Меню Рубрики

Эсминец 434. Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков

Решено утилизировать.
На оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске утилизируют один из крупнейших боевых кораблей отечественного надводного флота - тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков», сообщил сотрудник пресс-службы завода Евгений Гладышев.

ТАРКР «Адмирал Ушаков», в далекой юности носящий имя «Киров», и сторожевой корабль "Безукоризненный", 22 декабря 1989 года, Средиземное море

Тяжелый атомный ракетный крейсер ТАРКР «Адмирал Ушаков» , в далекой юности носящий имя «Киров» переименован в мае 1992 года. Построен на Балтийском заводе в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург), как раз на олимпиаду в 1980 году. Примерно с 1990 г, атомный рейдер начал нуждаться в ремонте, и перестал принимать участие в морских походах.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров", октябрь 1986 г, воды Атлантки

Что из себя представляют тяжелые ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан», подробно можно посмотреть в статье посвященной более удачливому и намного более известному представителю серии, являющегося флагманом не только северного флота, а скорее всего российского флота в целом .

Тем же кому лень переходить по ссылкам, напомню. По проекту "Орлан" было построено 4 корабля, чистых ударника, которым по зубам разгрызть такой крепкий орешек, как авианесущую ударную группу (это авианосец и более десятка кораблей сопровождения, она не по зубам даже великим мореходам англичанам), таких групп у американцев более 10, которые они могут объединять в соединение (вот это соединение в мире не разгрызет никто, и мы само собой тоже). А вот авианосную группу пощипать немного можем. Как раз построенными четырьмя кораблями этого проекта.

Тяжелые атомные ракетные крейсера Петр Великий, Адмирал Ушаков зима 1996-1997 годов

На боевом дежурстве остался только один - флагман Северного флота, построенный в 1996 году. Еще один- «Адмирал Нахимов» постройки 1989 года, через 10 лет походов, с 1999 года стоит у причала и ждет ремонта на северодвинской верфи «Севмаш». По последним данным дело сдвинулось с мертвой точки, и его решено превратить в «ракетный линкор», конечно как всегда "не имеющий аналогов в мире". Вооружить комплексами «Калибр», «Бирюза» и П-900 «Оникс» общее количество ракет довести до восьмидесяти. Против сегодняшних двадцати, что подсказывает мне 20-ой можно сдерживать, а вот 80-ю... наверно меняется концепция. Напомню американский подводный ракетоносец тип "Огайо" несет 154 "Тамагавка" (крылатая ракета). Осуществить это должны к 2018 году, по цене примерно равной одному "Мистралю".

Тяжелый атомный ракетный крейсер Киров у причала, Северодвинск, июнь 2005 года

Возвращаемся к Тяжелый атомный ракетный крейсер ТАРКР «Адмирал Ушаков» , «Принципиальное решение об утилизации корабля принято, госкорпорации Росатом дано поручение включить ТАРК в план утилизации. Уже как бы в бюджете на 2015 год заложены средства на финансирование разработки проекта утилизации «Адмирала Ушакова». «Сейчас от корабля исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно», - считает Никитин. Ранее гендиректор «Звездочки» Владимир Никитин рассказал, что корабль пришел на верфь в 1997 году, как тогда предполагалось, в ремонт. Денег на эти работы в те времена не нашлось и крейсер до сих пор стоит в холодном отстое. Корабль выведен из боевого состава ВМФ. С 1980 года из его реакторов не выгружалось ядерное топливо. К тому же крейсер занимает причальное место, которых заводу при сегодняшней загрузке не хватает.

ТАРКР Адмирал Ушаков, в ожидании своей судьбы, вид на палубу

Представитель судоверфи также уточнил, что в настоящее время крейсер находится у причала предприятия, его реакторы заглушены, вся забортная арматура загерметизирована, живучесть корабля поддерживает сокращенный экипаж Северного флота, передает ИТАР-ТАСС. Ну слава богу, пусть хоть и старый, времен СССР, еще один корабль вернется в строй, а не будет пущен на иголки. Смотри =>> .

В свое время прорабатывались международные проекты по утилизации крейсера в рамках программы «Глобального партнерства», принятой на саммите стран «большой восьмерки» в 2002 году, но в силу ряда причин они не были реализованы.
По экспертным оценкам, утилизация ТАРКР обойдется примерно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подлодки, поскольку технологии и опыта утилизации подобных судов в России еще нет.

В 2011 году Главный штаб ВМФ сообщил о начале комплексной модернизации «Адмирала Нахимова». Известно, что следующим в док на ремонт и такую же модернизацию встанет находящийся в строю ТАРКР «Петр Великий», хотя в Главном штабе сперва заявляли, что следом за «Адмиралом Нахимовым» «пройдут модернизацию крейсеры «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев».
В штабе заявляли, что находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 возвратятся в боевой состав до 2020 года.

Фото рейдера Адмирал Ушаков, бывший Киров

А вот что делать с другим ракетным крейсером - «Адмиралом Лазаревым» находится в отстое с 1999г на Тихоокеанском флоте (ранее «Фрунзе») Он сейчас выглядят особенно дряхло. Если учесть намеченную модернизацию «Петра Великого» очередь до ракетоносца до 2020 года, скорее всего не дойдет. И как быть с этим кораблям – пока наверное не знает никто.

Первый крейсер проекта 1144 Орлан (Киров) «Адмирал Ушаков» / Фото: upload.wikimedia.org

Один из крупнейших боевых кораблей отечественного надводного флота - тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) "Адмирал Ушаков", простаивавший с 1990 года в ожидании ремонта, будет утилизирован на оборонной судоверфи "Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске. Об этом сегодня корр. ИТАР-ТАСС сообщил сотрудник пресс-службы завода Евгений Гладышев.

"Принципиальное решение об утилизации корабля принято, госкорпорации Росатом дано поручение включить ТАРК в план утилизации, - сказал он. - В бюджете на 2015 год предусмотрены средства на финансирование разработки проекта утилизации "Адмирала Ушакова".

Представитель судоверфи также уточнил, что в настоящее время крейсер находится у причала предприятия, его реакторы заглушены, вся забортная арматура загерметизирована, живучесть корабля поддерживает сокращенный экипаж Северного флота.


Владимир Никитин / Фото: ria.ru

Ранее гендиректор "Звездочки" Владимир Никитин рассказал, что корабль пришел на верфь в 1997 году, как тогда предполагалось, в ремонт. Денег на эти работы в те времена не нашлось и крейсер до сих пор стоит в холодном отстое. Корабль выведен из боевого состава ВМФ. С 1980 года из его реакторов не выгружалось ядерное топливо.

"Можно говорить о том, что сейчас от этого корабля исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно", - считает В. Никитин.

К тому же крейсер занимает причальное место, которых заводу при сегодняшней загрузке не хватает. В свое время прорабатывались международные проекты по утилизации крейсера в рамках программы "Глобального партнерства", принятой на саммите стран "большой восьмерки" в 2002 году, но в силу ряда причин они не были реализованы. По экспертным оценкам, утилизация ТАКР обойдется примерно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подлодки, поскольку технологии и опыта утилизации подобных судов в России еще нет.

Техническая справка

Крейсера проекта 1144 «Орлан» — серия из четырёх высокоавтономных тяжёлых атомных ракетных крейсеров, построенных на Балтийском Заводе в СССР с 1973 по 1989 годы, единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с ядерной энергетической установкой. Главный конструктор проекта кораблей - Б. И. Купенский. По классификации НАТО проект обозначается как англ. Kirov-class battlecruiser, то есть «линейный крейсер», в силу его исключительных размеров и вооружённости. Главным конструктором проекта был В. Е. Юхнин.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Ушаков" / Фото: www.warships.ru

По состоянию на 2012 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРКР «Пётр Великий», находится в строю. С 1977 по 1996 год по проекту 1144 на Балтийском заводе были построены четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера. Эти корабли имели на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.

26 марта 1973 года на Балтийском Заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 - тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Киров» (с 1992 года - «Адмирал Ушаков»). Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

ТАРК "Адмирал Ушаков" / Фото: wikimapia.org

Носовая часть ТАРК / Фото: upload.wikimedia.org

31 октября 1984 года вступил в строй второй корабль серии - ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года - «Адмирал Лазарев»).

30 декабря 1988 года Балтийский Завод передал флоту ТАРК «Калинин» (с 1992 года - «Адмирал Нахимов»).

В 1986 году завод приступил к строительству последнего корабля серии - ТАРК «Пётр Великий» (изначально именовался «Куйбышев», потом - «Юрий Андропов»). Его строительство завершилось в 1996 году после чего крейсер ушёл на ходовые испытания, которые в соответствии с планом проводились в суровых условиях заполярья. В 1998 годуатомный крейсер был передан флоту.

На данный момент ТАРК «Пётр Великий» является самым мощным ударным военным кораблем не только в военно-морском флоте России, но и во всём мире.

На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной почти в 20 километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6×2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная.

Энергетическая установка крейсера проекта 1144 могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением в 100-150 тыс. жителей. Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900, имеет существенные отличия. Самое главное - в топливных сборках (изготовитель - машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах,

В качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идет в турбины в виде пара.

На каждом борте крейсеров проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит».

Крейсера проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными неавианесущими кораблями, построенными после Второй мировой.

Основные характеристики:

  • Водоизмещение,т - 25 860
  • Длина, м - 250,1
  • Ширина, м - 28,5
  • Осадка, м - 10,3
  • Двигатели - атомная энергоустановка
  • Мощность, л.с. - 163 000
  • Скорость хода, узел - 31
  • Автономность плавания, суток - 60
  • Экипаж, чел - 759

Вооружение:

  • артиллерия - 2 × 100-мм артиллерийских установки АК-100 или 1 × 130-мм АК-130
  • зенитная артиллерия - 8 × ЗУАК-630, или 6 × ЗРАК «Кортик
  • ракетное вооружение - 20 ПУ ПКР П-700 Гранит 2 × 2 «Оса-М» (40 ракет) или 8 × 8 «Кинжал» (64 ракеты) 1-С-ЗООФ, 1-С-ЗООФМ.
  • противолодочное вооружение - ПЛУР «Метель» или ПЛУР «Водопад»,РБУ-6000 «Смерч-3» или РБУ-12000 «Удав».

Советский Союз занимал одну шестую часть суши. Отчасти благодаря географическому положению, отчасти - технологическим возможностям, разработке судов Военно-морского флота в стране уделялось много времени. Впрочем, этим по-прежнему занимается любое крупное государство.

Катера и крейсера, субмарины и авианосцы, легкие и крупные — списки технологических решений можно продолжать очень долго. Одним из таких стал «Орлан», или «проект 1144». Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» — флагман проекта, который не имеет аналогов ни в одном флоте мира. Именно о нем, его возможностях, характеристиках, военных и технических данных мы поговорим в статье.

Эволюция названия

Надо отметить, что имя «Адмирал Ушаков» крейсер получил не сразу. «Адмиральские нашивки» появились уже после распада Союза — в 1992 году. Тогда он и еще 3 «Орлана» получили новые имена. При этом только один — 4-й — носит имя «Петр Великий». Первые три стали «адмиралами». Это Ушаков, Лазарев и Нахимов. При сходе со стапелей суда нарекли «Киров», «Фрунзе», «Калинин» соответственно. Четвертый крейсер сначала нарекли «Куйбышев», затем, еще до окончания строительства, он получил новое имя — «Юрий Андропов».

На сегодняшний день только «Петр Великий» состоит на службе. «Нахимов» находится на модернизации. Два первых, возможно, тоже пройдут обновление, но за «Нахимовым».

Проект «Орлан»

К идее создания корабля, каким стал впоследствии атомный крейсер «Адмирал Ушаков», пришли далеко не сразу. Первоначальные проекты датируются 50-ми годами прошлого века. Тогда было решено создать два типа кораблей — один должен был стать крейсером (проект 63), второй — кораблем ПВО (проект 81). Для обоих типов в роли силовой установки планировалось применить атомный реактор.

Затем проект 81 закрылся, и работы по обоим типам свели в одно направление. Судно должно было стать не очень большим, но иметь возможности и ПВО, и простого крейсера. К сожалению, проект 63 прожил не намного дольше, и вскоре его также закрыли.

Возврат к «атомному» проекту наступает только в конце 60-х годов, когда Ленинградскому центральному Конструкторскому бюро поручается создание «недорогого» атомного сторожевого судна. Корабль должен иметь водоизмещение около 8000 т (для сравнения, флагман этого проекта — ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» — получил 24000), иметь возможности не только сопровождать другие суда, обеспечивая им огневую поддержку, но и выслеживать, а при необходимости и уничтожать суда вероятного противника. Одной из основных «фишек» должна была стать неограниченная дальность плавания. Первоначальный проект предполагал построить около 40 таких судов, но, как выяснилось, промышленность просто была не готова выпустить судно такого водоизмещения, не говоря уже о его возможной цене.

«Фугас» + «Орлан»

Несмотря на эти несостыковки, проект 1144 получает зеленую улицу. Разрабатываются атомные, артиллерийские установки, торпедные аппараты и даже беспилотный вертолет. Стоит отметить, что разработки этих летательных аппаратов в Союзе начали задолго до того, как эта идея осенила американцев. Впрочем, вертолета судно так и не увидело. Зато происходит другой, не менее важный момент для тогдашнего «Кирова» (впоследствии «Адмирал Ушаков»). Крейсер переходит из разряда «судно слежения» в разряд «противолодочный корабль».

Дело в том, что параллельно «Орлану» шла разработка сугубо ударного судна, проект которого получил кодовое название «Фугас» (или «изделие 1165»). И в мае 1971 года, когда для обоих судов уже шла разработка оружия, проекты соединяют. Будущий корабль получает лучшие варианты вооружения, до этого разрабатываемые для каждого типа.

Спуск на воду

Спустя год после слияния проектов военным представляется окончательный вариант. Затем в марте 1973 г. на Балтийском заводе им. Орджоникидзе закладывается головной крейсер. В окончательном варианте проекта было запланировано 5 судов, 4 из которых построили. Но следует отметить, что четвертое судно - «Петр Великий» - сразу получило несколько отличий от своих собратьев. В частности, у него большая автономность плавания, улучшенное противолодочное и гидроакустическое оружие, более современные крылатые ракеты.

Спустя 4 года, в предновогодние дни 1977 г., тяжелый атомный крейсер «Адмирал Ушаков» был спущен на воду и зачислен в ВМФ Советского Союза. Этот год ознаменовался для проекта «Орлан» еще одним событием. Именно тогда в ВМФ вводится новая классификация, и «Киров» из разряда простого противолодочного корабля становится тяжелым атомным ракетным крейсером.

Описание и конструкция

Во времена проектирования, а потом постройки корабля широкое распространение в мире получили композитные материалы. Потому развитые надстройки плавсредства в основном созданы из алюмо-магниевых сплавов. Большая часть вооружения установлена в кормовой и носовой частях. Дополнительные бронещиты закрывают машинное отделение, погреба боезапаса, и практически все важные посты судна «Адмирал Ушаков».

Крейсер имеет удлиненный полубак и двойное дно на всю длину судна. Надводная часть насчитывает пять палуб (также на всем протяжении корпуса). В задней части - подпалубный ангар, рассчитанный на постоянное нахождение трех вертолетов. Там же сконструирован подъемный механизм и предусмотрены помещения для хранения всех необходимых для полетов материалов. В отдельном отсеке находится подъемно-опускная система выпуска антенны комплекса «Полином».

Строительство такого корабля выдвигало очень большие требования к возможным заводам-изготовителям. Во-первых, в окончательном проекте судно получало водоизмещение больше 24 000 т. Во-вторых, максимальная длина корпуса должна была составить более 250 м. Имелся еще целый ряд требований, которым смог удовлетворить только один завод в Союзе — Ленинградский.

Вооружение

Прежде чем говорить о вооружении, стоит отметить, что атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» должен был наносить удары по корабельным авианосным группам противника, выслеживать и уничтожать подводные суда, и, конечно, обеспечивать противовоздушную и (в будущем) противоракетную оборону своих территорий. Исходя из всех перечисленных задач, судно получило целый список всевозможного оружия. Так как для подробного описания каждого типа потребуется не одна статья, придется ограничиться кратким характеристиками.

Основное ударное вооружение представлено системой «Гранит» - противокорабельным ракетным комплексом, расположенным в носовой части. Включает 20 ракет, максимальная дальность полета 550 км, боевая часть - атомная. 500 кг боеголовка.

Зенитное вооружение — ракетный комплекс «Форт». Крейсер имеет 12 по 8 ракет в каждой. Кроме воздушных целей можно поражать суда противника классом до эсминца. Запуск двигателей ракеты происходит уже после выпуска ее из установки, что обеспечивает взрыво- и пожарозащиту корабля. Дальность полета — 70 км (ограничена системами управления на судне).

Противолодочное оборудование включает ракетный комплекс «Метель» — 10 ракето-торпед. Дальность стрельбы — до 50 км, глубина поражения — до 500 м. Кроме этой системы используются два пятитрубных торпедных аппарата.

Также на палубе находится большое количество малых и небольших шестиствольных пулеметов.

Служу отечеству

Среди множества учений и боевых заданий, на которые выходили «орланы», стоит особо отметить одно, в котором участвовал именно «Адмирал Ушаков». Крейсер находился в наших водах, когда в декабре 1983 года корабли НАТО, выступив на стороне Израиля, начали военные действия против Сирии и Ливана — союзников СССР. Судно получило приказ идти в Средиземное море. Вот тут начинается курьез. Когда оно вошло в те воды, и до точки назначения оставалось чуть меньше суток, корабли НАТО тут же прекратили огонь и сбежали в островную зону. Приближаться ближе чем на 500 км к «Ушакову» американцы так и не рискнули.

Казнить нельзя помиловать

Фраза из старой сказки, приведенная выше, очень хорошо описывает ситуацию с судном на заре нового века. В 1989 году, когда крейсер шел на задание, сломался главный редуктор. Дальше начинаются проблемы с главной энергетической установкой, и в 1991 году капитан получает приказ: должна произвестись постановка на ремонт. Судно становится на стоянку, но в течение последующих лет происходит только одно важное событие — переход плавсредства в ВМФ России и переименование в тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков». Модернизация и средний ремонт начинаются только к 2000 году.

Дальнейшая судьба полностью соответствует старой сказке — все зависит от того, где стоит запятая. За 20 лет (с момента постановки на стоянку) эта запятая несколько раз меняла свое положение. То модернизация, то утилизация, затем новое решение и даже возврат в состав ВМФ, но и это не окончательно. Что будет дальше, и выйдет ли в море «Адмирал», пока неизвестно.

Заключение

Один из немногих судов в ВМФ России крейсер «Адмирал Ушаков» может похвастаться силовой установкой на основе ядерного реактора. Даже сегодня в мировом флоте нет корабля, по огневой мощи сравнимого с «Ушаковым». Появление флагмана на горизонте во многих случаях кардинально меняло расстановку сил в некоторых ситуациях, и будет очень жаль, если судно такого класса просто пустят на металлолом.

April 13th, 2015

.
Из всех кораблей 3-го поколения ВМФ СССР эсминцы пр. 956 понесли наибольшие небоевые потери. Из заложенных в 1976-1992 г.г. 22 корпусов (планировалось 50) флоту было передано 17 , а до сегодняшнего дня в том или ином состоянии дожили только 10 . Из этих десяти три числятся в боевом составе ВМФ, два находятся в техническом резерве 2-й категории, один - в замороженном ремонте, и четыре - в ожидании утилизации.


Эскадренный миноносец "Быстрый" проекта 956 (схема из книги Ю. Апалькова "Ударные корабли", 2010 ; по клику - 2500 пикс.)


1. " Адмирал Ушаков "

Входит в состав сил постоянной готовности СФ. Самый молодой из эсминцев пр. 956 (21 год) - передан ВМФ 30.12.1993 под наименованием "Бесстрашный", флаг поднят 17.04.1994, переименован 17.04.2004 - в день своего 10-летия . (надо полагать, что после передачи имени, судьба головного ТАРКР пр. 1144 была окончательно решена). 20.06.2000-21.07.2003 корабль прошёл заводской ремонт (ВТГ) на МП "Звёздочка" в Северодвинске, что в те времена воспринималось почти как чудо. После ремонта . "Ушаков" дважды ходил в северо-восточную Атлантику . в составе КАГ . во главе с "Адмиралом Кузнецовым" -
23.09-21.10.2004 . и . 23.08-14.09.2005 . . Есть сведения, что как минимум один раз эсминец прошёл доковый ремонт в 35-м СРЗ.


Наверное, самое свежее фото "Ушакова" (с номером, нанесённым по-новому ), январь 2015 г. (от avsky с forums . airbase . ru )

Корабль по-прежнему активно занимается боевой подготовкой, часто выходит в море (к сожалению, теперь только в Баренцево и Норвежское) - участвовал в учении "Запад-2013", в апреле 2014 г. успешно сдал К-2 (ссылка 1 ), в сентябре - К-3 ( ссылка 2 ), 16-21.03.2015 был задействован во внеплановой проверке боеготовности сил СФ и ЗВО (ссылка 3 ). В 2015 г. эсминцу "предстоит принять участие в ряде учений Северного флота и обеспечить проведение ответственных мероприятий в составе ОСК в Арктической зоне" (ссылка 4 ). Экипаж "Ушакова" на 70% укомплектован контрактниками (05.06.2014 - ссылка 1). Командир корабля - капитан 1-го ранга Олег Гладкий (на 23.01.2015 - ссылка 4).

2. " Быстрый "

Входит в состав сил постоянной готовности ТОФ. Самый "старый" из строевых 956-х (25 лет) - передан ВМФ 30.09.1989, флаг поднят 28.10.1989. Неизменный участник тактических и оперативно-тактических учений Тихоокеанского флота, в частности - 09.08-26.09.2013 ОТУ в северной части Тихого океана (в Охотском и Баренцевом морях, у берегов Камчатки). 14.05-01.06.2014 совершил поход в Шанхай для участия в российско-китайском учении "Морское взаимодействие" (Joint Sea 2014) в Восточно-Китайском море (20-26.05). . Этот поход стал самым дальним для эсминцев пр. 956 после долгого перерыва (со времён второй атлантической БС "Адмирала Ушакова").


"Быстрый" в проливе Босфор-Восточный во время совместного выхода с "Варягом", 08.07.2014 (фото pressa_tof , 2950 пикс. )

15-19.07.2014 "Быстрый" должен был участвовать в морской части российско-индийского учения INDRA -2014 ( ссылка 5 ). 08.07 он вместе с "Варягом" (и, возможно, с "Пересветом") выходил в море (ссылка 6 ) на генеральную репетицию, однако на "Индру" вместо него пошёл "Адмирал Виноградов". В ходе СКШУ "Восток-2014" (19-25.09.2014 ) "Быстрый" в паре с ПБРК "Рубеж" нанёс ракетный удар по надводным целям на удалении до 120 км (ссылка 7 ). . 27-29.10.2014 . эсминец выполнял едва ли не основную свою задачу по предназначению - поддерживал высадку морского десанта на полигоне Клерк (ссылка 8 , ссылка 9 ).

По состоянию на 03.04.2015 "Быстрый" проходил ремонт (ВТГ) в ЦС "Дальзавод" (по крайней мере, с 14.03 - ). Предыдущий визит в ЦСД был всего год назад (16.02?-28.04.2014) - судя по всему, сказывается пресловутая капризность ГЭУ. Командир корабля - капитан 2-го ранга Руслан Петрачков (на 25.07.2014 - ссылка 11 ).

3. " Настойчивый "

Входит в боевой состав БФ в статусе флагманского корабля флота. В серии - самый молодой после "Ушакова" (22 года), передан ВМФ 30.12.1992, флаг поднят 27.03.1993. В июле 2008 г. совершил военно-политический круиз по Балтийскому морю, посетив с визитами Швецию, Финляндию, Данию и Польшу (ссылка 12 ). Перед этим походом (или сразу после него) возникли серьёзные проблемы с ГЭУ, которые "решили", переставив турбины со строевого "Беспокойного" (ссылка 13 ). В начале 2012 г. "Настя" (флотское прозвище) прошла ремонт (ВТГ) в ПСЗ "Янтарь" (04.03 корабль был ещё там).


"Настойчивый" и "Беспокойный" в Балтийске, 08.10.2014 (фото Drakon 64 с forums . airbase . ru, по клику - 3640 пикс. )

04.09.2013 появилась информация о том, что "Настойчивый" в экстренном порядке готовится к походу в Средиземное море , чтобы усилить собой действовавшее там оперативное соединение (ссылка 14 ), однако 12.09 поход был отменён (ссылка 15 ). 20-26.09.2013 эсминец принял участие в СКШУ "Запад-2013", . в последний день которого поддержал высадку морского десанта на полигоне Хмелёвка . ( ) , . 10-20.06.2014 . был задействован в демонстративном учении ЗВО . в противовес учениям НАТО Saber Strike и BALTOPS (

В 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО "Лонг Бич". Это событие послужило толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники также оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.
Основой исследований явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах Мирового океана самостоятельно и в составе группировки, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б.Купенский , до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных БПК типа "Комсомолец Украины". От Военно-морского флота главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту стал капитан 2 ранга А. Савин .
Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Горшкова . Тем не менее проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать всё новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей её части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом Главком потребовал размещения на корабле резервной ЭУ на органическом топливе.
При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей её глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.
Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы
противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер. В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование “Киров” (с 1992 г. “Адмирал Ушаков”). Его постройка велась медленно и не очень ритмично. Головной корабль был спущен на воду в 13 часов 53 минуты 27 декабря 1977 г.
Костяк экипажа сформировали ещё за год до этого события. Были назначены командир корабля и заместитель командира по политической части, офицеры электромеханической боевой части и химической службы. К моменту спуска корабля на воду экипаж был укомплектован почти на сто процентов. В 1978 году экипаж прибыл в Ленинград и с огромным энтузиазмом принялся осваивать новый корабль.
В 1980 г. крейсер прошел испытания и вошел в состав Северного флота. 12 апреля 1981 года над кораблём гордо взвился Краснознамённый Военно-морской флаг.
В 1984 году появился второй корабль этого типа – “Фрунзе” (“Адмирал Лазарев”), в 1988 году третий – “Калинин” (“Адмирал Нахимов”) и в 1998 году “Юрий Андропов” (“Пётр Великий”).
Наши атомные ракетные крейсера прямых аналогов за рубежом не имеют. На ТАРКР энергетическая установка включает в себя две паровые турбины мощностью до 70000 л. с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе. При работе атомной энергетической установки крейсер развивает скорость более 30 узлов, под котлами - не менее 14. Экипаж почти вдвое меньше, чем было на одинаковом по водоизмещению линкоре “Октябрьская революция”. “Главный калибр” атомного крейсера - противокорабельный ракетный комплекс большой дальности "Гранит".
Зенитное ракетное оружие на крейсерах “Адмирал Ушаков” и “Адмирал Лазарев” было такое же, как и на крейсере “Слава”. На крейсере “Адмирал Нахимов” установлены уже более современные ЗРК.
Артиллерийское оружие головного корабля - две одноорудийные 100-мм автоматические установки с радиолокационной системой управления. Начиная со второго корабля серии, на них вместо двух “соток” стали размещать одну двухорудийную 130-мм артустановку. В качестве средств ближней самообороны на ТАРКР было установлено восемь 30-мм шестиствольных автоматов. На крейсере “Адмирал Нахимов” вместо этого оружия установлены два новых ракетно-артиллерийских комплекса самообороны.
Противолодочное оружие составляют автоматизированный гидроакустический комплекс "Полином", противолодочный торпедный комплекс "Метель" (в дальнейшем "Водопад").
На втором и последующих крейсерах вместо противолодочного ракетного комплекса и торпедных аппаратов устанавливали новый универсальный ракето-торпедный комплекс.
Набор противолодочных средств дополняют реактивно-бомбовые установки, основное назначение которых на этих кораблях - поражение атакующих их торпед. Начиная с третьего корабля серии, на атомных крейсерах устанавливают новый комплекс противоторпедной защиты. На корабле базируются два вертолета типа Ка - 27, Ка - 27ПС, Ка - 31 или Ка - 39 в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах. Для обеспечения базирования вертолётов предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлётно-посадочная площадка.
Таким образом, атомные крейсера типа "Киров" вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных в последние годы.
Несмотря на решение Государственной думы РФ о необходимости сохранения в боевом составе ВМФ России ТАРКР “Адмирал Ушаков”, в связи с отсутствием средств на ремонт и восстановление крейсер был выведен из боевого состава ВМФ и в настоящее время ожидает утилизации у стенки судоремонтного завода.
Однако члены экипажа первого отечественного атомного ракетного крейсера не считают себя вправе забыть историю. По инициативе единомышленников создан и активно работает Совет ветеранов крейсера. Традиционными стали ежегодные встречи бывших сослуживцев. По инициативе энтузиастов в Интернете создан сайт “Для тех, кто служил на ТАРКР “Киров” ().
В канун 30-летия спуска крейсера на воду в Североморске состоялась ставшая традиционной ежегодная встреча ветеранов. Капитан 1 ранга Александр Фадеев тепло поздравил тех, кому за время, прошедшее с последней встречи, исполнилось 50 лет и вручил им памятные адреса. Наиболее активным членам Совета ветеранов вручили памятные знаки эскадры надводных кораблей.
Капитан 1 ранга запаса Анатолий Романько рассказал собравшимся о работе, проводимой группой энтузиастов по сохранению истории родного корабля. Например, один из ветеранов крейсера, капитан 3 ранга запаса Борис Пономарёв собрал всю информацию об офицерах и многих мичманах крейсера, служивших на корабле с первого экипажа. Он ежегодно рассылает бывшим сослуживцам информацию о членах экипажа, ставшие редкими фотографии.
Секретарь Совета военных пенсионеров Североморска Юрий Смирнов рассказал присутствующим о грядущих изменениях в пенсионном обеспечении.
Отрадно отметить, что многие из ветеранов крейсера так или иначе и поныне служат Военно-морскому флоту. Капитан 1 ранга Олег Ивлев – офицер электромеханической службы соединения ракетных кораблей, а офицер запаса Вячеслав Андреев занимается вопросами поддержания технической готовности ТАРКР “Петр Великий”.
Радует ветеранов и то, что уже и сыновья некоторых из них принимают активное участие в работе Совета. На нынешнем сборе присутствующим представили сына офицера БЧ-5 первого экипажа корабля – Евгения Ожгихина , а ранее в работу Совета ветеранов активно включились Дмитрий Ралль и Евгений Белинин .
Капитан 2 ранга Юрий МУЗЫРА.