Меню Рубрики

Эволюционный процесс крот и медведка. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Медведка (она же капустянка, сверчок-крот) – это членистоногое насекомое, которое относится к отряду прямокрылые, подотряду длинноусые, надсемейству сверчковые, семейству медведки (Gryllotalpidae), подсемейству медведки (Gryllotalpinae).

Откуда появилось название «медведка»?

Медведки получили свое наименование за крупные размеры, коричнево-бурый цвет, массивные когтистые передние лапы и опушенное тело, что позволяет сравнивать это насекомое с . Существует несколько народных названий этих насекомых: капустянка, сверчок-крот или сверчковый крот, земляной рак, волчек.

Капустянкой животное называют за любовь к молодым саженцам капусты. Латинское название медведок из рода Gryllotalpa звучит в переводе как «сверчок-крот». Это подтверждается сходством со сверчком в строении тела и в умении издавать звуки. На медведка похожа расширенными кистями передних лап и умением зарываться в землю. Передняя часть насекомого напоминает рака: строением головы, панцирем, усами и лапами, несколько похожими на клешни. Волчком медведку зовут из-за острых коготков на передних лапах, напоминающих зубы .

Медведка – описание и фото. Как выглядит медведка?

Медведки – это крупные насекомые. Длина их тела варьируется от 3,5 до 5 см, а толщина достигает 1,2-1,5 см. Сверху туловище капустянки окрашено в шелковистый коричнево-бурый цвет, снизу – в буровато-желтый. Тело насекомого покрыто мельчайшими волосками.

Голова медведки по отношению к телу имеет прогнатическое, или прямое, расположение. Ее ось совпадает с осью тела, а ротовые органы, представляющие собой мощные челюсти, направлены вперед.

Возле челюстей расположены 2 пары щупальцев.

Большие, хорошо заметные глаза медведки имеют фасеточное строение и находятся по бокам головы.

На голове насекомого растут нитевидные усики, чуть заходящие за переднеспинку. Они короче по сравнению усами других представителей сверчковых.

Большая и плоская переднеспинка медведки со свешивающимися вниз боковыми частями (лопастями) – это отличительная особенность насекомого. Средне и заднегрудь насекомого соединены. Голова и передняя часть тела животного покрыты плотным хитиновым панцирем – приспособлением для проталкивания и уплотнения земли при рытье нор. Из-за этого панциря медведка напоминает рака.

Брюшко капустянки толстое, достигающее 1 см в диаметре, состоит из 10 тергитов и 8-9 стернитов. Вершина брюшка имеет анальные и генитальные пластинки. Яйцеклада у самок нет. На последнем сегменте брюшка имеются длинные, гибкие, покрытые маленькими волосками церки, или хвостовые придатки, по виду напоминающие усики.

У медведок имеются 2 пары крыльев:

  • Передние преобразованы в короткие и кожистые надкрылья, покрытые толстыми жилками. В длину они достигают лишь середины брюшка. Левое надкрылье у насекомых из надсемейства сверчковых всегда прикрыто правым.
  • Задняя пара – это длинные, широкие, прозрачные, перепончатые крылья с тонким жилкованием. В спокойном состоянии они веерообразно складываются под надкрылья и вытянуты вдоль брюшка в виде жгутов. Во время полета насекомого задние крылья принимают активное участие, в то время как надкрылья задействованы ограниченно.

Самцы от самок отличаются по жилкованию надкрыльев. Существуют и бескрылые особи обоего пола, но они встречаются реже. Кстати, у личинок крылья отсутствуют.

У медведки 3 пары конечностей, каждая из которых состоит из тазика, вертлуга, бедра, голени и 3-члениковой лапки.

Кстати, слуховой аппарат (или орган слуха) медведки, как и у многих других стрекочущих прямокрылых насекомых (кузнечиков, сверчков), расположен на голенях передних конечностей и имеет овальную или узко-щелевидную форму.

Задние ноги насекомого сильные и предназначены для передвижения, на их внутренней стороне расположены 1-4 шипа. Передние конечности, похожие на клешни, представляют собой роющий аппарат. Бедро и голень сильно расширены, а лапка укорочена. На голени имеются 4, а на лапке 2 зубца-шипа черного цвета, которыми медведка врезается в землю.

На передних ногах медведки расположены слуховые отверстия. Они имеют овальную или узкощелевидную форму.

Какие звуки издает медведка?

При помощи трения жестких передних надкрыльев друг об друга медведка издает звуки, которые можно услышать на расстоянии более полукилометра. Стридуляция, или трели, способствует общению между насекомыми. Кстати, стридуляционный аппарат представителей надсемейства сверчковых и у кузнечиков различаются:

  • У сверчковых жилка-смычок находится на правом надкрылье, а жилка, о которую трется смычок, расположена на левом.
  • Стридуляционный аппарат кузнечиков занимает меньшую площадь на надкрыльях и не так развит.

В основном, поют медведки-самцы, но самки тоже способны стрекотать. Медведка может издавать звуки как днем, так и ночью, находясь как на поверхности земли, так и под землей. Призывные ночные трели самцов звучат громко, звук у них резкий и низкий. При передвижении по подземным ходам насекомые издают более короткое и глухое стрекотание. Кстати, мощность звука медведки составляет 1,4 мВт. Для сравнения: у сверчка этот показатель достигает 0,06 мВт.

Чем питается медведка?

Медведка – наиболее распространенный вредитель овощных, плодовых, бахчевых, ягодных, садовых культур. Эти насекомые повреждают корни, клубни, корневую шейку, семена, подземные части растений, а иногда даже объедают всходы и молодые растения. Медведки губят , свеклу (столовую, сахарную и кормовую), капусту, помидоры, лук, фасоль, огурцы, баклажаны, перец, репу, брюкву, редьку, тыкву, арбузы, дыни, батат, мак, коноплю, подсолнечник, хмель, табак, лен, различные кустарники, петрушку и другие зонтичные растения. Медведки повреждают посевы , овса, ячменя, риса, проса, сои, чумизы, пайзы, гаоляна. В южных регионах они уничтожают более экзотические растения: цитрусовые ( , ), чай, хлопчатник, арахис, хлопок. В питомниках и молодых садах от медведки могут пострадать такие деревья, как , сливы, вишни, черешни, абрикосы, персики.

В лесах насекомое повреждает корни молодых , буков, тополей, и других деревьев. Кроме растительной пищи, медведки едят дождевых червей, личинок , и других насекомых.

Где обитает медведка?

Медведки распространены практически повсеместно в Европе (кроме Норвегии и Финляндии), в Средней и Юго-Восточной Азии, на Кавказе, на островах Японии, Филиппинских островах, в Индии, Вьетнаме, Китае, Индонезии. Также эти насекомые живут на Севере Африки, в Австралии, в Северной и Южной Америке. В России медведка встречается повсеместно – от Европейской части и до Дальнего Востока, кроме северных областей страны.

Среда обитания медведки – это влажные места, луга, поймы рек и других водоемов. Живут насекомые преимущественно в подземных ходах. Они роются в удобренной, хорошо прогреваемой, перегнойной земле огородов и бахчей, часто встречаются около оросительных каналов, на заболоченных участках. Любят места с высоким залеганием грунтовых вод.

Образ жизни медведки (капустянки)

В основном, медведки ведут скрытый образ жизни. Весь день они находятся под землей, проделывая ходы в поверхностном слое почвы и поедая встречающиеся по пути растения. На поверхность выходят только ночью. Наличие медведок на участке можно определить лишь по извилистым, взрыхленным валикам земли, отверстиям в почве и совершенно здоровым на вид растениям, неожиданно начинающим погибать.

Так выглядят ходы медведки на поверхности земли. Автор фото: Почтарева Наталья Михайловна

Ночью медведки выползают из норок на поверхность и переходят на другие участки в поисках пищи. Иногда они перелетают на значительные расстояния. Зачастую их привлекает яркий свет. Во время размножения самки медведок летят на звуки, издаваемые самцами для спаривания.

Медведка быстро закапывается в землю и передвигается, летает и прекрасно плавает, преодолевая даже значительные водные преграды. К плаванью насекомое адаптировалось в связи с тем, что пойменные участки, излюбленные места проживания медведки, в период весеннего половодья заливаются водой.

Размножение медведки

Медведки начинают размножаться весной, после массового выхода с зимовки. Оплодотворение у них сперматофорное, как и у других представителей прямокрылых. Спаривание происходит под землей. Потомство появляется летом.

Для своего приплода насекомые подготавливают жилище: они роют сложные, густоразветвленные лабиринты вокруг корней растений и на небольшой глубине (5-10 см от поверхности) устраивают шарообразные гнездовья около 10 см в диаметре. В этом процессе принимают участие особи обеих полов. Внутри шара находится гнездовая камера размером с куриное яйцо, стенки которой хорошо уплотнены. Туда самка медведки откладывает от 300-350 до 600 яиц. Это очень важный период для выживания насекомых, потому что потомство, находящееся под землей, полностью зависит от температуры и влажности. Самка не отходит от гнезда, охраняя его, поддерживая вентиляцию и температуру. Для этого она прочищает ходы от земли, подъедает корни растений, отбрасывающих тень на место гнездования. Яйца медведки похожи на зерна проса: овальные, желтовато-серые, размером 2 мм.

Через 10-20 дней, в зависимости от температуры почвы, из яиц выходят серые, шестиногие, бескрылые личинки (нимфы), которые живут в гнезде под охраной самки 20-30 дней. По окончании данного периода времени самка начинает замирать и через некоторое время погибает. После этого личинки медведки расползаются, роют отдельные норы и начинают питаться.

Развитие личинок идет долго, с неполным превращением. В разных регионах этот срок отличается. На юге они развиваются в течение 1-2 лет, на севере 2-2,5 года. Личинка медведки похожа на взрослую особь, но с меньшими размерами, недоразвитыми крыльями и половыми органами. На ранних этапах развития они очень подвижны, юркие и хорошо прыгают, наподобие . За период развития от личинки до взрослой половозрелой особи медведки линяют 8-9 раз.

Где и как зимует медведка?

Личинки медведок 2-6 возрастов (подразумевается 2-6 линьки) и взрослые особи зимуют в почве, перегное или навозе. Они зарываются в землю намного глубже, чем летом. Личинки углубляются на 25 см, взрослые – на 60, а иногда и 100-120 см. Зимние углубления они делают под углом от 45 до 60 градусов. После зимовки медведки выходят на поверхность, когда температура почвы достигнет 12-15 градусов.

Виды медведок, фото и названия

Медведки почти не различаются между собой по внешнему виду и образу жизни. Некоторых можно отличить друг от друга только по числу хромосом.

Согласно последним исследованиям и информации, представленной на сайте orthoptera.speciesfile.org, дальневосточная медведка (лат. Gryllotalpa fossor) является синонимом африканской медведки (лат. Gryllotalpa аfricana).

Ниже приведено описание нескольких разновидностей медведок.

  • Обыкновенная медведка (лат. Gryllotalpa gryllotalpa )

Широко распространенный вид. Размеры тела насекомого достигают 3,5-5 см, длина переднеспинки 1,2-1,6 см, надкрылий 1,3-2,1 см, заднего бедра 1-1,3 см. Туловище окрашено в темно-бурый цвет, с более светлым, буро-желтым брюшком, покрытым густыми мелкими волосками. Голова и спинка почти черные. Брюшко желтоватого или оливкового оттенка.

Широко распространена в Европе, кроме Скандинавских стран. Также обыкновенная медведка обитает в России, Северной Африке и некоторых областях Азии: в Закавказье, Малой и Передней Азии, на Ближнем Востоке, Иране, Казахстане.

  • Африканская медведка (восточная медведка) (лат. Gryllotalpa africana)

Имеет более мелкие размеры, чем обыкновенная медведка: тело 2,0-3,5 см, длина переднеспинки 0,6-0,9 см, длина надкрыльев 0,8-1,2 см. Цвет буро-желтый сверху и желтый снизу.

Африканские медведки живут в Средней, Южной и Юго-Восточной Азии, на Японских и Филиппинских островах, на Цейлоне и Мадагаскаре, в Корее, на Дальнем Востоке России, в Австралии, Новой Зеландии, в тропиках и субтропиках Африки.

  • Десятипалая медведка (лат. Neocurtilla hexadactyla )

Разновидность, отличающаяся мелкими размерами: от 1,9 до 3,3 см в длину. Изначально эти медведки населяли Северную и Центральную Америку, а оттуда расселились в Южную Америку.

  • Степная медведка (лат. Gryllotalpa stepposa )

Морфологический двойник медведки обыкновенной, то есть абсолютно похожа на нее внешне. Длина насекомого достигает 4-5,4 см. Окрас тела буро-желтый.

Ареал обитания медведки – Молдова, юг Украины, Южный округ России и юг Туркменистана.

Длина тела насекомого варьируется от 3,8 до 4,4 см, длина овальной переднеспинки составляет 1,1-1,3 см, надкрылий – 1,5-1,7 см. Строение тела, образ жизни, питание и размножение данного насекомого характерны для всего семейства, как и буровато-желтая окраска.

Является галофилом, то есть водится на засоленных почвах по берегам морей и озёр, а также на влажных солончаках. Одношипные медведки живут на юге Молдовы и Украины, в Нижнем Поволжье России и Ростовской области, в Крыму, Грузии, Азербайджане, Армении, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане, Таджикистане, Иране, Афганистане и Китае. Ареал ее обитания может меняться в зависимости от распространения солончаков и солонцов.

Аналогичные органы (от греч. análogos - соответственный)

органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению. Например: крылья птиц - видоизменённые передние конечности, крылья насекомых - складки хитинового покрова. Органы дыхания рыб и ракообразных (жабры), сухопутных позвоночных (лёгкие) и насекомых (трахеи) имеют также различное происхождение. Жабры рыб - образования, связанные с внутренним скелетом, жабры ракообразных происходят из наружных покровов, лёгкие позвоночных - выросты пищеварительной трубки, трахеи насекомых - система трубочек, развившихся из наружных покровов. А. о. имеются также у растений: например, колючки барбариса - видоизменённые листья, колючки боярышника развиваются из побегов (см. Аналогия в биологии). Сходство А. о. - результат эволюционного приспособления разных организмов к одинаковым условиям среды. Т. к. строение, развитие и происхождение А. о. различны, их сопоставление не позволяет судить о родстве между организмами. Ср. Гомологичные органы .

Л. Я. Бляхер.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Аналогичные органы" в других словарях:

    АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ - АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ, органы различного эмбрионального происхождения, но одинаковой физиологич. функции; к А. о. относятся, например, челюсти позвоночных, происшедшие из жаберных дуг, челюсти в, р насекомых, являющиеся видоизменением конечностей;… … Большая медицинская энциклопедия

    В биологии сходны у организмов разных систематических групп по выполняемой функции, но имеют различное происхождение и неодинаковое внутреннее строение (напр., крыло птицы и бабочки, роющая конечность медведки и крота) … Большой Энциклопедический словарь

    Крылья птерозавров (1), летучих мышей (2) и птиц (3) гомологичны как передние конечности, но аналогичны как крылья: они выполняют одинаковую функцию и сходны по строению, но развились независимо, так как общие предки этих животных не имели… … Википедия

    - (биол.), сходны у организмов разных систематических групп по выполняемой функции, но имеют различное происхождение и неодинаковое внутреннее строение (например, крыло птицы и бабочки, роющая конечность медведки и крота). * * * АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ… … Энциклопедический словарь

    аналогичные органы - analogiškieji organai statusas T sritis augalininkystė apibrėžtis Negiminiški organai, kurie atlieka panašias funkcijas. atitikmenys: angl. analogic organs; analogical organs rus. аналогичные органы … Žemės ūkio augalų selekcijos ir sėklininkystės terminų žodynas

    аналогичные органы - органы, сходные по выполняемым функциям, но имеющие разное происхождение … Анатомия и морфология растений

    АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ - органы, сходные по своей функции, морфологически подобные, но разного происхождения, не родственные … Словарь ботанических терминов

    АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ - (от греч. analogos соответственный), органы животных и растений разных систематич. групп, сходные по выполняемой функции, но различные по строению и происхождению (например, крыло птицы и крыло бабочки). Ср. Гомологичные органы … Ветеринарный энциклопедический словарь

    - (биол.), сходны у организмов разных систематич. групп по выполняемой функции, но имеют разл. происхождение и неодинаковое внутр. строение (напр., крыло птицы и бабочки, роющая конечность медведки и крота) … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Морфология растений представляет много примеров аналогичных органов, т. е. таких образований, происхождение которых различно, но функции одинаковы. Так, корни аналогичны ризоидам, колючки шипам, семена спорам. Одинаковость функций обуславливает… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Современная биологическая наука имеет достаточно фактов, которые доказывают существование процесса эволюционных изменений живых организмов. Один из них - это гомологичные которых будут рассмотрены в нашей статье.

Доказательства эволюции

Органический мир нашей планеты просто поражает своим разнообразием. Все живые организмы настолько разные, что предположить факт единства их происхождения достаточно сложно. Однако этому есть целый ряд доказательств. В первую очередь - это сходство химического состава, а именно наличие молекул белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот. Все представители царств живой природы, кроме вирусов, имеют клеточное строение.

Эмбриональное развитие позвоночных

Эмбриологией называют науку о зародышевом развитии. Исследования ученых показали, что на ранних стадиях развития позвоночные практически не отличаются друг от друга. Хорда, нервная трубка, жаберные щели в глотке - все эти признаки есть и у птиц, и у рыб, и у человека. В ходе дальнейшего развития организмы разных классов претерпевают метаморфозы.

Морфологические доказательства эволюции

Одним из ведущих доказательств эволюционного процесса является сходство в строении различных частей организма. Этот признак и называется морфологическим. Ярким примером взаимосвязи между отдельными классами позвоночных является утконос. Данное животное по ряду признаков занимает промежуточное положение между рептилиями, птицами и млекопитающими. Соответственно, утконос имеет признаки представителей всех перечисленных классов.

К примеру, размножается это животное, откладывая яйца. При этом он выкармливает своих детенышей молоком, подобно млекопитающим. Плавательные перепонки на ногах, способ процеживания воды через клюв и уплощенный нос делают его похожим на птиц. А еще он вырабатывает яд, как многие рептилии.

Гомологичные и аналогичные органы

Некоторые органы животных и растений, несмотря на различные функции, имеют общее происхождение. К примеру, усики гороха прикрепляют растение к опоре, а шипы кактуса уменьшают интенсивность испарения воды. Но в обоих случаях эти структуры являются Такое явление имеет свое название - гомология органов.

А вот иглы барбариса и шипы малины имеют разное происхождение. В первом случае это боковые листья, а во втором - производные покровной ткани растения. Такие органы называются аналогичными. Широкие крылья орла и бабочки также имеют разное происхождение. Хотя на первый взгляд определить это достаточно сложно, поскольку все эти структуры обеспечивают полет. Но у птиц это видоизмененные передние конечности, покрытые перьями. А у насекомых крылья представляют выросты покровов. Конечности же у них расположены под телом и не участвуют в полете.

Гомологичные и аналогичные органы являются прямым свидетельством общности происхождения различных животных. А различия в особенностях их строения обусловлены приспособлением к разным средам обитания и образу жизни.

Какие органы называются гомологичными: примеры

Самым типичным примером гомологий являются передние конечности позвоночных. Ласты кита и дельфина, крылья птицы и летучей мыши, руки человека, лапы крота и крокодила выполняют разные функции. Но строение их сходно. Все это передние конечности хордовых позвоночных, состоящие из трех отделов: плеча, предплечья и кисти.

К гомологичным органам относятся также различных растений. Они обладают значительными отличиями во внешнем строении и функциях. Корневище ландыша имеет удлиненные междоузлия, клубень картофеля накапливает запас воды с питательными веществами, а донце репчатого лука является основой для прикрепления мясистых листьев. Однако все гомологичные органы, примеры которых мы рассмотрели, имеют типичное для Но и это еще не все!

Рассмотреть, какие органы называются гомологичными, можно также на примере Подземный орган растений также может существенно видоизменяться в разных условиях произрастания. Так, у брюквы и моркови главный корень утолщается, запасая питательные вещества. Такие культуры в первый год не дают семян. Осенью их надземные органы отмирают, а за счет подземного корнеплода растение переживает холодное время года. Такие видоизменения и есть ответ на вопрос о том, что представляют собой гомологичные органы. Примеры их - это также воздушные, дыхательные и цепляющиеся корни.

Рудименты и атавизмы

Морфологическими доказательствами эволюции являются также Это те части растений и животных, которые являются недоразвитыми. У человека это третье веко, второй ряд зубов, а также мышцы, которые двигают ушную раковину.

Признаками, противоположными рудиментам, являются атавизмы. Это проявление черт предков, не характерных для особей данного вида. В качестве примера можно привести развитие копчикового отдела позвоночника, многососковость, сплошной волосяной покров у человека. Если рассматривать животных, у них атавизмом является развитие задних конечностей у китов и змей.

Итак, гомологичные органы, примеры которых были рассмотрены в нашей статье, наряду с аналогиями, рудиментами и атавизмами являются морфологическими доказательствами процесса эволюции. Эти признаки проявляются как у животных, так и у растений. Гомологичными органами называют структуры, которые имеют общий план строения, но отличаются выполняемыми функциями. Наличие у человека перечисленных признаков доказывает его происхождение от животных в результате эволюционных преобразований.

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита - кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы - органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека - волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы - это уродства, а рудименты есть у всех.


Гомологичные органы - внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции . (Дивергенция - процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.


Аналогичные органы - внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции . Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.


Конвергенция - процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

Ответ


2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, которую он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

Ответ


3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

Ответ


4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Ответ


Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

Ответ


1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

Ответ


2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

Ответ


Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

Ответ


1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

Ответ


2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

Ответ


3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

Ответ


4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

Ответ


СОБИРАЕМ 5:
А) копчик


Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

1) большое видовое разнообразие (много соподчиненных таксонов);

2) высокая численность;

3) широкое распространение (ареал);

4) многочисленные приспособления к разным условиям водной среды – форма тела, строение плавников и т.п.

Найдите ошибки.

Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию; 2) Популяции одного вида относительно изолированы друг от друга; 3)Популяция является структурной единицей вида; 4) Популяция является движущей силой эволюции; 5) Личинки комаров, живущие в одной луже представляют собой популяцию.

1) 1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию;

2) 4 – популяции являются элементарной единицей эволюции, а не движущей силой;

3) 5 – личинки комара не представляют собой популяцию, так как территория лужи мала, она недолговечна, личинка комара – это одна стадия в развитии комара, а популяция включает все возрастные группы.

Какие функции выполняют органы крота и медведки, обозначенные на рисунке буквами А и Б? Как называют такие органы и какой эволюционный процесс обусловил их появление? Ответ поясните.

А
Б

1) На рисунке изображены роющие конечности, играющие немалую роль в строительстве нор, подземных проходов;

2) Эти органы называют аналогичными – выполняют сходные функции, но имеют разное происхождение;

3) Образуются в результате конвергенции - независимого возникновения сходных признаков у организмов, не родственных друг другу, или у органов, имеющих в эмбриональном развитии различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

Прочитайте текст.

Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

1) Морфологический критерий: длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг

2) Географический критерий: американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии.

3) Экологический критерий: на протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.

Что такое дрейф генов? К каким изменениям в популяции он может привести?

1) дрейф генов – случайное ненаправленное изменение концентрации аллелей в популяции;

2) приводит к изменению частот мутантных аллелей, что приводит к изменению генофонда;

3) возрастание гомозиготности популяции.

Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трёх признаков.

1) Большая поверхность лёгких, четырёхкамерное сердце позволили млекопитающим и птицам иметь большую скорость обмена веществ;

2) Постоянная температура тела (теплокровность) позволила птицам и млекопитающим сохранять высокую активность жизнедеятельности вне зависимости от температуры окружающей среды;

3) Хорошо развитый головной мозг позволил птицам и млекопитающим приспосабливаться к любым условиям среды за счёт появления высокоразвитой рефлекторной деятельности.

Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

1) Сначала у одной из гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести частично зеленую окраску. Такие гусеницы чуть менее заметны на зеленых листьях, поэтому чуть реже, чем обычные гусеницы, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих зеленых гусениц, увеличивалось.

2) Затем у одной из частично зеленых гусениц произошла мутация, которая позволила ей стать еще более зеленой. Такие гусеницы за счет маскировки чаще, чем остальные гусеницы, выживали, превращались в бабочек и давали потомство, количество бабочек с еще более зелеными гусеницами увеличивалось.

3) Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

1) 1 – Ароморфоз один из путей биологического прогресса, для которого характерны крупные эволюционные изменения.

2) 2 – В результате ароморфоза формируются новые типы, классы.

3) 5 – Формирование плоской формы тела и маскирующей окраски у камбалы и ската является примером идиоадаптации.

Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах.

1) Произошло увеличение длины конечностей и размеров тела;

2) Изменение формы и строения зубов;

3) Постепенное уменьшение числа пальцев до одного;

4) Образование рогового копыта.

Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?

1) Консументы второго порядка – это хищники, питающиеся консументами первого порядка. Совы могут питаться мышами.

2) Консументы первого порядка – это растительноядные животные. Мыши питаются растительной пищей.

Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

1) Разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов;

2) Питание видов разнообразной пищей (широкая пищевая специализация).

Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?

1) большим видовым разнообразием;

2) большим числом ярусов;

3) более длинными и разветвлёнными цепями питания.

В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

1) основа биосферы – все живые существа планеты, которые, осуществляя биогенную миграцию атомов, обеспечивают биогеохимический круговорот веществ;

2) биосфера представляет собой совокупность всех экосистем Земли, является системой открытого типа, нуждающейся в постоянном притоке энергии Солнца. Солнечная энергия в биосфере преобразуется живыми организмами в энергию химических связей органических веществ.

Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

1) Чем большее количество видов организмов обитает в данной экосистеме, тем труднее её вывести из состояния равновесия;

2) Большим числом звеньев в цепях питания;

3) Эти два признака являются основными для поддержания саморегуляции и самовосстановления экосистемы, а значит и определяет её устойчивость к каким-то неблагоприятным биотическим, абиотическим или антропогенным факторам седы и стабильность существования во времени.

1) Клещ питается кровью собаки;

2) Клещ использует организм хозяина многократно, не уничтожая его;

3) Собаке не нравятся укусы клеща.

Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение.
Ответ:

1) круговорот веществ в них незамкнутый, т.к. первичная продукция в большей мере изымается человеком;

2) преобладают монокультуры и отсутствует биоразнообразие;

3) культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими видами, поэтому не могут существовать без участия человека;

4) неразветвлённые сети, короткие цепи питания.

Какие из перечисленных видов топлива – природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.

1) Созданию парникового эффекта способствуют сжигание природного газа и каменного угля;

2) При их использовании образуется углекислый газ, который и создаёт парниковый эффект.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

1) 2 – Первым звеном пищевой цепи являются продуценты;

2) 3 – У продуцентов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза;

3) 4 – В световой фазе фотосинтеза выделяется кислород.

Какие формы хозяйственной деятельности человека в промышленных странах нарушают жизнь естественных наземных экосистем? Приведите не менее трёх примеров.

1) В результате хозяйственной деятельности человека происходят загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами и радионуклидами;