Меню Рубрики

Экзистенциальные потребности человека. Примеры экзистенциальных потребностей Что относится к экзистенциальным потребностям человека

За последние 100 лет на поле психологии появилось большое количество школ и направлений, изучающих и пытающихся объяснить экзистенциальные потребности личности. Важным инструментом социально-психологического анализа в социуме, является всестороннее сравнение по параметру отношений субъекта к окружающему миру и людям. Эрик Фромм утверждал, что поведение здорового человека в обществе обусловлено осознанием того, что в силу своих природных особенностей он стремится установить связи в обществе, преодолеть себя, укорениться в жизни, идентифицировать себя, построить собственную систему моральных ценностей.

1. Экзистенциальные потребности в установлении связей

Всю свою жизнь человек осознанно или неосознанно стремится объединиться с другими людьми. По мнению Эрика Фромма, есть только 3 способа удовлетворения этой потребности. Можно подчиниться правилам и требованиям какой-то группы или другого индивидуума, можно властвовать над кем-то, можно быть связанным с людьми или отдельным человеком посредством любви. При этом Фром с точки зрения своей гуманистической теории склонял общественную мысль к тому, что неоправданно удовлетворять через власть или подчинение свои экзистенциальные потребности. Это только любовь является верным способом сохранить целостность натуры, внутренние силы и уверенность в себе.

Социальная связка людей по модели власть - подчинение ущербна, потому что не может полностью удовлетворить указанную потребность. В силу побочного возникновения грубой зависимости между собой властвующий и подчиненный частично теряют свое «Я».

2. Экзистенциальные потребности в преодолении себя

Сложное понятие заключается в стремлении к созиданию.

Продуктивный путь лежит через процесс творчества и его проявления в искусстве, науке, религии. Человек по природе своей пытается показать, чем он, будучи приматом, отличается от представителей животного мира. Поэтому люди создают общественные институты, материальные ценности, в той или иной степени позиционируя любовь, как развития своего биологического вида.

Иррациональный путь удовлетворения потребности заключается в проявлении злонамеренной агрессии. Убивая и превращая другого в жертву, кто-то видит свою значимость в демонстрации доминирующей силы, подсознательно поднимая внутренние конфликты.

3. Экзистенциальные потребности человека в укорененности

Чтобы чувствовать себя полноценным представителем своего вида, человеку важно осознавать свои корни. Поэтому так сильна связь матери с ребенком. Соглашаясь с Фрейдом, Фромм признавал наличие в детской психике инцестуальных стремлений, но утверждал, что их причиной является вовсе не сексуальное влечение, а подсознательное желание вернуться в материнское лоно с целью укорениться, добиться полноценного чувства защищенности.

Продуктивный способ укоренения заключается в естественном отходе от материнской груди, в активном взаимодействии с миром, в развитии адаптационных способностей и достижении в условиях осознаваемой реальности.

Непродуктивный способ состоит в фиксации своего мышления в ограниченных матерью пределах, без желания самостоятельности. Люди, идущие этим путем неуверенные в себе, переполненные внутренними страхами, крайне зависимы.

4. Экзистенциальные потребности в самоидентичности

В человек заложено природой самостоятельное формирование концепции собственного «Я», результатом которого является осознание факта, что «Я отвечаю за себя». Легче отождествлять себя с разными институтами: с государством, нацией, религией, профессией, социальной группой, местом проживания. В упрощенной модели идентификации заложена угроза глобального конформизма, стадного инстинкта, зависимой принадлежности к толпе, где индивидуальность остается только словом, теряет объективную сущность своего лексического значения.

Другая крайность скрыта в ситуации, где человек лишен возможности отождествлять себя с кем-то или с чем-то. Можно лишиться рассудка. Люди, не имеющие психологических проблем, умеют идентифицировать себя вне толпы, при этом их критерии отвечают реальности.

5. Экзистенциальные потребности в системе ценностей

Человек, лишенный моральных ориентиров, движется по жизни, как слепой котенок. он создает, как остов своего поведения, правила, опираясь на которые проживает жизнь продуктивно или деструктивно с точки зрения Фромма. История знает много личностей, заплативших жизнью за сохранение своей системы ценностей.

Механизмы бегства

Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы "убежать от свободы". Первый из них – авторитаризм , определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я" (Fromm, 1941/1956, р. 163). Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных. Второй способ бегства – деструктивность . Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.

Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютногоподчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. "Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть" (Fromm, 1941/1956, р. 208). Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.

Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.

Позитивная свобода

Фромм считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой . Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге "Искусство любви" (1956/1974), одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности.

Экзистенциальные потребности человека

До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973). Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством "продуктивной любви", помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью (Fromm, 1973). К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.

Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать: "Я – это я". Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество (Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл "основными ориентациями характера". Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

В книге «Здоровое общество» (1955) Фромм утверждал, что психически здоровый человек отличается от больного тем, что оказывается в состоянии найти ответы на экзистенциальные вопросы - ответы, которые в наибольшей степени отвечают его экзистенциальным потребностям . Как и поведение животных, наше поведение мотивируется такими физиологическими потребностями, как голод, секс, безопасность и т. д., но их удовлетворение не приводит к разрешению человеческой дилеммы . Лишь специфические экзистенциальные потребности, присущие только человеку, могут подтолкнуть нас на путь воссоединения с природой. Эти потребности выявляются в ходе эволюции человеческой культуры, они вырастают из наших попыток раскрыть смысл своего существования, избежав при этом помрачения рассудка. Другими словами, здоровый индивидуум обладает лучшей способностью находить пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в установлении связей, преодолении себя, укорененности в мире, самоидентичности , наконец, в наличии системы ценностей .

Потребность в установлении связей

Первая экзистенциальная потребность человека - это потребность в установлении связей, стремление к объединению с другими людьми. Фромм определяет три основных направления, по которым человек может вступать во взаимоотношения с миром: подчинение, власть и любовь. Чтобы достичь единства с миром, человек может подчиниться другому человеку, группе, социальному институту. «Делая этот шаг, он переступает границы своей обособленности, своего индивидуального существования, становясь частью чего-то большего, нежели он сам, и осознает себя в контексте власти, которой подчиняется» (Fromm , 1981, р. 2).

С точки зрения Фромма, подчинение и власть - непродуктивные стратегии, не дающие личности нормального здорового развития. Покорные люди ищут взаимоотношений с властными, а властные - с покорными. Когда покорный и властный человек находят друг друга, они часто вступают в союзные отношения, удовлетворяющие их обоих. Хотя такой союз и может приносить партнерам радость, он так или иначе препятствует движению к целостности и психологическому здоровью личности. Партнеры «живут друг другом, удовлетворяя жажду близости и вместе с тем испытывая недостаток внутренней силы и уверенности в себе, которых требует от них свобода и независимость» (Fromm , 1981, р. 2).

Люди, находящиеся в союзных отношениях, привязаны друг к другу, но не любовью, а отчаянной жаждой установить связь, потребностью, которая никогда не может быть удовлетворена с помощью подобного партнерства. В глубине такого союза лежит бессознательное чувство враждебности, заставляющее человека, живущего в союзе, обвинять своего партнера в том, что тот не может полностью удовлетворить его потребности. По этой причине они ищут нового подчинения или новой власти и в результате становятся все более зависимыми от своих партнеров и все менее свободными.

Единственная продуктивная стратегия установления связи - это любовь. Фромм определяет любовь как «союз с кем-то или с чем-то находящимся вне человека при условии сохранения последним обособленности и целостности своего Я » (Fromm , 1981, р. 3). Несмотря на то что любовь включает в себя непосредственное участие в жизни другого человека и общность с ним, она в то же время предоставляет человеку свободу быть уникальным и самостоятельным и позволяет ему удовлетворить потребность в установлении связей, не нарушая своей целостности и независимости. В любви двое становятся одним целым, хотя при этом каждый остается самим собой.

Фромм был убежден, что подлинная любовь является единственным путем, с помощью которого человек может стать единым с миром и одновременно прийти к своей индивидуальности и целостности. В книге «Искусство любить» (1956) он выделил четыре основных элемента, которые являются общими для всех форм подлинной любви: заботу, ответственность, уважение и знание. Если мы любим другого человека, мы должны интересоваться им и проявлять о нем заботу. Любовь также означает желание и способность нести ответственность за другого человека. Любя другого, мы удовлетворяем физические и психологические потребности этого человека, принимаем и уважаем его таким, какой он есть, и не пытаемся изменить его. Но мы можем уважать других, только если располагаем определенным знанием о них. В данном случае «знать» означает смотреть на других с их собственной точки зрения.

Потребность в преодолении себя

В отличие от животных, людьми движет потребность в преодолении себя , определяемая как желание подняться над пассивным и случайным существованием в «царство целеустремленности и свободы» (Fromm , 1981, р. 4). Подобно тому как потребность в установлении связей может в равной степени удовлетворяться продуктивными и непродуктивными методами, потребность в преодолении себя можно удовлетворить как позитивно, так и негативно. Мы можем преодолевать нашу пассивную природу как путем созидания жизни, так и путем ее разрушения. Помимо созидания через воспроизводство, общего для всех представителей животного мира, человек способен осознать эту свою функцию и по аналогии с ней создавать искусственные творения, такие как произведения искусства и научные концепции, религиозные верования и общественные институты, материальные и моральные ценности, главной из которых является любовь.

Творить означает быть деятельным и заботливым по отношению к тому, что создано человечеством. Однако есть и другой путь: преодоление жизни путем ее разрушения и превращения другого в жертву. В «Анатомии человеческой деструктивности» (1973) Фромм обосновывает мысль о том, что человек является единственным биологическим видом, для которого характерна злонамеренная агрессия (malignant aggression ), которая означает способность убивать не только ради выживания, но и по другим причинам. Хотя для некоторых индивидов и даже в некоторых культурах злонамеренная агрессия является мощной доминирующей силой, ее нельзя отнести к числу универсальных человеческих свойств. В частности, многие доисторические общества и некоторые современные традиционные, или «примитивные», культуры Потребность в укорененности

Когда человеческие существа развиваются как отдельный вид, они теряют свой дом в мире природы, что осознается ими благодаря уникальной способности мыслить. Последовательно возникающие при этом чувства изоляции и беспомощности становятся невыносимы. От этого проистекает третья экзистенциальная потребность - потребность в обнаружении своих корней, жажда в буквальном смысле «укорениться» в этом мире и снова почувствовать его своим домом.

Потребность в укорененности можно рассматривать и в контексте филогенеза, то есть развития конкретного представителя человечества как вида. Фромм абсолютно согласен с Фрейдом в том, что инцестуальные стремления присущи человеческим существам, но, в отличие от него, не считает, что все они основаны на сексуальной почве. Фромм утверждает, в частности, что стремление к инцесту базируется на «глубокой жажде возврата в теплое уютное материнское чрево или к ее питающей груди» (1955, с. 40). В этом смысле на Фромма оказала большое влияние концепция раннего матриархального общества, выдвинутая Дж. Дж. Бахофеном (1861-1967). В отличие от Фрейда, который считал древние общества патриархальными, Бахофен придерживался той точки зрения, что центральной фигурой в этих древнейших социальных группах была все же мать. Именно она сообщала своим детям чувство укорененности, именно она побуждала их либо к развитию личной индивидуальности, либо к фиксации, тормозящей психологический рост.

Потребность в укорененности может быть удовлетворена с помощью более или менее продуктивных стратегий. Продуктивной является стратегия, которая предполагает, что, оторвавшись от материнской груди, человек рождается по-настоящему. Это означает, что он активно и творчески взаимодействует с миром, приспосабливается к нему и достигает целостности. Эта новая связь с реальностью обеспечивает безопасность и восстанавливает чувство принадлежности к миру и укорененности в нем. В поисках своих корней люди могут выбирать и обратную стратегию, а именно, непродуктивную стратегию фиксации (fixation ). Фиксация означает упорное нежелание индивида двигаться за пределы безопасного мира, изначально очерченного матерью. Люди, которые используют для удовлетворения потребности в корнях стратегию фиксации, «боятся подняться на следующую ступень развития, оторваться от материнской груди. Они страстно желают, чтобы их опекали, по-матерински холили и лелеяли, защищали от неблагоприятных воздействий окружающего мира; по характеру они очень зависимые, пугливые и крайне неуверенные в себе» (Fromm , 1955, р. 40).

Самоидентичность

Четвертой экзистенциальной потребностью является потребность в осознании себя отдельной сущностью, или в самоотождествлении. Будучи оторваны от природы, мы вынуждены самостоятельно формировать концепцию своего Я , воспитывать в себе способность ответственно заявить: «Я - это я» или «Я отвечаю за свои действия».

В эссе «О непослушании» (1981) Фромм подхватывает известную мысль антропологов о том, что в традиционных культурах люди очень тесно отождествляли себя со своим кланом и не мыслили себя отдельно от него. В общих чертах то же самое характерно и для Средневековья, чей представитель был в значительной степени отождествлен со своей социальной ролью в феодальной иерархии. Вслед за Марксом Фромм полагал, что подъем капитализма существенно раздвинул границы экономической и политической свободы, однако не принес человеку истинного ощущения своего Я . Для большинства людей самоидентичность означает привязанность к другим или преданность различным институтам - нации, религии, профессии, социальной группе. Вместо отождествления с кланом развивается стадный инстинкт, покоящийся на чувстве несомненной принадлежности толпе. Причем этот факт остается неоспоримым, несмотря на то что однородность толпы и конформизм ее участников зачастую прикрываются иллюзией индивидуальности.

Не отождествляя себя ни с чем и ни с кем, мы рискуем потерять рассудок. Эта угроза является для нас мощным фактором мотивации, заставляя сделать все возможное, чтобы приобрести чувство самоидентичности. Невротики пытаются находиться возле сильных людей либо стараются закрепиться в социальных или политических институтах. Психологически здоровые люди имеют меньшую потребность соответствовать толпе и отказываться от ощущения своего Я . Им не нужно ограничивать свою свободу и проявления собственной индивидуальности, чтобы существовать в человеческом обществе, поскольку сильной стороной их самоидентичности является ее подлинность.

Система ценностей

Последняя описанная Фроммом экзистенциальная потребность - потребность в системе ценностей. Мы нуждаемся в некой маршрутной карте, системе взглядов и ценностей, помогающей нам ориентироваться в этом мире. Без такой карты мы были бы «абсолютно растеряны и не имели бы возможности действовать целенаправленно и последовательно» (Fromm , 1955, р. 230). Система ценностей позволяет нам организовать то огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми мы сталкиваемся на протяжении жизни. «Человек окружен множеством загадочных явлений и, имея на это полное основание, вынужден придавать им смысл, вкладывать их в понятный для него контекст» (Fromm , 1955, р. 63).

«Самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию, и в конечном счете - осознание себя как личности» (Fromm , 1973).

Каждый человек имеет свою философию, т. е. внутренне согласованную систему взглядов на мир. Многие люди воспринимают эту философию в качестве жизненной основы. Таким образом, если какие-либо явления и события не вписываются в рамки упомянутой системы, они трактуются человеком как «ненормальные», «неразумные»; если же, напротив, вписываются, то рассматриваются как проявление «здравого смысла». Чтобы приобрести и сохранить свою систему ценностей, люди способны предпринять практически любые шаги вплоть до самых радикальных - например, избрать путь иррационального авторитаризма, как Адольф Гитлер и другие фанатики, сумевшие выбиться в лидеры.

Табл. 20.1. Человеческие потребности

Потребность

Негативные составляющие

Позитивные составляющие

Установление связей

Подчинение или власть

Преодоление себя

Разрушение

Созидание, творчество

Укорененность в мире

Фиксация

Целостность

Самоотождествление

Принадлежность группе

Индивидуальность

Система ценностей

Иррациональные цели

Рациональные цели

Комплексный подход к разрешению экзистенциальных конфликтов личности

Еще со времен античности философы всего мира пытались дать свое определение потребностям человека. Что можно определить как личную прихоть или веяние эпохи? А что является истинной потребностью, присущей каждому человеку с момента появления на свет независимо от того, где и в какое время он живет, как именно проходит его жизнь? Давайте рассмотрим основные экзистенциальные потребности человека, их примеры и проявление. Существует множество различных теорий и мнений по поводу этого, но наиболее убедительная характеристика экзистенциальных потребностей человека принадлежит немецкому психологу Э. Фромму.

Характеристика экзистенциальных потребностей человека

Э. Фромм, знаменитый психолог, психоаналитик и философ, выделил пять основных потребностей человека, которым дал название экзистенциальных. В 1955 году в книге «Здоровое общество» был опубликован его взгляд на различия между психически больным и здоровым человеком. По его мнению, здоровый человек, в отличие от больного, может самостоятельно найти ответы на экзистенциальные вопросы. И ответы эти наиболее точно отвечают его потребностям.

Поведение человека в чем-то схоже с поведением животных, в основном оно так же мотивируется физиологическими потребностями. Однако удовлетворив их, он не придет к разрешению проблемы человеческой сущности. Лишь утолив уникальные экзистенциальные потребности, индивид сможет ощутить всю полноту своей жизни. К экзистенциальным относятся потребности в преодолении себя, в общении, в «укорененности», в самоидентичности и наличии системы ценностей. Они никогда не могут быть удовлетворены в полной мере, по сути своей они являются двигателями к самосовершенствованию. Осознать их недостижимость нелегко, но только так можно хоть в малой мере раскрыть смысл своего существования, избежав при этом помрачения рассудка.

Э. Фромм предоставил свое определение экзистенциальных потребностей личности, он называет их укоренившимися в характере страстями. Их проявления определяются как любовь, независимость, стремление к правде и справедливости, ненависть, садизм, мазохизм, деструктивность или нарциссизм.

Потребность в преодолении себя

Психически здоровым человеком движет потребность в преодолении, иными словами, тяга к независимости и целеустремленности вместо случайного и пассивного течения жизни.

По определению И. Павлова, экзистенциальные потребности человека в преодолении - это «рефлекс свободы». Он возникает при наличии какого-либо реального препятствия и детерминируется желанием человека преодолеть его. Бороться с пассивной природой человеческой сущности можно как продуктивными, так и негативно сказывающимися на жизни способами. Удовлетворить экзистенциальные потребности в преодолении можно как при помощи творчества или путем созидания, так и путем разрушения.

Творчество здесь подразумевает не только создание произведений искусства, а и рождение новых научных концепций, религиозных верований, сохранение и передачу потомкам материальных и моральных ценностей.

Второй путь преодоления жизненных преград влечет разрушение материальных благ и превращение другого человека в жертву.

В изданной в 1973 году книге «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм подчеркивает, что из всех биологических видов только человеку характерна агрессия. Это значит, что существует множество причин, по которым человек может причинить вред другому или даже убить его, в то время как животные совершают это исключительно ради выживания. Но эта мысль не распространяется на некоторые «примитивные» культуры, где агрессия подчеркивает мощную доминирующую силу общества.

Потребность в общении

Потребность в общении, или потребность в установлении связей,- это одна из главных базовых социальных экзистенциальных потребностей личности. Фромм выделяет три основных направления: любовь, власть и подчинение. По мнению психолога, последние два являются непродуктивными, то есть такими, которые не позволяют личности нормально развиваться.

Покорный человек ищет связь с властным человеком. И наоборот. Союз властного и покорного может удовлетворять обоих и даже приносить радость. Однако рано или поздно приходит понимание, что такой союз препятствует нормальному личностному росту и сохранению внутреннего комфорта. Покорный партнер будет испытывать явный недостаток силы и уверенности в себе. Привязанность таких характеров объясняется не любовью, а подсознательным стремлением установить связь. Возможны даже обвинения в том, что партнер не в состоянии полностью удовлетворить его нужды и экзистенциальные потребности. Вследствие этого они ищут новой власти либо нового лидера. А в результате становятся лишь менее свободными и все более зависимыми от своего партнера.

Любовь как наиболее продуктивный способ удовлетворения потребности в общении

Единственным продуктивным способом установления связи является любовь. Фромм утверждает, что только такой союз сохраняет у человека независимость и целостность собственного «Я». Люди, которые любят друг друга, становятся единым целым, они искусно дополняют друг друга, не забирая при этом свободу партнера и его уникальность, не принижают чувство собственного достоинства. Фромм является автором книги «Искусство любить», которая была выпущена в 1956 году. Он выделил четыре основных компонента истинной любви, которые являются общими для всех форм ее проявления: уважение, забота, ответственность и знание.

Мы всегда интересуемся делами любимого человека, заботимся о нем. Мы стараемся удовлетворить физические и психологические потребности партнера. Любовь также подразумевает способность, а главное желание, нести ответственность за своего избранника. Мы принимаем совершенно чужого изначально человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками, при этом не пытаясь его изменить. Мы уважаем его. Но уважение вытекает из определенного знания о человеке. Это способность принять во внимание мнение другого, смотреть на вещь с его точки зрения.

Потребность в «укорененности»

Человеку невыносимо жить в полной изоляции. Рано или поздно у каждого возникает острое желание «укорениться» в этом мире и обществе, почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенной. Фромм утверждает, что потребность в «укорененности» возникает в момент, когда разрывается биологическая связь с матерью. Под влиянием концепции о раннем матриархальном обществе выдвинутой Дж. Бахофеном Фромм соглашается с ним, что центральной фигурой в любой социальной группе является именно мать. Она обеспечивает своим детям ощущение укорененности. Именно она способна как пробудить в них стремление к развитию собственной индивидуальности, самостоятельности и независимости, так и приостановить психологический рост ребенка.

Помимо положительной стратегии удовлетворения потребности в «укорененности», когда человек, приспособившись к внешнему миру, чувствует себя с ним единым целым, существует менее продуктивная, так называемая стратегия «фиксации». В этом случае человек упорно отказывается от какого-либо продвижения, он прекрасно себя чувствует в том мире, который когда-то очертила ему мать. Такие люди крайне не уверены в себе, пугливы и чрезвычайно зависимы от других. Они нуждаются в постоянной опеке и не могут справиться с неожиданными препятствиями внешнего мира.

Потребность в наличии системы ценностей

Своя система ценностей чрезвычайно важна для человека, так как каждому необходима некая опора, жизненная карта, которая поможет ориентироваться в мире. Целеустремленный индивид имеет собственную систему взглядов и убеждений, которые помогают принять и систематизировать все те внешние раздражители, с которыми он сталкивается на протяжении жизни. Каждый индивидуально придает тот или иной смысл происходящим вокруг явлениям. Если какая-либо ситуация выходит за рамки внутренней философии человека, он воспринимает ее как ненормальную, неправильную, из ряда вон выходящую. В ином случае произошедшее воспринимается абсолютно нормально.

У каждого своя система ценностей, поэтому один и тот же поступок или событие у двух разных людей могут вызвать как восхищение, так и неодобрение.

Потребность в самоидентичности

Потребность в самоидентичности тесно связана с потребностью в «укорененности». Давайте узнаем, почему. Отрываясь от биологической связи с матерью, начинается процесс формирования собственного «Я». Человек, который явно ощущает свою непохожесть на других, способен стать хозяином своей жизни, а не следовать постоянно указаниям других. Удовлетворяя потребность в самоидентичности, индивид становится индивидуальностью.

Фромм придерживается мнения, что представители большинства традиционных культур тесно сопоставляли себя своему обществу, не представляя себя отдельно от него. Рассматривая эпоху капитализма, он соглашается с теориями других психологов в том, что значительное расширение границ политической и экономической свободы не дало человеку реального ощущения своего «Я». Каждый слепо верил своему лидеру. Чувство привязанности к другому человеку, социальной группе, религии или профессии не имеет ничего общего с самоидентичностью. Из отверженного чувства подражания и привязанности к социальной группе формируется стадный инстинкт.

Если психически нездоровый человек постоянно тянется к сильным личностям, всеми способами пытается найти свое место в политических или то сильный и здоровый человек менее зависим от мнения толпы. Для комфортного существования в обществе ему не нужно ограничивать себя в чем-либо и скрывать проявления своей индивидуальности.

Рассмотрев экзистенциальные потребности по Фромму, ознакомимся с научными результатами Абрахама Маслоу.

Экзистенциальная психология. Мнение Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу не был экзистенциалистом, он даже не мог назвать себя прилежным исследователем этой отрасли психологии. Он изучал экзистенциализм, пытаясь в нем отыскать что-то новое для себя. Для него базовым условием, определяющим проявление базовых социальных экзистенциальных потребностей, является понятие самобытности, идентичности и преодолении себя.

Во время изучения данной темы Маслоу сделал немало полезных выводов. Он считает, что для психологов чрезвычайно важным является тот факт, что только экзистенциалисты могут изучать психологию, основываясь на философских началах. Другим этого не удается сделать. Так, логический позитивизм был в корне ошибочным, особенно во время лечения клинических больных. «Быть может, в скором будущем психологи примут во внимание основные философские проблемы и перестанут полагаться на непроверенные концепции», - считает психолог.

Сформулировать экзистенциальные потребности по Маслоу достаточно сложно. В своих исследованиях он не пытался изобрести что-то новое, его целью было отыскать что-то общее с привычной психологией, научиться чему-то в существующих теориях. Наиболее сильное впечатление на него оказал вопрос о будущем, который в литературе занимает центральное значение. Из статьи Эрвина Страуса в книге «Экзистенция» следует, что будущее является динамически активным в любой момент времени, оно всегда вместе с человеком. В понимании Курта Левина будущее - понятие внеисторическое. Все привычки, навыки и прочие механизмы основаны на опыте из прошлого, а, следовательно, они сомнительны и недостоверны относительно будущего.

Ученый считает, что изучение базовых социальных экзистенциальных потребностей и экзистенциализма в целом поможет отбросить жизненные страхи и иллюзии, выявив истинные психические заболевания, это все может привести к образованию новой ветки в психологии.

Одна из мыслей Маслоу гласит, что, вполне вероятно, то, что принято называть психологией, является всего лишь изучением хитростей человеческой натуры, которые применяются подсознанием, чтобы избежать страха перед неизведанной новизной будущего.

Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей

Исследования социологов, касающиеся ценностей человека, являются чрезвычайно важными для понимания и обеспечения общественного порядка. При рассмотрении отдельной личности очевидно, что экзистенциальные потребности - это базовый элемент ее деятельности, как и ценностно-нормативное регулирование общественных отношений является мощным фактором функционирования социальных групп. Резкие изменения в структуре общественной жизни привели к повышенному вниманию к вопросу о человеческих ценностях и потребностях. Именно экзистенциальные потребности, примеры которых приведены выше, являются темой исследований многих ученых классического периода (М. Вебер, У. Томас, Т. Парсонс), современных западных социологов (Ш. Шварц, П. Блау, К. Клакхон и др.), также к проблеме человеческих ценностей обращались советские и постсоветские социологи (В. Ядов, И. Сурина, А. Здравомыслов).

«Ценность» и «потребность» являются одновременно фундаментальными понятиями и в то же время многогранными и крайне широкими. Традиционно под ценностями понимали ту важность и вклад в жизнь человека, что вносил объект экзистенциальных потребностей, значимость явлений и процессов действительности для конкретного человека и социальной группы. Они могут воплощаться в самых разнообразных проявлениях от предметов и материальных благ до неких абстрактных идей. В то же время потребностью можно назвать своего рода эталон, инструмент, при помощи которого происходит оценка действительности. Исходя их этого, экзистенциальные потребности - это структурный элемент культуры, который состоит из алгоритмов поведения, системы оценки, результата деятельности человека ради удовлетворения собственных духовных и прочих нужд. Но в то же время, если человека спросить, зачем ему удовлетворять конкретную потребность, он не сможет дать ответ, либо ответ будет очень затруднительным. Эти потребности стоят выше желаний, они скорее выступают как некое средство достижения целей, не всегда осознанное и определенное.

Подводя итоги

Если подводить итог всего вышеизложенного, прежде всего, следует отметить, что экзистенциальные потребности человека являются понятием многозначным. Во-первых, из-за многозначительной трактовки самого понятия «потребности». Во-вторых, вследствие неоднозначности в определении понятия «экзистенциальный». Так что же в современном мире оно означает?

  1. Термин «экзистенциальный» может значить все то, что существует.
  2. Все, что связано с критичными, жизненно важными аспектами существования человека (потребность в безопасности, в удовлетворении первичных потребностей).
  3. Все, что относится к вопросам бытия.

Тем не менее экзистенциальные потребности человека, примеры которых рассматривались ранее, имеют следующие характеристики:

  • в них присутствует весь опыт человека;
  • в оценочной характеристике экзистенциальные потребности присутствуют при восприятии отдельной личности, такая оценка может быть как вполне осознанной, так и интуитивной;
  • ими задаются жизненные ориентиры как отдельной личности, так и общества в целом;
  • при рассмотрении таких потребностей очевидно, что в них всегда присутствует человеческий фактор, существование личности невозможно без полного или хотя бы частичного подчинения положениям социокультурного порядка.

В зависимости от того, как общество понимает экзистенциальные потребности (примеры реализации их в жизни можно привести разные), какой ответ дает на вопрос о смысле собственного существования, можно судить о важности дальнейших исследований. На сегодняшний же день, опираясь на категорию веры, под данным понятием принимают религиозную сущность, несмотря на то, что атеистами себя считают лишь 10% населения.

Исследования экзистенциальных потребностей и полное их изучение могут сыграть важную роль в таких областях, как социология жизни и морали, социология человеческих ценностей, морали и смысла жизни. Существует огромное множество рассуждений о счастливом и успешном человеке. Но нельзя построить универсальное пособие на все случаи жизни, руководствуясь которым каждый сможет сделать свою жизнь лучше. На пути к этому предстоит преодолеть еще немало преград.

(лат. existentia - существование) - потребности, связанные для человека со смыслом жизни и разрешением «вечных» истин в процессе его жизненной самореализации.

По Эриху Фромму в основе лежит «биологическая дихотомия между инстинктами, которых человеку недостает, и самосознанием, которого бывает в избытке.

Экзистенциальный конфликт человека создает определенные психические потребности, которые у всех людей одинаковые. Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой. Экзистенциальные потребности кроются в условиях человеческого существования. Они свойственны всем людям, и их удовлетворение необходимо для сохранения душевного здоровья, также как удовлетворение естественных потребностей необходимо для поддержания физического здоровья человека (и его жизни).

Но каждая из экзистенциальных потребностей может быть удовлетворена разными способами. Эти различия в каждом случае зависят от его общественного положения. Различные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме».

определяет 5 основных экзистенциальных потребностей человека:

С точки зрения такой психодиагностической методики, как , разнос в поведении между инстинктами и сознательным (социальным) поведением будет давать человеку чрезмерное облысение головы в различных зонах. На эту тему есть статья на нашем сайте о .