со славянофилами.

Ч. разделял их взгляды на значение и призвание России и на славянский вопрос.

Будучи за границей, Ч. путешествовал по южнославянским землям.

На возвратном пути, в 1847 г., Ч. был арестован на границе и привезен в СПб. Здесь ему учинили допрос, с кем он виделся за границей, в чем состоят славянофильские идеи, какие имеет суждения о соединении славянских земель, кто в Москве предан славянофильским идеям, зачем он носит бороду и т. д. Никакого преступления за Ч. не нашли и недели через две выпустили под секретный надзор.

Ч. направился в Киевскую губернию, арендовал имение и занялся шелководством.

Его "Письма о шелководстве" помещались в "СПб. Ведомостях" и в 1870 г. в Москве вышли отдельно.

После крымской кампании пора невольного досуга Ч. кончается, он переезжает в Москву и здесь развивает энергичную деятельность на поприще промышленном и финансовом.

С эпохой русского возрождения после 1854 г. связано оживление русской торговли и промышленности; крупное промышленное торговое движение в Москве является окрашенным в национальный цвет, крупные предприятия основываются по патриотическим соображениям.

Ч. выступает сначала как теоретик торгового движения: в 1858 г., вместе с Бабстом, он приступает к изданию "Вестника Промышленности" (изд. в 1858-61 гг.). Как приложение к нему, выходит газета промышленности и торговли "Акционер" (одно время выдавалась как приложение к газете "День"). Ч. деятельно защищал покровительство отечественной промышленности.

От деятельности теоретической Ч. переходит к практической.

По его инициативе и при его содействии созидается первая "русская" частная железная дорога от Москвы до Ярославля и Вологды.

Ч. является одним из главных инициаторов и руководителей московского купеческого банка и московского купеческого общества взаимного кредита; он становится во главе крупных капиталистов, купивших от правительства Московско-Курскую железную дорогу.

Наконец, Ч. организует товарищество архангельско-мурманского срочного пароходства.

Огромное свое состояние (около 6 млн.) он оставил на устройство в Костромской губернии профессиональных технических училищ.

После Ч. остался огромный дневник, веденный им в течение нескольких десятков лет, хранящийся теперь в Румянцевском музее и могущий быть вскрытым только через сорок лет после его смерти.

Под редакцией Ч. было выпущено одно из изданий сочинений Гоголя.

См. И. С. Аксаков, "Федор Васильевич Ч." (из речи, "Русский Архив", 1878, кн. 1); "Промышленные училища Ф. В. Чижова в Костромской губернии" (М., 1900; с биографическим очерком);

Арк. Чероков, "Ф. В. Чижов и его связи с Гоголем" (М., 1902); "Воспоминания Ф. В. Чижова" ("Исторический Вестник", 1883, февраль, ответы Ч. в 3-м отделении);

В. В. Григорьев, "Спб. университет в течение первых 50 лет" (СПб., 1870); "Записки и дневник" Никитенко; письма Ч. к Гоголю в "Русской Старине" (1889, июль). {Брокгауз}

Другие страны

Экономисты милостью Божьей: Фёдор Чижов

В XIX веке его знала вся Россия. Промышленники, купцы, железнодорожники, учёные, художники и литераторы переписывались с ним, искали встреч. «Суждения этого мыслителя и практика быстро разносились по всей Европе. Не было мнения справедливее и выше, если оно звучало из его уст».

~~~~~~~~~~~



Фёдор Чижов


«Он пользовался неограниченным доверием за границей; его имя было и перед русской высшей администрацией ручательством за успех и правильное ведение всякого дела». Так отзывались современники о Фёдоре Чижове. А ныне он почти забыт, хотя отличился не только на поприще предпринимательства, но и на ниве благотворительности.

Фёдор Васильевич Чижов (1811-1877) - общественный деятель, писатель и предприниматель, родился в семье преподавателя Костромской губернской гимназии. Отец воспитал сына как истинного христианина, вложил в ребёнка твёрдые нравственные устои, научил мыслить строго логически, обогатил его ум философскими идеями.

Хотя Чижов и принадлежал к дворянству, из-за ухудшения материального положения семьи он прошёл в детстве и юности суровую школу труда, нужды и лишений. Тем не менее, сумел окончить Петербургский университет, показав особые способности к математике. Написал первое отечественное сочинение о паровых машинах. Одновременно глубоко изучал историю искусства, которую считал «одним из самых прямых путей к истории человечества». Бывал за границей - в Италии, Германии, Богемии, южнославянских странах, во Франции. В Париже изучал идеи Фурье и Сен-Симона, но они не удовлетворили его в силу чрезмерной приземлённости и учёта только материальной стороны жизни.

Общаясь с виднейшими славянофилами, Чижов стал глубоко привержен вере в особое предназначение «русского стебля от корня Иафетова», по выражению отца-основателя учения Алексея Хомякова. В 1847-м был арестован за несанкционированное посещение южнославянских стран и выслан из столиц на Украину. Только в 1856-м Александр II разрешил Чижову вернуться в Москву.

В промышленном и торговом центре страны набирало силу движение, ориентировавшееся на национальные ценности; нередко новые предприятия основывались по патриотическим соображениям. Однако хозяевами многих отраслей экономики России являлись иностранцы. Сердце Чижова болело от этого. Его заветной целью становится просвещение народа и содействие всестороннему развитию промышленности и торговли в России.


Костромское среднее механико-техническое училище имени Ф. В. Чижова. 1910 г.


Чижов подал анонимную записку на имя Александра II о необходимости реорганизации системы управления промышленностью России. Если бы его предложения были приняты, страна получила бы экономическое самоуправление, какого не знала и Западная Европа. Однако финансовое ведомство на это не согласилось.

По-иному приняли идеи Чижова основатель «Вестника промышленности» Александр Шипов и его брат, владелец бумагопрядильной фабрики и механического завода Дмитрий. Они поручили Фёдору Васильевичу редактировать журнал и приложение к нему - газету «Акционер» (впоследствии - совместно с профессором Московского университета Иваном Бабстом).

Каждый номер содержал обзор экономической конъюнктуры в России и за рубежом, состояния промышленности и торговли, новинок механики и технологий, свежих идей и трудов в области экономики и финансов. Названия многих статей говорят о проблемах, не решённых в России до наших дней, например, «О лесных продуктах как о богатстве, которым мы не умеем ещё пользоваться». Авторы выступали за быстрое развитие промышленности в России, доказывали необходимость уничтожения крепостного права, подчёркивая, что «свободный труд - непременное условие каждого промышленного дела», и ратуя за замену барщины вольным наймом. Уже в первом номере журнала отмечалось, что строительство заводов и фабрик часто ведётся совершенно невежественными людьми. У кого завелись деньги, тот и строит, «но из двадцати заводчиков едва ли хоть один понимает и изучает дело». Обычно - копируют то, что у других, по слухам, идёт хорошо.

В первое время становления промышленности в России заводчики и фабриканты стремились получить наибольшую прибыль и жестоко эксплуатировали рабочих, сводя оплату к минимуму. А славянофилы настаивали на том, что она должна не только полностью удовлетворять все потребности, но и содержать некоторый излишек, чтобы обеспечить развитие человека. В очерках об отдельных промышленных центрах (например, «Село Иваново» - о средоточии российской хлопчатобумажной промышленности) показывалось, что неразумность жизни рабочих, лишённых образования и духовного просвещения, становится одной из общественных язв. В статье «Каким путём должно идти образование низших сословий общества?» Чижов утверждает, что ограничивать доступ к знаниям - преступление перед обществом и Богом.

В журнале впервые в России был поставлен и всесторонне обоснован вопрос о необходимости создания частных банков. В Англии, где капитал накапливался постепенно, они существуют давно. В США обосновались переселенцы, не имевшие больших средств, а потому в этой стране получили распространение акционерные банки. В России же нет доверия к такой форме, потому что здесь нет единого хозяина. Случаи банкротства акционерных обществ нередки; бывало, что учредители, забрав деньги вкладчиков, исчезали в неизвестном направлении. Поэтому к частным банкам доверия будет больше.

С 1864 года Чижов возглавляет экономический отдел в газете Ивана Аксакова «День», где инициирует пересмотр разорительного для России таможенного тарифа. Неизменно выступает за расширение прав земства. Пытается распространить славянофильский идеал свободы на частное предпринимательство. Цель - просвещение народа и содействие всестороннему развитию промышленности и торговли в нашей стране.


Открытие движения от Москвы до Сергиева Посада. 1862 г.


Одним из самых злободневных вопросов в экономической и общественной жизни России второй половины XIX века становится строительство железных дорог. У нас много пишут о его размахе в тот период, но обычно не уточняют, что осуществлялось оно в основном на внешние займы, а проложенные пути находились под контролем иностранного капитала. Чижов считал, что зарубежные инвесторы и специалисты наносят вред отечественной промышленности. Вот как он отзывался о деятельности Главного общества российских железных дорог, которое контролировалось иностранным капиталом и управлялось французскими инженерами: они «просто грабили Россию, строили скверно вследствие незнания ни климата, ни почвы и того невыносимого презрения, которое они питали к русским инженерам».

К слову, Чижов стремился применить свои идеи в жизни, прежде всего в области конкретной экономики, и весьма преуспел в этом. Чтобы убедить сомневающихся в возможности России самостоятельно строить хорошие дороги, он вместе с инженер-генерал-лейтенантом Андреем Дельвигом, (двоюродным братом Антона, лицейского друга Пушкина) и своими давними партнёрами Шиповыми становится инициатором прокладки первой русской частной «образцово-показательной паровозной железной дороги». Она прошла от Москвы до Сергиева Посада, была продлена впоследствии до Ярославля, а затем и до Вологды. Построенная силами исключительно русских рабочих и инженеров, на деньги отечественных капиталистов, дорога получилась действительно образцовой - и по устройству, и по бережливости в расходах, и по строгой отчётности в управлении.

Чижов вошел в состав ещё одного правления - Московско-Саратовской железной дороги. Но масштабное строительство требовало развития банковского дела, кредитной системы. При активном участии Чижова в 1866 году открылся Московский купеческий банк, ставший в России вторым по величине. Он был организован учредителями не как акционерное общество, а как товарищество на паях. Только за первые два года основной капитал банка вырос с 1,2 до 5 миллионов рублей. В «помощь... бедному и слабокредитному торгующему люду» в 1869 году учреждается Московское купеческое общество взаимного кредита, Чижов избирается председателем.

Наладив работу этих учреждений, он передал бразды правления в них ближайшим сподвижникам. А сам вместе с группой промышленников решил выкупить у правительства Московско-Курскую железную дорогу, не допустив тем самым её передачи иностранным компаниям. Для этого пришлось разработать сложную финансовую операцию, которая увенчалась успехом. К 1889 году, когда правительство опять вернуло себе эту железную дорогу, выкупив её в казну, стоимость акций МКЖД возросла в несколько раз, а на имя уже умершего к тому времени Фёдора Чижова оказались отложенными более шести миллионов рублей.

Наживший крупное состояние, деньгами он интересовался мало. Жил холостяком, на себя тратил лишь самое необходимое, доходы употреблял на покупку книг и помощь нуждающимся. «Деньги портят человека, - говорил он, - а потому я отстраняю их от себя». Много помогал учреждениям народного образования, лично содержал стипендиатов, оплачивал поездки молодых специалистов за рубеж для ознакомления с постановкой дел на промышленных предприятиях и железнодорожном транспорте.

Чижов выступал за создание сети путей сообщения, развитие металлургии и машиностроения, повсеместное открытие учебных заведений технического профиля. В 1876 году организовал строительство стратегической Донецкой каменноугольной железной дороги до Мариуполя, которую возглавил молодой Савва Мамонтов.


Настольная медаль «Фёдор Васильевич Чижов. 1877-1902».


В последние годы жизни Чижов продолжал принимать деятельное участие в финансово-промышленном учредительстве: вёл переговоры об образовании акционерного общества Киево-Брестской железной дороги, занимался экономическим обоснованием и расчётами рентабельности Костромской и Киржачской веток Ярославского направления, планируя продлить их в Сибирь. Им было создано Ташкентское акционерное шелкомотальное общество, написан устав сельского банка. Чижов намеревался построить кольцевую железную дорогу вокруг Москвы, так как был убеждён, что для города это будет «просто благодеяние».

Крупным торгово-промышленным предприятием Чижова была прокладка морских путей на русском Севере. Осуществить проект взялось образованное Архангельско-Мурманское срочное (т. е. регулярное) пароходство по Белому морю и Ледовитому океану. В этом проекте воплотилось давнее стремление предпринимателя оживить северные окраины России. Комментируя учреждение Беломорского и Северо-Двинского акционерного общества, приступившего к разработке богатств территории, Чижов указывал: «Устройство общества… должно радовать, как доказательство, что деятельность и предприимчивость проявляются не в одних столицах, которые до сих пор почти исключительно работали и за себя, и за провинции. Подобная сосредоточенность, вредная во всех отношениях, в особенности вредна в деле промышленности тем именно, что, стягивая все силы и выгоды к одним центрам, препятствует образованию в провинциях… новых капиталов, останавливает… дальнейшее развитие отдалённых от столиц краёв…» Чижов доказывал необходимость равномерного развития регионов Российской империи.

По мнению северян, он стал для России такой же ключевой и значительной фигурой, как Михайло Ломоносов. Родившись веком позже, предприниматель сумел воплотить в жизнь то, что учёный-энциклопедист гениально предвидел.

Стремясь приблизить народное образование к запросам развивающейся отечественной промышленности, Чижов всемерно содействовал подготовке для её нужд технической интеллигенции и рабочих. Свой огромный по тем временам капитал он завещал на благотворительные цели - строительство родильного дома и открытие в Костромской губернии технических училищ.

Савва Мамонтов, ученик и душеприказчик Чижова, выполнил завещание наставника. На два миллиона рублей были построены пять первоклассных технических училищ в Костромской губернии, остальные четыре миллиона стали неприкосновенным капиталом, обеспечивающим на проценты от них ежегодное содержание образовательных учреждений и премирование авторов лучших работ в области промышленности.