Меню Рубрики

Естественно научные направления подготовки. Методика формирования естественнонаучных представлений и понятий о растительном мире у младших школьников

Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня – чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором – процесс мышления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.

Главной задачей учителя является руководство процессом усвоения качественных знаний. Это возможно лишь при условии правильной организации мыслительной деятельности детей.

У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосредственному восприятию предметов и явлений природы, т. е. чувственному (эмпирическому) уровню познания.

Исходным моментом в познании окружающего мира являются ощущения отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при помощи анализаторов. При этом в соответствующих зонах коры больших полушарий головного мозга возникают очаги возбуждения. Чем больше органов чувств задействовано в процессе познания, тем активнее происходит аналитическая деятельность коры. Сущность этого процесса выразил Я. А. Коменский еще три столетия назад: «Начало познания должно всегда исходить от чувств. Все, насколько можно, надо представлять чувствам: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию; а что может быть одновременно воспринимаемо несколькими чувствами, то должно одновременно преподноситься нескольким чувствам» . Это положение лежит в основе дидактического принципа наглядности.

Покажем это на примере. При изучении свойств полезных ископаемых (например, известняка) учитель может пронести образец по классу. В этом случае дети увидят известняк, и очаг возбуждения возникнет только в зрительной зоне коры. Если на уроке проводится практическая работа, то образцы полезных ископаемых раздаются на каждую парту. Ученики не только видят известняк, но и сами проводят опыты по изучению его свойств. При этом в кору головного мозга поступает информация почти от всех органов чувств. Это дает возможность проанализировать свойства предмета более детально, что впоследствии послужит основой осознанного усвоения представлений о нем.

Но отдельных, изолированных от предмета свойств в материальном мире не существует. Поэтому на втором этапе познания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбуждения в зонах различных анализаторов образуются временные связи. Это служит основой для восприятия, т. е. отражения в коре головного мозга предмета в целом при непосредственном контакте с ним.

На этом этапе познания ученик воспринимает уже совокупность свойств предмета. Известняк, например, воспринимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска.

Третьим этапом познания является образование представления, т. е. отражение внутреннего образа предмета, хранимого в памяти человека. Физиологической основой представлений является сохранение связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти.

Этот этап является мостиком между чувственным и логическим познанием. Образы в известной мере уже являются обобщениями, но при их возникновении могут отражаться несущественные признаки предмета, а часть свойств опускаться. Например, ученик может запомнить известняк только определенной формы и размера и не узнать эту породу в горах. Для того, чтобы представления памяти были более полными и адекватными действительности, нужно организовать целенаправленное восприятие различных образцов данного полезного ископаемого и изображения гор, сложенных известняком, и выделить его несущественные свойства (в данном случае, величину и форму).

Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пустыни. Это представления воображения. Они не вызывают в памяти ребенка ярких образов и являются нечеткими, расплывчатыми. Представления воображения в большей степени зависят от индивидуальных особенностей детей, чем представления памяти. Поэтому любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий.

Младшие школьники мыслят образами, поэтому формирование представлений – важнейшая задача учителя. Если ребенок вынужден заучивать то, что не вызывает в его сознании ярких представлений, то мысль подменяется памятью, а это отбивает охоту к учению. В. А Сухомлинский писал: «Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» .

Необходимость формирования в сознании ребенка ярких образов предметов и явлений не означает, что не нужно развивать логическое мышление, основанное на оперировании понятиями. «Но было бы ошибкой считать, что окружающий мир сам по себе научит ребенка думать. Без теоретического мышления вещи останутся скрыты от глаз детей непроницаемой стеной. Природа становится школой умственного труда лишь при условии, когда ребенок отвлекается от окружающих его вещей, абстрагирует», – считал В. А. Сухомлинский .

Понятие форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.

В начальном курсе естествознания формируются, в основном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.

Известия ДГПУ, №3, 2014

ПРОБЛЕМЫ, НЕДОСТАТКИ И ДОСТОИНСТВА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

PROBLEMS, DISADVANTAGES AND ADVANTAGES OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN’S NATURAL

SCIENTIFIC EDUCATION

© 2014 Андреева Н. Д.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

© 2014 Andreeva N. D. A. I. Herzen State Pedagogical University of Russia

Резюме. В статье рассмотрены современные проблемы, недостатки и достоинства отечественного естественнонаучного образования школьников с привлечением результатов анализа данных международных и российских исследований качества образования российских школьников.

Abstract. The article covers modern problems, advantages and disadvantages of Russian schoolchildren’s scientific education with attraction of the analysis results of international and Russian studies of the quality of Russian school education.

Rezjume. V stat"e rassmotreny sovremennye problemy, nedostatki i dostoinstva otechestvennogo es-testvennonauchnogo obrazovanija shkol"nikov s privlecheniem rezul"tatov analiza dannyh mezhduna-rodnyh i rossijskih issledovanij kachestva obrazovanija rossijskih shkol"nikov.

Ключевые слова: проблемы, естественнонаучного образования, качество естественнонаучного образования школьников, результаты, международных исследований PISA и TIMSS.

Keywords: problems of scientific education, quality of scientific education of pupils, results of international studies, PlSA and Timss.

Kljuchevye slova: problemy estestvennonauchnogo obrazovanija, kachestvo estestvennonauchnogo obrazovanija shkol"nikov, rezul"taty mezhdunarodnyh issledovanij, PlSA i TIMSS.

Естественнонаучное образование, как и образование в целом, выступая промежуточным звеном между наукой и человеком, отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности. Овладение основами естественнонаучных предметов (физикой, биологией, химией, экологией, географией) имеет решающее значение для личной карьеры человека. Качество естественнонаучного образования в современных условиях становится ареной конкурентной борьбы между странами и является важнейшим фактором экономического развития каждой страны.

В целях выявления проблем и определения качества естественнонаучного образования школьников в последние десятилетия проводятся крупномасштабные исследования по двум направлениям:

В ходе выборочных мониторинговых исследований качества образования федерального и регионального уровней;

В ходе проведения в России международных сравнительных исследований качества образования.

Среди международных исследований заслуживает особого внимания The Trendsin International Mathematicsand Science Study (TIMSS), которое является мониторинговым исследованием в области общего образования и позволяет проследить тенденции развития естественнонаучного общего образования (1995 г.,

1999 г., 2003 г., 2007 г., 2011 г.). Целью исследования TIMSS является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся средней школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижения учащихся. В соответствии с программой исследования изучается подготовка выпускников начальной школы и учащихся 8 классов по математике и естествознанию .

Другим международным исследованием является Programme for International Student Assessment (PISA), в котором Россия участвует с

2000 года в рамках Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (Organization for Economic Cooperation and Development) OECD. В 2012 году был проведен

пятый цикл исследования PISA, в нем приняли участие учащиеся из 60 стран мира. В исследовании PISA (в отличие от TIMSS, где контролируют усвоение знаний и умений применять их при решении задач), учащимся при выполнении заданий нужно применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации, приближенной к реальной жизни. Именно поэтому результаты российских школьников заметно различаются в этих международных исследованиях.

Результаты международной программы PISA (2000 г., 2003 г., 2006 г. и 2009 г.) показали, что по всем направлениям, которые эксперты стран-участниц признали главными для формирования функциональной грамотности (ориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.), российские восьмиклассники значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран мира .

Лидирующими в мире по естественнонаучной грамотности учащихся, по данным результатов международных исследований PISA (2000 г., 2003 г., 2006 г., 2009 г.) и TIMSS (1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г., 2011 г.), являются Гонконг, Сингапур, Япония, Республика Корея и Финляндия .

По результатам TIMSS в 2011 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня естественнонаучной подготовки учащихся 8 классов. Средний балл российских учащихся по естествознанию составил 542 балла у учащихся 8 классов и 552 балла у учащихся 4 классов (по сравнению с 2003 годом средний балл увеличился на 28 баллов у восьмиклассников и на 26 баллов у четвероклассников). Вместе с тем, было выявлено, что при наличии достаточно высокого уровня овладения предметными знаниями и умениями, российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

В международном тесте TIMSS-2011 содержание школьного естественнонаучного образования было представлено следующими блоками: биология (35%), физика (25%), химия (20%), география (20%). Все проверяемые умения и виды учебно-познавательной деятельности в международном тесте были представлены такими группами, как: знания (35%); применение знаний (35%); рассуждение (30%).

У российских восьмиклассников были зафиксированы статистически более высокие результаты за выполнение заданий по химии и физике и статистически более низкие результаты за выполнение заданий по биологии и географии. В качестве причин повышения результатов по естествознанию можно назвать введение независимой государственной аттестации (ГИА), начиная с 2008 года. Создание контрольных измерительных материалов ГИА по предметам естественнонаучного цикла позволило учителям осознать требования к итоговым результатам .

Основными причинами данных проблем в исследованиях PISAи TIMSS были определены следующие факторы :

1. Перегруженность программ предметов естественнонаучного цикла, что определяет низкое внимание развитию у учащихся общеучебных, интеллектуальных и коммуникативных умений.

2. Слаборазвитая практическая и деятельностная составляющая содержания естественнонаучного образования (недостаточное количество практических и лабораторных работ, практико-ориентированных заданий для самостоятельного выполнения и др.).

Названные недостатки международные эксперты рассматривали как следствие крайностей в реализации академического и фундаментального подходов в программах и учебниках среднего образования в России. В связи с этим было рекомендовано усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса обучения, повысить его развивающий характер. Это потребовало со стороны российских специалистов пересмотреть требования к результатам обучения и рекомендовать ввести в программы и учебники материалы практикоориентированного характера, усилить диалогический характер обучения.

3. Недостаточно полная реализация новых приоритетов образования в массовой школьной практике: ориентация не на освоение большого объема естественнонаучных знаний, а на формирование способности применять полученные знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами, уметь работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования. Эти направления определены как перспективные в новых российских образовательных стандартах.

Вместе с этим, М. Барбер и М. Муршед, исследуя лучшие мировые практики школьного образования, отмечают, что высокоэффективные школьные системы, разительно отличаясь друг от друга по структуре и содержанию обучения, сосредоточивают внимание на повышении качества работы учителя, поскольку именно этот фактор оказывает прямое влияние на образовательный уровень учеников. В своем стремлении повысить качество преподавания эти передовые школьные системы твердо придерживались трех принципов:

Привлекать в преподаватели подходящих людей (качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей);

Превращать этих людей в эффективных педагогов (единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания);

Создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию (единственный способ достичь высочайшего уровня результатив-

Известия ДГПУ, №3, 2014

ности системы - поднять уровень каждого ученика) .

Проблему качества естественнонаучного образования можно рассматривать как общую относительно других проблем. Одной из серьезнейших проблем в настоящее время является проблема учебных программ и учебников, резко отличающихся подходами к формированию содержания (системно-структурный и функциональный) и структурой учебного курса (концентрической и линейной). В связи с этим в учебных программах и учебниках разных предметных линий имеются коренные различия в последовательности изложения не только учебных тем, но и целых разделов, что негативно отражается на естественнонаучной подготовке учащихся особенно в случаях перехода учащихся из одной школы в другую.

Другой проблемой современного естественнонаучного образования является проблема форм обучения. Из школьной практики почти полностью исчезли экскурсии в природу, не проводятся занятия на учебно-опытных участках в связи с их отсутствием в реальной жизни. Например, изучение биологии все больше проводится не на натуральных природных объектах, а с привлечением только их изображений. Никакие новейшие средства обучения (информационные, в том числе мультимедийные) не могут заменить растений, животных и их изучение в природном окружении. Относительно редко в массовой школе проводятся необходимые лабораторные работы и применяются натуральные средства обучения. Все чаще живую природу в школе изучают с помощью виртуальных экскурсий и виртуальных лабораторных работ.

Международные и российские исследования позволили выявить не только проблемы и недостатки, но и преимущества и достижения российского естественнонаучного образования по сравнению с зарубежным опытом. Отчасти эти преимущества связаны с тем, что отечественное школьное естественнонаучное образование традиционно направлено на формирование основ наук (физики, химии, биологии и физической географии). Как показывают международные исследования, результаты российских учащихся по заданиям на понимание основ

наук достаточно высокие, благодаря тому, что в школе большое внимание уделяется формированию понимания содержательного смысла понятий. Большинство программных вопросов усвоено более 70% учащихся. Эти данные подтверждаются и результатами ЕГЭ.

К достижениям отечественного образования относится и то, что в России в настоящее время особое внимание придается развитию образовательной среды школ, что проявляется в следующем:

В разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьное образование в условиях расширенного изучения дисциплин естественнонаучного цикла;

В обновлении предметно-образовательной среды школ современными средствами информационных технологий;

В создании ресурсных центров естественнонаучного школьного образования с банком ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) ресурсов для всех ступеней и уровней

Положительным является то, что во многих общеобразовательных школах страны сегодня усиливают внимание к обучению предметам естественнонаучного цикла. В последнее время российское образование становится более индивидуализированным и проявляется тенденция насыщения содержания естественнонаучного образования мировоззренческими, нравственно и экологически ценными идеями.

Одной из самых значимых тенденций развития содержания естественнонаучного образования на современном этапе является его насыщение видами универсальной учебной деятельности (в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в содержании не так подробно прописан перечень понятий, как конкретно и в расширенном составе представлен состав видов деятельности).

Таким образом, в настоящее время существует целый ряд проблем, касающихся отечественного естественнонаучного образования, и вместе с этим, как свидетельствуют результаты естественнонаучного образования, имеются определенные преимущества и позитивные тенденции.

Литература

1. Барбер М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах / М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. ГУ ВШЭ. 2008. № 3. С. 7-60. 2. Ковалева Г. С., Красновский Э. А., Краснокут-ская Л. П., Краснянская К. А. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000 // Школьные технологии. 2003. № 5. С. 85-96. 3. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся. PISA-2006: М. : ИСМО РАО.

2007. 4. Основные результаты международного исследования качества математического и естест-

веннонаучного образования TIMSS-2011: Аналитический отчет / М. Ю. Демидова и др. / под науч. ред. Г. С. Ковалевой. М. : МАКС Пресс, 2013. 154 с. 5. Российская система оценки качества образ]вания: главные уроки http://www.rtc-edu.ru/resources/publications/94. 6. http://www. Centero-ko.ru/ pisa09/ pisa09_pub.htm 7. http://timss.bc.edu/

1. Barber M. How to achieve consistently high quality of teaching at schools / M. Barber, M. Murshed // Education Problems. SU HSE. 2008. # 3. P. 7-60. 2. Kovaleva G. S., Krasnovsky E. A., Krasnokutskaya

L. P., Krasnyanskaya K. A. Main results of the international study PISA-2000 // School technology.2003. # 5. P. 85-96. 3. The main results of the international study of educational achievements of pupils. PISA

Психолого-педагогические науки

2006: M. : ISMO RAO. 2007. 4. The main results of the international study of the quality of mathematics and science study TIMSS-2011: Analytical report / M.Yu. Demidova et al. Sci. / ed. G. S. Kovaleva. M. : MAX Press, 2013. 154 p. 5. Russian system of education quality assessment: key lessons http://www.rtc-edu.ru/resources/publications/94 6. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_pub.htm 7. http://timss. bc.edu/

1. Barber M. Kak dobit"sja stabil"no vysokogo kachestva obuchenija v shkolah / M. Barber, M. Mur-shed // Voprosy obrazovanija. GU VShJe. 2008. № 3. S. 7-60. 2. Kovaleva G. S., Krasnovskij Je. A., Krasnokutskaja L. P., Krasnjanskaja K. A. Osnovnye rezul"taty mezhdunarodnogo issledovanija ob-razovatel"nyh dostizhenij uchashhihsja PISA-2000 // Shkol"nye tehnologii. 2003. № 5. S. 85-96. 3. Osnovnye rezul"taty mezhdunarodnogo issledovanija obrazovatel"nyh dostizhenij uchashhihsja. PISA-2006: M. :, ISMO RAO. 2007.

4. Osnovnye rezul"taty mezhdunarodnogo issledovanija kachestva matematicheskogo i estestvennonauch-nogo obrazovanija TIMSS-2011: Analiticheskij otchet / M. Ju. Demidova i dr. / pod nauch. red. G. S. Kovale-voj. M. : MAKS Press, 2013. 154 s. 5. Rossijskaja sistema ocenki kachestva obrazovanija: glavnye uroki http://www.rtc-edu.ru/resources/publications/94. 6. http://www.centeroko.ru/pisa09/ pisa09_ pub.htm

7. http://timss.bc.edu/

Статья поступила в редакцию 06.06.2014 г.

КОМПОНЕНТЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

COMPONENTS OF THE BIOLOGY DIVERSITY IN THE CONTENT OF THE GENERAL COMPLETE

BIOLOGICAL EDUCATION

© 2014 Власова Е. А., Сухорукова Л. Н. Ярославский государственный педагогический университет

им. К. Д. Ушинского © 2014 Vlasova E. A., Sukhorukova L. N. K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена биологическому разнообразию, его изучению и сохранению. В ней раскрывается содержание понятия о биологическом разнообразии в школьном курсе общей биологии. При этом отмечается ценностный компонент биоразнообразия, включающий этическую, эстетическую, экономическую ценности. Особое внимание уделяется научным компонентам, их развитию начиная с генетического разнообразия через популяционно-видовое к экосистемному.

Abstract. The article deals with the biological diversity, its study and preservation. It reveals the essence of the concept of biological diversity in the school course of General Biology. The authors note the value component of biodiversity, including ethical, aesthetic, and economic values. Special attention is paid to scientific components, their development since the genetic diversity through population species to ecosystem.

Rezjume. Stat’ja posvjashhena odnoj biologicheskomu raznoobraziju, ego izucheniju i sohraneniju. V nej raskryvaetsja soderzhanieponjatija o biologicheskom raznoobrazii v shkol’nom kurse obshhej biologii. Pri jetom otmechaetsja cennostnyj komponent bioraznoobrazija, vkljuchajushhij jeticheskuju, jesteti-cheskuju, jekonomicheskuju cennosti. Osoboe vnimanie udeljaetsja nauchnym komponentam, ih razviti-ju nachinaja s geneticheskogo raznoobrazija cherezpopuljacionno-vidovoe k jekosistemnomu.

1

Главная задача естественно-научного образования заключается в том, чтобы обеспечить школьникам возможность успешно овладевать основами тех знаний, которые накоплены современными науками о неживой и живой природе. Так как накопление это весьма богато, то за период обучения в средней школе его невозможно познать в полном объеме, поэтому содержание программ и учебников каждой школьной дисциплины естественно-научного цикла охватывает лишь главные факты, понятия, теории и методы соответствующей науки, а вместе с тем отражает исторический путь научных исследований и освещает их теоретическое значение с позиций диалектического материализма на доступном школьникам уровне научности. В статье показана роль межпредметных связей в формировании естественно-научных знаний учащихся общеобразовательных школ. Отмечается, что овладение учащимися системой естественно-научных знаний во многом зависит от методов обучения, реализуемых учителем, а также от методов учения, реализуемых самими учащимися. Использование межпредметных связей в процессе обучения прививает учащимся культуру умственного и физического труда и учит их самостоятельно трудиться, продуктивно и с интересом подходить к достижению поставленной цели.

естественнонаучное образование

межпредметные связи

самостоятельная работа учащихся

1. Берлянт А.М. Картография: учеб. для вузов. – М. : Аспект Пресс, 2002. – С. 226-227.

2. Воробьева О.В. О роли автономии как образовательной цели в овладении иностранным языком // Мир педагогики и психологии. – 2016. – № 4. – С. 12-15.

3. Григорьева Е.Я., Малеева Е.А. Автономия учащихся как принцип организации обучения иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. - URL: https://www.?id=12621 (дата обращения: 13.02.2017).

4. Матрусов И.С. Учителя географии о методах обучения и воспитания школьников: сб. статей по материалам Шестых всесоюз. педчтений. Кн. для учителя / И.С. Матрусов, М.В. Рыжаков. – М. : Просвещение,1985. – С. 10.

5. Соловова Е.Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... док. педагог. наук (13.00.02) / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2004. – С. 17-18.

6. Федорова В.Н. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1980. – С. 12-27.

7. Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Использование статистического метода в преподавании географии в школе: учебно-методическое пособие для учителей географии и студентов вузов естественно-географических направлений. – Уфа: БГПУ, 2016. – С. 70.

В развитии современного образования наблюдается тенденция объединения знаний из разных научных областей, так как лишь на стыке нескольких направлений формируется целостное представление об окружающем мире, открываются новые горизонты познания. Данный процесс интеграции также является необходимым компонентом школьного образования и реализуется через использование принципа межпредметных связей в обучении.

Современные естественно-научные дисциплины включают огромный пласт знаний, которые раскрывают сущность природных явлений. К сожалению, эти знания не всегда понятны учащимся общеобразовательной школы. Это объясняется тем, что в школьных программах они представлены в виде:

  • отдельных научных фактов;
  • понятий;
  • законов.

Они изучаются в рамках разных учебных дисциплин: окружающего мира, биологии, географии, физики, химии. Непосредственно с этими учебными предметами связано и математическое образование, позволяющее использовать систему математических знаний и умений для анализа, прогнозирования и моделирования различных природных явлений и процессов .

Главная задача естественно-научного образования заключается в том, чтобы обеспечить школьникам условия для освоения основ тех знаний, которые накоплены на сегодня науками о Земле. Так как накопление это весьма богато, то за период обучения в средней школе его невозможно познать в полном объеме, поэтому содержание программ и учебников каждой школьной дисциплины естественно-научного цикла охватывает лишь главные факты, понятия, теории и методы соответствующей науки, а вместе с тем отражает исторический путь научных исследований и освещает их теоретическое значение с позиций диалектического материализма на доступном школьникам уровне научности.

Освоение системы естественно-научных знаний происходит на основе методов обучения, а также на основе методов учения, реализуемых учащимися. Учитель использует как (стандартно принятые в школе) словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, работа с текстом учебника и др.), так и практические методы обучения (практика наблюдения за различными объектами, процессами и явлениями, проведение учебных экспериментов, постановка и решение разнообразных расчетных задач, моделирование, построение графиков, составление аналитических таблиц и т.д.). Наблюдения в большей степени стимулируют чувственное познание; эксперименты, моделирование, графики, задачи и задания математического характера возбуждают все процессы познавательной деятельности школьников и особенно усиливают абстрактное мышление.

Требования ФГОС к предметным результатам освоения также предполагают владение умениями проведения наблюдений за отдельными объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, владение умениями анализа и интерпретации разнообразной информации. Для познания и сравнения различных природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений, оценки степени природных, антропогенных и техногенных изменений, поиска и анализа цифровой информации можно использовать статистический метод обучения, главными задачами которого являются формирование умения выбирать различные статистические данные и рассчитывать необходимые показатели, их понимание и объективная интерпретация. Применение статистического метода предполагает наличие компетенций, формирующихся при изучении математики. Конечно, в первую очередь речь идет об умении работать с численной информацией, представленной в таблицах, на диаграммах, графиках, о навыках устных, письменных и инструментальных вычислений, построения различных графиков. Часто при проведении наблюдений и исследований требуется лаконично представить выводы с использованием специфической терминологии, приведением логических обоснований и доказательств.

При изучении курса школьной географии востребованы различные показатели, позволяющие объяснить, сравнить, проанализировать многие природные и социально-экономические процессы:

1) абсолютные показатели, показывающие объем, площадь, длину и другие величины изучаемых объектов и явлений (объем добычи полезных ископаемых, площадь территории, протяженность границ, численность населения, годовое количество осадков и т.д.). Как правило, они выражаются в натуральных и стоимостных единицах измерения (м3, км2, км, чел., мм и т.п.). Выбор единицы измерения определяется сущностью объекта и его величиной;

2) относительные показатели, представляющие собой результат соотношения двух показателей в цифровой мере (показатели структуры, динамики, сравнения, интенсивности). Результат может быть выражен в долях, процентах, промилле, именованных единицах измерения (чел./км2, руб./чел., мм/м2);

3) средние величины, характеризующие типичный уровень какого-либо показателя (среднемесячные температуры, среднегодовая численность населения, средняя урожайность).

В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по географии требуется проанализировать динамику производства в субъектах РФ, оценить и сравнить ресурсообеспеченность стран мира, оценить роль различных видов деятельности в экономике, определить коэффициент естественного прироста и миграционный прирост в субъекте РФ за определенный год. Расчет и интерпретация представленных показателей предполагает владение умениями и навыками, приобретенными на уроках математики и закрепленными на уроках географии.

Для эффективного применения статистических показателей надо придерживаться следующих правил :

  • используемые статистические данные должны служить аргументами определенных теоретических положений;
  • количество и содержание рассчитываемых статистических показателей должно соответствовать целям и задачам исследования;
  • соблюдать правила составления и оформления таблиц и графиков;
  • используемые статистические данные должны соответствовать критериям конкретности (Specific), исчисляемости (Measurable), территориальной определенности (Area-specific), реалистичности (Realistic) и определенности во времени (Time-bound) - эти требования принято обозначать аббревиатурой SMART.

Использование массива различных данных о различных явлениях и процессах позволяет оценить их размер, уровень развития. Применение всего этого разнообразия методического богатства учителями в действии не только расширяет и углубляет естественно-научные знания школьников, но и развивает их мыслительную активность, наблюдательность, память, воображение.

Умение оценивать реальную ситуацию формируется в ходе активной учебной деятельности, которая может включать моделирование. Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства учащимся 9 классов можно дать следующее задание: «В деревне Новосёлово жители занимаются мясо-молочным животноводством. Это обусловлено как природно-климатическими, так и историко-культурными факторами. В настоящее время главной проблемой для сельчан является реализация продукции. Предложите свои варианты решения проблемы. Какой информации вам недостает?». Решая проблему, учащиеся используют знания из математики, географии, экономики, биологии, средств массовой информации. В результате у школьников совершенствуются приемы мыслительной деятельности, реализуются теоретические знания.

Отметим, что решение такого рода задач помогает ученикам обрести самостоятельность в принятии решения, то есть усиливает автономию учащегося. У школьников вырабатываются :

  • способности к самостоятельному приобретению знаний и умений;
  • основы критического мышления;
  • самостоятельность мыслительной деятельности, которая позволяет им приходить к определенным выводам, решениям, рекомендациям.

Такой процесс предполагает особенную форму обучения: у учащихся есть свобода выбора объема, темпа освоения материала и т.д. Данная модель обучения накладывает обязательства и на преподавателя, которому необходимо :

  • сделать содержание учебных программ, форм обучения и контроля открытым и доступным для учащихся;
  • отказаться от роли единственного источника информации;
  • выступать в роли помощника и консультанта учебной деятельности;
  • обеспечивать необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;
  • стимулировать умения в само- и взаимоконтроле достигнутых результатов.

Воспитательная сила естественно-научного образования прежде всего заключается в его диалектической сущности и научном богатстве, в органических связях с природой и различными общественными сферами, в его влиянии на чувства, ум и сознание учащихся. По этой причине оно является для школьников мощным источником знаний, обеспечивает их идейно-нравственную закалку, стимулирует жажду к познанию природы и стремление к активному участию в труде на производстве после окончания школы.

Интересные точки соприкосновения можно найти между программами разных предметов, все зависит от желания и возможностей учителей-предметников - на стыке этого взаимодействия могут возникать новые знания, новые области знания, познания, применения. Приведем в качестве примера изучение связи между математикой и географией (а точнее разделом географии - морфометрией).

Наиболее важные математические понятия и навыки формируются в течение достаточно длительного времени. Это позволяет учащимся на разных ступенях обучения последовательно усваивать важнейшие понятия, умения и навыки и способствует углубленному изучению программы в целом.

Своевременное овладение математическим аппаратом обеспечивает подготовку учащихся к изучению физики, химии, биологии посредством математических методов и с позиций современной математической теории, в частности теории множеств и теории математической логики.

Зарождение геометрии связывают с измерениями земной поверхности, а морфометрия, представляющая собой приложение геометрии к изучению современного состояния рельефа, появилась задолго до геоморфологии, изучающей происхождение и развитие рельефа. Трудности математического описания происхождения и развития рельефа исключили на некоторое время из поля зрения геоморфологов математические методы исследования. Но практические нужды по-прежнему требовали точных данных о формах рельефа и их изменениях во времени, и получением этих данных вынуждены были заняться инженеры. Современные приложения математики к изучению рельефа являются в значительной мере заслугой геодезистов, гидротехников, путейцев, строителей, мелиораторов, инженеров-геологов, геофизиков.

Изначально морфометрия и картометрия развивались благодаря анализу рельефа по топографическим картам, но потом их стали обширно использовать в океанологии, экологии, геологии, ландшафтоведении, планетологии, экономической географии и географии населения. В итоге сформировалась тематическая морфометрия. Разделы и объекты исследования тематической морфометрии отображены на рисунке .

Использование учителями-предметниками «стыковых тем» значительно повышает научный уровень обучения, помогает улучшить качество освоения учебного материала, влияет на методы преподавания, которые использует учитель, а также на методы учения, самостоятельно осуществляемые учащимися. Кроме того, активное использование межпредметных связей позволяет оптимизировать процесс преподавания предметов естественно-научного цикла и тем самым уменьшить все возрастающую учебную нагрузку на учащихся.

Разделы и объекты тематической морфометрии

Использование межпредметных связей в условиях обновления содержания образования и стремительно меняющегося оснащения учебного процесса достижениями технического прогресса способствует повышению качества знаний учащихся по предметам общеобразовательных школы. Межпредметные связи способствуют доказательности объяснений географических явлений, показывают единство научного знания, отражающее единство мира. И.С. Матрусов отмечал: «Воспроизводить на уроках необходимые географические знания из смежных предметов, показывать их связь можно разными методическими приемами. Во-первых, ссылка учителя на материал, изучаемый в смежных предметах (запись исторических дат, биологических терминов, химических символов или формул и т.д.). Во-вторых, формулировка вопросов для восстановления в памяти сведений межпредметного значения. Можно также давать индивидуальные опережающие задания по соответствующему учебнику, чтобы вспомнить нужное понятие, факт и др.» .

В заключение отметим, что сегодня учитель должен активизировать учебный процесс, вызвать у ученика потребность трудиться, трудом добывать знания: самостоятельно или под руководством учителя. Многие проблемы, возникшие перед школьной образовательной системой, связаны с быстро увеличивающимся объемом человеческих знаний. Облегчить усвоение и применение этих знаний школьниками можно через использование межпредметных связей. Проблема использования межпредметных связей в обучении не новая, но очень актуальная, ибо она позволяет :

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить качество усвоения знаний школьниками;
  • повысить уровень образованности учащихся за счет расширения предмета познания;
  • научить самостоятельно приобретать новые знания из разных источников;
  • научить учащихся пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками в реальной жизни;
  • развивать у учащихся наблюдательность, логическое мышление, творческую активность;
  • сформировать у учащихся целостную картину окружающего мира;
  • совершенствовать содержание, методы и формы организации обучения;
  • «дойти», «достучаться» до каждого учащегося, умело воздействуя на его чувства и разум.

Библиографическая ссылка

Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А., Якимов М.С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://?id=26170 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УДК 370. 179. 1

ББК Ч 45/48. 81

С. Е. Старостина

Естественнонаучное образование: содержание и стратегические ориентиры развития

В статье раскрывается сущность и содержание понятия «естественно-научное образование», рассматривается значение естественных наук для развития общества, естественно-научного образования для развития личности, указываются стратегические ориентиры развития естественно-научного образования. Автор проектирует основные результаты общего естественно-научного образования, определяет пути повышения мотивации студентов к изучению естественно-научных дисциплин, выделяет основные направления обновления естественно-научного образования.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, естествознание, естественно-научное образование, естественнонаучная картина мира, личность, мотивация, научное мировоззрение, направления обновления естественно-научного образования.

S. E. Starostina

Natural science education: content and strategic orientations of development

The article deals with the essence and meaning of the concept "natural science education”; it reveals the role of natural science for society development, natural science education for personal development. Besides the article indicates strategic orientations of natural science education development. The author projects main results of natural science education in school, determines ways of students" motivation improvement to study natural science disciplines, shows main directions of renovation of natural science education.

Keywords: postindustrial society, natural

science, natural science education, natural science world outlook, person, motivation, scientific world outlook, directions of renovation of natural science education.

Современный мир находится в точке глобальной бифуркации (В. С. Степин), или макро-

сдвига (Э. Ласло), или перед «третьей волной» (А. Тоффлер). Приближение точки бифуркации мирового развития проявляется, по Г. Г. Мали-нецкому [см.: 7], в разных сферах: культуре, науке, образовании.

В сфере культуры сложные бифуркационные процессы обуславливают взаимодействие и взаимообогащение различных культур (культур Запада и Востока, научной и художественной, гуманитарной и естественно-научной); создают предпосылки для возникновения многомерного диалога, который наше время способно сделать «универсальным, всеохватывающим способом существования» .

Сфера образования обособилась в отдельную самостоятельную область национальной экономики, выполняя важнейшие цивилизационные функции: развитие личности и ее социализацию, - является необходимым и важнейшим фактором развития экономики, основанной на знаниях.

В сфере науки, как отмечает В. С. Стёпин, наступает эра постнеклассической науки, рождается новый тип научной рациональности, когда приоритетными становятся не только объект, субъект, инструмент исследования, но цели и смыслы, которыми руководствуется ученый [см.: 12]. Отношение к природе лишь как к объекту исчерпало себя. Взаимодействие человека с природой протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а включается в систему, как носитель определенной культуры.

Наука становится системообразующим фактором, частью культуры, приобретает характер интегрирующего начала в основных сферах деятельности и общения людей [см.: 3]. Естествознание, как одно из направлений научного знания, также претерпевает глубокие изменения, внося свой «идейный вклад в общий культурный вклад человечества, который составляют стратегии естественно-научного мышления, научная ментальность, научное мировоззрение, научная картина мира» .

Анализ справочной и педагогической литературы показал, что понятие «естественнонаучное образование» (далее ЕНО) не имеет определенного толкования. До середины ХХ в. определением этого понятия практически не занимались. Только в конце ХХ века в «Большой Советской энциклопедии» появилось определение: «естественно-научное образование имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук - биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и других» . Недостатком данной формулировки, на наш взгляд, можно считать

достаточно вольное отражение областей естественнонаучного знания. Так, математика, по современной квалификации наук, не относится к области естествознания.

В российской педагогической энциклопедии [см.: 9] представлена следующая трактовка данного понятия: «естественно-научное образование - образование в области естественных наук». При таком подходе не раскрывается личностный аспект ЕНО, его влияние на развитие личности.

Н. А. Васильева [см.: 4] в своем диссертационном исследовании на основе теоретического анализа педагогической литературы уточнила понятие ЕНО. Сопоставив понятия естествознание, образование и естественно-научное образование, она определила ЕНО как «целенаправленный процесс и результат формирования у человека системы естественно-научных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений» .

Нам близка ее точка зрения, поскольку результатом естественно-научного образования должен являться не только полученный интегрированный объем знаний, навыков и умений, но и личностные качества выпускников: креативность, критичность мышления; наличие естественно-научного взгляда на мир; сформи-рованность научного мировоззрения; умение ориентироваться в сложном, противоречивом, но взаимосвязанном мире. По мнению многих ученых (О. Н. Голубевой, Л. Я. Зориной, В. С. Степина, А. Д. Суханова и др.) естественнонаучное образование является личностно и социально значимым, благодаря его огромному мировоззренческому, методологическому, содержательному и познавательному потенциалу.

Российская экономика в последние годы находится в стадии инновационного развития. Для достижения высокого качества экономического роста России требуется решить задачу формирования современной инновационной образовательной, научной и технологической инфраструктуры, обеспечивающей расширенное воспроизводство интеллектуального капитала страны, генерацию новых знаний и новшеств, их капитализацию, преобразование в новые продукты, услуги и технологии.

Создание современной экономики, интенсивное развитие страны, прорыв в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и технологий наносистем, разумное природопользование, предупреждение экологических катастроф, развитие энергетики и энергосбережения, перспективных направлений военной и специальной техники требуют

получения принципиально нового знания, которое дают только фундаментальные естественные науки. Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники.

Весомые результаты фундаментальных и прикладных исследований и разработок инновационного характера в области естествознания достигнуты по целому ряду направлений деятельности. Все шире вовлекаются в производство считавшиеся прежде весьма далекими от практики достижения таких областей знаний, как лазерная и плазменная физика, квантовая механика, физика элементарных частиц, микробиология, генная инженерия, каталитическая химия и т.д. Конкурентоспособность наиболее процветающих фирм в значительной мере обеспечивается фундаментальными разработками в исследовательских лабораториях при фирмах, в университетах, в разнообразных научно-технических центрах.

Развитые страны мира признают необходимость приоритетного и опережающего обеспечения фундаментальных естественно-научных исследований как гаранта страны в области лидерства в научно-технических инновациях и ее безопасности. Как заявил президент США Б. Обама, выступая в апреле 2009 г. на ежегодном собрании Национальной академии наук США: «Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине и улучшая математическое и естественно-научное образование» [см.: 8]. Те инициативы, которые были озвучены американским лидером, увеличат более чем в два раза бюджетное финансирование «отдела науки, в ведении которого находятся ускорители, коллайдеры, суперкомпьютеры, мощные синхротроны и лабораторные комплексы для создания наноматериалов. Потому что мы знаем, что потенциал совершения научных открытий, который есть у страны, определяется инструментами, которые она предоставляет своим исследователям» [см.: 8].

Современная эпоха перемен бросает вызов и российскому обществу во всех сферах бытия. Одним из вызовов прогресса явилсяь существующий технологический и научный барьер [см.: 1]. Технологический барьер выражается в неспособности отечественных инженеров осваивать и повторять технологии стран-лидеров. Научный барьер проявляется в откате назад с передовых позиций науки. Это приводит к тому,

что в сферу высоких технологий встраиваются развивающиеся страны, естественно-научное образование которых находится на высоком уровне, оттесняя тем самым страны, которые еще совсем недавно были лидерами в данной области, например Россию, США [см.: 6].

Сегодняшний день, как никогда раньше, заставляет задуматься об огромной роли, которую играют в нашей жизни фундаментальные естественные науки. Будущее России, по мнению выдающихся ученых и педагогов страны, имеющих неоспоримый и высочайший авторитет в мире (Ж. Алферов, В. Гинзбург, С. Капица, В. Садовничий и др.), зависит от решения следующих первоочередных задач, стоящих перед обществом:

Обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок в сфере фундаментальных исследований и прорывных технологий, через осуществление поддержки научных проектов, направленных на проведение фундаментальных исследований;

Научное и технологическое прогнозирование по основным направлениям развития экономики, которое должно проводиться на основе анализа перспективности исследований и разработок путем сопоставления с лучшими мировыми образцами;

Оснащение исследовательских лабораторий современным научным и технологическим оборудованием, информационными и вычислительными ресурсами коллективного пользования, с целью обеспечения высокого качества экспериментальных работ;

Развитие инновационной экономики России посредством создания и распространения конкурентоспособных технологий, формирования предпринимательской культуры и поддержки инновационного предпринимательства;

Развитие сети образовательных учреждений высшего профессионального образования России, осуществляющих профессиональное образование в сфере высоких технологий;

Опережающая подготовка и переподготовка кадров новой формации для инновационных отраслей регионов, что особенно существенно для реализации региональных программ социально-экономического развития.

Комплексное решение этих задач соответствует долгосрочным интересам России в области создания инновационной экономики, конкурентоспособной на мировом рынке.

Реализация инновационного сценария развития передовых стран приводит к интенсивным структурным сдвигам в пользу высокотехнологичных отраслей. Это повышает требования к выпускникам, которые должны

быть восприимчивы к инновациям, иметь современную профессиональную подготовку, обладать компетенциями в сферах информационных технологий, экономики и менеджмента. Именно такие выпускники будут способствовать существенному повышению эффективности развития высокотехнологичных отраслей и создавать тот ресурсный потенциал, который необходим для актуальных структурных преобразований экономики.

В связи с решением многих стран мира развивать математическое и естественно-научное образование правительства этих стран опережающими темпами развертывают подготовку необходимых специалистов. В США, Китае, Корее, Японии и странах, входящих в Евросоюз, приняты государственные программы, направленные на привлечение молодежи к получению образования в области фундаментальных исследований и высоких технологий [см.: 6].

А что у нас, в стране? В каком направлении собираются реформировать образование? Отвечая на эти вопросы, ректор МГУ академик В. А. Садовничий в предисловии к книге «Образование, которое мы можем потерять» констатирует: «Как учить менеджменту?... Как учить уже в тысячах вузов юристов и управленцев?... Как выдавать эти бесчисленные дипломы?... Я считаю, что это заблуждение. Причем все это происходит на фоне непрерывно ухудшающегося состояния математического и естественнонаучного образования у нас в стране» [см.: 10]. Именно естественные науки определяют перспективное развитие общества. Усиливать подготовку юристов и экономистов, обслуживающих в основном текущую жизнь страны, «за счет» естественников было бы (и есть!) крайне недальновидно.

Обобщая все вышесказанное можно согласиться со словами нобелевского лауреата по физике академика Ж. Алферова: страна, которая хотела бы адекватно отвечать серьезнейшим вызовам времени, должна опираться в первую очередь на хорошее математическое и естественно-научное образование, иначе нет у этой страны будущего.

Современное состояние естественнонаучного образования не может удовлетворять ни личность, ни общество, ни государство. Обновление ЕНО, обусловленное необходимостью его корреляции с современным уровнем развития естественных наук, требованиями к современному образованному человеку, реалиями современного мира и культуры, - объективное требование времени.

Исследованиям в области ЕНО посвящены многочисленные исследования специалистов в

области философии образования, педагогики, психологии, специалистов, рассматривающих проблемы частных методик (Б. С. Гершуский,

В. С. Степин, В. М. Розин, А. Д. Суханов, и др.). Аргументы в пользу активного преподавания естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной и высшей школе регулярно пересматривались и совершенствовались, поскольку менялась ситуация в обществе.

Сегодня в рамках перехода системы высшего профессионального образования на компе-тентностный подход акцент делается на оценку профессиональной компетентности студентов, которая выступает основным образовательным результатом подготовки студентов. Необходимость проектирования результатов освоения основной образовательной программы как обладание компетенциями (универсальными и профессиональными) актуализирует вопрос о современном понимании (переосмыслении) роли и значении ЕНО. Компетентностный подход не сопровождается отходом от принципа фундаментальности российского образования. ЕНО как часть профессионального образования обеспечивает формирование тех качеств личности специалиста, которые определяются фундаментальной составляющей образования, влияют на готовность студента к усвоению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Достижение приоритета повышения качества естественно-научного образования ставит проблему трансформирования естественнонаучного образования в XXI в. как многоаспектную, сложную и системную [см,: 1; 3; 7]. Ее решение можно рассматривать во многих смысловых «измерениях» (аспектах). Ниже представлены результативный, мотивационный, методический аспекты данной проблемы.

Первый аспект - результативный. В свете идей непрерывного образования проектирование результатов ЕНО проведено нами на двух уровнях: уровне общего образования и на уровне высшего профессионального образования. В нашем исследовании мы ограничились проектированием результатов гуманитарного профиля для обоих уровней.

Результат ЕНО в основной школе (гуманитарный профиль обучения):

Получение и усвоение учащимися минимума знаний соответствующего базовым представлениям о мире, достаточного для осмысления поведения в современном мире, сохранения Природы и человеческой культуры;

Готовность учащихся к жизни в высокотехнологичном обществе;

Формирование целостной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения;

Раскрытие творческих способностей и создание предпосылок для прорыва России в области естественных наук, технологий и техники;

Развитие устойчивого интереса личности к естественным наукам и естественно-научным исследованиям.

Результатом ЕНО в высшей школе (гуманитарный профиль) будет становление ключевых компетентностей, которое обеспечивается в рамках ЕНО за счет:

Формирования у будущих специалистов целостного мировосприятия и единой естественно-научной картины мира;

Развития критического мышления и научного мировоззрения, базирующегося на основных концепциях современного естествознания: концепции единства человека и природы, концепции единения гуманитарной и естественно-научной культуры, концепции атомизма и континуальности строения материи, эволюционно-синергетическом представлении о возникновении и развитии живой и неживой материи и др.;

Развития высокоинтеллектуальной, технологически грамотной личности, способной ориентироваться в сложных феноменах природы, осознавать пределы допустимого во взаимодействии с природой, меру свободы и ответственности человека за природу;

Подготовки специалистов нового типа, умеющих творчески и широко мыслить, способных самостоятельно принимать решения и сознающих свою личную и корпоративную ответственность за их результаты.

Достижение поставленных результатов и будет являться основной целью общего естественно-научного образования.

Второй аспект - мотивационный. Хорошее образование невозможно реализовать без достаточной мотивации участников учебного процесса, основанной на устойчивом интересе к естествознанию. Анализ современного состояния ЕНО [см.: 11], показывает, что в последнее десятилетие упал престиж естественнонаучного образования, студенты гуманитарных специальностей негативно относятся к изучению естественно-научных дисциплин. В спорах о роли ЕНО в гуманитарном общем и высшем профессиональном образовании речь, в первую очередь, идет о решении вопроса: зачем все это нужно?

Мотивируя необходимость изучения естественных наук, наиболее часто приводятся следующие аргументы:

Глобальная цель - прорывные технологии требуют получения принципиально нового

знания, которое дает только фундаментальная наука;

Возможность неоднократного выбора - ранняя узкая специализация приводит к сложности или даже невозможности изменить направление профессиональной подготовки, если обучающийся разочаровался в сделанном выборе;

Овладение научным методом исследования - человек, владеющий научным методом, является вполне востребованным специалистом и вне области своей специализации;

Жизнь в высокотехнологичном обществе - обладание некоторым базовым набором естественно-научных знаний позволит ориентироваться в современном мире;

Наличие критического мышления и научного мировоззрения, которое в основном формируется в ЕНО, существенно затрудняет манипулирование людьми, позволяет объяснить явления природы, которые имеют сверхъестественную, магическую интерпретацию и религиозную окраску.

Анализируя вышеперечисленные аргументы, можно предположить, что для поднятия интереса к естественным наукам, повышения мотивации студентов гуманитарного направления к изучению естественно-научных дисциплин помимо сведений о достижениях современного естествознания, даваемых в контексте противоречивого характера процесса получения новых знаний, содержание ЕНО должно:

Знакомить студентов гуманитарных специальностей с вопросами о роли естествознания как основы инновационного развития общества, показывать социальную значимость современных естественно-научных открытий, выяснять роль и место естественных наук в решении глобальных проблем человечества;

Включать вопросы общенаучного и общекультурного содержания, раскрывать сущность методов научного исследования, способствовать овладению данными методами не на уровне объяснения сущности, а на уровне его применения;

Выявлять пути взаимосвязи и взаимопроникновения различных направлений научного знания (гуманитарных, общественных и естественных наук), показывать вклад исследователей-естествоиспытателей в развитие и становление современных научных представлений, отличается широтой их научных интересов, вниманием большинства ученых к проблемам культуры, экологии, сохранения цивилизации.

Результатом такой работы будет понимание того, что естествознание - это национальное

достояние государства; стратегический ресурс и условие инновационного развития России; его уровень определяет уровень развития цивилизации и человеческого потенциала; оно было в ХХ в. и должно стать в ХХ1 в. областью национального превосходства России.

Рассматривая проблему становления естественно-научного образования, отметим, что образование должно быть представлено в единстве содержательного и технологического компонент [см.: 11]. Поэтому третий аспект решения проблемы ЕНО (методический) - аспект адекватности содержания естественнонаучных дисциплин и современных технологий обучения требованиям к высшему профессиональному образованию.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выделить основные направления обновления ЕНО:

Установление соответствия между современными достижениями естественных наук и содержанием школьного ЕНО;

Корреляция стандартов 2-го поколения для основной школы со стандартами 3-го поколения для вузов;

Разработка учебников, учебных пособий, УМК нового типа по естественно-научным дисциплинам;

Разработка и внедрение специального предмета, интегрирующего знания всех естественных наук;

в технологиях:

Создание условий для обеспечения индивидуальной образовательной траектории как учащимся, проявляющим интерес к естественным наукам, так и учащимся с пониженной мотивацией к естественным наукам;

Создание нового качества познавательных ресурсов (ППС, ЦОР, ГГ - сайты, технологии, и др.);

Внедрение современных технологий обучения, исследовательской и проектной деятельности (обучение в музеях, лабораториях, центрах открытого доступа, заповедниках, обсерваториях и др.);

Создание новых средств оценивания достижений и образовательных результатов учащихся;

в нормативно-правовом и квалификационном обеспечении:

Обновление системы повышения квалификации учителей и преподавателей вуза, за счет разработки и внедрения квалификационных требований к специалистам в области ЕНО;

Создание центров сертификации квалификаций, в том числе в системе допуска к педагогической деятельности;

Разработка механизма системы финансо-

вой поддержки учителям ЕНО (гранты, премии от университетов, корпораций);

Нормативное введение педагогической интернатуры в дополнительном поствузовском образовании учителя ЕНО;

в материально-техническом обеспечении:

Создание нового качества материальнотехнической базы для ЕНО: имитационные классы, лабораторное и демонстрационное оборудование, в том числе посредством интеграции имеющихся ресурсов,

Создание ресурсных центров для профильной школы и вузов, на базе которых будет осуществляться сетевое взаимодействие учителей и преподавателей.

Реализация данных направлений невозможна только учителями и преподавателями естественно-научных дисциплин; многое зависит от политики государства, авторитетных специалистов в области образования, школьной и вузовской образовательной среды, домашнего окружения. Нам нельзя медлить, иначе мы можем еще больше отстать в области ЕНО от передовых стран, поскольку ведущие страны данные задачи выдвинули в число приоритетных. «Зная, что прогресс и процветание будущих поколений будет зависеть от того, как мы сейчас обучаем следующее поколение, я объявляю о новом решении, о поддержке математического и естественнонаучного образования. ... Призываю штаты радикально повысить резуль-

таты математического и естественно-научного обучения, повышая стандарты, модернизируя учебные лаборатории, обновляя учебные планы и формируя партнерства, чтобы больше использовать науку и технологии в наших классах. Я также призываю штаты улучшить подготовку учителей и привлечь новых высококвалифицированных учителей математики и естественных наук, которые могли бы увлечь учеников и оживить преподавание этих предметов в наших школах», - так заявил президент США Б. Обама [см.: 8].

Особого внимания в этой связи заслуживает высшее педагогическое образование, готовящее преподавательские кадры для средней школы. От качества естественно-научной подготовки студентов всех специальностей, наличия у них мотивации к получению знаний сегодня во многом зависит успех реформ естественно-научного образования. Педагогические вузы должны готовить выпускников, способных демонстрировать в ходе преподавательской деятельности не только профессионально-педагогические навыки, знание современных педагогических технологий, готовность к межличностному общению, но и широкий естественно-научный кругозор, особый тип рационального мышления, характеризующийся критичностью, научной мировоззренческой позицией, свойственной естественнонаучному знанию.

Список литературы

1. Алиева Н. З. Философско-методологические основания естественнонаучного образования в контексте постнеклассической науки: автореф. дис. . доктора философских наук. Ростов н/а -Д, 2009. 34 с.

2. Большая Советская энциклопедия (в 30 томах) / гл. ред. А. М. Прохоров, изд-е 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 9. 664 с.

3. Бордонская Л. А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 237 с.

4. Васильева Н. А. Становление естественно-научного образования в России в ХVШ-первой половине ХГХ вв. (до реформ 60-х гг.): автореф. дис. ... кандидата пед. наук. Челябинск, 2008. 24 с.

5. Голубева О. Н, Суханов А. Д. Естественно-научная концепция современного естествознания// Физика в системе современного образования (ФССО - 99). СПб., 1999. Т. 1.

6. Карпенко О. М., Бершадская М. Д. Высшее образование в странах мира: анализ данных образовательной статистики и глобальных рейтингов в сфере образования. М.: Изд-во СГУ, 2009. 224 с.

7. Малинецкий Г. Г. Будущее - вызо-

вы и проекты. Междисциплинарный контекст. URL.: http://spkurdyumov.narod.ru/

PrBudMegDisPod.htm (дата обращения: 21. 12 2009).

8. Обама Б. Текст выступления Президента США 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук. URL: http: //eqworld.ipmnet.ru/ ru/info/sci-edu/obama2009.htm (дата обращения: 28. 02. 2010).

9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. 608 с.

10. Садовничий В. А. Предисловие к книге «Образование, которое мы можем потерять». URL: http: //www.mccme.ru/edu/index. php?ikey = msu-book_preface (дата обращения: 28. 02. 2010).

11. Симонов В. М. Дидактические основы естественно-научного образования: дис. ... доктора педагогических наук: Челябинск, 2000.403 с.

12. Степин В. С. Теоретическое знание. М: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.

1

Старостина С.Е.

В данной статье на основе теоретического анализа представлено решение исследовательских задач, связанных с обоснованием приоритетов в развитии современного высшего профессионального образования и его составной части – естественнонаучного образования. На основе анализа научной литературы выявлена теоретическая проблематика естественнонаучного образования (внешние и внутренние проблемы), определены направления его обновления в содержательном, технологичном, нормативно-правовом, квалификационном и материально-техническом аспектах.

приоритетные направления развития образования

естественнонаучное образование

проблемы естественнонаучного образования

направления обновления естественнонаучного образования

В настоящее время в системе высшего образования происходят глубокие изменения, обусловленные, прежде всего, особенностями развития общества, характеризующегося экономической глобализацией, высокими темпами развития технологий, прежде всего информационно-коммуникативных, проникновением знаний во все сферы жизни общества и экономики. Рассматривая изменения в современном обществе, большинство авторов (Р.Ф. Абдеев, Д. Белл, Н.Н. Моисеев, А. Тоффлер и др.) характеризуют его как постиндустриальное общество, и определяют «как общество, основанное на знаниях, информационное общество и обучающееся общество, реализующее стратегию обучения в течение всей жизни» .

Общество, основанное на знаниях, характеризуется ростом инвестиций в высокие технологии, развитием высокотехнологичных отраслей производства, растущей производительностью в экономике, и, как следствие, растущей потребностью в высококвалифицированных работниках, «знаниевых работниках» (по П. Дракеру), способных быстро адаптироваться к изменениям. «Эпоха ученых-энциклопедистов и мыслителей универсалов безвозвратно ушла в прошлое. ... Главное не владеть информацией, а знать, и даже не столько знать, сколько знать как найти, как быстро добывать требуемые знания в современных энциклопедиях или в сети Интернета. Главное - уметь находить путь к знанию, путь поиска решения и уметь делать по этому пути первые шаги» .

В основных документах, определяющих стратегию развития российского образования в первой четверти XXI века («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и др.), установлены главные приоритеты развития системы образования, как одного из факторов экономического и социального прогресса общества и в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.

На основе изучения трудов исследователей нами выделены главные тенденции развития высшего образования, обусловленные требованиями общества и государства к системе образования, к современной личности. Основные тенденции развития образования, обусловленные требованиями общества и государства

к системе образования:

  • повышение качества высшего профессионального образования и как следствие обеспечение лидирующих позиций России в сфере образования на международном уровне;
  • обеспечение фундаментальности и целостности высшего профессионального образования;
  • ориентация на подготовку специалистов «завтрашнего» дня, готовых работать в условиях информационного общества, экономики будущего;
  • мобильность образования, т.е. способность системы образования гибко реагировать на изменение потребностей личности, экономики и нового общественного устройства;
  • открытость системы образования для личности, государства и общества;
  • развитие современной системы непрерывного профессионального образования, предоставляющего возможность гражданам в любом возрасте получать необходимое качественное образование.

к современной личности:

  • смена идеологии образования от передачи «готовых знаний» к идеологии формирования компетенций, направленность образования на становление ключевых компетенций;
  • обеспечение деятельностного характера образования, направленного на приобретение студентами опыта деятельности;
  • ориентация образования на создание максимальных благоприятных условий для саморазвития, самоопределения обучающихся, построения собственного индивидуального образовательного маршрута;
  • увеличение доли самостоятельной работы студентов для получения запланированных результатов;
  • переход от преимущественно информационных форм к активным формам и методам обучения, способствующим развитию творческих и проективных способностей обучаемых;
  • внедрение наукоемких педагогических технологий, аккумулирующих психолого-педагогические знания о закономерностях учебной деятельности и возможности современных IT-технологий;
  • изменение роли вузовского преподавателя, он в большей степени консультант, помощник, тьютор.

Основой реализации данных направлений является представление о современном образовании как о мощном и уникальном ресурсе индивидуального и общественного развития, а также об отношении образования и общества друг к другу как к ресурсам их функционирования и развития .

Модернизация высшего профессионального образования, обусловливает необходимость обновления и естественнонаучного образования (далее ЕНО) в соответствии с современным уровнем развития общества и требованиями к современному образованному человеку.

Современное общество в последние годы находится в стадии инновационного развития. Создание современной экономики, экстенсивное развитие стран, прорыв в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и технологий наносистем, разумное природопользование, предупреждение экологических катастроф, развитие энергетики и энергосбережения, перспективных направлений военной и специальной техники требуют получения принципиально нового знания, которое дают только фундаментальные естественные науки. Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники.

Развитые страны мира признают необходимость приоритетного и опережающего обеспечения фундаментальных естественнонаучных исследований и соответственно ЕНО как гаранта страны в области лидерства в научно-технических инновациях и её безопасности. Как заявил президент США Б. Обама, выступая в апреле 2009 г. на ежегодном собрании Национальной академии наук США: «Мы не просто достигнем, мы превысим уровень времен космической гонки, вкладывая средства в фундаментальные и прикладные исследования, создавая новые стимулы для частных инноваций, поддерживая прорывы в энергетике и медицине и улучшая математическое и естественнонаучное образование» .

Современная эпоха перемен бросает вызов и российскому обществу во всех сферах бытия. Одним из вызовов прогресса явились существующие технологический и научный барьеры . Технологический барьер выражается в неспособности отечественных инженеров осваивать и повторять технологии стран-лидеров. «Научный барьер» проявляется в откате назад с передовых позиций науки. Это приводит к тому, что в сферу высоких технологий встраиваются развивающиеся страны, естественнонаучное образование которых находится на высоком уровне (об этом свидетельствует результаты международных исследований качества образования TIMSS и PISA), оттесняя тем самым страны, которые еще совсем недавно были лидерами в данной области, например Россию, США, Испанию. По мнению С.П. Капицы, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, противостоять «технологической» и «научной глобализации» можно, сохранив триаду «качественное образование - современная наука - высокие технологии», если рассматривать ее как один из важнейших государственных приоритетов .

Сегодня состояние естественнонаучного образования не может удовлетворять ни личность, ни общество, ни государство. Обновление ЕНО, обусловленное необходимостью его корреляции с современным уровнем развития естественных наук, требованиями к современному образованному человеку, реалиями современного мира и культуры - объективное требование времени.

В России - стране с богатейшими традициями и достижениями в области фундаментальных естественных наук - естественнонаучное образование на протяжении последних десятилетий практически не реализует свои образовательно-развивающие возможности. Недостатки в системе ЕНО отмечают многие ученые. Анализ научной литературы, в рамках приоритетных направлений развития современного высшего образования, позволил представить теоретическую проблематику ЕНО в виде двух групп проблем внешних и внутренних. Под внешними проблемами мы понимаем проблемы, которые относятся опосредованно к структуре и организации ЕНО, но играют решающую роль в его становлении и развитии. Внутренние - порождаются взаимосвязями целей, содержания, средств, методов и форм ЕНО.

Внешние проблемы:

Увеличение разрыва между достижениями в развитии естественных наук и уровнем естественнонаучного образования, что приводит к утрате конкурентоспособности нашей науки и техники на мировом рынке;

Усиление разрыва между естественнонаучным и гуманитарным образованием, что ведет к снижению фундаментальности образования, препятствует диалогу и дальнейшему сближению двух направлений общечеловеческой культуры;

Падение престижа и утрата традиций российского естественнонаучного образования, и, как следствие, снижение интереса к естественным наукам.

Внутренние проблемы :

Низкое качество естественнонаучной подготовки выпускников средних учебных заведений, отсутствие мотивации студентов гуманитарного направления к изучению естественнонаучных дисциплин; психологические особенности студентов-гуманитариев;

Направленность содержания естественнонаучных дисциплин на представление объективной системы знания о природе, отсутствие должного внимания к смысловой и ценностной сферам естествознания, развитию личности учащихся;

Малое количество часов, предусмотренных учебным планом на изучение естественнонаучных дисциплин, неудовлетворительное состояние учебно-информационного обеспечения, старение лабораторной базы кафедр, реализующих цикл естественнонаучных дисциплин, низкая материально-техническая обеспеченность образовательного процесса;

Ориентация образовательного процесса на экстенсивные варианты обучения, с приоритетом на традиционные формы и методы организации занятий, без учета профессиональной ориентации студентов.

Решение выделенных проблем требует не только целенаправленного и планомерного обновления целей, содержания и технологий естественнонаучного образования (это лишь надводная часть айсберга, хотя и очень необходимая, которая существует в виде огромных объемов методической работы), но и изменения в мышлении основных участников образовательного процесса, в их отношении к естественнонаучным дисциплинам, понимании значимости естественнонаучного образования для обеспечения высоких темпов развития экономического роста страны и развития человеческого капитала.

Исследованиям в области современного образования, в частности ЕНО, посвящены многочисленные работы специалистов в сфере философии, образования, педагогики, психологии, (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.М. Розин, В.В. Сериков, В.С. Степин и др.), рассматривающих проблемы частных методик (О.Н. Голубева, В.И. Данильчук, Л.Я. Зорина, Н.С. Пурышева, В.М. Симонов, А.Д. Суханов, Н.В. Шаронова и др.).

Аргументы в пользу активного преподавания естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной и высшей школе регулярно пересматривались и совершенствовались, поскольку менялась ситуация в обществе. В настоящее время, в связи с возрастающими требованиями к образованию в интересах становления социально активной личности, происходит «очеловечивание» ЕНО. Наиболее обсуждаемой проблемой становится проблема ценностного отношения к личности обучающегося, признание ее развития главной задачей.

В работе В.Н. Симонова ценность ЕНО для развития личности раскрыта наиболее полно. Изучая дидактические основы ЕНО, исследователь отмечает нравственное начало естествознания; огромную роль в становлении мировоззрения и научной картины мира, в формировании научного мышления и особого типа рациональности критически-аналитической. «Этот тип чрезвычайно важен для формирования мировоззренческих ориентаций современного человека. Именно он приучает людей к поиску решений» .

Сегодня, в рамках перехода системы высшего профессионального образования на компетентностный подход, акцент делается на оценке профессиональной компетентности, которая выступает основным образовательным результатом подготовки студентов. Необходимость проектирования результатов освоения основной образовательной программы как формирование компетентности актуализирует вопрос об обновлении ЕНО, в рамках которого происходит формирование профессиональных компетентностей и прежде всего через формирование ключевых компетентностей, которые необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Сегодня ключевые компетентности приобретают особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации; сочетают элементы профессиональной и общей культуры, профессионального опыта, обогащенного знанием результатов научных исследований и самостоятельных поисков смыслов и действий .

Достижение приоритета повышения качества ЕНО ставит проблему трансформирования естественнонаучного образования в XXI веке как многоаспектную, сложную и системную . Решение данной проблемы требует учета всех его структурных компонентов, знания основных тенденций развития естественнонаучного образования в различных странах мира, использование богатейшего опыта преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в нашей стране.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил предположить, что обновление естественнонаучного образования требует решения следующих задач:

  • взращивание человеческого потенциала, начиная с начальной школы, который осуществит прорыв России в области ЕН к середине ХХI века;
  • обеспечение соответствия между современными достижениями естественных наук, содержанием ЕНО и научным потенциалом преподавателей естественнонаучных дисциплин;
  • интеграция в области ЕНО, преодоление предметной раздробленности содержания учебных дисциплин, объединение усилий преподавателей естественных наук (командная работа, проектные методы);
  • создание современной инфраструктуры ЕНО: научные лаборатории, ресурсные центры, IT-технологии, новые поколения познавательных ресурсов и др.

Решение данных задач невозможно только учителями и преподавателями естественнонаучных дисциплин, многое зависит от политики государства, авторитетных специалистов в области образования, преподавателей, реализующих гуманитарные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, вузовской образовательной среды. Результатом совместной работы будет понимание того, что естествознание - это национальное достояние государства; стратегический ресурс и условие инновационного развития России; его уровень определяет уровень развития цивилизации и человеческого потенциала; оно было ХХ в. и должно стать в ХХI веке областью национального превосходства России.

Содержательный анализ тенденций развития высшего образования, обусловленных требованиями общества и государства к системе образования, к современной личности, основных проблем ЕНО, его значения для развития государства и личности, позволил нам выделить основные направления обновления ЕНО в содержании, технологиях, нормативно-правовом, квалификационном и материально-техническом обеспечении.

Направления обновления естественнонаучного образования:

  • Установление соответствия между современными достижениями естественных наук и содержанием ЕНО.
  • корреляция стандартов 2-го поколения для основной школы со стандартами 3-го поколения для вузов.
  • Разработка учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов нового типа по естественнонаучным дисциплинам.
  • Разработка и внедрение специального предмета, интегрирующего знания всех естественных наук, для всех образовательных программ гуманитарного, естественнонаучного и технического направлений.

в технологиях:

  • Создание условий для обеспечения индивидуальной образовательной траектории, как студентов, проявляющих интерес к естественным наукам, так и студентов с пониженной мотивацией к изучению естественных наук.
  • Создание нового качества познавательных ресурсов (ППС, ЦОР, IT - сайты, IT-технологии, и др.).
  • Внедрение современных технологий обучения, исследовательской и проектной деятельности (обучение в музеях, лабораториях, центрах открытого доступа, заповедниках, обсерваториях и др.).
  • Создание новых средств оценивания достижений и образовательных результатов обучающихся.
  • Разработка системы самостоятельной работы студентов, позволяющей преподавателю выходить на сопровождение самостоятельной работы студента, предполагающее конструирование образовательной среды; консультирование и осуществление индивидуальной педагогической поддержки студента в его самостоятельной работе; создание педагогических условий для оценивания и рефлексии самостоятельной работы студентов.

в нормативно-правовом и квалификационном обеспечении:

  • Обновление системы повышения квалификации преподавателей естественнонаучных дисциплин.
  • Разработка и внедрение квалификационных требований к специалистам в области ЕНО.
  • Создание центров сертификации квалификаций, в том числе в системе допуска к педагогической деятельности.
  • Разработка механизма системы финансовой поддержки преподавателей ЕНО (гранты, премии от университетов, корпораций).
  • Нормативное введение педагогической интернатуры в дополнительном поствузовском образовании учителя ЕНО.

в материально-техническом обеспечении:

  • Создание нового качества материально-технической базы для ЕНО: имитационные классы, лабораторное оборудование, в том числе посредством интеграции имеющихся ресурсов.
  • Создание ресурсных центров для профильной школы и вузов, на базе которых будет осуществляться сетевое взаимодействие учителей и преподавателей естественнонаучных дисциплин.

Таким образом, реализация выделенных направлений обновления ЕНО, обоснованных «вызовами» общества, государства, личности, позволит обеспечить качественность, мобильность, открытость, фундаментальность и целостность ЕНО, его ориентацию на подготовку специалистов «завтрашнего дня». Основу обновленного ЕНО составят: компетентностный подход; личностно-деятельностный характер образования; наукоемкие инновационные образовательные технологии, способствующие включению студентов в различные виды деятельности, позволяющие научить работать студента с различными источниками информации, учитывающие личностный и профессиональный аспекты деятельности студента. Осуществление ЕНО обеспечат высококвалифицированные преподаватели, приоритетом профессиональной деятельности которых будут являться помощь, поддержка, сопровождение, содействие обучению студента. Результатом обновления ЕНО станет понимание того, что современное естествознание является фактором экономического развития общества и становления современной личности.

Список литературы

  1. Алиева Н.З. Проблематика становления современного естественнонаучного образования. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/alieva1.htm (дата обращения 28.02.2010).
  2. Капица С.П., Курдюмов С.П., Мапинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Наука, 1997. - 285 с.
  3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. -2-е изд., стереотип. - М.: КомКнига, 2007. - 232 с.
  4. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие. - 2-е изд., доп. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 434 с.
  5. Кондаков А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2005. - 322 с.
  6. Обама Б. Сегодня наука нужна как никогда раньше: текст выступления президента США 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук. URN: http://eqworld.ipmnet.ru/ru/info/sci-edu/obama2009.htm, (дата обращения 28.02.2010).
  7. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
  8. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма. - Волгоград: Перемена, 2000. - 293 с.

Рецензенты:

Каплина С.Е., д.п.н., доцент, Читинский государственный университет, г. Чита;

Шевцов М.Ю., д.п.н., профессор академик МАНПО, Читинский государственный университет, г. Чита.

Работа поступила в редакцию 07.02.2011.

Библиографическая ссылка

Старостина С.Е. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-1. – С. 56-60;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=26781 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»